Лихославль — история города. Тверская область лихославль
Лихославль. Столица Тверской Карелии - Записки северного медведя
В Тверскую Карелию я на три дня отправился в начале ноября. На руках у меня был билет Петербург - Лихославль и обратный Максатиха - Петербург. Оба места в Тверской области, и по этим билетам едва ли можно было понять, что я собираюсь посетить места проживания карел. В полночь с Московского вокзала отправлялся поезд Санкт-Петербург - Белгород. Ему путь лежит в южное Черноземье, а мне ехать всего 6 часов в близкую Тверскую область.
2. Так выглядел спящий сидячий вагон в середине ночи. Гулкий стук колёс, спящие в креслах пассажиры, за окнами заснеженная темнота, которая порой прерывалась ярко освещёнными станциями. Мы едем по главному ходу Октябрьской железной дороги.
3. Хоть и едет поезд по скоростной магистрали, но при этом незримо (ночь ведь!) погружается в провинцию. В четыре утра 20-минутная стоянка в Бологом, во время которой вагон немного оживился, — некоторые выходили на перрон подышать свежим воздухом. Продолжал тихо падать снег, наметая сугробы, — и это только начало ноября...
Вскоре после Бологого поезд остановился в Вышнем Волочке, где я был в январе этого года. А это значит, что железная дорога пересекла водораздел, и теперь я оказался уже в волжском бассейне. Наконец, в шесть утра — очередная станция. Поезд очень плавно сбавил ход и ещё минут пять ехал на очень медленной скорости, пока, наконец, не остановился. Лихославль!
4. Выхожу из тёплого вагона на перрон, и иду в сторону вокзала по скрипящему снегу, которого на глазах становится всё больше и больше.
5. Вокзал — типовой, послевоенной постройки, один из самых массовых проектов. Рядом по платформе ходил человек и разгребал снег лопатой, а из динамиков раздавалось "Скорый поезд номер сто девятнадцать Санкт-Петербург - Белгород отправляется от первой платформы" — с характерной интонацией, в которой подчёркивается каждое слово.
6. Вот так выглядит этот вокзал внутри. Центральный зал и два крыла: в одном зал ожидания с кассами, а в другом буфет. Кстати, на входе в вокзал даже нет рамок (как и в Окуловке и Малой Вишере).
7. Раннее утро выходного дня. Людей на улице не видать. Те, что сошли с поезда, уже разъехались. От пустынной в столь ранний час привокзальной площади вглубь города уводит ярко освещённая улица (с уличным освещением в городе, вроде бы, довольно неплохо). Сделав небольшой круг по привокзальной местности, я вернулся затем на вокзал, где сел дремать, коротать время и ожидать рассвета.
Пока сидел на вокзале, периодически подрёмывая, вокруг что-то происходило. Приходили одни пассажиры, уходили другие. Сквозь полудрёму я слышал чьи-то разговоры. Помню, как объявляли одну за другой электрички на Тверь, потом на Торжок. В какой-то момент я увидел, что за окном стало совсем светло, и продолжает наметать сугробы, одновременно узнавая, что в Карелии (не в Тверской, а в Республике Карелия), в районах вдоль Мурманской магистрали, снега значительно меньше... Выпив чаю в вокзальном буфете, я отправился гулять по городу.
Кликабельная карта города с локализацией фотографий по их номерам в посте.
8. После девяти утра уже показанное выше место стало выглядеть вот так. Теперь здесь уже многолюдно, часто проезжают машины. Улица, уходящая в центр города, скромно называется Привокзальным переулком. Даром, что претендует на роль одной из главных улиц города.
В Лихославле проживает 12 тысяч человек и он стоит в треугольнике Тверь - Вышний Волочёк - Торжок. При этом он является самым близким к Твери райцентром Тверской области (расстояние до областного центра — всего 35 километров по железной дороге и 55 по автомобильной). В общем, расположен он в окружении старинных городов, но при этом, несмотря на своё веющее стариной название, является довольно молодым городом, — статус города Лихославль получил только в 1925 году.
9.
Впрочем, сам по себе топоним Лихославль действительно уходит корнями вглубь веков, и его происхождение точно не известно. Легенды связывают "лихую славу" этого места с якобы произошедшими здесь то ли ограблением царского обоза Петра I, то ли убийством заезжего помещика. Есть и версия, связанная с тверскими карелами, которые, согласно ей, представляются как упрямые и лихие люди.
10. Вид вокзала со стороны города. Рядом есть и автостанция, но фактически там только остановка с расписанием.
До революции Лихославлем называлось имение дворян Сулиных, расположенное неподалёку. На месте нынешнего города было сельцо Осташково в составе Новоторжского уезда (центр — Торжок) Тверской губернии. Открытая в 1851 году Николаевская железная дорога породила здесь пристанционный посёлок. До 1902 года станция называлась Осташково и затем получила нынешнее название (чтобы не путать с городом Осташковом, который расположен довольно недалеко). В 1870 году станция стала узловой: была открыта Новоторжская железная дорога — ответвление на Торжок, продлённое в 1874 году до Ржева, а в 1888 — до Вязьмы. Статус города Лихославль получил уже при советской власти — в 1925 году.
11. А так выглядит вокзал со стороны путей, уже в светлое время суток. К сожалению, недавно вокзал перекрасили в цвета РЖД.
Приведу здесь и теперь уже историческое фото. Таким я успел запечатлеть этот вокзал в 2012 году, по дороге из Тулы в Питер.
По-прежнему здесь трёхсторонний железнодорожный узел, расположенный севернее станции. Участок до Торжка даже электрифицирован, и на него есть прямой путь и со стороны Бологого, позволяющий поездам, идущим в Торжок с севера, не заходить в Лихославль и не менять направление.
12. Вокзал в Лихославле советский, зато водонапорная башня сохранилась с 19 века.
13. Рядом с вокзалом проходит улица Советская, идущая вдоль железной дороги. И несмотря на название, на ней сохранилась дореволюционная застройка, напоминающая о тогда ещё пристанционном посёлке. Хоть он и был посёлком, но здесь уже строили каменные дома. Состояние их весьма разное. Некоторые вполне ухоженны.
14. А это здание явно давно не видело ремонта. Сейчас в нём краеведческий музей, но я его не посетил, — он оказался закрыт, несмотря на то, что, согласно указанному у входа графику, должен был работать. Называется он, кстати, не иначе как "Карельский краеведческий музей".
Что интересно, карельская символика присутствует и на гербе Лихославля:
15. Очень красивое деревянное здание железнодорожной амбулатории:
16. Вот так Советская улица идёт вдоль путей, — крайне типичная картина для городков вдоль оживлённых ЖД магистралей. Маленький провинциальный город, тихие улочки, с которых видна магистраль, по которой мчатся скорые поезда. Именно это место в Лихославле внешне поразительно напомнило мне Малую Вишеру. По железной дороге стрелой проносились "Сапсаны", и я даже подумал, что в этом некоторый драматизм провинции, лежащей между Питером и Москвой, — постоянные наблюдения за тем, как столичные поезда проносятся мимо и без остановки...
17. Раритетные артефакты на одном из деревянных домов:
18. На этом доме тоже можно увидеть:
19. Где-то есть даже и огороды, и сады с яблонями. Но сейчас пока всё укутано снегом.
20. Поблизости от вокзала есть сквер с памятником ликвидаторам чернобыльской аварии.
21. Железная дорога делит Лихославль на две части, из которых главная — к западу от неё. В залинейную часть города, почти целиком состоящую из частного сектора, я не углублялся, увидев там лишь дореволюционное здание железнодорожной школы (ныне школа №7).
22. Вернёмся на Привокзальный переулок. В одну сторону перспектива этой улицы замыкается вокзалом (заглавный кадр), а в другую — сквером Победы.
23. А это перспектива боковой улицы:
24. С другой стороны — небольшой квартал новостроек:
25. Лихославльский кот:
26. Уже показанный выше сквер Победы с мемориалом. Слева виден педагогический колледж (филиал Торжокского).
В годы войны Лихославль не был в оккупации, но с октября по декабрь 1941 года был прифронтовым городом, — в период, когда немецкие войска заняли Старицу и Калинин (Тверь). Лихославль подвергался немецким бомбёжкам, — именно это и является причиной того, что ЖД вокзал здесь послевоенной постройки.
27. Занесённая снегом Первомайская улица:
28.
29. Здесь довольно много послевоенных двухэтажных сталинок, которые, возможно, строили пленные немцы.
30. За сквер Победы продолжается Привокзальный переулок. Хоть он и переулок, но длина его — почти километр, а здесь это половина города в поперечнике.
31. Довольно много здесь частного сектора. Иногда попадаются новые дома, — вероятно, участки здесь покупают и тверичане, и даже москвичи и питерцы.
32. А перспективу Привокзального переулка замыкает вот эта пятиэтажка:
33. Что-то было сонное в этом городке в этот ноябрьский, но уже зимний день. Несмотря даже на постоянно слышную в городе оживлённую жизнь железной дороги.
34. А вот такая табличка висела на входе в школу:
35. Из окон этих пятиэтажек были слышны то чьи-то голоса, то плач ребёнка, то звон посуды. А мимо проходили люди, наверное, удивлённые наметённым буквально за сутки сугробам. Жизнь идёт...
36. Затем я вышел на центральную площадь города.
37. Гранитный бюст Ильича причудливо покрылся снежной шапкой. А за густыми елями скрывается районная администрация.
38. А напротив — районный дом культуры, позднесоветской постройки:
39. Весьма интересное советское панно на фасаде ДК:
40. Чуть подальше — новодельный торговый центр. Почти как у вокзала, только другого цвета.
41. На этом ТЦ можно увидеть вывеску аптеки, и один из соседних деревянных домиков оказался с интересной деталью. Кстати, здесь даже улица называется Аптекарская.
42. Отсюда выйдем вновь к железной дороге. Рядом с ней — городской сад, ещё не расчищенный от свежего снега, который покрывает собой рыжие, не успевшие облететь, лиственницы.
43. Половина скверика занята детскими площадками с деревянными фигурами сказочных персонажей.
44. И снова Советская улица с дореволюционной застройкой:
45. Вот, собственно, и железная дорога, связывающая две столицы. На фото вид в сторону Москвы. До столицы отсюда 209 километров, а до северной столицы — 435.
По автомобильному путепроводу идёт главная автомагистраль города — улица Октябрьская - Гагарина - Ямская. Это — автодорога, идущая полукругом по маршруту Медное - Лихославль - Толмачи - Спирово - Выдропужск, и замкнутая обоими концами на трассе Петербург - Москва. Она связывает между собой сёла Лихославльского и Спировского районов.
46. Рядом с путепроводом и железной дорогой стоит Успенская церковь, построенная в 1887 году, ещё когда Лихославль был посёлком Осташково.
47. Вид с путепровода на железную дорогу, уже в сторону Питера. Железная дорога Петербург - Москва мне всегда представляется как такой разделитель Тверской области на запад и восток. По эту сторону от путей — край Ржева, Осташкова, Торопца и прочего Нелидово, а по другую — край Калязина, Бежецка, Весьегонска и прочей Удомли :) Лихославль стоит посередине.
48. Ещё один вид на Успенскую церковь:
Как уже говорилось, о карельской составляющей Лихославля вряд ли можно догадаться, если о ней не знать. Всё-таки это, пусть и маленький, но город. Но мне путь лежал дальше — в аутентичную тверскую-карельскую глубинку. Маленький, но битком набитый ПАЗик повёз меня на 45 километров вглубь Лихославльского района, — на такое расстояние от железной дороги, которое уже не рассмотришь из мимо проезжающего поезда. Там находится карельское село Толмачи — одно из главных и самых крупных сёл Тверской Карелии. О нём я и расскажу в следующий раз.
nord-ursus.livejournal.com
В Лихославле нету лиха, в Лихославле скучно и тихо
Лихославльский район успел в советское время побывать кусочком Подмосковья, потом целый год с 1963 по 1964 год подчинялся Торжокскому району.
Названия деревушек, как всегда трогательные в своей простоте и наивной ласковости топонимики.На самой границе нас приветствует населенный пункт, в прошлом известный целой аллеей буков, которые при сильных порывах ветра начинали издавать скрипучие и душераздирающие звуки, проще говоря – реветь. Вы думаете, я это придумала?! Ни капли личной фантазии, это все они, букаревские краеведы.
А рядом с деревушкой речка с душевным, немного похожим на кличку маленькой и беспородной собачонки названием – Роська.
Ну вот скажите, как можно назвать дома и кусочек суши вокруг них Прудами? Особенно, если учесть тот отягчающий факт, что никаких водоемов тут и в помине не видать.
А вот примостилось бочком кокетливая Губка, не то Боб, не то поджатая у капризной красавицы.
И национальным русским образам нашлось место в деревушках Лихославльского района. Как можно было забыть про Петрушку?! Готова поспорить, это должно быть самое популярное мужское имя в деревне. Ну и сами понимаете, здесь главная зелень для салата отнюдь не укроп…
Ну а вообще в этих краях в стародавние времена жили вовсе не славянские времена, здесь располагалось царство карелов и исчезнувшего народа - весей. Исконные тутошние деревушки носили очень необычные для русского уха, почти скандинавские названия. Но и веси и карелы надолго сохранить свою самость не смогли, как не хотелось бы подобрать здесь душещипательные истории об их удивительной культуре или борьбе за независимость - ничего такого не было. Обрусели и сами люди, и данные ими названия, но след о том, что здесь жили племена весей все-таки остался.
Во время последней переписи только 25 жителей района сказали, что считают своим основным языком – карельский. С кем они говорят на нем, если это не жители одного подъезда или что-то вроде, - совершенно непонятно, но факт остается фактом - язык творцов "Калевалы" постепенно умирает.
До сих пор в крае осталось почти 15 тысяч карел, но по сравнению с серединой прошлого века это очень мало.
Ведь еще в 30-е годы ХХ века здесь почти 2 года существовал особый Карельский национальный округ с центром в Лихославле. Казалось бы, почему бы нац. общности не разцвести?! Но дело в том, что карелы были в основном робки и очень не уверены в себе, иначе бы они так легко не смирились с тем, что многие горожане стали обзывать карелами всех недалеких деревенских жителей. Стеснительные финоугорцы не хотели, чтобы о них думали, что они живут в глухомани и благам цивилизации чужды, не хотели они быть этническим анахронизмом, а потому все чаще потомки весей на вопрос о национальности с забавным местным говорком отвечали: «Я не карел, русскОй я, русскоОй!».
Ну а пока мы тут о том да об этом, мы подобрались собственно к райцентру.
По рассказам местного поэта-знаменитости, Владимира Соловьева, не путайте с философом или ведущим «Поединка» и «Серебряного дождя», Лихославль – это город почти вселенского масштаба:
Лихославль - это город полей, И лесов, и снегов, и дождей… …Лихославль – это в древнюю Тверь Потаенно открытая дверь…
Несмотря на намеки на тайники истории, городок Лихославль – не так уж и стар, скорее молод. Он стал городом только в 1925 году. А произошло все очень даже случайно. Ведь вот бывает город, в существовании и нужности ему городского статуса даже сомнений не приходит, а некоторым этот ярлык как-будто по случаю наклеили и он отчаянно топорщится, никак не вписываясь во внешний вид и внутреннее устройство жизни населенного пункта. Вот и выходят городки никакие, никчемные, "городки под вопросом".
Вот и с Лихославлем произошла похожая история. Раньше здесь была станция и поселок Осташково, но когда в 1849 году была построена Николаевской железной дороги его стали частенько путать с другим, более крупным Осташковым, который, к несчастью еще и совсем неподалеку находится. Грузы терялись, пассажиры негодовали…И тут все вспомнили про находившееся по соседству маленькое сельцо Лихославль, которое назвали так по имени одного из владельцев – совершенно не лихого Лихослава Сулина. Взяли да и объединили Осташково и Лихославль вместе, и станцию переименовали в Лихославль.
Одним из крупнейших градообразующих предприятий города является завод «Светотехника», именно здесь делается большая часть российский фонарей, осветительных конструкций для аэровокзалов и тоннелей, вагонное освещение. Именно поэтому лихославльцы называют свой город с почти советским стахановским пафосом.
Не могу не обратить внимание на особые художественные дарования сотрудников лихославльского ГИБДД и их неординарный подход к дорожным знакам и агитплакатам. Вот такая угловатая дамочка учит жителей и гостей города, что за дорогой надо следить.
А вот такие кругленькие и немного растерянные дети, наглядно демонстрируют, как может выглядеть подрастающее поколение юных лихославльцев.
Уже первая остановка и прогулка по городу, сразу показала нам, что нравы в городе действительно неспокойные. Особенно у уже упоминавшегося подрастающего поколения. Прямо у главной достопримечательности Лихославля, а именно железнодорожного вокзала, две юные лихославльские девицы сцепились не на жизнь, а на смерть, громко выкрикивая образные посулы и пожелания друг другу и ближайшим родственникам каждой. Местные прохожие к развернувшемуся побоищу относились с юмором и пониманием, несмотря на то, что все сие происходило на людной и даже проезжей части в самый разгар субботнего дня, казалось, что лупят горячие лихославльские отроки друг друга регулярно.
С опасением обойдя буйную младую поросль, отправляемся к вокзалу, который сейчас находится на стадии ремонта и реконструкции.
А на перроне все выглядит совсем уж по-электричечному.
Внутри вокзала особо не разгуляешься, и причиной тому опять все тот же пресловутый ремонт.
Поезда ездят отсюда в Торжок с 1870 года, есть возможность доехать в Тверь и Конаково, в Москву и Вышний Волочек. Обо всем об этом можно узнать из расписаний.
В здании вокзала, сбоку работает продуктовый магазинчик и вовсе не "Лихославль", а совершенно неожиданно - «Самара», еще советского происхождения, судя по вывеске. Может быть, это город-кумир и пример для подражания для местных коммерсантов?
Рядом с вокзальчиком расположились ряды автобусных остановок. В основном они курсируют до ближайших деревушек.
Памятниками Лихославль, прямо скажем, не богат. Вот, пожалуй, только мемориал ВОВ возле местного Дома Культуры, тоже носящего имя в честь юбилея Победы – имени 40-летия ВОВ.
Обелиск в честь воинов-интернационалистов с резными лавочками находится на небольшой полянке возле вокзала.
Вот такое вот незатейливое объявление заменяет в этом городе цветистые афиши с премьерами кинематографа. «Плохая училка», кхм, по-моему, её показывали летом…
А вот собственно и тот самый РЦК и Д, в котором лихославльцев балуют досугом.
Наверное, самое оживленное место города – это привокзальная площадь, остальные улицы – тихи и невзрачны. Невысокие строения, серые домики. Вроде бы и есть город, и название у него лихое и звучное, а вот истории и чего-то индивидуального нет.
Но лихославльцы искренне верят в то, что он станет красивее.
Лично мне из красивого лихославльского больше всего вот эта фреска на античные темы с советским акцентом приглянулась. Нарядненько, очень даже.
Адьё, городок! Не деритесь лихославльские девочки! А мы поедем любоваться вечерней Ленинградкой с камерами и почти везде зажженными фонарями.
michelleka.livejournal.com
Под Лихославлем - Мир путешествий
Наконец-то, забрав машину после длительного "ремонта", мы снова отправились колесить в поисках заброшенных объектов культуры. И в очередной раз маршрут лёг по городам и весям Тверской области. В данной поездке мы побывали в городе Лихославле и его окрестностях, в сёлах: Первитино, Михайлова Гора и Локотцы. Первым я поведаю о первитинской усадьбе помещиков Хвостовых и заброшенном храме одноимённого села.
В 1-м тысячелетии на территории Лихославльского района жили финские племена веси. От них остались нам названия рек и деревень, а от предков карел - название реки Кава (на верхнем фото). В кон.XVI - нач.XVII веков после того, как Карелия была захвачена Швецией, население, не перенеся жестокого притеснения иноземных пришельцев, стало массами покидать родные места и искать убежища в России. Большая часть карелов обосновалась на малозаселенной в те годы Тверской земле, в частности в места, простирающихся к северу и востоку от Лихославля. Своё название город Лихославль получил по реке Лихославке, вытекающей из Мудровского озера и был образован из трёх населённых пунктов: деревни Осташково, сельца Лихославль и станции Осташковской Николаевской железной дороги. Деревня Осташково впервые упоминалась в писцовых книгах Новоторжского уезда за 1624 г.. А упоминание о местечке Лихославль найдено в ревизских списках 1816 г..
Перед нами здание товарной конторы (1910 г.), расположенное недалеко от ж/д станции.
В 1906 г., в целях снабжения водой ж/д станции Лихославль, образовано искусственное озеро Лихославльское. А в 1907-м станция Осташково переименована в станцию Лихославль, т.к. грузы часто путались и отправлялись в уездный город Осташков и наоборот. Статус города Лихославль получил лишь в 1925 году. К сожалению, из исторической застройки здесь мало что сохранилось, поэтому особо задерживаться в Лихославле не стали и продолжили движение в поисках интересного.
В 15 км подле Лихославля расположено село Первитино, известное с XVI века.
С середины XVIII в. Первитино, как и многие другие тверские угодья, числились за Шишковыми (старинный русский дворянский род, ведущий начало от Микулы Васильевича, по прозванию Шишка). По завещанию А.Ф. Шишкова имение переходит в семейство Хвостовых, после чего Первитино именовалось и как Хвостово.
Паркуемся возле сельского магазина.
Однако печенюшек и мороженка купить нам не удалось - магазин закрыт уже долгие годы (что весьма типично для нашего времени).
Сам храм не производит впечатления. Даже больше - его несоразмерно вытянутый и большой восьмерик пугает.
Наиболее привлекательно выглядят сохранившиеся все четыре угловых башни.
Троицкая церковь, заложенная в 1783 г. тщанием секунд-майора Александра Фёдоровича Шишкова, окончена строительством в 1794 г.
Возле храма раскидано несколько как древних так и не очень каменных надгробий. Одно из таких (написанное с ошибкой) принадлежит Губер(н)скому секретарю Дмитрию Платоновичу Павлову, скончавшемуся в 1916 г., на 36 году жизни.
Герой повести В.А. Соллогуба «Тарантас» чиновник XII класса жалуется на Москву: «…Здесь только что спрашивают, какой у тебя чин. Скажешь: губернский секретарь – никто на тебя и смотреть не хочет». «Чинишко паршивый» – так отзывается о губернском секретаре священник в одном из рассказов Лескова. И прочие нелестные отзывы можно встретить в произведениях наших классиков о данной должности.
Более подробную историю, связанную непосредственно с данным имением, удалось проследить с имени Арсения Николаевича Хвостова. В ополчении при генерал-фельдмаршале М.И.Голенищеве-Кутузове в 1812 г. он находился для особых поручений, затем был адъютантом Кутузова в действующей армии. За участие в Бородинском сражении награждён орденом св.Владимира 4-й степени, а также орденом Св.Анны 2-й степени. После войны Арсений Николаевич был избран исправником Балахтинского земского суда Нижегородской губернии, но в 1818 г. по болезни был уволен с этой должности. Получив отставку, А.Н. Хвостов возвращается в Тверскую губернию, в имение Константиново Новоторжского уезда, где у него родится сын Николай (будущий владелец Первитино).
Просёлочными дорогами шуршим колёсами...
На другом конце села стоит в сдержанных формах, но довольно монументальный усадебный дом первой половины XIX века.
На начало XIX в. Первитино принадлежало Николаю Петровичу Хвостову - отцу Арсения Николаевича. Однако своё имение он завещал не сыну, а своему внуку. Это объясняется тем, что, согласно воспоминаниям сторожил, Николай Петрович был строгого, даже жесткого нрава и не щадил не только дворового люда, но и собственных детей, лишив их наследства. Поэтому на 1841 г. владельцем Первитино являлся его внук Николай. У Николая Арсеньевича было семеро детей, а сам он в 1843-1851 гг. был предводителем Тверского губернского дворянства. Последним хозяином усадьбы был его сын Дмитрий (в 1859-61 гг. произведён в коллежские секретари).
Несладкой была жизнь крестьян данного села, да и всей волости. Об этом говорит тот факт, что в 1905-1907 гг. Первитино - один из крупнейших очагов крестьянского движения в Тверской губернии. В Государственном архиве даже хранится письмо от 1907 г. Д.Н. Хвостова В.М. Пуришкевичу, в котором сообщается о нескольких поджогах имения. В 1918-м здесь создана одной из первых сельская большевистская ячейка. В том же году в уже бывшей усадьбе помещиков Хвостовых был открыт Народный дом и силами крестьян осуществлена постановка 5 пьес (в Первитино с 1916 г. существовал драматический кружок).
В 1917 году сельский сход принимает решение о выселении помещиков из усадьбы. Барский дом будет перестроен: парадное крыльцо с колоннами снесут, разберут балкон, мраморную купальню на реке и многое другое. Но два флигеля ещё долго служили людям: в одном будут жить учителя, а в другом разместят почту и сельский совет. Ко времени принятия на учёт губернским земельным отделом усадьбы Первитино для устройства там советского имения в 1919 г. последний владелец, Дмитрий Николаевич, уже умер. С 1931 Первитино - центральная усадьба колхоза им. Ф.Э. Дзержинского. Здесь открывается сельская школа, существующая и поныне.
Снова пересекаем реку с интересным названием - Кава, и движемся на Михайлову Гору.
Ещё раз убеждаемся, что при должном умении и большом везении мы и при низком клиренсе доезжаем до далёких мест.
А это уже заброшенный храм с прилегающим кладбищем села Михайлова Гора, о котором расскажу я в следующем посте.
При создании поста использован материал сл.сайтов:Лихославль. Прошлое, настоящее, будущее.Калашниковои краеведческой работы учителя химии Крючковской школы Лихославльского района Титовой Е.В.
deni-spiri.livejournal.com
О городе | ЛИХОСЛАВЛЬ Туристский и информационный портал
Лихославль – небольшой уютный городок в Тверской области, всего 12 тыс. жителей. Находится он примерно в 40 км. на северо-запад от Твери и стоит на железной дороге Москва - Санкт-Петербург.
Лихославль – город довольно молодой и, казалось бы, не имеет богатой истории (собственно городом он стал всего лишь в 1925 году). Но это не совсем так… Более 400 лет назад, после поражения России в русско-шведской войне, часть карел, бежавшая из родных мест от насильственного обращения в лютеранство, переселилась в эти места. Собственно, история Лихославля неотделима от истории и культуры Тверских карел. Все это время карелы жили здесь бок о бок с русскими: общались, торговали, пахали землю, возводили храмы. В 30-е годы XX века существовал даже карельский национальный округ с центром в Лихославле. Посетив Лихославль, вы сможете погрузиться в самобытную карельскую культуру, отведать традиционную карельскую кухню и оценить карельское гостеприимство. Все это дает Лихославлю право называться столицей «Тверской Карелии».
Но не только этим славится Лихославль. Так сложилось, что как Тула знаменита своими самоварами и пряниками, Торжок - своим золотым шитьем, так Лихославль знаменит своими фонарями. Фонари, сделанные в Лихославле, можно увидеть по всей стране и за ее пределами: в Москве, Санкт- Петербурге, на олимпийских объектах Сочи. Не исключено также, что ваш дом освещают лампочки, сделанные в поселке Калашниково Лихославльского района. Также как лампочки излучают свет и улыбки жителей этого города. Недаром одним из символов Лихославля является подсолнух - солнечный цветок. Не будет преувеличением сказать, что Лихославль – место, где рождается свет.
У вас наверняка возникнет вопрос - откуда Лихославль получил свое необычное название? На этот счет существует множество версий – от сугубо научных до мифологических. Какая из них правильней – судить вам. Но именно благодаря названию в Лихославле «поселилась» целая семья сказочных персонажей: Лихо Одноглазое, его супруга - Лиховуша и их сын Лиховенок. Познакомиться с ними вы можете на наших мероприятиях, таких как фестиваль карельского пирога «Калитка» и убедиться, что эти персонажи вовсе не злые, а вполне добродушны. Таким образом, Лихославль - это еще и край доброй сказки.
ДОБРО ПОЖАЛОВОВАТЬ В ЛИХОСЛАВЛЬ!
lihoslavl.org
Город Лихославль, Тверская область — история, достопримечательности
Город Лихославль Тверская область - Районный центр и станция Октябрьской железной дороги. От Твери 42 км.
До постройки железной дороги на месте нынешнего города Лихославля была небольшая деревня Осташково. До 70-х годов прошлого столетия железнодорожная станция называлась по имени этой деревни — Осташковская. Затем отсюда проложили путь до города Торжка, станция стала узловой и получила другое название — Новоторжская. Позднее ее переименовали в Лихославль.
На землях, простирающихся к северу и востоку от Лихославля, живут в основном карелы. Они поселились в этих местах в конце XVI — начале XVII века после того, как Карелия была захвачена Швецией. Население не вынесло жестокого притеснения иноземных пришельцев, стало массами покидать родные места и искать убежища в России. Большая часть карелов обосновалась на малозаселенной в те годы Тверской земле.
До Октябрьской революции Лихославль был поселком, где шла оживленная торговля скотом, льном, булыжным камнем. Промышленных предприятий здесь не было.
В 1905 г. в деревне Первитино возник социал-демократический кружок. Членами его были местные крестьяне и учительницы — сестры Дарья и Анна Ивановы.
В советские годы на территории бывшего имения помещика Мошнина вырос льнозавод; в Лихославле были созданы промысловые артели «Коллективный труд» и «Прогресс»; на болотах началась добыча торфа.
В деревнях стали открываться школы, избы-читальни. Над читальней деревни Барановки и первым колхозом Лихославльского района «Заря коммунизма» шефствовал
А.М. Горький. Он дал средства для оборудования здесь радиоустановки, прислал книги, вел переписку с крестьянами и первым председателем колхоза двадцатипятитысячником С. Ф. Соколовым.
13 декабря 1925 г. поселок Лихославль был переименован в город.
Через четыре года, в 1929 г., он стал центром вновь образованного района.
Сейчас в Лихославле девять промышленных предприятий. Среди них заводы «Светотехника», радиаторный, головной молочный завод, льнозавод с цехом костроплит, перчаточная фабрика, лесокомбинат, хлебокомбинат, комбинат бытового обслуживания, межколхозно-совхозный лесхоз, семяочи-стительный завод и др.
В городе есть строительное управление, межколхозные строительная и дорожная организации, автотранспортное предприятие, лесничество, типография.
В Лихославле три средние школы, заочная средняя школа, торфяной техникум, сельское и два городских профессионально-технических училища, детская музыкальная школа, Дом пионеров, районный Дом культуры, городской сад с летним театром.
Под Лихославлем, на центральной усадьбе колхоза имени Дзержинского, установлен памятник земляку — Герою Советского Союза Алексею Тихоновичу Севастьянову, который 6 ноября 1941 г. таранил фашистский самолет над Ленинградом. Одна из улиц Лихославля названа именем героя. В центре города в 1976 г. воздвигнут обелиск воинам-лихославльцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Лихославль это прекраснейший город с великой историей, если вы в ближайшее время планируете побывать в этом великолепном город, предлагаем Вам посетить справочно-информационный портал, где вы всегда сможете узнать самые свежие новости города и района - http://kalashnikovo.ru/.
tverskaya-oblast.ru
Тверская область, Лихославль город
регионы России
выберите регионАлтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская автономная областьЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий автономный округНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия - АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТерритории, находящиеся за пределами РФТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский автономный округ - ЮграЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский автономный округЯмало-Ненецкий автономный округЯрославская областьрайоны Тверской области
АлешиноАлферовскоеАндреапольАндреапольскийБарыковскоеБежецкБежецкийБелыйБельскийБологовскийБологоеБулатовскоеБурашевскоеБыковскоеВедноеВерхнетроицкоеВесьегонскВесьегонскийВысоковоВышневолоцкийВышний ВолочекГорицкоеДавыдовскоеЕлисеевскоеЖарковскийЗаволжскоеЗаклиньеЗападная ДвинаЗападнодвинскийЗастолбьеЗубцовЗубцовскийИльгощиИльинскоеКалининскийКалязинКалязинскийКарабузинскоеКашинКашинскийКесовогорскийКесовскоеКиверичиКимрскийКимрыКонаковоКонаковскийКрасновскоеКраснохолмскийКрасный ХолмКувшиновоКувшиновскийКушалиноЛеснойЛисковскоеЛихославльЛихославльскийМаксатихинскийМаловасилевскоеМолоковскийНеклюдовскоеНекрасовоНелидовоНелидовскийНерльскоеНикольскоеНикольскоеОленинскийОсташковОсташковскийПеновскийПестриковскоеПечетовскоеПисьяковскоеПриволжскоеРамешковскийРжевРжевскийСандовскийСелижаровскийСемендяевскоеСлавковскоеСонковскийСпировскийСтарицаСтарицкийСтаробисловскоеСтоянцевскоеСтрелихинскоеТверьТитовскоеТоржокТоржокскийТоропецТоропецкийУдомельскийУдомляУницкоеУстиновскоеФарафоновскоеФедоровскоеФеневскоеФировскийЦентральноеШепелевскоеrassto.ru
Лихославль (Тверская область)
Город получил свое название по реке Лихославке, на берегу которой когда-то располагалось поместье Лихославль. Этой речки уже давно не существует: в середине XIX в. она была запружена и создано искусственное озеро, в течение долгого времени служившее источником воды для паровозов Николаевской железной дороги.
Происхождение топонима «Лихославль» достоверно не установлено. Как гласит одна из легенд, во времена монголо-татарского нашествия из один татарских отрядов вышел к деревне Кратусово, расположенной на реке Кава, в 2,5 км к северо-востоку от современного Лихославля. Воины спросили дорогу на Торжок. Местные крестьяне указали им на запад и потом смотрели с горы, как в болотной топи тонут татарские воины и их кони. Отсюда такие «лихие» названия: Лиховидово (деревня поблизости), Лихославка, Лихославль.
XIX – начало XX вв.
Нынешний город возник на месте деревни Осташково, сельца (имения) Лихославль и железнодорожной станции Осташковской Николаевской железной дороги.
Первое упоминание об Осташкове содержится в писцовых книгах Новоторжского уезда за 1624 г. Первоначально деревня сложилась как ям – небольшая почтовая станция (отсюда название Ямской улицы). В Списке населенных мест Тверской губернии за 1859 г. Осташково значится как казенная деревня Новоторжского уезда при речке Черемушке, в 33 верстах от уездного города Торжка. В ней было 49 дворов, в которых числилось 274 жителя обоего пола – 129 мужского и 145 женского. Деревня располагалась «по Николаевской железной дороге, от Санкт-Петербурга к Москве». В Осташкове размещалось становое управление.
Местечко Лихославль впервые упоминается в ревизских списках 1816 г., в том время оно принадлежало капитану Ивану Ивановичу Сулину и насчитывало 18 крестьян и 23 дворовых человека. Имение обозначено на карте Тверской губернии 1848 г. одним двором на берегу речки Лихославки. В Списке населенных мест Тверской губернии за 1859 г. Лихославль значится как владельческое сельцо Новоторжского уезда «при колодце», в 34 верстах от уездного города. В сельце было 7 дворов, в которых числилось 29 жителей обоего пола – 7 мужского и 22 женского. Оно находилось во владении помещика Мошнина.
По данным Списка населенных мест Тверской губернии за 1859 г., на станции Осташковской Николаевской железной дороги «при резервуаре» было 10 дворов, в которых числилось 87 жителей обоего пола – 68 мужского и 19 женского. Здесь действовали почтовая станция и почтовое отделение. К 1869 г. на станции насчитывалось 228 человек. 30 мая 1870 г. было открыто движение поездов до Торжка, станция Осташковская становится железнодорожным узлом.
В 1875 г. в деревне Осташково земством была арендована часть здания купца и владельца круподерки Бушмарина, где открыли земскую двухклассную школу (ныне Средняя школа №2). Старшим учителем в ней стал Василий Павлович Шантурин, закончивший Новоторжскую учительскую семинарию, законоучителем – священник Кавской церкви Григорий Петрович Смирнов, попечителем – владелец сельца Лихославль помещик Мошнин. В начале 1880-х гг. школа разместилась в специально построенном деревянном здании на Тверской улице (ныне улица Гагарина, 32), в 1891 г. – в новом двухэтажном здании на Аптекарской улице, первый этаж которого был каменным.
В 1887 г. в Осташкове на пожертвования купца Зверькова и местных жителей был возведен храм Успения Пресвятой Богородицы. Первым священником в нем служил Григорий Петрович Смирнов. Деревня Осташково становится селом.
В 1903 г. на станции открыли двухклассное училище Министерства народного просвещения (ныне Средняя школа №7), в которой обучались преимущественно дети из малообеспеченных семей рабочих и служащих железной дороги.
Название Осташково зачастую становилось причиной путаницы: грузы отправляли в уездный город Осташков и наоборот. В 1907 г. решением губернских властей село Осташково было объединено со станцией Осташковской и переименовано в Лихославль. В том же году открылись земское страховое агентство и двухклассное железнодорожное училище. Лихославль был уже довольно большим поселком. Здесь имелась торговая площадь, действовали торгово-промышленные заведения, насчитывалось 209 дворов: 5 – дворянских, 2 – духовенства, 4 – мещанских, 46 – военных людей, 41 – рабочих, ремесленников и кустарей, 111 – крестьянских. В поселке шла оживленная торговля булыжным камнем, скотом, льном.
В 1914 г. по завещанию местного помещика Новоторжским земством в близлежащем поселке Лочкино была построена земская больница.
После революции
10 декабря 1917 г. в поселке был образован Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, осуществлявший руководство пятью волостями, учет и реквизицию хлеба.
В 1925 г. указом ВЦИК поселок Лихославль был преобразован в город. В 1926 г. был построен и пущен в эксплуатацию завод по первичной обработке льна, ставший вторым в области после Ржевского. Продукция завода поставлялась в разные регионы страны, а также отправлялась на экспорт. Артель «Коллективный труд», входившая в состав крупнейшего трикотажного объединения области, производила женские и мужские свитера, юбки, носки, чулки. В артели «Химпроизводство» производили штемпельную краску, чернила, конторский клей, искусственную олифу, строительную смолу и др. Действовали промысловая артель «Прогресс», слесарно-механические мастерские «Двигатель», молокозавод. В типографии печаталась газета «Карельская правда» на двух языках – русском и карельском. В 1926 г. население города составляло 2 962 человека.
В 1930 г. в Лихославле был основан колхозный университет, впоследствии преобразованный в коммунистическую двухгодичную сельскохозяйственную школу. Комсомольцами школы под руководством ее директора Ильина, был создан городской сад. В 1930-е гг. в городе действовало семь учебных заведений: две средние школы, начальная и неполная средняя школы, карельское педагогическое училище (единственное в области), торфяной техникум, областная школа тракторных бригадиров и комбайнеров.
В предвоенные годы в Лихославле работали: краеведческий музей, две профсоюзные и районная библиотеки, клуб, кинотеатр, ясли (с 1936), три детских сада, Дом пионеров (с 1937). Население города за десять лет, с 1926 по 1936 гг., увеличилось втрое и составило 8 856 человек. В 1937–1939 гг. Лихославль являлся административным центром Карельского национального округа.
В 1940 г. в Лихославле насчитывалось свыше 500 жилых домов. Городская планировка формировалась под влиянием железной дороги. На улице Советской, вытянутой вдоль железнодорожного полотна, были сосредоточены хозяйственные и административные учреждения, торговые заведения. Здесь же располагались самые большие в городе здания – бывшие купеческие особняки, преимущественно каменные и двухэтажные. Канализации и водопровода в Лихославле тогда еще не было, освещался город примерно на 60%, замощены были не более половины улиц, озеленение только начиналось.
Военные и послевоенные годы
Осенью 1941 г. недалеко от Лихославля проходила линия фронта. Подпольный РК ВКП(б) координировал борьбу в тылу противника, был создан партизанский отряд в количестве 92 бойцов, сформированы отдельные группы для выполнения боевых заданий. Жители города строили оборонительные укрепленные линии от Винокольского болота до Кавского озера, всего было построено 40 дзотов.
Лихославль не был оккупирован фашистскими захватчиками, но большой ущерб ему нанесла немецкая авиация, неоднократно бомбившая город. Были разрушены более 100 жилых домов, здание райкома партии, вокзал, больница, две электростанции, две столовые, кинотеатр и другие здания. В 1941 г. некоторое время в городе базировался штаб И. С. Конева, командующего Калининским фронтом с октября 1941 г. по август 1942 г.
К восстановлению городского хозяйства в Лихославле приступили уже в 1942–1943 гг. В кратчайшие сроки была возобновлена работа льнозавода, МТС, артелей «Коллективный труд» и «Прогресс». В 1948 г. был в основном восстановлен довоенный уровень промышленного производства.
По распоряжению Совета Министров РСФСР в 1947 г. началось строительство завода «Водомер» на базе законсервированной в предвоенные годы стройки городской электростанции. В 1951 г. завод по производству водоизмерительных счетчиков, коллектив которого насчитывал 27 рабочих, выпустил первую продукцию. К этому времени были построены: главный корпус, котельная, столярный участок, литейный цех. В 1961 г. предприятие было переименовано в завод светотехнических изделий «Светотехника».
В 1959 г. на базе механических мастерских был основан Лихославльский радиаторный завод – в то время единственное специализированное предприятие по производству медно-латунных автомобильных радиаторов. Завод стал одним из первых в мире, где была освоена технология и начался выпуск паяных алюминиевых радиаторов.
В 1978 г. в Лихославле работало 9 предприятий, наиболее крупными из которых были завод «Светотехника», льнозавод, радиаторный завод, перчаточная фабрика.
Современность
В 1997 г. город стал центром вновь созданной Национально-культурной автономии (НКА) тверских карел, с 1996 г. издаётся газета (ежемесячник) «Карельское слово». В настоящее время Лихославль является одним из активно строящихся городов Тверской области.
www.bankgorodov.ru