Тотьма просто так: 10 поводов немедленно отправиться в этот город – Православный журнал «Фома»

10 поводов немедленно отправиться в этот город – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 9 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

1. Узнать о мореходах сухопутья

Расположение этого музея противоречит всем законам логики. Во-первых, город Тотьма от моря в сотнях километров, а уж от Тихого океана — вообще в тысячах! Во-вторых, внутри великолепного Входоиерусалимского храма, который возвышается в центре Тотьмы, предполагаешь увидеть всё что угодно, только не экспозицию с огромным земным шаром, парусниками и старинными портретами флотоводцев. Тем не менее «Музей мореходов» многие годы находился именно здесь, в тотемском храме. В 2019 году музей переезжает в комплекс усадьбы купца Федора Холодилова на Набережной Кускова. Пока не переехал, но в любом случае, где бы он ни базировался, посетить его нужно обязательно!

В музее — три тематических комплекса. Первый посвящен истории российского флота, второй рассказывает об истории тотемского мореходства, третий представляет ХХ век, тотьмичей, служивших на флоте, и «Школу путешественников Федора Конюхова».

Что за загадочное «тотемское мореходство»? Отгадку подсказывает герб города — черная лиса на золотом поле. Тотемские купцы снарядили в XVIII веке около двадцати экспедиций к Алеутским островам и Аляске, чтобы привезти в Россию драгоценную пушнину — мех черной лисы, которая водится только в Америке. Параллельно мореходы совершили немало географических открытий, с путешественниками много всего интересного приключалось… Приходите в музей, узнаете!

2. Увидеть шестьсот прялок в четыре ряда

totmamuz.ru

Комната с высоким потолком. Вдоль стены — четыре ряда стеллажей. И на этих стеллажах, плотно-плотно друг к другу, до самого потолка стоят прялки. Яркие, с затейливыми рисунками, каждая — настоящее произведение искусства! Их много-много-много! А в других залах, на других стеллажах — деревянные ковши и трепала, берестяные туеса и лапти, ткацкие станы и саночки на полозьях, расписные крестьянские буфеты и набойные доски для тканей, сундуки, керамика, изразцы — и всего в несметном количестве! Тот, кому хоть немного интересна этнография, старина, «зависнет» здесь на несколько часов. «Открытое хранение фондов» — уникальное место! Отыщите его на территории Спасо-Суморина монастыря на окраине Тотьмы! И сам монастырь середины XVI века посмотрите. В верхнем храме Вознесенского собора — уникальный комплекс фресковых росписей кисти академика живописи Платона Тюрина.

3. Познакомиться с национальным героем индейцев

totmamuz.ru

Дом-музей Ивана Кускова — первый музей Русской Америки в нашей стране. Тотемский мещанин Иван Александрович Кусков в конце XVIII — начале XIX века ходил на русских судах по Тихому океану, рисковал жизнью, совершал географические открытия и промышлял пушного зверя. Именно он основал на побережье Калифорнии знаменитую крепость Росс (сейчас — Форт-Росс), именно он развивал Русско-Американскую компанию. Его до сих пор помнят и почитают в Америке. В некоторых индейских племенах Кускова по сей день признают национальным героем. Трудно поверить, но индейцы несколько раз приезжали в Тотьму! Привозили подарки! Их можно увидеть в доме-музее Кускова. Экскурсоводы познакомят вас с удивительной судьбой русского морехода, покажут письма, документы, портреты и предметы старины… А если вам повезет оказаться в Тотьме в августе, вы станете участником праздника — «Дня Русской Америки». Будет что рассказать!

4. Полюбоваться картинами ученика Репина

Тотьма очень красива. Ее окрестности — берега Сухоны, холмы и леса, сосны и березы — во все времена года прекрасны. Феодосий Михайлович Вахрушов — уроженец Тотьмы, студент Академии художеств, краевед, исследователь и собиратель народного искусства, основатель собрания краеведческого музея Тотьмы — писал пейзажи, в основном, здесь, на Русском Севере. Его полотна выставлены в Вологде и Харькове, Краснодаре и Нижнем Новгороде. И более двухсот картин хранятся в краеведческом музее Тотьмы. Целый отдел здесь посвящен творчеству художника — своеобразный художественный музей в музее.

Эскиз храма, акварель. Тотемский музей

Феодосий Михайлович в начале ХХ века много путешествовал по реке Кокшеньге, собирал предметы народного быта и декоративно-прикладного искусства, которые потом стали основой экспозиции краеведческого музея, и попутно писал этюды, зарисовки, отмечал архитектурные памятники. Вахрушов спас ценности Спасо-Суморина монастыря в тяжелом 1919 году и совершил для города еще много добрых дел.

В Тотьме Вахрушова помнят: установлен памятник художнику, на доме, где он прожил семнадцать лет, есть мемориальная доска. Совсем недавно в центре пешеходной зоны рядом с домом художника создали площадку со скамейками и информационными стендами, посвященную выдающейся тотемской династии Дилакторских, связанной с Вахрушовым. В деревне Варницы недалеко от Тотьмы есть улица Ф. М. Вахрушова.

5. Расшифровать картуши

Картушами в XVIII веке украшали мореходные карты. Картуши, или клеймы, — это такие свитки с завитушками, внутри которых помещали гербы, надписи, легенды карт… А тотемские зодчие, заказчиками которых были тотемские купцы-мореходы, сделали картуши элементами декора храмов. Таким образом мореплаватели отдавали дань памяти своим товарищам, не вернувшимся из дальних торговых экспедиций по Тихому океану. А клейма, которых известно около пятидесяти видов, изысканные орнаменты на фасадах храмов, сделанные из выступающих на треть кирпичей, стали отличительной чертой особого архитектурного стиля — тотемского барокко.

Цветы и раковины, кресты и звезды — их можно разыскивать на храмах, гуляя по Тотьме, разглядывать, расшифровывать, просто любоваться ими. Храмы-парусники, храмы-корабли, храмы-памятники русским путешественникам — в таком концентрированном виде такую уникальную архитектуру вы не увидите больше нигде в мире.

6. Взобраться на камень-лось

Фото Сергея Лукьянова

Розово-серый гранит ледникового происхождения, выступающий над водой два метра. Габариты 8х4 м. Во время паводка Сухона поднимается и скрывает его полностью, но в остальное время он красуется в русле реки, сто метров от правого берега, двести — от левого. Его называют по-разному: Лось-камень или Царёв стол. В связи со вторым названием рассказывают легенду. Отправился царь Пётр на Русский Север. Ехал-ехал, проголодался, забрался почему-то на Лось-камень, попросил чаю. А сам: «Какая тут тьма!» Вот от этого якобы и пошло — Тотьма… На самом деле, город основали по крайней мере на пять веков раньше царя Петра. Но Лось-камень от этого хуже не стал. Он красивый, необычный, углубление на его поверхности сравнивают с отпечатком копыта лося, и чудо, что он вообще уцелел — в тридцатых годах двадцатого века его хотели взорвать, чтобы не мешал судоходству. Не взорвали на радость нам, поэтому доплывем на теплоходике до Царь-камня и сфотографируемся на нем.

7. Побродить по «тихой моей родине…»

Фото Игоря Годунова

«В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды…»

Николай Рубцов. Конечно, мы помним и любим его стихи. Рубцов жил под Тотьмой в селе Никольском, воспитывался в детском доме. Да, поэт — «детдомовский». Здесь Николай закончил семилетку, в Тотьме два года обучался в лесотехническом техникуме, а потом много раз возвращался в эти места и подолгу гостил. «…Здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится по земле». В Тотьме есть памятник поэту и его музей. Но интереснее побывать в «Николе» — селе Никольском на берегу Толшмы, в сельском музее Рубцова. Здесь есть и мемориальная комната поэта, и подлинные предметы, связанные с его жизнью. Вам расскажут о том, как выживали сироты в детдоме, с кем дружил Николай, как писал свои первые стихи. Вы узнаете и об истории села Никольское, и о том, как создавался сам музей. Там есть интересная этнографическая экспозиция — «По следам миновавших времен». В Никольском восстанавливается храм Николая Чудотворца. Да просто погулять по красивому селу, полюбоваться северными пейзажами — такое удовольствие!

8. Встретиться со звероящерами

cultinfo.ru

Двадцать четыре зала… Заблудиться можно! И в этих залах — чего только нет! Первыми экспонатами Тотемского краеведческого музея еще в 1915–1917 годах стали «План города Тотьмы 1781 г.», старинный деревянный стол с резными украшениями, старинный латунный ареометр для определения плотности соляного раствора, два портрета, выполненных масляными красками в начале XIX столетия. А сейчас здесь и фигуры звероящеров пермского периода, и кости ископаемых, и жилище первобытных людей, и чучела животных, обитающих в северных лесах. .. Есть зал, полностью посвященный соли, солеварению, там, например, выставлен кусок трубы, по которой поднимали соляной раствор из соляных ключей. На тотемских землях соль была жизненно важным продуктом — ее добывали и ею торговали по всей стране. В зале Петровской ремесленной школы будет интересно детям. Там — игрушки: деревянные солдатики, тележки, запряженные деревянными лошадками… Очень занимательные и оригинальные! Есть зал ХХ века в истории Тотьмы. Зал флоры и фауны. И большая экспозиция полотен тотемского художника Феодосия Вахрушова. Краеведческому музею в программе своего путешествия посвятите полдня, не меньше!

9. Вглядеться в темные лики

temples.ru

Успенский храм стоит на левом берегу Сухоны там, где в нее впадает Дмитриевский ручей. В храме — музей церковной старины. Из названия можно понять, что находится в его экспозиции: темные северные иконы (самые ранние — конец XV в.), церковная утварь, деревянные и медные изделия и… множество скульптур! Деревянная храмовая скульптура нехарактерна для православия, но на Русском Севере она встречается. Скульптуры вырезали из податливой и хорошо переносящей перепады температур липы, грунтовали смесью мела и клея, покрывали охрой и накладывали листы сусального золота. Недавно в музее открылся даже специальный выставочный зал, который так и называется «Деревянная скульптура». Побывайте там обязательно.

На втором и третьем этажах музея устраиваются различные выставки.

Можно подняться на смотровую площадку колокольни — вид на Тотьму и Сухону открывается великолепный!

10. Приправить путешествие солью

totmamuz.ru

Хотите узнать всё о добыче соли? Идите в АнтреСОЛЬ. Это интерактивная площадка в музейно-выставочном центре «На Большой Садовой», где часто меняются выставки, проходят всякие презентации, семинары, встречи, выставляются художники, мастера, умельцы… В музее центра народной культуры «Морошка» будет интересно детям — здесь все предметы старины можно трогать и всеми экспонатами пользоваться.

А соль — на втором этаже. АнтреСОЛЬ — это не музей даже, а творческое пространство. В нишах и на стендах — тексты, рассказывающие о солеварении, светят мягким полезным светом солевые лампы, есть вай-фай, можно разместиться в удобном кресле или походить по помещению, можно знакомиться, общаться, можно всё трогать и даже лежать! Молодежь здесь «в своей тарелке». И взрослым найдется чем заняться.

Бонус: побывать на странных берегах

Это чудо природы находится от Тотьмы не так чтобы близко. Честно говоря, это уже и район другой — не Тотемский, а Великоустюгский. Но уж раз вы до Тотьмы добрались, не пожалейте дня — загляните и сюда, оно того стоит! За день обернётесь, зато редкую красоту посмотрите.

Если едете от Великого Устюга к Тотьме и Вологде, то это в 70 км, а если от Вологды к Великому Устюгу, то Тотьму нужно проехать и двигаться дальше по трассе аж 180 км. Будет всего один поворот направо перед Нюксеницей. А дальше через несколько километров увидите указатель — Опоки. Это древнее слово — русское и означает «скалы». В этом месте у Сухоны — опасный порог и поворот. Там и деревня рядом раньше называлась Порог, а теперь — Опоки. Из-за этого самого изгиба и стремительного течения спокойной в других местах реки образовались высоченные 70-метровые Сухонские скалы, в которых река размыла непередаваемой красоты разноцветные слои минеральных пород — красных глин, белых гипсов и так далее. Возраст этого «слоёного пирога» — миллионы лет, пермский и четвертичный период. Палитру дополняет верхний зеленый «слой» леса, которым покрыты высокие берега. А геометрию всей этой красоты достраивают впадающие в Сухону небольшие речки, которые проточили скалы и образовали красивые изломы береговой линии. В общем, готовьте фотоаппараты — вы захотите показать это всем!

В Опоках есть что посмотреть и кроме разноцветных скал. На левом берегу Сухоны с сороковых годов бьет фонтаном источник. Прямо по-настоящему из-под земли выбивается на 4-5 метров вверх тугая струя артезианской воды! Это искусственная скважина — здесь искали кварцевый песок, бурили-бурили и на глубине 200 метров добурились до. .. огромного резервуара воды. Через Сухону к фонтану вас за пять минут перевезут на моторной лодке — там есть с кем договориться.

Над излучиной реки установлен поклонный крест «Без вины страдавшим» — здесь были «Опокстрой» и «Опоклаг», — в сороковых годах заключенные ГУЛАГа строили плотину на Сухоне, много людей умерло на строительстве. А плотину вскоре после постройки снесло половодьем…

И все же главное, что смотрят в Опоках, — это уникальные берега. Ради них сюда стоит ехать.

Тотьма — город, который смог (фото)

Тотьма прошлого — один из богатейших и наиболее значимых городов Русского царства. Тогда местные купцы вываривали соль и снаряжали промысловые экспедиции за Урал: в Сибирь, к Алеутским островам, наконец в Калифорнию. Тотьма наших дней — «город зелёный и тихий», как описывал его ещё полвека назад поэт Николай Рубцов: эдакая отрадно заброшенная глухая провинция, так и не выветрившая за прошедшее время своего былого купеческого лоска, немного обшарпанная, отчего ещё более лиричная. Сюда можно приезжать в творческий отпуск: бродить по старинным улицам, тихо грустить, глядя на зеркальные воды Сухоны, и созидать, созидать, созидать…

Тотьму невозможно перепутать ни с одним другим местом в мире. У этого города — есть своя ДНК: здесь даже цвет у церковных крыш — особенный, яркий, непохожий ни на что другое. Тотьма — самобытна. Недаром оказавшись здесь впервые два с половиной года назад я сходу обозначил её просто и ёмко — «город с лицом». Приехав сюда вновь, я не без удовольствия заметил, что Тотьма расцвела. И пока другие древние центры Русского Севера, такие как Каргополь или Сольвычегодск, в последние годы лишь чахнут, этот раскинувшийся на высоком берегу Сухоны город хорошеет день ото дня. Тотьма образца 2021 года — город, который смог. Смог несмотря ни на что стать лучше, человечнее, занимательнее.

Весь первый день нашего путешествия бушевала непогода. Ураганный ветер хрустел кронами старых деревьев, цвета завядшего баклажана небо ежеминутно озарялось взблесками молний, по шершавому асфальту колотил дождь, больше похожий на тропический ливень и периодически прятавший в своей пелене от нас и дорогу, и другие машины, и, казалось, вообще весь мир. Светопреставление завершилось, лишь когда позади осталась Вологда. Лес парил, будто мы пробирались по какому-то горному серпантину. И лишь переломанные вековые сосны, перегородившие своими макушками движение по трассе М-8, напоминали нам где мы, и куда мы едем.

Противостояние с ненастьем заняло целый световой день, и в Тотьму мы въехали лишь в неспешно сгущающихся северных сумерках.

Гостиница, в которой мы остановились на ночлег, называлась «Рассвет». За соседней с ней дверью скрывалась очередная торговая точка окутавшей за последние годы всю Россию плотной паутиной «КБшечки» — алкогольного магазина-дискаунтера «Красное&Белое». После 900-километрового штормового перегона очень хотелось успокоить душу бокальчиком красненького, поэтому последний километр до гостиницы мы дружно всей командой напевали: Скоро «Рассвет» — выхода нет…

Засыпать пришлось под гогот местных гопников под окном. О наступлении утра нас известил крик петуха с соседнего огорода.

В двух шагах от гостиницы высится одна из городских архитектурных доминант — Входоиерусалимская церковь. В наши дни её здание занимает Музей мореходов, а на колокольне расположена одна из двух городских высотных смотровых площадок.

Подробно рассказывать про тотемские церкви и монастыри с занимающими их музейными экспозициями я сегодня не буду — всё это было описано мной ещё пару лет назад (если не видели — то рекомендую: «Город с лицом или Что посмотреть в Тотьме»). Сейчас же мне хочется заострить своё внимание на эмоциях, которые вызывает этот древний город.

Не понимаю, как я пропустил это, но за последние несколько лет в России незаметно выросло новое поколение музейных работников — молодых, амбициозных и деятельных, каждый из которых по отдельности умудряется делать для сохранения истории нашей страны больше чем все федеральные чиновники вместе взятые. И если совсем недавно было ощущение, что всё пропало, а государственные музеи сплошь ассоциировались лишь со старшим поколением, занафталиненым не меньше чем хранимые им и десятилетиями не обновляющиеся пыльные краеведческие экспозиции, то теперь всё чаще руководство в свои руки берут мои ровесники, у которых хватает задора не только заниматься своими прямыми рабочими обязанностями, но и параллельно развивать кучу сопутствующих проектов. В Тотьме это — Алексей Новосёлов, директор местного музейного объединения, в значительной мере благодаря работе которого город преображается буквально на глазах.

За счет грантов здесь выкупаются и реставрируются старинные купеческие особняки, создаются творческие пространства, проводятся археологические раскопки, появляются новые и новые городские достопримечательности.

Вот вроде бы такая мелочь — туристический буклет с краткими информационными выдержками о городе, такой сейчас можно бесплатно взять в любой тотемской гостинице. Обычный лист А4, сложенный втрое, на котором однако размещена вся важная туристическая информация, причём не какие-то вызывающие тошноту исторические факты, а именно самый сок — смотровые площадки, традиционные блюда, сувениры, и отдельным пунктом — погружение в городскую атмосферу. Это прекрасно: можно смело брать за образец и внедрять во всех малых городах России (ну разве что визуал немного причесать, хотя это уже — мелочь; ведь главное — наполнение, а оно здесь — на твёрдую пятёрку)!

Изображённая на обложке буклета чернобурка — отсылка к гербу, дарованному в 1785 году Екатериной II «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются».

Через Тотьму протекает река с забавным для русского слуха названием Пёсья-Деньга. Вы обязательно пересечёте её, если решите попасть в городской центр со стороны Зелены (так местные называют Зеленскую рыбачью слободу, один из районов города). Название этой реки не имеет никакого отношения ни к собакам, ни к валютам, и происходит от финно-угорского Пёсь-Еденьга, что вроде бы означает «песчаную реку» (хотя это не точно).

Сам ойконим Тотьма — тоже имеет финно-угорские корни, и вероятнее всего основан на словах «тод» — сырое место, заросшее кустарником и ёлками, и «ма» — земля (похожее происхождение имеют и другие ныне считающиеся русскими астионимы, заканчивающиеся на «ма», — Кострома, Кинешма, Чухлома, Клязьма и прочие).

С Тотьмой связано несколько исторических легенд. Первая из них объясняет название города: мол Пётр I в свой первый приезд сюда обронил: «То — не город, то — тьма», отсюда и пошла «Тотьма». Вторая — относится к упоминавшейся мной чуть выше речке Пёсья-Деньге (или как это название правильно склоняется?), будто у Ивана Грозного упали в неё деньги, которыми тот хотел отблагодарить тотьмичей, вытащивших увязшую в грязи царскую карету, а те ответили ему: «Да и пёс с ней, с деньгой-то».

Вообще, в России — просто какое-то невероятное количество топонимических легенд. В одних фигурирует Иван Грозный, в других — Екатерина II, но рекордсмен по упоминаниям — конечно же Пётр I. Именно с ним, например, связаны легенды о происхождении названий Вытегры (от похвалы в адрес трудолюбивых вытегорцев — «Вы — тигры!»), Сомино (от возгласа «Ну и сомина!» после удачной рыбалки) и Соломбалы (от разочарованного в результате ссоры с одной из своих фавориток возгласа «Ах! Солон мне этот бал»)…

В нашем путешествии в Коми мы решили не отставать от родного народа, и для всех встречавшихся на пути топонимов придумывали свои истории. Так родилась легенда про происхождение названия реки Сухоны:

Искал Пётр I как-то брод через реку. Встретив местного крестьянина, он спросил у него:
— Здесь сухо?
— Сухо, на… — ответил сельский житель.
С тех пор река так и называется.

Если же отбросить шутки, то и Иван Грозный, и Пётр I в Тотьме несомненно бывали. Интересно, что со времён последнего и до настоящего дня ни один из российских правителей в этот город больше не приезжал.

Тотемские кварталы — более-менее однородны. Современная застройка если и встречается, то выглядит вполне органично. Да что уж, в Тотьме даже заборы из уродливого профлиста не вызывают явного отвращения — ну есть и есть.

На тихих улицах скромно прячутся деревянные шедевры.

Большая их часть, к сожалению, находится в плачевном состоянии. И если срочно не принять мер — все они в течение ближайшего десятилетия окажутся безвозвратно утеряны.

Посмотрите только, какое шикарное окно. По мне — так ничуть не хуже какого-нибудь томарского.

Торговая площадь.

Столетние купеческие особняки.

Бизнес-центр.

Тотьма — один из самых северных городов, где повсеместно встречаются изысканные резные наличники. Далее и до самого Белого моря деревянное зодчество — заметно лаконичней.

Таблички со старинными названиями улиц устанавливаются за счёт грантов. Спонсор банкета — благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Почему для финансирования подобных проектов нужно использовать прокладку в виде президентских друзей, вместо того чтобы направлять деньги напрямую — вопрос риторический. Но то что Тотьма умудряется свой кусок пирога на этом чужом пиру урвать — конечно неоспоримый плюс.

Старые особняки неожиданно сменяются советскими многоквартирниками из силикатного кирпича. Обратите внимание на сохранившуюся на некоторых лоджиях оригинальную изысканную расстекловку. Ну чудо же!

Автомат с артезианской водой. Да, Тотьма — один из тех городов, где центральный водопровод находится в настолько запущенном состоянии, что из него вместо питьевой воды течёт какая-то ржавая жижа. Почему-то на решение этой проблемы фонд Елены и Геннадия Тимченко выделять средства не спешит.

Типовой для Тотьмы фронтон частного дома, своей формой отсылающий к луковичным куполам русских храмов.

Типовая изба. Обратите внимание на простое, но очень милое окно в горнице.

Совершенно нетипичный кирпичный новодел. Обратите внимание на искусные резные наличники на окнах.

Через центральную часть города тянутся трубы от котельной: многие деревянные дома подключены к центральному отоплению. На фото справа — старая мощёная дорога, спускающаяся из города к берегу Сухоны.

Старейшее гражданское здание Тотьмы — каменная усадьба купца Фёдора Холодилова. Почти сорок лет он снаряжал промысловые экспедиции к Командорским, Алеутским и Андреяновским островам, на чём сколотил себе баснословное состояние, часть которого была потрачена на строительство шикарного дома в родном городе.

Долгое время в этом здании располагались структуры МВД — дежурная часть, вытрезвитель и следственный изолятор.

Сейчас они съехали, и в этом году планируется передача усадьбы Тотемскому музейному объединению, которое планирует перенести сюда из Входоиерусалимской церкви экспозицию Музея мореходов. Освободившееся же церковное помещение будет передано Русской православной церкви — эдакий круговорот недвижимости по-тотемски.

Вообще, говоря о музеях, только государственных в Тотьме — аж целых пять штук. И если исходить из численности населения — менее десяти тысяч человек — окажется что их концентрация здесь чуть ли не в десять раз выше чем в Санкт-Петербурге.

Минутка лингвистики. Всё что имеет отношение к Тотьме называется не «тотьминским», а «тотемским», с ударением на первый слог: то́темское барокко, то́темская музыкальная школа, то́темский лимонад. Есть из этого правила и исключение: местные жители называют себя тотьмича́ми.

Семейное фото на память.

Прошлой осенью при активном участии Тотемского музейного объединения состоялось открытие новой городской набережной. Проект её реновации под названием «В Тотьме каждый — путешественник», разработанный российско-французской архитектурной студией Orchestra, стал победителем всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений в 2019 году, и всего год спустя оказался реализован на средства одного из федеральных грантов.

Один из участков новой набережной — «амфитеатр» с видом на Сухону.

На металлических табличках «амфитеатра» — познавательная информация о тихоокеанских экспедициях тотьмичей. Я с удовольствием все их прочитал, узнав много нового: например, именно тотемские мореходы впервые нарисовали карту Алеутских островов.

Вообще, это — очень круто! Надеюсь, что это место станет любимо местной ребятнёй, которая нет-нет да и узнает что-то новое про свой родной город. Вот оно — настоящее патриотическое воспитание, а не все эти юнармии и прочие селигеры.

По центру новой набережной установлены лавочки в виде кнехт, положение которых повторяет маршрут путешествия тотьмича Ивана Кускова, основателя и коменданта Форта-Росс в Калифорнии. Здесь можно узнать, что из Тотьмы он сначала отправился в Пермь, оттуда — в Екатеринбург, далее — через Верхотурье, Тобольск, Томск, Иркутск и Якутск достиг Охотска, откуда перебрался сначала в Новоархангельск (ныне — город Ситка в Аляске), после чего начал спускаться вдоль берегов Америки на юг, пока не достиг Северной Калифорнии. Там им в 1812 году была основана крепость Форт-Росс, ставшая самым южным поселением Российской Американской компании. Укрепление просуществовало 29 лет, после чего было продано американскому предпринимателю Джону Саттеру.

Кстати, потомки калифорнийских индейцев до сих пор вспоминают тотемских купцов, и в знак благодарности за оказанную им двести лет назад защиту раз в два года приезжают в Тотьму.

Моё заключение: новая тотемская набережная — потрясающе уютна.

Такую не стыдно было б разместить даже в Санкт-Петербурге или в Москве. Ну а для маленькой провинциальной Тотьмы это — вообще огромный шаг вперёд!

Красота!

Тотьма не всегда располагалась на том месте, что и сейчас: считается что поселение «переезжало» как минимум трижды. Старейшее упоминание погоста Тошма встречается в церковном уставе князя Святослава Ольговича, датированном 1137 годом, в числе примерно двух десятков новгородских погостов «за волоком», из чего следует простой вывод: Тотьма — как минимум на десять лет старше Москвы. Однако местоположение того самого погоста современным историкам неизвестно — споры о нём идут уже не одно десятилетие. В XV веке, когда в паре километров к северу от современной Тотьмы были открыты солеварные промыслы, поселение «переехало» туда. В середине XVI века Тотьма оказалась разорена казанскими татарами, после ухода которых на высоком берегу Сухоны началось возведение ещё одного поселения — деревянного острога, вокруг которого со временем разросся посад, в последующем ставший ядром современного города.

Место, где некогда располагалось городище, ныне известно как Соборная гора. Укрепление на ней разобрали ещё в XVIII веке за ненадобностью, и сегодня о его существовании напоминает лишь окружающий её территорию крепостной ров.

На Соборной горе стоит здание, некогда выполнявшее роль главной тотемской архитектурной доминанты, — Богоявленский собор. В советские времена ему срезали купола, после чего переоборудовали сначала под кинотеатр «Октябрь», а потом — под городской культурный центр, который располагается под его сводами и поныне.

Внешний вид здания недвусмысленно указывает, в каком месте в нашей стране находится культура. Тем удивительнее наблюдать все метаморфозы, происходящие с культурной жизнью Тотьмы в последние годы.

Кроме всего прочего, Тотьма — древнейший на Руси центр глубинного солеварения. Это кажется невероятным, но уже в XV веке солевой раствор здесь извлекали из земли с помощью специальных выдолбленных в цельных стволах деревьев рассолоподъёмных труб, уходивших иной раз на глубину свыше ста метров.

В Российском государственном архиве древних актов хранится документ за авторством тотьмича Семёна Саблина — «Роспись о том, как зачать делать новыя трубы на новом месте», по сути — подробное техническое описание последовательности работ по сооружению скважины, выбору её места и пуску труб в эксплуатацию. Интересно, что в этом документе содержится аж 128 технических терминов, многие из которых употребляются в буровой практике и в наши дни.

Место, где в течение нескольких веков производилась соль, ныне известно как деревня Варницы. В последние годы здесь (вновь при участии Тотемского музейного объединения и опять же на грантовые средства) реализуется проект «Труба зовёт!», в рамках которого проводятся археологические исследования и работы по благоустройству окружающей территории. Теперь там где когда-то дымились соляные варницы и размещались мастерские по производству рассолоподъёмных труб вперемешку с амбарами, кузницами и жилыми домами солеваров, устроен туристический маршрут «Старое Усолье».

Когда в Тотьме была выварена первая соль — неизвестно. Интересней другое: деревянные рассолоподъёмные трубы, использовавшиеся тотьмичами ещё полтысячи лет назад, до сих пор установлены на своих исторических местах — вдоль берегов реки Ковды, между устьями рек Ляпунихи и Солонухи.

В этом году специалистами Российской академии наук было проведено исследование одной из скважин, и древесина, из которой её срубили, оказалась датирована 1506 либо 1507 годом. Вы только представьте — любая из каменных тотемских церквей моложе этой трубы как минимум на полтора столетия!

Добыча соли в Тотьме продолжалась вплоть до конца XIX века, а также возобновлялась местными жителями в годы Первой и Второй мировых войн.

В данный момент маршрут «Старое Усолье» охватывает несколько старых скважин. Одна из них — Суморинская — расположена прямо под современным автомобильным мостом.

Её особенность — наличие сваек, торцами стоящих вокруг трубы брёвнышек. Когда-то ими был укреплён берег реки Ковды.

Помню, два года назад я впервые увидел такие же выдолбленные в стволах деревьев колодцы в Верхней Уфтюге. Тогда они привели меня в лютый восторг — ничего подобного я ни до, ни после нигде на Русском Севере не встречал. А тут оказалось, что в Тотьме не просто есть соляные скважины, созданные по такой же технологии чёрт те знает сколько лет назад, но они ещё и действуют до сих пор. Фантастика!

Другая сохранившаяся рассолоподъёмная труба (ищите её у противоположного берега на фото слева) — Саблинская, названная музейщиками в честь того самого Семёна Саблина, автора технической инструкции по сооружению соляных скважин.

Двухколонная скважина — состоящая сразу из двух труб, внешней и внутренней. В «Росписи о том, как зачать делать новыя трубы на новом месте» обе трубы имеют свои названия, более широкая называется — «обсадной» или «матицей», более узкая — «веслой».

Местные жители рассказывают, что не так давно здесь сохранялись и трёхколонные скважины, состоявшие из одной матицы и двух веслых труб, вставленных одна в другую, но пока археологам найти подобные экземпляры не удалось.

Курортная скважина — одна из наиболее долго использовавшихся. Вода из неё применялась для нужд Тотемского солелечебного курорта ещё в 70-х годах XX века. В то время над скавжиной был возведён деревянный бювет.

По цвету воды в трубе хорошо заметно, что концентрация соли в ней — до сих пор довольно высока, хоть сейчас вываривай.

В следующий раз расскажу вам про затерянное среди вологодских лесов языческое святилище XV века.

Не переключайтесь!

Иван Кусков

Основатель и первый управляющий Форт Росс Иван Кусков был родом из Тотьмы, Россия. Его замечательная биография охватывает земной шар и века, место и время. Узнайте больше об Иване, а также о Екатерине Кусков, малоизвестной первой леди Форт-Росса. Войдите в их русский дом, в их дом-музей Кускова, и узнайте об этом и других интерактивных и инновационных музеях в Тотьме, а также о многих инициативах доброй воли, которые связывают Тотьму и Форт-Росс тогда и сейчас.

Мы также включили короткую статью Лорен Питерс, советника коренных жителей Аляски, которая отражает совсем другую точку зрения на Ивана Кускова.


Иван Кусков и его непреходящее русско-американское наследие:

Мост между Тотьмой и Форт-Россом

Иван Александрович Кусков родился в 1765 году в городе Тотьма, в 400 милях к северо-востоку от Москвы, через несколько лет после Екатерины II. Великое начало ее правления. Пятьдесят восемь лет спустя Кусков умрет в Тотьме и там же будет похоронен. Но он не провел там свою жизнь. Иван Кусков много повидал в мире; он исследовал новые территории и пережил множество грандиозных приключений, некоторые из которых были сопряжены с большими трудностями и опасностями. Без сомнения, величайшим его достижением было основание колонии Росс здесь, на берегу северной Калифорнии, на другом конце света от Тотьмы.

Кем был Иван Кусков?, — Э. Брек Паркман

В возрасте 22 лет Иван Александрович Кусков (1765-1823) покинул свой древний русский северный родной город Тотьму (ок. 1137 г.), на реке Сухоне, недалеко от Вологды, север Москвы. Подобно многим другим местным мореплавателям и купцам до него, которые также были втянуты в прибыльную торговлю пушниной (из Тотьмы брали начало двадцать североамериканских экспедиций), Кусков отправился на восток, сначала в Сибирь, а затем в Тихий океан и Русскую Америку, оставив родину без внутренней связи. паспорт и уход от долгов. В Иркутске он согласился работать помощником Александра Андреевича Баранова, земляка-северянина (из Архангельска), который вскоре станет старейшим главным управляющим Русской Америки. Кусков служил Баранову на Аляске более дюжины лет, управляя аванпостами в Кадьяке, заливе Нучек, Якутате и за его пределами… и, в конце концов, даже в Альта-Калифорнии.

Возвращаясь домой после прибыльной торговли, местные тотемские купцы жертвовали средства на строительство местных церквей. Эта церковь в настоящее время служит музеем мореплавателей.

Опыт Кускова на Аляске был охарактеризован как «школа управления и администрирования», и было сказано, что и Баранову, и Кускову нужны были «замечательный организаторский талант и упорство, чтобы держать в узде бесчинствующих российских промышленников, снабжать их продовольствием и необходимым, организовывать большие партии алеутов на байдарках для охоты на морского зверя, строить русские форты и разведывать подходящие места для новых, защищаться от недружественных индейцев-тлинкитов, строить и спускать на воду парусные суда, налаживать торговые отношения с Американские морские капитаны, посещавшие русские поселения». — 1

Чтобы максимизировать прибыль для государства и контролировать непослушных промышленников (пограничников), конкурирующие компании по торговле мехом были монополизированы указом 1799 г. в Российско-американскую компанию, и, из-за уменьшения численности близлежащих каланов, российские инициативы по торговле мехом были сосредоточены на Алеутские острова и Кадьякто к юго-востоку от Аляски. В конце концов Новый Архангельск (Ситка) стал новой столицей Русской Америки (не без энергичного протеста коренных тлинкитов).

Кусков, доверенная правая рука Баранова, явно зарекомендовал себя как верный и опытный «человек компании» и фактически получил официальное признание за свою службу. В 1805 году Николай Резанов, навещая камергера царя Александра I по пути в Верхнюю Калифорнию (в поисках еды и еще выдр), официально вручил Кускову за его «усердие» орден Святого Владимира, золотую медаль, помещенную на ленте. , носить на шее. (Кусков с гордостью демонстрирует это более 15 лет спустя, когда он позировал для своего единственного известного портрета — см. фото.) В это же время Главное управление Российско-Американской компании в Санкт-Петербурге ходатайствовало перед царем Александром о присвоении Кускову служебного чина «Коммерсанта». советник».

Но было еще одно важное жизненное свершение, ключевое лицо и личный союз в жизни Ивана Кускова, обычно не упоминаемый: Екатерина Прохоровна. Хотя, согласно европейско-русским архивным источникам, происхождение жены Кускова (сначала просто гражданской) Екатерины Прохоровны неясно (одни говорят, что она была уроженкой Аляски (тлинкит, хайда или цимшиан), одни говорят, что она была из класса аляскинских креолов, другие говорят, что она была русской или даже восточно-индийской), вероятно, устная традиция коренных жителей Аляски на самом деле является наиболее надежным источником, утверждающим, что она была потомком хайда (см. сопроводительную статью «Кусков, взгляд коренных жителей Аляски», Лорен Питерс). Хотя история Екатерины Прохоровны и их партнерства не были частью нашего доминирующего повествования в Форт-Россе, похоже, что она действительно жила с Иваном Александровичем на протяжении всей следующей главы его жизни, в Альта-Калифорнии. (Пожалуйста, смотрите дополнительную информацию о «Первой леди Форт-Росс», поскольку мы работаем более тесно и узнаем больше от наших партнеров из числа коренных жителей Аляски и русских…)

Русская экспансия в Северную Америку продолжилась. Начиная с 1803 года, первые русские промышленники и охотники из числа коренных жителей Аляски отправились на юг вдоль побережья от Аляски до Альты и даже Нижней Калифорнии, сначала на американских кораблях. А затем предприятие камергера Николая Резанова в 1806 году, вошедшее в залив Сан-Франциско, где начались официальные торговые переговоры с испанцами. В 1808 г. Кускову было поручено возглавить дальнейшие русские плавания в Верхнюю Калифорнию, что привело к созданию в 1809 г.Русский Порт Румянцев (бухта Бодега). А затем наступило самое известное (и лучше всего задокументированное) жизненное достижение Кускова — он стал основателем и первым управляющим («правителем») Крепости Росс. — 2

После службы Кускова в крепости Росс (с 1812 по 1821 гг.) главнокомандующий Российско-Американской компании Матвей Муравьев, его последний начальник, написал это восторженное свидетельство о нем незадолго до отъезда из Новоархангельска в Россию в 1822 г. :

Коммерческий советник Иван Александрович Кусков давно продолжает свою службу в Америке, во славу своего имени и на благо Отечества. Во время своего последнего назначения в Америке он командовал поселением и аванпостом Росс на берегу Нового Альбиона. Господин Кусков основал и построил эту крепость. Он основал верфь и построил там три торговых корабля, которые принесли большую пользу колониям Русско-Американской компании. Среди диких народов, живших вблизи острога, он занимался скотоводством, садоводством и отчасти земледелием. Он примирил враждебные друг другу группы индейцев и в течение многих лет поддерживал дружеские отношения этих диких людей с обитателями крепости исключительно добротой и справедливостью. Он находится под моей властью с 15 сентября 1820 года, и в знак моего уважения к нему я рад засвидетельствовать его благородное поведение, его высокий уровень честности и его непоколебимое рвение к общему благу всех. Его опыт и знание местных условий были настолько ценны, что его вообще трудно заменить кем-либо. Горячо желаю ему всяческого счастья и с глубоким сожалением прощаюсь с ним.

Матвей Муравьев, «Аттестат Г. Кускову», Джо. цит.; печатные версии у Черницына, стр. 120-21, и у Ковалева, стр. 262. Из книги Стивена Уотроуса «Иван Кусков и основание форта Росс».

Красивый «Дом Кускова» в Государственном историческом парке Форт-Росс, реконструированный в 1983 году, служил домом и штаб-квартирой для Ивана Кускова и трех последующих управляющих колонией Росс (до Александра Ротчева) и продолжает отдавать дань уважения основателю форта и первому управляющему. Отчеты из первых рук описывают его историческое использование:

Первая комната, в которую мы вошли, была оружейной, в которой было много мушкетов, расставленных в аккуратном порядке; отсюда мы прошли в главную комнату дома, которая используется как столовая и в которой совершаются все дела. Он был удобно, хотя и не изящно обставлен, а стены были украшены гравюрами Николая I, князя Константина…

Описание бостонца (неизвестно), 1832 г.

Старый дом коменданта, двухэтажный, построенный из бревна длиной 8 туазов и шириной 6, обшитые двойным настилом. Есть 6 комнат и кухня.

Инвентарь для мистера Саттера, 1841 г.

После отплытия из Крепости Росс на Аляску, официального бракосочетания с Екатериной по пути в Кадьяк, а затем возвращения в Сибирь, Иван и Екатерина Кусковы вернулись в свой родной русский город Тотьму 4 июля. , 1822… где Кусков умер в следующем году, в 1823. Иван Александрович ныне похоронен в Спасо-Суморинском монастыре в Тотьме. Екатерина жила и в конце концов снова вышла замуж.

Спасо-Суморинский монастырь, место захоронения Ивана Александровича КусковаПамятник русским землепроходцам и мореплавателям, Тотьма р. Сухона, г. ТотьмаХрам Рождества Христова, г. Тотьма

Тотьма Теперь

Тотьма, незабываемо живописный северный русский город, в настоящее время является домом для более чем 9000 жителей. Хотя основные судоходные пути и более поздние железнодорожные маршруты давно миновали Тотьму, жители по-прежнему очень гордятся своей местной и мировой историей благодаря наследию, оставленному их многочисленными местными мореплавателями и исследователями, простирающимися от Тотьмы до Форт-Росс и далее. Для города такого размера Тотьма может похвастаться множеством впечатляющих музеев, входящих в Тотьмскую ассоциацию музеев, возглавляемую динамичным молодым директором Алексеем Новосёловым и его талантливой, энергичной и отмеченной наградами командой. Среди прочего, их музеи включают Creative Space AntreSol, инновационный и интерактивный музей, в котором представлено все, что вы когда-либо хотели знать о соли (производство соли занимало центральное место в раннем богатстве Тотьмы), а также их Музей мореплавания, в настоящее время расположенный на входе в Иерусалим. Церковь, одна из многих высоких и узких тотемских барочных церквей, напоминающих высокие корабли. Неотразимое наследие Ивана Кускова сделало его самым известным коренным сыном Тотьмы, а история его жизни рассказана в экспонатах и ​​творческих интерактивных программах Дома-музея Кускова и, благодаря их хорошей работе, хорошо известна местной детворе.

ДОМ-МУЗЕЙ КУСКОВА, ТотьмаСотрудники музеяВ доме-музее КусковаОт Тотьмы до Калифорнии» презентация для школьников в Доме-музее Кускова, Тотьма.

Тотма-мост Форт-Росс

Ежегодно в середине августа жители Тотьмы собираются, чтобы отметить свой город и «День Русской Америки». Среди других праздников выходного дня зародилась традиция колокольного моста, а в последнее время и видеомоста. Когда-то звон колоколов охватывал континенты, от Тотьмы до Аляски и до Форт-Росса… в честь нашей общей истории и наследия. (Присоединяйтесь к нам! 2019звонок и видео-мост состоится 9 августа.) Во время празднования двухсотлетия Форт-Росс в 2012 году Тотьма щедро подарила Форт-Росс набор из четырех литых бронзовых колоколов (на фото). Хотя временно он хранится в местной православной церкви, есть надежда, что однажды в часовне в Форт-Россе будет колокольня с колоколами.

С начала 19 века общая история и наследие Тотьмы, Вологды и Форт-Росса создали прочный мост доброй воли и дружбы. Делегации отовсюду продолжают посещать берега друг друга, в том числе члены племени кашия, которых тепло приветствуют в домах тотемских семей, а также тотьмская делегация, которая должна посетить нас летом 2020 года (пожалуйста, сообщите нам, если вы хотите помогите разместить!). Реконструированный ручной ветряк, подаренный Форт-Россу фондом «Связи времени» к двухсотлетию Форт-Росса, также прибыл из Вологодской области. Подаренные копии оригинальных портретов Александра и Екатерины Кусковых, первоначально оформленных в калифорнийское красное дерево, сейчас висят в Доме Кусков Форт-Росс.

Доброжелательность сохраняется… и преобладает (по крайней мере, на общей территории Форт-Росс).

Этот комплект из четырех бронзовых колоколов был подарен Форт-Россу Музейным объединением «Тотма» в связи с празднованием 200-летия Форта-Росс. Колокола на колокольне Успенской церкви, Тотьма

Летим сейчас в Форт-Росс, Вологду, Тотьму, Великий Устюг или Форт-Росс ?

Нажмите здесь   для виртуальных туров!

Totma EveningCafe California

Сноска

  1. Федорова Светлана Г. Русская Америка и Тотьма в судьбе Ивана Кускова // Проблемы истории и этнографии Америки. М.: Наука, 1979, с. 230.
  2. Хотя он и известен как «Форт Росс», на самом деле это «она», а не «он». Правильный перевод «крепость» («крепость», слово, которым русские называли нашу крепость) на самом деле «крепость», а не «крепость».

Кусков, коренной житель Аляски

Советник коренных жителей Аляски в заповеднике Форт-Росс

До того, как Иван Кусков стал менеджером Росса, он был заместителем командира на острове Кадьяк при Александре Баранове. Г-н Кусков следил за соблюдением правил, изложенных Барановым. Например, вернувшись из поездки, Баранов застал свою «домашнюю девчонку» Анну с избранником, молодым человеком с острова Кадьяк. Приказ Кускова заключался в том, чтобы заставить человека «бросить вызов», сбрить ему голову и брови, публично унизить его, распороть его парку с ног до головы и отправить в отдаленную артель, где единственной наградой будет плеть. Такова была репутация Кускова, что и сегодня люди на острове Кадьяк говорят своим непослушным детям: «Берегись, а то Кусков тебя достанет!» К тому времени, когда Кусков основал Росс в 1812 году, алеутские островитяне (унангакс^) и кадьякские островитяне (супиак) были покоренными народами на протяжении 70 лет.

Общество хайда, как и все культуры коренных жителей Аляски, является матриархальным. То есть женщины являются влиятельными лицами, принимающими решения, формируют политические союзы, и именно от женщин хайда наследует свою родословную. Кусков торговал с аляскинскими племенами, плавая между нынешними Аляской и Калифорнией. Партнер Кускова, Екатерина, была коренной дворянкой Аляски с Хайда-Гвайи, богатого острова, который поддерживал многие крупные города на юго-востоке Аляски. Это был ее выбор пойти с Кусковым, зная, что она устанавливает прочные торговые связи с русскими и укрепляет защиту своего народа. Будучи высокородной, она ожидала, что русские будут относиться к ней как к жене управляющего Росса. И Анна, и Екатерина пережили своих мужей, обе вышли замуж повторно: Екатерина в России, а Анна на Кадьяке. Говорят, что Анна прожила остаток своей жизни на Еловом острове под покровительством святого Германа Аляски.

Каталожные номера

Черный, л. (2004). Приходит Баранов. В русских на Аляске, 1732-1867 (стр.121-138). Фэрбенкс, АК: Издательство Университета Аляски.

Гибсон, Дж. Р., Истомин, А. А., и Тишков, В. А. (2014). Русская Калифорния, 1806-1860 : история в документах. Лондон: Ашгейт.

Кеннеди, Р. (2019) Личная беседа с джентльменом Хайда (Устная история)

Власофф, Б. (2007). Путешествие нашего Котельникова из Охотска в Форт-Росс, в Узинки: 9 семей с Аляски0043

Брук Тотман и Дариус Пирс противостоят экзистенциальному кризису в спектакле 21ten Theatre «Laughing Wild»

У всех нас бывают плохие дни. Некоторые люди больше, чем другие, как могут подтвердить персонажи в пьесе Кристофера Дюранга 1987 года « Laughing Wild ».

На первый взгляд, эта двуручная игра, которая идет в театре 21ten до 29 октября, рассказывает о походе по магазинам, в котором участвуют женщина, мужчина и банка тунца, которая пошла не по плану. Но Дюран превращает это происшествие в большой взрыв целой вселенной заставляющей задуматься комедии. С участием Брук Тотман и Дариуса Пирса (в роли безымянных персонажей), режиссер Тед Руни, 9 лет.0042 Laughing Wild — изящное транспортное средство, позволяющее актерам продемонстрировать свои выдающиеся таланты.

Акт 1 состоит из двух длинных монологов. Сначала мы встречаем Тотман, чьи потрясенные глаза и растрепанные волосы говорят о многом еще до того, как она произнесла хоть слово. Как только она начинает говорить, она не останавливается. Мы узнаем, что у ее персонажа не просто плохой день, у нее, возможно, самый худший день в жизни.

«Я хочу поговорить с вами о жизни. Слишком сложно быть живым, не так ли?» начинает свой пересказ встречи в продуктовом магазине, в которой она бьет Пирса по голове за то, что он слишком долго выбирал банку тунца. Вскоре выясняется, что ее история — это полемика против одного из самых больших неудобств в жизни — других людей.

Много экзистенциального? Ссылок на Камю и Беккета предостаточно; На самом деле, название пьесы происходит от строчки из пьесы Беккета « Счастливые дни » о «диком смехе среди тяжелейшего горя», которую любит цитировать персонаж Тотмана. И она смеется добросовестно, как злодей из фильмов о Бонде. Вы не можете не смеяться над ней (и над ней), даже если знаете, что ее разглагольствования — это личное признание глубоко обеспокоенной женщины.

Тотман командует сценой почти 45 минут, прежде чем уступить ее Пирсу. Обращаясь к аудитории с кафедры, он признает, что недоволен своей работой телесценариста, и говорит, что хотел бы быть профессором, так как любит поговорить. Мне тоже нравится, как говорит Пирс (его сладкозвучный голос создан для радио).

Когда Пирс начинает рассказ о недавней поездке в продуктовый магазин, мы понимаем, что он и есть тот «засранец», о котором нам рассказал персонаж Тотмана. Но, несмотря на их связь, ее обиды в основном экзистенциальные, тогда как его явно политические.

Подавленный гей, персонаж Пирса сначала стесняется обсуждать свою сексуальность, а затем продолжает критиковать решение Верховного суда 1986 года, которое оставило в силе закон Джорджии, криминализирующий содомию. Он даже сатирически изображает Бога, решившего поразить мир СПИДом. «Я не знаю, зачем я изобрел секс, — размышляет он как наш Небесный Отец. «Это отвратительная идея».

Тотман и Пирс, наконец, объединяются во втором акте День сурка , похожем на повторение того судьбоносного инцидента с покупками. С каждой итерацией результат становится все более сюрреалистичным. Тотман становится ведущим ток-шоу, а Пирс, ее гость, торжественно облачается в образ Младенца Иисуса из Праги.

Сокровенный черный ящик 21ten почти кажется недостаточным для максималистских выступлений актеров. Изображение женщины, находящейся на грани нервного срыва, в исполнении Тотмана безупречно, в то время как Пирс предлагает несколько более сдержанный контраст ее безрассудным обличениям (хотя оба персонажа глубоко невротичны, он, по крайней мере, пытается сохранять позитивный настрой среди своего тяжелого горя) .

Многие экзистенциальные препятствия пьесы 1980-х — изменение климата, насилие с применением огнестрельного оружия, республиканцы — остаются актуальными.