Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Наземное метро в москве
Московское центральное кольцо
Московское центральное кольцо (МЦК) является совместным проектом ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД» и АО «МКЖД».
МЦК призвано стать неотъемлемой частью современной транспортной системы города, распределяющей пассажиропотоки столицы.
Схема Московского метрополитена и Московского центрального кольца (pdf)
Всего на Московском центральном кольце 31 транспортно-пересадочный узел, с каждого можно пересесть на наземный общественный транспорт. С обеих сторон железной дороги организованы удобные подъездные пути, разворотные площадки для автобусов, установлены новые остановки.
Запуск пассажирского движения на МЦК состоялся 10 сентября 2016 года. До 2020 года запланировано развитие прилегающих территорий к ТПУ МЦК. Заброшенные ранее промышленные зоны получат новый виток развития, где будут построены деловые и торговые центры, апарт-отели, жилые дома. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры, доступность многих районов значительно улучшится.
Всего по МЦК в сутки курсируют в рабочие дни 177 пар поездов «Ласточка», а в выходные – 150 пар. Вместимость 1500 пассажиров, электропоезда «Ласточка» приспособлены для маломобильных групп населения, пассажиров с детьми, удобны для провоза велосипедов, колясок. Поезда оснащены туалетами, системами климат-контроля и Wi-Fi. Организация пассажирских перевозок по МЦК возложена на ГУП «Московский метрополитен», перевозчиком является ОАО «Российские железные дороги». В часы пик электрички по кольцу ходят каждые пять минут, а во внепиковое время — каждые 10. При этом часы пик отличаются в будни и в выходные. В рабочие дни их два: с 07:30 до 11:30 и с 16:00 до 21:00. А по субботам, воскресеньям и праздникам пиковым считается интервал с 12:30 до 18:00.
Пересадка на МЦК бесплатна в течение 90 минут с момента первого прохода в метро.
mosmetro.ru
Интернет-проект о транспорте в России и мире
По расположению относительно уровня земли станции подразделяются на эстакадные, наземные, станции мелкого заложения и станции глубокого заложения. В зависимости от конструкции станции могут быть колонными, односводчатыми, однопролётными, пилонными и так далее. В Москве встречаются станции практически всех типов, за исключением станций закрытого типа. Три станции («Лубянка», «Чистые пруды» и «Павелецкая» Замоскворецкой линии) при постройке были пилонными двухсводчатыми («станциями лондонского типа»), но позже у всех были достроены центральные залы, в результате чего они стали трёхсводчатыми пилонными (из-за распространённости их чаще всего называют просто пилонными).
Эстакадные станции
Эстакадная станция — станция метрополитена, конструкции которой приподняты над поверхностью земли на металлических или железобетонных опорах.
Эстакадные крытые станции
Станция «Воробьёвы горы»
Единственной эстакадной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Воробьёвы горы».
Эстакадные открытые станции
Станция «Улица Скобелевская»
Ярким примером эстакадных станций являются станции Бутовской линии Московского метрополитена: «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея».
Наземные станции
Наземная станция — станция метрополитена, расположенная непосредственно на поверхности земли.
Наземные крытые станции
Станция «Мякинино»
В конструкции наземной крытой станции имеются стены и потолки, закрывающие пути и платформу.
Единственной действующей наземной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Мякинино». Станция «Технопарк» по первому проекту также должна была быть крытой.
К этому типу относятся также две ныне закрытые станции, размещённые на территории депо: «Калужская» и «Первомайская».
Наземные открытые станции
Станция «Измайловская»
Чаще всего подобная станция — не здание, а либо островная платформа с навесом, который опирается на ряд колонн по центру, либо две боковые платформы со стенами и навесом или навесами, которые накрывают только платформы, но не пути между ними.
В Москве больше всего наземных станций на Филёвской линии: «Студенческая», «Кутузовская», «Фили», «Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская» и «Кунцевская».
К этому типу также относятся станции «Выхино» и «Измайловская».
Станции мелкого заложения
Станция мелкого заложения — станция метрополитена с минимальной глубиной заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта.
Колонные станции мелкого заложения
Колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн (поперечный разрез)
Станция «Сокольники»
Колонная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся наличием дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Колонные станции бывают двухпролётные (с одним рядом колонн), трёхпролётные (с двумя рядами колонн) и так далее.
Первые станции этого типа в Москве: двухпролётная «Красносельская», четырёхпролётная «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровсикй сад») и трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».
Самым популярным типом станций в России является типовая трёхпролётная, из сборного железобетона с шагом колонн от 4 до (позднее) 6 м. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка» — по общему числу колонн. Первой такой станцией в Москве стала «Первомайская».
Всего в Московском метрополитене более ста колонных станций мелкого заложения, большинство из которых построено по типовому проекту. Отдельно стоит отметить двухзальную многопролётную станцию «Каширская», где один ряд колонн заменён несущей стеной, разделяющей два зала.
Однопролётные станции мелкого заложения
Станция «Волжская»
Однопролётная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся отсутствием промежуточных опор и плоским перекрытием.
Для Москвы такой тип станций является редкостью — построено всего две такие станции, причём обе в постсоветский период и на одной Люблинско-Дмитровской линии: «Волжская» и «Марьино». Формально также являются однопролётными оба зала станции «Улица Старокачаловская» на Бутовской линии.
Односводчатые станции мелкого заложения
Станция «Митино»
Односводчатая станция мелкого заложения — «станция мелкого заложения, отличающаяся обделкой, выполненной в виде пологого свода переменной толщины, омоноличенного с вертикальными стенами, в свою очередь связанными с лотковой железобетонной плитой основания». Звучит в целом не очень понятно, но главное, что у такого типа есть свод. Проще всего показать этот тип на примерах.
Первая односводчатая станция в Москве — «Библиотека имени Ленина» первой очереди строительства, затем в 1938 году была открыта станция «Аэропорт» второй очереди строительства. После этого к теме односводов вернулись только в 70-х годах: первой после долгого перерыва открылась односводчатая «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Но пик популярности односводов пришёлся на постсоветский период: более половины односводчатых станций в Москве были построены уже после 80-х годов.
Всего в Московском метрополитене построена 31 односводчатая станция мелкого заложения.
Станции глубокого заложения
Станция глубокого заложения — станция метрополитена, располагающаяся на глубине более 20 м.
Пилонные станции глубокого заложения
Трехсводчатая пилонная станция (общий вид)
Строящаяся станция «Нижняя Масловка» (проект)
Пилонная станция глубокого заложения — станция со взаимно непересекающимися обделками центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Проще говоря, трёхсводчатые пилонные станции представляют собой три параллельных независимых тоннеля, при этом из боковых тоннелей в центральный через определённые промежутки проделаны проходы.
Всего в Москве построено 50 пилонных станций глубокого заложения. Ещё семь станций («Верхние Лихоборы», «Дорогомиловская», «Нижняя Масловка», «Окружная», «Плющиха», «Суворовская» и «Фонвизинская») проектируется и строится.
Пилонные станции глубокого заложения с укороченным центральным залом
Трехсводчатая пилонная станция с укороченным центральным залом (план, профиль и поперечный разрез)
Станция «Шаболовская»
Пилонная станция глубокого заложения с укороченным центральным залом — станция, центральный зал которой более чем в три раза короче боковых и имеет максимум 5—6 пилонов.
К данному подтипу можно отнести станцию «Шаболовская».
Колонно-пилонные станции глубокого заложения
Схема колонно-пилонной станции глубокого заложения
Станция «Сретенский бульвар»
Колонно-пилонная станция глубокого заложения — пилонная станция глубокого заложения, у которой ширина проёмов между пилонами больше ширины самих пилонов.
В Московском метрополитене всего три станции такого типа: «Чкаловская», «Сретенский бульвар» и «Семёновская», причём последняя представляет собой по сути, отдельный тип, так как у неё каждый пилон заменён четырьмя колоннами по его углам.
Колонные станции глубокого заложения
Трехсводчатая колонная станция (общий вид)
Станция «Маяковская»
Колонная станция глубокого заложения представляет собой центральный и два боковых зала круглого сечения, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Иными словами, такая станция, так же как и пилонная, представляет собой три параллельных тоннеля, но в отличие от пилонных станций, тоннели расположены гораздо ближе друг к другу, настолько близко, что боковые стенки у них полностью отсутствуют, а образовавшиеся своды опираются на ряды колонн.
Первой колонной станцией глубокого заложения в мире стала станция Маяковская, открытая в составе второй очереди Московского метрополитена в 1938 году. Макет одного отсека станции в натуральную величину, демонстрировавшийся на международной выставке в Нью-Йорке, произвёл настоящий фурор. Проект был удостоен гран-при и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры.
Всего в разное время в Москве было построено 14 станций этого типа.
Колонно-стеновые станции глубокого заложения
Схема колонно-стеновой станции глубокого заложения
Станция «Крестьянская Застава»
Колонно-стеновая станция глубокого заложения — колонная станция глубокого заложения, в которой часть промежутков между колоннами заменена простенком.
Колонно-стеновые станции, как и однопролётные впервые появились на Люблинско-Дмитровской линии — это станции «Крестьянская Застава» и «Дубровка». Позже открылись станции «Международная» (Филёвская линия) и «Достоевская» (снова на Люблинско-Дмитровской линии). Также колонно-стеновой является проектируемая пересадочная станция «Волхонка» Калининской линии.
Односводчатые станции глубокого заложения
Станция «Тимирязевская»
Односводчатая станция глубокого заложения — станция глубокого заложения, представляющая собой однообъёмный зал со сводом.
Данный тип, предназначенный для сооружения в пластичных кембрийских и протерозойских глинах, был разработан в Ленинграде, поэтому получил название «ленинградский односвод». В Петербургском метрополитене таких станций было построено 15, а в Московском же только одна — «Тимирязевская».
Текст: Константин Венцлавович
www.nashtransport.ru
Метро в Новой Москве — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Красную линию метро решили продлить вглубь новых территорий до поселка Коммунарка. На участке длиной 11 км расположатся четыре станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово». Сейчас там активно ведутся работы, строительство планируется завершить до конца 2018 года.
Станция «Филатов луг»
«Филатов луг» расположится вблизи одноименного садового некоммерческого товарищества (СНТ), у примыкания трассы Солнцево – Бутово – Видное к дороге «Мосрентген – Зименки». Она улучшит транспортное обслуживание поселений Московский и Сосенское.
Станция будет наземной с одним вестибюлем, совмещенным с надземным пешеходным переходом через магистраль Солнцево – Бутово – Видное.
Станция «Прокшино»
Станция расположится у одноименной деревни. Она будет наземной с одним вестибюлем. Предусмотрены выходы со станции «Прокшино» на обе стороны магистрали Солнцево – Бутово – Видное, к жилой и общественной застройке, остановкам общественного транспорта.
Станция «Ольховая»
«Ольховая», в отличие от станций «Филатов луг» и «Прокшино», строится под землей. Она разместится в центральной части Административно-делового центра (АДЦ) в Коммунарке.
Один вестибюль будет совмещен с пешеходным переходом через магистраль Солнцево – Бутово – Видное.
Станция «Столбово»
Расположится возле пересечения трассы Солнцево – Бутово – Видное с магистралью МКАД – поселок Коммунарка – аэропорт Остафьево. Станция улучшит транспортное обслуживание жителей поселения Сосенское.
Подземная станция «Столбово» будет пересадочной с одноименной станцией будущей линии метро «Улица Новаторов» – «Троицк».
Наземные участки Сокольнической линии накроют сплошным навесом в виде металлической оболочки. Их установят на цоколь из монолитного железобетона. Навесы защитят инфраструктуру и поезда от осадков, а также от проникновения людей на пути.
Покрытие навеса будет аэродинамической формы, повторяющей контур движущегося поезда. Высота конструкции составит от 5 до 14 метров, ширина зависит от участка пути.
Боковые стены навесов выполнят в виде горизонтальных алюминиевых ламелей, расположенных под разными углами. Это позволит сохранить сквозное проветривание от задымления и обеспечит панорамные виды для пассажиров.
Сокольническая стала первой линией метро, которую протянули в Новую Москву. Там открылись две станции – «Румянцево» и «Саларьево». В результате разгрузилась станция метро «Юго-Западная» и уменьшилось количество дорожных заторов на Киевском шоссе у МКАД и на Ленинском проспекте.
Станция «Румянцево» (открыта)
Расположена на Киевском шоссе перед одноименным бизнес-центром.
Фотолента: Открытие первой двухэтажной станции метро
Станция «Саларьево» (открыта)
Она находится между Киевским шоссе и дер. Саларьево. Территория вокруг станции будет активно осваиваться в ближайшие 20 лет. Там появятся жилье, офисы и производственные здания.
Фотолента: Открылась юбилейная станция метро
Также здесь построят крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел. В его состав войдут торгово-развлекательный центр, подземный паркинг, автобусная станция и открытая автостоянка.
Фотолента: ТПУ «Саларьево» станет крупнейшим в Москве
Открыт участок желтой линии от станции «Раменки» до «Рассказовки». Она частично проходит по территории и старой, и новой Москвы.
Расположилась за МКАД на границе поселения Московский и района Солнцево. Она будет обслуживать жителей новых микрорайонов «Татьянин Парк» и «Мещерский лес».
Далее желтая ветка идет вдоль Боровского шоссе через районы Солнцево и Переделкино. Здесь откроются одноименные станции метро.
Затем линия вновь проходит по территории Новой Москвы, где в поселении Внуковское расположилась станция «Рассказовка».
Станция «Рассказовка»
Она станет самой отдаленной от МКАД подземной станцией метро (7 км). Пользоваться ей будут как жители поселения Внуковское, так и жители города-парка «Переделкино Ближнее».
Фотолента: Станция-библиотека: скачайте любимую книгу в дорогу
Рядом со станцией возводят транспортно-пересадочный узел. Там появится многофункциональный центр с магазинами, детской развлекательной зоной, диспетчерской, зоной отдыха водителей и администрацией поселения Внуковское.
«Рассказовка» недолго пробудет конечной: в ближайшие три-четыре года планируется продлить линию до аэропорта Внуково. Она пройдет вдоль Боровского шоссе с выходом к аэропорту вдоль Центральной улицы.
Сейчас ведется проектирование и трассировка этого участка. На участке длиной 5,5 км расположатся две станции:«Пыхтино» и «Внуково». Конечная станция, возможно, будет наземной, чтобы интегрировать метро с инфраструктурой аэропорта.
Новая радиальная линия метро пока не имеет официального названия. Она пройдет от станции «Улица Новаторов» Большого кольца метро до Троицка. Линия будет состоять из нескольких участков.
От «Улицы Новаторов» до Коммунарки
На участке длиной 17,5 км расположатся семь станций: «Улица Новаторов», «Улица Академика Опарина», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово».
Он пройдет вдоль Ленинского проспекта, ул. Академика Опарина и ул. Генерала Тюленева до пересечения с МКАД, далее по территориям поселков Газопровод, Коммунарка и поселения Сосенское вдоль проектируемой автодороги МКАД – поселок Коммунарка – аэропорт Остафьево.
Длина участка | 17,5 км |
Кол-во станций | 7 |
Подробнее: https://stroi.mos.ru/metro/novaia-liniia-mietro-ot-ulitsy-novatorov-tpk-do-ghoroda-troitsk?from=cl
От станции «Столбово» до города Троицка
Рассматриваются два варианта продления этого участка.
1 вариант
Трассировка линии | вдоль юго-восточной стороны Калужского шоссе по территории пос. Десеновское и в г. Троицк |
Длина участка | 13 км |
Количество станций | 5 |
Численность населения/работают в шаговой доступности от метро | 195/75 |
2 вариант
Трассировка линии | с северо-западной стороны Калужского шоссе по территории пос. Десеновское и г. Троицка |
Длина участка | 15 км |
Количество станций | 6 |
Численность населения/работают в шаговой доступности от метро | 250/124 |
Для обслуживания этой линии метро планируется построить электродепо «Сосенки». Оно разместится на территории Валуевского лесопарка вдоль магистрали Внуково – Остафьево – Щербинка у пересечения с Калужским шоссе.
Планы на будущее: четвертая линия метро в Новую Москву
В перспективе в Новую Москву протянут четвертую линию метро. Она пройдет от станции «Кленовый бульвар» Большого кольца до Щербинки через районы Восточное и Западное Бирюлево.
stroi.mos.ru
Скоростными маршрутами. Власти Москвы запускают наземное метро — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Столичную транспортную систему ждут революционные перемены. Власти города совместно с «Российскими железными дорогами» запускают мегапроект по развитию транспортного узла.
Первый этап изменений коснется направлений Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск. Пассажиры смогут быстрее и удобнее добираться до нужной им точки, а в транспорте станет свободнее. «ВМ» рассказывает, как сквозное сообщение преобразит транспортную ситуацию в столице.
ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА
Быстрый запуск
Новая транспортная система не потребует масштабной стройки новых трасс — ее сделают на основе имеющихся железнодорожных путей. Проект можно будет осуществить очень быстро: первые два диаметра, Лобня — Одинцово и Нахабино — Подольск, могут запустить за полтора года.
Еще пять направлений, которые сейчас прорабатываются: Зеленоград — Раменское, Пушкино/Королев — Раменское, Зеленоград — Подольск, Нахабино — Железнодорожный, Одинцово — Железнодорожный — запустят в 2019–2025 годах.
— Но теоретически можно делать из этих диаметров 17 разных комбинаций, — сказал Сергей Собянин. — Они будут реализованы в течение пяти, может быть, четырех лет. Мы говорим о предельном сроке — до 2025 года. Но я уверен, что мы, как всегда, постараемся сделать это как можно быстрее.
Пересадочные станции
Пассажиры смогут добираться в любую точку города общественным транспортом — скорость обеспечат удобные пересадки. Новые линии будут связаны с метро и МЦК. После запуска проекта количество пассажиров на каждом из направлений, по расчетам, увеличится в 2–4 раза. Планируется, например, создать новый транспортно-пересадочный узел, который свяжет Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы на Комсомольской площади. Новые «диаметры» будут проходить через них.
— Строительство таких диаметральных направлений даст возможность не только перевозить пассажиров внутри Москвы, но и совместить межрегиональные перевозки, подключить высокоскоростное движение, — подчеркнул глава «Российских железных дорог» Олег Белозеров. — Москва сможет стать хорошим авиационным хабом: мы планируем, что движение по результатам завершения этого проекта между аэропортами будет не более одного часа.
Свободнее и комфортнее
Поездов станет больше — а значит, просторнее станет и в автобусах, и метро, ведь часть пассажиров пересядет на «диаметральные» линии. Станет свободнее и на дорогах — часть автовладельцев тоже пересядет на общественный транспорт: добираться будет удобнее и быстрее.
Проект затронет и москвичей, и жителей Подмосковья. Таким образом, в целом пассажирская нагрузка благодаря транспортному проекту станет меньше.
Движение на новых ветках будет организовано по принципу работы Московского центрального кольца (МЦК). Поезда, которые пойдут по железнодорожным линиям, совсем не похожи на обычные электрички. Удобные пересадки, интервалы движения в шесть минут и современные вагоны делают такой вид транспорта похожим на метро. Именно поэтому его называют «наземным метро». Подобная система действует, к примеру, в Париже, Берлине, других европейских городах.
Поездки на МЦД по комфорту, а также по принципу работы будут сравнимы с МЦК. Время в пути сократится в два раза.
Рабочее название
Что касается названия проекта — Московские центральные диаметры, — то пока оно является рабочим.
— Мы, конечно, еще посоветуемся с москвичами, как назвать систему, — рассказал Сергей Собянин. — Но главное не в названии, а в сути.
РЕВОЛЮЦИЯ КОМФОРТА
Эксперты рассказали «ВМ» о том, какие перспективы открываются для инфраструктуры города благодаря диаметрам, о технической стороне вопроса их запуска, а также о зарубежном опыте создания сквозных маршрутов.
Норайр Блудян, член общественного Совета Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы:
— Проект Московских центральных диаметров просто колоссальный. Я считаю, что отсутствие возможности двигаться в любом направлении без дополнительных пересадок и дополнительных правоотношений с разными перевозчиками — это один из самых серьезных пробелов транспортной системы. Представленный мэром проект как раз решает эту проблему. Несколько лет назад, когда только начинали говорить про Московское центральное кольцо, звучали пессимистичные мнения: кто поедет по кольцу, откуда взять достаточный пассажиропоток, что случится с действующей маршрутной сетью, например, с автобусными перевозками. Но теперь мы видим результат: то количество пассажиров, которое должно было воспользоваться МЦК за полтора года, проехали по кольцу за три-четыре месяца. А диаметры решат проблемы пересадок. Только представьте себе, как сегодня люди добираются из Одинцова в Лобню — это ведь в кошмарном сне не приснится. Нужно отметить, что синхронизация расписания видов транспорта сейчас просто отсутствует. Получается, что прежде чем пересесть на другой поезд или на автобус, ты сначала подождешь часок. Есть, конечно, интернет, где можно заранее посмотреть расписание. Но единственное, что ты там увидишь, — это количество времени, которое потратишь на ожидание. Поездка по новому скоростному маршруту будет в разы быстрее. Кроме того, по нему будут ходить поезда, которые останавливаются не на всех остановках. Было бы правильно сделать маршруты для целевого пассажира. Конечно, кто-то из Одинцова поедет в Москву, но по большей части диаметры должны обслуживать тех, чей маршрут идет дальше. Во многих европейских городах, в Америке и Австралии уже есть такой опыт. Пассажир может вый ти из аэропорта, сесть на электричку, в этом же подвижном составе спуститься в метро и выйти на поверхность. На таком поезде человек может уехать в любую точку города, а учитывая размеры европейских городов, возможно и пересечь полстраны. Очень хорошо, что такой проект анонсирован и в Москве. Уверен, что он будет не менее эффективным, чем МЦК.
Валерий Теличенко, депутат Мосгордумы, президент НИУ МГСУ:
— Я хорошо знаком с тем, как организована система железнодорожного сообщения в Берлине. Там таких сквозных маршрутов не один и не два, их несколько. Благодаря им вы можете уехать с севера на юг, с запада на восток. Кроме того, сейчас активно развиваются транспортно-пересадочные узлы, которые хорошо вписываются в эту систему. В Берлине вся эта транспортная система называется «С-Бан». Поезда идут и в тоннеле, и на поверхности. Там, где это необходимо, состав двигается над городом — по эстакадам, применяются разные конструктивные решения. Я не ратую за то, чтобы в Москве такая система диаметров была организована как в Берлине, в столице должно быть посвоему, просто отмечу, что ничего сверхъестественного в этой истории нет: пассажир садится в вагон, едет до конечной или делает пересадку. Сквозные маршруты — это нормальное явление для большого города. Я считаю, что они в том числе помогут разгрузить центр города, который является туристическим и деловым.
Сергей Емельяненков, инженер-проектировщик:
— Если говорить о данном проекте с точки зрения развития инфраструктуры, станет ясно, что он будет способствовать развитию районов области. Я говорю о кольце городов-спутников: Одинцово, Подольск, Домодедово, Реутов. Практически все их жители работают в Москве, и, чтобы добраться до места работы, им необходимо преодолевать большие расстояния. Проблема в том, что альтернативного автомобилю транспорта у них почти нет и чтобы доехать с юга до запада или востока, им нужно каждый раз вставать на МКАД, которая уже не справляется с таким количеством машин. Кроме того, нужно понимать, что новостройки уже уходят за МКАД, в том числе в Новую Москву. Численность населения там растет более высокими темпами, нежели в Центральном округе, а вот инфраструктура задерживается. Она всегда немного отстает от строительства жилых площадей. Что же касается технической стороны вопроса, я считаю, что вполне возможно использовать при создании диаметров уже имеющиеся железнодорожные пути, так как на некоторых участках они используются не с полной загрузкой.
ФАКТЫ
Московское центральное кольцо — проект наземного метро столицы. Движение по МЦК запущено 10 сентября 2016 года. Только за первый год работы им воспользовались порядка 100 миллионов пассажиров. Протяженность кольца — 54 километра, время полного круга — 90 минут. Благодаря запуску МЦК на 15 процентов была снижена нагрузка на Кольцевую линию метро, на 20–40 процентов — на железнодорожные вокзалы. Всего по МЦК в сутки курсируют в рабочие дни 177 пар поездов «Ласточка», а в выходные — 150 пар. Вместимость электропоезда «Ласточка» — 1030 пассажиров.
ЦИФРА
91500 тысяч человек будут каждый год пользоваться двумя направлениями Московских центральных диаметров: Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск.
ЦИТАТА
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Кардинально улучшить транспортную доступность ближнего Подмосковья можно только двумя способами: либо протянуть туда метро, либо перевести электрички в режим работы подземки.
— Первый вариант — из области фантастики. Это сотни миллиардов расходов и несколько десятков лет упорного труда. Один-два проекта еще можно реализовать, но не более того.
— Второй вариант — модернизировать существующие пригородные линии, превратив тупиковые радиусы в сквозные диаметры. Это гораздо дешевле и быстрее.
ПОДРОБНОСТИ
Рельсовое сообщение — наш приоритет
Реализация проекта разгрузит транспортную структуру столицы, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
— Почему возникла необходимость формирования Московских центральных диаметров?
— Сегодня столица имеет развитую железнодорожную инфраструктуру. С одной стороны, это минус: рельсы «разрезают» город, автомобилисты вынуждены осуществлять перепробег в ряде районов. А с точки зрения общественного транспорта наличие электричек — большой плюс. Эти направления решили развивать.
— Каковы подробности проекта?
— Работу по созданию Московских центральных диаметров мы разбиваем на два этапа. На первом мы соединим Одинцово и Лобню, продолжим развитие Курского направления железной дороги до Каланчевского узла.Сам участок небольшой, но получающийся коридор технически очень сложный. Здесь нам придется укреплять стенки, перекладывать коммуникации. В стадии проектирования находится решение о соединении Киевского и Смоленского радиусов. Зачастую мы видим, что железные дороги упираются в вокзалы. На платформы приходят и электрички, и поезда дальнего следования. Пригородный транспорт терял популярность в городе — людям все равно приходилось пересаживаться на метро или автобусы. С запуском проекта горожане смогут с одного конца Моск вы на другой ехать практически без остановок на электричках. В пределах Московской кольцевой автодороги можно будет добраться за 40–45 минут. Это первый колоссальный плюс. Второе преимущество затронет жителей Подмосковья. Они смогут, к примеру, с севера на юг доехать по Курскому направлению без пересадок. Это сократит время в пути. Как раньше добирались из области? Ехали до МКАД на общественном или личном транспорте, потом заходили в подземку и тратили на это часа полтора. С развитием Московских центральных диаметров ситуация упростится. В целом к решению по формированию диаметров нас подтолкнул успех Московского центрального кольца. Это проект, реализованный с «Российскими железными дорогами», превзошел все ожидания. Мы быстро вышли на плановые показатели, а вскоре и перевыполнили их. Интеграция рельсового транспорта — радиальных направлений железных дорог, Московского центрального кольца, метрополитена и будущего Третьего пересадочного контура — серьезно разгрузит столицу, сделает ее более комфортной и удобной для пассажиров.
— Какие технические сложности возникают при формировании Московских центральных диаметров?
— Легким этот проект нельзя назвать. Если бы он был простым, его давно бы реализовали. Мы имеем большой объем инженерных коммуникаций, особенно в полосе отвода. Эти сети придется перекладывать. Кроме того, нам придется строить дополнительные путепроводы через железнодорожные пути. Так, на участке продления от Курского вокзала до Каланчевской необходимо будет возвести три путепровода. Нам придется скорректировать улично-дорожную сеть и маршруты наземного транспорта.
— А финансовые сложности?
— Они возникнут при увязке действий между заказчиками. Например, в районе Окружной, где мы интегрируем Савеловское направление Московской железной дороги с метро и МЦК, у нас одновременно работают пять разных заказчиков: федеральные, городские, Московское центральное кольцо, «Российские железные дороги», рядом — частный застройщик. Организационно трудно увязать их работу, это требует проведения штабов в ежедневном режиме.
— Развитие рельсового транспорта у столицы в приоритете надолго?
— Москва отличается от других мегаполисов тем, что 70 процентов пассажиров перевозятся рельсовым транспортом. За последние семь лет мы сделали солидный прорыв в развитии общественного транспорта. У нас построено 170 километров линий железных дорог. Так, скоростная электричка связывает Зеленоград с Москвой. Развитие рельсового транспорта — наш приоритет. В часы пик люди выбирают электрички, метро и Московское центральное кольцо. А с вводом центральных диаметров мы разгрузим радиальные направления городской подземки. Пассажирам станет комфортнее в метро и электричках, а мы таким образом решим еще одну важную задачу — сделать наш транспорт комфортным для всех.
Василиса Чернявская , Екатерина Петрова , Алексей Хорошилов
stroi.mos.ru
Как новое наземное метро в Москве изменит рынок жилья - Экономика и бизнес
Мэр Москвы Сергей Собянин представил Владимиру Путину проект создания новых линий наземного метро — так называемых Московских центральных диаметров (МЦД). Первую из линий — от Одинцова до Лобни через Белорусский и Савеловский вокзалы — планируется запустить уже в начале 2019 года. Создание МЦД, по прогнозам московского правительства, позволит на 10–12% разгрузить столичную транспортную систему. Кроме того, изменения ждут и рынок недвижимости.
Куда придут новые сквозные электрички
"Сегодня пригородные железные дороги представляют вот такую картину: они доезжают до вокзалов и здесь останавливаются — по сути это тупики. При подъезде к вокзалу очень трудно расширить инфраструктуру, так как она находится просто в городе. Поэтому с "Российскими железными дорогами" мы придумали схему, которая бы соединила разрозненные куски этих дорог и создала сквозные диаметры", — объяснил Сергей Собянин на встрече с президентом.
Первый Московский центральный диаметр (МЦД-1) пройдет от Лобни до Одинцова через город Долгопрудный, Савеловский и Белорусский вокзалы, Сколково. Протяженность линии — около 50 км, планируется, что сквозные электрички на этом направлении смогут перевозить 42 млн человек в год. По второй линии (МЦД-2) пойдут электрички от Нахабина до Подольска. Это Рижско-Павелецкое направление, которое сможет перевозить 40 млн человек.
Главный смысл реформы в том, что скорость перевозок пассажиров увеличится в два раза. Сегодня доехать из Лобни до Одинцова можно только за два часа, причем с несколькими пересадками. МЦД-1 позволит добираться из одного города в другой за час без пересадок. От верхней до нижней точки МКАД можно будет доехать за 40 минут.
По словам мэра, первые два направления можно сделать достаточно быстро, в течение 2018 и 2019 годов — и без капитальных вложений. А всего можно создать от 5 до 15 таких направлений.
"Абсолютно реальный проект, который изменит вообще всю ситуацию в московском транспортном узле, им будут пользоваться около 300 млн пассажиров, на 10–12% разгрузится вся транспортная инфраструктура, в том числе и дорожная, в том числе и МКАД", — прогнозирует Собянин.
Трудный выбор: Подольск или Бирюлево
Эксперты рынка недвижимости расходятся во мнениях о том, как транспортные реформы повлияют на рынок жилья в Москве.
Наиболее благоустроенные и близкие к остановкам МЦД районы Лобни, Одинцова, Подольска начнут во многих случаях опережать наиболее труднодоступные и не обеспеченные метро районы Москвы — Капотню, Бирюлево и другие
Александр Пыпин
ведущий аналитик портала о недвижимости ЦИАН
Одни считают, что, во-первых, вырастет спрос на жилье рядом с остановками МЦД. "В домах, расположенных в окрестностях остановок, цены могут вырасти на 10–15% по сравнению с территориями, проектом не затронутыми", — считает ведущий аналитик портала о недвижимости ЦИАН Александр Пыпин.
А во-вторых, застройщики жилья в Московской области, в точках рядом с остановками МЦД, получат преимущество перед компаниями, которые строят в Москве, но в труднодоступных районах. "Наиболее благоустроенные и близкие к остановкам районы Лобни, Одинцова, Подольска начнут во многих случаях опережать труднодоступные и не обеспеченные метро районы Москвы — Капотню, Бирюлево и другие", — прогнозирует Пыпин.
Ряд экспертов, однако, считает, что рынок недвижимости не изменится или изменится непринципиально.
"Пассажиры уже сейчас пользуются существующим железнодорожным сообщением. Никаких дополнительных дорог, маршрутов и станций строиться не будет. Этих факторов недостаточно, чтобы это повлияло на рынок недвижимости", — отмечает генеральный директор компании "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина.
Будет ли Подмосковье конкурировать с Новой Москвой
Спрос на новостройки в Московской области снижается несколько последних лет.
"За три квартала текущего года спрос упал на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Объем предложения новостроек за это время тоже снизился — более чем на 20%. На вторичном рынке также происходит снижение спроса. Наблюдается отток части покупателей "вторички" в спальные районы столицы или же в Новую Москву", — продолжает Наталья Шаталина.
Новая Москва, которую не затронули эти реформы (ни один из МЦД не проходит через территорию Новой Москвы) все равно остается более привлекательной, чем самые близкие к остановкам МЦД территории в Московской области. Все дело в заветной московской регистрации, объясняет представитель агентства недвижимости "Квартирный мэтр" Ирина Касинская.
Еще одна причина: нет ничего лучше метро, считает Александр Пыпин. "Проекты в Новой Москве строятся рядом с уже открывшимися или планируемыми станциями метро и пользуются высоким спросом, — объясняет он. — Московские центральные диаметры, несомненно, улучшат транспортную доступность крупных городов области, но этот вид транспорта по доступности и частоте сообщения будет все равно уступать классическому метро".
Анастасия Степанова
tass.ru
Московские центральные диаметры или наземное метро в Подмосковье
Город, шоссе, район, электричка
Города
- Москва
- Бутово
- Внуково
- Жулебино
- Зеленоград
- Кожухово
- Куркино
- Митино
- Некрасовка
- Новокосино
- Новопеределкино
- Солнцево
- Новая Москва
- Троицк
- Коммунарка
- Ватутинки
- Дубровка
- Марушкино
- Марьино
- Московский
- Мосрентген
- Николо-Хованское
- Румянцево
- Щапово
- Щербинка
- Другие
- Химки
- Красногорск
- Мытищи
- Подольск
- Балашиха
- Люберцы
- Звенигород
- Видное
- Щелково
- Одинцово
- Домодедово
- Ивантеевка
- Железнодорожный
- Дмитров
- Пушкино
- Лобня
- Королев
- Ногинск
- Андреевка
- Апрелевка
- Биокомбината
- Брехово
- Бронницы
- Бузланово
- Вербилки
- Вешки
- Володарского
- Волоколамск
- Воскресенск
- Глухово
- Голицыно
- Горки-10
- Горки-8
- Деденево
- Дедовск
- Дзержинский
- Долгопрудный
- Дубки
- Дубна
- Егорьевск
- Елино
- Жилино
- Жуковский
- Завидово
- Зарайск
- Заречье
- Икша
- Ильинский
- Истра
- Калуга
- Кашира
- Климовск
- Клин
- Кокошкино
- Коломна
- Конаково
- Котельники
- Красково
- Красноармейск
- Краснознаменск
- Кубинка
- Лесной
- Лесной Городок
- Лесные поляны
- Литвиново
- Лоза
- Лосино-Петровский
- Луховицы
- Лыткарино
- Малаховка
- Малоярославец
- Малые Вяземы
- Марусино
- Марфино
- Мечниково
- Можайск
- Наро-Фоминск
- Нахабино
- Некрасовский
- Немчиновка
- Николина Гора
- Николо-Прозорово
- Ново-Синьково
- Обнинск
- Обухово
- Озерецкое
- Октябрьский
- Орехово-Зуево
- Павловская слобода
- Павловский Посад
- Петрово-дальнее
- Пироговский
- Писково
- Поварово
- Поведники
- Протвино
- Путилково
- Пущино
- Развилка
- Раменское
- Реутов
- Родники
- Ромашково
- Руза
- Свердловский
- Сергиев Посад
- Серебряные пруды
- Серпухов
- Сколково
- Солнечногорск
- Старая Купавна
- Ступино
- Суханово
- Сходня
- Талдом
- Томилино
- Трехгорка
- Тучково
- Удино
- Успенское-1
- Федоскино
- Фрязино
- Чашниково
- Чехов
- Шатура
- Электрогорск
- Электросталь
- Электроугли
- Яхрома
Шоссе
- Алтуфьевское
- Боровское
- Варшавское
- Волоколамское
- Горьковское
- Дмитровское
- Егорьевское
- Ильинское
- Калужское
- Каширское
- Киевское
- Куркинское
- Ленинградское
- Машкинское
- Минское
- Можайское
- Молоковское
- Новорижское
- Новорязанское
- Носовихинское
- Осташковское
- Пятницкое
- Рублево-Успенское
- Рязанское
- Симферопольское
- Сколковское
- Щелковское
- Ярославское
Район
- Балашихинский
- Волоколамский
- Воскресенский
- Дмитровский
- Домодедовский
- Егорьевский
- Зарайский
- Истринский
- Калужская обл
- Каширский
- Клинский
- Коломенский
- Красногорский
- Ленинский
- Луховицкий
- Люберецкий
- Можайский
- Мытищинский
- Наро-Фоминский
- Ногинский
- Одинцовский
- Орехово-Зуевский
- Павлово-Посадский
- Подольский
- Пушкинский
- Раменский
- Рузский
- Сергиево-Посадский
- Серпуховский
- Солнечногорский
- Ступинский
- Талдомский
- Химкинский
- Чеховский
- Шатурский
- Щелковский
Электричка
- Белорусское
- ст. Немчиновка
- ст. Ромашково
- ст. Трехгорка
- ст. Раздоры
- ст. Баковка
- ст. Барвиха
- ст. Одинцово
- ст. Усово
- ст. Перхушково
- ст. Здравница
- ст. Жаворонки
- ст. Дачное
- ст. Малые Вяземы
- ст. Голицыно
- ст. Захарово
- ст. Хлюпино
- ст. Звенигород
- ст. Кубинка
- ст. Тучково
- ст. 109 км
- ст. Можайск
- Горьковское
- ст. Реутово
- ст. Никольское
- ст. Стройка
- ст. Салтыковская
- ст. Кучино
- ст. Железнодорожная
- ст. Горенки
- ст. Балашиха
- ст. Черное
- ст. Заря
- ст. Купавна
- ст. 33 км
- ст. Электроугли
- ст. Металлург
- ст. Электросталь
- ст. Машиностроитель
- ст. Вохна
- ст. Ногинск
- ст. Павловский Посад
- ст. Захарово
- ст. Дрезна
- ст. Электрогорск
- ст. Орехово-Зуево
- Казанское
- ст. Ухтомская
- ст. Люберцы-1
- ст. Панки
- ст. Люберцы-2
- ст. Томилино
- ст. Красково
- ст. Коренево
- ст. Малаховка
- ст. Удельная
- ст. 32 км
- ст. Родники
- ст. Быково
- ст. Вялки
- ст. Ильинская
- ст. Отдых
- ст. Кратово
- ст. Фабричная
- ст. Раменское
- ст. Бронницы
- ст. 88 км
- ст. Шиферная
- ст. Коломна
- ст. Шатурторф
- ст. Бачманово
- ст. Щурово
- ст. 6 км
- ст. Шатура
- ст. Сычево
- ст. Лысцовская
- ст. Луховицы
- ст. Подлипки
- Киевское
- ст. Сколково
- ст. Солнечная
- ст. Переделкино
- ст. Новопеределкино
- ст. Мичуринец
- ст. Внуково
- ст. Толстопальцево
- ст. Лесной Городок
- ст. Кокошкино
- ст. Аэропорт (старая пл.)
- ст. Крекшино
- ст. Аэропорт (Внуково)
- ст. Победа
- ст. Апрелевка
- ст. Дачная
- ст. Селятино
- ст. Рассудово
- ст. Ожигово
- ст. Засимова Пустынь
- ст. Нара
- ст. Латышская
- ст. Башкино
- ст. Кресты
- Кольцевое
- ст. 39 км
- ст. Иванцево
- ст. Дмитров
- ст. Яхрома
- ст. Турист
- ст. Икша
- ст. 120 км
- ст. Поварово-2
- ст. Жилино
- ст. Манихино
- ст. Лукино
- ст. 174 км
- ст. Дюдьково
- ст. 189 км
- ст. 191 км
- ст. 198 км
- ст. Михнево
- ст. Колычево
- ст. 88 км
- ст. Лопатино
- ст. Егорьевск-1
- Курское
- ст. Битца
- ст. Бутово
- ст. Щербинка
- ст. Силикатная
- ст. Подольск
- ст. Кутузовская
- ст. Весенняя
- ст. Гривно
- ст. Львовская
- ст. Столбовая
- ст. 66 км
- ст. Чепелево
- ст. Чехов
- ст. Шарапова Охота
- ст. 92 км
- ст. Серпухов
- ст. Ока
- ст. 107 км
- Ленинградское
- ст. Левобережье
- ст. Химки
- ст. Планерная
- ст. Новоподрезково
- ст. Подрезково
- ст. Сходня
- ст. Фирсановская
- ст. Малино
- ст. Крюково
- ст. Алабушево
- ст. Поварово-1
- ст. Березки-Дачные
- ст. Подсолнечная
- ст. Сенеж
- ст. Стреглово
- ст. Клин
- ст. Решетниково
- Павелецкое
- ст. Бирюлево-Пассажирск
- ст. Булатниково
- ст. Расторгуево
- ст. Калинина
- ст. Ленинская
- ст. 32 км
- ст. Домодедово
- ст. Взлетная
- ст. Авиационная
- ст. Востряково
- ст. Космос
- ст. Белые Столбы
- ст. Барыбино
- ст. Ступино
- ст. Кашира
- ст. Тесна
- ст. Серебряные Пруды
- Рижское
- ст. Трикотажная
- ст. Павшино
- ст. Красногорская
- ст. Опалиха
- ст. Аникеевка
- ст. Нахабино
- ст. Малиновка
- ст. Дедовск
- ст. Снегири
- ст. Троицкая
- ст. Истра
- ст. Волоколамск
- Савёловское
- ст. Лианозово
- ст. Новодачная
- ст. Долгопрудная
- ст. Водники
- ст. Хлебниково
- ст. Шереметьевская
- ст. Лобня
- ст. Депо
- ст. Луговая
- ст. Катуар
- ст. Яхрома
www.kvartirazamkad.ru
Как строилось метро в Москве, или История подземного города
Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.
1931–1940 годы: дворец для народа
10 декабря 1931 года во двор дома 13 по улице Русаковской (на месте будущего перегона «Сокольники» — «Красносельская») пришли семь рабочих и вонзили лопаты в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня — «Кропоткинская»). Сначала метро не собирались прятать глубоко под землю, но для этого пришлось бы перекопать весь город. Молодой инженер Вениамин Маковский предложил прогрессивное решение: строить на глубине. Неожиданная идея вызвала море протестов, но пришлась по душе градоначальнику Лазарю Кагановичу. Точку в споре поставил Иосиф Сталин, который утвердил проект глубокого заложения.
Строительство шло трудно и медленно: не хватало ни опыта, ни людей. Пришлось обратиться за помощью к зарубежным коллегам. В 1934 году появился английский проходческий щит. Еще один собрали в СССР по его образцу. Работа сразу пошла быстрее. 15 октября 1934 года из электродепо «Северное», расположенного возле станции «Комсомольская», на линию выехал первый в истории метро поезд.
15 мая 1935 года открылись первые 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». Символ Московского метрополитена — красную букву М — придумал архитектор Иван Таранов.
Строительство второй очереди метро было завершено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» (будущая Филёвская линия) и расположенный на этом участке первый в СССР метромост — Смоленский. Заработали станции «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Еще через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).
Строительство проходило под девизом «Создадим дворец для народа!», поэтому архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Это оценили и зарубежные специалисты: в 1939-м проект «Маяковской» (архитектор А.Н. Душкин, художник А.А. Дейнека) получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.
1941–1950 годы: спасение в военное время
В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там собирались до полумиллиона человек, которые размещались как на платформах, так и в тоннелях. Вскоре подземная жизнь стала обыденностью: на станциях были открыты магазины, парикмахерская и даже библиотека. Во время воздушных тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской» (ныне «Чистые пруды») располагались отделы Генерального штаба. Пути были отгорожены, поезда на станции не останавливались.
Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.
Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди подземки. В 1943–1944 годах были открыты станции «Завод имени Сталина» (с 1956 года — «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» (с 1961 года — «Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская». Тоннель между «Площадью Свердлова» и «Заводом имени Сталина» прошел под Москвой-рекой. На всех станциях, возведенных в эти годы, установлены памятные таблички «Сооружено в дни Отечественной войны».
За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.
1951–1960 годы: от роскоши к простоте
После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.
Первоначально Кольцевая должна была пройти под Садовым кольцом, но затем проектировщики решили пустить ветку по вокзальным площадям. 1 января 1950 года открылся первый участок — от «Парка культуры» до «Курской». Он прошел как раз под Садовым кольцом. 30 января 1952 года был запущен второй отрезок — от «Курской» до «Белорусской». Кольцо замкнулось 14 марта 1954 года, когда поезда поехали от «Белорусской» до «Парка культуры». Кольцевая линия стала апофеозом сталинского ампира. Все 12 станций украшены скульптурами, монументальной живописью, оригинальными светильниками. При этом каждая из них индивидуальна и неповторима.
Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.
В 1955 году правительство приняло решение «устранить излишества в проектировании и строительстве». Станции стали строиться не по индивидуальным, а типовым проектам. В итоге «ВСХВ» (сегодня — «ВДНХ»), «Спортивная» и другие выглядели более просто по сравнению со своими предшественницами. Появились первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»), строительство которых было более экономичным. Погоня за дешевизной привела к тому, что при возведении Лужнецкого метромоста со станцией «Ленинские горы» (сегодня — «Воробьевы горы») были допущены ошибки, и он довольно быстро пришел в негодность.
Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.
1961–1970 годы: «стекляшки» и «сороконожки»
Курс на упрощение, взятый в середине 1950-х, продолжался до 1970 года. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами в два ряда). Новые станции отличались друг от друга только цветом облицовочного кафеля. Первой станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская». А наиболее дешево в это десятилетие обошелся участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной»: он почти весь проложен по поверхности.
Также в 1960-е продолжалось удлинение радиусов. Накануне 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями «Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» (сегодня — «Выхино»). В 1969-м на юг продлевается зеленая ветка: открываются «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».
Любопытно, что одна станция была в это десятилетие закрыта навсегда. Первоначально «Первомайскую» открыли в 1954 году на территории электродепо «Измайлово». Но с продлением Арбатско-Покровской линии на восток она стала не нужна. Саму станцию превратили в цех, а из вестибюля сделали актовый зал для сотрудников депо.
Похожая история произошла и в следующем десятилетии с временной станцией «Калужская». Она просуществовала на территории электродепо «Калужское» с 1964 по 1974 год. Таким образом, в Московском метрополитене есть и выведенные из эксплуатации для пассажиров участки — примерно четыре километра линий и две станции.
За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.
1971–1980 годы: связывая ветки
Метрополитен не только продолжил удлиняться в сторону окраин, но и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство. В начале 1972 года открылись станции «Площадь Ногина» (сегодня — «Китай-город»), «Колхозная» (ныне «Сухаревская»).
Получает развитие концепция эстетического оформления. Теперь она сочетает индивидуальность сталинского метро и индустриальность хрущевского. В центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Типовые станции модернизируются, практикуется оригинальный подход. Так, станция «Свиблово» украшена смальтовыми панно и миниатюрами, в оформлении «Марксистской» применялась флорентийская мозаика, на «Шаболовской» использовался витраж из цветного стекла.
В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.
1981–1990 годы: обмен метроподарками
Конец 1970-х — начало 1980-х годов — этот период стал наиболее продуктивным в строительстве метрополитена. В 1983-м была введена в эксплуатацию Серпуховская линия с восемью станциями — от «Серпуховской» до «Южной».
В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.
Грянула перестройка, и темп прокладки метро замедлился. С 1985 по 1988 год строители ежегодно сдавали по три станции. В 1989-м была открыта только одна — «Крылатское» Филёвской линии. В 1990-м — четыре: «Ясенево» и «Битцевский парк» (сегодня — «Новоясеневская») Калужско-Рижской линии, а также «Черкизовская» и «Улица Подбельского» (сегодня — «Бульвар Рокоссовского») Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии.
Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.
1991–2000 годы: первые станции новой страны
В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР. С 1991 по 1994 год открывается северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии от «Савеловской» до «Алтуфьева». В 1995–1999 годах после долгого строительства запускается Люблинская линия от «Чкаловской» до «Марьино». В августе 2000-го на Серпуховско-Тимирязевской линии открывается «Улица Академика Янгеля».
В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.
Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.
2001–2010 годы: за пределы Москвы
В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. Первой станцией за пределами Московской кольцевой автодороги становится «Бульвар Дмитрия Донского», открытый в конце 2002-го. В том же году после двух десятков лет реконструкции начинает работу станция «Воробьевы горы» на вновь отстроенном Лужнецком метромосту. В мае 2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы», а через полгода — Бутовская линия легкого метро. В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский. В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, причем не только за МКАД, но и — впервые в истории столичного метро — в область: первой станцией метро в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.
Меняется архитектура: проектирование ведется в новой стилистике. Из наиболее удачных можно отметить «Славянский бульвар», «Парк Победы», «Аннино», «Волоколамскую».
За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.
С 2011 года: «братство» колец
В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы, значительно упрощая жизнь москвичам. За последние шесть лет метро появилось в Братееве, Орехово-Борисове, Тропарёве, а также в расположенных за МКАД районах Новокосино, Выхино-Жулебино, на присоединенных к Москве территориях. Не остаются без внимания и старые районы. В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки» — облегчили передвижение по городу жителям запада Москвы. Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская». Они помогают оптимизировать транспортные потоки и дают возможность москвичам совершать поездки, минуя центр.
Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.
Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.
Также близится к завершению строительство участков «Речной вокзал» — «Ховрино», «Раменки» — «Рассказовка» и «Петровско-Разумовская» — «Селигерская». В 2018 году будет открыта новая Кожуховская линия протяженностью 17,5 километра, в 2019-м красную линию дотянут до Столбова, а в 2020–2021 годах будет пущено движение по всему Третьему пересадочному контуру, длина которого составит около 65 километров.
Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
www.mos.ru