Содержание
Не только Москва: в каком городе всего одна станция и другие факты о метро в России
Путешествия
Новосибирский метромост длиной 2145 метров — самое длинное из подобных сооружений в мире
- Фото
- Elena Odareeva / Alamy
Предыдущие десять лет называют золотым веком строительства Московского метрополитена — за этот короткий период появились 69 новых станций, в то время как за предыдущие 76 лет была построена 181 станция.
- Фото
- Юрий Орлов / Городские порталы
69 — это гораздо больше, чем во всех городах России, вместе взятых, за тот же отрезок времени, пишет городской портал Екатеринбурга.
Метро Москвы строилось даже во время Великой Отечественной войны — об этом напоминают таблички на некоторых станциях «Сооружено в дни Отечественной войны». Но именно с 2011-го начался новый виток развития, благодаря которому общее количество станций достигло 250.
Второй по размеру российский метрополитен перевозит жителей и гостей Санкт-Петербурга — там 72 станции, третий — в Нижнем Новгороде, 15. Новосибирск только на четвертом месте, тут 13 станций, но вот-вот сдадут еще одну, «Спортивную». Далее идут Казань (11), Самара (10), Екатеринбург (9) и Омск (1).
- Фото
- Юрий Орлов / Городские порталы
В Омске в 2011 году сдали первую станцию «Библиотека им. Пушкина», но потом средства закончились, и к 2017-му было принято решение законсервировать метро, так и не начавшее работать. Потом начало подтапливать недостроенные объекты, итогом стало полное затопление первоочередного участка. Сейчас власти Омской области продолжают тратить средства на содержание того, что уцелело.
Ряд метрополитенов (в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре) был сдан в поздние советские годы (1985–1987). Эти транспортные системы дошли до наших дней без особенных изменений — где-то прибавилось по 1–2 станции, где-то по 3–4. Метро Екатеринбурга — тоже советский проект, стартовавший в 1980-м, а первые поезда с пассажирами отправились в путь только в 1991 году, уже на изломе эпох.
А вот Казанский метрополитен — единственный проект метро уже в новой России. Он заложен в 1997 году, сдан в 2005 году с первыми пятью станциями. На сегодня здесь 11 станций, а протяженность единственной ветки — 16,8 км. Решение строить метро в Казани принял лично Борис Ельцин в 1996 году.
По материалам портала E1.RU.
Виктор Плешаков
Сегодня читают
Тест: посмотрите на свои ноги, а мы расскажем то, что вы не знали о себе
Тест: насколько сильно вы хотите спать? Найдите 3 облачка среди десятков овец
Сколько насекомых на картинке? Тест на знание хитростей природы
Тест: ваш мозг еще молод или начинает стареть? Просто взгляните на картинку, чтобы определить
Где спрятался леопард? Тест на остроту зрения от фотографа дикой природы
В каких городах России есть метро🚇
Метрополитен в России достается только городам-миллионникам, потому что строить подземки — сложное и дорогое занятие, окупить которое можно только большим пассажиропотоком.
Вышло так, что городов России, где есть метро 13, но действующий метрополитен есть только в 7 из них.
Вышло так, что городов России, где есть метро 13, но действующий метрополитен есть только в 7 из них
В этом материале мы расскажем вам о каждом из них. Разберемся, в каких городах есть метро — само собой, не просто перечислим, а еще и сравним между собой и поделимся интересными фактами о городских метро.
О шести городах, где метро планировалось, но что-то пошло не так мы тоже расскажем.
Московский метрополитен
Самая первая подземка страны появилась именно здесь, в Москве — Кирово-Фрунзенскую линию (ныне — Сокольническая линия) открыли в 1935 году.
На тот момент открыли сразу 13 станций, а сегодня Московский метрополитен разросся до 240 станций и 13 веток. А еще, монорельс, недавно открытое Московское центральное кольцо и ежегодно открывающиеся новые станции — все это образовывает почти 400 километров путей для жителей мегаполиса, которые охотно пользуются метро.
Ежедневно в Московском метро работают около 5 тысяч поездов, чтобы перевозить почти два с половиной миллиарда пассажиров в год.
Ежедневно в Московском метро работают около 5 тысяч поездов, чтобы перевозить почти два с половиной миллиарда пассажиров в год
Так, столичное метро становится самым старым по дате основания, самым популярным метро в стране и самым большим по протяженности, что особенно заметно, даже если сравнить все схемы метро городов России.
Интересные факты о Московском метро
- Многие станции метрополитена украшены лепниной, но «Новокузнецкая» является единственной из них, на которой лепнина есть даже в тоннеле над эскалаторами.
- В 1940 году на станции Московского метро «Динамо» по ночам работали учёные-физики. Расположенная на 40-метровой глубине станция отлично была защищена от радиоволн, что, собственно, им и требовалось.
- В 1996 году из-за шутки сотни тысяч людей поверили в существование вымышленной станции «Физтех». На самом деле это студенты расклеили в вагонах новые схемы метрополитена, внешне почти неотличимые от настоящих.
- Кольцевая линия метро в Москве строилась на протяжении одиннадцати лет.
- В Московском метро две «Смоленские» и две «Арбатские станции», потому что во время Великой Отечественной войны две старые станции были повреждены бомбой. В тайне от всех были построены две новые станции и новая линия. Но позднее, в конце 50-х годов, старые станции восстановили и снова открыли.
- Во время Великой Отечественной войны продолжалось строительство Замоскворецкой, Кольцевой и Покровской линий.
- При строительстве Московского метро, точнее, при прокладке новых тоннелей, была достигнута скорость в 650 метров в месяц. Впрочем, метростроители в Санкт-Петербурге добились скорости в 1200 метров за тот же срок.
- На станции «Комсомольская» колонн больше, чем на любой другой — их там 146 штук.
- На всех линиях Московского метро, кроме Бутовской, число вагонов в составах составляет 6, 7 или 8.
- Все вагоны для Московского метрополитена производятся в Мытищах.
- На Кольцевой метро линии перед станцией тоннель слегка поднимается вверх, в на выезде спускается вниз вниз. Это помогает поездам проще сбрасывать и набирать скорость.
- Первой станцией метрополитена, на которой были установлены турникеты, стали «Красные ворота».
- Мозаику для станции «Новокузнецкая» собирали в Ленинграде, который в то время находился в блокаде.
- В Московском метро постоянно гуляет ветер не только благодаря вентиляции, но и потому, что поезда, перемещаясь по тоннелям, толкают воздух, как поршни внутри цилиндров.
- На всех старых станциях метрополитена двери очень тяжёлые, потому что при их разработке были предъявлены требования к долговечности и прочности, а вот вес их никого не интересовал.
- Мужским голосом объявляют станции во время движения поездов к центру Москвы, а женским — во время движения от центра. На Кольцевой ветке при движении по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а при движения против часовой — женский.
- Раньше Московское метро пахло по-особенному благодаря креозоту, которым пропитывали шпалы. Но сейчас креозот больше не применяется.
- Суммарная протяжённость линий Московского метрополитена давно уже перевалила за три сотни километров.
- Метрополитен носит имя Ленина только с 1955 года. До этого он носил имя Л. Кагановича.
- Открытая в 1938 году станция Московского метро «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами.
Петербургский метрополитен
Метро Санкт-Петербурга открыто в 1955, станций в метро всего 67, 5 веток, а протяженность всех путей — 113 километров.
Почти по всем критериям эта подземка идет сразу за Московским — вторая по старости, вторая по размерам и протяженности, то же самое касается и пассажиропотока.
А что сильно отличается, так это глубина расположения под землей. Отвечаем на вопрос «в каком городе России самое глубокое метро»: здесь метро обгоняет все другие подземки страны. Из-за грунтовых вод некоторые станции пришлось закладывать на глубине 100 метров — в этом вы обязательно убедитесь, поднимаясь на местном эскалаторе непривычные 3 минуты. Если эскалатор сломается, пешком придется одолеть 729 ступенек.
Метрополитен Нижнего Новгорода
Первую ветку метрополитена в Нижнем Новгороде открыли в 1985 году. Сегодня действует уже 2 ветки и 14 станций.
Первую ветку метрополитена Нижнего Новгорода открыли в 1985 году
Из примечательного об этом метро отмечают то, что большая часть дорог в метро Нижнего Новгорода находятся на глубине не более 20 метров, то есть оно самое неглубокое и поверхностное, если сравнивать его с другими городскими подземками.
Новосибирский метрополитен
Единственная подземка в Сибири. Метро здесь открыли в 1986 году, сегодня здесь две линии и 13 станций.
И ежегодные экстремально низкие температуры Сибири не помеха для работы местного метро.
А еще здесь расположился самый длинный метромост. Причем, даже не в стране, а в целом мире — он растянулся через Обь на расстояние более 2 км.
Кстати, из-за тех же морозов его длина летом и зимой отличается на целых полметра — в холод рельсы сжимаются, а в теплое время года — растягиваются.
Екатеринбургский метрополитен
Первое метро на Урале, одно из самых молодых в стране и с самым небольшим количеством станций.
Первое метро на Урале, одно из самых молодых в стране и с самым небольшим количеством станций.
Открыли подземку в 1991 году. Сегодня метро состоит из одной линии на 12 км, а схема метро Екатеринбурга показывает всего 9 станций. Зато при небольшой протяженности путей и самым маленьким количеством станций в России, метро Екатеринбурга перевозит около 50 миллионов человек в год.
Самарский метрополитен
Местное метро открыли в 1987 году. Здесь — одна линия, длиной в 10 км, станций здесь тоже 10, а в год самарское метро перевозит около 14 миллионов человек.
Местное метро открыли в 1987 году. Здесь - одна линия, длиной в 10 км, станций здесь тоже 10, а в год самарское метро перевозит около 14 миллионов человек
Этот метрополитен — самый короткий, самый скромный по количеству перевозимых пассажиров, и лишь по количеству станций расположился на втором месте с конца («обогнал» Екатеринбург).
Казанский метрополитен
Единственное метро, открывшееся уже в России, а не в СССР. Так, открытое в 2005 году метро стало самым молодым в стране, но уже догоняющем другие мегаполисы по протяженности: одна ветка, длиной почти 16 км, 10 станций.
Открытое в 2005 году метро стало самым молодым в стране, но уже догоняющем другие мегаполисы по протяженности: одна ветка, длиной почти 16 км, 10 станций
Пожалуй, это еще и одна из подземок в России, где все надписи дублируются на татарском: не удивляйтесь местному «сөялмәскә» — это привычное «не прислоняться». А если вы посетили Казань впервые, рекомендуем прочитать статью на нашем портале о самых значимых достопримечательностях города.
А теперь расскажем о мегаполисах, которым повезло чуть меньше.
В Ростове, Уфе и Перми построить метро когда-то планировали: были схемы, предварительные работы, но сегодня официальный статус строительства подземок — «отменено». В основном, дело было в недостаточном финансировании, а в Уфе к строительству метро не располагает грунт — слишком много подводных рек.
В Омске и Красноярске строительство временно заморожено. Омское метро в свое время наделало шуму: в 2011 году его даже успели открыть, но то была только одна станция, с которой нельзя было уехать и выполняла она только функцию подземного перехода.
Самые радостные новости ожидают Челябинцев: там метро планируют открыть в ближайшем будущем, скорее всего, в 2025 году, правда сроки постоянно переносят с момента начала работ (с 1992 года).
Катайтесь на метро! А если удастся поймать стабильный вай-фай, заглядывайте в «журнал» на invme и читайте еще больше интересного о городах и путешествиях, только свою остановку не пропустите!
Читайте интересные статьи из раздела “Гулять” на нашем сайте:
- С кем отправиться в экскурсию по городу
- Как выбрать место для прогулки
- Где гулять в Москве
Москва, Россия Метро Население 1950-2023
Диаграмма и таблица уровня населения и темпов прироста в московском районе с агломерацией России с 1950 по 2023 год. Прогнозы ООН по численности населения также включены до 2035 года. a Увеличение на 0,31% по сравнению с 2022 годом.
Источник данных: Организация Объединенных Наций — World Population Prospects
MLA Ссылка:
Другие города России | |
---|---|
Название города | Население |
Москва | 12 680 000 |
Санкт-Петербург | 5 561 000 |
Новосибирск | 1 695 000 |
Екатеринбург | 1 528 000 |
Казань | 1 292 000 |
Нижний Новгород | 1 251 000 |
Челябинск | 1 241 000 |
Омск | 1 181 000 |
Красноярск | 1 167 000 |
Самара | 1 156 000 |
Уфа | 1 145 000 |
Ростов-на-Дону | 1 139 000 |
Пермь | 1 082 000 |
Воронеж | 1 081 000 |
Краснодар | 1 001 000 |
Волгоград | 995 000 |
Тюмень | 904 000 |
Саратов | 838 000 |
Тольятти | 692 000 |
Ижевск | 652 000 |
Иркутск | 646 000 |
Барнаул | 641 000 |
Хабаровск | 641 000 |
Ульяновск | 623 000 |
Ярославль | 613 000 |
Владивосток | 610 000 |
Томск | 607 000 |
Махачкала | 602 000 |
Кемерово | 569 000 |
Оренбург | 569 000 |
Балашиха | 554 000 |
Новокузнецк | 548 000 |
Рязань | 540 000 |
Набережные Челны | 536 000 |
Астрахань | 535 000 |
Пенза | 521 000 |
Киров | 518 000 |
Чебоксары | 514 000 |
Липецк | 504 000 |
Калининград, Калининградская область | 492 000 |
Курск | 473 000 |
Сочи | 473 000 |
Тула | 465 000 |
Ставрополь | 459 000 |
Улан-Удэ | 450 000 |
Тверь | 426 000 |
Магнитогорск | 421 000 |
Белгород | 417 000 |
Сургут | 407 000 |
Иваново | 399 000 |
Брянск | 393 000 |
Чита | 362 000 |
Владимир | 360 000 |
Калуга | 352 000 |
Архангельск | 348 000 |
Нижний Тагил | 345 000 |
Якутск | 339 000 |
Подольск | 338 000 |
Волжский | 331 000 |
Смоленск | 327 000 |
Саранск | 325 000 |
Череповец | 319 000 |
Вологда | 318 000 |
Орел | 314 000 |
Курган | 308 000 |
Владикавказ | 298 000 |
Москва — Исторические данные о населении | ||
---|---|---|
Год | Население | Скорость роста |
2023 | 12 680 000 | 0,31% |
2022 | 12 641 000 | 0,38% |
2021 | 12 593 000 | 0,44% |
2020 | 12 538 000 | 0,50% |
2019 | 12 476 000 | 0,53% |
2018 | 12 410 000 | 0,99% |
2017 | 12 288 000 | 0,99% |
2016 | 12 168 000 | 0,99% |
2015 | 12 049 000 | 0,99% |
2014 | 11 931 000 | 0,99% |
2013 | 11 814 000 | 0,98% |
2012 | 11 699 000 | 0,99% |
2011 | 11 584 000 | 1,07% |
2010 | 11 461 000 | 1,28% |
2009 | 11 316 000 | 1,29% |
2008 | 11 172 000 | 1,29% |
2007 | 11 030 000 | 1,29% |
2006 | 10 890 000 | 1,29% |
2005 | 10 751 000 | 1,28% |
2004 | 10 615 000 | 1,29% |
2003 | 10 480 000 | 1,38% |
2002 | 10 337 000 | 1,65% |
2001 | 10 169 000 | 1,64% |
2000 | 10 005 000 | 1,66% |
1999 | 9 842 000 | 1,65% |
1998 | 9 682 000 | 1,78% |
1997 | 9 513 000 | 1,92% |
1996 | 9 334 000 | 1,45% |
1995 | 9 201 000 | 0,99% |
1994 | 9 111 000 | 0,49% |
1993 | 9 067 000 | -0,01% |
1992 | 9 068 000 | 0,30% |
1991 | 9 041 000 | 0,60% |
1990 | 8 987 000 | 0,60% |
1989 | 8 933 000 | 0,85% |
1988 | 8 858 000 | 1,07% |
1987 | 8 764 000 | 1,06% |
1986 | 8 672 000 | 1,07% |
1985 | 8 580 000 | 1,07% |
1984 | 8 489 000 | 1,06% |
1983 | 8 400 000 | 1,07% |
1982 | 8 311 000 | 1,07% |
1981 | 8 223 000 | 1,07% |
1980 | 8 136 000 | 1,07% |
1979 | 8 050 000 | 1,26% |
1978 | 7 950 000 | 1,40% |
1977 | 7 840 000 | 1,41% |
1976 | 7 731 000 | 1,42% |
1975 | 7 623 000 | 1,41% |
1974 | 7 517 000 | 1,42% |
1973 | 7 412 000 | 1,41% |
1972 | 7 309 000 | 1,42% |
1971 | 7 207 000 | 1,42% |
1970 | 7 106 000 | 1,41% |
1969 | 7 007 000 | 1,42% |
1968 | 6 909 000 | 1,42% |
1967 | 6 812 000 | 1,43% |
1966 | 6 716 000 | 1,42% |
1965 | 6 622 000 | 1,42% |
1964 | 6 529 000 | 1,43% |
1963 | 6 437 000 | 1,42% |
1962 | 6 347 000 | 1,42% |
1961 | 6 258 000 | 1,43% |
1960 | 6 170 000 | 1,43% |
1959 | 6 083 000 | 1,42% |
1958 | 5 998 000 | 1,42% |
1957 | 5 914 000 | 1,42% |
1956 | 5 831 000 | 1,43% |
1955 | 5 749 000 | 1,43% |
1954 | 5 668 000 | 1,43% |
1953 | 5 588 000 | 1,42% |
1952 | 5 510 000 | 1,42% |
1951 | 5 433 000 | 1,44% |
1950 | 5 356 000 | 0,00% |