MosOpen.ru — Электронная Москва. Район савеловский
Сайт района Савеловский в Москве
Хотите своевременно узнавать новости о жизни района Савеловский? Желаете иметь доступ ко всем сведениям о работе общественных заведений, фирм и предоставляемых услугах? Ищите актуальную информацию на нашем сайте savelovskiy.ru!
Здесь вы можете найти необходимые услуги или информацию о работе различных заведений: культурных и религиозных, салонов красоты, продуктовых магазинов, коммунальных предприятий и контор, отделений полиции и других. Просматривайте и делитесь своими фотографиями о жизни района, общайтесь с соседями и обсуждайте события на форуме района Савеловский г. Москвы.
Район Савеловский живет собственной жизнью: она складывается из историй отдельных людей и семей, домов и общественных заведений. Теперь вы можете узнавать актуальную и важную для вас информацию о жизни района в режиме онлайн.
Чтобы узнать больше о районе Савеловский, выберите нужный раздел:
- Фирмы: услуги и товары, доступные в районе, – здесь вы найдете списки и адреса магазинов, салонов, общественных заведений, информацию о предлагаемых ими услугах и времени работы, рекламные объявления и сведения о проводимых акциях и скидках;
- Жители: информация об интересах, хобби и общественной жизни жителей района;
- Персоны: если вы хотите больше узнать о районной власти, муниципальных депутатах, участковых полицейских, популярных блогерах и других известных личностях в районе Савеловский, вы найдете интересные сведения в этом разделе;
- Дома: перечень зданий, новостроек и построек с указанием адресов, улиц, номеров и размещенных в зданиях заведений или жилых домов района.
Онлайн-портал района savelovskiy.ru – это удобный формат общения и обмена важной информацией. Здесь вы можете узнать мнение жителей района Савеловский в Москве о деятельности различных фирм, почитать отзывы, изучить новости и просмотреть видеосюжеты, ознакомиться с новыми постами в районных блогах.
Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы общаться с соседями на форуме и участвовать в жизни района в режиме онлайн.
savelovskiy.ru
Савеловский район (САО) - Москва
Савёловский район входит в состав Северного административного округа Москвы. Название этому району дал Савёловский вокзал, который, в свою очередь, получил название от дворцового села Савёлово.
Территория района занимает площадь в 2,7 кв. км. Там проживает около 59 тыс. человек. Границы района проходят по улицам Бутырской, Верхняя Масловка, Нижняя Масловка, 8 Марта, полосе отвода Рижского направления МЖД, эстакаде на Новослободскую улицу.
История Савёловского района очень плотно переплетается с Бутырским районов, ведь их территории неоднократно делились по новому. Так, на территории Савёловского района на сегодняшний день находится Бутырский рынок. Село Бутырки, где ранее располагались современные районы, имеет очень давнюю историю. В 16 столетии он находился во владении у Никиты Романовича Захарьина, который является дедом первого российского царя из рода Романовых. С течением времени деревня разрасталась, как по размерам, так и по количеству населения.
Транспортная система района представлена станциями метрополитена «Савёловская» и «Дмитровская». Также по территории района проходят маршруты автобусов № 727, 72 и т. д.
На территории Савёловского района располагаются городская больница № 8, городская клиническая больница № 24, городские поликлиники № 157, № 21, № 93.
Учебные учреждения здесь представлены средними общеобразовательными школами № 1164, № 205, № 211, № 221, № 694, а также центром образования № 1601.
Промышленность в Савёловском районе представлена такими предприятиями: ОАО «Горизонт», ОАО Косметическое объединение «Свобода», ОАО «ГипроНИИавиапром», ЗАО «Хамильтон Стандарт-наука», ОАО МФК «Рассвет» и т. д.
Для активного и занимательного отдыха жителей района, в Савёловском функционирует кинотеатр, парк культуры и отдыха, 2 детские спортивные школы, 12 спортивных площадок.
На территории района запланировано строительство Московского колледжа художественных ремесел.
www.moscowmap.ru
Савёловский (район Москвы) - это... Что такое Савёловский (район Москвы)?
Савёловский (район Москвы)
Савёловский | |
2,6 км² | |
57,5 тыс. чел. | |
157, 212, 213, 285, 611, 612, 613, 614, 685, 945, 975 | |
Prov.ru, Savelovo.net | |
Официальный сайт |
Савёловский — район в Москве. Расположен в Северном административном округе. Вдоль южной границы района проходит участок Третьего транспортного кольца Москвы.
Название район получил от Савёловского вокзала (который, однако, находится на территории соседнего Бутырского района), а тот в свою очередь получил название от дворцового села Савёлово (сейчас является частью города Кимры Тверской области).
Адрес управы: 127083, Петровско-Разумовский пр-д, д. 5
Местные СМИ: газета «Савёловский посад», студия кабельного телевидения «СКАТ».
Координаты: 55°48′37″ с. ш. 37°33′45″ в. д. / 55.810278° с. ш. 37.5625° в. д. (G)55.810278, 37.5625
Границы
Район находится на стыке Северного, Центрального и Северо-восточного административных округов Москвы.
Граница Савёловского района проходит по улицам Нижняя Масловка, Верхняя Масловка, улице 8-ого Марта, железнодорожной ветки рижского направления, Бутырской улице, эстакаде на Новослободскую улицу.
Герб
Утверждён решением Муниципального собрания 18.11.04 № 10/6
Геральдическое описание герба ():
В щите московской формы стропило, сопровождаемое: сверху справа в красном поле композицией из половинок шестерни справа и колеса слева, с наложенным гаечным ключом в столб; сверху слева в красном поле четырьмя перекрещенными колосьями; снизу в голубом поле кошелем с весами над ним. Все фигуры серебряные.
Серебряное стропило символизирует Савёловский вокзал. Композиция, состоящая из половинок шестерни, колеса и гаечного ключа, как символ транспорта и промышленности, напоминает о первом в Москве внутригородском паровозике — «паровичке», а также о проживании на территории муниципального образования в XVII веке посадских людей, ремесленников и торговцев. Четыре перекрещенных колоса символизируют основанный в 1823 году обществом сельского хозяйства Бутырский хутор. Кошель, сопровождаемый весами, символизирует торговое прошлое посадских людей.
Флаг района повторяет герб, с некоторым изменением пропорций.
История
Территория Савёловского района на карте Москвы 1917 годаСело Бутырки (в старину «бутырками» назывались мелкие селения, отделенные от крупных полем или лесом) лежало на древней дороге из Москвы в Дмитров, в настоящее время это Бутырская улица и Дмитровское шоссе.
В XVI веке Бутырками владел боярин Никита Романович Захарьин, дед первого царя из рода Романовых, Михаила Романова. В 1623 году они перешли к его сыну боярину И. Н. Романову и назывались деревней Бутыркиной, в которой было только два крестьянских двора.
К 1647 году деревня разрослась. Здесь была построена деревянная церковь Рождества богородицы (сейчас Бутырская улица, 56), и деревня стала называться «село Рождествено на Дмитровской дороге»
«да в селе (было) пашенных крестьян 12 дворов, людей в них 31 человек, промышленных работных и бобыльских дворов 67, людей в них 120 человек».
То есть уже в XVII веке здесь было 80 процентов ремесленников.
В 1667 г. «село Бутыркино отдано под селидьбу солдатам Матвеева полка Кравкова» (стрельцам). Тут же были поселены пленные поляки и литовцы. В конце XVII века здесь размещался Бутырский полк под командованием любимца Петра I генерала Гордона.
Полк был переведен в Смоленск, и в 1767 г. военное ведомство передало слободу в ведение полиции. В это время в слободе находилось уже 262 двора военнослужащих, солдатских жен и вдов и 94 двора «разночинческих», в том числе «купецких, господских людей и крестьян разных вотчин, дошедших к ним от военно-служащих безо всяких крепостей, по одним только поступным письмам». Полиция не хотела было брать слободу в свое ведение, но Сенат обязал включить ее в состав города, причислив к 5-й (Сущевской) части, разбив на два квартала и поставив будки, в «которые посылать на караул с дворов обывательских». Таким образом, слобода стала частью города.
В 1742 г. Бутырская слобода был отделена от города Камер-Коллежским валом, на котором появилась Миусская (Бутырская) застава. Но даже в середине XIX в. между Бутырской заставой и Ново-Дмитровской (Новослободской) слободой находились огромные, почти незастроенные участки земли.
В 1808 г. в слободе было всего 807 га земли. Все земли принадлежали церкви Рождества богородицы. В слободе стояло 134 дома. Из прудов села вытекала река Неглинная.
В 1823 году за Бутырской слободой Обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для проведения сельскохозяйственных опытов.
В 1843 году московский купец Ралле, будучи одновременно французским подданным, основал парфюмерную фабрику, ныне именуемую объединением «Свобода».
Бутырская улица особенно оживилась после открытия в 1865 году севернее Бутырок Петровской земледельческой и лесной академии, между академией и Бутырками появилось много дач московских жителей.
В истории района заметное место занимает история городского транспорта столицы. В 1886 г. по Бутырской улице от Бутырской заставы до академии стал ходить «паровичок» — маленький паровоз с пятью-шестью вагончиками трамвайного типа. В первые годы перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок (мозаичное изображение на эту тему можно найти на путевых стенах станции метро «Савёловская»). В 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель Константин Паустовский.
В 1880-х годах между Бутырками и Бутырским хутором в конце Бутырской улицы прошла соединительная железнодорожная ветка между Николаевской (Октябрьской) и Александровской (Белорусской) железной дорогами. Ветка специально предназначалась для передачи царских поездов с одной дороги на другую, почему и называлась Царской.
В 1897—1899 годах параллельно Бутырской улице была проложена Савёловская железная дорога к Верхней Волге, а в 1902 в начале улицы появился Савёловский вокзал.
А в 1899 году из депо на Нижней Масловке вышел первый московский электрический трамвай, его маршрут пролегал от современной Пушкинской площади, через Бутырскую заставу, по Масловке в Петровский парк.
В конце XIX века появилось несколько предприятий: парфюмерная фабрика Ралле, прядильная фабрика Анонимного общества, меднолитейный и арматурный завод Дергачева и Гаврилова, чугунолитейный завод Густава Листа и др.
В 1922 году паровичок был заменен трамваем. Позже улица была освобождена и от трамвая (он прошел по соседней Вятской улице), асфальтирована, и по ней стали ходить троллейбусы.
Территория вошла в Свердловский район Москвы, который тянулся узкой полосой из центра Москвы и включал так же Красную площадь.
В 1965 году в районе Нижней Масловки преобладали частные деревянные дома, во многих дворах держали домашнюю птицу, коров.
В 1966 около вокзала была сооружена трёхуровневая Савёловская эстакада.
31 декабря 1988 года была открыта станция метро Савёловская, а в 1991 Серпуховско-Тимирязевская линия метро была продолжена, открылась станция Дмитровская.
В 2001 году была построена транспортная развязка на пересечении улиц Нижная Масловка и Новая Башиловка, по ним прошло Третье транспортное кольцо.
Улицы района
- Верхняя и Нижняя Масловки — до начала XX века без названия. Назывались Бутырским проездом, Коммунистической улицей (1918—1922). Названия произошло по одной версии от находившейся здесь в XVII-XVIII веках пустоши Маслова, по другой версии от имени С. А. Маслова (1793—1879), общественного деятеля, секретаря Московского общества сельского хозяйства, создателя опытного хозяйства на Бутырском хуторе. [1]
- Вятская — название известно с XIX века, вероятно искажённое от Вязкая (грязная, болотистая).
- Башиловская — называлась также Башиловка и Старая Башиловка. Башиловкой называлась местность, принадлежавшая начальнику Кремлёвской экспедиции генералу А. А. Башилову (1807—1854), устроившему здесь, в 30-х гг. XIX века улицы и аллеи, а также театр и зал для пения («воксал») в Петровском парке.
- Полтавская — бывшая Пресненская (по реке Пресня, которая была заключена в коллектор в 1908 году). Получила современное название в 1922 году в честь Полтавской битвы русских войск со шведами в 1709 году. Здесь до 1767 года стоял Бутырский полк, принимавший участие в Полтавской битве.
- Петровско-Разумовский проезд — назван по своему направлению к старинному подмосковному селу Петровско-Разумовское, в название села вошли фамилии богатых вельмож Разумовских и часть имени Высокопетровского монастыря, который владел соседними землями.
- Восьмого Марта — раньше называлась Истоминский проезд (по фамилии одного из домовладельцев). Переименована в 1936 году в честь Международного женского дня.
- Мишина — до 1922 года Михайловская улица. Названа, вероятно, по фамилии одного из домовладельцев.
- Бебеля — бывшие Церковные улицы (по находившейся вблизи церкви). Переименована в 1922 году в честь Августа Бебеля (1840—1913) — одного из основателей и руководителей германской социал-демократической партии и 2-го Интернеционала.
- Квесисские — бывшие 1-я и 2-я Богородицкие улицы, Рождественнская улицы (по церкви Рождества Богородицы в Бутырках, возведённой в 1647 году). Переименована в 1924 году в честь Юлиуса Карловича Квесиса (1892—1918), рабочего Военно-артиллерийского завода, члена Бутырского районного комитета коммунистической партии, участника боёв 1917 года на подступах к Кремлю.
- Писцовая — название известно, по крайней мере, с 1907 года. По утверждению старожилов, названа из-за того, что один из жителей пытался завести здесь ферму по выращиванию песцов.
- Хуторские — бывшие Царские улицы, по проходящей в начале XX века соединительной ветке Октябрьской и Московской железной дороги, которая называлась Царской, так как служила для передачи царских поездов с одной дороги на другую. Переименованы в 1922 году в связи с расположением вблизи бывшего Бутырского хутора Общества сельского хозяйства.
- Юннатов — бывшие Главная (по относительному значению среди соседних) и Николаевская (по домовладельцу) улицы. Переименована в 1956 году, по находящейся здесь Станции юных натуралистов.
- Коленчатый пер. — бывший Соколовский переулок. Переименован в 1924 году как примыкающий к одноименной улице (сейчас уже несуществующей). Переулок имеет излом — колено.
Промышленность и экономика
- Фабрика косметических изделий и туалетного мыла «Свобода». Здание фабрики построено в 1846 году и принадлежало торговому дому «Товарищество Ралле и К», являвшимся поставщиком российского императорского двора. Сейчас к препдприятию подходит соединительная железнодорожная ветка от станции "Гражданская" Рижской дороги.
- Швейна фабрика «Вымпел». Была создано в 1914 году, когда военно-обмундировальная мастерская при Бутырской пересыльной тюрьме начала изготовление шинелей и мундиров. На выпуск гражданского ассортимента мастерская перешла в 1918 году.
- Бутырский рынок.
- Кинотеатр «Прага».
- Коммерческий банк "Банк БФТ".
- ЗАО Салон музыкальных инструментов "Аккорд". Accord
Образование
Восемь общеобразовательных школ, два колледжа (на конец 2005 года).
Архитектурные памятники
Клуб фабрики «Свобода» на Вятской улице- Храм святителя Митрофана Воронежского — заложен в 1892 году при детских приютах на средства видного благотворителя Митрофана Семёновича Грачёва (архитектор — Г. А. Кайзер). Митрофан Воронежский — святитель петровского времени, пользовался большим уважением у царя и любовью в народе, признан покровителем русского флота. Храм освящен в 1895 году, а в 1933 году закрыт, пятиглавие и колокольня разрушены, как и здания приютов. В феврале 1990 года богослужения возобновились. Главная святыня храма — чудотворная икона Митрофана Воронежского. Вторая Хуторская ул., д. 40.
- Клуб фабрики «Свобода» (Дом культуры им. Горького) — архитектурный памятник в стиле конструктивизм[2], возведён архитектором К. С. Мельниковым а 1927—1929 годах. Вятская, 41А.
- Комплекс жилых домов по Писцовой улице (№ 16 разных корпусов и строений) считается[3] одним из ценных конструктивистских жилых комплексов 1920-30-х годов, архитектор Освальд Стапран, 1930 год.
Транспорт
На границе района находятся станции метро «Савёловская» и «Дмитровская», недалеко находится станция «Динамо».
Автобусные маршруты: 72, 727…
Примечания
Ссылки
1-я / 8-го Марта • 1-я / 2-я / 3-я улица Бебеля • Вятская • 4-й Вятский переулок • 1-я / 2-я Квесисская улица • Коленчатый переулок • Верхняя Масловка • Мирской переулок • Мирской проезд • Мишин проезд • Мишина • 3-й Нижнемасловский проезд • Старый / Петровско-Разумовский проезд • Писцовая • Полтавская • Раздельная • 1-я / 2-я Хуторская улица • 1-й / 2-й / 3-й / 4-й Хуторской переулок • Юннатов | ||
Районы САО: Аэропорт | Беговой | Бескудниковский | Войковский | Восточное Дегунино | Головинский | Дмитровский | Западное Дегунино | Коптево | Левобережный | Молжаниновский | Савёловский | Сокол | Тимирязевский | Ховрино | Хорошёвский |
dic.academic.ru
Савёловский район Северного административного округа (САО) города Москвы
Характеристика
Савёловский район входит в состав 16-и районов Северного административного округа города Москвы. Район занимает территорию в 270 гектаров в нём насчитывается 32 улицы и 1 станция метро (Дмитровская). Численность проживающего здесь населения составляет порядка 57 тысяч человек. Управление районом осуществляет Управа Савёловского района и прочие районные органы власти.
Карта Савёловского района города Москвы
Для корректной работы онлайн карты необходима поддержка javascript!
Связанные документы
Все документы (16)
Граница района
Граница Савёловского района проходит: по оси улицы Нижняя Масловка, далее по осям: улицы Верхняя Масловка и улицы 8 Марта, западной и северной границам автобусной станции «8 Марта», оси полосы отвода Рижского направления Московской железной дороги (МЖД), оси Бутырской улицы, оси эстакады на Новослободскую улицу, оси полосы отвода Алексеевской соединительной железнодорожной ветки МЖД до улицы Нижняя Масловка.
Соседние районы
Районы Москвы имеющие общую границу с Савёловским районом: Аэропорт, Беговой, Бутырский (СВАО), Марьина роща (СВАО), Тверской (ЦАО) и Тимирязевский.
Районы Северного округа Москвы
Список районов САО: Аэропорт, Беговой, Бескудниковский, Войковский, Головинский, Восточное Дегунино, Западное Дегунино, Дмитровский, Коптево, Левобережный, Молжаниновский, Савёловский, Сокол, Тимирязевский, Ховрино и Хорошёвский.
Административные округа Москвы
Смотрите также Северный административный округ (САО) города Москвы Административные округа и районы Москвыmosopen.ru
Савёловский район описание, карта границ и как добраться
Английское/латинское написание (транслит), почтовая транскрипция - Savyolovskij rajon
Обрахование Савёловского района было 5 июля 1995 года, а внутригородское муниципальное образование Савёловское было создано 15 октября 2003 года.
В Савёловском районе находится одна станция метрополитена «Дмитровская» Серпуховско-Тимирязевской линии.
К крупным улицам, проходящих через Савёловкий район можно отнести улицу Нижння Масловка (Третье транспортное кольцо), Бутырскую улицу и Башиловскую улицу.
Рядом с районом находится Савёловский вокзал и станция метрополитена «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Район имеет много историко-архитектурных зданий, в том числе и промышленного назначения, такие как фабрика «Свобода» выпускающая косметические изделия и туалетное мыло; фабрика «Вымпел» по выпуску различных швейных изделий.
Общая протяжённость границы Савеловского района- примерно 7,43 км.
Многофункциональный центр государственных услуг (МФЦ - «Мои документы») Савеловский район
Город Москва, улица Бутырская, дом 17А
Ближайшие станции метро: «Савёловская», «Дмитровская» Серпуховско-Тимирязевской линии и «Динамо» Замоскворецкой линии.
Единый справочный телефон: (495) 587-88-88
Часы работы: ежедневно с 8.00 до 20.00 без выходных
Управа Савеловского района
127083, город Москва, Петровско-Разумовский проезд, дом 5
Ближайшие станции метро: «Динамо» (Замоскворецкая линия) и «Савёловская» (Серпуховско-Тимирязевская линия)
Телефон: (495) 614-07-82 — справочная служба
Официальный сайт управы Савеловского района: http://sav.sao.mos.ru
Е-майл: [email protected]
Муниципалитет внутригородского муниципального образования Савёловское
127220, город Москва, Петровско-Разумовский проезд, дом 4 / 8
Ближайшие станции метро: «Динамо» (Замоскворецкая линия) и «Савёловская» (Серпуховско-Тимирязевская линия)
Телефон: (495) 656-40-22 — справочная служба
Е-майл: [email protected]
Жилищный отдел Савёловского района
125080, город Москва, Волоколамское шоссе, дом 7
Ближайшие станции метро: «Сокол» (Замоскворецкая линия)
Телефон: (495) 158-20-21
ГУ "ИС района Савеловский" (ЕИРЦ)
127083, город Москва, улица Мишина, дом 38
Ближайшие станции метро: «Динамо» (Замоскворецкая линия) и «Савёловская» (Серпуховско-Тимирязевская линия)
Паспортный стол: (495) 612-24-06
Абонентский отдел: (495) 656-32-72, (495) 614-65-10, (495) 612-31-62
Отдел по работе с юридическими лицами: (495) 612-55-61
Служба "одно окно": (495) 614-63-11
Адрес электронной почты: [email protected]
Управление социальной защиты населения Савёловского района
127083, город Москва, улица Верхняя Масловка, дом 24
Ближайшие станции метро: «Динамо» (Замоскворецкая линия)
Телефон: (495) 614-89-60 — справочная служба
Отделение по району Савёловский ОУФМС России по городу Москве в САО
127220, город Москва, 2-я Квесисская улица, дом 25
Ближайшие станции метро: «Динамо» (Замоскворецкая линия) и «Савёловская» (Серпуховско-Тимирязевская линия)
Телефон: (495) 609-66-81
Объединённый военный комиссариат Савёловского района
125047, город Москва, улица Бутырский Вал, дом 7
Ближайшие станции метро: «Белорусская» (Кольцевая линия) и «Белорусская» (Замоскворецкая улица)
Телефон: (495) 251-80-64 — дежурный
Отдел внутренних дел по району Савёловский
127220, город Москва, 1-я Квесисская улица, дом 28
Ближайшие станции метро: «Динамо» (Замоскворецкая линия), «Дмитровская» (Серпуховско-Тимирязевская линия) и «Савёловская» (Серпуховско-Тимирязевская линия)
Телефон: (495) 601-05-51, (495) 601-05-50 — дежурная часть
Савёловская межрайонная прокуратура
125284, город Москва, Хорошёвское шоссе, дом 16
Ближайшие станции метро: «Беговая» (Таганско-Краснопресненская линия)
Телефон: (495) 946-13-10 — канцелярия
Савёловский районный суд
125047, город Москва, улица Бутырский Вал, дом 7
Ближайшие станции метро: «Белорусская» (Кольцевая линия) и «Белорусская» (Замоскворецкая улица)
Телефон: (495) 250-40-31 — приёмная
Другие районы/муниципальные образования Северного административного округа (САО)
street-moscow.ru
Савеловский (район Москвы) - это... Что такое Савеловский (район Москвы)?
Северный административный округ | |
Площадь: | 2,6 км² |
Население: | 57,5 тыс. чел. |
Телефонные коды: | 157, 212, 213, 285, 611, 612, 613, 614, 685, 945, 975 |
Районные сети: | Prov.ru, Savelovo.net |
Официальный сайт | |
Савёловский — район в Москве. Расположен в Северном административном округе. Вдоль южной границы района проходит участок Третьего транспортного кольца Москвы.
Название район получил от Савёловского вокзала (который, однако, находится на территории соседнего Бутырского района), а тот в свою очередь получил название от дворцового села Савёлово (сейчас является частью города Кимры Тверской области).
Адрес управы: 127083, Петровско-Разумовский пр-д, д. 5
Местные СМИ: газета «Савёловский посад», студия кабельного телевидения «СКАТ».
Координаты: 55°48′37″ с. ш. 37°33′45″ в. д. / 55.810278° с. ш. 37.5625° в. д. (G)55.810278, 37.5625
Границы
Район находится на стыке Северного, Центрального и Северо-восточного административных округов Москвы.
Граница Савеловского района проходит по улицам Нижняя Масловка, Верхняя Масловка, улице 8-ого Марта, железнодорожной ветки рижского направления, Бутырской улице, эстакаде на Новослободскую улицу.
Герб
Утверждён решением Муниципального собрания 18.11.04 № 10/6
Геральдическое описание герба ():
В щите московской формы стропило, сопровождаемое: сверху справа в красном поле композицией из половинок шестерни справа и колеса слева, с наложенным гаечным ключом в столб; сверху слева в красном поле четырьмя перекрещенными колосьями; снизу в голубом поле кошелем с весами над ним. Все фигуры серебряные.
Серебряное стропило символизирует Савёловский вокзал. Композиция, состоящая из половинок шестерни, колеса и гаечного ключа, как символ транспорта и промышленности, напоминает о первом в Москве внутригородском паровозике — «паровичке», а также о проживании на территории муниципального образования в XVII веке посадских людей, ремесленников и торговцев. Четыре перекрещенных колоса символизируют основанный в 1823 году обществом сельского хозяйства Бутырский хутор. Кошель, сопровождаемый весами, символизирует торговое прошлое посадских людей.
Флаг района повторяет герб, с некоторым изменением пропорций.
История
Территория Савёловского района на карте Москвы 1917 года
История Савёловского и Бутырского районов во многом является общей — в современный Савёловский район вошла западная часть Бутырок. Это находит своё отражение в топонимах, например Савёловский вокзал находится на территории района Бутырский, а Бутырский рынок на территории района Савёловский.
Село Бутырки (в старину «бутырками» назывались мелкие селения, отделенные от крупных полем или лесом) лежало на древней дороге из Москвы в Дмитров, в настоящее время это Бутырская улица и Дмитровское шоссе.
В XVI веке Бутырками владел боярин Никита Романович Захарьин, дед первого царя из рода Романовых, Михаила Романова. В 1623 году они перешли к его сыну боярину И. Н. Романову и назывались деревней Бутыркиной, в которой было только два крестьянских двора.
К 1647 году деревня разрослась. Здесь была построена деревянная церковь Рождества богородицы (сейчас Бутырская улица, 56), и деревня стала называться «село Рождествено на Дмитровской дороге»
«да в селе (было) пашенных крестьян 12 дворов, людей в них 31 человек, промышленных работных и бобыльских дворов 67, людей в них 120 человек».
То есть уже в XVII веке здесь было 80 процентов ремесленников.
В 1667 г. «село Бутыркино отдано под селидьбу солдатам Матвеева полка Кравкова» (стрельцам). Тут же были поселены пленные поляки и литовцы. В конце XVII века здесь размещался Бутырский полк под командованием любимца Петра I генерала Гордона.
Полк был переведен в Смоленск, и в 1767 г. военное ведомство передало слободу в ведение полиции. В это время в слободе находилось уже 262 двора военнослужащих, солдатских жен и вдов и 94 двора «разночинческих», в том числе «купецких, господских людей и крестьян разных вотчин, дошедших к ним от военно-служащих безо всяких крепостей, по одним только поступным письмам». Полиция не хотела было брать слободу в свое ведение, но Сенат обязал включить ее в состав города, причислив к 5-й (Сущевской) части, разбив на два квартала и поставив будки, в «которые посылать на караул с дворов обывательских». Таким образом, слобода стала частью города.
В 1742 г. Бутырская слобода был отделена от города Камер-Коллежским валом, на котором появилась Миусская (Бутырская) застава. Но даже в середине XIX в. между Бутырской заставой и Ново-Дмитровской (Новослободской) слободой находились огромные, почти незастроенные участки земли.
В 1808 г. в слободе было всего 807 га земли. Все земли принадлежали церкви Рождества богородицы. В слободе стояло 134 дома. Из прудов села вытекала река Неглинная.
В 1823 году за Бутырской слободой Обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для проведения сельскохозяйственных опытов.
В 1843 году московский купец Ралле, будучи одновременно французским подданным, основал парфюмерную фабрику, ныне именуемую объединением «Свобода».
Бутырская улица особенно оживилась после открытия в 1865 году севернее Бутырок Петровской земледельческой и лесной академии, между академией и Бутырками появилось много дач московских жителей.
В истории района заметное место занимает история городского транспорта столицы. В 1886 г. по Бутырской улице от Бутырской заставы до академии стал ходить «паровичок» — маленький паровоз с пятью-шестью вагончиками трамвайного типа. В первые годы перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок (мозаичное изображение на эту тему можно найти на путевых стенах станции метро «Савёловская»). В 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель Константин Паустовский.
В 1880-х годах между Бутырками и Бутырским хутором в конце Бутырской улицы прошла соединительная железнодорожная ветка между Николаевской (Октябрьской) и Александровской (Белорусской) железной дорогами. Ветка специально предназначалась для передачи царских поездов с одной дороги на другую, почему и называлась Царской.
В 1897—1899 годах параллельно Бутырской улице была проложена Савёловская железная дорога к Верхней Волге, а в 1902 в начале улицы появился Савёловский вокзал.
А в 1899 году из депо на Нижней Масловке вышел первый московский электрический трамвай, его маршрут пролегал от современной Пушкинской площади, через Бутырскую заставу, по Масловке в Петровский парк.
В конце XIX века появилось несколько предприятий: парфюмерная фабрика Ралле, прядильная фабрика Анонимного общества, меднолитейный и арматурный завод Дергачева и Гаврилова, чугунолитейный завод Густава Листа и др.
В 1922 году паровичок был заменен трамваем. Позже улица была освобождена и от трамвая (он прошел по соседней Вятской улице), асфальтирована, и по ней стали ходить троллейбусы.
Территория вошла в Свердловский район Москвы, который тянулся узкой полосой из центра Москвы и включал так же Красную площадь.
В 1965 году в районе Нижней Масловки преобладали частные деревянные дома, во многих дворах держали домашнюю птицу, коров.
В 1966 около вокзала была сооружена трёхуровневая Савёловская эстакада.
31 декабря 1988 года была открыта станция метро Савёловская, а в 1991 Серпуховско-Тимирязевская линия метро была продолжена, открылась станция Дмитровская.
В 2001 году была построена транспортная развязка на пересечении улиц Нижная Масловка и Новая Башиловка, по ним прошло Третье транспортное кольцо.
Улицы района
- Верхняя и Нижняя Масловки — до начала XX века без названия. Назывались Бутырским проездом, Коммунистической улицей (1918—1922). Названия произошло по одной версии от находившейся здесь в XVII-XVIII веках пустоши Маслова, по другой версии от имени С. А. Маслова (1793—1879), общественного деятеля, секретаря Московского общества сельского хозяйства, создателя опытного хозяйства на Бутырском хуторе. [1]
- Вятская — название известно с XIX века, вероятно искажённое от Вязкая (грязная, болотистая).
- Башиловская — называлась также Башиловка и Старая Башиловка. Башиловкой называлась местность, принадлежавшая начальнику Кремлёвской экспедиции генералу А. А. Башилову (1807—1854), устроившему здесь, в 30-х гг. XIX века улицы и аллеи, а также театр и зал для пения («воксал») в Петровском парке.
- Полтавская — бывшая Пресненская (по реке Пресня, которая была заключена в коллектор в 1908 году). Получила современное название в 1922 году в честь Полтавской битвы русских войск со шведами в 1709 году. Здесь до 1767 года стоял Бутырский полк, принимавший участие в Полтавской битве.
- Петровско-Разумовский проезд — назван по своему направлению к старинному подмосковному селу Петровско-Разумовское, в название села вошли фамилии богатых вельмож Разумовских и часть имени Высокопетровского монастыря, который владел соседними землями.
- Восьмого Марта — раньше называлась Истоминский проезд (по фамилии одного из домовладельцев). Переименована в 1936 году в честь Международного женского дня.
- Мишина — до 1922 года Михайловская улица. Названа, вероятно, по фамилии одного из домовладельцев.
- Бебеля — бывшие Церковные улицы (по находившейся вблизи церкви). Переименована в 1922 году в честь Августа Бебеля (1840—1913) — одного из основателей и руководителей германской социал-демократической партии и 2-го Интернеционала.
- Квесисские — бывшие 1-я и 2-я Богородицкие улицы, Рождественнская улицы (по церкви Рождества Богородицы в Бутырках, возведённой в 1647 году). Переименована в 1924 году в честь Юлиуса Карловича Квесиса (1892—1918), рабочего Военно-артиллерийского завода, члена Бутырского районного комитета коммунистической партии, участника боёв 1917 года на подступах к Кремлю.
- Писцовая — название известно, по крайней мере, с 1907 года. По утверждению старожилов, названа из-за того, что один из жителей пытался завести здесь ферму по выращиванию песцов.
- Хуторские — бывшие Царские улицы, по проходящей в начале XX века соединительной ветке Октябрьской и Московской железной дороги, которая называлась Царской, так как служила для передачи царских поездов с одной дороги на другую. Переименованы в 1922 году в связи с расположением вблизи бывшего Бутырского хутора Общества сельского хозяйства.
- Юннатов — бывшие Главная (по относительному значению среди соседних) и Николаевская (по домовладельцу) улицы. Переименована в 1956 году, по находящейся здесь Станции юных натуралистов.
- Коленчатый пер. — бывший Соколовский переулок. Переименован в 1924 году как примыкающий к одноименной улице (сейчас уже несуществующей). Переулок имеет излом — колено.
Промышленность и экономика
- Фабрика косметических изделий и туалетного мыла «Свобода». Здание фабрики построено в 1846 году и принадлежало торговому дому «Товарищество Ралле и К», являвшимся поставщиком российского императорского двора. Сейчас к препдприятию подходит соединительная железнодорожная ветка от станции "Гражданская" Рижской дороги.
- Швейна фабрика «Вымпел». Была создано в 1914 году, когда военно-обмундировальная мастерская при Бутырской пересыльной тюрьме начала изготовление шинелей и мундиров. На выпуск гражданского ассортимента мастерская перешла в 1918 году.
- Бутырский рынок.
- Кинотеатр «Прага».
- Коммерческий банк "Банк БФТ".
Образование
Восемь общеобразовательных школ, два колледжа (на конец 2005 года).
Архитектурные памятники
Клуб фабрики «Свобода» на Вятской улице
- Храм святителя Митрофана Воронежского — заложен в 1892 году при детских приютах на средства видного благотворителя Митрофана Семёновича Грачёва (архитектор — Г. А. Кайзер). Митрофан Воронежский — святитель петровского времени, пользовался большим уважением у царя и любовью в народе, признан покровителем русского флота. Храм освящен в 1895 году, а в 1933 году закрыт, пятиглавие и колокольня разрушены, как и здания приютов. В феврале 1990 года богослужения возобновились. Главная святыня храма — чудотворная икона Митрофана Воронежского. Вторая Хуторская ул., д. 40.
- Клуб фабрики «Свобода» (Дом культуры им. Горького) — архитектурный памятник в стиле конструктивизм[2], возведён архитектором К. С. Мельниковым а 1927—1929 годах. Вятская, 41А.
- Комплекс жилых домов по Писцовой улице (№ 16 разных корпусов и строений) считается[3] одним из ценных конструктивистских жилых комплексов 1920-30-х годов, архитектор Освальд Стапран, 1930 год.
Транспорт
На границе района находятся станции метро «Савёловская» и «Дмитровская», недалеко находится станция «Динамо».
Автобусные маршруты: 72, 727…
Примечания
- ↑ Данные о названиях улиц приведены по книге Имена московских улиц: топонимический словарь. — М.: ОГИ, 2007. ISBN 5-94282-432-0
- ↑ Наталья Титова Конструктивно о конструктивизме
- ↑ Елена Соловьёва. Концепция сохранения, а также реконструкции и развития территорий жилой застройки 1920—1930 гг. // Архнадзор. 24 февраля 2008
82; 84,692,22
Ссылки
1-я / 8-го Марта • 1-я / 2-я / 3-я улица Бебеля • Вятская • 4-й Вятский переулок • 1-я / 2-я Квесисская улица • Коленчатый переулок • Верхняя Масловка • Мирской переулок • Мирской проезд • Мишин проезд • Мишина • 3-й Нижнемасловский проезд • Старый / Петровско-Разумовский проезд • Писцовая • Полтавская • Раздельная • 1-я / 2-я Хуторская улица • 1-й / 2-й / 3-й / 4-й Хуторской переулок • Юннатов | ||
Районы САО: Аэропорт | Беговой | Бескудниковский | Войковский | Восточное Дегунино | Головинский | Дмитровский | Западное Дегунино | Коптево | Левобережный | Молжаниновский | Савёловский | Сокол | Тимирязевский | Ховрино | Хорошёвский |
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Савёловский район — WiKi
История Савёловского и Бутырского районов во многом является общей — в современный Савёловский район вошла западная часть Бутырок. Это находит своё отражение в топонимах, например Савёловский вокзал находится на территории района Бутырский, а Бутырский рынок на территории района Савёловский.
Село Бутырки (в старину «бутырками» назывались мелкие селения, отделенные от крупных полем или лесом) лежало на древней дороге из Москвы в Дмитров, в настоящее время это Бутырская улица и Дмитровское шоссе.
В XVI веке Бутырками владел боярин Никита Романович Захарьин, дед первого царя из рода Романовых, Михаила Романова. В 1623 году они перешли к его сыну боярину И. Н. Романову и назывались деревней Бутыркиной, в которой было только два крестьянских двора.
К 1647 году деревня разрослась. Здесь была построена деревянная церковь Рождества Богородицы (сейчас Бутырская улица, 56), и деревня стала называться «село Рождествено на Дмитровской дороге»
«да в селе (было) пашенных крестьян 12 дворов, людей в них 31 человек, промышленных работных и бобыльских дворов 67, людей в них 120 человек».
То есть уже в XVII веке здесь было 80 процентов ремесленников.
В 1667 г. «село Бутыркино отдано под селидьбу солдатам Матвеева полка Кравкова» (стрельцам). Тут же были поселены пленные поляки и литовцы. В конце XVII века здесь размещался Бутырский полк под командованием любимца Петра I генерала Гордона.
Полк был переведен в Смоленск, и в 1767 г. военное ведомство передало слободу в ведение полиции. В это время в слободе находилось уже 262 двора военнослужащих, солдатских жен и вдов и 94 двора «разночинческих», в том числе «купецких, господских людей и крестьян разных вотчин, дошедших к ним от военно-служащих безо всяких крепостей, по одним только поступным письмам». Полиция не хотела было брать слободу в своё ведение, но Сенат обязал включить её в состав города, причислив к 5-й (Сущевской) части, разбив на два квартала и поставив будки, в «которые посылать на караул с дворов обывательских». Таким образом, слобода стала частью города.
В 1742 г. Бутырская слобода был отделена от города Камер-Коллежским валом, на котором появилась Миусская (Бутырская) застава. Но даже в середине XIX в. между Бутырской заставой и Ново-Дмитровской (Новослободской) слободой находились огромные, почти незастроенные участки земли.
В 1808 г. в слободе было всего 807 га земли. Все земли принадлежали церкви Рождества богородицы. В слободе стояло 134 дома. Из прудов села вытекала река Неглинная.
В 1823 году за Бутырской слободой Обществом сельского хозяйства был построен Бутырский хутор для проведения сельскохозяйственных опытов.
В 1843 году московский купец Ралле, будучи одновременно французским подданным, основал парфюмерную фабрику, ныне именуемую объединением «Свобода».
Бутырская улица особенно оживилась после открытия в 1865 году севернее Бутырок Петровской земледельческой и лесной академии, между академией и Бутырками появилось много дач московских жителей.
В истории района заметное место занимает история городского транспорта столицы. В 1886 г. по Бутырской улице от Бутырской заставы до академии стал ходить «паровичок» — маленький паровоз с пятью-шестью вагончиками трамвайного типа. В первые годы перед паровичком скакал на лошади мальчишка-форейтор, трубивший в рожок (мозаичное изображение на эту тему можно найти на путевых стенах станции метро «Савёловская»). В 1914 году кондуктором на этом маршруте работал писатель Константин Паустовский.
В 1880-х годах между Бутырками и Бутырским хутором в конце Бутырской улицы прошла соединительная железнодорожная ветка между Николаевской (Октябрьской) и Александровской (Белорусской) железной дорогами. Ветка специально предназначалась для передачи царских поездов с одной дороги на другую, почему и называлась Царской.
В 1897—1899 годах параллельно Бутырской улице была проложена Савёловская железная дорога к Верхней Волге, а в 1902 в начале улицы появился Савёловский вокзал.
А в 1899 году из депо на Нижней Масловке вышел первый московский электрический трамвай, его маршрут пролегал от современной Пушкинской площади, через Бутырскую заставу, по Масловке в Петровский парк.
В конце XIX века появилось несколько предприятий: парфюмерная фабрика Ралле, прядильная фабрика Анонимного общества, меднолитейный и арматурный завод Дергачева и Гаврилова, чугунолитейный завод Густава Листа и др.
Бойцы всевобуча маршируют возле стадиона "Автомобилист". 1941 год.В 1922 году паровичок был заменен трамваем. Позже улица была освобождена и от трамвая (он прошёл по соседней Вятской улице), асфальтирована, и по ней стали ходить троллейбусы.
Территория вошла в Свердловский район Москвы, который тянулся узкой полосой из центра Москвы и включал так же Красную площадь.
В 1965 году в районе Нижней Масловки преобладали частные деревянные дома, во многих дворах держали домашнюю птицу, коров.
В 1966 около вокзала была сооружена трёхуровневая Савёловская эстакада.
31 декабря 1988 года была открыта станция метро Савёловская, а в 1991 Серпуховско-Тимирязевская линия метро была продолжена, открылась станция Дмитровская.
В 2001 году была построена транспортная развязка на пересечении улиц Нижняя Масловка и Новая Башиловка, по ним прошло Третье транспортное кольцо.
ru-wiki.org