Туристическая информация о г. Семенов. Семенов нижегородская область
Семёнов: достопримечательности | Культурный туризм
Старинный Семёнов на Керженце являет собой яркий пример тихого уездного города в сочетании с природными красотами и украшенный сооружениями советской эпохи.
Город возник в начале XVII века как поселение старообрядцев, впервые упоминается в 1644 году как селишко Семёновское, в 1717 году — село Семёново. С 1779 года — уездный город Семёновского уезда Нижегородского наместничества (с 1796 года — Нижегородская губерния). В Семёнов привозились из окрестных деревень выточенные ложки-баклуши и «щепной» товар (подносы, чашки, туеса и т. п.), которые после отделки и окраски отправлялись на Нижегородскую ярмарку. В XIX — начале XX века — центр старообрядчества, единственное место в России, где изготовлялись кожаные лестовки-чётки для старообрядцев.
В Семёнове развит художественный промысел — хохломская роспись (с 1916 года, зародилась в селе Хохлома Ковернинского района). В 1925 году создана артель «Кустарь-художник», с 1931 — артель «Экспорт», впоследствии «Хохломская роспись» (преобразована в 1960 году в фабрику, в 1970 году реорганизована в одноимённое художественное объединение). Характерны деревянные токарные изделия с росписью «под фон» с золочёным, виртуозным по рисунку узором (причудливые садовые цветы) на красном или чёрном фоне.
Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская сёменовская матрёшка, которую сегодня знает весь мир (семёновская матрёшка отличается жёлто-красным фоном и ярким букетом цветов на фартуке). В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио (Япония) была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-местная (ни до, ни после нигде в мире не изготавливалось подобной матрёшки; создать этот уникальный экземпляр игрушки позволили высокий профессионализм и фантазия работников фабрики). На сегодняшний день художественная фабрика отправляет на экспорт более 60% своей продукции.
В городе созхранился небольшой исторический квартал с провинциальными домами XIX века, несколько купеческих домов и усадеб.
Семенов история города, современность и достопримечательности
О городе
Как известно, нижегородское Заволжье с XVII века – это лесной, даже дремучий край старообрядцев, живших в скитах и подвергавшихся террору со стороны приверженцев никонианской реформы и центральной власти. Многие поселения старообрядцев были порушены, но некоторые из таких деревень выжили и стали крупными поселениями. Город Семенов в их числе.
Он возник поначалу как очередное селение в лесах Заволжья, и всего за 50 лет разросся до уездного города. Свое название город получил, вероятно, от имени основателя или владельца поселения. Примерно через век после основания по данным переписи в уездном Семенове было боле пятисот дворов.
Уже в то время в Семенов свозили из окрестных деревень изделия из дерева или «щепной товар» (иными словами – посуду и бытовые мелочи). На местных кустарных предприятиях эти изделия раскрашивались и перепродавались на крупнейшей в стране Нижегородской Ярмарке.
Поскольку Семенов – город старообрядческий, то и центральная часть города была застроена особняками и каменными домами купцов, выходцев из старообрядцев. Ведь, как известно, из приверженцев старых религиозных порядков получались превосходные дельцы и промышленники.
С 1918 года производство продукция, украшенная «хохломской росписью», которую привозили из Семенова, поставили «на поток»: в городе создавались артели, фабрики по раскраске самых разнообразных изделий. Ввиду своей удаленности, Семенов избежал серьезных потрясений и разрушений в неспокойную первую половину XX века.
Семенов сегодня
Сегодня город к северу от областного центра славен на всю страну и за ее пределами своей росписью, хотя зародилась «хохлома» в одноименном селе Ковернинского уезда. Тогда же сформировался традиционный колористический стиль: черный или красный фон с росписью золоченым. Основным сюжетом является природа, сказочные сюжеты.
Семенов по-прежнему тих и уютен, несмотря на то, что летом здесь много туристов и делегаций. Едут они не только посмотреть на хохломские промыслы, но и на озеро Светлояр, которое находится совсем неподалеку.
Город является важным пунктом в железной и автомобильной дорогах на Киров и по пути на озеро Светлояр. В городе бережно относятся к давним русским традициям и обычаям.
Достопримечательности Семенова
Старинный Семенов на Керженце являет собой яркий пример тихого уездного города, в сочетании с природными красотами и украшенный сооружениями советской эпохи.
Церкви
Никольская старообрядческая церковь. Это главное религиозное сооружение Семенова. Действующая Никольская церковь – старообрядческая, недавно была отремонтирована. Изначально она была выполнена в сочетании двух стилей – византийского и русского. Церковь одноглавая, и построению относится к типу храмов в форме «корабля».
Всехсвятская (кладбищенская) церковь. Этот храм выполнен в схожем с Никольской церковью стиле, формируя как бы композиционную общность. Церковь расположена в непосредственной близости от городского вокзала, так что ее довольно хорошо видно.
Скит Новый Шарпан. Это убежище старообрядцев было основано в 60-е годы XIX века. Как следует из названия, ранее неподалеку находился другой скит – Шарпан, но он был сожжен сторонниками никонианских реформ.
Перед уничтожением из скита успели увезти чудотворную икону Казанской Богоматери. В Новом Шарпане скит стал женским, и по сей день сюда могут приезжать старообрядцы для поклонения.
Осинковский святой колодчик. Пусть этот объект находится неподалеку от города, но его посещение – обязательно при случае, если вы будете в Семенове. Возле деревни Осинки был древнеправославный скит, причем довольно крупный, так что в некоторых документах его именуют монастырем.
Здесь можно увидеть остатки келий, разрушенных в годы гонений на старообрядцев. Тут же бьет чистейший источник, который и называют колодчиком. Вода в нем всегда холодная.
Места прогулок
Улицы города. Да-да, фасады деревянных домов на улицах Семенова весьма привлекательны для осмотра приезжими туристами в городе. Здесь очень бережно относятся к архитектурному наследию, старым домам и постройкам. Традиции народной резьбы и росписи по дереву передаются и сегодня от мастера к ученикам. Отличием семеновской школы резьбы местные здания украшены не глухой, а накладной резьбой.
Кроме того, дома местных жителей украшены примечательными ажурными бордюрами. А насколько причудливо украшены ставни, наличники и карнизы сможет оценить каждый, кто пройдется по старинным улочкам Семенова.
Усадьбы. Кроме того, в центральной части города еще сохранились каменные усадьбы, принадлежавшие богатым предпринимателям Семенова. Например, усадьба В. Ханыкина, особняк Г. Витушкина.
Здание Романовского училища. Это сооружение примечательно тем, что было отстроено в честь 300-летнего юбилея дома Романовых (было это в 1913 году). В течение своей долгой истории в здании училища находились различные учебные заведения. Само здание многократно перестраивалось и реконструировалось, так что от первоначального облика сохранилось немногое. Однако это здание хранит в себе дух времени и выделяется на фоне остальных городских построек.
Историко-художественный музей
Музей находится в особняке купца-старообрядца П. Шарыгина. Основной темой экспозиции является история заволжского края. Главными экспонатами в музее являются образцы резьбы, причудливые находки в окрестных лесах, коллекции игрушек разных годов. Неподдельный интерес у посетителей вызывает посуда и изделия, украшенные хохломской росписью.
Главной ценностью музея является экспозиция купеческого быта, в которой представлена мебель из дорогих материалов и выполненных в самых изысканных стилях того времени. Посетителям демонстрируются поделки монахинь окрестных монастырей.
Также в городе есть Музей народного быта - "Дом Семёна Ложкаря". Весь комплекс построен по русским традициям XIX века. Посетители могут окунуться в настоящий русский быт, своими глазами увидеть, как жили наши предки, а также поучаствовать в различных интересных мероприятиях, посмотреть на фольклорный концерт или принять участие в мастер-классах.
Памятники
Памятник Б. Корнилову. Известный поэт, написавший десятки популярных песен, был расстрелян в возрасте 31 года. Однако своего земляка в Семенове помнили всегда, и установили в память о нем монумент к 60-летию поэта.
Бюст Героя Социалистического Труда В. Кузнецова. Немногие жители Семенова знают, что их земляк прошел путь от обычного рабочего до первого заместителя председателя Президиума Верховного Совета Советского Союза! Всего за 10 лет В. В. Кузнецов стал дважды Героем Труда, и в честь этого ему установили памятник в центре Семенова.
Площадь «Трех мужиков». На одной из центральных площадей Семенова в годы советской власти был установлен памятник трем коммунистам – И. Козлову, А. Дельфонцову, Н. Завьялову. Мало кто помнит о вкладе этих семеновцев в революционную борьбу за советскую власть, оттого памятник в простонародье называют «тремя мужиками», а территорию вокруг – площадью «Трех мужиков».
www.tour52.ru
История города Семёнов. | Нижний Новгород и Нижегородская область.
Если у волжского лугового берега, против которого на противоположной стороне реки на горах высился Нижний Новгород, было довольно оживленно и починки возникали за починками, подобные невеликой Никольской слободке, ставшей потом городом Бором, то в глубине лесного Заволжья еще долго все оставалось в первобытном состоянии. И удивительно, что на карте России, составленной в начале семнадцатого века по чертежу царевича Федора Борисовича Годунова, среди ясно обозначенных Москвы, Нижнего Новгорода, Балахны, Юрьевца оказалось несколько в стороне и селение Хохлома, что стояло на речке Ведомости — малом притоке Узолы. О Семенове же в ту пору еще и упоминания не было.
Да, исключительный случай. И, как сейчас представляется, вовсе не случайная мировая популярность. Семенов же обрел широкую известность на крутой волне церковного раскола. Но это произошло значительно позднее. Глухие незаселенные места, дремотная речка Белая Санохта, втекающая в Керженец, бездорожье все это позволило безбоязненно вести раскольничью скитскую жизнь в так называемой Монастырщине или, по-иному, Семибратской долине с центром в Семенове.
Первое упоминание о Семенове относится к 1645 году, который проставлен в платежнице, где недоимщиком указан крестьянин Никифорка Щетинин «с селишка Семеновского в Елизарьевском ухожее, что было на оброке у боярина Бориса Ивановича Морозова», не уплативший за сенной покос. Кстати, Елизарьевский ухожей (участок) занимал немалое пространство между левым берегом Волги против села Работки и рекой Санахтой. Широкая пойма Санахты была очень удобна для покосов. Увы, остается неясным вопрос, кто основал селишко. Очевидно, что это был не помещик Елизарий Жедринский, по имени которого назывался ухожей, а кто-то из поселенцев, работающих на него. По всей видимости, прежде всего надо иметь в виду бортников, плативших своему хозяину «медвяные оброки». Бортничество в заволжских лесах было весьма распространено. Среди первых бортников Елизарьевского ухожея известны два Семена, поселившихся в глухом месте. Можно предположить, что один из них, а, вполне допустимо, из их детей — Семеновичей Сережки или Дружинки и назвал свое малое селенье на левом берегу Санохты Семеновским. Есть и такая догадка: основателем является некий крестьянский Семен, чей сын Ивашка подвергся обложению за мед и полкуницы, что отмечено на платежнице 1608 года. Как бы ни происходили события, связанные с возникновением и названием нового поселения, ясно — это могло случиться в первой половине семнадцатого века, еще до раскола, до его рокового гибельного обострения, когда из-за вмешательства власти появились гонители и гонимые среди одного истребляющего себя народа.
Между прочим, пытливый краевед Арсений Майоров приводит в своей книге «Семенов. Легенды. Предания. История» восемь версий-легенд о возникновении Семенова. Это легенды о Семенах — ложкаре, бортнике, стрельце, раскольнике, бунтаре-разинце, который спасся в заволжских дебрях после разгрома ватаг Стеньки Разина, соловецком монахе, посадском сотнике-новгородце и, наконец, о купце Афанасии Павловиче Носове, который якобы владел тайной появления починка Семеновского и точно на том месте, где стояла самая первая изба, топившаяся по-черному и крытая соломой, построил прекрасный особняк с балконом, а рядом с ним старообрядческую церковь. К началу XVIII столетия починок Семёновский был уже довольно люден со своим прибыльным базаром, зарождающимися ремёслами и, конечно, скоплением приверженцев старой веры, которые в самом починке и вблизи него даже проводили «соборы», куда сходилось немало ревнителей аввакумовских заповедей из разных скитов. Были в селении в то время приказные избы, хлебные магазины, канцелярия скитских управленческих дел, а пребывавший в начале нового века в сане игумена знаменитый преследователь староверов Питирим радел о скорейшем возведении православного храма «ради лучшего раскольников обращения» в истинную веру. По его неотступному настоянию была построена в Семенове церковь Сретения Господня.
Число жителей постоянно росло, и починок стал крупным торговым селом, где сложились благоприятные условия для самой различной деятельности, способствующей развитию лесного края. Мало того, незаметно складывался здесь центр притяжения старообрядцев, упорно насаждающих высокую культуру рукописных книг, нерушимый русский обиход, прадедовы заветы и древнюю иконопись. И надо сказать, неуступчивость и зачастую жертвенность старообрядцев способствовали тому, что, несмотря на все притеснения, они не теряли своего влияния ни в Семенове, ни во всем кержацком крае. А жизнь шла своим чередом, постоянно меняя одни нововведения на другие. Как отмечал в своем труде Иван Александрович Милотворский, «село Семенове принадлежало ведомству Главной Дворцовой канцелярии и коллегии экономии. Тогда в Дворцовое ведомство входили крестьяне — дворцовые, государевы, конюшенные, сокольи, помытчики и удельные. Государевы дворцовые земли и волости упоминаются еще в XV веке. Они подчинялись сначала Приказу Большого Дворца, а затем с 1705 года Канцелярии дворцовых дел. Непосредственно крестьянами заведовали приказчики, а позднее управители. В 1774 году приказчиков заменили старосты и выборные, подчинявшиеся Управительским конторам. Павел I в заботах о средствах для членов императорской фамилии учредил Удельные ведомства, и дворцовые крестьяне стали называться удельными. Им жилось лучше, чем помещичьим, но все же не так хорошо, как казенным, из-за произвола приказчиков и управителей. Удельные крестьяне платили определенный оброк, в большинстве необременительный». Стало быть, семеновцы в своем далеке и как бы на отшибе не несли бремени повального закабаления, и дух вольности не покидал многих из них, тем самым сохраняя в лесном народе достоинство и потребность в истине, исключая, конечно, бесноватых начетчиков.
Если бы не кончающиеся притеснения старообрядцев, не гонения на них, не заклейменность, жизнь в Семенове и округе могла бы считаться вполне сносной. Но и сейчас памятно, как в 1737 году были воинствующим Питиримом закрыты все скиты, а их обитатели высланы. Такая жестокость вызывала не только отторжение власти и господствующей церкви, а вынуждала сопротивляться им и даже восставать на них. Нет, не было спокойствия в керженских лесах, затаенных, угрюмых, настороженных. Обманчивая тишина царила повсюду, приучая держать язык за зубами. И многое осталось скрытым и недоступным. Согласно росписи Балахнинского уезда Керженской волости села Семенова за 1742 год, приход села состоял из него самого собственно и 17 прилегающих к нему деревень. Непосредственно в селе насчитывалось 48 дворов с населением 440 человек мужского и женского пола; во всех деревнях — Дьяково, Носово, Содомово, Колосково, Оленево, Медведево, Зуево, Деяново, Филиппово, Шадрино и остальных — было 170 дворов. Всего, значит, 218 дворов со взрослым населением более тысячи человек. В составленной ровно через десять лет такой же «исповедной» росписи общее число дворов составило уже 276, а взрослых жителей 1362. Рост — налицо. Несмотря ни на какие катаклизмы, у Семенова была перспектива. А это свидетельствовало о том, что на Керженце Верили в свою стойкость и свою правду.
Не случайно возникают города, не случайно возник и Семенов. Среди глуши, с нелегкой судьбой и горькими утратами он рос и набирал силу, чтобы заявить о себе великими подвижниками и тружениками, светлыми умами и самородными талантами, воинами и страстотерпцами во имя любви и красоты, русского исповедального слова и благословенного Отечества. Императрица Екатерина II, безусловно, была осведомлена о том, что представляет собой в заволжской глухомани село Семеново. Едва ли оно выделялось чем-то примечательным из множества других российских сел, жизнь которых была убога и тягостна в нужде и натужном труде, где из крестьян никак не выходило мещан, сколько бы ни старались произвести такое преображение власти. И все же имелось одно существенное отличие. Семеново притягивало к себе изрядное количество деятельного народу, в значительной степени бродячего и беглого, смутьянов и еретиков, в числе которых немало было старообрядцев. Прошло всего пять лет после того, как в Москве, на Болотной площади свершилась казнь над главным бунтовщиком Емелькой Пугачевым, пролившим много дворянской крови и нещадно расправлявшимся со всеми, кто преграждал ему путь. Целые губернии охватывало волнение, повсюду полыхали зловещие пожары и творились расправы. А ведь на холщевых знаменах пугачевцев был изображен восьмиконечный раскольничий крест и на Волге, а особенно за Волгой в кержацких уремах таилось скопище тайных пособников злодея — мятежных старцев вроде многомудрого вещателя Пахомия и других скрытников, кто не уставал глаголить о каре Господней для властолюбцев-притеснителей. Сулил в своем манифесте разбойник Емелька, прикинувшийся царем Петром Федоровичем, то есть убиенным мужем самой Екатерины, великие блага сермяжному люду. Нет, вовсе не стремилась мудрая Екатерина, хоть и называла себя последовательницей сурового Петра I, к расправам над старообрядцами, которым даровала полные гражданские права вместе со свободой вероисповедания, и не стала зорить скиты, но помыслила о том, что и в самой отдаленной российской глубинке должно иметь место непосредственное влияние государевой власти на все происходящее там, что везде необходимо неусыпное государево око, а также должен быть стимул для всестороннего развития и всеобщего процветания. Иначе в громадной империи не связать концы с концами. Нет, не страх перед новыми Пугачевыми, а неподдельная забота о России, о русском народе, чей язык и обычаи она близко приняла к сердцу, вера в славное будущее державы, перед которой уже заискивала Европа и потенциальные возможности которой могли потрясти любого политика, руководили Екатериной Великой, взявшейся за назревшую административную реформу. Семенов должен был стать одним из малых, но, как все остальные, необходимых звеньев, что в общей связи составили бы надежную основу прогрессивного государственного устройства без, в конечном счете, крепостнических пут. Исторический указ Екатерины за номером 207 был подписан в Санкт-Петербурге 5 сентября 1779 года.Так,что с осени 1779 года Семенов официально стал называться городом. Но, собственно говоря, настоящим городом ему еще предстояло стать. Первым делом взялись за планировку хаотично расположенного уездного центра. Город был представлен на чертеже в виде правильного четырехугольника с пятью площадями. Предусматривались места для казенных построек, для храма на Базарной площади, которая должна стать Соборной, для разных публичных учреждений. Также полагалось окружить город земляным валом и рвом — опасность разбойных нападений после недавнего пугачевского бунта не исключалась. Семенов получил свой герб. На гербе был изображен губернский олень и в золотом поле конический штабель бревен или, как пояснялось «костер», сложенный пирамидою стесанных стволов, означающих, что в окрестных местах заготовляется «великое количество» строевого леса. С гербом дело обстояло как надо, а вот с перестройкой Семенова вышла заминка. Во-первых, помешал пожар, спаливший полгорода, а, во-вторых, когда Екатерину Великую сменил на троне ее сын Павел I, он не все затеи своей матушки принял к исполнению, считая их поспешным или несообразными. По именному императорскому указу от 20 мая 1798 года, который поступил в Нижний Новгород, следовало «в городах здешней губернии, которые еще по высочайше опробованным планам не построились, к построению пооным не принуждать, а позволить им по желании строиться на прежних их местах, соображаясь местному положению и с состоянием и выгодами обывательскими, а при том и к каменному строению принуждения не делать». Таким образом, екатерининская планировка, осуществленная не до конца, дополнилась Павловским разрешением поступать сообразно здравому смыслу. Кстати, занимавший в то время место нижегородского губернатора энергичный Андрей Лаврентьевич Львов сумел добиться высочайшего разрешения иметь местным староверам молельные дома и священников, что и было узаконено в специальном указе и чем воспользовались старообрядцы не только во всей округе, но и в других губерниях. Что из себя представлял Семенов к началу XIX века? Вероятно, то же самое, что и множество других уездных городов. Непролазная грязь по весне и осени, снежные заносы в зимнюю пору, пылища летом в ветреную погоду, оседавшая на крыши, дворы, огороды и придорожный чертополох. И курные, крытые посеревшей соломой избы с мутными окнами. И деревянные подгнившие мостки на улицах. И глухие покосившиеся заборы. Постоялый двор, конюшни, амбары, сенные сараи, ветряк на отшибе, пожарная каланча. А поздними холодными вечерами ни зги, только собачий лай да чья-то пьяная ругань у кабака и разбойный свист куражливой ватажки загулявших парней. У набожных же людей зажженные лампадки перед киотами и дол- ГИЙ молитвенный шепот, и лестовка в заскорузлых натруженных руках, и мученические, а то и суровые глаза, что видели много надсадной работы и мало праздничного веселья, на Пасху, на Троицу и на Медовый Спас. Семеновский городничий был обеспокоен появлением в округе беглых солдат и крестьян, которые доставляли немало хлопот. Наместническое Управление из Нижнего запрашивало, «не происходило ли в Семеновской округе при продаже питий от содержателей или сидельцев какой-либо лености или нерадения, а паче — не было ли примесу в питье воды или обмеру…» Новой администрации приходилось заботиться об устройстве казначейства, полиции земского суда, тюремной избы, соляных амбаров и быть обремененной многими другими делами, что выполнялись ни шатко и ни валко, увязая в задержках и волоките, где важное мешалось с мелочами, а в канцеляриях не только одного Семенова — повсеместно службу несли семинаристы, которые не очень-то радели о службе, а склонны были к пьянству, но заменить их не представлялось возможности ввиду почти поголовной безграмотности. Многого не хватало в Семенове: магистрата, уездного суда, дворянской опеки. И потребовались еще годы и годы, чтобы город перестал быть похожим на село, хотя не во всем изменил своему старому укладу, сохраняя самое заветное, что позволяло ему называться старообрядческой столицей. Косность все же сказывалась в отношении к любым, даже определенно полезным и необходимым нововведениям. Как это ни удивительно, но из всех уездных городов Нижегородской губернии только Семеновская да еще Княгининская городские думы не выразили согласия открыть у себя народные училища, считая, что можно обойтись без них. Семеновские приверженцы патриархального обихода находили в казенном учении только пагубу. Сказывалось тут и влияние старообрядческих наставников. Потому-то семеновские думцы не решились противоречить им. Милотворский в повествовании об истории Семенова приводит такой довод противников всяких школ, что, мол, «там будут учить книгам, в коих напечатано противно их вере вместо «векам — веков», тем самым нарушая заповедное, содержащееся в старинных фолиантах. Однако доморощенные педагоги не смогли переубедить высокое начальство и> согласно циркуляру, 14 октября 1808 года в присутствии министра народного просвещения Руновского училище было открыто. Увы, детей в него ходило немного. В 1825 году, например, занималось лишь двадцать пять человек. А из первого во второй класс было переведено всего пятеро. Такое начало не сулило успешного продолжения. Однако жизнь не стояла на месте. К слову, не помешает лишний раз подчеркнуть, что старообрядцы с величайшей почтительностью относились к старопечатной книге. И многие мальцы были обучены грамоте на дому. Немало детей осваивали азы при монастырях и храмах, да и в скитах было кому приучать детвору к чтению. Известно, что именно за Волгой возле Моховых гор в годы Смуты начала XVII века ученик русского первопечатника Ивана Федорова Никита Фофанов, перебравшись сюда из захваченной врагами Москвы, возобновил книгопечатание. Для этого искусный мастер саморучно изготовил печатный станок-штанбу, доски для гравюр и отлил литеры, тем самым создав свой особый «нижегородский» шрифт. Благодаря замечательному умельцу не прервалось книгопечатание на Руси, а в храмах появились новые «Псалтыри» и «Часовники», изготовленные в то гибельное крутое время, когда решалось, быть или не быть русской земле и православной вере на ней. Вполне возможно, благословили печатника на это деяние настоятель Печерского монастыря Феодосии и посадский староста Кузьма Минин. До сих пор рядом с Моховыми горами высятся Фофановы горы, названные так в честь, во славу и в память беззаветного подвижника. И все-таки много оставалось темного народу в уезде, и тяжело было управляться тут со всеми делами и проблемами, потому что не представлялось возможным объехать весь уезд • так широко он раскинулся во все стороны от центра со своим бездорожьем, глушью и затерянностью. Представить только, в него входило 14, в основном крупных, волостей: северные — — Хохломская. Чистопольская, Хвостиковская, Богоявленская, Шалдежская, Хахальская; юго-западные — — Зиняково-Смольковская, Дроздовская, Кантауровская; южные — Борская, Владимирская, Рожновская; юго-восточные — Юрасовская, Белкино-Межуйковская. Это, если обратиться к нынешним временам, весь Борский район, часть Ковернинского и Городецкого районов, а на севере — граница непосредственно с Костромской губернией. Где тут объять необъятное, углядеть за всем и все учесть? А приходилось. Одной из первоочередных забот власти стала забота о возведении каменного храма в уездном центре. Без него и город не город. В 1819 году завершилось строительство трехпрестольного Вознесенского собора. Поставленный в честь Вознесения Господня внушительный храм с каменными белеными столбиками ограды и белой, соединенной с ним крытым одноярусным переходом колокольней сразу же изменил невзрачный облик города, доминируя над ним и тем самым облагораживая его. Возведенная столетие назад (в 1717 году) деревянная церковь Сретения Господня, которую опекал неистовый Питирим, была разобрана и вновь сложена в стороне от центра на поле, потому и стала прозываться напольной, а освятили ее уже как храм Рождества Пресвятой Богородицы Рядом с ней со временем появилось кладбище. Но в начале XX века церковь снова перенесли, найдя ей место в Солдатской слободе. Ни в годы революционной эйфории ее не тронули, ни в пору гражданской войны, ни в ударные 30-е, и все же церковь-путешественница понадобилась в 40-е роковые, когда опять ее разобрали, из еще крепких бревен соорудив клуб при артели «Экспорт», изготавливавшей хохломские изделия. Случались и другие метаморфозы. Пытливый краевед Арсений Майоров в книжке о Семенове рассказывает, что в народе ходили слухи о чудотворной иконе Николая Угодника. Якобы когда был построен каменный собор, этот образ из «питиримовской» церкви перенесли туда, но он вновь неизвестно как оказался на старом месте. Наутро его возвратили в собор и опять он объявился там, где его привыкли видеть прежде. Такое диво происходило несколько раз, пока икону не оставили в покое. Каменную церковь Всех Святых видит каждый, кто сходит с поезда или рейсового автобуса. Всехсвятская трехпрестольная была открыта в 1863 году. При Советской власти ее переоборудовали в водонапорную башню, а кладбище рядом с ней за железной оградой сравняли с землей. К сожалению, предков не больно чтила молодая поросль жизнерадостных манкуртов. Это сейчас мы спохватились и поняли, как велика наша вина перед теми, кто при всех своих разладах и расколах все же понимал, что такое мерзость беспамятства. А тогда кощунство иной раз принималось чуть ли не за доблесть. И вот — кладбище было превращено в танцплощадку, где пары вальсировали под музыку духового оркестра. Ныне танцплощадки нет. Тихо тут среди зелени на зарастающих дорожках. Есть о чем задуматься и кого пожалеть. Поистине это парк живых и мертвых, как называют его семеновские старожилы. Помнится, в церкви Всех Святых отпевали рано ушедшего из жизни замечательного поэта Владимира Миронова. И, верно, многие из его поклонников тогда осознали, поминая добром не щадившего своего сердца лирика, что все потери безвозвратны, но память должна оставаться ясной. В середине XIX века в той части Семенова, что прозывалась Замостной или Пурехской слободой, освятили еще одну церковь — единоверческую, иконы Казанской Божией Матери. Затевал ее строительство один из самых влиятельных горожан, единоверец Гавриил Семенович Рекшинский. Через дорогу от храма он построил дом для прихожан, разделявших его взгляды, которые истовые старообрядцы не одобряли. И если бы предприимчивый Рекшинский не обладал волей и характером, пришлось бы ему отступиться. Ан нет, не отступился; деревянная церковь давно разорена и развалена, колокола с нее где-то затерялись, а дом до сих пор стоит, напоминая о прошлых благодеяниях. Сам Рекшинский был похоронен на кладбище при церкви. Там же нашел упокоение и последний городской голова — Федор Тимофеевич Шляпников, о чем опять же поведал Арсений Майоров. В начале XX века император Николай II даровал народу свободу вероисповедания, и семеновский купец Афанасий Павлович Носов решил на свои и прихожан пожертвования начать строительство старообрядческого храма. Церковь Святителя Николая была построена в 1912 году, уже после смерти Афанасия Павловича. Новые власти принялись расправляться с любой верой, признавая только свою собственную, где не нашлось места Богу. Последний раз ударил колокол Вознесенского собора в 1934 году, и только теперь Семенов вновь может слышать колокольные звоны сохранившихся храмов. Они призывают к любви и единению перед нетленными святынями Отечества, перед Богом. Но вернемся на улицы старого Семенова, где еще продолжается своя, не такая спешная и суматошная жизнь, как сейчас. Патриархальные нравы, размеренность, чинные беседы за самоваром, густые сирени в палисадниках, сокровенные молитвы перед наследственными иконами, степенное обхождение и родительская осмотрительность да строгость царят там, что так выразительно описал влюбленный в русскую провинцию бывавший в Семеновском уезде и хорошо известный в дореволюционной России прозаик и драматург Евгений Николаевич Чириков. Писатель, конечно, имел в виду не конкретно Семенов, но уездные городки, которые он знал, не отличались внешне, как и жизнь в них. А вот, тоже прекрасный литератор, Павел Иванович Мельников-Печерский, верно, был не в духе, обрисовывая повседневную обстановку родного Семенова, хорошо известного ему с малолетства: «Широкие улицы города, нигде не мощеные, были покрыты глубоким песком. Извозчиков в городе не было, не слышался стук колес и это производило странное впечатление, точно город был погружен в вечную непробудную спячку». Но, конечно, это ведь только казалось, что город постоянно находился в дреме и что время проходило сквозь него, не оставляя никаких следов и не производя никаких существенных перемен. Просто не всякие шумные события занимали внимание горожан, ведь в жизни немало такого, что прогремит как бубенец пролетевшей тройки и навсегда заглохнет среди сплошных лесов. А между тем не оставляли людей почитание и любовь, справлялись свадьбы, подрастали дети, возвращались со службы солдаты, бурлачила вовсе не за горами Волга, донося сюда песни и тоску по раздолью, что называлось волей, пахали мужики свои подзолы, ставили новые срубы, гуляли в престольные праздники, верили, что новый день будет лучше старого, но соблюдали обиход, без чего жизнь теряла смысл, и это были главные, хоть и свычные дела и события, в чем и сказывалось предназначение и необходимость, определяющие народную судьбу. Счастье вовсе не в большом, что, в конце концов, становится малым, а в малом, что становится большим, если хорошо постараться. Именно об этом и размышлял Чириков, оказавшийся в российской глубинке и странствующий по ее глухим углам. «… Вот где можно было почувствовать власть русского пространства, с его лесами, реками, озерами, снегами, оврагами, разливами и бескрайностью, в которых растворяется воля человеческая, и жизнь течет в фантастических грезах и видениях! Там еще пелись былины, жили сказочники и сказительницы. Там поистине пахло старой «Святой Русью…» Ну как тут не сделаться оптимистом и не воскликнуть: Все на свете делается к лучшему!» Судьба словно нарочно бросала во все стороны и приказывала: смотри и учись теперь не печатным рассуждениям, а по самой книге жизни! Что касается Семенова, о нём не раз отзывались, по свидетельству Милотворского, как о городке небольшом, сереньком и по месту нахождения среди лесов незавидном и захолустном. Но этот городок все же представлялся всем гонимым обетованной избранной землей, «каким-то вольным городом вроде того, чем рисуется Женева. Цюрих и другие для политических изгнанников города Европы». Именно здесь сохранялся дух народного, национального изначалия, какая бы невзгода не нагоняла тучи. В 1868 году Семенов Тянь-Шанский сообщал в своем географо-статистическом словаре всего лишь то, что ничем особо не примечательный городок находился в 68 верстах от Н. Новгорода по почтовой дороге на Вятку, число жителей в нем 2776, дворян 192, купцов 74, мещан 1955. Единоверцев 307, раскольников 386, католиков 8, евреев 7, магометан 12. Домов 495 (8 каменных), лавок 68, уездное и приходское училища, публичная библиотека, городская больница… Конечно, статистика представляет интерес и помогает воображению не выходить за рамки, однако точность данных — это реальность плоскости, а не объема. Интересны, например, и такие данные, что в уезде в начале прошлого века было 15 земских почтовых станций — Семеновская, Тарасихинская, Уткинская, Борская, Рожновская, Юрасовская, Хахальская, Шалдежская, Богоявленская, Хохломская, Фундриковская, Чистопольская, Зубовская, Ежовская, Зиняковская, что на основной Семеновской станции содержалось 20 лошадей, для летней езды предназначалось 12 крытых и без верха тарантасов, а для зимней — 15 крытых и без верха санных повозок, двое розвальней, ямщиков же насчитывалось 9. Не сравнить прежние дороги с современными асфальтированными трассами, по которым нередко можно увидеть потоки автомобилей. И не надо тратить 25 с половиной фунтов овса на лошадь в сутки, хлопотать о запасах подков, сена, соломы, колесной мази, дуг, колокольчиков, хомутов, довольствуясь магазинами и заправками. Да, намного медленнее, степеннее, размереннее двигалась жизнь. И все же в ней, в той жизни, были свои преимущества, избавляя наших предков от верхоглядства и небрежности, корыстных знакомств и поспешных решений, а паче того — от тараканьей суетливости и высокопарного суесловия. Тогда намного чаше поступали взаправду, по совести, отвечая головой, а не реверансами. Недаром влекут к себе в нынешние времена вовсе не семеновские новостройки, вставшие словно по ранжиру, а ладные уютные дома в старой части города, что ешё сохраняют в себе тепло и уют многолетней обжитости. В них — душа Семенова, провинциальная непосредственность и дорогие приметы того, что называется домовитостью. Герань в окошках, крылатые ставенки, глухая и прорезная резьба, уютные чистые крылечки, кудрявая зелень над оградами палисадников — утешно и отрадно от всего, что открывается не только взору, но и сердцу. А как хороши в Семенове каменные особняки, каждый из которых глядится козырем, и в каждом — своя стать, своя привлекательность, даже хочется сказать — любота. И здесь тоже не обошлось без души, ведь все создавалось не по стандарту, а наособь, в единственном числе, свободным манером, соразмерно пространству, чтобы никому не застить света и всякому быть увиденным. Улицы как строки посланий из одного времени в другое. Сначала они были Сергиевской, Варнавинской, Нижнебазарной, Нижнеслободской, Малой Ямской… А потом сплошь — К. Радека, Свердлова, Троцкого, Зиновьева, Бебеля… И теряя, все же не потерял своего облика заповедный Семенов с навязанными ему чуждыми именами. Не приживались тут и едва ли смогут прижиться названия, что сродни преходящим лозунгам и призывам: многострадальная площадь Соборная со снесенным храмом сперва была переименована в площадь Октябрьской революции, а затем — Ленина, площадь Щепная превратилась в площадь Карла Либкнехта, улица Казанская получила название улицы Республики Советов, Сретенская стала Советской, а Нижегородская — Розы Люксембург… Видно, грядет и новая волна переименований. Необходимо ли это старинному, не терявшему ни в бури, ни в затишья своей корневой основы Семенову? Да, разные случались времена, разные мелькали имена, но залог долговечности не монументы на пьедестале, а сам пьедестал.
«Под сенью Керженских лесов» / В.Шамшурин В.Алексеев /
www.nn-obl.ru
Город Семенов в Нижнем Новгороде
Общая информация
Семенов (Semenov) — город в Нижегородской области в 79 километрах от Нижнего Новгорода на реке Санохта (Семенов на карте). Городом был признан в 1779 году, является административным центром городского округа Семеновский. Население чуть более 24 тысяч человек. Семенов является популярным экскурсионным туристическим направлением, но для длительного пребывания туристами не очень подходит.
Немного истории
Первое упоминание в истории о городе Семенове датируется 1644 годом — именно в этот год он и был основан. Изначально поселение носило название Семеновское, а проживали в нем старообрядцы. Основным занятием местных жителей была обработка деревянных ложек, чашек, подносов и подобных вещей, которые далее отправлялись в Нижний Новгород. Это поселение (с 1717 года село) считалось единственным местом, где изготавливались деревянные четки для старообрядцев. Даже сегодня среди населения города распространена смешанная православная культура (смесь РПЦ и старообряда).
Отдых в Семенове
Туристическая инфраструктура здесь не развита, останавливаться даже на один два дня для осмотра достопримечательностей не стоит, разве что для остановки по пути во время путешествия. В городе работает всего пара гостиниц, в центре есть заведения общественного питания и магазины. Как развлекательный или туристический центр, Семенов не развит, развлечения для молодежи и для детей почти нет.
Но это вовсе не значит, что город вовсе не интересен туристам. Здесь находится несколько музеев, культурных и туристических центров, что делает его привлекательным для экскурсионного посещения в течение одного дня. В основном это однодневные экскурсии из нижнего Новгорода на туристических автобусах.
Здесь находится одна особенная достопримечательность – известная на весь мир фабрика хохломской росписи. Именно в Семенове зародился уникальный стиль «золотая хохлома», и появился один из самых популярных русских сувениров – расписная семеновская матрешка, которая отличается жёлто-красным фоном и ярким разнообразием цветов. На семеновской фабрике была создана самая большая в мире деревянная матрешка, состоящая из 72-х кукол. Она была представлена в 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио, и с тех пор этот рекорд не побит. Сегодня более 60% продукции фабрики идет на экспорт. Во время экскурсии на фабрику подробно рассказывают и показывают технологию производства, предлагается мастер-класс, работает фирменный магазин.
Интересна также атмосфера и старинная архитектура города. Здесь новые здания в современном сите контрастируют с расположенными рядом с ними старинными домами и тихими улочками. Здесь очень много хорошо сохранившихся зданий 18-го и 19-го веков. Есть даже историческая пешеходная улица Ленина, где расположена одна из самых красивых построек города – усадьба И.А. Ханыкина (ныне военкомат), а рядом усадьба Г.А. Витушкина (сейчас почта).
Достопримечательности Семенова (кратко)
Среди знаменательных культурных мест следует уделить внимание Храму в честь Всех святых, который расположился на улице Гагарина. Историко-художественный музей позволит узнать много интересной информации о культурной составляющей этого города, включая все данные о старом роде деятельности первых жителей — обработке деревянных ложек, четок или чашек.
Также при помещении города следует увидеть следующие места:
- Историко-художественный музей;
- Святой колодчик (источник) «Осинковский»;
- Жилой дом с накладной резьбой;
- Усадьбы Г. А. Витушкина и Ханыкина;
На улице Чкалова можно посетить музейный центр для туристов «Золотая Хохлома» и фабрику. Там находятся уникальные экспозиции, собранные на территории всего региона. Они описывают быт и культуру поселенцев округа за все время его существования.
Семенов отличается архитектурой, которая сохранилась здесь с конца 19 и начала 20 века. В центре и на окраине можно встретить традиционные деревянные двухэтажные дома с резьбой.
Большинство знакомо с исторической ценностью хохломской росписи. Действующая фабрика принимает туристов и проводит экскурсии по музею и производству. В ней находятся изделия из дерева, расписанные художественными традиционными элементами поселения.
Также в городе расположено более пяти памятных домов, где ранее проживали известные граждане. Подробнее про достопримечательности Семенова здесь...
Погода, туристические сезоны в Семенове
Самое лучшее время для поездки в Семенов – лето, с июня по август. Зимой здесь холодно, даже немного холодней, чем в Москве.
Сезоны в Семенове по месяцам, когда лучше поехать
* лучшее время для посещения;приемлемое время для посещения;не рекомендуемое время для посещения
Погода в Семенове и прогноз
Как добраться в Семенов
Город Семенов располагается в 69 километрах от Нижнего Новгорода, и легко доступен на автобусе, автомобиле или электричке. Большинство туристов приезжают сюда в составе
nashaplaneta.net
Семенов. Нижегородская область - tanya45
О том, что Семенов - столица Золотой Хохломы, вы будете помнить все время, гуляя по городу. Ведь даже мусорные баки здесь разрисованы под хохлому:
В городе много деревянных домов, украшенных кружевной резьбой:
Горожане украшают свои дома и заборы символами их знаменитого промысла:
Мне очень нравятся такие небольшие старые провинциальные городки. В них так уютно, спокойно.Я, конечно, не знаю, как живется там постоянно, но для туристов там замечательно.
История возникновения города Семенова до конца не исследована. Сохранились только различные предания. Например, предание о Семене-ложкаре. "Жил Семен Ложкарь в просторной черной избе над дикой лесной речкой Санахтой, со своей Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые на все стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихваливали. И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья..." - так начинается легенда писателя-сказочника С. В. Афоньшина о заселении Керженского края. Легенда эта длинная и не слишком радостная.
Вот такой памятник поставили Семену-ложкарю на территории фабрики:
Но скорее всего Семенов основан в XVII веке раскольниками, и приблизительно так выглядели избы при начале Семенова:
Семенов к концу XVII становится центром старообрядчества. Даже возникновение промыслов по производству деревянной посуды с хохломской росписью и резных изделий связано с раскольниками.
Для того, тобы ближе познакомиться с историей и бытом старого города необходимо посетить историко-художественный музей. В экспозиции музея широко представлена жизнь старообрядцев.
Вот, например, уголок для моления, где можно увидеть иконы, аналой, покрытый пеленой, расшитой серебряными и золотыми нитями; старинную певчую тетрадь с крюковыми знаками; женскую одежду для молений:
А рядом голбец, или часовенка, который старообрядцы ставят над могилами в отличие от привычных нам крестов:
В витринах можно увидеть множество орудий земледелия и ремесел жителей старого Семенова:
Инсталляции о более поздних временах. Рабочие:
Купцы:
Визитной карточкой музея служит часть интерьера купеческого быта второй половины XIX века. Наибольший интерес представляет мебель из ценных пород дерева работы французских и российских мастеров: с инкрустацией, бронзовыми накладками, резьбой. (Хохломская роспись)
Ну и конечно же большая часть музейной экспозиции посвящена кустарно-художественным промыслам.Здесь собрана уникальная колллекция деревянных изделий:
Герб города:
Можно ознакомиться с процессом производства ложек. Посмотрите, как знаменитая баклуша (деревянная заготовка) превращается в ложку:
А вот и своеобразный прообраз токарного станка - станок по заточке черенка ложки:
Больше ложек хороших и разных:
Можно полюбоваться изделиями школы художественной обработки дерева, учащиеся которой кстати сказать в 1925 году посылают свои изделия в Париж на международную выставку и получают серебряную медаль и диплом II степени:
Прекрасные работы организатора этой школы Г.П.Матвеева:
Бюст Матвеева также установлен на фабрике хохломской росписи. На постаменте надпись "Художнику и учителю Матвееву Г.П. от мастеров золотой хохломы":
И работы других мастеров:
Большой раздел посвящен трем знаменитым резчикам по дереву.
Л.П. Левин силен в геометрической резьбе, в филигранном орнаменте.
Таблица технологического процесса геометрической резьбы по дереву, которая была предназначена Левиным для своих учеников в Семеновской профтехшколе:
Резное панно Левина по мотивам картины В.М. Васнецова "Гусляры":
Вот чудесные работы другого мастера - Д.Н.Мазина. "Битва на Чудском озере":
"Пир царя Салтана":
Барельеф Тимирязева:
И.Т.Абрамов славится своей деревянной скульптурой:
Все вышепоказанное находится на втором этаже музея, а практически весь первый этаж занимает экспозиция, посвященная поэту Борису Корнилову - уроженцу Семенова. Я лично знаю этого поэта по Песне о встречном на музыку Шостаковича. Помните: "Нас утро встречает прохладой, нас ветром встречает река...".
Здесь бережно хранится память о знаменитом земляке и о его трагической судьбе. Есть витрина, воспроизводящая дом, где в детстве жил поэт:
Вы узнаете факты биографии Корнилова, услышите его стихи, узнаете, что его первой женой была знаменитая поэтесса Ольга Берггольц, а также вам расскажут про трагический конец его жизни во время сталинских репрессий.
До 2010 года Семенов входил в перечень исторических поселений России. Но в 2010 этот перечень пересматривали, и он уменьшился почти в 10 раз.Но несмотря на исключение из этого перечня, Семенов несомненно является одним из интереснейших городов, так как в нем до сих пор сохранился старый план застройки. В 1781 году был утвержден план застройки города, на лицевой стороне которого рукой императрицы Екатерины II написано: «Быть по сему. 8 марта 1781 года».
В 1784 году 17 июля первоклассным землемером капитаном Федором Фок Гинее было учинено межевание земель города Семёнова, согласно утвержденного императрицей плана. План этот представлял собой квадрат разбитый взаимопересекающимися улицами на 16 прямоугольных квадратов, а так же пересеченный двумя линиями диагональных улиц, на месте скрещивания которых, возникла центральная площадь. Таких планировок городских улиц в России больше не было. Не зря Семёнов называли «маленький Париж». (Энциклопедия Нижнего Новгорода)Такая планировка типична для французских городов XVII-XVIII веков.
В конце этой улицы виднеется бежевое здание гостиницы, которая так и называется Париж:
Путешествие по Семенову подошло к концу. Я всегда удивляюсь, сколько всего интересного можно найти в старых маленьких российских городках. Замечательно, что существуют энтузиасты, которые бережно сохраняют историческую память своих родных мест. Надеюсь, вам не скучно было читать столь длинный пост:
tanya45.livejournal.com
Семенов - Город - Нижегородская область
Пожалуй, это самый известный город Нижегородской области, причем не только в России, но и за ее пределами, так как именно отсюда «уходят» во многие страны изделия золотой Хохломы (можно назвать это главным сувениром из России). Столица золотой хохломы город Семенов находится в левобережной части Нижегородской области в бассейне извилистой лесной реки Керженец, на берегу тихой речки Санохта.Что интересно, этого города могло бы здесь и не быть, а если и был, то выглядел бы, наверное, иначе. Причина – Раскол XVII в. – одна из самых трагических страниц в истории Русской Православной церкви. Во второй половине XVII в., когда старообрядцев официально назвали «еретиками» и когда начались их массовые преследования, приверженцы старой веры начинают уходить в леса. «прятаться» от правительства. Вот таким местом, где они скрывались от правительственного ока, и стал будущий город Семенов. Конечно, поселение здесь было и раньше, но с приходом старообрядцев село стало увеличиваться, преображаться внешне, приобретать собственный характер.Благодаря старообрядцам Семенов становится ложкарной столицей России, благодаря старообрядцам Семенов стал своеобразным центром сбыта деревянной посуды: сюда из окрестных сел и деревень свозили деревянный щепной товар, ложки–баклуши и т. д. Семеновский уезд занимал первое место по количеству лесов. Когда-то вся российская армия ела «семеновскими ложками». Да, самым старинным и ведущим промыслом здесь всегда считался ложкарный. Об этом напоминает памятник Семену-ложкарю, который установили на территории фабрики. Город остается старообрядческим и сейчас: здесь Никольская старообрядческая церковь, действует музей старообрядцев в особняке купца Носова (второй этаж). На рубеже XIX-XX вв. Семенов стал крупным центром по выработке изделий народных промыслов. В городе и уезде изготавливали: ложки, детские игрушки, валенки, лапти, кузнечные и бондарные изделия, плели корзины и короба, даже изготавливали мебель. В Семенове чуть ли не на старообрядцев всей страны изготавливали лестовки (старообрядческие четки). О том рубеже веков напоминает и городская застройка. Она начала складываться при Екатерине II. В плане застройки использовались классические принципы французского градостроительства — эта строгость и четкость геометрических линий до сих пор сохраняется в городе (вот так причудливо здесь переплелись, «нашли друг друга» строгость классицизма и старообрядческого уклада). О расцвете города говорят добротные купеческие особняки. В одном из таких, доме купца Шарыгина, расположился Историко-художественный музей, где в экспозиции представлен интерьер купеческого быта (мебель из ценных пород дерева французских и российских мастеров). В городе сохранились целые усадьбы — усадьба И.А. Ханыкина из красного кирпича, усадьба торговца ложками Витушкина и т.д. Интересны дома с деревянной ажурной пропильной резьбой, которых довольно много сохранилось в городе.В городе можно заметить своеобразный культ Хохломы. Справедливости ради надо сказать, что Семенов не родина хохломы, но с XX в. стал ее столицей. В 1931 г. в Семенове была организована артель, которая впоследствии превратилась в крупное объединение «Хохломская роспись», которое работает до сих пор и радует своими изделиями всю страну и весь мир. Сложился особенный стиль семеновской хохломы (некоторыми особенностями росписи изделия отличаются от изделий семинской хохломы). На предприятии проводятся экскурсии, мастер-классы, в специальном зале демонстрируются лучшие образцы этого промысла. О не угасающей любви к своему краю, уважении к своим предкам говорит появление нового музея на территории фабрики – «Дом Семена-ложкаря»: настоящая русская изба, где, благодаря вещам наших предков создается картина старой жизни, от которой много досталось и нам.На этой же территории располагается и фабрика «Семеновская роспись», она уже знаменита своими матрешками. Семенов не первое место появления на свет этой куклы, но она особенная: сочетание цвета, наличие цветка в руке, трогательное выражение лица – все это вызывает до сих пор теплые чувства у людей.Апофеозом всенародной любви к народным художественным промыслам можно назвать Музейно-туристический центр «Золотая хохлома», где представлена поистине царская хохлома: кажется, что за таким столом, уставленным хохломскими приборами могли сидеть только царственные особы, да и трон, расписанный в этом же стиле тоже можно назвать царским.Кажется закономерным, что здесь, недалеко от Семенова в селе Покровском родился такой поэт, как Борис Корнилов. В свое время вся страна распевала:Нас утро встречает прохладой, Нас ветром встречает река. Кудрявая, что ж ты не рада Веселому пенью гудка?Поражает радость и любовь к жизни в этих словах, и тем более кажется страшной его судьба: в 1938 г. он был приговорен к высшей мере наказания и в этом же году расстрелян. Значительная часть экспозиции Семеновского Историко-Краеведческого музея посвящена жизни и творчеству этого человека.Стойкость и противостояние старообрядцев, любовь к родному краю, судьба поэта, чудо золотой хохломы — все это Семенов и его окрестности. Талант и характер человека, природная красота сделали это место известным и одновременно сохраняют его самобытность. Туристический портал Нижегородской области nnwelcome.ru
russianroutes.ru
Подробная карта с названиями улиц и номерами домов. Город Семенов / Нижегородская область / Россия
Город Семенов
Узнать расстояние и маршрут между иРасстояние по автмобильным догорам: километров. Время в пути с учетом разрешенной скорости движения на дорогах: часов. С учетом пробок: часов. Маршрут смотрите на дорожной карте ниже.
Для того, что бы увидеть названия улиц с номерами домов в населенных пунктах увеличьте масштаб. Нажмите на кнопку с изображением знака плюс, расположенного ближе к левой верхней части географической карты. Если Вы хотите увидеть спутниковую карту (фото из космоса), то нажмите на кнопку слои и выберите пункт Спутник. На сайте представлены интерактивные онлайн карты (скачать их нельзя).
Поселения:
- Поселение Каменный Овраг
- Поселение Керженец
- Поселение Осинки (Ивановский с/с)
- Поселение Ивановский
- Поселение Зеленый
- Поселение Фанерное
- Поселение Лещево
Рабочие поселки:
- Рабочий поселок Сухобезводное
Деревни:
- Деревня Аксеново
- Деревня Александровка
- Деревня Алешино
- Деревня Березовый Овраг
- Деревня Большая Чамра
- Деревня Елховка (Сухобезводнинский с/с)
- Деревня Малая Чамра
- Деревня Максимиха
- Деревня Олониха
- Деревня Сухобезводное
- Деревня Беласовка
- Деревня Бараниха
- Деревня Богоявление
- Деревня Дорофеиха
- Деревня Елисеево
- Деревня Мошна
- Деревня Озеро
- Деревня Пустынь
- Деревня Стрелка
- Деревня Боковая
- Деревня Большая Погорелка (Боковский с/с)
- Деревня Люнда-Шипово
- Деревня Новодмитриевка
- Деревня Овсянка
- Деревня Чудово
- Деревня Дуплишка
- Деревня Малая Овсянка
- Деревня Малая Покровка
- Деревня Николаевка
- Деревня Новопетровка
- Деревня Озерки
- Деревня Рубцы
- Деревня Шалдежка
- Деревня Белкино
- Деревня Белоглазово
- Деревня Елховка (Тарасихинский с/с)
- Деревня Заево
- Деревня Здорово
- Деревня Каравайки
- Деревня Карельское
- Деревня Крутец
- Деревня Кулагино
- Деревня Лазаревка
- Деревня Осинки (Тарасихинский с/с)
- Деревня Совинское
- Деревня Тарасиха
- Деревня Успенье
- Деревня Шарино
- Деревня Шарпино
- Деревня Язвицы
- Деревня Фундриково
- Деревня Донское
- Деревня Елистратиха
- Деревня Журавижное
- Деревня Ивановское
- Деревня Соколово
- Деревня Татарка
- Деревня Улангерь
- Деревня Анниковка
- Деревня Бутаки
- Деревня Зарубино
- Деревня Ключи (Ивановский с/с)
- Деревня Малиновка (Ивановский с/с)
- Деревня Марково
- Деревня Перелаз
- Деревня Полом
- Деревня Починок Крутых
- Деревня Яндовы
- Деревня Афанасьево
- Деревня Большая Елховка
- Деревня Доенкино
- Деревня Плёсо
- Деревня Малое Зиновьево
- Деревня Большие Пруды
- Деревня Большое Зиновьево
- Деревня Васильево
- Деревня Демьяновка
- Деревня Елфимово
- Деревня Ларионово
- Деревня Малые Пруды
- Деревня Родиониха
- Деревня Рождественское
- Деревня Роньжино
- Деревня Трефилиха
- Деревня Федориха
- Деревня Федосеево
- Деревня Медведево
- Деревня Большое Васильево
- Деревня Деяново
- Деревня Дьяково
- Деревня Жужелка
- Деревня Колосково
- Деревня Содомово
- Деревня Чернуха
- Деревня Огибное
- Деревня Демиха
- Деревня Кошелево
- Деревня Крутой Овраг
- Деревня Никитино (Огибновский с/с)
- Деревня Павлово
- Деревня Питий Овраг
- Деревня Поломное
- Деревня Пятницкое
- Деревня Токарево
- Деревня Хвойное
- Деревня Чибирь
- Деревня Арефьево
- Деревня Безводное (Огибновский с/с)
- Деревня Большая Погорелка (Огибновский с/с)
- Деревня Гари
- Деревня Зименки (Огибновский с/с)
- Деревня Клышино
- Деревня Михайлово
- Деревня Рыжково
- Деревня Хрящи
- Деревня Яковка
- Деревня Пафнутово
- Деревня Большая Дуброва
- Деревня Грязновка
- Деревня Еремино
- Деревня Зубово
- Деревня Клопиха
- Деревня Ключи (Пафнутовский с/с)
- Деревня Малая Дуброва
- Деревня Песочное
- Деревня Плюхино
- Деревня Сапы
- Деревня Труново
- Деревня Яблонное
- Деревня Хахалы
- Деревня Аристово
- Деревня Великуша
- Деревня Двудельное
- Деревня Заскочиха
- Деревня Кожиха
- Деревня Красная Горка
- Деревня Красное Плесо
- Деревня Лыково
- Деревня Макариха
- Деревня Новоселье
- Деревня Осинки (Хахальский с/с)
- Деревня Телки
- Деревня Феофаниха
- Деревня Хомутово
- Деревня Большое Оленево
- Деревня Зуево
- Деревня Козлово
- Деревня Лисино
- Деревня Малое Оленево
- Деревня Паромово
- Деревня Святицы
- Деревня Сутырь
- Деревня Филиппово
- Деревня Шадрино
- Деревня Шалдеж
- Деревня Безводное (Шалдежский с/с)
- Деревня Большая Дмитриевка
- Деревня Быдреевка
- Деревня Клушино
- Деревня Клюкино
- Деревня Малая Дмитриевка
- Деревня Малиновка (Шалдежский с/с)
- Деревня Поломка
- Деревня Пыдрей
- Деревня Софиловка
- Деревня Взвоз
- Деревня Гавриловка
- Деревня Захарово
- Деревня Зименки (Шалдежский с/с)
- Деревня Кириллово
- Деревня Кондратьево
- Деревня Мериново
- Деревня Никитино (Шалдежский с/с)
- Деревня Озерочная
- Деревня Покровское
- Деревня Трегубово
- Деревня Якимиха
Поселок при станции:
- Поселок и(при) станция(и) Тарасиха
- Поселок и(при) станция(и) Осинки (Тарасихинский с/с)
Сёла:
- Село Ильино-Заборское
- Село Красные Усады
- Село Успенское
- Село Светлое
rus.bz