Александр Невский из России, реанимированный и перепрофилированный
Российская так называемая «специальная военная операция» имеет неоимперский оттенок. Для ненасытной России оккупации земли недостаточно: самая большая страна в мире пытается также занять ментальные пространства и навязать новый господский нарратив о Великой Матери России. Как? Через мифотворчество в сочетании с ницшеанским «использованием и злоупотреблением историей».
В сентябре 2022 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов посетил разрушенный войной украинский город Мариуполь, который в настоящее время оккупирован путинской Россией. Ранее Владимир Путин поручил Беглову, как и всему городу Санкт-Петербургу, возглавить восстановление и восстановление Мариуполя. В опустошенном городе, который является ужасным символом русской жестокости, Беглов открыл недавно воздвигнутую статую Александру Невскому, князю средневековой Руси и святому Русской православной церкви.
Какое отношение князь XIII века, прославившийся победой над немецкими и шведскими захватчиками на северных русских землях, имеет к истерзанному войной украинскому городу Мариуполю на Азовском море? Его незваные поминки в Украине — это не просто памятник, это идеологическое заявление.
Исторический Александр Невский
Александр родился в семье Ярослава II, великого князя владимирского, тогда самого могущественного княжества Руси. В 1236 году новгородцы пригласили Александра стать их князем. В 1240 году он разбил вторгшиеся шведские войска у слияния рек Ижоры и Невы. Победа на реке Неве, главной водной артерии Санкт-Петербурга, дала Александру его прозвище — Невский.
Его следующий военный успех пришелся на отражение германских тевтонских рыцарей, посланных папой в рамках Северного крестового похода. В Ледовом побоище, на замерзшем Чудском (Чудском) озере, которое должно было определить, какое христианство возьмет верх в регионе: православное или западное католическое христианство, Александр победил немцев, которые затем остановили их экспансию на восток.
Невский тоже был политиком своего времени. Он сотрудничал с монгольскими завоевателями, помогая им в их налоговых требованиях, вплоть до того, что заставил мятежный Новгород подчиниться игу. Военные успехи Невского, прославляемые в России как победа православия над католицизмом, в конце концов привели к его канонизации Русской православной церковью в 1547 г.
В то время как Александр Невский почитался как святой, его восхождение к национальному герою началось во времена правления Петра Великого, первого русского императора. Поскольку Россия в союзе с Данией-Норвегией и Саксонией-Польшей вела Великую Северную войну (1700–1721) против Шведской империи за господство в Балтийском регионе, Петр Великий видел много общего между собой и Александром. Петр стремился подкрепить свои заявления о политической и военной стратегии историческими обоснованиями. После победы над шведами в Северной войне Петр приказал перенести мощи Александра в новую имперскую столицу России, Санкт-Петербург, недавно построенный город на Неве.
Александр Сталин
После того, как большевики захватили власть в 1917 году и в конечном итоге создали Советский Союз, они стремились отойти от дореволюционной национальной героической традиции, следуя идеологии пролетарского интернационализма, которая призывала к солидарности между интернациональными рабочими, с конечной целью глобальной революции. Однако с консолидацией власти Сталина в 1930-х годах он повернул государственную идеологию в сторону русского национал-патриотизма, или, как его называют некоторые историки, национал-большевизма. Великие русские герои прошлого снова стали актуальными, и советская пропаганда эффективно использовала их для разжигания русоцентричного патриотизма.
В 1938 году известный режиссер Сергей Эйзенштейн снял эпический исторический фильм «Александр Невский». Фильм, посвященный Ледовому побоище и показывающий ужасную сцену, в которой немецкие рыцари убивают русских младенцев, имел большой успех как внутри страны, так и за рубежом. Запрещенный в Советском Союзе на два года после пакта Молотова-Риббентропа, фильм вместе с одноименным принцем стал особенно популярным после начала нацистского вторжения в СССР в 1941 году. Пытаясь мобилизовать нацию, Сталин и его пропагандисты апеллировал к героическому прошлому и осознанному величию русской дореволюционной военной истории.
В новейшей истории Российской Федерации Александр Невский сохраняет свою популярность и значение. В 2008 году он был назван главным героем истории России, победив в народном голосовании, проводимом телеканалом. Победа любимого персонажа была омрачена широко распространенными слухами о том, что должен был победить именно Иосиф Сталин. (В начале состязания лидировал диктатор.) .
Невский также стал важной фигурой в рядах русских националистических организаций. В 1996, скандальная Российская национал-большевистская партия, основанная писателем и активистом Эдуардом Лимоновым и политическим мыслителем Александром Дугиным, предложила ежегодно отмечать День русской нации 5 апреля, в годовщину Ледового побоища. Хотя праздник так и не стал официальным, различные националистические и патриотические организации разработали традицию празднования этого дня.
Путинский Александр
В сентябре 2022 года Игорь Гиркин (Стрелков), бывший сотрудник ФСБ, экс-министр обороны так называемой «Донецкой Народной Республики» и ключевая фигура в начале конфликта на Донбассе в 2014 году , разыскиваемый в Нидерландах за сбитый 14 июля 2014 года рейс Mh27, объявил, что его националистическое движение «Новороссия» поддерживает формирование тактической группы добровольческого батальона для поддержки российского вторжения в Украину. Группа получила название «Невский», а на ее эмблеме изображен князь. Санкт-Петербургская архиепископия благословила группу и подарила ей икону Александра Невского.
На Невский обращают внимание не только националистические группировки. В ходе российского вторжения в Украину путинские пропагандисты, регулярно использующие нарративы о «великом прошлом» России, усилили акцент на вечном конфликте между Россией и Западом. Рекомендации Кремля для СМИ предлагают прямые сравнения между Александром Невским и Владимиром Путиным, между нынешней войной и битвой Невского против Швеции. Согласно этой парадигме, Россия борется с «Коллективным Западом» — историческим противником России, который в разное время был представлен тевтонскими рыцарями, Швецией, Наполеоном и нацистской Германией.
Когда Беглов вручал памятник Александру Невскому в раздираемом войной Мариуполе, он заметил, что Невский сражался с врагами из тех же стран, с которыми сейчас воюет Россия. Хотя на самом деле это абсурдные слова, они перекликаются с ненавистью и страхом Путина перед Западом и националистической идеологией, ставшей мейнстримом в современной России. Нынешняя агрессивная война России против Украины представлена как экзистенциальная война, которую Путин начал по необходимости, чтобы избежать неизбежного вторжения Запада. В этой парадигме средневековый князь, сражавшийся с западными захватчиками и реанимированный Сталиным в войне против немцев, вновь перепрофилируется Путиным и русскими националистами, которые рассматривают войну против Украины как продолжение вечной битвы против Запада. .
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не отражают точку зрения Института Кеннана.
Епископ Феоктист: «Перспективы православного миссионерства в Америке очень многообещающие»
Епископ Феоктист: «Перспективы православного миссионерства в Америке очень многообещающие»
В советское время в России князем Александром Невским был чаще говорили как о полководце и дипломате, отодвигая свою духовную жизнь на второй план. И мало кто в ту эпоху знал, что, когда Александр Невский на обратном пути из Золотой Орды почувствовал, что вот-вот должен уйти из этой жизни, он принял великую схиму в монастыре волжского города Городца. Но если бы он не преставился так скоро, то стал бы схимонахом Алексием, а не великим князем Александром Невским. Как святой vita свидетельствует, что когда на похоронах митрополит Кирилл подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную молитву, рука князя протянулась, как живая, чтобы схватить ее. После того как митрополит сообщил народу о том, чему он был свидетелем, многие стали призывать князя Александра в своих молитвах, и в 1547 году он был прославлен в лике святых. В 1724 году, в царствование Петра I, относившегося к нему с большим благоговением, мощи святителя были перенесены из Владимира в Петербург, для чего была построена Александро-Невская лавра.
Нынешний 2021 год – 800-летие со дня рождения святого – объявлен Годом Александра Невского в России, в честь святого, которого Святейший Патриарх Кирилл назвал «примером соединения силы и святости в индивидуальный.»
Согласно [русскоязычному] Каталогу православного зодчества, в мире насчитывается 1324 храма благоверного князя Александра Невского; за пределами России их можно встретить в Сербии, Словакии, Ухане в Китае, Белоруссии, Грузии и Болгарии, что свидетельствует о том, что святой Александр Невский по праву почитался как «Имя России». В США есть три церкви, посвященные святому Александру. Все три находятся в восточной части страны: в Русской Зарубежной Церкви – Свято-Александро-Невский собор в Хоуэлле, штат Нью-Джерси, и Свято-Александро-Невский храм-памятник в Ричмонде, штат Мэн; в Православной Церкви в Америке – Свято-Александро-Невский епархиальный собор в Питтсбурге, Пенсильвания.
В воскресенье, 12 сентября, когда Православная Церковь празднует Перенесение мощей св. Александра Невского, в Хауэлловском соборе прошли торжества в честь святого, собрав духовенство и верующих из нескольких государств. Одним из гостей мероприятия был епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).
Св. Александр Невский был частью жизни епископа Феоктиста с самого момента его прихода в Церковь. Путь к Богу начал сторожем и иподиаконом в Александро-Невской церкви в Ижевске (Удмуртия), где также был рукоположен во диакона; среди прочего, он также служил в Александро-Невской церкви во время службы в армии и был возведен в архимандриты в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Наконец, он был назначен правящим архиереем Переславль-Залесской епархии.
Кроме того, как вспоминал Его Преосвященство здесь, в Америке, в центре Нью-Йорка, его дед по отцовской линии, Николай Миронович, родился в Александро-Невском районе Рязанской области.
– Все мои предки по отцовской линии были выходцами из села Бурминка Александро-Невского района Рязанской области. В том селе еще много людей с такой фамилией, возможно, родственники. Но мои предки не были священнослужителями; фамилия связана с землевладением. Они были монастырскими крепостными и, как следствие, принадлежали настоятелю, игумен монастыря.
– Ваше Преосвященство, на протяжении веков русский народ обращался к иконе святого князя, находя в нем опору и надежду. Как вы ощущаете в своем сердце присутствие св. Александра Невского?
– Мне трудно забыть его, как и представить свою жизнь в Церкви без Святого благоверного князя Александра Невского. Он присутствует в моей жизни, как воздух. Переславль – центр нашей епархии. Именно здесь в 1221 году родился Александр Ярославич, здесь же он был крещен в Спасо-Преображенском соборе, который стоит и по сей день.
Почему он взял меня под свою опеку я не знаю, но само собой разумеется, что я постоянно чувствую его поддержку. Для меня сейчас важно его знание, как плыть против течения, как избежать мейнстрима, не спускать глаз с цели и понимать свои приоритеты и, несмотря ни на что, двигаться к этим целям. Это важно, потому что в настоящее время мы подвергаемся мощному давлению со всех сторон. И молю благоверного князя, чтобы мне не быть одному, чтобы ничего не бояться. Сомнения бывают, но святой князь Александр Невский вселяет в меня надежду и защищает меня.
– Три года назад Вы были назначены правящим архиереем Переславско-Залесским…
– До этого я служил викарным архиереем в Волгоградской епархии. Волгоград также связан с жизнью святого Александра Невского. Неподалеку от него располагалась ставка хана, туда и ездил благоверный князь. Совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл освятил здесь собор в честь святого Александра Невского. Правда, я был там недолго, но принимал участие в жизни епархии и хотел бы надеяться, что способствовал, хотя бы в какой-то незначительной части, созданию нового собора. Как минимум, я принял участие в освящении его колоколов.
– Вы путешествовали из Волгограда на родину Александра Невского. Какой самый важный памятник в епархии сегодня относится к святому?
– Конечно, это будет единственный в своем роде белокаменный Спасо-Преображенский собор, построенный в XII веке. Это один из древнейших сохранившихся до наших дней храмов в России, являющийся памятником архитектуры государственного значения. При реставрации собора было обнаружено несколько фрагментов древнерусского дотатарского граффити. Мы обслуживаемся там несколько раз в год.
Собор производит сильное впечатление своими размерами, строгостью и величественностью. Это видение красоты, которое мы, к сожалению, утратили. Вроде бы сегодня мы все строим правильно, но этим сооружениям не хватает той простоты и величия, которыми они когда-то обладали.
Архитектура остальных старинных сооружений епархии восходит к временам правления царя Ивана Грозного. Насколько я знаю, наш Свято-Никотиевский монастырь является старейшим в Российской Федерации. В этом году ему исполнилось 1011 лет.
Когда живешь и служишь в Переславле, привыкаешь к старине. Этот собор построил царь Иван Васильевич, его реставрировали, а я его переосвятил. Его построил царь, и я благословляю его, это наше рабочее партнерство. Я шучу, конечно. Важно то, что, живя в атмосфере старины, ты не привыкаешь к ней и не принимаешь все вокруг себя как должное, потому что все это чудо. И это чудо, что у нас есть возможность молиться в этих храмах. Это чудо, что я, мальчик из Удмуртии, старейшему зданию которой всего 200 лет, теперь имею возможность служить в церковных святынях, которые сложно представить там, откуда я родом.
– В вашей епархии также есть Александро-Невский собор. Какие торжества прошли там ?
– Наш Александро-Невский храм епархиальный, входит в состав комплекса Владимирского собора иконы Божией Матери, построен в 1740 году. В 1929 году храм был закрыт, а в 1998 году вновь начал функционировать. Все торжества юбилейного года мы согласовали с областной администрацией, и торжества в нашем регионе прошли 11-12 июня. Это были праздничные богослужения, выставки, народные гуляния, и все это с участием правительства Ярославской области. В результате я мог свободно ездить сюда на торжества в Александро-Невский собор в Нью-Джерси.
– Какие впечатления от застолья в американской церкви?
— Самые лучшие и яркие. Отрадно видеть так много православных людей. Я знаю, что многие храмы в Нью-Джерси и Пенсильвании отменили свои службы, чтобы духовенство и прихожане могли прийти в собор. Чувствовалось также, что это большой, действующий приход с большим количеством духовенства и прихожан; да и сам приход по американским меркам довольно старый – в этом году ему исполнилось 85 лет со дня основания. Неформальное общение с архиереями и духовенством также было теплым и радостным.
Почему я подчеркиваю количество людей? Потому что в России наши соотечественники вообще не понимают, сколько православных, в том числе православных русской традиции, в Америке. Многие думают, что это всего лишь горстка людей, но на самом деле православных здесь очень много. Я даже думаю – исходя только из собственных наблюдений, допустим, – что количество людей (не в процентах) в Америке, регулярно принимающих участие в Таинствах, исповедующихся и причащающихся, сравнимо с количеством в России.
Я был на приеме в Пенсильвании, и местный американский журналист спросил меня, какие перспективы я вижу для Православия в Америке. Я ответил ему и, возможно, сбив его с толку, сказал, что по нашим расчетам через 50 лет вся Америка будет православной. Я пошутил, конечно, потому что я не занимаюсь миссионерской деятельностью в Америке и не мог знать ничего подобного, но на мой дилетантский взгляд перспективы православного миссионерства в Америке кажутся очень многообещающими. Здесь есть хорошая база – люди, выросшие протестантами и знающие Священное Писание, хорошо реагируют на знакомство с исторической христианской традицией. Никаких негативных предубеждений против Православия у них нет. Меня вдохновляет и радует то, что есть континент, где, несмотря на внутренние проблемы, есть очень многообещающие перспективы для миссионерской работы. Количество американцев, не имеющих никакого отношения к России, но посещающих православные храмы, и количество американцев, которых я видел [в церкви] в Нью-Джерси, подтверждают мой оптимистичный взгляд на православие в США
Мне очень нравятся приходы, которые я посещаю в США о. Мы с Серафимом Ганем дружим, и мне нравится Свято-Серафимовский приход в Си-Клиффе, где я несколько раз служил, когда еще был священником. Мне тоже нравится о. Свято-Богоявленская церковь Виктора Болдевскула в Бостоне. Это живые и действующие христианские приходы, а также образовательные центры.
Еще мне нравятся приходы Православной Церкви в Америке; мой друг служит в одном из них, в Орландо. Мне нравятся просветительские издательские проекты Свято-Владимирской семинарии. Каждый раз, когда я приезжаю в США, я стараюсь остановиться там, чтобы купить книги.
– Ваше Преосвященство, познакомьте нас с вашей епархией. Какая там жизнь?
– У нас много святынь и реликвий, много древних памятников, много святых. В то же время наша епархия является одной из деревень и относительно небогата в финансовом отношении. У нас около 170 священников обслуживают стотысячное население, но это действительно священники-аскеты, которые большей частью «служат Иисусу, а не чреву своему» (ср. Римлянам 16:18). Это мужчины, которые меня вдохновляют, на которых я равняюсь. Они делают замечательную работу и многому учат меня в плане веры и нравственности. И самая главная характеристика нашей епархии – это замечательные, замечательные священники. Может быть, кому-то они покажутся совсем простыми, может быть, некоторые из них необразованны, но это люди без задней мысли, очень искренние, в которых нет лукавства.
Наши монастыри сильно отличаются друг от друга. В наших монастырях трудятся в основном вдовы; молодых монахинь не так много. Наши мужские монастыри менее многолюдны. Впрочем, это меня даже радует, потому что для того, чтобы попасть в монастырь, нужно принять особую форму. Пусть молодые люди живут, чувствуют себя; ведь наряду с монашеской жизнью начинаются серьезные искушения, реальность и силу которых тот, кто не является монахом, не может ни понять, ни даже поверить. К этому нужно быть готовым, потому что, если хоть немного уступишь в своих молитвах, можно в нравственном смысле быть полностью разорванным.
Наш монастырь является паломническим и туристическим центром, и у монахов и монахинь есть возможность и желание трудиться на этом поприще.
Наши монастыри также являются центрами социальной работы, и все значимое, что происходит в епархии, происходит в монастырях. Для меня очень важна работа Свято-Феодоро-Стратилатского женского монастыря: они работают над созданием Центра Святителя Луки Крымского. Девять лет святитель провел в Переславле-Залесском, где был главврачом местной больницы.
Когда меня назначили в Переславль, эти здания были заброшены. Мы их забрали и сейчас готовимся к ремонту. Планируем открыть центр паллиативной помощи на 10-15 коек на базе филиала Московской психиатрической больницы им. Н.А. Алексеева.
В Троице-Св. Данилов монастырь, благодаря настоятелю, оказывается материальная помощь большому количеству людей. Мы стараемся делать упор на социальную и гуманитарную помощь, так как это сельская местность, так как люди у нас небогатые, а некоторые даже на грани бедности. У нас нет изобилия, но у нас есть чем поделиться, и мы стараемся не пренебрегать нуждающимися.
– За время службы в епархии Вы совершили 32 диаконские и иерейские хиротонии. Какие качества вы ищете, когда посвящаете кого-то?
— Самое главное, чтобы мужчина был добрым. Я не посвящаю подлых людей. Сейчас в мире столько негатива, столько зла и агрессии, и когда человек приходит в Церковь, его должны встречать добрые люди. Может быть, не идеальный, но добрый. Я думаю, что наш мир очень нуждается в доброте. Строгости много, а доброты, человеческого тепла и понимания часто не хватает. Я стараюсь, чтобы наши священники были такими людьми, от которых не хочется убегать, но к которым хочется подойти и поговорить.
– Ваше Преосвященство, каким вы видите будущее своей епархии?
– Я хотел бы, чтобы священнослужители и я сам продолжал с хорошим настроением их образование и обучение, написание академических работ; чтобы у нас не было нищих священников, особенно многодетных; чтобы у нас была налаженная система реставрации и реконструкции церквей и памятников архитектуры. Для нас это предметы первой необходимости.
– Да поможет Вам Бог, Ваше Преосвященство, Вашему клиру и верующим на родине св.