Города где есть метро в россии: 7 городов России, где есть метро – интересные места в 2023 году, факты о Новосибирске – Tripster.ru

7 городов России, где есть метро – интересные места в 2023 году, факты о Новосибирске – Tripster.ru

7 городов России, где есть метро – интересные места в 2023 году, факты о Новосибирске – Tripster.ru От самой большой подземки в Москве до самой маленькой в Екатеринбурге

Московский и санкт-петербургский метрополитен — это целые города под землёй со множеством станций, линий и пересадочных узлов. При этом в некоторых других городах России метро выглядит куда более скромно, например состоит из одной ветки. Кстати, омская подземка, где с 1992 года полностью завершена только одна станция, вообще стала поводом для шуток.

Разбираемся, где находится самое маленькое метро, в каком городе России выкопана самая глубокая станция и что ещё интересного таят в себе подземки.

СодержаниеМосковский метрополитенСанкт-Петербургский метрополитенНижегородский метрополитенНовосибирский метрополитенКазанский метрополитенСамарский метрополитенЕкатеринбургский метрополитенЗаключение

Столичная подземка — самая большая в России. Метро Москвы на начало 2023 года насчитывает 14 линий и более 270 станций (число которых всё время увеличивается). И это без учёта Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД), вошедших в систему городского транспорта за последние годы. Суммарно на них ещё почти 200 станций. Но московское метро активно развивается, поэтому новые станции (и даже ветки) открываются в столице постоянно.

Между 15-20 мая 1935 года (сразу после открытия метрополитена). Станция «Сокольники». Фото: Георгий Петрусов • «Римская». Фото: Gennady Grachev, CC BY 2.0 • «Пражская». Фото: Antares 610, CC0

История у Московского метрополитена долгая и насыщенная. Его начали строить и открыли первым в стране, и с момента запуска в 1935 году он полностью закрывался только однажды, 16 октября 1941 года. Во время Великой Отечественной войны партизаны устраивали под землёй сходки, а москвичи пережидали бомбёжки. Так, известно, что во время воздушных тревог на станциях родилось более 200 детей.

Метрополитен в Москве — не просто вид транспорта, а отдельная достопримечательность города. Почти каждая станция здесь с историей. Причём не только в центре. Интересны, например, истории международных названий станций. Например, в строительстве «Римской», где в нижнем вестибюле можно увидеть скульптуры младенцев Ромула и Рема и единственный в столичной подземке фонтан, участвовали итальянские архитекторы. А «Пражскую» в 1985 году проектировали специалисты из Чехословакии, в то время как советские строители параллельно возводили станцию «Московскую» в Праге. Получился своеобразный обмен подарками между метрополитенами.

Он состоит из 72 станций на пяти линиях, которые тянутся почти на 125 километров. Это второй по размерам российский метрополитен. Однако подземка Санкт-Петербурга интересна не длиной тоннелей, а своими уникальными достижениями. Например, станция «Адмиралтейская» считается рекордно глубокой во всей стране (86 метров). А платформа «Автово» с мозаичными панно и стеклянной отделкой колонн под хрусталь официально входит в десятку самых красивых в мире!

Помимо прочих, отдельного внимания в Санкт-Петербурге заслуживает станция «Площадь Александра Невского 2», которая находится рядом с Александро-Невской лаврой. Её оформили по образу древнерусской крепости: мраморные арочные галереи выглядят как укрепления, решётки светильников — как бойницы, а «чешуйки» кольчуги на путевых стенах имитируют доспехи воинов.

1950 год. Строительство эскалаторного тоннеля станции метро «Технологический институт» • «Автово» • «Площадь Александра Невского 2»

Кстати, у метро Санкт-Петербурга есть свой музей. Он находится на улице Одоевского, 29, рядом со станцией «Приморская». Здесь получится увидеть старинные вагоны разных лет, посидеть в кабине машиниста и посмотреть на движение мини-поездов по тоннелям на детальном макете.

Третье по величине метро в России, хотя в нём лишь 15 станций на двух линиях. При этом в некоторых вещах метрополитен Нижнего Новгорода, открытый в 1985 году, даже опередил столичные. Например, здесь впервые в России появилась четырёхпутная станция — «Московская», украшенная мозаиками с видами Златоглавой. А в 2017-м нижегородское метро стало одним из первых в мире и первым в стране с возможностью оплатить проезд бесконтактным способом. А вот назвать скоростным этот вид транспорта в городе не получится: интервалы движения поездов тут очень большие — 10-12 минут.

Оформление станций здесь не такое богатое, как в Москве или Санкт-Петербурге, но есть интересные детали. Например, «Ленинскую» украшает первый и пока единственный в России памятник рабочему-метростроевцу. А на «Чкаловской» получится увидеть необычное освещение: лампы изображают белый след от самолета на синем небе-потолке. А ещё на этой станции заложена капсула времени с посланием будущим комсомольцам — откроют её только в 2087 году.

«Московская». Фото: Florstein • «Ленинская». Фото: Алексей Трефилов, CC BY-SA 4.0 • «Чкаловская». Фото: CC BY-SA 4.0

У нижегородского метро тоже есть свой музей — он находится в первом вестибюле «Комсомольской». Посетителей экспозиции ждут архивные фотографии, мини-модели поездов и уникальные раритеты, например специальная машина для подсчёта монет и жетонов.

Открылся в 1986 году и стал самым восточным в России. Как и в Нижнем Новгороде, здесь тоже две линии. Но станций на начало 2023 года меньше — 13. Некоторые имеют очень интересное оформление, например: стены «Речного вокзала» украшены цветными витражами с изображениями сибирских городов, на «Октябрьской» можно увидеть сюжетное панно со штурмом Зимнего дворца во время революции, а на «Гагаринской» колонны имитируют летящие в космос ракеты.

Однако главная гордость метро Новосибирска — крытый метромост через Обь. Он тянется на 2145 метров и считается одним из самых длинных подобных сооружений в мире. Благодаря специальному температурному шву, который может расширяться и сокращаться в пределах 50 сантиметров, конструкция выдерживает очень низкие и очень высокие температуры.

«Речной вокзал». Фото: Руслан Левиев • Метромост

Первая подземка из нашего списка, которая имеет всего одну линию. Она тянется через весь город почти на 17 километров и включает в себя 11 станций. А ещё метро в Казани очень молодое: его открыли только в 2005 году, но в ближайшие годы планируют расширять.

Самое красивое оформление досталось двум центральным станциям. «Кремлёвская» стилизована под Казанский кремль и украшена изображением Зиланта — татарского мифического существа в облике дракона. А на путевых стенах «Площади Габдуллы Тукая» можно увидеть изображения героев различных татарских сказок. Из других примечательных деталей в оформлении станций казанского метро — необычные люстры в виде салютов на «Проспекте Победы» и светильники-деревья на «Дубравной».

«Кремлёвская». Фото: A.Savin, FAL • «Площадь Габдуллы Тукая. Фото: Юкатан, CC BY-SA 4.0 • «Проспекте Победы». Фото: A.Savin, FAL

На его единственной линии работают 10 станций. Самая первая станция, «Юнгородок», была открыта в 1987 году вблизи авиационного завода. Последняя станция ветки — «Алабинская», расположенная недалеко от набережной Волги, — заработала в 2015 году и названа в честь городского главы Самары конца XIX века П. В. Алабина, которому город обязан мощным инфраструктурным развитием и появлением историко-краеведческого музея.

Некоторые платформы самарской подземки имеют тематическое оформление. Например, на станции «Победа» над путями красуются крупные военные ордена и подсвеченные витражи с салютами, на «Гагаринской» можно увидеть колонны в виде ракет в окружении тёмно-синих стен, напоминающих о звёздном небе. Вышеупомянутая «Алабинская» оформлена в духе XIX века — с изящными коваными фонарями и панно, изображающим Самару позапрошлого столетия. Так архитекторы станции отдали дань уважения одному из выдающихся городских управленцев.

«Победа» • «Гагаринская» • «Алабинская». Фото: GamesDiscussion, CC BY-SA 4.0

На сегодняшний день подземка уральской столицы — это девять станций. Метрополитен открыли в апреле 1991 года, и первое время он назывался Свердловским. Историческое название Екатеринбургу вернули уже через несколько месяцев — когда распался СССР. После этого переименовали и метро. Интересный факт: поначалу из-за небольшого количества пассажиров в составах из четырёх вагонов использовали всего два — первый и последний, — а остальные просто возили пустыми.

«Уралмаш». Фото:: A.Savin, FAL • «Геологическая». Фото: Авторство: A.Savin, FAL • «Ботаническая». Фото: A.Savin,FAL

Почти все станции подземки Екатеринбурга отличаются тематическими интерьерами. Например, станция «Уралмаш» воспевает труд уральских рабочих: на её сводчатом потолке сделаны диагональные «прорези» для ламп, которые внешне напоминают резьбу винта. А на путевых стенах «Геологической» можно увидеть панно из разных сортов камня с изображением земной коры в разрезе — в честь богатства природных недр Урала.

Увлекательно провести время в метрополитенах разных городов и познакомиться с их особенностями можно на экскурсиях Tripster. Например, местные опытные гиды из Санкт-Петербурга во время подземной прогулки научат быстро определять тип станции по нескольким главным признакам. А в Москве получится организовать прямо в метро развлекательную игру-квест.

Автор: Никита Показанников

Что посмотреть в Пятигорске Кавказская природа, знаменитые здравницы и лермонтовские места

7 городов России, где есть метро – интересные места в 2023 году, факты о Новосибирске – Tripster.

ru

7 городов России, где есть метро – интересные места в 2023 году, факты о Новосибирске – Tripster.ru От самой большой подземки в Москве до самой маленькой в Екатеринбурге

Московский и санкт-петербургский метрополитен — это целые города под землёй со множеством станций, линий и пересадочных узлов. При этом в некоторых других городах России метро выглядит куда более скромно, например состоит из одной ветки. Кстати, омская подземка, где с 1992 года полностью завершена только одна станция, вообще стала поводом для шуток.

Разбираемся, где находится самое маленькое метро, в каком городе России выкопана самая глубокая станция и что ещё интересного таят в себе подземки.

СодержаниеМосковский метрополитенСанкт-Петербургский метрополитенНижегородский метрополитенНовосибирский метрополитенКазанский метрополитенСамарский метрополитенЕкатеринбургский метрополитенЗаключение

Столичная подземка — самая большая в России. Метро Москвы на начало 2023 года насчитывает 14 линий и более 270 станций (число которых всё время увеличивается). И это без учёта Московского центрального кольца (МЦК) и Московских центральных диаметров (МЦД), вошедших в систему городского транспорта за последние годы. Суммарно на них ещё почти 200 станций. Но московское метро активно развивается, поэтому новые станции (и даже ветки) открываются в столице постоянно.

Между 15-20 мая 1935 года (сразу после открытия метрополитена). Станция «Сокольники». Фото: Георгий Петрусов • «Римская». Фото: Gennady Grachev, CC BY 2.0 • «Пражская». Фото: Antares 610, CC0

История у Московского метрополитена долгая и насыщенная. Его начали строить и открыли первым в стране, и с момента запуска в 1935 году он полностью закрывался только однажды, 16 октября 1941 года. Во время Великой Отечественной войны партизаны устраивали под землёй сходки, а москвичи пережидали бомбёжки. Так, известно, что во время воздушных тревог на станциях родилось более 200 детей.

Метрополитен в Москве — не просто вид транспорта, а отдельная достопримечательность города. Почти каждая станция здесь с историей. Причём не только в центре. Интересны, например, истории международных названий станций. Например, в строительстве «Римской», где в нижнем вестибюле можно увидеть скульптуры младенцев Ромула и Рема и единственный в столичной подземке фонтан, участвовали итальянские архитекторы. А «Пражскую» в 1985 году проектировали специалисты из Чехословакии, в то время как советские строители параллельно возводили станцию «Московскую» в Праге. Получился своеобразный обмен подарками между метрополитенами.

Он состоит из 72 станций на пяти линиях, которые тянутся почти на 125 километров. Это второй по размерам российский метрополитен. Однако подземка Санкт-Петербурга интересна не длиной тоннелей, а своими уникальными достижениями. Например, станция «Адмиралтейская» считается рекордно глубокой во всей стране (86 метров). А платформа «Автово» с мозаичными панно и стеклянной отделкой колонн под хрусталь официально входит в десятку самых красивых в мире!

Помимо прочих, отдельного внимания в Санкт-Петербурге заслуживает станция «Площадь Александра Невского 2», которая находится рядом с Александро-Невской лаврой. Её оформили по образу древнерусской крепости: мраморные арочные галереи выглядят как укрепления, решётки светильников — как бойницы, а «чешуйки» кольчуги на путевых стенах имитируют доспехи воинов.

1950 год. Строительство эскалаторного тоннеля станции метро «Технологический институт» • «Автово» • «Площадь Александра Невского 2»

Кстати, у метро Санкт-Петербурга есть свой музей. Он находится на улице Одоевского, 29, рядом со станцией «Приморская». Здесь получится увидеть старинные вагоны разных лет, посидеть в кабине машиниста и посмотреть на движение мини-поездов по тоннелям на детальном макете.

Третье по величине метро в России, хотя в нём лишь 15 станций на двух линиях. При этом в некоторых вещах метрополитен Нижнего Новгорода, открытый в 1985 году, даже опередил столичные. Например, здесь впервые в России появилась четырёхпутная станция — «Московская», украшенная мозаиками с видами Златоглавой. А в 2017-м нижегородское метро стало одним из первых в мире и первым в стране с возможностью оплатить проезд бесконтактным способом. А вот назвать скоростным этот вид транспорта в городе не получится: интервалы движения поездов тут очень большие — 10-12 минут.

Оформление станций здесь не такое богатое, как в Москве или Санкт-Петербурге, но есть интересные детали. Например, «Ленинскую» украшает первый и пока единственный в России памятник рабочему-метростроевцу. А на «Чкаловской» получится увидеть необычное освещение: лампы изображают белый след от самолета на синем небе-потолке. А ещё на этой станции заложена капсула времени с посланием будущим комсомольцам — откроют её только в 2087 году.

«Московская». Фото: Florstein • «Ленинская». Фото: Алексей Трефилов, CC BY-SA 4.0 • «Чкаловская». Фото: CC BY-SA 4.0

У нижегородского метро тоже есть свой музей — он находится в первом вестибюле «Комсомольской». Посетителей экспозиции ждут архивные фотографии, мини-модели поездов и уникальные раритеты, например специальная машина для подсчёта монет и жетонов.

Открылся в 1986 году и стал самым восточным в России. Как и в Нижнем Новгороде, здесь тоже две линии. Но станций на начало 2023 года меньше — 13. Некоторые имеют очень интересное оформление, например: стены «Речного вокзала» украшены цветными витражами с изображениями сибирских городов, на «Октябрьской» можно увидеть сюжетное панно со штурмом Зимнего дворца во время революции, а на «Гагаринской» колонны имитируют летящие в космос ракеты.

Однако главная гордость метро Новосибирска — крытый метромост через Обь. Он тянется на 2145 метров и считается одним из самых длинных подобных сооружений в мире. Благодаря специальному температурному шву, который может расширяться и сокращаться в пределах 50 сантиметров, конструкция выдерживает очень низкие и очень высокие температуры.

«Речной вокзал». Фото: Руслан Левиев • Метромост

Первая подземка из нашего списка, которая имеет всего одну линию. Она тянется через весь город почти на 17 километров и включает в себя 11 станций. А ещё метро в Казани очень молодое: его открыли только в 2005 году, но в ближайшие годы планируют расширять.

Самое красивое оформление досталось двум центральным станциям. «Кремлёвская» стилизована под Казанский кремль и украшена изображением Зиланта — татарского мифического существа в облике дракона. А на путевых стенах «Площади Габдуллы Тукая» можно увидеть изображения героев различных татарских сказок. Из других примечательных деталей в оформлении станций казанского метро — необычные люстры в виде салютов на «Проспекте Победы» и светильники-деревья на «Дубравной».

«Кремлёвская». Фото: A.Savin, FAL • «Площадь Габдуллы Тукая. Фото: Юкатан, CC BY-SA 4.0 • «Проспекте Победы». Фото: A.Savin, FAL

На его единственной линии работают 10 станций. Самая первая станция, «Юнгородок», была открыта в 1987 году вблизи авиационного завода. Последняя станция ветки — «Алабинская», расположенная недалеко от набережной Волги, — заработала в 2015 году и названа в честь городского главы Самары конца XIX века П. В. Алабина, которому город обязан мощным инфраструктурным развитием и появлением историко-краеведческого музея.

Некоторые платформы самарской подземки имеют тематическое оформление. Например, на станции «Победа» над путями красуются крупные военные ордена и подсвеченные витражи с салютами, на «Гагаринской» можно увидеть колонны в виде ракет в окружении тёмно-синих стен, напоминающих о звёздном небе. Вышеупомянутая «Алабинская» оформлена в духе XIX века — с изящными коваными фонарями и панно, изображающим Самару позапрошлого столетия. Так архитекторы станции отдали дань уважения одному из выдающихся городских управленцев.

«Победа» • «Гагаринская» • «Алабинская». Фото: GamesDiscussion, CC BY-SA 4.0

На сегодняшний день подземка уральской столицы — это девять станций. Метрополитен открыли в апреле 1991 года, и первое время он назывался Свердловским. Историческое название Екатеринбургу вернули уже через несколько месяцев — когда распался СССР. После этого переименовали и метро. Интересный факт: поначалу из-за небольшого количества пассажиров в составах из четырёх вагонов использовали всего два — первый и последний, — а остальные просто возили пустыми.

«Уралмаш». Фото:: A.Savin, FAL • «Геологическая». Фото: Авторство: A.Savin, FAL • «Ботаническая». Фото: A.Savin,FAL

Почти все станции подземки Екатеринбурга отличаются тематическими интерьерами. Например, станция «Уралмаш» воспевает труд уральских рабочих: на её сводчатом потолке сделаны диагональные «прорези» для ламп, которые внешне напоминают резьбу винта. А на путевых стенах «Геологической» можно увидеть панно из разных сортов камня с изображением земной коры в разрезе — в честь богатства природных недр Урала.

Увлекательно провести время в метрополитенах разных городов и познакомиться с их особенностями можно на экскурсиях Tripster. Например, местные опытные гиды из Санкт-Петербурга во время подземной прогулки научат быстро определять тип станции по нескольким главным признакам. А в Москве получится организовать прямо в метро развлекательную игру-квест.

Автор: Никита Показанников

Что посмотреть в Пятигорске Кавказская природа, знаменитые здравницы и лермонтовские места

Прекрасные станции российского метро, ​​которые нужно знать | Понедельник Чувства

Последнее обновление:

Этот пост также доступен на: Португальский

станций российского метро — это настоящее произведение искусства. Многие из них относятся к 1930-м годам, то есть к раннему Советскому Союзу и буму гигантских сооружений, которые должны были служить пропагандой коммунистического правительства. Для реализации этого смелого проекта были привлечены известные художники и архитекторы, результатом которых стали чрезвычайно сложные конструкции. Русские станции метро огромны, украшены белым мрамором, хрустальными люстрами и резными или расписными деталями на стенах, которые действительно должны быть в музее.

Если вы проезжаете мимо одного из главных городов страны (Санкт-Петербурга и Москвы), выделите несколько часов хотя бы на знакомство с главными и самыми красивыми станциями метро России. Вы не пожалеете.

*Вам также будет интересно прочитать: 10 фактов о России, которых вы не знали.

Станция Маяковская , Москва * Фото Тима Адамса с Flickr *

Немного предыстории станций российского метро

Метро в Москве было открыто в 1935, протяженностью 11 км и 13 станциями. В настоящее время он имеет почти 350 км и более 200 станций, являясь 5 -й из крупнейших в мире.

В Санкт-Петербурге метро было открыто в 1955 году с 7 станциями. Сегодня это 133 км и почти 70 станций, и это одно из самых глубоких подземных сооружений в мире (серьезно, на некоторых станциях вы чувствуете, что вечно спускаетесь по эскалатору). Адмиралтейская, например, имеет глубину 86 метров.

Станции российского метро, ​​которые нужно знать

До недавнего времени из соображений безопасности нельзя было фотографировать внутри станций, поэтому большинство фотографий в этом посте не от нас.

1 — Станция Avtovo , Сент -Петербург — открытый в 1935 г.

* Фото из Flickr от Damien *

2 — Станция Arbatskaya , Москва — Откроется в 1953

* Фотография. 3 — Белорусский вокзал , Москва — открыт в 1938

* Фото с Flickr by Terrazzo *

Хотите узнать больше о России? Наш Instagram пестрит фотографиями из трех поездок, которые мы туда совершили!

4 – Elektrozavodskaya Station , Moscow – opened in 1944

* Photo from Flickr by Xabier Eskysabel *

5 – Kiyevskaya Station , Moscow – opened in 1954

6 – Komsomlskaya Station , Москва – открыт в 1952 году

* Фото с Flickr by amanderson2 *

7 — Станция Mayakovskaya , Москва — Открыт в 1938 году

8 — Станция Пушкинскайя , Сент -Петербург — Открыт в 1956

150118

9 – KIRSPED. 1955

* Фото с Flickr by Damien *

10 — Станция Таганская (Кольцевая линия) , Москва — открыта в 1950 году52

12 –  Mezhdunarodnaya Station , St. Petersburg – opened in 2006

13 – Z venigorodskaya Station , St. Petersburg – opened in 2008

Tip: Be prepared поскольку российские станции метро действительно могут быть лабиринтом (и поражать тоже!). Чтобы помочь вам, взгляните на карту метро здесь из Москвы и Санкт-Петербурга.


* Статья впервые опубликована в июне 2017 г. и обновлена ​​в апреле 2018 г. *

Хозяйства городов и агломераций России. Вопрос № 1: Рейтинг IUE Metropolitan: работают ли столичные активы на развитие городов?

Институт экономики города начинает серию публикаций «Экономика городов и агломераций России», посвященную основным показателям экономического развития городов и агломераций России. Проект финансируется через IUE Endowment.

Первый выпуск посвящен сравнительному анализу 20 крупнейших агломераций (городских агломераций или агломераций) по размеру их экономики, а также оценке связей между экономикой мегаполисов и недвижимостью как их основным материальным (физическим) ресурсы.

Для оценки размера городской экономики мы использовали новый метод IUE для оценки валового городского продукта городов и городских районов[1].

Валовой городской продукт (GMP) – показатель, измеряющий рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных во всех секторах экономики города в течение года. GMP агломерации включает GMP всех городов в пределах данной агломерации. Показатель оценивается на основе метода, аналогичного методу доходного подхода для расчета ВВП, с рядом допущений, сделанных для компенсации отсутствия системы счетов на уровне городов и агломераций в статистической базе России[2].

Расчеты показателей выполнены на основании данных Федеральной службы государственной статистики (или Росстата), государственных внебюджетных фондов, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства. Международный сравнительный анализ основан на данных совместного проекта «Переосмысление глобальных городов: семь типов глобальных экономик мегаполисов» Брукингского института, ведущего мирового аналитического центра, и JPMorgan Chase, лидера в области инвестиционно-банковских услуг, включающего обзор экономики глобальных городов и мегаполисов за 2015 год[3].

1. РЕЙТИНГ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАЙОНОВ по GMP

В 2015 г. на долю 20 крупных агломераций пришлось в сумме около 40% национального ВВП, или 33 трлн руб. Их население составляет около 49 миллионов человек, что составляет 34 процента населения страны.

В перечень пяти крупнейших агломераций с ВГП более 1 трлн руб. входят следующие ( см. рис. 1 ):

  1. Московская агломерация (16,5 трлн руб.).
  2. Санкт-Петербургский метрополитен (4,2 трлн руб.).
  3. Нижегородский район метро (1,12 трлн руб.).
  4. Екатеринбургский район метро (1,12 трлн руб. ).
  5. Самара-Тольяттинский район метро (1,07 трлн руб.).

Рисунок 1

20 ОСНОВНЫХ АГРОПОЛИТОВ РОССИИ В РЕЙТИНГЕ ПО ВГП

0005

2. РЕЙТИНГ МЕСТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВГП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ

Только три крупных агломерации – Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург – опережают средний показатель по стране по совокупной производительности экономики ( см. рис. 2 ).

Имеется почти трехкратный разрыв между самым богатым (Москва) и самым бедным (Волгоград) районами метрополитена по этому показателю . Рис. 20010

Источник: Оценки IUE, основанные на данных из Rosstat, государственных лишних фондов

3. Российские и мировые столичные районы

Russia по экономике 6 . в мире. ВВП. В 2015 году ВВП России составил 3,9 трлн международных долларов по паритету покупательной способности[4].

По ВВП на душу населения Россия занимает 48 место в мировом рейтинге. г. ВВП на душу населения в России в 2015 г. составил 22,6 тыс. международных долларов[5].

Каковы показатели основных городских агломераций России по сравнению с мировыми аналогами?

По размеру экономики только две метрополии России – Москва и Санкт-Петербург – могут конкурировать с мировыми метрополиями. Экономика Москвы вдвое меньше, чем у Нью-Йорка (747 и 1,492 миллиарда международных долларов соответственно)[6]. Однако экономики Новосибирска и Екатеринбурга не достигают даже масштабов экономики Кейптауна (9).0009 см. таблицу 1 ).

Тем не менее, небольшие российские города могли бы быть более продуктивными. Так ли это? Давайте посмотрим на цифры GMP на душу населения.

В большинстве городских агломераций России годовой уровень составляет 20-25 тысяч международных долларов на душу населения, что наиболее близко к показателям Мексики и Сан-Паулу. Агломерация Санкт-Петербурга – с ВГП на душу населения около 35 тысяч международных долларов на душу населения – сравнима с Сеулом.

Наиболее развитая московская агломерация показывает ВГП на душу населения на уровне 44 тысяч международных долларов на душу населения, что почти вдвое меньше, чем в Сингапуре и Нью-Йорке.

Таблица 1

GMP и GMP на душу населения в мировом и России [7] Метрополиты, тысячи международных долларов в год, 2015

ИСКЛЮЧИ расчеты выполнены ИЭГ на основании данных Росстата, государственных внебюджетных фондов; для мировых мегаполисов данные были взяты из исследования «Переопределение глобальных городов: семь типов глобальных экономик мегаполисов», проведенного Brookings Institution и JPMorgan Chase

4. СТОЛИЧНАЯ ЭКОНОМИКА И АКТИВЫ

Столичные материальные (физические) активы представляют собой недвижимость и инфраструктуру. Это те активы, на основе которых развиваются все отрасли экономики мегаполиса и создаются благоприятные условия для комфортного проживания горожан. Именно по этой причине государственные расходы, а также, как правило, расходы на развитие городской инфраструктуры, обычно финансируются во всем мире городами за счет налоговых поступлений от недвижимости. В долгосрочной перспективе срабатывает простой экономический механизм, согласно которому растущая стоимость столичных активов обеспечивает рост доходов бюджета.

В России налоги на недвижимое имущество подразделяются пока не только по объектам, подлежащим налогообложению (земля и здания), но и по типу налогоплательщика (физические и юридические лица) и по уровню бюджета, на котором они направляется в (земельный налог и налог на имущество физических лиц поступают в муниципальные бюджеты, а налог на имущество организаций – в региональные бюджеты).

Российский налог на имущество организаций, таким образом, искусственно исключен из экономики города, не имеющего права на получение доходов от указанного налога; хотя де-факто его экономика формирует соответствующую налоговую базу.

Двадцать крупнейших метрополитенов России в совокупности генерируют около 275 миллиардов рублей налогов на имущество организаций, или 39 процентов общероссийского[8]. Однако в относительном выражении уровень налогообложения существенно различается.

Наиболее жесткие налоговые условия для бизнеса в Екатеринбурге, где местный бизнес заплатил в 2015 году 17 млрд рублей, что составляет 1,5% от ВГП метрополитена — в областной бюджет (Свердловская область) ( см. рис. 3 ).

Московская агломерация, хотя и занимает первое место по общей сумме налоговых поступлений (115 млрд руб. в 2015 г.), обеспечивает наиболее благоприятную налоговую среду для бизнеса по налоговой нагрузке; на самом деле доля налога на имущество организаций в общем ВГП составляет всего 0,7 процента в данной агломерации . Рис. 30010

Источник: расчеты ИЭГ на основании данных Росстата, государственных внебюджетных фондов, ФНС

По сравнению со многими другими странами в российской юрисдикции предусмотрены относительно мягкие условия в отношении налогообложения имущества. В целом, по данным Федерального казначейства[9], в 2015 г. общие доходы консолидированного бюджета России, сформированные за счет налогов на имущество и земли, составили 928 млрд руб., или около 1,1% ВВП, в том числе 712 млрд руб., или 0,9процентов ВВП, полученных от налога на имущество организаций. В странах ОЭСР показатель составляет 2 процента, а в США – 3 процента ( см. рис. 4 ).

Рис.4 .roskazna.ru/исполнение-бюджетов/консолидированный-бюджет/; ОЭСР и США «Статистика доходов ОЭСР за 2016 год», доступна по следующей ссылке: www.oecd.org/tax/revenue-statistics-united-states.pdf; Великобритания, доступно по следующей ссылке: http://www.abcmoney.co.uk/2016/12/14/oecd-confirms-uk-property-taxes-the-highest-of-all-countries/

Как уже было сказано выше, налог на имущество организаций никак не поступает в бюджеты городов . Теперь оценим, способствует ли налог развитию экономики города и, наоборот, влияет ли уровень экономического развития города на поток налоговых поступлений?

Как видно из Рисунок 5 , отсутствует корреляция между налоговыми поступлениями от городских активов в виде корпоративной собственности – включая недвижимость, такую ​​как торговые центры, офисы, склады и производственные здания – и GMP агломераций, в которых расположены вышеперечисленные активы .

Рисунок 5

GMP на душу населения и корпоративная ставка налога на недвижимость на душу Налоговая служба

Так, в Московской и Владивостокской агломерациях ставки налогов в бюджеты соответствующих регионов были одинаковыми: 6,7 тыс. руб. на душу населения. Однако уровень экономического развития в пересчете на ВГП на душу населения в двух метрополитенах различается с почти двукратной разницей между ними.

Таким образом, более высокие поступления налога на имущество организаций не способствуют развитию инфраструктуры метрополитена или росту ВГП, и, наоборот, более высокий уровень экономического развития мегаполиса не обеспечивает гарантированных дополнительных поступлений в бюджет. Это означает, что даже в крупных российских агломерациях один из основных передающих механизмов оказывается неработоспособным.

Эти искажения вызваны, главным образом, тремя факторами:

  • искажениями налоговой базы, которая определяется по балансовой стоимости, а не по справедливой рыночной стоимости; во многом это связано с неоднородной реформой, призванной обеспечить переход к рыночному налогообложению объектов недвижимости по кадастровой стоимости;
  • города не вправе проводить собственную политику в отношении налогообложения объектов недвижимого имущества организаций, так как это входит в компетенцию субъектов Российской Федерации;
  • несоответствие налоговой политики субъектов РФ в отношении объектов недвижимого имущества юридических лиц политике городов в отношении администрирования налога, в том числе посредством градостроительного управления, а также невозможность их упорядочения в соответствии с экономическими условиями в города.

Учитывая, что в России доходы от налога на имущество организаций поступают в региональные бюджеты, не представляется возможным правильно оценить, какая часть доходов впоследствии возвращается в агломерацию в виде межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, расположенным в пределах агломерации. Однако мы можем оценить долю потенциальных налоговых поступлений, теряемых бюджетами центральных городов в пределах агломерации ( см. табл. 2 ).

Самая большая потеря налоговых поступлений в виде доли годового бюджета, например, зарегистрирована в городе Иркутске. Экономика города формирует 7,3 млрд рублей налога на имущество организаций в областной бюджет Иркутской области — сумма, соизмеримая с половиной бюджета города.

Центральные города России, расположенные в пределах 18 крупных агломераций, теряют 27,5% доходов бюджета, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, являющихся субъектами Российской Федерации и получающих доходы от налога на прибыль в полном объеме.

Таблица 2

Городские доходы от бюджета [10] и налог на корпоративную недвижимость в центральных городах столичных районов, 2015

Источник: Расчеты I и Федеральная налоговая служба


[1]  Методика расчета GMP представлена ​​на сайте ИЭГ, раздел «Аналитика»
[2] Система национальных счетов используется для оценки ВВП в большинстве стран, в том числе и в России. Однако в России подобная система недоступна для других уровней экономики, в том числе для метрополитенов
[3] Перейдите по ссылке на исследование: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/ 09/metro_20160928_gcitypes.pdf 
[4] Источник: IMF
[5] Там же
[6] Данные по городам мира приведены для их агломераций или аналогичных муниципалитетов, связанных экономическими связями, границы которых обычно близки к границам реально существующих агломераций.