Зуевка Посмотреть на карте. Город зуевка
Зуевка - это... Что такое Зуевка?
Зу́евка — город (с 1944) в России, административный центр Зуевского района Кировской области.
Население 12,1 тыс. чел. (2010).
Город расположен в 121 км от Кирова.
История
Чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, в конце прошлого века была построена железная дорога Пермь—Котлас. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам. В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, которым необходимые материалы доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путем, из притоков в Чепцу, а затем в Вятку сплавлялась готовая продукция. Фабрикантов Платунова и Рязанцева вполне устраивало такое положение, позволявшее держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. В «лице» будущей станции появлялся реальный конкурент, куда могла уйти рабочая сила, фабриканты знали, что поденная заработная плата на железной дороге составляла 50—60 копеек, они же платили по 15—20. Шатунов и Рязанцев не скупились на угощения и взятки, чтобы задобрить инженера, руководившего изыскательскими работами, и таким образом отвести подальше от себя место строительства новой станции. Инженер оказался «сговорчивым», и, чтобы угодить обоим фабрикантам, спроектировал станцию почти посередине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником. Очень неуютно почувствовали себя строители, когда в 1896 году приехали возводить новую станцию. Жители деревни Зуи, где расквартировались приезжие, рассказывали им страшные истории о гиблых болотистых местах, которые находились совсем рядом, тонула там скотина, терялись люди. Тут же, где надо было начинать строительство, синела водная гладь небольшого озерка, на котором крякали дикие утки. Царский Указ требовал построить железнодорожную магистраль по самому короткому пути (хотя были и другие, с более твердым грунтом, но длиннее), и размышлять было бесполезно. В том же 1896 году строители заложили будущее паровозное депо и станцию. Место под магистральное полотно пришлось значительно поднимать за счет насыпной земли. По-настоящему работы развернулись в 1897 году и уже 21 октября 1898 года на участке Вятка—Глазов проследовал первый состав. Расстояние в 200 верст он преодолел за 12 часов, скорость составила 16,5 версты в час. В то время это впечатляло. В период подготовки к пуску железной дороги в эксплуатацию составлялось и расписание движения поездов, и именно в этом расписании в 1898 году впервые безымянная станция была названа Зуевкой (по названию близлежащей деревни Зуи).
Сначала поезда ходили через станцию Зуевка один раз в неделю. С пуском 1 февраля 1899 года участка дороги Котлас—Пермь протяженностью 804 километра это движение стало немного интенсивнее. Но все равно, если судить по сегодняшним меркам, поезда ходили еще достаточно редко.
Из воспоминаний пенсионерки С. И. Никулиной: «Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у паровозного депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи — пассажир просит билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: «А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд, где надо». Бывало и так — просит бригада: «Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон — березки хороши, веничков бы наломать!» Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. И бригада, и все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза».
К моменту пуска железной дороги в пристанционном поселке были построены небольшое здание паровозного депо на 7 мест для организации подъемочного и промывочного ремонта паровозов, водонапорная башня, 7 жилых домов. Строения располагались только с южной стороны железной дороги, с северной стоял лес. Станция Зуевка была построена в 19 века. В первые годы были построены три небольшие улицы, которые долго не имели имен, лишь после революции их назвали: 1-я Советская, 2-я Советская и Республики; баня, приемный покой, две частные лавки. В 1909 году на станционных путях впервые появилось освещение, установили 4 керосиновых фонаря. Продолжительное время поселок не имел своих органов управления и административно подчинялся Сезеневскому волостному правлению. К двадцатым годам уже стало очевидным несоответствие того, что более крупный пристанционный поселок находится в подчинении у небольшого села, расположенного в десяти километрах от железной дороги. Местные железнодорожники не раз обращались в Слободской уездный исполком, чтобы решить этот вопрос. В марте 1921 года была получена инструкция, составленная из 24 пунктов: «О выборах Зуевского поселкового Совета». Выборы состоялись 20 мая того же года, в них приняло участие 1500 избирателей, в поселковый Совет избрали 30 депутатов. Первым председателем Совета, т. е. первым человеком, возглавившим власть в Зуевке, стал А. М. Есюнин, его заместителем избрали П. К. Малышева, секретарем исполкома — П. К. Лубнина, членами исполкома — Лебедева, Зырянова, Смольникова, Вагину. Первое заседание исполкома проходило в здании, которое стоит и поныне (ул. Торговая, 37).
В 1924 году произошло укрупнение волостей, и Зуевка становится центром волости, в которую вошли Косинская и Сезеневская волости. В 1929 году в стране проводилась новая государственная реформа управления, был осуществлен переход от волостного деления на районное. Зуевка стала центром района, в который вошли ряд волостей Слободского, Вятского и Глазовского уездов. Район в то время входил в Вятский округ Нижегородского края. Первый райисполком размещался, как и волостной комитет, в южной части города.
Народное хозяйство страны начало наращивать темпы в 20-х — 30-х годах. В связи с этим увеличился поток товарных и пассажирских поездов, проходящих через станцию Зуевка. Это потребовало реконструкции железнодорожных предприятий, которую провели в предвоенные годы.
Во время Великой Отечественной войны население поселка резко увеличилось. В Зуевку приехали эвакуированные жители Ленинградской, Великолукской и других областей. В марте 1944 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, согласно которому Зуевка получила статус города.
Зуевка во время Великой Отечественной войны
В первый же день войны в Зуевке состоялось заседание бюро райкома комсомола, на котором рассматривались заявления комсомольцев, желающих незамедлительно идти на фронт. Немало заявлений поступило и в райвоенкомат. За годы войны почти каждый четвертый житель района был призван или добровольно ушел на войну. 7645 человек не вернулись, из них около четырех тысяч — зуевчане. С фронта поступали раненые. Для их лечения во многих российских городах организовали госпитали. Был такой и в Зуевке, его номер 3162. Первый корпус располагался в школе № 37, второй — в школе № 1, третий — в школе № 38. Здания еще трех корпусов не сохранились, это бывший Дом пионеров, бывшая районная поликлиника (напротив школы № 2) и Дом колхозника, что возле быт-комбината, с западной стороны. Штаб госпиталя находился на улице Кирова в ныне жилом деревянном двухэтажном доме, через дорогу от хлебоприемного предприятия. Врачи, медсестры круглосуточно вели борьбу за раненых солдат и офицеров, но не всегда удавалось вырвать жизнь человека из жестких тисков смерти. Больше умирающих было в корпусе № 1, где располагалось хирургическое отделение с операционной. То ли случайно, то ли это было специально так продумано, совсем недалеко от корпуса находилось старое кладбище, где хоронили умерших. Ежедневно каждый корпус посещали дети, зуевские школьники, которые взяли шефство над госпиталем. Они помогали раненым писать домой письма, выступали с концертами, выполняли любую необходимую работу по просьбе медперсонала.
Население
19 903 | 17 001 | 16 162 | 16 112 | 12 600 | 12 092 |
Экономика
Центральное место в районе занимает сельское хозяйство, промышленность представлена предприятиями писчебумажной и пищевой отраслей.
- ремонтно-механический завод
- механический завод нестандартизированного оборудования
- молочный завод
- пищекомбинат
- хлебозавод
- птицефабрика
- вагонное депо
- локомотивное депо
География
Город расположен по левобережную сторону реки Чепцы — одного из крупных притоков Вятки, в 105 километрах от областного центра. Расстояние от реки до города около 6—8 км. С востока, юга и запада Зуевка окружена возвышенностями, в сторону севера, к реке — плавный уклон, который в основном состоит из большого болотного массива. В пределах города и в окрестностях порода главным образом представляет красновато-бурую пластичную глину и суглинки с редкими включениями гравия, супесей и песков. К северу от города залегает торф толщиной слоя от нескольких сантиметров до 6,5 метра. Промышленные предприятия в основном расположены в западной части города, что неблагоприятно для основного жилого массива, так как преобладающие ветра — северо-западный, западный и юго-западный. Главными природными богатствами окрестностей можно считать лес, торф, стройматериалы — глину, песок, гравий.
Примечания
Ссылки
|
dic.academic.ru
Зуевка — WiKi
Чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, в конце XIX века была построена железная дорога Пермь—Котлас. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам.
В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, которым необходимые материалы доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путём, из притоков в Чепцу, а затем в Вятку сплавлялась готовая продукция.
Фабрикантов Платунова и Рязанцева вполне устраивало такое положение, позволявшее держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. В лице будущей станции появлялся реальный конкурент, куда могла уйти рабочая сила. Фабриканты знали, что поденная заработная плата на железной дороге составляла 50—60 копеек, они же платили по 15—20.
Шатунов и Рязанцев не скупились на угощения и взятки, чтобы задобрить инженера, руководившего изыскательскими работами, и таким образом отвести подальше от себя место строительства новой станции. Инженер оказался сговорчивым, и, чтобы угодить обоим фабрикантам, спроектировал станцию почти посередине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником.
Очень неуютно почувствовали себя строители, когда в 1896 году приехали возводить новую станцию. Жители деревни Зуи, где расквартировались приезжие, рассказывали им страшные истории о гиблых болотистых местах, которые находились совсем рядом—тонула там скотина, терялись люди. Тут же, где надо было начинать строительство, синела водная гладь небольшого озерка, на котором крякали дикие утки.
Царский указ требовал построить железнодорожную магистраль по самому короткому пути (хотя были и другие, с более твердым грунтом, но длиннее), и размышлять было бесполезно. В том же 1896 году строители заложили будущее паровозное депо и станцию. Место под магистральное полотно пришлось значительно поднимать за счёт насыпной земли.
По-настоящему работы развернулись в 1897 году, а уже 21 октября 1898 года на участке Вятка — Глазов проследовал первый состав. Расстояние в 200 верст он преодолел за 12 часов, скорость составила 16,5 версты в час. В период подготовки к пуску железной дороги в эксплуатацию составлялось расписание движения поездов, а именно в этом расписании 1898 года впервые безымянная станция была названа Зуевкой (по названию близлежащей деревни Зуи).
Сначала поезда ходили через станцию один раз в неделю. С пуском 1 февраля 1899 года участка дороги Котлас — Пермь протяженностью 804 километра, это движение стало немного интенсивнее.
Из воспоминаний пенсионерки С. И. Никулиной: «Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у паровозного депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи — пассажир просит билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: „А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд, где надо“. Бывало и так — просит бригада: „Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон — березки хороши, веничков бы наломать!“ Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. И бригада, и все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза».
К моменту пуска железной дороги в пристанционном поселке были построены небольшое здание паровозного депо на 7 мест для организации подъемочного и промывочного ремонта паровозов, водонапорная башня, 7 жилых домов. Строения располагались только с южной стороны железной дороги, с северной — стоял лес.
В первые годы были построены три небольшие улицы, которые долго не имели имен, лишь после революции их назвали: 1-я Советская, 2-я Советская и Республики, сооружены баня, приемный покой, две частные лавки.
В 1909 году на станционных путях впервые появилось освещение, установили 4 керосиновых фонаря. Продолжительное время поселок не имел своих органов управления и административно подчинялся Сезеневскому волостному правлению. К двадцатым годам уже стало очевидным несоответствие того, что более крупный пристанционный поселок находится в подчинении у небольшого села, расположенного в десяти километрах от железной дороги. Местные железнодорожники не раз обращались в Слободской уездный исполком, чтобы решить этот вопрос.
В марте 1921 года была получена инструкция, составленная из 24 пунктов: «О выборах Зуевского поселкового Совета». Выборы состоялись 20 мая того же года, в них приняло участие 1500 избирателей, в поселковый Совет избрали 30 депутатов. Первым председателем Совета стал А. М. Есюнин, его заместителем избрали П. К. Малышева, секретарем исполкома — П. К. Лубнина, членами исполкома — Лебедева, Зырянова, Смольникова, Вагину. Первое заседание исполкома проходило в здании, которое стоит и поныне (ул. Торговая, 37).
В 1924 году произошло укрупнение волостей, Зуевка становится центром волости, в которую вошли Косинская и Сезеневская волости.
В 1929 году в стране проводилась новая государственная реформа управления, был осуществлен переход от волостного деления на районное. Зуевка стала центром района, в который вошли ряд волостей Слободского, Вятского и Глазовского уездов. Район в то время входил в Вятский округ Нижегородского края. Первый райисполком размещался, как и волостной комитет, в южной части города.
Народное хозяйство страны начало наращивать темпы в 20-х — 30-х годах. В связи с этим увеличился поток товарных и пассажирских поездов, проходящих через станцию Зуевка. Это потребовало реконструкции железнодорожных предприятий, которую провели в предвоенные годы.
Во время Великой Отечественной войны население поселка резко увеличилось. В Зуевку приехали эвакуированные жители Ленинградской, Великолукской и других областей. В марте 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета РСФСР, согласно которому Зуевка получила статус города.
В первый же день войны в Зуевке состоялось заседание бюро райкома комсомола, на котором рассматривались заявления комсомольцев, желающих незамедлительно идти на фронт. Немало заявлений поступило и в райвоенкомат. За годы войны почти каждый четвёртый житель района был призван или добровольно ушел на войну. 7645 человек не вернулись, из них около четырёх тысяч — зуевчане.
С фронта поступали раненые. Для их лечения организовали госпитали. Был такой в Зуевке, его номер 3162. Первый корпус располагался в школе № 37, второй — в школе № 1, третий — в школе № 38. Здания ещё трех корпусов не сохранились, это бывший дом пионеров, бывшая районная поликлиника (напротив школы № 2) и дом колхозника.
Штаб госпиталя находился на улице Кирова в ныне жилом деревянном двухэтажном доме, через дорогу от хлебоприемного предприятия. Врачи, медсестры круглосуточно вели борьбу за раненых солдат и офицеров, но не всегда удавалось вырвать жизнь человека из жестких тисков смерти. Больше умирающих было в корпусе № 1, где располагалось хирургическое отделение с операционной. То ли случайно, то ли это было специально так продумано, совсем недалеко от корпуса находилось старое кладбище, где хоронили умерших.
ru-wiki.org
Зуевка — Википедия
Зу́евка — город (с 1944) в России, административный центр Зуевского района Кировской области.
Население — 10 595[1] чел. (2017).
Город расположен в 121 км от Кирова.
История
Чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, в конце XIX века была построена железная дорога Пермь—Котлас. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам.
В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, которым необходимые материалы доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путём, из притоков в Чепцу, а затем в Вятку сплавлялась готовая продукция.
Фабрикантов Платунова и Рязанцева вполне устраивало такое положение, позволявшее держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. В лице будущей станции появлялся реальный конкурент, куда могла уйти рабочая сила. Фабриканты знали, что поденная заработная плата на железной дороге составляла 50—60 копеек, они же платили по 15—20.
Шатунов и Рязанцев не скупились на угощения и взятки, чтобы задобрить инженера, руководившего изыскательскими работами, и таким образом отвести подальше от себя место строительства новой станции. Инженер оказался сговорчивым, и, чтобы угодить обоим фабрикантам, спроектировал станцию почти посередине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником.
Очень неуютно почувствовали себя строители, когда в 1896 году приехали возводить новую станцию. Жители деревни Зуи, где расквартировались приезжие, рассказывали им страшные истории о гиблых болотистых местах, которые находились совсем рядом—тонула там скотина, терялись люди. Тут же, где надо было начинать строительство, синела водная гладь небольшого озерка, на котором крякали дикие утки.
Царский указ требовал построить железнодорожную магистраль по самому короткому пути (хотя были и другие, с более твердым грунтом, но длиннее), и размышлять было бесполезно. В том же 1896 году строители заложили будущее паровозное депо и станцию. Место под магистральное полотно пришлось значительно поднимать за счёт насыпной земли.
По-настоящему работы развернулись в 1897 году, а уже 21 октября 1898 года на участке Вятка — Глазов проследовал первый состав. Расстояние в 200 верст он преодолел за 12 часов, скорость составила 16,5 версты в час. В период подготовки к пуску железной дороги в эксплуатацию составлялось расписание движения поездов, а именно в этом расписании 1898 года впервые безымянная станция была названа Зуевкой (по названию близлежащей деревни Зуи).
Сначала поезда ходили через станцию один раз в неделю. С пуском 1 февраля 1899 года участка дороги Котлас — Пермь протяженностью 804 километра, это движение стало немного интенсивнее.
Из воспоминаний пенсионерки С. И. Никулиной: «Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у паровозного депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи — пассажир просит билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: „А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд, где надо“. Бывало и так — просит бригада: „Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон — березки хороши, веничков бы наломать!“ Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. И бригада, и все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза».
К моменту пуска железной дороги в пристанционном поселке были построены небольшое здание паровозного депо на 7 мест для организации подъемочного и промывочного ремонта паровозов, водонапорная башня, 7 жилых домов. Строения располагались только с южной стороны железной дороги, с северной — стоял лес.
В первые годы были построены три небольшие улицы, которые долго не имели имен, лишь после революции их назвали: 1-я Советская, 2-я Советская и Республики, сооружены баня, приемный покой, две частные лавки.
В 1909 году на станционных путях впервые появилось освещение, установили 4 керосиновых фонаря. Продолжительное время поселок не имел своих органов управления и административно подчинялся Сезеневскому волостному правлению. К двадцатым годам уже стало очевидным несоответствие того, что более крупный пристанционный поселок находится в подчинении у небольшого села, расположенного в десяти километрах от железной дороги. Местные железнодорожники не раз обращались в Слободской уездный исполком, чтобы решить этот вопрос.
В марте 1921 года была получена инструкция, составленная из 24 пунктов: «О выборах Зуевского поселкового Совета». Выборы состоялись 20 мая того же года, в них приняло участие 1500 избирателей, в поселковый Совет избрали 30 депутатов. Первым председателем Совета стал А. М. Есюнин, его заместителем избрали П. К. Малышева, секретарем исполкома — П. К. Лубнина, членами исполкома — Лебедева, Зырянова, Смольникова, Вагину. Первое заседание исполкома проходило в здании, которое стоит и поныне (ул. Торговая, 37).
В 1924 году произошло укрупнение волостей, Зуевка становится центром волости, в которую вошли Косинская и Сезеневская волости.
В 1929 году в стране проводилась новая государственная реформа управления, был осуществлен переход от волостного деления на районное. Зуевка стала центром района, в который вошли ряд волостей Слободского, Вятского и Глазовского уездов. Район в то время входил в Вятский округ Нижегородского края. Первый райисполком размещался, как и волостной комитет, в южной части города.
Народное хозяйство страны начало наращивать темпы в 20-х — 30-х годах. В связи с этим увеличился поток товарных и пассажирских поездов, проходящих через станцию Зуевка. Это потребовало реконструкции железнодорожных предприятий, которую провели в предвоенные годы.
Во время Великой Отечественной войны население поселка резко увеличилось. В Зуевку приехали эвакуированные жители Ленинградской, Великолукской и других областей. В марте 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета РСФСР, согласно которому Зуевка получила статус города.
Видео по теме
Зуевка во время Великой Отечественной войны
В первый же день войны в Зуевке состоялось заседание бюро райкома комсомола, на котором рассматривались заявления комсомольцев, желающих незамедлительно идти на фронт. Немало заявлений поступило и в райвоенкомат. За годы войны почти каждый четвёртый житель района был призван или добровольно ушел на войну. 7645 человек не вернулись, из них около четырёх тысяч — зуевчане.
С фронта поступали раненые. Для их лечения организовали госпитали. Был такой в Зуевке, его номер 3162. Первый корпус располагался в школе № 37, второй — в школе № 1, третий — в школе № 38. Здания ещё трех корпусов не сохранились, это бывший дом пионеров, бывшая районная поликлиника (напротив школы № 2) и дом колхозника.
Штаб госпиталя находился на улице Кирова в ныне жилом деревянном двухэтажном доме, через дорогу от хлебоприемного предприятия. Врачи, медсестры круглосуточно вели борьбу за раненых солдат и офицеров, но не всегда удавалось вырвать жизнь человека из жестких тисков смерти. Больше умирающих было в корпусе № 1, где располагалось хирургическое отделение с операционной. То ли случайно, то ли это было специально так продумано, совсем недалеко от корпуса находилось старое кладбище, где хоронили умерших.
Население
6200 | ↗12 400 | ↗19 903 | ↘18 000 | ↘17 001 | ↘16 162 |
↘16 112 | ↘15 700 | ↗15 900 | ↘15 600 | ↘12 600 | →12 600 |
↘12 400 | →12 400 | ↘12 300 | →12 300 | ↘12 149 | ↘11 198 |
↗11 200 | ↘11 150 | ↘11 065 | ↘10 945 | ↘10 834 | ↘10 697 |
↘10 595 |
Экономика
Железнодорожная станцияЦентральное место в районе занимает сельское хозяйство, промышленность представлена предприятиями писчебумажной и пищевой отраслей. В числе предприятий:
- ремонтно-механический завод
- механический завод нестандартизированного оборудования
- молочный завод
- пищекомбинат
- хлебозавод
- птицефабрика
- вагонное депо
- локомотивное депо
География
Город расположен по левобережную сторону реки Чепцы — одного из крупных притоков Вятки, в 105 километрах от областного центра. Расстояние от реки до города около 6—8 км. С востока, юга и запада Зуевка окружена возвышенностями, в сторону севера, к реке — плавный уклон, который в основном состоит из большого болотного массива. В пределах города и в окрестностях порода главным образом представляет красновато-бурую пластичную глину и суглинки с редкими включениями гравия, супесей и песков. К северу от города залегает торф толщиной слоя от нескольких сантиметров до 6,5 метра. Промышленные предприятия, в основном, расположены в западной части города, что неблагоприятно сказывается для основного жилого массива, так как преобладающие ветра — северо-западный, западный и юго-западный. Главными природными богатствами окрестностей можно считать лес, торф и стройматериалы — глину, песок, гравий.
Известные люди
Примечания
- ↑ 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Проверено 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Первая Всесоюзная перепись населения СССР 1926 года по Вятской губернии
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Народная энциклопедия «Мой город». Зуевка
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Города Кировской области (число жителей - оценка на 1 января 2008 года, тысяч человек). Проверено 12 июня 2016. Архивировано 12 июня 2016 года.
- ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑ Перепись населения 2010. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений (рус.). Федеральная служба государственной статистики. Проверено 18 августа 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
Ссылки
wikipedia.green
Зуевка и Зуевский район: достопримечательности, красивые места, история
Город Зуевка был образован в 1899 году, но тогда населенный пункт имел статус пристанционного поселка, вокруг которого был лес. Конечно, и тогда поселок не обходился без жилых построек, но на момент основания их можно было пересчитать по пальцам.
История
Изначально поселок состоял из трех небольших улочек, которые можно было обойти за 20-30 минут. Эти улицы даже не имели названий, а пути станции стали освещаться фонарями только спустя десять лет.
После того как была принята советская власть у улиц появились названия и поселок стал разрастаться. Статус города населенный пункт получил только к 1944 году, к этому времени тут были возведены заводы, разные предприятия, бани и лавки, где можно было торговать чем-то и покупать необходимые для жизни вещи.
Еще статьи:
Сегодня же зуевский район тоже небольшой, на его территории расположено 2 города и 11 сел. Тут занимаются сельским хозяйством, есть действующая птицефабрика, молочный завод, пекарня. Помимо этого тут построены целые заводы для строительства и сборки мебели.
Животный мир города и близлежащей территории представлены большим разнообразием. Тут можно увидеть:
- Медведя.
- Волков.
- Рысей.
- Лис.
- Лосей.
- Белок.
- Кабанов.
- Рябчиков.
- Бобров.
Интересные места и достопримечательности
Достопримечательности Зуевки заслуживают отдельного внимания, так как больше всего тут ценятся природные объекты, красота которых ни с чем не сравнится. Так, одним из красивых мест является водоем, в котором можно разводить рыбу или просто любоваться его красотами.
На землях зуевского района родились и выросли известные всем братья Васнецовы, которые красиво рисуют. Именно в их честь в1981 году в городе был открыт музей, пользующий сегодня популярностью. Там собраны не только работы братьев, но и история их семьи, которую удалось восстановить первому директору музея. На доме, в котором росли братья, была установлена мемориальная плита.
Достопримечательности Зуевки относятся к старым постройкам, которые несут в себе историю города и всего района. К таким местам можно отнести следующие постройки:
- Мусихинское городище.
- Стоянка «Городище».
- Храмы.
- Городищенское городище.
Конечно же в любом старом городе не обойтись без церквей и святых мест, и Зуевка не является исключением. На территории города расположено немало храмов, которые являются действенными до сегодняшнего дня. Но, не смотря на это стоит отметить, что большинство храмов нуждается в реставрации. Некоторые из них уже были подвержены этому несколько лет назад.
Церкви, которые являются старинными объектами:
- Казанская церковь.
- Воскресенская церковь.
- Богоявленская церковь.
- Колокольня.
Церковь Михаила Архангела
Это одна из современных достопримечательностей города Зуевка, который был освящен зимой 2005 года. Эта постройка очень красива, колокола, поднимающиеся более чем на двадцать метров, заметны с любой части района.
Ранее на этом месте была церковь Спаса Нерукотворного Образа, которая сегодня закрыта на ремонтные работы. Хотя открыта она была в 1905 году. В 1939 голу церковь была переделана под клуб пионеров, в котором собиралось немало народу. В послевоенное время постройка была разрушена, а большинство икон сожжены. Тогда храм был закрыт, а все что удалось сохранить, было передано в музей. В 1989 году строительство храма на этом месте было восстановлено. И в 1995 году была открыта и совещена новая церковь.
Источник: www.mykirov43.ru
www.mykirov43.ru
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||||
Зуевка | при ст. железной дороги (вновь открываемое) | Слободской уезд | 2-й благочиннический округ | ||
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 | |||||
Зуевка (жел.-дор. ст.) | Спасская церковь | Слободской уезд | 2-й благочиннический округ | ||
3) Зуевка – (жел.-дор. ст.). – Спасская церковь, деревянная, построена в 1902 г.; расстоянием от г. Вятки в 104 вер., от уездного города в 80 вер., от благоч. в 17 вер.; причта по штату положено: священник и псаломщик; квартиры для причта казенные; земли: усад. 6 д., пах. 33 д.; братский денежный доход: св. 631 р. 17 к. и за законоуч. 90 р., от железнодорож. школы 120 р., пс. 210 р. 46 к., за уроки пения 72 р.; руги соб. на причт до 50 п. ржи и 50 п. овса; прихожан: правосл. рус. 891 м. п., 916 ж. п.; приход состоит из 10 селений, расст. 2 -7 вер. Село расположено на низмине в болоте; около села растет мелкий лесь. Климат нездоровый; бо-лезнь лихорадка очень распространена между жителями. В приходе две школы: одна жезезнодорожная, в которой учатся исключительно дети служащих на железной дороге, другая земская в деревне Черноусах в 2 вер. Главное занятие прихожан хлебо-пашество и заработки на станции. В селе приемный покой с медицинским персоналом для служащих на железной дороге. Земская же больница в с. Косе в 14 вер. Волост. правл. в селе Сезеневе в 14 вер., где есть фельдшер. Показать оригинал3) Зуевка – (жел.-дор. ст.). – Спасская церковь, деревянная, построена въ 1902 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 104 вер., отъ уѣзднаго города въ 80 вер., отъ благоч. въ 17 вер.; причта по штату положено: священникъ и псаломщикъ; квартиры для причта казенныя; земли: усад. 6 д., пах. 33 д.; братскій денежный доходъ: св. 631 р. 17 к. и за законоуч. 90 р., отъ желѣзнодорож. школы 120 р., пс. 210 р. 46 к., за уроки пѣнія 72 р.; руги соб. на причтъ до 50 п. ржи и 50 п. овса; прихожанъ: правосл. рус. 891 м. п., 916 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 10 селеній, разст. 2 -7 вер. Село расположено на низминѣ въ болотѣ; около села растетъ мелкій лѣсь. Климатъ нездоровый; бо-лѣзнь лихорадка очень распространена между жителями. Въ приходѣ двѣ школы: одна жезѣзнодорожная, въ которой учатся исключительно дѣти служащихъ на желѣзной дорогѣ, другая земская въ деревнѣ Черноусахъ въ 2 вер. Главное занятіе прихожанъ хлѣбо-пашество и заработки на станціи. Въ селѣ пріемный покой съ медицинскимъ персоналомъ для служащихъ на желѣзной дорогѣ. Земская же больница въ с. Косѣ въ 14 вер. Волост. правл. въ селѣ Сезеневѣ въ 14 вер., гдѣ есть фельдшеръ. В современной орфографии | |||||
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века | |||||
ст. Зуевка Пермской железной дороги | Спасская церковь | Слободской уезд | 2-й благочиннический округ | Число населённых мест в приходе: 13 (Смотреть список)По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
rodnaya-vyatka.ru
Город Зуевка | Кирово-Чепецкое благочиние
Я рос в краю мазута и угля,Где люди прямы, а калитки шатки,Где в паровозной саже тополяИ грачьих гнезд закинутые шапки… ( Б.Марьев “Зуевка”)
Город Зуевка - центр одноименного района Кировской области.Расположен в восточной части области, в нескольких километрах (6-8) от р.Чепцы ( крупнейший приток р.Вятки ). Расстояние до областного центра, г.Кирова, по железной дороге – 105 км. Население на 1 января 1999г. – 22,3 тыс. человек, в т.ч. рабочих и служащих 6980 человек. Через город проходит железнодорожная магистраль Москва – Владивосток, которая разделяет город на две части – северную и южную.Населенный пункт на месте современного города возник в 1898 году в связи со строительством по указу императора Николая II железной дороги Пермь – Вятка – Котлас.Эту дорогу тянули, чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам. Из Глазова железная дорога должна была идти через Фаленки, Богородское и Вятку. Но царский указ был категоричен – дорогу строить самым коротким путем.Очень неуютно почувствовали себя строители, когда в 1896г. приехали возводить новую станцию. Жители деревни Зуи, где расквартировались приезжие, рассказывали им страшные истории о гиблых болотистых местах, которые начинались совсем рядом, тонула там скотина, терялись люди. Там же, где надо было начинать строительство, синела водная гладь небольшого озерка, на котором крякали дикие утки.В Зуевке нет реки. Между тем недалеко протекает р.Чепца с довольно многоводными притоками - Кордягой и Косой. И кажется странным, почему станция была заложена в стороне от рек, на низком болотистом месте. Почему было выбрано такое неуютное место?В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, необходимые материалы для которых доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путем - из притоков в Чепцу, а затем в Вятку- сплавлялась готовая продукция. Фабрикантов вполне устраивало такое положение, оно позволяло держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. Поэтому их не обрадовало известие о том, что в районе расположения их фабрик будет строиться станция. Это грозило и утечкой рабочей силы, так как на железной дороге платили в несколько раз больше.Фабриканты Платунов и Рязанцев не поскупились на взятки, чтобы склонить на свою сторону инженера, руководившего исследовательскими работами. Тот оказался сговорчивым и спроектировал станцию почти между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником. Самым близким населенным пунктом от станции была деревня Зуи.Так на топком полуболоте в 1896г. строители заложили будущее паровозное депо и станцию, предварительно вручную прокопав отводные канавы. Место под магистральное полотно пришлось значительно поднимать за счет насыпной земли.По-настоящему работы развернулись в 1897г. И уже 21 октября 1898г. на участке Вятка – Глазов проследовал первый состав. Расстояние в 200 верст он преодолел за 12 часов. Скорость составила 16,5 верст в час – в то время это впечатляло.В период подготовки к пуску железной дороги в эксплуатацию составлялось и расписание движения поездов, и именно в этом расписании в 1898г. впервые безымянная станция была названа Зуевкой (по названию близлежащей д. Зуи).Сначала поезда ходили через станцию Зуевка один раз в неделю. С пуском 1 февраля 1899г. участка дороги Котлас – Пермь это движение стало несколько интенсивнее.Поезда ходили медленно. Были случаи: пассажир просит билет до такого-то села, а там нет остановки; кассир говорит: ”А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд, где надо”. Бывало и так – просит бригада: “Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон березки хороши, веничков бы наломать”. Иногда причиной незапланированной остановки были грибные места – и бригада, и пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза.Первым зданием стал станционный домик, затем построили будку техосмотра. Приступили к строительству паровозного депо на 6 канав. За депо выделили 2 пути для проведения осмотра и ремонта вагонов. Одновременно строилась водокачка на Балобановском пруду, откуда вода подавалась в водонапорную башню для заправки паровозовВ первые месяцы начала строительства железной дороги сюда потянулись крестьяне (земли у бедняков было мало, и прокормить большие семьи было невозможно). Сбегали рабочие и от фабрикантов, поскольку там платили всего по 10-12 копеек в день, а на “железке”- по 50-60 копеек.Жить наемным рабочим было негде, и надо было срочно строить дома.К моменту пуска железной дороги в пристанционном поселке были построены небольшое здание паровозного депо, водонапорная башня, 7одноэтажных жилых домов, в которых жил начальствующий состав станции и машинисты ( это были, в основном, поляки, немцы, украинцы; так, начальником депо был поляк Богушевич, начальником пути – немец Лянгауэр, единственным врачом – поляк Ясинский), находился фельдшерский пункт, позднее половину одного дома отвели под школу для детей рабочих. Рабочие из крестьян жили в близлежащих деревнях. Все постройки располагались только к югу от линии железной дороги, с северной стороны подступал лес. В первые годы были построены три небольших улицы, вокзал, баня, приемный покой, две частные лавки. Наружное освещение станции и поселка отсутствовало, дороги не имели твердого покрытия, тротуаров не было.В 1902г. была выстроена Спасская церковь, деревянная, одноэтажная, на каменном фундаменте. По воспоминаниям современников она была очень красива.В 1903г. в поселке открыта трехклассная начальная школа.В 1909г. на станционных путях впервые появилось освещение: поставили четыре столба и повесили первые керосиновые фонари.В 1910г. построили магазин, 8 стандартных домов, открыли транспортное потребительское общество.“Село расположено на низмине, в болоте, около села растет мелкий лес. Климат нездоровый: болезнь лихорадка очень распространена между жителями. В приходе две школы: одна железнодорожная, в которой учатся исключительно дети служащих на железной дороге, другая земская в деревне Черноусах в 2 верстах. Главное занятие прихожан – хлебопашество и заработки на станции. В селе приемный покой с медицинским персоналом для служащих на железной дороге. Земская же больница в с.Коса в 14 верстах. Волостное правление в селе Сезеневе в 14 верстах, где есть фельдшер” (по данным Статистического описания Вятской епархии, 1909г.).Станционный поселок в первые два десятилетия почти не рос, да в этом и не было нужды: в сутки через станцию проходило всего несколько поездов.Поселок не имел своих органов управления и административно подчинялся Сезеневскому волостному правлению. Но к 1920-м годам стало ясным несоответствие того, что более крупный пристанционный поселок находится в подчинении у небольшого села, расположенного в десяти километрах от железной дороги. 20 мая 1921г. состоялись выборы Зуевского поселкового Совета, в которых приняло участие 1500 человек. Зуевка стала самостоятельной.В 1920-х – 1930-х годах увеличился поток товарных и пассажирских поездов, проходящих через станцию, что потребовало прокладки второго железнодорожного пути и реконструкции железнодорожных предприятий, которую провели в предвоенные годы. Рос и поселок. В 1924 г. Зуевка становится центром волости, а в 1929г. – районным центром. В район вошли ряд волостей Слободского, Вятского и Глазовского уездов; район входил в Вятский округ Нижегородского края. В поселке организовались типография, маслозавод, мастерские по ремонту сельхозтехники и бытовому обслуживанию, лесхоз и другие предприятия.Особого развития до 1938г. Зуевка не имела. С 1938г. поселок стал быстро разрастаться и развиваться экономически и культурно.Во время Великой Отечественной войны население поселка резко увеличилось за счет эвакуированного сюда из западных областей страны населения. И в марте 1944 г. Зуевка получила статус города.В 1943г. начато строительство второго пути Пермской железной дороги.В послевоенные годы Зуевка значительно изменила свой облик, появились кирпичные строения, возникли новые предприятия. Безусловно, главными среди них были предприятия, имеющие отношение к железной дороге. Самое первое предприятие, которое возникло в Зуевке, - это паровозное, ныне локомотивное, депо. Оно возникло одновременно со станцией. Чуть моложе его вагонное депо.Новый толчок в развитии промышленности Зуевка получила в 1960-х годах: ремонтно-механический завод, завод нестандартного оборудования, пищекомбинат, маслозавод, птицефабрика, строительные и другие организации. Улучшилось энергоснабжение города, санитарное состояние.В сентябре 1964г. через станцию прошел первый электропоезд.Сейчас в Зуевке несколько средних школ, гимназия, профтехучилище, музыкальная школа, спортивный комплекс с бассейном, детские сады, библиотеки, кинотеатр, ДК железнодорожников, СПТУ, ДЮСШ, историко-краеведческий музей… Имеются три памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне; братская могила воинов, умерших от ран в эвакогоспиталях. На привокзальной площади установлен паровоз “ФД”, как символ трудового героизма железнодорожников.
blagoslovi.ru
Зуевка, История
Страна | Россия |
Субъект федерации | Кировская область |
Муниципальный район | Зуевский район |
Высота центра | 140 м |
Город с | 1944 |
Население | ▼12 092[1] человек (2010) |
Почтовый индекс | 612410 |
Основан | 1899 |
Координаты | Координаты: 58°24′12″ с. ш. 51°07′49.3″ в. д. / 58.403333° с. ш. 51.130361° в. д. (G) (O) (Я)58°24′12″ с. ш. 51°07′49.3″ в. д. / 58.403333° с. ш. 51.130361° в. д. (G) (O) (Я) |
Часовой пояс | UTC+4 |
Автомобильный код | 43 |
Телефонный код | +7 83337 |
Код ОКАТО | 33 214 501 |
Зуевка — город (с 1944) в России, административный центр Зуевского района Кировской области.
Население 12,1 тыс. чел. (2010).
Город расположен в 121 км от Кирова.
История
Чтобы соединить центральные районы России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, в конце прошлого века была построена железная дорога Пермь—Котлас. При проектировании станции на этой дороге обычно привязывали к уже обжитым населенным пунктам. В то время на реках Косе и Кордяге работали небольшие бумажные фабрики, которым необходимые материалы доставлялись по воде на шитиках и плоскодонках. Тем же путем, из притоков в Чепцу, а затем в Вятку сплавлялась готовая продукция. Фабрикантов Платунова и Рязанцева вполне устраивало такое положение, позволявшее держать в руках рабочих, отрезанных от внешнего мира. В «лице» будущей станции появлялся реальный конкурент, куда могла уйти рабочая сила, фабриканты знали, что поденная заработная плата на железной дороге составляла 50—60 копеек, они же платили по 15—20. Шатунов и Рязанцев не скупились на угощения и взятки, чтобы задобрить инженера, руководившего изыскательскими работами, и таким образом отвести подальше от себя место строительства новой станции. Инженер оказался «сговорчивым», и, чтобы угодить обоим фабрикантам, спроектировал станцию почти посередине между Кордягой и Косой, в безлюдном болотистом месте, заросшем мелким лесом и кустарником. Очень неуютно почувствовали себя строители, когда в 1896 году приехали возводить новую станцию. Жители деревни Зуи, где расквартировались приезжие, рассказывали им страшные истории о гиблых болотистых местах, которые находились совсем рядом, тонула там скотина, терялись люди. Тут же, где надо было начинать строительство, синела водная гладь небольшого озерка, на котором крякали дикие утки. Царский Указ требовал построить железнодорожную магистраль по самому короткому пути (хотя были и другие, с более твердым грунтом, но длиннее), и размышлять было бесполезно. В том же 1896 году строители заложили будущее паровозное депо и станцию. Место под магистральное полотно пришлось значительно поднимать за счет насыпной земли. По-настоящему работы развернулись в 1897 году и уже 21 октября 1898 года на участке Вятка—Глазов проследовал первый состав. Расстояние в 200 верст он преодолел за 12 часов, скорость составила 16,5 версты в час. В то время это впечатляло. В период подготовки к пуску железной дороги в эксплуатацию составлялось и расписание движения поездов, и именно в этом расписании в 1898 году впервые безымянная станция была названа Зуевкой (по названию близлежащей деревни Зуи).
Сначала поезда ходили через станцию Зуевка один раз в неделю. С пуском 1 февраля 1899 года участка дороги Котлас—Пермь протяженностью 804 километра это движение стало немного интенсивнее. Но все равно, если судить по сегодняшним меркам, поезда ходили еще достаточно редко.
Из воспоминаний пенсионерки С. И. Никулиной: «Мои родители приехали в Зуевку, когда в поселке было построено всего два жилых дома у паровозного депо. Папа работал машинистом. Поезда шли медленно. Были случаи — пассажир просит билет до какого-то села, а там нет остановки. Кассир говорит: «А вы попросите машиниста, он вам остановит поезд, где надо». Бывало и так — просит бригада: «Иван Иванович, остановите поезд, пожалуйста, вон — березки хороши, веничков бы наломать!» Иногда причиной незапланированных остановок были грибные места. И бригада, и все пассажиры бежали в перелески, а потом собирались по гудку паровоза».
www.travellers.ru