Городское поселение Голицыно. Московская область голицыно
Голицыно (Московская область)
Первые упоминания о Голицыно относятся к 1870 году. Небольшой населённый пункт возник во время строительства железнодорожной ветки Москва – Смоленск – Брест. Новая ветка должна была принести огромную выгоду Российской империи, так как связывала её с Европой. На сорок первой версте от Москвы была построена железнодорожная станция Голицыно. Своё название станция получила благодаря княжескому роду Голицыных. Их усадьба находилась недалеко от того места, на котором построили вокзал. Станция состояла всего лишь из небольшого двухэтажного деревянного здания. Недалеко от здания располагался пристанционный посёлок, где жили работники станции. Именно с этого посёлка будущий город и начал свою историю.
В 1890-х годах при станции возникла мастерская по плетению корзин. Крестьяне, жившие в окрестных населённых пунктах, не одно поколение занимались этим промыслом. Однако чтобы выжить в конкурентной борьбе, необходимо было работать в несколько раз быстрее, что неминуемо приводило к ухудшению качества изготовляемой продукции. Чтобы сохранить промысел и дать крестьянам возможность зарабатывать, Московское земство открыло при станции Голицыно мастерскую, в которой кустарей обучали правильному ведению дел. Кроме плетения корзин в мастерской обучали изготовлению мебели.
Земли, на которых располагалась станция Голицыно, в начале ХХ века принадлежали Дмитрию Борисовичу Голицыну. Большая часть этих земель была занята лесом. Дмитрий Борисович решил, что держать землю под лесом непрактично и невыгодно. Лес был вырублен, а землю распродали по участкам на строительство дачных домиков. Дачный посёлок, появившийся на голицынской земле в начале ХХ века, состоял из тринадцати проездов, проспектов и шоссе, названия которых или указывали на направление (шоссе Петровское вело к селу Петровскому, например), или соответствовали именам членов семьи князя Дмитрия Борисовича (Екатерининский, Борисовский и Дмитриевский проспекты). Посёлок возник южнее станции Голицыно.
С 1906 по 1910 годы в посёлке было построено множество новых зданий. Был выстроен новый каменный вокзал, появились новая платформа, гимназия, пешеходные и проезжие мосты, абиссинские колодцы. Улицы освещали газовыми фонарями. Голицын широко рекламировал свой «городок», несмотря на то, что строился он крайне медленно. Основной причиной медленного строительства была высокая цена на земельные участки. Купить такой участок можно было и за наличные, и в рассрочку. Грузооборот станции к 1912 году значительно вырос. В основном по этой ветке перевозили кирпич и дрова. В начале ХХ века особенно велика была потребность в кирпиче. Рост промышленности, появление новых предприятий требовали всё больше и больше строительного материала. Первое время на железной дороге действовали расценки, выгодные для российских промышленников. В Голицыне появился завод по производству кирпича. Владельцем предприятия был купец Максимов. Кирпичи на предприятии изготавливали вручную. Обилие дешёвой рабочей силы позволяло изготовлять строительный материал без использования машин.
После революции
В 1917 году в стране поменялся политический строй. В конце года был создан поселковый совет, который возглавил Пётр Волков. В годы гражданской войны на станции была сформирована третья полковая дивизия под руководством братьев В. и Н. Куйбышевых. Дивизия действовала против войск Врангеля и Деникина. Частная гимназия в Голицыно после революции стала трудовой школой и была передана в ведомство отделу просвещения Наркомата путей сообщения. Школа получила название Голицынской железнодорожной школы. Долгое время эта школа была единственным культурным учреждением посёлка. Кроме неё в Голицыно были построены горсовет и больница. В 30-х годах Голицыно становится любимым местом для творчества советских писателей. В 1932 году здесь появился дом творчества союза писателей (бывший особняк Ф. Корша). В разные годы в этом доме отдыхали многие известные советские писатели. Именно здесь провёл последние годы жизни знаменитый советский педагог Антон Макаренко. В 1939 году Макаренко скоропостижно скончался в поезде, следовавшем в Москву.
В конце 40-х годов в посёлке Голицыно был построен дом отдыха «Медик», находившийся в ведомстве «Медсантруда». В начале 60-х годов на базе этого дома отдыха были организованы Центральные курсы Центрального совета по управлению курортами профсоюзов. На базе курсов, в свою очередь, был создан в 80-х годах Учебно-методический центр. В настоящее время этот центр преобразован в ЗАО «Учебно-методический центр «Голицыно»». В настоящее время Центр «Голицыно» представляет собой уникальный загородный комплекс, объединивший в себе учебный центр и базу отдыха, на которой часто проводятся корпоративные мероприятия.
В послевоенные годы Голицыно превратился в крупный промышленный населённый пункт. В конце 40-х годов станция была реконструирована, а железнодорожные пути были электрифицированы. В 50-х годах на месте промысловой артели «Звенигородский труд», основанной в конце 20-х годов, был создан «Голицынский керамический завод». Со временем этот завод стал крупнейшим поставщиком глиняного кирпича для Московской области и Москвы. При заводе появился культурно-воспитательный центр, объединивший несколько творческих коллективов. Были также построены библиотека и клуб. Фабрика головных уборов «Светлячок» появилась вместо артели по производству музыкальных инструментов, игрушек, брошек и пуговиц. Первые многоэтажные дома были построены в Голицыно только в 60-х годах. Появились микрорайоны «Керамиков» и «Рабочий посёлок».
Институт пограничных войск
В начале 70-х годов на территории Голицыно было построено Высшее военно-политическое училище погранвойск КГБ СССР. Военный комплекс имел всё необходимое для успешной подготовки высококвалифицированный офицеров-пограничников. Свою историю училище ведёт от Первой школы погранохраны войск ОГПУ, созданной в 1930 году в городе Новый Петергоф в Ленинградской области. Это было первое базовое учебное заведение пограничной охраны. На его базе были созданы многие аналогичные учебные заведения в Харькове, Саратове и Москве. Первый выпуск школы состоялся в 1932 году. Училищем школа стала только в 1937 году. В первые годы Великой Отечественной войны училище сделало 3 досрочных выпуска. Для фронта было подготовлено более двух тысяч офицеров. В 1942 году учебное заведение было эвакуировано в Саратов, где до конца войны продолжалась учебная подготовка офицеров.
В 1967 году было принято решение о перенесении училища в Голицыно. Строительство здания учебного заведения было завершено в 1972 году. Училище было названо в честь К. Е. Ворошилова. Преподавательский состав был сформирован из сотрудников Московского и Алма-Атинского пограничных училищ. Сегодня училище называется Голицынский институт пограничных войск ФСБ России. Это одно из крупнейших и известнейших военных высших учебных заведений на территории Российской Федерации. Институт использует современные технологии обучения. Здесь ведут образовательную деятельность 15 кафедр. В 1997–2001 годах учиться в институте могли и девушки. В 2003 году учебное заведение было переименовано и получило название «Голицынский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
Город в XXI веке
9 мая 1985 года, в сорокалетнюю годовщину Победы над немецко-фашистскими захватчиками, был открыт памятник погибшим защитникам Родины. Памятник был создан на пожертвования жителей посёлка. Голицыно стал городом только в начале нового тысячелетия. 9 сентября 2004 года посёлок получил свой новый статус. В 2006 году была проведена реконструкция Привокзальной площади. Перед зданием вокзала был выстроен торговый комплекс. В северной части Голицыно началось строительство нового жилого микрорайона, названного «Молодёжный». В начале нового тысячелетия был утверждён новый генеральный план города. Прежде всего, план предусматривает снос ветхого жилья, строительство новых зданий и увеличение количества жилой площади на душу населения. План также предусматривает строительство бассейна, гостиницы, кинотеатра и парка культуры. В будущем в городе увеличат количество медицинских и детских учреждений, предприятий, магазинов и библиотек.
www.bankgorodov.ru
Описание — Голицыно
Городское поселение Голицыно расположено на западе от Москвы, в 20 км от г. Одинцово, в центре Одинцовского района. Является экологически чистой зоной, с запада, юга и востока обрамлено лесными массивами, на территории расположен каскад живописных прудов.
Площадь территории городского поселения Голицыно составляет 5563 га.
В границах городского поселения Голицыно находятся следующие населенные пункты:
- Голицыно - город;
- Бутынь - деревня;
- Кобяково - деревня;
- НИИ Радио - поселок;
- Октябрьский - поселок;
- Сивково - деревня;
- Сидоровское - село.
Границы территории городского поселения Голицыно установлены Законом Московской области от 28.02.2005 N 64/2005-ОЗ "О статусе и границах Одинцовского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и определяются следующим образом:
- с севера – земли Можайского шоссе, Моск.Смол. железной дороги (звенигородская ветка), городского поселения Большие Вяземы, сельского поселения Захаровское
- с запада - земли: Звенигородского лесхоза, сельского поселения Захаровское.
- с востока -земли: городского поселения Большие Вяземы, Звенигородского лесхоза.
- с юга -земли г.Краснознаменска и Наро-Фоминского района
Население городского поселения Голицыно на 01.01.2017г., по данным Мособлстата, составляет 18531 человек.
Органы местного самоуправления: представительный орган - Совет депутатов, исполнительно-распорядительный орган - администрация городского поселения. Деятельность органов местного самоуправления возглавляется выборным главой муниципального образования - главой городского поселения.
На территории городского поселения Голицыно находятся следующие муниципальные учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа №1, Муниципальное общеобразовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа №2, Голицынская (специальная) коррекционная общеобразовательная школа 8 вида, Муниципальное общеобразовательное учреждение Голицынская начальная школа, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Голицынский детский сад общеобразовательного вида №36, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Голицынский детский сад комбинированного вида №62, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Голицынский детский сад №20, Голицынский Дом культуры «Солнышко», Голицынский Дом культуры «Октябрь», Голицынская городская библиотека, Сидоровская библиотека, МУРЭП Голицыно, МУЗ «Голицынская поликлиника», Муниципальное специальное (коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Гармония», Одинцовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья», Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Голицыно».
Основу экономической базы составляют: ОАО «Голицынский керамический завод», ОАО «Голицынский опытный завод средств автоматизации», ЗАО «Родовой герб», ООО «Максипласт», ООО «Скания-сервис».
golitsyno-city.ru
Голицыно: достопримечательности | Культурный туризм
Первые упоминания о Голицыно относятся к 1870 году и напрямую связаны со строительством железной дороги Москва—Смоленск—Брест. Новая железная дорога связала Россию с Европой и принесла огромную выгоду Российскому государству. На 42-й версте от Москвы была построена станция Голицыно, названная в честь княжеского рода — Голицыных, чья усадьба находилась неподалёку от станции. Станция состояла из деревянного двухэтажного здания, платформы и нескольких домов для обслуживающего персонала. Со строительства станции и началась история города.
В период с 1906 по 1910 г. в поселке строятся: новый каменный вокзал, двухэтажное здание гимназии, платформа при железной дороге, проезжие и пешеходные мосты по проспектам, абиссинские колодцы, проспекты освещаются газовыми фонарями. В 1908 г. там, где протекала речка Вязёмка, был вырыт пруд и построена плотина, через которую был переброшен живописный «горбатый» мостик. Голицынский городок широко рекламировался, но несмотря на это, поселок строился довольно медленно, причиной тому была высокая стоимость участков, которые продавались за наличный расчет и в рассрочку.
В 1930-е годы Голицыно избрали местом творчества советские писатели. В 1932 г. небольшой двухэтажный дом Ф. А. Корша перешёл к Литфонду и стал «домом творчества союза писателей». Здесь в разные годы отдыхали и создавали свои произведения М. Алигер, К. Паустовский, М. Шагинян, А. Малышкин, А. Гайдар, Муса Джалиль, Мате Залка, К. Тренёв, А. Фадеев, А. Твардовский, В. Катаев, Э. Казакевич. Последние дни жизни здесь провел Антон Макаренко. 1 апреля 1939 г. он скоропостижно умер в вагоне поезда, следовавшего из Голицына в Москву. Летом 1937 г., возвратившись из эмиграции, здесь жил известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Более тридцати лет бессменным директором дома творчества была Серафима Ивановна Фонская, написавшая книгу «Дом в Голицыне», в которой рассказала о жизни тех писателей, с которыми ей пришлось здесь познакомиться. Осенью 1939 г. и зимой 1940 г., после семнадцатилетней разлуки с родиной, в Голицыне в комнате на одной из дач с сыном Георгием жила Марина Цветаева. Здесь же находилась дача поэта и переводчика Арсения Тарковского.
culttourism.ru
История — Голицыно
По соседству с Вяземами, отделенный прудом, раскинулся поселок Голицыно, своим возникновением обязанный прокладке Московско-Брестской железной дороги. В ноябре 1866 г.Московская губернская управа получила ходатайство Смоленской губернской управы перед правительством о сооружении железной дороги от Москвы до Смоленска, а затем до Бреста. Новая железная дорога несла большие выгоды государству — как экономические, так и стратегические, Возрастало значение торгового центра России — Москвы, появлялась возможность сбыта фабричной продукции в места, лишенные промышленности, открывалась прямая связь с Европой. Московские власти просили правительство «… осуществить предприятие, имеющее столь великое значение для Москвы и для всей России». 18 октября 1867 г. вопрос о строительстве линии Москва-Смоленск-Брест был решен окончательно, а уже в следующем году началось одновременное строительство Московско-Смоленской и Смоленско-Брестской линий. Право на строительство получили частные акционерные общества, недостатка рабочих рук не было. На строительство дороги шли разорившиеся крестьяне окрестных деревень, В 1870 г. обе линии слились в одну. Дорога вначале имела одну колею, вторую проложили в 1892 г.
На 41-й версте от Москвы, на землях князей Голицыных, была построена станция «Голицынская» — деревянное двухэтажное здание, платформа и несколько домов для обслуживающего персонала. Это стало началом нового поселка, начавшего быстро развиваться. В 1912 г.грузооборот станции составил уже полтора миллиона пудов в год. Главнейшими грузами отправки были дрова и кирпич. Первое время на железной дороге установились тарифы, выгодные промышленникам. Нужен был кирпич, и этим воспользовались многие предприниматели. Между Москвой и Можайском были построены многочисленные кирпичные заводы, работавшие на местном сырье. Начал работать и кирпичный заводик купца Максимова в Голицыне. Изготовление кирпича в нем производилось вручную. Обилие дешевых рабочих рук делало более выгодным ручной труд, чем применение машин.
В 1891 г.при станции Голицыно была открыта корзиночная мастерская. Крестьяне Вязем и окрестных деревень, страдая от малоземелья, исстари занимались плетением корзин. Капитализм, с присущей ему конкуренцией, угрожал кустарям. Чтобы выжить, кустарь был вынужден изготовлять больше продукции, что приводило к ухудшению качества. Чтобы промысел в Вяземах не прекратил свое существование, Московское земство и известный деятель в области кустарной промышленности С. Т. Морозов пришли на помощь крестьянам-кустарям, создав учебную мастерскую. Мастерская давала указание, как улучшить изготовление изделий, освоить новые образцы, снабжала кустарей инструментами. Для исполнения новых опытных образцов в мастерской работали специальные мастера. Здесь обучались мальчики — дети кустарей. В целях развития художественного вкуса преподавалось рисование. Для этого был приглашен учитель со специальным образованием. Одному кустарю было не по силам довести вещь до товарного состояния, и поэтому в мастерской существовало разделение труда. Так,, в 1899 г. в ней работало пять маляров, токарь, два столяра, два паяльщика и слесарь. В работе руководствовались лишь одним правилом — изделия должны быть наилучшего качества. Вяземцы выходят на рынок с изделиями, конкурировать с которыми было трудно. Помимо мебели плели корзины для переноски угля и кокса, что имело тогда большое значение для фабрично-заводских предприятий.
При мастерской был создан музей, где находились лучшие образцы плетения. В 1911 г.английские учителя посетили его и дали высокую оценку искусству вяземских кустарей. Они писали: «Такая выставка по качеству и художественности изделий сделала бы честь любой стране». Голицыно окружали живописные места. Из восьми тысяч десятин земли, принадлежавших князю Д. Б. Голицыну, шесть тысяч семьсот находились под лесом. Но держать землю под ним становилось невыгодным, и владелец принимает решение о строительстве дачного поселка, назвав его «Голицынский городок». Поскольку предполагалось сделать его местом отдыха богатых людей, то с 1906 по 1910 г. проводятся работы по благоустройству поселка. Строятся двухэтажное здание гимназии, платформа при железной дороге, проезжие и пешеходные мосты по проспектам, абиссинские колодцы, проспекты освещаются газовыми фонарями. В 1908 г. там, где протекала узкая речка Вяземка, землекопами был вырыт пруд и построена плотина, через которую был переброшен живописный «горбатый мостик». Территория будущего поселка разбивается на участки. «Голицынский городок» широко рекламировался. Была выпущена серия открыток с видами строящегося «городка» и соответственной надписью: «Прекрасный воздух, лес, река … шоссированные проспекты, железобетонные и деревянные мосты, кроме железнодорожной станции — своя платформа, каменное двухэтажное здание гимназии». Тогда же инженер Цубербиллер приобретает несколько участков и строит завод для производства бетонных камней. Из этого материала, впервые здесь примененного, было построено несколько домов, в том числе здание гимназии и дом известного антрепренера Ф. А. Корша. До революции поселок строился медленно, причиной чего была высокая стоимость участков, которые продавались за наличный расчет и в рассрочку.
Осенью 1917 г.в Голицыне победила советская власть. В конце ноября был создан поселковый совет, который возглавил большевик Петр Петрович Волков. В годы гражданской войны на станции Голицыно 28 сентября 1918 г. начала формироваться третья стрелковая дивизия, которую возглавил Н. В. Куйбышев, брат В. В. Куйбышева, и в состав которой вошли жители поселка, села Вяземы и деревни Кобяково. В дальнейшем она действовала против войск Деникина и Врангеля. Частная гимназия в Голицыне после революции стала трудовой школой, была передана отделу просвещения во вновь образованном Наркомате путей сообщения и начала называться Голицынской железнодорожной школой. Долгое время она была единственным культурным учреждением в поселке. Перепись 1926 г. зафиксировала в поселке городского типа 1497 жителей, кроме школы отмечены горсовет и больница.
В 30-е годы Голицыно избрали местом творчества наши писатели. Когда только начиналось строительство поселка, в березовой роще антрепренер Ф. А. Корш построил небольшой двухэтажный дом о девяти комнатах. В 1932 г.по договоренности с родственниками Корша, здание перешло к Литфонду и стало домом творчества писателей. Здесь в разные годы отдыхали и создавали свои произведения М. Алигер, К. Паустовский, М. Шагинян, А. Малышкин, А. Гайдар, Муса Джалиль, Мате Залка, К. Тренев, А. Фадеев, А. Твардовский, В. Катаев, Э. Казакевич. Последние дни жизни здесь провел А. С. Макаренко. 1 апреля 1939 г. он скоропостижно умер в вагоне поезда, следовавшего из Голицына в Москву. Летом 1937 г., возвратившись из эмиграции, здесь жил известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Более тридцати лет бессменным директором дома творчества была Серафима Ивановна Фонская, написавшая книгу «Дом в Голицыне», в которой рассказала о жизни тех писателей, с которыми ей пришлось здесь познакомиться. Осенью 1939 г. и зимой 1940 г. после семнадцатилетней разлуки с родиной в Голицыне в комнате на одной из дач с сыном Георгием жила Марина Цветаева. Здесь же находилась дача поэта и переводчика Арсения Тарковского.
В послевоенные годы Голицыно становится крупным промышленным пунктом. В 1949 г.началась реконструкция станции, железнодорожные пути были электрифицированы. В пятидесятые годы на месте сезонной промысловой артели «Звенигородский труд», существовавшей с 1928 г., был создан керамический завод. Вместо артели, где изготавливались игрушки, музыкальные инструменты, пуговицы и брошки, возникла фабрика головных уборов. Весомый вклад в экономику поселка вносят опытный завод средств автоматизации и механический завод. Началось строительство автомобильного завода. Ныне это фактически один из пригородов Москвы.
З. С. Макарова
Здание для будущей гимназии было построено в 1909 году на средства князя Дмитрия Борисовича Голицына. Учебное заведение решено было разместить на Центральной площади нового дачного поселка Голицынский городок, на пересечении Княжеского и Голицынского проспектов. По-соседсву построили свои дачи московский архитектор Павел Александрович Толстых, художник Николай Ефимович Кузнецов и известный антрепренер Федор Адамович Корш.
Материал для постройки гимназии использовали самый передовой — пустотелые бетонные камни — только только ставшие входить в российский обиход. Бетонные камни изготавливались здесь же, в Голицынском городке, на заводе инженера Цубербиллера. Сам инженер очень гордился этим зданием и так описывал его в своей книге в 1911 году*: «Как на одну из очень удачных школьных построек из бетонных камней, можно указать на здание гимназии в поселке «Голицынский городок» под Москвой. Стены классов в здании в полтора камня, по системе инженера Цубербиллера, стены квартиры начальницы в полтора камня с американской штукатуркой на расстоянии, так что в последних имеются три воздушны прослойки. Отопление в классах — центральное, в квартире начальницы — голландское. Зданием начальство гимназии очень довольно, — в нем очень тепло в самые большие морозы, а измерения влажности воздуха, производившиеся в нем в этом году, давали всего 40-60% влажности, так что ни о какой сырости в здании не может быть и речи».
В 1910 в здании открылось частное учебное заведение Ольги Николаевны Яковлевой (дочери известного московского хирурга Склифосовского). Первоначально это было третьеразрядное училище для детей обоего пола, но уже с 1912 года Яковлева подает прошение о переводе его в гимназию для мальчиков:
«Благоприятные условия деревенской обстановки, в которой находится заведуемое мною учебное заведение, дали мне возможность обратить особое внимание на физическое развитие детей. Вместо обычных уроков гимнастики в закрытом помещении мною введены занятия гимнастикой на свежем воздухе, подвижные игры, зимою лыжи и коньки, а осенью и весною работы в огороде и цветнике. Имея в виду дальнейшее развитие моего учебного заведения, я позволяю себе обратиться с ходатайством к Вашему Превосходительству и покорнейше прошу Вас сохранить за мною право на дальнейшее содержание учебного заведения III разряда для детей обоего пола и разрешить мне с 4-го класса открыть учебное заведение исключительно для мальчиков с интернатом, с курсом и правами правительственных классических гимназий. О. Яковлева»**. Уже обучающиеся в училище девочки должны были закончить свое трехгодичное обучение, а продолжать обучение в четвертом классе или вновь поступать теперь могли исключительно мальчики. Надо сказать, что полноценной мужской классической гимназией с восьмилетним обучением учебное заведение Яковлевой стало лишь в 1915 году***. Собственно в этом статусе школа и просуществовала до 1917 года.
Популярность и гимназии, и Голицынского городка росла. В 1913 году у Яковлевой обучалось 50 учеников и было еще много желающих поступить, но из-за нехватки помещений принять новых учеников в гимназию не получалось. В 1914 году опять при финансовом вложении Дмитрия Борисовича Голицына здание гимназии было расширено. Над проектом работал московский архитектор Константин Алексеевич Михайлов****. В новом корпусе разместились рисовальные классы, лаборатория и оранжерея. Потом в них разместили еще 6 классов: по три внизу и наверху, а также комнаты для преподавателей. В старом здании находились три класса, ванная и квартира Ольги Николаевны*****.
Перед самой революцией в гимназии Яковлевой обучалось уже 150 человек, преимущественно дети московской аристократии и интеллигенции. Среди учеников, впоследствии ставших достаточно известными, можно назвать генерала Сергея Сергеевича Волкенштейна, художника Олега Александровича Цингера, профессора почвоведения Нила Петровича Ремизова, советского геохимика Александра Петровича Соловова, публициста Владимира Авьерино, архиепископа Антония (в миру Артемий Сергеевич Медведев). После 1917 года гимназия стала трудовой советской школой. Руководить школой продолжала Ольга Николаевна Яковлева, с энтузиазмом встретившая революцию. Теперь в школе могли бесплатно обучаться дети всех сословий из ближайших сел и деревень, но пансионат для отдельных московских учеников сохранялся. Также в учебной программе особое место продолжало уделяться иностранным языкам. В конце 1918 года поселковый совет раскритиковал такой «буржуазный» подход Яковлевой и она была смещена с поста директора. Собственно на этом и закончился такой интересный восьмилетний период голицынской гимназии. Дальше в ее стенах расположится обычная советская школа, но это будет уже совсем другая история.
Мария Лобанова
golitsyno-city.ru
г. Голицыно - Заповедная Россия
Город районного подчинения Голицыно - второй по величине населенный пункт Одинцовского района Московской области. Расположен к западу от Москвы на расстоянии 40 км по ж/д, в 20 км от г. Одинцово, в центре Одинцовского района. Является экологически чистой зоной, с запада, юга и востока обрамлено лесными массивами, на территории расположен каскад живописных прудов.
Площадь территории городского поселения Голицыно составляет около 8480 га. Население городского поселения Голицыно на 01.01.2008г., по данным Мособлстата, составляет 17039 чел.
Основные транспортные магистрали - Минское и Можайское шоссе, Московско-Смоленская железная дорога.
Поселок Голицыно, своим возникновением обязанный прокладке Московско-Брестской железной дороги. В ноябре 1866 г. Московская губернская управа получила ходатайство Смоленской губернской управы перед правительством о сооружении железной дороги от Москвы до Смоленска, а затем до Бреста. На 41-й версте от Москвы, на землях князей Голицыных, была построена станция "Голицынская" - деревянное двухэтажное здание, платформа и несколько домов для обслуживающего персонала. Это стало началом нового поселка, начавшего быстро развиваться. В 1912 г. грузооборот станции составил уже полтора миллиона пудов в год.
В 1891 г. при станции Голицыно была открыта корзиночная мастерская. Крестьяне Вязем и окрестных деревень, страдая от малоземелья, исстари занимались плетением корзин. При мастерской был создан музей, где находились лучшие образцы плетения.
Из восьми тысяч десятин земли, принадлежавших князю Д.Б.Голицыну, шесть тысяч семьсот находились под лесом. Но держать землю под ним становилось невыгодным, и владелец принимает решение о строительстве дачного поселка, назвав его "Голицынский городок". Поскольку предполагалось сделать его местом отдыха богатых людей, то с 1906 по 1910 г. проводятся работы по благоустройству поселка.
Осенью 1917 г. в Голицыне победила советская власть.
В 30-е годы Голицыно избрали местом творчества наши писатели. Когда только начиналось строительство поселка, в березовой роще антрепренер Ф.А.Корш построил небольшой двухэтажный дом о девяти комнатах. В 1932 г. по договоренности с родственниками Корша, здание перешло к Литфонду и стало домом творчества писателей. Здесь в разные годы отдыхали и создавали свои произведения М.Алигер, К.Паустовский, М.Шагинян, А.Малышкин, А.Гайдар, Муса Джалиль, Мате Залка, К.Тренев, А.Фадеев, А.Твардовский, В.Катаев, Э.Казакевич. Последние дни жизни здесь провел А.С.Макаренко.
В послевоенные годы Голицыно становится крупным промышленным пунктом. В 1949 г. началась реконструкция станции, железнодорожные пути были электрифицированы. В пятидесятые годы на месте сезонной промысловой артели "Звенигородский труд", существовавшей с 1928 г., был создан керамический завод. Вместо артели, где изготавливались игрушки, музыкальные инструменты, пуговицы и брошки, возникла фабрика головных уборов. Весомый вклад в экономику поселка вносят опытный завод средств автоматизации и механический завод. Началось строительство автомобильного завода. Ныне это фактически один из пригородов Москвы.
Указом Губернатора Московской области от 9 сентября 2004 года посёлок городского типа Голицыно получил статус города.
Сегодня промышленность города Голицыно представлена такими крупными предприятиями как Голицынский керамический завод, ОАО «Голицынский завод средств автоматизации», Голицынская фабрика головных уборов и другие.
На Коммунистическом проспекте строится православный храм преподобного Серафима Саровского.
Храм Святителя Николая Чудотворца в селе Сидоровском по праву можно считать исторической ценностью городского поселения Голицыно. История Храма насчитывает почти 400 лет.
Здание вокзала построено в 1906 г. на смену первому, деревянному и является памятником архитектуры. Сейчас начата реконструкция Привокзальной площади, которая будет выполнена в едином архитектурном ключе. Перед зданием вокзала построен торговый комплекс «Голицыно».
Телефонный код: +7 49869 Официальный сайт Администрации ГП: http://golitsyno-city.ru Сайт города: www.golitsyno.ru
www.zapoved.net
Городское поселение Голицыно — WiKi
Городско́е поселе́ние Голи́цыно — муниципальное образование в Одинцовском районе Московской области[2].
Городское поселение Голицыно | ||||
Городское поселение России (МО 2-го уровня) | ||||
| ||||
Россия Россия | ||||
Московская область | ||||
Одинцовский | ||||
г. Голицыно | ||||
7 населённых пунктов | ||||
18 489 чел.[1] | ||||
• процент от населения района — 5,77 % | ||||
332,4 чел/км² | ||||
55,63 км² (8-е место) | ||||
• процент от площади района — 4,47 % | ||||
Координаты административного центра55°36′53″ с. ш. 36°59′14″ в. д.HGЯO | ||||
Дудоров А. Н. | ||||
MSK+0 (UTC+3) | ||||
46 641 104 | ||||
46 241 504 | ||||
http://www.golitsyno-city.ru | ||||
| ||||
Городское поселение Голицыно на Викискладе |
Административный центр и крупнейший населённый пункт — город Голицыно.
Глава городского поселения — Дудоров Александр Николаевич[3].
Адрес администрации: 143040, Московская область, Одинцовский район, г. Голицыно, бульвар Генерала Ремезова, д. 6.
Содержание
ru-wiki.org
История города Голицыно Московской области
По соседству с Вяземами, отделенный прудом, раскинулся поселок Голицыно, своим возникновением обязанный прокладке Московско-Брестской железной дороги. В ноябре 1866 г. Московская губернская управа получила ходатайство Смоленской губернской управы перед правительством о сооружении железной дороги от Москвы до Смоленска, а затем до Бреста. Новая железная дорога несла большие выгоды государству - как экономические, так и стратегические, Возрастало значение торгового центра России - Москвы, появлялась возможность сбыта фабричной продукции в места, лишенные промышленности, открывалась прямая связь с Европой. Московские власти просили правительство "...осуществить предприятие, имеющее столь великое значение для Москвы и для всей России". 18 октября 1867 г. вопрос о строительстве линии Москва-Смоленск-Брест был решен окончательно, а уже в следующем году началось одновременное строительство Московско-Смоленской и Смоленско-Брестской линий. Право на строительство получили частные акционерные общества, недостатка рабочих рук не было. На строительство дороги шли разорившиеся крестьяне окрестных деревень, В 1870 г. обе линии слились в одну. Дорога вначале имела одну колею, вторую проложили в 1892 г.
На 41-й версте от Москвы, на землях князей Голицыных, была построена станция "Голицынская" - деревянное двухэтажное здание, платформа и несколько домов для обслуживающего персонала. Это стало началом нового поселка, начавшего быстро развиваться. В 1912 г. грузооборот станции составил уже полтора миллиона пудов в год. Главнейшими грузами отправки были дрова и кирпич. Первое время на железной дороге установились тарифы, выгодные промышленникам. Нужен был кирпич, и этим воспользовались многие предприниматели. Между Москвой и Можайском были построены многочисленные кирпичные заводы, работавшие на местном сырье. Начал работать и кирпичный заводик купца Максимова в Голицыне. Изготовление кирпича в нем производилось вручную. Обилие дешевых рабочих рук делало более выгодным ручной труд, чем применение машин.
В 1891 г. при станции Голицыно была открыта корзиночная мастерская. Крестьяне Вязем и окрестных деревень, страдая от малоземелья, исстари занимались плетением корзин. Капитализм, с присущей ему конкуренцией, угрожал кустарям. Чтобы выжить, кустарь был вынужден изготовлять больше продукции, что приводило к ухудшению качества. Чтобы промысел в Вяземах не прекратил свое существование, Московское земство и известный деятель в области кустарной промышленности С. Т. Морозов пришли на помощь крестьянам-кустарям, создав учебную мастерскую. Мастерская давала указание, как улучшить изготовление изделий, освоить новые образцы, снабжала кустарей инструментами. Для исполнения новых опытных образцов в мастерской работали специальные мастера. Здесь обучались мальчики - дети кустарей. В целях развития художественного вкуса преподавалось рисование. Для этого был приглашен учитель со специальным образованием. Одному кустарю было не по силам довести вещь до товарного состояния, и поэтому в мастерской существовало разделение труда. Так,, в 1899 г. в ней работало пять маляров, токарь, два столяра, два паяльщика и слесарь. В работе руководствовались лишь одним правилом - изделия должны быть наилучшего качества. Вяземцы выходят на рынок с изделиями, конкурировать с которыми было трудно. Помимо мебели плели корзины для переноски угля и кокса, что имело тогда большое значение для фабрично-заводских предприятий.
При мастерской был создан музей, где находились лучшие образцы плетения. В 1911 г. английские учителя посетили его и дали высокую оценку искусству вяземских кустарей. Они писали: "Такая выставка по качеству и художественности изделий сделала бы честь любой стране". Голицыно окружали живописные места. Из восьми тысяч десятин земли, принадлежавших князю Д.Б.Голицыну, шесть тысяч семьсот находились под лесом. Но держать землю под ним становилось невыгодным, и владелец принимает решение о строительстве дачного поселка, назвав его "Голицынский городок". Поскольку предполагалось сделать его местом отдыха богатых людей, то с 1906 по 1910 г. проводятся работы по благоустройству поселка. Строятся двухэтажное здание гимназии, платформа при железной дороге, проезжие и пешеходные мосты по проспектам, абиссинские колодцы, проспекты освещаются газовыми фонарями. В 1908 г. там, где протекала узкая речка Вяземка, землекопами был вырыт пруд и построена плотина, через которую был переброшен живописный "горбатый мостик". Территория будущего поселка разбивается на участки. "Голицынский городок" широко рекламировался. Была выпущена серия открыток с видами строящегося "городка" и соответственной надписью: "Прекрасный воздух, лес, река ...шоссированные проспекты, железобетонные и деревянные мосты, кроме железнодорожной станции - своя платформа, каменное двухэтажное здание гимназии". Тогда же инженер Цубербиллер приобретает несколько участков и строит завод для производства бетонных камней. Из этого материала, впервые здесь примененного, было построено несколько домов, в том числе здание гимназии и дом известного антрепренера Ф.А.Корша. До революции поселок строился медленно, причиной чего была высокая стоимость участков, которые продавались за наличный расчет и в рассрочку.
Осенью 1917 г. в Голицыне победила советская власть. В конце ноября был создан поселковый совет, который возглавил большевик Петр Петрович Волков. В годы гражданской войны на станции Голицыно 28 сентября 1918 г. начала формироваться третья стрелковая дивизия, которую возглавил Н.В.Куйбышев, брат В.В.Куйбышева, и в состав которой вошли жители поселка, села Вяземы и деревни Кобяково. В дальнейшем она действовала против войск Деникина и Врангеля. Частная гимназия в Голицыне после революции стала трудовой школой, была передана отделу просвещения во вновь образованном Наркомате путей сообщения и начала называться Голицынской железнодорожной школой. Долгое время она была единственным культурным учреждением в поселке. Перепись 1926 г. зафиксировала в поселке городского типа 1497 жителей, кроме школы отмечены горсовет и больница.
В 30-е годы Голицыно избрали местом творчества наши писатели. Когда только начиналось строительство поселка, в березовой роще антрепренер Ф.А.Корш построил небольшой двухэтажный дом о девяти комнатах. В 1932 г. по договоренности с родственниками Корша, здание перешло к Литфонду и стало домом творчества писателей. Здесь в разные годы отдыхали и создавали свои произведения М.Алигер, К.Паустовский, М.Шагинян, А.Малышкин, А.Гайдар, Муса Джалиль, Мате Залка, К.Тренев, А.Фадеев, А.Твардовский, В.Катаев, Э.Казакевич. Последние дни жизни здесь провел А.С.Макаренко. 1 апреля 1939 г. он скоропостижно умер в вагоне поезда, следовавшего из Голицына в Москву. Летом 1937 г., возвратившись из эмиграции, здесь жил известный русский писатель Александр Иванович Куприн. Более тридцати лет бессменным директором дома творчества была Серафима Ивановна Фонская, написавшая книгу "Дом в Голицыне", в которой рассказала о жизни тех писателей, с которыми ей пришлось здесь познакомиться. Осенью 1939 г. и зимой 1940 г. после семнадцатилетней разлуки с родиной в Голицыне в комнате на одной из дач с сыном Георгием жила Марина Цветаева. Здесь же находилась дача поэта и переводчика Арсения Тарковского.
В послевоенные годы Голицыно становится крупным промышленным пунктом. В 1949 г. началась реконструкция станции, железнодорожные пути были электрифицированы. В пятидесятые годы на месте сезонной промысловой артели "Звенигородский труд", существовавшей с 1928 г., был создан керамический завод. Вместо артели, где изготавливались игрушки, музыкальные инструменты, пуговицы и брошки, возникла фабрика головных уборов. Весомый вклад в экономику поселка вносят опытный завод средств автоматизации и механический завод. Началось строительство автомобильного завода. Ныне это фактически один из пригородов Москвы.
З.С.Макарова, исследователь истории города Голицыно, педагог
Статья опубликована в газете "Варианты городка" в 2003 г.
Видеоролик, посвященный городу Голицыно
www.golitsyno.info