Речной вокзал (станция метро, Москва). Район речной вокзал
Где в Москве находится речной вокзал?
Северный речной вокзал находится у метро Речной вокзал, а Южный речной вокзал - недалеко от метро Коломенская.
Посмотрите карту.
Метро, Речной вокзал и есть !
<a rel="nofollow" href="http://www.yellowpages.ru/rus/nd2/qu10/bo2020789" target="_blank">http://www.yellowpages.ru/rus/nd2/qu10/bo2020789</a> <a rel="nofollow" href="http://www.yellowpages.ru/rus/nd2/qu10/bo2020789" target="_blank">http://www.yellowpages.ru/rus/nd2/qu10/bo2020789</a>
На Ленинградском шоссе.
Северный речной вокзал - Ленинградское шоссе, 51. (м. Речной вокзал) , район "Левобережный". Южный речной вокзал - проспект Андропова, 11, корпус 2, строение 1. (м. Коломенская) , район "Нагатинский затон".
Северный порт - м.Речной вокзал, южный - м.Коломенская
touch.otvet.mail.ru
Речной вокзал (станция метро, Москва)
«Речной вокзал» | |
Московский метрополитен | |
31 декабря 1964 года | |
Северный речной вокзал | |
Северный порт (1992 год) | |
Левобережный | |
Северный | |
Колонная трёхпролётная мелкого заложения | |
6 | |
1 | |
островная | |
прямая | |
Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова[1] | |
Е. Кобзева, О. А. Сергеев[1] | |
СМУ-5 Мосметростроя (руководитель Н. Федоров) | |
Фестивальная улица | |
А: 90, 138, 173, 188, 199, 200, 233, 270, 284, 400, 400э, 443, 442, 673, 739, 745, 801, 851, 857, 958; Тб: 58; Мт: 986, 949 | |
нечётные числа — 5:35чётные числа — 5:45 | |
1:00 | |
041, РВ | |
Водный стадион и Беломорская улица | |
Речной вокзал на Викискладе |
«Речно́й вокза́л» — конечная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена перпендикулярно Фестивальной улице после станции «Водный стадион». Находится на территории Левобережного района Северного административного округа города Москвы. Станция колонная трёхпролётная мелкого заложения, построена по типовому проекту. Названа по находящемуся вблизи Северному речному вокзалу[2].
«Речной вокзал» — одна из самых перегруженных станций Московского метрополитена[3]. Для её разгрузки к 2017 году строят с августа 2013 года станции «Беломорская» и «Ховрино», после чего «Речной вокзал» перестанет быть конечной станцией Замоскворецкой линии[4][5].
История[ | ]
Южный вестибюль станцииСтанция метро у Северного речного вокзала планировалась ещё в 1938 году, когда в составе второй очереди метрополитена был открыт первый участок Горьковско-Замоскворецкой линии. Предполагалось продление Горьковско-Замоскворецкого радиуса ещё на 3 станции от станции «Сокол». Второй из них была станция «Северный речной вокзал», которая должна была расположиться под Ленинградским шоссе. Тогда не предусматривалось отклонение линии от Ленинградского шоссе, то есть планируемый участок шёл вдоль шоссе до проектируемой станции «Химки»[6]. В 1947 году были подтверждены планы 1938 года относительно продления Горьковского радиуса[6].
Затем станция появляется в планах 1957 года[7]. В 1959 году Совет Министров СССР утвердил план строительства линий Московского метрополитена на семилетку (1959—1965)[7]. В ходе реализации и этот план многократно корректировался. Так, к 1960 году было решено, что будет четыре станции («Ленинградская», «Завод Войкова», «Водный стадион» и «Речной вокзал»), причём участок от «Завода Войкова» до «Речного вокзала» будет наземным, но позднее вернулись к плану 1959 года[7].
Строительство метро осуществлялось открытым способом. Станция была открыта 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» — «Речной вокзал». Название получила по находящемуся вблизи Северному речному вокзалу[2]. До 1975 года — самая северная станция Московского метрополитена.
В конце 1960-х годов северный участок Горьковско-Замоскворецкой линии был самым загруженным, поэтому для увеличения размеров движения с ноября 1968 года в утренний час пик организован пропуск поездов без пассажиров через два на третий от станции «Речной вокзал» до станции «Войковская»[8].
В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Северный порт», однако он не был осуществлён[1].
Архитектура и оформление[ | ]
Посадочная платформаСтанция сооружена по типовому проекту[9]. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 6 метров). На станции два ряда по 40 квадратных колонн. Шаг колонн — 4 метра. Расстояние между осями рядов колонн — 5,9 метра. Авторы проекта — Н. И. Демчинский и Ю. А. Колесникова.
Станция «Речной вокзал» была построена при Н. С. Хрущёве после выхода постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поэтому она имеет скромное оформление[10]. Путевые стены отделаны белой и светло-зелёной (внизу) керамической плиткой, колонны облицованы красным мрамором (мраморовидным известняком) грузинского месторождения [11]. Пол выложен серым янцевским гранитом[12].
Красный мрамор, которым облицованы колонны, имеет небольшие ярко-белые пятна и прожилки окрашенного кальцита[11][12]. Подобный сорт мрамора был использован в Московском метрополитене в таком количестве только на этой станции[13]. Похожий камень встречается на станциях «Каширская» и «Каховская», но там его очень мало. Он на вид похож на красный мрамор на станциях «Арбатская» Филёвской линии, «Добрынинская», «Электрозаводская» и многих других, но по структуре и составу окаменелостей он от него отличается[13]. Станция уникальна в палеонтологическом отношении. Окаменелостей здесь мало, и они в основном встречаются в отделочном камне колонн в северной части станции[13]. Среди окаменелостей можно наблюдать раковины аммонитов и наутилусов[13].
В целом три станции открытого в 1964 году участка были построены по типовому проекту и отличаются лишь облицовкой колонн и путевых стен[14]. На платформе имеются две скамейки. Они расположены в центре зала. Там же стоит колонна экстренного вызова.
Вестибюли выполнены по типовому проекту в виде остеклённых павильонов из стандартных железобетонных конструкций и стекла[1]. В 2009 году к вестибюлям были пристроены наружные билетные кассы. С платформы в любой из вестибюлей можно попасть по эскалатору или по лестнице. В обоих концах платформы работают эскалаторы на подъём и на спуск. Эскалаторы типа ЭТ-5М были установлены в северном конце платформы в 1991 году, а в южном — в 1994 году[15]. Эскалаторные подъёмы облицованы белым мрамором «коелга»[12].
Путевое развитие[ | ]
Путевое развитие — 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава, 2 пути для отстоя подвижного состава, перекрестный съезд. В оборотных тупиках расположен пункт технического осмотра. На станции 6 стрелочных переводов, пост централизации[16].
К станции прилегает перегон: в чётном направлении — «Речной вокзал» — «Водный стадион»; в нечётном — нет. На перегоне «Речной вокзал» — «Водный стадион» по I главному пути установлена аппаратура контроля схода подвижного состава и контроля перегрева букс . Планируется продление линии в нечётном направлении до станции «Ховрино» с промежуточной станцией «Беломорская»[4].
Станция в цифрах[ | ]
- Код станции — 041[1].
- Ордината оси станции ПК146+00[16].
- В марте 2002 года составлял: по входу — 111,9 тысячи человек, по выходу — 148,3 тысячи человек[17].
- Время открытия станции для входа пассажиров по нечётным числам — 5 часов 35 минут, по чётным — 5 часов 45 минут, время закрытия станции — 1 час ночи[18].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[19]:
Расположение[ | ]
Станция «Речной вокзал» Замоскворецкой линии расположена после станции «Водный стадион». Из двух наземных вестибюлей можно выйти на северную и на южную стороны Фестивальной улицы. Павильоны построены из стандартных железобетонных конструкций по типовому проекту. Расстояние от южного вестибюля до центра Москвы — 14 км[20].
У станции метро фактически находится крупный транспортно-пересадочный узел — конечная остановка для большинства местных маршрутов наземного транспорта, строительство которого в 2010 году закончилось возведением ТРЦ «Речной вокзал», что никак не улучшило транспортную ситуацию в районе[21]. От строительства полноценного ТПУ власти Москвы отказались[22].
Наземный общественный транспорт[ | ]
Станция «Речной вокзал» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[23]. Автобусные остановки находятся на Фестивальной улице. Все они носят название Метро «Речной Вокзал». Также от станции ходят маршрутные автобусы до аэропорта «Шереметьево». Троллейбусная остановка Северный речной вокзал находится в 350 м[24] к юго-западу от южного вестибюля станции. На ней останавливаются троллейбусы 6, 43, 43к.
Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на февраль 2015 года)[25][26]
авт. № 90 | «Войковская» | Ст. метро «Войковская» | Ст метро «Речной вокзал» |
авт. № 138 и 739 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | 19-й квартал Химок-Ховрина |
авт. № 173 | «Планерная» | Братцево | Ст. метро «Речной вокзал» |
авт. № 188 и 745 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция «Ховрино» |
авт. № 199 | «Сходненская» | Ст. метро «Речной вокзал» | 13-й микрорайон Тушина |
авт. № 200 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Лобненская улица |
авт. № 233 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Петрозаводская улица |
авт. № 270 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция «Ховрино» |
авт. № 284 | «Алтуфьево» | Ст. метро «Речной вокзал» | Улица Конёнкова |
авт. № 400 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция Крюково |
авт. № 673 | — | Бусиново | Ст. метро «Речной вокзал» |
авт. № 801 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | 50-я городская больница |
авт. № 851 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Аэропорт «Шереметьево-1» |
авт. № 857 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция «Бескудниково» |
авт. № 905 | «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт», «Сокол», «Войковская» | 75-й км МКАД | Белорусский вокзал |
авт. № 958 | — | Городок «ЮРМА» | Ст. метро «Речной вокзал» |
авт. № Н1 (работает ночью) | «Юго-западная», «Ленинский проспект», «Октябрьская», «Кропоткинская», «Китай-город», «Лубянка», «Театральная», «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт», «Сокол», «Войковская», «Водный стадион» | Озёрная улица | Аэропорт Шереметьево |
трол. № 6 | «ст. метро Сокол», ст. метро «Войковская», «ст. метро Водный стадион» | Кинотеатр «Нева» | Песчаная площадь |
трол. № 43 | «Полежаевская», «Сокол»,«Войковская», «Водный стадион» | Карамышевская набережная | Прибрежный проезд |
трол. № 43к | «Речной вокзал», «Водный стадион» | Прибрежный проезд | Ст. метро «Войковская» |
трол. № 58 | — | Петрозаводская улица | Ст. метро «Речной вокзал» |
Достопримечательности[ | ]
Станция «Речной вокзал» в культуре[ | ]
Галерея[ | ]
-
Северный вестибюль станции. 13 февраля 2010 года
-
Название станции на путевой стене. 19 ноября 2010 года
-
Доска с памятной надписью о времени строительства станции, ее архитекторах и начальниках строительства. 10 октября 2015 года
Примечания[ | ]
- ↑ 1 2 3 4 5 Речной вокзал. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ 1 2 Речной Вокзал, станция метро // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Агеева Р. А. и др. — М.: ОГИ, 2007.
- ↑ Пассажиропоток метрополитена Москвы в январе вырос на 6.1% до 176.342 млн.. AK&M (2 февраля 2012). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ 1 2 Светлое будущее метро Москвы. ИА «Транспорт сегодня» (16 июня 2011). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ В Москве откроются станции «Беломорская» и «Дыбенко». РБК. Проверено 13 марта 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ 1 2 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 Лисов И. Московский метрополитен хрущевской эпохи. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Конкурс «История Московского метрополитена». Итоги пятого тура. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Замоскворецкая линия. Станция «Речной вокзал». news.metro.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Москва 850 лет. Северный административный округ / Под общ. ред. В. А. Виноградова. — М.: АО «Московские учебники и картолитография», 1997. — С. 123. — 20 000 экз. — ISBN 5-7853-0019-2.
- ↑ 1 2 М. С. Наумов, И. А. Кусый. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 156.
- ↑ 1 2 3 Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — С. 93. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- ↑ 1 2 3 4 Речной вокзал. Палеонтология Московского метро. Проверено 2 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ Рогачёв А. В. Планировка и застройка округа // Северный округ Москвы. Век XX. — М.: Энциклопедия Российских деревень, 1997. — С. 25. — 735 с. — (Энциклопедия московских селений). — ISBN 5-88367-019-02.
- ↑ Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 6 февраля 2012. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Проверено 12 декабря 2011. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 5 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
- ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 12 октября 2012 года. Архивировано 17 октября 2012 года.
- ↑ Измерение расстояния от станции метро «Речной вокзал» до «Нулевого километра».. Яндекс.Карты. Проверено 7 февраля 2012.
- ↑ Хотели как лучше, а получился супермаркет (рус.), Известия. Проверено 13 февраля 2017.
- ↑ Москва отказалась от возведения ТПУ у «Тушинской» и «Речного вокзала» (рус.), РИА Недвижимость (6 декабря 2012). Проверено 13 февраля 2017.
- ↑ Станция метро «Речной вокзал». Яндекс.Карты. Проверено 20 февраля 2012.
- ↑ Измерение расстояния от станции метро «Речной вокзал» до троллейбусной остановки «Метро «Речной Вокзал». Яндекс.Карты. Проверено 20 февраля 2012.
- ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 11 февраля 2011 года. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ Список маршрутов. Московский автобус. Проверено 7 ноября 2010 года. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ Парк Дружбы. МосГид. Проверено 10 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ Измерение расстояния от станции метро «Речной вокзал» до кинотеатра «Нева».. Яндекс.Карты. Проверено 11 февраля 2012.
- ↑ 1 2 История. Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино. Проверено 10 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ Измерение расстояния от станции метро «Речной вокзал» до Храма Иконы Божией Матери «Знамение».. Яндекс.Карты. Проверено 11 февраля 2012.
- ↑ Антонов С. Метро 2033. Тёмные туннели. — М.: Астрель, АСТ, 2010. — (Вселенная Метро 2033). — ISBN 978-5-17-065009-5.
См. также[ | ]
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid
Речной вокзал - это... Что такое Речной вокзал?
Речной вокзал — сооружение или комплекс сооружений, предназначенное для обслуживания пассажиров речного транспорта, а также обработки их багажа.[1] Основные части речного вокзала — вокзальное здание и причалы (перроны). Так как уровень воды подвержен сезонным колебаниям, на перронах используют плавучие причалы — дебаркадеры, посадочные площадки на разных уровнях и специальные трапы.
В роли плавучего речного вокзала может выступать дебаркадер.
По своим функциям, и, следовательно, внутреннему устройству, здание речного вокзала примерно соответствует зданиям железнодорожного и автобусного вокзалов. Здесь также имеются билетные кассы, зал ожидания, предприятия общественного питания и мелкорозничной торговли и т. п.
К комплексу речного вокзала также часто относится привокзальная площадь.
В СССР речные вокзалы делились по вместимости на малые (25-100 чел.), средние (100—500 чел.) и большие (500—900 чел.).
Существуют речные вокзалы, совмещённые с вокзалами для других видов транспорта.
Речной вокзал в Ярославле (1985)Выбор места расположения речного вокзала определяется многими факторами, в том числе условиями навигации, гидрогеологическими условиями, а также удобством транспортных связей с основными транспортными артериями города.
В СССР первые стационарные речные вокзалы начали строиться в первой половине тридцатых годов XX века. К первому поколению речных вокзалов относится, в частности, Северный речной вокзал Москвы. Здание речного вокзала в Красноярске[2][3] (построено в 1948-52 годах, архитектор Александр Голубев) на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году было удостоено Почётной грамоты и серебряной медали. Крупнейший речной вокзал в России (как и в Европе) находится в Волгограде[4]. Длина здания практически равняется длине Красной площади в Москве и составляет 296 м, ширина — 36 м, а высота по верхней точке — 47 м. Здание построено на намытой территории. К вокзалу одновременно могут причаливать 6 теплоходов. Зал ожидания рассчитан на 700 человек. В комплекс речного вокзала входит также концертный зал на 1000 мест. Решение о строительстве объекта было принято в 1964 году, проект был разработан главным архитектором Ленинградского института «Ленгипроречтранс» Тимофеем Садовским. Строительство началось в 1967 году, первая очередь была сдана в эксплуатацию в 1980 году. Вторая очередь, включающая в себя Центральный концертный зал, была открыта в 1989 году.
Примечания
dic.academic.ru
Речной вокзал (станция метро, Новосибирск) — Википедия РУ
«Речной вокзал» 1 Ленинская линия | |
Новосибирский метрополитен | |
55°00′33″ с. ш. 82°56′24″ в. д.HGЯO | |
7 января 1986 года | |
Октябрьский | |
Наземно-подземная крытая трёхпролётная | |
2[1] | |
боковые | |
прямые | |
102 | |
4,5 м[1] | |
Соколов В. П., Питерский В. В. | |
Мельник А. П. | |
ТО № 27 «Новосибирскметрострой» | |
Большевистская улица, улица Восход, Зыряновская улица | |
Новосибирск | |
Речной вокзал;А: 8, 9, 13, 21, 28, 32, 36, 54, 68, 125, 170, 189; Тб: 13, 29; Тм: 13; Мт: 1, 4, 6, 11, 20, 21, 23, 30, 32, 35, 68, 91, 301, 304, 307, 307б, 307м, 321, 322, 332. | |
05:45 | |
00:00 | |
Октябрьская и Студенческая | |
Речной вокзал на Викискладе |
«Речно́й вокза́л» — станция Новосибирского метрополитена. Находится на Ленинской линии между станциями «Октябрьская» и «Студенческая».
Территориально станция располагается в Октябрьском районе Новосибирска, между улицами Большевистская и Зыряновская в районе улицы Восход. Станция формирует собой один из крупнейших транспортно-пересадочных узлов города.
Введена в эксплуатацию 28 декабря 1985 года (открыта для пассажиров 7 января 1986 года) в составе 1-го пускового участка первой очереди из пяти станций.
История
Название
Станция метро названа по находящейся неподалеку пристани речного транспорта «Речной вокзал».
Проект
«Речной вокзал» — станция с центральным расположением путей[2], одна из двух в России крытых наземно-подземных станций (вторая — «Мякинино» в Москве), и единственная станция Новосибирского метрополитена с боковыми платформами. Трёхпролётное перекрытие опирается на два ряда колонн. Построена по специальному проекту, выполненному институтом «Новосибметропроект». Главный инженер проекта станции — Кожевников В. Н.
Строительство
К земляным работам метростроители приступили только 12 апреля 1983 года[2], спустя 4 года после начала строительства новосибирского метрополитена. Этому предшествовал перенос инженерных сетей из места расположения станции (водопровод, канализация, теплоснабжение, линии электроснабжения и связи)[3].
29 августа 1983 года организовывается участок по сооружению станции. Работы по проходке в феврале не велись — не было шпунтового ограждения. К 13 марта 1984 года правый перегонный тоннель от станции «Октябрьская» был пройдён. Метростроители также приступили и на 70 % выполнили монтаж сборных железобетонных конструкций на платформе и начали сооружение первого вестибюля. Через несколько месяцев, 9 июля, была начата проходка второго тоннеля в направлении станции «Октябрьская». В сентябре 1984 года строителям пришлось укреплять стены и фундаменты жилых домов, расположенных по улицам Кирова и Восход из-за просадок сооружений[3], о чём свидетельствовало попадание мокрой породы в левый тоннель.
В 1985 году сооружение тоннелей на примыкании к станции (под железной дорогой) было завершено[2].
Архитектура и оформление
Стены и колонны отделаны серо-голубым мрамором. Пол отделан гранитом. Станционный потолок отделан алюминиевым профилем. На стенах имеются десять круглых цветных витражных вставок, со стилизованными изображениями десяти сибирских городов[4]: Новосибирска, Омска, Барнаула, Томска, Тобольска, Бийска, Новокузнецка, Сургута, Тюмени и Мангазеи.
По задумке автора: «станция — большой плывущий по Оби корабль и через иллюминаторы видны преобразованные трудом советских людей берега, древние сибирские города, новостройки… Десять окон-иллюминаторов»[2].
Светильники скрыты в круглых нишах потолка над платформой. В дневное время станция также освещается естественным светом через портал метромоста.
Вестибюли
Станция имеет два вестибюля, соединённых с платформой восемью эскалаторами для подъёма пассажиров (длина лент 17 метров и 15 метров) и 4 лестницами для спуска.
Наземная часть станции и начало моста
Входы в западный вестибюль
Восточный вестибюль, расположенный выше платформы, имеет выход на верхний уровень — к кассовому вестибюлю железнодорожной платформы «Речной вокзал»[5].
Внутри западного вестибюля
Выход к платформе первого пути
Выход ко 2й платформе
Западный вестибюль, расположенный ниже платформы, имеет выход на нижний уровень, к улице Большевистской и автобусным остановкам.
Станция в цифрах
- Длина станции, как и на всех станциях Новосибирского метрополитена, стандартная — 102 м, что позволяет поместить на путь до пяти вагонов (в настоящее время используются 4-х вагонные составы). Длина посадочной платформы — 100 м[6].
- Пикет 106+89.
- Длина пути до «Студенческой» — 2967 метров (самый длинный перегон в Новосибирском метрополитене, из которого 2145 метров — метромост), до «Октябрьской» — 1306 метров[7].
- В 2010 году суточный пассажиропоток станции составлял 24,2 тыс. человек.
- Входы обоих вестибюлей работают с 05 часов 45 минут до 00 часов 00 минут. Подземный переход через улицу Большевистская открыт с 5 часов 00 минут до 1 часа 00 минут[5].
- Таблица времени отправления первого и последнего поездов[5]:
Путевое развитие
Путевое развитие отсутствует.
Расположение
Станция метро «Речной вокзал» Ленинской линии располагается в Октябрьском районе Новосибирска, на склоне пойменной части Оби. При этом западная часть станции является полностью наземной с вестибюлем на первом уровне и платформами на втором, а восточная — подземной. Станция непосредственно примыкает к крытому метромосту через Обь: первый пролёт мостового перехода опирается на конструкции станции.
В непосредственной близости от станции находятся: театр «Старый дом», гостиница «Обь» (River park), Михайловская набережная и Речной вокзал Новосибирска.
Остановки
Вблизи выходов со станции расположены остановки наземного общественного транспорта:
- А, Тб, Мт: «Метро Речной вокзал»
- А, Тб, Мт: «Восход»
- Тм: «Зыряновская»
Также станция является пересадочной на остановочную платформу «Речной вокзал» пригородных электропоездов[4] кузбасского, южного направлений и следующих через грузовой обход Инская - Сокур.
Речной вокзал — единственная в Новосибирском метрополитене станция, с которой можно совершить пересадку на все виды наземного общественного транспорта. Остановка «Метро Речной вокзал» является конечной для маршрутных такси, следующих в направлении Первомайского и Советского районов, а также пригородов на юге и юго-востоке Новосибирска.
Примечания
Ссылки
http-wikipediya.ru
Южный речной вокзал — Википедия РУ
Деревянное здание (1932—1972)
Деревянное здание Московского южного речного вокзала, 1932—1940Первое здание Московского речного вокзала было построено в 1932 году по проекту Романа Хигера и находилось по адресу Варшавское шоссе, д. 3, у Даниловского моста[4]. Южная (Кожуховская) гавань тогда была конечной точкой Московско-Окского водного пути. Отсюда отправлялись пароходы, идущие на Оку, Волгу и Каму[2]. Здание состояло из двух павильонов — пригородного и основного — соединённых одноэтажным переходом, и было построено из дерева. Только центральные части павильонов были сложены из кирпича. Лёгкий первый этаж контрастировал с восьмигранной вершиной двухэтажного центрального павильона. Вертикальная ось восьмигранника продолжалась куполом и завершалась шпилем, увенчанным шаром — в нём предполагалось установить сильный источник света[5].
В проекте вокзала большое внимание уделялось гармонии цвета и плавному переходу одного пространства в другое. Колоннада главного вестибюля пересекалась перспективой на парадную лестницу, которая вела в зал ожидания, расположенный в восьмиграннике второго этажа. Там же располагался ресторан, купол которого был окрашен в тёмно-ультрамариновый цвет и покрыт рельефными звёздами, передавая настроение южного неба[6]. Первый этаж основного павильона делился на целевые зоны: слева находились комнаты матери и ребёнка, справа — служебные помещения, на втором этаже — гостиница для пассажиров. В отделке использовались разные оттенки жёлтого и кофейного цветов, но при переходе в зал ожидания кессоны потолка окрашены в ультрамариновый цвет, чтобы подготовить зрителя к восприятию интенсивно синего купола[5]. В пригородном павильоне находились зал ожидания, кассы и уборные комнаты. Цветовое решение интерьера гармонировало с основным павильоном: использовались светло-кофейные, жёлтые и кирпичные оттенки[7]. На момент строительства вокзала уже существовал план реконструкции района, поэтому здание было поставлено на земляную насыпь[8] и считалось временным[4].
Дебаркадер (1972—1985)
С 1972 года, после углубления Новинского рукава, Южный речной вокзал был переведён ниже по течению и располагался на временном дебаркадере, стоявшем у правого берега реки Москвы на Нагатинской набережной (современный причал «Кленовый бульвар», в районе пересечения набережной и одноимённого бульвара, вблизи Нагатинского метромоста). Прежнее деревянное здание вокзала было разобрано в связи с реконструкцией Нагатинской набережной[9]. Находящийся на дебаркадере вокзал обслуживал пассажиров транзитной линии Москва — Горький — Москва (кольцевая линия), местных линий Москва — Рязань, Москва — Константиново[10].
Современное здание (1985—2017)
Современный Южный речной вокзал был построен в 1985 году и открыт для пассажиров с 1986-го[12]. Некоторые источники[13] приписывают авторство проекта Алексею Рухлядеву, архитектору Северного речного вокзала Москвы. Однако Алексей Рухлядев умер в 1946 году[14], тогда как современное здание вокзала построено в 1985-м. Согласно другой версии, автором проекта современного Южного речного вокзала является Юрий Коган, автор аналогичного проекта в Самаре[11]. Новое двухэтажное здание вытянуто вдоль берега и выдержано в стиле советского модернизма с характерным массовым остеклением и общим урбанистическим дизайном. На фасаде здания была расположена скульптурная группа, автором которой был Салават Щербаков[15]. Пять женских фигур символизировали пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное. На торцевой части фасада находилась ещё одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Здание венчал высокий шпиль с наконечником в виде силуэта парусника[11]. Первым от вокзала отправился теплоход «Павел Юдин»[16], туристическим рейсом до Астрахани[17].
Руководство вокзала в 2008 году сообщило о намерении провести реконструкцию всей территории и сохранить все его функции[18]. Однако после ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак «Южный речной порт». С начала 2000-х годов[11] в здании вокзала располагается ярмарка детских товаров[19]. Последний раз в Южном речном порту проходило праздничное открытие сезона прогулочной навигации в 2012 году, с 2013-го мероприятие проходит на причале парка имени Горького[20]. По сведениям ТАСС, в мае 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском о сносе здания вокзала как незаконной постройки. В иске указано, что здание было реконструировано незаконно и с «существенными нарушениями градостроительных норм»[21].
Примечания
- ↑ Подколзин Владимир. Точка зрения: Порт переделки. Ведомости (2013-12-9). Проверено 26 мая 2017.
- ↑ 1 2 Березинский, 2013, с. 163
- ↑ Косторогов Евгений. Как Москву хотели обводнить. Мослента (16 мая 2017). Проверено 25 мая 2017.
- ↑ 1 2 Феденко, 1948, с. 89
- ↑ 1 2 Хигер, 1940, с. 6
- ↑ Хигер, 1940, с. 7
- ↑ Хигер, 1940, с. 8
- ↑ Хигер, 1940, с. 9
- ↑ Южный речной вокзал. Портал Москва Пассажирская. Проверено 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ Московские речные порты. Большая советская энциклопедия. Проверено 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Москва, Южный речной вокзал на реке Москве. Круизное информационное агентство Cruiseinform.ru. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Баранова С. И., Беляев Л. И., Иофис М. А. Москва. Наука и культура в зеркале веков.. Москва: АСТ. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Южный речной вокзал. Московский международный портал. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Рухлядев Алексей Михайлович. Проект Советская архитектура. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Щербаков Салават Александрович. Министерство Культуры Российской Федерации. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Андрей Кузьмичев. Фотографии теплохода "Павел Юдин" (13 июня 2011). Проверено 26 мая 2017.
- ↑ Южный речной вокзал. Флот-Сервис. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
- ↑ Наша задача — сохранение предприятия как грузового порта, а не застройка территории развлекательными центрами. ОАО Южный речной порт (22 апреля 2008). Проверено 25 мая 2017.
- ↑ История района Нагатинский затон. Управа района Нагатинский затон города Москвы. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ По Москве-реке открылась 80-я навигация. Москва24. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Правительство Москвы через суд требует снести здание Южного речного порта. ТАСС (2017-05-3). Проверено 25 мая 2017.
Список литературы
- Березинский А. Р. Канал Москва-Волга. — Рипол Классик, 2013. — С. 162,163. — 328 с. — ISBN 978-5-458-39874-9.
- Феденко И. И. Канал имени Москвы. — Москва: Издательство Министерства Речного Флота СССР, 1948. — 170 с.
- Хигер Р. Я. Архитектура речных вокзалов. — Москва: Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР, 1940. — С. 6-9. — 56 с.
Ссылки
http-wikipediya.ru
Метро Речной вокзал - Википедия
«Речной вокзал» | |
Московский метрополитен | |
31 декабря 1964 года | |
Северный речной вокзал | |
Северный порт (1992 год) | |
Левобережный | |
Северный | |
Колонная трёхпролётная мелкого заложения | |
6 | |
1 | |
островная | |
прямая | |
Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова[1] | |
Е. Кобзева, О. А. Сергеев[1] | |
СМУ-5 Мосметростроя (руководитель Н. Федоров) | |
Фестивальная улица | |
А: 90, 138, 173, 188, 199, 200, 233, 270, 284, 400, 400э, 443, 442, 673, 739, 745, 801, 851, 857, 958; Тб: 58; Мт: 986, 949 | |
нечётные числа — 5:35чётные числа — 5:45 | |
1:00 | |
041, РВ | |
Водный стадион и Беломорская улица | |
Речной вокзал на Викискладе |
«Речно́й вокза́л» — конечная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена перпендикулярно Фестивальной улице после станции «Водный стадион». Находится на территории Левобережного района Северного административного округа города Москвы. Станция колонная трёхпролётная мелкого заложения, построена по типовому проекту. Названа по находящемуся вблизи Северному речному вокзалу[2].
«Речной вокзал» — одна из самых перегруженных станций Московского метрополитена[3]. Для её разгрузки к 2017 году строят с августа 2013 года станции «Беломорская» и «Ховрино», после чего «Речной вокзал» перестанет быть конечной станцией Замоскворецкой линии[4][5].
История[ | ]
Южный вестибюль станцииСтанция метро у Северного речного вокзала планировалась ещё в 1938 году, когда в составе второй очереди метрополитена был открыт первый участок Горьковско-Замоскворецкой линии. Предполагалось продление Горьковско-Замоскворецкого радиуса ещё на 3 станции от станции «Сокол». Второй из них была станция «Северный речной вокзал», которая должна была расположиться под Ленинградским шоссе. Тогда не предусматривалось отклонение линии от Ленинградского шоссе, то есть планируемый участок шёл вдоль шоссе до проектируемой станции «Химки»[6]. В 1947 году были подтверждены планы 1938 года относительно продления Горьковского радиуса[6].
Затем станция появляется в планах 1957 года[7]. В 1959 году Совет Министров СССР утвердил план строительства линий Московского метрополитена на семилетку (1959—1965)[7]. В ходе реализации и этот план многократно корректировался. Так, к 1960 году было решено, что будет четыре станции («Ленинградская», «Завод Войкова», «Водный стадион» и «Речной вокзал»), причём участок от «Завода Войкова» до «Речного вокзала» будет наземным, но позднее вернулись к плану 1959 года[7].
Строительство метро осуществлялось открытым способом. Станция была открыта 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» — «Речной вокзал». Название получила по находящемуся вблизи Северному речному вокзалу[2]. До 1975 года — самая северная станция Московского метрополитена.
В конце 1960-х годов северный участок Горьковско-Замоскворецкой линии был самым загруженным, поэтому для увеличения размеров движения с ноября 1968 года в утренний час пик организован пропуск поездов без пассажиров через два на третий от станции «Речной вокзал» до станции «Войковская»[8].
В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Северный порт», однако он не был осуществлён[1].
Архитектура и оформление[ | ]
Посадочная платформаСтанция сооружена по типовому проекту[9]. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 6 метров). На станции два ряда по 40 квадратных колонн. Шаг колонн — 4 метра. Расстояние между осями рядов колонн — 5,9 метра. Авторы проекта — Н. И. Демчинский и Ю. А. Колесникова.
Станция «Речной вокзал» была построена при Н. С. Хрущёве после выхода постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поэтому она имеет скромное оформление[10]. Путевые стены отделаны белой и светло-зелёной (внизу) керамической плиткой, колонны облицованы красным мрамором (мраморовидным известняком) грузинского месторождения [11]. Пол выложен серым янцевским гранитом[12].
Красный мрамор, которым облицованы колонны, имеет небольшие ярко-белые пятна и прожилки окрашенного кальцита[11][12]. Подобный сорт мрамора был использован в Московском метрополитене в таком количестве только на этой станции[13]. Похожий камень встречается на станциях «Каширская» и «Каховская», но там его очень мало. Он на вид похож на красный мрамор на станциях «Арбатская» Филёвской линии, «Добрынинская», «Электрозаводская» и многих других, но по структуре и составу окаменелостей он от него отличается[13]. Станция уникальна в палеонтологическом отношении. Окаменелостей здесь мало, и они в основном встречаются в отделочном камне колонн в северной части станции[13]. Среди окаменелостей можно наблюдать раковины аммонитов и наутилусов[13].
В целом три станции открытого в 1964 году участка были построены по типовому проекту и отличаются лишь облицовкой колонн и путевых стен[14]. На платформе имеются две скамейки. Они расположены в центре зала. Там же стоит колонна экстренного вызова.
Вестибюли выполнены по типовому проекту в виде остеклённых павильонов из стандартных железобетонных конструкций и стекла[1]. В 2009 году к вестибюлям были пристроены наружные билетные кассы. С платформы в любой из вестибюлей можно попасть по эскалатору или по лестнице. В обоих концах платформы работают эскалаторы на подъём и на спуск. Эскалаторы типа ЭТ-5М были установлены в северном конце платформы в 1991 году, а в южном — в 1994 году[15]. Эскалаторные подъёмы облицованы белым мрамором «коелга»[12].
Путевое развитие[ | ]
Путевое развитие — 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава, 2 пути для отстоя подвижного состава, перекрестный съезд. В оборотных тупиках расположен пункт технического осмотра. На станции 6 стрелочных переводов, пост централизации[16].
К станции прилегает перегон: в чётном направлении — «Речной вокзал» — «Водный стадион»; в нечётном — нет. На перегоне «Речной вокзал» — «Водный стадион» по I главному пути установлена аппаратура контроля схода подвижного состава и контроля перегрева букс . Планируется продление линии в нечётном направлении до станции «Ховрино» с промежуточной станцией «Беломорская»[4].
Станция в цифрах[ | ]
- Код станции — 041[1].
- Ордината оси станции ПК146+00[16].
- В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 111,9 тысячи человек, по выходу — 148,3 тысячи человек[17].
- Время открытия станции для входа пассажиров по нечётным числам — 5 часов 35 минут, по чётным — 5 часов 45 минут, время закрытия станции — 1 час ночи[18].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[19]:
Расположение[ | ]
Станция «Речной вокзал» Замоскворецкой линии расположена после станции «Водный стадион». Из двух наземных вестибюлей можно выйти на северную и на южную стороны Фестивальной улицы. Павильоны построены из стандартных железобетонных конструкций по типовому проекту. Расстояние от южного вестибюля до центра Москвы — 14 км[20].
У станции метро фактически находится крупный транспортно-пересадочный узел — конечная остановка для большинства местных маршрутов наземного транспорта, строительство которого в 2010 году закончилось возведением ТРЦ «Речной вокзал», что никак не улучшило транспортную ситуацию в районе[21]. От строительства полноценного ТПУ власти Москвы отказались[22].
Наземный общественный транспорт[ | ]
Станция «Речной вокзал» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[23]. Автобусные остановки находятся на Фестивальной улице. Все они носят название Метро «Речной Вокзал». Также от станции ходят маршрутные автобусы до аэропорта «Шереметьево». Троллейбусная остановка Северный речной вокзал находится в 350 м[24] к юго-западу от южного вестибюля станции. На ней останавливаются троллейбусы 6, 43, 43к.
Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на февраль 2015 года)[25][26]
авт. № 90 | «Войковская» | Ст. метро «Войковская» | Ст метро «Речной вокзал» |
авт. № 138 и 739 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | 19-й квартал Химок-Ховрина |
авт. № 173 | «Планерная» | Братцево | Ст. метро «Речной вокзал» |
авт. № 188 и 745 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция «Ховрино» |
авт. № 199 | «Сходненская» | Ст. метро «Речной вокзал» | 13-й микрорайон Тушина |
авт. № 200 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Лобненская улица |
авт. № 233 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Петрозаводская улица |
авт. № 270 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция «Ховрино» |
авт. № 284 | «Алтуфьево» | Ст. метро «Речной вокзал» | Улица Конёнкова |
авт. № 400 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция Крюково |
авт. № 673 | — | Бусиново | Ст. метро «Речной вокзал» |
авт. № 801 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | 50-я городская больница |
авт. № 851 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Аэропорт «Шереметьево-1» |
авт. № 857 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция «Бескудниково» |
авт. № 905 | «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт», «Сокол», «Войковская» | 75-й км МКАД | Белорусский вокзал |
авт. № 958 | — | Городок «ЮРМА» | Ст. метро «Речной вокзал» |
авт. № Н1 (работает ночью) | «Юго-западная», «Ленинский проспект», «Октябрьская», «Кропоткинская», «Китай-город», «Лубянка», «Театральная», «Охотный ряд», «Площадь Революции», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт», «Сокол», «Войковская», «Водный стадион» | Озёрная улица | Аэропорт Шереметьево |
трол. № 6 | «ст. метро Сокол», ст. метро «Войковская», «ст. метро Водный стадион» | Кинотеатр «Нева» | Песчаная площадь |
трол. № 43 | «Полежаевская», «Сокол»,«Войковская», «Водный стадион» | Карамышевская набережная | Прибрежный проезд |
трол. № 43к | «Речной вокзал», «Водный стадион» | Прибрежный проезд | Ст. метро «Войковская» |
трол. № 58 | — | Петрозаводская улица | Ст. метро «Речной вокзал» |
Достопримечательности[ | ]
Станция «Речной вокзал» в культуре[ | ]
Галерея[ | ]
-
Северный вестибюль станции. 13 февраля 2010 года
-
Название станции на путевой стене. 19 ноября 2010 года
-
Доска с памятной надписью о времени строительства станции, ее архитекторах и начальниках строительства. 10 октября 2015 года
Примечания[ | ]
- ↑ 1 2 3 4 5 Речной вокзал. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ 1 2 Речной Вокзал, станция метро // Имена московских улиц. Топонимический словарь / Агеева Р. А. и др. — М.: ОГИ, 2007.
- ↑ Пассажиропоток метрополитена Москвы в январе вырос на 6.1% до 176.342 млн.. AK&M (2 февраля 2012). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ 1 2 Светлое будущее метро Москвы. ИА «Транспорт сегодня» (16 июня 2011). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано 2 июня 2012 года.
- ↑ В Москве откроются станции «Беломорская» и «Дыбенко». РБК. Проверено 13 марта 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ 1 2 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 Лисов И. Московский метрополитен хрущевской эпохи. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Конкурс «История Московского метрополитена». Итоги пятого тура. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Замоскворецкая линия. Станция «Речной вокзал». news.metro.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Москва 850 лет. Северный административный округ / Под общ. ред. В. А. Виноградова. — М.: АО «Московские учебники и картолитография», 1997. — С. 123. — 20 000 экз. — ISBN 5-7853-0019-2.
- ↑ 1 2 М. С. Наумов, И. А. Кусый. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 156.
- ↑ 1 2 3 Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — С. 93. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- ↑ 1 2 3 4 Речной вокзал. Палеонтология Московского метро. Проверено 2 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ Рогачёв А. В. Планировка и застройка округа // Северный округ Москвы. Век XX. — М.: Энциклопедия Российских деревень, 1997. — С. 25. — 735 с. — (Энциклопедия московских селений). — ISBN 5-88367-019-02.
- ↑ Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 6 февраля 2012. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Проверено 12 декабря 2011. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 5 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
- ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 12 октября 2012 года. Архивировано 17 октября 2012 года.
- ↑ Измерение расстояния от станции метро «Речной вокзал» до «Нулевого километра».. Яндекс.Карты. Проверено 7 февраля 2012.
- ↑ Хотели как лучше, а получился супермаркет (рус.), Известия. Проверено 13 февраля 2017.
- ↑ Москва отказалась от возведения ТПУ у «Тушинской» и «Речного вокзала» (рус.), РИА Недвижимость (6 декабря 2012). Проверено 13 февраля 2017.
- ↑ Станция метро «Речной вокзал». Яндекс.Карты. Проверено 20 февраля 2012.
- ↑ Измерение расстояния от станции метро «Речной вокзал» до троллейбусной остановки «Метро «Речной Вокзал». Яндекс.Карты. Проверено 20 февраля 2012.
- ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 11 февраля 2011 года. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ Список маршрутов. Московский автобус. Проверено 7 ноября 2010 года. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ Парк Дружбы. МосГид. Проверено 10 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ Измерение расстояния от станции метро «Речной вокзал» до кинотеатра «Нева».. Яндекс.Карты. Проверено 11 февраля 2012.
- ↑ 1 2 История. Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино. Проверено 10 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2012 года.
- ↑ Измерение расстояния от станции метро «Речной вокзал» до Храма Иконы Божией Матери «Знамение».. Яндекс.Карты. Проверено 11 февраля 2012.
- ↑ Антонов С. Метро 2033. Тёмные туннели. — М.: Астрель, АСТ, 2010. — (Вселенная Метро 2033). — ISBN 978-5-17-065009-5.
См. также[ | ]
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid
Южный речной вокзал — WiKi
Деревянное здание (1932—1972)
Деревянное здание Московского южного речного вокзала, 1932—1940Первое здание Московского речного вокзала было построено в 1932 году по проекту Романа Хигера и находилось по адресу Варшавское шоссе, д. 3, у Даниловского моста[4]. Южная (Кожуховская) гавань тогда была конечной точкой Московско-Окского водного пути. Отсюда отправлялись пароходы, идущие на Оку, Волгу и Каму[2]. Здание состояло из двух павильонов — пригородного и основного — соединённых одноэтажным переходом, и было построено из дерева. Только центральные части павильонов были сложены из кирпича. Лёгкий первый этаж контрастировал с восьмигранной вершиной двухэтажного центрального павильона. Вертикальная ось восьмигранника продолжалась куполом и завершалась шпилем, увенчанным шаром — в нём предполагалось установить сильный источник света[5].
В проекте вокзала большое внимание уделялось гармонии цвета и плавному переходу одного пространства в другое. Колоннада главного вестибюля пересекалась перспективой на парадную лестницу, которая вела в зал ожидания, расположенный в восьмиграннике второго этажа. Там же располагался ресторан, купол которого был окрашен в тёмно-ультрамариновый цвет и покрыт рельефными звёздами, передавая настроение южного неба[6]. Первый этаж основного павильона делился на целевые зоны: слева находились комнаты матери и ребёнка, справа — служебные помещения, на втором этаже — гостиница для пассажиров. В отделке использовались разные оттенки жёлтого и кофейного цветов, но при переходе в зал ожидания кессоны потолка окрашены в ультрамариновый цвет, чтобы подготовить зрителя к восприятию интенсивно синего купола[5]. В пригородном павильоне находились зал ожидания, кассы и уборные комнаты. Цветовое решение интерьера гармонировало с основным павильоном: использовались светло-кофейные, жёлтые и кирпичные оттенки[7]. На момент строительства вокзала уже существовал план реконструкции района, поэтому здание было поставлено на земляную насыпь[8] и считалось временным[4].
Дебаркадер (1972—1985)
С 1972 года, после углубления Новинского рукава, Южный речной вокзал был переведён ниже по течению и располагался на временном дебаркадере, стоявшем у правого берега реки Москвы на Нагатинской набережной (современный причал «Кленовый бульвар», в районе пересечения набережной и одноимённого бульвара, вблизи Нагатинского метромоста). Прежнее деревянное здание вокзала было разобрано в связи с реконструкцией Нагатинской набережной[9]. Находящийся на дебаркадере вокзал обслуживал пассажиров транзитной линии Москва — Горький — Москва (кольцевая линия), местных линий Москва — Рязань, Москва — Константиново[10].
Современное здание (1985—2017)
Современный Южный речной вокзал был построен в 1985 году и открыт для пассажиров с 1986-го[12]. Некоторые источники[13] приписывают авторство проекта Алексею Рухлядеву, архитектору Северного речного вокзала Москвы. Однако Алексей Рухлядев умер в 1946 году[14], тогда как современное здание вокзала построено в 1985-м. Согласно другой версии, автором проекта современного Южного речного вокзала является Юрий Коган, автор аналогичного проекта в Самаре[11]. Новое двухэтажное здание вытянуто вдоль берега и выдержано в стиле советского модернизма с характерным массовым остеклением и общим урбанистическим дизайном. На фасаде здания была расположена скульптурная группа, автором которой был Салават Щербаков[15]. Пять женских фигур символизировали пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное. На торцевой части фасада находилась ещё одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Здание венчал высокий шпиль с наконечником в виде силуэта парусника[11]. Первым от вокзала отправился теплоход «Павел Юдин»[16], туристическим рейсом до Астрахани[17].
Руководство вокзала в 2008 году сообщило о намерении провести реконструкцию всей территории и сохранить все его функции[18]. Однако после ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак «Южный речной порт». С начала 2000-х годов[11] в здании вокзала располагается ярмарка детских товаров[19]. Последний раз в Южном речном порту проходило праздничное открытие сезона прогулочной навигации в 2012 году, с 2013-го мероприятие проходит на причале парка имени Горького[20]. По сведениям ТАСС, в мае 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском о сносе здания вокзала как незаконной постройки. В иске указано, что здание было реконструировано незаконно и с «существенными нарушениями градостроительных норм»[21].
Примечания
- ↑ Подколзин Владимир. Точка зрения: Порт переделки. Ведомости (2013-12-9). Проверено 26 мая 2017.
- ↑ 1 2 Березинский, 2013, с. 163
- ↑ Косторогов Евгений. Как Москву хотели обводнить. Мослента (16 мая 2017). Проверено 25 мая 2017.
- ↑ 1 2 Феденко, 1948, с. 89
- ↑ 1 2 Хигер, 1940, с. 6
- ↑ Хигер, 1940, с. 7
- ↑ Хигер, 1940, с. 8
- ↑ Хигер, 1940, с. 9
- ↑ Южный речной вокзал. Портал Москва Пассажирская. Проверено 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ Московские речные порты. Большая советская энциклопедия. Проверено 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 Москва, Южный речной вокзал на реке Москве. Круизное информационное агентство Cruiseinform.ru. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Баранова С. И., Беляев Л. И., Иофис М. А. Москва. Наука и культура в зеркале веков.. Москва: АСТ. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Южный речной вокзал. Московский международный портал. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Рухлядев Алексей Михайлович. Проект Советская архитектура. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Щербаков Салават Александрович. Министерство Культуры Российской Федерации. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Андрей Кузьмичев. Фотографии теплохода "Павел Юдин" (13 июня 2011). Проверено 26 мая 2017.
- ↑ Южный речной вокзал. Флот-Сервис. Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
- ↑ Наша задача — сохранение предприятия как грузового порта, а не застройка территории развлекательными центрами. ОАО Южный речной порт (22 апреля 2008). Проверено 25 мая 2017.
- ↑ История района Нагатинский затон. Управа района Нагатинский затон города Москвы. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ По Москве-реке открылась 80-я навигация. Москва24. Проверено 25 мая 2017.
- ↑ Правительство Москвы через суд требует снести здание Южного речного порта. ТАСС (2017-05-3). Проверено 25 мая 2017.
Список литературы
- Березинский А. Р. Канал Москва-Волга. — Рипол Классик, 2013. — С. 162,163. — 328 с. — ISBN 978-5-458-39874-9.
- Феденко И. И. Канал имени Москвы. — Москва: Издательство Министерства Речного Флота СССР, 1948. — 170 с.
- Хигер Р. Я. Архитектура речных вокзалов. — Москва: Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР, 1940. — С. 6-9. — 56 с.
Ссылки
ru-wiki.org