Где в россии есть метро города: В каких городах России есть метро, полный список

Не только Москва: в каком городе всего одна станция и другие факты о метро в России

Путешествия

Новосибирский метромост длиной 2145 метров — самое длинное из подобных сооружений в мире

Фото
Elena Odareeva / Alamy

Предыдущие десять лет называют золотым веком строительства Московского метрополитена — за этот короткий период появились 69 новых станций, в то время как за предыдущие 76 лет была построена 181 станция.

Фото
Юрий Орлов / Городские порталы

69 — это гораздо больше, чем во всех городах России, вместе взятых, за тот же отрезок времени, пишет городской портал Екатеринбурга.

Метро Москвы строилось даже во время Великой Отечественной войны — об этом напоминают таблички на некоторых станциях «Сооружено в дни Отечественной войны». Но именно с 2011-го начался новый виток развития, благодаря которому общее количество станций достигло 250.

Второй по размеру российский метрополитен перевозит жителей и гостей Санкт-Петербурга — там 72 станции, третий — в Нижнем Новгороде, 15. Новосибирск только на четвертом месте, тут 13 станций, но вот-вот сдадут еще одну, «Спортивную». Далее идут Казань (11), Самара (10), Екатеринбург (9) и Омск (1).

Фото
Юрий Орлов / Городские порталы

В Омске в 2011 году сдали первую станцию «Библиотека им. Пушкина», но потом средства закончились, и к 2017-му было принято решение законсервировать метро, так и не начавшее работать. Потом начало подтапливать недостроенные объекты, итогом стало полное затопление первоочередного участка. Сейчас власти Омской области продолжают тратить средства на содержание того, что уцелело.

Ряд метрополитенов (в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре) был сдан в поздние советские годы (1985–1987). Эти транспортные системы дошли до наших дней без особенных изменений — где-то прибавилось по 1–2 станции, где-то по 3–4. Метро Екатеринбурга — тоже советский проект, стартовавший в 1980-м, а первые поезда с пассажирами отправились в путь только в 1991 году, уже на изломе эпох.

А вот Казанский метрополитен — единственный проект метро уже в новой России. Он заложен в 1997 году, сдан в 2005 году с первыми пятью станциями. На сегодня здесь 11 станций, а протяженность единственной ветки — 16,8 км. Решение строить метро в Казани принял лично Борис Ельцин в 1996 году.

По материалам портала E1.RU.

Виктор Плешаков

Сегодня читают

Тест: посмотрите на свои ноги, а мы расскажем то, что вы не знали о себе

Тест: насколько сильно вы хотите спать? Найдите 3 облачка среди десятков овец

Сколько насекомых на картинке? Тест на знание хитростей природы

Тест: ваш мозг еще молод или начинает стареть? Просто взгляните на картинку, чтобы определить

Где спрятался леопард? Тест на остроту зрения от фотографа дикой природы

В каких городах России есть метро🚇

Метрополитен в России достается только городам-миллионникам, потому что строить подземки — сложное и дорогое занятие, окупить которое можно только большим пассажиропотоком.

Вышло так, что городов России, где есть метро 13, но действующий метрополитен есть только в 7 из них.

Вышло так, что городов России, где есть метро 13, но действующий метрополитен есть только в 7 из них

В этом материале мы расскажем вам о каждом из них. Разберемся, в каких городах есть метро — само собой, не просто перечислим, а еще и сравним между собой и поделимся интересными фактами о городских метро.

О шести городах, где метро планировалось, но что-то пошло не так мы тоже расскажем.

Московский метрополитен

Самая первая подземка страны появилась именно здесь, в Москве — Кирово-Фрунзенскую линию (ныне — Сокольническая линия) открыли в 1935 году.

На тот момент открыли сразу 13 станций, а сегодня Московский метрополитен разросся до 240 станций и 13 веток. А еще, монорельс, недавно открытое Московское центральное кольцо и ежегодно открывающиеся новые станции — все это образовывает почти 400 километров путей для жителей мегаполиса, которые охотно пользуются метро.

Ежедневно в Московском метро работают около 5 тысяч поездов, чтобы перевозить почти два с половиной миллиарда пассажиров в год.

Ежедневно в Московском метро работают около 5 тысяч поездов, чтобы перевозить почти два с половиной миллиарда пассажиров в год

Так, столичное метро становится самым старым по дате основания, самым популярным метро в стране и самым большим по протяженности, что особенно заметно, даже если сравнить все схемы метро городов России.

Интересные факты о Московском метро

  1. Многие станции метрополитена украшены лепниной, но «Новокузнецкая» является единственной из них, на которой лепнина есть даже в тоннеле над эскалаторами.
  2. В 1940 году на станции Московского метро «Динамо» по ночам работали учёные-физики. Расположенная на 40-метровой глубине станция отлично была защищена от радиоволн, что, собственно, им и требовалось.
  3. В 1996 году из-за шутки сотни тысяч людей поверили в существование вымышленной станции «Физтех». На самом деле это студенты расклеили в вагонах новые схемы метрополитена, внешне почти неотличимые от настоящих.
  4. Кольцевая линия метро в Москве строилась на протяжении одиннадцати лет.
  5. В Московском метро две «Смоленские» и две «Арбатские станции», потому что во время Великой Отечественной войны две старые станции были повреждены бомбой. В тайне от всех были построены две новые станции и новая линия. Но позднее, в конце 50-х годов, старые станции восстановили и снова открыли.
  6. Во время Великой Отечественной войны продолжалось строительство Замоскворецкой, Кольцевой и Покровской линий.
  7. При строительстве Московского метро, точнее, при прокладке новых тоннелей, была достигнута скорость в 650 метров в месяц. Впрочем, метростроители в Санкт-Петербурге добились скорости в 1200 метров за тот же срок.
  8. На станции «Комсомольская» колонн больше, чем на любой другой — их там 146 штук.
  9. На всех линиях Московского метро, кроме Бутовской, число вагонов в составах составляет 6, 7 или 8.
  10. Все вагоны для Московского метрополитена производятся в Мытищах.
  11. На Кольцевой метро линии перед станцией тоннель слегка поднимается вверх, в на выезде спускается вниз вниз. Это помогает поездам проще сбрасывать и набирать скорость.
  12. Первой станцией метрополитена, на которой были установлены турникеты, стали «Красные ворота».
  13. Мозаику для станции «Новокузнецкая» собирали в Ленинграде, который в то время находился в блокаде.
  14. В Московском метро постоянно гуляет ветер не только благодаря вентиляции, но и потому, что поезда, перемещаясь по тоннелям, толкают воздух, как поршни внутри цилиндров.
  15. На всех старых станциях метрополитена двери очень тяжёлые, потому что при их разработке были предъявлены требования к долговечности и прочности, а вот вес их никого не интересовал.
  16. Мужским голосом объявляют станции во время движения поездов к центру Москвы, а женским — во время движения от центра. На Кольцевой ветке при движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движения против часовой — женский.
  17. Раньше Московское метро пахло по-особенному благодаря креозоту, которым пропитывали шпалы. Но сейчас креозот больше не применяется.
  18. Суммарная протяжённость линий Московского метрополитена давно уже перевалила за три сотни километров.
  19. Метрополитен носит имя Ленина только с 1955 года. До этого он носил имя Л. Кагановича.
  20. Открытая в 1938 году станция Московского метро «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами.

Петербургский метрополитен

Метро Санкт-Петербурга открыто в 1955, станций в метро всего 67, 5 веток, а протяженность всех путей — 113 километров.

Почти по всем критериям эта подземка идет сразу за Московским — вторая по старости, вторая по размерам и протяженности, то же самое касается и пассажиропотока.

А что сильно отличается, так это глубина расположения под землей. Отвечаем на вопрос «в каком городе России самое глубокое метро»: здесь метро обгоняет все другие подземки страны. Из-за грунтовых вод некоторые станции пришлось закладывать на глубине 100 метров — в этом вы обязательно убедитесь, поднимаясь на местном эскалаторе непривычные 3 минуты. Если эскалатор сломается, пешком придется одолеть 729 ступенек.

Метрополитен Нижнего Новгорода

Первую ветку метрополитена в Нижнем Новгороде открыли в 1985 году. Сегодня действует уже 2 ветки и 14 станций.

Первую ветку метрополитена Нижнего Новгорода открыли в 1985 году

Из примечательного об этом метро отмечают то, что большая часть дорог в метро Нижнего Новгорода находятся на глубине не более 20 метров, то есть оно самое неглубокое и поверхностное, если сравнивать его с другими городскими подземками.

Новосибирский метрополитен

Единственная подземка в Сибири. Метро здесь открыли в 1986 году, сегодня здесь две линии и 13 станций.

И ежегодные экстремально низкие температуры Сибири не помеха для работы местного метро.

А еще здесь расположился самый длинный метромост. Причем, даже не в стране, а в целом мире — он растянулся через Обь на расстояние более 2 км.

Кстати, из-за тех же морозов его длина летом и зимой отличается на целых полметра — в холод рельсы сжимаются, а в теплое время года — растягиваются.

Екатеринбургский метрополитен

Первое метро на Урале, одно из самых молодых в стране и с самым небольшим количеством станций.

Первое метро на Урале, одно из самых молодых в стране и с самым небольшим количеством станций.

Открыли подземку в 1991 году. Сегодня метро состоит из одной линии на 12 км, а схема метро Екатеринбурга показывает всего 9 станций. Зато при небольшой протяженности путей и самым маленьким количеством станций в России, метро Екатеринбурга перевозит около 50 миллионов человек в год.

Самарский метрополитен

Местное метро открыли в 1987 году. Здесь — одна линия, длиной в 10 км, станций здесь тоже 10, а в год самарское метро перевозит около 14 миллионов человек.

Местное метро открыли в 1987 году. Здесь - одна линия, длиной в 10 км, станций здесь тоже 10, а в год самарское метро перевозит около 14 миллионов человек

Этот метрополитен — самый короткий, самый скромный по количеству перевозимых пассажиров, и лишь по количеству станций расположился на втором месте с конца («обогнал» Екатеринбург).

Казанский метрополитен

Единственное метро, открывшееся уже в России, а не в СССР. Так, открытое в 2005 году метро стало самым молодым в стране, но уже догоняющем другие мегаполисы по протяженности: одна ветка, длиной почти 16 км, 10 станций.

Открытое в 2005 году метро стало самым молодым в стране, но уже догоняющем другие мегаполисы по протяженности: одна ветка, длиной почти 16 км, 10 станций

Пожалуй, это еще и одна из подземок в России, где все надписи дублируются на татарском: не удивляйтесь местному «сөялмәскә» — это привычное «не прислоняться». А если вы посетили Казань впервые, рекомендуем прочитать статью на нашем портале о самых значимых достопримечательностях города.

А теперь расскажем о мегаполисах, которым повезло чуть меньше.

В Ростове, Уфе и Перми построить метро когда-то планировали: были схемы, предварительные работы, но сегодня официальный статус строительства подземок — «отменено». В основном, дело было в недостаточном финансировании, а в Уфе к строительству метро не располагает грунт — слишком много подводных рек.

В Омске и Красноярске строительство временно заморожено. Омское метро в свое время наделало шуму: в 2011 году его даже успели открыть, но то была только одна станция, с которой нельзя было уехать и выполняла она только функцию подземного перехода.

Самые радостные новости ожидают Челябинцев: там метро планируют открыть в ближайшем будущем, скорее всего, в 2025 году, правда сроки постоянно переносят с момента начала работ (с 1992 года).

Катайтесь на метро! А если удастся поймать стабильный вай-фай, заглядывайте в «журнал» на invme и читайте еще больше интересного о городах и путешествиях, только свою остановку не пропустите!

Читайте интересные статьи из раздела “Гулять” на нашем сайте:

  • С кем отправиться в экскурсию по городу
  • Как выбрать место для прогулки
  • Где гулять в Москве

Москва, Россия Метро Население 1950-2023

Диаграмма и таблица уровня населения и темпов прироста в московском районе с агломерацией России с 1950 по 2023 год. Прогнозы ООН по численности населения также включены до 2035 года. a Увеличение на 0,31% по сравнению с 2022 годом.

  • Численность населения г. Москвы в 2022 году составляла 12 641 000 , 0,38% увеличение с 2021 года.
  • Население Москвы в агломерации в 2021 году составляло 12 593 000 , что на 0,44% больше по сравнению с 2020 годом.
  • Население Московской области в 2020 году составляло 12 538 000 , что на больше на 0,5% по сравнению с 2019 годом.
  • Источник данных: Организация Объединенных Наций — World Population Prospects

    MLA Ссылка:

    человек

    Другие города России
    Название города Население
    Москва 12 680 000
    Санкт-Петербург 5 561 000
    Новосибирск 1 695 000
    Екатеринбург 1 528 000
    Казань 1 292 000
    Нижний Новгород 1 251 000
    Челябинск 1 241 000
    Омск 1 181 000
    Красноярск 1 167 000
    Самара 1 156 000
    Уфа 1 145 000
    Ростов-на-Дону 1 139 000
    Пермь 1 082 000
    Воронеж 1 081 000
    Краснодар 1 001 000
    Волгоград 995 000
    Тюмень 904 000
    Саратов 838 000
    Тольятти 692 000
    Ижевск 652 000
    Иркутск 646 000
    Барнаул 641 000
    Хабаровск 641 000
    Ульяновск 623 000
    Ярославль 613 000
    Владивосток 610 000
    Томск 607 000
    Махачкала 602 000
    Кемерово 569 000
    Оренбург 569 000
    Балашиха 554 000
    Новокузнецк 548 000
    Рязань 540 000
    Набережные Челны 536 000
    Астрахань 535 000
    Пенза 521 000
    Киров 518 000
    Чебоксары 514 000
    Липецк 504 000
    Калининград, Калининградская область 492 000
    Курск 473 000
    Сочи 473 000
    Тула 465 000
    Ставрополь 459 000
    Улан-Удэ 450 000
    Тверь 426 000
    Магнитогорск 421 000
    Белгород 417 000
    Сургут 407 000
    Иваново 399 000
    Брянск 393 000
    Чита 362 000
    Владимир 360 000
    Калуга 352 000
    Архангельск 348 000
    Нижний Тагил 345 000
    Якутск 339 000
    Подольск 338 000
    Волжский 331 000
    Смоленск 327 000
    Саранск 325 000
    Череповец 319 000
    Вологда 318 000
    Орел 314 000
    Курган 308 000
    Владикавказ 298 000

    человек

    9

    2 августа 2022 г. остановка метро.

    К концу марта станция стала для сотен украинцев чем-то другим: домом.

    Со своими семьями, небольшим количеством своего имущества и своими домашними животными — котятами, собаками, птицами — эти жители второго по величине города Украины ушли в подполье и разбили лагерь в поисках безопасности во время нападения России.

    «Мы понимаем, что идет война», — сказала 10-летняя Вика, которая переехала в станцию ​​метро, ​​ставшую бомбоубежищем, вместе с мамой, бабушкой и младшим братом. «Но мы не понимаем, почему это началось».

    Приведенный выше отрывок из нового документального фильма Украина: жизнь под атакой России показывает Вику и сотни других людей во время войны. Документальный фильм, снятый в течение первых трех месяцев войны, премьера которого состоялась 2 августа на канале PBS и в Интернете. Он подробно описывает опыт украинцев, переживших битву за Харьков: мирные жители, попавшие под обстрелы; спасатели, рискующие собственной жизнью; и так много людей, как Вика, пытающихся выжить под землей.

    «Как можно убить другого человека?» — спросил 86-летний Виталий, бывший театральный актер, который прогуливался по переполненному вокзалу со своей гитарой. — Я думаю, что это все глупо и ненужно.

    Как видно из приведенного выше отрывка, съемочная группа задокументировала яркие подземные сцены. Вещи, постельные принадлежности и импровизированные палатки стояли вдоль лестниц и этажей станции. Люди молча смотрели телевизионные новости, пока разыгрывались кадры разрушений над землей. Мужчина раздавал подарки — костюм Бэтмена, розовый рюкзак — взволнованным детям, спрашивая их, хорошо ли они себя вели. Когда метро больше не работает, две молодые девушки играли в выведенном из эксплуатации вагоне поезда.

    Несмотря на все это, многие пытались вести обычный распорядок дня. Несмотря на обстрелы, прибыли работники гуманитарной помощи, чтобы обеспечить двухразовое питание. Вика играла с братом и при поддержке мамы старалась успевать в школе.

    А иногда Вика, которая до войны занималась бальными танцами, просматривала в мамином телефоне фотографии из прежней жизни.

    «Это я на танцах», — гордо сказала она.

    «Какая красота!» — вмешалась ее мать, смеясь. «Она получила медали! Наша маленькая Вика».

    Несмотря на то, что война загнала ее семью в подполье, Вика сказала, что у нее нет желания бежать из страны, которую она называет домом.

    «Я хочу остаться в Украине», — сказала она позже в документальном фильме. «Я не хочу ехать ни в какую другую страну».

    Чтобы узнать больше, смотрите фильм Украина: Жизнь под атакой России , производство Basement Films для GBH/FRONTLINE совместно с Channel 4. Премьера состоится во вторник, 2 августа 2022 г., в 22:9 на канале PBS. станции ( проверьте местные списки ) и будет доступен для потоковой передачи по адресу pbs.org/frontline , в приложении PBS Video и на канале FRONTLINE YouTube

    . Документальный фильм был снят, спродюсирован и срежиссирован Мани Бенчелахом и Патриком Томболой; произведено в Украине Владимиром Павловым; и направленный в Лондоне Терезой Смит.

    Москва — Исторические данные о населении

    Год Население Скорость роста
    2023 12 680 000 0,31%
    2022 12 641 000 0,38%
    2021 12 593 000 0,44%
    2020 12 538 000 0,50%
    2019 12 476 000 0,53%
    2018 12 410 000 0,99%
    2017 12 288 000 0,99%
    2016 12 168 000 0,99%
    2015 12 049 000 0,99%
    2014 11 931 000 0,99%
    2013 11 814 000 0,98%
    2012 11 699 000 0,99%
    2011 11 584 000 1,07%
    2010 11 461 000 1,28%
    2009 11 316 000 1,29%
    2008 11 172 000 1,29%
    2007 11 030 000 1,29%
    2006 10 890 000 1,29%
    2005 10 751 000 1,28%
    2004 10 615 000 1,29%
    2003 10 480 000 1,38%
    2002 10 337 000 1,65%
    2001 10 169 000 1,64%
    2000 10 005 000 1,66%
    1999 9 842 000 1,65%
    1998 9 682 000 1,78%
    1997 9 513 000 1,92%
    1996 9 334 000 1,45%
    1995 9 201 000 0,99%
    1994 9 111 000 0,49%
    1993 9 067 000 -0,01%
    1992 9 068 000 0,30%
    1991 9 041 000 0,60%
    1990 8 987 000 0,60%
    1989 8 933 000 0,85%
    1988 8 858 000 1,07%
    1987 8 764 000 1,06%
    1986 8 672 000 1,07%
    1985 8 580 000 1,07%
    1984 8 489 000 1,06%
    1983 8 400 000 1,07%
    1982 8 311 000 1,07%
    1981 8 223 000 1,07%
    1980 8 136 000 1,07%
    1979 8 050 000 1,26%
    1978 7 950 000 1,40%
    1977 7 840 000 1,41%
    1976 7 731 000 1,42%
    1975 7 623 000 1,41%
    1974 7 517 000 1,42%
    1973 7 412 000 1,41%
    1972 7 309 000 1,42%
    1971 7 207 000 1,42%
    1970 7 106 000 1,41%
    1969 7 007 000 1,42%
    1968 6 909 000 1,42%
    1967 6 812 000 1,43%
    1966 6 716 000 1,42%
    1965 6 622 000 1,42%
    1964 6 529 000 1,43%
    1963 6 437 000 1,42%
    1962 6 347 000 1,42%
    1961 6 258 000 1,43%
    1960 6 170 000 1,43%
    1959 6 083 000 1,42%
    1958 5 998 000 1,42%
    1957 5 914 000 1,42%
    1956 5 831 000 1,43%
    1955 5 749 000 1,43%
    1954 5 668 000 1,43%
    1953 5 588 000 1,42%
    1952 5 510 000 1,42%
    1951 5 433 000 1,44%
    1950 5 356 000 0,00%