Старые названия станций метро в москве: Старые и новые названия станций метро

Содержание

Какие станции московского метро были переименованы и почему? | Справка | Вопрос-Ответ

Елена Слободян

Примерное время чтения: 16 минут

71549

Категория: 
Досье

Какие станции московского метро были переименованы и почему?

Последнее обновление — 8 июля 2014 года.

Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». В свое время станция получила свое наименование по улице Подбельского, на которой расположены ее наземные вестибюли. Однако уже в 1994 году улица Подбельского была переименована в Ивантеевскую. Новое название «Бульвар Рокоссовского» присвоено станции в связи с ее расположением в непосредственной близости от одноименной улицы и в память о выдающемся полководце Великой Отечественной войны маршале Советского Союза Константине Рокоссовском.

В Москве существует более десятка станций, имена которых больше не соответствуют топонимике на поверхности. АиФ.ru рассказывает, какие станции уже меняли свои названия и что послужило этому причиной.

«Бульвар Рокоссовского» — «Улица Подбельского»



Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция «Улица Подбельского» получила своё название в 1990 году, когда была открыта. В тот период на поверхности была одноимённая улица, которая в 1994 году была переименована в Ивантеевскую, от подмосковного посёлка Ивантеевка, расположенного на северо-востоке от столицы. Вадим Подбельский, чьё имя носит в данный момент станция, был одним из руководителей вооружённого восстания в Москве в октябре 1917 года, а потом — комиссаром почты и телеграфа Москвы и РСФСР.

Новое название — «Бульвар Рокоссовского» — комиссия решила присвоить и станции, и ТПУ. Это связано с тем, что на поверхности находится бульвар, названный в честь одного из главных полководцев Великой Отечественной войны, маршала Константина Рокоссовского.

«Битцевский парк» — «Новоясеневская»



Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Открыта 17 января 1990 года. До 3 июня 2008 года станция носила название «Битцевский парк». Название станции связано с расположенным в непосредственной близости от неё природно-историческим парком «Битцевский лес». Сам лес назван по реке Битца, которая берет начало из родников на склоне Теплостанской возвышенности вблизи пересечения МКАД и Профсоюзной улицы.

В 2008 году станция «Битцевский парк» была переименована в «Новоясеневскую» с целью передачи старого названия строящейся станции Бутовской линии. Новое название станция получила по названию района Ясенево, в конце Новоясеневского проспекта, на границе жилого массива и Битцевского леса.

Район получил свое название от бывшего села Ясенево, известного в 13 веке, как великокняжеское, а затем — царская вотчина.

В 1960 году территория села вошла в состав города Москвы. С конца 1970-х является районом жилищного строительства.

«Завод имени Сталина» — «Автозаводская»



Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 1 января 1943 года. До 5 июля 1956 года носила название «Завод имени Сталина», по находившемуся вблизи заводу ЗИС (ныне ЗИЛ). После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь И. А. Лихачёва название станции также было изменено на «Автозаводскую» (при внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить отверстия, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции). «Автозаводская» оставалась конечной южной станцией Замоскворецкой линии в течение 26 лет, вплоть до продления линии в 1969 году до «Каховской».

«Улица Коминтерна» — «Калининская» — «Воздвиженка» — «Александровский сад» 



Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена «Александровский сад» получила своё название из-за расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, ко вхожу в который ведёт переход от станции. До 24 декабря 1946 года станция называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка». Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.

Опоздать на 5 секунд и прослыть улиткой. Машинист о работе метрополитена. Читайте подробнее >>

«Горьковская» — «Тверская»



Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 20 июля 1979 года. До 5 ноября 1990 года станция носила название «Горьковская», по бывшему названию Тверской улицы и в честь писателя Максима Горького, памятник которому стоит в переходе между этой станцией и станцией «Чеховская».

«Охотный Ряд» — «Имени Кагановича» — «Охотный ряд» — «Проспект Маркса» — «Охотный ряд»



Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

За время существования станции «Охотный ряд» её переименовывали 4 раза. Сначала она, как и сейчас, называлась «Охотным рядом» — название было дано по одному из московских торговых рядов (ХVII в), в котором было разрешено торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

25 ноября 1955 года, когда весь метрополитен, носивший до этого имя Лазаря Кагановича, лишили этого имени, дав ему имя Ленина, имя Кагановича присвоили станции «Охотный ряд», и она стала называться станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда сам Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название «Охотный ряд». Название просуществовало до 30 ноября 1961 года, когда станцию переименовали в «Проспект Маркса». А 5 ноября 1990 года станцию вновь переименовали в «Охотный ряд».

Метро городов мира в цифрах и фактах. Читайте подробнее >>

«Кировская» — «Чистые пруды»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 15 мая 1935 года и носила название «Кировская». Станцию переименовали 5 ноября 1990 года, после того как сменилось название находившейся здесь улицы Кирова (ныне — Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886–1934). Новое название станции было дано по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

«Красные ворота» — «Лермонтовская» — «Красные ворота»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станцию «Красные ворота» в 1935 году назвали в честь Красных ворот, а в 1962 году её переименовали в «Лермонтовскую» — недалеко от вестибюля станции раньше находился дом, где родился великий русский поэт. На заре перестройки, в 1986 году, станции вернули прежнее название «Красные ворота».

«Мир» — «Щербаковская» — «Алексеевская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Была открыта 1 мая 1958 года под названием «Мир». 26 октября 1966 года её переименовали в «Щербаковскую» в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени Александра Щербакова. 5 ноября 1990 года станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Такое название станция получила в честь села Алексеевского, принадлежавшего князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. История села Алексеевского восходит к концу XIV века. В начале XX века село Алексеевское вошло в черту Москвы, в конце 20-х – начале 30-х годов здесь были сооружены Алексеевский студенческий городок и первые многоэтажные жилые дома. С 1950-х гг. в районе началась массовая жилая застройка.

«Дзержинская» — «Лубянка»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция метро была открыта 15 мая 1935 года. До ноября 1990 года она называлась «Дзержинская». Название станции прямо указывало на её месторасположение: площадь, на которой она находится, в то время именовалась площадью Дзержинского, в честь Феликса Дзержинского — советского деятеля, основателя ВЧК. В 1990 году площади вернули её историческое название — Лубянская, а станцию метро переименовали в «Лубянка». Название «Лубянка» является перенесённым топонимом. Впервые оно упомянуто в летописи 1480 года, когда Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте.

Что придумано для удобства пассажиров в метрополитенах мира? Читайте подробнее >>

​«Колхозная» — «Сухаревская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat



 

Станция была открыта 5 января 1972 года. Изначально она называлась «Колхозная», в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников и в ознаменование осуществления коллективизации сельского хозяйства. 5 ноября 1990 станцию переименовали в «Сухаревскую» вместе с переименованием близлежащей Колхозной площади в Большую и Малую Сухаревские площади. Новое название станция получила в честь Сухаревской башни, которая была построена в 1692–1695 годах по инициативе Петра I. Своё название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.

«Ждановская» — «Выхино»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat



 

Станция была открыта 31 декабря 1966 года. Современное название дано по московскому району Выхино, на территории которого расположена станция. Первоначальное название станции — «Ждановская» — в честь партийного деятеля Андрея Жданова. Его имя носил район Москвы, в котором располагалась станция на момент открытия.

«Ленино» — «Царицыно»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat



 

До переименования 5 ноября 1990 года станция «Царицыно» носила название «Ленино» (по названию жилого района Ленино-Дачное). Современное название станция получила по расположенному рядом Царицынскому парку и музею-заповеднику «Царицыно». Станция была открыта 30 декабря 1984 года.

«Площадь Свердлова» — «Театральная»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 11 сентября 1938 года и носила название «Площадь Свердлова», в честь одноимённой площади. Площадь была названа в честь одного из лидеров партии большевиков, председателя ВЦИК Якова Свердлова. В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название — Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры), а станцию метро также переименовали в «Театральную».

Ход кротом: как изменится московское метро в ближайшие семь лет. Читайте в материале «АиФ» >>

«Площадь Ногина» — «Китай-город»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

До 5 ноября 1990 года станция называлась «Площадь Ногина», в честь советского партийного деятеля Виктора Ногина. Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. При этом площадь Ногина (до 1924 года — Варварская площадь), на которой была расположена станция, переименовали в Славянскую площадь, где установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию.

«Сталинская» — «Семёновская»



Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Открыта станция была 8 января 1944 года. В 1961 году получила название «Семёновская», по расположенной над ней Семёновской площади, первоначально станция носила названия «Сталинская», поскольку была расположена в Сталинском районе Москвы. Расположенная рядом Семёновская площадь названа в честь созданной царём Петром I Семёновской солдатской слободы, где располагался Семёновский полк — один из первых гвардейских полков в России.

«Дворец советов» — «Кропоткинская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Построенная в 1935 году станция носила название «Дворец советов» в честь восьмой высотки Москвы, которую так и не удалось построить на месте снесённого храма Христа Спасителя. В 1957 году её переименовали в честь философа-анархиста, князя Петра Алексеевича Кропоткина, родившегося в этом районе столицы. В 1991–1992 годах предлагалось переименовать станцию в «Пречистенку», в середине 1990-х годах — в «Храм Христа Спасителя», в 2008 году — в «Патриаршую».

«Измайловский парк» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» — «Партизанская» 



Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станцию открыли 18 января 1944 года. Тогда она носила название «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». 20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк», а 3 мая 2005 года она стала называться «Партизанской». Такое название станция получила, поскольку на ней находятся статуи и барельефы на партизанскую тему времён Великой Отечественной войны, а в Измайловском парке культуры и отдыха проходят встречи ветеранов партизанского движения.

7 самых красивых станций метро в мире. Пройдите фото-тест >>

Ретро-метро: московская подземка в 30-х годах

Станция метро «Аэропорт» в конце 30-х годов. На фото изображён поезд, состоящий из вагонов типа А — именно такие вагоны были пущены по линиям метрополитена в 1934 году.
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Сокольники», 1935 год.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Перрон станции «Сокольники» в 1935 году.
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Комсомольская» в 1935 году.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Вход на станцию метро «Комсомольская» в 1935 году.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Станция «Арбатская» в 1935 году.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Станция метро «Смоленская» в 1935 году (тогда называлась «Смоленская площадь»).
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Станция метро «Красные ворота» в 1935 году.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Станция метро «Чистые пруды».
© Commons. wikimedia.org

Станция метро «Александровский сад» в 1935 году.
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Красносельская» в 1935 году.
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Лубянка» в 30-х годах.
© Commons.wikimedia.org

Станция Кольцевой линии метро «Павелецкая».
© Commons.wikimedia.org

Перрон станции метро «Сокол» в 1938 году.
© Commons.wikimedia.org

Вестибюль станции метро «Динамо» в 1939 году.
© Commons.wikimedia.org

Ретро-метро: московская подземка в 30-х годах

Станция метро «Аэропорт» в конце 30-х годов. На фото изображён поезд, состоящий из вагонов типа А — именно такие вагоны были пущены по линиям метрополитена в 1934 году.
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Сокольники», 1935 год.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Перрон станции «Сокольники» в 1935 году.
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Комсомольская» в 1935 году.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Вход на станцию метро «Комсомольская» в 1935 году.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Станция «Арбатская» в 1935 году.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Станция метро «Смоленская» в 1935 году (тогда называлась «Смоленская площадь»).
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Станция метро «Красные ворота» в 1935 году.
© Flickr.com / trondheim_byarkiv

Станция метро «Чистые пруды».
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Александровский сад» в 1935 году.
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Красносельская» в 1935 году.
© Commons.wikimedia.org

Станция метро «Лубянка» в 30-х годах.
© Commons.wikimedia.org

Станция Кольцевой линии метро «Павелецкая».
© Commons.wikimedia.org

Перрон станции метро «Сокол» в 1938 году.
© Commons.wikimedia.org

Вестибюль станции метро «Динамо» в 1939 году.
© Commons.wikimedia.org

московский метрополитен

старые названия станций метро – Москва 24, 19.11.2014

19 ноября 2014, 17:54

Город

Фото: ТАСС/ Виктор Великжанин

Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». M24.ru выяснило, какие еще станции меняли свои названия и почему.

Говорят, что Россия – это страна с непредсказуемым прошлым. Разумеется, Московский метрополитен, вот уже более полувека несущий на своих плечах львиную долю всей транспортной нагрузки в российской столице, не является исключением. В нем все время что-то переименовывают, да и сам он уже успел один раз сменить свое имя, а возможно, что и второй раз тоже не за горами. Но если метро все же переименуют, то случится это не во второй, а в третий раз.

Многим известно, что до 1955 года Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен был «имени Л.М. Кагановича», а после и до наших дней включительно стал «имени В.И. Ленина». А должен был называться в соответствии с духом времени – «имени И.В. Сталина», по крайней мере именно такой вариант был принят на собрании метростроевцев.

Понятно, что данная «инициатива снизу» на самом деле была спущена «сверху», то есть из Московского комитета ВКП(б). А помогал рабочим принять правильное решение отвечавший за метрострой парторг К.Ф. Старостин. Словом все было согласовано по всем инстанциям и никто, конечно же, не возражал – но тут воспротивился сам «виновник торжества».

Из письма Сталина

До ЦК партии дошли слухи, что коллектив метро имеет желание присвоить метро имя товарища Сталина. Ввиду решительного несогласия Сталина с таким предложением и ввиду того, что Сталин столь же решительно настаивает на том, чтобы метро было присвоено имя товарища Кагановича, который прямо и непосредственно ведет успешную организационную и мобилизационную работу по строительству метро, ЦК ВКП(б) просит коллектив не принимать во внимание протестов и вынести решение о присвоении метро имени Л. М. Кагановича.

Ну а «имени В.И. Ленина» метрополитен стал, как уже было сказано, 29 ноября 1955 года. Между прочим, причину этого переименования не сообщает нам ни один справочник по истории метро и ни одна из известных биографий Кагановича. В большинстве случаев от читателя отделываются ничего не значащими фразами вроде «в связи с новыми веяниями в руководстве страны», так что о причинах остается только догадываться. Может быть, таким образом начинали тихой сапой бороться с «культом личности» еще до ХХ съезда – отказываясь от названий, связанных с именами еще живых и стоящих при власти начальников. А может просто Хрущев хотел таким образом подвинуть одного из легендарных сталинских наркомов, видя в нем соперника…

Сегодня то та, то другая партия или общественная организация периодически выступает с требованием «убрать имя вождя большевистского переворота Ленина с карты московского метрополитена» (построенного, к слову сказать, именно большевиками, в царские-то времена ни один проект так и не был реализован). И кто знает, что будет завтра, возможно, что в один прекрасный день, войдя в вагон, мы уткнемся глазами в схему «Московского метрополитена имени Николая Романова». В стране «непредсказуемого прошлого» еще и не такое бывает.

От бывших и возможных в будущем переименований московского метро в целом спустимся на уровень ниже – к названиям линий. Как правило, их меняли не по идеологическим причинам, а просто из-за того, что линии продлевали, появлялись новые станции и новые районы, с которыми они были связаны. Впрочем, из этого правила есть целых три исключения.

Самая первая линия московского метро (в народе — «красная» ветка), пала жертвой второй волны антисоветских переименований, учиненной по распоряжению первого московского мэра Гавриила Попова от 5 ноября 1990 года. До этого дня она называлась Кировско-Фрунзенской, то есть напоминала сразу о двух советских деятелях, а стала – Сокольнической. Вместе с ней Горьковско-Замоскворецкая линия превратилась просто в Замоскворецкую, что было связано с переименованием главной улицы столицы и сопутствующей станции метро из Горьковских в Тверские. В том же году Ждановско-Краснопресненская линия стала Таганско-Краснопресненской, тоже по идеологическим соображениям.

«Мосгорсправка»: Что делать жителям переименованной улицы

Со станциями также не всегда получается разобрать, где переименование произошло из-за чьего-то желания избавиться от напоминаний о «проклятом прошлом», а где — по практическим соображениям. В некоторых местах и вовсе просто хотели привести подземную топонимику в соответствие наземной, а в результате вышла полная чехарда.

Например, есть в московском метро второй по важности пересадочный узел: «Пушкинская» — «Чеховская» и… «Тверская». Получается как в детском ребусе «на этой картинке есть кто-то лишний». В советские времена все было куда логичнее: и главная улица столицы и привязанная к ней станция назывались в честь Горького, а теперь об этом напоминает разве что бронзовая статуя писателя, уже непонятно зачем стоящая в переходе на «Чеховскую».

Еще более любопытная история вышла с «Александровским садом». В 1935 году, когда открывали московский метрополитен, Воздвиженку как раз переименовали в улицу Коминтерна. При этом станция какое-то время называлась просто «Коминтерн», правда неизвестно насколько это название было официальным, но в самой первой схеме московского метро, изданной в мае 1935 года, был указан именно такой вариант. Потом, видимо, все же решили, что топонимика будет поважнее идеологии, и сделали, как наверху «Улица Коминтерна».

Фото: ТАСС/ Олег Власов

В 1943 году Сталин распустил Коммунистический интернационал, который он всю жизнь откровенно недолюбливал и называл «лавочкой». 24 декабря 1946 года улица Коминтерна стала улицей Калинина, а станция метро – «Калининской». В 1963 году эта улица исчезла с лица Москвы, став частью Калининского проспекта. Ну а 5 ноября 1990 года грянули те самые «поповские» переименования и Калининский проспект «разобрали обратно» на Новый Арбат и Воздвиженку. Возник вопрос: «Как же быть со станцией метро?» Решили не прерывать традиции и назвали «Воздвиженкой». Это имя станция носила всего несколько дней (успели даже отпечатать новые схемы), а потом ее внезапно и по совершенно непонятным причинам переименовали в «Александровский сад». Зачем? А никто не знает, включая официальный сайт Московского метрополитена.

История переименований «Охотного ряда» более известна и, как ни странно, более логична. При Сталине станция так и называлась, а после его смерти, когда у Кагановича «отобрали» весь метрополитен, то взамен «подарили» ее в качестве своего рода компенсации.

Фото: ТАСС

Если бы кто-нибудь додумался провести в московском метро конкурс на самое уродливое и труднопроизносимое название, то станция «Имени Л.М. Кагановича», безусловно, заняла бы там одно из первых мест. Правда, носила она это имя всего два года – пока сам Каганович не «оскоромился» по-крупному с «антипартийной группой». Когда его сняли со всех постов и влепили «строгача с занесением» в личное дело, станцию переименовали обратно в «Охотный ряд». Тут бы и сказочке конец, но в 1961 году наверху произошло очередное административное слияние улиц: из Охотного ряда, Моховой и Театрального проезда сделали проспект Маркса. Чтобы закрепить новую топонимику в сознании москвичей, решили заодно назвать по-новому и станцию метро. Ну а в 1990 году ей снова вернули изначальное имя.

Взаимоотношения «Измайловской» с «Измайловским парком» больше похожи на анекдот. Согласно перспективной схеме 1957 года, «Измайловская» должна была называться «3-й Парковой». Перед открытием в 1961 году ее переименовали в «Измайловский парк», поскольку второй ее выход вел прямо в Измайловский лесопарк. Но в 1963 году ей устроили «обмен имен» с соседкой. А у той была своя, не менее веселая история…

Изначально станция «Измайловский парк» должна была носить имя «Стадион имени Сталина» (варианты – «Стадион народов», «Стадион СССР»), поскольку главный стадион страны начинали строить именно там, а не в Лужниках. Потом грянула война, и от нашего ответа берлинскому Olympiastadion осталась одна готовая трибуна, внушительные подземные сооружения и циклопические развалины, а станцию назвали «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». В 1948 году решили, что Сталина на этой линии стало как-то слишком много («Семеновская» тогда называлась «Сталинская») и переименовали станцию в «Измайловскую». Ну а когда построили «Измайловский парк», то выяснилось, что у старой станции один из выходов расположен почти рядом с центральным входом в этот самый парк. Недолго думая, станции поменяли именами, из-за чего целых 42 года несколько поколений москвичей путались в них, как в трех соснах. Только в 2005 году при Лужкове навели наконец порядок и переименовали «Измайловский парк» в «Партизанскую», в связи с тем что именно в Измайловском парке каждое 9 мая встречаются ветераны партизанского движения.

Станцию «Алексеевскую» изначально так и хотели назвать – из-за села Алексеевское, которое располагалось в этом районе примерно с конца XIV века. Затем на перспективных схемах, нарисованных после 1958 года, ее стали обозначать «Щербаковской» в честь первого секретаря Московского обкома ВКП(б) 1938-1945 годов и партийного куратора при Максиме Горьком А. С. Щербакова. Но когда в 1958 году ее наконец открыли, то дали ей совершенно другое, красивое и в чем-то даже поэтическое имя – «Мир». А в 1966-м она все-таки стала «Щербаковской», поскольку находившийся через одну остановку в сторону центра «Ботанический сад» переименовали в «Проспект Мира». Кстати, название «Ботанический сад» вновь появилось на Калужско-Рижской линии 12 лет спустя, в 1978 году, и снова через одну остановку от «Алексеевской», правда, теперь уже в направлении из центра. А «Щербаковскую», как и многие другие «слишком советские» станции, переименовали уже при Попове – 5 ноября 1990 года.

Фото: ТАСС/ Олег Иванов

Или вот еще одна загадка из разряда «полное отсутствие логики»: площадь Красные Ворота называлась Лермонтовской с 1941 по 1992 год, а станция почему-то была переименована гораздо раньше – 25 августа 1986 года. Ни на какую «десоветизацию» не спишешь.

А вот причина недавнего переименования «Улицы Подбельского» хоть и похожа на идеологическую, но на самом деле таковой не является. Фактически мэрия и руководство метро просто решили привести ситуацию в соответствии с московским законодательством, согласно которому станции метрополитена нельзя называть именами людей, если им не соответствуют находящиеся наверху ближайшие топонимы. Улицы Подбельского нет в Москве уже лет 20 как, ее переименовали в «Ивантеевскую». А станцию в полном соответствии с текущей модой на все связанное с Великой Отечественной войной переименовали в «Бульвар Рокоссовсого», хотя от того бульвара до вестибюля станции расстояние чуть ли не в полкилометра.

Это, разумеется, далеко не все переименования, случившиеся в московском метрополитене за его почти 80-летнюю историю, а лишь самые интересные. В наши дни названия станций меняют в основном не из-за идеологических противоречий, а в силу сугубо утилитарных причин, как, например из «Делового центра» сделали «Выставочную» просто потому, что старое название понадобилось в другом месте для еще строящейся станции.

Алексей Байков

Сюжеты:
Мнения
, Городские байки Алексея Байкова
, Авторский взгляд: колумнисты M24. ru
, Все, что нужно знать о московском метро

метро станции метро переименования читать

развивающиеся проекты «народного дворца»

Московский метрополитен — единственный в своем роде. Лондонское метро может быть старше, а метро Шанхая может быть больше, но ни одна система общественного транспорта в мире не может сравниться с роскошной архитектурой и грандиозными амбициями, скрывающимися под московскими улицами.

Станции системы были разработаны, чтобы прославлять и укреплять социалистическую диктатуру в России, с изысканным декором и впечатляющими размерами, предназначенными для использования в качестве подземных «народных дворцов». Эти потрясающие пространства были таким же местом назначения, как и наземные районы, которые они обслуживали, и вызывали благоговение у немецкого драматурга и поэта Бертольта Брехта, присутствовавшего на открытии метро, ​​как своей эстетикой, так и политическим посылом, стоящим за ними.

«Теперь, когда линия поезда была построена по самым идеальным образцам / И хозяева пришли посмотреть / И покататься по ней, они были те самые / Те, кто ее построили», — гласит перевод стихотворения Брехта ‘ Московские рабочие овладевают Большим метро 27 апреля -го -го года 1935 года.

Московский метрополитен был впервые открыт в 1935 году при Сталине в Советском Союзе. Одна линия протяженностью 11 км обслуживала 13 станций. За восемь последующих десятилетий система метро была расширена и теперь насчитывает более 200 станций и 379 станций.км пути. За это время стиль станций московского метро вобрал в себя барочную архитектуру и влияние ар-деко и продолжает развиваться сегодня, при этом современные станции принимают более функциональный интернациональный подход.

Начало строительства

Старинная фотография, на которой запечатлены первые работы по строительству Московского метрополитена в начале 1930-х годов. Десятки тысяч русских рабочих, многие из которых были вынуждены работать, участвовали в строительстве первой линии метро, ​​которая соединила Сокольники с Парком Культуры и Смоленской.

В то время как российские рабочие отвечали за строительство и отделку станций, британские инженеры — ветераны лондонского метрополитена — активно консультировали на начальном этапе строительства, выступая за новые методы прокладки туннелей и использование эскалаторов вместо лифтов на станциях метро. Советский режим в конечном итоге депортировал многих иностранных инженеров по обвинению в шпионаже из-за того, что они узнали об инфраструктуре города.

Скромное начало

Фото предоставлено А.Савиным

Современный снимок станции «Кристи Пруды», которая была открыта в 1935 году как часть первой очереди метрополитена. Станции на этом участке были несколько скромнее будущих феерий, но более высокие сводчатые потолки по-прежнему производили впечатление на станциях подземки, а открытие линии было встречено уличными парадами, театральными представлениями и массовой рекламной кампанией советских властей. власти, подготовив почву для грандиозного проекта, которым должно было стать Московское метро.

Довоенная сталинская архитектура

Фото предоставлено Ludwig14

Станция «Маяковская», открытая в 1938 году как часть второй очереди метро, ​​всемирно известна как яркий образец довоенной сталинской архитектуры и одна из самых почитаемых станций метро в мире. Это первый пример конструкции станции с глубокими колоннами с перекрывающимся сводчатым пространством, поддерживаемым колоннадами перед платформами.

Маяковская, названная в честь русского поэта и футуролога Владимира Маяковского, также отражает пропагандистские функции многих станций метро советской эпохи. Потолки станции усеяны 34 фресками Александра Дейнеки, представляющими идеализированные снимки жизни в СССР.

Электрические вдохновения

Фото предоставлено А.Савиным

Вторая мировая война прервала строительство Электрозаводской, которое было завершено в 1944 году в составе третьей очереди метро. Над дизайном и оформлением станции работали архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх, она демонстрирует инновационную схему освещения в сочетании с неоклассическим стилем с использованием мраморных рельефов. Дорогостоящие строительные материалы, такие как мрамор, были доставлены со всего Советского Союза для Московского метрополитена, чтобы показать сцены из российского тыла во время войны.

Станция получила свое название от соседней фабрики по производству лампочек, что объясняет известность освещения платформы и ряд барельефов в вестибюле, посвященных пионерам электричества, в том числе Майклу Фарадею, Бенджамину Франклину и Александру Попову.

Русское барокко

Фото предоставлено Хорхе Ласкаром. фризы. Станция также является одной из самых загруженных в Московском метрополитене; он служит воротами в главный железнодорожный узел города на Комсомольской площади, обслуживающий станции Ленинградский, Ярославский и Казанский.

Возвращение грандиозных замыслов Московского метрополитена

Замысловатая потолочная световая инсталляция в центральном вестибюле станции «Авиамоторная», которая была открыта в декабре 1979 года. Первые годы холодной войны принесли с собой более сдержанную чувственность дизайна на многих новых станциях метро, ​​открытых в конце 1950-х и 60-х годах, как сообщается, под руководством советского лидера Никиты Хрущева, который стремился сократить расходы и предпочитал более утилитарный подход к дизайну и строительным материалам.

В 1970-е годы в Московском метрополитене вернулось привлекательное визуальное оформление, а также тематика станций. Тема для «Авиамоторной» — авиация, отраженная в световом дисплее, призванном представить ткань мироздания, и большая металлическая скульптура, изображающая обреченный полет Икара из греческого мифа.

Функциональность для современности

Фото предоставлено Бернтом Ростадом

К 1990-м годам, приближаясь к современности, декоративная экстравагантность снова стала приглушаться, уделяя больше внимания функциональному дизайну, а также многие другие страны. Однако эта тенденция не исключает пересмотра старых стилей на новых станциях. Долгожданная станция «Парк Победы», открывшаяся в 2003 году после начала строительства в 1986, описывается как возвращение к «неосталинскому» стилю с классическим орнаментом и подробными мозаиками, такими как эта, которая прославляет победу России на восточном фронте во время Второй мировой войны.

Принятие международных конвенций

Фото с сайта kremlin.ru

Президент России Владимир Путин во время осмотра недавно открытой в 2012 году станции Новокосино, которая является примером современного подхода к дизайну станции московского метрополитена. Конечным продуктом являются не «народные дворцы» прошлого, а эффективные современные транспортные узлы. Нынешний мэр Москвы Сергей Собянин, а также международный стиль, принятый для проекта Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, повлияли на эту тенденцию, по словам историка архитектуры Николая Васильева, который говорил с СитиЛаб в июле.

«Современный стиль в этот период внедрялся госконтрактами, а не частными застройщиками», — сказал Васильев. «По большей части эти дизайны довольно нейтральны и даже скучны. Но в среднем они демонстрируют значительно улучшенное техническое качество».

Приоритет эффективности в современном дизайне

Фото с сайта mos.ru

В 2018 году появились признаки того, что новые проекты станций Московского метрополитена продолжают принимать более международный подход. Для двух новых наземных станций «Филатов Луг» и «Прокшино», которые планируется открыть на 11-километровом участке первоначальной 19-километровой линии метро.35-й эпохи Сокольнической линии, архитекторы сохранили высокие сводчатые потолки, которые изначально выделяли Московский метрополитен, но в остальном использовали ряд общих приемов проектирования станций, от стеклянных стен до ярких билетных залов и выходов, чтобы помочь пассажирам ориентироваться.

Словно подкрепляя тот факт, что дизайн станции метро открыт для глобальных влияний, проектировщики станции отметили, что на них повлияли станции тяжелого железнодорожного транспорта, такие как лондонский Ватерлоо, нью-йоркский Пенсильванский вокзал и Киевский вокзал в Москве, которые все были построены в 19-го -го и начала 20-го -го -го веков со стеклянными стенами и сводчатыми потолками.

В то время как передовые тенденции дизайна, несомненно, сделают новые и будущие станции Московского метрополитена настолько эффективными, насколько это необходимо для одной из самых загруженных систем скоростного транспорта в мире, старый послевоенный дизайн по-прежнему вызывает привязанность современных москвичей.

«Для современного типичного пользователя метро современные станции преобладают как стандартный образ системы», — сказал Васильев CityLab. «Но за исключением нескольких недавних, сделанных с использованием монументальной мозаики или искусных форм, эти станции вообще не воспринимаются как архитектура. Однако исторические станции по-прежнему играют особую роль в образе города, как и его сталинские высотки и дореволюционные доходные дома, церкви и особняки».

 

Путеводитель по станциям Московского метрополитена

Москва была на первом месте в моем списке желаний в течение многих лет, но главная причина, почему я хотел увидеть это, была не Красная площадь, ГУМ, Семь Сестер или церкви с луковичными куполами .

Это было Московское метро!

Все знают, что я очень увлекаюсь железнодорожным транспортом, в конце концов, этим я зарабатываю на жизнь, и как бы я ни любил поезда, метро тоже занимает особое место в моем сердце.

Содержание

Чем знаменито московское метро

Московское метро – легенда, а станции московского метро – одни из самых красивых в мире.

В то время как для миллионов местных жителей это повседневная рутина по дороге на работу или учебу, для туристов посещение московского метро – это удовольствие и одна из достопримечательностей очаровательной столицы России.

Я ожидал, что станции будут красивыми, но я не знал, что они будут настолько потрясающими!

Каждый из них был разным, некоторые из них были случайными и не имели ничего особенного, а другие были богаты деталями и украшениями. Я не знал, куда смотреть, так как все вокруг меня было впечатляющим.

История Московского метрополитена

Первый проект Московского метрополитена был создан в 1901 году, но первая линия – Сокольническая (линия 1, красная) – была открыта только 15 мая 1935 года.

Перед Великой Отечественной войной были открыты еще две линии : Арбатско-Покровская (3-я линия, синяя) и Замоскворецкая (2-я линия, зеленая).

Самая новая станция – Саларьево 1-й красной линии – открыта 15 февраля 2016 года.

Самая красивая станция – Кольцевая (5-я окружность, коричневая на карте), построена в 19 году.50-1954.

Легенда гласит, что Сталин поставил свою кофейную чашку на карту московского метро. Как только он поднял ее снова, чашка оставила коричневое пятно вокруг центра города.

Ни у кого не хватило смелости отказать Сталину, а пятно в виде круга уже было на карте, поэтому линия была построена.

Во время Великой Отечественной войны Московский метрополитен служил бомбоубежищем, часть поездов убрали из тоннелей, чтобы освободить место.

Несколько раз Сталин выступал с речами на перронах Маяковской (на 2-й линии, зеленый).

Было решено, что в случае приближения врага Московское метро будет уничтожено – слава Богу, этого не произошло, и мы можем полюбоваться этой жемчужиной прямо сейчас.

Несколько фактов о московском метро

Поскольку это такое увлекательное место, полезно знать некоторые факты о московском метро.

Он не самый старый (Лондон был первым в мире) и не самый большой (Шанхай лидирует), но уж точно самый известный.

Ведь все слышали о невероятной красоте, которая скрывается под Москвой.

Ежедневно московским метрополитеном пользуются 9 миллионов пассажиров, как местных жителей, так и туристов – в таком оживленном мегаполисе это самый быстрый и удобный вид транспорта.

Среднее расстояние между станциями составляет 1,8 км, а самая глубокая станция метро — 84 метра.

Имеется 637 эскалаторов общей протяженностью 66,8 км.

Каждый вагон проезжает в среднем 548,7 км в сутки со скоростью 41,62 км/ч.

99,98% поездов ходят по расписанию.

Думаю, теперь ты знаешь, что внутри я немного ботаник.

Еще один интересный факт о московском метро — объявления: по направлению к центру вы услышите мужской голос, объявляющий следующие станции, а в поездах, идущих от центра, будут женщины.

По неофициальной версии, это потому, что мужчина побуждает людей работать усерднее по прибытии на работу, а женщина заставляет их расслабиться по дороге домой.

На кольцевой линии слышен мужской голос в поездах, идущих по часовой стрелке, и женский – в обратном.

Архитектура станций Московского метрополитена

Станции Московского метрополитена считаются самыми красивыми в мире, и я должен согласиться, что они потрясающие. Некоторые из них похожи на музеи, дворцы или бальные залы, настолько они богаты убранством.

Самые красивые станции были построены до 1960-х годов и являются прекрасным образцом советского искусства, с большим количеством мрамора, статуй, мозаики, витражей, люстр, барельефов и многих других деталей.

Если вам нравится выслеживать советские символы, такие как серп и молот, вас ждет удовольствие — их так много вокруг, что вы перестанете считать после первых нескольких станций.

Короткое время между поездами может быть недостаточным, чтобы увидеть станцию ​​как следует. 44 станции внесены в список объектов культурного наследия России!

Даже если станции московского метро чем-то похожи, все они разные, даже если их иногда отличают мелкие детали.

Сколько времени Вам нужно для посещения станций московского метро?

Есть 203 станции московского метро на 12 линиях, и хотя не все из них особенные, можно с уверенностью сказать, что вам придется заблокировать значительную часть вашего московского маршрута, чтобы увидеть некоторые из лучших.

Даже если метро ходит очень часто, каждые 2 минуты или около того, все равно нужно время, чтобы все посмотреть и добраться между местами.

Можно целый день посвятить посещению московского метро и скучать не придется или, как и мне, просто тратить несколько часов в день, путешествуя от одной станции к другой и любуясь красотами по пути.

Таким образом, вы не проведете целый день под землей, не видя большую часть дневного света, и вам не надоест смотреть метро и метро только на несколько часов.

Обязательно посетите станции московского метро

Конечно, я мог бы посоветовать вам посетить все станции московского метро, ​​но это заняло бы у вас слишком много времени, и, честно говоря, не все из них стоят потраченного времени.

Русский архитектор Юрий Гридчин составил рейтинг самых красивых станций московского метрополитена, разделив их на четыре категории: превосходные станции, красивые станции, рекомендуемые к просмотру наличие времени и другие станции — в первой группе 20 станций!

Я использовал его рейтинг при планировании визита в Москву, и у меня в списке было больше станций метро, ​​чем где-либо еще!

Итак, по мнению архитектора, обязательны к посещению станции:

  • 1-я линия, красная: Комсомольская, Красные ворота, Кропоткинская, Воробьевы горы
  • 2-я линия, зеленая: Маяковская, Новокузнецкая, Автозаводская
  • 3-я линия, синяя: Парк Победы, Киевская, Арбатская, Площадь Революции, Электрозаводская
  • 5-й маршрут, коричневый: Таганская, Комсомольская, Проспект мира, Новослободская, Киевская
  • Линия 7, фиолетовая: Пушкинская, Кузнецкий мост
  • Линия 9, серый: Нагатинская

Я бы еще добавил к этому списку станции: Охотный ряд, Библиотека имени Ленина, Фрунзенская, Спортивная, Сокол, Аэропорт, Белорусская, Театральная, Павелецкая, Славянский бульвар, Курская, Семеновская, Парк Культуры, Октябрьская, Добрынинская, Краснопресненская , Марксистская, Авиамоторная, Менделеевская, Цветной бульвар, Чеховская, Боровицкая, Чертановская, Чкаловская и Римская.

Я подготовил для вас карту со всеми лучшими станциями московского метро – вы можете скачать ее (файл .kml) и поставить себе на телефон в приложении maps.me, чтобы пользоваться офлайн во время визита в Москву!

Можно ли фотографировать в московском метро?

Да!

Честно говоря, это был приятный сюрприз, так как после моих приключений в Харькове, Украина, я боялся, что мне снова придется быть скрытным.

Но, к счастью, там все легально.

Вам даже рекомендуется фотографировать — на земле вы можете увидеть отмеченные специальные точки для фото. По-видимому, вы можете сделать лучший снимок станции, стоя в этой точке.

Безопасно ли московское метро?

В целом – да.

Имейте в виду, что вы находитесь в большом месте, и московское метро может быть очень загруженным, поэтому используйте свои типичные меры предосторожности и здравый смысл — как обычно в таких местах могут быть карманники.

Но метро в Москве ничем не отличается от метро в других крупных городах. На станциях присутствуют сотрудники службы безопасности и полиции, что может повысить безопасность.

Экскурсии по московскому метро

Если вы хотите узнать больше о московском метро, ​​вы можете посетить метро с экскурсией.

Очень жалею, что не узнал об экскурсиях достаточно рано, ведь столько увлекательных историй и подробностей может рассказать и показать только гид. Я слонялся по нескольким турам, когда увидел их, и они, безусловно, были интересными!

Доступно множество туров, как индивидуальных, так и групповых. Нажмите здесь, чтобы найти лучший для вас, они действительно доступны по цене.

Советы по посещению московского метро

  • Одна поездка стоит 55 рублей (0,80 $/0,71 €), что делает ее самой дешевой из всех достопримечательностей Москвы. Это не ограничено по времени, поэтому, пройдя ролик, вы можете исследовать московское метро столько, сколько захотите.

    Здесь также нет зон, так что вам не нужно беспокоиться, что вы переборщите со своим билетом.

  • Билет можно купить на каждой станции метро либо в кассе (написано кириллицей «KACCA»), либо в билетном автомате — я в основном пользовался ими, и они есть и на английском языке. Принимают как деньги, так и карты
  • В отличие от большинства постсоветских стран, за поездку вы получите не жетон, а магнитную карту.

    Вы можете загрузить до двух поездок при покупке билета в автомате — это особенно удобно, когда вы путешествуете с кем-то, так как вы и ваш спутник можете использовать одну и ту же карту. Один человек открывает ворота другому, а потом и себе.

    Карты нельзя использовать повторно, поэтому, как только вы пройдете через ворота и ваша карта окажется пустой, вы можете выбросить ее в мусорное ведро.

  • Если вы не привыкли к эскалаторам в постсоветских странах, то удивитесь, насколько быстро они едут.

    Это потому, что аттракционы обычно длинные (самый длинный эскалатор 126 метров) и уже уходит много времени, чтобы спуститься вниз.

    Если вы боитесь, просто сосчитайте до трех и прыгайте по лестнице или уверенно входите.

  • В то время как объявления в поездах часто на английском языке, информация на станциях только на русском языке.

    Как только вы доберетесь до платформы, вы увидите направления, какая сторона платформы обслуживает какие станции, но все это будет на русском языке.

    Рекомендую приобрести карту (либо распечатать дома, либо скачать на телефон, чтобы всегда была с собой) со всеми станциями, написанными на русском и английском языках. Вы можете скачать его здесь.

  • Многие станции находятся там, где соединяются линии — просто следуйте за людьми, если хотите переключить линии (опять же, все указатели на русском языке).

    Также есть направления с номером линии и стрелками, нарисованными на земле.

  • Старайтесь избегать посещения станций московского метро в часы пик (с 8-10 утра и с 17-19 дня) — много не увидишь из-за большого количества людей, которые ездят на работу, и тебя будут постоянно толкать.

    Я обнаружил, что воскресное утро лучше всего подходит для прогулок по станциям и фотографирования.

  • Если у вас есть такая же безумная идея, как у меня, — ехать в метро посреди ночи, чтобы избежать толпы и сделать лучшие снимки, у меня для вас плохие новости — Московское метро работает только с 5:30 до 1:00.
  • Если вы хотите узнать больше о советах путешественникам по России, я написал об этом весь пост. Они сделают вашу подготовку к путешествию и само путешествие намного проще. Нажмите здесь, чтобы прочитать их все.

Другие красивые станции метро постсоветских стран

Если вам нравятся системы метрополитена и вам понравилось московское метро, ​​вам следует подумать о посещении других мест в бывшем СССР, где, возможно, метро не было таким потрясающим, как в Москве, но оно, безусловно, было интересным и красивым.

Мои любимые находятся в:

  • Санкт-Петербург, Россия
  • Минск, Беларусь
  • Киев, Украина (там находится самая глубокая станция метро в мире – Арсенальная, 105 метров под землей)
  • Харьков, Украина
  • Тбилиси, Грузия
  • Ереван, Армения
  • Баку, Азербайджан
  • и мое новейшее открытие – Ташкент, Узбекистан

Фотографии станций московского метро

Если я недостаточно убедил вас в том, что стоит уделить немного времени московскому метро, ​​вот несколько фотографий, чтобы показать вам, насколько красивы станции.