Римская империя в 3 веке нашей эры. 3 римская
Римские цифры
Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Древнем Риме и Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр, заимствованная у арабов (1,2,3,4,5…).
Но, до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и (в англо-американской типографической традиции) страницы книжных предисловий, размеры одежды, главы монографий и учебников. Кроме того, в русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные. Система Римских цифр в настоящее время применяется при обозначения веков (XV век и т.д.), годов н. э. (MCMLXXVII т. д.) и месяцев при указании дат (например, 1. V.1975), в исторических памятниках права как номера статей (Каролина и др)
Для обозначения чисел применялось 7 букв латинского алфавита (первая буква слов – пять, десять, пятьдесят, сто, пятьсот, тысяча):
I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000
С (100) -это первая буква латинского слова centum (сто)
а М - (1000) - на первую букву слова mille (тысяча).
Что же касается знака D (500), то он представлял собой половину знака Ф (1000)
Знак V (5) является верхней половиной знака Х (10)
Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала пишутся тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 пишется как XXIV
Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр.
При этом, если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания).
Другими словами - если знак, обозначающий меньшее число, стоит справа от знака, обозначающего большее число, то меньшее прибавляют к большему; если слева - то вычитают: VI - 6, т.е. 5+1 IV - 4, т.е. 5-1 LX - 60, т.е. 50+10 XL - 40, т.е. 50-10 CX - 110, т.е.100+10 XC - 90, т.е. 100-10 MDCCCXII - 1812, т.е. 1000+500+100+100+100+10+1+1
Последнее правило применяется только во избежание четырёхкратного повторения одной и той же цифры. Во избежание 4-х кратного повторения число 3999 записывается как MMMIM.
Возможно различное обозначение одного и того же числа. Так, число 80 можно представить как LXXX (50+10+10+10) и как XXC(100-20).
Например, I, Х, С ставятся соответственно перед Х, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40, 400.
Например, VI = 5+1 = 6, IV = 5 - 1 = 4 (вместо IIII).
XIX = 10 + 10 - 1 = 19 (вместо XVIIII),
XL = 50 - 10 =40 (вместо XXXX),
XXXIII = 10 + 10 + 10 + 1 + 1 + 1 = 33 и т.д.
Римские цифры | |||||||
I | 1 | XI | 11 | XXX | 30 | CD | 400 |
II | 2 | XII | 12 | XL | 40 | D | |
III | 3 | XIII | 13 | L | 50 | DC | 600 |
IV | 4 | XIV | 14 | LX | 60 | DCC | 700 |
V | 5 | XV | 15 | LXX | 70 | DCCC | 800 |
VI | 6 | XVI | 16 | LXXX | 80 | CM | 900 |
VII | 7 | XVII | 17 | XC | 90 | M | 1000 |
VIII | 8 | XVIII | 18 | C | 100 | MM | 2000 |
IX | 9 | XIX | 19 | CC | 200 | MMM | 3000 |
X | 10 | XX | 20 | CCC | 300 |
Примеры:
|
Примечание:
Основные римские цифры: I(1) - unus (унус) II(2) - duo (дуо) III(3) - tres (трэс) IV(4) - quattuor (кваттуор) V(5) - quinque (квинквэ) VI(6) - sex (сэкс) VII (7) - septem (сэптэм) VIII (8) - octo (окто) IX (9) - novem (новэм) X (10) - decem (дэцем) и т.д. XX (20) - viginti (вигинти) XXI (21) - unus et viginti или viginti unus XXII (22) - duo et viginti или viginti duo и т.д. XXVIII (28) - duodetriginta (дуодэтригинта) XXIX (29) - undetriginta (ундэтригинта) XXX (30) - triginta (тригинта) XL (40) - quadraginta (квадрагинта) L (50) - quinquaginta (квинквагинта) LX (60) - sexaginta (сэксагинта) LXX (70) - septuaginta (сэптуагинта) LXXX (80) - octoginta (октогинтна) XC (90) - nonaginta (нонагинта) C (100) - centum (центум) CC (200) - ducenti (дуценти) CCC (300) - trecenti (трэценти) CD (400) - quadrigenti (квадригэнти) D (500) - quingenti (квингэнти) DC (600) - sexcenti (сэксценти) DCC (700) - septigenti (сэптигэнти) DCCC(800) - octingenti (октигенти) CM (DCCCC) (900) - nongenti (нонгэнти) M (1000) - mille (милле) MM (2000) - duo milia (дуо милиа) V (5000) - quinque milia (квинквэ милиа) X (10000) - decem milia (дэцем милиа) XX (20000) - viginti milia (вигинти милиа) C (1000000) - centum milia (центум милиа) XI (1000000) - decies centena milia (дэциэс центэна милиа)"
studfiles.net
Римская империя в 3 веке нашей эры
Со смертью императора Коммода начались внутренние распри, войны между претендентами на престол, опиравшимися на те или иные легионы, расквартированные в провинциях, или на преторианскую гвардию в столице. Политическое равновесие между отдельными соперничавшими общественными силами, царившее в Риме эпохи Адриана и Марка Аврелия, отошло в прошлое. Одержавший победу над другими претендентами на власть Септимий Север повел в конце II — начале III в. политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны войска. Распустив старую преторианскую гвардию, состоявшую из полноправных римских граждан, а создав новую, рекрутировавшуюся из солдат дунайских и сирийских легионов, а также сделав офицерское звание доступным любому выходцу из провинции, Септимий Север углубил начатый еще при Адриане процесс варваризации армии. Тот же политический курс — ослабление позиций сената и опора на войско — продолжил сын императора, Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства от маленького замкнутого италийского полиса к универсалистской космополитической империи.
Римский император Коммод
За убийством заговорщиками Каракаллы последовал недолгий период хаоса и распада в правление молодого, но развращенного и ненавистного всем императора Бассиана, прозванного Гелиогабалом за свою приверженность культу Солнца, который он хотел официально ввести в Риме вместо традиционной римской религии. Гелиогабал также погиб от рук заговорщиков, и только при его двоюродном брате, Александре Севере, наступило — впрочем, столь же недолгое — успокоение: новый император пытался достичь согласия с сенатом, усилить дисциплину в армии и одновременно снизить расходы на ее содержание, чтобы вообще ослабить ее роль в жизни государства. Понятно, что недовольство войска привело к новому заговору: в 235 г. Александр Север был убит, и с этого момента начался полувековой период политического хаоса, отмеченный борьбой за власть между различными претендентами, выходцами из простых солдат, опиравшимися только на их поддержку.
«Солдатские императоры сменяли друг друга на престоле с головокружительной быстротой и обычно погибали насильственной смертью, несмотря на то что некоторые из них, например Деций, Валериан и Галлиен, стремились как-то нормализовать обстановку. При этом они, как правило, апеллировали к старым государственным и религиозным традициям Рима, что приводило, в частности, к вспышкам гонений на христиан. Внутри- и внешнеполитическая ситуация оставалась крайне тяжелой: императорам приходилось не только давать отпор германским племенам франков, алеманнов, готов, но и бороться с узурпаторами, появлявшимися то здесь, то там в провинциях, где верные узурпаторам легионы провозглашали их императорами. В течение III в. многие провинции на продолжительное время вообще порывали всякие связи с Римом и становились фактически независимыми. Только в начале 70-х годов III в. императору Аврелиану удалось вновь подчинить власти Рима отпавшие провинции Галлию и Египет.
Справившись с этой задачей, Аврелиан начал именовать себя «восстановителем мира», а позднее приказал называть его «государь и бог», на что его предшественники не решались, опасаясь посягнуть на еще сильные в Риме республиканские, антимонархические традиции. На Марсовом поле был воздвигнут при Аврелиане храм Непобедимому Солнцу как высшему божеству и верховному покровителю государства. Но и присвоив себе титул «государя и бога», император не избежал общей участи римских правителей того столетия — в 275 г. он был убит заговорщиками, и политический хаос вновь воцарился на всей территории империи.
Распад государственной системы, внутренние междоусобицы, нападения германских племен и длительные безуспешные войны с персами, создавшими в III в. могущественную державу Сассанидов, — все это усугубляло острый экономический и социальный кризис римского общества, ставший очевидным еще на исходе предыдущего столетия. Коммуникации в империи стали ненадежны, что подорвало торговлю между провинциями, стремившимися теперь ко все большей хозяйственной самостоятельности и замкнутости, ограничивая масштабы производства размерами, достаточными лишь для удовлетворения потребностей своего населения.
Центральная власть испытывала хроническую нехватку средств, ибо расходы на содержание императорского двора, должностных лиц, армии опустошали казну, доходы же с провинций поступали нерегулярно. В провинциях, как уже говорилось, нередко всем заправляли узурпаторы, а не представители римских властей. Чтобы справиться с финансовыми трудностями, государство нередко прибегало к обесцениванию денег: так, уже при Септимии Севере содержание серебра в денарии сократилось наполовину, при Каракалле еще уменьшилось, а к концу III в. серебряный денарий был по существу медной, лишь слегка посеребренной монетой. Инфляция, обесценивание денег вызвали усиленную тезауризацию старой, полноценной монеты, т. е. ее накопление в кладах, многие из которых были позднее раскопаны археологами. О размерах таких кладов может свидетельствовать находка, сделанная в Кёльне: более 100 золотых монет и свыше 20 тыс. серебряных. Инфляции сопутствовал рост денежных вложений в приобретение земельных владений. Арендная плата за землю повышалась, что вело к разорению колонов, все больше вытеснявших из сельского хозяйства рабов; теперь колонам приходилось очень трудно, и многие из них оставили деревню. Эдикт Каракаллы, предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, имел, несомненно, фискальные цели, а именно охватить всех подданных императора единой налоговой системой. Росло долговое бремя, стремительно повышались цены, количество же рабочих рук сократилось, ибо доставлять все новых рабов было уже неоткуда. К тому же усиление эксплуатации рабов и колонов вызывало с их стороны упорное сопротивление. Во второй половине III в. по всем провинциям империи, особенно в Африке и Галлии, прокатилась волна восстаний угнетенных и обнищавших низов. Восстания эти были наиболее ярким симптомом кризиса рабовладельческого общества.
Культура древнего Рима 3 века нашей эры
Клонясь к упадку, античный мир сумел, однако, создать в то время последнюю оригинальную философскую концепцию — неоплатонизм, явившийся как бы синтезом идеалистической греческой философии предшествовавших столетий. Основатель неоплатонизма — Плотин из египетского города Ликополь. Хотя сам он называл себя лишь толкователем, комментатором Платона, в действительности разработанная Плотином система, которую он позднее преподавал в Риме, была значительным развитием платоновского идеализма, обогащенного элементами стоицизма и пифагорейства, восточной мистики и синкретической философии Филона Александрийского. Плотин признавал единственным сущим некий трансцендентный абсолют — «единое», из которого, как свет из солнца, исходят все менее совершенные формы бытия — так называемые гипостазы: мир идей, мир душ и, наконец, мир тел. Цель жизни — возвращение человеческой души к ее источнику, т. е. познание ею «единого», слияние с ним, что достигается не путем рассуждения, но путем экстаза; сам Плотин, по его словам, испытывал такой экстаз несколько раз в жизни. Философия Плотина и его последователей-неоплатоников проникнута духом возвеличения аскетического, абстрактного, спиритуалистического и отрицания телесного, мирского. Учение это как нельзя лучше отражало атмосферу идеологического и социального кризиса и сразу получило широкое распространение во всей империи, оказав, в частности, сильное влияние на раннее христианство. Наряду с неоплатониками, остававшимися язычниками, как ученик Плотина Порфирий или Ямвлих, основатель и руководитель школы неоплатоников в Сирии, мы находим многочисленных неоплатоников также среди писателей христианских. Виднейшие из них — неутомимый и плодовитый Ориген Александрийский, отождествлявший вечный Логос, или Слово, с образом евангельского сына божьего Иисуса Христа, и ученик Оригена Дионисий Великий из Александрии.
На протяжении всего III в. христианство продолжало усиливаться, и жестокие репрессии, которые обрушили на приверженцев новой религии императоры середины III в., не смогли остановить его распространения. Наряду с писавшим по-гречески автором бесчисленных сочинений по христианской философии Оригеном появлялись первые латинские христианские писатели. Все они: и страстный, неистовый полемист, апологет христианства Тертуллиан, и изысканный Минуций Феликс, также написавший апологию христианства в форме диалога под заглавием «Октавий», и карфагенский епископ Килриан, неустанно боровшийся против еретиков за единство христианской церкви и поддержание церковной дисциплины, все они были уроженцами римской Африки, где возник важный церковный центр в Карфагене и где бурно развивались христианская философия и литература. Славилась и александрийская школа, выдвинувшая таких знаменитых христианских богословов, как Климент Александрийский и Ориген, написавший чуть ли не 6 тыс. книг по теологии, философии, филологии.
В то же время среди языческих авторов тех лет выдающиеся таланты стали очень редки. В историографии можно назвать разве что греческого историка Диона Кассия Кокцеяна из Вифинии, активного политического деятеля конца II — начала III в., составившего обширную «Римскую историю» в 80 книгах, ставшую для греческого читателя таким же исчерпывающим сводом знаний о прошлом Рима, каким была некогда «История» Тита Ливия дм читателя латинского. Произведение Диона Кассия всецело окрашено риторикой: драматическое изложение событий, нередко приукрашенных, шаблонные описания битв, пространные речи исторических персонажей и т. д. Значительно менее одаренным историком был грек Геродиан из Сирии, добросовестно и подробно, но без особенного литературного мастерства изложивший события, происшедшие в империи после смерти Марка Аврелия и до 238 г. Вклад латинских, писателей в историографию III в. был совершенно незначительным: мы не знаем в римской литературе тех десятилетий ни одного сочинения, подобного хотя бы «Жизни двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла.
Так же обстояло дело и в других областях культурной деятельности. Греческая «вторая софистика», расцвет которой пришелся, как уже говорилось, на эпоху Антонина Пия и Марка Аврелия, имела своим последним представителем ритора и писателя начала III в. Филострата Младшего. Он словно бы подвел итоги этому направлению интеллектуальной жизни, составив «Жизнеописания софистов» — из этой книги мы как раз и узнаем о многих из них. Филострат оставил, кроме того, интересный софистический трактат «О гимнастике». Как бы ни были скромны его заслуги в философии и риторике, стоит вспомнить, что в римской литературе III в. не было даже своего Филострата. Засуха поразила и поля латинской поэзии, да и греческая поэзия обогатилась тогда едва ли не исключительно поэмами Оппиана о рыбной ловле и охоте, написанными при Каракалле.
Столь же мало славных имен найдем мы в это время и в науке, если не брать юриспруденцию, где в III в. блистали выдающиеся правоведы Эмилий Папиниан, уроженец Сирии, много сделавший для систематизации понятий римского права, и его земляк Ульпиан, стремившийся свести воедино накопленные античными юристами трактовки самых разнообразных правовых вопросов. В эту же эпоху появилось обширное компилятивное сочинение грека Диогена Лаэрция (или Лаэртского) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» — ценнейший источник для истории греческой античной философии. В области филологии заслуживают внимания комментарии к поэзии Горация, составленные Акроном и Порфирионом.
Снижением художественного уровня отмечено и развитие изобразительных искусств. Многочисленные барельефы, представляющие сцены сражений, на арке Септимия Севера не связаны органично с архитектурой арки и не имеют больших художественных достоинств; скульптурная техника — жесткая, без нюансировок. Среди памятников пластики чаще всего встречаются мраморные саркофаги и погребальные урны, на которых изображены мифологические сцены и похоронная символика. Замечателен, однако, реализм скульптурных портретов того времени. Один из самых выразительных — мраморный бюст Каракаллы: скульптор мастерски отобразил энергию и решимость, но одновременно жестокость и грубость развращенного правителя. Кратковременный расцвет пластических искусств в середине III в. проявился также в портретах Галлиена и Плотина.
В архитектуре видно стремление к монументальности, о чем свидетельствуют хотя бы развалины просторных терм, построенных при Каракалле на южном склоне Авентинского холма. Войны, перевороты, финансовый кризис не способствовали активной строительной деятельности. Символом преодоления очередного внутреннего кризиса, но в то же время сохраняющейся нестабильности, охватившей всю империю, стали оборонительные стены Рима, воздвигнутые императором Аврелианом в 271 г. и тянущиеся вокруг столицы на протяжении 19 км. Характерны для того периода также величественная архитектура и скульптура провинциального города Пальмира в Сирии, соединившие в себе черты римского провинциального искусства с чертами искусства восточного с его пышной, даже избыточной орнаментикой, особой экспрессией в изображении лиц и стилизованной передачей одежд.
В свою очередь. Восток оставался источником религиозных влияний. Задолго до официального принятия христианства правящая верхушка империи начала стремиться к реорганизации культов, к введению единой государственной религии. Об этом, несомненно, думал и Гелиогабал, пытаясь утвердить в Риме культ сирийского бога Ваала, почитаемого как Непобедимое Солнце. Этому богу император хотел подчинить все иные божества, что выразилось, в частности, в перенесении в храм Ваала не только священного камня Великой Матери богов, но и различных святынь традиционной римской религии, таких, как щит салийских братьев или огонь богини Весты. Символом победы Ваала над Юпитером был тот факт, что в титулатуре Гелиогабала слова «жрец непобедимого бога Солнца» предшествовали словам «верховный понтифик». Империя ориентализировалась, и хотя после убийства Гелиогабала культ Ваала был упразднен, спустя несколько десятилетий в Риме возобладала та же тенденция к утверждению единой для всех религии, когда император Аврелиан вновь ввел культ Ваала как культ Непобедимого Солнца — верховного покровителя государства.
Оглавление. История древней Греции и Рима
www.protown.ru
Римская армия поздней империи | С т р а т е г
Автор: Strateg, 31 Март 2015
Римская армия поздней империи, реформированная талантливыми императорами Диоклетианом и Константином, после кризиса 3 в. смогла отбить атаки варваров и сохранить целостность государства на протяжении почти всего 4 века. После поражения в битве при Адрианополе многие лучшие контингенты римской армии погибли и в 5 веке Римскую империю чаще всего от варваров защищали такие же варвары на римской службе. В первой части статьи рассмотрим реформы и организацию армии поздней Римской империи – периода домината.
При написании статьи по римской армии поздней империи сталкиваешься с определенными трудностями. Информации на этот период достаточно много, но она фрагментарна и противоречива. Это позволяет выдумывать самые различные гипотезы и спорить с гипотезами других авторов. Практически по любому вопросу слов “предположительно” и “возможно” становится больше, чем уверенных утверждений. К сожалению, на этот период нет своего Ливия или Полибия или даже Тацита, что бы рассказать об организации римской армии в концентрированном виде. Труды Аммиана Марцеллина дошли до нас не полностью. У Вегеция сложно отличить, где правда, а где вымысел и к какому именно периоду относится информация. Список должностей, частей римской армии и оружейных мастерских Нотиция Дигнитатум (Notitia Dignitatum – ND) создавался на протяжении определенного длительного периода времени, подвергался изменениям и его достоверность оставляет место для вопросов и интерпретаций. Всевозможные эдикты, папирусы, панегирики, изобразительные источники и эпиграфика оставляют возможность каждому желающему написать свою докторскую диссертацию. Подбирая информацию для простых любителей военной истории и варгеймеров, я не планирую погружаться на на глубину, куда ныряют профессиональные историки.
Итак, сменяющие друг друга иллирийские императоры смогли преодолеть кризис 3 века. На рубеже 3 и 4 в. Диоклетиан образовал тетрархию – систему власти с двумя Августами и двумя подчиненными Цезарями. Диоклетиан оставался лидером тетрархии, полностью отказался от демократического фасада в лице сената и приравнял себя к Богу. Аврелий Виктор, О Цезарях, 39: “…решением вождей и трибунов избирается [императором] за свою мудрость начальник дворцовых войск Валерий Диоклетиан, муж выдающийся… он первый из всех, …позволил открыто называть себя господином, поклоняться себе и обращаться к себе как к богу. …он (Диоклетиан) сейчас же направил туда (в Галлию) с неограниченной военной властью своего друга Максимиана, человека хоть и малообразованного, но зато хорошего и умного воина. Впоследствии ему, ввиду его преклонения перед Геркулесом, было дано прозвище Геркулий, как Валерию — прозвище Иовий; отсюда же произошло и название вспомогательных отрядов, особенно отличавшихся среди других войск (Иовианы и Геркуланы)… они назначили цезарями Юлия Констанция (Хлора) и Галерия Максимиана по прозвищу Арментарий и породнились с ними… Согласие этих людей лучше всего доказало, что прирожденных качеств и опыта военной деятельности, какой они получили под руководством Аврелиана и Проба, пожалуй, достаточно для доблестного управления. На Валерия они смотрели с уважением, как на отца или даже как на великого бога…”
Художник Angel Garcia Pinto
Рассмотрим реформы римской армии на рубеже 3 и 4 веков. Результатом этих реформ стало разделение армии на пограничную и полевую (мобильную) армию. Римская армия принципата строилась на других принципах. Легионы ранней империи стояли вдоль границ, концентрируясь на самых опасных направлениях. Для наступательной стратегии это было оправдано. Однако череда гражданских войн и натиск варваров сразу со всех сторон империи выявил проблему. Переброска легионов оголяла границы. Приходилось дробить легионы на отдельные вексиляции, которые не всегда сразу возвращались в родные легионы. Внутри империи свободных войск не хватало. Резервом могли служить только преторианцы и 2 Парфянский легион, позже расквартированный в Италии Септимием Севером. К этому резерву Галлиен добавил конный корпус, существовавший при иллирийских императорах. Есть версия, что конницу этого корпуса позже распределили для охраны лимеса в пограничную армию.
В 4 в. армия была разделена. Для охраны границ (лимеса) существовали пограничники: лимитаны (limitanei) и рипариенсы (ripenses или riparienses). Лимитаны служили гарнизонами в городах и фортах, рипариенсы отвечали за оборону побережий и рек. Мобильная армия – комитатенсы (сomitatenses) могла воевать без риска оголить границы. Если мобильную армию возглавлял император к ней присоединялись дворцовые войска – палатины (Palatinae) и гвардейские конные отряды – схолы (Scholae). Дискуссионным вопросом являются сроки и автор реформ. Реформы провел Диоклетиан или Константин Великий? Или эти реформы растянуты во времени от Диоклетиана до Константина? Хотя в каком то смысле зачатки мобильной полевой армии существовали и до Диоклетиана.
Диоклетиан прежде всего увеличил количество армии. Лактанций, О смертях гонителей, 7.2: “Он назначил даже трех соучастников своего правления, поделив мир на четыре части и увеличив войско, так как каждый из них стремился иметь значительно больше воинов, чем было у прежних принцепсов, руководивших государством в одиночку.” Общая численность армии достигает около 400 000 человек. Диоклетиан прилагает много сил для укрепления лимеса и создания пограничных войск. Иоанн Малала, Хронография, 12.308: «Диоклетиан возвел на лимесе форты, от Египта вплоть до персидских границ, разместив в них солдат лимитанов и поставив в провинциях дуксов, чтобы они с многочисленными войсками осуществляли охрану по эту сторону от фортов.»
Художник G.Embleton
Хотя, если поискать, упоминания о пограничных солдатах можно найти и раньше. Жизнеописание Августов, 18.58.4-5: “Земли, отнятые у врагов, он (Александр Север) роздал пограничным начальникам и воинам, с тем, чтобы эти земли принадлежали им лишь в том случае, если и наследники их будут служить в войске, и чтобы земли никогда не переходили в частные руки, он говорил, что воины будут ревностнее нести службу, если будут защищать и свои поля. Кроме того, он дал им скот и рабов, чтобы они могли обрабатывать полученную ими землю и чтобы соседившие с варварскими областями поля не были покинуты из-за недостатка в людях и вследствие старости владельцев — это он считал в высшей степени позорным.” 26.6.3: “Так, когда сарматы сделали набег на Иллирик, он (Аврелиан) сокрушил их один с тремя сотнями гарнизонных (?!) воинов.” 26.17.3: (письмо Клавдия Готского Аврелиану) “Под твою власть я ставлю все фракийские войска, все иллирийские и всю пограничную линию.” Вопрос интерпретации и достоверности этих сообщений остается открытым, так же как и привязка лимитан к земле.
Одновременно Диоклетиан начал сокращать преторианские когорты, заменив их придворными войсками, гвардейскими конными схолами из варваров, такими как схолы Скутариев, Гентилов и Арматуров. Из письма Юлиана Констанцию 2, Марцеллин, 20.8.13: “Я буду тебе поставлять упряжных лошадей из Испании и для укомплектования гентилов и скутариев посылать молодых летов из варварских семейств, живущих по нашу сторону Рейна, или также из тех варваров, которые добровольно к нам переходят.” (леты – варвары, получившие разрешение поселиться на римской территории) Позже в Восточной империи появились еще схолы тяжелой конницы Сагитариев и Клибанариев. В пехоте Диоклетиан создает легионы Ланцеариев, Иовиев и Геркулиев. Из двух последних впоследствии были образованы известные ауксилии палатин Иовианы и Геркуланы. Вообще, часто новые части мобильной армии носят название старых материнских легионов, оставшихся охранять границы.
Художник Дмитрий Алексинский
Что же можно отнести к реформам Константина? Есть гипотеза, что основой мобильной армии (comitatenses) послужила галльская армия, с которой Константин выступил против Максенция и победил его в битве у Мульвиевого моста, после чего разогнал преторианскую гвардию окончательно. Языческий историк Зосим, отрицательно относящийся к христианству, так описывает административные и военные реформы Константина в “Новой Истории”, 2.33-34: “Во главе солдат на местах повсюду стояли центурионы и трибуны, а также дуксы – так именовались те, которые где-либо имели должность заместителей преторов. Он же, установив должность военных магистров, одного пехоты (magister peditum), другого конницы (magister equitum), передал им власть набирать солдат и карать их, изъяв это из компетенции префектов. Константин совершил и иное, что открыло варварам свободный путь к господству над римским народом. Когда Римская империя, благодаря предусмотрительности Диоклетиана, повсюду по крайним границам была окружена, как я уже отмечал, городами, крепостями и укреплениями, в них жили все войска, и не могло быть так, чтобы варвары перешли границы, так как всюду войска выступали навстречу врагам, чтобы их отразить. Константин, уничтожив эти оборонительные сооружения, большую часть солдат увел с границ и разместил в поселениях, не нуждающихся ни в каких военных силах. Он лишил защиты тех, кого тревожили варвары, спокойные и безмятежные города отяготил чумой солдатских постоев, из-за чего многие из них обратились в пустыню. Самих солдат император развратил театрами и наслаждениями. Называя вещи своими именами, Константин был причиной и началом настоящего разрушения империи.”
Сложно отнести реформы к Диоклетиану или Константину. Это процесс, проходящий во времени. Ведь и до единых мобильных войск всей империи Константина статуса comitatenses каждого из четырех тетрархов сопровождала своя походная армия, именуемая comitatus, а пограничная армия защищала лимес. Итак, в 4 в. армия римской империи выглядела следующим образом. Приграничные области были разделены на военные округа – дукаты, которыми командовали дуксы. Защищали границу алы, когорты и легионы лимитан – солдат, имевшие низший статус. Что не говорит о том, что они были совсем плохого качества. Некоторые гарнизоны сражались очень стойко, например при штурме персами города Амиды. Марцеллин, 22.7.7: “. На посты командиров он (Юлиан) назначал только проверенных людей; во всех городах Фракии и пограничных крепостях исправлял укрепления и заботился всячески о том, чтобы расположенные по берегу Истра для отражения набегов варваров войска, которые, как он услышал, несли свою службу бдительно и храбро (!), не имели недостатка в оружии, одежде, провианте и не страдали от задержки уплаты им жалования.”
Для походов за пределы лимеса или против прорвавшихся через границу врагов или против узурпаторов использовалась полевая армия – комитатенсы. Полевые армии могли возглавлять комиты (придворная должность доверенного спутника императора), магистры пехоты или магистры конницы. Позже появилась должность магистра солдат – magistri militum. Статус комитатенсев был выше, чем у лимитан. После больших потерь в мобильной армии туда могли перераспределять пограничные войска под названием псевдокомитатенсев.
Императора на войну сопровождали дворцовые войска палатин, в состав которых входили отборные легионы, например Приманы, Ланцеарии и Маттеарии, а так же ауксилии палатин. Различия между ауксилиями и легионами не поддаются точному определению. Сражаются они вместе с легионами. Наряду с ауксилиями, ведущими ближний бой существуют легкие ауксилии стрелков. Если в эпоху принципата могло существовать разграничение по римскому гражданству для службы в легионах и вспомогательных когортах, то те времена давно уже остались в прошлом. Среди отборных ауксилий постоянно упоминаются Герулы и Батавы, Корнуты и Бракхиаты, а так же Иовианы и Геркуланы. Вообще, нужно обратить внимание на изрядную путаницу для современного читателя в названиях позднеримских военных контингентов. Легионы могут называться и когортами и ауксилиями и нумериями, а Зосима может называть их тагмами. Конницу Марцеллин может именовать турмами, есть еще конные вексилляции (вексилляции палатин – элитные), алы и cuneis equites (эскадроны пограничной армии).
Гвардейские императорские схолы находятся в подчинении магистра оффиций -magister officiorum. Личную охрану императора несут его телохранители кандидаты – candidati. Кроме них существует еще подразделение протекторов – доместиков. Теоретически – протекторы тоже должны быть телохранителями. Однако есть версия, что это некий офицерский корпус, что то вроде высшей военной академии. Аммиан Марцеллин был протектором – доместиком.
Художник G.Embleton
Какова численность и организация римских контингентов? Это вопрос очень туманный, особенно в отношении конницы. Командовали конницей трибуны и префекты. Должность трибуна схолы была очень почетной. После смерти Юлиана нового императора выбирали между двумя трибунами схол Эквицием и Валентинианом. В Византии схолы могли доходить до 500 человек, по документам времен домината конные отряды могли быть и в 100-200 человек. Марцеллин, 18.8.2: “На охране в тех местах стояли две турмы всадников – приблизительно 700 человек, – недавно присланные из Иллирика для усиления обороны Месопотамии.”
Немного проще определиться с численностью легионов, хотя и тут могли быть разные цифры. У Марцеллина есть сведения о гарнизоне, защищавшем Амиду от персов. 18.9.1-4: “Этот город (Амида) был раньше весьма небольшим. Обычный гарнизон города составлял Пятый Парфянский легион со значитальным конным отрядом местных жителей. Но теперь еще шесть легионов форсированным маршем поспешили предупредить вторжение персов и встали на его крепких стенах, а именно: легионы Магненция и Деценция… далее – Тринадцатый легион, Десятый Фретензес, Супервенторы и Превенторы под командой Элиана, получившего уже ранг комита. Была также в городе бóльшая часть комитов-сагиттариев, – так называются кавалерийские отряды, в которых служат исключительно свободорожденные варвары, отличающиеся силой и отборным оружием.” 19.2.14: “…в стены сравнительно небольшого города были втиснуты семь легионов, толпа горожан и пришельцев и некоторое число других еще солдат, всего около 20 тысяч человек.” Совершенно ясно, что эти легионы никак не могут иметь старую численность в 5-6 000 человек. В начале 5 в. – Зосим, 5.45.1: “С тех пор, как Рим оказался в столь бедственном положении, император решил, что пять легионов из Далмации должны быть расположены на собственных базах в городе. Эта гвардия была введена в Рим. Она включала в общей сложности 6000 человек, которые, пройдя обучение и тем самым усилившись, сделались элитой римского войска.” Легион получается около 1200 человек. Это более мобильная структура, чем старые легионы и более самостоятельная, чем прежние вексилляции. 6.8.2: “Но вскоре подошли шесть когорт, которые были обещаны Гонорию еще со времен Стилихона, но только теперь сумевшие прибыть с Востока в соответствии с договором. Они насчитывали четыре тысячи воинов.” Когорты (ауксилии) предположительно получаются в два раза меньше легиона.
Есть гипотеза, что новые легионы мобильной армии, получаемые дроблением старых больших легионов, состояли из двух когорт. Есть гипотеза С. Лазарева, что новые легионы могли быть образованы из первой сильнейшей когорты старых легионов, которой командовал трибун. Первая когорта по словам Вегеция насчитывала 1150 человек и которую мы упоминали для римской армии позднего принципата. Она делилась на 5 отрядов разной численности в 400, 200, 150, 150 и 100 человек. Командовали этими отрядами 5 старших центурионов – ординарии. Одновременно с этим существовали 10 центурий, которыми командовали младшие центурионы сотники – центенарии. Разделение по 150 человек в такой структуре не очень понятно. Над каждыми 10 воинами стояли деканы десятники. Командный состав давал дополнительные 150 человек. Эти 5 отрядов под командованием ординариев вполне могут именоваться манипулами. Марцеллин, 21.13.9: “Не будучи уверен в исходе дела с Юлианом, Констанций, когда все войска были стянуты в один пункт, созвал все центурии, манипулы и когорты на собрание.”
Указы Диоклетиана предписывали детям воинов нести наследственную службу. Призыв рекрутов осуществлялся в зависимости от земельной собственности. Владельцы земли старались отдавать в армию призывников худшего качества, которых направляли в пограничную армию. Призывников лучшего качества направляли служить в комитатенсы. Привилегии, условия и сроки их службы соответствовали их более высокому статусу. Из варваров могли набирать добровольцев, которые переходили служить на условиях службы недалеко от дома. Когда Констанций 2 велел Юлиану перебрасывать такие части в другие провинции, воины взбунтовались и провозгласили Августом Юлиана. Марцеллин, 20.4.4: “Юлиан не возражал и спокойно подчинился решению верховной власти; но он не мог не высказаться против насилия над теми людьми, которые оставили свои жилища и семейства за Рейном и перешли к нам под тем условием, что их никогда не поведут за Альпы. Он высказывал опасение, что варвары, которые часто при этом именно условии переходят к нам и вступают в ряды наших войск, когда станет известен этот случай, не станут больше переходить к нам.” Практиковались военные поселения из варваров, которые взамен должны были нести службу или могли проводить набор на службу военнопленных. Марцеллин, 17.3.3: “Но вид нашего войска поразил их (сарматов) как удар грома и, видя перед собою неминуемую гибель, они стали просить даровать им жизнь, давая со своей стороны обещание платить ежегодную дань, поставлять свою сильную молодежь в войска и оказывать полное повиновение…” 28.5.4: “…признано было выгодным для государства предоставить перемирие и разрешено было варварам (саксам) беспрепятственно вернуться туда – откуда они пришли, после того как они отдали много своей молодежи, пригодной для военной службы.” В конце 4 в. все больше римских граждан предпочитали откупаться от службы деньгами и на эти деньги в армию набирали федератов.
Художник G.Embleton
По федеративному договору целые племена могли приниматься на службу Римской империи. Впрочем, иногда за этим могла скрываться выплата дани варварам. После поражения римской армии при Адрианополе от готов и смерти императора Валента, Грациан назначает императором соправителем для Восточной империи Феодосия. Феодосий, разбив готов, использует их в качестве федератов для подавления узурпаторов Евгения и Арбогаста в битве при Фригиде и установления единоначалия. Павел Диакон, Римская история, 12.3: “Перед этим, правда, Феодосий выслал вперёд 10 000 прибывших к нему на помощь готов, но они были полностью истреблены комитом Арбогастом. Однако, то обстоятельство, что Феодосий их потерял, было скорее благом, нежели потерей.” После смерти Феодосия в 395 г. произошло окончательное разделение Римской империи. Павел Диакон, 12.9: “…август Аркадий на Востоке, а его брат Гонорий на Западе, сообща, но в разных столицах начали править империей. Опеку над ними их отец поручил могущественным мужам, а именно, Руфину – над восточным двором, и Стилихону – над Западной империей.” Гонорий в свою очередь против готов использует гуннов. Зосим, 5.50: “Униженный этими событиями император вызвал 10 000 гуннов в качестве союзников для войны против Алариха.”
В качестве личных дружин императоры и полководцы с конца 4 в. так же используют варваров букеллариев (буцеллариев). Аврелий Виктор, Извлечения о нравах и жизни римских императоров, 47 (Грациан): “Он пренебрегал военным делом и предпочитал старому римскому войску небольшие отряды аланов, которых привлекал на свою службу за очень большие деньги, и настолько увлекался общением с варварами и чуть ли не дружбой с ними, что иногда даже выступал (в народе) в варварском одеянии, чем вызвал к себе ненависть среди солдат.” Да и среди самих полководцев преобладают варвары на римской службе. Марцеллин, 31.10.6-7: “(Грациан против алеманнов) поручил командование Нанниену, полководцу, отличавшемуся спокойной храбростью, приставив к нему товарищем с равными полномочиями Маллобавда, комита доместиков, царя франков (!!!), человека воинственного и храброго. Маллобавд, увлеченный, что было в его характере, боевым пылом, не вытерпел задержки и напал на врага.” Римскую империю от варваров защищали варвары. Впрочем, такие варвары как Стилихон или Одоакр воспринимали себя частью римского мира. Западная Римская империя перестала существовать, когда там не осталось уже ничего римского.
Вооружение римской армии домината.
Римская армия домината в бою.
Рубрики: Военная История Метки: военная история
strategwar.ru
Римские цифры. Римская система нумерации.
Римская система нумерации с помощью букв была распространена в Европе на протяжении двух тысяч лет. Только в позднем средневековье ее сменила более удобная для вычислений десятичная система цифр, заимствованная у арабов. Но, до сих пор римскими цифрами обозначаются даты на монументах, время на часах и (в англо-американской типографической традиции) страницы книжных предисловий. Кроме того, в русском языке римскими цифрами принято обозначать порядковые числительные.
Для обозначения чисел применялось 7 букв латинского алфавита: I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000. Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала писались тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 изображалось как XXIV. Горизонтальная линия над символом означала умножение на тысячу.
Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр. При этом, если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая - перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания). Последнее правило применяется только во избежание четырёхкратного повторения одной и той же цифры. Например, I, Х, С ставятся соответственно перед Х, С, М для обозначения 9, 90, 900 или перед V, L, D для обозначения 4, 40, 400. Например, VI = 5+1 = 6, IV = 5 - 1 = 4 (вместо IIII). XIX = 10 + 10 - 1 = 19 (вместо XVIIII), XL = 50 - 10 =40 (вместо XXXX), XXXIII = 10 + 10 + 10 + 1 + 1 + 1 = 33 и т.д.
Выполнение арифметических действий над многозначными числами в этой записи весьма неудобно. Система Римских цифр настоящее время не применяется, за исключением, в отдельных случаях, обозначения веков (XV век и т.д.), годов н. э. (MCMLXXVII т. д.) и месяцев при указании дат (например, 1. V.1975), порядковых числительных, а также иногда производных небольших порядков, больших трёх: yIV, yV и т.д.
Римские цифры | |||||||
I | 1 | XI | 11 | XXX | 30 | CD | 400 |
II | 2 | XII | 12 | XL | 40 | D | 500 |
III | 3 | XIII | 13 | L | 50 | DC | 600 |
IV | 4 | XIV | 14 | LX | 60 | DCC | 700 |
V | 5 | XV | 15 | LXX | 70 | DCCC | 800 |
VI | 6 | XVI | 16 | LXXX | 80 | CM | 900 |
VII | 7 | XVII | 17 | XC | 90 | M | 1000 |
VIII | 8 | XVIII | 18 | C | 100 | MM | 2000 |
IX | 9 | XIX | 19 | CC | 200 | MMM | 3000 |
X | 10 | XX | 20 | CCC | 300 |
www.437000.ru
Римские цифры от 1 до 100 « Абросайт — творит Абро!
Цифра 0 не представлена в римской системе счисления.
Цифра 1 в римских числах обозначается так: IЦифра 2 в римских числах обозначается так: IIЦифра 3 в римских числах обозначается так: IIIЦифра 4 в римских числах обозначается так: IVЦифра 5 в римских числах обозначается так: VЦифра 6 в римских числах обозначается так: VIЦифра 7 в римских числах обозначается так: VIIЦифра 8 в римских числах обозначается так: VIIIЦифра 9 в римских числах обозначается так: IXЧисло 10 в римских числах обозначается так: X
Подробнее о римских цифрах и о том, как переводить в эту систему счисления, вы можете прочитать здесь. Если вы хотите узнать другие числа римскими цифрами, кликните на соответствующую ссылку:
Число 11 в римских числах обозначается такЧисло 12 в римских числах обозначается такЧисло 13 в римских числах обозначается так Число 14 в римских числах обозначается такЧисло 15 в римских числах обозначается такЧисло 16 в римских числах обозначается такЧисло 17 в римских числах обозначается такЧисло 18 в римских числах обозначается такЧисло 19 в римских числах обозначается такЧисло 20 в римских числах обозначается так
Число 21 в римских числах обозначается такЧисло 22 в римских числах обозначается такЧисло 23 в римских числах обозначается такЧисло 24 в римских числах обозначается такЧисло 25 в римских числах обозначается такЧисло 26 в римских числах обозначается такЧисло 27 в римских числах обозначается такЧисло 28 в римских числах обозначается такЧисло 29 в римских числах обозначается так
Число 30 в римских числах обозначается такЧисло 31 в римских числах обозначается такЧисло 32 в римских числах обозначается такЧисло 33 в римских числах обозначается такЧисло 34 в римских числах обозначается такЧисло 35 в римских числах обозначается такЧисло 36 в римских числах обозначается такЧисло 37 в римских числах обозначается такЧисло 38 в римских числах обозначается такЧисло 39 в римских числах обозначается так
Число 40 в римских числах обозначается такЧисло 41 в римских числах обозначается такЧисло 42 в римских числах обозначается такЧисло 43 в римских числах обозначается такЧисло 44 в римских числах обозначается такЧисло 45 в римских числах обозначается такЧисло 46 в римских числах обозначается такЧисло 47 в римских числах обозначается такЧисло 48 в римских числах обозначается такЧисло 49 в римских числах обозначается так
Число 50 в римских числах обозначается такЧисло 51 в римских числах обозначается такЧисло 52 в римских числах обозначается такЧисло 53 в римских числах обозначается такЧисло 54 в римских числах обозначается такЧисло 55 в римских числах обозначается такЧисло 56 в римских числах обозначается такЧисло 57 в римских числах обозначается такЧисло 58 в римских числах обозначается такЧисло 59 в римских числах обозначается так
Число 60 в римских числах обозначается такЧисло 61 в римских числах обозначается такЧисло 62 в римских числах обозначается такЧисло 63 в римских числах обозначается такЧисло 64 в римских числах обозначается такЧисло 65 в римских числах обозначается такЧисло 66 в римских числах обозначается такЧисло 67 в римских числах обозначается такЧисло 68 в римских числах обозначается такЧисло 69 в римских числах обозначается так
Число 70 в римских числах обозначается такЧисло 71 в римских числах обозначается такЧисло 72 в римских числах обозначается такЧисло 73 в римских числах обозначается такЧисло 74 в римских числах обозначается такЧисло 75 в римских числах обозначается такЧисло 76 в римских числах обозначается такЧисло 77 в римских числах обозначается такЧисло 78 в римских числах обозначается такЧисло 79 в римских числах обозначается так
Число 80 в римских числах обозначается такЧисло 81 в римских числах обозначается такЧисло 82 в римских числах обозначается такЧисло 83 в римских числах обозначается такЧисло 84 в римских числах обозначается такЧисло 85 в римских числах обозначается такЧисло 86 в римских числах обозначается такЧисло 87 в римских числах обозначается такЧисло 88 в римских числах обозначается такЧисло 89 в римских числах обозначается так
Число 90 в римских числах обозначается такЧисло 91 в римских числах обозначается так Число 92 в римских числах обозначается такЧисло 93 в римских числах обозначается такЧисло 94 в римских числах обозначается такЧисло 95 в римских числах обозначается такЧисло 96 в римских числах обозначается такЧисло 97 в римских числах обозначается так Число 98 в римских числах обозначается так Число 99 в римских числах обозначается такЧисло 100 в римских числах обозначается так
abrosait.ru
Древний Рим 3
ПланВведение 1 История 2 Государственное устройство 3 Общество 3.1 Законы3.2 Социальная структура римского общества3.3 Брак и семья3.4 Положение женщин3.5 Образование3.6 Войско 4 Культура 4.1 Язык4.2 Религия4.3 Искусство, музыка, литература 5 Быт 6 Наука 7 Историография 7.1 Советская историография
9 Первоисточники 9.1 Фрагменты 10 Позднейшие фундаментальные труды Список литературы
Введение
Древний Рим (лат. Roma antiqua ) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma ), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila ), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) хризмой (нательный крест).
1. История
Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.
· Царский период (754/753 — 510/509 до н. э.).
· Республика (510/509 — 30/27 год до н. э.)
· Ранняя Римская Республика (509—265 гг. до н. э.)
· Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
· Империя (30/27 г до н. э. — 476 г. н. э.)
· Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. — 235 г. н. э.)
· Кризис III века (235—284 гг.)
· Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация — области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном — крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи.
Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.
Её определял прежде всего патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.
2. Государственное устройство
Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями.
Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям».
Комиции же имели право голосовать только за (U ti R ogas — UR) либо против (A ntiquo — A), но не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публилия Филона 339 до н. э., утверждённый народным собранием (комициями) закон становился обязательным для всего народа.
Высшая исполнительная власть в Риме (империй) делегировалась высшим магистратам. При этом вопрос о содержании самого понятия империй остаётся дискуссионным[1]. Ординарные магистраты избирались на комициях.
Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными.
3. Общество
Законы Социальная структура римского общества
На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции — это коренные жители Рима, а плебеи — пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев и рабы.
С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.
Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas ) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек[2]). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества. Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертин), то есть рабы, которым была дарована свобода.
3.3. Брак и семья
В ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей[3], при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции.
Глава семьи назывался pater familias, в его власти (patria potestas) находились дети, жена и другие родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными гражданами и главами своих семейств[3].
До поздней Республики существовал вид брака cum manu, «под рукой», то есть дочь выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов.
mirznanii.com
Как в Word написать римские цифры?
Довольно таки популярный вопрос, особенно среди любителей истории. Наверное, все знают, что все века принято обозначать римскими цифрами. Но далеко не все знают, что в Word можно написать римские цифрами двумя способами, о них я и хотел рассказать в этой небольшой заметке.
Способ №1
Это наверное банально, но просто использовать латинский алфавит. Например, «V» — если перевести букву V на римский лад — то эта значит пять; «III» — тройка; «XX» — двадцать и т.п.
Большинство пользователей именно таким способом и пользуется, чуть ниже я хотел бы показать способ более правильный.
Способ №2
Хорошо, если цифры вам нужны не большие и вы легко можете в уме прикинуть, как будет выглядеть римская цифра. А например, можете себе представить, как написать правильно число 555? А если 4764367? За все время работы в Word передо мной стояла такая задача всего 1 раз, и тем не менее…
1) Нажимаете клавиши Cntrl+F9 — должны появиться фигурные скобки. Они, обычно, выделены жирным цветом. Внимание, если вы просто напишите фигурные скобки сами — то ничего не получиться…
Вот так выглядят эти скобки в Word 2013.
2) В скобках впишите специальную формулу: «=55\*Roman», где 55 — это число, которое вы хотите автоматически перевести на римский счет. Обратите внимание, что формула пишется без кавычек!
Вписываете формулу в Word.
3) Осталось только нажать на кнопку F9 — и Word сам, автоматически, переведет ваше число в римское. Удобно!
Результат.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
pcpro100.info