Портал строителей Байкальского региона. История хрущевки
"Хрущевки": история и поэзия начала массового домостроительства в СССР
В послевоенные годы у моей прабабушки в Москве была квартира, окна которой выходили на Моховую. Дед, пользуясь кремлевскими связями, выхлопотал ей помещение во флигеле музея М.И. Калинина. Но воды и газа в доме не было, сквозь подгнившие половые доски сквозило, туалет был во дворе, а из-за строительства метро дом просел и пол перекосило. ©
Серия дома К-7Поэтому когда появилась возможность переехать в отдельную квартиру, пусть и меньшей площади, на Ленинградском проспекте, в свеженькой, только что построенной хрущевке, прабабушка согласилась не думая. Ей жилось там комфортнее, хотя, по воспоминаниям родственников, для нее, привыкшей к жизни в центре, это было все равно, что ссылка в деревню.Хрущевка — собирательное название для типичных советских пятиэтажных панельных домов, без которых не обходится не только редкий город пост-советского пространства, но и редкий квартал. За 25 лет было построено 10% всего жилфонда страны — так быстро и много, как в период хрущевской индустриализации в СССР, не строили никогда.Отдельные опыты экспериментального блочного жилого строительства осуществлялись еще до войны: уже в 1927 году в Москве было построено два шестиэтажных жилых дома, стены которых сложены из крупных офактуренных блоков. Тогда не все усматривали в этих первых экспериментах перспективные тенденции формообразования. Щусеву разрезка фасадов на блоки напоминала «складирование мешков с мукой». Однако в 1930-е велись активные эксперименты по внедрению заводских методов разработки типовых жилищных проектов. А. Буров в соавторстве с Б. Блохиным старались упростить производство и максимально типизировать детали домов /См.: Б. Блохин, А. Буров. Скоростроное строительство крупноблочных домов. // Архитектура СССР, 1939, №10., Б. Блохин. Опыт строительства крупноблочных жилых домов. М. 1940. /.
Каркас возводился из железобетона, а панели для этих домов изготавливали в металлических формах прямо на строительной площадке. Строительно-монтажная площадка во многом напоминала сборочный цех крупного современного завода. На практике же их строительство выходило много дороже, чем строительство обычных «сталинок»—этот метод стал тупиковой ветвью развития. Тем не менее, это был первый эксперимент по созданию крупнейших в нашей стране каркасно-панельных домов высотой в шесть-десять этажей.
Пока Посохин и его коллеги на Песчаных улицах доводили до блеска каркасно-панельную схему, совсем рядом, на Октябрьском поле, другой коллектив во главе с архитектором Н. Остерманом и инженером Г. Кузнецовым выстроили сборный семиэтажный дом, панели которого не нуждались ни в каком каркасе – они несли себя сами. Эта работа проигрывала посохинскому дому почти по всем статьям, но все-таки будущее было за ней. Бескаркасная схема обещала существенное сокращение количества деталей, упрощение работ и гибкость планировки.
Монтаж конструкций бескаркасного крупнопанельного дома на 6-й улице Октябрьского поля. 1955 г.Теперь задача состояла в том, чтобы поставить метод на поток. Коллектив Посохина опирался на французские разработки, предполагавшие сборку домов на заводе. /См: Robert Barrât, Raymond Camus, prophète. In: «L’Express», Paris, 4 décembre 1958./ Французский инженер, разработчик панельного домостроения Раймон Камю трижды приезжал в Москву по приглашению советского правительства. Он подписал контракт на поставку запатентованных им линий по производству строительных панелей и давал консультации по организации строительства. У компании Camus купили лицензию на первую систему по массовому производству бетонных изделий для строительства, но в итоге она была переработана советскими специалистами.Опытные панельные дома, построенные по системе Камю в ГавреЭксперименты по поиску единой типологии продолжались, пока, наконец, не была построена серия К-7, которая стала первым проектом массового строительства.Эта была одна из первых серий, поставленных на конвейер. После принятия в 1954 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» было возведено 402 заводов (ДСК) по производству железобетонных конструкций и 200 площадок полигонного типа. В масштабах всего Союза был развернут крупнейший производственный цикл – осуществлялся «перевод страны на индустриальные рельсы».
Сборка домов серии К-7Проект хрущевок мыслился в первую очередь как социальный, в нем наглядно проявилась первичность строительства по отношению к архитектуре. При этом подчеркивался временный статус домов—они должны были простоять до наступления коммунизма в 1980 году. Но даже следуя задачам максимальной рационализации, архитекторы стремились внести в проект нечто дополнительное. Например, на улице Гримау хрущевки увенчаны плитами с цветочным орнаментом.Идея была в том, что каждый отдельный завод может отливать только один тип панели, но этот тип может быть уникальным. Тем не менее, этот метод не прижился, и вскоре эксперименты по созданию фигурных плит были свернуты. Для хрущевок типологическое единство оказалась принципиальным—все они очень похожи. Но было ли это вопросом идеологической борьбы с излишествами, или дело было в экономическом стремлении к экономии? Архитектор Нина Крайняя, строившая район Беляево, отвечает на это так: «Мы были увлечены самой новизной задачи, считали, что отражение в архитектуре одинаковой комфортности жилья для всех и есть новая эстетика».
До сих пор по приблизительным подсчетам в советских пятиэтажках живет 8,6 млн россиян. Хрущевки выработали свой срок службы, и теперь их сносят. Что и где сносится можно уточнить тут. В Москве осталось снести около 300 пятиэтажек.
Николай Ерофеев, искусствовед, специалист по архитектуре советского модернизма«Открытая левая», 24 декабря 2014
leon-rumata.livejournal.com
История строительства: «хрущевки» — совместное советско-французское предприятие?
Опостылевшие «хрущевки», или как их еще называют «хрущобы» — наследие, доставшееся нам «по завещанию от бабушки», решительно грозят отправить под тотальный снос. Неужели в одночасье сгинет без следа железобетонный памятник разрешению зарождавшегося жилищного кризиса в СССР в конце 50-х — начале 60-х годов XX века? Неужели в самом деле пришла пора прощаться с этим невзрачно-серым призраком советской эпохи, вошедшим в историю архитектуры под именем советский «функционализм»?
Сколько поколений российских граждан выросли в этом микромире бетонных ячеек, украшенных изнутри ковром с псевдоперсидским узором! Неудивительно, что в ответ на это в сетевых источниках, склонных к рефлексии, тут же появились соответствующие случаю ностальгические фотоподборки с панельным раем для честных тружеников советской земли. Да, в свое время «хрущевки» почти моментально дали кров тысячам семей, решив на многие годы жилищную проблему, но сегодня, чего уж греха таить, эти кряжистые и унылые постройки являют собой нечто доисторическое.
(Фото, новенькая «хрущевка»:)
Проект сноса «хрущевок» в столице реализуется уже не первый десяток лет, но пока эти действия носили локальный характер. Теперь же речь идет о том, чтобы уничтожить «хрущевки» как вид, полностью. И не только в Москве, но и по всей России. Масштаб работы представляется огромным (хорошо, что ломать — не строить). Сколько же времени и денег уйдет на один только снос?
Но прежде чем попрощаться, стоит вернуться к истокам. Зачем это было нужно? Кто автор концепции и при чем тут французы? Как связаны «хрущевки» с коммунизмом и «Мумий Троллем»? А также сколько они еще могут прослужить нам в качестве, пусть и минимально комфортного, но безопасного жилища? Начать стоит с самой идеи.
«Лагутенковки»
«Хрущевки», как известно, получили свое название от фамилии генерального секретаря Никиты Сергеевича. Хотя самые первые проекты шаблонного массового жилья были разработаны еще при Сталине. Среди них были даже с печным отоплением и плитами на дровах, без канализации и водопровода. То, что получило впоследствии название «хрущевка», выглядит человечнее и дружелюбнее сталинских проектов, но, по сути, к Хрущеву отношение имеет опосредованное, поскольку самый первый проект типовой пятиэтажки был реализован еще в 1948 году — до развенчания культа личности вождя оставалась целая пятилетка.
Массовое распространение «хрущевки» действительно получили с приходом Хрущева к управлению страной. К тому времени вопрос обеспечения жильем строителей экспериментального государства, приближавших светлое будущее, встал очень остро. Стратегически важной стала задача доказать делом, что «эх, хорошо в стране советской жить!».
Поэтому в первые послевоенные годы перед ведущими инженерами Моспроекта была поставлена задача в краткие сроки разработать технологию быстровозводимого дешевого жилья с малогабаритными, но отдельными квартирами для советских семей. В это же время первую мастерскую Моспроекта возглавил выпускник Московского института инженеров транспорта, проектировавший во время войны столичные бомбоубежища, Виталий Лагутенко, родной дед певца Ильи Лагутенко, лидера группы «Мумий Тролль». Он-то и разработал первый пробный, а затем и массовый проект панельной пятиэтажки.
Фото, инженер Виталий Лагутенко
Выглядеть они могли бы примерно так, как первые советские каркасные дома на Хорошевском шоссе, построенные в 1949 году. Но тут вмешалась высшая власть, вдохновленная идеей борьбы с «украшательством» и сторонница максимального удешевления сметы. Разработки типовых домов Лагутенко потеряли элементы декора, пригнулись к земле и поблекли, потеряв вместе со штукатуркой яркость фасада и перейдя к единому для всех оттенку ничем не прикрытого бетона. И все же за внешним обликом домов на Хорошевском уже хорошо угадываются угловатости облика «хрущоб».
Фото, Дом на Хорошевском шоссе
С конца 1950-х — начала 1960-х годов Виталий Лагутенко работал главным инженером НИИ Моспроекта и руководителем Архитектурно-планировочного управления Москвы. В эти же годы законченный вид приобретает увековечившая его имя разработка К7, ее поначалу так и называли —«лагутенковка». В те же годы появилось первое шаблонное жилье на подмосковных полях деревни Черемушки, которое стремительно распространилось по всему СССР с новым прозвищем — «хрущевки», сохраняющимся по сей день.
Французский след
Размах был нечеловеческий. Чтобы обеспечить стройки готовым материалом, по всей стране было основано 402 завода, выпускавших одинаковые железобетонные прямоугольники, скреплявшиеся на месте строительства без цемента, при помощи сварки. Простая конструкция дома при наличии нужного количества рабочих могла быть собрана всего за 2 недели! Еще столько же времени требовалось на минимальную внутреннюю и внешнюю отделку, тепло- и шумоизоляцию. Такого размаха и темпов строительства история человечества еще не знала!
Впрочем, Советский Союз в этом деле, как оказалось, стал первым только по темпам и размаху. Схожий, если не сказать, идентичный проект был реализован во Франции еще за 10 лет до первых «лагутенковок» фирмой инженера Раймона Камю. Те же идеи экономичности и быстроты возведения, те же 5 этажей — это французское правило, ограничивающее количество этажей в жилом доме, где не предусмотрен лифт. Частично советскими инженерами был позаимствован и минималистичный внешний вид.
Дом во Франции, созданный по технологии Camus
Это неудивительно, ведь после удачных практических упражнений инженера Камю на исторической родине, советские власти то ли переняли опыт, то ли приобрели право на частичное использование его технологий. Известно только, что сам французский разработчик и владелец предприятия «Camus», три раза приезжал в СССР для того, чтобы дать необходимые консультации отечественным проектировщикам и строителям. Так что в каком-то смысле проект по строительству «хрущевок» можно назвать советско-французским «совместным» предприятием…
Временное вечное
За четверть века, с конца 1950-х до середины 1980-х, в СССР было введено почти 300 млн кв. м. жилья — все это были «хрущевки». В наши дни это составляет 1/9 всего отечественного жилищного фонда. Переселиться в отдельную квартиру в таком доме для большинства советских тружеников было пределом мечтаний, ведь жить им до этого, как правило, приходилось либо в коммуналках, либо в деревянных бараках без удобств.
Несмотря на это, было понятно, что от идеала образцового советского обиталища, новые проекты страшно далеки. Поэтому уже хорошо знакомые всем четырех- и пятиэтажки были объявлены лишь временной мерой — только до наступления коммунизма, запланированного на 1980 год. Чего, как известно, не случилось. При новом генсеке, Леониде Ильиче, проект многоквартирного панельника немного усовершенствовали: разделили ванную и туалет, увеличили число комнат до 4, неизменным остался только усредненный внешний вид. Фото, «Брежневка»
Некоторые серии пятиэтажек были рассчитаны только на 25 лет, другие — на 50. Оба вида до сих пор не выведены из жилфонда. При этом, согласно последним исследованиям, те, что были рассчитаны на 50 лет, могут прослужить и все 150. Так что, учитывая новые сведения, вопрос тотального сноса «хрущоб» еще может и, вероятно, будет многократно пересмотрен. В конце концов, многие из них не отстояли и 70 лет!
Что взамен?
Как бы крамольно это ни звучало, принцип быстровозводимого жилья с эпохи «хрущевок» почти не поменялся. Строят, или правильней сказать собирают, современные многоквартирные многоэтажки по-прежнему из готовых блоков по типовым проектам и с бешеной скоростью. Другие времена, другие технологии, усовершенствованная техника, новые стандарты. Но часто квартиры в таких домах, хоть и отличаются более продуманной планировкой, по количеству квадратных метров могут даже уступать пятиэтажкам начала 1980-х годов. Фото, современные панельные дома
«Хрущевки», эти обитатели прежних городских окраин, сегодня зачастую располагаются в довольно завидных районах. Какие дома появятся на месте старых пятиэтажек? Вполне возможно это будет элитное жилье с роскошной планировкой, высокоорганизованным пространством и развитой инфраструктурой. И вряд ли туда смогут въехать обитатели снесенных «хрущоб», рассчитывать которым стоит разве что на аналогичное количество квадратных метров в панельной многоквартирной многоэтажке в относительно недалеком пригороде.
Алексей ГАРИН
http://www.rcmm.ru
xn--90a1aec.xn--p1ai
История хрущевки
Новости
Как организовать открытую публикацию работ в вузе Ассоциация интернет-издателей опубликовала второе издание пособия для университетов «Востребованное образование в открытом доступе». В книге описаны шаги, которые необходимо предпринять образовательным учреждениям для того, чтобы обеспечить открытую публикацию выпускных квалификационных работ с соблюдением прав студентов и норм российского законодательства. Белых, Реймер и Улюкаев устроились в колониях библиотекарями Три бывших высокопоставленных чиновника, фигуранты громких уголовных дел - бывший директор ФСИН Александр Реймер, бывший глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и бывший губернатор Кировской области Никита Белых - устроились на работу библиотекарями в колониях.
Мнения
Николай Подосокорский
Виртуальная дружба
Тенденции коммуникации в Facebook
Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).
Марат Гельман
Пособие по материализму
«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»
Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия
О том, почему мы боимся реальных действий
Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.
facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь
«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».
Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня
Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.
Лев Симкин
Человек из наградного листа
На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.
Календарь
Олег Давыдов
Колесо Екатерины
Ток страданий, текущий сквозь время
7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.
Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии
Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.
Молот ведьм. Существует ли колдовство?
5 декабря 1484 года началась охота на ведьм
5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.
Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд
190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год
Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.
Интервью
«Музыка Земли» нашей
Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.
Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»
Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.
«Каждая собака – личность»
Интервью со специалистом по поведению собак
Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.
Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»
Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.
www.chaskor.ru
Как советские «хрущевки» изменили быт людей / Назад в СССР / Back in USSR
По цене машины
«Квартира по цене комнаты в коммуналке» — задача, поставленная перед архитекторами и проектировщиками первых серий. Ничего, что квартира станет меньше, зато их будет больше. Очень напоминает сегодняшний девиз «квартира по цене машины».Шкафы и лифчики
На одного советского гражданина полагался шкаф шириной 50 см. Этот размер был высчитан путем инвентаризации всей одежды, который мог обладать советский человек (вплоть до количества трусов и лифчиков). Семья из трех человек имела в квартире место под шкаф длиной всего 1,5 метра. Привычка современных покупателей выискивать на планировке квартиры места хранения идет с тех времен.Тещина комната
Со временем размеры квартир начали понемногу увеличиваться. Появились маленькие кладовые по 1,5-2 квадратных метра. Но количество жителей по проекту не совпадало с реальным: часто к новоселам выписывалась бабушка из деревни, чтобы следить за внуками, пока родители работали. Бабушек селили в эти маленькие кладовые, которые в народе прозвали «тещина комната». В Твери, например, есть застройщик, который и сегодня продает кладовые с формулировкой «для бабушки».Женская правда
Первоначально площадь кухни составляла 4 квадратных метра. Спустя десять лет типологи объявили войну проектировщикам, и кухню удалось увеличить до 6 квадратов. Примечательно, что в штате типологов (отвечающих, по сути, за эргономику массового жилья) 99 процентов сотрудников были женщины, в то время как проектировщиками работали преимущественно мужчины. Всеми правдами и неправдами специалисты, которые вне работы проводили много времени на кухне, победили специалистов, которые там только ели. На сегодняшний день ситуация аналогичная: за увеличение размера кухни при покупке квартиры выступают преимущественно женщины.Самый выносливый человек
Себестоимость строительства пытались сбросить максимально. Помимо уменьшения общей площади квартиры, срезали «все лишнее». Например, убирая лифт, можно было сэкономить аж 7 процентов от общей цены. Медики выдали заключение, что на здоровье никак не влияет подъем по лестнице до четвертого этажа. Руководство накинуло сверху 25 процентов (советский человек — он выносливый самый), поэтому здания до пяти этажей не оснащались лифтом. Эта норма на основе медицинских данных полувековой давности действует до сих пор.Ни шагу назад
Эргономика квартиры просчитывалась. Посмотрите скан из работы архитектора Лазаря Чериковера, проанализировавшего, сколько места нужно советскому человеку для того или иного действия: к примеру, чтобы надеть пальто, нужна прихожая шириной всего 95 см. Некоторые данные из этих схем по сей день применяют многие застройщики, пытающиеся уменьшить квартиры по примеру планировок советского жилья. Один из аргументов: наши родители выросли — почему у вас должны возникнуть затруднения?Отсутствие «процесса»
Жизнедеятельность человека в панельной квартире делилась на 83 процесса. Сон, приготовление ужина, пользование унитазом, чтение и так далее. Для каждого процесса были те или иные требования к планировочным решениям. Но графы «выполнение супружеских обязанностей» не было. А значит, и требований к звукоизоляции данного действия не было. Кстати, нет и по сей день.back-in-ussr.com
История хрущевки: fun
Хотя cталинские высотки и были новаторскими постройками, назвать экспериментальными их сложно. Зато хрущевка, при всей очевидности своей конструкции,— действительно экспериментальный социальный жилищный проект.
Отдельные опыты экспериментального блочного жилого строительства осуществлялись еще до войны: уже в 1927 году в Москве было построено два шестиэтажных жилых дома, стены которых сложены из крупных офактуренных блоков. Тогда не все усматривали в этих первых экспериментах перспективные тенденции формообразования. Щусеву разрезка фасадов на блоки напоминала «складирование мешков с мукой». Однако в 1930-е велись активные эксперименты по внедрению заводских методов разработки типовых жилищных проектов. А. Буров в соавторстве с Б. Блохиным старались упростить производство и максимально типизировать детали домов.
А. Буров, Б. Блохин. Крупноблочный дом на Велозаводской улице. 1939 год.
Их знаменитый «Ажурный дом», построенный в 1940–1941 годах на Ленинградском проспекте можно рассматривать как важный этап перехода от блочного к панельному строительству. Впервые блоки, из которых складывался дом, стали специализированными. Блоки первого типа, высотой в целый этаж, образовывали простенки, между которыми устанавливались низкие подоконные блоки второго типа. Следующим шагом стала разработка единой панели, образующей всю внешнюю стену комнаты, это будет сделано после войны, но уже на другой базе, а опыт довоенного крупноблочного строительства в послевоенные годы оказался практически невостребованным.
А. Буров, Б. Блохин. Крупноблочный дом на Ленинградском шоссе в Москве. 1939 год.
В послевоенное время за разработку панельных жилых домов взялась мастерская М.В. Посохина. В первом конкурсе на проект крупнопанельного дома участвовала c шестью вариантами различной этажности и конфигурации и мастерская-школа Ивана Жолтовского. Характерная особенность проектов состояла в том, что все нестандартные элементы были сконцентрированы в нижнем и верхнем ярусе зданий, кроме того, здесь впервые применялись открытые панельные стыки.
Крупный экспериментальный проект того времени —дом на Хорошевском шоссе в Москве. Построили его Михаил Посохин и Ашот Мндоянц всего через три года после того, как в 1949 году по их же проекту закончилась стройка высотки на площади Восстания (ныне Кудринской). Инженером дома на Хорошевском выступил В. Лагутенко, впоследствии—главный строитель хрущевок. Тут им была разработана собственная система: каркас для домов изготавливали в металлических формах прямо на строительной площадке. Заводской базы пока еще не было, и все строительно-монтажные работы велись полукустарным способом. Тем не менее, после первого экспериментального дома в том же районе «поточно-скоростным методом» было возведено в две очереди 15 жилых домов этого конструктивного типа. За декором дома на Хорошевском шоссе не сразу можно распознать хрущевку. Дом украшен навесными деталями—гирляндами, расположенными под окнами, — а пилястры в простенках закрывают швы между плитами. Как писал тогда М. Посохин «Каркасно-панельные жилые дома должны иметь те же черты, которые присущи жилищу советского, социалистического типа, то есть обладать гармоничными пропорциями, отличаться добротной и красивой отделкой и, в зависимости от градостроительных условий, иметь балконы, эркеры, лоджии. Новые методы строительства не должны обеднять архитектуру. Наоборот, они могут и должны обогащать ее»
Строительство каркасно-панельного дома на Хорошевском шоссе в Москве.
Возможно, хрущевки могли бы выглядеть как дом на Хорошевском шоссе, не будь принято знаменитое хрущевское постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». После этого профессиональная пресса стала смотреть на посохинский дом совершенно другими глазами: «Серьезным недостатком домов на Хорошевском шоссе является применение навесных архитектурных деталей — обрамлений окон, гирлянд под окнами и др. Мы воспринимаем эти детали не только как архитектурные излишества — они органически противопоказаны самой природе заводского домостроения».
1951 г., Москва. Застройка Хорошевского шоссе каркасными домами, М. Посохин, В.Лагутенко.
Эстетико-пластические проблемы теперь предлагалось решать в связи со свойствами самих панелей: «Разумеется, было бы неправильно сводить все богатство особенностей композиционного построения фасада крупнопанельного здания только к выбору приема разрезки стен на панели. Архитектор обязан тщательно продумать и пластику самих панелей, их величину, фактуру, цвет, рельеф стены, способ обработки стыков между панелями. Многократная повторяемость основных элементов стены — панелей, а следовательно, и стыков между ними, придает особое значение характеру архитектурно-художественной обработки швов между панелями. Этим в значительной мере определяются выразительность фасада здания, его стилевая характеристика».
Позже коллективом Посохина были построены дома на Песчаной улице. Эти дома выполнены уже без излишеств: «Фасады зданий не имеют каких-либо надуманных, дорогостоящих украшений», — хвалил свою работу Посохин. Конструктивно они являлись первыми панельными домами с поперечным стальным каркасом.
Каркас возводился из железобетона, а панели для этих домов изготавливали в металлических формах прямо на строительной площадке. Строительно-монтажная площадка во многом напоминала сборочный цех крупного современного завода. На практике же их строительство выходило много дороже, чем строительство обычных «сталинок»—этот метод стал тупиковой ветвью развития. Тем не менее, это был первый эксперимент по созданию крупнейших в нашей стране каркасно-панельных домов высотой в шесть-десять этажей.
Пока Посохин и его коллеги на Песчаных улицах доводили до блеска каркасно-панельную схему, совсем рядом, на Октябрьском поле, другой коллектив во главе с архитектором Н. Остерманом и инженером Г. Кузнецовым выстроили сборный семиэтажный дом, панели которого не нуждались ни в каком каркасе – они несли себя сами. Эта работа проигрывала посохинскому дому почти по всем статьям, но все-таки будущее было за ней. Бескаркасная схема обещала существенное сокращение количества деталей, упрощение работ и гибкость планировки.
Монтаж конструкций бескаркасного крупнопанельного дома на 6-й улице Октябрьского поля. 1955 г.
Теперь задача состояла в том, чтобы поставить метод на поток. Коллектив Посохина опирался на французские разработки, предполагавшие сборку домов на заводе. Французский инженер, разработчик панельного домостроения Раймон Камю трижды приезжал в Москву по приглашению советского правительства. Он подписал контракт на поставку запатентованных им линий по производству строительных панелей и давал консультации по организации строительства. У компании Camus купили лицензию на первую систему по массовому производству бетонных изделий для строительства, но в итоге она была переработана советскими специалистами.
Опытные панельные дома, построенные по системе Камю в Гавре.
Эксперименты по поиску единой типологии продолжались, пока, наконец, не была построена серия К-7, которая стала первым проектом массового строительства.
Проект пятиэтажного дома типа К-7 был разработан Виталием Лагутенко. Главное достоинство его дома было в дешевизне и простоте — минимальный размер квартир, отсутствие подвала. Зато дом был предельно прост для изготовителей, собирался как этажерка и монтировался методом «без раствора». Он весь состоял всего из двух десятков наименований изделий и строился комплексной бригадой, работающей в три смены— сантехники, электрики, штукатуры и столяры работали параллельно с монтажниками. Через два года отработки этого метода четырехсекционный пятиэтажный дом К-7 монтировался за рекордные сроки – всего 12 рабочих дней. Именно такой проект лучше всего соответствовал требованиям времени.
Эта была одна из первых серий, поставленных на конвейер. После принятия в 1954 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» было возведено 402 заводов (ДСК) по производству железобетонных конструкций и 200 площадок полигонного типа. В масштабах всего Союза был развернут крупнейший производственный цикл – осуществлялся «перевод страны на индустриальные рельсы».
Сборка домов серии К-7.
Проект хрущевок мыслился в первую очередь как социальный, в нем наглядно проявилась первичность строительства по отношению к архитектуре. При этом подчеркивался временный статус домов—они должны были простоять до наступления коммунизма в 1980 году. Но даже следуя задачам максимальной рационализации, архитекторы стремились внести в проект нечто дополнительное. Например, на улице Гримау хрущевки увенчаны плитами с цветочным орнаментом.
Идея была в том, что каждый отдельный завод может отливать только один тип панели, но этот тип может быть уникальным. Тем не менее, этот метод не прижился, и вскоре эксперименты по созданию фигурных плит были свернуты. Для хрущевок типологическое единство оказалась принципиальным—все они очень похожи. Но было ли это вопросом идеологической борьбы с излишествами, или дело было в экономическом стремлении к экономии? Архитектор Нина Крайняя, строившая район Беляево, отвечает на это так: «Мы были увлечены самой новизной задачи, считали, что отражение в архитектуре одинаковой комфортности жилья для всех и есть новая эстетика».
Монтаж блока серии К-7.
Хрущевки уравнивали условия жизни на огромной территории. Конечно, эти условия были далеки от идеала. Но тогда никому и в голову не приходило критиковать новостройки за отсутствие балконов, совмещенные санузлы, тонкие стенные перегородки. Все это были мелочи по сравнению с той колоссальной переменой в образе жизни советских людей, которая произошла благодаря новой строительной программе. Панельный дом открыл спасительную возможность расселения переполненных коммуналок.
Дома серии К7 в своей первоначальной модификации строились до 1966. Это была самая знаковая, но, конечно, не единственная серия. Появлялись и новые серии хрущевок, а позже им на смену пришли брежневки. С 1959 по 1985 год в СССР было построено 290 млн. кв. метров общей площади. Это примерно 5.8 млн. квартир, 10% нынешнего жилого фонда. Заводская линия ДСК в своем готовом виде, то есть, вместе с линией заводов, стала «экспортным товаром». Она экспортировалась во Вьетнам и в Китай, ее подарили Кубе, где те же хрущевки (с минимальными изменениями) смотрят окнами на Карибское море. Хрущевками «заделывали дыры» в разбомбленных послевоенных городах западных республик СССР. Хрущевки строились за полярным кругом. Благодаря хрущевкам стало возможным возводить военные и индустриальные города в труднодоступных местностях. Хрущевки стали первой альтернативой баракам и палаткам, в которых в чудовищных условиях жили рабочие и строители индустриальных моногородов. И, главное, везде они обеспечивали единые жизненные стандарты, одновременно давая людям возможность наладить свой личный быт.
Хрущевки— проект, решивший важную социальную задачу и придавший городской жизни особое звучание, которое отчетливо слышится до сих пор. Ориентируясь на корбюзианские пропорции, хрущевка установила новый компактный масштаб современного урбанистического существования. Ей соответствовала аскетичная модернистская мебель и предметы интерьера, а также малолитражный автомобиль Москвич.
До сих пор по приблизительным подсчетам в советских пятиэтажках живет 8,6 млн россиян. Хрущевки выработали свой срок службы, и теперь их сносят.
Николай Ерофеев—искусствовед, специалист по архитектуре советского модернизма.
отсюда
fun.livejournal.com
История хрущевки: sosedgeorg
Хотя cталинские высотки и были новаторскими постройками, назвать экспериментальными их сложно. Зато хрущевка, при всей очевидности своей конструкции,— действительно экспериментальный социальный жилищный проект.
Отдельные опыты экспериментального блочного жилого строительства осуществлялись еще до войны: уже в 1927 году в Москве было построено два шестиэтажных жилых дома, стены которых сложены из крупных офактуренных блоков. Тогда не все усматривали в этих первых экспериментах перспективные тенденции формообразования. Щусеву разрезка фасадов на блоки напоминала «складирование мешков с мукой». Однако в 1930-е велись активные эксперименты по внедрению заводских методов разработки типовых жилищных проектов. А. Буров в соавторстве с Б. Блохиным старались упростить производство и максимально типизировать детали домов.
Их знаменитый «Ажурный дом», построенный в 1940–1941 годах на Ленинградском проспекте можно рассматривать как важный этап перехода от блочного к панельному строительству. Впервые блоки, из которых складывался дом, стали специализированными. Блоки первого типа, высотой в целый этаж, образовывали простенки, между которыми устанавливались низкие подоконные блоки второго типа. Следующим шагом стала разработка единой панели, образующей всю внешнюю стену комнаты, это будет сделано после войны, но уже на другой базе, а опыт довоенного крупноблочного строительства в послевоенные годы оказался практически невостребованным.
В послевоенное время за разработку панельных жилых домов взялась мастерская М.В. Посохина. В первом конкурсе на проект крупнопанельного дома участвовала c шестью вариантами различной этажности и конфигурации и мастерская-школа Ивана Жолтовского. Характерная особенность проектов состояла в том, что все нестандартные элементы были сконцентрированы в нижнем и верхнем ярусе зданий, кроме того, здесь впервые применялись открытые панельные стыки.Крупный экспериментальный проект того времени —дом на Хорошевском шоссе в Москве. Построили его Михаил Посохин и Ашот Мндоянц всего через три года после того, как в 1949 году по их же проекту закончилась стройка высотки на площади Восстания (ныне Кудринской). Инженером дома на Хорошевском выступил В. Лагутенко, впоследствии—главный строитель хрущевок. Тут им была разработана собственная система: каркас для домов изготавливали в металлических формах прямо на строительной площадке. Заводской базы пока еще не было, и все строительно-монтажные работы велись полукустарным способом. Тем не менее, после первого экспериментального дома в том же районе «поточно-скоростным методом» было возведено в две очереди 15 жилых домов этого конструктивного типа. За декором дома на Хорошевском шоссе не сразу можно распознать хрущевку. Дом украшен навесными деталями—гирляндами, расположенными под окнами, — а пилястры в простенках закрывают швы между плитами. Как писал тогда М. Посохин «Каркасно-панельные жилые дома должны иметь те же черты, которые присущи жилищу советского, социалистического типа, то есть обладать гармоничными пропорциями, отличаться добротной и красивой отделкой и, в зависимости от градостроительных условий, иметь балконы, эркеры, лоджии. Новые методы строительства не должны обеднять архитектуру. Наоборот, они могут и должны обогащать ее».
Возможно, хрущевки могли бы выглядеть как дом на Хорошевском шоссе, не будь принято знаменитое хрущевское постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». После этого профессиональная пресса стала смотреть на посохинский дом совершенно другими глазами: «Серьезным недостатком домов на Хорошевском шоссе является применение навесных архитектурных деталей — обрамлений окон, гирлянд под окнами и др. Мы воспринимаем эти детали не только как архитектурные излишества — они органически противопоказаны самой природе заводского домостроения».Эстетико-пластические проблемы теперь предлагалось решать в связи со свойствами самих панелей: «Разумеется, было бы неправильно сводить все богатство особенностей композиционного построения фасада крупнопанельного здания только к выбору приема разрезки стен на панели. Архитектор обязан тщательно продумать и пластику самих панелей, их величину, фактуру, цвет, рельеф стены, способ обработки стыков между панелями. Многократная повторяемость основных элементов стены — панелей, а следовательно, и стыков между ними, придает особое значение характеру архитектурно-художественной обработки швов между панелями. Этим в значительной мере определяются выразительность фасада здания, его стилевая характеристика»3.Позже коллективом Посохина были построены дома на Песчаной улице. Эти дома выполнены уже без излишеств: «Фасады зданий не имеют каких-либо надуманных, дорогостоящих украшений», — хвалил свою работу Посохин. Конструктивно они являлись первыми панельными домами с поперечным стальным каркасом.
Каркас возводился из железобетона, а панели для этих домов изготавливали в металлических формах прямо на строительной площадке. Строительно-монтажная площадка во многом напоминала сборочный цех крупного современного завода. На практике же их строительство выходило много дороже, чем строительство обычных «сталинок»—этот метод стал тупиковой ветвью развития. Тем не менее, это был первый эксперимент по созданию крупнейших в нашей стране каркасно-панельных домов высотой в шесть-десять этажей.
Пока Посохин и его коллеги на Песчаных улицах доводили до блеска каркасно-панельную схему, совсем рядом, на Октябрьском поле, другой коллектив во главе с архитектором Н. Остерманом и инженером Г. Кузнецовым выстроили сборный семиэтажный дом, панели которого не нуждались ни в каком каркасе – они несли себя сами. Эта работа проигрывала посохинскому дому почти по всем статьям, но все-таки будущее было за ней. Бескаркасная схема обещала существенное сокращение количества деталей, упрощение работ и гибкость планировки.
Теперь задача состояла в том, чтобы поставить метод на поток. Коллектив Посохина опирался на французские разработки, предполагавшие сборку домов на заводе. 4 Французский инженер, разработчик панельного домостроения Раймон Камю трижды приезжал в Москву по приглашению советского правительства. Он подписал контракт на поставку запатентованных им линий по производству строительных панелей и давал консультации по организации строительства. У компании Camus купили лицензию на первую систему по массовому производству бетонных изделий для строительства, но в итоге она была переработана советскими специалистами.Эксперименты по поиску единой типологии продолжались, пока, наконец, не была построена серия К-7, которая стала первым проектом массового строительства.Проект пятиэтажного дома типа К-7 был разработан Виталием Лагутенко. Главное достоинство его дома было в дешевизне и простоте — минимальный размер квартир, отсутствие подвала. Зато дом был предельно прост для изготовителей, собирался как этажерка и монтировался методом «без раствора». Он весь состоял всего из двух десятков наименований изделий и строился комплексной бригадой, работающей в три смены— сантехники, электрики, штукатуры и столяры работали параллельно с монтажниками. Через два года отработки этого метода четырехсекционный пятиэтажный дом К-7 монтировался за рекордные сроки – всего 12 рабочих дней. Именно такой проект лучше всего соответствовал требованиям времени.
Эта была одна из первых серий, поставленных на конвейер. После принятия в 1954 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» было возведено 402 заводов (ДСК) по производству железобетонных конструкций и 200 площадок полигонного типа. В масштабах всего Союза был развернут крупнейший производственный цикл – осуществлялся «перевод страны на индустриальные рельсы».
Проект хрущевок мыслился в первую очередь как социальный, в нем наглядно проявилась первичность строительства по отношению к архитектуре. При этом подчеркивался временный статус домов—они должны были простоять до наступления коммунизма в 1980 году. Но даже следуя задачам максимальной рационализации, архитекторы стремились внести в проект нечто дополнительное. Например, на улице Гримау хрущевки увенчаны плитами с цветочным орнаментом.Идея была в том, что каждый отдельный завод может отливать только один тип панели, но этот тип может быть уникальным. Тем не менее, этот метод не прижился, и вскоре эксперименты по созданию фигурных плит были свернуты. Для хрущевок типологическое единство оказалась принципиальным—все они очень похожи. Но было ли это вопросом идеологической борьбы с излишествами, или дело было в экономическом стремлении к экономии? Архитектор Нина Крайняя, строившая район Беляево, отвечает на это так: «Мы были увлечены самой новизной задачи, считали, что отражение в архитектуре одинаковой комфортности жилья для всех и есть новая эстетика».
Хрущевки уравнивали условия жизни на огромной территории. Конечно, эти условия были далеки от идеала. Но тогда никому и в голову не приходило критиковать новостройки за отсутствие балконов, совмещенные санузлы, тонкие стенные перегородки. Все это были мелочи по сравнению с той колоссальной переменой в образе жизни советских людей, которая произошла благодаря новой строительной программе. Панельный дом открыл спасительную возможность расселения переполненных коммуналок.Дома серии К7 в своей первоначальной модификации строились до 1966. Это была самая знаковая, но, конечно, не единственная серия. Появлялись и новые серии хрущевок, а позже им на смену пришли брежневки. С 1959 по 1985 год в СССР было построено 290 млн. кв. метров общей площади. Это примерно 5.8 млн. квартир, 10% нынешнего жилого фонда. Заводская линия ДСК в своем готовом виде, то есть, вместе с линией заводов, стала «экспортным товаром». Она экспортировалась во Вьетнам и в Китай, ее подарили Кубе, где те же хрущевки (с минимальными изменениями) смотрят окнами на Карибское море. Хрущевками «заделывали дыры» в разбомбленных послевоенных городах западных республик СССР. Хрущевки строились за полярным кругом. Благодаря хрущевкам стало возможным возводить военные и индустриальные города в труднодоступных местностях. Хрущевки стали первой альтернативой баракам и палаткам, в которых в чудовищных условиях жили рабочие и строители индустриальных моногородов. И, главное, везде они обеспечивали единые жизненные стандарты, одновременно давая людям возможность наладить свой личный быт.Хрущевки— проект, решивший важную социальную задачу и придавший городской жизни особое звучание, которое отчетливо слышится до сих пор. Ориентируясь на корбюзианские пропорции, хрущевка установила новый компактный масштаб современного урбанистического существования. Ей соответствовала аскетичная модернистская мебель и предметы интерьера, а также малолитражный автомобиль Москвич.
sosedgeorg.livejournal.com
Изобретение повседневности :: РБК Недвижимость
Валерий Мельниковфотограф, победитель международного фотоконкурса World Press Photo 2016
Почти вся моя жизнь связана с хрущевками. Я жил в разных городах и регионах, но пятиэтажки оставались неизменными — даже в Москве. Свою нынешнюю квартиру я купил летом 2002 года. Это «двушка» в Коптеве на четвертом этаже. К моменту покупки квартиры я жил в Москве два года. В то время все цены измеряли в долларах: аренда стоила $150 в месяц, покупка обошлась мне в $37,5 тыс.
Больше всего понравилось место: рядом лес и озеро, в районе тихо и зелено. Современное Коптево — это малоэтажная застройка, поэтому людей здесь не слишком много. Метро, правда, далековато, но, когда я покупал квартиру, моя работа находилась в 20 минутах езды на трамвае, так что удаленность подземки меня не смущала. В тот момент новостройки были слишком дорогими, поэтому вариант с первичным рынком я даже не рассматривал. Хрущевка меня абсолютно устраивала.
По сравнению со многими другими пятиэтажками у меня отличный дом. Потолки чуть выше, чем в стандартных хрущевках, шумоизоляция хорошая. Когда я впервые здесь оказался, мне все понравилось. Первые несколько месяцев я жил без мебели, спал на одном матрасе. Сделал небольшой косметический ремонт, больше ни на что денег не хватило. Возможно, из-за этого квартира казалась мне очень большой — для одного здесь достаточно места.
«Сейчас, когда возвращаюсь из какой-нибудь европейской страны, я часто думаю, в какой же большой квартире я живу. Недавно мы ездили на выставку в Париж, где сняли жилье через Airbnb. Мало того что аренда стоила каких-то безумных денег, так квартира оказалась очень тесной — кухня была буквально в прихожей. После поездки в Лондон ощущение было тем же самым: в нашей хрущевке — простор!
Да, у хрущевок есть свои минусы: кухни небольшие, планировочные решения не самые удачные. В то же время даже в более современных домах легко найти квартиры с меньшими кухнями. Мы живем вдвоем с девушкой и спокойно расходимся — и на кухне, и в комнатах. Еще у нас есть кладовка, в которой хранится большинство вещей. Это очень удобно.
Когда я только заехал, соседи сказали, что дом скоро снесут. Прошло 15 лет — как видите, дом на месте. В своей квартире я чувствую себя комфортно, мне хочется сюда возвращаться. Но неухоженный подъезд, окружение, эта скрипучая железная дверь, которую красят убогой коричневой краской, иногда заставляют задуматься о том, что я все-таки хочу жить в хорошем доме. А потом настроение меняется — и я думаю: «А чем здесь плохо?» Одному или вдвоем здесь хорошо. Сложнее с ребенком — лифта нет, комнаты смежные.
Когда сюда переезжал, был уверен, что это моя единственная покупка квартиры и я заселяюсь навсегда — на выплату долгов, в которые влез из-за квартиры, ушло несколько лет. Тем не менее через девять-десять лет у меня появились мысли о переезде. Я купил квартиру в новостройке в Куркине. Построили дом, я стал приезжать в ту квартиру, но что-то мне не нравилось. Потом понял: даже с закрытыми окнами в два часа ночи там слишком шумно. Рядом находится Новокуркинское шоссе, которое вечно загружено. Чтобы услышать друг друга во дворе, нужно было кричать. Ту квартиру я в итоге продал.
Когда настанет время переезжать из хрущевки, у меня, конечно, будет сожаление. Здесь прошла важная часть моей жизни, в целом в этой квартире мне было хорошо. И даже после переезда продавать эту «двушку» я не стану — скорее всего, сюда переедет моя мама.
realty.rbc.ru