Содержание
три столичных проекта получили дипломы международного конкурса / Новости города / Сайт Москвы
Экономика и предпринимательство
Фото Ю. Иванко. Mos.ru
Эксперты отметили благотворительный сервис на портале mos.ru, внедрение в здравоохранение столицы технологий компьютерного зрения, а также проект «Узнай Москву».
Москва получила дипломы на XIV Международном смотре-конкурсе городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить». Столицу отметили за создание благотворительного сервиса на mos.ru, внедрение в здравоохранение технологий компьютерного зрения для анализа медицинских изображений, а также за разработку интерактивного гида по достопримечательностям «Узнай Москву».
В конкурсе приняли участие 33 города из четырех стран. Экспертная комиссия оценивала их по таким критериям, как качество и результативность организационных и технических решений, полученный социальный и экономический эффект, возможность применения практики в других городах.
«Проекты, отмеченные на конкурсе, — это по-настоящему востребованные у горожан сервисы, каждый из которых помогает москвичам и делает жизнь в городе еще более комфортной. Признание международных экспертов еще раз подтверждает, что столица не только накопила большую экспертизу в части цифровизации городского управления, но и готова делиться опытом с другими городами России и мира, задавая направление развития всей ИТ-отрасли в целом», — отметил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий Эдуард Лысенко.
Благотворительный сервис на портале mos.ru помогает нуждающимся и дает уверенность в том, что перечисленные средства точно дойдут до адресата. К сервису уже присоединились 59 участников. Здесь представлены благотворительные организации, помогающие людям с ограниченными возможностями здоровья или оказавшимся в сложной жизненной ситуации, занимающиеся гуманитарной помощью и поддержкой приютов для бездомных животных. С октября 2021 года пользователи сервиса могут переводить пожертвования без авторизации на mos. ru. Для этого достаточно выбрать благотворительную программу и необходимую сумму.
Разработка столичного Департамента информационных технологий и Комитета общественных связей и молодежной политики в этом году была также отмечена международной премией Communitas Awards, а ранее стала лауреатом премии CIPR Digital и других престижных наград.
Диплом конкурса получил еще один уникальный проект. Это эксперимент по использованию технологий компьютерного зрения для анализа медицинских изображений в радиологии, который реализуют столичный Департамент здравоохранения и Департамент информационных технологий Москвы. Он уже показал свою эффективность: сегодня искусственный интеллект анализирует семь видов лучевых исследований, помогая диагностировать рак и патологии легких, рак молочной железы, COVID-19, остеопороз и ишемическую болезнь сердца, а также аневризму грудного отдела аорты. Внедрение технологий компьютерного зрения повлияло на качество и скорость диагностики этих заболеваний, снизило нагрузку на врачей и сократило расходы на лечение, поскольку нейросети позволяют выявлять даже мелкие патологии (в том числе на ранней стадии).
«Цифровые сервисы играют все более важную роль в жизни москвичей, и сфера здравоохранения здесь не исключение. В Москве развернута одна из крупнейших цифровых платформ здравоохранения в мире — Единая медицинская информационно-аналитическая система. Она выступает фундаментом для экосистемы умных решений, включая сервисы на основе искусственного интеллекта, которые позволяют повысить скорость и качество предоставления медицинских услуг москвичам и одновременно облегчить труд врачей», — рассказал заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Илья Тыров.
Практическая апробация технологий компьютерного зрения в лучевой диагностике совпала с первой волной пандемии COVID-19: сервисы начали применяться для автоматического распознавания признаков коронавирусной инфекции на компьютерных томографиях легких в апреле 2020 года. В прошлом году искусственный интеллект в рамках проекта обработал 1,5 миллиона исследований, в пиковые моменты он анализировал до 30 тысяч результатов в день.
Масштабы применения искусственного интеллекта расширяются: в следующем году медикам будут доступны алгоритмы для обработки еще шести новых направлений исследований.
Также призером конкурса стал портал «Узнай Москву» — совместный проект столичных департаментов информационных технологий, культуры, культурного наследия, образования и науки. Он помогает получать разнообразную информацию о городе и планировать свой культурный досуг в столице. Интерактивный гид содержит описания более 2200 зданий, 672 памятников, 350 музеев, 442 мест, сведения о 294 исторических личностях, а также более 200 тематических прогулочных маршрутов и 88 квестов.
В мобильном приложении «Узнай Москву», как и на портале, можно найти информацию о культурных площадках и памятниках, биографии известных архитекторов, крупных военачальников, купцов, ученых и литераторов, живших в Москве, поучаствовать в квестах. С его помощью пользователи могут составить познавательный маршрут, узнать факты о достопримечательностях вокруг, познакомиться с историей зданий, улиц и районов столицы.
Проект «Узнай Москву» стал первым в России городским приложением, которое использует технологии дополненной реальности. Чтобы во время прогулки узнать информацию об объекте, достаточно включить режим AR с главного экрана, карты или страницы профиля, навести камеру смартфона на объект и, нажав на значок, перейти на страницу, посвященную достопримечательности. Также для удобства можно воспользоваться аудиогидом.
Смотр-конкурс городских практик Международной ассамблеи столиц и крупных городов проводится совместно с Исполнительным комитетом СНГ, Евразийской экономической комиссией, Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Всероссийским советом местного самоуправления.
В 2020 году дипломы конкурса получили официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, инвестиционный портал, проект «Активный гражданин» (за реализацию голосования и общественных обсуждений различных вопросов городского развития в электронной форме). Также портал «Наш город» отметили за создание интерактивного ресурса по вопросам городского хозяйства, мобильное приложение «Моя Москва» — за создание единого канала предоставления госуслуг и доступа жителей к городским сервисам, проект «МЭШ» — за создание инновационной цифровой платформы.
Теги
премии награды конкурсы Эдуард Лысенко
Сферы
Экономика и предпринимательство,
Городское управление,
Технологии,
Здравоохранение
Департаменты
Департамент здравоохранения города Москвы,
Департамент культуры города Москвы,
Департамент культурного наследия города Москвы,
Департамент информационных технологий города Москвы,
Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы,
Департамент образования и науки города Москвы
Все новости
Мичуринск: город, где идеи приносят плоды.
Мичуринск: город, где идеи приносят плоды. — Пути российской нефти
Мичуринск:
город, где идеи приносят плоды
Сегодня в Мичуринск стоит заехать и поклонникам зарождающегося агротуризма, и любителям истории
Громкое название в честь российского гения-самородка и гордый статус наукограда создают обманчивое впечатление краткости и однозначности местной истории. Но летописи хранят свидетельства о том, что Козлов был основан как важная крепость на границе Московского царства сотни лет назад. Сегодня в Мичуринск стоит заехать и поклонникам зарождающегося агротуризма, и любителям истории.
Первое, что бросается в глаза — это обилие зелени в черте города. В 1932 году уездный Козлов получил новое имя — Мичуринск — в честь своего прославленного гражданина, и с новой идеей вступил в пору второй, мирной молодости.
С 1930-х и до сих пор здешний ландшафт определяют зеленые лаборатории — сады, где селекционер Иван Мичурин, а затем выпускники созданного здесь аграрного университета вывели более 300 новых сортов фруктов и ягод.
Мичурин предложил прививать морозоустойчивым породам побеги нежных южных сортов. Так в Мичуринске произошла еще одна революция, которая расширила границы возможного в сельском хозяйстве и наглядно продемонстрировала идею единения противоположностей, которую так любили идеологи СССР. В результате экспериментов наши дачные сады и наш северный рацион изменились бесповоротно.
Заместитель главного редактора «Мичуринской правды» Михаил Белых
Традиции, заложенные Иваном Мичуриным, сегодня продолжают в удивительном месте — учхозе “Комсомолец”. За много лет, прошедших с распада Советского Союза, никто не решился изменить ни формальный статус, ни название этого места. Слово-символ ушедшей эпохи остается живым, в частности, благодаря Мичуринску. Учхозов в России сегодня только пять. Составлено слово, как несложно предположить, из словосочетания «учебное хозяйство». Так называли специальные колхозы за возможность практики и экспериментов для студентов аграрных вузов. В “Комсомолец”, существующий с 1959 года, приезжают студенты не только из России, но и из Европы.
С апреля, когда начинается цветение, по октябрь, когда собирают самые поздние сорта, “Комсомолец” по-настоящему вдохновляет на аграрные подвиги и эксперименты даже тех, кто не связан с сельским хозяйством. Стройные ряды яблонь и груш, тихо шелестя своими листьями, свидетельствуют: надежда на возрождение есть всегда. В 2008 году сорокалетний сад на этом месте полностью вымерз, но директор учхоза Андрей Седых и его команда вырастили новый. Учхоз в прямом смысле популяризирует плоды трудов мичуринцев. Каждый сезон тут продают около 150 000 саженцев. От Валаама до Астрахани, от Ленинградской области до Камчатки цветут и плодоносят яблони, выращенные в «Комсомольце» на легендарном тамбовском черноземе.
На территории еще одного сада-питомника в НИИ генетики и селекции плодовых растений на берегу реки Лесной Воронеж стоит дом Ивана Мичурина. Ученый построил его по собственному проекту еще в 1900 году и прожил до смерти в 1935-м. Идиллическое место отделяет от остального города подвесной мост. До 80-х годов он был деревянным.
Заместитель главного редактора «Мичуринской правды» Михаил Белых
К середине XIX века Козлов стал зажиточным купеческим городком. Выгодное расположение на пересечении торговых путей между Москвой и Саратовом, Тамбовом и Липецком сделало возможной крупную торговлю хлебом, скотом, шелком, сукном, рыбой, солью. В 1866 году в Козлов пришла железная дорога — редкая удача для такого небольшого городка. После этого появились два чугунолитейных завода, колокольный завод и крупные железнодорожные мастерские. Город до сих пор остается важнейшим транспортным узлом, соединяющим север и юг, запад и восток, а вот торговым и производственным центром Мичуринск больше не является. Затихли почти все крупные производства, и теперь это вотчина агрономов.
Фото: Виктор Арефьев
О былой славе громче всего напоминают колокола двух самых высоких зданий в городе: барочной Ильинской церкви, построенной в 1781 году на средства купца Ивана Воронова, и кафедрального Боголюбского собора. Деньги на него также пожертвовали несколько местных купеческих семей. С первого взгляда заметно сходство Боголюбского собора в Мичуринске с Храмом Христа Спасителя в Москве. Оно не случайно. Оба здания возведены по проекту основателя русско-византийского стиля Константина Тона. Проекты были настолько схожи, что в 1990-е, в период восстановления Храма Христа Спасителя сюда приехала делегация реставраторов, чтобы скопировать росписи стен и купола.
Фото: Виктор Арефьев
Старейшая постройка Мичуринска — это угловая башня и кусок стены мужского Троицкого монастыря, который был основан Иосифом Козловским в 1627 году. Монастырские стены через восемь лет, в 1635-м, позволили заложить крепость Козлов. У монахов русские укрывались от кочевников Дикого поля. В XVII столетии здесь проходила фактическая граница Московского царства, и царь Михаил Федорович решительно укреплял ее. Именно в этих краях первые Романовы предприняли смелую попытку превратить вольных казаков Великой степи в сословие, верное царской власти, несущее пограничную службу. Эксперимент оказался удачным. Среди потомков казачьих родов и директор учхоза “Комсомолец” Андрей Седых, и самый известный краевед Мичуринска Михаил Белых.
Ведущий экономист Мичуринского районного управления АО «Транснефть — Дружба» Виктор Арефьев
В начале 60-х годов двадцатого века центр сельскохозяйственной науки Мичуринск получил дополнительный мощный импульс развития. В окрестностях города началась всесоюзная комсомольская стройка — важный участок нефтепровода “Дружба”, который был торжественно открыт в 1964 году. За 10 лет число горожан увеличилось на 13 000 человек. Бурно развивалось жилищное строительство и инфраструктура. Однако в прошлом веке никто не подозревал, каким сильным окажется влияние компании на городскую жизнь.
Сегодня Мичуринское управление акционерного общества «Транснефть — Дружба» — крупнейшее предприятие в городе. Здесь работают более 1000 человек. Его база, включающая нефтеперекачивающие станции, резервуары нефти, нефтепроводы, производственные подразделения, располагается на территории шести областей.
Сердцем сложной структуры управления можно считать линейную производственно-диспетчерскую станцию «Никольское». Это головная нефтеперекачивающая станция (кроме неё, в ведении управления — одиннадцать станций в Пензенской, Липецкой, Курской и Тамбовской областях). ЛПДС «Никольское» располагает солидным резервуарным парком, где обеспечивается безопасное хранение большого количества нефти. На станцию поступает черное золото Западной Сибири, Татарстана, Башкирии. Перекачка нефти производится в двух направлениях. По нефтепроводам «Дружба-1» и «Дружба-2» она идет в Европу.
Ведущий экономист Мичуринского районного управления АО «Транснефть — Дружба» Виктор Арефьев
Транспортый узел, созданный здесь «Транснефтью», оказывает огромное влияние — и косвенное, и прямое. Бывшие ученики вспоминают, что первые компьютеры и видеомагнитофоны в школах Мичуринска появились именно благодаря сотрудникам Мичуринского управления. И с тех пор компания продолжает поддерживать Мичуринск, помогая детским домам, храмам, создавая рабочие места и инфраструктуру.
От века к веку Мичуринск-Козлов был готов кардинально меняться: от пограничной крепости на засечной черте к торговому центру, от торговли к местному производству, от производства к науке будущего, от сельского хозяйства к топливной энергетике. На перекрестке важных дорог маленький город не только выживает, но и цветет — в буквальном смысле слова.
Вячеслав Глазычев: Город, где хочется жить
Вячеслав Глазычев: Город, где хочется жить | Большие Идеи
Экономика
Анна НатитникИдеальный город — утопия или реальность?
Мечта об идеальном городе в большей степени характерна для XV—XVI веков. В это время выходит много сочинений об идеальных городах. Десять лет назад я перевел «Трактат об архитектуре» итальянского архитектора XV века Филарете (Антонио Аверлино) — в нем описан самый совершенный для того времени проект, регламентирующий все, вплоть до шевронов на форме гимназистов и их меню. Разработанный для герцога Сфорца, этот проект учитывал интересы всех слоев общества и подразумевал гармоничное развитие всей инфраструктуры. Но чтобы построить этот город, нужно было, как и сочинил Филарете, найти философский камень: уже в те времена было понятно, что это безумно дорогая затея.
Если перескочить через века, то я бы назвал два реально существующих города. Один из них был идеальным многие столетия — это Венеция. Сейчас он превратился в туристический центр, но на протяжении веков там благодаря невероятно тонкой балансировке интересов разных социальных и этнических групп не было ни восстаний, ни забастовок. Даже несмотря на экономический упадок, Венеция оставалась потрясающе гармоничным городом до наполеоновских времен.
А сегодня жив идеальный город совсем другого типа — это американский Рестон, штат Вирджиния. Он был построен в 1960—1980-х годах благодаря фанатическому упорству замечательного девелопера Роберта Саймона, который вложил в этот проект все свои средства. Изумительно спланированный, тонко отрежессированный по свободе выбора типа застройки, Рестон стал воплощением концепции города-сада и библией градостроителей: его изучает уже второе или даже третье поколение, но повторить этот шедевр пока еще никому не удавалось.
Почему?
Потому что это невероятно трудно. Надо не просто красиво спланировать город, учитывая особенности, скажем ландшафта, — это умеют многие. Важно сбалансировать проект и осуществить его, не нарушая гармонию целого. Чтобы создать притягательную для людей среду, требуется невероятная дисциплина. Но обычно инвесторы спешат, власти упрямы и не готовы менять правила ради интересной идеи. Рестон не повторить еще и потому, что он появился благодаря редчайшему сочетанию случайностей: потрясающего таланта и воли одного человека, который приглашал хороших архитекторов и притягивал своей харизмой инвесторов, и временного желания нефтяных компаний (Mobil, Exxon и др.) заняться недвижимостью. Чудеса, как правило, случаются однажды.
Расскажите, пожалуйста, о какой-нибудь реальной попытке повторить это чудо.
Такой пример: мощнейшая — и с менеджерской, и с финансовой точки зрения — корпорация Disney построила в графстве Орландо (США, штат Флорида) город Селебрейшн. И хотя его создавали известные архитекторы, получилась, по сути, золоченая клетка — искусственный город с невероятно жестким ограничениями, вплоть до того, что занавески там можно вешать только белые. В этот проект не была заложена возможность гибко реагировать на изменение модуса жизни. И население там подобралось соответствующее: люди определенного типа — дети-переростки, сохранившие мечту о диснеевском мире. Делать там совершенно нечего — и жив он только благодаря субсидированию. Рестон же — настоящий полноценный город. Не случайно туда перебрались власти округа и штаб-квартиры некоторых солидных компаний.
В чем еще секрет притягательности Рестона? Вы говорили о сбалансированности…
Рестон — идеальный город в смысле балансировки интересов. Люди разного достатка там не мозолят друг другу глаза — ни бедностью, ни богатством. Это достигается благодаря грамотному зонингу, то есть определению типа территории (скажем, только под жилье, коммерцию, производство), минимальных размеров земельных участков и минимальной стоимости недвижимости. Если у меня на постройку дома есть, скажем, 200 тысяч долларов, я не буду соваться туда, где по правилам следует возводить дома за 500 тысяч — я обойду этот район стороной, даже если он мне очень нравится. Возможно, это жестокая, но действенная схема имущественной сегрегации. Этим, кстати, Рестон отличается от Москвы, где богатство бьет в глаза. Кроме того, в Рестоне есть разнообразие и свобода выбора — занятий, образа жизни, структуры семейного бюджета. Без соседства с крупным городом (Рестон расположен в получасе езды от Вашингтона) сегодня обеспечить такое богатство нельзя. Однако слишком близкое соседство тоже плохо: города просто наползают друг на друга. Это очень тонкие материи, для которых необходим точно срежиссированный диалог жителей и концептуальных планировщиков.
Кстати, такой диалог был блистательно «поставлен» в Денвере (США), в Ванкувере (Канада) — но это огромная редкость. В Европе подобная попытка (в новом голландском городе Алмере) почти провалилась из-за этнической миграции. Появление плохо интегрируемых анклавов, самопроизвольных гетто — одна из современных драм, нарушающих гармонию сожительства, разрушающих города как корпорацию групп и слоев жителей.
Можно ли решить эту проблему?
Никто не знает. Пока господствовала концепция «плавильного котла», ассимиляции, все решалось естественным путем. Когда поток этнических мигрантов стал возрастать, когда они начали самовоспроизводиться, оставаясь чужими для веками складывавшейся культуры, возникла серьезная проблема. И как ее решать — непонятно. Это настоящая трагедия XXI века.
Хорошо, положим, идеальный город — это почти утопия. Тогда давайте поговорим просто про современный город, удобный для жизни. Каковы его составляющие? Наверняка критерии за последнее время изменились.
Конечно. По сравнению с моделями XVIII—XIX веков ситуация радикально изменилась: если раньше город прирастал к производству (необязательно промышленному — старые столичные центры строились вокруг «производства власти») или коммерции, то сейчас, наоборот, коммерция идет к городу. Сегодня фирма (например, Toyota или Volkswagen — они как раз искали себе места в России) выбирает локализацию с оглядкой на культурный климат, наличие транспортных магистралей, возможность, скажем, отправить детей в школу с преподаванием на родном языке (на японском для наладчиков Toyota). Это важнее, чем голая производственная линия на дешевой площадке, — а еще совсем недавно было иначе.
Кроме того, сейчас большое значение приобретают многообразие и толерантность — когда не один модус поведения, а все, кроме криминального, считаются нормальными. Когда гей-сообщество находит свои кварталы, само начинает их «окучивать» и жить своей жизнью; когда артистические группы находят свою нишу, пти-буржуа — свою. Город прошлого, скажем Рим или Париж, мог быть прекрасен, но он был чрезвычайно жесток и не принимал многообразия. Три четверти Лондона — это дома с совершенно одинаковыми входами, мостиками, ступенями. Грубо говоря, людям задавалась довольно комфортная, но единственно возможная модель жизни.
И еще одно изменение. Сейчас на центр города накладывается новая функция: уютного места общения для представителей разных слоев общества, с разной толщиной кошелька и т.д. К этому большинство городов, кроме старых вроде Лондона с его пабами на каждом углу или Парижа с его кафе, пока не готово.
Кстати об уюте и комфорте. Думаю, все замечали, что в некоторых городах чувствуешь себя особенно неуютно, ощущаешь некое давление. Чем это объясняется?
Я вижу здесь два слоя. Первый — это дискомфорт, создаваемый общей ситуацией: в стране, в мире, в экономике. Если человек испытывает растерянность от вечно растущих цен, тарифов и невозможности это контролировать, то о каком комфорте может идти речь?! В крупных городах это всегда ощущается острее — там жизнь дороже. Но есть и то, что создается самим городом. И хуже всего ситуация опять же в мегаполисах — пожалуй, в любом из них есть отвратительные, гнетущие районы. Бывают и отдельные очаги дискомфортной застройки — чрезмерно зажатые проходы, которые вызывают желание сбежать, проскочить их как можно быстрее. Или слишком большие пространства, которые лишают человека чувства защищенности. Или слишком монотонная застройка и слишком большие здания. Это редко анализируется, но очень ощущается. Кстати, сверхвысокие здания вроде манхэттенских воспринимаются иначе: глаз видит только то, что находится на уровне первых этажей. И обычно эти небоскребы на людей не давят и вызывают чувство восторга, а не угнетенности. К тому же часто внутри у них их есть множество маленьких зон, двориков, замкнутых, закрытых и защищенных, что тоже очень важно. Между прочим, в Нью-Йорке очень мудро поступили, введя поправки в закон 1916 года об отступах и предельных высотах. Теперь, если хочешь надстроить дополнительные этажи — будь любезен, сделай свободный доступ в лобби. Ведь людям нужно куда-то зайти, передохнуть, присесть. Город стал уводить то, что раньше было площадью, в интерьеры — аркады, пассажи нового типа, иногда многоэтажные, многоярусные. В Торонто, где зимой бывает очень холодно, вы можете пройти весь центр по помещениям, выходя на улицу, возвращаясь, спускаясь, перекусывая. Это средневековая улица, перемещенная в интерьер. В Гонконге можно пересечь над транспортными магистралями весь центр и выйти прямо в парк. Это сегодняшний тип комфорта большого города. А в Хельсинки, например, сумели наладить жизнь города во времени: главная площадь с 8 до 14 часов превращается в продуктовый рынок, потом за полчаса все мгновенно убирают, моют, и она опять становится парадной и официальной. Такое переключение внутренних часов города тоже требует тонкой настройки ума, а не просто счета по головам, квадратным метрам, долларам или рублям.
советуем прочитать
Эмпатическое проектирование как путь к выдающимся инновациям
Леонард Дороти, Рейпорт Джеффри
Улица корчится безъязыкая
Евгения Чернозатонская
Битва за истину
Синан Арал
Кофе вам (не) в помощь
Ирина Гусинская
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Семь шагов к безопасной продуктивности
Дэвид Майклз
О том, как стать первым на рынке сапфиров и не разориться
Поляков Владимир
Эмпатическое проектирование как путь к выдающимся инновациям
Леонард Дороти, Рейпорт Джеффри
Право руля
Ирина Пешкова
Бельгийский город, где родилась теория Большого взрыва
Исторический город Левен в Бельгии является центром научных исследований и домом для университета 15-го века, где в 1931 году была сформулирована теория Большого взрыва.
Фотография Скотта Wilson, Alamy Stock Photo
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Флоренция, Лондон и Прага — с их планетариями, астрономическими часами и учебными залами — привлекают путешественников, которым нравится заниматься астрономией и происхождением времени.
Но один такой город, наполненный научными открытиями и сверкающими моментами мысли, остается забытым: Левен, Бельгия. В этом университетском городке в 1931 году отец Жорж Леметр, малоизвестный бельгийский католический священник, выдвинул свою новаторскую гипотезу о происхождении Вселенной.
Иными словами, именно в Лёвене впервые возникла теория Большого Взрыва. Или, как Леметр тогда называл свою концепцию, «день без вчера». Тем не менее, влияние ученого как «отца Большого Взрыва» только недавно получило широкое признание.
Уменьшите масштаб, чтобы увидеть больше области.
Возобновление интереса Лёвена к Леметру сегодня — это БУМ этой зимой! Городской фестиваль, который продлится до 30 января 2022 года. Впервые город демонстрирует редко встречающиеся архивные материалы из жизни ученого, а также организует выставки и мероприятия, соединяющие миры концептуального искусства и конкретной науки, на таких городских площадках, как как музей М Лёвена.
Отец Большого Взрыва
Назад в 19В 30-е годы теория Леметра была настолько дикой и нестандартной, что многие из его современников, включая Альберта Эйнштейна, отвергли его предположение о том, что Вселенная расширяется. Говорят, что в то время физик-теоретик с всклокоченными волосами сказал ему: «Ваша математика верна, но ваша физика отвратительна».
( Это видео опровергает теорию Большого Взрыва .)
Жорж Леметр (справа) встречается с Альбертом Эйнштейном в Калифорнийском технологическом институте в Пасадене, Калифорния, 1933 год. Географический
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Родившийся в 1894 году в Шарлеруа, Бельгия, Лемэтр сначала получил образование инженера-строителя, прежде чем заняться математикой в Католическом университете Лёвена (известном сегодня как KU Leuven), где он в конечном итоге стал профессором. Выявляя и уточняя связь между теорией относительности Эйнштейна и зачаточным расширением Вселенной, стойкий католик также учился и готовился к епархиальному священству. На протяжении всей своей жизни он исследовал глубокие противоречия на стыке науки и духовности.
Его связь с церковью стала настолько важной, что Леметр был избран Папой Пием XI членом Папской академии наук Ватикана, президентом которой он позже стал в 1960 году.
«Леметр — один из великих забытых люди науки, как на национальном, так и на международном уровне», — говорит Томас Хертог, известный бельгийский космолог из KU Leuven, который работал над развитием теории Большого взрыва со Стивеном Хокингом в течение 20 лет.
Студенты учатся в библиотеке KU Leuven, одного из старейших университетов Европы, основанного в 1425 году.
Фотография Карла Брунинкса
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Как объясняет Хертог, историей священника пренебрегли, потому что Леметр никогда не интересовался помпезностью или «построением мира вокруг идей».
Действительно, новаторская диссертация Леметра под названием «Начало мира с точки зрения квантовой теории» содержала всего 457 слов в английской версии и была опубликована в виде письма в британском еженедельнике 9.0025 Природа.
«Это действительно забавно, потому что я ничего не слышал о Леметре, когда был студентом в Лёвене в 1990-х годах. Немногие люди в Бельгии сделали это. Стивен [Хокинг] тоже ничего о нем не знал, и только когда я вернулся в Лёвен в качестве профессора, я узнал его историю», — говорит Хертог.
( Фрэнсис С. Коллинз из проекта «Геном человека» рассказывает о балансе между наукой и религией .)
В поисках Леметра
Lemaître настолько сдержан в городе, что путешественники должны знать, где искать. Его скульптурный бронзовый бюст с жесткими очками и римским воротником теперь установлен на постаменте во дворе Колледжа ван Премонстрайт, в котором когда-то размещался Физический институт Католического университета Левена.
В пределах 600-летнего KU Leuven, в южной части старого города, еще одной достопримечательностью являются жилые и рабочие помещения Леметра в Heilige-Geestcollege (Колледж Святого Духа). Здесь, в 19В 58 лет он с гордостью перенес один из первых компьютеров в Бельгии на свой чердак, чтобы погрузиться в другой новый мир — вычислительные вычисления.
Кафе, такие как изображенное здесь Oude Markt, усеивают исторический центр города Левен.
Фотография Sergi Reboredo, Alamy Стоковое Фото
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Налево : Посетители осматривают экспонат в библиотеке KU Leuven. Университет известен своей направленностью на науку.
Фотография Карла Брунинкса
Справа : Посетитель участвует в одной из многочисленных выставок высоких технологий в Доме здоровья в Левене. Совместный проект нескольких местных организаций, в том числе KU Leuven и города Leuven, Health House предлагает иммерсивные экспонаты, которые исследуют будущее здравоохранения.
Фотография Рулофа Пантьеса, Дом здоровья
Религия оставалась неизменной для Леметра, и он служил мессу в церкви Святого Петра, которая сохранила свой торжественный вид вдали от близлежащего рынка Ауде-Маркт. В этом праздничном центре, сегодня насчитывается более 50 пабов, подают пилснер Stella Artois соломенного цвета, который впервые был сварен в городе в 1926 году. Здесь его статуя позирует на площади наук Католического университета Лувена с мелом в руке перед медной доской, на которой выгравирован атомный галочка.
Чтобы проехать между двумя статуями, велосипедная дорожка «Маршрут Большого взрыва» протяженностью 21 миля отмечена указателями с QR-кодом, раскрывающими историю Леметра и создающими символический союз между двумя университетскими городками, где он читал лекции.
( Любите науку? Вот еще несколько направлений, расширяющих кругозор .)
Инновационное наследие Лёвена
Заманчиво, говорит Мохамед Ридуани, мэр Лёвена, увидеть эту нить технологического любопытства и научного блеска бег по всему городу, почти как жизненная сила.
«Ключевое слово — инновации, и со времен Средневековья Левен был безопасным местом, где ученые могли свободно выражать свои идеи, — говорит Ридуани. «Здесь проживает 100 000 человек, но более 60 000 студентов. Это отличная основа для стимулирования воображения».
В городе давно процветают ученые, раздвигающие границы. Среди эрудированных ученых анатом Андреас Везалий, который в 16 веке составил первое полное описание человеческого тела. Затем есть картограф Герард Меркатор, чья работа оказала влияние на развитие GPS-навигации, и Жан-Пьер Минкелерс, который впервые изобрел осветительный газ для освещения больших городов мира.
Последним эрудитом, по словам Ридуани, является сам профессор Хертог, чья квантовая теория, находящаяся в стадии разработки, основана на открытии Леметра 90-летней давности. Абстрактного — «не попасть в истоки времени, а потерять законы самой физики», — говорит Хертог, — достаточно, чтобы замкнуть мысли любого путешественника.
В этом, в конечном счете, и заключается великолепие Лёвена: он взращивает гениев, которые продолжают освещать вселенную.
Майк МакИчеран — писатель-путешественник из Эдинбурга. Следите за ним в Твиттере.
Читать дальше
Впечатляющие ископаемые рыбы показывают критический период эволюции
- Наука
Впечатляющие ископаемые рыбы показывают критический период эволюции
Прежде чем животные выползли из моря и распространились на сушу, появление челюстей отмечен значительный период в развитии почти всех ныне живущих позвоночных, включая человека.
Неон возвращается. Вот почему.
- Путешествия
Возрождение фантастических мерцающих знаков освещает придорожную Америку, от легендарной трассы 66 до полосы Вегаса.
Эксклюзивный контент для подписчиков
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать Красную планету
Подробнее
Slash Talks Original NSFW Lyrics к «Paradise City»
Slash Talks Original NSFW Lyrics к «Paradise City»
С Appetite for Destruction , которому завтра исполнится 25, Fuse поговорил с легендарным шредером Слэшем о трудном Guns N’ Roses рок-шедевр и узнал кое-что… интересное о песне «Paradise City».
«Отвезите меня в Paradise City, где девушки толстые и с большими сиськами», я думаю, что это был мой оригинальный текст, а другие парни изменили его», — говорит нам Слэш, улыбка выползает из-под его вездесущий цилиндр, солнцезащитные очки и вьющиеся локоны. «Мы все думали, что это было забавно, но это не должно было попасть в альбом. Я думаю, так оно и было».
Слэш также вспоминает, что уже ставшая классикой «Welcome to the Jungle» дебютировала не так, как ожидала группа. «Было решено, что «Welcome to the Jungle» станет флагманской песней на альбоме, — говорит Слэш. «Если я правильно помню, когда он впервые вышел, он не получил массового отклика. Только после «Sweet Child O’ Mine» другие видео, которые мы делали ранее, стали популярными».
Чтобы услышать, как Слэш больше рассказывает о создании одного из величайших дебютных альбомов всех времен, посмотрите видео выше. И обязательно ознакомьтесь с нашей фотогалереей, посвященной 25-летию Appetite , где представлены фотографии с прорывных выступлений GnR в 1987 году.
Мы думаем, вам понравятся эти похожие видеоролики ниже, а для получения большего количества отличного контента с участием ваших любимых исполнителей подпишитесь на Fuse+, чтобы получить доступ ко всем нашим видео.
2m
Girl Talk Написание более оригинального материала, поиск соавторов
3 м
Интервью: Hell or Highwater Talk Истоки и уникальный звук
2 м
Новый альбом Korn Talk и воссоединение с оригинальным гитаристом: Fuse News : Fuse News
1m
Секретное оружие Talks Вдохновленный Нью-Йорком
3m
Интервью: YouTube Sensation Кинан Кэхилл рассказывает «Руки вверх» и новые оригинальные песни
2m
Интервью: ‘X Factor’ UK Champs Little Mix Talk Дебютный альбом и происхождение
2m
‘X Factor’ UK Champs Little Mix Talk Дебютный альбом и происхождение: Fuse News
1m
The Front Bottoms Talk Jersey at Austin Городские пределы
1H 37M
За пределами рая
Нам нужно поговорить об Америке
2M
Фестивали: Остин Сити Лимиты 2013: MS Talk Soundtracking ‘Game of Thrones’
1M. 0003
2222222222222222222222222222222222222222222222222222. Орлеан Бинго! Show Talk Родной город, «Треме»
3 м
Фестивали: Austin City Limits 2013: Португалия. The Man Talk Danger Mouse & HAIM Collaborations
3m
Festivals: Austin City Limits 2013: Grouplove Talk Recording Album in Legendary Yes Guitarist’s House
21m
Lost In Paradise
21m
Trouble In Paradise
4m
Интервью: Minus the Bear о возвращении к своему первоначальному звучанию
3m
Лирически Талиб Квели: Fuse News
22 м
Подвиг. Andre Paradise
22m
Drama In Paradise
3m
Interviews: Slash on New Album (September 2014)
2m
Lewis Del Mar Conquer Sniffles To Talk Debut LP
2m
Festivals: Lollapalooza: fun.
Беседы, игнорирующие приказы доктора расслабиться
6 м
Интервью: Фронтмен Killswitch Engage Джесси Лич Говорит о возвращении в
4 м
Интервью: Атлас Австралии Genius Talk Coming to America
3M
Coachella 2015: стеклянные животные разговаривают с Erik Rivera
8M
Duckwrth Do ASMR и рассказывает о его претензии на славу
2M
. В Интернете о привлечении энергии в фестивале показывает
2m 2m 2m 2
. Обсуждение, наконец, «Making It» на «Guitar Hero»
1 мин.
Жюстин Скай рассказывает о реакции фанатов на новую музыку
2 мин.
98 градусов Объясняет сомнительный, наводящий на размышления текст «Microphone»
2 м
Интервью: тексты песен, которые вы хотели бы написать
6 м
Дризи исполняет ASMR со своими текстами
2 м
30 Seconds To Mars Любите VMA, говорите «Личное» Новый сингл
8 м
Эд Маверик делает ASMR с кактусом, рассказывает о том, как приспособиться к славе и не только!
3m
Диллон Фрэнсис снова говорит о работе с Брендоном Ури, возвращается в Moombahton Roots
10 мин.
Эй Джей Митчелл делает ASMR с песком, говорит «Раньше был» и осваивает свое ремесло
1 мин. От «Wack Jobs» до дебюта на 25-м месте в альбоме , Создатель
2 м
Фестивали: Voodoo 2012: Justice Talk Новый Орлеан, реакция толпы на новые песни
4 м
Буги-вуги делает ASMR, когда Eminem подписывает контракт с Food Talks, и все на продажу
5 м
3 Talk Tribute Track для покойной бабушки певца
6m
Глупая струна незаконна в каком городе США!? Комедианты реагируют на странные законы
3 м
Hozier Talks, Take Me To Church, его первый полноформатный альбом
4 м
SXSW 2014: Ty Dolla $ign говорит о продаже пластинок, чтобы освободить своего заключенного брата
Фестивали: Coachella 2013: Динамичный дуэт ди-джеев NERVO говорит, что общение с фанатами — это «как терапия!»
23 мес.
Baby Talk
42 мес.
Skin City
2 мес.
Фестивали: Austin City Limits 2013: Silversun Pickups начинают подготовку к 4-му LP Post-ACL Music Festival
2M
Перри Фаррелл вспоминает о происхождении Lollapalooza
3M
SNBRN. НЕТ GMOS, Real Hoes Lyric, в то время как Scoping Out Out Out Pumpkin Mask
3M
222222222222222222222222220 ‘
7m
Thundercat проходит тест на детекторе лжи: он когда-нибудь забывает свои тексты?
44 м
Острые ощущения Города Грехов
9 м
Grafh Talks Black Balling
41 м
Город грехов Shakedown
45 м
Плоть и город
4 м
Молодые профессионалы — 06 Guena LG & Amir Afargan feat.
Софи Эллис Бекстор — Назад 2 Рая
4M
Интервью: Кейт Нэш рассказывает о новом альбоме ‘Girl Talk’ & Fashion
3M
Sound City Interview: News News
1M
22.
Грейс Поттер говорит соло
1M
Joywave Talk Gusty Up Up undwork
1M
Фестивали: Остин Сити Предел 2013: Посмотрите в будущем.
Jason Derulo Talks Stevie Wonder
2m
Culture Club Talk Talk Права ЛГБТ
1m
LA and Xristina Talk Transitioning
2m
as 9xe Lord 4s — 10222 The Young Professional0142
3 м
Интервью: Олмс раскрывает средневековое происхождение новой группы Пита Йорна (в первоначальном исполнении Abba)
2 м
Аврил Лавин раскрывает дуэт Чада Крюгера «Let Me Go» Песня о расставании: Fuse News0003
HoneyHoney Talks New Album 3
3 м
Премьера музыкального видео: Signal City — Fortune
3 м
Мона Сингер рассказывает о пьяном происхождении сайд-проекта с Kings of Leon
2 м
3 Atlanta
5m
Tech N9ne и Murs Talk Eminem, Slipknot
1m
Певец группы поддержки OMI Talks Finding His Sound
3m
Zac Brown Band News Talk9 Southern: Fuse Brown Band News Talk9 Southern: Fuse Brown Band Talk9 Southern: Fuse Brown Band Talk
2M
Coachella 2015: Джесс Глинн переговорит в первую очередь
1M
A $ AP Rocky Talks «1 Train» Collabos
1M
J.
Cole Talks «Crooked Smile»
J. Дебютный альбом Young Thug Talks
1m
Фестивали: ACL: Austin City Limits Обзор
1m
Ed Sheeran Talks Awkward Bar Moments
5m
Интервью: Girl Talking «More Than 9»
4 1M
Lollapalooza 2015: Dillon Francis рассказывает о Donuts & Zedd
1M
Nate Ruess Talks ‘Grand Romantic’ Album
1M
Интервью: 50 Cent Collab 9014 2 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE 9029.RIVE.
2m
Туве Ло рассказывает о фестивале моды в Боннару
1m
Закк Уайлд рассказывает о своей семье
Алжир: город, где Франция является землей обетованной, но все еще врагом | Алжир
В течение последних нескольких недель мир потрясло ужасное насилие в Мали и Алжире. Эти события также напомнили нам, какая часть Африки по-прежнему является франкоязычной и насколько глубоко французское влияние все еще ощущается на этих территориях. Более того, конфликты напомнили всем остальным, что французы по-прежнему считают эту часть мира своим задним двором
Длительное участие Франции в африканских делах, от Руанды до Северной Африки, также было отмечено кровавыми убийствами и пытками. Особенно это касается Алжира, крупнейшей страны Африки, впервые завоеванной французами почти 200 лет назад. Алжир получил независимость в 1962, после упорной войны против Франции, примечательной использованием террористической тактики и пыток с обеих сторон. Нищета и терроризм по-прежнему присутствуют в алжирской жизни. В то же время, по мере того как центр «арабской весны» смещается в Северную Африку, он также смещается ближе к Франции, где проживает самое большое мусульманское население в Европе.
В таком случае неудивительно, что французы становятся все более чувствительными к меняющимся настроениям в мусульманском мире и особенно в Алжире. Действительно, это не первый случай, когда события в Северной Африке грозят перекинуться на Францию. В 90s, когда Алжир превратился в бойню и десятки тысяч были убиты в грязной войне между правительством и исламистскими повстанцами, Париж был главной целью алжирских экстремистов. В 1995 году Абдельбаки Сахрауи, умеренный имам, был застрелен в северной части Парижа террористической группой «Исламская армия» (ИГА). За его смертью последовала череда взрывов гражданских объектов в Париже, в результате которых восемь человек погибли и более 100 получили ранения.
Совсем недавно Франция была сотрясена серией убийств в течение девяти дней в марте прошлого года, включая трех французских солдат североафриканского происхождения, убитых в двух отдельных перестрелках, и раввина, двух его маленьких сыновей и третьего ребенка в результате нападения на еврейского школа в Тулузе. Ярость только усилилась, когда стало известно, что убийцей является Мохамед Мерах, молодой гражданин Франции алжирского происхождения. Прежде чем Мера был застрелен во время осады многоквартирного дома, в котором он жил, вооруженной полицией, он заявил, что хочет «поставить Францию на колени».
Многие простые алжирцы хотели выдать это дело за внутреннее дело Франции и не хотели, чтобы их заражали ассоциации. В алжирской прессе было много гнева по поводу того, как убийства были связаны с алжирским происхождением Мера: для многих это был чистый расизм. Но ничто из этого не помешало Мераху стать героем, которого прославляли как «льва» в радикальных мечетях Алжира. Спустя пятьдесят лет после их последней настоящей войны кажется, что Франция и Алжир все еще вполне способны перегрызть друг другу глотки.
Я впервые увидел на себе остроту этих эмоций, когда поехал учиться во Францию в 1982 году. В итоге я жил на окраине Лиона, где начались первые так называемые городские беспорядки – предвестники беспорядков. 2000-х годов. Все это лето — «жаркое лето» — молодые иммигранты регулярно поджигали автомобили, называя подобные развлечения «родео» и объявляя войну полиции. Центром насилия был cité (жилой комплекс) в Венисье под названием Les Minguettes.
В то время я мало знал о французской колониальной истории и предполагал, что это были расовые беспорядки, мало чем отличавшиеся от тех, что мы знали в Великобритании в 1981 году. Но я знал, что большинство детей, сражавшихся с полицией, были из алжирского происхождения и что это должно иметь какое-то значение.
Тридцать лет спустя нерешенный вопрос между Францией и Алжиром стал еще более сложным. Вот почему в прошлом году я открыл Центр изучения Франции и Северной Африки (CSFNA) в Институте Лондонского университета в Париже (ULIP), деканом которого я являюсь. Общая цель центра — функционировать как мозговой центр, объединяющий не только ученых, но и всех, кто заинтересован в понимании сложностей франко-алжирской истории; в этом обязательно участвуют журналисты, юристы и правительство, а также историки.
В то же время я пишу книгу под названием Французская интифада, , которая представляет собой параллельную попытку осмыслить французскую колониальную историю в Северной Африке. Эта книга представляет собой экскурсию по наиболее важным и опасным фронтам того, что многие историки называют четвертой мировой войной. Эта война — не конфликт между исламом и западом или богатым севером и глобализированным югом, а конфликт между двумя очень разными мировыми опытами — колонизаторами и колонизированными.
Французы вторглись в Алжир в 1830 году. Это была первая колонизация арабской страны со времен крестовых походов, и она стала большим потрясением для арабского народа. Эта первая битва за Алжир была постановочной. Прогулочные корабли отплыли из Марселя, чтобы наблюдать за бомбардировкой и высадкой на берег. Арабские трупы, разбросанные по улицам и вдоль береговой линии, были не более чем второстепенными красками для парижского зрителя, наблюдающего бойню через театральный бинокль с палубы своего круизного лайнера.
Травма усугубилась тем, что в течение нескольких коротких десятилетий Алжир не получил статус колонии, а был присоединен к Франции. Это означало, что страна не претендовала на какую-либо независимую идентичность, а подчинялась парижскому правительству так же, как Бургундия или Эльзас-Лотарингия. Это оказало глубоко разрушительное воздействие на алжирскую психику. Поселенцы, приехавшие на работу в Алжир с материковой части Европы, были известны как pieds-noirs — черноногие — потому что, в отличие от мусульманского населения, они носили обувь. Pieds noirs культивировали иную идентичность, чем французы с материка.
Между тем, мусульманские деревни были разрушены, а целые жители были вынуждены переехать, чтобы разместить европейские фермы и промышленность. По мере того как количество и статус пьед-нуаров росли, коренные алжирцы, не имевшие гражданства по французским законам, официально не существовали. Альбер Камю прекрасно запечатлел эту неидентичность в своем великом романе Незнакомец ( Посторонний ): когда герой Мерсо застреливает неизвестного араба на алжирском пляже, нас интересует только судьба Мерсо. Мертвый араб лежит буквально за пределами истории.
Как и большинство европейцев и американцев моего поколения, я впервые столкнулся с Алжиром и Алжиром в произведениях Камю, не только в L’Etranger , но также в его мемуарах и эссе. И, как и большинство читателей, рассматривающих Алжир через призму Камю, я был озадачен этим местом, которое, по его словам, было настолько французским, что могло бы быть во Франции, но в то же время таким чуждым и недоступным.
Частично эта трудность возникает из-за того, что Алжир, описанный Камю, лишь частично является мусульманской страной. Вместо этого Камю видит в Алжире идеализированную пансредиземноморскую цивилизацию. В своих автобиографических заметках об Алжире и римских руинах в Типасе он описывает языческое место, где классические ценности все еще были живы и видны в суровом, но прекрасном, залитом солнцем ландшафте. Это и есть ключ к философии абсурда Камю. В его Алжире Бога не существует, а жизнь представляет собой бесконечную серию моральных выборов, которые люди должны принимать самостоятельно, без метафизического утешения или совета, и с небольшой или вообще без возможности знать, что они когда-либо делали абсолютно правильный выбор.
Здесь легко увидеть, как философия Камю понравилась поколению французских левых интеллектуалов, сражавшихся во Второй мировой войне, в период, когда оккупированная Франция была окутана моральной двусмысленностью, а также военной хваткой немцев. Однако он был менее эффективен в послевоенный период, когда алжирский национализм начал выступать против Франции, моделируя себя на основе ценностей французского Сопротивления.
Камю сочувствовал делу защиты прав мусульман. Однако, как и большинство европейских algériens слева, Камю не говорил по-арабски и не терпел религии, включая ислам. Что наиболее важно, на протяжении 1950-х годов, когда насилие между французскими властями и алжирскими националистами усиливалось, Камю оказывался бесконечно скомпрометированным. Его намерения всегда были благородны, но к моменту своей гибели в автокатастрофе в 1960 году он признал, что больше не признает страну своего рождения.
В 90-е годы посетить Алжир стало практически невозможно. Читать Камю как путь в этот Алжир было просто пустой тратой времени. Это была страна, в которой царил террор, поскольку бескомпромиссное правительство вело теневую гражданскую войну против исламистских повстанцев, стремившихся превратить Алжир в «Иран на Средиземноморье».
Алжирские мусульмане регулярно подвергались резне со стороны исламистов и других неизвестных сил. Иностранцы объявлялись исламистами врагами и предавались казни. Правительству тоже нельзя было доверять. Единственными неалжирцами, отваживавшимися в этой стране, были закоренелые военные репортеры, такие как Роберт Фиск, который описал, как маскировал свое европейское лицо газетой во время поездки на машине по Алжиру и оставался на улице или в магазине не более четырех минут — минимальное время. , решил он, чтобы похитители выследили европейца. В Алжире в середине 90s, в этом некогда самом космополитическом из городов, примерно в часе полета от материковой Франции, для алжирцев и европейцев похищения и убийства всегда были делом нескольких минут.
Эндрю Хасси (в центре) в североафриканском кафе в парижском районе Барбес. Фотография: Франк Фервиль для Observer
Когда я впервые приехал в Алжир в 2009 году, город, который я нашел, был не таким. Прекращение огня и амнистия действовали в течение нескольких лет, хотя совсем недавно, в 2007 году, произошла волна смертоносных взрывов и убийств. Но хотя скрывать свой статус европейца уже не приходилось, в городе по-прежнему царило напряжение. По дороге из аэропорта я проехал не менее шести полицейских или военных контрольно-пропускных пунктов, на всех которых стояли хорошо вооруженные люди. Темнело, и Алжир пустел к ночи. Во время долгого кошмара 19В 90-е никто не осмеливался выходить на улицу после наступления темноты, и привычка осталась.
Когда мы ехали в час пик к моему отелю в центре, вы могли видеть, что, наряду с Марселем, Неаполем, Барселоной или Бейрутом, это был один из великих средиземноморских городов; в сумерках я еще различал сосновые леса окрестных холмов и великолепный темно-синий простор залива. Однако, в отличие от любого из ее городов-побратимов, за исключением, может быть, Газы, Алжир был закрыт с первыми тенями вечера.
Следующие несколько дней я ползал по всему городу, ходил по бульварам, карабкался по крутым улицам и смотрел на море с высоты. Я говорил со всеми, с кем мог: учителями, лавочниками, студентами, журналистами, политическими активистами. Все они были на удивление откровенны, затаив дыхание, и им не терпелось рассказать свои истории постороннему. Их страдания в годы исламистского террора были неисчислимы. Элегантный преподаватель университета, специалист по марксизму и феминизму, рассказывала мне, как она каждый день ходила на занятия в университет, проезжая мимо обезглавленных трупов, которые регулярно прикалывали к воротам института. Один журналист напомнил мне порочную паранойю повседневной жизни в Алжире 9-го века.0 с, и как, пока он шел по улице, незнакомые ему бородатые молодые люди шипели на него и делали жест, перерезающий горло.
Молодая студентка, выросшая в «треугольнике смерти» — деревнях и пригородах, контролируемых террористами недалеко от Алжира, — рассказала детское воспоминание о том, как смыла чужую кровь со своих ног, пробираясь по грязным улицам своего деревня после погрома. Она сообщила эти факты холодным, твердым голосом, явно дистанцировавшись от кошмара ради самосохранения.
Несмотря на страшилки, мой восторг поначалу пересилил страх. Я долго ждал, чтобы быть здесь. За последние два десятилетия я много работал и много путешествовал по братским странам Марокко и Тунису. Я все время мечтал побывать в Алжире, увидеть Алжир, столицу французской Северной Африки.
Больше всего я хотел увидеть Касбу – старинный османский город, спускающийся с холмов Алжира к морю. В наши дни Касба превратилась в гниющие трущобы. Его узкие и старинные улочки воняют нечистотами. Есть зияющие дыры, оставленные незавершенными проектами реконструкции или нелюбимыми домами, которые разрушились и рухнули из-за запущенности. Многие жители бормочут, что власти хотели бы полного уничтожения Касбы, которую они считают убежищем для преступников и террористов. Ходят слухи и о спекулянтах недвижимостью, которые хотят строить отели и магазины на первоклассной недвижимости. Тем не менее, это самое знаковое и исторически значимое место в Северной Африке.
Прогулка по Алжиру от Касбы — это жуткий опыт. Это не из-за обычных клише об арабских или османских городах – что они «вечные», «средневековые» и так далее. Это бессмысленные европейские представления о хронологии, городском порядке и современности, привитые к живой реальности мусульманской жизни 21 века. Скорее, ощущение сверхъестественного, с которым вы сталкиваетесь во время первой поездки в Алжир, классически фрейдистское: это похоже на сон ощущение того, что вы, сами того не подозревая, уже бывали здесь раньше. Отчасти это связано с множеством фильмов, книг и картин о городе и о городе, которые сделали Алжир, вероятно, самой известной непосещаемой столицей в мире. Это также потому, что прогулка по Алжиру похожа на прогулку по обломкам недавно заброшенной цивилизации, граждане которой только что в спешке ушли, оставив после себя свои самые личные вещи, которые вы сразу узнаете.
Когда вы спускаетесь по переполненным улицам, ведущим к площади Мучеников, начинают открываться руины французского города. Когда вы спускаетесь мимо мечети в турецком стиле, город расширяется к морю, аркады, переходы и улицы построены с геометрической точностью, которую можно найти в любом французском городе. Центр притяжения французского города находился здесь, между улицей д’Исли (ныне улица Ларби Бен М’иди) и улицей Мишле (ныне улица Дидуш Мурад).
Теперь улицы могут называться в честь героев войны с Францией, но Алжир здесь такой же чисто французский, как Париж, Лион или Бордо. Это многое раскрывается в деталях улицы – дорожных знаках, фонарях, тщательно сконструированных площадях, балконах с голубыми ставнями, старых трамвайных путях и мощеной брусчатке. В самом центре города находится Jardin de l’horloge, компактная садовая терраса, выходящая прямо на гавань, где спрятан памятник погибшим французам, отдавшим свои жизни за «Французский Альжир». Как в Венеции или в порту Марселя, проплывающие мимо корабли кажутся такими близкими, что вы чувствуете, что можете дойти до них.
Этот городской пейзаж глубоко укоренился в культурной памяти Франции, сохранившись в картинах, книгах и фильмах как эмблема города. Один из ярких образов этой части Алжира появляется в финальной части фильма 1937 года « Пепе ле Моко ». В нем рассказывается история Пепе, парижского гангстера, которого играет Жан Габен, который скрывается от парижской полиции и прячется в Касбе. Пепе влюбляется в Габи, молодую парижскую туристку, которая пробуждает в нем тоску по Парижу, который он покинул из-за заточения в Касбе.
В финальной сцене фильма он рискует быть пойманным полицией, покинув Касбу и сбежав во французский город и порт, к кораблю, на котором Габи села, чтобы вернуться во Францию. Его арестовывают и уводят. В последнем жесте любви к Габи (и к Парижу, который она представляет) он взывает к ней, толкая стальные ворота, через которые он не может пройти. Когда Пепе взывает к своей возлюбленной, она его не слышит. В отчаянии Пепе достает перочинный нож и наносит удар себе в сердце. Сцена завершается кадром с трупом Пепе, растянутым на воротах, которые удерживали его в Алжире и отрезали от корабля, который, как мы видим, направляется во Францию. Драматизм этого момента тем более усиливается, что он отчетливо вырисовывается на фоне французского города и Касбы — двух миров, навеки соперничающих во взаимном антагонизме.
Во время моей последней поездки в Алжир я впервые поднялся на холм к Нотр-Дам д’Африк. Эта церковь видна практически повсюду в Алжире, но за все мои поездки в город я ни разу не удосужился ее посетить. В 90-е годы здесь постоянно дежурила полиция, а священники находились под круглосуточной охраной. Когда я добрался туда, я нашел атмосферу относительно спокойной. Это был солнечный день, и эспланада вокруг церкви была заполнена семьями, которые устраивали пикники, наслаждались видами (одними из лучших в Алжире), дети играли в футбол. С террасы открывается вид на район Бологин, где находится футбольный стадион, а также христианское и еврейское кладбище. Дома на берегу моря выглядят как небольшой городок из Бретани или Нормандии, привитый к средиземноморскому пейзажу.
Внутри церкви горстка пожилых пестрых молилась. Я поболтал с несколькими, и они сказали мне, что это все еще их дом и что они молятся о мире, на который надеялись, но никак не ожидали его увидеть. Над алтарем рубрика «Молитесь за нас и мусульман».
Снаружи, на солнце, я болтал с семьями и играющими детьми. Я спросил их, были ли они когда-нибудь в церкви. Я спросил одного ребенка лет 10, который носил футболку «Челси» и пинал мяч, знает ли он, что это за здание. Eh bien oui , — сказал он на средиземноморском французском с прекрасным акцентом, который мог быть родом из Марселя, — ça c’est la mosquée des Roumis. Mais il n’y a plus de Roumis ». Ах да, это мечеть римлян. Но римлян больше нет. враг. Он также представляет собой землю обетованную. Днем улицы в центре Алжира заполнены безработными молодыми людьми, которые мечтают о Франции, но не имеют шансов получить необходимые им визы. Визиты президента Ширака в 2003 году, затем Саркози в 2007 г. и совсем недавно Франсуа Олланда в конце прошлого года встречали толпы, скандирующие: «Дайте нам наши визы!»
Алжирцы, добившиеся успеха во Франции, могут найти атмосферу странной и недружелюбной, когда вернутся. Синик, рэпер из Сен-Сен-Дени, подошел и поклялся, что больше никогда не придет: его встретила кричащая толпа и всеобщее равнодушие.