Содержание
«Программа реновации в Москве»
Алла Махрова, ведущий научный сотрудник Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова, и Алексей Попов, руководитель Аналитического центра ЦИАН (Москва).
Трансформация городов постсоветского пространства привела к активной реорганизации их функционально-территориальной структуры, обусловив и необходимость модернизации жилищного фонда индустриальной эпохи. В Москве, как в других столицах постсоциалистических стран, катализатором трансформации морфологии городов становятся различные правительственные программы, связанные в том числе с реконструкцией пятиэтажного жилья.
Опыт реновации жилья в Москве
Столица уже имеет значительный опыт реновации жилья. Первая такая программа, инициированная командой бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, была направлена на расселение и снос физически и морально устаревшего фонда и новое строительство на освободившейся территории (концевая сноска 1). В 1999 г. было принято постановление правительства Москвы о комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения, по которому до 2010 г. расселению и сносу подлежали около 1,8 тысяч пятиэтажных панельных дома 1959-1962 гг. постройки общей площадью около 6 млн кв. метров. К «хрущевкам» и советским панельным многоэтажкам в обществе давно сложилось довольно негативное отношение, поэтому протестов против их сноса не было. При этом масштабная модернизация пятиэтажек, как, например, в бывшей ГДР, не рассматривалась всерьез как альтернатива их сносу (концевая сноска 2).
Фактически это постановление дало старт одной из самых масштабных и знаковых программ «лужковского» периода развития города. Ее реализация вышла на «плановые» показатели к середине 2000-х гг., а к 2009 г., т.е. за десять лет реализации, она была выполнена почти на 70%. С началом кризиса 2008 г. ее темпы резко упали, и к 2017 г. она была реализована на 95%. В условиях стагнации рынка жилья, когда столица еще и приросла активно застраиваемой Новой Москвой и приступила к активной реновации промышленных зон, которые тоже в значительной степени будут застраиваться жильем, казалось, что у городских властей должен был пропасть интерес к этой программе. Однако логика развития современного города приводит к тому, что и команде Собянина приходится продолжать многие начинания прежнего мэра, включая необходимость решения проблемы стремительного стареющего жилья периода массового индустриального домостроения, лишь часть которого вошла в лужковскую программу реновации пятиэтажек.
Анонсированная властями Москвы в начале 2017 г. программа реновации пятиэтажного жилищного фонда по своим масштабам может стать крупнейшим градостроительным проектом России, намного превышая потенциал преобразований прежнего мэра. Первоначально предполагалось, что будет снесено около 8 тыс. домов общей площадью 25 млн кв. м, в которых проживают 1,5 млн человек (концевая сноска 3). Однако представление программы реновации было сделано достаточно топорно. Практически сразу после ее объявления был опубликован законопроект, разрешавший сносить пятиэтажки и «конструктивно аналогичные» дома группами по усмотрению властей. При этом переселенцам предлагалось давать «равнозначное» жилье в том же или соседнем районе Москвы.
Отношение населения к программе реновации
Неоднозначность гарантий сразу же вызвала множество вопросов и неоднозначную реакцию жителей города. 14 мая 2017 г. на проспекте Сахарова в Москве прошел митинг против реновации жилья, который собрал, по разным оценкам, от 8 тыс. до 20 тыс. человек (концевая сноска 4). Последующие действия властей были более выверенными, при этом учет мнения жильцов домов, включенных в реновацию, стал важной новацией по сравнению с «лужковской» программой.
В период с 14 мая по 15 июня 2017 г. жители 4546 домов могли высказать свое мнение, приняв участие в голосовании через портал «Активный Гражданин», в центрах государственных услуг «Мои документы» или при проведении собрания собственников помещений. Еще одной отличительной чертой «собянинской» программы стало повышенное внимание к мнению меньшинства. Дом включался в программу реновации, если число квартир, проголосовавших «за», составило не простое большинство, а более двух третей от общего числа квартир в доме.
Для придания программе максимальной прозрачности, что было очень важно для властей города после протестных митингов москвичей, был прописан и ряд других важных уточнений, в том числе был изменен порядок предоставления жилья. Предыдущая схема предусматривала предоставление жилья из расчета 18 кв. м на 1 зарегистрированного (что позволяло в ряде случаев получить даже несколько квартир), сейчас переселенцы будут получать квартиры аналогичного метража без учета состава проживающих. Такая схема призвана минимизировать возможные злоупотребления, но реализовать ее буквально вряд ли получится из-за несоответствия метража квартир в старых и новых домах. Похожая проблема возникнет и с декларируемой целью «переселять строго в пределах района», так как четко соблюсти баланс площадей сносимого и строящегося жилья в границах будет сложно. По этой причине уже при заселении первого дома начали предлагаться варианты по предоставлению квартир больше площади за доплату, а также возможность получения жилья большей площади в других районах или компенсации за потерянные метры (концевая сноска 5).
Все эти изменения привели к тому, что подавляющие большинство жителей домов (более 90%) проголосовали за включение в реновацию при довольно высокой доле участия в голосовании (более 71%). «География» этих домов отражает лишь локализацию районов, дома в которых были включены в программу реновации, при этом в 37 из 91 района за снос проголосовали все дома, попавшие в список (рис. 1). Против участия проголосовали жители менее 10% от общего числа домов, при этом возможностью попасть в программу воспользовались жители 72 панельных и блочных 9-этажных домов 1960-х гг. постройки, в некоторых из которых недавно был выполнен капитальный ремонт.
Рис. 1.
Наиболее значимым фактором, повлиявшим на результат голосования, оказались конструктивные особенности домов, а расстояние от метро или протестные настроения москвичей практически не имели значения. Из общего числа проголосовавших «против» 84% составили жители кирпичных домов, хотя это было лишь 20% от общего числа кирпичных домов, включенных в список под реновацию (концевая сноска 6).
Для изучения общественного мнения по отношению к программе реновации жилья ВЦИОМ провел два опроса. Первое обследование, проходившееся среди жителей Москвы, показало, что за программу высказалось около 2/3 опрошенных, а против программы высказалось 16% лишь опрошенных. Респонденты чаще всего опасались получения жилья худшего качества (88%), переезда в район с плохой экологией (83%), менее выгодным транспортным положением и проблемами с инфраструктурой (81%).
Второй, общероссийский опрос ВЦИОМ показал, что программа реновации вызвала резонанс в масштабе всей страны: о ней знало 70% всех респондентов. При этом 35% опрошенных считают, что проблема ветхого жилья в Москве не слишком серьезна или ее нет вовсе, 73% респондентов полагали, что некоторые регионы больше нуждаются в обновлении жилищного фонда, и лишь 33% были согласны с тем, что ее масштабы в столице велики (концевая сноска 7).
В целом оба этих опроса показали, что их участники абсолютно адекватно оценивают ситуацию. Участники общероссийского опроса совершенно справедливо считают, что во многих регионах состояние жилищного фонда намного хуже, и там программа реновации жилья была бы более востребована, чем в столице. У москвичей отношение к этой программе обусловлено, прежде всего, личными интересами. Для жителей города, которые самостоятельно не могут улучшить свои жилищные условия, возможность получить новое современное жилье вместо убогих квартир в пятиэтажках с пятиметровой кухней – несомненное благо. Другой точки зрения придерживаются москвичи, живущие в кирпичных домах с трехметровыми потолками, хорошей планировкой квартир и большими кухнями, особенно те, которые целенаправленно выбирали район и дом при покупке квартиры. Понятно, что они не хотят переезжать и менять качество жизни в малоэтажной среде на панельную застройку в непонятном месте (концевая сноска 8).
Влияние на городскую среду
Несомненно, такой масштаб преобразований коснется среды проживания значительной части москвичей. Согласно заявлениям столичных властей, они планируют «…перестроить 30% жилой застройки города и сделать ее совершенно другой, комфортной…» (концевая сноска 9). В основе «собянинской» программы реновации находится территориальный принцип, когда объектом регулирования выступает «зона реновации», а не типологический принцип, как это было при реализации предыдущей программы, когда экспертиза определяла возможность реконструкции домов определенных серий. Границы зон реновации назначаются властью, а в ее составе оказываются дома любого типа. Такой подход вызывает вопрос о том, удастся ли жителям домов, которые проголосовали против сноса, отстоять итоги голосования, особенно когда очень небольшое число таких домов находятся в границах квартала реновации.
Саму застройку планируется вести поквартально, что позволит отойти от доминировавшего ранее строительства микрорайонов и внедрить многие принципы «нового урбанизма». Планируется формирование полицентрической структуры города, повышение пешеходной доступности объектов жизнедеятельности, снижение нагрузки на транспортную инфраструктуру, строительство энергоэффективных домов и многое другое, что должно привести к формированию новой городской среды и современного архитектурного облика Москвы.
Для разработки концепции стартовых площадок власти города провели конкурс, в котором приняли участие отечественные и зарубежные архитектурные бюро, предложив варианты проектов реновации кварталов. Пока это только планы, проекты планировки территорий утвердят к лету 2019 г., но именно от их идейной и смысловой направленности будет зависеть, останутся ли кварталы реновации спальными районами или смогут стать полифункциональными территориями, предоставляющими широкий выбор мест приложения труда и досуга. Одновременно уже завершается проектирование многоквартирных домов нового поколения, строительство которых должно начаться в 2018 г. Макеты таких квартир были представлены на Московском урбанистическом форуме 2017 г., а затем на ВДНХ, где можно было ознакомиться с их планировкой и отделкой и даже благоустройством дворов многоквартирных домов (концевая сноска 10).
Но переезды жителей из ветхого жилья начались раньше в дома, построенные по другим программам. В начале 2018 г. был заселен первый дом в районе Северное Измайлово, а до конца года будет снесено 17 пятиэтажек и переселено 10 тыс. жителей. В середине 2018 г. для программы реновации было утверждено 242 стартовые площадки для «волнового переселения» жильцов из сносимых домов в течение 2017-2019 гг., еще около 100 площадок прорабатывается (концевая сноска 11). На этих земельных участках сейчас находится ветхое жилье, неработающие предприятия, стихийные автостоянки и даже пустыри. Однако стартовые дома появляются и в бывших промзонах и транспортно-пересадочных узлах, граничащих с районами реновации, чего так опасались потенциальные участники программы (концевая сноска 12).
Реакция рынка жилья
Состояние рынка жилья в сегменте пятиэтажек под снос – интегральный индикатор того, как оценивают угрозы и выгоды от реализации программы различные акторы. С начала обсуждения программы объем предложения в домах, попавших под снос, стал снижаться. По сравнению с началом 2017 г. к 1 августа, когда программа была утверждена, он сократился почти в 3 раза, достигнув уровня 0,6 тыс. квартир. К маю 2018 г. он продолжал снижаться, хотя и гораздо медленнее, что может свидетельствовать о приближении к определенному порогу стабилизации (рис. 2). При общей стагнации на рынке жилья и превышении объема предложения над спросом неопределенность срока сноса домов привела к тому, что и продавцы, и покупатели предпочли взять паузу. Одновременно многие собственники надеются на жилье от города и снимают свое жилье с продажи (концевая сноска 13).
Первоначально на появление программы реновации и потенциальную возможность получить современную квартиру вместо неудобных квартир в старых пятиэтажках, большая часть которых устарела уже и физически, и морально, рынок отреагировал небольшим ростом цен. Однако уже в апреле 2017 г. цены предложения показали небольшое снижение, но с июня 2017 г., по мере того, как программа стала приобретать реальные параметры, начался небольшой рост (рис. 2). Увеличение цен на фоне снижения объема предложения свидетельствует о том, что на рынке остались только те продавцы, которые готовы продать жилье, но с премией к его рыночному уровню, а число реальных сделок на таких ценовых уровнях, по всей видимости, ничтожно мало. При разнонаправленном характере динамики цен в отдельных районах они сильнее всего увеличились там, где были утверждены стартовые площадки, и программа уже началась. Можно предположить, что положительная ценовая динамика распространится и на другие районы, в которых появятся новые стартовые площадки в рамках реализации программы реновации.
Рис. 2.
В отличие от рынка вторичного жилья тенденции в сегменте аренды в домах, попавших в программу реновации, изменились слабо (рис. 3). После незначительного роста предложения, когда часть потенциальных продавцов из-за сложностей с продажей решили сдавать свои квартиры, начиная с июля 2017 г. число предлагаемых квартир стало снижаться, хотя динамика носит волновой характер. Изменение ставок аренды выражено слабо, а их колебания в целом соответствуют общему тренду развития рынка жилья столицы, так как программа реновации не стала существенным фактором ценообразования. Для арендаторов в нижнем сегменте эконом-класса, к которому относится большинство предложений в домах под реновацию, при доминировании относительно небольшого срока аренды более низкая цена (в среднем на 15% ниже среднего по городу в целом) намного важнее перспектив реализации этой программы.
Рис.3.
Несомненно, что мере своей реализации программа реновации будет усиливать влияние на рынок жилья, прежде всего за счет появления дополнительного объема предложения, так как для возмещения расходов на переселение жителей из сносимых домов, будет построено столько же жилья, сколько будет нужно для самого расселения. К тому же себестоимость жилья, построенного городским Фондом содействия реновации, который освобожден от налога на прибыль и НДС, будет ниже, чем у частных застройщиков, что также будет способствовать снижению цен. Кроме того, в условиях стагнации рынка, когда объем предложения намного выше спроса, программа реновации дополнительно сокращает спрос за счет ухода с рынка жителей домов, вошедших в программу реновацию.
Аргументы о том, что в районах реновации большой отложенный спрос из-за небольшого числа новостроек или низкой обеспеченности жильем москвичей (19,5 кв. м/чел.) не очень убеждают. С большой степенью вероятности можно ожидать усиления стагнации на рынке жилья и дальнейшего снижения цен или их стабилизации, однако крупнейшие застройщики довольно спокойно относятся к этой программе, видимо рассчитывая на свое участие в ней (концевая сноска 14). Власти города уже начали переговоры с первой десяткой застройщиков об участии в программе (концевая сноска 15). Пока речь идет о земельных участках и покупке готовых квартир, но нельзя исключать их привлечения к строительству жилья, что является практикой, распространенной еще с лужковских времен, особенно при стагнации на рынке жилья.
Заключение
Несомненно, что начало программы реновации и первые переселения пройдут успешно, особенно учитывая выборы мэра города, намеченные на 9 сентября 2018 г. Однако как она будет реализовываться дальше, сказать сложно. Будет ли она способствовать формированию комфортной городской среды или будет воспроизводить спальные кварталы, но с более высокой плотностью застройки и обновленными объектами обслуживания (школы, поликлиники, детские сады, магазины и др. )? Сможет ли справиться транспортная сеть с ростом численности населения и количества автомашин или, как прежде, появятся новые «пробочные» места?
Учитывая параметры программы, сложно представить, сколько потребуется времени и денег для ее выполнения. Программа, начатая Лужковым в 1999 г., хотя и потребовала почти в два раза больше времени для своего воплощения, оказалась вполне реализуемой по масштабам и срокам, когда за почти 20 лет было расселено около 450 тысяч москвичей, проживающих в 1,7 тысячах хрущевок. «Собянинская» программа превышает ее показатели в 2-3 раза, предусматривая снос более 5 тысяч многоквартирных домов, в которых проживает более миллиона москвичей.
Тем не менее о некоторых аспектах реализации программы можно сказать довольно определенно. При бюджетном финансировании она будет зависеть от наполнения бюджета города и от приоритетов городской политики, а ее выполнение может сильно растянуться. Если исходить из опыта реализации предыдущего расселения пятиэтажек, можно ожидать, что сроки выполнения этого проекта могут составить от 25 до 50 лет и более. При таком временном горизонте резко возрастают риски, связанные с его реализацией из-за многократного изменения приоритетов городской политики в результате смены не только правящих элит, но и базовых установок в моделях проживания в городе и его окружении, о которых мы еще не имеем представления.
1. Городская программа комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения. http://www.barabass.ru/Nedvijimost/p2_articleid/453.
2. Махрова А.Г., Голубчиков О.Ю. Российский город в условиях капитализма: социальная трансформация внутригородского пространства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2012. № 2. С. 26-31.
3. Легуенко М. Стали известны истинные причины расселения пятиэтажек. https://www.ridus.ru/news/250596 4. В Москве прошел митинг против программы реновации. https://www.kommersant.ru/doc/3296903
5. Квартиры за доплату: сколько стоит жилье в первом реновационном доме. https://realty.rbc.ru/news/5a8c1e0b9a7947716735c4f0 ; Москва определила порядок расширения жилплощади участниками реновации. Ведомости. https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2018/01/30/749387-poryadok-rasshireniya-zhilploschadi-uchastnikami-renovatsii ; Переселенцам доплатят за выбор меньшего. https://www.kommersant.ru/doc/3598880
6. РБК. Исследование РБК: как уплотнится Москва в результате реновации. https://www.rbc.ru/research/business/19/06/2017/592d691c9a7947350d6884a5.
7. ВЦИОМ. Реновация в Москве: что думает Россия? https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116343.
8. «Никто не хочет попасть под ковш»: что жители пятиэтажек говорят о сносе. https://www.rbc.ru/photoreport/27/04/2017/5901a2ce9a794742e9ef5a91
9. Реновация затронет 30% жилой застройки Москвы. https://riamo.ru/article/227998/renovatsiya-zatronet-30-zhiloj-zastrojki-moskvy.xl?mTitle=&mDesc=&mImg=
10. Шоу-рум квартир программы реновации открыт на ВДНХ. https://stroi.mos.ru/photo_lines/novyi-shou-rum-otkrylsia-na-vdnkh?from=cl
11. В Москве могут утвердить еще около 20 стартовых площадок реновации к лету – Хуснуллин. https://stroi.mos.ru/news/v-moskvie-moghut-utvierdit-ieshchie-okolo-20-startovykh-ploshchadok-rienovatsii-k-lietu-khusnullin?from=cl
12. Кварталы реновации могут появиться возле ТПУ. https://stroi.mos.ru/news/kvartaly-rienovatsii-zhil-ia-moghut-poiavit-sia-vozlie-tpu ; Стартовые дома по программе реновации могут построить в промзонах Москвы. https://www.irn.ru/news/117152.html
13. ЦИАН. Год программе реновации. Цены выросли на 5%, предложение сократилось в 3 раза. https://www.cian.ru/stati-god-programme-renovatsii-tseny-vyrosli-na-5-predlozhenie-sokratilos-v-3-raza-277501/
14. Прогноз рынка недвижимости Москвы и Подмосковья на 2017-2021 годы от IRN.RU. https://www.irn.ru/articles/39607.html ; Реновация жилья в Москве: что будет с ценами. https://www.irn.ru/articles/39853.html.
15. Москва начала переговоры девелоперами об их возможном участии в реновации. URL:https://www.irn.ru/news/116570.html
Туровский Ростислав
«Электоральная география: итоги президентской компании 2018 года»
Предыдущая статья
Вендина Ольга
«Север Крыма: изучение местности»*
Следующая статья
Списки домов под снос
Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 1 марта 2021
Согласно приказу Правительства Москвы от 12.08.2020, были утверждены три этапа переселения жителей столицы по программе реновации. По новому приказу от
Читать далее
Реновация последние новости Снос домов и реновация Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 17 февраля 2020
Перечень домов, запланированных к сносу, был опубликован 01.08.2017 и периодически дополняется. На февраль 2020 в него вошли 5172 жилых объекта,
Читать далее
Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 15 января 2020
Новый проект о сносе пятиэтажек отличается от предыдущего плана 1998 года возможностью выбора, участвовать в нем или нет самими москвичами.
Читать далее
Реновация в районах Москвы Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 26 апреля 2018
В июле 2017 года президентом России был подписан обновленный законопроект о реновации Москвы. Программа проекта подразумевает максимально результативное обновление столичного
Читать далее
Реновация в районах Москвы Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 2 октября 2019
О разработке проекта реновации жителям Москвы стало известно еще в декабре 2017 года, именно тогда мэрия столицы решила прислушаться к
Читать далее
Реновация в районах Москвы Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 26 апреля 2018
Согласно принятому президентом России законопроекту в июле прошлого года о реновации столицы, во всей Москве будет разрушено больше 5 тысяч
Читать далее
Реновация последние новости Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 26 апреля 2018
На официальном сайте мэрии Москвы появилась информация о том, что снос пятиэтажек в Москве в 2018 году будет окончен согласно
Читать далее
Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 20 февраля 2021
Одним из старейших старомосковских регионов по праву можно назвать Восточный Административный Округ. Поэтому наибольшее количество хрущевок, подлежащих ликвидации, сосредоточилось именно
Читать далее
Снос домов и реновация Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 5 мая 2018
В июле 2017 года президент Российской Федерации В. В. Путин подписал закон о реновации пятиэтажных жилых домов, находящихся в предаварийном
Читать далее
Снос домов и реновация Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 21 февраля 2021
Под программу реновации столицы попали практически все регионы необъятной Москвы. Исключением не стал Юго-Восточный Административный округ, в котором было предложено
Читать далее
Реновация в районах Москвы Списки домов под снос
Ренобзор Обновлено: 24 сентября 2019
В начале июля текущего года президентом России был принят и утвержден во втором чтении обновленный закон о реновации Москвы. В
Читать далее
- ← Назад
Сейчас читают
- 114 домов вышли из программы реновации – в чем причина?
- График сноса пятиэтажек: список домов на расселение
- Как проходит реновация в Троицке?
- Куда жаловаться на застройщика в Москве, если претензия на устранение недостатков не помогла?
- Планы по реновации Бутырского района Москвы
- Программа сноса пятиэтажек в Фили-Давыдково
- Реновация в Ростокино – ожидание и реальность
- Карантин в Москве – заточение или спасительная мера?
- Утвержден поэтапный план снятия ограничений в Москве
- Влияние пандемии Ковид-19 на строительную сферу Москвы
- COVID-19 и реновация: что ждет москвичей?
- Приказ Собянина о коронавирусе: в Москве с 28 по 5 апреля будут закрыты розничные магазины, кафе, кальянные и кинотеатры
- Москва и коронавирус: статистика, диагностика, меры по борьбе
- Почему лучше отказаться от покупки квартиры в доме, попавшем под реновацию?
- Снос пятиэтажек по программе реновации
О чем говорят в стране
московских протестов по поводу сноса домов советской эпохи
Опубликовано
000Z»> 14 мая 2017
Источник изображения, Reuters
. люди вышли на улицы Москвы в знак протеста против планов сноса их домов советской эпохи.
Трех-пятиэтажные советские квартиры получили прозвище «хрущевки» в честь бывшего советского лидера Никиты Хрущева.
План Москвы по сносу кварталов и переселению почти миллиона человек встретил резкое сопротивление.
Противники утверждают, что их права игнорируются, и многие опасаются, что государство не получит справедливой компенсации.
Некоторые протестующие считают, что проект — это просто способ перенаправить средства строительным компаниям.
«Сохраним наши дома!» — закричал 59-летний инженер, возложив вину прямо на мэра Сергея Собянина.
Источник изображения, Рейтер
Image caption,
Ожидалось, что здания советской эпохи простоят всего несколько десятилетий
«Это Собянин должен быть снесен. Это в интересах застройщиков и властей», — сказала она информационному агентству AFP.
Но проект также пользуется поддержкой президента России Владимира Путина.
Корреспондент Би-би-си Хлоя Арнольд, присутствовавшая на акции протеста, заявила, что плакаты призывают к отставке мэра Собянина, а толпа скандировала: «Руки прочь от нашей собственности!»
Многие из участников никогда раньше не протестовали, сказала она, но пришли, требуя знать, где они будут жить, когда их дома будут снесены в следующем году.
Источник изображения, EPA
Подпись к изображению,
Москва уже снесла некоторые из своих хрущевок — это было снесено в октябре Присутствовало 5000 человек, в то время как организаторы заявили, что собралось 30 000 протестующих.
Политики оппозиции также приняли участие в акции протеста в условиях большого присутствия полиции.
Хрущевки строились тысячами в 1950-х и 60-х годах, во время жилищного кризиса. Их часто строили в спешке из сборного железобетона и рассматривали только как временное решение.
Многие сейчас находятся в плохом состоянии и требуют замены.
Источник изображения, Reuters
Подпись к изображению,
Полиция пресекла протест в определенном районе многоквартирные дома.
Однако законопроект, в настоящее время проходящий через парламент, не гарантирует, что жители получат компенсацию за новый дом той же стоимости в том же районе.
Вместо этого просто обещают новую квартиру такой же площади.
В свете разногласий и мэр Собянин, и президент Путин намекнули на поправки к плану, направленные на решение проблем жителей.
Как Кремль использует проект реконструкции Москвы для поощрения и наказания избирателей – PONARS Eurasia
(Политическая записка ПОНАРС) В феврале 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин и президент Владимир Путин представили далеко идущий план по сносу десяти процентов жилого фонда Москвы, переселению жителей и, в конечном итоге, предоставлению им нового жилья. В ходе обсуждения мэр сказал Путину: «…у нас массовые обращения [по сносу] от жителей, муниципальных депутатов, объединений депутатов, Общественной палаты Москвы. У нас есть основания говорить, что это народный проект». Путин ответил: «Давайте сделаем это». Несмотря на этот энтузиазм, политические риски монументальной программы сразу же стали очевидны в оппозиции. Политики называли это проектом реконструкции Москвы, а москвичи – программой сноса (« снос» на русском языке). Эта политика вызвала значительный народный протест в период нарастания социальных волнений.
Объявление об обширных планах на год президентских и мэрских выборов предполагает, что Кремль действовал, чтобы укрепить свою далеко идущую систему электорального влияния, которая включает мобилизацию на рабочем месте, институциональные изменения, репрессии и сфабрикованные бюллетени. Хотя эта тактика обеспечила сильные победы на региональных выборах и выборах в Государственную Думу за последние шесть лет, она менее подходит для президентской гонки. Хотя победитель мартовских выборов 2018 года не вызывает сомнений, посланный референдумом сигнал режиму Путина неясен. Аргумент здесь заключается в том, что политику восстановления лучше всего понимать как новый инструмент управления выборами, использующий целевые социальные расходы в качестве механизма кнута и пряника для завоевания поддержки избирателей. Как отметил преподаватель Манчестерского университета Денис Волков, в предыдущем избирательном цикле увеличение социальных расходов, предложенное в так называемых майских указах, не смогло завоевать симпатии избирателей. Жилищная программа отличалась тем, что основывалась на широко разрекламированном политическом процессе формирования и реализации политики, предполагавшей чуткость режима к требованиям электората. Модели домов, включенных в программу, также подали сигнал о том, что доступ к государственным льготам будет зависеть от поддержки кандидатов от режима на выборах на районном уровне.
Объяснение политики: социальное обеспечение, коррупция и влияние на выборы
Жилищный компонент городской ревитализации является продолжением политики предыдущего мэра Москвы Юрия Лужкова, который заменил 1722 многоквартирных дома в период с 1999 по 2018 год. Улица», целью которого является обновление и благоустройство городов в преддверии чемпионата мира по футболу в этом году. Как и проект Лужкова, недавняя программа реновации ориентирована на пяти- и девятиэтажные многоквартирные дома (9).0069 «хрущевки» ), которые предназначались для удовлетворения насущных жилищных потребностей советских трудящихся. Инженеры рассчитывали, что эти сборные дома прослужат двадцать пять лет. Шестьдесят лет спустя они составляют десять процентов жилого фонда Москвы.
Предложение Собянина определило 8000 зданий, подлежащих сносу на основании плохого состояния, ходатайств жителей и предложений местных представителей. После предварительной оценки, основанной на неформальных опросах и инженерных изысканиях, мэрия обнародовала список домов, которые должны быть включены в первый этап: 4 566 зданий в 85 районах Москвы (включая шесть районов, присоединенных к мегаполису в 2012 году). В последующих раундах любое здание в зоне реновации могло зарегистрироваться, если две трети жителей поддержали включение. К концу этого процесса список домов, включенных в первую очередь, вырос до 5175 строений, в которых проживает около миллиона москвичей.
В то время как власти утверждали, что программа направлена на удовлетворение потребностей граждан, объявление сразу же вызвало слухи о ее истинных целях. Многие наблюдатели утверждали, что мэр и его администрация будут использовать программу для получения поддержки элиты за счет распределения потоков ренты. Московское строительство заведомо коррумпировано и приносит доход за счет льготных контрактов, откатов и взяток на всех этапах. Опрос ВЦИОМ в апреле 2017 года показал, что многие москвичи считают коррупцию правдоподобной мотивацией проекта. Более тонкая версия этого аргумента подчеркивает последствия экономического кризиса — падение цен и низкий спрос — предполагая, что программа представляет собой спасение отрасли. Если цель состоит в том, чтобы максимизировать арендную плату, можно было бы ожидать, что ремонт будет сосредоточен в хороших районах, где цены на квартиры выше.
Второй набор объяснений касался избирательных стимулов. В статье «Медузы » утверждалось, что администрация Собянина разработала программу в начале 2014 года и возродила ее в 2016 году, чтобы вознаградить сторонников режима и завоевать сердца и умы москвичей. Сторонники оппозиции возражали, что Собянин разработал программу в отместку жителям, проголосовавшим за Алексея Навального на выборах мэра 2013 года.
В статье о Мексике до 1996 года профессор Стэнфордского университета Беатрис Магалони (2007) утверждает, что угрозы возмездия и вознаграждения в совокупности образуют режим наказания, при котором избиратели поддерживают кандидатов от режима, чтобы сохранить доступ к государственным ресурсам. Поскольку режим не может знать выбор отдельных лиц, наказание осуществляется на районном уровне и подпитывается слухами и инсинуациями. Оценка этих аргументов требует суждения о политике и электоральных предпочтениях различных групп москвичей. Для бедных, новоприбывших и людей с ограниченной инфраструктурой эта политика может показаться неожиданной удачей или бегством от невыносимого жилья. Тем не менее, программа расплывчата в отношении защиты прав собственности, точного характера процессов переселения и расчета стоимости квартир. Москвичи из среднего класса, которые владеют отремонтированными домами или живут в хороших районах, вряд ли поверят будущим обещаниям. Прошлые выборы предполагают, что эти группы, вероятно, будут иметь очень разные схемы голосования.
Чтобы оценить конкурирующие объяснения, я работал с группой исследователей над сбором данных на уровне здания о годе постройки, размере и стоимости отдельных квартир, демографических данных (количество детей и количество пенсионеров) и наличии дома. организаций местного самоуправления, а также агрегированные данные о качестве микрорайонной инфраструктуры и схемах голосования по округам. На рисунке 1 показано влияние этих факторов на вероятность включения жилья в проект до голосования жителей.[1]
Рисунок 1. Объяснение вероятности того, что здание будет выбрано для включения в проект реконструкции
Интерпретация этих результатов подчеркивает необходимость учета нюансов. В соответствии с заявлениями государства, более старые квартиры с большей вероятностью были включены в программу, но также было включено значительное количество новых зданий. Оценка экономических мотивов также сложна. Высококачественная инфраструктура района оказала незначительное влияние на включение, в то время как небольшой размер квартир и низкая стоимость недвижимости значительно увеличили вероятность включения. Этот вывод подчеркивает вторичный экономический эффект: затраты на переселение и выкуп для этих жителей будут минимальными по сравнению с жителями более просторных квартир, что увеличит чистую прибыль. Это также поддерживает аргумент о том, что политическая поддержка все больше связана с распределением общественных благ. Дома в регионах с сильной голосовой поддержкой Путина были включены с большей вероятностью. Хотя мы не показываем этого на этом рисунке, высокий процент голосов за Навального на выборах мэра 2013 года несколько снизил вероятность включения квартир в программу. Это говорит о том, что программа была направлена на то, чтобы заручиться поддержкой Путина и Собянина при голосовании, создавая при этом впечатление наказания для избирателей Навального. Несмотря на то, что некоторые сторонники Навального, живущие в исключенных домах, могут вообще не чувствовать себя наказанными, безусловно, в этих районах есть путинские избиратели, которые возмущены действиями своих соседей и понимают необходимость оставаться лояльными для получения выгоды.
Заключение
Этот предварительный анализ показывает, что политика выполняет более одной функции: она вознаграждает основных избирателей, наказывает округа, проголосовавшие за Навального, фокусируется на выгодных целях возможностей, разделяет социальные группы и решает некоторые из реальных проблем. в жилом фонде. Проект реконструкции жилья в Москве представляет собой первое эмпирическое свидетельство режима наказания в России, призванного заручиться поддержкой режима на выборах, несмотря на то, что избиратели искренне отдают предпочтение кандидатам. В системе, где эксперименты с механизмами решения проблем управления являются обычной практикой, эти попытки могут указывать на новую тактику обеспечения стабильности режима, поскольку Путин вступает в свой последний срок. Режим наказания — это тактика, которая может работать вне персоналистского правила. Это будет работать? Есть ранние признаки того, что это не так. В июне 2017 года Путин выразил некоторую осторожность в отношении реализации: «У нас есть поговорка: «На бумаге было гладко, но мы забыли об оврагах»» 9.0005
Опрос Левады в июле 2017 года показал, что противники программы по-прежнему чаще голосуют за оппозицию, чем за кандидатов от режима. Два месяца спустя кандидаты от оппозиции, многие из которых были мотивированы политикой обновления, закрепились на выборах в Московский районный совет, начав массовые кампании. Имеются также свидетельства недовольства граждан, наблюдающих из отдаленных регионов, где жилье также находится в аварийном состоянии. Наталья Зуберович утверждает, что недовольство провинций по поводу привилегий и богатства, предоставленных гражданам в столице, также создает потенциал для непредвиденных последствий программы.