Дача в: Ошибка 404. Страница не найдена

Что такое дача: Чем отличается дача от дома, русский дачный стиль, зачем людям нужна дача

Дача — особый культурный и архитектурный российский феномен. Русской даче посвящены десятки научных монографий, статья в «Википедии» и даже отдельное слово в английском языке. Разбираемся, что это такое, чем отличается дача от дома для отпуска и обычных загородных коттеджей в пригороде, и зачем она вообще нужна, эта русская дача.

1. Дача — для тех, у кого уже есть дворец
Первые дачи в России появились во время правления Петра I. В XVIII веке дачами (от русского «давать») начали называть земли с небольшими по меркам тех лет усадьбами, где можно было отдохнуть от придворной жизни и протокола, наслаждаться простыми радостями: разбить сад, организовать мини-огород.

На фото: Приморская дача, Петергоф; перестроена в 1843 году архитектором А. Штакеншнейдером

Так называемая Собственная (она же Приморская) дача в Петергофе императрицы Елизаветы Петровны состояла из каменного жилого двухэтажного дома, деревянного флигеля и фермы неподалеку. Это было приватное место для уединения, где нельзя было появляться без доклада. Отсюда второе отличие дачи.

2. Дача — это отказ от социальных ролей
Чем же отличается дача от жилого дома? — Если россиянин живет в квартире, он стремится иметь дачный домик в пригороде. Те, кто владеет загородным домом, обязательно строят «дальнюю дачу»: место, куда уезжают заниматься несвойственными «в обычной жизни» вещами. Только здесь шахтер может сажать огурцы, а министр — собирать колорадского жука.

Pavel Zheleznov

3. Дача — это не тип архитектуры
С середины XIX века дачная мода все больше набирает обороты. Строить и сдавать на лето дома на территории не использовавшихся семьей имений и парков со временем начинают аристократы. Такие места называли «барскими дачами». Сдавать могли и старые парковые постройки, и даже части не использовавшихся дворцов. Петергоф, Павловск, Гатчина и другие знаменитые пригороды Петербурга — это старые, аристократические дачные направления вокруг тогдашней столицы. При этом даже вблизи от города были районы более и менее престижные. Последние отличались ценами пониже, правда, и минусы были — например, публика там была попроще.

Если климат Петербурга в основном ругали, то ту же Гатчину называли почти курортом. Для того, чтобы публике было проще сделать выбор, выпускались специальные путеводители: например, «Куда ехать на дачу» В. Симанского 1892 года. В число популярных дачных направлений Подмосковья входили Клязьма, Мамонтовка, Пушкино, Абрамцево и другие.

Где-то до сих пор можно увидеть сохранившиеся дачи столетней давности. Дачи могли быть не только съемными, но и казенными — их выделяли на лето служившим в том или ином ведомстве, например, в министерстве царского Двора. И по сей день русская дача — это не тип постройки, а особый образ жизни на природе.

Татьяна Иванова I Interior Designer & Decorator

На фото: Деревянный модерн дачи в Комарове под Санкт-Петербургом, начало XX века

Часто дачный бум нового образца в том или ином месте провоцировало строительство железной дороги, значительно упрощавшей решение транспортного вопроса. В конце XIX века, в том числе по этой причине, новые дачники Петербурга освоили выборгское направление и приграничные территории Финляндии.

Знаменитой станет финская Куокалла (ныне — Репино), где жили Корней Чуковский, Илья Репин и многие другие видные представители российской культуры. В Куокалле и соседней Оллиле дачники активно ходили в гости. В «Пенатах» Репина его вторая супруга завела моду на вегетарианство, и Маяковский изящно называл эти обеды «репинскими травками».

На фото: Дача Михаила Бенуа (брата Александра) под Санкт-Петербургом, 1892

4. В России два времени года: зима и дача
Обычно на дачу уезжали весной и оставались там жить до поздней осени. Например, художник Александр Бенуа (1870-1960) вспоминал, что его семья предпочитала «мерзнуть и мокнуть на даче, лишь бы поскорее выбраться из Петербурга». О масштабе летней миграции в то время можно судить по другому факту из биографии Бенуа: художник и его невеста, игравшие свадьбу летом, специально назначили венчание и торжества на дневное время, поскольку почти всем гостям нужно было успеть вернуться на свои дачи. За город семьи дачников перебирались в полном составе. Те, кто работал, по утрам отбывали на службу, а вечером возвращались на дачу. Но что можно делать на даче несколько месяцев?

Оказывается, в дачных поселках часто был центр — небольшой парк, куда ходили гулять все дачники. Среди популярных дачных развлечений того времени: походы в гости и выезды на пикник, концерты и летний театр, маскарады и наблюдение за войсковыми маневрами, занятие гимнастикой и езда на велосипедах, выходы на яхте, набирающий популярность любительский спорт.

Современные россияне, например, жарят на даче барбекю — в городе для этого часто нет места. Что касается дачного сезона, то вся страна с мая по октябрь непременно проводит на даче: кто-то переезжает в духе Бенуа — на полгода, кто-то уезжает каждую пятницу и возвращается в понедельник.

5. Дача — это романтика отдыха
Образ дачи, известный каждому российскому школьнику, сформулировал писатель Антон Павлович Чехов в рассказе «Новая дача» (1898): «Ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом».

Легкие платья и солнечные зонтики, чаепития на деревянной веранде, плетеная мебель, тонетовские стулья и кусты крыжовника, страсти, романы и прогулки — этот манящий эталон дачной жизни появился на рубеже XIX-XX веков и окончательно определил русский дачный стиль. Чем же дача отличается от дома?

На фото: Типичная для 1930-1950-х годов дача с холодной террасой

6. Дача — энергоэффективный дом
Исторически на дачах жили только в теплое время года, что нашло отражение в архитектурной типологии: русский стиль — это светлые террасы с витражами, балкончики с резными деталями и мезонины. Конечно, они не очень годились для суровых зим, зато навевали романтическое настроение и создавали ощущение постоянной близости к природе.

Остекленную веранду обычно строили на южной стороне, чтобы она успевала прогреться за день. И в распорядке дачной жизни она заменяла гостиную, столовую, кабинет, а порой и спальню.

На фото: Дача в неорусском стиле С. Левенсона, поселок Ново-Переделкино под Москвой, архитектор Ф. Шехтель

Ivan Skorikov

7. Партийные и писательские дачи как символ эпохи
После революции 1917 года практически все дачи перешли в собственность государства. Но несмотря на отрицание дореволюционного уклада жизни, дачная культура не исчезла. Она лишь приобрела иные формы, внешне строго регламентированные. Судя по воспоминаниям, и в советское время счастливцы воспроизводили вполне чеховскую идиллию: варили варенье, ставили самовар, растопив его шишками и щепками, часами сидели на веранде, играли в крикет и бадминтон.

Пётр Покровский

С 1930-х годов по 1950-е годы образцом жанра (и объектом вожделения) стали дачи чиновников, писателей, академиков и других привилегированных категорий населения. Они могли быть как государственными (особенно полезным членам общества партия, как известно, облегчала тяготы быта), так и частными. Но даже у крупного военного дача все равно была небольшим домиком без особых удобств на участке до 30 соток.

На фото: Дача Б. Пастернака в Переделкине под Москвой, 1930-е годы

Союзы писателей, сообщества архитекторов организовывали собственные дачные поселки (все соседи были одной профессии). В их числе знаменитые Городок писателей в Переделкине, НИЛ («На­ука. Ис­кус­ст­во. Ли­те­ра­ту­ра»), Загорянка и Валентиновка. Тот же принцип сохранился позднее, когда советское предприятие давало своим сотрудникам участки — соседями по даче оказывались работники одного завода или фабрики.

Один из самых известных подмосковных дачных поселков — Переделкино. Здесь практически в первозданном виде сохранилась дача нобелевского лауреата, поэта Бориса Пастернака. Первые дачи здесь строились по немецким проектам и напоминают европейские коттеджи.

Бюро Акимова и Топорова

8. Дача учит аскезе
Известная балерина Майя Плисецкая так вспоминает кооперативную дачу семьи в поселке Загорянка: двухкомнатный дощатый домик, казавшийся владельцам «царственной роскошью». Туалет здесь обычно представлял собой домик на улице. Однако бытовые неудобства не смущали дачников.

Поскольку дачи были небольшими, кухня часто размещалась в отдельной постройке во дворе. Сейчас размеры дачи позволяют сделать кухню и внутри основного дома, но традиции летней кухни пустили глубокие корни. Ведь дача нужна в том числе и для того, чтобы обедать на открытом воздухе.

9. Дача как «фермерство по выходным»
Со времен Никиты Хрущева (1960-х годов) вопрос «зачем людям дача» уже не стоит. россияне используют ее для выращивания собственного урожая в условиях города. Вместе с решением продовольственного вопроса дача стала ассоциироваться с поездками на выходные в забитой инвентарем машине, заботой об огороде и вечерами, проведенными за переработкой урожая в варенье. Советские люди массово превратились в «фермеров по выходным». А поскольку сельское хозяйство не всегда терпит до конца рабочей недели — на дачу, если позволяли расстояния, ездили и в будни после работы.

Размер типового дачного участка составлял шесть соток и стал именем нарицательным поздней советской дачи. Устав дачного товарищества регламентировал не только допустимое количество и расположение деревьев на каждом участке, но даже определял разрешенный размер домика: на семью из трех человек полагалась только одна комната.

10. Дача как место DIY
Трудности с материалами и деньгами стимулировали людей к творчеству. Для строительства дачных домиков часто использовали элементы дореволюционных зданий, шедших под снос: кованные украшения крыльца, резные карнизы или наличники, рамы с цветными стеклами.

Для дачи люди могли приспособить почти все: и старые пластиковые бутылки (закрывать рассаду и даже мастерить из них теплицы), и стаканчики из-под йогурта (сажать рассаду), делать садовый душ из старых автобусных дверей.

На фото: Корпус старой модели «Жигули» выполняет роль садового гнома

Юрьева Галина | Interior Design and Decorating |

11. Дача — склад временного хранения
Зачем нужна дача зимой? — Конечно, для хранения вещей! На зимний период многие дачи использовались для складирования предметов, вышедших из употребления. Сюда свозили ставшие признаками «бабушкиного стиля» кружевной текстиль, старые венские стулья, самовары, комоды и горки. Спасибо, что не выкинули, и нет нужды ходить по антикварным магазинам. Еще один повод увериться, что дача нужна в любое время года.

Ivan Skorikov

Дачная жизнь и XXI век
Владельцы современных дач могут следовать любому из сценариев: воссоздавать у себя на участке чеховскую идиллию отдыха, профессорскую дачу для подготовки научных монографий или заняться фермерством. Все это можно делать на даче и сегодня. Никто уже не ограничивает россиян в размерах участка и дома. Но продолжает действовать негласное правило: истинная дача не может быть большой и капитальной — иначе это импровизация на тему увеличенной городской квартиры.

Потому современные дачники продолжают любить небольшие деревянные дома и поселки, переделывать и реконструировать старые дачи, а иногда создавать и собственные вариации исторических прототипов.

Vladislav Yakovenko

Vladislav Yakovenko

Забота о наследии
Место:
Комарово, Ленинградская область
Размер: 161,3 кв.м (с верандой)
Кто здесь живет: Семья Яковенко (с 1954 года)
История: В этом доме была написана пьеса «Осенний марафон» Александра Володина, по которой был снят одноименный фильм

До 1913 года это была популярная у петербуржцев дачная местность Келломяки. Здесь находилось около 700 дач, на которых владельцы жили сами, либо сдавали их внаем. После Великой Отечественной войны поселок Келломяки, переименованный в Комарово, стал курортной зоной. В послевоенные годы уцелевшие дачи и особняки передали деятелям советской науки, культуры и военным; началось выделение дачных участков.

В 1954 году здесь дали дачу профессору и военному врачу Владимиру Яковенко. «Дача построена в конце 1950-х годов, — рассказывает нынешний владелец, Владислав Яковенко. — За последние 15 лет все инженерные системы были полностью заменены, но сам дом мы еще не реконструировали. Так как хозяин дома был известным санитарным врачом, в доме был теплый туалет и ванная. Горячая вода нагревалась в дровяной колонке, а холодная накачивалась из колодца насосом в специальный бак-резервуар, расположенный на чердаке дома».

Vladislav Yakovenko

«Особенность дачной архитектуры того периода состояла в том, что архитекторы старались реализовать как можно больше нежилых пространств, сохраняя установленную норму, — объем жилой части не более 65 кв.м. Хотя сам дом — вдвое больше. Поэтому получился дом с просторным светлым коридором, проходящим от центра веранды к прихожей».

Юлия Нестерова

Новая жизнь старой дачи
Место: Подмосковье
Размер: 180 кв. м
Aвтор проекта: Архитектор Юлия Нестерова

До революции этот деревянный дом в поселке, куда по весне приезжала творческая интеллигенция, принадлежал семье императорского фотографа. Современная владелица этого дома давно мечтала о старой даче чеховских времен, где на веранде часами пьют чай и гуляют по саду.

Юлия Нестерова

Найдя этот дом с мезонином, верандами, резным крыльцом и наличниками, она влюбилась с первого взгляда. И попросила архитектора Юлию Нестерову сохранить ностальгическую атмосферу и облик дома, сделав интерьеры более современными.

Во время реконструкции отреставрировали фасады дома, сохранив старое остекление веранд и балкона. Прежние внутренние перегородки Юлия решила удалить и возвела новые стены, увеличив размеры комнат, подвела новые коммуникации. Хотя большая часть мебели и декора современные, их подбирали с оглядкой на стародачную историю: разбеленные краски, антикварная и состаренная мебель, вышитые занавески и ажурные скатерти; в общем, детали, напоминающие о начале XX века.

Vitaly Zhuykov

Vitaly Zhuykov

Дача DIY
Место: Берег Камы под Ижевском
Размер: 36 кв.м (без террасы)
Aвтор проекта: Дизайнер Виталий Жуйков

Недалеко от Ижевска, на берегу реки Камы находится дом-мастерская дизайнера Виталия Жуйкова. Он приезжает сюда из Москвы на летний сезон, объезжает заброшенные деревни в поисках старых досок, мебели, дверей и наличников, из которых потом создает объекты для своего бренда AUGUST.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Портрет: Дизайн-лаборатория AUGUST — второе рождение забытых вещей

Vitaly Zhuykov

Vitaly Zhuykov

Этот дом — воплощение идеологии DIY: «На моей даче все сделано из простых честных материалов, пусть они смотрятся несколько брутально, но эта грубость бытия, игра фактур, все эти неровности и несовершенства создают свой настрой.

KamaDatcha меняется каждый сезон, я приезжаю и все время что-то придумываю и переделываю. Нахожу старые доски или наличник, и дом получает какую-то новую деталь. Например, дровник на этом фото сделан из резного наличника, найденного в одном из заброшенных домов. Вокруг очень много пустых деревень. А в них много домов, которые идут под снос. Иногда только и успеваешь вытаскивать из-под трактора интересные вещи», — делится Виталий.

Asse Architects // Архитекторы асс

Asse Architects // Архитекторы асс

Новое как старое
Место: Kратово, Подмосковье
Размер: 180,6 кв.м
Aвтор проекта: Архитекторы Евгений Асс, Григор Айказян, Анастасия Конева, ASSE Architects

Этот дом расположен в cтаром дачном поселке Кратово рядом с Москвой в живописном хвойном лесу. Двухэтажная дача с мансардой построена из деревянного клееного бруса: проектом предусмотрены выносные открытые террасы на двух этажах — они напоминают о старых московских и петербургских дачах, их ажурных белоснежных террасах.

Asse Architects // Архитекторы асс

С момента появления понятия «дача», смысл, архитектурная типология дачного дома и его функции менялись, но дачный образ жизни, любовь к выращиванию собственных помидоров или пионов, чаепитие на террасах или летних открытых кухнях, катание на велосипеде и лыжах, баня, традиционные шашлыки и августовские яблоки в ведрах, провожание гостей на последнюю электричку для большей части из нас — синонимы маленького домашнего счастья, радостных воспоминаний детства и возвращения к природе.

РАССКАЖИТЕ НАМ…
В чем для вас заключается феномен русской дачи? Какие плюсы и минусы иметь дачу в наше время? Поделитесь своим мнением и историями своих дач в разделе комментариев!

Опасные дачи: в каких случаях стоит отказаться от покупки дома :: Жилье :: РБК Недвижимость

Отсутствие прав собственности, незарегистрированные постройки, частые продажи — эксперты рассказали о самых проблемных предложениях на рынке дач

Фото: Альберт Гарнелис/ТАСС

Весна — лучшее время для покупки дачи, говорят риелторы. В это время года на рынке много хороших предложений, а недостатки понравившегося дома и участка именно сейчас выявить легче всего.

Но не все предложения одинаково хороши, причем проблемы могут быть связаны вовсе не с протекающей крышей или болотом в огороде. Эксперты рассказали, какие объекты нужно рассматривать с особым вниманием и в каких случаях их лучше вовсе не покупать.

www.adv.rbc.ru

Не всегда сниженная цена означает что-то критическое — загородный рынок недвижимости сегодня переживает непростые времена, предложений на нем очень много, владельцам приходится снижать цену, чтобы продать объекты.

Возможно, большая уступка связана с более-менее безобидной проблемой. «Может быть, в доме частично отсутствует отделка, — рассказывает руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. — Или дача досталась по наследству, а наследники не имеют никакого желания с ней разбираться. Либо человеку в сложной жизненной ситуации срочно требуются деньги. Однако если цена подозрительно низкая, нужно изучать объект вдвойне внимательнее и не экономить на строительной экспертизе».

Брокер агентства недвижимости Century 21 Milestone Сергей Коршунов рекомендует любые предложения, стоимость которых оказывается на порядок ниже средних рыночных показателей, внимательно проверять с агентами, юристами и инженерами. Ошибка при покупке может обернуться чем угодно: от проблем в эксплуатации до полной утраты права собственности, отмечает он.

Очень часто дачи с сильно сниженной ценой имеют серьезные недостатки юридического характера. И с покупкой таких объектов затеваться точно не стоит.

Если владелец хочет получить деньги за дом до регистрации договора купли-продажи в Росреестре, то, скорее всего, либо хочет продать неликвидный объект, либо он ему не принадлежит. Соглашаться на такие условия сделки нельзя, даже если дом очень нравится и подходит по всем параметрам.

«Формула из классического советского романа «утром — деньги, вечером — стулья» не работает на рынке загородных домов, — говорит управляющий директор «Метриум Премиум» Илья Менжунов.  — Особенно покупателя должна насторожить спешка продавца — обычно она служит прикрытием мошеннических намерений».

Случается, что у продавца из всех документов на дачу есть только садовая книжка, предъявляя которую, он пытается продать дом с участком. Но садовая книжка — не документ о праве собственности, а подтверждение того, что владелец состоит в садоводческом товариществе. Чтобы продать дачу, он должен сначала ее приватизировать.

«При покупке загородной недвижимости ни в коем случае нельзя идти ни на какие варианты оформления сделки, кроме установленных законом, — советует Сергей Коршунов. — Иначе говоря, необходимо обязательно заключать договор купли-продажи, который должен быть зарегистрирован в установленном порядке в Росреестре. Предварительные договоры, садовые книжки, договоры рассрочки, сделки по доверенностям и прочие подобные варианты ничтожны и будут признаны судом недействительными».

Участие в сделке продавца с доверенностью от владельца профессиональных риелторов всегда настораживает, потому что доверенности часто используются в мошеннических сценариях.

«И хотя продажа по доверенности — это абсолютно законная практика, не видеть живого владельца приобретаемого дома рискованно, — отмечает Илья Менжунов. — Настоящий владелец может не знать о сделке, быть недееспособным или, как ни печально, его уже давно может не быть в живых».

Эксперты «Метриума» рекомендуют всегда проверять подлинность доверенности. Для этого нужно обратиться к нотариусу (но не к тому, который заверил доверенность) и попросить проверить подлинность документа по внутренней базе таких документов. Кроме того, желательно попытаться связаться с собственником дома любым способом и уточнить, доверял ли он кому-нибудь продажу своей дачи.

Перед покупкой дачи нужно убедиться, что на участке выполнено межевание, а все строения зарегистрированы. В противном случае покупатель может оказаться в ситуации, когда дом признается самостроем. Такое возможно, например, если строение возведено на участке с видом разрешенного использования «для огородничества» или на участке сельхозназначения «для ведения личного подсобного хозяйства» — на этих участках капитальные дома строить нельзя.

Кроме того, если участок не размежеван, то будущего владельца ждут конфликты с соседями по поводу границ участка.

«Землеустроительное искусство в России часто менялось, поэтому нарезка участков за прошедшие сто лет приобрела весьма творческие формы, — отмечает Илья Менжунов. — На кадастровой карте можно найти землевладения, которые не граничат друг с другом, а пересекаются внахлест. Часто об этом сами собственники не знают, но покупатель платит за прописанные в документах сотки, часть из которых в реальности давно может быть отгорожена соседским забором».

Покупателю нужно вникнуть в имеющиеся межевые планы и взять с собой на один из просмотров землемера, советуют в «Метриуме». Он поможет понять, действительно ли продавец продает тот же участок, что изображен на чертежах.

Покупателя должны насторожить частые сделки с интересующей недвижимостью, особенно совершенные за последний год или даже месяцы. Хороший дом не ходит по рукам, говорят эксперты — многократная смена владельцев свидетельствует о том, что этот объект — проблемный, и, вероятнее всего, проблемы связаны со статусом собственности.

«Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще» – Weekend – Коммерсантъ

На фестивале «КАРО.Арт» пройдет московская премьера фильма «На тебе сошелся клином белый свет» Игоря Поплаухина, рассказывающего о последнем дне Янки Дягилевой. Поплаухин, получивший за свою короткометражку «Календарь» приз в Канне и выигравший Гран-при «Кинотавра», дебютировал с фильмом-трипом, где нет сюжета, перепутано время, зато есть героиня, которая разговаривает с близкими и призраками и блуждает по дачной местности перед тем, как навсегда исчезнуть в весеннем сибирском лесу. О том, почему байопик Янки Дягилевой не понравится ее фанатам, как можно снимать фильм о самоубийстве и чем привлекает современных режиссеров время распада СССР, Игорь Поплаухин рассказ Константину Шавловскому.


Игорь Поплаухин

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Игорь Поплаухин

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Как у вас появилась идея снимать фильм про Янку Дягилеву?

Наверное, все началось с троллейбуса. В девятом классе я поступил в новую школу, в которую нужно было добираться на трех видах транспорта, и последний отрезок, между метро «Университет» и школой, мы ехали на троллейбусе, где со мной часто происходили самые интересные вещи. Именно там от одноклассников мне в руки попала аудиокассета Янки Дягилевой. Мне сказали: «Если ты любишь Земфиру, то это тебе точно понравится». И так, через Янку, я открыл для себя сибирский андерграунд — не через Летова, как многие другие. Разумеется, меня, как и многих, волновали странные обстоятельства ухода Янки Дягилевой из жизни: 9 мая 1991 года она отдыхала со своими родными и близкими на даче, в какой-то момент ушла в лес и не вернулась. Есть несколько версий того, что в этом лесу на самом деле произошло. В 2017 году мне довелось пережить гибель близкого друга, моего товарища по киношколе Максима Шавкина. Меня и раньше посещали мысли написать сценарий про последний день Янки, а то, что произошло с Максимом, во многом и по обстоятельствам, и по месту действия отдаленно напоминало то, что случилось с Янкой. И так сложилось, что буквально через несколько месяцев после того, как Максима не стало, мы с моим другом и оператором Женей Родиным сняли короткометражный фильм «Календарь», и он открыл нам путь в индустрию. И я понял, что хочу снимать именно эту историю.

Почему для рассказа о личной трагедии вам потребовалась чужая история?

Мне было очень страшно говорить о себе напрямую. Поэтому поклонники Янки Дягилевой, Егора Летова и сибирского панка, скорее всего, будут разочарованы этим фильмом — как будто бы в нем больше Игоря Поплаухина, чем Янки Дягилевой. Но при этом я думаю, что лучшие экранизации — это экранизации, уходящие далеко от оригинала, и мне кажется, то же самое верно и для байопиков. Как, например, «Последние дни» Гаса Ван Сента, с которым наш фильм неизбежно сравнивают, потому что они очень структурно похожи. У Ван Сента, как мы помним, даже героя зовут не Курт Кобейн, а все равно мы понимаем, что это история Курта Кобейна.

Янка Дягилева — культовая фигура сибирского рока, а вы — коренной москвич, и, когда Янки не стало, вам было пять лет. Как вы работали с контекстом, который ни хронологически, ни географически с вами не совпадает?

Естественно, я прочитал все, что мог и что было доступно про Янку, и очень многие вещи, многие факты, которые я узнал, легли в основу сценария. Поэтому люди, которые разбираются в ее биографии, найдут в фильме немало «пасхалок». Мы много говорили с Анной Владыкиной, одной из лучших подруг Янки. И после беседы она на своей машине привезла нас на ее могилу. Янка похоронена на огромном кладбище, которое одновременно является лесом: вы приезжаете в лес, и этот лес и есть кладбище. И рядом с могилой есть нечто вроде почтового ящика, из которого можно достать толстую тетрадь в клеточку, в которой люди до сих пор оставляют для нее свои послания. Очень много совершенно будничных сообщений, например: «Яна, привет! Женя женился, Катя переехала на улицу Ленина, у нас все хорошо». Меня поразило чувство обыденности, с которым люди отправляли письма на тот свет.

И вы это ощущение захотели перенести в кино?

Да, наверное, это была одна из наших целей. Мы не стремились делать символический фильм, перегруженный метафорами и образами, а хотели снимать вещи такими, какие они есть. Но при этом чтобы любая из них в любой момент экранного существования в то же время отсылала нас куда-то в другой мир. Можно сказать, мы шли в сторону так называемого магического реализма. А еще между собой мы употребляли термин «агиография». В житиях святых все события описываются очень обыденно — даже если речь идет об оживлении мертвых людей или о превращении воды в вино,— как какой-то факт из трактата Геродота. Просто кто-то восстал из мертвых. Просто вода превратилась в вино. И нам хотелось пройти по этой грани объективного и потустороннего.






Предыдущая фотография




Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film




Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film




Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film




Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film




Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film




Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film






Следующая фотография


1
/
6


Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film


Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film


Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film


Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film


Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film


Фото:
Фонд «Кинопрайм»; Hype Film

Вы сказали, что стремились избегать символизма, но ваш фильм рассказывает о последнем дне Янки, которая ушла из дома 9 мая 1991 года. Трудно не думать о символизме этой даты — последнего праздника Победы в стране, которой не станет буквально через несколько месяцев.

Безусловно, это какая-то болевая точка для всей страны, это перекрестье эпох, потому что 9 Мая — это такое солнечное сплетение коллективного бессознательного в России. Я отдавал себе в этом отчет, более того, в самом начале, когда только написал заявку на сценарий, мне казалось очень важным, что Янка покинула мир именно в этот день. Но чем больше мы обсуждали проект с Женей, тем больше приходили к выводу, что не хотим заниматься реконструкцией. По многим причинам. Например, мы не хотели косплеить Егора Летова — искать человека с похожей прической, надевать на него очки и ставить перед камерой. Мы даже не преследовали цели, чтобы наша героиня в точности была похожа на саму Янку, хотя в конечном итоге именно так и получилось, и Кира Пиевская внешне иногда дьявольски напоминает Янку. Фильм лишен прямых исторических отсылок — нам казалось, что привязка к приметам времени, к маркерам 1991 года, будет сковывать нашу фантазию. Но времена быстро меняются: мы задумали наш фильм в 2018 году, а выпускаем в 2022-м. И возможно, сейчас нам бы, наоборот, захотелось в точности реконструировать каждый сантиметр 1991 года.

Сейчас бы вы стали снимать это кино?

Скорее всего, нет. Потому что я тоже очень сильно изменился.

Но в фильме чувствуется, что время действия — поздний СССР, и мне даже показалось, что на уровне цветопередачи вы ориентируетесь на советские фильмы 1970–1980-х.

Я думаю, это связано с удивительным миром русских дач: в этих кооперативах, поселках, СНТ, расположившихся где-то между лесами на бездорожье, как будто остановилось время, там царит непонятный гибрид эпох, и сказать, какой год сейчас здесь на дворе, 1991-й или 2000-й, часто бывает очень трудно.

А откуда, как вам кажется, взялся интерес вашего режиссерского поколения к символам позднего СССР? Вот Василиса Кузьмина сняла фильм про Нику Турбину, у Ладо Кватании прототипом главного героя в «Казни» стал Чикатило, а вы обратились к фигуре Янки Дягилевой.

За поколение говорить сложно, но могу попробовать сказать за себя. Последнее время я часто думал, что для меня означает слово «родина». Я очень материальный и конкретный человек, и мне нужно представить, что именно это за объект. И для себя решил, что моя родина — это моя дача в Подмосковье. Там я проводил каждое лето в девяностых с друзьями, у нас была очень большая сплоченная компания, мы жили друг напротив друга и, как только просыпались, могли прямо в пижаме пойти через дорогу в гости друг к другу. Для меня девяностые прочно связаны с атмосферой этой дачи. И я помню, что, когда по телевидению сообщили, что скоро будет конец света, мы с друзьями стали обсуждать, как мы к этому относимся. Нам было лет по десять, наверное. Каждый должен был высказаться, и меня до сих пор удивляет, что все сказали — нет, ничего страшного, я не жалею, что завтра наступит конец света. Мне кажется, это какая-то неотделимая часть духа девяностых, в котором мы росли и выросли. Происходили очень тяжелые события для страны, экономические, геополитические, а мы чувствовали какую-то легкость бытия. Даже когда слышали репортажи о взрывах домов в Москве, о захвате заложников, мы все равно могли пойти в пижаме к соседям смотреть диснеевские мультики. И в этом была какая-то особенность девяностых — вроде бы было плохо, но вместе с тем и очень хорошо. Я не знаю, связано ли это чувство с тем, что мы были детьми, но, когда я говорю с родителями, с теми, кто были уже зрелыми людьми в 90-е, они повторяют примерно те же слова.

Но вы говорите про 90-е, про время, в которое Янка Дягилева попасть не успела.

Но ее слава, как мне кажется, пришлась все-таки на девяностые, ее культ сложился уже после ее смерти, и она скорее была символом того, нового времени. И потом, инерция конца 80-х и всего, что тогда высвободилось, в том числе в культуре, продолжалась, как мне кажется, и все 90-е. Этой энергии, которая слышна и в песнях Янки, и в песнях Летова, хватило на несколько поколений.

То есть вы хотите сказать, что в 90-е вы застали след только что ушедшей эпохи и сейчас просто идете по нему?

Да, это след, или реактивный шлейф, который самолет в небе оставляет. Вроде самолет уже пролетел, а дым очень густой остался, и, кстати, сама Янка Дягилева использовала именно это сравнение, когда рассказывала, почему она не дает интервью. Вообще, Янка принципиально не давала интервью, и ее единственное интервью — о том, что она не дает интервью, и оно очень короткое. Поэтому мы не знаем, на самом деле, какой была Янка, так же как не знаем, как звучал древнерусский язык, от которого остались только хозяйственные таблички о долгах и урожае.

Вы в этот фильм входили с каким-то своим вопросом, на который хотели получить ответ, или у вас уже были ответы на все вопросы заранее — и вам нужно было просто его снять?

Я изначально решил, что у меня нет морального права настаивать на какой-либо из версий того, что именно случилось 9 мая 1991 года. Их как минимум три: фан-сообщество убеждено, что это был суицид, Егор Летов говорил, что Янка могла встретить пьяных хулиганов на берегу реки, и есть третья, очень экзотическая версия, связанная с безответной любовью. Мы в нашей картине, как мне кажется, посеяли отголоски всех этих версий, задали все вопросы, но никакого однозначного ответа на них не предполагалось. То же самое касается непостижимости того, как людей вообще посещает мысль об уходе из этого мира. Например, солист группы Linkin Park незадолго до суицида играл в «Монополию» со своей семьей и смеялся до слез. Наверное, мы можем говорить об этом только на языке возможностей, набросков, каких-то мазков.

«На тебе сошелся клином белый свет» — второй ваш фильм, где героиней является не просто женщина, а женская чувственность. Стоял ли для вас вопрос: как я могу и могу ли об этом говорить?

На мой взгляд, и героиня «Календаря», и Янка в нашем фильме бегут от реальности. Я снимал кино вот про это желание убежать, улететь от вас ото всех куда-нибудь, даже если я вас всех люблю. В письмах Янки Дягилевой к друзьям я нашел одну очень любопытную деталь. На нее огромное впечатление произвел короткометражный фильм «Гражданин убегающий» Елены Цыплаковой по сценарию Луцика с Саморядовым. Это фильм о мужчине, который все время меняет места работы. Он работает на отдаленных точках, на каком-то освоении земель на Дальнем Севере, и каждый раз, когда к нему прилетают его близкие, он ищет способы, чтобы улететь от них еще дальше. Героини моих фильмов, как мне кажется, не чувствуют себя на своем месте. Им хочется быть все время где-то еще. И если смотреть более широко, то это во многом и про нашу страну тоже. Очень многие из нас как будто бы мысленно живут где-то еще. Некоторые из нас ведут двойную жизнь. Я бы вообще не делал акцент на том, что наши героини — женщины, мы не исследуем женскую психологию. Мне интересен феномен вот этого эскапизма в сознании наших сограждан, который я через них пытаюсь показать. Просто мужчины способны стиснуть зубы и так никогда и не попасть туда, куда они хотели, а женщины, как мне кажется, часто имеют больше моральных сил на то, чтобы оторваться, улететь. Я помню, что читал у Юрия Сапрыкина текст про Янку, где он спрашивает: «А вы понимаете, что в песне Янки „Домой!» она поет о том, что „домой» — это „на тот свет»?» В нашем фильме мы пытались как-то осмыслить вот это движение побега.

Следующий ваш фильм тоже будет про побег от реальности?

Мне кажется, сейчас я уже могу позволить себе снимать кино, которое я раньше считал бы возмутительным. Когда творческое, личное и общественное соединяются в какой-то одной точке. Мне кажется, сейчас рассказывать о людях в отрыве от дня текущего, от социально-политических процессов,— невозможно. Вообще, мне кажется, что следующая остановка в истории кино, которая пишется на наших глазах,— это фильмы, где будет какое-то новое соединение дня текущего — в самом широком смысле — с рассказом о человеческой душе. Некоторые режиссеры, впрочем, всегда только этим и занимались, как, например, братья Дарденн. Они всегда предлагали нам этот прочный сплав социального и личного. А сейчас я очень жду таких картин от русских авторов и очень ярким примером такого кино считаю школу сокуровцев, Кантемира Балагова, Киру Коваленко, Володю Битокова. Они как будто бы знают, куда идут, и знают, о чем говорят. Они снимают кино о совершенно конкретных культурах, снимают быт семей на Кавказе, который, в свою очередь, очень сильно увязан с социальным укладом. И как будто бы ничто из того, о чем они говорят, не могло появиться по отдельности — это появляется сразу, там равноценно все, и личное, и общественное. Сейчас, на мой взгляд, этот подход должен экстраполироваться на все, что предлагают российские авторы миру.

Вы верите в то, что это еще может произойти?

Да, иначе бы я не занимался кино. И надеюсь, что в следующей картине я смогу уже говорить про себя напрямую, без утайки.

«Каро 11 Октябрь», 14 октября, 19.00

В прокате с 17 октября


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Дача — летнее лекарство от городской жизни в России: NPR

Вова и Коля, два московских мальчика на летних каникулах, играют в загородном доме своей семьи. В русском воображении дача занимает почти мифическое место, и россияне всех поколений с любовью вспоминают детские лета на семейной даче.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

Вова и Коля, два московских мальчика на летних каникулах, играют в загородном доме своей семьи. В русском воображении дача занимает почти мифическое место, и россияне всех поколений с любовью вспоминают детские лета на семейной даче.

Анастасия Шпилько для NPR

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Россия — Моя свекровь Татьяна осматривает свои полгектара рая. Он расположен в конце заросшей тропы, в нескольких милях вниз по грунтовой дороге от главного шоссе, ведущего в Москву. Недвижимость состоит из трехкомнатного коттеджа без водопровода, огорода и аккуратного газона, окаймленного сиренью, елями и соснами.

Татьяна и ее покойный муж построили дачу в 1992 году, через год после распада Советского Союза. Она помнит, как приехала на грузовике, который выгрузил их мебель перед маленьким двухэтажным домом, окруженным пшеничными и овсяными полями. Сначала на даче не было даже электричества.

«Мы очень хорошо жили без электричества, — говорит Татьяна. «Весь день мы были заняты, гуляя по лесу, исследуя окрестности. А по вечерам мы сидели вокруг керосиновой лампы и играли в монополию».

Татьяна Берестнева в своей теплице, увитой томатами. В советское время многие дачники выращивали фрукты и овощи из-за нехватки продовольствия. Сегодня они стремятся к своим садам, чтобы расслабиться на свежем воздухе.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

Татьяна Берестнева в своей теплице, увитой помидорами. В советское время многие дачники выращивали фрукты и овощи из-за нехватки продовольствия. Сегодня они стремятся к своим садам, чтобы расслабиться на свежем воздухе.

Анастасия Шпилько для NPR

Интерьер полуразрушенной церкви в соседней деревне. В коммунистическую эпоху большинство церквей были закрыты. Хотя многие из них были восстановлены, деревенские церкви часто остаются в руинах.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

Интерьер полуразрушенной церкви в ближайшем селе. В коммунистическую эпоху большинство церквей были закрыты. Хотя многие из них были восстановлены, деревенские церкви часто остаются в руинах.

Анастасия Шпилько для NPR

В русском воображении дача занимает почти мифическое место. Когда-то заповедник помещичьей знати, летний дом приобрел популярность среди городских профессионалов в конце 19 века; в советское время дача стала доступна всем, от писателей до заводских рабочих.

В наши дни дача может быть чем угодно: от двухкомнатной лачуги до имитации французского замка олигарха. Каждое лето российские города пустеют, поскольку миллионы людей покидают душные, тесные квартиры, чтобы воссоединиться со своими корнями в сельской местности.

Татьяну, москвичку, на дачу изначально потянуло из-за близлежащих лесов с их изобилием ягод и грибов. Лишь позже она занялась садоводством. Теперь Татьяна и ее муж Александр проводят свои летние выходные на участке, хотя дорога в 80 миль может занять до четырех часов с дачным трафиком. Она часто подумывала продать это место.

«Но я просто не могу, потому что я всегда возвращаюсь весной и так хочу сделать здесь и пойти в лес», — говорит Татьяна. «По какой-то причине я не могу его продать, хоть это и отнимает у тебя столько сил физически».

Татьяна и ее дочь Светлана собирают чернику. Одна часть дачной жизни уходит в лес на охоту за ягодами, несмотря на стаи кровожадных мух.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

Татьяна и ее дочь Светлана собирают чернику. Одна часть дачной жизни уходит в лес на охоту за ягодами, несмотря на стаи кровожадных мух.

Анастасия Шпилько для NPR

Неудобства дачной жизни — флигель, слабая связь с сотовой связью и походы к колодцу — намного перевешиваются его терапевтическим эффектом.

«Здесь эти городские проблемы просто исчезают», — говорит Татьяна. «Дикость очищает ваш разум от всего ненужного».

На даче всегда есть чем заняться, а именно той экзистенциальной физической активности, которой жаждут уставшие горожане.

В соседней деревне Андрей Кузнецов потеет под полуденным солнцем, собирая дрова возле причудливого родительского дома с замысловатыми деревянными решетками вокруг окон. Во время пандемии Андрей потерял работу менеджера в Москве и теперь успевает отремонтировать дом, который сто лет назад построил его прадед. Семейная усадьба может похвастаться огородом, курами и пятью козами.

«Загородная жизнь романтична, когда к ней привыкаешь», — говорит Андрей. «Это означает 80% работы и 20% романтической жизни. Ни работы, ни развлечений».

В этом деревенском доме проживало несколько поколений семьи Андрея Кузнецова. В то время как дачи, как правило, представляют собой деревенские постройки, неудобства дачной жизни — надворная постройка, неравномерное покрытие сотовой связи и походы к колодцу — намного перевешиваются ее терапевтическими эффектами.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

В этом деревенском доме проживало несколько поколений семьи Андрея Кузнецова. В то время как дачи, как правило, представляют собой деревенские постройки, неудобства дачной жизни — надворная постройка, неравномерное покрытие сотовой связи и походы к колодцу — намного перевешиваются ее терапевтическими эффектами.

Анастасия Шпилько для NPR

Его напарница Наталья, учительница московской школы, соглашается.

«Это настоящий отдых от города, шума, людей и суеты. Когда работаешь в саду или с животными, отдыхаешь», — говорит она. «Я не могу представить свою жизнь без этого места».

Наталья, школьная учительница из Москвы, стоит возле загородного дома своей семьи. «Я не могу представить свою жизнь без этого места, — говорит она.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

Наталья, школьная учительница из Москвы, стоит возле загородного дома своей семьи. «Я не могу представить свою жизнь без этого места, — говорит она.

Анастасия Шпилько для NPR

Сосед моей свекрови, Владимир Берестнев, так любит свою дачу, что установил водопровод и центральное отопление, чтобы было комфортно и зимой. Но бывший аккордеонист говорит, что двое его сыновей редко навещают его.

«Младший сказал: «Я не был пять лет и не буду еще пять», — говорит Владимир. «Дача не для всех».

В 1986 году Владимир стал первым москвичом, купившим участок у совхоза, который когда-то владел этой землей. Постепенно возникали дачи, приватизировались сельхозугодья, дачники стали замещать жителей хутора. Сейчас в деревне остался только один житель, говорит Владимир, и большую часть времени он проводит в Москве.

Владимир носит защитную сетку от слепней. Он говорит, что двое его сыновей редко навещают его. «Дача не для всех», — признается он.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

Владимир носит защитную сетку от слепней. Он говорит, что двое его сыновей редко навещают его. «Дача не для всех», — признается он.

Анастасия Шпилько для NPR

Галина Бояринова, владеющая соседним с Татьяной домом, в будние дни работает бухгалтером в Москве.

Первые годы дачной жизни она вспоминает с ностальгией и смехом.

По ее словам, будучи молодой матерью, она спала с топором рядом с кроватью, хотя единственными опасностями, с которыми она столкнулась, были разъяренный козел и несколько пьяных пастухов, ищущих самогон.

Ее дочь вышла замуж за местного жителя, и они сыграли свадьбу в ежегодный летний праздник деревни, где Владимир играл на аккордеоне.

Сад на даче соседей Татьяны и Александра. Садоводство – любимое занятие на даче. Всегда есть чем заняться, и это та экзистенциальная, физическая активность, которой жаждут уставшие горожане.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

Сад на даче соседей Татьяны и Александра. Садоводство – любимое занятие на даче. Всегда есть чем заняться, и это та экзистенциальная, физическая активность, которой жаждут уставшие горожане.

Анастасия Шпилько для NPR

— Раньше мы накрывали столы к празднику прямо здесь, под деревьями, — говорит Галина, стоя у ворот своей дачи. Но теперь некому отмечать праздник.

Также исчез загородный магазин в бревенчатом домике в нескольких милях дальше по дороге. Дважды в неделю проезжала автолавка — магазин на колесах. Галина помнит, как деревенские бабушки по случаю надевали шелковые платья и ждали фургон с едой на большом бревне. Они запоминали иностранные слова, такие как «Hubba Bubba» и «Snickers», чтобы покупать угощения для своих внуков.

Дачные дети проводили долгие летние дни, бродя по садам и лесам.

Купание в ближайшем озере. Поклонники дачи говорят, что им не нужно ехать на курорт в Турцию или Египет, чтобы просто поплавать в бассейне.

Анастасия Шпилько для NPR


скрыть заголовок

переключить заголовок

Анастасия Шпилько для NPR

Купание в близлежащем озере. Поклонники дачи говорят, что им не нужно ехать на курорт в Турцию или Египет, чтобы просто поплавать в бассейне.

Анастасия Шпилько для NPR

«Наши детишки ставят спектакли, — говорит Галина. «Они вешали занавески на качели, а сцена была прямо здесь. Они сами делали костюмы и раздавали билеты всем бабушкам в деревне».

С тех пор старики ушли из жизни, а дети выросли.

Но вот к скрипучим качелям, установленным у ворот Галины, возвращается новое поколение. Моя жена Светлана сидит с нашим 15-месячным мальчиком Лео на тех же качелях, на которых она играла девочкой.

Галина с мужем хотят здесь выйти на пенсию. Может быть, когда-нибудь она расскажет Льву о его первом приезде на семейную дачу, когда он приедет с собственным ребенком.

Что такое русская дача, как выглядят дачи

Если вы когда-нибудь решите посетить Россию, вы, скорее всего, захотите посетить известные городские центры, такие как Санкт-Петербург и Москва. И хотя эти города определенно дадут вам представление о культуре страны, вы все равно упустите ключевой кусочек русской жизни: дачу.

Дачи в России – это не просто тип зданий; они культурное учреждение. Эти дома отдыха, похожие на коттеджи, часто существуют в крошечных деревнях или колониях, как в пригородных, так и в сельских районах. Дачи определяются не конкретным архитектурным стилем, а своей функцией. Дачи — это место, где можно временно сбежать от городской жизни и воссоединиться с природой, выращивая себе еду, наблюдая за окружающей дикой природой и возвращаясь к более простому образу жизни.

История дач

Фото: Алеся Милославская/Shutterstock

Чтобы понять, почему дачи являются такой важной традицией в русской культуре, нам нужно вернуться примерно на 400 лет назад. Слово дача на самом деле происходит от слова дават , что означает «давать». Первоначально дачи представляли собой небольшие участки земли, подаренные русским царем на протяжении 1600-х годов. Неясно, какой именно царь начал эту практику, но Петру Великому приписывают особое значение дач.

Петр Великий — ключевая фигура в истории России. он расширил Россию от царизма до империи и интегрировал западные идеалы Просвещения в русскую культуру. Во время правления Петра с 1682 по 1725 год высший класс и дворянство использовали свои дачи для проведения общественных собраний, праздников, вечеринок и фейерверков.

Концепция дачи набирала обороты на протяжении 1700-х и 1800-х годов. К началу 20-го века дачи были символом статуса для среднего и высшего классов России. Кроме того, дачи олицетворяли романтические коннотации; они рассматривались как вдохновляющие места для творчества русских художников, писателей, драматургов и поэтов.

К сожалению, этот «золотой век» дач длился недолго. Россия была втянута в конфликты в первой половине 20-го века, с Первой мировой войной, большевистской революцией и Второй мировой войной. В этот период многие россияне потеряли свои причудливые дома для отдыха.

Однако идея дачи не умерла совсем. Оно трансформировалось.

Фото: SariMe/Shutterstock

Дача приобрела более утилитарный оттенок после Второй мировой войны. К тому времени Россия находилась под советской властью, и дефицит поставок опустошил страну. Горожане думали, что если бы они могли купить небольшие участки земли за пределами города, то они могли бы быть самодостаточными и выращивать себе еду. Советские правители подхватили это движение и вскоре ввели правила, ограничивающие количество земли, которой может владеть один человек. Эти правила были введены для того, чтобы гражданские лица не могли постоянно жить на своих сельских дачных участках — государству нужна была сильная рабочая сила, проживающая в городах.

Так стали популярными «дачные поселки». Это были общины личных рудиментарных ферм с крошечными домами, стоящими рядом друг с другом.

В 1980-х годах было отменено государственное законодательство о даче, и гражданские лица могли покупать большие участки земли. Это породило тенденцию дачных поселков, и люди могли проявить творческий подход к строительству своего дома вдали от дома.

Переделкино

Фото: Free Wind 2014/Shutterstock

Переделкино — безусловно, самый известный дачный поселок в России, расположенный всего в 10 милях к юго-западу от Москвы. До большевистской революции этот участок земли был частью частной семейной усадьбы. Однако он был узурпирован правительством в 19 в.30-х гг., затем подарен Союзу писателей по предложению известного советского писателя и политического деятеля Максима Горького. За пару лет государство построило 50 деревянных коттеджей для нового дачного поселка Переделкино.

В Переделкино жили одни из самых известных современных писателей России, в том числе Александр Солженицын, Арсений Тарковский и Борис Пастернак. Однако наличие жилья, поддерживаемого государством, имело свои подводные камни. На писателей Переделкино оказывали давление, чтобы они соответствовали просоветскому тематическому материалу и следовали утвержденному государством стилю письма. Если бы писатели не придерживались этих постулатов, последствия могли бы быть смертельными. На самом деле известный русско-еврейский писатель Исаак Бабель был арестован на своей даче в Переделкино в 1939 за «антисоветскую деятельность» и расстрелян в 1940 году.

Несмотря на эти ограничения, художественный дух Переделкино неоспорим. Здесь были созданы многие известные русские произведения (по крайней мере, частично), в том числе нобелевский лауреат Пастернака « Доктор Живаго ». Деревянные дачи очаровательны и скромны, как пряничные домики в лесу из сказки. При посещении легко понять, как мирная, естественная среда давала пищу для воображения писателей.

Дачи сегодня

Фото: Виталий Могиленец/Shutterstock

Сегодня дачи представляют собой нечто среднее между определениями 1800-х и советской эпохи. В то время как они сохраняют аспекты утилитаризма и независимости (и большинство дач все еще содержат небольшие фермы), дачи увеличились как в размерах, так и в роскоши. Например, скромные жилища Переделкино теперь окружены дачами «новых русских» миллиардеров: с террасами на крышах и частными бассейнами.

Однако эти «мегадачи» отнюдь не являются нормой. По данным Moscow Times за 2019 год, около 60 миллионов россиян владеют дачами (почти половина всего населения). Большинство современных дач принадлежат россиянам среднего и высшего класса, и в них есть современные удобства, такие как электричество и водопровод. Люди едут на свои дачи, чтобы сбежать из города на выходные и провести отпуск летом. Кроме того, большинство дач расположены рядом с озером или рекой, поэтому владельцы могут наслаждаться такими видами активного отдыха, как плавание и рыбалка.

Дачи — это возможность для современных россиян отвлечься от рутины повседневной жизни и провести драгоценное время со своими близкими. Многие взрослые россияне с теплотой вспоминают летние дни, проведенные на семейной даче, — воспоминания о том, как они ели домашнюю еду с овощами, выращенными на огороде, купались в озере с братьями и сестрами и рассказывали истории у медленно горящего костра.

Еще нравится это

История культуры родового поместья в России

Экскурсия в традиционную деревню, Россия

Обработка видео…

Что такое дача?

Дача, datscha (немецкий) или даже dacia (итальянский) — русская загородная дача с небольшим садом, где горожане проводят свободное время и занимаются садоводством. Это не просто «домик в деревне»! Это гораздо ближе к родовому поместью в миниатюре.

Дача – особое культурное и экономическое явление в России. В нем сильно чувствуется русский менталитет и культура, как и в русском балете, в интеллигенции или даже в «таинственной русской душе». Понимание дачи может пролить свет на повседневную жизнь здешних людей, их мысли и стремления.

Хочу на дачу!

Первые дачи (XVII век)

Итак, сам термин «дача» возник еще в петровскую эпоху. Дача — это «то, что дано» по-русски. Первоначально такие участки под Петербургом щедро даровал Петр Великий аристократии за заслуги перед Отечеством. Во времена Пушкина под дачей еще подразумевалось дворянское поместье под Петербургом, а затем и под Москвой.

Дачи буржуазии (19 век)

Но время шло, Россия «дворянских гнезд» ушла в прошлое. Новая буржуазия, состоятельные горожане (адвокаты, директора заводов, конторские начальники, инженеры путей сообщения, связисты и т. д.) положили начало новой дачной культуре, наследуя традиции аристократии.

До сих пор в деревне были только помещики и крестьяне, а теперь еще и дачники. В конце 19 века многие состоятельные люди снимали крестьянские дома или «избы», чтобы жить в них, обычно с несколькими другими семьями. У них, конечно, не было поместий, но они хотели не отставать от недосягаемого имиджа дворянства.

Русская дача стала доступным «суррогатом» усадебного поместья. Сельская жизнь давала юристам или инженерам ощущение сладкой жизни, которую они знали только по книгам.

Дача стала бегством от города и последней попыткой спрятаться от городской суеты. Дореволюционные дачи — это красивая река, романтическая веранда, шум поезда в вечерних сумерках, палисадник и хорошенькая дачникша.

Русская дача: сталинские времена

В начале советских времен дачи отдавались членам Коммунистической партии. Удобства были плохими, в одном доме могли жить несколько семей.

СССР сталинских времен активно возрождал все имперские традиции. Пролетарии срочно перенимали вкусы у побежденного дворянства. Иосиф Сталин тоже был большим любителем дач. У него было много дач в сельской местности с огромными усадьбами, где он принимал важных гостей. Его ближайшая и самая известная дача находится в Кунцевском районе Москвы.

Одна из дач Сталина

Роскошная советская дача

Конечно, Сталин дарил дачи чиновникам, культуре и научной элите в знак своего уважения. В то время такие дачи были роскошью. Это считалось большой привилегией, поэтому такие подарки были отличным способом сделать людей лояльными и мотивированными. Со временем люди со схожими профессиями получили дачи в одних и тех же местах. Вот почему сейчас у нас есть «дачные комплексы» художников, ученых, писателей и т. д. Все равны, но некоторые равнее других… Так возник феномен советской дачи, в ее основе еще лежала парадигма из дворянского сословия.

Дача писателя (Пастернака)

Дача писателя (Чуковского)

Дача как источник питания

После Великой Отечественной войны дача стала важным сельскохозяйственным явлением из-за нехватки продовольствия. Люди взялись за лопаты, чтобы возделывать огороды! У них не было ни денег, ни еды, поэтому все выходные они проводили на дачах, выращивая огородные культуры и даже разводя скот для выживания. Что выращиваешь, то и ешь.

Вторая половина 1950-х – настоящий дачный бум. Был издан специальный указ, разрешавший «дачным комплексам» выращивать овощи. Такие дачи могли иметь только небольшие земельные участки (до 600 м2) для садоводства; также были строгие ограничения на размер и высоту дома.

Садовые участки стали незаменимым источником пропитания для многих семей. Знаете ли вы, что до сих пор около 50% картофеля в России выращивалось на небольших приусадебных участках? В советское время взрослые и дети все выходные проводили на дачах, выращивая овощи и делая запасы на зиму.

Консервы на зиму

Огурцы и помидоры консервировали и мариновали, чтобы есть вечером, когда совсем не было свежих овощей. Люди также собирают грибы и маринуют их. Популярным лакомством зимой было «лечо» или консервированная смесь разных овощей. Квашеная капуста (соленая и маринованная капуста с морковью) стала для людей важным источником клетчатки и витамина С. Еще в юности (1990-х) все полки в нашем гараже были заполнены домашними консервами, а сушеные яблоки пошли на варку компота.

Псевдоимущество в СССР

После войны садовые участки были переданы лучшим работникам крупных заводов и институтов. Зато легко можно встретить дачный комплекс под названием «Энергетик» в честь Московской энергослужбы. Эти садовые участки юридически не являлись дачами. Но люди стали называть их дачными поселками. Какой яркий пример псевдособственности времен СССР. Дачи были единственным местом, где люди могли строить и делать то, что они хотят (с некоторыми ограничениями, конечно). Они были почти свободны!

О некоторых ограничениях…

Дачи стали чрезвычайно популярны в Советском Союзе, потому что у людей не было возможности купить землю и построить дом там, где они хотели, а также потому, что у них не было других возможностей потратить свое время и деньги.

Строительство дома кажется сложной задачей даже во времена Леруа Марлена. В коммунистические времена это была чрезвычайно трудная задача. Строительных магазинов не было! Вы не могли просто пойти и купить немного дерева или кирпичей. Все, что вы можете сделать, это расспросить людей вокруг, есть ли у них доступ к некоторым государственным кирпичам и дереву. Вы также можете переплатить на черном рынке. Даже в этом случае вы не могли бы просто доставить его на свой садовый участок. Коммерческого транспорта не было (коммунизм!), лишь у немногих были личные автомобили. В результате коробки из-под макарон стали чрезвычайно популярны как дачный строительный материал!

Гораздо лучше было, когда дачи людям отдавало госпредприятие. В этом случае они могли бы также дать людям некоторые строительные материалы. Они могли бы даже построить одинаковые летние домики, поэтому все, что вам нужно было сделать, это перестроить его в соответствии с вашими пожеланиями. Звучит все еще непросто, м?

Дача в 1970-х и 1980-х годах

Вторая волна садоводства в 1970-х и 1980-х годах также была связана с нехваткой продовольствия. Песчаные карьеры, болота, полосы под линиями электропередач… все эти территории использовались для строительства дачных комплексов. Земли по-прежнему не хватало, поэтому горожане начали экспансию в деревню. В то время это было сильное сельское обезлюдение Русского Севера с обилием пустующих домов в каждой деревне вследствие колхозного застоя.

Дачи уползли из Москвы и Петербурга закрылись. Удаленные дачи по-прежнему расположены более чем в 200 км от российских столиц. Первые дачные участки в пределах 30-40 километров от Москвы стали считаться элитными! В эпоху так называемого «застоя» существовала негласная формула советского благополучия: «Квартира — машина — дача».

Дачи после перестройки

После краха коммунизма и возвращения частной собственности на землю начался новый дачный бум. Во время быстрой урбанизации многие деревенские дома были проданы под дачи. Люди предпочитают большую площадь земли и большие расстояния между домами, несмотря на большее расстояние, которое нужно преодолеть.

1990-е годы стали временем шикарных домов и китча. Возникли закрытые пригородные поселки с развитой инфраструктурой и хладнокровной охраной у ворот. В конце века на смену эффектным домам 1990-х пришли виллы и коттеджи. У нас и сейчас есть какие-то новые веяния… Люди стали покупать старые дачи или даже постройки 19 века, чтобы бережно отреставрировать их, сделать не сад, а небольшой парк с уютным ландшафтным дизайном, чтобы не потерять дух старины. Кажется, понятие родового поместья у нас до сих пор в крови!

Дачная культура в наши дни

Сейчас дачная культура настолько популярна, что в выходные дни движение в крупных городах становится очень затрудненным. Многие пожилые люди до сих пор любят садоводство просто по привычке. Выращивают картофель, огурцы, помидоры, баклажаны, лук, морковь, клубнику, смородину и консервируют на долгую зиму. Пять лет назад 40% продуктов питания в России выращивали дачные товарищества! Это значит, что русские люди до сих пор кормятся сами. Есть ли что-то в нашей ДНК, что создает желание выращивать себе еду? А может быть, это просто привычка, которая веками кормила людей? Что бы это ни было, оно также прочно связывает людей с природой.

Молодое поколение, напротив, предпочитает отдыхать на дачах. Они приглашают друзей, жарят мясо, едят ягоды, ходят в баню, занимаются спортом и другими активностями. Дача – лучшее место для морального отдыха после рабочей недели, когда все пьют чай на террасе, бесконечные разговоры, песни, прогулки и, конечно же, немного алкоголя. Дачная культура – ​​это своеобразная компенсация горожанину за условия жизни в крупных городах с малоквартирными домами, скоплением людей и загрязненным воздухом… Какой бы ни была дача – она занимает очень важное место в жизни простых россиян. .

Что такое баня?

Баня — русская баня, разновидность паровой бани, одна из древнейших русских традиций. Несмотря на то, что этой традиции уже несколько веков, баня популярна и сегодня. Вы можете найти бани в больших городах и небольших поселках. Обычно те русские, у которых есть дачи, часто строят там свою баню. Проведение времени в бане очень полезно для здоровья и является лучшим занятием после физического труда на даче!

В первый день нашего дачного тура по России мы проедем почти 200 км, чтобы посетить небольшую деревню в Калужской области, где у нас есть собственная дача в старом крестьянском доме. Место очень красивое и нетронутое; его окружают светлые девственные сосновые леса, в которых можно найти много ягод и грибов.

В селе есть несколько сельскохозяйственных угодий, покрытых пшеницей и овсом, любимое место белых аистов. Местные жители ведут собственное хозяйство, что не просто для горожан! Удобство среднестатистического деревенского дома весьма относительно… Туалеты на улице, на дорогах глубокие выбоины, а баня — единственное место для купания. Вам также нужно получать удовольствие, принося ведра воды из родника много раз в день!

Несколько местных семей живут здесь всю жизнь. Они даже помнят рассказы своих родителей о немецкой оккупации во время Второй мировой войны. В селе и его окрестностях до сих пор осталось много следов. У нас возле дома воронка от снаряда и во всех лесах есть укрепления, которые до сих пор видны — небольшие укрытия, окопы и наблюдательные пункты. Позже мы посетим местную крестьянскую ферму, посмотрим, как там держат скот, и попробуем парное молоко и яйца. Завершит наш день русская баня!

Во второй день мы посетим «Архстояние», крупнейший в Европе музей под открытым небом ленд-арта и архитектуры. Он расположен на окраине национального парка «Югра». Объекты ленд-арта интегрированы в естественную красоту ландшафтов.

Это прекрасное место, где можно провести целый день, собираясь вокруг и размышляя о воображении его создателей!

Присоединяйтесь к нам, чтобы открыть для себя настоящую Россию и стать свидетелем ее самобытных традиций!

Travel Real Russia: крупнейший музей ленд-арта в Европе

Обработка видео. ..

Фото 2-4 взяты из Архстояния

27.08.2017

Кто делает все наши экскурсии?

Здравствуйте! Меня зовут Тони Терентьев. Мы с женой Ирой являемся владельцами компании «Travel Real Russia».

На самом деле, я лицензированный врач и врач с 6-летним стажем. Однажды я решил изменить свой образ жизни и начать делать то, что я действительно хочу делать, так что теперь я здесь, планирую свое новое путешествие с одним из вас! 🙂

Мне очень нравятся люди и непринужденные разговоры о жизни не только в России. Кроме того, у меня есть огромный опыт поездок в такие труднодоступные места, как Арктика, глубокие пещеры и сибирские торфяники. У меня есть советский военный фургон, сделанный для таких мест.