История города Карталы. Город карталы
история, поселки и улицы города
До 1917 года Карталы был тупиковой станцией Самаро-Златоустовской железной дороги. Значение города Карталы возросло со строительством, перед началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), железной дороги Акмолинск – Карталы. Карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината.
Природные ресурсы Карталинского муниципального района богаты и разнообразны. Издавна на его территории добывали золото, проводилась разработка и добыча каменного угля высокого качества. В западной части города находится Полтавское месторождение антрацитов. На территории района имеются более 10 видов минералов (агат, азурит, асбест, опал и др.), золото, антрацит (вид каменного угля), горные породы, такие как аплит, глина и т.д. После ликвидации дивизии это стало возможным. В настоящее время в районе начали появляться инвесторы, готовые провести доразведку имеющихся месторождений, создать предприятия по их переработке. Министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области в настоящее время выдано более 20 лицензий.
Локомотивный - посёлок городского типа в Челябинской области России, в 264 км к юго-западу от Челябинска и в 3 км к юго-западу от железнодорожной станции Карталы. Имеет статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО).
В 1992 году (бывший военный городок) получил современное название — посёлок Локомотивный со статусом ЗАТО.
Население 10,0 тыс. жителей (2009 год). Статус посёлка областного значения с 1974 года, статус ЗАТО — с 1992 года. В районе посёлка находился позиционный район Карталинской дивизии РВСН (59-я ракетная дивизия) расформированной в 2005 году.
Так же на областном портале недвижимости ЧелСити Вы можете продать, купить, снять или сдать в аренду объекты недвижимости (квартиры, коттеджи, дома, сады, гаражи, земельные участки, парковки, офисы и иную жилую и коммерческую недвижимость) в 11 муниципальных образований Карталинского района, объединяющих 48 населённых пунктов:
№ п/п | Муниципальное образование | Центр | Кол-воСНП | Население(2002), чел. |
1 | Карталинское городское поселение | г. Карталы | - | 29 908 |
2 | Анненское сельское поселение | с. Анненское | 8 | 3 420 |
3 | Варшавское сельское поселение | 3 | 1 650 | |
4 | Великопетровское сельское поселение | с. Великопетровка | 4 | 2 313 |
5 | Еленинское сельское поселение | с. Еленинка | 3 | 1 459 |
6 | Мичуринское сельское поселение | п. Мичуринский | 5 | 1 380 |
7 | Неплюевское сельское поселение | с. Неплюевка | 3 | 1 524 |
8 | Полтавское сельское поселение | п. Центральный | 4 | 1 890 |
9 | Снежненское сельское поселение | п. Снежный | 3 | 1 798 |
10 | Сухореченское сельское поселение | п. Сухореченский | 5 | 1 613 |
11 | Южно-Степное сельское поселение | п. Южно-Степной | 5 | 2 283 |
Населенные пункты Карталинского района
Акмулла (поселок) |
сельское поселение Неплюевское |
Анненское (село) |
сельское поселение Анненское |
Арчалы (поселок) |
сельское поселение Мичуринское |
Варшавка (поселок) |
сельское поселение Варшавское |
Великопетровка (село) |
сельское поселение Великопетровское |
Вишневый (поселок) |
сельское поселение Южно-Степное |
Гирьял (поселок) |
сельское поселение Мичуринское |
Горная (деревня) |
сельское поселение Великопетровское |
Гражданский (поселок) |
сельское поселение Южно-Степное |
|
сельское поселение Новокаолиновое |
Еленинка (село) |
сельское поселение Еленинское |
Елизаветопольское (село) |
сельское поселение Южно-Степное |
Запасное (поселок) |
сельское поселение Новокаолиновое |
Знойное (поселок) |
сельское поселение Южно-Степное |
Каракуль (поселок) |
сельское поселение Снежненское |
Карталы (город) |
городское поселение Карталинское |
Кизилчилик (село) |
сельское поселение Еленинское |
Коноплянка (поселок) |
сельское поселение Неплюевское |
Краснотал (поселок) |
сельское поселение Анненское |
Красный Яр (поселок) |
сельское поселение Варшавское |
Михайловка (деревня) |
сельское поселение Еленинское |
Мичуринский (поселок) |
сельское поселение Мичуринское |
Мочаги (поселок) |
сельское поселение Анненское |
Начальное (поселок) |
сельское поселение Анненское |
Некрасово (поселок) |
сельское поселение Варшавское |
Неплюевка (село) |
сельское поселение Неплюевское |
Новокаолиновый (поселок) |
сельское поселение Новокаолиновое |
Новокатенино (поселок) |
сельское поселение Сухореченское |
Новониколаевка (село) |
сельское поселение Мичуринское |
Озерный (поселок) |
сельское поселение Полтавское |
Ольховка (поселок) |
сельское поселение Великопетровское |
Первомайка (поселок) |
сельское поселение Полтавское |
Песчанка (поселок) |
сельское поселение Снежненское |
Разъезд 61 км (поселок) |
сельское поселение Сухореченское |
Рассветный (поселок) |
сельское поселение Сухореченское |
Родники (поселок) |
сельское поселение Анненское |
Санаторный (поселок) |
сельское поселение Анненское |
Сезонное (поселок) |
сельское поселение Новокаолиновое |
Сенной (поселок) |
сельское поселение Сухореченское |
Система (поселок) |
сельское поселение Анненское |
Снежный (поселок) |
сельское поселение Снежненское |
Степан Разин (поселок) |
сельское поселение Анненское |
Сухореченский (поселок) |
сельское поселение Сухореченское |
Татищево (село) |
сельское поселение Великопетровское |
Тумак (поселок) |
сельское поселение Мичуринское |
Центральный (поселок) |
сельское поселение Полтавское |
Чеголок (поселок) |
сельское поселение Полтавское |
Южно-Степной (поселок) |
сельское поселение Южно-Степное |
Достопримечательности
Каменный Амбар (Ольгино) – многослойное укрепленное поселение бронзового века (первая половина II тыс. до н.э.) в Карталинском районе Челябинской области, расположенное в одноименном урочище в
10 км
к востоку от села Варшавское на правом берегу реки Карталы-Аят (приток р. Тобол). Ещё в 1985 году разведка Тарасова Ю.В. обнаружила на реке Карталы-Аят поселение, которое было названо «Ольгино», а в 1987 году Батанина И.М. с помощью дешифрования аэрофотосъемки обнаружила следы укреплений, аналогичные известным поселениям Синташта, Аркаим, Устье. Раскопки 1992 года, проведенные отрядом археологической экспедиции ЧГПУ под руководством Виноградова Н.Б., подтвердили это предположение. Но на этом работы на поселении временно прекратились, внимание было сконцентрировано на изучении синхронного некрополя Каменный Амбар-5.
Работы были возобновлены в 2004 году, когда Зауральской лесостепной археологической экспедицией Института истории и археологии УрО РАН (Корякова Л.Н., Епимахов А.В., Шарапова С.В., Берсенева Н.А., Пантелеева С.Е. и др.) был заложен новый раскоп к северу от раскопа Виноградова Н.Б. В течение четырёх полевых сезонов было исследовано более 900 кв.м. площади поселения, произведена магнитометрическая (док. Хэнкс Б., док. Мерони К.) и топографической съемки (к.и.н. Берсенева Н.А., Молчанова И.В.), собран подъёмный материал.
Уникальная природа
Все природные памятники расположены на землях лесного фонда и закреплены за Анненским лесхозом. В соответствии с законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях» в Карталинском районе образовано три памятника природы областного значения: Джабык-Карагайский бор, Анненская копь и Безымянное озеро. Все они уникальны.
Джабык-Карагайский бор - уникальный участок лесного фонда района. Это остаток древних лесных массивов, когда-то занимавших сплошное пространство от Южного Урала до предгорья Алтая. Бор сохранился до настоящего времени и имеет большое климаторегулирующее, научное и практическое значение для жизни людей. Он занимает площадь 96000 га и находится под охраной Анненского лесничества. Добраться до памятника природы можно по железной дороге в сторону Магнитогорска. Название станции «Джабык».
Анненская копь – геологический памятник природы. Уникальность копи состоит в том, что на гнейсах горизонтально залегают метаморфизированные гипербазиты. Гранитоидный массив имеет возраст 600 млн. лет. Копь использовалась для добычи камня.
Безымянное озеро – гидрологический памятник природы. Площадь водного зеркала 0,1 км2. Расположен в 5 км южнее поселка Ольховка у тектонического разлома. Вблизи гранитогнетов и серпантилов. Вода отличается прозрачностью, несмотря на содержание биогенных веществ. В нижней части озеро зарастает рогозом, тростником. У озера находится кордон № 12 Анненского лесничества.
Сухой лог – часть речной долины у поселка Рассвет, находится на юге Карталинского района. Сухой лог богат родниками. Здесь растет уникальное растение, очень редкое для Челябинской области – можжевельник.
На территории района есть уникальные минералогические объекты. Особо представлены пегматитовые жилы, которые являются источником многих полезных ископаемых. Пегматитовые жилы находятся рядом с селом Анненское, поселком Система, селом Великопетровка. В этих пегматитовых жилах присутствует минерализация берилла, колумбита, рубенита, граната.
Новостройки: Челябинска, Магнитогорска, Златоуста, Миасса, Копейска, Озёрска, Троицка, Южноуральска, Сосновского района, Красноармейского района, Аргаяшского района, Чебаркульского района.
Смотрите на сайте:
xn--e1agak4ah4a.xn--p1ai
Карталы — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Город КарталыЧерный Тал
Ошибка выражения: неожидаемый оператор < Ошибка выражения: неожидаемый оператор <Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). |
Карталы́ — город в Челябинской области, административный центр Картали́нского района. Население — 28 697[2] чел. (2016). Крупный транспортный узел, центр большого сельскохозяйственного района.
География
Город расположен в 316 км к югу от Челябинска, в 169 км от Магнитогорска, в 190 км от Троицка, в 376 км от Кустаная (Костаная) и в 1850 км от Москвы.
История
Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы на месте посёлка Полта́вский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 года — город, с 1963 года — город областного подчинения, районный центр.
Город расположен на месте казачьего посёлка Полта́вский (позже — село Полта́вка, административный центр Полтавского района). Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.
1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населённый пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.
Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы XIX века молодой Александр Петрович Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.
Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв.
В разгроме войск атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.
22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени Степана Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и надолго восстановили Советскую власть в этих краях.
С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.
Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.
К 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы — Акмолинск.
Тридцатые годы — это бурный рост посёлка. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хромистого железняка.
В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.
В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город.
В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60-70-80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.
1 ноября 1968 года, в районе города (ЗАТО «Локомотивный») была создана 59-я («техасско-далласская») ракетная дивизия Оренбургской ракетной армии. На боевом дежурстве стояли семь полков. 1-й полк имел на вооружении 10 шахтных пусковых установок (ШПУ), остальные — по 6. До начала 80-х годов ХХ века дивизия была вооружена моноблочными межконтинентальными ракетами Р-36. В 1982 г. была закончена модернизация последнего полка, включавшая углубление и переоборудование ШПУ, строительство новых, значительно более защищенных командных пунктов, и перевооружение на ракеты Р-36М (по классификации НАТО — СС-18 «Сатана») с 10-ю термоядерными зарядами индивидуального наведения каждая. Концентрация мощи была настолько велика, что самый первый в эпоху перестройки «Телемост» с американцами, показал, что Карталы у американцев на слуху. Фильм «Миротворец» основан на фактах о военной базе Карталы. В 2005 году шахты были взорваны. Так закончился славный путь ракетного соединения, на протяжении многих лет бывшего основой сдерживающей силой.
Климат
- Среднегодовая температура воздуха — 3,3 °C
- Относительная влажность воздуха — 66,1 %
- Средняя скорость ветра — 4,2 м/с
Население
13 700 | ↗33 917 | ↗40 000 | ↗42 801 | ↘38 905 | ↘37 132 | ↘36 900 | ↘30 400 | ↗30 500 |
↘30 400 | ↘30 300 | ↘29 908 | ↘29 900 | ↘26 900 | ↗29 400 | ↘28 900 | ↘28 800 | ↘28 651 |
↗29 131 | ↘29 095 | ↘28 875 | ↘28 763 | ↘28 757 | ↘28 703 | ↘28 697 |
10 000
20 000
30 000
40 000
50 000
На 1 января 2016 года по численности населения город находился на 524 месте из 1112[16] городов Российской Федерации[17].
Радио
104,0 Маяк (радиостанция)…. 66,65 «Радио РОССИИ»…. 68,21 «Маяк»…. 91,10 «Радио ДАЧА»… 104,9 Радио «Континенталь КАРТАЛЫ»…
Экономика
Экономика города строится в первую очередь на узле ЮУЖД, так как является градообразующем предприятием города. Множество предприятий железнодорожного хозяйства. В городе имеется "Карталинский элеватор" выпускающий хлебобулочную продукцию. Предприятия легкой промышленности и торговли, щебневый завод ООО "Строительный камень", ЗАО "Михеевский ГОК" (горно-обогатительный комбинат в Варненском МР). Идет строительство завода "Микромрамор", Строительство нового завода по добыче строительного щебня в Полтавском поселении. Ведется разработка и лицензирование компаний на добычу и переработку полезных ископаемых на территории Карталинскго района.
Транспорт
Карталы — крупный железнодорожный узел. Город связан железными дорогами с Челябинском, Магнитогорском, Орском и Астаной. На нём функционирует железнодорожный пункт пропуска через границу, обслуживающий граждан всех стран мира.
В городе осуществляется регулярное автобусное сообщение. От городского автовокзала ведётся междугородное автобусное сообщение, охватывающее весь Карталинский район. Имеются также рейсы до городов Челябинск, Магнитогорск, Троицк.
Через город проходит газопровод «Бухара-Урал».
Люди, связанные с городом
Напишите отзыв о статье "Карталы"
Примечания
- ↑ [http://magnitogorsk.bezformata.ru/listnews/kartalov-vremenno-stal-mihail/6273372/ Магнитогорск | И.о. назначен. Мэром Карталов временно стал Михаил Усольцев - БезФормата.Ru]. Проверено 27 февраля 2013. [http://www.webcitation.org/6Ezc2e2aB Архивировано из первоисточника 9 марта 2013].
- ↑ 1 2 3 [http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [http://www.MojGorod.ru/cheljab_obl/kartaly/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Карталы]
- ↑ [http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [http://www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- ↑ [http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [http://www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- ↑ [http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [http://www.webcitation.org/6GDOjhZ5L Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- ↑ [http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [http://www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
- ↑ [http://www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [http://www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
- ↑ [http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [http://www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
- ↑ [http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/resources/66820f804e9e868b9ba79b8e65563e6a/Том+1.+Численность+и+размещение+населения+Челябинской+области.rar Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по Челябинской области. Том 1. «Численность и размещение населения Челябинской области». Таблица 11]. Челябинскстат. Проверено 13 февраля 2014. [http://www.webcitation.org/6NLnfKMH0 Архивировано из первоисточника 13 февраля 2014].
- ↑ [http://web.chelstat.ru/munstat/DocLib1/Численность%20населения%20Челябинской%20области%20в%20разрезе%20муниципальных%20образований%20на%20начало%202012%20г.htm Численность постоянного населения Челябинской области в разрезе муниципальных образований на 1 января 2012 года]. Проверено 12 апреля 2014. [http://www.webcitation.org/6OlxMw2hr Архивировано из первоисточника 12 апреля 2014].
- ↑ [http://www.gks.ru/free_doc/doc_2012/bul_dr/mun_obr2012.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года]. Проверено 31 мая 2014. [http://www.webcitation.org/6PyOWbdMc Архивировано из первоисточника 31 мая 2014].
- ↑ [http://www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [http://www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
- ↑ [http://www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [http://www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
- ↑ [http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [http://www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
- ↑ с учётом городов Крыма
- ↑ [http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. Таблица «31. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года». RAR-архив (1,0 Mб)]
Ссылки
- [http://www.mojgorod.ru/cheljab_obl/kartaly/index.html Карталы в энциклопедии «Мой город»]
- [http://heraldicum.ru/russia/subjects/towns/kartaly.htm История герба города]
- [http://kartaly.ru Информационный портал города Карталы]
- [http://ned-kartaly.ru/ Портал «Новости города Карталы»]
o-ili-v.ru
Карталы - это... Что такое Карталы?
Город Карталы |
Карталы́ — город в Челябинской области, административный центр Картали́нского района. Население 28,7 тыс. чел. (2009). Крупный транспортный узел, центр большого сельскохозяйственного района.
Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы на месте посёлка Полта́вский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 — город, с 1963 — город областного подчинения, районный центр.
История
Город расположен на месте казачьего посёлка Полта́вский (позже — село Полта́вка, административный центр Полтавского района). Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.
1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населенный пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.
Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы XIX века молодой Александр Петрович Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.
Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачев.
В разгроме войск атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.
22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени С. Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и надолго восстановили Советскую власть в этих краях.
С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.
Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.
К 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы — Акмолинск.
Тридцатые годы — это бурный рост посёлка. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хромистого железняка.
В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.
В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город.
Старый герб (1999—2002)В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60-70-80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.
1 ноября 1968 года, в районе города была создана 59-я («техасско-далласская») ракетная дивизия Оренбургской ракетной армии. На боевом дежурстве стояли семь полков. 1-й полк имел на вооружении 10 шахтных пусковых установок (ШПУ), остальные — по 6. До начала 80-х годов ХХ века дивизия была вооружена моноблочными межконтинентальными ракетами Р-36. В 1982 г. была закончена модернизация последнего полка, включавшая углубление и переоборудование ШПУ, строительство новых, значительно более защищенных командных пунктов, и перевооружение на ракеты Р-36М (по классификации НАТО — СС-18 «Сатана») с 10-ю термоядерными зарядами индивидуального наведения каждая. Концентрация мощи была настолько велика, что самый первый в эпоху перестройки «Телемост» с американцами, показал, что Карталы у американцев на слуху. Фильм «Миротворец» основан на фактах о военной базе Карталы. В 2005 году шахты были взорваны. Так закончился славный путь ракетного соединения, на протяжении многих лет бывшего основой сдерживающей силой.
Флаг Карталинского района
Муниципальное образование г. Карталы и Карталинский район (Челябинская область)
Флаг города Карталы и Карталинского района разработан авторской группой: Константин Мочёнов, Галина Туник (обоснование символики), Роберт Маланичев (художник), Юрий Коржик (компьютерный дизайн). Флаг утвержден Постановлением № 101 Карталинского городского Совета депутатов 28 ноября 2002 года. Описание флага:
«Прямоугольное жёлтое полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, несущее в центре изображение фигур из герба района: венок, образованный четырьмя чёрными с зелёными листьями ветвями ивы, и посреди венка — чёрное колесо; вдоль узких сторон — зелёные полосы, каждая в 1/5 длины флага».
Флаг внесён в Государственный геральдический регистр под № 1151.
Использованы материалы книги К. Ф. Моченова и Г. А. Туник «Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований» с разрешения К. Ф. Моченова.
Климат
- Среднегодовая температура воздуха — 3,3 °C
- Относительная влажность воздуха — 66,1 %
- Средняя скорость ветра — 4,2 м/с
Транспорт
Карталы — крупный железнодорожный узел: город связан железными дорогами с Челябинском, Магнитогорском, Орском и Астаной. На нём функционирует железнодорожный пункт пропуска через границу, обслуживающий граждан всех стран мира.
В городе осуществляется регулярное автобусное сообщение. От городского автовокзала ведётся междугородное автобусное сообщение, охватывающее весь Карталинский район. Имеются также рейсы до городов Челябинск, Магнитогорск, Троицк.
Через город проходит газопровод «Бухара-Урал».
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
История города Карталы — Portal
Казачий поселок Полтавский, как и его соседи - Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.
Строительство железной дороги в нашем крае началось в 1915 году. Рабочие, нанятые предпринимателями Тыриным и Селезнёвым, прокладывали рельсы к Анненску и Лесу (район современных Мочагов) на протяжении 40 вёрст для вывоза изделий лесопильных заводов. Рельсы укладывались без сооружения насыпи – прямо на землю. В это же время в 1915-1917, велось строительство железной дороги Троицк – Карталы. Это был участок Троицко – Орской железной дороги.
Если бы кто посмотрел с высоты птичьего полета на эти места в 1917 году, то обнаружил бы, что населенный пункт состоит из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырех шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Интересно отметить, что большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы прошлого века молодой А. П. Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Колмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв.В разгроме банд атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтеров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.
22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени С. Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и навсегда восстановили Советскую власть в этих краях.
С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.
Возникновение и развитие Карталов напрямую связано со строительством железной магистрали, которая и сегодня определяет экономику нашего района. Карталы прошли путь от казачьего отряда до города областного подчинения.
Карталы - город железнодорожников. Пожалуй, в нашей области не найти другого города, где железнодорожный транспорт имел бы такой вес и влияние. Невозможно представить Карталы без железнодорожников, как, скажем, Магнитогорск без металлургов, а Каспи без литейщиков.Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.
В 1931 году был построен одноэтажный вокзал. И уже к 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы-Акмолинск.
В 1934, учитывая настоятельную необходимость бесперебойной работы транспортной артерии для строящегося Магнитогорского гиганта металлургии и других важных новостроек Урала и Сибири, Совнаркомом было принято решение об организации в Уральском регионе целого ряда вагонных депо для технического облуживания вагонов, в том числе и в Карталах. А в годы ВОВ вагонники ускоренными темпами производили деповской ремонт вагонов.
Тридцатые годы - это бурный рост Карталов. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хроминского железняка.
В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.
В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город.В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60-70-80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.
Появление новых отраслей, однако, не смогло вытеснить старинный народный промысел, появившийся здесь вместе с первыми жителями - выходцами из Оренбургской губернии. И поныне Карталы славятся своими пуховыми платками, шалями, косынками, которые вяжут местные женщины. Сто с лишним лет живет этот старинный промысел!
Сегодня город Карталы - это крупный транспортный узел. В нём сходятся железнодорожные магистрали четырёх направлений: Троицкого, Орского, Магнитогорского и Тобольского. От КС-17 магистральные газопроводы большого диаметра идут в четырёх направлениях – на Челябинск, Магнитогорск, Оренбургскую область и республику Казахстан. В городе 12 детских садов, 6 школ, 2 профессиональных училища, а именно: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №42» и Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (Среднее специальное учебное заведение) «Карталинский агротехнологический техникум». Кроме того, на территории города расположены филиалы Челябинского Юридического колледжа и Челябинского института путей сообщения, представительства ряда ВУЗов, а так же, детско-юношеская спортивная школа, спортшкола «Локомотив» по Греко – римской борьбе, стадион «Локомотив», спортивный клуб «Факел», Центр дополнительного образования для детей. Из учреждений культуры действую три дома культуры: МКУ ДК «Радуга» и МДК «Россия», МКУ ДК«40 лет Октября», а так же школа искусств, Историко-краеведческий музей, библиотеки. Основные памятники архитектуры и культуры города – храм Казанской Иконы Божьей Матери и монумент Славы, Приход Храма в честь архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплодных.
www.kartaly74.ru
Карталы — Википедия
Карталы́ — город в Челябинской области, административный центр Картали́нского района. Население — 28 577[2] чел. (2017). Крупный транспортный узел, центр большого сельскохозяйственного района.
География
Город расположен в 316 км к югу от Челябинска, в 169 км от Магнитогорска, в 190 км от Троицка, в 376 км от Костаная и в 1850 км от Москвы.
Видео по теме
История
Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы на месте посёлка Полта́вский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 года — город, с 1963 года — город областного подчинения, районный центр.
Город расположен на месте казачьего посёлка Полта́вский (позже — село Полта́вка, административный центр Полтавского района). Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.
1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населённый пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.
Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы XIX века молодой Александр Петрович Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.
Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв.
В разгроме войск атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.
22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени Степана Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и надолго восстановили Советскую власть в этих краях.
С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.
Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.
Тридцатые годы — это бурный рост посёлка. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хромистого железняка.
Старый герб (1944—2002)К 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы — Акмолинск.
В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу. В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город.
В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60-70-80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.
Климат
Климат холодно умеренный, средняя годовая температура составляет 1.9 °C. Самый теплый месяц года - Июль со средней температурой 19.8 °C. Январь имеет самую низкую среднюю температуру года. Это -17.2 °C.
- Относительная влажность воздуха — 66,1 %
- Средняя скорость ветра — 4,2 м/с
Карталы имеет значительное количество осадков в течение года. Это верно даже для сухого месяца. Среднегодовая норма осадков — 362 мм. Самый засушливый месяц — Февраль с осадками 14 мм. В среднем 67 мм, наибольшее количество осадков выпадает в Июле.
Население
13 700 | ↗33 917 | ↗40 000 | ↗42 801 | ↘38 905 | ↘37 132 | ↘36 900 | ↘30 400 | ↗30 500 |
↘30 400 | ↘30 300 | ↘29 908 | ↘29 900 | ↘26 900 | ↗29 400 | ↘28 900 | ↘28 800 | ↘28 651 |
↗29 131 | ↘29 095 | ↘28 875 | ↘28 763 | ↘28 757 | ↘28 703 | ↘28 697 | ↘28 577 |
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 523 месте из 1113[17]городов Российской Федерации[18].
Ракетная дивизия
В мае 1964 года в трёх километрах на юго-запад от г. Карталы в посёлке Солнечный была сформирована Карталинская оперативная группа, которая в апреле 1965 года была переформирована в 59-ю ракетную дивизию (в/ч 68547). За четыре последующие года сюда были передислоцированы ещё 6 ракетных полков. 8 июня 1970 года дивизия вошла в состав 31-й Оренбургской ракетной армии (в/ч 29452). На боевом дежурстве стояли семь полков, вооруженных моноблочными межконтинентальными ракетами Р-36 (SS-9), техническая ракетная база (ТРБ), вертолётная эскадрилья и узел связи[19]. Каждый полк имел на вооружении шесть шахтных пусковых установок (ШПУ). Вероятно поэтому посёлок военного городка получает вскоре кодовое название «Карталы-6».Перевооружение 1-го ракетного полка в 1975 году на Р-36М одновременно увеличивает число ШПУ до десяти. А в 1982 году заканчивается модернизация последнего полка, включавшая углубление и переоборудование ШПУ, строительство новых, значительно более защищенных командных пунктов. Концентрация мощи становится настолько велика, что дивизия получает второе неофициальное название — «техасско-далласская». Самый первый в эпоху перестройки телемост с американцами показал, что Карталинская дивизия у них на слуху. Тем временем к 1989 году происходит плановое перевооружение на новые РК Р-36МУТТХ, оснащённые 10 боевыми блоками каждая. Напряженность в переговорах с НАТО сохраняется, совместный американо-канадский фильм «Миротворец» 1997 года тому свидетельство.
Договоры СНВ-II и СНП вносят окончательную ясность в дальнейшую судьбу дивизии. С 2001 года начинается снятие с боевого дежурства и расформирование одного за другим ракетных полков, в 2005 году эта участь настигает последний из них, все шахты взорваны и к 24 мая 2005 года дивизия расформировывается полностью[20]. Оставшийся не у дел военный городок, получивший в 1999 году новое название ЗАТО «Локомотивный» очень вскоре чахнет[21]. Так заканчивается славный путь ракетного соединения, на протяжении многих лет бывшего основой ядерных сил сдерживания.
Экономика
Экономика города строится в первую очередь на узле ЮУЖД, так как является градообразующем предприятием города. Множество предприятий железнодорожного хозяйства.
Электричка в Карталы, Декабрь 2011 г.В городе имеется "Карталинский элеватор" выпускающий хлебобулочную продукцию. Предприятия легкой промышленности и торговли, щебневый завод ООО "Строительный камень", ЗАО "Михеевский ГОК" (горно-обогатительный комбинат в Варненском МР). Идет строительство завода "Микромрамор", Строительство нового завода по добыче строительного щебня в Полтавском поселении. Ведется разработка и лицензирование компаний на добычу и переработку полезных ископаемых на территории Карталинского района.
Транспорт
Карталы — крупный железнодорожный узел. Город связан железными дорогами с Челябинском, Магнитогорском, Орском и Астаной. На нём функционирует железнодорожный пункт пропуска через границу, обслуживающий граждан всех стран мира.
В городе осуществляется регулярное автобусное сообщение. От городского автовокзала ведётся междугородное автобусное сообщение, охватывающее весь Карталинский район. Имеются также рейсы до городов Челябинск, Магнитогорск, Троицк.
Через город проходит газопровод «Бухара-Урал».
Радио
Люди, связанные с городом
Примечания
- ↑ Магнитогорск | И.о. назначен. Мэром Карталов временно стал Михаил Усольцев - БезФормата.Ru. Проверено 27 февраля 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Проверено 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Народная энциклопедия «Мой город». Карталы
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑ Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по Челябинской области. Том 1. «Численность и размещение населения Челябинской области». Таблица 11. Челябинскстат. Проверено 13 февраля 2014. Архивировано 13 февраля 2014 года.
- ↑ Численность постоянного населения Челябинской области в разрезе муниципальных образований на 1 января 2012 года. Проверено 12 апреля 2014. Архивировано 12 апреля 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ с учётом городов Крыма
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Таблица «21. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года» (RAR-архив (1,0 Mб)). Федеральная служба государственной статистики.
- ↑ Справочник РВСН
- ↑ „АИФ“ № 26, 2005 г.
- ↑ Кочка на карте, декабрь 2014
Ссылки
wikipedia.green
Город Карталы - город в Челябинской области, административный центр Картали?нского района. Население по состоянию на конец 2011 года фактически составляет 28,7 тыс. чел. . Крупный транспортный узел, центр большого сельскохозяйственного района. Посёлок Карталы возник в 1914-1915 годы на месте посёлка Полта?вский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 - город, с 1963 - город областного подчинения, районный центр. Карталы - крупный железнодорожный узел: город связан железными дорогами с Челябинском, Магнитогорском, Орском и Астаной. На нём функционирует железнодорожный пункт пропуска через границу, обслуживающий граждан всех стран мира. В городе осуществляется регулярное автобусное сообщение. От городского автовокзала ведётся междугородное автобусное сообщение, охватывающее весь Карталинский район. Имеются также рейсы до городов Челябинск, Магнитогорск, Троицк. Через город проходит газопровод «Бухара-Урал». Код ОКАТО: 75418Основан: 1810Поселок городского типа с: 1933Город с: 1944Отклонение от московского времени, часы: 2Географическая широта: 53°03'Географическая долгота: 60°39'Высота над уровнем моря, метров: 300 Образование в городе Карталы В городе имеется ряд среднеспециальных, общеобразовательных и дошкольных учреждений.ю Учреждений высшего профессионального образования в городе нет, поэтому будущие студенты едут поступать в другие города. Экономика города Карталы Предприятия: железнодорожного транспорта, по производству стройматериалов, запасных частей для сельскохозяйственных машин, ковровых изделий. История города Карталы Город расположен на месте казачьего посёлка Полта?вский (позже - село Полта?вка, административный центр Полтавского района). Казачий поселок Полтавский, как и его соседи - Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населенный пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы XIX века молодой Александр Петрович Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачев.В разгроме войск атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени С. Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и надолго восстановили Советскую власть в этих краях.С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. 8 условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.К 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы - Акмолинск.Тридцатые годы - это бурный рост посёлка. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хромистого железняка.В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город.В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60-70-80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.1 ноября 1968 года, в районе города была создана 59-я («техасско-далласская») ракетная дивизия Оренбургской ракетной армии. На боевом дежурстве стояли семь полков. 1-й полк имел на вооружении 10 шахтных пусковых установок (ШПУ), остальные - по 6. До начала 80-х годов ХХ века дивизия была вооружена моноблочными межконтинентальными ракетами Р-36. В 1982 г. была закончена модернизация последнего полка, включавшая углубление и переоборудование ШПУ, строительство новых, значительно более защищенных командных пунктов, и перевооружение на ракеты Р-36М (по классификации НАТО - СС-18 «Сатана») с 10-ю термоядерными зарядами индивидуального наведения каждая. Концентрация мощи была настолько велика, что самый первый в эпоху перестройки «Телемост» с американцами, показал, что Карталы у американцев на слуху. Фильм «Миротворец» основан на фактах о военной базе Карталы. В 2005 году шахты были взорваны. Так закончился славный путь ракетного соединения, на протяжении многих лет бывшего основой сдерживающей силой.
|
www.nauka74.ru
Карталы — WiKi
Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы на месте посёлка Полта́вский в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги. С 17 апреля 1944 года — город, с 1963 года — город областного подчинения, районный центр.
Город расположен на месте казачьего посёлка Полта́вский (позже — село Полта́вка, административный центр Полтавского района). Казачий поселок Полтавский, как и его соседи — Бреды и Варна, был основан в 1843 году, когда по указу царского правительства началось заселение и освоение так называемого Новолинейного района, образованного между рекой Урал на западе и новой оборонительной линией, проложенной от Орской крепости до редута Березовский на восток. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от дорог.
1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. В те годы населённый пункт состоял из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырёх шахт, каменноугольный рудник «Пионер» и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.
Именно наличие угля в данном районе и предопределило строительство железной дороги. Большой вклад в разведку угля внес в 70-е годы XIX века молодой Александр Петрович Карпинский, первый выборный президент Российской Академии наук, президент АН СССР.
Установить Советскую власть в здешних местах помогли в марте-апреле 1918 года красногвардейские отряды под командованием В. К. Блюхера, М. С. Кадомцева, М. В. Калмыкова, братьев Кашириных. Комиссарами отрядов были И. М. Малышев и Н. Г. Толмачёв.
В разгроме войск атамана Дутова в 1918 году участвовало свыше 30 красногвардейских отрядов. На станции Карталы в это время базировалась восточная группа отрядов. В Полтавке в эти дни был создан свой красногвардейский отряд в 350 штыков из шахтёров угольных копей, который обеспечивал тыл группы В. К. Блюхера.
22 августа 1919 года 1-я бригада 35-й стрелковой дивизии, которой командовал легендарный мичман С. Д. Павлов, и кавалерийский полк имени Степана Разина под командованием А. Е. Карташова окончательно освободили Карталы от колчаковцев и надолго восстановили Советскую власть в этих краях.
С окончанием гражданской войны вновь заработали Полтавские угольные копи. В условиях голода и разрухи шахтеры вносили свою лепту в смягчение острого топливного кризиса, разразившегося по всей стране. Добываемый ими антрацит шел на заводы Урала.
Железнодорожное строительство, начавшееся в 1926 году, с небольшими перерывами продолжалось почти до начала 70-х годов. Даже в войну шло расширение станции Карталы. В 1929 году была проложена ветка до Магнитогорска, а годом позднее достроена линия до Орска.
К 1933 году станция Карталы превратилась в крупный железнодорожный узел. Перед самой войной было открыто рабочее движение на линии Карталы — Акмолинск.
Тридцатые годы — это бурный рост посёлка. Помимо железнодорожного транспорта получила развитие местная промышленность, обслуживающая сельское хозяйство района, заработал рудник по добыче хромистого железняка.
В годы Великой Отечественной войны карталинские железнодорожники обеспечивали бесперебойную работу Магнитогорского металлургического комбината. Железнодорожники, угольщики, горняки хромистого рудника, работники местной промышленности трудом своим приближали победу.
В апреле 1944 года рабочий поселок Карталы был преобразован в город.
Старый герб (1999—2002)В послевоенные годы город железнодорожников продолжал расти и развиваться. Появились и заработали новые предприятия: завод по ремонту тракторов К-700, ретранслятор телепередач, ковровая фабрика (ковры ручной работы были отмечены на Всемирной выставке в Брюсселе в 1957 году). Из Средней Азии, а затем с севера Тюменской области в город пришел природный газ. В 60-70-80-годы в городе высокими темпами шло строительство жилья, дорог, благоустраивались улицы и дворовые территории. Шла газификация домов частного сектора.
1 ноября 1968 года, в районе города (ЗАТО «Локомотивный») была создана 59-я («техасско-далласская») ракетная дивизия Оренбургской ракетной армии. На боевом дежурстве стояли семь полков. 1-й полк имел на вооружении 10 шахтных пусковых установок (ШПУ), остальные — по 6. До начала 80-х годов XX века дивизия была вооружена моноблочными межконтинентальными ракетами Р-36. В 1982 г. была закончена модернизация последнего полка, включавшая углубление и переоборудование ШПУ, строительство новых, значительно более защищенных командных пунктов, и перевооружение на ракеты Р-36М (по классификации НАТО — СС-18 «Сатана») с 10-ю термоядерными зарядами индивидуального наведения каждая. Концентрация мощи была настолько велика, что самый первый в эпоху перестройки «Телемост» с американцами, показал, что Карталы у американцев на слуху. Фильм «Миротворец» основан на фактах о военной базе Карталы. В 2005 году шахты были взорваны. Так закончился славный путь ракетного соединения, на протяжении многих лет бывшего основой сдерживающей силой.
ru-wiki.org