Китай-город (станция метро, Москва). Площадь ногина метро
| Медведково | |||
| р. Яуза | |||
| Бабушкинская | |||
| ТЧ-10 «Свиблово» | |||
| Свиблово | |||
| Ботанический сад +МЦК | |||
| ||||
| Алексеевская | |||
| Рижская +жд +жд | |||
| Проспект Мира | |||
| ССВ на КЛ | |||
| Сухаревская | |||
| Тургеневская | |||
| ||||
| Китай-город | |||
| ||||
| Третьяковская | |||
| ССВ на КалЛ | |||
| ССВ на ЗЛ, КЛ и СТЛ | |||
| Октябрьская | |||
| Шаболовская | |||
| Ленинский проспект +МЦК | |||
| Академическая | |||
| Профсоюзная | |||
| Новые Черёмушки | |||
| ТЧ-5 «Калужское» | |||
| Калужская (закрытая) | |||
| Калужская | |||
| Беляево | |||
| Коньково | |||
| Тёплый Стан | |||
| Ясенево | |||
| Новоясеневская |
«Китай-город» | |||
Московский метрополитен | |||
Западный зал (южное направление)Восточный зал (северное направление) | |||
3 января 1971 года | |||
Площадь Ногина (до 5.11.1990)[1] | |||
Басманный, Тверской, Таганский | |||
ЦАО | |||
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения | |||
29 | |||
2 | |||
островные | |||
прямые | |||
А. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3] | |||
Е. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов | |||
А: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н11 | |||
5:35 | |||
1:00 | |||
096 (Калужско-Рижская линия), 117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт | |||
Кузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская | |||
| |||
Китай-город на Викискладе |
wikiredia.ru
Китай-город (станция метро) - это... Что такое Китай-город (станция метро)?
Координаты: 55°45′20″ с. ш. 37°37′57″ в. д. / 55.755556° с. ш. 37.6325° в. д. (G) (O) (Я)55.755556, 37.6325
«Китай-город» Калужско-Рижская линия Таганско-Краснопресненская линия | |
Московский метрополитен | |
Восточный зал (северное направление) | |
3 января 1971 года | |
Площадь Ногина | |
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения | |
29 | |
2 | |
островные | |
прямые | |
А. Ф. Стрелков, Л .В. Лилье, В .А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[1][2] | |
Е.C. Барский, Ю.З. Муромцев, А.И. Семенов | |
Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик | |
А К, 12ц, 158; Тб 2, 12, 25, 33, 45, 63 | |
5:35 | |
1:00 | |
096 (Калужско-Рижская линия),117 (Таганско-Краснопресненская линия) | |
«Китай-город» на Викискладе |
«Кита́й-го́род» — станция Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий Московского метрополитена, кроссплатформенный пересадочный узел. Расположена под Ильинским сквером между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.
Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. До 5 ноября 1990 года называлась «Площадь Ногина» (в честь Виктора Ногина, советского партийного деятеля). Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. «Китай-город» — одна из самых загруженных станций Московского метрополитена[3].
История
История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина». Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[4].
В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот[4]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую[5]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина[6].
Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году[6]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка[7]. Работы велись в шести параллельных тоннелях[7].
Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), один из залов работал только на высадку, другой — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии[6]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года.
5 ноября 1990 года станция была переименована в «Китай-город» по названию исторического района Москвы, на границе которого расположена станция[2]. При этом площади Ногина вернули историческое название — Славянская площадь.
Архитектура и оформление
Фактически «Китай-город» — это комплекс из двух конструктивно независимых станций[8]. Оба зала «Китай-города» — колонные станции глубокого заложения (глубина — 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова — Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (западный станционный зал), Л. В. Малашонка (восточный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы)[1]. Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия, находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину, А. Я. Лапиной и Д. Я. Бодниек.
«Китай-город» является первой в Московском метро кроссплатформенной пересадкой: для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую[8]. Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на четырёх станциях: «Каширская», «Третьяковская», «Парк Победы» и «Кунцевская». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-
dic.academic.ru
Китай-город (станция метро) — Википедия
«Китай-город» | |
Московский метрополитен | |
Западный зал (южное направление), 2015 год | |
3 января 1971 года | |
Площадь Ногина | |
Басманный, Тверской, Таганский | |
ЦАО | |
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения | |
29 | |
2 | |
островные | |
прямые | |
А. Ф. Стрелков, Л .В. Лилье, В .А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[1][2] | |
Е.C. Барский, Ю.З. Муромцев, А.И. Семенов | |
Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик | |
А К, 12ц, 25, 158, Н5, Т25; Тб 12, 16, 33, 45, 63 | |
5:35 | |
1:00 | |
096 (Калужско-Рижская линия), 117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт | |
«Китай-город» на Викискладе |
«Кита́й-го́род» — станция Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий Московского метрополитена, кроссплатформенный пересадочный узел. Расположена под Ильинским сквером между станциями «Третьяковская» и «Тургеневская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.
Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. До 5 ноября 1990 года называлась «Площадь Ногина» (в честь Виктора Ногина, советского партийного деятеля). Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. «Китай-город» — одна из самых загруженных станций Московского метрополитена[3].
История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина». Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[4].
В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот[4]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую[5]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина[6].
Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году[6]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка[7]. Работы велись в шести параллельных тоннелях[7].
Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), один из залов работал только на высадку, другой — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии[6]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года.
5 ноября 1990 года станция была переименована в «Китай-город» по названию исторического района Москвы, на границе которого расположена станция[2]. При этом площади Ногина (до 1924 года — Варварская площадь) присвоили новое название — Славянская площадь.
Архитектура и оформление[править]
Фактически «Китай-город» — это комплекс из двух конструктивно независимых станций[8]. Оба зала «Китай-города» — колонные станции глубокого заложения (глубина — 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова — Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (западный станционный зал), Л. В. Малашонка (восточный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы)[1]. Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия, находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину, А. Я. Лапиню и Д. Я. Бодниеку.
«Китай-город» является первой в Московском метро кроссплатформенной пересадкой: для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую[8]. Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на четырёх станциях: «Каширская», «Третьяковская», «Парк Победы» и «Кунцевская». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост» и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская»), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская» и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская»).
Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны, по три в каждом зале[9]. В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм, вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл»[2]). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами, которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором, полы — кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей[9].
Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов — «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен — белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита[9].
«Китай-город» не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские ворота и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли — общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный — эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова)[10].
|
Станция в цифрах[править]
- Код станции — 096[1] и 117[2].
- Пикет ПК01+13[11].
- По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 103 880 человек[12]. В марте 2002 года ежедневный пассажиропоток по входу составлял 104 100 человек[13].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи[14].
- Таблицы времени прохождения первого поезда через станцию[15]:
Станция метро «Китай-город» расположена между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Выход в город через северный подземный вестибюль по переходам на площадь Ильинские Ворота, к Лубянскому проезду, на улицу Ильинка, Старую и Новую площади, через южный вестибюль — на Славянскую площадь, улицу Солянка, Лубянский проезд, Солянский тупик, Китайгородский проезд, улицу Варварка, Старую площадь и площадь Варварские Ворота.
Наземный общественный транспорт[править]
Станция имеет выход к четырём остановкам общественного транспорта[16]:
- Остановка Ильинские ворота троллейбуса № 45 (недалеко от северного вестибюля).
- Остановка Метро «Китай-город» автобусов № 158и Т25 и троллейбуса № 63 (рядом с выходом из южного вестибюля).
- Остановка Метро «Китай-город» автобусов № 158 и «К», троллейбуса № 63 (рядом с выходом из южного вестибюля, у церкви).
- Остановка Метро «Китай-город» автобуса № 12ц и троллейбусов № 2, 12 и 33 (находится на Китайгородском проезде, у одноимённой стены).
Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год)[17][18]
авт. № К (кольцевой) | «Театральная», «Площадь Революции», «Александровский сад» | Театральная площадь | Улица Балчуг |
авт. № 12ц | «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Ледовый дворец | Ст. метро «Китай-город» |
авт. № 158 | «Павелецкая», «Лубянка» | Третий Павелецкий проезд | Лубянская площадь |
тр. № 2 | «Багратионовская», «Парк Победы», «Кутузовская», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост» | Фили | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 12 | «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» | Больница МПС | Ст. метро «Китай-город» |
авт. № Т25 | «Электрозаводская», «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» | Проспект Будённого | Лубянская площадь |
тр. № 33 | «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Кропоткинская», «Боровицкая» | Улица Кравченко | Ст. метро «Китай-город» |
тр. № 45 | «Электрозаводская», «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Площадь Ильича», «Римская», «Авиамоторная» | Проспект Будённого | Четвёртая Кабельная улица |
тр. № 63 | «Рязанский проспект», «Марксистская», «Таганская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» | 138-й квартал Выхина | Лубянская площадь |
Достопримечательности[править]
В непосредственной близости к северному выходу «Китай-города» находятся Политехнический музей и памятник героям Плевны.
Недалеко от станций есть задел под станцию «Хмельницкая» (случайное спрямление, требующее корректировки путей Арбатско-Покровской линии)[4]. Ранее планировались в отдалённой перспективе сооружение этой станции и соединение её переходами с «Китай-городом»[19]. В ближайшее время строительство новой станции не планируется.
Станция «Китай-город» в культуре[править]
- На станции «Китай-город» разворачиваются несколько эпизодов постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, на станции жили банды, занимающиеся организованной преступностью[20].
- Станция фигурировала в фантастическом рассказе Владимира Васильева «Скромный гений подземки», изданном в сборнике «Мифы Мегаполиса». В этом рассказе упоминается, что переход со станции «Китай-город» на станцию «Маросейка» («Хмельницкая») был устроен через тупиковый торец северного аванзала, где сейчас стоит бюст Ногина[21].
- Станция являлась популярным местом, где назначали встречу «на Ноге у Головы», что означало - на станции метро «Площадь Ногина» возле памятника Ногину, который был выполнен в виде бюста.
- ↑ 1,01,11,2 Китай-город. Калужско-Рижская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 28 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
- ↑ 2,02,12,22,3 Китай-город. Таганско-Краснопресненская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 28 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
- ↑ Пассажиропоток метрополитена Москвы в январе вырос на 6.1% до 176.342 млн.. AK&M (2 февраля 2012). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 21 мая 2012.
- ↑ 4,04,14,2 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
- ↑ Лисов И. Московский метрополитен хрущевской эпохи. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
- ↑ 6,06,16,2 Лисов И. От Генплана 1971 года до наших дней. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
- ↑ 7,07,1 Калужско-Рижская линия. metro.molot.ru. Проверено 29 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
- ↑ 8,08,1 Наумов, 2010, с. 315
- ↑ 9,09,19,2 Наумов, 2010, с. 316
- ↑ Наумов, 2010, с. 317
- ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Проверено 14 марта 2012. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 26 апреля 2012 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
- ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
- ↑ Метро «Китай-город» на Яндекс-картах. Яндекс. Проверено 30 мая 2012.
- ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Китай-город. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
- ↑ Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Китай-город. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
- ↑ В Москве будет возведена станция метро 'Хмельницкая'. vsesmi.ru. Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
- ↑ Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
- ↑ Васильев В. Н. Скромный гений подземки // Мифы Мегаполиса. — М.: АСТ, 2007. — С. 100—126. — 448 с.
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
- Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
wp.wiki-wiki.ru
Китай-город (станция метро) — WiKi
«Кита́й-го́род» (до 5 ноября 1990 года — «Площадь Ногина») — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линиях. Расположена на границе Басманного и Тверского районов (ЦАО), часть выходов ведёт в Таганский район (ЦАО). Названа по одноимённому исторического району Москвы. Открыта 3 января 1971 года в составе участков «Таганская» — «Площадь Ногина» на Ждановском радиусе будущей Таганско-Краснопресненской линии и «Октябрьская» — «Площадь Ногина» на Калужском радиусе будущей Калужско-Рижской линии. Колонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой в каждом из залов. «Китай-город» — одна из самых загруженных станций Московского метрополитена[4].
«Китай-город» | |
Московский метрополитен | |
Западный зал (южное направление)Восточный зал (северное направление) | |
3 января 1971 года | |
Площадь Ногина (до 5.11.1990)[1] | |
Басманный, Тверской, Таганский | |
ЦАО | |
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения | |
29 | |
2 | |
островные | |
прямые | |
А. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3] | |
Е. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов | |
Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик | |
А: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7 | |
5:35 | |
1:00 | |
096 (Калужско-Рижская линия), 117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт | |
Кузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская | |
Китай-город на Викискладе |
|
История
История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина». Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[5].
В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот[5]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую[6]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина[7].
Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году[7]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка[8]. Работы велись в шести параллельных тоннелях[8].
Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса, после ввода в эксплуатацию которых в Московском метрополитене стало 89 станций. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), один из залов работал только на высадку, другой — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии[7]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года.
Название
До 5 ноября 1990 года называлась «Площадь Ногина» (в честь Виктора Ногина, советского партийного деятеля). 5 ноября 1990 года станция была переименована в «Китай-город» по названию исторического района Москвы, на восточной границе которого расположена станция[3]. При этом площади Ногина (до 1924 года — Варварская площадь) присвоили новое название — Славянская площадь.
Архитектура и оформление
Фактически «Китай-город» — это комплекс из двух конструктивно независимых станций[9]. Оба зала «Китай-города» — колонные станции глубокого заложения (глубина — 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова — Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (западный станционный зал), Л. В. Малашонка (восточный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы)[2]. Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия, находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину, А. Я. Лапиню и Дж. Я. Бодниексу.
«Китай-город» является первой в Московском метро кросс-платформенной пересадкой: для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую[9]. Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на пяти станциях: «Каширская», «Третьяковская», «Парк Победы», «Кунцевская» и «Петровско-Разумовская». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост» и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская»), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская» и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская»).
Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны, по три в каждом зале[10]. В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм, вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл»[3]). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами, которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором, полы — кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей[10].
Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов — «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен — белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита[10].
Галерея
|
Расположение и вестибюли
Станция метро «Китай-город» расположена под Ильинским сквером между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Находится на территории Басманного, Тверского и Таганского районов Центрального административного округа Москвы. Выход в город через северный подземный вестибюль по переходам на площадь Ильинские Ворота, к Лубянскому проезду, на улицу Ильинка, Старую и Новую площади, через южный вестибюль — на Славянскую площадь, улицу Солянка, Лубянский проезд, Солянский тупик, Китайгородский проезд, улицу Варварка, Старую площадь и площадь Варварские Ворота.
«Китай-город» не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские ворота и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли — общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный — эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова)[11]. В 2017 году северный вестибюль был реконструирован: стены пешеходного перехода вместо керамической плитки облицованы керамогранитом светлых тонов, колонны отделаны чёрным мрамором «габбро», а асфальтовый пол заменён на гранитный[12].
Достопримечательности
Северный выход: Политехнический музей, памятник героям Плевны, храм Николая Чудотворца в Клённиках.
Южный выход: памятник Кириллу и Мефодию, церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот, белокаменное основание Варварской башни Китай-города в подземном переходе станции.
Станция в цифрах
- Код станции — 096[2] и 117[3].
- Пикет ПК01+13[13].
- По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 103 880 человек[14]. В марте 2002 года ежедневный пассажиропоток по входу составлял 104 100 человек[15].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи[16].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[17][18]:
По чётным числам | Будниедни Выходныедни||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Третьяковская» | 05:49:00 | 05:51:00 |
05:49:00 | 05:51:00 | |
В сторону станции |
ru-wiki.org
Станция метро Китай-город в Москве
Станция метро “Китай-город” в Москве расположена в центре города, под Ильинским сквером, на расстоянии примерно 700 метров восточнее Кремля и Красной площади. Станция находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы. Рядом со станцией расположены главные достопримечательности Москвы.
Фактически станция метро “Китай-город” это две станции, которые расположены на двух линиях Московского метрополитена: Калужско-Рижская линия (линия 6, оранжевая линия) и Таганско-Краснопресненская линия (линия 7, фиолетовая линия). Станции соединены переходами и образуют кроссплатформенный пересадочный узел.
Станция “Китай-город” была открыта 3 января 1971 года. До 5 ноября 1990 года станция называлась “Площадь Ногина”. Современное название станции название происходит от исторического названий района Москвы, на восточной границе которого расположена станция. Подземные залы станции расположены на глубине 29 метров.
Станция метро “Китай-город” является первой в Московском метро станцией с кроссплатформенной схемой организации движения.При такой схеме один зал станции обслуживает поезда двух линий метро одного направления, второй зал обслуживает поезда сразу двух линий метро, которые следуют в противоположном направлении.
Для пересадки с одной линии на другую к поездам, следующим в одном направлении (на север или на юг) достаточно перейти с одной стороны платформы на другую. Если необходимо перейти к следующим в противоположном направлении поездам или вернуться назад, то необходимо пройти по переходу в другой зал станции.
Один из посадочных залов станции “Китай-город” расположен между станциями “Тургеневская” (Калужско-Рижская линия) и “Таганская” (Таганско-Краснопресненская линия).Второй зал расположен между станциями “Кузнецкий Мост” (Таганско-Краснопресненская линия) и Третьяковская” (Калужско-Рижская линия).
В восточный посадочный зал станции метро “Китай-город” прибывают поезда, следующие в северном направлении (в сторону станций “Кузнецкий Мост” и “Тургеневская”).В западный посадочный зал прибывают поезда, следующие в южном направлении (в сторону станций “Таганская” и “Третьяковская”).Переход в другой зал начинается в центре зала.
Станция метро “Китай-город” не имеет наземных вестибюлей. Вход на станцию осуществляется через два подземных вестибюля, через которые можно попасть в любой из двух посадочных залов станции. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный — эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. Входы в северный подземный вестибюль расположены на северной окраине Ильинского сквера (площадь Ильинские Ворота, Лубянский проезд, на улица Ильинка), входы в южный вестибюль расположены на южном краю Ильинского сквера (Славянская площадь, Солянский тупик, улица Варварка, Старую площадь).
Рядом со станцией метро “Китай-город” в Москве расположены:
- Московский кремль. Московский кремль это главная достопримечательность столицы России, символ России.
- Красная площадь. Красная площадь это главная площадь России. Все посещающие столицу России туристы посещают это место.
- Универмаг ГУМ. ГУМ был одним из самых известных магазинов Москвы ещё во время СССР.
- Георгиевская церковь.
- Палаты бояр Романовых.
- Политехнический музей. Музей будет интересен любителям истории техники.
- Гостиница "Китай-город". Адрес: Лубянский проезд 25. (Ссылка для бронирования.)

Гостиницы рядом со станцией метро Китай-город
Рядом со станцией метро Китай-город в Москве имеется много отелей. Рядом расположены главные достопримечательности столицы и поэтому расположенные в этом районе города отели пользуются спросом в любое время года.
В центре Москвы имеются как дорогие, роскошные отели так и недорогие отели и хостелы. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты рядом с ближайшими станциями метро по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.
Гостиницы в Москве рядом с Кремлём и Красной площадью - обзор для направляющихся в Москву туристов.
www.visit-plus.com
«Китай-город» | |||
Московский метрополитен | |||
Западный зал (южное направление)Восточный зал (северное направление) | |||
3 января 1971 года | |||
Площадь Ногина (до 5.11.1990)[1] | |||
Басманный, Тверской, Таганский | |||
ЦАО | |||
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения | |||
29 | |||
2 | |||
островные | |||
прямые | |||
А. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3] | |||
Е. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов | |||
Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик | |||
А: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н11 | |||
5:35 | |||
1:00 | |||
096 (Калужско-Рижская линия), 117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт | |||
Кузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская | |||
| |||
Китай-город на Викискладе |
wikiredia.ru