Бологое, Тверская область. Бологое тверская область
Краеведческий музей имени Дубравицкого Краеведческий музей им. Н. И. Дубравицкого занимает бывший купеческий дом Коловских. Музей был создан директором местной школы в конце XX в., и в его экспозиции представлены самые разные предметы, так или иначе имеющие отношение к местной истории: от настоящего бивня мамонта до одной из бомб, сброшенных на Бологое в годы войны… | N57.88598 E34.05135 | |
Свято-Троицкая церковь Это небольшой строгий храм в стиле классицизма с колокольней. На кладбище при церкви был похоронен князь П. Путятин. Современный каменный храм был построен в 1808 году, вместо старинной деревянной церкви Иоанна Предтечи (построен в 1755 году). Церковный ансамбль состоит из кирпичного, отштукатуренного здания, выстроенного в стиле классицизма с элементами барокко в оформлении фасадов и колокольни… | N57.87971 E34.03974 | |
Памятник-паровоз «Победа» В июле 2015 года в городе Бологое был открыт памятник паровозу «Победа». Паровоз был установлен на привокзальной площади. Незадолго до установки при транспортировке к площади он сошел с рельсов, но значительных повреждений не получил. Паровозы «Победа» начали выпускать сразу после Великой Отечественной войны… | N57.88449 E34.06042 | |
Родники Мшенцы Родники Мшенцы в селе Мшенцы: уникальные мощные восходящие родники — два больших, пять поменьше и множество мелких, вода в которых имеет постоянную температуру +4 °C. Примерно в 35 км от Бологого находится местечко Мшенцы, знаменитое своими чистыми родниками. Мшенские источники были известны издавна и почитались как священные… | N58.04002 E33.73899 | |
Сероводородный источник Фонтанирующий серо-водородный источник Примерно в 45 км от Бологого, на острове в озере Бологое у устья реки Уверь близ села Филимоново, находится природный памятник — Филимоновский фонтан. Это сероводородный ключ, вода которого считается целебной. Рядом с источником обустроена зона отдыха. | N58.13055 E34.32019 | |
N57.86005 E34.08632 | ||
Памятник павшим Памятник павшим в годы Великой отечественной войны на берегу озера Бологое. Война оставила в Бологое глубокий след, поэтому воинских мемориалов в городе несколько. Этот живописно расположен на берегу озера, дополнен вечным огнём и стоящей в сторонке БМП. Рядом организована зона отдыха со скамейками и благоустроенным участком набережной… | N57.88220 E34.06100 | |
Дом Артемьева Старая площадь, бывшая Соборная (а сейчас — Советская), застроена компактными купеческими особнячками: особенно приметен бывший дом Артемьева с небольшим шпилем в угловой части. Самый интересный дореволюционный особняк города обращает на себя внимание изысканными украшениями оконных проёмов и нечастой в уездных городах лепниной… | N57.88592 E34.04838 | |
Памятник на месте крушения экспреcса № 159 «Аврора» Небольшой мемориал, установленный на месте крушения экспресса «Аврора», произошедшего 16 августа 1988 года. | N57.97129 E33.92837 | |
Озеро Бологое Озеро Бологое — главное природное украшение города. Поражает оно не только своей красотой, но и внушительными размерами. Общая площадь озера составляет почти 8 квадратных километров, а длина линии берега — чуть больше 28 километров. При этом озеро Бологое относительно неглубокое — в среднем его глубина составляет 3 метра, а самые глубокие места — 4,3 метра… | N57.86755 E34.08087 | |
Дом купца Семёна Мельникова Дом Мельникова, украшенный контрастной лепниной наличников, гирлянд и даже маленькими рельефными атлантами. Построен в конце XIX века лесоторговцем и строительным подрядчиком Семёном Мельниковым. В цокольном этаже располагалась булочная-кондитерская, на первом этаже — модный магазин и шляпная мастерская семьи Штерн, на втором этаже квартира хозяина и членов его семьи… | ||
Памятник-паровоз «Эу706−10» Паравоз-памятник Эу 706−10 установлен возле железнодорожного вокзала станции Бологое на пассажирской платформе. Это паровоз-памятник железнодорожникам Бологовского железнодорожного узла, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Установлен в 1985 году в память 40-й годовщины окончания Великой Отечественной войны… | N57.88547 E34.06277 | |
Бюст Владимира Высоцкого Памятник выдающемуся музыканту, поэту и актеру Владимиру Высоцкому был открыт на станции Бологое осенью 2012 года. Бологое в качестве места установки памятника было выбрано не случайно, ведь Владимир Семенович неоднократно бывал здесь и искренне восхищался природой этих мест. Бюст Высоцкого установлен на железнодорожном вокзале и представляет собой точную копию монумента, расположенного в Волгограде, на набережной, которая носит имя Владимира Высоцкого… | N57.88504 E34.06171 | |
Поминальная Иверская часовня Городская достопримечательность, небольшая поминальная часовенка, была выстроена на другом берегу озера в 1912 г. Часовня возведена в память о крупном пожаре, случившемся годом ранее в городском кинотеатре. Постройка выделяется выраженным византийским стилем с полукруглыми карнизами и обрамлением окон… | N57.88474 E34.04793 | |
Дом купца Рябинина Дом купца Рябинина, построенный в конце XIX в. в эклектичном стиле с рельефными наличниками на втором этаже. Здание стоит на самой старой городской площади, Торговой (сегодня это площадь Ленина с соответствующим памятником). | N57.88620 E34.05298 | |
Церковь Спаса Преображения (Куженкино) Один из характерных примеров сельских церквей стиля позднего классицизма, которые возводились по образцовым проектам, рекомендованным для строительства в сельской местности. В данном случае строители особенно строго придерживались проекта, не внося в него никаких «местных» особенностей, благодаря чему композиция основных объемов здания и декоративные его детали выглядят законченными и стилистически выдержанными в канонах классицистической архитектуры… | N57.76129 E33.95318 | |
Церковь Параскевы Пятницы (Мшенцы) Характерная для своего времени церковь в русском стиле, построенная по образцовому проекту в 1864 г. Стоит в стороне от села на возвышенности. Построена из кирпича и оштукатурена, цоколь сложен из тесаного валунного камня. Основные объемы здания — храм с полуциркульной апсидой, трапезная и колокольня — вытянуты по продольной оси и в плане напоминают латинский крест… | N58.03763 E33.74023 | |
Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь Ригодищенский Богородице-Рождественский монастырь расположен на автомобильной дороге Бологое-Кемцы, в 19 км от города Бологое в деревне Ригодищи Бологовского района Тверской области. Объект не принадлежит Православной церкви. Строительство Ригодищенского Богородице-Рождественского монастыря начато на семейные сбережения Эдуарда Николаевича и Александры Петровны Кантемир… | N57.98923 E34.21105 | |
Дача инженера Рашевского Инженер Пётр Рашевский руководил строительством Московской Окружной железной дороги (ныне МЦК), а дачу имел в Бологое. Она была построена по его собственному проекту и сохранилась в виде двух зданий — каменного особняка и деревянного флигеля. Железнодорожный характер построек виден невооружённым глазом: особняк больше напоминает вокзал, а флигель — жилой дом для станционных служащих… | N57.86462 E34.05768 | |
Часовня Параскевы Пятницы (Куженкино) Хороший образец часовен, некогда в большом количестве строившихся по окрестным селам, часть из которых ставили над источниками, родниками и колодцами. Срублена над источником в 1896 г. из бревен «в лапу». Находится за сельским кладбищем, примерно в 1,5 км к северо-востоку, на краю заболоченной низины… | N57.76451 E33.92543 | |
Церковь Алексия-царевича Кирпичная церковь в русско-византийском стиле расположена в восточной части Бологого, у обочины дороги, ведущей в Медведево. Возможно, выстроена по типовому проекту. Кладка лицевая, цоколь сложен из блоков дикого камня. Храм сооружен в 1913—1917 гг. в память рождения цесаревича Алексея неподалеку от обетной часовни, связанной с этим же событием (1904), на земле, пожертвованной Короцкому женскому монастырю вдовой тайного советника Е… | N57.87580 E34.07675 | |
Часовня Михаила Архангела (Михайловское) На пригорке у озера Михайловское, в 300 метрах от «Киногородка» построена часовня в честь Михаила Архангела в 2009—2010 годах. Очень уютная деревянная часовня клетского типа на подклете срублена «в чашу» из одинаковых отесанных бревен. Небольшой объем в квадратном плане покрыт двускатной кровлей с полицами… | N57.84962 E33.62435 | |
Памятник ракетчикам | ||
Церковь Тихона Задонского Кирпичная оштукатуренная часовня периода эклектики стоит на видном месте у поворота дороги, ведущей из центра города в сторону Медведево. Участок земли специально для ее строительства был подарен Короцкому женскому монастырю в 1900 г. потомственным почетным гражданином Агапитом Филипповичем Гусевым, однако часовню, по обету, построили на средства монастыря только после рождения наследника русского престола цесаревича Алексея и освятили 21 сентября 1904 года… | N57.87562 E34.07313 | |
Церковь Троицы Живоначальной (Турны) Поздний пример четырёхстолпного храма, выполненного в сдержанных формах русско-византийского стиля. Расположена в северной части села на невысоком холме. Церковный участок огорожен кирпичной оградой. Вокруг церквей в границах ограды старое, сильно заросшее кладбище. До 1980-х гг. сохранялась вторая, деревянная, церковь 1729 г… | N58.06811 E33.59949 | |
Часовня Казанской иконы Божией Матери (Михайловское) «Киногородок» — новый, единственный в России туристический центр, созданный специально для съемок исторических фильмов и фильмов для семейного просмотра по мотивам русского эпоса. Несмотря на недавнее открытие, база на берегу Михайловского озера уже зарекомендовала себя как место, где можно окунуться в русскую историю или попасть в настоящую сказку… | N57.84976 E33.62654 | |
Церковь Космы и Дамиана (Кемцы) Каменная двухэтажная церковь в стиле классицизма, построенная в усадьбе Беннигсена. Верхний этаж церкви не имел иконостаса. Всё было расположено на первом этаже. Здесь было два престола: во имя Косьмы и Дамиана и во имя великомученика Георгия. В советское время закрыта, заброшена. Церковь Козьмы и Дамиана — один из наиболее выразительных памятников архитектуры классицизма в районе… | N58.07397 E34.24945 | |
Часовня Казанской иконы Божией Матери (Мшенцы) Часовня расположена у истока небольшого ручья, что вытекает множеством малых родников из карстового провала, глубину которого не могут точно определить и сейчас. Рерих описал это место в очерке «Неотпитая чаша» в 1916 г. Ключ во Мшенцах стал настоящим символом не только Бологовского края, но и всей России… | N58.04001 E33.73899 | |
Церковь Михаила Архангела (Хотилово) Этот полуразрушенный храм видит всякий, кто проезжает по дороге из Петербурга в Москву. Он возвышается на холме прямо по оси шоссе, вливающегося в прямоугольную площадь села (Бологовский район Тверской области). Первый взгляд на храм уже говорит о незаурядном мастерстве его строителя, но изучение источников неожиданно открывает авторство одного из известнейших архитекторов барокко — С… | N57.72343 E34.08329 | |
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Березовский Рядок) Кирпичная оштукатуренная церковь построена в русском стиле с элементами классицистического декора в убранстве фасадов. Стоит в центре села — одного из древнейших в районе, находящемся на границе Новгородской и Тверской областей. У подножия холма протекает река Мста. В 1865 г. освятили холодный храм, а в 1892 г… | N58.09737 E34.47724 | |
Церковь Спаса Преображения (Куженкино) Храм, судя по страховым документам, срублен в 1756 г., однако полностью перестроен в начале ХХ в. с разборкой сруба до основания. От прежней церкви, видимо, частично использовали срубы апсиды, четверика храма и венчавшего его восьмерика. Стоит на кладбище, к юго-западу от села. По местному преданию, церковь имела подклет, была двухчастной — с храмом, венчавшимся высоким восьмериком, и трапезной, без колокольни, что подтверждается документально, как и то, что церковь была обшита тесом… | N57.75598 E33.94189 | |
Усадьба «Заключье» На севере Бологовского района, в уединённом месте, на берегу небольшого озера находится одна из лучших сохранившихся в Тверской области усадеб периода поздней эклектики с постройками в духе романтического стиля. В конце XIX — начале XX века здесь, в селе Заключье, была выстроена усадьба петербургского архитектора А… | N58.07270 E33.77811 | |
Памятник 500-летию города О старинном происхождении города напоминает символический монумент с изображением былинных героев и выдержкой из новгородских писцовых книг. | N57.88518 E34.04777 | |
Веерное депо Дореволюционное веерное депо (1905) — часть комплекса железнодорожных построек, расположенных в паре километров восточнее вокзала: одно время здесь даже останавливались электрички (остановка так и называлась — «Веерное депо»), но с появлением «Сапсанов» эту остановку отменили. Депо находится между двумя «нитками» железнодорожных путей и для посторонних не предназначено: подойти к зданию можно по пешеходному переходу в районе Веерной улицы, однако сразу за переходом начинается охраняемая (хотя ничем не огороженная) территория… | N57.88032 E34.08290 | |
Водонапорная башня Функциональное по своей сути строение оформлено не без изящества в духе господствовавшего в то время стиля модерн. | N57.88433 E34.05902 | |
Кафе «Караван» Отдельно стоящий павильон-сарайчик, обстановка провинциального кафе. | ||
Железнодорожный вокзал «Бологое Московское» Железнодорожный вокзал Бологое — это крупная узловая станция, расположенная в городе Бологое. Она известна тем, что располагается между Москвой и Санкт-Петербургом, и расстояние между вокзалами практически одинаковое. От вокзала ходят электрички в тверском направлении и междугородние поезда. Строения железнодорожного узла «Бологое», которые тянутся аж на несколько километров, тоже стоит отнести к числу городских достопримечательностей: это настоящий музей под открытым небом для фанатов железнодорожного дела… | N57.88591 E34.06127 | |
Гостиница «Бологое» К услугам гостей 43 номера различной ценовой категории. | N57.88415 E34.04314 | |
Турбаза «Заимка» Коттеджи со всеми удобствами, ресторан, стоянка, озеро, баня. Проезд: при въезде в Бологое у автозаправки направо, на первом перекрестке еще раз направо между домов, около 7 км по проселочной дороге. | N57.80801 E34.05226 | |
Автовокзал «Бологое» В городе общественный транспорт представлен сетью автобусных маршрутов (7 маршрутов), соединяющих разные районы города и окружающие поселки. Подвижной состав представлен автобусами ПАЗ разных моделей. Из Бологое на автобусе можно добраться до села Кемцы, в Куженкино, а также до Выползово и до деревни Рудаково… | N57.88476 E34.06148 | |
Столовая дома отдыха локомотивных бригад Культовое заведение, получившее широкую известность в те времена, когда в Питер ещё ездили не на «Сапсанах», а «на собаках». Небольшая бесхитростная столовая с очень внимательным персоналом, от которого вы узнаете, что если не бордюр в поребрик, то по крайней мере гречка в гречу в Бологое совершенно точно переходит… | N57.88458 E34.05832 | |
Кафе «Славянка» Судя по отзывам, недорого и не очень вкусно, но всё-таки это кафе с обслуживанием, а не столовая. | N57.88532 E34.04669 | |
Ресторан «Грани» Ресторан, для райцентра дорого, для столиц довольно дёшево. | N57.88530 E34.05174 | |
Кафетерий Разновидность городской столовой — несколько менее привлекательная, чем столовая железнодорожников. | N57.88591 E34.05128 | |
Станция «Бологое-Полоцкое» Редкий сохранившийся вокзал III класса Бологое-Полоцкой железной дороги. Вокзалы на этой линии строили в едином стиле — разновидности модерна с элементами русского зодчества и готики. | N57.85686 E34.11224 | |
Железнодорожная станция «Куженкино» Железнодорожную тему можно продолжить и в окрестностях города — здесь располагается практически сохранившийся комплекс рядовой станции Бологое-Полоцкой железной дороги начала XX века. Традиционный для этих станций вокзал-терем здесь практически не растерял всего своего многочисленного декора, не уступает ему и модерновая водонапорная башня, облицованная на часть высоты диким камнем… | N57.72697 E33.97610 |
culttourism.ru
Бологое
Типичный провинциальный город — административный центр и крупнейший железнодорожный узел Октябрьской железной дороги. Географически находится посредине между Санкт-Петербургом и Москвой, этакая Среднестолица России. Расположен на берегу одноимённого озера. Город производит удручающее впечатление: дороги разбиты, дома обшарпаны даже в центре города, озеро протухло, пыльно. Невольно возникает вопрос: как тут люди живут? Транспортная связь с другими населёнными пунктами плохая, автобусы ходят редко. Электрички тоже не дождёшься, да и дорого. На «Сапсанах» и «Ласточках» похоже только единороссы летают. Короче, пыль, шум, грязь и ничего человеческого, остаётся лишь чувство глубокой благодарности, что это не у тебя дома. Теперь я понимаю аборигена воскликнувшего, на пожелание всего хорошего: «Как можно жить? -я Вас спрашиваю, - Как можно жить?.. не матерясь, в таких условиях!» Хочу отметить, что жители тверской области отличаются исключительным чувством юмора и неиссякаемым оптимизмом. Это они прозвали туристов «московскими верблюдами», а гладь Бологоевского озера от здания местной администрации до Троицкой церкви зовут «святым шоссе».История города уникальна. Если бы не географическое положение, неизвестно как развилась бы его судьба. Открытие станции на Николаевской железной дороги сыграло ключевую роль в дальнейшем развитии города. Особенную роль сыграл город во время Великой Отечественной войны, как важнейший стратегический коммуникационный узел, посему и был удержан войсками Советской армии. Станция и город пережили 527 налётов вражеской авиации.Из-за сложившихся реалий население города неуклонно падает с 2012 года, попросту вымирает, но есть надежда, что тенденция вскоре прекратится, когда последний горожанин помрёт.Не могу обойти ещё один культовый момент, опять связанный с географическим расположением. Бологое является лингвистическим центром, где спор по правильному употреблению слов к тем или иным предметам и явлениям достиг апогея. Бордюр или поребник, подъезд или парадная, эстакада или виадук, сезонка или проездной, половник или поварёшка, салочки или пятнашки, обезьянник или аквариум и даже финн или чухонец — всё это символизирует многообразие русского языка, способствует его развитию на базе исторических корней без иностранщины и непонятных, а потому абсурдных выражений.В городе широкая торговая сеть. Слава богу, полиция местных коробейников не гоняет, они торгует продуктами от производителя, то бишь со своего сада — огорода. Есть и кафешки, столовые. Не обделён город и достопримечательностями. Ещё сохранилась водонапорная башня близ железнодорожного вокзала. Памятник подвигу железнодорожников в Великую Отечественную войну и т.д.
www.komandirovka.ru
Бологое (Тверская область)
Для многих, путешествующих на поезде из Петербурга в Москву и наоборот, Бологое является лишь неприметной узловой станцией, которая стоит ровно на половине пути между двумя столицами. Однако этот кажущийся малоприметным городок имеет долгую и славную историю. Да и к тому же можно с уверенностью сказать о том, что Бологое имел непосредственное отношение к возникновению и развитию железнодорожного сообщения в Российской империи.
Эта земля ещё в древности была привлекательна для жизни. Здесь, в озёрном краю, первые люди появились ещё в эпоху неолита, а если точнее в III тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки орудий труда и останков первобытного человека. К слову, первые археологические раскопки начались здесь ещё в 1877 году, а среди знаменитых археологов, которые проводили свои исследования на берегу одноименного озера, был Н. К. Рерих. Им и было установлено, что после первобытных людей здесь проживали финно-угорские племена весей, которых потом сменили славяне.
История сохранила историческое название города, данное ещё первыми славянами, которые осваивали эти земли. Его название происходит от древнерусского слова «бологыи», что означает благой, хороший. Изначально так называлось озеро, а после название перешло на селение, которое образовалось на его живописном берегу. Первыми славянами, заселившими эти земли стали новгородцы. Они приходили сюда в поисках новых пахотных земель. Леса, которыми был богат этот край, поджигались и выкорчёвывались, а на их месте возникали новые пашни. Такой способ земледелия получил название подсечно-огневого. Вместе с полями возникали новые селения, которые хорошо укреплялись. Это была вынужденная мера, так как здесь был перекрёсток путей, и все захватчики проходили через эти земли.
С момента обретения Новгородом независимости в 1136 году Бологое по-прежнему оставалось во владении боярской республики. За время её существования эти земли неоднократно подвергались постоянным набегам захватчиков, которые стремились завладеть богатствами новгородских земель. Среди них было и Московское княжество, которое всё больше претендовало на роль объединителя русских земель.
Но окончательно завоевать Новгород московским князьям удалось лишь к 1478 году. Великий московский князь Иван III смог покончить с независимостью этих земель и подчинить себе гордую республику. Но всё же ещё на протяжении долгого времени здесь неоднократно вспыхивали народные восстания против Московского княжества. Однако благодаря этим трагическим событиям стало известно о небольшом селении под названием Бологое. На завоеванных землях Иван III провел подробную перепись всех селений, чтобы упорядочить сбор податей. В 1495 году она была проведена в Деревенской пятине, куда входили Бологовские земли. С тех пор эта дата считается официальным отсчётом истории города.
Благодаря этой переписи до нас дошли сведения о Бологом и о его жизни. В частности, в ней говорится о том, что в селении располагалась церковь и кладбище, а также княжеский двор. Вплоть до XVII века здесь не происходило никаких выдающихся событий, известно только то, что люди жили здесь спокойно, но очень бедно, а само селение являлось одним из административно-торговых и религиозных центров этих земель.
Но уже с 1601 года на жителей селения начинают обрушиваться всевозможные беды. С этого времени начинается страшный голод, который продлился несколько лет. А потом в стране начались события, которые в истории именуются как Смутное время. В 1608 году войска Лжедмитрия II разграбили не только Бологовские, но и соседние земли. Но всё же стоит отметить, что после этого грабежа Бологое долгое время обходили войны (вплоть до 1941 года).
Развитие Бологого в период XVIII – нач. XX вв. Железная дорога
На протяжении всей истории Бологое играло роль важного транспортного узла. Ещё при Иване III здесь были построены первые ямы, прообразы будущих почтовых станций. Здесь проходила основная дорога, которая соединяла Москву и Новгород. А с основанием в начале XVIII новой столицы – Петербурга, движение по этой дороге стало ещё более интенсивным.
Однако даже близость московского тракта почти никак не отразилось на жизни селения. Бологое очень медленно развивалось. Основными занятиями местного населения оставались животноводство и земледелие, а также местные промыслы. Застройка селения по-прежнему была деревянной и одноэтажной. Первое кирпичное здание появилось здесь только в 1808 году. Это была церковь святой Троицы. С конца XVIII века Бологое вошло в состав Валдайского уезда Новгородской губернии.
В это время Бологое принадлежало капитану С. П. Лапухину, а после его смерти село перешло во владение его тётки С. Б. Мельницкой. После оно стало имением И. А. Мельницкого, которому и принадлежит заслуга строительства первой кирпичной церкви. Потом Бологое поделили его дочери – С. И. Эристова и М. И. Путятина. Таким образом, это село являлось типичным помещичьим владением, стоявшим в стороне от главной почтовой дороги. И неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы не было принято судьбоносное решение о строительстве железной дороги.
В 40-х годах XIX века началось строительство железной дороги. С её появлением Бологое начало очень быстро развиваться. Возле станции возникает посёлок, который вскоре сливается с селом. Появляется новая улица (современная улица Кирова), которая соединяет станцию с Троицкой церковью. Постепенно растёт и население посёлка, правда за счёт работников железной дороги. Уже к 1865 года население Бологого составляло около 1500 человек. Не менее привлекательным стал посёлок для купцов и промышленников. Они активно скупали частные земли, которые находились возле станции и брали в аренду землю, которые сдавали Путятины. На них активно возводятся трактиры, постоялые дворы, ночлежки и дома. Это благодатно сказалось на развитии села и уже к концу XIX века Бологое представляет собой крупный пристанционный поселок с активной торговлей.
В 1870 году открывается Виндаво-Рыбинская железная дорога, а спустя шесть лет железнодорожная больница. Для работы на железной дороге требовалось большое количество квалифицированной рабочей силы. Уже в 1860 году открыта первая начальная школа, в 1876 году основано Бологовское училище, а 1 сентября 1879 года для учащихся распахнуло двери техническое железнодорожное училище – одно из первых в стране.
Но, не смотря на столь активное развитие, застройка Бологого была в основном деревянной. Это приводило к частым пожарам в селении. Для борьбы с огнём было создано пожарное общество. Уже к августу 1881 года появилось первое пожарное депо, а первая команда состояла из 60 человек.
К XX веку Бологое является крупным железнодорожным узлом. К уже существующим железнодорожным направлениям добавляются два новых. В 1897 году введена в эксплуатацию железная дорога Бологое – Псков, а в 1907 году Бологое – Полоцк, причём идея соединения центра и запада Российской империи принадлежала французам. Развивается в Бологом и промышленность. Здесь работает фабрика музыкальных инструментов, лесопильный завод, в 1906 году открывается шпалопропиточный завод, а позже появляются винокуренный и стеклобутылочный заводы.
Но, несмотря на это, преимущественным занятием населения по-прежнему остаётся сельское хозяйство, которое стояло на самой низшей ступени развития. Основная масса живёт в бедности, и многие уезжают на сезонную работу в Петербург, чтобы прокормить семью.
Бологое после Октябрьской революции
1917 год стал для Бологого новым толчком для развития. В сложный период между двумя революциями поселок получает статус города. Именно 3 июня 1917 года Временное правительство подписывает указ о присвоении этого статуса. К этому времени в Бологом уже проживает 10000 человек. С приходом советской власти начинается национализация промышленных предприятий и борьба с контрреволюцией.
Вместе с тем, развитие города не стоит на месте. Так, к уже действующим лесопильному и кирпичному заводам и электростанции добавляются новые предприятия. В городе начинают работать мясокомбинат и молочный завод, холодильное предприятие и типография. Не меньшее внимание уделялось образованию. Так, в 1929 году было открыто педучилище, а в 1932 году из села Короцко был переведён животноводческий техникум. Работают три больницы.
К 1935 году в Бологовском районе действовало 31 промышленное предприятие, и было организовано 165 колхозов. Изменилась и территориальная принадлежность. Отныне Бологое входило в состав Калининской (Тверской) области.
Военный и послевоенный периоды
Период Великой Отечественной войны стал для Бологого очень тяжёлым временем. Город регулярно подвергался жестоким бомбёжкам как важный железнодорожный узел. Первые бомбы на город были уже сброшены 1 и 2 июля 1941 года. К тому же немецкое командование рассматривало Бологое как стратегический плацдарм для наступления на Москву. Однако защитникам удалось отстоять город, но вражеская авиация регулярно бомбила город. Так за время войны было совершено в общей сложности 527 налётов.
Но тем не менее железнодорожный узел продолжал действовать. Через город постоянно шли эшелоны с людьми, техникой, боеприпасами, продовольствием и фуражом. Через Бологое шло снабжение Волховского, Северо-Западного, Калининского и Ленинградского фронтов. Даже после самых страшных бомбёжек движение на железнодорожной магистрали не останавливалось. Люди сразу расчищали и ремонтировали повреждённое железнодорожное полотно.
Война нанесла значительный ущерб городу. Была полностью разрушена инфраструктура города. Сильно пострадали железнодорожные пути и линии связи. Жилой фонд недосчитался более 30% зданий. Но восстановление Бологого началось уже в 1944 году. За короткое время город полностью преобразился. Была построена новая электростанция, восстановлены здание вокзала, школы, больницы, появились дом отдыха локомотивных бригад, универмаг, магазины, клубы и библиотеки. Уже к 1947 году объем работ на Бологовском железнодорожном узле достиг довоенного уровня.
Росли объемы промышленности, которые уже значительно превышали довоенный уровень, шло активное восстановление и строительство жилых домов. Возросло и материальное благополучие населения. Однако сельское хозяйство по-прежнему являлось убыточным. Только спустя продолжительное время стали появляться сдвиги в положительную сторону.
В 60–80-е годы город продолжал развиваться. В начале 60-х годов прошло полное техническое перевооружение железнодорожного депо. На смену паровозам пришли тепловозы. Кроме того шла электрификация железнодорожного узла «Бологое». Продолжала развиваться промышленность. Действовали все городские предприятия, в том числе и старейший в городе шпалопропиточный завод. В 1963 году началось строительство завода электрофильтров и оборудования для железнодорожных заводов, который с 1967 года известен как завод «Строммашина». Другим важным предприятием становится арматурный завод, введённый в строй в 1978 году.
Растёт и благоустраивается город. В эксплуатацию вводятся новые жилые дома, строятся детские учреждения, в том числе музыкальная школа, появляются новый универмаг, клуб железнодорожников, корпус швейной фабрики, а также множество других зданий. Идёт газификация города. Кроме того новая асфальтовая дорога соединила Бологое с трассой «Москва – Ленинград».
Современный период в развитии города
Сегодня население города составляет 22671 человек (данные на 2013 г.), и в настоящее время Бологое продолжает развиваться, несмотря на пережитые тяжёлые 90-е годы. Надо отметить, что несмотря прошедшие рыночные реформы и приватизацию удалось сохранить все крупные промышленные предприятия, ведущими из которых являются Бологовский арматурный завод и Бологовский завод Строммашина. Развиваются и предприятия железнодорожного транспорта, которые на сегодняшний день являются основными бюджетообразующими предприятиями города.
Не менее развиты и предприятия пищевой отрасли. Прежде всего, они представлены Бологовским молочным заводом и Бологовским мясокомбинатом. Не стоит на месте и развитие города. В Бологом, как и во многих малых городах России, существует ряд проблем с благоустройством и городской инфраструктурой. Особенно больной точкой города являются дороги. Однако администрация постепенно решает эти проблемы, и площадь отремонтированных и проложенных дорог постепенно растёт. Улучшается и сам облик города.
Начиная со второй половины XIX века и до сегодняшнего дня Бологое по праву носит гордое звание города железнодорожников. Ярким примером этого служат не только многочисленные железнодорожные предприятия, но и день города, который празднуется в первую субботу августа, перед днём железнодорожника. Однако после развала СССР практически перестала действовать Бологое-Полоцкая железная дорога. Правда стоит отметить, что бездействие во многом поспособствовало росту популярности этой железнодорожной магистрали. Теперь этот участок дороги считается уникальным памятником, который сохранился практически в первозданном виде. Только здесь можно увидеть старинные вокзалы и железнодорожное оборудование начала XX века. Нередко она используется для киносъёмок и ретро-туров из Москвы на паровозах. Ведь здесь в полной мере сохранился дух того времени.
www.bankgorodov.ru
Бологое CITY | Портал города Бологое Тверской области
27.11 09:00 Государство 0 комментариев
Открытие новой автомагистрали М-11 Москва — Санкт-Петербург в обход Вышнего Волочка запланировано на завтра 28 ноября.
06.02 09:00 Культура 0 комментариев
Фестиваль «Андреевские дни», посвященный дирижеру и композитору Андрееву Василию Васильевичу пройдет в выходные 8-9 февраля.
28.07 09:00 Общество 0 комментариев
16 августа 1988 года на перегоне Березайка-Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги произошло крушение скоростного пассажирского поезда №159 «Аврора».
www.bologoe-city.ru
Город Бологое | Санкт-Петербург Центр
Те, кто хотя бы раз путешествовал по железной дороге из Санкт-Петербурга в Москву, знает станцию, расположенную между двумя российскими столицами – Бологое. Этот небольшой городок находится в трехстах двадцати девяти километрах от Москвы и в трехстах девятнадцати – от Санкт-Петербурга, практически посередине, соединяя обе столицы.
Бологое – маленький город с богатой историей
Название "Бологое" имеет славянские корни. "Бологыи" означает хороший. Первые официальные упоминания о сельце Бологое над озером Бологим встречается в записях 1495-го года. Тогда по приказу Ивана Третьего была проведена перепись земель.
Но на этой территории люди жили задолго до этого упоминания. Об этом свидетельствуют археологические находки. Ученые утверждают, что нашли здесь пять культурных слоев, самый древний из которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Стоянки древнего человека, а также каменные орудия труда и прочие артефакты были найдены здесь еще в конце девятнадцатого века.
Позднее на этой территории жили финно-угорские племена, затем пришли славяне. Каждая культура оставляла свои следы. Так, были найдены два городища, построенных финно-угорскими племенами, датированные первым тысячелетием нашей эры. А памятником древних славян стали камни-следовики, обожествляемые нашими предками. На камнях видны отпечатки стоп, которые считались божьими следами, а влага, скапливающаяся в этих углублениях, почиталась как целебная.
Бологое – простор для исследователей и археологов. Деревенька Бологое находилась на пути между Новгородом. Тверью, Москвой. Многочисленные захватчики, шедшие на богатые города, непременно проходили по этим землям, разоряя их и уводя в плен местное население.
Толчок в развитии
С укреплением Российского государства жизнь наладилась. До начала девятнадцатого века люди жили мирно, но крайне бедно. Сложно представить, какова была бы судьба деревни, если бы в 40-е годы девятнадцатого века не началась прокладка железнодорожного пути от Москвы до Санкт-Петербурга.
Это строительство стало переломным моментом в жизни деревни. В Бологое были построены здания, необходимые для обеспечения бесперебойного функционирования железнодорожного пути. С тех пор Бологое стал городом железнодорожников. И по сей день является им.
Развитие станции шло быстро. Уже в конце девятнадцатого века здесь открылось одно из первых в стране железнодорожных училищ, куда поступали дети из знатных семей. Также работала начальная школа. А в 1876-ом году открылась первая в России железнодорожная больница.
Двадцатый век - век боевой и трудовой славы
Несмотря на удаленность Бологое от столиц, этот населенный пункт всегда играл ключевую роль в истории государства. Железнодорожники приняли идеи революции, встали на сторону большевиков. Именно с этой станции был взят под стражу царский поезд Николая Второго, после чего царь подписал документ об отречении.
Третьего июня 1917-го года Бологое получил статус города. Но сейчас День города отмечают в первую субботу августа, накануне Дня железнодорожника. Третьего ноября 1917-го года к станции подошел бронепоезд с бойцами в помощь восставшим московским юнкерам. Железнодорожники загнали состав в тупик, где белогвардейцы были разбиты подоспевшими красноармейцами.
Жители города неоднократно предлагали новаторские идеи, которые потом внедрялись повсеместно. Также меры по ликвидации безграмотности тоже первыми предложили ввести во всей стране жители Бологое. Идея была поддержана правительством и всю страну охватила волна обучения.
Трагические страницы во время Великой Отечественной Войны
Военные годы стали для Бологое суровым испытанием. Через станцию на фронт шли боеприпасы, продукты и прочие грузы. А обратно везли раненых и эвакуированных в тыл. Город являлся стратегическим объектом, который фашисты планировали захватить, и с него начать наступление на Москву. Уже первого июля 1941-го года на Бологое посыпались бомбы. А всего за годы войны было зарегистрировано пятьсот двадцать семь налетов, в которых было задействовано тысяча девяносто два самолета. Общее количество сброшенных бомб превысило три с половиной тысячи.
Видя, что взять станцию не получается, фашисты отдали приказ уничтожить "проклятое" Бологое. В течение десяти дней с тринадцатого по двадцать третье марта 1943-го года шли непрерывные бомбежки. В ставку германского командования было отправлено донесение, что "станция Бологое стерта с лица земли". Но путейцы во время коротких передышек восстанавливали пути, по которым вновь шли эшелоны. Больше чем на два часа станция не закрывалась.
Помимо авианалетов в городок забрасывались и диверсионные группы. Двести двенадцать групп были уничтожены на подступах к станции. Как ни старались фашисты, но оккупировать Бологое и сломить дух железнодорожников им не удалось.
Когда фашисты были отброшены от Москвы, началось восстановление железнодорожного узла и налаживание мирной жизни. Город рос и процветал. Сейчас в Бологое живет больше двадцати пяти тысяч человек. Железная дорога является градообразующим предприятием. А жители обеих столиц устремляются в эти красивые места на отдых.
Достопримечательности города
В городе множество достопримечательностей, на которые можно полюбоваться заезжему туристу. Так, у вокзала на вечной стоянке стоит паровоз, являющийся символом храбрости и стойкости железнодорожников, не сдавшимся в суровые годы войны.
На берегу озера установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны бологовцам. На вокзальной площади установлен бюст Владимиру Высоцкому, который любил отдыхать в здешних лесах и у озера. Он искренне восхищался красотой природы.
Немало в городке и церквей и часовен, среди которых Собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1885-м году, церковь Троицы Живоначальной, возведенной еще в 1808 году, часовня Тихона Задонского, построенная в честь дня рождения цесаревича Алескея и освященная в 1904 году. А также поминальная часовня, открытая в память о погибших в страшном пожаре.
Двадцатого февраля 1911-го года в одном из клубов города, куда люди пришли на киносеанс, произошел пожар, унесший жизни более 60 людей, 43 из которых были дети. В память об этом событии на месте сгоревшего клуба была возведена памятная часовня Иверской иконы Божьей Матери, которая до сих пор служит напоминанием жителям города о той страшной трагедии.
Интересные сведения
Помимо Высоцкого, который посвятил этому местечку стихи, Бологое упоминается и в других произведениях. Сюжет романа "Анна Каренина" Льва Толстого связан со станцией Бологое. Съемки одноименного фильма проводились тоже здесь.
Армянская писательница Лусинэ Ваячян написала роман "Балагое", действие которого частично разворачивается в этих местах
Всем известное с детства произведение Маршака "Вот какой рассеянный" тоже не обошлось без упоминания знаменитой железнодорожной станции.
В 80-е годы гремела на всю страну песня ВИА "Веселые ребята" — "Бологое". Благодаря этой песне даже те, кто никогда не путешествовал по железной дороге из Петербурга в Москву, узнал о станции Бологое.
peterburg.center
Карта города: Бологое | Россия - Тверская область - Бологое
- Главная
- Карта мира
- Россия
- Тверская область
- Бологое
Бологое
- Бологое, Тверская область, Россия
- улица Заводской микрорайон, Бологое, Тверская область, Россия
- улица Кирова, 35, Бологое, Тверская область, Россия
- Бологое-Московское, Бологое, Тверская область, Россия
- Куженкинское шоссе, Бологое, Тверская область, Россия
- улица Шоссе на Бологое 2, 2, Бологое, Тверская область, Россия
- Медведево, Бологое, Тверская область, Россия
- улица Кирова, Бологое, Тверская область, Россия
- 2-я Куженкинская улица, 1, Бологое, Тверская область, Россия
- улица Заозерный микрорайон, Бологое, Тверская область, Россия
- Западный микрорайон, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица шоссе на Бологое 2, Бологое, Тверская область, Россия, 171075
- Бологое-Московское, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица Дзержинского, 47, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица Мусорского, 10, Бологое, Тверская область, Россия
- Куженкинское шоссе, 51, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Вокзальный переулок, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Медведево, Бологое, Тверская область, Россия, 171075
- 16, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
- улица шоссе на Бологое 2, 5, Бологое, Тверская область, Россия, 171075
- улица Кирова, 15, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица Мусорского, 17, Бологое, Тверская область, Россия, 171072
- Бологое, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Куженкинское шоссе, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Горская улица, 45, Бологое, Тверская область, Россия, 171081
- 5, Бологое, Тверская область, Россия, 171081
- Заводской микрорайон, Бологое, Тверская область, Россия, 171081
- Привокзальная улица, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица шоссе на Бологое 2, 2, Бологое, Тверская область, Россия, 171075
- 25, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
- Студенческая улица, 11, Бологое, Тверская область, Россия, 171072
- улица Маяковского, 34, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица Кирова, 27, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица Дзержинского, 15, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Студенческая улица, 15, Бологое, Тверская область, Россия, 171072
- улица 1 Мая, 4, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- 1, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
- улица Дзержинского, 48, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица Строителей, 6, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Красногвардейская улица, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Красногорский переулок, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
- 12, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
- улица 2-й Островок, 5, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Дачная улица, 12, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
- Московская улица, 1, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Совхозная улица, 44, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
- Вокзальный переулок, 4, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- улица Дзержинского, 1А, Бологое, Тверская область, Россия, 171080
- Дачная улица, 8а, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
- 13, Бологое, Тверская область, Россия, 171071
ve7.ru
г. Бологое - Заповедная Россия
Город Бологое является административным центром Бологовского района Тверской области. Город удален от трассы на 15 км. Расстояние до областного центра, города Твери – 185 км по автомобильной трассе и 164 км по железной дороге. Бологое - крупный железнодорожный узел, имеющий Северо-Западное, Московское направления движения, соединяет две столицы и находится в 329 километрах от Москвы и в 319 – от Санкт-Петербурга.
Территория города – 119 кв. км. Население – 26847 чел.
Первое упоминание о "сельце Бологом над озером Бологим" в писцовых книгах как погост Деревской пятины Новгородской республики относится к 1495 году.
"Бологое" означает на русском языке то же самое, что на церковно-славянском значило слово "благо", то есть "хорошо, добро". Еще одно славянское трактование названия Бологое - "влага".
На географических картах Бологое появилось в 1851 году как станция Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, вокруг которой вырос железнодорожный поселок с депо и мастерскими.
После постройки железных дорог Виндава - Рыбинск (1870г.), Бологое - Дно (1897г.) и Бологое - Великие Луки (1907г.) станция Бологое стала важнейшим железнодорожным узлом.
В 1874 году открыта церковно-приходская школа, позднее железнодорожное училище, школа для девочек, а 1906 году - Высшее начальное училище и женская прогимназия, в 1914 году - коммерческое училище.
В 1876 году в Бологое была открыта железнодорожная больница, одна из первых в стране.
В 1896 году начала действовать пресноводная биологическая станция, которой руководил профессор-ботаник И.П. Бородин.
В 1899 году открылся лесопильный завод братьев Корсаковых, затем два кирпичных, в 1906 году был построен шпалопропиточный завод.
В 1906 году вступил в строй шпалопропиточный завод. А 3 июня 1917 года Постановлением Временного правительства Бологое получил статус города.
В начале 20 века Бологое славилось производством музыкальных инструментов. Здесь работали мастерские Якка и Митропольского, в которых выпускались знаменитые на всю Россию гармоники «бологовки», а также митрофоны, граммофоны, гармони, фисгармонии.
До образования района территория его входила в Валдайский уезд Новгородской губернии.
В 1941 - 1943 г.г. немецко-фашистская авиация совершила 527 налетов на Бологое, однако железная дорога продолжала работать.
Осенью 1941 года в Бологое были сформированы два партизанских отряда, сражавшиеся на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории области.
К концу 1944 года основные сооружения железнодорожного узла, разрушенные в результате авианалетов, были восстановлены.
С самого основания Бологое является городом железнодорожников, чьей миссией, было, есть и будет обеспечивать четкое и ритмичное движение поездов. История свято хранит память о неоценимом вкладе железнодорожников, с честью выполнявших свой долг, проявляя мужество и высокий профессионализм в годы Великой Отечественной войны.
И в наши дни все, кто связал свою жизнь с железной дорогой, а здесь трудятся около 5 тыс. человек, сохраняют и приумножают славные традиции предшествующих поколений, способствуя укреплению мощи этого края.
Предприятия железнодорожного транспорта в последние 6 лет являются основными градообразующими предприятиями. Это, прежде всего, структурные подразделения Московского отделения Октябрьской железной дороги филиала ОАО «РЖД», в его состав входит 15 подразделений.
Город Бологое раскинулся по берегам двух озер: Бологое и Огрызковское.
Главная достопримечательность города Бологое – муниципальное учреждение культуры «Городской музей им. Н.И. Дубравицкого».
С середины 19 века и до начала 20 века главным центром притяжения для приезжих была усадьба князя П.А. Путятина, известного коллекционера-подвижника, археолога, антрополога, автора более 120 научных работ по палеоэтнологии, этнографии, истории культуры и искусства.
В Бологое на берегу озера сохранилась часть имения «Высокое», которая находилась на территории ныне действующего Бологовского аграрного колледжа. Это сравнительно мелкая дворянская усадьба 18-19 веков, которых на Руси было великое множество. В то же время в каждой из таких рядовых усадеб, незаметных с первого взгляда, нет однообразного повторения, и каждая из них имеет свою историю, свою интересную судьбу.
На противоположном берегу Бологовского озера среди березовых рощ находилась дача адмирала русского флота Ф.Ф. Матюшкина «Заимка» («Лидино»), лицеиста и знакомого А.С. Пушкина.
В начале 20 века на берегу Бологовского озера появилась усадьба «Княжино», которая граничила с «Заимкой» Ф.Ф. Матюшкина. Принадлежала усадьба князьям Ширинским-Шихматовым.
Дом мещанина Артемьева - сейчас в здании располагается МУ «Бологовская стоматологическая поликлиника», Фонд социального страхования.
Дом купцов Коловских - в настоящее время в здании располагается МУК «Городской музей им. Н.И. Дубравицкого», МОУ «Художественная школа», Отдел по развитию агропромышленного комплекса, территориальный отдел № 3 Управления Роснедвижимости Тверской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата», Бологовский отдел органа государственной статистики.
Дом подрядчика Мельникова - в настоящее время в здании располагается МОУ «Дом детского творчества».
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (1885 г.).
Старейшей из действующих в Бологое является Свято-Троицкая церковь, которая была построена раньше Покровского собора, в 1808 году, при старом кладбище на средства прихожан.
Часовня св. Тихона Задонского (1904 г.).
В 1912 году в память о бологовцах, погибших 21 февраля 1911года при страшном пожаре в кинематографе, была построена Поминальная часовня.
Телефонный код: +7 48238 Официальный сайт города: www.bologoe-gorod.ru
www.zapoved.net