Субэтносы черкесов - темиргоевцы (чемгуй). Темиргоевцы вместе
Субэтносы черкесов - темиргоевцы (чемгуй): dagliese581g
1. Местонахождение и общие данные:
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо взглянуть чуть дальше в прошлое, как мы это делали в случае с убыхами.По одной из версий, темиргоевцы в средние века проживали на территории Черноморского побережья и относились к абхазоговорящему населению.Однако, в 14 веке, при постепенной замене абхазского диалекта адыгским, часть населения прибрежной территорий решила переселиться на относительно успокоившиеся территории к северу от Кавказского хребта, в долину реки Кубань, находившуюся тогда во владениях Крымского ханства.По всей видимости, темиргоевцы вошли в конфликт с крупными в те времена субэтносами адыгов, проживавших в тех местах раньше, а в частности с крупным субэтносом жанеевцев, над которыми одержала победу. О всех о них мы поговорим в следующих постах.Результатом этой миграции стало занятие обширной территории центральной части современного Краснодарского края и территории южной поймы реки Кубань примерно от Краснодара до Усть-Лабинска. В последней локации образовалось ядро их территории.Уже в 15-16 веках у темиргоевцев появилась сильная аристократия возглавлявшаяся княжеским родом Болотоковых.К 17 веку темиргоевцы столкнулись со второй волной переселенцев, будущим племенем бжедугов, которые в результате полномасштабной войны сумели отвоевать у темиргоевцев значительные земли от Дефановского перевала до Горячего Ключа и от реки Афипс до реки Пшиш. Впоследствии бжедуги все дальше продвигались к северу под давлением третьей волны переселенцев-шапсугов, все больше отбирая землю у темиргоевцев. В тоже время, образовавшиеся по рекам Белой, Пшиш, Пшеха субэтнос абадзехов также агрессивно отбирал у темиргоевцев земли, находясь с ними в перманентном конфликте. В то же время аристократия усиливает позиции принятием ислама и сближение власти с духовенством.
К началу 19 века темиргоевцы населяли лишь небольшую территорию между нижним течением рек Белая и Лаба. Ответвлением темиргоевцев являлись хатукаевцы, которые проживали между нижним течением реки Пшиш и Белая. Егеруковцы проживали между реками Лаба и Белая, мамхеги - между реками Курджипс и Белая. В первой половине XIX века их численность составляла: темиргоевцы -15 000, хатукаевцы - 8 000, мамхеги - 5 000, егеруковцы - 2 500 душ.Но уже в начале 20-х гг. 19 в. Темиргоевское владение фактически раскалывается на два удела, когда из подчинения большого князя выходит удел князя Джамбулата Болотокова (двоюродного брата Мишеоста Болотокова), являвшегося старшим князем в уделе потомков Асланбека Болотокова. Этот удел находился между реками Лаба и Белая, вверх по течению последней от устья р. Пшехи до Майкопского ущелья, кроме темиргоевцев, на этой территории проживали находящиеся под покровительства Джамбулата Болотокова абадзехи, егерухаевцы, мамхеги и беглые кабардинцы. Джамбулат Болотоков становится на путь открытого противостояния, требуя в апреле 1823 г. от темиргоевцев и прочих ближайших народов, преданных России, принять участие с ним в нападении на Кубанскую линию, «а ежели окажутся противоречия, таковых наказать оружием и разорением деревень».
Более того, в том же году появляются первые казачьи станицы появляются вдоль Лабы, и процесс ее заселения казачеством приобрел столь широкий размах, что с 1841 г. по 1860 г., по подсчетам Ф. А. Щербины, здесь было основано 32 станицы.К 1849 году под влиянием пропаганды наиба Магомед Амина, при потере авторитета Болотокова от антиаристократических провокаций Амина, значительная часть темиргоевцев уходит в горы, пополнив ряды сопротивления горцев против русской экспансии. Болотоковы в это время борьбы с этим процессом не ведут, обвиненные Амином в предательстве в пользу русских. Однако, в скором времени темиргоевцы возвращаются на былые места в связи с ослаблением репутации Амина.Во второй половине 50-х годов 19 века вновь усиливается пропаганда Амина, усиленная начавшимся в среде черкесов объединительным процессом. Со стороны России усиливается давление на черкесов с целью их полного покорения, а окончание Крымской войны высвобождает значительные массы российских войск для их передислокации на Кавказ.Темиргоевцы наравне с большинство соседей активно включаются в сопротивление России под руководством князей Болотоковых, восстановивших репутацию в народе.
В 1857 на берегу реки Белой русскими построена крепость Майкоп. “Каждое вывезенное из леса бревно стоило нам крови” – говорил один из участников постройки.Активное сопротивление приводит к началу массивной карательной операции русских войск в том же году против ближайших субэтносов темиргоевцев и бжедугов, включая более мелкие субэтносы.В этот же год через территорию темиргоевцев огнем и мечом прошел отряд царских войск под командованием генерала Козловского к месту строительства крепости Майкоп. Последующие 4 года стали роковыми для черкесов. После покорения Шамиля и сдачи властям Магомед Амина, сопротивление осталось в руках лишь нескольких лидеров убыхов и натухайцев, которые продолжали объединительные процессы среди причерноморских черкесов. В 1861 году в земли темиргоеевцев приезжает император Алескандр Второй. Адыгское хасэ направляет посланников к нему, с предложением условий мирной развязки конфликта. Александр II очень тепло принимает адыгов, обещает подумать над их условиями,прекратить массовые бесчинства российских военных властей на местах. Но на деле, царь поступает совсем иначе. К осени 1861 начинается новая волна наступления российских войск вглубь черкессии с целью принуждения не желающих покидать родные места под категорическим условием – переселение к Кубани или смерть. Из земель темиргоевцев стратует военный поход востоной линии фронта, по которой российские войска в течение войны пройдут от Усть-Лабинска до Красной Поляны по землям абадзехов.В итоге, правящая в Темиргое династия Болотоковых, несмотря на сильное сопротивление царским войскам, была вынуждена принять подданство Российской империи.
4. Последствия Кавказской войны:
С 1861 по 1862 годы на землях бывшего Темиргоевского княжества создаются Нижнелабинское и Верхнелабинское приставства.
На землях бжедугов, темиргоевцев, адамиевцев, мамхегов, бесленеевцев, кабардинцев были образованы аулы переселенцев из Шапсугии, Абадзехии, Натухая, и других районов Черкессии. Адыгам под угрозой смертной казни было запрещено покидать свои поселения, превращенные в настоящие резервации.
В 1863 году образован Абадзехский округ для управления покоренными народностями и контролем за ходом выселения не пожелавших оставаться под властью России.
После окончания Кавказской войны большая часть темиргоевцев выселились в другие черкесские аулы (в Бжедугии, Кабарде, аул Урупский (Щхащэфыжъ) нынешнего Успенского района Краснодарского края), а также в Турцию и на Ближний Восток в качестве мухаджиров.Но даже полное расселение и наступление мирного времени не помогло успокоит народ. В 1881 году, под страхом земельных и налоговых обременений, боясь призыва в российскую армию (где права мусульман по народному мнению не соблюдались), а также в результате турецкой пропаганды, в Турцию ушло население аула Хаджимукохабль (ныне станица Дондуковская) значительную часть которого составляли темригоевцы.Тем не менее, значительная часть темиргоевцев, как и бжедугов, осталась в пределах земель черкесского мира, поскольку изначально оказалась на географической территории, определенной российскими властями для расселения черкесов.
Сегодня темиргоевцы населяют аулы Шовгеновского и Красногвардейского районов Адыгеи. Традиционно к ним также относят население некоторых аулов Красногвардейского района, Шовгеновского и Кошехабльского районов Адыгеи, не являющееся их потомками, а представляющее другие субэтносы адыгов, но во многом утратившее свои диалекты, перейдя на темиргоевский диалект адыгского языка с локальными отличиями.Сам же темиргоевский диалект (также известный, как кяхский диалект), наряду с бжедугским, принят за основу литературного адыгейского языка в Республике Адыгея.
dagliese581g.livejournal.com
Мои великие земляки по имени темиргоевцы
Этими строками начинается материал, который в былые годы передали нам, в редакцию, за подписью «Анатолий Мельников, академик Кубанской народной академии, инженер-строитель, сотник Темиргоевского казачьего общества». Представляем его в сокращенном варианте вниманию наших читателей, жителей Темиргоевского сельского поселения.
...В 1815 году, в месте слияния Лабенка и Чамлыка с Лабой, был заложен кордон Темиргоевского укрепления первого Лабинского отдела. Впоследствии, в 1840 году, сюда были направлены 250 казачьих семей. Одновременно были заложены Зассовское и Махошевское укрепления. Сохранились имена первооснователей Темиргоевского поселения: сотник Егор Травкин, вахмистр Иван Безуглов, урядники Ларион Новиков и Иван Кураков, казаки Федор Бердников, Тимофей Бобрышов, Дмитрий Рябцев, Тарас Попов, Федор и Егор Ивановы, Кузьма Безуглов, Василий Адамов, Алексей Мелихов, Вавилов. Потомки этих фамилий до сих пор проживают в станице.
Горцы очень нуждались в соли, поэтому в 1850 году на Лабинской кордонной линии было открыто три меновых двора, в том числе и при Темиргоевском укреплении. Горцы не имели денег, поэтому соль меняли на мед, масло, сало. Меновая торговля разрешалась только для мирных адыгов, принявших подданство России, им делались уступки и понижались цены. Впоследствии Соляной базар стал известен далеко за его пределами.
В 1851 году при укреплении была основана станица Темиргоевская. Главное занятие жителей - земледелие, скотоводство и несение воинской службы.
Уже в 1880 году в Темиргоевской насчитывалось 855 дворов с населением более 5500 человек, из них 2984 казака, 2518 - иногородних, большинство из них работали батраками. В станице открыто народное училище, церковь Казанской иконы Божией Матери, строятся добротные дома, 2 маслобойни, 18 лавок, 6 водяных мельниц, 6 питейных заведений, по воскресеньям работают базары, 1-го мая и 1-го октября - ежегодные ярмарки. С 17 по 19 марта каждый год проводилась так называемая Алексеевская ярмарка. Работали 2 пивоваренных завода. На реке Чамлык в 1907 году купцом Циверкаловым построена мельница. Ныне действующий универмаг построен в 1910 году купцом Шумиловым. За станицей паслось 6278 овец, 3750 коз, 3750 коров, 965 лошадей, большинство из которых - строевые, было 1065 волов.
…В 2015 году отмечалось 100-летие окончания Первой мировой войны. После развала российско-германского фронта солдаты потянулись домой. Мой прадед Захар возвращался на лошадях, запряженных в передок с зарядным ящиком и 2-дюймовой пушкой. Родная станица встретила его разорением подворий и горечью утрат. Захар с несколькими станичниками выкатил орудие на мыс крутого берега, у Пищулиной переправы, и произвел три залпа в сторону аула Пшизов. Загорелись камышовые крыши нескольких строений. Из леса за Лабой прозвучал призыв-обращение: «Захар, убери зеленый арба, забирай скотина!». Так завершилась эта грустная история о взаимоотношениях соседей. С тех пор набеги не повторялись...
С приходом революции 1917 года для местного населения настали тяжелые времена. Гражданская война разорвала общество. С постановлением ЦИК от 24 января 1919 года за подписью Якова Свердлова «О расказачивании» началась мрачная эпоха ликвидации самой дееспособной части населения России, казаков-землепашцев, защитников рубежей государства. Старожилы Темиргоевской, пережившие массовый голод 1933 года, рассказывали о деяниях Лазаря Когановича на Кубани. Насильственно отбирали скот, сельхозинвентарь, под метлу выгребали продовольствие. Возмутителей - выселяли на Север или расстреливали.
Темиргоевская, несмотря на 100%-е выполнение хлебопоставок, в числе 13 станиц Кубани, подлежала полному уничтожению. Но благодаря Валентину Овечкину, авторитетному писателю и руководителю, станица уцелела.
В довоенный период в Темиргоевской было организовано семь колхозов: МОПР, «Молот», «Родина», им. Ленина, «Трудовой садовод», им. Ворошилова, им. Чкалова.
С приходом Великой Отечественной войны в станице не было семьи, не потерявшей на фронтах родных и близких. Из станичников была сформирована кавалерийская сотня (не призывного возраста) под командованием Байдужева Петра Евтеевича, прошедшая с боями всю войну от Кубани до Праги. В августе 1942 г. через Темиргоевскую отступали воинские части Красной Армии на Майкоп. По станице тянулись обозы с беженцами, шли танки, пехота, тяжелая артиллерия, гнали стада скота. Для переправы через Лабу были задействованы паром, два понтонных моста, деревянный мост, возведенный саперами за сутки, разведан брод. Переправа не справлялась, скопилось много техники, пехоты, беженцев, скота.
7-го августа на территории колхоза «Молот» немцы высадили десант, переодетый в красноармейскую форму, занявший позиции в районе переправы. На рассвете 8-го августа немецкие самолеты начали бомбить, пытаясь сохранить паром, мосты, понтоны. Рев перепуганного скота перемешался с криками раненых. В этом кровавом кошмаре осколком от взрыва был ранен красноармеец-связист, украинец Галуштенко Анатолий Васильевич. Ему просто повезло! Две сестры Васильевы из репрессированной казачьей семьи приютили в своем доме раненого и оказали помощь. Утром 9-го августа в станицу вошли немцы, переправа была захвачена первым батальоном полка «Нордланд». Жизнь в станице замерла в ожидании страшного, люди боялись выйти на улицу, но нашлись и такие жители, которые ждали немцев, встречая оккупантов хлебом-солью, предлагая им свои услуги. Из предателей была создана полиция и жандармерия.
В первые дни было расстреляно 30 активистов. Полицаи кнутами выгоняли своих земляков на всевозможные повинности по требованиям немцев. Расстрелы продолжались. Сестры Васильевы, пострадавшие от репрессии при коллективизации, рискуя собой, под боком соседа-полицая, выхаживали раненого бойца, впоследствии ставшего зятем в нашей семье. После моего рождения в апреле 1946 г. меня назвали его именем - Анатолий.Не менее значимый подвиг жительницы Темиргоевской Кабанковой Анастасии Петровны в период оккупации своими воспоминаниями осветила Сологубова Зинаида Александровна, заслуженный животновод Кубани, удостоенная ордена Трудового Красного Знамени, серебряной и бронзовой медалей сельхозвыставок по животноводству, свинарка СПФ-5. Проживая по ул. Мельничной, 6, по соседству с немецким штабом по ул. Прохладной, Анастасия Петровна ухитрилась спрятать в своем погребе племенного хряка Драчуна и свиноматку Мечту, породы крупная белая. Соседи и знакомые всей улицей, рискуя собой, спасали породистых свиней, подкармливая их кто чем мог… Вот имена этих тружениц: Гончарова Мария, Семенкова Нина, Кануникова Александра, Храпова Мария, Маленко Нина, Нечаева Анна, Сологубова-Вронская Анна. Простые женщины в тяжелые для страны годы способствовали сохранению племенного поголовья.
В период оккупации были разрушены хозяйства колхозов, МТС, разграблены детский дом, три библиотеки, магазины, мельницы, больница, электростанция на реке Чамлык, две школы. Мало кто знает, что в новогоднюю ночь с 1942 на 1943 годы комсомольцы-подпольщики Юрия Пилипаса забросали веселившихся врагов зажигательной смесью.
В конце января 1943 года немцы собрали около полусотни девушек для отправки в Германию. Все они содержались в здании райисполкома. Около 10 девчат, под присмотром полицая, получили наряд на ощипывание кур и гусей к столу оккупантов. Через станицу тянулись румынские и немецкие обозы, по пути грабя местное население. В этой неразберихе полицай, охранявший работавших девушек, отпустил их с условием, чтобы они хорошенько спрятались. Об этом эпизоде поведали уцелевшие Левшакова Зоя Александровна и Ладатко Александра Сергеевна. Красная армия стремительно наступала. В связи с невозможностью эвакуации немцами оставшихся молодых девушек, они были расстреляны…
28 января 1943 года 223-я азербайджанская стрелковая дивизия освободила станицу. На околице погиб разведвзвод из 12 бойцов. Эти события оставили глубокий след в моей душе, навеяли, по рассказам очевидцев, эти строки.
«Январским днем, зимою 43-го армейский авангард приблизился к селу.Засада здесь ждала, из отделенья смертников, коварно спрятавшись в Чамлыкскую гряду.Хлестнула очередь, потом вторая, зарделась кровь упавших на снегу.12 мальчиков, не зная, сложили головы в атаке на бегу.Бойцов погибших собирали всей округой, колхозов по станице было пять.В телегах, на санях с большой потугой свозили убиенных в довоенный парк.В могиле братской всех их схоронили, а над могилой той - стоит прообразТех солдат, кто землю нашу защитили, и самых дорогих для нас ребят...»
Подростки Борис Костюков и Николай Чайников помогали взрослым собрать и похоронить погибших. А на рыночной площади при стечении жителей станицы были повешены несколько предателей.
Воспитанники клуба по месту жительства «Дятел» в июне 2004 г. выполнили реставрацию мемориала «Скорбящая Мать», восстановив на мраморных плитах порядка тысячи фамилий земляков, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.
…В тяжелейших условиях темиргоевцы восстанавливали порушенное хозяйство. Не стану перечислять всех достижений старшего поколения, они наглядны в возрожденной прекрасной Кубанской станице Темиргоевской. Эта земля давала не только высокие урожаи, надои, племенное поголовье, газодобычу, она произвела на свет плеяду замечательных тружеников, инициативой и упорным трудом которых все это общественное богатство создавалось. В их числе - два Героя Советского Союза, три Героя Социалистического Труда, кавалеры боевых и трудовых наград, академики, художники с мировым именем, работники культуры, музыканты и газовики, известные педагоги и врачи, руководители производств, механизаторы, садоводы и животноводы, да и просто великие земляки по имени темиргоевцы.
xn----7sbhblcmfacdnd4bb7bwitd4y.xn--p1ai
Кто эти загадочные темиргои?
«…Темиргоевское укрепление 1-го Лабинского отдела было сооружено в 1840 году на правом крутом берегу реки Лабы…». Место было выбрано очень красивое. Высокий с обрывистой кручей правый берег реки Лабы, на левом берегу – лес, а за лесом равнина до самых Кавказских гор, на которой словно рассыпаны адыгейские аулы. Земли, усеянные курганами. Это все моя Родина.
Мне интересна история моей малой Родины. Эта земля, где живет испокон веков моя семья, деля с ней все события - радостные и печальные, очень дорога мне. Я хочу узнать чуть больше, почему станица носит такое название. В материалах музея станицы Темиргоевской я нахожу: «Станица получила свое название по племени темиргоев, живших между устьями рек Лабы и Белой…». Кто эти загадочные темиргои? Куда они ушли? Их судьба? Это не просто любопытство. Название станицы мне дорого так же, как и двести-триста лет назад жившему черкесскому мальчику. Ведь сегодня, выезжая за пределы поселения, я гордо представляюсь: «Я из Темиргоевской!».
Из материалов станичного музея: «Впервые о темиргоевском укреплении упомянул генерал Засс 15 октября 1840 года, когда он со своим отрядом казаков проводил осмотр местности. Он донес Грабе: «…12-15 октября продолжается осмотр мест, прилегающих к Новой Линии… Отряд расположился против возводимого Темиргоевского укрепления. Темиргоевским укрепление было названо по жившем на этих землях племени темиргоев…».
В архиве Курганинского района я нахожу интересный документ, датируемый 8 августа 1973 года. Председатель колхоза «Заря» Темиргоевского сельского Совета И. Горецкий обращается к известному писателю адыгу Темботу Керашеву с вопросом о судьбе племени темиргоев. На вопрос И. Горецкого отвечает кандидат исторических наук Аутлев П.: «У адыгов станица Темиргоевская именуется словом «Щэгъум», смысл которого пока не поддается объяснению. Населявшие эти земли адыги - «чемгуй» (русифицировано-«темиргой»), предположительно переводится как «храбрый» (чем), чемир (кемир), т. е. как «храбрый киммериец». Смысл термина, таким образом, намекает на связь темиргоев с воинственными киммерийцами древности…». Действительно, есть адыгская гипотеза, пока не подтвержденная и не признанная наукой, что темиргоевцы являются потомками киммерийцев.
Читаем документ дальше: «До заселения казаками этих земель на месте станицы стоял аул Аламбека Болотокова (горского князя). Темиргои не согласились остаться в подданстве России, ушли за реку Лабу» (Справка о возникновении экономики станицы Темиргоевской).
Василий Александрович Потто в 1855 году записал: «Предание адыгского народа говорит, что у знаменитого Инала (потомка Кеса, родоначальника всех черкесских князей) было четыре сына: Темрюк, Беслан, Капарт и Зеноко. От Темрюка произошли темиргоевцы, от Беслана — бесленеевцы, от Капарта — кабардинцы, и только одни шапсуги не приняли названия четвёртого сына Инала, Зеноко. Сам Инал остался жить среди темиргоевцев. Но Темрюк, которого черкесские песни называют человеком «железного сердца», скоро восстал на отца, лишил его власти и объявил себя одного князем над всеми князьями. Инал, которого народ причисляет к лику святых, смирился с судьбой и, умирая, завещал сыновьям почитать темиргоевского князя «князем над князьями». Князья Болотоко — прямые потомки Темрюка, и потому ни одна из княжеских фамилий за Кубанью не пользовалась до позднейших времен таким значением и влиянием, как эта фамилия.
Обратимся к другому источнику: По мнению В. И. Ворошилова (автора книги «История убыхов») — в 14 веке темиргоевцы переселяются с Черноморского побережья Кавказа на северный склон Западного Кавказа. В 15-16 веках у темиргоевцев формируется княжеская власть во главе с правящей фамилией Болотоковых. Значит, все сходится! Наша станица называлась аулом Болотоковым, по фамилии правящего князя.
Еще один источник. В 1837 году царский генерал Иван Федорович Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал: «Темиргоевцы делятся на два племени. Мирные темиргоевцы, которых называют также «келекюевцы», проживают между Сгагвашей и Лабой от Кубани до большой дороги, а егерукаевцы занимают территорию с правой стороны дороги до владений абадзехов, границы которых не определены какими-либо естественными границами. Темиргоевцы воинственны, дерзки, действуют под предводительством Джамболета. Они являются самыми богатыми и чистыми из всех племен кубанских черкесов. Их поселения в большинстве своем укреплены; эти фортификации состоят из палисадников или двойного ряда больших перекрещенных кольев. Внутреннее пространство между этих двух рядов заполнено землей, а верхняя часть утыкана рогатками, которые представляют собой непреодолимое препятствие для их врагов — убыхов, которые проживают неподалеку в горах и с которыми темиргоевцам часто приходится сражаться.
А вот что пишет своей работе Генрих Клапрот. Все племя темиргоев состоит более чем из 40 селений и может выставить в поле свыше двух тысяч вооруженных людей. Теперь они в ссоре с кабардинскими князьями, но живут в добром согласии с бесленеевцами, мухошцами и бжедухами и могут вместе с ними выставить по меньшей мере пять тысяч вооруженных людей.
Я обращаюсь к воспоминаниям жительницы станицы Темиргоевской Ольги Григорьевны Светличной: «У ворот крепости стояли часовые. Если атаман замечал, что часовой засыпал, подходил и бил нагайкой. Старался строже и больнее! Если проглядеть черкесов, много будет горя всем. Но шли годы, менялось взаимоотношение, и вражда с черкесами переходила в дружбу. Помню, в 1923 году проводили совместный праздник с аулом Хакуринохаблем. Со знаменами и духовым оркестром шли в аул. У нашей семьи было много кунаков с другого берега…».
Казаки многое переняли у черкесских народов. Ушли в прошлое шаровары, расписные рубахи. Здесь особая земля. Черкески, бешметы, бурки… На этих землях зародилась настоящая дружба человека и коня. Нельзя было жить на этой земле только по своим законам. Длинные, неудобные сабли лежали дома для парадов. В быту удобнее адыгейская шашка, адыгейский кинжал. Исчезли казачьи пики. Не нужны! Винтовка и острый глазб- вот что надо в этих бескрайних степях. Сколько воды утекло в реке…
Редко можно встретить семьи адыгов у нас в станице. Река Лаба разделяет наши территории, как и сотни лет назад. Но если посмотреть с нашего берега на левый, то, как камешки, раскинуты адыгейские аулы на той стороне. Там живут потомки великих темиргоев.
Для меня открылась новая страница истории моей станицы. Воинственные, непокоренные и гордые племена темиргоев покинули эти земли, оставив нам бескрайние степи, вечно спешащую Лабу, воздух, наполненный ароматами степных трав. Эта земля стала моей родиной, и я через столетия могу понять этот народ, почему он не покорился. Это Кубань! Это воздух свободы!
Владислав Трофименко, учащийся 10 «Б» МАОУ СОШ № 9, ст. Темиргоевская.
Мудрость адыгов
О честности, трудолюбии, почитании родителей и старших
В дружбе, согласии и взаимном уважении жили отец с единственным сыном. Отец был умным, честным, трудолюбивым. Он всячески старался привить эти навыки своему сыну, и сын преуспевал в этом: рос трудолюбивым, рассудительным и послушным.
Однажды отец заболел. Он почувствовал, что скоро покинет этот свет. Вызвал сына и сказал: «Мой ненаглядный сын, крепись и мужественно перенеси то, что я покидаю этот свет, оставив тебя одного. Все, что я нажил в этой жизни честным трудом, отдаю тебе и прошу тебя приумножить это богатство. Всегда знай цену деньгам, веди счет своим расходам и доходам. Никогда не покидай отцовского гнезда, где ты вырос и воспитался. Украшай и люби его всегда. За всю жизнь я не брал себе того, чего не заработал. Я кормил тебя хлебом, выращенным только своим трудом, одевал тебя в честно заработанную одежду. И тебя прошу я, покидая белый свет, иди таким же путем: никогда не бери не заработанного тобой куска хлеба или другого добра. Если нарушишь этот мой завет, то ты предал меня, и я откажусь от тебя на том свете».
Отец передал свое завещание и вскоре скончался. Сын похоронил отца со всеми почестями по обычаям своего народа.
С первого дня своей жизни без отца сын ревностно придерживался его завета. Он еще более украсил свою усадьбу, тщательно обрабатывал землю, любовно ухаживал за садом. Это оплачивалось хорошим урожаем, приумножением богатства.
Однажды сын, увлеченно работая, забыл вовремя пообедать и сел отдохнуть около речки. Он увидел, что по речке мимо него плывет красивое крупное яблоко. Желая утолить голод, он взял это яблоко и съел. Когда в руке остался небольшой огрызок, он вспомнил завет отца: никогда не брать того, что не заработано своим трудом.
Юноша быстро пришел домой, умылся, аккуратно оделся и, держа огрызок яблока, пошел вверх по течению речки. Дойдя до красивого сада, где деревья ломятся от спелых яблок, он постучал в калитку. Хозяин сада, благородный мужчина, открыл дверь и доброжелательно пригласил парня, завел его в гостиную и по обычаю накормил, напоил его. И только после этого, согласно этикету, молодой человек обратился к хозяину. Он рассказал о том, что нарушил заповедь отца, нечаянно съел чужой плод, хочет искупить свою вину, и протянул ему остаток яблока.
Хозяин посмотрел на огрызок, спросил о вкусе и форме яблока. Когда юноша рассказал об этом, хозяин доброжелательно ответил: «Я у тебя не могу взять ничего за яблоко, оно не из моего сада. Возможно, яблоко из сада моего брата, он живет дальше». Юноша поблагодарил, попрощался с хозяином и пошел дальше. Вскоре он дошел до следующего сада и снова постучался. Вышел такой же благородный мужчина и пригласил парня домой, традиционно распорядился угостить его. Тот почтенно отказался и стал старательно объяснять, как он нарушил завет отца, съев яблоко, которое он не выращивал и которое, должно быть, из этого сада.
Хозяин сада, поразмыслив некоторое время, сказал, что это яблоко из его сада, но сможет ли юноша рассчитаться за него? Молодой человек ответил, что отец оставил много богатства и, если этого добра не хватит, то он готов верой и правдой служить ему всю жизнь, чтобы расплатиться за свою провинность. Хозяина поразили слова парня, он высоко оценил столь педантичную преданность и честность юноши, его ответственность перед старшими. Взвесив все, хозяин поставил условие: «Если хочешь рассчитаться за яблоко и тем самым выполнить завет отца, то женись на моей дочери. Но она – нема, слепа и глуха». Юноша огорчился, но ответил, что тверд в выполнении наставлений отца. Услышав согласие, хозяин добавил, что руки и ноги дочери парализованы, и еще раз спросил, согласен ли он жениться на ней. Юноша задумался надолго, однако ответил, что согласен на все условия.
Сыграли свадьбу, совершили все положенные по обычаю обряды. Когда жених зашел к невесте, ему показалось, что он идет к пропасти, но, набравшись мужества, он начал успокаивать девушку, говорить, что она не виновна в своих физических недостатках, и он готов разделить с ней все тяготы, связанные с ее неполноценностью. А когда он приоткрыл платок, накинутый на лицо невесты, и взглянул на нее, то увидел необыкновенно красивую, изящную девушку.
Он растерялся, решив, что здесь какое-то недоразумение, и снова пошел к хозяину сада. «Вы говорили, что ваша дочь слепа, нема, глуха, ноги и руки парализованы, а мне привезли другую, которую я не могу принять, так как завет отца будет нарушен». Хозяин ответил, что он не нарушает завещание отца, так как претензий у него нет. «А в правоте моих слов по поводу моей дочери, – сказал он, – ты еще убедишься».
Тогда молодой человек вернулся к своей невесте, стали они жить счастливо. Девушка оказалась прекрасной хозяйкой, преданной женой, на редкость трудолюбивой. Родилась у них красавица дочь. Все у них было для счастливой жизни – и богатство, и всеобщее уважение.
В своей безоблачной счастливой жизни юноша не раз убеждался в правоте слов тестя: его любимая жена слепа ко всему тому, чего не должна видеть, глуха ко всему, чего не должна слышать, ноги не ходят туда, куда не положено, руки отказывают, когда работа во вред.
xn----7sbhblcmfacdnd4bb7bwitd4y.xn--p1ai
Темиргоевцы — WiKi
Предание адыгского народа говорит, что у знаменитого Инала (потомка Кеса, родоначальника всех черкесских князей) было четыре сына: Темрюк, Беслан, Капарт и Зеноко. Инал при жизни разделил все свои владения на четыре удела и раздал их в управление своим четырём сыновьям, которые стали родоначальниками нынешних черкесских племен: от Темрюка произошли темиргоевцы, от Беслана — бесленеевцы, от Капарта — кабардинцы, и только одни шапсуги не приняли названия четвёртого сына Инала, Зеноко. Сам Инал остался жить среди темиргоевцев. Но Темрюк, которого черкесские песни называют человеком «железного сердца», скоро восстал на отца, лишил его власти и объявил себя одного князем над всеми князьями. Братья не признали его гегемонии; но Инал, которого народ причисляет к лику святых, смирился с судьбой и, умирая, завещал сыновьям почитать темиргоевского князя — «князем над князьями», в память того, что сам он, властвуя над всеми черкесами, имел пребывание среди темиргоевцев. Князья Болотоко — прямые потомки Темрюка, и потому ни одна из княжеских фамилий за Кубанью не пользовалась до позднейших времен таким значением и влиянием, как эта фамилия. Древность её свидетельствуется, между прочим, двумя народными поэмами, дошедшими до нас из глубокой старины и составляющими перлы черкесской поэзии. Одна из этих поэм, «Кыз — Бурун», составлена длинными размерами наподобие гекзаметров и поется закубанскими горцами с аккомпанементом трехструнного инструмента. В поэме рассказывается о том, как князья большой Кабарды хотят посадить для княжения над бесленеевцами одного из своих князей, тогда как у бесленеевцев ещё остался наследником малолетний потомок Беслана. Обе стороны вооружаются. Бесленеевцы как слабейшие приглашают к себе на помощь все закубанские черкесские племена и крымского хана. Здесь в поэме описываются все народы, участвовавшие в союзе, и перечисляются все княжеские и дворянские рода их. Бой происходит у Кыз-Буруна в Баксанском ущелье. Кабардинцы укрепляют свою позицию опрокинутыми арбами. Темиргоевцы разбрасывают арбы и врываются в укрепление. Победа остается за закубанскими черкесами, и кабардинцы отказываются от своих притязаний. Таково окончание поэмы
В другой исторической песне описывается взятие Дербента (Демир-Хану). Здесь было все лучшее черкесское дворянство, и князья Болотоко отличились такой храбростью, что крымский хан дает этой фамилии титул «черного хана», — другими словами, он передает им все свои права и прерогативы там, где не управляет народом лично. У черкесов поэма эта имеет такое же значение, как у нас родословные дворянские книги. И те фамилии, о которых не упоминается в песне, не могут считаться коренными дворянскими фамилиями.ru-wiki.org
Темиргоевцы - это... Что такое Темиргоевцы?
Темиргоевцы (также кемиргоевцы; самоназвание: адыгэ, кIэмгуй) — один из (адыгских) племен (субэтносов). Проживают в основном в Адыгее (восточные районы), а также представлены в диаспоре за рубежом. Темиргоевский диалект обще-адыгского языка (т. н. кяхский диалект), наряду с бжедугским бжедуги, принят за основу литературного адыгейского языка в Республике Адыгея.
Расселение
Сейчас населяют аулы Пшизов, Пшичо, Хатажукай, Кабехабль Шовгеновского района, Джамбичи (до 1920 года — аул Темиргоевский) Красногвардейского районов Адыгеи. Традиционно к темиргоевцам относят часть население аулов Адамий, Хатукай Красногвардейского, Мамхег Шовгеновского, Егерухай Кошехабльского районов Адыгеи, хотя они являются потомками соответствующих субэтносов адыгов (черкесов), но во многом утратили свои диалекты, перейдя на темиргоевский с локальными отличиями.
- 1864 год — После окончания Кавказской войны большая часть темиргоевцев выселились в другие черкесские аулы (в Бжедугии, Кабарде, аул Урупский (Щхащэфыжъ) нынешнего Успенского района Краснодарского края), а также в Турцию и на Ближний Восток.
- 1881 год — в Турцию ушло население аула Хаджимукохабль (ныне станица Дондуковская) значительную часть которого составляли темригоевцы (чемгуй).
Древнейшая история
Основная статья: История адыгов
Есть адыгская гипотеза, пока не подтвержденная и не признанная наукой, что темиргоевцы являются потомками киммерийцев.
В. А. Потто в 1855 году записал[1] :
Предание адыгского народа говорит, что у знаменитого Инала (потомка Кеса, родоначальника всех черкесских князей) было четыре сына: Темрюк, Беслан, Капарт и Зеноко. Инал при жизни разделил все свои владения на четыре удела и раздал их в управление своим четырём сыновьям, которые стали родоначальниками нынешних черкесских племен: от Темрюка произошли темиргоевцы, от Беслана — бесленеевцы, от Капарта — кабардинцы, и только одни шапсуги не приняли названия четвёртого сына Инала, Зеноко. Сам Инал остался жить среди темиргоевцев. Но Темрюк, которого черкесские песни называют человеком «железного сердца», скоро восстал на отца, лишил его власти и объявил себя одного князем над всеми князьями. Братья не признали его гегемонии; но Инал, которого народ причисляет к лику святых, смирился с судьбой и, умирая, завещал сыновьям почитать темиргоевского князя — «князем над князьями», в память того, что сам он, властвуя над всеми черкесами, имел пребывание среди темиргоевцев. Князья Болотоко — прямые потомки Темрюка, и потому ни одна из княжеских фамилий за Кубанью не пользовалась до позднейших времен таким значением и влиянием, как эта фамилия. Древность её свидетельствуется, между прочим, двумя народными поэмами, дошедшими до нас из глубокой старины и составляющими перлы черкесской поэзии. Одна из этих поэм, «Кыз — Бурун», составлена длинными размерами наподобие гекзаметров и поется закубанскими горцами с аккомпанементом трехструнного инструмента. В поэме рассказывается о том, как князья большой Кабарды хотят посадить для княжения над бесленеевцами одного из своих князей, тогда как у бесленеевцев ещё остался наследником малолетний потомок Беслана. Обе стороны вооружаются. Бесленеевцы как слабейшие приглашают к себе на помощь все закубанские черкесские племена и крымского хана. Здесь в поэме описываются все народы, участвовавшие в союзе, и перечисляются все княжеские и дворянские рода их. Бой происходит у Кыз-Буруна в Баксанском ущелье. Кабардинцы укрепляют свою позицию опрокинутыми арбами. Темиргоевцы разбрасывают арбы и врываются в укрепление. Победа остается за закубанскими черкесами, и кабардинцы отказываются от своих притязаний. Таково окончание поэмы
В другой исторической песне описывается взятие Дербента (Демир-Хану). Здесь было все лучшее черкесское дворянство, и князья Болотоко отличились такой храбростью, что крымский хан дает этой фамилии титул «черного хана», — другими словами, он передает им все свои права и прерогативы там, где не управляет народом лично. У черкесов поэма эта имеет такое же значение, как у нас родословные дворянские книги. И те фамилии, о которых не упоминается в песне, не могут считаться коренными дворянскими фамилиями.В том же произведении В. А. Потто упомянул что двумя темиргоевскими аулами руководили князья Шумаф и Тау-Султан Айтековы[1].
Новая история
По мнению В. И. Ворошилова (автор книги История убыхов) — в 14 веке темиргоевцы переселяются с Черноморского побережья Кавказа на северный склон Западного Кавказа.[2]
В 15-16 веках — у темиргоевцев формируется княжеская власть во главе с правящей фамилией Болотоковых.
- начало 19 века — Темригоевское княжество — одно из крупнейших в Черкесии.
Главные аулы: Айтека Болотокова (ныне ст. Гиагинская) и Асланбека Болотокова (аул Хатажукай).
В конце 30-х гг. XIX в. по предложению генерала Г. Х. Засса по реке Лабе русскими строится Лабинская кордонная линия.
В 1837 году — царский генерал И. Ф. Бларамберг, составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал[3] -
Темиргоевцы делятся на два племени. Мирные темиргоевцы, которых называют также «келекюевцы», проживают между Сгагвашей и Лабой от Кубани до большой дороги, а эгеркваевцы занимают территорию с правой стороны дороги до владений абедзехов, границы которых не определены какими-либо естественными границами. Темиргоевцы воинственны, дерзки, действуют под предводительством Джамболета. Они являются самыми богатыми и чистыми из всех племен кубанских черкесов. Их поселения в большинстве своем укреплены; эти фортификации состоят из палисадников или двойного ряда больших перекрещенных кольев. Внутреннее пространство между этих двух рядов заполнено землей, а верхняя часть утыкана рогатками, которые представляют собой непреодолимое препятствие для их врагов — убыхов и тубинцев, которые проживают неподалеку в горах и с которыми темиргоевцам часто приходится сражаться.
- 1841 год — Первые казачьи станицы поселяются вдоль Лабы, и приобрело столь широкий размах, что с 1841 г. по 1860 г., по подсчетам Ф. А. Щербины, здесь было основано 32 станицы.
- 1849 год — наиб Шамиля в Черкесии Мухаммед-Амин переселил темиргоевцев в горы. Но через некоторое время они вернулись на свои места.
- 1857 год — через территорию района прошел отряд царских войск под командованием генерала Козловского к месту строительства крепости Майкоп. В ходе войны, правящая в Темиргое династия Болотоковых, несмотря на сильное сопротивление царским войскам, была вынуждена принять подданство Российской империи в 1861 г.
- 1861—1862 годы — на землях бывшего Темиргоевского княжества создаются Нижнелабинское и Верхнелабинское приставства.
- 1863 год — Абадзехский округ для управления покоренными народностями и контролем за ходом выселения не пожелавших оставаться под властью России.
Топонимика
В настоящее время имя субэтноса носит станица Темиргоевская Курганинского района Краснодарского края. До 1920 года аул Джамбечий Красногвардейского района Республики Адыгея назывался аулом Темиргоевским.
Примечания
dic.academic.ru
Станица Темиргоевская: день сегодняшний и завтрашний
Впрочем, у хлеборобов этот самый рабочий день начался именно с восходом солнца: вдалеке, у самого горизонта трудятся комбайны, наполняя свои бункеры зерном нового урожая.
А мы с редакционным заданием спешим в станицу Темиргоевскую. Ее жители прислали письмо на имя главного редактора «Курганинских известий» с просьбой рассказать о том, как живет сегодня одна из старейших и красивейших станиц Курганинского района. Журналист легок на подъем, и вот позади остаются километры трассы, мелькнул за окошком указатель «Темиргоевская» - мы въезжаем на станичные улицы...
С авторами письма, позвавшего нас в дорогу, мы встретились в станичном парке возле культурно-досугового центра, в неформальной и располагающей к беседе обстановке. Среди моих собеседников - известные и уважаемые в станице люди, руководители школ и учреждений культуры, общественники и активисты, словом, те, кому небезразлична судьба Темиргоевской и ее жителей. И разговор завязался сразу - живой, заинтересованный, многогранный.
- Станица наша достаточно большая, - рассказывает директор Темиргоевского культурно-досугового центра Галина Анищенко. - Живут в ней более 9 тысяч человек. Очень много молодежи, детворы. Они - наше будущее. От того, какими вырастут нынешние мальчишки и девчонки, зависит, насколько хорошим будет завтрашний день Темиргоевской.
Галину Ильиничну поддерживает директор сельского клуба станицы Темиргоевской Лариса Белим:- Наши учреждения в основном работают на молодежь, для молодежи. Все наши программы, все мероприятия рассчитаны на участие в них молодых людей, детей.
А различных концертов, акций, конкурсов, фестивалей в Темиргоевской проходит немало. Помимо своих, станичных, здесь проводятся и межпоселковые, и районные мероприятия.
- На конкурсы «Один день из жизни солдата», «Девушки как звезды», на КВН-овские игры к нам приезжают команды из Михайловской, Петропавловской, Воздвиженской, - говорит Галина Анищенко. - И наш КДЦ иногда не может вместить всех желающих - сидят в проходах на стульях, стоят. Хотя мест в нашем центре даже больше, чем в районном, в Курганинском.
Сегодня юные и взрослые артисты Темиргоевской все чаще «идут в народ»: в этом году в станице проводят сразу 3 праздника улиц. Праздники масштабные, многолюдные, с чествованием молодоженов и ветеранов, юбиляров семейной жизни и многодетных семей.
Если школы и детские сады финансируются из районного бюджета, то на содержание учреждений культуры расходуется большая часть бюджета поселения. А помогает ли еще в чем-то поселковая администрация клубу и КДЦ?
- Постоянно и очень существенно, - утверждают Галина Анищенко и Лариса Белим. - Выделяются средства на призы и подарки, печатаются грамоты и приветственные адреса - это тоже немалые деньги для сельских клубов и КДЦ. Да и с насущными проблемами, которые возникают почти ежедневно, мы обращаемся в администрацию к нашему главе.
Галина Ильинична вспоминает совсем недавний случай: во время очередного творческого конкурса в культурно-досуговом центре... пропал свет. А без электричества и аппаратура не работает, и дискотека не состоится.- Выяснилось, что неисправность на подстанции, - рассказывает директор КДЦ. - Звонили мы и в район, и своих электриков пытались найти. Дело с места не сдвинулось, пока не вмешался глава поселения Сергей Викторович Тимошин. Благодаря его помощи праздник наш состоялся, довольными остались и дети, и родители, которым вручили Благодарственные письма за поддержку и воспитание юных талантов.
Лариса Белим заняла должность директора сельского клуба больше года назад, после сменивших друг друга в течение непродолжительного времени нескольких руководителей. - Коллектив у нас хороший, творческий, - говорит Лариса Михайловна. - Но в первое время мне было не просто работать - люди разные, у каждого свой характер. Сергей Викторович Тимошин оказал мне неоценимую моральную поддержку. Благодаря ему наладилось взаимодействие между сельским клубом и КДЦ: мы перестали быть соперниками, проводим совместные мероприятия, работаем для земляков и для нашей станицы.
С теплом и уважением отзываются о руководителе сельской администрации и директора образовательных учреждений Темиргоевской.- У нашего главы есть очень ценное для руководителя качество, - отмечает руководитель Темиргоевского центра детского творчества Татьяна Нехорошева. - Он умеет сплотить людей, умеет заразить их общим делом. Все мы работаем в тесном контакте и друг с другом, и с администрацией поселения. И наши совместные мероприятия всегда удаются, проводятся на хорошем уровне.
В Центре детского творчества станицы Темиргоевской - 4 образцовых коллектива, воспитанники ЦДТ неоднократно становились лауреатами и призерами различных районных, краевых и всероссийских конкурсов и фестивалей.
- Наши ребята тоже с удовольствием участвуют во всех станичных праздниках, - отмечает Татьяна Алексеевна. - Творчество детей поощряется, можно сказать, взращивается руководством поселения. И это очень хорошо.
- Хочу немного добавить о нашей совместной работе, - вступает в разговор директор Темиргоевской СОШ № 9 Ольга Хромова. - Мероприятия и праздники, безусловно, проводились в станице всегда. Но именно с приходом Сергея Викторовича Тимошина они перестали быть разовыми, от случая к случаю. И еще: наш глава не просто руководитель, не просто чиновник. Он - инициатор многих добрых дел в станице. И благодаря этим добрым делам Темиргоевская становится краше, чище, благоустроенней.
Мои собеседницы говорят о субботниках и воскресниках, об акциях, поздравлениях ветеранов, праздниках улиц и кварталов - эмоционально, горячо, с подъемом.
И к нашему разговору неожиданно присоединяется еще один участник - председатель совета ветеранов станицы Родниковской Вячеслав Серенко.- Я-то по своим делам шел, услышал, что работу Тимошина обсуждаете, решил от себя добавить, - опускается на скамейку Вячеслав Пантелеевич. - Работаю совсем недавно, сменил на этой должности покойного Владимира Ивановича Гуторова. Но уже убедился в том, что к нам, ветеранам, пожилым людям в станице внимание особое. Когда бы я ни пришел к главе, с какой бы просьбой ни обратился - всегда встречаю понимание.
Сергей Викторович родился и вырос в Темиргоевской, прожил здесь всю свою жизнь. И проблемы станичников ему хорошо знакомы. Поэтому и главное в своей работе он определяет безошибочно: дороги отремонтировать, асфальт положить, покос травы организовать, убедить людей не жечь костры. Обязанностей у нашего главы - море. Но успевает всюду. Да вот хотя бы сегодня: видел его в 6 утра, когда он проверял, как газовую трубу в центре станицы покрасили.
- Да и сами жители стали по-другому относиться к чистоте и порядку, - добавляет Ольга Хромова. - Пример нашего главы заразителен. И темиргоевцы это охотно признают. На открытой сессии Совета Темиргоевского сельского поселения один из уважаемых станичников Анатолий Федорович Мельников сказал: «Я всех критикую, а Сергею Викторовичу ставлю оценку «удовлетворительно». Других просто нет. Можно было бы - поставил бы «отлично».
Говоря о сегодняшнем дне родной станицы, ее жители вспоминают не только праздники, но и будни. Отремонтировано уличное освещение, ликвидированы стихийные свалки, налажен вывоз бытового мусора, приведена в порядок детская площадка, установлено ограждение вдоль проезжей части, обновлена дорожная разметка. И за каждым делом - темиргоевский глава Сергей Тимошин.
- Мы сейчас идем в администрацию, совещание будет по организации праздника - нашей станице в этом году 165 лет. Пойдемте с нами, - приглашают меня мои собеседники.Но у меня другие планы. И пообещав прийти позже, я отправляюсь в участковую больницу к исполняющей обязанности заведующей Ларисе Алексеевой. Лариса Николаевна поделилась со мной радостью: глава поселения пообещал провести работы по ремонту крыши здания больницы.
- Вы знаете, нашему зданию в этом году уже 40 лет, - говорит Лариса Алексеева. - И если внутренний ремонт мы поэтапно делаем с помощью спонсорских средств, то крыша никогда не ремонтировалась. Сергей Викторович приезжал к нам во время весенних дождей, видел, в каком состоянии потолки второго этажа. И вот буквально вчера сообщил, что изысканы денежные средства - спонсоры помогли - и крыша больницы будет отремонтирована в самое ближайшее время.
...Самого главу Темиргоевского сельского поселения мне удалось застать возле здания администрации перед началом совещания с представителями общественности. Вопрос успела задать только один - о планах на будущее, о том, каким Сергей Тимошин видит завтрашний день станицы Темиргоевской.- Планов у нас великое множество, - ответил Сергей Викторович. - Очень хочется, чтобы люди наши жили хорошо, чтобы станица росла и развивалась. Вот спорткомплекс у нас начал работать - значит, будем соревнования проводить, ребятне есть где заниматься, взрослые смогут тренироваться. На базе бывшей школы № 16 организована работа различных кружков - опять же для детей, для их развития. К юбилею станицы планируем много мероприятий, но это пока секрет, а то неинтересно будет. А если в нескольких словах - работать надо. Всем вместе, сообща делать одно большое дело. И все планы тогда станут реальностью.
Фото автора.
xn----7sbhblcmfacdnd4bb7bwitd4y.xn--p1ai
Темиргоевцы Википедия
Темиргоевцы (также кемиргоевцы; самоназвание: адыгэ, кIэмгуй) — адыгское (черкесское) племя, вошедшее в состав современных адыгейцев[1]. Проживают в основном в Адыгее (восточные районы), а также представлены в диаспоре за рубежом. Темиргоевский диалект обще-адыгского языка (т. н. кяхский диалект), наряду с бжедугским бжедуги, принят за основу литературного адыгейского языка в Республике Адыгея.
Расселение
Сейчас населяют аулы Пшизов, Пшичо, Хатажукай, Кабехабль, Джерокай Шовгеновского района, Джамбичи (до 1920 года — аул Темиргоевский) Красногвардейского районов Адыгеи. Традиционно к темиргоевцам относят часть населения аулов Адамий, Хатукай Красногвардейского, Мамхег Шовгеновского, Егерухай Кошехабльского районов Адыгеи, хотя они являются потомками соответствующих субэтносов адыгов (черкесов), но во многом утратили свои диалекты, перейдя на темиргоевский с локальными отличиями.
Древнейшая история
Есть адыгская гипотеза, пока не подтвержденная и не признанная наукой, что темиргоевцы являются потомками киммерийцев.
В. А. Потто в 1855 году записал[2] :
Предание адыгского народа говорит, что у знаменитого Инала (потомка Кеса, родоначальника всех черкесских князей) было четыре сына: Темрюк, Беслан, Капарт и Зеноко. Инал при жизни разделил все свои владения на четыре удела и раздал их в управление своим четырём сыновьям, которые стали родоначальниками нынешних черкесских племен: от Темрюка произошли темиргоевцы, от Беслана — бесленеевцы, от Капарта — кабардинцы, и только одни шапсуги не приняли названия четвёртого сына Инала, Зеноко. Сам Инал остался жить среди темиргоевцев. Но Темрюк, которого черкесские песни называют человеком «железного сердца», скоро восстал на отца, лишил его власти и объявил себя одного князем над всеми князьями. Братья не признали его гегемонии; но Инал, которого народ причисляет к лику святых, смирился с судьбой и, умирая, завещал сыновьям почитать темиргоевского князя — «князем над князьями», в память того, что сам он, властвуя над всеми черкесами, имел пребывание среди темиргоевцев. Князья Болотоко — прямые потомки Темрюка, и потому ни одна из княжеских фамилий за Кубанью не пользовалась до позднейших времен таким значением и влиянием, как эта фамилия. Древность её свидетельствуется, между прочим, двумя народными поэмами, дошедшими до нас из глубокой старины и составляющими перлы черкесской поэзии. Одна из этих поэм, «Кыз — Бурун», составлена длинными размерами наподобие гекзаметров и поется закубанскими горцами с аккомпанементом трехструнного инструмента. В поэме рассказывается о том, как князья большой Кабарды хотят посадить для княжения над бесленеевцами одного из своих князей, тогда как у бесленеевцев ещё остался наследником малолетний потомок Беслана. Обе стороны вооружаются. Бесленеевцы как слабейшие приглашают к себе на помощь все закубанские черкесские племена и крымского хана. Здесь в поэме описываются все народы, участвовавшие в союзе, и перечисляются все княжеские и дворянские рода их. Бой происходит у Кыз-Буруна в Баксанском ущелье. Кабардинцы укрепляют свою позицию опрокинутыми арбами. Темиргоевцы разбрасывают арбы и врываются в укрепление. Победа остается за закубанскими черкесами, и кабардинцы отказываются от своих притязаний. Таково окончание поэмы
В другой исторической песне описывается взятие Дербента (Демир-Хану). Здесь было все лучшее черкесское дворянство, и князья Болотоко отличились такой храбростью, что крымский хан дает этой фамилии титул «черного хана», — другими словами, он передает им все свои права и прерогативы там, где не управляет народом лично. У черкесов поэма эта имеет такое же значение, как у нас родословные дворянские книги. И те фамилии, о которых не упоминается в песне, не могут считаться коренными дворянскими фамилиями.
В том же произведении В. А. Потто упомянул что двумя темиргоевскими аулами руководили князья Шумаф и Тау-Султан Айтековы[2].
Новая история
По мнению В. И. Ворошилова (автор книги История убыхов) — в 14 веке темиргоевцы переселяются с Черноморского побережья Кавказа на северный склон Западного Кавказа.[3]
В 15-16 веках — у темиргоевцев формируется княжеская власть во главе с правящей фамилией Болотоковых.
- начало 19 века — Темригоевское княжество — одно из крупнейших в Черкесии.
Главные аулы: Айтека Болотокова (ныне ст. Гиагинская) и Асланбека Болотокова (аул Хатажукай).
В конце 30-х гг. XIX в. по предложению генерала Г. Х. Засса по реке Лабе русскими строится Лабинская кордонная линия.
В 1837 году — царский генерал И. Ф. Бларамберг, составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал[4] -
Темиргоевцы делятся на два племени. Мирные темиргоевцы, которых называют также «келекюевцы», проживают между Сгагвашей и Лабой от Кубани до большой дороги, а эгеркваевцы занимают территорию с правой стороны дороги до владений абедзехов, границы которых не определены какими-либо естественными границами. Темиргоевцы воинственны, дерзки, действуют под предводительством Джамболета. Они являются самыми богатыми и чистыми из всех племен кубанских черкесов. Их поселения в большинстве своем укреплены; эти фортификации состоят из палисадников или двойного ряда больших перекрещенных кольев. Внутреннее пространство между этих двух рядов заполнено землей, а верхняя часть утыкана рогатками, которые представляют собой непреодолимое препятствие для их врагов — убыхов и тубинцев, которые проживают неподалеку в горах и с которыми темиргоевцам часто приходится сражаться.
- 1841 год — Первые казачьи станицы поселяются вдоль Лабы, и приобрело столь широкий размах, что с 1841 г. по 1860 г., по подсчетам Ф. А. Щербины, здесь было основано 32 станицы.
- 1849 год — наиб Шамиля в Черкесии Мухаммед-Амин переселил темиргоевцев в горы. Но через некоторое время они вернулись на свои места.
- 1857 год — через территорию района прошел отряд царских войск под командованием генерала Козловского к месту строительства крепости Майкоп. В ходе войны, правящая в Темиргое династия Болотоковых, несмотря на сильное сопротивление царским войскам, была вынуждена принять подданство Российской империи в 1861 г.
- 1861—1862 годы — на землях бывшего Темиргоевского княжества создаются Нижнелабинское и Верхнелабинское приставства.
- 1863 год — Абадзехский округ для управления покоренными народностями и контролем за ходом выселения не пожелавших оставаться под властью России.
Топонимика
В настоящее время имя субэтноса носит станица Темиргоевская Курганинского района Краснодарского края. До 1920 года аул Джамбечий Красногвардейского района Республики Адыгея назывался аулом Темиргоевским.
Примечания
wikiredia.ru