Содержание
О дачной амнистии и (или) продлении дачной амнистии \ КонсультантПлюс
О дачной амнистии и (или) продлении дачной амнистии
Так называемая «дачная амнистия», правила которой введены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее — Закон N 93-ФЗ), устанавливала упрощенный порядок оформления прав на отдельные объекты недвижимости, в частности:
на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
на объекты недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции таких объектов недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство;
на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) в случае государственной регистрации права собственности гражданина на такой объект недвижимости.
При этом срок применения упрощенных правил оформления прав граждан ограничивался только в отношении государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), в соответствии с которым в настоящее время осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимости, содержит аналогичные правила оформления прав на объекты в упрощенном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на садовом земельном участке допускается возведение исключительно жилых строений и хозяйственных строений и сооружений.
В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство не требуется при строительстве любых построек на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Таким образом, расположенное на садовом земельном участке жилое строение является зданием, для строительства которого не требуется получение разрешения, следовательно, оформление прав на такое здание в упрощенном порядке сроком не ограничено.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок оформления в упрощенном порядке прав граждан на объекты индивидуального жилищного строительства, создаваемые или созданные на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемые или созданные на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), продлен до 1 марта 2020 года.
Необходимо обратить внимание на следующие положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2019 г.):
для целей применения в Законе N 217-ФЗ, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Указанные положения не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур (часть 7 статьи 54);
садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 статьи 3);
расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами (часть 9 статьи 54);
расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами (часть 11 статьи 54);
садовый дом — здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (пункт 2 статьи 3);
КонсультантПлюс: примечание.
С 14.07.2022 ст. 23 изложена в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 312-ФЗ). Положения ч. 3 ст. 23 прежней редакции см. в ч. 3 ст. 23.1 новой редакции.
садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 23).
Дачная амнистия
«Дачная амнистия» и ее законодательное определение:
«Дачной амнистией», точнее ее продлением, называется проект федерального закона. Этот проект вносит изменения в статью 16 федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс. Полностью проект закона называется так: «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
«Дачная амнистия» действует с сентября 2006 года. В 2010 году упрощенный порядок оформления домов на садовых участках продлевался еще на восемь лет.
Отличие «дачной амнистии» от приватизации:
Часто дачную амнистию подменяют понятием приватизация. Это не совсем правильно. Приватизация – это бесплатная передача недвижимости от государства в частные руки. Дачная амнистия же касается только вопросов оформления уже имеющейся собственности, то есть право уже есть, нужно только получить надлежащий документ о праве собственности. Хотя закон предусматривает оформление объектов, которые ранее не находились у граждан в собственности, а была в обладании государства, поэтому упрощенка подразумевает переход недвижимости от государства к гражданину.
В чем суть?
С понятием «дачная амнистия» связано много путаницы. На деле это возможность оформить в собственность некоторые объекты недвижимости в особом порядке.
По действующему законодательству, любая недвижимость подлежит государственному учету: земельные участки, жилые помещения, гаражи, бани, хозяйственные постройки. Сведения о них должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и в государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эти действия осуществляют органы Росреестра: кадастровая и регистрационная палаты. По законодательству нельзя оформить право собственности на недвижимость, если сведения о ней отсутствуют в ГКН. Их наличие подтверждает кадастровый паспорт. Поставить объект на кадастровый учет можно только на основании технических документов: для земельного участка – это межевой план; для построенного дома– технический план. Получение указанных документов – относительно длительная и дорогостоящая процедура. Суть «дачной амнистии» сводится к тому, что получить свидетельство на землю можно без межевания.
Дачная амнистия применима к земельным участкам:
Земельные наделы, которые получали граждане РФ до 2001 года, в зависимости от их целевого назначения можно разделить на две категории:
-предоставленные под садоводство, огородничество, дачное хозяйство;
— выделенные для ИЖС (строительство частного дома) или для ведения подсобного (приусадебного) хозяйства.
Такие участки предоставлялись гражданам на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования. С начала 90-х годов, при выделении земли, уже выдавали свидетельство о собственности. Это так называемые, документы старого образца, они вполне законны. Но сведений о таких собственниках в ЕГРН – нет. При необходимости провести отчуждение имущества – потребуется зарегистрировать переход права, а для этого оно быть зафиксировано в государственном реестре.
Именно такие участки, и построенные на них объекты, можно зарегистрировать в рамках «амнистии».
Дачная амнистия применимо к жилым домам:
С 4 августа 2018 года строительство жилых и садовых домов на садовых земельных участках стало происходит в новом уведомительном порядке. При этом до 1 марта 2019 года допускались кадастровый учет и регистрация прав на жилые строения и жилые дома на участках без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции или об их окончании.
Однако большинство преимуществ этой программы прекратило свое действие с 1 марта 2019 года. В полноценном виде будет применяться упрощенный режим регистрации только на землю, тогда как для оформления прав на строения придется обращаться в муниципальные органы и заполнять дополнительные документы.
Еще с марта 2018 года действует запрет на распоряжение строениями и участками, не поставленными на кадастровый учет в Росреестре дачная амнистия до 1 марта 2019 года действовала по прежним правилам, т.е. для регистрации прав нужно получить технический или межевой план, подтвердить законное право владения объектом.
С 1 марта 2019 года, кроме технического и межевого плана, гражданам необходимо подавать в органы местной власти уведомление о начале и завершении строительства дома или иного объекта; в отношении земельных участков сохранится упрощенный порядок регистрации, т.е. для обращения в Росреестр нужно провести межевание и получить межевой план.
Также с марта 2019 года не применяется термин «дачный участок», а все земля распределена по признакам садоводства или огородничества. Возводить строения будет можно только на садовых участках.
Многие граждане не провели регистрации прав и постановку на кадастровый учет в упрощенном порядке, в связи с этим законодатель предоставил возможность упрощенного оформления прав на такие объекты до 1 марта 2020 года.
Выводы:
Достаточно актуальная во всех регионах России «дачная амнистия» уже дважды продлевалась после непосредственного принятия закона. И, несмотря на различные препятствия и разногласия, этот закон работает и сегодня, пользуясь немалой популярностью.
Многие владельцы недвижимого имущества и участков до сих пор не определились, стоит ли в данное время заниматься переоформлением. Ведь с одной стороны владелец участка вовсе не обязан получать новое свидетельство. Другой же стороной вопроса является то, что если необходимо будет осуществить отчуждение, то в ЕГРН сведений о вас содержаться не будет. И это уже чревато различными неприятными моментами.
В Московской области стартовала новая страховая программа «Дачная амнистия»
Правительство Московской области 01 августа 2022 16:25
Московская областная БТИ совместно с СП «Ингосстрах» и Министерством имущественных отношений Московской области запускает специальную страховую программу «Дачная амнистия», собственник сможет застраховать дома, поставленные на кадастровый учет в 2022 году, с 20 % льготы: садовый домик, дача и другие постройки, расположенные на земельном участке, сообщает пресс-служба ведомства.
«В рамках специальной страховой программы «Дачная амнистия» любой желающий сможет застраховать недвижимость, поставленную на кадастровый учет в 2022 году, на более выгодных условиях, а именно с 20-процентной выгодой», — говорится в сообщении.
Согласно этой программе, имущество может быть защищено от следующих рисков: пожар, взрыв, повреждение водой, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, механические повреждения (в том числе повреждения от ремонта), повреждения от третьих лиц (в том числе повреждения от окурков и предметы, по неосторожности прибывшие от соседей), теракты, случаи короткого замыкания (пожар в результате короткого замыкания), повреждения инженерных систем.
Программа страхования также покрывает ряд специфических рисков. Они страхуются за дополнительную плату, но вместе со стандартным покрытием обеспечивают защиту имущества практически на все случаи жизни.
Клиент самостоятельно выбирает страховую защиту объектов недвижимости исходя из своих интересов и потребностей. Стоимость страхования по программе «Дачная амнистия» садовых домов, коттеджей и других построек рассчитывается индивидуально и зависит от технических характеристик объектов недвижимости.
Выгода собственника при страховании недвижимости составит 20%. Такое предложение должно стимулировать дачников не только к регистрации недвижимости, но и к финансовой защите своего имущества.
Страхование по специальной программе «дачная амнистия» осуществляется только уполномоченными работниками Московской областной БТИ.
Страховая услуга состоит из четырех этапов:
- Подготовительный этап. Клиент обращается за услугой в Московское областное БТИ.
- Осмотр объекта. Кадастровый инженер выезжает к клиенту с целью осмотра.
- Проверка государственной регистрации недвижимого имущества. Если объект поставлен на кадастровый учет в 2022 году, специалисты МОБТИ готовят документы для страхования. Если недвижимость не зарегистрирована, специалисты МОБТИ помогут подготовить все документы для государственной регистрации;
- Оформление страхового полиса СПАО «Ингосстрах».
Другие преимущества официальной регистрации:
- зарегистрированная недвижимость может продаваться, дариться, сдаваться в аренду и передаваться по наследству;
- можно прописать в доме;
- пенсионеров, многодетных, инвалидов и других льготных категорий граждан полностью освобождены от уплаты налога на имущество;
- при изъятии земельного участка для государственных нужд собственник получает полную компенсацию стоимости объекта хранения и находящегося на нем недвижимого имущества;
- есть возможность воспользоваться президентской программой социальной газификации.
Дополнительную информацию об условиях программы страхования «Дачная амнистия», а также по вопросам оформления договора страхования можно получить по телефону горячей линии 8 (498) 568-88-88 или на сайте МОБТИ.
Обратите внимание, что данный пресс-релиз основан на материалах, предоставленных компанией. Информационное агентство AK&M не несет ответственности за его содержание, а также за юридические и иные последствия его публикации.
Первая послесталинская амнистия – семнадцать моментов советской истории
Верховный Совет СССР, Амнистия. 27 марта 1953 г.
Первоисточник: Сборник законов СССР, 1938-1967 гг. (М., 1968), т. 2, с. 627.
В результате укрепления советского общественного и государственного строя, повышения жизненного и культурного уровня населения, повышение гражданственности граждан и их честного отношения к выполнению своего общественного долга.
Президиум Верховного Совета СССР считает, что в этих условиях нет необходимости содержать в местах лишения свободы лиц, совершивших правонарушения, не представляющие большой государственной опасности, и доказавших своим добросовестным отношением к труду, что они готовы вернуться к честной трудовой жизни и стать полезными членами общества.
Постановление Президиума Верховного Совета СССР:
1. Лица, осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, подлежат освобождению из мест лишения свободы и освобождению от иных мер наказания, не связанных с лишением свободы.
2. Лица, осужденные независимо от срока отбывания наказания за преступления, совершенные в служебном положении, и за хозяйственные правонарушения, а также воинские преступления, предусмотренные статьями 193-4а, 193-7, 193-8, 193-10, 193 -10а, 193-14, 193-15, 193-16 и 193-17а Уголовного кодекса Российской Республики и соответствующие статьи Уголовных кодексов всех других союзных республик освободить из мест лишения свободы.
3. Женщины, имеющие детей в возрасте до десяти лет; беременные женщины; из мест лишения свободы подлежат освобождению несовершеннолетние правонарушители до 18 лет, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет, а также осужденные, страдающие тяжелыми неизлечимыми заболеваниями.
4. Осужденным, которым назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, срок наказания уменьшается вдвое.
5. Все текущие судебные процессы и все дела, не рассмотренные судами, подлежат прекращению, если они связаны с преступлениями, совершенными до издания настоящего постановления:
(a) Преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет или иные наказания, не связанные с содержанием в местах лишения свободы.
(b) Преступления, совершенные в официальном качестве, а также экономические и военные преступления, перечисленные в статье 2 настоящего указа.
(c) Преступления, совершенные лицами, подпадающими под описание, изложенное в статье 3 настоящего указа.
По другим делам о преступлениях, совершенных до издания настоящего постановления, за которые законом предусмотрено лишение свободы на срок более пяти лет, суд, если найдет необходимым постановить наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет лет, заключается в освобождении подсудимого от наказания; а если признает необходимым вынести наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, то сократить срок наполовину.
6. Гражданам, ранее судимым и отбывшим наказание или до отбытия наказания освобожденным от наказания на основании настоящего указа, погашается судимость и восстанавливаются избирательные права.
7. Амнистия не распространяется на лиц, осужденных на срок свыше пяти лет за контрреволюционные преступления, крупные хищения социалистической собственности, бандитизм и умышленное убийство.
8. Пересмотреть уголовное законодательство СССР и союзных республик в части замены уголовной ответственности административными и дисциплинарными мерами по делам о правонарушениях, совершенных при исполнении служебных обязанностей, а также по делам об хозяйственной, мелкой социальной и иной менее опасные преступления, а также в целях снижения уголовной ответственности за некоторые преступления.
Поручить Министерству юстиции СССР в месячный срок подготовить соответствующие предложения и представить их в Совет Министров СССР для рассмотрения и представления в Президиум Верховного Совета СССР.