Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка: Ответы на вопросы об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости

Содержание

Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости – Услуги ТПП РФ

Ваш город: выбрать

  • Начало
  • Описание
  • Регламент
  • Документы
  • Акты
  • FAQ
  • Контакты
  • Заказ

Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости


Кадастровая стоимость — стоимость, которая определяется путем массовой оценки.

Кадастровая стоимость определяется  для земельных участков, объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для земельных участков, объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует.

Оспаривание кадастровой стоимости это процесс, который называется публичной оценкой. Он довольно сложен, состоит из нескольких этапов и может выполняться только высококвалифицированными экспертами. 

В каких случаях востребовано оспаривание кадастровой стоимости 


Законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение не реже одного раза в пять лет кадастровой оценки земельных участков и объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость является базой для начисления земельного налога, арендной платы за землю и налога на имущество.

Кадастровая стоимость также служит базой для определения цены выкупа земельных участков и применяется в других установленных законом случаях.

Цели проведения оспаривания кадастровой стоимости 


Основной целью оспаривания кадастровой стоимости является снижение налоговой нагрузки.

Согласно Закону «Об оценочной деятельности в РФ» предусмотрены два механизма оспаривания кадастровой стоимости:

• путем обращения в Комиссию по пересмотру результатов определения кадастровой стоимости созданную при территориальном Управлении Росреестра;

• участие в качестве судебного эксперта в рамках судебного разбирательства в процессе признания кадастровой стоимости равной рыночной.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. 

Процедура оспаривания кадастровой стоимости 


Специалисты торгово-промышленных палат оказывают комплекс услуг по оспариванию кадастровой стоимости: • оценка;

• направление отчетов об оценке в саморегулируемую организацию оценщиков с целью получения заключения на отчет об оценке;

• консультации;

• сопровождение процедуры оспаривания вплоть до внесения новой кадастровой стоимости в ГКН.

Результат оспаривания кадастровой стоимости


В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24. 18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Стоимость и сроки проведения оспаривания кадастровой стоимости


К процедуре оспаривания кадастровой стоимости специалисты приступают только после предварительной консультации, оценки перспективы оспаривания кадастровой стоимости и экономической обоснованности иска. Все судебные и сопутствующие расходы (госпошлины, судебные экспертизы), возможные риски заранее оговариваются с клиентом.

Стоимость и сроки оговариваются с каждым заказчиком индивидуально перед заключением договора на оказание услуги, так как они зависят от различных факторов, одним из которых является объем предстоящих работ.

Регламент

Стоимость и порядок оплаты

• Стоимость услуги определяется в соответствии с действующими тарифами

• Оплата в форме наличного и безналичного расчета

ВАЖНО! К процедуре оспаривания специалисты приступают только после предварительной консультации, оценки перспективы оспаривания кадастровой стоимости и экономической обоснованности иска. Все судебные и сопутствующие расходы (госпошлины, судебные экспертизы) и возможные риски заранее оговариваются.

Процедура

1. Направление заявки и необходимого пакета документов 

2. Проведение предварительной консультации:

— предварительная оценка рыночной стоимости земельного участка и объекта недвижимости

— консультации и дача заключения о юридической и экономической обоснованности иска

3. После предварительного согласования оформление договора, в котором оговариваются порядок и условия работы, сроки выполнения заказа, оплата и отчет о выполненной работе 

4. Подтверждение оплаты услуги

5. Выполнение работы.

6. Передача отчетных документов

7. Внесение новой кадастровой стоимости в ГКН

8. Подписание акта выполненных работ

Основание для отказа

• В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г.: «Оценщик имеет право: отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы»

• Отсутствие предоплаты

• Рыночная стоимость близка к кадастровой (отсутствует возможность снижения)

• Неполный пакет документов

Документы

Документы для скачивания

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»

Приказ Минэкономразвития РФ от 30 июля 2010 г. № 343

Приказ Минэкономразвития РФ от 28 ноября 2008 г. № 412

Приказ Минэкономразвития РФ от 4 февраля 2010 г. № 42

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

  • Заказать услугу
  • Заказать звонок
  • Задать вопрос

Нужно выбрать исполнителя
Данный исполнитель не работает через электронные формы, обратитесь к исполнителю самостоятельно по телефону

Заказ услуги
«»

Ваш запрос отправлен, спасибо за обращение.

Ваше имя

Ваш телефон

Или Ваш e-mail

Ваши комментарии

Вложения

Добавить файл

Нажимая кнопку «Отправить», я даю своё согласие Торгово-промышленной палате
Российской Федерации на обработку моих персональных данных, в соответствии
с Федеральным законом от 27. 07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»,
на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Политика конфиденциальности

Регистрация:

Физическое лицо

Юридическое лицо

Ваш запрос отправлен, спасибо за обращение.

Ваше имя

Ваш телефон

Комментарий

Нажимая кнопку «Отправить», я даю своё согласие Торгово-промышленной палате
Российской Федерации на обработку моих персональных данных, в соответствии
с Федеральным законом от 27. 07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»,
на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Политика конфиденциальности

Задать вопрос

Ваш вопрос отправлен, спасибо за обращение.
Отправить еще вопрос.

Электронная почта

Текст вопроса

Нажимая кнопку «Отправить», я даю своё согласие Торгово-промышленной палате
Российской Федерации на обработку моих персональных данных, в соответствии
с Федеральным законом от 27. 07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»,
на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Политика конфиденциальности

* Сведения об услугах носят справочный характер и не являются публичной офертой. Условия оказания услуг устанавливаются конкретным договором между Заказчиком и Исполнителем.

Смотрите также

  • Досудебное урегулирование споров

  • Представление интересов в суде

Оспаривание кадастровой стоимости участков

Проблема завышения кадастровой стоимости объектов недвижимости остро встает перед собственниками и арендаторами земельных участков, если расчет арендной платы за такие земельные участки производится исходит из кадастровой стоимости земельного участка, а также собственниками объектов недвижимости, которые согласно статье 378. 2 Налогового кодекса и принятых в соответствии с указанной статьей законов субъектов Российской Федерации облагаются налогом на имущество от кадастровой стоимости в связи с тем, что расчет обязательных платежей – налога на имущество и арендной платы производится от кадастровой стоимости этих объектов.


Сюжет: Защита потребителя

Для того, чтобы понять требуется ли собственникам и арендаторам таких объектов обращаться к процедуре оспаривания кадастровой стоимости требуется заказать кадастровую справку, в которой будет указана кадастровая стоимость указанных объектов. Информацию о кадастровой стоимости можно получить и из соответствующих нормативных актов, утвердивших кадастровую стоимость, однако как показывает практика — размер кадастровой стоимости объектов может отличаться от указанного в таком нормативном акте в связи с тем, что некоторые субъекты Российской Федерации могут пересчитать кадастровую стоимость после ее утверждения по фактическому виду разрешенного использования, например, если речь идет об оценке земельного участка, имеющего вид разрешенного использования «для эксплуатации производственных и административных зданий», а фактически на таком участке расположен офисный центр, то орган кадастрового учета в соответствии с п. 1.4. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 произведет перерасчет кадастровой стоимости от среднего удельного показателя кадастровой стоимости, определенной по соответствующему кадастровому кварталу уже по виду использования «для размещения офисных зданий» без уведомления собственника/арендатора такого участка.

В случае если будет видно, что указанная в справке кадастровая стоимость выше рыночной, можно начинать процедуру оспаривания кадастровой стоимости такого объекта.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ, который вступил в силу 6.08.2014 внесены по поправки в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которыми был определен порядок оспаривания кадастровой стоимости в судебном и внесудебном порядке. Так, согласно статье 24.18. закона об оценочной деятельности определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Согласно закону об оценочной деятельности заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано юридическими лицами, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона об оценочной деятельности, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.


По теме


1299



Александр Каньшин: Необходимо решить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости

Завтра, 28 октября в российской ТПП состоится заседание Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости. Основное внимание планируется уделить теме оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Законом определено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 24.18 закона об оценочной деятельности для подачи документов в комиссию, заявителю придется подготовить соответствующее заявление, кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Статьей 24.20 закона об оценочной деятельности определено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Положения данной статьи (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (статья 3 Федерального закона от 21. 07.2014 N 225-ФЗ).

В настоящее время практика рассмотрения Комиссиями по оспариванию кадастровой стоимости субъектов неоднородна, так например в последнем квартале этого года Комиссия по оспариванию кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве практически не принимает положительных решений о пересмотре кадастровой стоимости, при этом , что удивительно причиной отклонения практически всех заявлений (что следует из решений комиссий выложенных на соответствующем сайте Комиссии) становится то, что оформление и содержание отчетов об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципу однозначности, предусмотренного пунктом 4 Федерального стандарта оценки № 3 (ФСО № 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20. 07.2007 № 254.


По теме


848



Фанаты Прохора Шаляпина осудили его методы борьбы за молодость

Поклонники творчества российского исполнителя Прохора Шаляпина обрушились на него с критикой после того, как он решил поддержать молодость процедурами с использованием огня.

При этом в решениях комиссии не указывается, в чем конкретно отчеты не соответствует указанному принципу, что лишает заявителя возможности доработать указанный отчет и обратится снова в Комиссию, оставляя судебный порядок единственно возможным для оспаривания кадастровой стоимости таких объектов.

Кроме того, законом об оценочной деятельности определен новый порядок формирования указанных комиссий, так, согласно закону определено, что в состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее — порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности (Министерством экономического развития РФ).

До настоящего времени Министерством экономического развития РФ указанный документ не подготовлен, в связи с чем в настоящее время заседания комиссий проходят в соответствии с ранее действовавшим порядком формирования таких комиссий, определенных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Оспаривание кадастровой стоимости в судебном порядке

Согласно статье 24.18 закона об оценочной деятельности, определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

Указанной статьей определен порядок оспаривания решений комиссии в суде. В отличие от ранее действовавшего порядка определено, что оспаривание решений комиссий в судебном порядке возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный срок. При этом определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Законом установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. То есть при оспаривании в судебном порядке предметом исковых требований будет установление кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости. Учитывая, что согласно Федеральному закону от 04.06.2014 N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» с 6 августа 2014 г. дела об оспаривании результатов кадастровой стоимости исключены из подведомственности арбитражных судов и переданы в суды общей юрисдикции субъектов РФ, рассмотрение таких дел будет осуществляться в судах общей юрисдикции соответствующего субъекта.


По теме


2242



Операция «Церберус» и борьба за Шпицберген

Оправдавшийся прогноз погоды позволил провести «Атлантическую эскадру» мимо береговых батарей англичан

Оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. То есть возможно обращение в суд напрямую без предварительного оспаривания кадастровой стоимости в комиссии.

В настоящее время в Московском городском суде начинает складываться положительная судебная практика по такой категории дел, например решения Московского городского суда по делам: № 3-0273/2014 21.11.2014 , № 3-0219/2014 24. 11.2014 № 3-0248/2014 от 18. 11.2014.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, при заявлении требования об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости, требование предъявляется к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке. Предметом деятельности Ответчика — ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке. Сложившаяся судебная практика подтверждает указанную позицию.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), в целях применения установленных данным законом правил, наделенные в соответствии с решениями Росреестра соответствующими полномочиями государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом государственный орган — Росреестр, функция которого делегирована бюджетному учреждению, сохраняет контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета. Следовательно, надлежащими ответчиками по настоящему иску должен являться и Росреестр в лице его территориального подразделения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Фактическим заказчиком проведения государственной кадастровой оценки является Департамент городского имущества города Москвы, а органом, утвердившим результаты кадастровой оценки — Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы — Правительство Москвы.

Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы, Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы — Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве также должны являться ответчиками по таким делам, однако согласно имеющейся практике Арбитражного суда города Москвы они привлекались как в качестве ответчиков (дело № А40-148757/13-16-1412, А40-111475/13, А40- 82780/13) , так и в качестве третьих лиц (дело А40-180008/2013, А40-114358/13, А40-80512/13).

В случае оспаривания решений комиссий по оспариванию кадастровой стоимости, принятых до принятия поправок в закон об оценочной деятельности (Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ) , по смыслу статьи 24.18 закона об оценочной деятельности действовавшей до 06.08.2014 года ответчиком по такой категории дел будет считаться Комиссия по оспариванию кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28. 06.2011 № 913/11, требование предъявляется к органу кадастрового учёта, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке. Предметом деятельности Ответчика — ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.


По теме


1584



Оспаривание кадастровой стоимости: кому и для чего это нужно

«Единая оценочная компания» использует во время работы свои специальные алгоритмы, проверенные временем, а также огромный опыт для того, чтобы успешно проводить дела по оспариванию кадастровой стоимости.

С учетом данных разъяснений не исключается возможность судебного обжалования решений, действий (бездействия) межведомственной комиссии при отсутствии у нее статуса юридического лица.

Согласно позиции Президиума ВАС изложенной Постановлении № 13839/2014 от 11.02.2014 по делу № А33-11257/2011 отмечено, что, как указано в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, упомянутые комиссии не являются самостоятельными государственными органами или организациями. С учетом этого, при возникновении спора, связанного с их деятельностью, в том числе при оспаривании принятых ими решений, в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости участвует соответствующий территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. То есть помимо Комиссии в качестве ответчиков по данной категории дел следует привлекать организации, которые являются членами соответствующих комиссии — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (В Москве – Департамент городского имущества), органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке (В Москве — Управление Росреестра по Москве), органа кадастрового учета (ФГБУ ФКП Росреестра), Национального совета по оценочной деятельности.

Оспаривание кадастровой стоимости арендаторами земельных участков

До вступления в силу 6.08.2014 г. поправок в закон об оценочной деятельности, согласно статье 24.19 указанного закона было определено, что арендатор имеет право на обращение в комиссию по оспариванию результатов кадастровой стоимости и на оспаривание решений указанной комиссии.

Вопросы возникали в связи с правом обращения арендатора в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Неоднозначность формулировки закона в части права арендатора на обращение в суд для оспаривания кадастровой стоимости вызвало поток неоднозначной судебной практики в Арбитражном суде города Москвы по данному вопросу. Суды ссылались на ст. 6 Закона Об оценочной деятельности, где указано, что Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. По мнению судов из указанных положений Закона следует, что оценка может быть проведена в отношении «принадлежащих» указанным в статье 6 лицам объектов оценки. (Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2010 N КГ-А40/12974-10 по делу N А40-151710/09-6-1027). Таким образом, суды не признавали права арендатора на обращение в суд для оспаривания кадастровой стоимости.

Однако суды не учитывали, что по смыслу ст. 66 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости. Оспорить результаты определения кадастровой стоимости позволяет норма абз. 1 ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права в т.ч. арендатора земельного участка как плательщика арендной платы, размер которой исчисляется в зависимости от его кадастровой стоимости.

Поскольку результатом деятельности по определению кадастровой стоимости является внесение в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков, то оспаривание результата определения кадастровой стоимости земельного участка должно происходить посредством иска, направленного на установление судом иного результата определения кадастровой стоимости земельного участка, определенного на основании его действительной рыночной стоимости; сторонами такого иска являются лица, чьи имущественные права и обязанности непосредственно зависят от установления той или иной кадастровой стоимости спорного земельного участка, в том числе плательщик арендной платы, ставка которой определена в процентах от его кадастровой стоимости. Вышеуказанная позиция в дальнейшем была

подтверждена судебной практикой Девятого арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Московского округа.(Постановление 9 ААС от 29.05.2014 по делу А40-74697/13, Постановление 9 ААС от 28.05.2014 по делу А40-80512/13, Постановление 9 ААС от 24.04.2014 по делу А40-133448/13, Постановление 9 ААС от 18.04.2014 по делу А40-100745/13, Постановление 9 ААС от 17.04.2014 по делу А40-105825/13, Определение 9 ААС от 26.05.2014 по делу А40-114367/13, Определение 9 ААС от 14.05.2014 по делу А40-84031/13, Определение 9 ААС от 18.04.2014 по делу А40-93281/13).

Согласно позиции Президиума ВАСЮ, изложенной Постановлении № 13839/2014 от 11.02.2014 по делу № А33-11257/2011 отмечено, что помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.

Учитывая указанную позицию, суды начали пересматривать решения по некоторым делам, по которым было принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что исковые требования были заявлены арендаторами земельных участков. Так, 23 июля 2014 года Федеральным арбитражным судом Московского округа отменены судебные акты Арбитражного суда города Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда об отклонении иска одного из столичных гостиничных комплексов об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Дело передано на новое рассмотрение в московский арбитраж. Данное решение вынесено являлось первым за всю юридическую практику. Интересы арендатора земельного участка в рамках данного судебного спора представляют специалисты Группы компаний SRG.

Автор справки — Юрист направления «Юридическая практика» Группы компаний SRG

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и строения

Проведение оценки земель для постановки на кадастр регламентируется деятельностью государственных органов на основании Земельного кодекса Российской Федерации, включающей в себя целый комплекс сравнительных, затратных и прибыльные подходы. Под кадастровой оценкой понимается совокупность административно-технических действий, в результате которых определяется кадастровая стоимость земельного участка на дату оценки. С помощью этой процедуры рассчитывается рыночная стоимость конкретной территориальной единицы с учетом текущих цен на аналогичные земельные участки. Полученная цифра не должна превышать уровень цен на рынке. Однако на сегодняшний день кадастровая стоимость не всегда соответствует нормативным правилам оценки. Достаточно распространенными были случаи, когда этот показатель значительно превышал рыночную стоимость, что налагало на помещика довольно тяжелое налоговое бремя.

Установленная кадастровая стоимость в соответствии с законодательством является эталоном и подлежит обязательному использованию. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка производится исключительно в особом порядке в полном соответствии с действующим законодательством.

Как это делается?

Когда дело доходит до такого сложного процесса, вам следует обратиться в специализированное агентство, которое возьмет на себя все эти вопросы. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка обычно начинается с того, что проводится независимая оценка, после чего клиенту предоставляется отчет о проведенных исследованиях и полученных результатах. Стоимость такой услуги складывается из ряда факторов, в частности, подготовка отчета и получение экспертного заключения в СРО на документ, содержащий отчет об оценке земли.

Тяжесть налогового бремени

В соответствии с Налоговым кодексом РФ исчисление налоговой базы производится в соотношении с кадастровой стоимостью земельного участка, но не следует думать, что налогоплательщик подлежит фактическая налоговая нагрузка, которая зависит исключительно от результата государственной оценки. Налоговым кодексом установлены максимальные ставки земельного налога, которые составляют 0,3% в отношении земельных участков:

— отведенных к территориям сельскохозяйственного назначения или к землям, относящимся к зонам сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах;

— используемые на объектах инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда или приобретаемые для строительства жилья;

— приобретаются для личного садоводства, подсобного хозяйства, животноводства или огородничества, а также дачных хозяйств.

В отношении прочих земель и участков ставка составляет не более 1,5% от кадастровой стоимости.

Сумма налога, которую должны уплатить налогоплательщики, исчисляется органами местного самоуправления. В порядке, установленном статьей 387 НК РФ, представительные органы определяют ставки налогов, а также порядок и сроки их уплаты. В том числе для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливается размер необлагаемой суммы. Налоговый кодекс также предусматривает, что налог должен устанавливаться с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика.

Необходимость оспаривания

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка иногда требуется, если неправильное определение цены привело к увеличению налоговой нагрузки. В последние годы многие владельцы земли и недвижимости обратили внимание на увеличение суммы налогов, которые необходимо платить.

В связи с этим увеличились обязательства по налогам? Для начала нужно вспомнить, как определяется сумма налога на имущество. Его исчисление осуществляется по итогам налогового периода в виде произведения соответствующей налоговой ставки и базы, которая определяется на указанный период. Плательщик не может напрямую влиять на ставку, но в случае с налоговой базой дело обстоит совсем иначе.

Раньше база для исчисления налога на объекты недвижимости рассчитывалась как среднегодовая стоимость, а теперь в законодательство внесены определенные изменения, которые привели к запрету такого подхода. Теперь для расчета налоговой базы используется кадастровая стоимость имущества, которая утверждается в установленном порядке. Это применяется в отношении таких видов организаций недвижимого имущества, которые признаются объектами налогообложения:

— торговые и административно-деловые, а также помещения внутри них;

— помещения нежилого фонда, предназначенные для размещения служебных помещений, предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания либо фактически используемые для указанных целей;

— объекты недвижимого имущества, принадлежащие иностранным организациям, не осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, а также недвижимое имущество иностранных организаций, не относящееся к деятельности этих структур в Российской Федерации.

В отношении земельных участков установлено, что для налогообложения необходимо определение стоимости земли по кадастру. Поэтому кадастровая стоимость объекта выступает налоговой базой для земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого применяется земельный налог.

В отношении недвижимого имущества физических лиц — помещений и домов, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, недвижимых комплексов, иных строений, зданий и помещений, в том числе коммерческой недвижимости, — налог на имущество физических лиц исчисляется в ином порядке , пока определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, хотя ранее применялось инвентаризационное обследование. Такой же подход будет применяться для расчета налога на жилищные строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения дачного, личного подсобного хозяйства, а также садоводства, огородничества, строительства жилья индивидуального назначения.

Конкурсный процесс

В связи со всеми вышеперечисленными обстоятельствами может возникнуть необходимость оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для начала следует указать, что права лица, нарушаемые в результате несоответствия действительной стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр, могут быть защищены только путем внесения исправлений в государственный кадастр.

Давайте представим некоторые статистические данные. Практика оспаривания кадастровой стоимости показывает, что за девять месяцев 2014 года во все суды Российской Федерации подано более 12 000 исков по спорам о размере кадастровой стоимости недвижимого имущества, внесенного в государственный реестр в отношении двадцати четырех тысяч объекты. В результате рассмотрения данных споров удовлетворено около семи тысяч исков, а это составляет пять процентов от общего количества исковых требований, остальные либо еще находятся на рассмотрении, либо в их удовлетворении отказано. Все эти данные говорят только об одном – оспаривание кадастровой стоимости земли является необходимым действием для ее неправильного определения.

С точки зрения налогоплательщиков важно видеть эффект от таких разбирательств. Положительные судебные решения в пользу истцов привели к уменьшению налоговой базы примерно на 93,5%. Согласно российскому законодательству результаты перерасчета кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде для рассмотрения соответствующих споров:

— физическими лицами, если полученные результаты касаются их прав и обязанностей;

— юридические лица, если полученные результаты касаются их прав и обязанностей;

— органы местного самоуправления и государственной власти в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной или государственной собственности.

То есть комиссия по оспариванию кадастровой стоимости будет рассматривать заявления заинтересованных лиц, собственников или арендаторов недвижимого имущества.

Оспаривание в досудебном порядке

Для оспаривания в суде определения стоимости для физических лиц предварительное обращение в комиссию не требуется. Для юридических лиц однозначного алгоритма действий в данной ситуации пока нет. Судебное оспаривание кадастровой стоимости в этом случае может осуществляться заинтересованным лицом. Юридическим лицам рекомендуется обращаться в суд в очень конкретном случае. Если комиссия по оспариванию кадастровой стоимости отклонила заявление о пересмотре, возможно обращение в вышестоящий орган, в частности, в суд. Получается, что для юридических лиц совершенно необязательно придерживаться существующего досудебного порядка.

Если речь идет об обращении в комиссию, то необходимо подать исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости с соответствующими документами, которые необходимы для доработки. При каждом управлении Росреестра созданы и функционируют комиссии. Следует понимать, что оспаривание кадастровой стоимости недвижимого имущества предполагает подачу заявления в срок не более пяти лет с момента внесения данных в государственный кадастр.

Если основанием для подачи заявления является недостоверность сведений о недвижимом имуществе, используемых в процессе определения стоимости кадастра, то комиссия вправе принять одно из следующих решений:

— об отклонении заявления о пересмотре стоимости в случае, если использованные в процессе сведения об объекте недвижимости были достоверными;

— о пересмотре результатов в случае применения недостоверных сведений, использованных в процессе расчета стоимости кадастра.

Если оспаривание кадастровой стоимости земельного участка связано с установлением в отчете стоимости объекта на рынке, комиссия принимает следующее решение: кадастровая стоимость считается равной рыночной стоимости или иск полностью отклонен. В суде допускается оспаривание решений, принятых комиссией. В этом случае претензии заявителей будут рассматриваться без учета ранее принятых вышеуказанной комиссией решений.

Судебный приказ

Стоит отметить, что на данный момент оспаривание кадастровой стоимости в суде идет не так, как раньше. С 6 августа 2014 года такие дела перестали рассматриваться нижестоящими арбитражными судами, а оказались вотчиной судов общей юрисдикции, а потому перешли на рассмотрение в областные, городские и федеральные суды.

Ранее уже упоминалось, что судебное оспаривание кадастровой стоимости теперь доступно физическим и юридическим лицам, а также государственным органам. Ответчиками по таким спорам выступают территориальные органы Росреестра и ФГБУ по субъектам РФ. Корреспондентами или третьими лицами в таких случаях могут быть органы исполнительной власти субъектов Федерации или органы местного самоуправления, заказавшие работы по расчету стоимости сайта.

Оспаривание кадастровой стоимости здания может производиться на основании:

— внесения в реестр недостоверных сведений об объекте, которые использовались в процессе определения кадастровой стоимости;

— Установление его рыночной стоимости в отношении объекта недвижимости на дату, по которой определялась кадастровая стоимость (в этом случае определение стоимости объекта на рынке должно производиться на эту же дату как используется для определения стоимости кадастра).

Пересмотр результатов оценки

В целях определения основания для пересчета результатов заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если определение стоимости объекта в кадастре связано с проведения государственной оценки или органу, на который возложены функции государственной оценки, если речь идет о вновь зарегистрированных объектах недвижимости. Аналогичная ситуация распространяется на объекты, изменившие свои качественные или количественные характеристики, из-за чего вновь внесены в государственный реестр.

Если оспариваемая кадастровая стоимость здания, земельного участка или иного вида недвижимости начинает оспариваться, то в течение семи дней со дня получения запроса заявитель должен получить соответствующие сведения от заказчика работ и органа отвечает за определение кадастровой стоимости. Кроме того, граждане имеют право обращаться в АИС службы государственного фонда кадастровой оценки.

Требования к респондентам

— Оспаривание кадастровой стоимости участка или строения предполагает, что сведения в государственном кадастре будут признаны недостоверными.

— Обязанностью ответчика после этого будет внесение изменений в государственный кадастр.

— Оценка для оспаривания кадастровой стоимости служит основанием для установления ответчиком новой стоимости, равной рыночной стоимости имущества.

— Орган государственной регистрации обязан внести в государственный кадастр сведения о новой стоимости объекта недвижимости, равной его стоимости на рынке.

База данных используется

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка предполагает соответствие процесса пересмотра общим правилам претензионного производства, включающим правила распределения доказательной нагрузки между ответчиком и истцом.

Если истец требует пересмотреть кадастровую стоимость и приравнять ее к рыночной цене, то он должен доказать, что на дату оценки его участка существовала другая рыночная стоимость.

Суд может принять решение об установлении кадастровой стоимости на дату, соответствующую рыночной оценке. Основанием для определения рыночной стоимости является Федеральный закон об оценочной деятельности посредством работы оценщика и составления отчета. Этот отчет станет одним из допустимых доказательств по спорам в суде, где его рассмотрят на соответствие требованиям законодательства и федеральным стандартам оценки.

Если основанием для подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества является рыночная стоимость, установленная в отношении объекта, то необходимо предварительно заказать оценку независимого эксперта. Осуществляется согласно договору, который заключается между заказчиком и оценщиком. В результате получается отчет о рыночной стоимости, который требуется включить в исковое заявление о пересмотре стоимости кадастра.

Результаты и решение

Суд обязан отразить выводы оценки доказательств решения, в которых будут даны основания для принятия доказательств в качестве средства обоснования судебных выводов. Остальные доказательства могут быть отклонены судом. И основания, по которым тому или иному доказательству было отдано предпочтение, также обязательно должны быть отражены в итоговой документации.

Так, при соблюдении порядка оспаривания кадастровой стоимости и в результате судебного рассмотрения установлено, что стоимость имущества, принадлежащего истцу в кадастре, не соответствует текущей рыночной стоимости, которая была определяется в тот же день, суд удовлетворит исковые требования истца. В результате решения суда будет установлена ​​новая кадастровая стоимость. Теперь вы знаете, как быть с оспариванием кадастровой стоимости.

Опять завышена кадастровая стоимость — что делать собственникам земли?

Новости

Кому будет полезна информация в публикации?

  • Собственникам и арендаторам земельных участков в Кемеровской области
  • Собственникам зданий и сооружений, пользующихся земельными участками без регистрации права — в том числе расположенных в Кемеровской области
  • Собственникам земельных участков и объектов капитального строительства в других регионах страны — по аналогии (в целом действуют те же законы)

Что полезного вы найдете в публикации?

  1. Узнайте самую актуальную информацию о новой кадастровой оценке земель, проводимой в Кузбассе в 2020 году, и изменениях федерального законодательства в сфере оспаривания кадастровой стоимости, произошедших в июле
  2. Получить рекомендации, как правильно рассчитать в 2021 году и как уменьшить покупную цену земли и земельный налог, ренту и неосновательное обогащение за землю
  3. Дадим совет, что делать сейчас — в 2020 году

Самая актуальная информация по кадастровой оценке и изменениям в законодательстве

Летом 2020 года произошло сразу два события, которые коснутся многих аграриев Кузбасса:

  1. Подготовлен и опубликован проект отчета о государственной кастовой оценке земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения.
  2. 31 июля принят Федеральный закон № 269-ФЗ, который вносит изменения в закон о кадастровой оценке и существенно меняет порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Как и когда вступит в силу новая кадастровая оценка земли в Кузбассе?

Впервые в Кемеровской области кадастровая оценка прошла по новым правилам, установленным Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Главной особенностью этого закона является то, что оценку осуществляют не независимые оценочные компании, победившие в тендере, а специально созданное в Кузбассе бюджетное учреждение — Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кемеровской области (ГБУ Кемеровской области). Кемеровская область «Центр ГКО и ТИ», бывшее ГП КО «ЦТИ»).

С середины июня по начало августа на сайте бюджетного учреждения можно было ознакомиться с проектом отчета и подать к нему комментарии. Сейчас (по состоянию на 19.08.20) новые замечания больше не принимаются, а бюджетное учреждение подготовило окончательный вариант отчета — он доступен для скачивания по ссылке.

До 15 сентября отчет должен быть представлен в Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, утвержден Комитетом и опубликован до 30 ноября 2020 года.

Новая кадастровая стоимость будет применяться для исчисления земельного налога, арендной платы и других платежей с 1 января 2021 года:

  • С этого момента вы можете подать заявку на вызов на такое значение.
  • До 31 декабря 2020 года будет применяться кадастровая стоимость, определенная при массовой (кадастровой) оценке 2015 года или рассчитанная Росреестром в период с 2016 по 2020 год. Даже если вы подали заявление об оспаривании кадастровой стоимости, действовавшей в 2020 году, в комиссию/суд и решение комиссии/суда об оспаривании было принято в 2021 году, оспариваемая кадастровая стоимость применяется только до 31.12.2020.

Однако, чтобы в следующем году не столкнуться с непредвиденными проблемами, стоит заранее подготовиться к челенджу — об этом ниже.

Что изменится в оспаривании кадастровой стоимости недвижимости в 2021 году?

В 2021 году можно ожидать два сценария. Дело в том, что упомянутый июльский закон о внесении изменений в закон о кадастровой оценке действительно предусматривает совершенно новый порядок оспаривания кадастровой стоимости. Однако новые правила не будут действовать по всей стране одновременно — каждый регион будет решать сам, с какого года начнет действовать новый порядок. Такого решения власти Кузбасса пока не принимали.

Вариант 1. Что изменится, если Кемеровская область решит перейти на оспаривание по новым правилам (изменения в закон о кадастровой оценке от июля 2020 г.):

  1. Заявление нужно будет подать в само бюджетное учреждение, проводившее оценка (ГБУ Кемеровской области «Центр ГКО и ТИ»).
  2. Новые правила не предусматривают возможности обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости непосредственно в суд. Закон № 269-ФЗ касается только возможности обжалования в суде решения бюджетного учреждения.
  3. Меняются правила оформления пакета документов: нужно только прикрепить отчет в бумажном и электронном виде, а сам отчет должен включать выписку о правах на сайт. Отчет должен быть подготовлен на текущую дату — дата оценки на момент подачи заявки не должна быть «старше» 6 месяцев.

Вариант 2. Если до конца 2020 года Кузбасс не перейдет на порядок оспаривания кадастровой стоимости на основании июльских изменений, то будет применяться порядок, который должен был применяться с 1 января 2021 года:

  1. Владелец участка может предварительно обратиться в Комиссию при Комитете по управлению государственным имуществом Кузбасса (да, до изменений от июля 2020 года закон о кадастровой оценке предусматривал создание Комиссий именно при органе, утвердившем кадастровая оценка, а не по Росреестру, как сейчас в 2020 году),
  2. В случае отрицательного решения подать административный иск в Кемеровский областной суд. Можно сразу напрямую подать административный иск в Кемеровский областной суд, минуя комиссию (такое право по закону о кадастровой оценке есть как у физических, так и у юридических лиц).
  3. Оспорить кадастровую стоимость можно в течение всего времени ее внесения в ЕГРН (то есть до внесения в ЕГРН результатов новой оценки), а в некоторых случаях можно оспорить и архивную кадастровую стоимость.
  4. Пакет тонн документов для оспаривания кадастровой стоимости:
  • Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка на дату определения кадастровой стоимости. Как правило, для нового хама. по оценкам, этой датой будет 1 января 2020 года, но есть исключения — уточняйте этот момент перед заказом отчета! Важно: отчет должен быть как в бумажном виде с подписями и печатями, так и в виде электронного документа с ЭЦП
  • Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (можно заказать в МФЦ или на сайте Росреестра бесплатно).
  • Выписка из ЕГРН о правах на земельный участок (можно заказать в МФЦ или на сайте Росреестра платно) или иной документ, подтверждающий ваши права на земельный участок (например, договор аренды).
  • Если представитель обращается от имени собственника недвижимости, ему необходима доверенность. При этом представлять интересы в Комиссии имеет право любое лицо, а в суде это может сделать только юрист или хотя бы лицо с высшим юридическим образованием (копию диплома придется приложить к административной требовать).
  • Обращение в комиссию бесплатно (оплачивается только услуги оценщика и юриста), но необходимо внести небольшую плату в суд (300 руб. для физических лиц, 2000 руб. для организаций).

Внимание!

По действующим правилам отчеты об оценке должны быть подготовлены по состоянию на 1 января 2020 года. А если новые правила вступят в силу с 2021 года, потребуются отчеты с текущей датой. Поэтому отчеты об оценке рыночной стоимости участка, необходимые для оспаривания его кадастровой стоимости, должны быть подготовлены только после 1 января 2020 года.

Что делать прямо сейчас в 2020:

  1. Заказать бесплатный предварительный расчет суммы платежей (земельного налога/арендной платы/выкупной цены) в 2021 и последующие годы за земельный участок и суммы экономии от уменьшения кадастровая стоимость — у нас (услуга доступна по ссылке) или в другой юридической/оценочной компании, специализирующейся на снижении обязательных платежей за землю и недвижимость;
  2. Если по предварительному расчету сумма платежей с 2021 года окажется значительной даже после оспаривания кадастровой стоимости, то рекомендуем в 2020 году провести подготовительные мероприятия:
    • Уменьшить площадь до размера, необходимого для эксплуатации объекта: подготовить межевой план раздела земельного участка, согласовать его с органом, управляющим землей (для арендованных участков), сдать образованные участки на кадастровый учет и отказ от ненужного. Для этого можно обратиться к кадастровому инженеру и далее самостоятельно обратиться в органы или доверить комплексное выполнение данной процедуры юридической фирме (например, КА «Юрпроект»), включая взаимодействие с кадастровым инженером и органами.
    • Исправить кадастровую ошибку в виде разрешенного использования участка или изменить вид разрешенного использования на «более выгодный», что одновременно соответствует факту (например, если по данным Росреестра земельный участок имеет административно-хозяйственное назначение, но по факту в здании находятся склады, то целесообразно изменить разрешенное использование участка на склады). Это приведет к снижению кадастровой и рыночной стоимости. Помощь в этом вопросе оказывают и юридические компании (например, КА «Юрпроект»).
  3. Если права на земельный участок не оформлены (нет ни договора аренды, ни права собственности), то необходимо учитывать, что для оспаривания кадастровой стоимости их необходимо оформить:
    • Поставить участок на кадастровый учет (если он не состоит на учете): подготовить схему расположения границ земельного участка и после утверждения схемы органом, управляющим землей в вашем населенном пункте, подготовить план межевания земли.