Правила прописки и выписки граждан рф 2018: Правила прописки и выписки для граждан РФ

Разъяснения по поводу выдачи справок ТСЖ

Главная \ Разъяснения по поводу выдачи справок ТСЖ

Обязанность УО/ТСЖ/ЖСК выдавать справки формы 7 и формы 9

Нередко граждане и, более того, органы государственной власти, обращаются в ТСЖ, ЖСК и управляющие организации за справками и выписками из домовых книг о проживающих в определенной квартире членах семьи либо о зарегистрированных в помещении по определенному адресу. Чаще всего речь идет о так называемых информационных справках «О регистрации», «О составе семьи» (форма № 9), «Характеристика жилого помещения» (форма № 7), а также о поквартирных карточках (форма № 10) и выписок из домовых (поквартирных) книг (форма № 11). Разберемся, законны ли требования о предоставлении таких справок.

 

НПА, обязывающие выдавать справки
           Основными актами, регламентирующими процедуру выдачи соответствующих справок, являются:
           1) Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила № 713).
           2) Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984(Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. № 50635) (далее — Административный регламент).
Обращаем внимание, что Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» с 16 апреля 2018 г. утратил силу и с 17 апреля 2018 г. применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

 

Справки о зарегистрированных гражданах
          В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
          В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
         Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным Правилами № 713 (п. 4 указанных Правил № 713). Согласно перечню, к таким ответственным относятся:

  • Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
  • Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
  • Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
  • Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

         Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. № 809 изменено наименование перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. До внесения изменений он именовался — перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. С 2014 г. указанные в перечне организации самостоятельно регистрацию не осуществляют, осталась только обязанность передавать имеющиеся у них сведения в установленный законом срок.
Таким образом, собственники, самостоятельно управляющие своими домами, ТСЖ, ЖСК, УО (далее — управляющие организации) являются ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.                  

             Управляющие организации не осуществляют регистрационный учет, а выполняют своеобразную роль посредников между гражданами и органом регистрационного учета. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации, поскольку регистрация возможна и через иные организации (непосредственно через регистрирующий орган, МФЦ, отделы вселения и регистрационного учета, жилищные агентства и др.). Предоставление справок в таком случае будет носить явно недостоверный характер.
 

              Данный вывод подтверждает и анализ норм Административного регламента.
      Так, п. 23 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.
     В соответствии с п. 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.
      Основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44-50 Административного регламента (п. 90 Административного регламента).
      Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п. 92 Административного регламента).
      Отметим, что после приема у гражданина подготовленного комплекта документов ответственные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета (пп. 93.4 п. 93 Административного регламента). Управляющая организация не подготавливает документы на регистрацию (снятие с учета), она их только принимает и передает.
     

          Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации.
Вместо форм 9,10,11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).
 

          Соответственно, нотариусы, банки и иные органы не могут больше требовать подобные справки, поскольку выдать их по сути некому.
          Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными книгами), карточками законодатель прямо не указывает.  В связи с отсутствием возможности вести учет и выдавать справки, логичным предполагается передача домовых (поквартирных) книг в органы регистрационного учета или архивы.

 

Справки о характеристике жилого помещения
          Пункт 47 Распоряжения Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» предусмотрено, что выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта Российской Федерации.
 

           В соответствии с п. 50 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. 1993-р, выдачу документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) осуществляют государственные и муниципальные учреждения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Орган, к полномочиям которого относится выдача справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок определяется субъектом Российской Федерации. В г. Санкт-Петербург, например, таким органом является ГКУ ЖА (Жилищные агентства районов г. Санкт-Петербурга).

 

Что сказал суд?
     Необходимо обратить внимание, что вопрос регистрационного учета граждан был предметом рассмотрения, в том числе, Верховного суда РФ, который в Решении от 9 февраля 2018 г. № АКПИ17-1007 указал:
«ФМС России (в настоящее время — МВД России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление государственных услуг в сфере миграции и регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, полномочиями по установлению порядка деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не наделен».
 

          Верховный Суд РФ признал недействующим положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288, устанавливающий, что «карточки регистрации по форме № 9 и поквартирные карточки по форме № 10 оформляются при регистрации граждан и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов».
          Основанием явилось то, что оспариваемым положением фактически установлен порядок работы лиц, ответственных за прием и передачу сведений в органы регистрационного учета, деятельность которых Административным регламентом регулироваться не может. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 10 мая 2018 г. № АПЛ18-144вышеуказанное решение Верховного Суда РФ оставлено без изменений.
         Таким образом, управляющие организации не могут хранить у себя поквартирные карточки и обязаны передать их в соответствующее подразделение МВД России.

 

Вывод
Есть управляющие организации и сотрудники государственных органов, которые работают «по старинке», не следя за изменениями в законодательстве, не повышая компетенцию сотрудников. Справки, выданные неуполномоченной организацией, информацию достоверно подтвердить не могут, а в случае их выдачи являются недействительными.
Управляющие организации принимают участие в процедуре регистрации, фактически осуществляя взаимодействие с гражданином путем приема необходимого комплекта документов и с органом регистрационного учета по передаче ему этих документов. Также субъектом Российской Федерации определяются органы, которые осуществляют выдачу справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок. Управляющая организация не может быть наделена субъектом РФ подобными полномочиями (не является учреждением), законодательством выдача справок управляющими организациями вовсе не предусмотрена, следовательно, и выдавать справки она не может.
         Соответственно, справки о характеристике жилых помещений, о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки управляющие организации не могут выдавать в соответствии с законом, а требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны, равно как и требования о предоставлении выписок из документов, которые управляющими организациями не ведутся.
      

       Дополнительно отметим, что до сих пор во многих управляющих организациях сохранены должности паспортистов. В связи с отсутствием права осуществления постановки и снятия с регистрационного учета по месту проживания (пребывания) граждан Российской Федерации, отсутствием доступа к единой информационной базе зарегистрированных граждан, должности паспортистов управляющих организаций номинальны, сфера деятельности паспортистов ограничена одной функцией – прием и передача документов в орган регистрационного учета. Справок по требуемым формам паспортисты также выдавать не имеют права, соответственно управляющей организации необходимо решить насколько необходима в штате подобная должность и возможно ли осуществление приема и передачи заявлений о регистрации (снятии с регистрационного учета) иными работниками организации.

Скачать Правила № 713 >>>Скачать Административный регламент МВД РФ >>>Скачать Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2018 г. № АКПИ17-1007 >>>Скачать Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.05.2018 г. № АПЛ18-144 >>>

Автор: Отруцкая Т.В.

 

Как прописаться в новостройке?

Понятие «прописка», действующее ранее для всех граждан, в 1993 году заменено на государственную регистрацию по месту жительства или регистрацию по месту пребывания. Тем не менее, скорее по привычке, многие собственники жилья предпочитают и сейчас упоминать о прописке, как о синониме регистрации, хотя это совсем не корректно.

Одно из самых важных действий после оформления жилья в собственность в новостройке – это как раз получение регистрации по месту жительства. Почему эта процедура обязательна для собственника, и каков порядок действий – рассмотрим подробнее.

Чем отличается понятие «прописка» от действующей регистрации по месту жительства

В настоящий момент «прописка» позволяет ее обладателю только пользоваться объектом для жилья (жить в квартире) и больше никаких прав в отношении объекта недвижимости у него не возникает. Таким образом, если собственник новой квартиры пожелает, то он вправе его выписать без каких-либо ограничений. В свою очередь ранее человека, прописанного в квартире, но не являющегося собственником, просто так выписать было невозможно.

Согласно действующему законодательному регламенту граждане на территории РФ обязаны иметь государственную регистрацию по месту проживания (или пребывания). В таком порядке в стране ведется внутренний миграционный учет граждан по месту жительства – для этого и введена система регистрации.

Регистрация владельца в его новой квартире возникает как следствие права собственности на жилье, а также дает возможность зарегистрировать у себя любого другого гражданина (родственников, близких или знакомых).

Информация по имущественным правам граждан по всей России собирается отдельно – в Федеральной службе Росреестр. Ранее только по прописке можно было определить эти сведения – о том, где проживает гражданин и является ли он собственником квартиры.

Необходимость регистрации по месту жительства

Законодательством РФ разрешается проживание на территории страны  российского гражданина без оформления регистрации в течение срока не более 3-х месяцев. В определенных обстоятельствах, когда обязательно, к примеру, жить  достаточно продолжительное время в другом регионе (городе), то рекомендуется оформить временную регистрацию – по месту пребывания.

Иная ситуация – если оформлено выбытие человека из квартиры, в которой он проживал, с оформлением «листка убытия», то ему необходимо оформиться по новому месту жительства в течение 7 дней. В случае, если переезд состоялся на съемное жилье (приобретение новой квартиры занимает некоторое время), то желательно также подать документы на временную регистрацию.

На законодательном уровне для граждан без регистрации действуют различные ограничения, поэтому важно соблюдать установленные условия и сроки. Например, не имея оформления по месту жительства можно купить автомобиль, но оформить надлежащим образом документы и поставить его на учет уже невозможно. Финансовые организации и банки без регистрации не выдают кредиты. Определенные трудности могут возникать и в случаях необходимости воспользоваться объектами социальной инфраструктуры – детский сад, школа, поликлиника и т.п.

Регистрация собственника в новостройке

Иногда бывает так, что человек живет в квартире (имеет регистрацию по этому адресу) и приобретает новую квартиру у застройщика. Как ему правильно оформит документы при этом, ведь состоять на учете допустимо только по месту регистрации (одному адресу)? Важно определиться, в какой квартире собственник будет проживать по факту. Возможны следующие варианты:

  • Если квартира приобретена в этом же городе, в котором гражданин уже проживает, и по разным причинам не планирует менять место жительства, регистрацию в новой квартире можно не оформлять;
  • Если жилье покупается гражданином в другом регионе, и жить там он не планирует, то регистрироваться в новой квартире также нет необходимости;
  • Если новая квартира приобретена в другом регионе или городе с целью дальнейшего переезда и проживания в ней, то встать на учет – получить регистрацию по адресу в этом городе нужно обязательно.

Основные трудности при регистрации собственника в новостройке

Оформить  регистрацию в новостройке можно только тогда, когда получено право собственности на объект. Одна из трудностей появляется в том случае, если застройщик не выдерживает срок сдачи дома в эксплуатацию. Участникам долевого строительства приходится ждать дополнительное время, а потом оформлять документы о собственности и уже после регистрироваться в новостройке.  Соответственно пока дом не готов и не принят государственной комиссией, все помещения в нем не относят по статусу к жилой недвижимости, поэтому проживать в них и получить регистрацию невозможно.

Другой затруднительный момент, с которым часто сталкиваются желающие оформить регистрацию в новой квартире – у них отсутствует выписка («листок убытия) с прежнего адреса жительства. Установленный порядок для выписки граждан сопровождается выдачей «листка убытия», который является подтверждением снятия с учета.[vc_column_text css=».vc_custom_1516883220079{border-left-width: 1px !important;padding-left: 10px !important;border-left-color: #000000 !important;border-left-style: solid !important;}»]ВАЖНО! Листок выбытия с прежнего места проживания не входит в перечень документов, обязательно предъявляемых для регистрации по новому адресу.Допускается при регистрации по новому месту жительства одновременно оформить и выписку с прежнего адреса прописки. При таком варианте постановки на учет достаточно один раз обратиться в соответствующую организацию (территориальное отделение УФМС, паспортный стол, ТСЖ или филиал МФЦ) и написать 2 заявления – одно на выписку с прежнего адреса проживания и второе на регистрацию по новому месту жительства.

Особенности оформления регистрации для собственников

У каждого владельца квартиры после оформления права собственности на жилье и получения документа, появляется право оформить регистрацию по этому адресу на себя, свою семью и других лиц (в том числе не являющихся родственниками). Для этого необходимо подготовить и предоставить в МФЦ или ближайший паспортный стол следующие документы:

  • заявление на регистрацию,
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность собственника квартиры,
  • правоустанавливающий документ на жилье,
  • листок убытия (по наличию).

Одновременно с подачей документов принимающий сотрудник проверяет их полное наличие и соответствие и определяет дату, когда собственник должен подойти повторно для оформления регистрации (штампа в паспорте). Если же возникают какие-либо основания для отказа в регистрации, они оформляются в виде письма и направляются собственнику.

Оформление регистрации для членов семьи и иных лиц

Чтобы оформить по новому адресу свою семью или иных лиц собственнику также необходимо подготовить определенный набор документов:

  • заявлению на регистрацию членов семьи,
  • согласие собственника жилья на регистрацию указанных в заявлении лиц,
  • документы, подтверждающие личность тех лиц, которым оформляется регистрация, и паспорт самого собственника жилья,
  • согласие всех лиц, уже имеющих постоянную регистрацию по этому адресу.

В рамках действующего законодательства допускается оформление регистрации любых лиц без непосредственного участия собственника жилого объекта. Такой способ оптимален, когда владелец квартиры находится за пределами страны или по каким-либо важным обстоятельствам не может участвовать лично при подаче  документов на регистрацию. При этом заявитель, желающий оформить регистрацию по определенному адресу, должен обратиться в организацию по месту жительства и подать такой пакет документов:

  • заявление на регистрацию,
  • копия паспорта собственника жилья, заверенная у нотариуса,
  • согласие собственника жилья на регистрацию, также заверенное у нотариуса,
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт, водительское удостоверение),
  • листок убытия (по наличию).

Конгресс.гов | Библиотека Конгресса

перейти к основному содержанию

Предупреждение

: для более удобной работы с Congress.gov включите JavaScript в
ваш браузер.

Справка

  • Как выбрать страницу поиска
  • Знакомство с поиском
  • Средства поиска
  • Глоссарий
  • Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Другие полезные инструменты

  • Просмотр законодательства по номеру
  • Просмотр отчетов комитета по номеру
  • Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
  • Конгресс.гов Обучение
  • Свяжитесь с нами

Или попробуйте поискать в Справочном центре

Контент сайта

  • Законодательство
  • Отчеты комитетов
  • Заседания комитета
  • Публикации Комитета
  • Запись Конгресса
  • Индекс рекордов Конгресса
  • участников
  • Номинации
  • Договорные документы
  • Домовые коммуникации
  • Связь Сената
  • Законодательный процесс
  • О Конгресс. гов

Справка

  • Справка | Обратная связь | Свяжитесь с нами
  • Глоссарий
  • Средства поиска
  • Спросите библиотекаря по юридическим вопросам
  • Вебинары

Способы подключения

  • Twitter (внешняя ссылка)
  • YouTube (внешняя ссылка)
  • Видео
  • Получать оповещения и обновления по электронной почте
  • Блог – In Custodia Legis: Юридические библиотекари Конгресса

Ресурсы

  • Веб-архив Конгресса
  • Отчеты CRS
  • Код США
  • GPO govinfo
  • Юридическая библиотека Конгресса
  • Путеводитель по закону онлайн
  • Планы уроков для учителей
  • Веб-сайты законодательного собрания штата
  • Массовые данные статуса счета
  • Конгресс. гов API
  • Поименное голосование
  • Конституция с комментариями
  • Отчеты юридической библиотеки
  • Отчеты GAO

Домашние ссылки

  • House.gov
  • Деятельность на полу
  • Представители
  • Комитеты
  • Слушания (Видео)
  • Законопроекты к рассмотрению
  • Лидерство
  • История, искусство и архивы
  • Дополнительные ресурсы для дома

Ссылки Сената

  • Senate.gov
  • На этаже Сената
  • Сенаторы
  • Комитеты
  • Слушания (расписание)
  • Лидерство
  • История, искусство и статистика
  • Дополнительные ресурсы Сената

Наверх

правительственных решений —
Правительство Российской Федерации

17 сентября 2022 г. , суббота

Правительство согласовывает проекты постановлений о создании Межгосударственного таможенного центра, которые подлежат утверждению Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Союзное государство России и Белоруссии создает орган исполнительной власти в таможенной сфере.

24 июля 2022 г., воскресенье

Правительство расширяет список недружественных стран и территорий

Распоряжение от 23.07.2022 № 2018-р

22 июля 2022 г., пятница

Правительство расширяет список недружественных стран

Распоряжение от 20.07.2022 № 1998-р

14 июля 2022, четверг

Правительство утвердило параметры эксперимента по вовлечению белорусских банков в российскую систему госзакупок

Постановление №1238 от 12.07.2022

30 мая 2022 г., понедельник

Правительство расширяет список оборудования, не облагаемого НДС

16 мая 2022 г., понедельник

Правительство ускорило ввоз электронных приборов и оборудования в Россию

14 мая 2022 г., суббота

Правительство приняло очередное решение по регулированию экспорта металла

Постановление № 873 от 14 мая 2022 г.

17 марта 2022 г., четверг

Правительство сняло ограничения на пересечение российско-белорусской границы

10 марта 2022 г., четверг

Правительство вносит в Думу законопроект об упрощении регистрации иностранных компаний в особых административных округах

Правительство внесло в Госдуму законопроект об облегчении доступа иностранных лекарств на российский рынок

Правительство утвердило перечень товаров и оборудования, экспорт которых будет приостановлен

8 марта 2022 г., вторник

Правительство запретило вывоз из России медицинских препаратов иностранного производства

Постановление № 302 от 06. 03.2022

Правительство приняло постановление о бесплатном медицинском обслуживании беженцев из ДНР, ЛНР и Украины

Постановление № 298 от 06.03.2022

7 марта 2022 г., понедельник

Правительство утвердило правила сделок с иностранными компаниями из недружественных стран и территорий

Постановление от 06.03.2022 № 295431-р

Правительство утверждает список недружественных стран и территорий

Распоряжение Правительства от 05.03.2022 № 430-р

28 октября 2021 г., четверг

Правительство утвердило нулевую пошлину на алюминиевые сплавы

21 сентября 2021 г.