Список станций Московского метрополитена по алфавиту. Список станции метро в москве
Список станций Московского метрополитена по алфавиту
Список станций Московского метрополитена, включающий действующие, строящиеся и недействующие станции, упорядоченный по названиям. Список также включает старые названия станций.
А
Б
В
Г
Д
Е
- Евровокзал (Тестовская) (планируемая)
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
См. также
Категории:- Станции Московского метрополитена
- Списки:Метро
- Списки:Москва
Wikimedia Foundation. 2010.
- Грамматика с фразовой структурой
- Лейкоксен
Смотреть что такое "Список станций Московского метрополитена по алфавиту" в других словарях:
Список действующих станций Московского метрополитена по алфавиту — Список станций Московского метрополитена, включающий в себя только действующие станции, упорядоченные по названиям. Старые названия станций список не включает. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С … Википедия
Список станций Московского метрополитена — Первая линия Московского метрополитена была открыта 15 мая 1935 года и включала в себя 13 станций. 10 находились на «Сокольнической» линии и 3 на нынешней «Филёвской». Поезда ходили на участке «Сокольники» «Парк культуры» и… … Википедия
Список эскалаторов Московского метрополитена — На данной странице представлен список эскалаторов Московского метрополитена и Московской монорельсовой системы. Всего по состоянию на 4 мая 2012 года в Московском метрополитене 668 эскалаторов, в том числе 18 на станциях Монорельсовой… … Википедия
Программа развития Московского метрополитена — Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом событии или запланированном объекте инфраструктуры, связанном с метро. Содержание статьи или части статьи может … Википедия
Речной вокзал (станция метро, Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Речной вокзал (станция метро). Координаты: 55°51′17″ с. ш. 37°28′34″ в. д. / … Википедия
Белорусская (станция метро, Замоскворецкая линия) — Координаты: 55°46′37″ с. ш. 37°35′02″ в. д. / 55.776944° с … Википедия
Водный стадион (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Водный стадион (значения). Координаты: 55°50′23″ с. ш. 37°29′11″ в. д. / … Википедия
Лубянка (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лубянка. Координаты: 55°45′33″ с. ш. 37°37′38″ в. д. / 55.759167° с. ш … Википедия
Парк культуры (станция метро, Сокольническая линия) — Координаты: 55°44′08.08″ с. ш. 37°35′38.44″ в. д. / 55.73558° с. … Википедия
Юго-Западная (станция метро, Москва) — Координаты: 55°39′49″ с. ш. 37°28′58″ в. д. / 55.663611° с. ш. 37.482778° в. д … Википедия
dic.academic.ru
Сокольническая линия | ||||
| ||||
Улица Подбельского | 1 августа 1990 | нет | −8м | |
Черкизовская | 1 августа 1990 | нет | −9м | |
Преображенская площадь | 31 декабря 1965 | нет | −8м | |
Сокольники | 15 мая 1935 | нет | −9м | |
Красносельская | 15 мая 1935 | нет | −8м | |
Комсомольская | 15 мая 1935 | нет | −8м | |
Красные ворота | 15 мая 1935 | Лермонтовская(с 29 мая 1962по 25 августа 1986) | −31м | |
Чистые пруды | 15 мая 1935 | Кировская | −35м | |
Лубянка | 15 мая 1935 | Дзержинская | −32,5м | |
Охотный ряд | 15 мая 1935 | ОхотнорядскаяОхотный ряд Имени Л. М. Кагановича Проспект Маркса | −15м | |
Библиотека имени Ленина | 15 мая 1935 | нет | −12м | |
Кропоткинская | 15 мая 1935 | Дворец Советов | −13м | |
Парк Культуры | 15 мая 1935 | Центральный Парк Культуры и Отдыха имени Горького | −10,5м | |
Фрунзенская | 1 мая 1957 | нет | −42м | |
Спортивная | 1 мая 1957 | нет | −42м | |
Воробьёвы горы | 12 января 195914 декабря 2002 | Ленинские горы | +10м | |
Университет | 12 января 1959 | нет | −26,5м | |
Проспект Вернадского | 30 декабря 1963 | нет | −8м | |
Юго-Западная | 30 декабря 1963 | нет | −8м | |
Замоскворецкая линия | ||||
| ||||
Речной вокзал | 31 октября 1964 | нет | −6м | |
Водный стадион | 31 октября 1964 | нет | −6м | |
Войковская | 31 октября 1964 | нет | −7м | |
Сокол | 11 сентября 1938 | нет | −9,6м | |
Аэропорт | 11 сентября 1938 | нет | −8,6м | |
Динамо | 11 сентября 1938 | нет | −39,6м | |
Белорусская | 11 сентября 1938 | нет | −33,1м | |
Маяковская | 11 сентября 1938 | нет | −33,1м | |
Тверская | 20 июля 1979 | Горьковская | −42м | |
Театральная | 11 сентября 1938 | Площадь Свердлова | −33,9м | |
Новокузнецкая | 20 ноября 1943 | первоначально писалосьчерез дефис:Ново-Кузнецкая | −37,5м | |
Павелецкая | 20 ноября 1943 | нет | −33,5м | |
Автозаводская | 1 января 1943 | Завод имени Сталина | −11м | |
Коломенская | 11 августа 1969 | −9м | ||
Каширская | 11 августа 1969 | нет | −7м | |
Кантемировская | 30 декабря 1984 | нет | −8м | |
Царицыно | 30 декабря 1984 | Ленино | −8м | |
Орехово | 30 декабря 1984 | нет | −9м | |
Домодедовская | 7 сентября 1985 | нет | −9,5м | |
Красногвардейская | 7 сентября 1985 | нет | −9м | |
Арбатско-Покровская линия | ||||
| ||||
Щёлковская | 22 июля 1963 | нет | −8м | |
Первомайская | 21 октября 1961 | нет | −7м | |
Измайловская | 21 октября 1961 | Измайловский парк | 0м | |
Партизанская | 18 января 1944 | Измайловская Измайловский парк | −9м | |
Семеновская | 18 января 1944 | Сталинская | −40м | |
Электрозаводская | 15 мая 1944 | нет | −31,5м | |
Бауманская | 18 января 1944 | нет | −32,5м | |
Курская | 13 марта 1938 | нет | −30,7м | |
Площадь Революции | 13 марта 1938 | нет | −33,6м | |
Арбатская | 5 апреля 1953 | нет | −41м | |
Смоленская | 5 апреля 1953 | нет | −50м | |
Киевская | 5 апреля 1953 | нет | −38м | |
Парк Победы | 6 мая 2003 | нет | −84м | |
Славянский бульвар | 7 сентября 2008 | нет | −8,5м | |
Кунцевская | 7 января 2008 | нет | 0м | |
Молодёжная | 5 июля 1965 | нет | −6,5м | |
Крылатское | 31 декабря 1989 | нет | −9,5м | |
Строгино | 7 января 2008 | нет | −8м | |
Мякинино | 26 декабря 2009 | Мякининская | 0м | |
Волоколамская | 26 декабря 2009 | Волоколамское шоссе | −14м | |
Митино | 26 декабря 2009 | нет | −14м | |
Филёвская линия | ||||
| ||||
Александровский сад | 15 мая 1935 | Улица Коминтерна Калининская | −7м | |
Арбатская | 15 мая 1935 | нет | −8м | |
Смоленская | 15 мая 1935 | нет | −8м | |
Киевская | 20 марта 1937 | нет | −8,7м | |
Выставочная | 10 сентября 2005 | Деловой центр | −25м | |
Международная | 30 августа 2006 | нет | −25м | |
Студенческая | 7 ноября 1958 | нет | 0м | |
Кутузовская | 7 ноября 1958 | нет | 0м | |
Фили | 7 ноября 1959 | нет | 0м | |
Багратионовская | 13 октября 1961 | нет | 0м | |
Филёвский парк | 13 октября 1961 | нет | 0м | |
Пионерская | 13 октября 1961 | нет | 0м | |
Кунцевская | 31 августа 1965 | нет | 0м | |
Кольцевая линия | ||||
условные обозначения |
Калужско-Рижская линия
условные обозначения |
Щербаковская
Таганско-Краснопресненская линия
условные обозначения |
Калининская линия
условные обозначения |
Серпуховско-Тимирязевская линия
условные обозначения |
www.opklare.ru
Список всех станций метро Москвы по алфавиту
Список станций Московского метро:
АвиамоторнаяАвтозаводскаяАкадемическаяАлександровский садАлексеевскаяАлма-АтинскаяАлтуфьевоАнниноАрбатскаяАэропортБабушкинскаяБагратионовскаяБаррикаднаяБауманскаяБеговаяБелорусскаяБеляевоБибиревоБиблиотека имени ЛенинаБитцевский паркБорисовоБоровицкаяБотанический садБратиславскаяБульвар адмирала УшаковаБульвар Дмитрия ДонскогоБульвар РокоссовскогоБунинская аллеяВаршавскаяВДНХВладыкиноВодный стадионВойковскаяВолгоградский проспектВолжскаяВолоколамскаяВоробьевы горыВыставочнаяВыхиноДеловой центрДинамоДмитровскаяДобрынинскаяДомодедовскаяДостоевскаяДубровкаЖулебиноЗябликовоИзмайловскаяКалужскаяКантемировскаяКаховскаяКаширскаяКиевскаяКитай-городКожуховскаяКоломенскаяКомсомольскаяКоньковоКрасногвардейскаяКраснопресненскаяКрасносельскаяКрасные воротаКрестьянская заставаКропоткинскаяКрылатскоеКузнецкий мостКузьминкиКунцевскаяКурскаяКутузовскаяЛенинский проспектЛермонтовский проспектЛесопарковаяЛубянкаЛюблиноМарксистскаяМарьина рощаМарьиноМаяковскаяМедведковоМеждународнаяМенделеевскаяМитиноМолодежнаяВыставочный центрТелецентрУлица Академика КоролеваУлица МилашенковаУлица Сергея ЭйзенштейнаТимирязевскаяМякининоНагатинскаяНагорнаяНахимовский проспектНовогиреевоНовокосиноНовокузнецкаяНовослободскаяНовоясеневскаяНовые ЧеремушкиОктябрьскаяОктябрьское полеОреховоОтрадноеОхотный рядПавелецкаяПарк культурыПарк ПобедыПартизанскаяПервомайскаяПеровоПетровско-РазумовскаяПечатникиПионерскаяПланернаяПлощадь ИльичаПлощадь РеволюцииПолежаевскаяПолянкаПражскаяПреображенская площадьПролетарскаяПроспект ВернадскогоПроспект МираПрофсоюзнаяПушкинскаяПятницкое шоссеРечной вокзалРижскаяРимскаяРязанский проспектСавеловскаяСвибловоСевастопольскаяСеменовскаяСерпуховскаяСлавянский бульварСмоленскаяСоколСокольникиСпартакСпортивнаяСретенский бульварСтрогиноСтуденческаяСухаревскаяСходненскаяТаганскаяТверскаяТеатральнаяТекстильщикиТеплый станТимирязевскаяТретьяковскаяТропаревоТрубнаяТульскаяТургеневскаяТушинскаяУлица Академика ЯнгеляУлица ГорчаковаУлица СкобелевскаяУлица СтарокачаловскаяУлица 1905 годаУниверситетФилевский паркФилиФрунзенскаяЦарицыноЦветной бульварЧеркизовскаяЧертановскаяЧеховскаяЧистые прудыЧкаловскаяШаболовскаяШипиловскаяШоссе ЭнтузиастовЩелковскаяЩукинскаяЭлектрозаводскаяЮго-ЗападнаяЮжнаяЯсенево
ya-knyazev.ru
Как получить список станций Московского метрополитена по API
Существует большое количество способов получить список станций Московского метро. Их можно разделить на 2 категории: ручные и автоматизированные.
С первой категорией всё понятно: заходим на официальный сайт Московского метро и получаем схему или можно посмотреть в статье на википедии, где, скорее всего, станции обновляются оперативно.
В этой статье я собрал несколько автоматизированных способов получения всех станций Московского метро. Некоторые из них предельно простые и используют один запрос к API, другие чуть посложнее и предполагают парсинг веб—страниц.
API Superjob
Сервис поиска работы Superjob предлагает метод API для получения списка станций:https://api.superjob.ru/2.0/suggest/town/4/metro/all/
Цифра 4 после town в запросе — это идентификатор города. Так что этот метод годится не только для метро в Москве, но и для других городов, где есть метро. Узнать идентификатор города можно с помощью запроса:https://api.superjob.ru/2.0/towns/?all=1&genitive=1
Ответ приходит вот в JSON с вот такой простой структурой:
Хозяйке на заметку: если нужны склонения городов, то можно взять из этого JSON.
Запрос возвращает станции метро в JSON:
На момент написания статьи (январь 2017) метод отдавал 220 станций. В списке отсутствуют станции Московского центрального кольца. Еще один очевидный минус этого метода — отсутствие координат станций.Полная документация API Superjob доступна по ссылке.
API HeadHunter
Еще один сервис для поиска работы HeadHunter предоставляет API, в котором есть удобный метод для получения справочника по станциям метро:https://api.hh.ru/metro/1
Цифра 1 указывает на идентификатор города в HeadHunter. В документации можно ознакомиться с методом, позволяющим получить дерево всех регионов, если вдруг понадобится найти станции метро для другого города.
Метод возвращает структуру в JSON—формате, в которой на верхнем уровне иерархии находится список линий метро lines:
Отдельный плюс — это указание цвета ветки в атрибуте hex_color.Внутри каждой ветки в массиве station лежат станции, принадлежащие этой ветке:
И здесь несказанно радует наличие географических координат, а также атрибут order, содержащий порядковый номер станции в линии.
По состоянию на январь 2017 метод отдаёт 240 станций метро, включая станции Московского центрального кольца.
Еще одна интересная особенность метода — можно не указывать город и сделать запрос https://api.hh.ru/metro/. В этом случае ответом будет список всех городов, которые добавлены в HeadHunter и в которых есть метрополитен. А уже внутри каждого города будет массив lines. Удобно!
Портал открытых данных Правительства Москвы
На портале открытых данных Москвы есть справочник под названием «Станции Московского метрополитена»:https://data.mos.ru/classifier/7704786030-stantsii-moskovskogo-metropolitena
Эти же данные можно получить, обратившись к API портала data.mos.ru:http://api.data.mos.ru/v1/datasets/1488/rows
В данных отсутствуют географические координаты станции, но эту проблему можно решить подружив данные с геокодером Яндекса (рассказ о его использовании чуть ниже). В результатах, которые отдает data.mos.ru есть указание административных округов и районов, в которых расположены станции. Еще одна любопытная деталь, которой нет в других источниках — наличие строящихся станций Московского метрополитена.
Всего список насчитывает 296 станций, из которых 236 — действующие станции метро.
API 2Гис
API 2Гис не доступно публично. Официально, чтобы им пользоваться необходим ключ доступа, который предоставляется по запросу. Но дело в том, что веб—интерфейс 2Гис сам обращается к тому же API, поэтому в запросах от браузера можно найти GET-запросы вот такого вида:https://catalog.api.2gis.ru/2.0/suggest/list?key=ruczoy1743®ion_id=36&lang=ru&q=foobarЗдесь key — ключ доступа к API, который судя по всему имеет достаточно длительный срок жизни. Поэтому пользуйтесь на здоровье.
Я не нашел в документации API 2Гис метода, который позволял бы найти все станции метро одним запросом. Но есть замечательный метод, позволяющий найти транспортный маршрут:https://catalog.api.2gis.ru/2.0/transport/route/search?key=ruczoy1743&q=Сокольническая&subtype=metro,monorail®ion_id=32В параметре subtype задается тип маршрута, который нужно выводить в результатах, а именно метро и монорельс; в region_id указываем идентификатор города.
В ответ приходит результат поиска по маршрутам:
Зная ID маршрута, можно получить список остановок, выполнив запрос:https://catalog.api.2gis.ru/2.0/transport/route/get?id=4504205217760068&fields=items.region_id&key=ruczoy1743
Собственно, это то, что нужно:
Замечу, что станции тут располагаются в массиве platforms в порядке их следования.
В таблице я собрал все идентификаторы линий и подготовил 15 запросов для получения списка станций по каждой из линий метро.
В базе 2Гис на январь 2017 года содержится 236 станции Московского метро.
Сайт mosmetro + геокодер Яндекса
Этот способ самый «костыльный» из всех способов и его я рассмотрю только для того, чтобы показать как можно работать с геокодером Яндекса для поиска станций метро.
Во—первых, нам понадобится список станций метро, который можно взять со страницы «Расписание поездов» на официальном сайте Московского метрополитена.
Названия всех станций — это тексты ссылок в блоке с классом «schedulestations». Их можно достать, написав простейший парсер HTML—страницы.
Вторым шагом работы нашего «костыля» будет обращение с названием каждой из станций к геокодеру Яндекса:https://geocode-maps.yandex.ru/1.x/?geocode=метро%20Третьяковская&results=100&format=json
(Обратите внимание на приписку «метро» к названию станции, это нужно, чтобы отсеять лишние результаты, например, «улица Третьяковская»)
Результаты поиска — объекты GeoObject, в которых содержатся данные о найденных по запросу станциях метро. Атрибут kind указывает на тип объекта. Станции метро имеют тип metro, кроме станций монорельса, у них тип station. Нужно помнить, что для одной станции может быть несколько линий, поэтому объектов GeoObject может быть больше одного.
XML от Циан
Классифайд по недвижимости Циан предоставляет список в виде XML:https://www.cian.ru/metros.php
К сожалению, не указаны ветки.
XML от Авито
Сайт объявлений Авито использует вот такой XML-справочник с местоположениями:http://autoload.avito.ru/format/Locations.xml
Этот справочник включает сущности типа subway — это станции метро.
API Яндекс.Метро
У Яндекс.Метро есть слабодокументированное API — https://metro.yandex.ru/api/. Подозреваю, что API скорее для внутреннего пользования. Оно выгодно отличается от других способов получения станций тем, что можно получить не просто станции, но всю схему Московского метро в SVG с помощью метода get-scheme-geometry: https://metro.yandex.ru/api/get-scheme-geometry?id=1&lang=ru. Отдельно станции можно получить с помощью метода get-stations: https://metro.yandex.ru/api/get-stations?id=1&lang=ru. Еще можно получить метаданные методом get-scheme-metadata: https://metro.yandex.ru/api/get-scheme-metadata?id=1&lang=ru. В метаданных можно найти информацию о пересадках и различные примечания, например, информацию о вестибюлях, закрытых на ремонт.
Файлы
Если вам не нужно API, а достаточно JSON, CSV или XLSX — их есть у меня:
Файлы актуальны на январь 2017 года, данные получены с помощью API HeadHunter. Постараюсь обновлять регулярно. Об ошибках, недочетах, или если вдруг файлы станут недоступны сообщайте в комментах к посту.
Знаете еще какие—то способы получения станций Московского (и не только Московского) метро? Делитесь в комментариях.
datalytics.ru
Список действующих станций Московского метрополитена по алфавиту
Список станций Московского метрополитена, включающий в себя только действующие станции, упорядоченные по названиям. Старые названия станций список не включает.
А
Б
В
Д
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
См. также
Категории:- Станции Московского метрополитена
- Списки:Метро
- Списки:Москва
Wikimedia Foundation. 2010.
- Список гусеничных машин вооружённых сил Германии
- Список действующих чемпионов TNA
Смотреть что такое "Список действующих станций Московского метрополитена по алфавиту" в других словарях:
Список станций Московского метрополитена по алфавиту — Список станций Московского метрополитена, включающий действующие, строящиеся и недействующие станции, упорядоченный по названиям. Список также включает старые названия станций. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р … Википедия
Список станций Московского метрополитена — Первая линия Московского метрополитена была открыта 15 мая 1935 года и включала в себя 13 станций. 10 находились на «Сокольнической» линии и 3 на нынешней «Филёвской». Поезда ходили на участке «Сокольники» «Парк культуры» и… … Википедия
Список эскалаторов Московского метрополитена — На данной странице представлен список эскалаторов Московского метрополитена и Московской монорельсовой системы. Всего по состоянию на 4 мая 2012 года в Московском метрополитене 668 эскалаторов, в том числе 18 на станциях Монорельсовой… … Википедия
Третьяковская (станция метро) — Координаты: 55°44′27″ с. ш. 37°37′39″ в. д. / 55.740833° с. ш. 37.6275° в. д. … Википедия
Заделы в Московском метрополитене — Заделы в Московском метрополитене любые конструкции, оставленные на существующих перегонах для возможного возведения в этих местах либо ещё одной станции, полностью доступной пассажирам, или же целого ответвления с продлением радиуса данной … Википедия
Московский метрополитен — Информация Страна … Википедия
Арбатская (станция метро, Арбатско-Покровская линия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Арбатская. Координаты: 55°45′08″ с. ш … Википедия
Пионерская (станция метро, Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пионерская. Координаты: 55°44′10″ с. ш. 37°28′01″ в. д. / … Википедия
Москва — У слова «Москва» есть и другие значения: см. Москва (значения). Столица Российской Федерации, город федерального значения Москва … Википедия
Петербургский метрополитен — Информация … Википедия
dic.academic.ru
Самые красивые и необычные станции московского метро – узнаем на MsMap.ru
На протяжении многих веков столица России является одним из наиболее красивых городов мира, который любого способен поразить своей роскошью, масштабами, а также богатейшим архитектурным и культурным наследием. В Москве с легкостью можно найти место, которое придется по вкусу именно Вам. Ведь здесь есть все, начиная от колоритной ночной жизни и заканчивая всемирно известными музейными центрами с потрясающими коллекциями экспонатов. Впрочем, созерцать прекрасное могут даже те туристы, которые волей судьбы оказались в Москве проездом, имея в запасе всего лишь несколько часов для осмотра местных достопримечательностей. Для этого вполне достаточно спуститься в столичное метро, которое без лишней скромности считается одним из самых красивых на планете.
На сегодняшний день в Москве многие станции подземки являются историческими памятниками, которые причислены к объектам культурного наследия. По мнению Иосифа Сталина советское метро должно было стать одним из символов эпохи. Поэтому в строительство, отделку и последующее украшение станций вкладывались огромные деньги. Что скрывать, ошеломительные результаты оправдывали даже самые смелые ожидания. Благодаря великолепным витражам, роскошному декору, многочисленным статуям, барельефам и мозаичным панно их запросто можно сравнить с «подземными дворцами».
Итак, почему бы нам сегодня не поговорить о семи станциях московского метрополитена, которые благодаря своей красоте и необычности всегда так и приковывали к себе взгляды людей.
Станция метро «Комсомольская», которая с архитектурной точки зрения по праву считается истинным апофеозом сталинского ампира, вот уже более 60-ти лет является неотъемлемой составляющей частью Кольцевой линии столичного метрополитена.
Станция, сочетающая в себе классические элементы с чертами московского барокко, даже сегодня поражает своей помпезностью. Ведь не зря же «Комсомольскую» планировали как своеобразные «ворота» столицы, которым надлежало создавать для гостей города первое верное впечатление о Москве.
В величественном посадочном зале, освещенном массивными люстрами, царит ощущение невероятной пространственной свободы. Подобного эффекта удалось достичь благодаря тому, что свод здесь опирается на множество колонн, расположенных в два ряда. Между колоннами и потолком архитекторы разместили балку с высокими проемами в форме арок. Такое, казалось бы, на первый взгляд незамысловатое решение придало легкость всему сооружению.
Настоящим достоянием станции метро «Комсомольская» является декор центрального свода в посадочном зале — восемь обрамленных лепниной мозаичных панно, которые выполнены из сочетания цветных камней со смальтой. Монументальные композиции, раскрывающие славную военную историю страны, мастера связали с именами таких выдающихся людей, как Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов и др. Кроме этого в нижней части свода можно увидеть различные виды вооружения, обрамленные светлыми скульптурными барельефами.
Одной из наиболее старых станций столичной подземки является станция «Новослободская», построенная в начале 50-х годов прошлого века. Сегодня «Новослободская» вошла в список объектов культурного наследия Москвы. Да и что в этом может быть удивительного, ведь в ее оформлении удалось сохранить необыкновенный колорит минувшей эпохи!
Архитектура и весь внутренний декор станции направлен на то, чтобы создать здесь впечатление сказочного пространства. Одним словом, на «Новослободской» есть чем полюбоваться: замысловатые арки, круглый свод и просто потрясающие настенные витражи с оригинальной подсветкой.
В настоящее время на станции более чем тридцать красивейших витражей, обрамленных резными полосами из позолоченной латуни и украшенных пилонами. Многим москвичам и гостям столицы витражи, которые, когда-то планировалось использовать для оформления кафедрального собора в Риге, напоминают необыкновенный сияющий аквариум, формируя при этом единый архитектурный облик станции. При более детальном рассмотрении раскрывается сюжетная линия, в которой любой отдельно взятый витраж представляет образ советского труженника (инженера, музыканта, педагога и т. п.), соседствующего с нарядными цветочными орнаментами, символизирующими человеческую самобытность, благополучие и процветание.
Благодаря коллективной работе таких талантливых архитекторов, как А. Марова, Г. Голубев, В. Скугарев и Е. Катонин в марте 54-го года в российской столице прошло торжественное открытие новой станции метрополитена. Своим названием «Киевская» станция обязана своему месторасположению — прямо под площадью одноименного железнодорожного вокзала.
Сейчас данная станция, отличающаяся ярким и довольно таки веселым оформлением, смело может считаться одной из самых красивых в Москве. Сочетание богатейшей лепнины, облицовки из мраморных плит и красивых светильников с довольно большими плафонами как нельзя лучше способствует приданию станционному залу праздничной атмосферы.
Белоснежный свод подземного зала поддерживается рядами пилонов. Боковой и средний пассажирские залы соединяются между собой арками, которые обрамляет лепнина. Путевые стены, а также цоколь пилонов облицованы красивыми прохорово-баландинскими мраморными плитами. В торцевой части пилонов, которые со стороны пассажирских платформ украшены затейливыми решетками, установлены скамейки. Если смотреть со стороны среднего зала, то можно заметить, что пилоны декорированы потрясающе красивыми и яркими панно, посвященными неразрывной дружбе между братскими народами Украины и России. Торцевая стена зала привлекает внимание мозаичным портретом Ленина, изображенным на фоне развевающихся знамен.
Еще одна достопримечательность станции «Киевская» находится в зале с эскалаторами. Это — необыкновенный мозаичный фриз, выполненный из полудрагоценных камней.
Начало осени 1938 года ознаменовалось открытием в Москве новой станции метро, которой суждено было получить свое название в часть величайшего русского поэта В. Маяковского. «Маяковская» явила собой один из грандиознейших проектов А. Душкина. Именно этот талантливый архитектор сумел создать станцию, весь образ которой можно передать в одном емком слове «сталь».
Довольно интересен тот факт, что станция «Маяковская» стала первой станцией метро во всем Советском Союзе, где на смену приземистым и мощным пилонам пришли легкие стальные колоны!
В отделке арочных проемов также использовалась нержавеющая широкополосная сталь. Более тридцати шатровых отсеков, имеющих форму овала, вытягиваются поперек главного зала. Каждый отсек отделен от следующего при помощи рельефных разделенных ребер, которые словно лучи расходятся из капителей колон. В средней части шатров есть овальные углубления, куда вставлены красивые смальтовые мозаики (зерноуборочный комбайн, ранее утро, самолеты в небесах, цветущие вишни, часы на Спасской башне и др.). Ребра колон декорированы полосами необычного камня с розово-фиолетовым оттенком и нежным шелковистым блеском.
Сегодня эта красивая и лаконичная станция признана объектом городского культурного достояния.
Как раз в промежутке между станциями «Бауманская» и «Семеновская» находится один из памятников культурно-исторического наследия РФ — станция «Электрозаводская», получившая свое название благодаря заводу имени Куйбышева, расположенному неподалеку.
Впервые гости побывали на станции еще в далеком 44-м году. С тех пор прошло немало времени, но сегодня, ровно как и в первый день своего открытия, «Электрозаводская» станция метро производит на пассажиров колоссальное впечатление.
Абсолютно все в архитектурном исполнении станции пронизано тематикой электростроения. На стенах, выложенных красным мрамором, в кассовых залах и эскалаторном тоннеле виднеются красивые медальоны, на которых изображены ведущие ученые умы из данной отрасли с атрибутами своих открытий.
Под сводчатым куполом станционного зала, который декорирован затейливой лепниной, смонтировано более трех сотен сферических светильников, обеспечивающих хорошую и равномерную освещенность. А это как нельзя кстати. Ведь одной из изюминок метро «Электрозаводская» считаются барельефы, украшающие верхние части прямоугольных пилонов, облицованных светлой мраморной плиткой. Каждый из барельефов посвящен труду. На них изображены представители сельского хозяйства, строители, работники завода и много других простых тружеников.
Мартовским днем 38-го года в Москве открылась удивительнейшая станция столичной линии метро — «Площадь Революции». Но чем же примечательна станция? Ответ очевиден! Изначально здесь находились два десятка арок, каждая из которых послужила местом для установки 80 бронзовых скульптур советских граждан (революционеры, крестьяне, пограничники собакой, матросы, студенты, пионеры, инженеры, стахановцы и др.). Любая из этих фигур в полной мере способна передать славное прошлое нашей страны, ее силу и мощь, а также прекрасное светлое будущее!
В общем и целом на станции представлены 20 разных образов, причем 2 из них повторяются дважды, а 18 — четырежды. Скульптуры размещаются согласно хронологическому порядку, начиная от октябрьской революции и заканчивая декабрем 37-го года. Довольно интересно то, что из-за ограниченности сводчатого объема арочных проходов практически все фигуры (за исключением пионеров) изображены сидящими, вставшими на колено или же пригнувшимися.
Среди москвичей и гостей славной российской столицы «скульптурная галерея» на станции метро «Площадь революции» всегда пользовалась повышенным вниманием. С ней даже связан целый ряд своеобразных традиций. К примеру, начиная с 1938 года во времена сессий к скульптуре пограничника с собакой студенты, в буквальном смысле слова, выстраиваются в живую очередь. Каждый старается прикоснуться к собачке, потереть ей нос или лапу. Говорят, это действительно приносит удачу! Кроме этого многие верят, что исцелить несчастную и безответную любовь поможет прикосновение к изящной ножке юной студентки.
Осенью 43-го года в Москве открылась новая станция столичного метрополитена. Главная особенность оформления станции «Новокузнецкая» — большое количество великолепных художественных работ, которые посвящаются героям войны, доблестным победам на фронте и несгибаемому советскому народу, жившему и трудившемуся в тылу.
При оформлении пола, стен и пилонов данной станции была использована широчайшая гамма пород природного камня. Яркий пример тому — великолепные мраморные диваны в нишах со стороны платформ и пассажирского зала. Над каждой скамьей прикреплен металлический щит окруженный флагами. На этих щитах можно прочитать следующие слова: «Слава героям, защитникам Сталинграда», «... Ленинграда», «...Одессы», «...Севастополя» и др. Со стороны платформ на аналогичных щитах хорошо видны профили величайших полководцев.
Настоящим украшением эскалаторной арки на станции «Новокузнецкая» стала красивая выставка бронзовых скульптур. Ее центральная часть представлена щитом, который окружен венками из лавра, оружием и флагами.
Если обратить взор к потолочному фризу в средней части центрального подземного зала, то там можно рассмотреть потрясающие по своей реалистичности картины целого ряда боевых действий. Кроме этого напротив проходов, ведущих к пассажирским перронам, располагаются 6 удивительных панно из смальты, рассказывающие жителям столицы и многочисленным гостям города о жизни советских граждан (сталеваров, садоводов, авиаторов, машиностроителей и др.) и об их великом и нелегком труде в глубоком тылу. Под любым из панно имеется изящный торшер из бронзы, благодаря которому художественная композиция освещается мягким светом.
www.msmap.ru
Интернет-проект о транспорте в России и мире
По расположению относительно уровня земли станции подразделяются на эстакадные, наземные, станции мелкого заложения и станции глубокого заложения. В зависимости от конструкции станции могут быть колонными, односводчатыми, однопролётными, пилонными и так далее. В Москве встречаются станции практически всех типов, за исключением станций закрытого типа. Три станции («Лубянка», «Чистые пруды» и «Павелецкая» Замоскворецкой линии) при постройке были пилонными двухсводчатыми («станциями лондонского типа»), но позже у всех были достроены центральные залы, в результате чего они стали трёхсводчатыми пилонными (из-за распространённости их чаще всего называют просто пилонными).
Эстакадные станции
Эстакадная станция — станция метрополитена, конструкции которой приподняты над поверхностью земли на металлических или железобетонных опорах.
Эстакадные крытые станции
Станция «Воробьёвы горы»
Единственной эстакадной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Воробьёвы горы».
Эстакадные открытые станции
Станция «Улица Скобелевская»
Ярким примером эстакадных станций являются станции Бутовской линии Московского метрополитена: «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея».
Наземные станции
Наземная станция — станция метрополитена, расположенная непосредственно на поверхности земли.
Наземные крытые станции
Станция «Мякинино»
В конструкции наземной крытой станции имеются стены и потолки, закрывающие пути и платформу.
Единственной действующей наземной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Мякинино». Станция «Технопарк» по первому проекту также должна была быть крытой.
К этому типу относятся также две ныне закрытые станции, размещённые на территории депо: «Калужская» и «Первомайская».
Наземные открытые станции
Станция «Измайловская»
Чаще всего подобная станция — не здание, а либо островная платформа с навесом, который опирается на ряд колонн по центру, либо две боковые платформы со стенами и навесом или навесами, которые накрывают только платформы, но не пути между ними.
В Москве больше всего наземных станций на Филёвской линии: «Студенческая», «Кутузовская», «Фили», «Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская» и «Кунцевская».
К этому типу также относятся станции «Выхино» и «Измайловская».
Станции мелкого заложения
Станция мелкого заложения — станция метрополитена с минимальной глубиной заложения, непосредственно ниже точки промерзания грунта.
Колонные станции мелкого заложения
Колонная станция мелкого заложения с двумя рядами колонн (поперечный разрез)
Станция «Сокольники»
Колонная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся наличием дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Колонные станции бывают двухпролётные (с одним рядом колонн), трёхпролётные (с двумя рядами колонн) и так далее.
Первые станции этого типа в Москве: двухпролётная «Красносельская», четырёхпролётная «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровсикй сад») и трёхпролётные «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Арбатская» и «Смоленская».
Самым популярным типом станций в России является типовая трёхпролётная, из сборного железобетона с шагом колонн от 4 до (позднее) 6 м. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка» — по общему числу колонн. Первой такой станцией в Москве стала «Первомайская».
Всего в Московском метрополитене более ста колонных станций мелкого заложения, большинство из которых построено по типовому проекту. Отдельно стоит отметить двухзальную многопролётную станцию «Каширская», где один ряд колонн заменён несущей стеной, разделяющей два зала.
Однопролётные станции мелкого заложения
Станция «Волжская»
Однопролётная станция мелкого заложения — станция мелкого заложения, отличающаяся отсутствием промежуточных опор и плоским перекрытием.
Для Москвы такой тип станций является редкостью — построено всего две такие станции, причём обе в постсоветский период и на одной Люблинско-Дмитровской линии: «Волжская» и «Марьино». Формально также являются однопролётными оба зала станции «Улица Старокачаловская» на Бутовской линии.
Односводчатые станции мелкого заложения
Станция «Митино»
Односводчатая станция мелкого заложения — «станция мелкого заложения, отличающаяся обделкой, выполненной в виде пологого свода переменной толщины, омоноличенного с вертикальными стенами, в свою очередь связанными с лотковой железобетонной плитой основания». Звучит в целом не очень понятно, но главное, что у такого типа есть свод. Проще всего показать этот тип на примерах.
Первая односводчатая станция в Москве — «Библиотека имени Ленина» первой очереди строительства, затем в 1938 году была открыта станция «Аэропорт» второй очереди строительства. После этого к теме односводов вернулись только в 70-х годах: первой после долгого перерыва открылась односводчатая «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Но пик популярности односводов пришёлся на постсоветский период: более половины односводчатых станций в Москве были построены уже после 80-х годов.
Всего в Московском метрополитене построена 31 односводчатая станция мелкого заложения.
Станции глубокого заложения
Станция глубокого заложения — станция метрополитена, располагающаяся на глубине более 20 м.
Пилонные станции глубокого заложения
Трехсводчатая пилонная станция (общий вид)
Строящаяся станция «Нижняя Масловка» (проект)
Пилонная станция глубокого заложения — станция со взаимно непересекающимися обделками центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Проще говоря, трёхсводчатые пилонные станции представляют собой три параллельных независимых тоннеля, при этом из боковых тоннелей в центральный через определённые промежутки проделаны проходы.
Всего в Москве построено 50 пилонных станций глубокого заложения. Ещё семь станций («Верхние Лихоборы», «Дорогомиловская», «Нижняя Масловка», «Окружная», «Плющиха», «Суворовская» и «Фонвизинская») проектируется и строится.
Пилонные станции глубокого заложения с укороченным центральным залом
Трехсводчатая пилонная станция с укороченным центральным залом (план, профиль и поперечный разрез)
Станция «Шаболовская»
Пилонная станция глубокого заложения с укороченным центральным залом — станция, центральный зал которой более чем в три раза короче боковых и имеет максимум 5—6 пилонов.
К данному подтипу можно отнести станцию «Шаболовская».
Колонно-пилонные станции глубокого заложения
Схема колонно-пилонной станции глубокого заложения
Станция «Сретенский бульвар»
Колонно-пилонная станция глубокого заложения — пилонная станция глубокого заложения, у которой ширина проёмов между пилонами больше ширины самих пилонов.
В Московском метрополитене всего три станции такого типа: «Чкаловская», «Сретенский бульвар» и «Семёновская», причём последняя представляет собой по сути, отдельный тип, так как у неё каждый пилон заменён четырьмя колоннами по его углам.
Колонные станции глубокого заложения
Трехсводчатая колонная станция (общий вид)
Станция «Маяковская»
Колонная станция глубокого заложения представляет собой центральный и два боковых зала круглого сечения, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Иными словами, такая станция, так же как и пилонная, представляет собой три параллельных тоннеля, но в отличие от пилонных станций, тоннели расположены гораздо ближе друг к другу, настолько близко, что боковые стенки у них полностью отсутствуют, а образовавшиеся своды опираются на ряды колонн.
Первой колонной станцией глубокого заложения в мире стала станция Маяковская, открытая в составе второй очереди Московского метрополитена в 1938 году. Макет одного отсека станции в натуральную величину, демонстрировавшийся на международной выставке в Нью-Йорке, произвёл настоящий фурор. Проект был удостоен гран-при и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры.
Всего в разное время в Москве было построено 14 станций этого типа.
Колонно-стеновые станции глубокого заложения
Схема колонно-стеновой станции глубокого заложения
Станция «Крестьянская Застава»
Колонно-стеновая станция глубокого заложения — колонная станция глубокого заложения, в которой часть промежутков между колоннами заменена простенком.
Колонно-стеновые станции, как и однопролётные впервые появились на Люблинско-Дмитровской линии — это станции «Крестьянская Застава» и «Дубровка». Позже открылись станции «Международная» (Филёвская линия) и «Достоевская» (снова на Люблинско-Дмитровской линии). Также колонно-стеновой является проектируемая пересадочная станция «Волхонка» Калининской линии.
Односводчатые станции глубокого заложения
Станция «Тимирязевская»
Односводчатая станция глубокого заложения — станция глубокого заложения, представляющая собой однообъёмный зал со сводом.
Данный тип, предназначенный для сооружения в пластичных кембрийских и протерозойских глинах, был разработан в Ленинграде, поэтому получил название «ленинградский односвод». В Петербургском метрополитене таких станций было построено 15, а в Московском же только одна — «Тимирязевская».
Текст: Константин Венцлавович
www.nashtransport.ru