Даниловский (район Москвы). Даниловский район какой округ москвы
Управа Даниловского района города Москвы
Управа Даниловского района города Москвы
Управа Даниловского района города Москвы является подведомственным Правительству Москвы территориальным органом исполнительной власти города, осуществляющим контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории Даниловского района Южного административного округа (ЮАО) города Москвы.
Управа Даниловского района города Москвы во взаимоотношениях с территориальными, отраслевыми, функциональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления представляет интересы Правительства Москвы в пределах своей компетенции, а также является органом, уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на подведомственной территории.
Контроль за деятельностью управы осуществляет префектура Южного административного округа и Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы.
Контактная информация
Управа района на карте Москвы
Для корректной работы онлайн карты необходима поддержка javascript!
Вышестоящее учреждение
Прочие органы власти Даниловского района
Органы власти районов Южного округа Москвы
Районы ЮАО: Восточное Бирюлёво, Западное Бирюлёво, Братеево, Даниловский, Донской, Зябликово, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нагатинский затон, Нагорный, Северное Орехово-Борисово, Южное Орехово-Борисово, Царицыно, Северное Чертаново, Центральное Чертаново и Южное Чертаново.
Органы власти округов Москвы
Смотрите также Префектуры административных округов города Москвы Управы районов города Москвы Органы власти Даниловского района (ЮАО) города Москвы Органы власти Южного административного округа (ЮАО) города Москвы Власти районов Москвы Московские органы власти Административные округа и районы Москвыmosopen.ru
Даниловский (район Москвы) - это... Что такое Даниловский (район Москвы)?
Даниловский (район Москвы)
Дани́ловский — район в Москве. Расположен в Южном административном округе.
Граничит с районами Замоскворечье, Донской, Нагатино-Садовники, Южнопортовый.
Получил название по Данилову монастырю.
Значительная часть района занята промышленными предприятиями, крупнейшее из которых — ЗИЛ.
Единственный муниципальный район, располагающийся на обоих берегах Москва-реки.
История
В районе находилось село Даниловское, более известное как Даниловская слобода. Селение располагалось неподалеку от Данилова монастыря. Согласно археологическим данным, оно существовало уже во второй половине X в. В конце XIII в. князем Даниилом Московским на небольшом холме у слияния речки, известной с XVI в. как Даниловка, с рекой Москвой в Замоскворечье была поставлена деревянная церковь во имя Даниила Столпника. При ней образовался монастырь, получивший имя Данилова. Он располагался на северном берегу речки, а селение, ставшее, очевидно, монастырским, — на южном (до этого оно занимало оба берега). Однако в 1330 г., после строительства в Кремле церкви Спаса Преображения, князь Иван Калита переселил к ней иноков Данилова монастыря. С уходом большинства монахов монастырь стал чахнуть, наступила пора забвения и запустения. Село, по-видимому, сохраняло как приходской храм во имя Даниила Столпника, принадлежавший ещё монастырю. Вокруг него образовалось сельское кладбище. Считается, что в 1555 г. повелением царя Ивана Грозного и митрополита Макария монастырь был возобновлен. На старом месте поставили каменный собор, престол же местной сельской церкви, возможно, перенесли на южный берег, внутрь прихода, где его показывают документы XVII в. Из-за важного стратегического положения Даниловского на подступах к Москве вблизи него разворачиваются многие военные действия конца XVI-начала XVII в. В 1610 году во время боёв с тушинцами монастырь и село, видимо, были сожжены (об этом известно из донесения в лагерь Сигизмунда III под Смоленск). Однако вскоре село восстанавливается. Вероятно, в это время оно стало слободой. В 1620-1640-е годы недалеко от монастыря стали строить кирпичные заводы, число которых к концу XVIII века достигло 10. По переписи 1715—1716 гг., при монастыре находились скотный двор, двор священника кремлевского Благовещенского собора, в котором жил «человек ево», и дворы монастырского слуги, конюха и плотника, где проживало 15 человек. Рядом было село Даниловское, «а в нем церковь Воскресения Христова», около которой находились 3 двора церковных служителей и двор «предилщика канатного заводу» (этот завод был основан возле монастыря в 1710 г. по указу Петра I) с населением в 18 человек. На планах того времени можно заметить ряд строений вокруг Данилова монастыря. Так, на плане Москвы 1735 г. между монастырем и Спасской заставой ближе к Новоспасскому мосту показаны кирпичные заводы. Вдоль речки Худеницы (Даниловской) также изображены кирпичные заводы и живодерные дворы, растянутые вдоль берега в 2 верстах от жилья и в 40 м от Серпуховской дороги. На карте 1767 года от Новоспасского моста к Данилову монастырю простиралось пустынное поле до самой Серпуховской заставы с четырьмя маленькими квадратами строений подле монастыря. Между ручьем, который впадал в Москву-реку восточнее монастыря (теперь на этом месте железнодорожные пути Павелецкой дороги), и Дубининской улицей на участке загородного двора генерал-прокурора А. И. Глебова обозначена Павловская больница с деревянными зданиями и обширным парком, заканчивавшимся на востоке двумя прудами. Секуляризация монастырских владений в 1764 году коснулась и Даниловского: оно перешло в ведение Коллегии Экономии. Генеральным межеванием 1766 года и Экономическими примечаниями к нему село описывается как «Ведомства Коллегии Экономии бывшего владения… Данилова монастыря». Здесь было 37 дворов, проживало 115 мужчин и 121 женщина. Территория владения определялась «по обе стороны» Камер-Коллежского вала, в неё также входило кладбище, при котором «деревянная церковь Сорока святых мучеников и дворы церковнослужителей». Упоминающаяся каменная церковь была построена на месте деревянной Даниила Столпника в 1699 г. на средства некоего Федора Васильева. В 1722 г. в ней было указано 4 престола: Воскресенский — главный, Петра и Павла, Святого Николая и Пророка Илии. Следует отметить, что в 1834 г. купец Иван Назарьевич Рыбников построил ныне существующий храм того же имени, но несколько на другом месте, ибо старая церковь стояла на древнем кладбище. Новый храм был освящен в 1837 году, причем был прибавлен ещё придел Иоанна Златоуста. В 1782 г. около монастыря через Москву-реку был наведен «живой» мост, то есть связанный из бревен и лежавший на поверхности воды, а в 1805 г. установили отметку уровня воды — «московский нуль». В 1785 г. все свободные земли вокруг монастыря передали городу под застройку жилыми домами. После 1797 г. с. Даниловское было переведено в ведение Департамента Уделов, в Коломенский приказ. В послереформенные годы судьба селения резко изменилась. По переписи 1869 г., здесь проживали 41 мужчина и 62 женщины. Крестьяне зерновых не сеяли, а только разводили картофель. Селение было прекрасно обеспечено скотом: 35 лошадей и 15 коров.
В 1870 г. 14 с половиною дес. своей земли крестьяне продали московскому купцу 1-й гильдии Василию Ефремовичу Мещерину, который в 1867 г. основал тут бумагопрядильную, ткацкую и ситценабивную фабрику (Даниловскую мануфактуру). Количество фабрик и заводов быстро возрастало. Описание 1884 г. отмечает здесь 1 бумагокрасильную фабрику, 2 завода (клеевой и мыльный), сенной склад. По данным 1911 г., кроме Даниловской мануфактуры, на которой работало 5310 человек, существовали ещё обойная фабрика О. Д. Алпатовой (год открытия — 1849), чесальная и шерстопрядильная фабрики Товарищества Даниловской камвольной прядильни (1884 г.), кожевенный завод Дементи (1896 г.), скорняжно-сырейная фабрика С. Л. Герасимова (1907 г.). Кроме того, уже на территории города, на Даниловской ул., находились чугунно-литейный и механический завод Гоппера (1847 г.) — ныне электромеханический завод им. Владимира Ильича, столярно-паркетная фабрика Ганзен (1904 г.), суконная фабрика Г. П. Котова (1876 г.), бетонный завод Рубенштейна (1910 г.). Активная продажа крестьянами своей земли привела к тому, что уже в начале 1900-х годов по ходатайству оставшихся трех членов Даниловского крестьянского общества оно было упразднено. Образовался подмосковный пригород под названием Даниловская слобода. В 1901 г. часть её отошла к городу (по левую сторону Серпуховского шоссе). В то же время рост пригорода за счёт уездной земли продолжился. На земле крестьян д. Нижние Котлы возникла фабричная Нижнекотловская слобода. С 1900 г. пошла под застройку удельная и частновладельческая земля в районе Михайловской и Скотопрогонной (ныне М. Тульской) улиц. Здесь сформировался район мелкой и средней владельческой застройки. Благоустроенность Даниловской слободы была крайне низкой. В 1868 г. в Даниловской слободе фабрикантом В. Е. Мещериным было основано Воскресенское церковно-приходское училище, попечителем которого он стал (а после его смерти — его жена). Оно находилось на Набережной ул., на 2-м этаже церковного здания и при нём был сад в 1/2 десятины. В 1905—1906 гг. Даниловская слобода, Даниловская мануфактура и прочие фабрики этой местности, оставаясь административно в составе Московского уезда, в полицейском отношении перешли в ведение городской полиции. В 1910 гг. вся Даниловская слобода окончательно вошла в состав Москвы.
Другим поселением в этом районе была Симонова слобода. Она возникла по соседству с Симоновым монастырем (Восточная ул., 4), который был основан в 70-х годах XIV века на левом берегу Москвы-реки племянником Сергия Радонежского Феодором. Земли, которые окружали Симонов монастырь издревле входили в его владения, с запада и юга их ограничивала Москва-река, с востока — владения Крутицких митрополитов. В древности территория района была покрыта лесом. По преданию, здесь располагалось одно из сел боярина Кучки — Симоново, документально которое стало упоминаться после основания здесь Симонова монастыря, за которым закрепилось название местности. Вероятно, через некоторое время после основания монастыря возникла и подмонастырская слободка. Письменные сведения о слободе появляются в 30-40-е гг. XVI в., в это время упоминается подмонастырское сельцо Коровье (или Коровничье), которое позже упоминалось уже как Симонова слобода. Жители слобод освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население города, и использовались на различных работах в самом монастыре. В 1764 году Симонова слобода перешла в ведение Коллегии Экономии, отмечалось, что её жители живут хорошо и имеют довольный заработок в Москве. В XIX в. слобода состояла из 20 с лишним домов монастырских штатных служителей, священнослужителей церкви Рождества Богородицы. Симонов монастырь и его ближайшие владения не входили в черту города, в XVII в. они описывались в Московском уезде по Васильцеву стану. В XVIII в. появилось новое административное деление — Московская губерния, станы отошли в прошлое. В 1742 г. силами правительства вокруг Москвы возводится таможенная преграда с земляным валом и рвом, которая получила название Камер-Коллежского вала, так как им ведала Камер-Коллегия. У ворот вала находились заставы, где взималась пошлина. Существовала и Симоновская застава, но такая тихая, что о ней почти не упоминалось (упразднена в 1842 г.). Фактически с середины XVIII в. Камер-Коллежский вал являлся границей Москвы, но официально Симонов монастырь и его слобода оставались за городской чертой, да и носила эта местность сельский характер. В 1735 г. на Симоновском валу, севернее Симонова монастыря был построен Гранатный двор (располагался, примерно, на месте домов № 22-26 по Симоновскому валу). Он представлял из себя прямоугольник с бастионами по углам и в центре и состоял из шести погребов. До 1917 г. здесь находились пороховые склады. Графическое изображение Симонова монастыря и его слободы впервые показано на плане города Москвы 1739 г., составленном Иваном Мичуриным. С 1806 г. Камер-Коллежскй вал стал служить полицейской границей города (на неё распространялась власть городской полиции), с 1864 г. по валу проходит муниципальная граница, отделявшая город от деревни.
В Симоновой слободе в XIX в. находился загородный дом, который играл заметную роль в культурной жизни Москвы. Около 1806 года здесь приобрел участок известный издатель С. А. Селивановский (1772—1835), а к 1810 г. рядом владел землей издатель и коллекционер Платон Петрович Бекетов (1761—1836). После смерти Бекетова дача перешла к Н. С. Селивановскому, а потом к его вдове Евгении Антоновне (1817—1896). Здесь в разное время бывали: И. И. Дмитриев, К. Ф. Калайдович, М. П. Погодин, И. М. Снегирев, М. С. Щепкин, В. Г. Белинский и др. После Смерти Е. А. Селивановской её дочь Е. Н. Миткова продала дачу под завод. За Симоновской заставой, у дороги в деревню Кожухово, находился Сергиев пруд, по преданию вырытый при участии Сергия Радонежского. Местные жители верили в целительную силу его воды. Н. М. Карамзина, который любил гулять в окрестностях Симонова монастыря, в 1792 г. написал повесть «Бедная Лиза». Не зная о святости пруда, автор «утопил» в нём главную героиню. С тех пор пруд переименовали в Лизин. В XX в. по Лизиному пруду получили названия Лизина площадь, Лизин тупик и станция «Лизино» железной дороги. Пруд засыпали постепенно, окончательно он исчез после 1932 года. На месте Лизиного пруда в настоящее время высится административное здание завода «Динамо». Из-за популярности «Бедной Лизы» в конце XVIII — начале XIX веков Симонов монастырь стал местом загородных прогулок москвичей, посещавших также и соседнюю Тюфелеву рощу. Роща издревле принадлежала великим князьям, была заповедной, состояла, в основном, из сосен. За рощей вдоль берега Москвы-реки тянулись озера: Постылое, Чёрное и др., которые с лугом принадлежали Симонову монастырю. Роща была местом царской охоты, при Алексее Михайловиче там был небольшой охотничий домик. После Кожуховского похода в Тюфелях жил князь-кесарь Ф. Ю. Ромодановский. В XVIII в. Тюфелева роща продолжала оставаться местом царской охоты. В 1797 г. «Тюхольская дача», в которую входили часть рощи и земли, отобранные у Симонова монастыря, была отдана в собственность архитектору Н. А. Львову для устройства опытной землебитной школы. Здесь была выстроена целая землебитная усадьба, некоторые из этих зданий сохранялись вплоть до 1930-х гг. После смерти Н. А. Львова в 1803 г. этот участок земли неоднократно продавался, в XIX в. здесь были выстроены летние дачи. Другая часть рощи принадлежала Удельному ведомству и крестьянам Кожухово и Дубровки. В 1892 г. бывшее владение Львова как удобное для основания промышленного предместья города купил у В. А. Дашкова П. П. фон-Дервиз, сын известного железнодорожного магната П. Г. фон-Дервиза. На его земле были основаны: склады Восточного общества, склады Русского для внешней торговли банка, заводы Бари, Гана, анонимного стекольного общества, химический, АМО (позже — ЗИЛ). Дервизом была построена промышленная железнодорожная ветка (Лизинская) со станцией «Лизино» (демонтирована в 1950-х гг.), она ответвлялась от ветки «Перово-Симоново» недоходя до Камер-Коллежского вала, доходила до озёр Постылое и Чёрное за Тюфелевой рощей. К 1930 г. от Тюфелевой рощи остались лишь жалкие остатки, в это время она была уничтожена при расширении ЗИЛа. Промышленное строительство в конце XIX — начале XX веков существенно и окончательно изменило облик района Симонова монастыря, он превратился в рабочий поселок, который стал именоваться коротко — Симоновка. На лугу под монастырем и на его земле в 1891—1893 гг. обществом Московской-Казанской железной дороги была построена товарная станция «Симоново» (железнодорожная ветка шла от станции «Перово»), плашкоутный мост через Москву-реку против Жуковского проезда. Станция «Симоново» существует и по сей день. Здесь же, на самом берегу Москвы-реки находились нефтяные и керосиновые склады обществ «Нобель» и «Ока». В Советское время эти склады получили название Ленинской нефтебазы. В 1893 г. за слободой обосновалось Восточное общество товарных складов (примерно на месте домов № 2-4 по Автозаводской улице). По названию акционерного общества улица, проходящая мимо монастыря, была названа Восточной. В 1903—1908 гг. через Тюфелевую рощу была проведена ветка Окружной железной дороги со станцией «Кожухово», через Москву-реку был построен трехпролетный мост, названный Алексеевским в честь наследника Алексея Николаевича. В июле 1899 г. на месте дач Селивановского и Бекетова был основан электрический и электро-механический завод (Ленинская слобода, 26). Строило его бельгийское Центральное электрическое общество в Москве. 2 февраля 1901 г. состоялся торжественный пуск завода. В 1906 г. завод перешёл в руки русского электрического общества «Вестингауз», в 1913 г. в связи с кризисным состоянием завод был продан Русскому электрическому акционерному обществу «Динамо», после чего перенял его имя. В конце Тюфелевой рощи, в 600 м севернее Окружной железной дороги в 1896 г. был основан кожевенный завод «Волк и К», рядом находился химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В июле 1916 г. Товарищество Московского Автомобильного завода, главными пайщиками которого были известные меценаты и коллекционеры Степан и Сергей Рябушинские, основало с севера Тюфелевой рощи на земле, купленной у П. П. фон-Дервиза, небольшой завод (Автозаводская, 23). Производство автомашин требовала военная необходимость, но оно так и не было налажено, и завод осуществлял только ремонт старых автомобилей и сборку новых из готовых частей. С ростом предприятий и расширением производства изменялась и Симоновская слобода. Население слободы за 10 лет, 1892—1902 гг., увеличилось почти в 5 раз. Симоновская слобода стала приобретать городской облик. Симоновский район в то время был далекой и глухой окраиной города, мало благоустроенной. Центром слободы была Сергиева площадь, на ней находилась винные лавки, чайные, кабаки. Земская трехклассная школа была открыта в Симоновской слободе в 1907—1908 гг., в 1915 г. была открыта 2-я Симоновская школа. В 1909—1914 гг. действовала также церковно-приходская школа при монастыре. Кроме этого, в августе 1902 г. открылись вечерние общеобразовательные курсы для рабочих завода Бари, где преподавали дочери Бари их мужья. Дочери инженера были также попечителями земских Кожуховского и 1-го Симоновского училищ. Медицинское обслуживание в слободе было представлено заводскими лечебницами на заводах Гана, Бари, «Динамо». В 1904 г. работала лечебница при монастыре, которая обслуживала также жителей слободы. С начала 1905 г. в слободе была открыта земская амбулатория, при которой имелся один врач и три фельдшерицы. Во время первой мировой войны в столовой Бари находился земской лазарет. В 1913—1917 гг. в районе городской Думой проводились большие работы, было запроектировано построить Симоновскую трамвайную ветку, 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев, постоянный Симоновский деревянный мост на месте плашкоутного, Тюфелевскую гавань за Окружной железной дорогой. Работа не была проделана до конца, помешала война и революция. Симоновская трамвайная ветка начала действовать в июне 1915 г. (была демонтирована в конце 1980-х годов), к этому времени был также выстроен Симоновский мост, а в построенном здании электрической станции (Ленинская слобода, 21) позже разместился Теплотехнический институт. После февральской революции 1917 г. земли, находящиеся внутри Окружной железной дороги, были объявлены муниципальными. Деревня Кожухово вошла в состав города в 1923 г. После революции Симоновский район оставался окраиной города, в апреле 1918 г. он вошёл в состав Рогожско-Симоновского района Москвы, а с 1930 г. стал входить в Пролетарский район. После революции начался новый период в развитии Симоновского района. Местонахождение здесь крупных промышленных предприятий определило дальнейшую судьбу некогда живописного места. Стали строиться новые заводы и расширяться старые, переименоваться улицы и исчезать памятные места. В 1919 г. в честь Ленина Симоновская слобода была переименована в Ленинскую, в которой главная улица получила название Ленинского проезда. В 1930-е гг. часть улицы Симоновский вал и Ленинский проезд были переименованы в улицу Ленинская слобода, это нелепое название улицы сохранилось и до сих пор. После революции рабочие бывшей Симоновки продолжали жить в маленьких деревянных домах и бараках, где не было ни водопровода, ни канализации. Переселялись в благоустроенные дома медленно. 14 октября 1923 г. завод «Динамо» получил от Моссовета 1-й 52-квартирный дом на Динамовской улице, в конце 20-х гг. были построены благоустроенные дома по улице Восточной (№ 1/7). Для рабочих автозавода рядом в конце 20-х гг. был построен Амовский поселок, состоящий из благоустроенных многоэтажных домов, бани с плавательным бассейном и механической прачечной. В 1918 г. при заводе «Динамо» был открыт детский сад «Гнездышко», а в 1921 г. были открыты ясли на 30 мест (одни из первых заводских яслей в Москве). В 1927 г. в районе была построена первая общеобразовательная школа № 9 (Автозаводская, 15), которая работает и до настоящего времени (№ 494 — снесена в марте 2009 года). В 1920-е гг. был создан клуб при заводе «Динамо», носивший название «Пролетарская кузница», который находился в бывшем доме Восточных складов (Ленинская слобода, 3), в бывшей столовой Бари был театр клуба, а в районе современной Автозаводской площади в 1927 г. был выстроен летний стадион клуба. После войны в 1957 г. бывшая столовая Бари была перестроена и расширена и превратилась в Дом культуры завода «Динамо» (Ленинская слобода, 19а). В 1930-е гг. на месте монастыря был построен Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем — ЗИЛа), который и по сей день играет важную роль в культурной жизни района. В 1950-е гг. рядом построен стадион «Торпедо». В 1943 г. на Автозаводской улице была открыта станция метро «Автозаводская» (архитектор А. Душкин). Художественное оформление станции посвящено теме защиты Родины и героического труда советскх людей в годы Великой Отечественной войны. Южный выход станции выходит на Автозаводскую площадь, на которой в 1980 г. была установлена скульптурно-архитектурная композиция в честь трудящихся Пролетарского района, погибших при обороне города Москвы и на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (скульптур Ф. Д. Фивейский, архиекторы П. П. Зиновьев, И. М. Студеникин). Автозаводская площадь долгое время являлась административным центром Пролетарского района. Недалеко от площади расположено здания бывшего Пролетарского исполкома и райисполкома, а ныне префектуры Южного округа (Автозаводская, 10). Здание построено в 1937 г., архитекторы — Д. В. Разов, Н. Я. Тихомиров. За ним расположен Всесоюзный теплотехнический институт с районной ТЭЦ. В 1950-х гг. на Автозаводской улице были построены новые многоэтажные дома по проекту архитектора А. Суриса и инженера-конструктора Г. Салищева.[1]
Создание района
Муниципальные округа «Симоновский», «Павелецкий» и «Даниловский» были созданы в ходе административной реформы 1991 года и входили в состав Южного административного округа Москвы[1].
24 мая 1995 году муниципальные округа «Павелецкий» и «Симоновский» были включёны в состав муниципального округа «Даниловский»[2], который после принятия 5 июля 1995 году закона «О территориальном делении города Москвы» получил статус района Москвы и сохранил прежнее название — «Даниловский»[3].
Достопримечательности
Транспорт
- Станции метро «Тульская», «Автозаводская».
- Остановочные пункты железной дороги Москва-Товарная-Павелецкая, ЗИЛ.
- Трамвайные маршруты А, 3, 12, 16, 20, 22, 26, 35, 38, 38к, 39, 43, 47.
- Троллейбусные маршруты 1, 1к, 8, 26, 40, 46, 67, 71.
- Автобусные маршруты 8, 9, 13, 25, 41, 44, 99, 106, 121, 142, 147, 148, 156, 158, 164, 186, 193, 216, 221, 234, 263, 275,287, 291, 299, 608, 632, 633, 670, 700, 707.
Примечания
Гамсоновский переулок • Городская • Даниловский переулок • 1-й / 2-й / 3-й Дербеневский переулок • Дубининская • Железнодорожный проезд • Жуков проезд • Кожевническая • Кожевнический Вражек • 1-й / 2-й / 4-й Кожевнический переулок • Лестева • Летниковская • 1-й Нижний Михайловский проезд • Новая Заря • 1-й / 2-й / 3-й Павелецкий проезд • Павла Андреева • 1-й / 2-й / 3-й Павловский проезд • Партийный переулок • 2-я / 3-я Рощинская улица • 1-й / 4-й / 5-й / 6-й Рощинский проезд • 2-я / Самаринская • Большой Староданиловский переулок • Староданиловский проезд • Татищева • 1-й Тульский переулок • Хавская • Холодильный переулок • Шаболовка • Шухова • 1-й / 4-й Щипковский переулок • Набережные : Дербеневская / Павелецкая / Даниловская | ||
Районы ЮАО: Бирюлёво Восточное | Бирюлёво Западное | Братеево | Даниловский | Донской | Зябликово | Москворечье-Сабурово | Нагатино-Садовники | Нагатинский Затон | Нагорный | Орехово-Борисово Северное | Орехово-Борисово Южное | Царицыно | Чертаново Северное | Чертаново Центральное | Чертаново Южное | |
xzsad.academic.ru
Даниловский район (Москва) — Википедия
Дани́ловский райо́н — район в Южном административном округе города Москвы, которому соответствует внутригородское муниципальное образование «Даниловское».
Значительная часть района занята промышленными предприятиями, крупнейшее из которых — ЗИЛ. Единственный район Москвы, располагающийся на обоих берегах Москва-реки[источник не указан 2274 дня].
Показатели района[править]
По данным на 2010 год площадь территории района составляет 1259,6 га[2]. Население — 92 897[3] чел. (2015). Плотность населения — 7135,9 чел./км², площадь жилого фонда — 2847,4 тыс. м² (2010 год)[2].
Создание района[править]
Границы муниципальных округов в 1991 году: зелёный — Даниловский, жёлтый — Павелецкий, фиолетовый — Симоновский 1995 год: Красный — территория муниципального округа Даниловский после присоединения Павелецкого и Симоновского.с 2002 года: синий — современные границы Даниловского районаДо 1991 года территория современного Даниловского района входила в состав Пролетарского и Москворецкого районов Москвы. В 1991 году в Москве была проведена административная реформа, в ходе которой были созданы административные и муниципальные округа. Так временные муниципальные округа «Симоновский», «Павелецкий» и «Даниловский» были организованы в составе Южного административного округа Москвы[4].
В состав муниципальных округов входила только территория, застроенная жилыми домами и социальными объектами. Территория многочисленных промышленных предприятий в их состав не входила.
24 мая 1995 года муниципальные округа «Павелецкий» и «Симоновский» были включены в состав муниципального округа «Даниловский»[5], который после принятия 5 июля 1995 году закона «О территориальном делении города Москвы» получил статус района Москвы и сохранил прежнее название — «Даниловский»[6].
В 2002 году Даниловский район включил в себя также ТЕОС «Зил» и приобрёл свои современные границы.
Границы Даниловского района и внутригородского муниципального образования Даниловское проходят по:[7][8]
Духовского переулка, далее по северо-восточной и северной границам территории Даниловского кладбища, осям: 1-го Рощинского проезда, улицы Шаболовки, улицы Шухова, Хавской улицы, ул. Павла Андреева, 1-го и 4-го Щипковских переулков, Дубининской улицы, Жукова проезда, Летниковской улицы, Кожевнической улицы, оси Новоспасского моста, оси русла реки Москвы, осям: Арбатецкой улицы, улицы Симоновский Вал, Велозаводской улицы, улицы Сайкина и проспекта Андропова, осям: Нагатинского спрямления реки Москвы и русла реки Москвы, осям: Автозаводского моста и развязки 3-го транспортного кольца до Духовского переулка.
Таким образом, Даниловский район граничит с районами «Замоскворечье», «Донской», «Нагатино-Садовники», «Южнопортовый», «Таганский» и «Нагатинский Затон».
90 265 | ↗91 109 | ↗91 783 | ↗92 148 | ↗92 689 | ↗92 897 |
Достопримечательности[править]
- Стадион имени Эдуарда Стрельцова («Торпедо»)
- Конструктивистский жилой комплекс в квартале на Восточной улице, построенный в конце 1920-х годов по проекту Н. Волкова и В. Бибикова. Элементы конструктивизма ярко выражены в оформлении фасадов — ленточные балконы, высокое остекление лестничных пролётов. В декоре домов был применён и малораспространённый в архитектуре конструктивизма руст[14].
Православные храмы[править]
В районе есть четыре действующих православных храма:[15]
Храмы входят в состав Даниловского благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви. Также на территории района расположен Свято-Данилов мужской ставропигиальный монастырь.
- Станции метро «Тульская», «Автозаводская», «Технопарк».
- Остановочные пункты железной дороги Москва-Товарная-Павелецкая, ЗИЛ.
- Трамвайные маршруты А, 3, 12, 16, 20, 22, 26, 35, 38, 38к, 39, 43, 47.
- Троллейбусные маршруты 1, 1к, 8, 26, 40, 46, 67, 71.
- Автобусные маршруты 8, 9, 13, 25, 41, 44, 99, 106, 121, 142, 147, 156, 158, 164, 186, 193, 216, 234, 263, 275, 291, 299, 608, 632, 633, 670, 700, 701.
Инфраструктура[править]
На территории района расположено 9 общеобразовательных школ[16], 18 детских садов[17], 2 взрослых поликлиники (№ 32; поликлиника при больнице № 4), детская поликлиника № 108.
- ↑ Закон № 39 от 15 октября 2003 года «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» (действующая редакция 28 ноября 2007 года)
- ↑ 2,02,12,22,3 Показатели муниципальных образования. Даниловское. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Проверено 3 января 2011. Архивировано из первоисточника 3 января 2011.
- ↑ 3,03,13,2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано из первоисточника 6 августа 2015.
- ↑ Распоряжение мэра Москвы от 12 сентября 1991 г. № 146-РМ «Об установлении временных границ муниципальных округов Москвы» (с изменениями и дополнениями от 16 декабря 1991 г., 2 марта 1992 г., 28 сентября 1993 г., 1 апреля, 22 декабря 1994 г.)
- ↑ Распоряжение мэра Москвы № 261-РМ от 24 мая 1995 г. «Об объединении муниципальных округов „Даниловский“, „Симоновский“, „Павелецкий“, „Донской“ и „Загородный“ Южного административного округа»
- ↑ Закон «О территориальном делении города Москвы» № 13-47 от 5 июля 1995 г.
- ↑ Закон № 13-47 от 5 июля 1995 года «О территориальном делении города Москвы» (редакция 4 декабря 2002 года)
- ↑ Закон № 39 от 15 октября 2003 года «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» (действующая редакция 28 ноября 2007 года)
- ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
- ↑ ВПН-2010. Приложение 1. Численность населения по районам города Москвы. Проверено 16 августа 2014. Архивировано из первоисточника 16 августа 2014.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано из первоисточника 2 августа 2014.
- ↑ Гершкович Е. Бытовой рабочий ансамбль // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2013. —. —.
- ↑ Список храмов, расположенных на территории Южного административного округа города Москвы // Официальный сайт Южного административного округа
- ↑ Список школ Даниловского района города Москвы // gdetomesto.ru
- ↑ Список детских садов Даниловского района города Москвы // gdetomesto.ru
www.wikiznanie.ru
Даниловский район (Москва) - это... Что такое Даниловский район (Москва)?
Дани́ловский райо́н — район в Южном административном округе города Москвы, которому соответствует внутригородское муниципальное образование «Даниловское».
Значительная часть района занята промышленными предприятиями, крупнейшее из которых — ЗИЛ. Единственный район Москвы, располагающийся на обоих берегах Москва-реки[источник не указан 287 дней].
Показатели района
По данным на 2010 год площадь территории района составляет 1259,6 га[3]. Население района по переписи 2010 года — 89 884 человек[4]. Плотность населения — 7135,9 чел./км², площадь жилого фонда — 2847,4 тыс. м² (2010 год)[3].
История
Создание района
Границы муниципальных округов в 1991 году: зелёный — Даниловский, жёлтый — Павелецкий, фиолетовый — Симоновский 1995 год: Красный — территория муниципального округа Даниловский после присоединения Павелецкого и Симоновского. с 2002 года: синий — современные границы Даниловского районаДо 1991 года территория современного Даниловского района входила в состав Пролетарского и Москворецкого районов Москвы. В 1991 году в Москве была проведена административная реформа, в ходе которой были созданы админинистративные и муниципальные округа. Так временные муниципальные округа «Симоновский», «Павелецкий» и «Даниловский» были организованы в составе Южного административного округа Москвы[5].
В состав муниципальных округов входила только территория, застроенная жилыми домами и социальными объектами. Территория многочисленных промышленных предприятий в их состав не входила.
24 мая 1995 года муниципальные округа «Павелецкий» и «Симоновский» были включены в состав муниципального округа «Даниловский»[6], который после принятия 5 июля 1995 году закона «О территориальном делении города Москвы» получил статус района Москвы и сохранил прежнее название — «Даниловский»[7].
В 2002 году Даниловский район включил в себя также ТЕОС «Зил» и приобрёл свои современные границы.
Границы
Границы Даниловского района и внутригородского муниципального образования Даниловское проходят по:[8][9]
Духовского переулка, далее по северо-восточной и северной границам территории Даниловского кладбища, осям: 1-го Рощинского проезда, улицы Шаболовки, улицы Шухова, Хавской улицы, ул. Павла Андреева, 1-го и 4-го Щипковских переулков, Дубининской улицы, Жукова проезда, Летниковской улицы, Кожевнической улицы, оси Новоспасского моста, оси русла реки Москвы, осям: Арбатецкой улицы, улицы Симоновский Вал, Велозаводской улицы, улицы Сайкина и проспекта Андропова, осям: Нагатинского спрямления реки Москвы и русла реки Москвы, осям: Автозаводского моста и развязки 3-го транспортного кольца до Духовского переулка.
Таким образом, Даниловский район граничит с районами «Замоскворечье», «Донской», «Нагатино-Садовники», «Южнопортовый» и «Нагатинский Затон».
Достопримечательности
Религия
Православные храмы
В районе есть четыре действующих православных храма:[10]
Храмы входят в состав Даниловского благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви. Также на территории района расположен Свято-Данилов мужской ставропигиальный монастырь.
Транспорт
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011. |
- Станции метро «Тульская», «Автозаводская».
- Остановочные пункты железной дороги Москва-Товарная-Павелецкая, ЗИЛ.
- Трамвайные маршруты А, 3, 12, 16, 20, 22, 26, 35, 38, 38к, 39, 43, 47.
- Троллейбусные маршруты 1, 1к, 8, 26, 40, 46, 67, 71.
- Автобусные маршруты 8, 9, 13, 25, 41, 44, 99, 106, 121, 142, 147, 156, 158, 164, 186, 193, 216, 234, 263, 275, 291, 299, 608, 632, 633, 670, 700, 701.
Инфраструктура
На территории района расположено 9 общеобразовательных школ[11], 18 детских садов[12], 2 взрослых поликлиники (№ 32; поликлиника при больнице № 4), детская поликлиника № 108.
Примечания
Ссылки
med.academic.ru
Даниловский (район Москвы) - это... Что такое Даниловский (район Москвы)?
Даниловский (район Москвы)
Дани́ловский — район в Москве. Расположен в Южном административном округе.
Граничит с районами Замоскворечье, Донской, Нагатино-Садовники, Южнопортовый.
Получил название по Данилову монастырю.
Значительная часть района занята промышленными предприятиями, крупнейшее из которых — ЗИЛ.
Единственный муниципальный район, располагающийся на обоих берегах Москва-реки.
История
В районе находилось село Даниловское, более известное как Даниловская слобода. Селение располагалось неподалеку от Данилова монастыря. Согласно археологическим данным, оно существовало уже во второй половине X в. В конце XIII в. князем Даниилом Московским на небольшом холме у слияния речки, известной с XVI в. как Даниловка, с рекой Москвой в Замоскворечье была поставлена деревянная церковь во имя Даниила Столпника. При ней образовался монастырь, получивший имя Данилова. Он располагался на северном берегу речки, а селение, ставшее, очевидно, монастырским, — на южном (до этого оно занимало оба берега). Однако в 1330 г., после строительства в Кремле церкви Спаса Преображения, князь Иван Калита переселил к ней иноков Данилова монастыря. С уходом большинства монахов монастырь стал чахнуть, наступила пора забвения и запустения. Село, по-видимому, сохраняло как приходской храм во имя Даниила Столпника, принадлежавший ещё монастырю. Вокруг него образовалось сельское кладбище. Считается, что в 1555 г. повелением царя Ивана Грозного и митрополита Макария монастырь был возобновлен. На старом месте поставили каменный собор, престол же местной сельской церкви, возможно, перенесли на южный берег, внутрь прихода, где его показывают документы XVII в. Из-за важного стратегического положения Даниловского на подступах к Москве вблизи него разворачиваются многие военные действия конца XVI-начала XVII в. В 1610 году во время боёв с тушинцами монастырь и село, видимо, были сожжены (об этом известно из донесения в лагерь Сигизмунда III под Смоленск). Однако вскоре село восстанавливается. Вероятно, в это время оно стало слободой. В 1620-1640-е годы недалеко от монастыря стали строить кирпичные заводы, число которых к концу XVIII века достигло 10. По переписи 1715—1716 гг., при монастыре находились скотный двор, двор священника кремлевского Благовещенского собора, в котором жил «человек ево», и дворы монастырского слуги, конюха и плотника, где проживало 15 человек. Рядом было село Даниловское, «а в нем церковь Воскресения Христова», около которой находились 3 двора церковных служителей и двор «предилщика канатного заводу» (этот завод был основан возле монастыря в 1710 г. по указу Петра I) с населением в 18 человек. На планах того времени можно заметить ряд строений вокруг Данилова монастыря. Так, на плане Москвы 1735 г. между монастырем и Спасской заставой ближе к Новоспасскому мосту показаны кирпичные заводы. Вдоль речки Худеницы (Даниловской) также изображены кирпичные заводы и живодерные дворы, растянутые вдоль берега в 2 верстах от жилья и в 40 м от Серпуховской дороги. На карте 1767 года от Новоспасского моста к Данилову монастырю простиралось пустынное поле до самой Серпуховской заставы с четырьмя маленькими квадратами строений подле монастыря. Между ручьем, который впадал в Москву-реку восточнее монастыря (теперь на этом месте железнодорожные пути Павелецкой дороги), и Дубининской улицей на участке загородного двора генерал-прокурора А. И. Глебова обозначена Павловская больница с деревянными зданиями и обширным парком, заканчивавшимся на востоке двумя прудами. Секуляризация монастырских владений в 1764 году коснулась и Даниловского: оно перешло в ведение Коллегии Экономии. Генеральным межеванием 1766 года и Экономическими примечаниями к нему село описывается как «Ведомства Коллегии Экономии бывшего владения… Данилова монастыря». Здесь было 37 дворов, проживало 115 мужчин и 121 женщина. Территория владения определялась «по обе стороны» Камер-Коллежского вала, в неё также входило кладбище, при котором «деревянная церковь Сорока святых мучеников и дворы церковнослужителей». Упоминающаяся каменная церковь была построена на месте деревянной Даниила Столпника в 1699 г. на средства некоего Федора Васильева. В 1722 г. в ней было указано 4 престола: Воскресенский — главный, Петра и Павла, Святого Николая и Пророка Илии. Следует отметить, что в 1834 г. купец Иван Назарьевич Рыбников построил ныне существующий храм того же имени, но несколько на другом месте, ибо старая церковь стояла на древнем кладбище. Новый храм был освящен в 1837 году, причем был прибавлен ещё придел Иоанна Златоуста. В 1782 г. около монастыря через Москву-реку был наведен «живой» мост, то есть связанный из бревен и лежавший на поверхности воды, а в 1805 г. установили отметку уровня воды — «московский нуль». В 1785 г. все свободные земли вокруг монастыря передали городу под застройку жилыми домами. После 1797 г. с. Даниловское было переведено в ведение Департамента Уделов, в Коломенский приказ. В послереформенные годы судьба селения резко изменилась. По переписи 1869 г., здесь проживали 41 мужчина и 62 женщины. Крестьяне зерновых не сеяли, а только разводили картофель. Селение было прекрасно обеспечено скотом: 35 лошадей и 15 коров.
В 1870 г. 14 с половиною дес. своей земли крестьяне продали московскому купцу 1-й гильдии Василию Ефремовичу Мещерину, который в 1867 г. основал тут бумагопрядильную, ткацкую и ситценабивную фабрику (Даниловскую мануфактуру). Количество фабрик и заводов быстро возрастало. Описание 1884 г. отмечает здесь 1 бумагокрасильную фабрику, 2 завода (клеевой и мыльный), сенной склад. По данным 1911 г., кроме Даниловской мануфактуры, на которой работало 5310 человек, существовали ещё обойная фабрика О. Д. Алпатовой (год открытия — 1849), чесальная и шерстопрядильная фабрики Товарищества Даниловской камвольной прядильни (1884 г.), кожевенный завод Дементи (1896 г.), скорняжно-сырейная фабрика С. Л. Герасимова (1907 г.). Кроме того, уже на территории города, на Даниловской ул., находились чугунно-литейный и механический завод Гоппера (1847 г.) — ныне электромеханический завод им. Владимира Ильича, столярно-паркетная фабрика Ганзен (1904 г.), суконная фабрика Г. П. Котова (1876 г.), бетонный завод Рубенштейна (1910 г.). Активная продажа крестьянами своей земли привела к тому, что уже в начале 1900-х годов по ходатайству оставшихся трех членов Даниловского крестьянского общества оно было упразднено. Образовался подмосковный пригород под названием Даниловская слобода. В 1901 г. часть её отошла к городу (по левую сторону Серпуховского шоссе). В то же время рост пригорода за счёт уездной земли продолжился. На земле крестьян д. Нижние Котлы возникла фабричная Нижнекотловская слобода. С 1900 г. пошла под застройку удельная и частновладельческая земля в районе Михайловской и Скотопрогонной (ныне М. Тульской) улиц. Здесь сформировался район мелкой и средней владельческой застройки. Благоустроенность Даниловской слободы была крайне низкой. В 1868 г. в Даниловской слободе фабрикантом В. Е. Мещериным было основано Воскресенское церковно-приходское училище, попечителем которого он стал (а после его смерти — его жена). Оно находилось на Набережной ул., на 2-м этаже церковного здания и при нём был сад в 1/2 десятины. В 1905—1906 гг. Даниловская слобода, Даниловская мануфактура и прочие фабрики этой местности, оставаясь административно в составе Московского уезда, в полицейском отношении перешли в ведение городской полиции. В 1910 гг. вся Даниловская слобода окончательно вошла в состав Москвы.
Другим поселением в этом районе была Симонова слобода. Она возникла по соседству с Симоновым монастырем (Восточная ул., 4), который был основан в 70-х годах XIV века на левом берегу Москвы-реки племянником Сергия Радонежского Феодором. Земли, которые окружали Симонов монастырь издревле входили в его владения, с запада и юга их ограничивала Москва-река, с востока — владения Крутицких митрополитов. В древности территория района была покрыта лесом. По преданию, здесь располагалось одно из сел боярина Кучки — Симоново, документально которое стало упоминаться после основания здесь Симонова монастыря, за которым закрепилось название местности. Вероятно, через некоторое время после основания монастыря возникла и подмонастырская слободка. Письменные сведения о слободе появляются в 30-40-е гг. XVI в., в это время упоминается подмонастырское сельцо Коровье (или Коровничье), которое позже упоминалось уже как Симонова слобода. Жители слобод освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население города, и использовались на различных работах в самом монастыре. В 1764 году Симонова слобода перешла в ведение Коллегии Экономии, отмечалось, что её жители живут хорошо и имеют довольный заработок в Москве. В XIX в. слобода состояла из 20 с лишним домов монастырских штатных служителей, священнослужителей церкви Рождества Богородицы. Симонов монастырь и его ближайшие владения не входили в черту города, в XVII в. они описывались в Московском уезде по Васильцеву стану. В XVIII в. появилось новое административное деление — Московская губерния, станы отошли в прошлое. В 1742 г. силами правительства вокруг Москвы возводится таможенная преграда с земляным валом и рвом, которая получила название Камер-Коллежского вала, так как им ведала Камер-Коллегия. У ворот вала находились заставы, где взималась пошлина. Существовала и Симоновская застава, но такая тихая, что о ней почти не упоминалось (упразднена в 1842 г.). Фактически с середины XVIII в. Камер-Коллежский вал являлся границей Москвы, но официально Симонов монастырь и его слобода оставались за городской чертой, да и носила эта местность сельский характер. В 1735 г. на Симоновском валу, севернее Симонова монастыря был построен Гранатный двор (располагался, примерно, на месте домов № 22-26 по Симоновскому валу). Он представлял из себя прямоугольник с бастионами по углам и в центре и состоял из шести погребов. До 1917 г. здесь находились пороховые склады. Графическое изображение Симонова монастыря и его слободы впервые показано на плане города Москвы 1739 г., составленном Иваном Мичуриным. С 1806 г. Камер-Коллежскй вал стал служить полицейской границей города (на неё распространялась власть городской полиции), с 1864 г. по валу проходит муниципальная граница, отделявшая город от деревни.
В Симоновой слободе в XIX в. находился загородный дом, который играл заметную роль в культурной жизни Москвы. Около 1806 года здесь приобрел участок известный издатель С. А. Селивановский (1772—1835), а к 1810 г. рядом владел землей издатель и коллекционер Платон Петрович Бекетов (1761—1836). После смерти Бекетова дача перешла к Н. С. Селивановскому, а потом к его вдове Евгении Антоновне (1817—1896). Здесь в разное время бывали: И. И. Дмитриев, К. Ф. Калайдович, М. П. Погодин, И. М. Снегирев, М. С. Щепкин, В. Г. Белинский и др. После Смерти Е. А. Селивановской её дочь Е. Н. Миткова продала дачу под завод. За Симоновской заставой, у дороги в деревню Кожухово, находился Сергиев пруд, по преданию вырытый при участии Сергия Радонежского. Местные жители верили в целительную силу его воды. Н. М. Карамзина, который любил гулять в окрестностях Симонова монастыря, в 1792 г. написал повесть «Бедная Лиза». Не зная о святости пруда, автор «утопил» в нём главную героиню. С тех пор пруд переименовали в Лизин. В XX в. по Лизиному пруду получили названия Лизина площадь, Лизин тупик и станция «Лизино» железной дороги. Пруд засыпали постепенно, окончательно он исчез после 1932 года. На месте Лизиного пруда в настоящее время высится административное здание завода «Динамо». Из-за популярности «Бедной Лизы» в конце XVIII — начале XIX веков Симонов монастырь стал местом загородных прогулок москвичей, посещавших также и соседнюю Тюфелеву рощу. Роща издревле принадлежала великим князьям, была заповедной, состояла, в основном, из сосен. За рощей вдоль берега Москвы-реки тянулись озера: Постылое, Чёрное и др., которые с лугом принадлежали Симонову монастырю. Роща была местом царской охоты, при Алексее Михайловиче там был небольшой охотничий домик. После Кожуховского похода в Тюфелях жил князь-кесарь Ф. Ю. Ромодановский. В XVIII в. Тюфелева роща продолжала оставаться местом царской охоты. В 1797 г. «Тюхольская дача», в которую входили часть рощи и земли, отобранные у Симонова монастыря, была отдана в собственность архитектору Н. А. Львову для устройства опытной землебитной школы. Здесь была выстроена целая землебитная усадьба, некоторые из этих зданий сохранялись вплоть до 1930-х гг. После смерти Н. А. Львова в 1803 г. этот участок земли неоднократно продавался, в XIX в. здесь были выстроены летние дачи. Другая часть рощи принадлежала Удельному ведомству и крестьянам Кожухово и Дубровки. В 1892 г. бывшее владение Львова как удобное для основания промышленного предместья города купил у В. А. Дашкова П. П. фон-Дервиз, сын известного железнодорожного магната П. Г. фон-Дервиза. На его земле были основаны: склады Восточного общества, склады Русского для внешней торговли банка, заводы Бари, Гана, анонимного стекольного общества, химический, АМО (позже — ЗИЛ). Дервизом была построена промышленная железнодорожная ветка (Лизинская) со станцией «Лизино» (демонтирована в 1950-х гг.), она ответвлялась от ветки «Перово-Симоново» недоходя до Камер-Коллежского вала, доходила до озёр Постылое и Чёрное за Тюфелевой рощей. К 1930 г. от Тюфелевой рощи остались лишь жалкие остатки, в это время она была уничтожена при расширении ЗИЛа. Промышленное строительство в конце XIX — начале XX веков существенно и окончательно изменило облик района Симонова монастыря, он превратился в рабочий поселок, который стал именоваться коротко — Симоновка. На лугу под монастырем и на его земле в 1891—1893 гг. обществом Московской-Казанской железной дороги была построена товарная станция «Симоново» (железнодорожная ветка шла от станции «Перово»), плашкоутный мост через Москву-реку против Жуковского проезда. Станция «Симоново» существует и по сей день. Здесь же, на самом берегу Москвы-реки находились нефтяные и керосиновые склады обществ «Нобель» и «Ока». В Советское время эти склады получили название Ленинской нефтебазы. В 1893 г. за слободой обосновалось Восточное общество товарных складов (примерно на месте домов № 2-4 по Автозаводской улице). По названию акционерного общества улица, проходящая мимо монастыря, была названа Восточной. В 1903—1908 гг. через Тюфелевую рощу была проведена ветка Окружной железной дороги со станцией «Кожухово», через Москву-реку был построен трехпролетный мост, названный Алексеевским в честь наследника Алексея Николаевича. В июле 1899 г. на месте дач Селивановского и Бекетова был основан электрический и электро-механический завод (Ленинская слобода, 26). Строило его бельгийское Центральное электрическое общество в Москве. 2 февраля 1901 г. состоялся торжественный пуск завода. В 1906 г. завод перешёл в руки русского электрического общества «Вестингауз», в 1913 г. в связи с кризисным состоянием завод был продан Русскому электрическому акционерному обществу «Динамо», после чего перенял его имя. В конце Тюфелевой рощи, в 600 м севернее Окружной железной дороги в 1896 г. был основан кожевенный завод «Волк и К», рядом находился химический завод Русского акционерного общества «Шеринг». В июле 1916 г. Товарищество Московского Автомобильного завода, главными пайщиками которого были известные меценаты и коллекционеры Степан и Сергей Рябушинские, основало с севера Тюфелевой рощи на земле, купленной у П. П. фон-Дервиза, небольшой завод (Автозаводская, 23). Производство автомашин требовала военная необходимость, но оно так и не было налажено, и завод осуществлял только ремонт старых автомобилей и сборку новых из готовых частей. С ростом предприятий и расширением производства изменялась и Симоновская слобода. Население слободы за 10 лет, 1892—1902 гг., увеличилось почти в 5 раз. Симоновская слобода стала приобретать городской облик. Симоновский район в то время был далекой и глухой окраиной города, мало благоустроенной. Центром слободы была Сергиева площадь, на ней находилась винные лавки, чайные, кабаки. Земская трехклассная школа была открыта в Симоновской слободе в 1907—1908 гг., в 1915 г. была открыта 2-я Симоновская школа. В 1909—1914 гг. действовала также церковно-приходская школа при монастыре. Кроме этого, в августе 1902 г. открылись вечерние общеобразовательные курсы для рабочих завода Бари, где преподавали дочери Бари их мужья. Дочери инженера были также попечителями земских Кожуховского и 1-го Симоновского училищ. Медицинское обслуживание в слободе было представлено заводскими лечебницами на заводах Гана, Бари, «Динамо». В 1904 г. работала лечебница при монастыре, которая обслуживала также жителей слободы. С начала 1905 г. в слободе была открыта земская амбулатория, при которой имелся один врач и три фельдшерицы. Во время первой мировой войны в столовой Бари находился земской лазарет. В 1913—1917 гг. в районе городской Думой проводились большие работы, было запроектировано построить Симоновскую трамвайную ветку, 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев, постоянный Симоновский деревянный мост на месте плашкоутного, Тюфелевскую гавань за Окружной железной дорогой. Работа не была проделана до конца, помешала война и революция. Симоновская трамвайная ветка начала действовать в июне 1915 г. (была демонтирована в конце 1980-х годов), к этому времени был также выстроен Симоновский мост, а в построенном здании электрической станции (Ленинская слобода, 21) позже разместился Теплотехнический институт. После февральской революции 1917 г. земли, находящиеся внутри Окружной железной дороги, были объявлены муниципальными. Деревня Кожухово вошла в состав города в 1923 г. После революции Симоновский район оставался окраиной города, в апреле 1918 г. он вошёл в состав Рогожско-Симоновского района Москвы, а с 1930 г. стал входить в Пролетарский район. После революции начался новый период в развитии Симоновского района. Местонахождение здесь крупных промышленных предприятий определило дальнейшую судьбу некогда живописного места. Стали строиться новые заводы и расширяться старые, переименоваться улицы и исчезать памятные места. В 1919 г. в честь Ленина Симоновская слобода была переименована в Ленинскую, в которой главная улица получила название Ленинского проезда. В 1930-е гг. часть улицы Симоновский вал и Ленинский проезд были переименованы в улицу Ленинская слобода, это нелепое название улицы сохранилось и до сих пор. После революции рабочие бывшей Симоновки продолжали жить в маленьких деревянных домах и бараках, где не было ни водопровода, ни канализации. Переселялись в благоустроенные дома медленно. 14 октября 1923 г. завод «Динамо» получил от Моссовета 1-й 52-квартирный дом на Динамовской улице, в конце 20-х гг. были построены благоустроенные дома по улице Восточной (№ 1/7). Для рабочих автозавода рядом в конце 20-х гг. был построен Амовский поселок, состоящий из благоустроенных многоэтажных домов, бани с плавательным бассейном и механической прачечной. В 1918 г. при заводе «Динамо» был открыт детский сад «Гнездышко», а в 1921 г. были открыты ясли на 30 мест (одни из первых заводских яслей в Москве). В 1927 г. в районе была построена первая общеобразовательная школа № 9 (Автозаводская, 15), которая работает и до настоящего времени (№ 494 — снесена в марте 2009 года). В 1920-е гг. был создан клуб при заводе «Динамо», носивший название «Пролетарская кузница», который находился в бывшем доме Восточных складов (Ленинская слобода, 3), в бывшей столовой Бари был театр клуба, а в районе современной Автозаводской площади в 1927 г. был выстроен летний стадион клуба. После войны в 1957 г. бывшая столовая Бари была перестроена и расширена и превратилась в Дом культуры завода «Динамо» (Ленинская слобода, 19а). В 1930-е гг. на месте монастыря был построен Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем — ЗИЛа), который и по сей день играет важную роль в культурной жизни района. В 1950-е гг. рядом построен стадион «Торпедо». В 1943 г. на Автозаводской улице была открыта станция метро «Автозаводская» (архитектор А. Душкин). Художественное оформление станции посвящено теме защиты Родины и героического труда советскх людей в годы Великой Отечественной войны. Южный выход станции выходит на Автозаводскую площадь, на которой в 1980 г. была установлена скульптурно-архитектурная композиция в честь трудящихся Пролетарского района, погибших при обороне города Москвы и на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (скульптур Ф. Д. Фивейский, архиекторы П. П. Зиновьев, И. М. Студеникин). Автозаводская площадь долгое время являлась административным центром Пролетарского района. Недалеко от площади расположено здания бывшего Пролетарского исполкома и райисполкома, а ныне префектуры Южного округа (Автозаводская, 10). Здание построено в 1937 г., архитекторы — Д. В. Разов, Н. Я. Тихомиров. За ним расположен Всесоюзный теплотехнический институт с районной ТЭЦ. В 1950-х гг. на Автозаводской улице были построены новые многоэтажные дома по проекту архитектора А. Суриса и инженера-конструктора Г. Салищева.[1]
Создание района
Муниципальные округа «Симоновский», «Павелецкий» и «Даниловский» были созданы в ходе административной реформы 1991 года и входили в состав Южного административного округа Москвы[1].
24 мая 1995 году муниципальные округа «Павелецкий» и «Симоновский» были включёны в состав муниципального округа «Даниловский»[2], который после принятия 5 июля 1995 году закона «О территориальном делении города Москвы» получил статус района Москвы и сохранил прежнее название — «Даниловский»[3].
Достопримечательности
Транспорт
- Станции метро «Тульская», «Автозаводская».
- Остановочные пункты железной дороги Москва-Товарная-Павелецкая, ЗИЛ.
- Трамвайные маршруты А, 3, 12, 16, 20, 22, 26, 35, 38, 38к, 39, 43, 47.
- Троллейбусные маршруты 1, 1к, 8, 26, 40, 46, 67, 71.
- Автобусные маршруты 8, 9, 13, 25, 41, 44, 99, 106, 121, 142, 147, 148, 156, 158, 164, 186, 193, 216, 221, 234, 263, 275,287, 291, 299, 608, 632, 633, 670, 700, 707.
Примечания
Гамсоновский переулок • Городская • Даниловский переулок • 1-й / 2-й / 3-й Дербеневский переулок • Дубининская • Железнодорожный проезд • Жуков проезд • Кожевническая • Кожевнический Вражек • 1-й / 2-й / 4-й Кожевнический переулок • Лестева • Летниковская • 1-й Нижний Михайловский проезд • Новая Заря • 1-й / 2-й / 3-й Павелецкий проезд • Павла Андреева • 1-й / 2-й / 3-й Павловский проезд • Партийный переулок • 2-я / 3-я Рощинская улица • 1-й / 4-й / 5-й / 6-й Рощинский проезд • 2-я / Самаринская • Большой Староданиловский переулок • Староданиловский проезд • Татищева • 1-й Тульский переулок • Хавская • Холодильный переулок • Шаболовка • Шухова • 1-й / 4-й Щипковский переулок • Набережные : Дербеневская / Павелецкая / Даниловская | ||
Районы ЮАО: Бирюлёво Восточное | Бирюлёво Западное | Братеево | Даниловский | Донской | Зябликово | Москворечье-Сабурово | Нагатино-Садовники | Нагатинский Затон | Нагорный | Орехово-Борисово Северное | Орехово-Борисово Южное | Царицыно | Чертаново Северное | Чертаново Центральное | Чертаново Южное | |
muller.academic.ru