Оспорить кадастровую стоимость земельного участка: Ответы на вопросы об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости

Содержание

Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости \ КонсультантПлюс

Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

Перспективы и риски в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 24.18

— Административный истец хочет установить кадастровую стоимость недвижимости в размере, равном ее рыночной стоимости

— Административный истец не согласен с оставлением иска об установлении кадастровой стоимости без рассмотрения из-за несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора

— Административный истец не согласен с обязанностью оплатить экспертизу для определения рыночной стоимости недвижимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия).

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 274-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, его территориальных органов (далее — орган регистрации прав) или на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовой компании, созданной в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр» (далее — публично-правовая компания), и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 19.12.2022 N 546-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее — порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.

При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.

Кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также — заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее — заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24. 19 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 18.03.2020 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24. 19 настоящего Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

(часть двадцать восьмая введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Части тридцать первая — тридцать вторая утратили силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка? — компания «Maxard»

Вне зависимости от того, являетесь Вы собственником земельного участка или арендуете его у государства, кадастровая стоимость будет являться базой для расчета налога на землю или величины арендных платежей. В обоих случаях перед собственником или арендатором возникает обязательство по оплате налога или арендных платежей, в связи, с чем величина кадастровой стоимости земельного участка приобретает ключевое  значение. Оптимизировать сумму налога на землю и величину арендных платежей возможно путем оспаривания кадастровой стоимости, а именно приравнивание ее к рыночной величине. Для инициализации процесса оспаривания на первом этапе необходимо подготовить отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, при чем, оценка рыночной стоимости проводится ретроспективно, то есть на дату определения кадастровой стоимости. Это требуется, что бы кадастровая и рыночная стоимости были сопоставимы, а разница между ними обуславливалась не изменением конъюнктуры рынка, а не точностью определения кадастровой стоимости. Отчет об оценке должен быть подготовлен на бумажном носителе, а также в электронном виде подписанный электронной-цифровой подписью оценщика и оценочной организацией.

После готовности отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, лицо, оспаривающее кадастровую стоимость собирает необходимый пакет документов, требуемый для обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и подает заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

К заявлению об оспаривании прилагается следующий перечень документов:

1) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) копия правоустанавливающего или право удостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

4) Доверенность на представление интересов в случае если Заявление подается не собственником

В случае предоставления полного пакета документов, в срок не более 30 календарных дней, комиссия обязана рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости и вынести свое решение. Корректировать стоимость оспариваемого земельного участка, указанную в отчете об оценке комиссия не может. Иными словами заявитель получает положительное решение – комиссия соглашается с величиной рыночной стоимости указанной в отчете об оценке, или выносит отрицательное решение. В случае получения отрицательного решения кадастровая стоимость остается на прежнем уровне. В соответствии с законодательством обращаться в комиссию можно неоднократно, за исключением случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка ранее уже была оспорена.

В случае получения заявителем отрицательного решения комиссии, следующим шагом на пути к снижению кадастровой стоимости является обращение в суд. По завершении судебного процесса, и прохождении всех судебных инстанций, которых может быть несколько, лицо оспаривающее кадастровую стоимость земельного участка получает решение суда, а в случае обжалования судебного решения еще и апелляционное определение. Каким бы долгим не был процесс оспаривания кадастровой стоимости земельного участка в суде, результатом рассмотрения административно-искового заявления будет документ, указывающий величину кадастровой стоимости, а так же дата начала её действия для целей предусмотренных законодательством.

С вступлением в действие Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 N 237-ФЗ в соответствии с ст. 22 обращение в комиссию по рассмотрению  споров о результатах определения кадастровой стоимости перестает быть обязательным как для заявителей физических лиц, так и юридических лиц. Напомним, что ранее юридические лица обязаны были соблюсти досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости и должны были обратиться в комиссию по рассмотрению споров о порядке определения кадастровой стоимости.

При возможности выбора инстанции для первичного обращения с целью снижения и оспаривания кадастровой стоимости перед заявителем встает вопрос, какой путь выбрать. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы, но это тема для отдельного повествования.

В конечном счете, каким бы ни был путь оспаривания, заинтересованное лицо получает документ, устанавливающий кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости. Именно на основании этого документа в Фонд данных Государственной кадастровой оценки вносится достоверная информация о величине кадастровой стоимости, которая в последующем используется для расчета налога на землю, арендных платежей, а также для перерасчета платежей за прошлые периоды и возврата излишне уплаченных денежных средств.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка и строения

Проведение оценки земель для постановки на кадастр регламентируется деятельностью государственных органов на основании Земельного кодекса Российской Федерации, включающей в себя целый комплекс сравнительных, затратных и прибыльные подходы. Под кадастровой оценкой понимается совокупность административно-технических действий, в результате которых определяется кадастровая стоимость земельного участка на дату оценки. С помощью этой процедуры рассчитывается рыночная стоимость конкретной территориальной единицы с учетом текущих цен на аналогичные земельные участки. Полученная цифра не должна превышать уровень цен на рынке. Однако на сегодняшний день кадастровая стоимость не всегда соответствует нормативным правилам оценки. Достаточно распространенными были случаи, когда этот показатель значительно превышал рыночную стоимость, что налагало на помещика довольно тяжелое налоговое бремя.

Установленная кадастровая стоимость в соответствии с законодательством является эталоном и подлежит обязательному использованию. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка производится исключительно в особом порядке в полном соответствии с действующим законодательством.

Как это делается?

Когда дело доходит до такого сложного процесса, вам следует обратиться в специализированное агентство, которое возьмет на себя все эти вопросы. Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка обычно начинается с того, что проводится независимая оценка, после чего клиенту предоставляется отчет о проведенных исследованиях и полученных результатах. Стоимость такой услуги складывается из ряда факторов, в частности, подготовка отчета и получение экспертного заключения в СРО на документ, содержащий отчет об оценке земли.

Тяжесть налогового бремени

В соответствии с Налоговым кодексом РФ исчисление налоговой базы производится в соотношении с кадастровой стоимостью земельного участка, но не следует думать, что налогоплательщик подлежит фактическая налоговая нагрузка, которая зависит исключительно от результата государственной оценки. Налоговым кодексом установлены максимальные ставки земельного налога, которые составляют 0,3% в отношении земельных участков:

— отведенных к территориям сельскохозяйственного назначения или к землям, относящимся к зонам сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах;

— используемые на объектах инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда или приобретаемые для строительства жилья;

— приобретаются для личного садоводства, подсобного хозяйства, животноводства или огородничества, а также дачных хозяйств.

В отношении прочих земель и участков ставка составляет не более 1,5% от кадастровой стоимости.

Сумма налога, которую должны уплатить налогоплательщики, исчисляется органами местного самоуправления. В порядке, установленном статьей 387 НК РФ, представительные органы определяют ставки налогов, а также порядок и сроки их уплаты. В том числе для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливается размер необлагаемой суммы. Налоговый кодекс также предусматривает, что налог должен устанавливаться с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика.

Необходимость оспаривания

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка иногда требуется, если неправильное определение цены привело к увеличению налоговой нагрузки. В последние годы многие владельцы земли и недвижимости обратили внимание на увеличение суммы налогов, которые необходимо платить.

В связи с этим увеличились обязательства по налогам? Для начала нужно вспомнить, как определяется сумма налога на имущество. Его исчисление осуществляется по итогам налогового периода в виде произведения соответствующей налоговой ставки и базы, которая определяется на указанный период. Плательщик не может напрямую влиять на ставку, но в случае с налоговой базой дело обстоит совсем иначе.

Раньше база для исчисления налога на объекты недвижимости рассчитывалась как среднегодовая стоимость, а теперь в законодательство внесены определенные изменения, которые привели к запрету такого подхода. Теперь для расчета налоговой базы используется кадастровая стоимость имущества, которая утверждается в установленном порядке. Это применяется в отношении таких видов организаций недвижимого имущества, которые признаются объектами налогообложения:

— торговые и административно-деловые, а также помещения внутри них;

— помещения нежилого фонда, предназначенные для размещения служебных помещений, предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания либо фактически используемые для указанных целей;

— объекты недвижимого имущества, принадлежащие иностранным организациям, не осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, а также недвижимое имущество иностранных организаций, не относящееся к деятельности этих структур в Российской Федерации.

В отношении земельных участков установлено, что для налогообложения необходимо определение стоимости земли по кадастру. Поэтому кадастровая стоимость объекта выступает налоговой базой для земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого применяется земельный налог.

В отношении недвижимого имущества физических лиц — помещений и домов, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, недвижимых комплексов, иных строений, зданий и помещений, в том числе коммерческой недвижимости, — налог на имущество физических лиц исчисляется в ином порядке , пока определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, хотя ранее применялось инвентаризационное обследование. Такой же подход будет применяться для расчета налога на жилищные строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения дачного, личного подсобного хозяйства, а также садоводства, огородничества, строительства жилья индивидуального назначения.

Конкурсный процесс

В связи со всеми вышеперечисленными обстоятельствами может возникнуть необходимость оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости. Для начала следует указать, что права лица, нарушаемые в результате несоответствия действительной стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр, могут быть защищены только путем внесения исправлений в государственный кадастр.

Давайте представим некоторые статистические данные. Практика оспаривания кадастровой стоимости показывает, что за девять месяцев 2014 года во все суды Российской Федерации подано более 12 000 исков по спорам о размере кадастровой стоимости недвижимого имущества, внесенного в государственный реестр в отношении двадцати четырех тысяч объекты. В результате рассмотрения данных споров удовлетворено около семи тысяч исков, а это составляет пять процентов от общего количества исковых требований, остальные либо еще находятся на рассмотрении, либо в их удовлетворении отказано. Все эти данные говорят только об одном – оспаривание кадастровой стоимости земли является необходимым действием для ее неправильного определения.

С точки зрения налогоплательщиков важно видеть эффект от таких разбирательств. Положительные судебные решения в пользу истцов привели к уменьшению налоговой базы примерно на 93,5%. Согласно российскому законодательству результаты перерасчета кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде для рассмотрения соответствующих споров:

— физическими лицами, если полученные результаты касаются их прав и обязанностей;

— юридические лица, если полученные результаты касаются их прав и обязанностей;

— органы местного самоуправления и государственной власти в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной или государственной собственности.

То есть комиссия по оспариванию кадастровой стоимости будет рассматривать заявления заинтересованных лиц, собственников или арендаторов недвижимого имущества.

Оспаривание в досудебном порядке

Для оспаривания в суде определения стоимости для физических лиц предварительное обращение в комиссию не требуется. Для юридических лиц однозначного алгоритма действий в данной ситуации пока нет. Судебное оспаривание кадастровой стоимости в этом случае может осуществляться заинтересованным лицом. Юридическим лицам рекомендуется обращаться в суд в очень конкретном случае. Если комиссия по оспариванию кадастровой стоимости отклонила заявление о пересмотре, возможно обращение в вышестоящий орган, в частности, в суд. Получается, что для юридических лиц совершенно необязательно придерживаться существующего досудебного порядка.

Если речь идет об обращении в комиссию, то необходимо подать исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости с соответствующими документами, которые необходимы для доработки. При каждом управлении Росреестра созданы и функционируют комиссии. Следует понимать, что оспаривание кадастровой стоимости недвижимого имущества предполагает подачу заявления в срок не более пяти лет с момента внесения данных в государственный кадастр.

Если основанием для подачи заявления является недостоверность сведений о недвижимом имуществе, используемых в процессе определения стоимости кадастра, то комиссия вправе принять одно из следующих решений:

— об отклонении заявления о пересмотре стоимости в случае, если использованные в процессе сведения об объекте недвижимости были достоверными;

— о пересмотре результатов в случае применения недостоверных сведений, использованных в процессе расчета стоимости кадастра.

Если оспаривание кадастровой стоимости земельного участка связано с установлением в отчете стоимости объекта на рынке, комиссия принимает следующее решение: кадастровая стоимость считается равной рыночной стоимости или иск полностью отклонен. В суде допускается оспаривание решений, принятых комиссией. В этом случае претензии заявителей будут рассматриваться без учета ранее принятых вышеуказанной комиссией решений.

Судебный приказ

Стоит отметить, что на данный момент оспаривание кадастровой стоимости в суде идет не так, как раньше. С 6 августа 2014 года такие дела перестали рассматриваться нижестоящими арбитражными судами, а оказались вотчиной судов общей юрисдикции, а потому перешли на рассмотрение в областные, городские и федеральные суды.

Ранее уже упоминалось, что судебное оспаривание кадастровой стоимости теперь доступно физическим и юридическим лицам, а также государственным органам. Ответчиками по таким спорам выступают территориальные органы Росреестра и ФГБУ по субъектам РФ. Корреспондентами или третьими лицами в таких случаях могут быть органы исполнительной власти субъектов Федерации или органы местного самоуправления, заказавшие работы по расчету стоимости сайта.

Оспаривание кадастровой стоимости здания может производиться на основании:

— внесения в реестр недостоверных сведений об объекте, которые использовались в процессе определения кадастровой стоимости;

— Установление его рыночной стоимости в отношении объекта недвижимости на дату, по которой определялась кадастровая стоимость (в этом случае определение стоимости объекта на рынке должно производиться на эту же дату как используется для определения стоимости кадастра).

Пересмотр результатов оценки

В целях определения основания для пересчета результатов заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если определение стоимости объекта в кадастре связано с проведения государственной оценки или органу, на который возложены функции государственной оценки, если речь идет о вновь зарегистрированных объектах недвижимости. Аналогичная ситуация распространяется на объекты, изменившие свои качественные или количественные характеристики, из-за чего вновь внесены в государственный реестр.

Если оспариваемая кадастровая стоимость здания, земельного участка или иного вида недвижимости начинает оспариваться, то в течение семи дней со дня получения запроса заявитель должен получить соответствующие сведения от заказчика работ и органа отвечает за определение кадастровой стоимости. Кроме того, граждане имеют право обращаться в АИС службы государственного фонда кадастровой оценки.

Требования к респондентам

— Оспаривание кадастровой стоимости участка или строения предполагает, что сведения в государственном кадастре будут признаны недостоверными.

— Обязанностью ответчика после этого будет внесение изменений в государственный кадастр.

— Оценка для оспаривания кадастровой стоимости служит основанием для установления ответчиком новой стоимости, равной рыночной стоимости имущества.

— Орган государственной регистрации обязан внести в государственный кадастр сведения о новой стоимости объекта недвижимости, равной его стоимости на рынке.

База данных используется

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка предполагает соответствие процесса пересмотра общим правилам претензионного производства, включающим правила распределения доказательственной нагрузки между ответчиком и истцом.

Если истец требует пересмотреть кадастровую стоимость и приравнять ее к рыночной цене, то он должен доказать, что на дату оценки его участка существовала другая рыночная стоимость.

Суд может принять решение об установлении кадастровой стоимости на дату, соответствующую рыночной оценке. Основанием для определения рыночной стоимости является Федеральный закон об оценочной деятельности посредством работы оценщика и составления отчета. Этот отчет станет одним из допустимых доказательств по спорам в суде, где будет рассматриваться на соответствие требованиям законодательства и федеральным стандартам оценки.

Если основанием для подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости недвижимого имущества является рыночная стоимость, установленная в отношении объекта, то необходимо заблаговременно заказать независимую экспертную оценку. Осуществляется согласно договору, который заключается между заказчиком и оценщиком. В результате получается отчет о рыночной стоимости, который требуется включить в исковое заявление о пересмотре стоимости кадастра.

Результаты и решение

Суд обязан отразить выводы оценки доказательств решения, в которых будут даны основания для принятия доказательств в качестве средства обоснования судебных выводов. Остальные доказательства могут быть отклонены судом. И основания, по которым тому или иному доказательству было отдано предпочтение, также обязательно должны быть отражены в итоговой документации.

Так, при соблюдении порядка оспаривания кадастровой стоимости и в результате судебного рассмотрения установлено, что стоимость имущества, принадлежащего истцу в кадастре, не соответствует текущей рыночной стоимости, которая была определяется в тот же день, суд удовлетворит исковые требования истца. В результате решения суда будет установлена ​​новая кадастровая стоимость. Теперь вы знаете, как быть с оспариванием кадастровой стоимости.

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Стоимость земельного участка помогает определить кадастровую конкурирующую оценку для
рыночная стоимость и возможная цена продажи имущества на открытом рынке земли
промышленность. Кадастровая стоимость – это та стоимость, которая была учтена при проведении кадастровой
оценка и эта стоимость по любому показателю должна быть рыночной. Кадастровые и рыночные доли
должны быть синонимами. Но с практической точки зрения это не так.

Основы оценки земельной собственности и имущества в большинстве субъектов Российской Федерации
налог определяется от кадастровой стоимости земельного участка или здания. И это изменение
законодательства привело к важным последствиям.

Почему мы должны оспаривать кадастровую стоимость?

Для каждого собственника или арендатора земельного участка сумма земельного налога связана с
Кадастровая стоимость необходима для оспаривания суммы платежа. Например, для среднего
ставка налога 1,5 % при уменьшении кадастровой стоимости с 10 млн руб. до 4 млн руб.
экономит 90 тысяч рублей в год. Как показывает практика, снижение кадастрового
значение 2 или 3 раза является нормальным. В нашей практике бывают случаи, когда снижение стоимости
был в 5 раз.

Как оспорить кадастровую стоимость

Для достижения справедливости требуется оспорить кадастровую стоимость в административном или судебном порядке.
заказ. Как и любая другая деятельность, несмотря на формализм, этот процесс имеет свои особенности и особенности.
требует интереса к этому вопросу.

Именно поэтому лучше воспользоваться помощью специалистов при уменьшении кадастрового
значение в суде, которые имеют опыт работы в таких вопросах.

Правовые основания и документы, которые вам потребуются при пересмотре оценочной стоимости

Есть несколько веских оснований для оспаривания:

  1. недостоверные данные, удостоверяющие кадастровую оценку объекта недвижимости;
  2. Определены рыночные цены относительно даты установления кадастровой оценки.

В случае пересмотра кадастровой стоимости собственники земельных участков должны их взыскать.
документы:

  • запросы на пересмотр результатов оценки земельного участка;
  • документ о кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия документа о праве собственности на объект;
  • документ, подтверждающий недостоверность данных о земельном участке;
  • свидетельство об определении рыночной стоимости;
  • экспертное заключение оценщика саморегулируемой организации

Порядок оспаривания кадастровой стоимости

Обобщенная процедура для собственников/арендаторов юридических лиц выглядит следующим образом
(для физических лиц административный приказ отсутствует):

  • направление запросов, сбор необходимых документов;
  • подготовка отчета и положительного заключения саморегулируемой организации;
  • представление интересов Комиссии в Росреестре;
  • представительство интересов в областном суде;
  • о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимого имущества об оспаривании кадастрового
    ценить.

Нам удалось снизить кадастровую стоимость земельного участка с 35% до 80%.
А это значит, что налоговые или арендные обязательства снизятся на такую ​​же сумму.

Преимущества работы с нами

Сотрудничество со специалистами Юридической фирмы «Центральный округ» дает много
возможности:

  • консультации специалистов и оценка перспектив;
  • полное сопровождение в административном или судебном порядке;
  • гарантия возврата денег в случае, если мы не добьемся результата;
  • эффективное оспаривание кадастровой стоимости земельного участка (75 процедур
    сложно в течение последнего года).

Наша компания предлагает услуги по рассмотрению оснований для оспаривания
кадастровая стоимость земельного участка. Во-первых, мы должны рассмотреть некоторые изменения в Федеральном

Закон «Об оценочной стоимости земельных участков в Российской Федерации» (ФЗ №225).
Согласно этим изменениям (статья 24.12) органы исполнительной власти в РФ обязаны
проводить государственную кадастровую оценку не чаще одного раза в 3 года и не реже одного раза в 5
годы.