Пикалёво. Пикалево ленинградская область
Пикалёво (Ленинградская область)
В XII–XIII вв. на территории современного города Пикалёво был основан Воскресенский Лученский погост, названный так по расположенному неподалеку населенному пункту Лучаны и возведённой в нем церкви Воскресения Христова.
Стоит отметить, что первоначально погосты основывались как опорные пункты новгородцев на освоенных территориях. Начало их созданию по рекам Луге и Мете положила в 947 г. княгиня Ольга. Погосты были местами «гостьбы» – в них «гостил» князь с дружиной во время сбора дани. Здесь останавливались и купцы в периоды торга. Традиционно на погостах располагались места поклонения языческим богам, позднее в них стали строить православные церкви. В дальнейшем погосты превратились в административно-церковные центры прилегающей округи.
В XII столетии Воскресенский Лученский погост входил в Обонежский ряд (Обонежскую сотню), а когда новгородские земли были разделены на пятины, он был включен в Нагорную половину Обонежской пятины.
После присоединения в 1478 г. новгородских земель к Московскому княжеству по указанию Ивана III вновь приобретенные земли были переписаны с целью упорядочения взимания податей. Но описание Воскресенского Лученского погоста в первых писцовых книгах не сохранилось.
Наиболее раннее сохранившееся описание Воскресенского погоста в Лучанах содержится в писцовой книге Обонежской пятины Нагорной половины Андрея Плещеева «лета 7091» (1583). Перепись велась по указу Ивана Грозного. Это было трудное время для края. Закончилась неудачная для Русского царства Ливонская война (1558–1583), после которой земли новгородских пятин оказались в страшном запустении. Воскресенский Лученской погост не стал исключением, его население сократилось более чем вдвое. Согласно переписи 1583 г., в центре погоста стояла деревянная Воскресенская церковь с приделом Николая Чудотворца. В погосте было восемь поместий, владельцы которых являлись мелкопоместными помещиками. Зависимое от помещиков податное крестьянское сословие располагалось в 52 крестьянских дворах в сельцах Лучаны, Выглядок и 27 деревнях Воскресенского погоста.
Пустошь Пикалёва
В конце XVI в. хозяйственное восстановление края шло медленно, а с началом XVII столетия пришли новые испытания – Великая смута в Российском государстве и польско-шведская интервенция. Земли погоста были разорены, о чем свидетельствует дозорная книга Мины Лыкова, составленная в 1620 г. В ней впервые упоминается «пустошь Пикалёва, Степаповская тож», ставшая впоследствии деревней, в 1906 г. давшая название железнодорожной станции и позднее городу Пикалёво.
В 1774 г. Воскресенский Лученской погост в числе других 27 погостов, входивших в состав Нагорной половины Обонежской пятины, был отнесен к вновь образованному Тихвинскому уезду Новгородской губернии. На тот момент в нем числилось 758 душ мужского пола.
Станция и поселок в начале XX века
Знаковым событием для дальнейшего развития края стало открытие железной дороги Санкт-Петербург – Вологда, по которой в 1905 г. началось движение поездов. В это время возник железнодорожный разъезд № 14 – станция Пикалёво, примыкавшая к небольшой одноименной деревушке.
В Списке населенных мест Новгородской губернии (Тихвинский уезд) за 1910 г. указаны деревня Пикалёво Ладыженского сельского общества (с 9 дворами, 12 домами и 41 жителем – 21 мужского пола и 20 женского, смежная со станцией Пикалёво) и станция Пикалёво (Разъезд № 14) СПб-Вологодской железной дороги (с 1 двором, 2 домами и 13 жителями – 9 мужского пола и 4 женского, смежная с деревней Пикалёво). Станция и деревня административно входили в Обринскую волость 5 земского участка 3 стана Тихвинского уезда Новгородской губернии.
После революции
В 1923–1927 гг. существовала Пикалёвская волость, образованная путем слияния Деревской и Обринской волостей, включавшая в себя территорию современного города Пикалёво и Пикалёвского городского поселения и относившаяся к Тихвнскому уезду Череповецкой губернии. С образованием в августе 1927 г. Ленинградской области Пикалевская волость была преобразована в Пикалёвский район с центром в Пикалёве, объединивший земли, ранее входившие в состав Анисимовской и Пикалевской волостей.
В 1929 г. геологом Александром Андреевичем Кальниным на территории Пикалёвского района были открыты промышленные запасы известняков. Ленинградский геологический трест для обследования залежей организовал Пикалёвскую геологоразведочную партию, в составе которой геологом Фёдором Несторовичем Бердником местные известняки были детально исследованы. В 1931 г. начались работы по проектированию Пикалёвского цементного завода.
В ходе административной реформы 1932–1933 гг. в Ленинградской области было упразднено 14 районов, в числе которых оказался и Пикалёвский район, ликвидированный 1 января 1932 г. Земли района были разделены между соседними районами.
Открытие залежей известняка стало важным событием для будущего города, на долгие годы определив направление его развития. Цементный завод стал первым крупным предприятием Пикалёва, приказ о его строительстве был подписан народным комиссаром тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе 22 сентября 1934 г. Строительство завода с проектной мощностью 240 тысяч тонн цемента в год началось в 1935 г. Первыми рабочими предприятия стали жители окрестных сел, многие из которых являлись выпускниками местной школы.
Вместе с цементным заводом строился поселок. К 1940 г. в Пикалёве уже были построены: кирпичное здание средней школы, детский сад, хлебопекарня, двухэтажные и трехэтажные дома.
В годы войны
С началом Великой Отечественной войны строительство в поселке прекратилось. В это время население Пикалёва достигло 3 тыс. человек. Оборудование цементного завода демонтировали и отправили в находившийся в глубоком тылу Красноярск. В ноябре 1941 г. фашистские захватчики захватили Тихвин и оказались в 40 км от станции Пикалёво. Станция стала прифронтовой и конечной, на ней осуществлялось формирование войск для нанесения ударов по противнику и для готовящегося освобождения города Тихвина.
Во время войны в Пикалёве располагались два эвакогоспиталя, две авиационные мастерские, прифронтовой склад боеприпасов, обеспечивавший военно-воздушные силы Балтийского флота. Перед железнодорожниками в те дни стояли особенно ответственные задачи. Фашистская авиация непрерывно бомбила железную дорогу, но работники станций Пикалево, Ефимовская, Большой Двор мужественно несли службу, растаскивая под градом осколков горящие вагоны, спасая раненых, производя ремонт разбитых путей и устраняя повреждения станционных устройств.
Железнодорожная станция Пикалёво внесла огромный вклад в освобождение Тихвина, которое было необходимо для обеспечения снабжения Ленинграда продуктами. Прямо с парада в Москве, прошедшего 7 ноября 1941 г., под Тихвин были переброшены два батальона и 65 стрелковая дивизия под командованием полковника Петра Кирилловича Кошевого. Прибыв на станции Пикалёво и Большой Двор, эти подразделения с ходу приняли участие в боях за Тихвин, закончившихся победой советских войск.
Мирные послевоенные десятилетия
После освобождения страны от фашистских оккупантов цемент был остро необходим стране: надо было восстанавливать разрушенные дома и предприятия, строить новые. Уже в 1944 г. были приняты Постановления ГКО о восстановлении цементного завода в Пикалёве и строительстве шиферного завода.
В 1947 г. поселку Пикалёво был присвоен статус рабочего поселка.
27 декабря 1949 г. на строящемся цементном заводе в эксплуатацию была сдана первая линия по производству цемента. В 1950 г. в работу пущена вторая линия, а еще через год, 18 декабря 1951 г. – третья. Тем самым была достигнута проектная мощность завода – 280 тыс. тонн цемента в год.
Строительство шиферного завода было начато в 1945 г., спустя пять лет, 30 июля 1950 г. сдан в эксплуатацию первый участок шиферного производства, на котором начат выпуск волнистого шифера марки «ВО».
Постановлением Совета Министров СССР № 2811 от 28 июля 1948 г. было утверждено строительство Пикалёвского глиноземного завода с годовой проектной мощностью 100 тысяч тонн глинозема. В качестве сырья для получения глинозема предполагалось использовать нефелиновый концентрат с Кольского полуострова. Строительство глиноземного завода началось в 1949 г. и было завершено в 1959 г. Завод строился силами треста № 30, строившего и город Пикалёво. Первым директором завода стал Фёдор Григорьевич Фальши. В 1959 г. на двух технологических линиях первого блока была получена продукция, с тех пор технология производства глинозема постоянно совершенствовалась, механизировалась и автоматизировалась.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1954 г. рабочий поселок Пикалёво был преобразован в город районного подчинения.
Дальнейшее развитие города связано со строительством и модернизацией крупнейшего предприятия – «Пикалёвский Глинозем». Весной 1956 г. на Пикалёвском известняковом руднике была получена первая продукция – товарный известняк, поставлявшийся на Пикалевский цементный, Волховский алюминиевый и Череповецкий металлургический заводы. 7 октября 1956 г. первую электроэнергию в системе «Ленэнерго» выработала ТЭЦ глиноземного завода. В сентябре 1959 г. был получен первый глинозем.
В 1957 г. в Пикалёве состоялось открытие Дворца Культуры, ставшего центром досуга для горожан. По данным переписи населения за 1959 г. население города составило 16 977 жителей. В июле 1964 г. сдан в эксплуатацию стадион.
Постановлением № 277 СНХ Ленинградского экономического района от 20 ноября 1964 г. с 1 января 1965 г. путем объединения цементного и глиноземного заводов создан Пикалевский глиноземный комбинат. В 1968–1972 гг. глиноземное и содопоташное производства были капитально реконструированы и модернизированы. В 1976 г. на базе Тихвинского глиноземного завода (Бокситогорск) и Пикалёвского глиноземного комбината создано Пикалёвское ПО «Глинозем».
В 1976 г. в городе был построен плавательный бассейн «Дельфин», оснащенный 50-метровыми дорожками. Здесь проводились чемпионаты по скоростному подводному плаванию (семь чемпионатов СССР и семь чемпионатов России).
Дальнейшие развитие города Пикалёво специалисты связывают с выполнением комплексного инвестиционного плана, основанного на диверсификации экономики и модернизации городской инфраструктуры.
www.bankgorodov.ru
Пикалёво - Записки северного медведя
Поездка началась на петербургском автовокзале, где я в девять часов утра сел на автобус до Пикалёво. Как ни странно, большинство пассажиров вышло в Тихвине, ещё некоторые — в деревнях по пути, и в итоге до конечного пункта очень мало кто ехал. Погода была солнечная, с лёгким морозцем (около -12 градусов). До Пикалёво я добрался уже после часа дня. На маленькой автостанции, уже знакомой мне по поездке на автобусе из Устюжны два года назад, подкрепился в буфете и пошёл смотреть город.
2. Что известно нам о Пикалёво? Прежде всего, что это промышленный город, порождённый заводами. А значит, доминируют в пейзаже города трубы, выпускающие клубы дыма, особенно густые и от того красивые в холодную зимнюю погоду. В самом начале прогулки по городу я ощущал в воздухе слабый запах цемента. И это не просто так: в Пикалёво два завода — глинозёмный и цементный, и они связаны одной производственной цепочкой.
Бокситогорский район — это, в основном, лесистые и болотистые места, больше похожие уже на соседнюю Вологодскую область, чем на окрестности Петербурга. Но есть здесь и открытые в XX веке месторождения полезных ископаемых — известняка, глины и бокситов, породившие небольшую промышленную агломерацию, которая состоит из двух городов — Пикалёво и соседнего Бокситогорска. Вообще-то Пикалёво известно ещё с 1620 года под названием "пустошь Пикалёва", на месте которой затем появилась деревня, а в 1906 году и станция с посёлком на железной дороге Петербург - Вологда - Вятка. Наконец, в 1935 году в окрестностях стали добывать глину и известняк, началось строительство сначала цементного завода (пущен в 1941 году), а после войны и глинозёмного (пущен в 1959 году). В 1954 году Пикалёво получило статус города.
3. Улица Строительная. Такой типичный пикалёвский вид. В старой части город застроен в основном типовыми сталинками.
4. Город достаточно тихий и уютный. Хоть это и Ленинградская область, но, повторюсь, от Питера далеко, и ощущается уже вполне как провинция. А ещё — много снега. На календаре было 31 января. Прошло уже больше половины зимы, и здесь, в отличие от Питера и запада области, снег как выпал в ноябре, так и не таял. Климат на востоке области отличается — тут зимой всегда холоднее.
5. Дворы. Вперемешку со старыми двухэтажками первых послевоенных лет, встречаются новые дома, возведённые для расселения ветхого жилья.
6.
7. Расселённые старые дома подчас так и стоят заброшенными, создавая мрачноватую картину. Но, может быть, скоро их снесут.
8. А вон и цементный завод впереди. Густые клубы его дыма пытаются рисовать облака на ясном небе.
9. Здесь же, рядом — Крестовоздвиженская церковь, переделанная в 1998 году из фойе кинотеатра. Случай нередкий для промышленных городов, но внешний вид этой церкви даже с учётом этого очень необычен.
10. Ещё новые дома, заменяющие собой ветхое жильё. Кстати, как ни странно, деревянных барачных домов я в Пикалёво не видел вообще.
11. Ближе к главной улице атмосфера становится более оживлённой. Люди идут в магазины, школьники возвращаются с уроков, попутно играя в снежки.
12. Улица Советская — главная в Пикалёво. Именно это и есть парадная часть города и его исторический центр — типичный соцгород. Эти дома, возможно, построены ещё до присвоения Пикалёво статуса города.
13. Вид в сторону главной площади. Но туда пойдём чуть позже. Прежде я решил сходить в конец Советской улицы — ближе к заводам.
14. А вот эта металлическая надпись на стенде — судя по шрифту, годов так 1960-х. Тоже довольно интересный исторический артефакт.
15. На интересные и порой неожиданные детали иногда натыкаешься случайно. Вот, например, вроде, просто жилой дом на улице Советской.
16. А оказалось вот что! Эти места в войну были прифронтовыми — до Пикалёво немецкие войска осенью 1941 года не дошли, хотя успели на месяц оккупировать Тихвин. Однако, авианалёты и бомбёжки были и здесь.
17. Напротив — симпатичный дом детского творчества (изначально, возможно, школа или дворец пионеров).
18. Конец улицы Советской. В деревянном доме слева находится краеведческий музей (не посещал).
19. По правую руку от улицы — небольшой сквер:
20. А за ним находится промзона. Парадное её здание — управление глинозёмного завода, построенное, как и сам завод, в 1950-е годы. У центральной проходной стояло множество машин.
За городом, в ближних окрестностях, находятся карьеры, где добывают известняк и глину, служащие сырьём для производства. Но там я не был, и не уверен, что карьеры можно просто так посмотреть со стороны.
21. Это тоже глинозёмный завод. К цементному я не ходил, ограничившись взглядом издалека на его трубы.
Два завода частично связаны производственной цепочкой — отходы производства глинозёма поставляются как сырьё на цементный завод. Но в постсоветские годы объёмы производства упали, и в 2009 году Пикалёво прославилось на всю страну из-за произошедшего здесь кризиса промышленности. Тогда оба завода были остановлены из-за убыточности, что привело к увольнению огромного количества работников и настоящему социальному взрыву с массовыми митингами и перекрытием трассы Петербург - Вологда местными жителями. В Пикалёво тогда лично приехал Владимир Путин (на тот момент — премьер-министр), дав указание возобновить работу предприятий на новых условиях и выплатить людям задолженности по зарплате. Эта история сильно повлияла на формирование в России законодательства о моногородах, где обозначается социальная ответственность градообразующих предприятий.
22. Обелиск рядом с заводом. Посвящён, видимо, трудовой славе предприятия.
23. Возвращаемся назад, в жилую часть города.
24. Школьная улица, параллельная Советской. Выглядит она скромнее, и застройка более поздняя.
25.
26. Снег, зимнее солнце, голубое небо, и дым от заводов. Такой вот пикалёвский пейзаж.
27. Справа видно типовое здание городской бани, которое ныне занимает вездесущая "Пятёрочка".
28. И снова главная Советская улица. Сталинские дома образуют небольшой ансамбль.
29. Напротив — пожарная часть:
30. Выглядит достаточно симпатично. Хотя аляповатые вывески немного портят фасады.
31.
32. Выходим на площадь Комсомола — главную площадь города. Выглядит она для такого маленького города (напомню, 20 тысяч жителей) довольно солидно и интересно.
33. Доминанта площади — красивый дом с портиком, построенный в 1957 году. И тут опять "Пятёрочка".
34. Напротив него — типовой дом культуры и заснеженный бюст Ленина.
35. По бокам площади — вот такие дома, тоже необычно большие по тем временам для города такого размера. Возможно, это дома для начальства заводов.
36. Как водится, главная площадь и является в городе самым оживлённым и людным местом.
37.
38. Дальше сталинская архитектура заканчивается, сменяясь серым кирпичом и бетоном.
39. Нашлась и одна новостройка. Судя по этажности, эта уже не социальная.
Устройство города довольно простое. Пикалёво можно условно разделить на старую часть (соцгород) и немного обособленную от него новую (многоэтажные микрорайоны, построенные в позднесоветские годы). По площади новая часть заметно меньше старой, но более многоэтажная, и по населению они, наверное, примерно равны.
40. Вид на микрорайоны. В этом месте становится видно, что в Пикалёво есть и девятиэтажные дома.
41. Пикалёвские микрорайоны застроены, в основном, типовыми домами ленинградских серий. И строились они в 1980-е годы.
Пара слов о транспортной доступности города извне. Я, как уже сказано, приехал в Пикалёво на автобусе из Питера. И добраться сюда этим видом транспорта труда не составляет. Сложнее дело обстоит с железной дорогой. Речь даже не о том, что электричек в этой части Ленинградской области (восточнее Волхова) очень мало, а о том, что железная дорога в Пикалёво проходит через город (пусть и по краю, и в основном за заводами, но достаточно близко к жилым районам), но при этом вокзал находится далеко за городом, аж в семи километрах западнее. В итоге, проезжая Пикалёво на поезде, можно видеть такую картину: поезд останавливается на станции Пикалёво-1 в маленьком посёлке, потом отправляется, оставляя посёлок позади, и только после этого, через несколько минут, за окнами поезда мелькает город (в такой последовательности — если ехать со стороны Питера). То есть, вокзал в Пикалёво вроде и есть, а вроде и нет, и популярности железнодорожному транспорту среди местных жителей это, конечно, не добавляет. А ведь из Пикалёво прямыми поездами можно уехать даже в Сибирь.
42. Новая часть Пикалёво находится на возвышенном месте. Из-за этого, и из-за широких пространств между домами здесь свободно гуляет холодный ветер.
43. И тут своя жизнь идёт...
44. Увидел снегиря на дереве. Но запечатлеть его было непросто — всё время скакал с ветки на ветку.
45. Солнце опускается. Наступает последний вечер января.
46.
47. Отсюда не менее интересный вид на три трубы цементного завода.
48. Улица Металлургов — главная в новой части города. Вдалеке уже виден лес, который почти вплотную окружает город со всех сторон. С юго-востока к Пикалёво примыкают дачные садоводства, которые я видел только издалека.
На этом, в общем-то, и всё о Пикалёво. Сделав круг, я завершил осмотр города и вернулся на автостанцию, откуда мне предстояло ехать в Бокситогорск — второй город этой промышленной "глинозёмной агломерации", он же районный центр (который, при этом, меньше Пикалёво). По дороге до Бокситогорска всего 30 километров, и автобусы ходят часто. Поскольку уже настал вечер, и начинало темнеть, я оставил осмотр города на второй день, переночевав в Бокситогорске в гостинице, а вечер посвятив отдыху и короткой вечерней прогулке. Так что следующий рассказ будет именно про Бокситогорск.
nord-ursus.livejournal.com
Союз малых городов Российской Федерации
Год образования – 1954Расстояние до Санкт-Петербурга – 244 кмТерритория муниципального образования – 3 806 гаНаселение (на 1 января 2010 года) – 21 612 человекСредний возраст населения – 40 летУдельный вес трудоспособного населения – 60 %Хозяйствующих субъектов – 284 ед., из них организаций малого и среднего бизнеса – 112Уровень безработицы – 3,49 %Количество безработных — 415 человек
Экономико-географическое положение
Город Пикалево расположен в Бокситогорском районе на юго-востоке Ленинградской области.
С востока Бокситогорский район граничит с Вологодской, а с юга – с Новгородской областями. На западе и северо-западе его территория примыкает к Тихвинскому району.
Город Пикалево расположен в зоне повышенного потенциала загрязнения атмосферы. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия глиноземного комплекса, деятельность которых также негативно сказывается на качестве поверхностных вод.
Ряд канализационно-очистных сооружений нуждаются в ремонте. В целом, экологическая ситуация характеризуется как неблагоприятная.
В то же время Пикалево – единственный в Бокситогорском и Тихвинском районах населенный пункт, который имеет лицензированный полигон ТБО и в котором решаются вопросы утилизации промышленных отходов.
С 2006 года в соответствии с проводимой реформой местного самоуправления, Пикалево вошло в состав Бокситогорского муниципального района в статусе городского поселения.
Город Пикалево расположен на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Волховстрой – Вологда в 244 км от Санкт-Петербурга и в 45 км от ближайшего железнодорожного узла – Тихвина.
Основу автодорожной сети на территории, прилегающей к городу Пикалево, составляет трасса федеральной магистральной дороги А-114 «Вологда – Новая Ладога». Въезд в город со стороны города Вологда осуществляется по Спрямленному шоссе, выезд, в сторону Новой Ладоги, — по Ленинградскому шоссе.
Территория города 3806 га, на ней проживает (по состоянию на 1 января 2009 года) 21890 человек, что составляет 40 % от численности населения Бокситогорского Панорама центра района.Город со всех сторон окружен лесом. Часть зеленого массива, который расположен на левом берегу реки Рядани, выполняет природоохранные и рекреационные функции.
Производственный комплекс город Пикалево является основой его экономики и значимой составляющей его социально-экономического потенциала. При этом, как и для большинства современных городов России, ключевым фактором выступает промышленный комплекс. Промышленность служит основным источником создания рабочих мест для городского населения и формирования доходной части муниципального бюджета.Экономический потенциал города Пикалево представлен 498 хозяйствующими субъектами (по состоянию на 1 января 2009 года). Основу экономики муниципального образования составляет промышленность, удельный вес которой в общем объеме производства товаров, выполненных работ и услуг составляет 97 %.
Структура промышленности города традиционно представлена четырьмя основными отраслями: цветной металлургией, химической промышленностью, производством строительных материалов, производством и распределением электроэнергии, газа и воды.
smgrf.ru
Пикалёво. Ленинградская » Туризм. Путеводитель. Справочная. На Курорте.RU
Телефонный код г. Пикалёво: 81366*****Справочный телефон Пикалёво:
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
История города Пикалёво:Город Пикалёво возник в 1932 г. как посёлок при цементном заводе. Назван по станции Пикалёво (открыта в 1906 г.), а она - по фамилии основателя соседнего хутора крестьянина Пикалёва.
С 1954 г. город Пикалёво.
Экономика и предприятия Пикалёво:
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯОАО "Пикалевское объединение Глинозем"187600 Ленинградская область, г. Пикалево, Спрямленное ш., 1Телефон:
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Предлагает: литье чугунное, литье стальное, литье цветное, электросталь, сода кальцинированная, цемент, поташ, шиферА ТАКЖЕ:ОАО ПО "Глинозём" (переработка нефелинового концентрата с Кольского полуострова), завод железобетонных изделий.
Музеи и галереи в Пикалёво:Пикалевский краеведческий музей187600 Ленинградская область, г. Пикалево, ул. Советская, 14Телефон: (266)
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Часовой пояс г. Пикалёво:
Отклонение от московского времени в часах - 0Географическая широта: 59°31'Географическая долгота: 34°10'Откройте для себя г. ПИКАЛЕВО! Отдыхайте в Ленинградской области !
Мы будем чрезвычайно вам благодарны, если Вы пришлете ссылку на фото или фото, подходящие к г. ПИКАЛЕВО или же какую-либо новую статью по темам: отдых, описание, досуг и др. - г. ПИКАЛЕВО.
Источник: Регионы России. Статистический сборник.. Госкомстат Россииг. ПИКАЛЕВО. Ленинградская область
www.putevoditel.nakurorte.ru
История города
ИСТОРИЯ ГОРОДА
Муниципальное образование «Город Пикалёво» находится в Бокситогорском районе, на востоке Ленинградской области, и занимает площадь 38, 06 кв. км. Население города составляет около 21,7 тысяч человек (на 1 января 2010 года).
Город Пикалёво располагается на склонах Тихвинской гряды – северо-восточной части Валдайской возвышенности. По этой территории проходит водораздел между бассейнами рек Балтийского и Каспийского морей. В черте города начинается река Рядань.
Археологические памятники свидетельствуют о заселении городской территории и окрестностей словенами ильменскими или новгородскими в XI-XII веках. История первых поселений в долине реки Рядань насчитывает целое тысячелетие (см. кн.: Старовойтов Л.А. Пикалёво: истоки).
В XII-XIII веках на территории города возник Воскресенский Лученской погост и сохранял своё административное значение до второй половины XIX века. Он входил в состав новгородских земель. После преобразования Тихвинского посада в город в 1773 году Воскресенский Лученской погост был причислен к Тихвинскому уезду Новгородской губернии.
Впервые упоминание о Пикалёве встречается в писцовой книге Мины Лыкова 1620 года. «Пустошь Пикалёва» впоследствии была заселена, стала деревней, а её название в начале XX века перешло на близлежащую железнодорожную станцию, а затем – и на построенный близ неё город.
В связи с образованием Ленинградской области был создан Пикалёвский район с центром в селе Пикалёво, который существовал с 1927 года по 1932 год. В его состав входили деревни Лученская Горка, Подлипье, Обрино, Ивановская, Стукачёво, Гузеево и другие.
Появление города Пикалёво в середине XX века было связано со строительством цементного и глинозёмного заводов.
В 1929-1934 годах были проведены геологические изыскания месторождения пикалёвских известняков и глины. С 1935 года началось строительство цементного завода, рядом возник рабочий посёлок. Перед войной были возведены основные цеха завода, проложена железнодорожная ветка ст. Пикалёво – цемзавод, началась установка технологического оборудования. В посёлке строителей цементного завода были построены два каменных жилых дома (ул. Советская, д.1 и д.28), каменная школа на 400 учащихся (ул. Школьная, д.38), детские ясли, хлебопекарня и другие сооружения.
В первые месяцы Великой Отечественной войны оборудование цементного завода демонтировали и эвакуировали в Красноярск. В годы войны в Пикалёве работали два эвакогоспиталя и другие военно-медицинские учреждения, располагались две стационарные авиационные мастерские, базировался 585-й склад авиационных боеприпасов народного комиссариата Военно-морского флота (см. кн.: Старовойтов Л.А. Пикалёво в годы Великой Отечественной войны).
После войны началось восстановление и новое промышленное и жилищное строительство. Были введены в строй цементный завод (1949), известняковый рудник (1956), глинозёмный завод (1959).
В 1947 году посёлок цементного завода получил официальное наименование – рабочий посёлок Пикалёво. В 1949 году была утверждена схема генерального плана посёлка, началось активное строительство будущего города.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР №731/18 от 9 декабря 1954 года рабочий посёлок Пикалёво был преобразован в город районного подчинения.
pikalevo.47lib.ru
Пикалёво — Mycicerone — путешествия и туризм по городам и странам
Материал из Mycicerone — путешествия и туризм по городам и странам
[править] Немного о Пикалёве
Пикалёво - город в центре Бокситогорского района на юго-востоке Ленинградской области России, расположенный на реке Рядань в 45 км по шоссе к востоку от Бокситогорска и в 240 км к востоку от Санкт-Петербурга.
Первое упоминание в летописях населённого пункта на этом месте относится к 1620 году. В 1906 году на железной дороге Санкт-Петербург - Вологда была открыта станция "Пикалёво", названная по фамилии крестьянина, основавшего в окрестностях в середине 19 века хутор.
В 1916 году в этих местах была начата добыча известняка. В 1929 году здесь были открыты его крупные залежи и в начале 1930-х годов началось строительство цементного завода, завершившееся лишь в 1944-49 годах. В 1949-59 годах был построен Пикалёвский глинозёмный завод, в 1954-56 годах - теплоэлектростанция.
Заводской посёлок Пикалёво в 1947 году получил статус посёлка городского типа, а 1954 году - города.
О правописании. Название города склоняется, но только в том случае, когда перед ним не стоит связанное существительное "город".
Например: "Я был в Пикалёве", но "Я был в городе Пикалёво".
[править] Районы Пикалёва
[править] Как доехать до Пикалёва
[править] на самолёте
[править] на поезде
Поезда дальнего следования останавливаются на станции "Пикалёво-1".
[править] на автобусе
[править] на автомобиле
[править] на корабле
[править] Городской транспорт Пикалёва
[править] Гостиницы в Пикалёве
Адрес: Ленинградская область, Бокситогорский район, Пикалёво, Спортивная улица, 12 Телефон: +7(81366)4-72-05, +7(81366)4-14-22 Описание:- Профилакторий
[править] Достопримечательности Пикалёва
- Памятник погибшим в Великую Отечественную войну 1941-45 годов.
- Монумент "воинам-интернационалистам", погибшим во время советской оккупации Афганистана в 1979-89 годах.
- Церковь Воздвижения Креста Господня, расположенная в здании бывшего типового кинотеатра на улице Строителей, 2. В России известны, пожалуй, только два аналога - церковь Николая Чудотворца в Холмске на Сахалине и церковь иконы Божьей матери "Нечаянная радость" в Новомосковске (Тульская область). Церковные здания в российской истории часто переделывались в кинотеатры, планетарии, склады и заводы, но случаи переделки типовых кинотеатров в церкви нетипичны.
- Церковь Воскресения Словущего, построенная в 2006 году при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга.
[править] Музеи в Пикалёве
- Пикалёвский краеведческий музей
[править] Развлечения в Пикалёве
Адрес: Ленинградская область, Бокситогорский район, Пикалёво, площадь Комсомола, 1 Телефон: +7(81366)4-31-11, +7(81366)4-31-12 Описание:- Плавательный бассейн "Дельфин"
[править] Еда в Пикалёве
- Ресторан "Горка"
- Бар-ресторан "Русь"
- Бар "У Михалыча"
- Кафе-бар "Елисей"
- Кафе "Встреча" и бар "Зеркальный"
[править] Информация в интернете о Пикалёве
Неофициальные интернет-площадки:
- pikalevo.net
- MonoGorodok.ru
- Доска позора (форум)
www.mycicerone.ru
Пикалево, Ленинградская область • ru.knowledgr.com
Пикалево является городом в районе Бокситогорски Ленинградской области, Россия, расположенная к юго-востоку от Санкт-Петербурга и к востоку от Бокситогорска. Население:
История
Voskresensky Luchensky Pogost, который расположен в пределах текущих границ города, был по-видимому основан в 12-м или 13-й век. В то время, это принадлежало Новгородской республике. Пикалево было сначала упомянуто по имени в 1620. В конечном счете это стало деревней, и с 1906 имя было назначено на недавно построенную железнодорожную станцию на железнодорожном соединении Санкт-Петербург и Вологда. С 18-го века Пикалево было частью Tikhvinsky Uyezd Новгородского Governorate. В 1918 uyezd был передан Череповцу Governorate и между 1923 и 1927, Пикалево было административным центром Pikalyovskaya Volost. 1 августа 1927 governorate был отменен, и район Пикалевски с административным центром в selo Пикалево был установлен как часть Ленинграда Округ Ленинградской области. В 1932 район Пикалевски был отменен. Текущая область города была разделена между Tikhvinsky и Yefimovsky Districts.
В 1935 строительство цементной фабрики началось. Урегулирование, служащее фабрике, назвали Пикалево в честь железнодорожной станции. Цементный завод был эвакуирован во время Второй мировой войны и после войны, несколько промышленных предприятий были построены, включая алюминиевый окисный завод. В 1947 Пикалево предоставили статус урегулирования городского типа. 25 июля 1952 это было передано недавно установленному району Бокситогорски, и 9 декабря 1954, этому предоставили городской статус. В 1992 это стало городом значения области. В 2010 административный округ Ленинградской области был согласован с муниципальным подразделением, и Пикалево было сделано городом окружного значения.
Пикалево было сильно поражено экономическими кризисами 1990-х и первого десятилетия 2000-х. В одном позорном эпизоде, в 2009, приблизительно триста жителей заблокировали шоссе между Санкт-Петербургом и Вологдой, чтобы возразить промедлению заработной платы. Владимир Путин, тогда-премьер-министр России, летел в Пикалево и, не проходя юридических процедур, приказал, чтобы Олег Дерипаска, владелец завода, немедленно выплатил долги.
Административный и муниципальный статус
В рамках административных округов это включено в районе Бокситогорски как Пикэлиовской Сеттлемент Муникипэл Формэйшн. Как муниципальное подразделение, Пикэлиовской Сеттлемент Муникипэл Формэйшн включен в Районе Бокситогорского Муникипэла как Пикэлиовской Урбан Сеттлемент.
Экономика
Промышленность
Промышленность города была составлена из алюминия РУСАЛа окисный завод, бикарбонат натрия производством и бикарбонат калия, цементная фабрика и предприятие по переработке древесины.
Транспортировка
A-114 автострада Issad-Вологды проходит к югу от Пикалево. Автострады H-9 (Pikalyovo–Zarechye) и H-7 (Pikalyovo–Kolbeki) проходят непосредственно через город.
Пикалево расположено на железной дороге, соединяющей Санкт-Петербург и Вологду. В городе есть три железнодорожных станции: Pikalyovo-1, Pikalyovo2-, и Obrinsky.
И внутри - и междугородние автобусные сообщения доступны в Пикалево.
Культура и отдых
Пикалево принимает два музея. Пикалево Местный Музей показывает главным образом этнографические коллекции. Есть также музей алюминиевого окисного завода, который концентрируется на истории города.
Спортивные состязания
Бассейн Delfin города был местоположением семи советских и трех российских чемпионатов, где пятьдесят семь мировых и европейских рекордов были установлены.
Команда футбола города, Металлург ФК Pikalyovo, играет на чемпионатах Ленинградской области.
Также доступный спортивный комплекс, освещенная лыжная линия, спортивная школа для детей, областей хоккея на льду, стадиона «Металлурга» и тяжелого зала легкой атлетики.
Города-побратимы и города-побратимы
СПикалево являют точной копией:
Примечания
Источники
ru.knowledgr.com