Доска объявлений за $2,7 млрд: как Avito пришел к успеху | Бизнес
В октябре Avito, основанный в 2007 году шведскими предпринимателями Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом, был оценен в 2,7 миллиарда долларов. Так его похвалил один из акционеров холдинга южноафриканской Naspers, который сокращает свою долю в Mail.Ru Group в последние годы. Naspers, как следует из ФАС, увеличила свою долю в Avito до 70%, потратив на покупку ценных бумаг 1,2 млрд долларов. Большие деньги для рунета и огромные для компании, EBITDA которой от 70 в 2014 году до более чем в разы меньше октября оценивают его стоимость. Что это — пузырь, надутый инвесторами, или единственный российский «единорог» в глобальной конкуренции?
Аудитория Avito сегодня достигает 25 миллионов уникальных пользователей — платформа входит в топ-8 России, она популярнее социальной сети Facebook, основного интернет-ритейлера AliExpress и всех его конкурентов. Офис Avito, занимающий два этажа в дорогом бизнес-центре «Белые Сады» рядом со станцией метро «Белорусская», выполнен в неприметном скандинавском стиле. Топ-менеджеры, включая основателей, сидят в общем опенспейсе.
Шведы составляют костяк управленческой команды Avito: помимо основателей WVezia COO Кристофера Нормана, директора по продажам Хеннинга Стенхаммара, Эрика Дальстрема Финноса, отвечающего за общие категории бизнеса Avito, и руководителя работающего в 2014 году портала Домофонд.ру Эрик Сегерборг. За девять лет работы в России Нордландер и Энгельберт не выучили русский язык — знают только основные слова вроде «здравствуйте» и «спасибо». С РБК они встречаться не захотели.
Йонас Нордландер приехал в Россию в 2006 году по приглашению основателя Mail.Ru Юрия Мильнера. Нордландер только что продал корпорации eBay за 50 миллионов долларов свою компанию на интернет-аукционе Tradera.com. Мильнер, как он рассказал РБК, предложил Нордландеру возглавить еще одну его компанию, один из старейших российских интернет-аукционов «Молоток.ру». Нордландер отказался, но визит в Россию стал для него роковым.
Вернувшись домой, Йонас начал встречаться с инвесторами, обсуждая возможные проекты в России, но мало кто верил в них, бизнес в нашей стране связан с риском и коррупцией. Но в 2007 году Йонасу повезло: он встретил Филиппа Энгельберта. Он как раз инвестировал в шведский холдинг Kontakt East Holding (KEH), в свою очередь инвестировавший в покупку известного справочника «Желтые страницы». Первый проект партнеров, интернет-аукциона Avitok.ru, большого успеха не имел, как привыкли не онлайн, а «Желтые страницы». Йонас и Филипп не отчаивались и решили заняться новым проектом – сайтом объявлений.
На момент появления сайта Авито в 2007 году российский рынок объявлений, мягко говоря, был не свободен. Расцвет опытного ФМ «Пронто-Москва», издававшего каталог персональных объявлений «Из рук в руки».
Прибыль Авито
2,358 млрд руб. (58,9%*) — абонентская плата
1,5 млрд руб. (34,8%) — Реклама
0,244 млрд руб. (5,7%) — выручка от «Авито.Магазин»
0,015 млрд руб. (0,58%) — остальные
* Доля в выручке Avito в 2014 году
Источник: Avito AB сообщает (в пресс-службе компании не подтвердили его достоверность)
В Россию пришли международные гиганты — сайты OLX и реклама Slando. Кроме того, в Рунете работали десятки форумов с разделами под условным названием «Барахолка», где пользователи могли избавиться от ненужных вещей. Конкуренция партнеров не пугает, но первые dand Avito годы работали без внятной бизнес-модели и инвестиций не приносили выхлопа, признавался в интервью «Бизнес-владельцу» Энгельберт в 2013 году.
Первый, кто инвестировал в Avito, шведские стальные фонды Kinnevik и Vostok Nafta, ранее принадлежавшие KEH. По данным «Ведомостей», на первом этапе они вложили в Avito $10 млн, получив взамен контрольный пакет (точный размер руки не раскрывают). В декабре 2009 года аудитория Avito, по данным LiveInternet, составляла 3,4 млн «уников» (для сравнения, аудитория сайта Irr.ru в это же время составляла около 3,8 млн, Slando — 2,4 млн). А вот узнаваемость Авито позади: 29% знали, что такое irr.ru, 26% — Slando и только 17% идентифицируют Avito (исследование MASMI по узнаваемости бренда в декабре 2009 г.).
Атака через телевизор
«Сколько стоит твой бардак?» — Под таким слоганом в Москве и Санкт-Петербурге на «Первом», ТНТ, СТС и пяти телеканалах в начале 2010 года стартовала рекламная кампания Avito, разработанная агентством «Практика» (она же работала и над всеми последующими кампаниями). Второй этап кампании состоялся осенью 2010 года и был еще более масштабным: Avito расширил геогафию и форматы, задействовав печатные издания, наружную рекламу и радио.
В 2010 году Нордландер и Энгельберт потратили на ТВ-продвижение своих услуг 116 млн руб., РБК посчитал для крупного филиала агентство, просьба их не звонить. В Авито с такой оценкой не согласны, но других подробностей не предоставили. Уже в апреле 2010 года, по данным «ТНС Россия», Avito превзошел многолетнего лидера аудитории — «Из рук в руки»:. Почти 6 млн против 4,2 млн при общей аудитории в 32,9 млн российская интернет-рекламная кампания в 16 раз увеличила количество просмотров страниц (до 479).млн в месяц, по данным LiveInternet), в 7 раз увеличилось количество размещаемой на сайте рекламы (до 1,8 млн), а узнаваемость бренда взлетела до 60% (данные МАСМИ).
«Они вкладывают гораздо больше, чем зарабатывают. Мы же ориентированы на прибыль», — посетовал в разговоре с «Ведомостями» представитель «Рука в руке» Ярослав Козлов. В 2010 году выручка Avito составила всего $1 млн, говорит основатель, не раскрывая других финансовых данных. В 2011 году количество рекламных выходов Avito на ТВ, в прессе и на радио удвоилось, следует из днных «ТНС Россия». Расходы на рекламу выросли пропорционально, до 243 млн руб., цитирует все то же маркетинговое агентство. В 2012 году шведы и вовсе разорились.
«Они не знают, что сотни тысяч людей готовы арендовать или купить свою квартиру прямо сейчас, если они разместят объявления на Авито.ру», — транслируют все телеканалы страны Ростислав Чайт и его партнеры по «Квартету». На первую федеральную телекампанию Avito, по экспертным оценкам, потратил 568 миллионов рублей. (НДС) [Эти цифры Avito также не подтверждает — РБК], но по итогам 2012 года выручка компании утроилась — до $30 млн, а сайт Avito впервые вошел в десятку самых посещаемых ресурсов Рунета, по данным « TNS Россия.» Как стартап нашел столько денег на рекламе?
новые деньги
В свое время Энгельберт Нордландер и обратился к Олегу Тинькову. Шведы были готовы отдать 40% компании за $20 млн, заявил Тинькофф в сентябре 2015 года на рекламе проведения конференции Group M. «Я получил отказ, а ведь мог заработать миллиард», — сокрушался он, имея в виду Последняя сделка с Naspers.Отказался и основатель инвестфонда Almaz Capital Александр Галицкий.Как рассказал сайту РБК, реклама «не вписывается» в портфель фонда: Avito — исключительно локальный проект, а «Алмаз» инвестирует в компании с фокусом на мировой рынок
Инвесторы все-таки снова нашлись и не в России. В 2010 году Avito получила $26 млн от одного из своих акционеров, фонда Kinnevik, венчурного фонда и Northzone Ventures. В 2012 году компания инвестировала $75 млн в фонды Baring Vostok и Accel Partners (в раунде с Kinnevik также было задействовано $10 млн). «Компания изначально была супермотивированной, профессиональной и очень агрессивной командой под руководством Йонаса и Филиппа», — объяснила РБК решение тогдашнего старшего партнера Baring Vostok Елена Ивашенцева. Убыток не обеспокоил фонд, сказала она: «Мы хорошо понимаем экономическую бизнес-модель бесплатных объявлений и важность лидерства на этом рынке».
В 2013 году у Авито появился еще один крупный инвестор — Naspers, давний акционер Mail.Ru Group, владеющий международными онлайн-платформами Slando и OLX. Чуть больше 18% акций Avito заплатил Naspers за $50 млн и практически сразу начал строить гиганта в сфере онлайн-объявлений, присоединившись к России в составе Авиторсии Slando и OLX. «Чтобы быть прибыльным, вы должны быть единственным — такова общая стратегия рекламных площадок Продажи по всему миру. Инвесторы Авито это поняли и позволяют площадке тратить деньги на завоевание аудитории», — говорит бывший руководитель аукциона Молоток Игорь Тарасенко. . Он напоминает, что сервис Slando, который также экспериментировал с рекламой на ТВ, не устоял перед агрессивной стратегией Avito, который был просто раздавлен. Поэтому Naspers и решил влить в проект более мощного конкурента, говорит Тарасенко.
«Каждый раз, попав в нишу лидера, потерять это место практически невозможно», — заявил Нордландер журналу Forbes. Имея цели, Avito ослабил натиск: в 2013 г. сервис появлялся на ТВ, в прессе и наружной рекламе 16,9 тыс. раз, в 2014 г. – 48,7 тыс. раз (данные «ТНС Россия»)… Для сравнения, федеральная рекламная кампания 2012 г. , насчитывалось 82,5 тыс. торговых точек.. В 2013 году «Авито» зафиксировала первую прибыль в размере 679 млн рублей
модельных экспериментов
Продвижение Авито в массы Нордландер и Энгельберт собрали аудиторию, которая на 90% состояла из простых людей: большая, но не аудитория обеспечена. Но уже в 2011 году они стали привлекать более выгодных клиентов — малый и средний бизнес. Сейчас в структуре доходов Avito на абонентскую плату приходится около 59%, или 2,5 млрд руб., в выручке за 2014 год. Вся выручка Avito AB, согласно проверенной финансовой отчетности Delloitte за прошлый год [в пресс-службе Avito не подтверждают правильность], она составила 4,3 млрд руб.
Начали с рекламных вариантов: к концу 2010 года около половины выручки компания получала от рекламы (остальная часть — от продвижения рекламы, то есть ее выделения из массы или размещения на более выгодных позициях). В 2014 году появился сервис Avito для рекламной кампании «Авито.Промо», который позволял выбирать комбинацию различных инструментов продвижения. Три года назад компания начала развивать так называемые вертикальные поисковые объявления — тематические разделы «Авто» и «Недвижимость», «Трудоустройство» и «Услуги».
Если продвижение объявлений в категории, например «Детские игрушки» обойдется пользователю в 229-822 руб., то продвижение в категории «Н движимое» — от 739 до 2,6 тыс.руб. «вертикали» Авито впервые начала вводить плату за размещение объявлений на сайте (до сих пор пользователи платят только за продвижение). Осенью 2014 года было платное размещение объявлений о недвижимости в некоторых регионах, а в этом году компания объявила о введении сборы за публикацию объявлений в семи разделах — например, «Работы», «Услуги», «Животные». Только на платных объявлениях Avito вакансии могут зарабатывать от 438 млн до 1,4 млрд руб. в год, по подсчетам РБК9.0003
Весной прошлого года раздел «Недвижимость» был выделен в отдельный проект Домофонд.ру — совместное предприятие, которое на 80% принадлежит Avito и на 20% — Korbitec («дочка» Naspers). Сейчас Домофонд.ру уже входит в топ-3 самых посещаемых ресурсов по недвижимости в России, уступая лишь «Яндекс.Недвижимости» и старым игрокам рынка Cian.ru (статистика Simplerweb). Основа успеха – проверенный метод: за первое полугодие «TNS Россия» насчитала 98,6 тыс. рекламных точек Домофонда: Лайф занимает первое место среди сайтов Рунета по затратам на маркетинг, приоритет над ТВ. По количеству явлений Домофонд.ру опережает Циан.ру — 3 млн против 1 млрд, но реклама «ретранслируется» в тематический раздел Авито.
Еще в 2011 году Авито представила возможность создавать собственные «магазины» — виртуальные витрины с информацией о продавце и его товарах. Ежегодное издание «Окна» составляет около 35 тысяч. Руб. Сейчас в сервисных «магазинах» почти 12 тысяч. Компании, которые по итогам 2014 г. принесли Avito 244 млн руб., или чуть менее 6% от общей выручки. А в сентябре 2015 года Avito совершила свою первую покупку, купив логистическую платформу-агрегатор CheckOut, которая позволяет доставлять товары по стране (сумма сделки не разглашается). В ближайшее время Avito начнет зарабатывать на подключении магазинов партнеров к логистической платформе. Сейчас стоимость услуг CheckOut колеблется от 120 до 500 руб., но ценник может упасть из-за объема заказов. Кроме того, в перспективе может быть предложена услуга доставки для обычных пользователей.
А в июле 2015 года Авито запустила в тестовом режиме контекстную рекламу. Данную опцию можно использовать даже компаниям, которые не представлены в новых объявлениях — клик по контекстной рекламе пользователь берет на сайте рекламодателя. Сейчас реклама занимает второе место в общей структуре доходов Avito (1,5 млрд. из 4,3 млрд. руб. в 2014 г. ).
2015 Avito встретил абсолютного лидера Рунета в категории «Товары и услуги»: ближайший конкурент — «Из рук в руки» — уступает по размеру аудитории (5,2 млн против 25 млн) и количеству размещенных объявлений (около 7 миллионов против 33 миллионов).
Риски и миллиарды
В октябре 2015 года Naspers купил за $1,2 млрд акции других инвесторов — Kinnevik (31,7%), Northzone (около 5,9%) и Accel Partners (около 4,3%). Сделка позволит инвестору неплохо заработать: общий объем инвестиций Кинневика составил около $52 млн, а доля фонда Avito, проданного за $846 млн. Фонд Northzone вышел из Avito с мультипликатором 13x к первоначальным инвестициям, получив около $151 млн за девять лет, подсчитало издание Unquote. . Фонд Vostok New Ventures сохранил за собой долю в 13,3%, Baring Vostok продал половину своей доли — с 4,4 до 8,8%. Часть акций продали Нордландер и Энгельберт — в настоящее время у них около 10% акций, а остальная часть — у менеджеров компании.
Авито стоит 2,7 миллиарда долларов? «По итогам года выручка Avito около $120 млн при марже более 50%, — говорит управляющий партнер фонда TMT Investments Артем Инютин, — так что сумма сделки вполне разумная: цена около 23 , выручка компании в 2015 году. Кроме того, в цену сделки должна быть заложена покупка премиального лидера рынка и контрольного пакета акций». в «Яндексе» сохранили долю в Avito, так как видят «большой потенциал роста аудитории и монетизации за счет расширения вширь, на новых направлениях и в глубину, с выходом в итоге на сделки в ключевых категориях», — поясняет Елена Ивашенцева.
«Рекламная модель в Интернете — хороший генератор наличности. Эта модель в кризис работает хорошо: вторичный рынок сбыта развивается быстрее, чем в обычное время», — сказал Инютин. С ним согласен глава «Пронто-Медиа» Николай Дадиани «Современные классифайдов [сервис объявлений] диверсифицированной монетизации, которые боле устойчивы к кризисам, чем дисплей». см.: Сейчас онлайн-торговля занимает около 20% рынка офлайн-недвижимости, 30-40% — дороги и около 20% — товары и услуги общего назначения, а в долгосрочной перспективе рынок может вырасти как минимум в пять раз. — Сложите, — сказал он. Однако партнер аналитического агентства Data Insight Федор Вирин считает, что «перетащить» россиян в онлайн-Авито можно разве что в категорию «Услуги». Остальные сферы вроде недвижимости и автомобилей, по словам Вирина, уже «живут только в Сети», и приток новых клиентов возможен только за счет перетаскивания конкурентов.
Многие опрошенные РБК инвесторы в качестве фактора риска называют фиксацию Avito на российском рынке. Компания ценна только в России, так как главный актив сайта — его аудитория, считает партнер фонда Runa Capital Дмитрий Чихачев. «В любой другой стране им пришлось бы строить бизнес с нуля. В то же время у российских стартапов, изначально настроенных только на местный рынок, всегда возникают проблемы с выходом в другие страны», — говорит Чихачев. В качестве примера он приводит «Яндекс», который вышел в Турции в конце 2011 года, но в третьем квартале 2015 года доля российского поисковика «Яндекс» на турецком рынке составляла всего 7%.
Naspers инвестировала в Avito в 2013 году, и это была не первая инвестиция группы в России. В 2007 году Naspers за $165 млн купил 30% российской компании Port.ru, владевшей порталом Mail. ru (при этом еще минуя группу). Продавцами тогда становятся DST Юрий Мильнер и партнеры и Tiger Global Management Fund. В процессе Mail.Ru Group Naspers стал одним из крупнейших акционеров холдинга. В ноябре 2015 года группа владела 27,6% акций Mail.Ru Group стоимостью около 1,1 млрд долларов. Летом 2015 года Naspers объявила о конвертации своих акций Mail.Ru Group в GDR, что может свидетельствовать о намерении группы продать их на рынке.
Naspers работает в 130 странах, выручка Группы в 2015 финансовом году составила 73,1 млрд рандов (5,3 млрд долларов), чистая прибыль — 1,6 млрд рандов (110 млн долларов).
Фонд Восток Нафта в годовом отчете Avito сравнил с аналогичными сервисами в других странах мира по показателю «выручка на одного активного пользователя сайта». Лидером рейтинга стал сайт британской недвижимости Rightmove, средний пользователь принес компании в 2013 году $60,5. Avito находится на предпоследней позиции, уступая конкурентам из Финляндии (FINN.no), Новой Зеландии (Trade Me), Швеции (Blocket. se), Франции (Leboncoin.fr) и США (Craigslist). Средняя выручка на одного пользователя в Авито в 2014 году составила $2,8, поэтому компания делает ставку на рост so-b2b сектора.
Нордландер и Энгельберт уже пытались вывести Avito на международный рынок. В 2010 году компания открыла сайт Torg.ua на украинском рынке, но в мае этого года сайт был продан группе Naspers, принадлежащей MIH Allegro (сейчас это OLX). Авито пыталась зайти в Марокко и Египет, однако и тут успеха не добилась. В 2013 году компания передала свою площадку Avito.ma в совместное предприятие со шведской медиагруппой Schibsted. СП Avito получило 48%, но продало свой пакет за $13,5 млн в этом году, судьба египетского Bekam.com неизвестна: Был создан в декабре 2012 года, страница портала в Facebook последний раз обновлялась в октябре 2013 года, сайт сайт недоступен.
Если шведской команде не удалось найти способ покорить мир в ближайшем будущем, есть еще один путь для экстенсивного роста. Основатели Avito в том году как бы вскользь упомянули о возможном IPO. В сентябре, объявляя о сделке с CheckOut, Нордландер заверил, что «условия внутреннего контроля и отчетности в компании соответствуют стандартам выхода на большой рынок». Британский автомобильный классифайд Autotrader для листинга на Лондонской фондовой бирже в марте 2015 года оценивался в $3,5 млрд (мультипликатор 17x EBITDA за 2014 год). Компания Scout24, разработавшая портал Immobilienscout24.de, недвижимость инвесторов в октябре при выходе на биржу оценили в $3,6 млрд (почти 37ч EBITDA за 2014 год).
Компания Nordlander and Engelbert в октябре оценивалась в 70-е по EBITDA за 2014 год. Впрочем, даже в случае переоценки одного из инвесторов это не отразилось: все риски взял на себя Naspers, большинство других инвесторов уже заработало на Avito. Как зарабатывают и Нордландер с Энгельбертом, это единственные иностранцы, которым удалось создать успешную компанию в рунете.
Ретроспективы и перспективы монетизации видеоигр | Ярослав Кравцов | Развернуть
Еще в 1972 году Atari выпустила аркадный автомат Pong , который стал первой коммерчески успешной видеоигрой. Признаки будущего успеха можно было увидеть еще на этапе прототипа, когда разработчики установили автомат в местном баре, а через несколько дней он вышел из строя — приемный бокс был переполнен монетами.
С сегодняшней точки зрения может быть трудно понять, что именно привлекло людей к игре с двумя ракетками, двигающимися вперед и назад по противоположным сторонам экрана, и квадратом, подпрыгивающим между ними. Заглядывая вперед на 50 лет, люди могут также удивленно поднять брови, услышав о наших нынешних предпочтениях. Мир стремительно меняется, и то, что сегодня успешно, завтра будет вытеснено чем-то другим. Подобно тому, как аркадные игры с монетоприемником потеряли свою популярность, нынешние модели монетизации обречены на вытеснение.
Прежде чем рассуждать о будущем, давайте обратимся к истории монетизации игр. Без монетизации игры не могут приносить доход, а без дохода игровая индустрия не выживет.
Итак, 1972 год ознаменовался началом бума аркадных видеоигр. В 1977 году Atari выпустила инновационную консоль Atari 2600 . До этого на рынке были и другие приставки, которые можно было подключить к телевизору, однако они предлагали ограниченный набор предустановленных игр, которые со временем надоедали игроку. Atari 2600 стала пионерской моделью, в которой игры хранились на картриджах ПЗУ и их можно было приобрести отдельно от консоли. С тех пор игры продавались независимо от оборудования как самостоятельный продукт.
Следует отметить, что они очень хорошо продавались. Мир переживал бум видеоигр, и каждый новый продукт моментально сметался с прилавков. Патроны производились миллионами, независимо от качества продукции. Однако в 1983 году золотой век аркадных видеоигр подошел к концу. Потребители больше не хотели покупать некачественные товары, а доходы отрасли упали на 9%.7% в течение двух лет (с $3,2 млрд до $100 млн).
В 1983 году Nintendo выпустила Nintendo Entertainment System , известную как NES , которая в конечном итоге помогла оживить индустрию видеоигр. Извлекая уроки из трудностей, с которыми столкнулись их предшественники, компания осуществляла жесткий контроль над всеми играми, выпущенными на ее платформе, в частности, внедрив в свои картриджи специальные методы аутентификации. Однако такие меры только разжигали пиратство, включая изготовление консолей-клонов и нелицензионных картриджей. Мы можем видеть примеры, когда распространение пиратского продукта в национальном масштабе было настолько велико, что рухнул весь рынок официального продукта. Например, 9Особой популярностью в России пользовалась консоль 0097 Dendy , являвшаяся тайваньским клоном NES и выпускавшаяся под названием Micro Genius .
Отчаявшись сохранить контроль над ситуацией, Nintendo только усугубила положение официальных разработчиков, которые перешли на сторону одноранговой консоли Sega Mega Drive , созданной в 1988 году. Это побудило Nintendo пересмотреть свое решение. их позиция по отношению к разработчикам, и они удалили чип аутентификации из картриджей.
Этот период также ознаменовался развитием домашних компьютеров и игр для домашних компьютеров. Тем временем пиратство оставалось насущной проблемой, и игры часто поставлялись вместе с табличками с кодами аутентификации в качестве доказательства законности, которые требовались для запуска игры. Однако эта мера оказалась неэффективной и не смогла остановить пиратство. Эти обстоятельства породили Shareware , модель монетизации, при которой игры были доступны бесплатно и могли быть скопированы без каких-либо ограничений, однако дополнительный контент должен был быть платным. Например, когда был доступен только один эпизод, а остальные эпизоды приходилось покупать. Как правило, в точке продажи генерировался уникальный код, связывающий игру с соответствующим компьютером.
Среди игр, распространяемых по модели Shareware , была Doom 2 . В результате количество компьютеров с установленной этой игрой превысило количество компьютеров, работающих на Windows . Это побудило Гейба Ньюэлла покинуть Microsoft и основать свою собственную компанию Valve в 1996 году. В 2003 году Valve открыл интернет-магазин под названием Steam для распространения игр бренда. В 2007 году к магазину были допущены крупные сторонние издательства. Самая захватывающая глава началась в 2008 году, когда небольшим независимым разработчикам была предоставлена возможность продавать свои игры на пар .
Билл Гейтс с дробовиком продвигает версию Doom для Windows 95 (видео)
До этого переломного момента все контролировалось издателями. У них была автономия решать, какие игры производить и как и куда распределять средства. У разработчиков не было альтернативы, поскольку издатели не только договаривались с площадками о размещении игр, но и брали на себя весь логистический процесс от изготовления дисков и картриджей до их доставки в торговые точки. С появлением Steam , в этом уже не было необходимости.
В том же 2008 году рынок мобильных игр столкнулся с аналогичным сценарием. Корпорация Apple открыла свой онлайн-магазин AppStore , в котором предлагались игры для устройств Apple , в том числе для iPhone , чья популярность тогда набирала обороты. Разработчики больше не нуждались в помощи издателей для распространения своих игр в любом магазине.
Интерфейс AppStore на старте
Возможность самостоятельно принимать решения, не отдавая львиную долю своей прибыли издателю, стимулировала рост как числа разработчиков, так и количества игр, появляющихся на рынке каждый день. У большинства разработчиков не было доступа к ресурсам, необходимым для проведения масштабных маркетинговых кампаний, поэтому снижение цен использовалось для получения конкурентного преимущества и стало основным инструментом привлечения внимания игроков. Когда-то зрители были готовы платить за игру 60 долларов, а теперь не хотели тратить всего 5 долларов.
Тем временем, благодаря распространению Интернета и стремительному развитию торрент-технологий, уровень пиратства достиг рекордно высокого уровня. Особенно остро проблема стояла в Азии, где выпуск игр в продажу был нецелесообразен, так как они моментально пиратились и распространялись бесплатно. Это привело к появлению новой модели монетизации — free2play, которая предоставляла игрокам бесплатный доступ к играм, однако дополнительный контент (например, полезные внутриигровые предметы) предлагался внутриигровыми магазинами в обмен на реальные деньги.
Эти разработки помогли устранить главный входной барьер для игр, когда от пользователей больше не требовалось принимать решение о покупке перед запуском игры. Интернет-реклама стала новым каналом продвижения игр. Незадолго до этого этот подход оказался неэффективным, потому что процент пользователей, которые в конечном итоге посетили страницу игры и купили игру, приближался к нулю. Теперь, когда от игроков больше не требовалось покупать игры, и они могли установить игру «просто для проверки», этот процент значительно вырос.
Эволюция модели монетизации оказала огромное влияние на игровой дизайн. Теперь, имея возможность легко присоединиться к игре, игрок мог так же легко выйти, в отличие от того, когда ему приходилось платить в районе 60 долларов. Разработчики теперь поняли, что игрок должен быть поглощен игрой с самых первых моментов и постоянно получать стимул вернуться в игру. Этого можно достичь за счет введения внутриигровых предметов и поощрения игрока совершать покупки снова и снова.
В отличие от модели Shareware , где пользователь совершал покупку только один раз, в модели free2play не было ограничений на возможности пользователя тратить деньги. Это позволило играм free2play как победить пиратство, так и превзойти модель с фиксированной ценой предшественника, принося больший доход. Игры как таковые претерпели качественное изменение, превратившись из продукта, выпускаемого всего один раз и генерирующего разовую продажу, в развлекательный сервис, собирающий платежи с игроков на протяжении многих лет.
Fortnite — самая успешная free2play-игра 2018 года с доходом в 2,4 миллиарда долларов. только вне распродажи. Эту схему переняли такие лидеры рынка, как World of Warcraft и EVE Online , а остальным пришлось перейти на free2play. С годами на рынке возродилась модель подписки, которая в основном используется платформами, предлагающими доступ к играм и дополнительным услугам на регулярной основе.
Сейчас мы переживаем замечательный момент. Давнее господство модели free2play теперь начинает проявлять признаки упадка. Основная причина та же: переизбыток игр. Каждая из них конкурирует за новых игроков, что приводит к раздутым затратам на привлечение пользователей и, как следствие, к закрытию игр на этапе расчета бизнес-модели, когда становится ясно, что затраты на привлечение аудитории превысят потенциальный доход от этого аудитория.
Это означает, что мы готовы приветствовать новую модель монетизации. Оглядываясь назад на историю монетизации, сначала игры стоили много денег, затем они стоили очень мало, в настоящее время они бесплатны, и естественным прогрессом было бы начать платить игрокам. Другими словами, игры позволяют игроку зарабатывать деньги. Конечно, разработчик не сможет удержаться на плаву, раздавая все деньги игрокам вместо того, чтобы получать доход. Однако с появлением игр на основе блокчейна игроки получили возможность получать финансовую выгоду, взаимодействуя друг с другом. В Crypto Kitties , игроки могут получать доход, торгуя котятами с другими игроками, в то время как разработчик может взимать комиссию за транзакции и никоим образом не обделен.
Это всего лишь ранний признак появления новой модели, в которой игроки будут покупать предметы друг у друга, а не у разработчика. Помимо обмена предметами, они могли также обмениваться услугами. Например, сдавать свои игровые предметы в аренду другим игрокам или оплачивать услуги игрового тренера. В Expload , мы называем это «открытой экономикой» и считаем, что именно за этим будущее видеоигр.
Мы еще не видели, чтобы какой-либо другой проект привлекал такое внимание, как Crypto Kitties . В то время как другие криптоигры пытаются и иногда добиваются заметных результатов, они не получили большой реакции. Однако открытая экономика (в отношении игр) появилась задолго до блокчейна, еще в 80-90-е годы, когда процветал вторичный рынок видеоигр — игроки покупали картриджи и диски и, наигравшись, перепродавали их другие игроки по меньшей цене. Вместе с ММО-играми появились черные рынки, где игроки платили реальными деньгами другим игрокам за покупку внутриигровой валюты, покупку предметов, за развитие своих аккаунтов и за ряд других услуг.
Подержанные игры выставлены на GameStop
Нельзя отрицать, что черные рынки нарушают правила игры и лишают разработчиков части их прибыли. Однако, какими бы плохими и глубоко аморальными они ни были, черные рынки дают толчок к изменению статус-кво и дают игрокам то, что они хотят — рано или поздно они получат свою долю пирога. Вопрос только в том, будет ли это гармонировать с дизайном игры или испортит его.
Точно так же, как когда-то free2play изменила множество подходов к дизайну игр, сегодня открытая экономика снова бросает вызов разработчикам игр, требуя от них изменить свой образ мышления. Игры больше не напоминают состояние диктатуры, когда игрок становится марионеткой разработчика и не может сделать ни одного шага без разрешения разработчика. Новому поколению игр суждено стать аналогом Европы, где каждый игрок волен устанавливать экономические отношения с другими игроками, не спрашивая согласия разработчика. Совершенно очевидно, какая из экономик более здоровая и развитая: экономика европейских государств или экономика диктатуры.
Как мы можем быть уверены? Представьте себе мир, в котором вы можете купить только акций Apple у акций Apple и продать только акций Apple по курсу, который они котируют. Мир, в котором инвестиции в недвижимость не дают возможности для получения прибыли, потому что жилую недвижимость можно только купить, но нельзя продать. Мир без eBay , Avito , Юла , YouDo и даже Uber , потому что вам нельзя ничего продавать и оказывать платные услуги. Банки не дают кредиты, потому что нет таких организаций, как банки, и нет такой льготы, как медицинская страховка, потому что также — нет страховых компаний. Вам не нужно думать, какой магазин посетить, потому что магазин всего один. Вы даже не можете одолжить деньги своему другу до дня выплаты жалованья. А если вы захотите переехать в другую страну, вам придется отказаться от всего своего имущества и начать с нуля.
Скриншот из фильма «1984»
Вы себе это представляли? Вы заметили, что все вокруг вас стало черно-белым, и вы слышите, как играет мрачная музыка? Хотели бы вы жить в таком мире? Однако современные игры именно такие, когда дело доходит до их экономического устройства. Мы этого не замечаем, потому что привыкли к существующему сетапу и других бенчмарков у нас нет.
Почти каждый третий человек на планете — геймер. Для многих людей игры — это больше, чем просто забавный способ занять свободное время, они составляют огромную часть их жизни. Общение с друзьями во время ночной игры Fortnite , вступление в клановые войны в Clash Royale на выходных, отмечание E3 и The International дат трансляций в календаре, размещение статуэтки из коллекционного издания любимой игры на видном месте, планирование отпуска как раз перед выпуском Cyberpunk 2077 … Когда мы вкладываем в игры так много своей жизни, было бы здорово пользоваться в играх таким же количеством свобод и возможностей, как сейчас в нашей повседневной жизни.