Кадастровая стоимость и инвентаризационная стоимость разница: Сколько платить будем? Семь главных вопросов о новом налоге на недвижимость

Содержание

Чем кадастровая стоимость отличается от инвентаризационной?

При оценке недвижимости нужно учитывать множество факторов. Например, принимать во внимание не только кадастровую, но и инвентаризационную стоимость.

В представленной статье мы подробно расскажем, чем отличаются эти два понятия, как рассчитывается каждый вид стоимости и что именно нужно знать при составлении оценки имущества.

 

Содержание статьи

○ Что такое инвентаризационная стоимость.

○ Что такое кадастровая стоимость.

○ Какие есть отличия.

✔  Налогообложение.
✔  Как рассчитывается.
✔  Разница с рыночной ценой.
✔  Кто выдает.
✔  Кто может получить.
✔  Как получить.
✔  Как оспорить.
✔  Порядок оценивания.
✔  Переоценка.

○ Советы юриста:

✔  Чтобы заплатить налог какую нужно учитывать оценку.
✔  В каком документе записана инвентаризационная стоимость.

○ Видео.

○ Что такое инвентаризационная стоимость.

Инвентаризационная стоимость – это показатель, который применяется при оценке недвижимости и расчета налога от сделок с ней. В данном случае в расчет берется общая площадь жилплощади, степень ее износа и условия предоставления коммунальных услуг. При этом не учитываются иные критерии, определяющие рыночную стоимость данной недвижимости. В связи с этим государство приняло решение ввести новый способ оценки жилых и нежилых помещений, который будет учитывать все необходимые показатели.

Оценка инвентаризационной стоимости нужна, когда осуществляется приватизация недвижимости, планируется ее покупка, продажа и любые другие сделки. Она также используется для расчета налога на имущество. Именно этот показатель являлся единственным до января 2015 года, когда был введен новый способ оценки.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Что такое кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость – это определение рыночной цены объекта недвижимости или земельного участка. Ее проведение регулируется Федеральными законами:

  • «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 №135-ФЗ (далее №135-ФЗ).
  • «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 №237-ФЗ (далее №237-ФЗ).
  • «Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст.3 №135-ФЗ).
  • Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах (ч. 1 ст.3 №135-ФЗ)».

Данный показатель подлежит обновлению каждый 5 лет и необходим при покупке и иных сделках с недвижимостью.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Какие есть отличия.

Эти два показателя имеют одинаково важное значение для установления общей стоимости недвижимости и расчете налога на нее. При этом необходимо знать и различия между ними. Ниже приведены основные показатели, разницу по которым нужно знать.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Налогообложение.

Размер налогов зависит от установленной стоимости объекта недвижимости. При инвентаризационной в расчет берется год возведения здания и степень ее износа.

  • «Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 НК РФ)».

Что касается кадастровой стоимости, при расчете налоговой базы она определяется путем вычета из общей площади определенного количества квадратных метров, исходя из типа недвижимости:

  • Для квартиры – 20 кв. м.
  • Для комнаты – 10 кв. м.
  • Для жилого дома – 50 кв. м. (ст. 403 НК РФ).

До января 2015 года, размер налогообложения устанавливался только на основе инвентаризационной стоимости, а начиная с 2015 года, государство постепенно переходит на кадастровую, которая до 2020 года должна стать единственным критерием вычисления налога.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Как рассчитывается.

При определении инвентаризационной стоимости учитывается только время возведения здания и цена использованных строительных материалов. Оценка производится специалистами Бюро технической инвентаризации (БТИ). Такой расчет не позволяет определить действительную рыночную стоимость недвижимости, что привело к необходимости введения кадастровой стоимости, которая учитывает:

  • Месторасположение здания (населенный пункт, район и улица).
  • Развитость инфраструктуры (наличие рядом детских садов, школ, больниц, остановок общественного транспорта и т.д.).
  • Наличие/отсутствие собственной парковки и/или охраны и другие факторы, влияющие на рыночную стоимость объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость определяется независимыми оценщиками, которых привлекает местный орган власти

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Разница с рыночной ценой.

Учитывая критерии, которые учитываются при расчете, максимально приближенной к рыночной цене является кадастровая стоимость. Разница в данном случае в 1,5-3 раза. Что касается инвентаризационной стоимости, отличие от рыночной цены недвижимости примерно в 10 раз. Именно поэтому размер налога на имущество основывается на кадастровой стоимости, начиная с 2015 года. Планируется, что к 2020 году государство полностью перейдет на расчет налогов на основе кадастровой стоимости.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Кто выдает.

БТИ – орган, который занимается определением инвентаризационной стоимости. Сюда можно обратиться за получением именно этого вида оценки. Что касается кадастровой стоимости, ее оценку можно получить посредством обращения в Росреестр, Кадастровую палату и отделение МФЦ.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Кто может получить.

Каждый вид справки с нужной оценкой может быть получен только собственником недвижимости либо его представителем, предъявившим нотариальную доверенность.

 При обращении за информацией следует предъявить:

  • Личный паспорт.
  • Правоустанавливающие документы на недвижимость.
  • Заполненное по установленной форме заявление.
  • Чек об оплате госпошлины.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Как получить.

Получить инвентаризационную оценку можно при личном обращении в БТИ с предъявлением перечисленного пакета документов. Что касается кадастрового документа, ее можно заказать через интернет в Росреестре либо обратившись в отделение МФЦ с предъявлением правоустанавливающих документов.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Как оспорить.

Если заявитель не согласен с размером приведенной оценки, он может оспорить ее, путем обращения в судебные инстанции в каждом случае. При этом оспорить инвентаризационную стоимость можно в любое время после ее получения, а в случае с кадастровой оценкой, иск должен быть подан не позднее, чем через 6 месяцев после получения документа.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Порядок оценивания.

Алгоритм действий при инвентаризационной оценке:

  1. Определение основной восстановительной стоимости объекта.
  2. Перерасчет с учетом цен текущего года при помощи специальных коэффициентов.
  3. Определение процента и стоимости физического износа.
  4. Расчет реальной инвентаризационной стоимости.
  5. Расчет налога через умножение результата оценки на поправочный коэффициент, определяемый в пределах определенного промежутка.

Данный вид оценивания занимает достаточно долгое время и требует определенной скрупулезности.

Определение кадастровой стоимости происходит быстрее:

  1. Администрация принимает соответствующее решение о переоценке.
  2. Составляется список объектов, подлежащих переоценке.
  3. Привлекается независимая фирма на конкурсной основе.
  4. Проводится кадастровая оценка в соответствии с актуальными коэффициентами и нормативной базой.
  5. Проводится экспертиза составленного отчета саморегулирующими оценщиками.
  6. Осуществляется передача сведений в органы местного самоуправления и их публикация
  7. Обновленные данные фиксируются в единой базе.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ Переоценка.

Специалисты БТИ обязаны каждый год до 1 марта представлять информацию об инвентаризационной стоимости своих объектов по состоянию на 1 января соответствующего года. Что касается кадастровой стоимости, ее переоценка производится каждые 5 лет.

Таким образом, инвентаризационная стоимость также должна быть известна владельцам жилплощади. Сведения о каждом виде оценки в совокупности дают действительную картину стоимости объекта недвижимости.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Советы юриста:

 

✔ Чтобы заплатить налог какую нужно учитывать оценку.

При расчете следует учитывать кадастровую стоимость на начало текущего года. Однако если такие сведения отсутствуют, законодатель еще допускает возможность использования инвентаризационной стоимости, что в ближайшем будущем будет невозможно.

Вернуться к содержанию ↑

 

✔ В каком документе записана инвентаризационная стоимость.

Эти сведения отражены в техническом паспорте объекта недвижимости. Если в документе отсутствует информация, следует заказать справку об инвентаризационной стоимости имущества.

Вернуться к содержанию ↑

 

Видео

Кадастровая стоимость квартиры — как рассчитать и оспорить налог. Об этом смотрите сюжет выпуска новостей на канале «Мир».

Вернуться к содержанию ↑

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Инвентаризационная и кадастровая стоимость — основные отличия

Оценка объекта недвижимости требуется перед совершением сделки, связанной с покупкой, продажей, оформлением ипотечного займа и т.д. Ее проводит независимый эксперт, руководствуясь ФЗ №135 «Об оценочной деятельности, с использованием разных методов – сравнительного, доходного, затратного. Во внимание берется инвентаризационная стоимость и кадастровая стоимость объекта, в том числе и для определения базы для расчета налога на недвижимость. В чем между ними разница, будем разбираться далее.

Что такое кадастровая стоимость?

Кадастровой стоимостью называют рыночную цену на жилье или объект нежилой недвижимости. Она рассчитывается исходя из конкретных характеристик и следующих факторов:

  • удобства месторасположения;
  • особенностей транспортной развязки;
  • наличия социальной инфраструктуры;
  • срока эксплуатации;
  • цены земли и т. д.

Кадастровую стоимость жилых и нежилых объектов определяют органы местного самоуправления того населенного пункта, в котором они находятся.

Согласно действующему законодательству РФ ее положено пересматривать каждые 5 лет, а также при любых сделках с недвижимостью. Кадастровая и инвентаризационная стоимость могут кардинально отличаться друг от друга. Причиной этого являются особенности расчета. Оценку цены кадастра имеют право проводить ответственные сотрудники Росреестра по процедуре, разработанной этим органом. Эта информация – общедоступна. Для ее получения достаточно запросить информацию из ЕГРН. Она используется для расчета имущественного налога, подлежащего при сделках с недвижимостью оплате в бюджет.

Что такое инвентаризационная стоимость?

Инвентаризационную цену жилого или нежилого объекта определяет БТИ, опираясь на следующие критерии:

  • срок эксплуатации здания;
  • его общая и полезная площадь;
  • наличие удобств, лоджии или балкона, дополнительных помещений хозяйственного назначения и т. д.

Инвентарная цена квартиры или другого объекта недвижимости указывается в его техническом паспорте. Она может понадобиться в следующих ситуациях:

  • при оформлении наследства;
  • при расчете налога (если данный объект не внесен в реестр ГКН;
  • при приватизации жилья;
  • при обращении в суд.

Иллюстрация домовой книги

Оценка объекта по инвентаризации постоянно меняется. Для получения актуальной информации по ней следует заказать инвентаризационную справку в БТИ. Данная оценочная система уже исключена из налогового законодательства РФ, но на практике пока еще применяется. 

Ответ на вопрос, какая стоимость выше кадастровая или инвентаризационная однозначен – всегда будет выше цена кадастра вашего имущества, поскольку она максимально приближена к реальной, действующей на отечественном рынке недвижимости. 

Чем они отличаются?

Простых обывателей, впервые столкнувшихся с необходимостью оценки имущества, интересует, чем отличается инвентаризационная стоимость от кадастровой стоимости, где и для каких целей используются расчетные показатели. Отличий между ценой инвентаризации жилого или нежилого объекта и стоимостью кадастра несколько. Ниже мы предлагаем их подробно рассмотреть.

Налогообложение

Основная разница между кадастровой и инвентаризационной стоимостью заключается в налогообложении. До начала 2015 года цена инвентаризации объекта использовалась для расчета налога на имущество, подлежащего обязательному перечислению в бюджет. Ее размер определялся по восстановительной стоимости с учетом износа и дифференциации объекта.

С 2015 года начали действовать изменения, внесенные в НК РФ. Теперь для расчета налога на имущество берется не инвентаризационная, а кадастровая цена недвижимости, имеющая более сложный алгоритм расчета, при котором от налогообложения освобождается определенное количество квадратных метров общей площади (в зависимости от типа объекта и его функционального назначения). Размер ставки налогообложения устанавливается правительством РФ.

Порядок расчета

Инвентаризационная стоимость квартиры и кадастровая стоимость рассчитываются по-разному. В первом случае за основу берется текущий стоимостной размер жилья (его первоначальная цена за вычетом износа), и рассчитывается инвентаризационный показатель. Во втором случае расчет проводится в соответствии с действующим законодательством РФ – итоги кадастрового оценивания утверждаются, заносятся в единый реестр и публикуются в прессе.

Здание Росреестра

Разница с рыночной ценой

Стоимость объекта по кадастру считается максимально приближенной к его рыночной цене, а стоимость инвентаризации часто сравнивают с себестоимостью недвижимости. Поэтому при необходимости проведения оценки имущества вопрос, что больше кадастровая или инвентаризационная стоимость не стоит.

Кто оценивает?

Стоимостные показатели объекта по инвентаризации определяют уполномоченные БТИ. Эта информация хранится в их реестрах и выдается по запросу в виде инвентаризационной справки собственнику недвижимости.

Первоначальный расчет цены кадастра объекта и его пересмотр возлагается на службу Росреестра, подчиняющуюся органам местного самоуправления.

Как происходит оценка?

Оценка инвентаризационной стоимости объекта определяется перед заключением любой сделки, в которой он участвует, подлежащей обязательной регистрации в БТИ. Кадастровая цена определяется при вводе в эксплуатацию объекта и пересматривается через каждые 5 лет.

На что влияет?

Стоимость жилья по кадастру напрямую влияет на размер налога на имущество, который уплачивают физические лица при купле-продаже жилья.

Как ее оспорить?

И инвентаризационную, и кадастровую цену объекта недвижимости его собственнику можно оспорить, если при расчете размера налога на имущество получился сильно завышенный платеж. Это можно сделать, подав исковое заявление в суд на БТИ либо обратиться в местное отделение Росреестра с требованием пересмотреть действующие коэффициенты, используемые для стоимостных расчетов недвижимых объектов.

Оспаривание и сроки

Сроки оспаривания инвентаризационной цены недвижимости не ограничены. Вы можете обратиться с исковым заявлением в суд в любое время, приложив к нему технический паспорт объекта, документы, подтверждающие ваше право собственности на него и акт независимой экспертизы.

На оспаривание кадастровой стоимости имущества его собственнику отводится 6 месяцев, в течение которых сначала нужно обратиться в региональное отделение Росреестра, особенно если она превышает рыночную цену, а затем, если ваше требование о пересмотре коэффициентов удовлетворено не было, подать иск в суд.

Заключение

Мы рассмотрели все отличия инвентаризационной и кадастровой стоимости недвижимости, которые заключаются в методах расчета и налоговых ставках, которые имеют минимальные ограничения. Показатель цены инвентаризации объекта в текущем 2021 году ликвидируется и в дальнейшем в расчетах участвовать не будет. Налогообложение теперь будет основано на кадастровой стоимости любого объекта недвижимости.

Остались вопросы? Пишите в комментариях, специалисты Dominfo оперативно на них ответят.

Недвижимое имущество: где, почему и как оно должно облагаться налогом?, Политические заметки SUERF .:. СЕРФ

Автор(ы): Дорис Праммер

Дата публикации: апрель 2021 г.

Политическая записка SUERF, выпуск № 230 1

by Doris Prammer
Коды Oesterreichische Nationalbank , h318.3, D318.3, D

9:002, D

9:002
Ключевые слова: Жилищное налогообложение, личное жилье, периодический налог на имущество.

Загрузка: SUERF Policy Note, выпуск № 230 (0,66 МБ)

В этой аналитической записке нынешнее налогообложение недвижимого имущества в зоне евро/ЕС рассматривается с точки зрения передовой теоретической практики, основанной на обзоре литературы. В частности, в нем проводится обзор литературы по налогообложению недвижимого имущества по двум параметрам, преобладающим в литературе: i) в соответствии с типом недвижимости на протяжении ее жизненного цикла и ii) в соответствии с типом налога. Первая часть литературы соглашается с тем, что налогообложение недвижимого имущества должно быть нейтральным, насколько это возможно, чтобы избежать чрезмерно искажающего поведения по отношению к другим активам/потребительским товарам. На втором этапе оценивается один конкретный налог на имущество с точки зрения эффективности, справедливости, фискального федерализма и аспектов политической экономии. В соответствии с его теоретическими достоинствами, большая часть этого раздела литературы посвящена периодическому налогообложению жилой недвижимости. Ключевой вывод обоих направлений заключается в том, что практическому использованию теоретических преимуществ налогообложения недвижимого имущества препятствуют вопросы структуры налогообложения и политической экономии. Следовательно, практическое налогообложение недвижимости сильно отличается от теоретических соображений передовой практики.

1. Налогообложение недвижимого имущества на практике

Перед обращением к литературе по налогообложению недвижимого имущества естественной отправной точкой является напоминание о том, на каком этапе своего жизненного цикла недвижимое имущество фактически облагается налогом. На диаграмме 1 представлен обзор наиболее распространенных налогов на недвижимое имущество, применяемых в ЕС на протяжении всего жизненного цикла объекта. Он начинается с налогов, причитающихся собственнику при первой покупке, и заканчивается передачей объекта новому владельцу, когда жизненный цикл объекта — и налоговые обязательства — начинается снова.

График 1:

 

Приобретение недвижимого имущества облагается налогом на передачу собственности почти во всех государствах-членах ЕС (за исключением Эстонии, Литвы, Словакии). Этот налог обычно основан на запасе, а именно на стоимости имущества, обычно измеряемой (некоторой долей) цены сделки. Максимальные установленные законом налоговые ставки достигают до 12,5% от цены сделки в Бельгии (см. таблицу 1) с различными исключениями и вычетами для покупателей, впервые приобретающих недвижимость, постоянное место жительства или небольшую/недорогую недвижимость. Новые здания облагаются НДС на основе цены сделки в большинстве стран-членов ЕС, которые иногда заменяют (низкие) налоги на передачу собственности. Кроме того, все государства-члены ЕС взимают гербовый сбор, связанный с юридическим признанием передачи недвижимого имущества и его регистрацией.

Право собственности на недвижимое имущество подлежит периодическим налогам на имущество. Базовым случаем рекуррентного налога на жилую недвижимость является фиксированная ставка, которая взимается с кадастровой стоимости недвижимости местными властями. Некоторые, особенно новые, государства-члены взимают местные налоги на недвижимость в зависимости от площади (Brzeski et al., 2019). Только несколько государств-членов, а именно Хорватия2, Мальта, Эстония и Италия3, не взимают периодические налоги на недвижимость. Несмотря на их широкое использование, доходы от периодических налогов на недвижимое имущество довольно низкие, составляя всего 1,5 % ВВП в 28 ЕС в среднем в 2019 году.(среднее значение EA: 1,3% ВВП). Это связано с использованием кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, которая часто не соответствует актуальной рыночной стоимости. Кадастровая стоимость в Германии и Австрии особенно устарела – она относится к 1960-м и 1970-м годам соответственно4. Таким образом, неявная текущая ставка налога на недвижимость значительно ниже 0,5% (от фонда недвижимости) в зоне евро (см. таблицу 1). , несмотря на значительно более высокие установленные законом налоговые ставки. Альтернативой периодическому налогообложению запасов недвижимого имущества является налог на вмененную ренту. В этом случае налог взимается с фиктивного потока арендного дохода – обычно путем прибавления его к другим категориям доходов; однако в настоящее время в Нидерландах он применяется только для основного жилья.5

Если владелец сдает имущество в аренду и получает фактический доход от аренды, очевидны основания для уплаты налога на фактический поток дохода от аренды. Этот доход подлежит некоторому подоходному налогообложению во всех странах-членах ЕС. Если частная покупка недвижимого имущества финансируется за счет ипотечного кредита, процентные ставки по ипотечным кредитам по крайней мере частично вычитаются примерно в 2/3 государств-членов ЕС (Johannesson-Linden and Gayer, 2012; Fatica and Prammer, 2018)6

.

Продажа недвижимого имущества, как правило, облагается налогом на прирост капитала, при этом разница между продажной и общей покупной ценой облагается налогом почти во всех странах-членах ЕС (см. таблицу 1). В то же время те государства-члены, которые облагают налогом прибыль, допускают щедрые исключения для основного места жительства. Обычно прирост капитала от основного места жительства освобождается от налога при условии минимального срока владения (2-5 лет) или при условии, что прирост капитала реинвестируется в приобретение нового основного места жительства (например, в Испании). Если недвижимое имущество передается бесплатно в случае наследства или дарения, передача облагается налогом на наследство/дарение примерно в половине стран-членов ЕС7. Даже если в стране не применяется общий налог на наследство/дарение, бесплатная передача недвижимого имущества может по-прежнему подлежать налогообложению (например, в Австрии).

2. Налогообложение недвижимого имущества в теории

Обширную литературу по налогообложению недвижимого имущества можно разделить на две группы. Первый охватывает налогообложение одного типа недвижимости в течение ее жизненного цикла, например, жилья, занимаемого владельцем. В нем подчеркиваются искажения, которые налогообложение собственности вносит в решения об инвестициях в жилье и потреблении по сравнению с другими активами / потребительскими товарами. На втором этапе оцениваются преимущества и недостатки одного конкретного налога на недвижимое имущество (в определенный момент жизненного цикла), такого как периодическое налогообложение имущества. В литературе налоги оцениваются с точки зрения вызванных искажений и их эффективности и действенности для экономического роста, справедливости и справедливости, соображений фискального федерализма и препятствий политической экономии.


Налогообложение одного вида недвижимого имущества в течение его жизненного цикла

Недвижимое имущество может сдаваться в аренду на рынке арендодателем, для инвестиций и использования в качестве вклада в бизнес фирмы или для инвестиций и собственное использование арендатором-собственником. Эти разные цели использования недвижимого имущества потребуют — согласно теории оптимального налогообложения — различного налогообложения. Дело осложняется тем, что со временем использование может меняться.

Жилье, занимаемое владельцем, выполняет для своих владельцев двоякую функцию: во-первых, жилье обычно представляет собой самый крупный актив домохозяйства; во-вторых, проживание в доме обеспечивает поток услуг, потребляемых владельцем. Если превалирует первая точка зрения, то жилье, занимаемое владельцем, должно облагаться налогом как любой другой актив для достижения нейтрального налогообложения, в то время как вторая точка зрения требует налогообложения жилья, занимаемого владельцем, как любого другого потребительского товара длительного пользования.

Налоговая нейтральность жилья, занимаемого собственником, по отношению к другим активам, следовательно, требует обложения налогом чистого дохода от владения домом, т. е. обложения вмененной арендной платы (фиктивного дохода от аренды), а также прироста капитала от продажи собственности с учетом вычет затрат, таких как амортизация и затраты на техническое обслуживание, а также процентные платежи в случае покупки, финансируемой за счет долга. На практике, как указывалось выше, нынешний порядок налогообложения жилья оставляет вмененную арендную плату и прирост капитала для основного жилья в основном необлагаемыми налогом, в то же время допуская возможность вычета процентов по ипотечным кредитам. Следовательно, стоимость использования жилищного капитала снижается почти на 40 процентов по сравнению с эффективным уровнем при нейтральном налогообложении в зоне евро, что приводит к избыточному потреблению жилищных услуг, эквивалентному примерно 30 процентам финансовых активов в портфелях домохозяйств (Fatica). и Праммер, 2018 г.).8

Если жилье рассматривается как потребительский товар (очень) длительного пользования, то оно должно облагаться НДС. Действительно, новостройки облагаются НДС в большинстве стран-членов ЕС. Однако первоначальная цена приобретения может быть плохим показателем потока услуг для очень долгоживущих продуктов, таких как жилье. Следовательно, как указано в обзоре Миррлиса (Mirrlees et al., 2011), ежегодный налог, связанный с потребительской стоимостью имущества, является более эффективным способом налогообложения жилья. Он учитывает изменения стоимости жилищных услуг и может применяться к существующему жилищному фонду9.На практике периодические налоги на имущество или вмененное рентное налогообложение, адекватно отражающие (потребительскую) стоимость имущества, могли бы эффективно выполнять эту работу.


Налогообложение недвижимого имущества с акцентом на один конкретный вид налога

Большая часть литературы по налогообложению недвижимого имущества фокусируется на одном конкретном виде налога и оценивает его достоинства и недостатки в отношении i) эффективности и результативности , ii) соображения справедливости/справедливости, iii) соображения фискального федерализма и iv) соображения политической экономии. Текущий налог на жилую недвижимость находится в центре внимания литературы, в то время как в последнее время больше внимания уделяется налогам на передачу собственности, в частности, как возможному инструменту макропруденциальной политики.

Давняя традиция регулярных налогов на недвижимость заключается в их прозрачности, относительной простоте администрирования, их пригодности в качестве стабильного источника дохода для субцентральных правительств и их экономической эффективности. Международные организации, такие как ЕС и ОЭСР, продолжают требовать, чтобы налоги были переведены с искажающего налогообложения труда на налогообложение имущества по соображениям эффективности и справедливости. Действительно, периодические налоги на недвижимость обычно считаются одними из наименее пагубных налогов для экономического роста (Арнольд, 2008 г.), и в то же время они учитывают цели справедливости (Курнед и др., 2013 г.).

Однако в большинстве государств-членов налоги на имущество взимаются не с последней актуальной рыночной стоимости, а с устаревшей кадастровой стоимости (сравните раздел 1) и иногда в зависимости от площади. Хотя это ограничивает риск недостаточного инвестирования в жилье, вызванного налогами, и, кроме того, стабилизирует поступления от налога на имущество для государств-членов, сама эта особенность структуры налога на имущество подвергается резкой критике. Во-первых, изменения на рынке не отражаются, и, следовательно, налог не может в значительной степени способствовать смягчению циклов подъемов и спадов на рынках недвижимости и, таким образом, ограничен в уменьшении колебаний в экономике. 10 Во-вторых, налог не воспринимается как справедливый или прогрессивный. Те, кто стал относительно богаче благодаря рынку или пользуются большим количеством удобств в районе (которые должны быть капитализированы в цены на жилье) по сравнению со временем, когда была установлена ​​кадастровая стоимость, платят тот же налог на недвижимость, что и те, стоимость недвижимости которых не изменилась. Налог на стоимость имущества не привязан к текущему доходу, что делает его особенно обременительным для домохозяйств с низким доходом и богатым жильем, таких как домохозяйства престарелых.

Учитывая практические недостатки периодического налога на имущество, экономисты неоднократно предлагали реформу, чтобы воспользоваться всеми теоретическими преимуществами периодического налога на имущество. Среди наиболее часто упоминаемых требований к реформе — необходимость обновления налоговой базы до рыночной стоимости для повышения справедливости налогообложения (Norregaard, 2013; Slack and Bird, 2014; Blöchliger, 2015). Вопрос резервирования капитала/распределения может быть решен за счет повышения прогрессивности схемы налогообложения, т.е. за счет льгот или льгот по налогу на имущество (в зависимости от дохода) для домохозяйств с низким доходом или прогрессивных налоговых ставок. Отсрочка уплаты налогов для пенсионеров укрепит принцип платежеспособности пожилых домохозяйств (Slack and Bird, 2015). В работе ОЭСР11 был предложен более радикальный подход, предполагающий налогообложение недвижимого имущества через систему подоходного налога, путем налогообложения вмененной ренты совместно с доходами из других источников.

В то время как предложения по реформе многочисленны, фактически повторяющиеся реформы налога на имущество остаются ограниченными по количеству и размеру. Это может быть связано с двумя факторами: i) рамками фискального федерализма и ii) соображениями политической экономии. Поскольку периодические налоги на имущество обычно передаются субцентральным правительствам, любое изменение структуры налога на имущество может привести к необходимости изменения межправительственных схем передачи (Blöchliger, 2015; Norregaard, 2013). Даже если правильно разработанная реформа смягчила некоторые оговорки политической экономии, такие как кажущаяся регрессивность и несправедливость из-за устаревших рыночных цен или проблемы для домохозяйств с ограниченными ликвидными средствами, налог на имущество остается предполагаемым налогом, основанным на расчетной (рыночной) стоимости. Поскольку налог на имущество капитализируется в цены на недвижимость, любая реформа будет порождать победителей и проигравших, при этом проигравшие, как правило, более активны, что приводит к «налоговым бунтам» (Blöchliger, 2015). Следовательно, Slack and Bird (2014) объясняют ограниченный интерес к реформе налога на недвижимость политическими соображениями, перевешивающими экономические принципы, поскольку стабильность часто предпочтительнее справедливости и эффективности.

3. Выводы

Обширную литературу по налогообложению недвижимого имущества можно разделить на два направления: первое направление охватывает налогообложение одного типа недвижимости в течение ее жизненного цикла, например, жилья, занимаемого владельцем. На втором этапе оцениваются плюсы и минусы одного конкретного налога на недвижимое имущество в определенный момент времени, например, периодическое налогообложение имущества.

Хотя сгруппировать литературу по этим признакам несложно, обобщение результатов менее очевидно. Первая часть литературы соглашается с тем, что налогообложение недвижимого имущества должно быть нейтральным, чтобы избежать искажения поведения. Однако выбор критерия нейтральности зависит от принятой теоретической точки зрения. Недвижимое имущество может облагаться налогом как инвестиция – для личного или коммерческого использования – или как потребительский товар, который определяет контрольный показатель и возможные искажения.

Второй этап оценивает один вид налога за один раз с точки зрения его плюсов и минусов. Основное внимание обычно уделяется соображениям эффективности налогообложения недвижимого имущества, в то время как другим аспектам, таким как справедливость, фискальный федерализм и соображения политической экономии, уделяется меньше внимания. Учитывая компромиссы между этими аспектами, соответствующая литература, по-видимому, не позволяет составить общий рейтинг «наилучшего налога на недвижимое имущество», поскольку общий эффект налога в конечном итоге зависит от его точной структуры и общей налоговой системы. Кроме того, как указано в первой части литературы, общий эффект налогообложения недвижимого имущества также необходимо оценивать в течение жизненного цикла объекта.

Тем не менее, литература по обоим направлениям, кажется, приходит к выводу, что (периодическое) налогообложение жилой недвижимости имеет много теоретических достоинств, но его практическое применение значительно отличается от передовой теоретической практики (Slack and Bird 2014, 2015). Эта оценка особенно верна для ЕС, учитывая его в целом низкие периодические налоги на недвижимость (основанные на устаревшей кадастровой стоимости) и льготный режим налогообложения жилья, занимаемого собственниками (из-за занижения налогообложения собственного капитала) по сравнению с другими инвестициями. . Следовательно, в соответствующей литературе содержится призыв приблизить практику к теории и в то же время осторожно преодолеть соображения политической экономии, которые могут выступать в качестве препятствий для проведения реформ.

Ссылки

Арнольд Дж., 2008 г. Влияют ли налоговые структуры на совокупный экономический рост? Эмпирические данные группы стран ОЭСР. Рабочий документ ОЭСР № 643

Барриос С., Денис К., Ивашкайте-Тамошюн В., Реут А. и Васкес Торрес Э., 2019 г. Налогообложение жилья: новая база данных для Европы, Рабочие документы JRC по налогообложению и структурным Реформы № 08/2019, Европейская комиссия, Объединенный исследовательский центр, Севилья

Блёхлигер, Х., 2015. Реформирование налога на недвижимое имущество. Рабочие документы Департамента экономики ОЭСР , № 1205.

Бжески Дж., Романова А. и Францсен Р., 2019 г. Эволюция налогов на имущество в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, Рабочий документ АТИ WP/19/01, Африканский налоговый институт, Университет Претории.

Курнед Б., Гужар А. и Пина А., 2013 г. Как добиться бюджетной консолидации, благоприятной для роста и справедливости? Предлагаемая методология выбора инструмента с иллюстративным применением в странах ОЭСР. Журнал ОЭСР: экономические исследования , 13(1).

Фатика С. и Праммер Д., 2018 г. Жилье и налоговая система: насколько велики перекосы в зоне евро? Финансовые исследования , 39(2), стр. 299-342.

Йоханнессон-Линден, А. и Гайер, С. 2012. Возможные реформы налогообложения недвижимости: критерии успешной политики. European Economy, Periodal Papers No, 119

Mirrlees, J., Adam, S., Besley, T., Blundell, R., Bond, S., Chote, R., Gammie, M., Johnson, P., Майлз Г., Потерба Дж., 2011. Налог по замыслу: обзор Миррлиса . Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.

Norregaard, M. J., 2013. Потенциал налогообложения доходов от недвижимого имущества и проблемы реализации, Рабочий документ МВФ , № 13-129. Международный Валютный Фонд.

Оливьеро Т., Сакки А., Скогнамильо А. и Заззаро А. 2019. Цены на жилье и налог на недвижимое имущество: данные из стран ОЭСР. Метроэкономика , 70(4), стр. 776-792.

Погосян М. Т. 2016. Могут ли налоги на недвижимость снизить волатильность цен на жилье? Данные из регионов США. Международный Валютный Фонд.

Слэк Э. и Бёрд Р. М., 2014 г. Политическая экономия реформы налога на имущество. Рабочие документы ОЭСР по фискальному федерализму , № 18, Издательство ОЭСР, Париж.

Слэк, Э. и Бёрд, Р. М., 2015 г. Как реформировать налог на недвижимость: уроки со всего мира. Институт муниципальных финансов и управления .

 

Об авторе

Дорис Праммер — главный экономист отдела экономического анализа Oesterreichische Nationalbank, где она работает с 2000 года. В 2008–2013 годах она была прикомандирована к Европейской комиссии, Генеральному директору по налогообложению и таможенному союзу, а также провела исследовательский период в Банке. Отдел фискальной политики d’Italia. Она имеет степень магистра прикладной математики Венского технологического университета и докторскую степень Венского университета экономики и бизнеса. Ее исследования сосредоточены на фискальной политике, по которой она опубликовала множество научных статей и отчетов.

1.   ↑   Настоящая заметка основана на статье Недвижимое имущество: где, почему и как оно должно облагаться налогом? Обзор литературы и ее реализация в Европе. Экономика государственного сектора, 44 (4), 483-504 Дорис Праммер. Высказанные мнения принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Oesterreichische Nationalbank.

2.   ↑   Однако в Хорватии взимается так называемая «коммунальная плата» за недвижимость в зависимости от ее площади.

3.   ↑   Италия не взимает регулярные налоги на недвижимость с основного места жительства с 2017 года.

4.   ↑   В соответствии с постановлением Конституционного суда Германия была вынуждена скорректировать свой закон о налоге на недвижимость – в отношении его кадастровой стоимости – к концу 2019 года , Новый закон (стоимости имущества) вступит в силу с 2025 года. До 2016 года LU облагала налогом вмененную арендную плату, которая рассчитывалась на основе кадастровой стоимости; Нидерланды используют рыночную стоимость имущества в качестве налоговой базы, но получающаяся в результате вмененная арендная плата обычно ниже рыночной арендной платы.

6.   ↑   Ипотечное финансирование коммерческой недвижимости обычно не облагается налогом во всех государствах-членах.

7.   ↑   Налоговая база для недвижимого имущества при завещании очень неоднородна в государствах-членах, а налоговые ставки значительно различаются в зависимости от группы наследников и стоимости имущества.

8.   ↑   Поскольку в документе основное внимание уделяется интенсивной марже решения о потреблении жилья, избыточное потребление относится к размеру жилья.

9.   ↑   Это особенно важно, когда переход на НДС для нового жилья приведет к значительным диспропорциям между новым и старым жильем или приведет к эффекту блокировки, если он применяется ко всем передачам жилья (Mirrlees et al 2011).

10.   ↑   Погосян (2016) обнаружил ограниченный демпфирующий эффект периодических налогов на недвижимость в США, где периодические налоги на недвижимость взимаются с рыночной стоимости недвижимости. Oliviero et al (2019) обнаружили сильную отрицательную связь между увеличением поступлений от налога на недвижимое имущество и ценами на жилье в группе стран ОЭСР.

11.   ↑   Краткий обзор этой работы ОЭСР см. в Blöchliger (2015).

почему он вырос и как с этим бороться Почему налог на имущество вырос

К чему должны быть готовы собственники?

Два года назад Владимир Путин объявил четырехлетний мораторий на увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Чиновники в меру своих возможностей выполняют приказ: если и происходит повышение, то точечно, с прицелом на жалобы со стороны общества. Но кризис требует жертв, а бюджет требует пополнения. А те деньги, которые не удалось получить от предпринимателей, власти решили с лихвой взять у граждан. Многократное увеличение налога на имущество, сборов с машино-мест и недостроев, увеличение срока освобождения от НДФЛ при реализации жилья — 2016 ударили по карману большинства россиян. К чему привели налоговые изменения прошлого года и какие новые сборы ждут нас в 2017 году, «МК» выяснил у экспертов рынка недвижимости.

Для собственников есть две новости: плохие новости и очень плохие новости. Начнем с последнего. С этого года налог на имущество физических лиц рассчитывается по новой схеме. Не сказать, что событие стало большой неожиданностью: о планах правительства брать процент не с кадастровой, а с более высокой – кадастровой – стоимости жилья говорили давно. Но русские явно не были готовы к тому, как идея будет претворяться в жизнь.

Во-первых, под налогообложение неожиданно попали гаражи, машино-места и недострои, зарегистрированные в Росреестре. Раньше собственники не должны были платить за такие объекты, но теперь стандартная ставка для них составляет 0,1%, а регионы имеют право повысить ее до 0,3% или снизить до нуля. Но главное все равно — квартиры. Власти некоторых регионов выбрали первый путь – продвижение по службе. И теперь владельцу благоустроенной квартиры стоимостью, скажем, 6 миллионов рублей придется внепланово платить в местный бюджет 18 тысяч рублей в год.

Во-вторых, размер налога на имущество увеличился не «незначительно», как заявили чиновники, и даже не в два раза, как обещала ФНС. Он увеличился многократно, а в некоторых случаях — в десятки раз. Пока разрыв между платой за БТИ и кадастром не слишком бросается в глаза. Боясь шокировать людей, правительство установило пятилетний переходный период с понижающими коэффициентами. Так что полную сумму придется перечислить только в 2020 году.

Но даже тех цифр, которые жители 28 пилотных регионов видели в квитанциях прошлой осенью, хватило, чтобы осознать масштаб нововведения. Например, если ранее двухкомнатная «розетка» площадью 75 квадратных метров в Коньково (13,5 млн рублей) обходилась владельцу в символические 900 рублей, в этом году оплата за него составила 3,7 тысячи. Еще через четыре года отчисления достигнут 9,9 тысячи. Результат — увеличение на 1100%. Прибавьте платежи за условную дачу, гараж, земельный участок, и месячная зарплата владельца, а то и две, точно уйдут на налоговые расчеты.

Однако проблема здесь не только в сумме налога, но и в самой кадастровой стоимости. В течение года по всей стране были выявлены тысячи случаев, когда она значительно превышала рыночную стоимость, а иногда и достигала нереальных значений. Столичный юрист Олег Сухов привел в интервью «МК» несколько впечатляющих примеров. Так, в Одинцово квартиру в новостройке «случайно» оценили в 1,26 млрд рублей. С владельца было наложено 4 миллиона рублей налога. Житель Нижнекамска из-за ошибки оценщика заплатил за обычный гараж почти 10 000 рублей налога. В одном из сел Мордовии по недосмотру чиновников имущество пенсионеров на бумаге подорожало в 35–40 раз.

В итоге Росреестр задыхается от заявлений граждан о пересмотре кадастровой оценки. За 10 месяцев 2016 года в госструктуры поступило 35 тысяч жалоб по 73 тысячам объектов. Это больше, чем за весь прошлый год. Те, кому не помогают обращения к чиновникам, сразу обращаются в суд. Владельцы недвижимости подали около 10 000 исков с января, и количество судебных разбирательств растет с каждым днем. Собственники, у которых нет денег и времени на судебные тяжбы, «голосуют ногами». Семьи с низкими доходами переезжают из центра ближе к окраинам. Элитные домовладельцы, частные инвесторы и некогда счастливые обладатели наследственных квартир избавляются от внезапно ставшего обузой имущества. На фоне кризиса продажи недвижимости скрипят, и собственникам приходится идти на уступки, теряя в цене, но это лучше, чем годами терпеть убытки.

Между тем чиновники все-таки добились своего: в 2016 году 28 субъектов, где уже действует кадастровый налог, заплатят государству столько же, сколько в 2015 году ФНС собрала со всей России — 28 млрд рублей. К 2020 году сумма увеличится в пять раз плюс поступления от остальных 57 регионов. Этих денег хватит, чтобы залатать не одну дыру в бюджете.

Не платишь, не двигаешься

Вторая налоговая «новинка», относящаяся, собственно говоря, к 2016 году, касается освобождения от НДФЛ при продаже недвижимости. Если вы купили квартиру, гараж или дачу после 1 января 2016 года, то для того, чтобы продать это имущество без уплаты налога, вам придется ждать пять лет, а не три года, как раньше. Исключения: приватизированное жилье, объекты, полученные в наследство или подаренные от члена семьи или близкого родственника, а также имущество, полученное в наследство по договору аренды. Для них прежний срок составляет 3 года.

Однако сам налоговый режим не изменился. В казну придется заплатить 13% от разницы между ценой, за которую недвижимость была куплена, и той, за которую она потом была продана. Например, за дом в Сочи хозяин заплатил 20 миллионов рублей, а через пару лет заработает на нем 25 миллионов рублей. Плата в этом случае составит 650 тысяч рублей (то есть 13% — разница в 5 миллионов рублей). В то же время уйти от взыскания по старой схеме, прописав в договоре фиктивно заниженную цену, стало намного сложнее. По новым правилам база НДФЛ, а значит, и сумма сделки, не может быть меньше 70% от кадастровой стоимости объекта.

Следуя логике чиновников, изменения очистят рынок от спекулянтов, торгующих недвижимостью направо и налево буквально каждый день. На самом деле, по мнению экспертов, от поправок проиграют все. Граждане, вложившиеся в «квадраты» на падении цены и планировавшие через 3-4 года продать их подорожавшей. Люди, решившие переехать в другой район города, в другую область или за границу. Это коснется и тех, кто рассчитывает на увеличение своей жилплощади, и тех, для кого содержание ветхого жилья стало непосильным. Но государство, даже несмотря на увеличение количества «серых» сделок, как обычно, останется в плюсе.

Держите карман пошире

В последнее время правительство активно разбрасывает инициативы по увеличению доходов. Это и нашумевшая плата с «тунеядцев», и налог на вклады, и прогрессивная шкала НДФЛ, и повышение НДС вместе с акцизами и ставками соцстрахования. Понятно, что некоторые предложения «зависают» на уровне обсуждений. Тем не менее, по мнению юристов, россиянам не стоит надеяться на снижение налоговой нагрузки в 2017 г.

Так, с января за сокрытие от ФНС данных о новом имуществе собственникам придется ждать налоговую накладную за предыдущие три года и штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора. Кроме того, государство хочет почти вдвое увеличить штрафы для должников: с нынешних 1/300 ставки рефинансирования до 1/180 в день.

Недвижимость еще не закончена. По статистике, 38% зданий в России не имеют законных владельцев. Сюда входят как обычные недострои, так и готовые объекты, собственники которых не спешат регистрироваться, чтобы не платить налоги. Теперь чиновники ищут любые способы вывести мошенников из тени. По действующим нормативам с граждан, задержавших строительство на участках для индивидуального жилищного строительства более 10 лет, взимается земельный налог в двойном размере. Осенью Хакасия предложила увеличить коэффициент для таких наделов в 5 раз, другие регионы увеличить их кадастровую стоимость в несколько раз, а представители федерального правительства выступили с идеей обложения пошлинами объектов, которые состоят на кадастровом учете. но не зарегистрированы в Росреестре. «Хотя конкретного решения пока нет, при таком рвении властей ждать нового налога осталось недолго», — считает Олег Сухов.

Однако справедливости ради надо сказать, что большинство россиян приватизировали жилье и получили его в свое полное распоряжение практически бесплатно. Это было существенным плюсом: люди получали жилплощадь в частную собственность. Этим имуществом можно впоследствии свободно распоряжаться: владеть, продавать, дарить, завещать. Залогом по кредиту может выступать приватизированная квартира. Хозяин квартиры сам решает, кого в ней прописать, а кого выписать. Упрощена и процедура оформления: выселить человека из приватизированной квартиры без предоставления другого жилья или оплаты его стоимости невозможно.

Сроки окончания бесплатной приватизации жилья постоянно продлевались. Кстати, срок приватизации на таких условиях истекает в марте этого года, и он может быть продлен. Депутаты Госдумы на весенней сессии могут одобрить соответствующий законопроект. Правда, коснется он, скорее всего, лишь отдельных категорий граждан, например, тех, чье жилье находится в аварийном состоянии.

В то же время, идя на бесплатную приватизацию, государство, скорее всего, заранее предполагало необходимость какой-то финансовой отдачи от этого процесса. Очевидно, пришло время собирать камни.

Конечно, никто из нас не хочет платить больше налогов. И вызывает недоумение линия правительства, которое за счет снижения нагрузки на бизнес повышает налоги для населения. Ведь чем больше фискальных штрафов ложится на плечи граждан, тем меньше становится их покупательная способность, соответственно хуже для самого бизнеса.

Поэтому для государства было бы гораздо целесообразнее проводить такую ​​налоговую политику, в результате которой недвижимость для россиян не превращалась бы в обузу и не было бы случаев, когда суммы, превышающие ее стоимость, истребуются в качестве залога. налог на жилье.

Россияне получили извещения по налогу на имущество, землю и транспорт за 2017 год и должны успеть заплатить в ближайшие две недели.

Если собственник имущества не нашел бумажное извещение в почтовом ящике, его необходимо искать в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС): с 2016 года налоговые органы получили право не отправлять бумажное уведомления по обычной почте, а направлять их владельцам личных кабинетов на своем сайте в электронном виде. В среду ФНС сообщила, что с июня по октябрь направила физическим лицам более 68 млн налоговых уведомлений об уплате налога на имущество и НДФЛ за 2017 год, из них 14,3 млн через лицевые счета.

Как рассчитывается налог

Уплатить налог на имущество без уведомления невозможно, его рассчитывают сами налоговые органы. Например, налог на имущество рассчитывается по сложной формуле, которая в том числе зависит от региона.

Для большинства россиян этот налог в этом году вновь повысился, хотя его ставки практически не изменились. Дело в том, что с 2016 года расчет налога на имущество граждан постепенно переводится на кадастровую стоимость, близкую к рыночной. Ранее она считалась исходя из инвентаризационной стоимости объектов (по данным БТИ), в большинстве случаев значительно ниже.

Регионы переходят на исчисление налога по-новому постепенно. В течение первых четырех лет с начала применения кадастровой оценки сумма налога увеличивается постепенно (от исчисленной по инвентаризационной стоимости к исчислению по кадастровой) с использованием понижающих коэффициентов: в первый год — 0,2, в во втором — 0,4, в третьем — 0,6, в четвертом — 0,8 и достигнет максимума на пятом курсе. Например, в Москве и еще 27 регионах налог на имущество физических лиц за 2017 год рассчитывается исходя из 60% от кадастровой стоимости и 40% от стоимости объектов по БТИ.

Однако в августе 2018 года было введено важное ограничение: налог на имущество не может увеличиваться более чем на 10% от прошлогоднего платежа. Так, если сумма налога за 2017 год превышает сумму налога за 2016 год более чем на 10%, налог будет равен прошлогоднему платежу плюс 10%, поясняли ранее в налоговой службе.

Вычеты и льготы

Перед исчислением налога кадастровая стоимость каждой квартиры автоматически уменьшается на стоимость ее 20 кв.м, жилого дома — 50 кв.м, комнат — 10 кв.м. Кадастровая стоимость единого комплекса недвижимости с жилыми помещениями снижена на 1 млн руб. независимо от числа собственников: если их несколько, 1 миллион делится между всеми пропорционально долям. Это вычеты.

Лица, имеющие право на специальные льготы по налогу на имущество, например пенсионеры, при наличии нескольких однотипных объектов должны заблаговременно (до 1 ноября) выбрать один из них для льготы и направить уведомление об этом в налоговую службу .

В этом году изменилась льгота по земельному налогу: если раньше налоговая база была уменьшена на 10 000 рублей, то теперь необлагаемым стало значение кадастровой стоимости 6 соток — 600 квадратных метров. м земли.

При исчислении земельного налога налоговые органы в этом году впервые применили вычет для 12,8 млн налогоплательщиков, сообщили в ФНС.

Нет права на ошибку

Иногда в налоговых уведомлениях появляются удивительные цифры. Происходит это из-за ошибок в определении кадастровой стоимости.

«Года два назад в моей практике был случай, когда человек получил квитанцию ​​за половину двухкомнатной квартиры с суммой налога 8,5 млн руб. Выяснилось, что площадь объекта была ошибочно рассчитана как площадь многоквартирного дома, где находилось его жилище», — говорит Алексей Каминский, президент СРО Экспертного совета оценщиков.

Если сумма сборов покажется слишком высокой, то сначала все равно придется заплатить налог и только потом добиваться справедливости, констатирует он, иначе на сумму налога будут начисляться пени, как в случае неуплаты. Если вам кажется, что налоговая инспекция ошиблась в расчетах, нужно обращаться в инспекцию, стандартный срок ответа — 30 дней, — говорит Максим Волобоев, заместитель руководителя налоговой практики «НАФКО-Консультанты».

Нередки случаи завышения кадастровой стоимости жилья или земельного участка.

«Бывает, что у кадастровых оценщиков недостаточно информации о недвижимости. Например, нет данных о годе постройки дома и он рассчитывается исходя из типового года постройки домов в этом кадастровом квартале», — говорит Каминский.

Есть несколько вариантов оспаривания кадастровой стоимости объекта. Например, физическое лицо может обратиться в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости в Росреестре или оспорить ее в суде.

«Технические ошибки исправляются достаточно быстро, но на оспаривание кадастровой стоимости через суд может уйти несколько месяцев», — поясняет Каминский.

Ранее пересмотр кадастровой стоимости, если гражданин смог доказать ее ошибочность, происходил со дня начала производства по делу; с этого года новая стоимость применяется с момента ее первой установки, — говорит Волобоев.

Достоверность кадастровой стоимости у многих россиян вызывает сомнения: только с января по август 2018 года комиссии при Росреестре рассматривали 19594 заявки на 32 260 объектов, указано на сайте сервиса. Решение принято в пользу граждан по 61% обращений.

Наказание за опоздание

Не успевших вовремя заплатить налог ждут санкции от ФНС. За каждый календарный день просрочки начисляется пеня, напоминает заместитель руководителя налогового консалтинга компании «Родл и Партнер» Татьяна Степаненко: «Его размер определяется как сумма неуплаченного налога, умноженная на одну трехсотую от действующей ставки рефинансирования ЦБ (поскольку В 2016 году она равна ключевой ставке, сейчас она составляет 7,5 %. — «Ведомости»)». В некоторых случаях незадачливому налогоплательщику придется заплатить еще и штраф, — добавляет она. Федеральная налоговая служба от правильности исчисления суммы налога.

«При наличии имущества, о котором налоговый орган не уведомлен (например, стоянка или загородный дом), то это, по сути, является основанием для неправильного расчета. Тогда пеня составит 20% от суммы неуплаченного налога, если будет доказано, что налог был умышленно занижен — 40%», — поясняет Степаненко.

Перечень объектов можно проверить на сайте ФНС в личном кабинете, говорит она. Теперь при приобретении имущества гражданин должен самостоятельно уведомить об этом налоговые органы, напоминает Волобоев.

ФНС сама направляет требование об уплате недоимки и пени неплательщикам, говорит он. Там же, как правило, указывается срок выплаты (стандартно – восемь дней). В личном кабинете налогоплательщика также есть штрафы и пени. Если сумма долга с учетом штрафа и пеней превышает 3000 рублей, а налогоплательщик их не уплатил, то в течение шести месяцев с момента истечения срока уплаты налоговые органы могут обратиться в суд с требованием об уплате долг, предупреждает Волобоев. Если суд удовлетворит это требование, долг будет взыскан в принудительном порядке, в том числе деньги могут быть списаны с банковского счета неплательщика. Поэтому юристы настоятельно советуют обращаться в налоговую инспекцию, если имущество, которым вы владеете, по каким-то причинам не отражено в налоговом уведомлении.

В сентябре жители Алтайского края начнут получать уведомления об уплате налога на имущество, сообщает региональное управление ФНС. Многих владельцев квартир и домов может содрогнуть – сумма выплаты снова увеличится, для некоторых – вдвое и даже больше. сайт объясняет, почему налог вырос.

Олег Богданов

Кому и как будут приходить уведомления?

Для всех плательщиков, имеющих личный кабинет, зарегистрированный на сайте налоговой службы, уведомление будет загружено туда. Они не получат распечатанный чек. Если вы забыли пароль от своего электронного кабинета, вам необходимо обратиться в свою инспекцию.

Остальные собственники будут уведомлены по почте, кроме тех, у кого оплата меньше 100 руб.

Как рассчитывается сумма налога?

Сумма налога на имущество физических лиц в Алтайском крае рассчитывается следующим образом: кадастровая стоимость жилья (не путать с кадастровой или рыночной стоимостью) умножается на коэффициент-дефлятор, а затем полученная сумма умножается на ставка налога (устанавливается муниципалитетом).

Что такое дефлятор?

Коэффициент-дефлятор введен в 2014 году на федеральном уровне приказом Минэкономразвития. Он определяется на один год и одинаков для всех регионов. На 2017 год (именно за него мы сейчас платим налог) это 1,425. То есть фактически базовая инвентаризационная стоимость жилья при исчислении налога увеличивается почти в 1,5 раза.

Почему увеличился налог?

Есть две основные причины.

1. В 2017 году коэффициент-дефлятор составил 1,425. Годом ранее было 1,329..

Пример 1. Исходим из того, что базовая инвентаризационная стоимость жилья составляет 500 тыс. руб.

2017 :

500 тыс. руб. х 1,329 (коэффициент-дефлятор) = 664,5 тыс. (сумма, на которую начисляется налоговая ставка).

664,5 тыс. х 0,5% (ставка для объектов стоимостью от 500 до 800 тыс.) = 3322,5
руб. (сумма к оплате)

2018 :

500 тыс. х 1,425 = 712,5

712,5×0,5% = 3562,5
руб.

Прирост — 240

2. При умножении на коэффициент стоимость вашего инвентаря могла «перескочить» в другую ценовую группу, в которой ставка налога уже выше.

Пример 2. Исходим из того, что базовая инвентаризационная стоимость жилья составляет 600 тыс. руб.

2017:

600 тыс. х 1,329 (коэффициент-дефлятор) = 797,4 тыс. (сумма, на которую начисляется налоговая ставка).

797,4 тыс. х 0,5% (ставка для объектов стоимостью от 500 до 800 тыс.) = 3987
рубля к оплате.

2018:

600 тыс. х 1,425 х = 855 тыс.

855 тыс. х 0,88% (ставка для объектов стоимостью от 800 тыс. до 1,5 млн) = 7524
рубля к оплате.

Рост — 3537
рубля при сохранении базовой стоимости жилья.

Открытые источники (CC0)

Что делать, если в собственности несколько свойств?

В этом случае и коэффициент, и налоговая ставка умножаются на их общую инвентарную стоимость. Поэтому такие собственники больше всего ощутили увеличение суммы выплат.

Где я могу найти стоимость запасов?

Инвентаризационную смету объекта можно узнать:

  • в органах БТИ,
  • в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС,
  • в налоговых уведомлениях (указанная там сумма должна быть разделена на 1,425 — коэффициент-дефлятор),
  • в документах купли-продажи жилья, если сделка состоялась после 1 января 2012 года (не распространяется на новостройки, в отношении них указывается только кадастровая стоимость).

Платят ли собственники квартир в новостройках налог на имущество?

Нет. Новое жилье, введенное в эксплуатацию после 2012 года (тогда прошла последняя переоценка инвентаризационной стоимости) имеет только кадастровую стоимость. Исходя из этого, налог на недвижимость в нашем регионе не рассчитывается.

Когда можно рассчитать налог на кадастровую оценку в Алтайском крае?

По закону все регионы России должны перейти на эту систему до 2020 года. Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной.