Что такое социальное жилье и как его получить? Социальное жилье
Кто имеет право получить социальное жилье?
toggle menu
pravonedv.ru
Социальное жилье. Плюсы и минусы
В нашем государстве проблема собственной жилплощади и такой категории, как социальное жилье, всегда стояла довольно остро. В последние годы можно наблюдать такую тенденцию, как деприватизация жилья. Какие же преимущества и выгоды дает социальное жилье? Нужно ли переводить его в собственность?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо четко понимать, что представляет собой социальное жилье и какие обязанности на наемщика накладывает договор социального найма. Социальное жилье - это жилая площадь, предоставленная гражданину в качестве места для проживания. Право собственности на такую недвижимость принадлежит государству. Квартиру, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, нельзя продать или подарить. Жилье этой категории не включается в состав наследуемого имущества, а договор социального найма, по которому гражданин получает право проживать на указанной площади, может быть расторгнут по ряду обстоятельств.
Получить право собственника дает лишь приватизация социального жилья. Однако необходимо учитывать и тот факт, что это право повлечет за собой и ряд обязанностей собственника жилплощади. Помимо расходов на содержание квартиры и необходимости ежегодной уплаты налога на собственность, на плечи владельца лягут и все расходы по замене коммуникаций, вышедших из строя, а также проведение текущего и капитального ремонта самого дома и прилегающих территорий.
В отличие от частной собственности, социальное жилье способно принести своему владельцу вполне ощутимую выгоду. За минусом налоговых обязательств, наемщик может рассчитывать на бесплатную установку водосчетчиков в государственной квартире, проведение капитального ремонта помещений общего пользования. В свете программ, направленных на восстановление жилого фонда за счет собственников помещений, подобные льготы могут стать вполне ощутимой экономией. Безусловно, это выгоды разовые, но они, тем не менее, существуют.
Если желание перевести социальную квартиру в разряд личной собственности является главной целью, то произвести ее бесплатно можно и сегодня. Если гражданин еще не выступал в качестве лица, участвовавшего в приватизации, то ему достаточно подать заявление на проведение приватизации, получить согласие или отказ от приватизации остальных людей, прописанных на данной площади, собрать необходимые справки и подтверждающие документы, заплатить пошлину и стать полноправным собственником. Отметим, что приватизации не подлежат общежития, строения в аварийном состоянии или приравненные к ним дома, служебные квартиры и квартиры на территориях закрытых военных городков, а также ряд других жилых помещений.
Вопреки расхожему мнению, социальный наем жилого помещения не является исконно русской находкой. Государственные программы, направленные на обеспечение граждан доступными квадратными метрами, существуют в большинстве цивилизованных стран. И там никто особо не стремится приобрести его в частную собственность. Аренда социального жилья позволяет легко менять место жительства при улучшении/ухудшении материального благосостояния, изменении состава семьи и ряде других обстоятельств. За рубежом аренда жилья является весьма распространенной и выгодной практикой.
fb.ru
что это и как его получить?
В далеком Советском Союзе гражданам, желающим получить отдельное жилье, не нужно было его покупать. Обычно квартиры раздавались безвозмездно, и в порядке живой очереди, выстаивать которую порой приходилось целыми поколениями. Основными требованиями, предъявляемыми к претендентам на государственную жилплощадь, было служение Родине, и упорный, добросовестный труд. На сегодняшний момент россияне, хоть и имеющие конституционное право на жилье, должны реализовывать его своими силами. Обычно это делается двумя путями: накапливается нужная сумма средств, или же оформляется банковский заем. Но есть и еще один вариант.
В послании президента России, обнародованном в 2004 году, значится следующая позиция государства: нужно перестать заставлять нуждающихся годами выстаивать мифические очереди на получение социального жилья. Этот процесс нужно максимально упростить и ускорить.
Сказано-сделано. Уже через год в стране существовало четыре категории жилья: специализированное, приватизированное, частное и социальное. Была пересмотрена существующая очередь на улучшение жилищных условий за счет государства. Чиновники выбрали «настоящих малоимущих» людей, и четко определили, кому положены заветные квадратные метры, и что нужно делать для ускорения самого процесса оформления недвижимости.
Кто имеет право на получение социального жилья?
Итак, получить в распоряжение государственную жилплощадь можно только в том случае, если вы принадлежите к одной из следующих категорий граждан:
- военнослужащие;
- дети, оставшиеся без родителей;
- жильцы аварийных или ветхих строений;
- пострадавшие от природных катаклизмов и стихийных бедствий;
- ветераны ВОВ;
- чернобыльцы;
- больные хроническими болезнями или патологиями, опасными для окружения;
- вынужденные переселенцы;
- граждане, покидающие сложные для обитания районы Крайнего Севера.
Стоит заметить, что никто не будет навязывать вам право получить социальное жилье. Нужно самому активно изучать всю существующую информацию, собирать необходимые документы, обивать пороги чиновников и требовать постановки в очередь на квадратные метры.
Каким требованиям нужно соответствовать, дабы получить возможность быть признанным малоимущим?
Программа предоставления социального жилья четко определяет параметры человека, который действительно нуждается в улучшении своего жилищного положения. Чтобы стать обладателем статуса гражданина, нуждающегося в отдельной жилплощади, нужно соответствовать одному из следующих критериев отбора:
- Семья обитает в квартире/доме, которая была получена по договору социального найма или находится в собственности, а на каждого человека приходится норма жилой площади, меньше 10 кв. м.
- Имеющаяся жилплощадь не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
- В одной квартире проживает семья с человеком, который имеет заболевание, несущее с собой угрозу для жизни или здоровья остальных членов семейства, делая существование невозможным;
- Полностью отсутствует собственное жилье в любом виде.
Как получается статус малоимущего?
Перед тем, как получить социальное жилье, человеку изначально нужно обрести звание малоимущего. Причем в каждом отдельном регионе страны к претендентам предъявляются разные требования, касающиеся их уровня доходов. Обеспеченность человека рассчитывается исходя из совокупного дохода всего семейства и общей рыночной стоимости семейного имущества, которое может подлежать обложению налогами. Стоит заметить, что чиновники посчитают доход каждого члена семьи, даже того, который не живет с вами на одной жилой площади.
Закон о предоставлении социального жилья не предписывает никаких конкретных сроков получения квадратных метров, и в очереди на них можно стоять годами.
Обычно строительством такой недвижимости занимаются муниципальные власти и организации, и этот процесс идет просто мизерными темпами. Вновь сооруженные квартиры раздаются в порядке очереди. И если в Москве или в Уфе получить социальное жилье получается через десятилетие, то жителям более бедных регионов придется ждать лет 20-30. За такой интервал времени семья обычно переживает некоторые изменения в своем количественном составе и материальном благополучии, что нередко ведет к утере права на предоставление государственной жилой площади (читайте подробнее: социальная ипотека для малоимущих в 2015 году).
Как получают квартиры дети-сироты?
Такие граждане получают договор, который прописывает условия найма специализированного жилого помещения. Делается это на основании соответствующего закона и при достижении претендентом 18-летнего возраста. При всем этом, получение жилплощади возможно только после выхода из стен приюта, окончания профессионального учебного заведения или военной службы, отбывания наказания в колонии и прочее. Жилье предоставляет не общий, а социальный жилой фонд, а на вновь обретенные квадратные метры налагается пятилетний мораторий. Он запрещает проводить любые операции с недвижимостью.
По завершению этого срока, сирота может заключить с государством соглашение о социальном найме, приватизировать социальное жилье и распоряжаться им по своему усмотрению.
Безвозмездная квартира для военнослужащего
В стране постоянно происходит строительство социального жилья, предназначенного для военнослужащих. Последние получают право на улучшение своих жилищных условий лишь после 20 лет службы, или после 10-летней выслуги на льготных условиях. Помимо этого, если военный вынужден проживать в чужом городе по долгу службы, то ему положена служебная квартира. Также человек, проходящий службу, имеет возможность оформить военную ипотеку, позволяющую через 4 года стать собственником недвижимости, находящейся в любой точке страны. Сам министр обороны заявляет, что в 2015 году очередь, которую образовали военные, претендующие на социальное жилье, исчезнет полностью.
В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.molodsemja.ru
Социальное жильё - это... Что такое Социальное жильё?
Социальное жилье (social housing) — способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.
В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости, собственниками и/или управляющими которой являются организации (государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации или их комбинация), преследующие некоммерческие цели — как правило, связанные с повышением доступности жилья для всех слоев населения. Для указания на государственную или муниципальную собственность используется более узкий термин «общественное жилье» (Public housing (англ.)).
Тем не менее, как за отсутствием развитого сегмента жилья, принадлежащего некоммерческим организациям, так и благодаря исторически сильному государственному сектору, в России термины «социальное жилье » и «общественное жилье» фактически являются синонимами.
Социальное жилье в различных странах
Австралия
Великобритания
Германия
Россия
Гонконг
В Гонконге государство обеспечивает население социальным жильем путем:
- предоставления в наем квартир по ценам ниже рыночных;
- реализации программы «Home Ownership Scheme» (англ.), в соответствии с которой жилье реализуется покупателям со скидкой.
На сегодняшний день почти половина резидентов Гонконга проживает в «социальных» зданиях и пользуется различного рода жилищными субсидиями. Наем жилья в таких домах дешевле, чем в частном секторе. Кроме того, оно субсидируется из доходов полученных от сдачи в аренду земли и помещений под автостоянки и магазины в самих социальных зданиях и непосредственно вблизи них.
Для реализации программы возводится специальное жилье — «общественная жилая недвижимость» (公共屋邨 (кит.)). Строительство и управление этой недвижимостью ведется, в основном, силами двух организаций: HA (Hong Kong Housing Authority (англ.)) и HKHS (Hong Kong Housing Society (англ.)). Обычно строительство ведется в отдаленных или относительно малодоступных районах. Однако, по мере расширения города, оно оказывается в центрах городских районов. Значительная часть построенной недвижимости представлена высотными зданиями, причем в последние годы (с 2005 года) они достигают высоты в 40 этажей.
История
1950-е годы. Восстановление Shek Kip Mei
Историческое здание в районе Shek Kip Mei Историческое здание в районе Shek Kip MeiПрограмма строительства социального жилья восходит к 1953 и была вызвана необходимостью восстановления северо-западного района Shek Kip Mei (англ.) после пожара, оставившего без крова около 53 тыс.человек, преимущественно — сквоттеров из числа иммигрантов с материкового Китая.
Для решения этой задачи по инициативе губернатора Гонконга Александра Грэнтэма (Alexander Grantham (англ.)) была принята программа, предполагавшая [1] демонтаж большей части зданий (в основном — самостроя), оставшихся после пожара, и возведение на их месте недорогих пожаробезопасных многоэтажек (石硤尾廉租屋邨 (кит.)). Строительство изначально велось силами Департамента общественных работ (Public Works Dept. (англ.)). Впоследствии были сформирован отдельный департамент (Resettlement Dept. (англ.)) для управления строительством, а также первое жилищное агентство (Hong Kong Housing Authority (англ.)) в составе городского управления Гонконга (Urban Council of Hong Kong (англ.)). [2].
Согласно принятым нормам, квартиры были малы — примерно 300 кв.футов (24-28 кв.м.) общей площади. При этом предполагалось, что одна квартира предназначена для 5 человек, из которых на одного взрослого приходилось от 24 кв.футов (2,2 кв.м.), а на одного ребёнка — от 12 кв.футов (1,1 кв.м.) жилой площади. Половина зданий была оборудована только коммунальными санузлами. [3][4]. Тем не менее, эти квартиры часто занимало более одной семьи — как из за катастрофической нехватки жилой площади [5], так и благодаря тому, что плата составляла в диапазоне от HK$10 до HK$14 в месяц. Для сравнения, плата составляла в тот момент порядка HK$100 в месяц. При этом программа не предусматривала никаких ограничений по максимальному доходу для нанимателей.
На втором этапе программы (под управлением HKHA) нормы площади были увеличены до 35 кв.футов на человека (3,3 кв.м.), а санитарные условия существенно улучшены. Всего в этот период было построено 34,8 тыс.квартир, в которых проживало 218,5 тыс.человек. Плата за пользование в последующие годы оставалась низкой и устанавливалась раз в 2 года, исходя из себестоимости обслуживания недвижимости.
В настоящее время район Shek Kip Mei полностью перестроен.
Сингапур
HDB flatsСоциальное жилье в Сингапуре управляется дирекцией по недвижимости (HDB — the Housing and Development Board (англ.)). Дирекция занимается строительством и управлением жильем, называемым «HDB flats».
Большая часть жилья, сдаваемого внаем в Сингапуре имеет государственную форму собственности. В таком жилье проживает около 85% всех нанимателей. «HDB flats» также широко доступны для приобретения в собственность при финансовой поддержке специального фонда — Central Provident Fund Board (англ.). Около 90 % жителей квартир, построенных государственными организациями и за счёт бюджета, являются их собственниками, а не нанимателями.
Эти квартиры расположены в домовладениях, которые организованы в целые пригороды со своими школами, супермаркетами, клиниками, рынками, а также местами для спорта и отдыха. Существует широкое разнообразие типов квартир и and layouts, обычно классифицируемых исходя из количества комнат (выделяются трехкомнатные, черытерхкомнатные, пятикомнатные квартиры, а также «executive»).
Некоторые квартиры имеют дополнительные комнаты, предназначенные для использования в качестве кабинетов, другие могут включать столовые и т. п. Самые большие квартиры (an executive apartment), которые строятся Дирекцией имеют площадь около 150 кв.м. (1’600 кв.футов) и включают три спальни, а также раздельные столовую и гостиную.
Использование социального жилья в Сингапуре само по себе не рассматривается как свидетельство бедности или низкого качества жизни — по сравнению с другими странами (Австралия, Англия и т. д., где плата за пользование социальным жильем существенно ниже, чем частным). Нередко плата для самых маленьких квартир в социальном секторе может превышать аналогичную для частного сектора. Среди людей, занимающих социальное жилье в Сингапуре, лишь очень немногие находятся за чертой бедности.
Доступность социального жилья
Для приобретения социального жилья в Сингапуре покупатель должен удовлетворять следующим условиям:
- Быть гражданином Сингапура. Среди основных членов его семьи должен быть ещё хотя бы один резидент или гражданин Сингапура.
- Достичь возраста в 21 год на момент покупки жилья.
- Удовлетворять ограничению по максимальному доходу семьи.
- Для покупки двухкомнатной квартиры совокупный доход домохозяйства не должен превышать 2 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки 3-комнатной квартиры доход не должен превышать 3 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки квартиры из четырёх и более комнат общий доход домохозяйства не должен превышать 8 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Если покупатель приобретает квартиру совместно с родственниками (кроме непосредственных членов его семьи), их совокупный доход не должен превышать 12 тыс. сингапурских долларов в месяц.
Справка: уровень доходов в Сингапуре
Средний уровень среднемесячного дохода резидентов Сингапура (см. отчет (англ.)) составлял в 2005 году 5’400, а медиана — 3’830 сингапурских долларов соответственно.
Рост медианного среднемесячного дохода в период с 2000 по 2005 года (в сингапурских долларах 2000 года) составил 0,5 %. Соответственно, можно ожидать, что данные числа адекватно характеризуют соотношение средних доходов и существующих ограничений при покупке социального жилья.
Швеция
Панельные кварталы в Tensta (англ.) — пригороде Стокгольма Дома в Hammarkullen — пригород Гётеборга Жилые здания в Tensta.Миллионная программа (англ.) — название амбициозной жилищной программы, реализованной в Швеции между 1965 и 1974 годами правившей Социал-Демократической Партией для предоставления каждому гражданину жилья по доступным ценам. Целью программы было строительство миллиона новых жилищ в течение 10 лет (что и стало источником её названия).[6][7] Одновременно с этим был демонтирован значительный объём старого жилья, не подлежащего модернизации.
В результате реализации программы было построено около 1 006 000 новых жилищ. В итоге, с учётом демонтажа ветхого жилья, жилищный фонд Швеции вырос на 650 000 новых квартир и домов. Кроме того, повысилось общее качество жилья, при всех его эстетических недостатках (см.ниже).
Результаты
На подход к реализации программы сильнейшее влияние оказал опыт развития стокгольмских пригородов, таких как Vällingby (англ.) и Årsta (англ.). Одной из основных целей, лежащей в основе этого подхода было воспитание «хороших граждан демократического общества». Достичь этого предполагалось путем строительства качественного доступного жилья в районах с развитой социальной инфраструктурой, включающей школы, больницы, церкви, общественные здания, библиотеки и клубы для различных групп населения. Главной задачей авторов программы (хотя и совершенно неудавшейся) была интеграция различных социальных групп путем перемешивания арендаторов на одной территории. Большинство квартир относились к типу «стандартная трехкомнатная квартира» (normaltrea (швед.)) площадью 75 кв.м., предназначенной для молодой семьи из двух взрослых с двумя детьми.
Критика
Хотя программа достигла своей цели — строительства миллиона новых жилищ, её исполнение и результаты стали предметом критики.
Наиболее распространен упрек в том, что в рамках программы было возведено множество «мрачных бетонных зданий», разрушивших городской ландшафт. В действительности, лишь в 16 % зданий железобетон использовался как основной строительный материал. При этом почти половина жилья в рамках программы вообще представлена домами на одну семью. Несмотря на это, в общественном мнении программа до сих пор ассоциируется с так называемыми «бетонными окраинами» — пригородами, которые в основном застроены однообразными панельными кварталами. Архитектурный облик этих районов критикуется как «безликий» и сравнивается со зданиями в странах бывшего Восточного блока, таких как ГДР. Три наиболее известных пригорода — Rinkeby (швед.) (пригород Стокгольма), Hammarkullen (англ.) (пригород Гётеборга) и Rosengård (англ.) (пригород Мальмё), построенных в ходе реализации программы, стали подлинными символами своего времени.
Кроме того отмечалось, что окраины, построенные в рамках Miljonprogrammet, стали местом концентрации приезжих из сельских районов. Главным предметом критики стали высокая социальная сегрегация и преступность, усилившиеся вследствие появления целых районов дешевого жилья, заселенных бедными сельскими мигрантами.
Районы
Наиболее известные районы:
См. также
Ссылки
- ↑ Choi, Barry Housing means more than a roof (англ.). South China Morning Post (June 30, 1975).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Hung, Edward 'New' Housing Authority in for bigger responsibility (англ.). The Standard (June 26, 1977).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Wiltshire, Trea Old Hong Kong - Volume Three. Central Hong Kong (англ.). Text Form Asia books Ltd. (1987 (republished & reduced 2003)).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Focus on small flats (англ.). South China Morning Post (October 14, 1978).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Vital task is to satisfy slum dwellers who see luxury on doorstep (англ.). South China Morning Post (August 13, 1973).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Turkington, van Kempen, Wassenberg (eds.) Sweden: High-rise housing for a low-density country, in High-rise housing in Europe: current trends and future prospects (англ.). Delft: Delft University press (Housing and Urban Policy Studies 28) (2004). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Swedish welfare policy with Tensta as a case study (англ.).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
dic.academic.ru
как его получить, кому оно положено, формирование очереди
Многие граждане РФ до сих пор нуждаются в получении жилья.
Особенно это актуально для молодых семей, которые на первых порах не могут за счёт своих сил и средств купить квартиру или дом.
Ипотека же требует существенной суммы для внесения предварительного взноса и ежемесячных выплат, а также процентов.
Поэтому государство предоставляет нуждающимся жителям РФ право на социальное жильё. Всё самое важное о нем вы узнаете после прочтения статьи.
Оглавление статьи
Определение понятий
Под социальным жильём понимается такие объекты недвижимости, которые предоставляет государство всем нуждающимся категориям населения.
Для получения жилплощади желающему потребуется пройти стандартную правовую процедуру (сбор и подача документов, заключение договора съёма и т.д.), после чего он встанет в очередь.
Помните, что чем раньше вы подадите заявку на социальное жильё, тем лучше, поскольку везде имеются большие очереди, продвигающиеся годами. Плюс ко всему, оформление заявления и соответствующей документации потребует определённое время. Государство не установило никакого периода, в течение которого претендентам должны предоставить жилую недвижимость. При этом желающего могут лишить места в очереди, если обнаружат, что его жизненные условия поменялись, и более он не может претендовать на данную государственную помощь.
Законодательное регулирование вопроса
Согласно 40 статье Конституции РФ каждый гражданин имеет право на получение жилплощади.
Права на социальное жильё есть не у всех граждан, а лишь у некоторых категорий. Поскольку всех желающих сразу обеспечить жилой площадью не получится, то действуют некоторые критерии, по которым определяют особо нуждающихся в получении объекта недвижимости.
Правила предоставления соцжилья в аренду нуждающимся категориям населения закреплены в Жилищном кодексе РФ (раздел 3). В нём определено:
- Категории льготников, которые могут получить жильё от государства (статья 91 и 51).
- Порядок и условия получения такой жилплощади.
- Процедура заключения договора соцнайма и другие вопросы.
- Кого можно вселить в эту квартиру (статья 70).
А поскольку аренда соцжилья у государства возможна только при заключении договора, то вступают в силу нормы Гражданского Кодекса (глава 35). В нём установлено, как именно заключается договор аренды, на каких условиях возможно пользование жилплощадью, а также основания, при наличии которых можно расторгнуть соглашение.
При этом требования, при выполнении которых можно встать в очередь на получение жилой площади, помогают выявить, действительно ли человек не в состоянии решить жилищную проблему самостоятельно. Основания, согласно которым желающему должны предоставить социальное жильё, должны подтверждаться документально. После подачи пакета правоустанавливающей документации их внимательно проверят на соответствие законным требованиям.
Кому положена помощь
Получателями социальной жилой недвижимости могут стать только:
- Военнослужащие.
- Собственники квартир в аварийных и ветхих домах, которые, по решению комиссии, решено сносить.
- Лица, потерявшие жилую недвижимость не по своей вине (например, из-за стихийных бедствий).
- Сироты без опекунов.
- Ветераны ВОВ.
- Чернобыльцы (как ликвидаторы последствий аварии, так и жертвы катастрофы).
- Люди, страдающие от хронических заболеваний, опасных для живущих рядом граждан.
- Лица, вынужденно переселившиеся с прежних мест проживания.
Помимо них, получателями муниципального жилья могут стать:
- Малообеспеченные семьи (также нуждающиеся в квартирах).
- Матери, воспитывающие детей в одиночку.
Тем семьям и гражданам, которые добиваются статуса малоимущих, следует помнить, что в каждом регионе действуют свои особенности его назначения. Заранее узнайте в компетентных органах, что для этого потребуется, и вы сэкономите время. Обычно разница касается заработка претендентов, при котором признают малоимущим. Также нужно помнить, что расчёты проводят не на одного заявителя, а на всех членов его семьи, живущих с ним совместно. А учитывать будут не только зарплату и иные выплаты, но и ту недвижимость и имущество, которая уже принадлежит претенденту. Если не учитывать это, вам могут отказать в предоставлении социальной жилплощади.
В законодательстве закреплено, что получателями социального жилья могут стать только те, кто имеет гражданство РФ.
Помимо этого условия принадлежности к категории населения, есть и ряд других:
- Получатель должен определённый период проживать в одном населённом пункте.
- Документ, подтверждающий наличие статуса малоимущего (выдаётся в службе соцзащиты населения).
- Должно быть установлено, что условия проживания усугубились непреднамеренно, без злого умысла претендента. В таком случае проверят, имеют ли место (за последние пять лет) умышленные махинации – например, заключение договоров купли-продажи жилья, а после покупка квартиры меньшего размера и с худшим состоянием, прописаны ли в имеющейся квартире трудоспособные лица, не являющиеся родственниками претендента, и т.п.
- В отделе, занимающимся проверкой документов, установлено, что вы подали достоверные сведения и документы.
Основные обязанности у муниципалитета следующие:
- Предоставить жилплощадь или комнату в установленный срок.
- Проверить исправность линий коммуникаций и передач перед предоставлением объекта получателю. Кроме того, муниципалитет контролирует исправность данный систем и занимается их починкой.
- Своевременно сообщать квартиросъёмщику о повышении тарифов ЖКХ.
- Проводить капремонт дома (за счёт муниципалитета), если его состояние ухудшилось.
На съёмщика ложатся следующие обязанности:
- Подписать акт приёма-передачи объекта и проверить все сведения о недвижимости.
- Следить за состоянием квартиры, поддерживать её в надлежащем состоянии.
- Оплачивать ЖКУ.
- Проводить перепланировку только с согласования и разрешения местных органов власти.
- Освободить квартиру в установленную дату.
Когда вам, наконец, решили выдать социальное жильё любого вида, это закрепляется соответствующим договором найма. Пока договор не заключён, гражданин остаётся в прежнем положении, не имея прав на квартиру.
Однако даже после того, как соглашение было подписано, на получателя накладывается целый ряд обязательств:
- Оплата ЖКУ в установленные сроки.
- Соблюдение правил пользования жильём и совместного проживания в доме.
Если человек нарушил свои обязательства, его могут лишить предоставленной жилплощади.
Формирование очереди
Заявление и документы подаются в местные органы самоуправления.
Там же вам помогут уточнить состав пакета документов, который потребуется в вашем случае. Если же одно из условий было нарушено или был подан неполный список документов, в получении объекта недвижимости будет отказано (до тех пор, пока вы не исправите ошибки), при этом на повторную подачу документов и заявления потребуется длительное время.
Когда очередь, наконец, дошла до вас, местный муниципалитет должен заключить с человеком договор найма соцжилья, потому как он получает недвижимость, находящуюся на балансе местных органов власти. Договор составляют согласно типовой форме, установленной законными правилами, однако может немного изменяться в зависимости от конкретного случая.
Однако в нём необходимо обязательно прописать:
- Название населённого пункта, где подписывается договор, и администрация которого предоставляет жилплощадь. Также необходимо включить в заявление реквизиты сторон и дату заключения договора.
- Информацию о выданной недвижимости – её почтовый адрес, технические характеристики, количество комнат и т.п. Здесь же необходимо указать состояние объекта на момент предоставления новому жильцу (для этого чаще всего оформляют акт приёма-передачи).
- Права и обязанности сторон соглашения, а также ответственность за их нарушение. Уделите этому особое внимание, поскольку именно на основе этих пунктов и будут строиться дальнейшее сотрудничество между муниципалитетом и получателем социальной жилой площади.
- Сведения о ваших сожителях (ФИО, паспортные данные, родство и т.п.).
Внеочередное предоставление
Законом выделено несколько категорий граждан, которые будут продвинуты в очереди, даже если они подали заявку и встали в очередь позже других. Среди них:
- Люди, ранее снимавшие социальное жильё, и обменивающие нынешнюю недвижимость на более просторную, которая соответствует установленным законом. Это происходит в тех случая, когда квадратура полученного жилья, в расчёте на количество проживающих в нём людей, более не соответствует нормам.
- Лица, проживающие в помещении, которое признано в настоящее время непригодным для жизни. Признание домов аварийными действует согласно статье 32 ЖК РФ.
- Граждане, живущие вместе с хронически больными людьми, либо же сам больной, который в силу своего состояния здоровья является угрозой своим сожителям. Среди таких болезней – СПИД, туберкулёз и иные тяжёлые и хронические заболевания. Полный перечень таких болезней в законодательстве пока не был зафиксирован.
Нормы
Данный вопрос определён в статье 50 ЖК РФ, а также нормативными актами, изданными внутри муниципалитета.
Так, в нашей стране установлено, что минимальная площадь для проживания одного человека составляет 18 кв.м. (норма для комнат в общежитии – 6 кв.м.), однако внутри субъекта эти нормы могут быть и больше.
Порядок получения
Заявителю необходимо будет пройти несколько этапов:
- Получить статус человека, нуждающегося в жилплощади (у заявителя нет средств и возможности приобрести собственную жилую недвижимость).
- Встать на учёт (очередь) для получения квартиры. Для этого подаётся ряд правоустанавливающих документов, после чего обратившегося регистрируют в общей очереди.
- Когда до вас доходит очередь, заключается договор найма жилья. После этого можно спокойно пользоваться помещением.
Какие документы необходимо предоставить
Обычно, желающие должны предоставить следующий минимальный набор документов:
- Собственноручно написанное заявление.
- Паспорт заявителя и его идентификационный номер (СНИЛС).
- Документы, касающиеся семьи заявителя. Если у него есть дети, необходимо подать свидетельство о рождении либо усыновлении ребёнка по решению суда. Если он состоит в браке, понадобится свидетельство о вступлении в брак (если же заявитель разведён, нужно предоставить свидетельство о его расторжении).
- Справка, подтверждающая, что у заявителя и членов его семьи нет иной недвижимости (наличие другой недвижимости, принадлежащей заявителю и его родственникам, также будет учитываться).
- Документ, свидетельствующий о том, что обращающийся принадлежит к категории граждан с правом получения соцжилья.
- Справки о составе семьи (все члены семьи, проживающие вместе с заявителем, будут внесены в договор найма соцжилья; все, кто вписаны в договор, в дальнейшем не получат проблем с регистрацией в жиплощади, и в целом их правовое положение будет устойчивее).
Учитывайте, что правила подачи документов меняются в зависимости от того, в каком населённом пункте вы проживаете. В городах федерального значения требования более сложные, потому как здесь нуждающихся намного больше, нежели в регионах. К примеру, претендент на соцжильё в Москве должен проживать в городе как минимум последние десять лет, что подтверждается документально. В остальных населённых пунктах получатель должен проживать не меньше пяти лет, что облегчает получение места в очереди на социальную жилплощадь.
На рассмотрение заявки и поданных документов законом даётся месяц. В итоге, должно быть вынесено официальное решение (в письменной форме) о становлении заявителя в очередь или отказе в предоставлении места, причём оно должно быть мотивировано (т.е. указаны причины).
Что такое Фонд строительства
Обязанность обеспечить всех нуждающихся жилой недвижимостью закреплена за местной администрацией.
Жилплощадь предоставляется с расчётом на федеральные стандарты, а чтобы механизм помощи работал, созданы и работают фонды развития строительства соцжилья. Их цель – стимулировать строительство домов, помещения в которых будут доступны для населения.
Для этого фонд проводит аукционы, на которых реализует земли под строительство объектов жилой недвижимости, а также тендеры, где определяются фирмы-застройщики. Затем с ними согласовывается проекты строительства, стоимость жилплощади и т.п. Таким образом, фонды работают на региональном уровне. Тогда как на федеральном уровне государство предоставляет различные жилищные и ипотечные программы для нуждающихся граждан.
О данном варианте помощи от государства гражданам в улучшении их жилищных условий рассказано в следующем видеосюжете:
propertyhelp.ru
Социальное жильё Википедия
Социальное жильё (англ. social housing) — способ обеспечения граждан жильём, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.
В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости, собственниками и (или) управляющими которой являются организации (государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации или их комбинация), преследующие некоммерческие цели, как правило, связанные с повышением доступности жилья для всех слоёв населения. Для указания на государственную или муниципальную собственность используется более узкий термин «общественное жильё» (англ. public housing).
Тем не менее, как за отсутствием развитого сегмента жилья, принадлежащего некоммерческим организациям, так и благодаря исторически сильному государственному сектору, в России термины «социальное жильё» и «общественное жильё» фактически являются синонимами.
Социальное жильё в различных странах
Австралия
Великобритания
Германия
Россия
В России с 2004 года пользователям социального жилья разрешено сдавать его в аренду (поднайм), получая доход[1].
Гонконг
В Гонконге государство обеспечивает население социальным жильём путём:
- предоставления в наём квартир по ценам ниже рыночных;
- реализации программHome Ownership Scheme (англ.), в соответствии с которой жильё реализуется покупателям со скидкой.
На сегодняшний день почти половина резидентов Гонконга проживает в «социальных» зданиях и пользуется различного рода жилищными субсидиями. Наем жилья в таких домах дешевле, чем в частном секторе. Кроме того, оно субсидируется из доходов полученных от сдачи в аренду земли и помещений под автостоянки и магазины в самих социальных зданиях и непосредственно вблизи них.
Для реализации программы возводится специальное жилье — «общественная жилая недвижимость» (公共屋邨 (кит.)). Строительство и управление этой недвижимостью ведется, в основном, силами двух организаций: HA (Hong Kong Housing Authority (англ.)) и HKHS (Hong Kong Housing Society (англ.)). Обычно строительство ведется в отдаленных или относительно малодоступных районах. Однако, по мере расширения города, оно оказывается в центрах городских районов. Значительная часть построенной недвижимости представлена высотными зданиями, причем в последние годы (с 2005 года) они достигают высоты в 40 этажей.
История
1950-е годы. Восстановление Shek Kip Mei
Историческое здание в районе Shek Kip Mei Историческое здание в районе Shek Kip MeiПрограмма строительства социального жилья восходит к 1953 и была вызвана необходимостью восстановления северо-западного района Shek Kip Mei (англ.) после пожара, оставившего без крова около 53 тыс.человек, преимущественно — сквоттеров из числа иммигрантов с материкового Китая.
Для решения этой задачи по инициативе губернатора Гонконга Александра Грэнтэма (Alexander Grantham (англ.)) была принята программа, предполагавшая [2] демонтаж большей части зданий (в основном — самостроя), оставшихся после пожара, и возведение на их месте недорогих пожаробезопасных многоэтажек (石硤尾廉租屋邨 (кит.)). Строительство изначально велось силами Департамента общественных работ (Public Works Dept. (англ.)). Впоследствии были сформирован отдельный департамент (Resettlement Dept. (англ.)) для управления строительством, а также первое жилищное агентство (Hong Kong Housing Authority (англ.)) в составе городского управления Гонконга (Urban Council of Hong Kong (англ.)). [3].
Согласно принятым нормам, квартиры были малы — примерно 300 фут² (24-28 м²) общей площади. При этом предполагалось, что одна квартира предназначена для 5 человек, из которых на одного взрослого приходилось от 24 фут² (2,2 м²), а на одного ребёнка — от 12 фут² (1,1 м²) жилой площади. Половина зданий была оборудована только коммунальными санузлами. [4][5]. Тем не менее, эти квартиры часто занимало более одной семьи — как из за катастрофической нехватки жилой площади [6], так и благодаря тому, что плата составляла в диапазоне от HK$10 до HK$14 в месяц. Для сравнения, плата составляла в тот момент порядка HK$100 в месяц. При этом программа не предусматривала никаких ограничений по максимальному доходу для нанимателей.
На втором этапе программы (под управлением HKHA) нормы площади были увеличены до 35 фут² на человека (3,3 м²), а санитарные условия существенно улучшены. Всего в этот период было построено 34,8 тыс. квартир, в которых проживало 218,5 тыс. человек. Плата за пользование в последующие годы оставалась низкой и устанавливалась раз в 2 года, исходя из себестоимости обслуживания недвижимости.
В настоящее время район Shek Kip Mei полностью перестроен.
Сингапур
Квартиры в районе Букит-БатокСоциальное жилье в Сингапуре управляется дирекцией по недвижимости (HDB — the Housing and Development Board (англ.)). Дирекция занимается строительством и управлением жильем, называемым «HDB flats».
Большая часть жилья, сдаваемого внаем в Сингапуре имеет государственную форму собственности. В таком жилье проживает около 85 % всех нанимателей. «HDB flats» также широко доступны для приобретения в собственность при финансовой поддержке Центрального страхового фонда. Около 90 % жителей квартир, построенных государственными организациями и за счёт бюджета, являются их собственниками, а не нанимателями.
Эти квартиры расположены в домовладениях, которые организованы в целые пригороды со своими школами, супермаркетами, клиниками, рынками, а также местами для спорта и отдыха. Существует широкое разнообразие типов квартир и and layouts, обычно классифицируемых исходя из количества комнат (выделяются трехкомнатные, черытерхкомнатные, пятикомнатные квартиры, а также «executive»).
Некоторые квартиры имеют дополнительные комнаты, предназначенные для использования в качестве кабинетов, другие могут включать столовые и т. п. Самые большие квартиры (an executive apartment), которые строятся Дирекцией, имеют площадь около 150 м² (1600 фут²) и включают три спальни, а также раздельные столовую и гостиную.
Использование социального жилья в Сингапуре само по себе не рассматривается как свидетельство бедности или низкого качества жизни — по сравнению с другими странами (Австралия, Англия и т. д., где плата за пользование социальным жильем существенно ниже, чем частным). Нередко плата для самых маленьких квартир в социальном секторе может превышать аналогичную для частного сектора. Среди людей, занимающих социальное жилье в Сингапуре, лишь очень немногие находятся за чертой бедности.
Доступность социального жилья
Для приобретения социального жилья в Сингапуре покупатель должен удовлетворять следующим условиям:
- Быть гражданином Сингапура. Среди основных членов его семьи должен быть ещё хотя бы один резидент или гражданин Сингапура.
- Достичь возраста в 21 год на момент покупки жилья.
- Удовлетворять ограничению по максимальному доходу семьи.
- Для покупки двухкомнатной квартиры совокупный доход домохозяйства не должен превышать 2 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки 3-комнатной квартиры доход не должен превышать 3 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки квартиры из четырёх и более комнат общий доход домохозяйства не должен превышать 8 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Если покупатель приобретает квартиру совместно с родственниками (кроме непосредственных членов его семьи), их совокупный доход не должен превышать 12 тыс. сингапурских долларов в месяц.
Справка: уровень доходов в Сингапуре
Средний уровень среднемесячного дохода резидентов Сингапура (см. отчет (недоступная ссылка с 23-05-2013 [1902 дня] — история, копия) (англ.)) составлял в 2005 году 5400, а медиана — 3830 сингапурских долларов соответственно.
Рост медианного среднемесячного дохода в период с 2000 по 2005 года (в сингапурских долларах 2000 года) составил 0,5 %. Соответственно, можно ожидать, что данные числа адекватно характеризуют соотношение средних доходов и существующих ограничений при покупке социального жилья.
Швеция
Панельные кварталы в Tensta (англ.) — пригороде Стокгольма Дома в Hammarkullen — пригород Гётеборга Жилые здания в Tensta.Миллионная программа (англ.) — название амбициозной жилищной программы, реализованной в Швеции между 1965 и 1974 годами правившей Социал-Демократической Партией для предоставления каждому гражданину жилья по доступным ценам. Целью программы было строительство миллиона новых жилищ в течение 10 лет (что и стало источником её названия)[7][8]. Одновременно с этим был демонтирован значительный объём старого жилья, не подлежащего модернизации.
В результате реализации программы было построено около 1 006 000 новых жилищ. В итоге, с учётом демонтажа ветхого жилья, жилищный фонд Швеции вырос на 650 000 новых квартир и домов. Кроме того, повысилось общее качество жилья, при всех его эстетических недостатках (см.ниже).
Результаты
На подход к реализации программы сильнейшее влияние оказал опыт развития стокгольмских пригородов, таких как Vällingby (англ.) и Årsta (англ.). Одной из основных целей, лежащей в основе этого подхода было воспитание «хороших граждан демократического общества». Достичь этого предполагалось путём строительства качественного доступного жилья в районах с развитой социальной инфраструктурой, включающей школы, больницы, церкви, общественные здания, библиотеки и клубы для различных групп населения. Главной задачей авторов программы (хотя и совершенно неудавшейся) была интеграция различных социальных групп путём перемешивания арендаторов на одной территории. Большинство квартир относились к типу «стандартная трехкомнатная квартира» (normaltrea (швед.)) площадью 75 кв.м., предназначенной для молодой семьи из двух взрослых с двумя детьми.
Критика
Хотя программа достигла своей цели — строительства миллиона новых жилищ, её исполнение и результаты стали предметом критики.
Наиболее распространен упрек в том, что в рамках программы было возведено множество «мрачных бетонных зданий», разрушивших городской ландшафт. В действительности, лишь в 16 % зданий железобетон использовался как основной строительный материал. При этом почти половина жилья в рамках программы вообще представлена домами на одну семью. Несмотря на это, в общественном мнении программа до сих пор ассоциируется с так называемыми «бетонными окраинами» — пригородами, которые в основном застроены однообразными панельными кварталами. Архитектурный облик этих районов критикуется как «безликий» и сравнивается со зданиями в странах бывшего Восточного блока, таких как ГДР. Три наиболее известных пригорода — Rinkeby (швед.) (пригород Стокгольма), Hammarkullen (англ.) (пригород Гётеборга) и Rosengård (англ.) (пригород Мальмё), построенных в ходе реализации программы, стали подлинными символами своего времени.
Кроме того отмечалось, что окраины, построенные в рамках Miljonprogrammet, стали местом концентрации приезжих из сельских районов. Главным предметом критики стали высокая социальная сегрегация и преступность, усилившиеся вследствие появления целых районов дешевого жилья, заселенных бедными сельскими мигрантами.
Районы
Наиболее известные районы:
См. также
Ссылки
- ↑ ЖК РФ, Статья 77. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма / КонсультантПлюс
- ↑ Choi, Barry Housing means more than a roof (англ.) (недоступная ссылка — история). South China Morning Post (June 30, 1975). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Hung, Edward 'New' Housing Authority in for bigger responsibility (англ.) (недоступная ссылка — история). The Standard (June 26, 1977). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Wiltshire, Trea Old Hong Kong - Volume Three. Central Hong Kong (англ.) (недоступная ссылка — история). Text Form Asia books Ltd. (1987 (republished & reduced 2003)). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Focus on small flats (англ.) (недоступная ссылка — история). South China Morning Post (October 14, 1978). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Vital task is to satisfy slum dwellers who see luxury on doorstep (англ.) (недоступная ссылка — история). South China Morning Post (August 13, 1973). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Turkington, van Kempen, Wassenberg (eds.) Sweden: High-rise housing for a low-density country, in High-rise housing in Europe: current trends and future prospects (англ.). Delft: Delft University press (Housing and Urban Policy Studies 28) (2004). Проверено 28 апреля 2008. Архивировано 12 марта 2012 года.
- ↑ Swedish welfare policy with Tensta as a case study (англ.) (недоступная ссылка — история). Проверено 28 апреля 2008.
wikiredia.ru
Социальное жильё — Википедия
Социальное жилье (social housing) — способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.
В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости, собственниками и/или управляющими которой являются организации (государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации или их комбинация), преследующие некоммерческие цели — как правило, связанные с повышением доступности жилья для всех слоев населения. Для указания на государственную или муниципальную собственность используется более узкий термин «общественное жилье» (Public housing (англ.)).
Тем не менее, как за отсутствием развитого сегмента жилья, принадлежащего некоммерческим организациям, так и благодаря исторически сильному государственному сектору, в России термины «социальное жилье» и «общественное жилье» фактически являются синонимами.
Социальное жилье в различных странах[править]
Австралия[править]
Великобритания[править]
Германия[править]
Россия[править]
Гонконг[править]
В Гонконге государство обеспечивает население социальным жильем путем:
- предоставления в наем квартир по ценам ниже рыночных;
- реализации программы «Home Ownership Scheme» (англ.), в соответствии с которой жилье реализуется покупателям со скидкой.
На сегодняшний день почти половина резидентов Гонконга проживает в «социальных» зданиях и пользуется различного рода жилищными субсидиями. Наем жилья в таких домах дешевле, чем в частном секторе. Кроме того, оно субсидируется из доходов полученных от сдачи в аренду земли и помещений под автостоянки и магазины в самих социальных зданиях и непосредственно вблизи них.
Для реализации программы возводится специальное жилье — «общественная жилая недвижимость» (公共屋邨 (кит.)). Строительство и управление этой недвижимостью ведется, в основном, силами двух организаций: HA (Hong Kong Housing Authority (англ.)) и HKHS (Hong Kong Housing Society (англ.)). Обычно строительство ведется в отдаленных или относительно малодоступных районах. Однако, по мере расширения города, оно оказывается в центрах городских районов. Значительная часть построенной недвижимости представлена высотными зданиями, причем в последние годы (с 2005 года) они достигают высоты в 40 этажей.
История[править]
1950-е годы. Восстановление Shek Kip Mei[править]
Историческое здание в районе Shek Kip Mei Историческое здание в районе Shek Kip MeiПрограмма строительства социального жилья восходит к 1953 и была вызвана необходимостью восстановления северо-западного района Shek Kip Mei (англ.) после пожара, оставившего без крова около 53 тыс.человек, преимущественно — сквоттеров из числа иммигрантов с материкового Китая.
Для решения этой задачи по инициативе губернатора Гонконга Александра Грэнтэма (Alexander Grantham (англ.)) была принята программа, предполагавшая [1] демонтаж большей части зданий (в основном — самостроя), оставшихся после пожара, и возведение на их месте недорогих пожаробезопасных многоэтажек (石硤尾廉租屋邨 (кит.)). Строительство изначально велось силами Департамента общественных работ (Public Works Dept. (англ.)). Впоследствии были сформирован отдельный департамент (Resettlement Dept. (англ.)) для управления строительством, а также первое жилищное агентство (Hong Kong Housing Authority (англ.)) в составе городского управления Гонконга (Urban Council of Hong Kong (англ.)). [2].
Согласно принятым нормам, квартиры были малы — примерно 300 кв.футов (24-28 кв.м.) общей площади. При этом предполагалось, что одна квартира предназначена для 5 человек, из которых на одного взрослого приходилось от 24 кв.футов (2,2 кв.м.), а на одного ребёнка — от 12 кв.футов (1,1 кв.м.) жилой площади. Половина зданий была оборудована только коммунальными санузлами. [3][4]. Тем не менее, эти квартиры часто занимало более одной семьи — как из за катастрофической нехватки жилой площади [5], так и благодаря тому, что плата составляла в диапазоне от HK$10 до HK$14 в месяц. Для сравнения, плата составляла в тот момент порядка HK$100 в месяц. При этом программа не предусматривала никаких ограничений по максимальному доходу для нанимателей.
На втором этапе программы (под управлением HKHA) нормы площади были увеличены до 35 кв.футов на человека (3,3 кв.м.), а санитарные условия существенно улучшены. Всего в этот период было построено 34,8 тыс.квартир, в которых проживало 218,5 тыс.человек. Плата за пользование в последующие годы оставалась низкой и устанавливалась раз в 2 года, исходя из себестоимости обслуживания недвижимости.
В настоящее время район Shek Kip Mei полностью перестроен.
Сингапур[править]
Квартиры в районе Букит-БатокСоциальное жилье в Сингапуре управляется дирекцией по недвижимости (HDB — the Housing and Development Board (англ.)). Дирекция занимается строительством и управлением жильем, называемым «HDB flats».
Большая часть жилья, сдаваемого внаем в Сингапуре имеет государственную форму собственности. В таком жилье проживает около 85 % всех нанимателей. «HDB flats» также широко доступны для приобретения в собственность при финансовой поддержке Центрального страхового фонда. Около 90 % жителей квартир, построенных государственными организациями и за счёт бюджета, являются их собственниками, а не нанимателями.
Эти квартиры расположены в домовладениях, которые организованы в целые пригороды со своими школами, супермаркетами, клиниками, рынками, а также местами для спорта и отдыха. Существует широкое разнообразие типов квартир и and layouts, обычно классифицируемых исходя из количества комнат (выделяются трехкомнатные, черытерхкомнатные, пятикомнатные квартиры, а также «executive»).
Некоторые квартиры имеют дополнительные комнаты, предназначенные для использования в качестве кабинетов, другие могут включать столовые и т. п. Самые большие квартиры (an executive apartment), которые строятся Дирекцией имеют площадь около 150 кв.м. (1’600 кв.футов) и включают три спальни, а также раздельные столовую и гостиную.
Использование социального жилья в Сингапуре само по себе не рассматривается как свидетельство бедности или низкого качества жизни — по сравнению с другими странами (Австралия, Англия и т. д., где плата за пользование социальным жильем существенно ниже, чем частным). Нередко плата для самых маленьких квартир в социальном секторе может превышать аналогичную для частного сектора. Среди людей, занимающих социальное жилье в Сингапуре, лишь очень немногие находятся за чертой бедности.
Доступность социального жилья[править]
Для приобретения социального жилья в Сингапуре покупатель должен удовлетворять следующим условиям:
- Быть гражданином Сингапура. Среди основных членов его семьи должен быть ещё хотя бы один резидент или гражданин Сингапура.
- Достичь возраста в 21 год на момент покупки жилья.
- Удовлетворять ограничению по максимальному доходу семьи.
- Для покупки двухкомнатной квартиры совокупный доход домохозяйства не должен превышать 2 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки 3-комнатной квартиры доход не должен превышать 3 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки квартиры из четырёх и более комнат общий доход домохозяйства не должен превышать 8 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Если покупатель приобретает квартиру совместно с родственниками (кроме непосредственных членов его семьи), их совокупный доход не должен превышать 12 тыс. сингапурских долларов в месяц.
Справка: уровень доходов в Сингапуре
Средний уровень среднемесячного дохода резидентов Сингапура (см. отчет (недоступная ссылка с 23-05-2013 (1858 дней) — история, копия) (англ.)) составлял в 2005 году 5’400, а медиана — 3’830 сингапурских долларов соответственно.
Рост медианного среднемесячного дохода в период с 2000 по 2005 года (в сингапурских долларах 2000 года) составил 0,5 %. Соответственно, можно ожидать, что данные числа адекватно характеризуют соотношение средних доходов и существующих ограничений при покупке социального жилья.
Швеция[править]
Панельные кварталы в Tensta (англ.) — пригороде Стокгольма Дома в Hammarkullen — пригород Гётеборга Жилые здания в Tensta.Миллионная программа (англ.) — название амбициозной жилищной программы, реализованной в Швеции между 1965 и 1974 годами правившей Социал-Демократической Партией для предоставления каждому гражданину жилья по доступным ценам. Целью программы было строительство миллиона новых жилищ в течение 10 лет (что и стало источником её названия).[6][7] Одновременно с этим был демонтирован значительный объём старого жилья, не подлежащего модернизации.
В результате реализации программы было построено около 1 006 000 новых жилищ. В итоге, с учётом демонтажа ветхого жилья, жилищный фонд Швеции вырос на 650 000 новых квартир и домов. Кроме того, повысилось общее качество жилья, при всех его эстетических недостатках (см.ниже).
Результаты[править]
На подход к реализации программы сильнейшее влияние оказал опыт развития стокгольмских пригородов, таких как Vällingby (англ.) и Årsta (англ.). Одной из основных целей, лежащей в основе этого подхода было воспитание «хороших граждан демократического общества». Достичь этого предполагалось путем строительства качественного доступного жилья в районах с развитой социальной инфраструктурой, включающей школы, больницы, церкви, общественные здания, библиотеки и клубы для различных групп населения. Главной задачей авторов программы (хотя и совершенно неудавшейся) была интеграция различных социальных групп путем перемешивания арендаторов на одной территории. Большинство квартир относились к типу «стандартная трехкомнатная квартира» (normaltrea (швед.)) площадью 75 кв.м., предназначенной для молодой семьи из двух взрослых с двумя детьми.
Критика[править]
Хотя программа достигла своей цели — строительства миллиона новых жилищ, её исполнение и результаты стали предметом критики.
Наиболее распространен упрек в том, что в рамках программы было возведено множество «мрачных бетонных зданий», разрушивших городской ландшафт. В действительности, лишь в 16 % зданий железобетон использовался как основной строительный материал. При этом почти половина жилья в рамках программы вообще представлена домами на одну семью. Несмотря на это, в общественном мнении программа до сих пор ассоциируется с так называемыми «бетонными окраинами» — пригородами, которые в основном застроены однообразными панельными кварталами. Архитектурный облик этих районов критикуется как «безликий» и сравнивается со зданиями в странах бывшего Восточного блока, таких как ГДР. Три наиболее известных пригорода — Rinkeby (швед.) (пригород Стокгольма), Hammarkullen (англ.) (пригород Гётеборга) и Rosengård (англ.) (пригород Мальмё), построенных в ходе реализации программы, стали подлинными символами своего времени.
Кроме того отмечалось, что окраины, построенные в рамках Miljonprogrammet, стали местом концентрации приезжих из сельских районов. Главным предметом критики стали высокая социальная сегрегация и преступность, усилившиеся вследствие появления целых районов дешевого жилья, заселенных бедными сельскими мигрантами.
Районы[править]
Наиболее известные районы:
- ↑ Choi, Barry Housing means more than a roof (англ.)(недоступная ссылка — история). South China Morning Post (June 30, 1975). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Hung, Edward 'New' Housing Authority in for bigger responsibility (англ.)(недоступная ссылка — история). The Standard (June 26, 1977). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Wiltshire, Trea Old Hong Kong - Volume Three. Central Hong Kong (англ.)(недоступная ссылка — история). Text Form Asia books Ltd. (1987 (republished & reduced 2003)). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Focus on small flats (англ.)(недоступная ссылка — история). South China Morning Post (October 14, 1978). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Vital task is to satisfy slum dwellers who see luxury on doorstep (англ.)(недоступная ссылка — история). South China Morning Post (August 13, 1973). Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Turkington, van Kempen, Wassenberg (eds.) Sweden: High-rise housing for a low-density country, in High-rise housing in Europe: current trends and future prospects (англ.). Delft: Delft University press (Housing and Urban Policy Studies 28) (2004). Проверено 28 апреля 2008. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012.
- ↑ Swedish welfare policy with Tensta as a case study (англ.)(недоступная ссылка — история). Проверено 28 апреля 2008.
wp.wiki-wiki.ru