Судебная практика оспаривания кадастровой стоимости. Судебная практика по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка
Оспаривание кадастровой стоимости
ЧТО ТАКОЕ КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ?
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ РАЗМЕР КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ?
Ответ прост: при расчете земельного налога, арендной платы, платы за пользование земельным участком, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, при продаже земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственникам находящихся на этих участках зданий, строений и сооружений. А все потому, что законодатель связывает перечисленные расчеты с кадастровой стоимостью, обозначаю кадастровую стоимость как базовую величину
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ?
В соответствии с действующим законодательством основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ч.11 ст.24.18 N 135-ФЗ).
ГДЕ МОЖНО ОСПОРИТЬ КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ?
Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, формируемой при территориальном подразделении Росреестра (в Республике Дагестан - при Управлении Росреестра по Республике Дагестан) или в суде соответствующего субъекта РФ (в Республике Дагестан – в Верховном суде Республики Дагестан).
При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Несмотря на это, рекомендуем сначала обратиться именно в комиссию (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
В КАКИЕ СРОКИ МОЖНО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ?
Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, - пять лет с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
КАК ОФОРМИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ?
Для обращения в комиссию необходимо подготовить заявление, в котором нужно указать Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной. При этом, к заявлению необходимо приложить:выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;копию правоустанавливающего или право удостоверяющего документа на земельный участок - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подает лицо, обладающее правом на этот земельный участок;документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений.отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка в бумажном и электронном виде - если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости. При этом рыночная стоимость участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 16 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 9 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
В течении месяца заявление в комиссию должно быть рассмотрено. О дате рассмотрения заявления вам должны сообщить, и вы вправе присутствовать на заседании комиссии (ч. 19, 20 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; п. п. 16, 17 Порядка). По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом (ч. 15 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то комиссия также в течение пяти рабочих дней уведомляет территориальное управление Росреестра (Управление Росреестра по Республике Дагестан) и ФГБУ "ФКП Росреестра" (Филиал по Республике Дагестан) (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ; п. 21 Порядка; ч. 19 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).
Если комиссия отказала Вам в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости или Вы решили прямо пойти в суд с соответствующим иском, то следует иметь виду, что действующее законодательство предусматривает специальный порядок оспаривания кадастровой стоимости. Он предусмотрен гл.25 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ).
ОСПАРИВАЕМ КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ В СУДЕ
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).Часть 1 ст. 248 КАС РФ также называет в качестве оснований для пересмотра кадастровой стоимости недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Но при этом необходимо иметь ввиду, что в соответствии с частью 2 приведённой выше статьи КАС РФ если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления по существу не соответствует части 1 настоящей статьи, суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования. В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании части 2 статьи 196 настоящего Кодекса. Потому, рекомендуем Вам заручиться грамотной правовой поддержкой, прежде чем идти в суд с соответствующим иском.Примечательно, что ст. 20 КАС РФ относит административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости к подсудности верховных судов субъектов (в Республике Дагестан, как уже отмечалось выше, - Верховного суда Республики Дагестан).
По общему правилу суд должен рассмотреть административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости в течение двух месяцев (ст. 141, ч. 1 ст. 247 КАС РФ).При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ).
После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ; п. 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Верховным судом Республики Дагестан уже принят ряд судебных постановлений об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков. И, надо сказать, не везде суд поддерживал того или иного землевладельца. По большей части отказ - это следствие неподготовленности административного истца (его представителя) к процессу, его надежды на то, что "суд разберётся". Однако, последствия у такого отказа весьма чувствительны для того, кто платит налог, собирается выкупить земельный участок, арендует его и т.д.
Следует отметить, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
zakon.ru
Судебная практика оспаривания кадастровой стоимости
25 Октября 2016
Прихожан Михаил, юрист направления «Юридическая практика», Группа компаний SRG
Постановление Пленума Верховного суда от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» и вступивший в силу Кодекс административного судопроизводства во многом определили существующую судебную практику по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости. Указанные документы регламентировали как порядок подачи документов суд, так и порядок рассмотрения указанной категории споров. При том, что многие возникшие вопросы были урегулированы в рамках принятия Кодекса и Постановления, имеются особенности в практике рассмотрении судами данной категории дел.
Прежде всего следует отметить, что при приеме к производству дел по оспариванию кадастровой стоимости в части перечня необходимых документов суды руководствуются Кодексом административного судопроизводства, принятым 8 марта 2015 г. Исходя из чего при подаче заявлений об установлении кадастровой стоимости равной рыночной на основании отчета об оценке рыночной стоимости необходимо предоставление в электронном виде данного отчета и экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков о соответствии этого отчета требованиям законодательства. Однако требования о предоставлении указанных документов не содержится в Постановлении Пленума Верховного суда от 30.06.2015 № 28. Данное Постановление установило возможность определения кадастровой стоимости как на основании представленного отчета об оценке рыночной стоимости, так и на основании проведения судебной экспертизы.
На практике суды, при незначительном отклонении кадастровой стоимости от рыночной в отчете об оценке, принимают решение о пересмотре кадастровой стоимости без назначения судебной оценочной экспертизы.
При рассмотрении споров, в которых административными истцами являются юридические лица, для которых установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров в специализированных комиссиях, при их отрицательном решении возможно обращение в суд. Как правило, при рассмотрении таких споров в Московской области замечания комиссии более конкретны, чем созданной в городе Москве. В данном случае суд на рассмотрение получает отчет об оценке рыночной стоимости объекта, отклоненный комиссией по причинам несоответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности. Суду для принятия решения по данному спору требуется получить мнение оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости или эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет. Для этого данные лица вызываются в суд в качестве свидетелей, и на основании их опроса суд принимает решение об установлении рыночной стоимости объекта.
Конечно, шансов на получение положительного решения суда об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке, больше у производственных компаний, которые используют объекты недвижимости по целевому назначению, а не в целях передачи в аренду под офис объекты общественного питания.
В случае если отклонение кадастровой стоимости от рыночной значительны, суду для принятия решения требуется проведение судебной оценочной экспертизы. В рамках экспертизы обычно ставится вопрос о соответствии отчета, представленного административным истцом, требованиям законодательства и, в случае, если указанный отчет не соответствует данным требованиям, об определении реальной рыночной стоимости объекта. Как правило, суд назначает экспертизу по ходатайству административного истца. При этом кандидатуры экспертов выбираются судом по своему усмотрению, а предложенные административным истцом и ответчиком кандидатуры не принимаются, за исключением случаев назначения эксперта, по которому нет возражений у административного истца и ответчика.
Исходя из практики, по итогам судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость объекта увеличивается на 20-50%. В судебной практике также имеются случаи, в которых по итогам экспертизы устанавливалась рыночная стоимость объекта ниже, чем была указана в отчете об оценке, с которым производилось обращение в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости.
Встречаются также случаи, когда эксперты рассчитывают рыночную стоимость практически равную кадастровой. Это возможно в тех случаях, когда отчет об оценке рыночной стоимости был составлен за минимальную плату оценщиком, не имеющим авторитета в оценочном сообществе. Исходя из этого, не следует доверять оценщикам, не имеющим деловой репутации на рынке, и предлагающим возможность снижения кадастровой стоимости на значительные величины за минимальную плату.
После проведения судебной экспертизы, суды устанавливают кадастровую стоимость объекта исходя из рыночной стоимости, полученной по итогам судебной оценочной экспертизы. Даже при наличии существенных противоречий в экспертных заключениях суды почти никогда не идут на проведение дополнительной или повторной экспертизы. Таким образом оспорить результаты судебной экспертизы становиться практически невозможно.
Источник
sroroo.ru
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в суде
Каждый земельный участок имеет кадастровую и рыночную стоимость, которые отражают рентабельность объекта. Эти показатели должны быть приблизительно одинаковыми, но в последние годы кадастровая стоимость земли возросла в несколько раз, что повлекло соразмерное увеличение имущественного налога. Собственник объекта имеет право потребовать переоценку, чтобы восстановить адекватные показатели. Рассмотрим, как осуществить оспаривание кадастровой стоимости земельного участка самостоятельно в досудебном и судебном порядке.
Порядок определения кадастровой стоимости
ФЗ «О государственной кадастровой оценке» закрепил проведение плановой оценки недвижимости раз в 5 лет. При этом специалисты кадастровой службы имеют право досрочно провести переоценку по собственной инициативе или заявлению заинтересованного лица, но не чаще чем раз в три года.
Стоимость объекта по кадастру определяется по следующей формуле: площадь земельного участка умножается на удельный показатель стоимости, сформированный в конкретном кадастровом квартале. Это усредненный показатель, который не учитывает индивидуальные особенности участка:
- Хозяйственная ценность
- Правовая история объекта
- Наличие сервитутов и прочих обременений
- Значимость расположенного на участке объекта недвижимости
Поэтому возникают ситуации, когда кадастровая цена земли значительно выше рыночной, что является нарушением действующего законодательства. Постановление Пленума ВАС разъясняет, что с момента утверждения рыночной цены объекта, именно этот показатель берется за основу. Для ее установления можно обратиться к независимому оценщику, который подготовит отчет для дальнейшего обращения в суд.
Ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности» предоставляет гражданам возможность оспорить кадастровую стоимость земельного участка в административной комиссии или суде, если недостоверность данных нарушает их права. Количество таких споров ежегодно возрастает, потому что оценка земли проводится для формирования налоговой базы имущественного налога, который составляет 0,3% от стоимости объекта по кадастру. Поэтому снижение кадастровой стоимости – реальная возможность сэкономить денежные средства.
Причины завышения
Согласно методическим указаниям об осуществлении кадастровой оценки, каждый субъект РФ устанавливает средний удельный показатель стоимости участков, который зависит от общей характеристики местности, удаленности от инфраструктуры, категории земли и вида разрешенного использования.
Этот показатель утверждается нормативным актом органа местного самоуправления. В нем же устанавливается и понижающий коэффициент, который применяется к земельным участкам с обременением, так как они частично теряют свою ценность для правообладателя.
Главной причиной превышения этого показателя является кадастровая или техническая ошибка, в результате которой в документы вносятся неверные сведения о виде разрешенного использования или завышается удельный показатель цены для конкретной местности. Например, к земельному участку, предоставленному для ИЖС применяется ставка как для объекта с разрешенным использованием «для размещения офисов», а стоимостная разница может быть колоссальной. Или проводится обобщающая оценка, которая не учитывает индивидуальные особенности объекта.
Эту ошибку легко установить. Сравните данные, указанные в выписке из ЕГРН с нормативным актом, устанавливающим удельный показатель стоимости в вашем регионе. Несоответствие этих данных и приводит к неправомерному увеличению цены. То есть оспаривание стоимости земли по кадастру заключается в исправлении ранее допущенных ошибок.Кто имеет право обжаловать стоимость
Обратиться с заявлением об оспаривании имеют право собственники земельных участков, а также лица, которым он принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного владения с возможностью наследования. Ими могут быть и физические и юридические лица. Если участок находится в общей долевой собственности, то заявление принимается от всех сособственников. Это же правило касается и коллективных хозяйств, которые могут снизить кадастровую стоимость только по обоюдному согласию.
Правом оспаривания наделены также лица, которые осуществляют землепользование, если они внесли следующие изменения:
- Уменьшили площадь;
- Оформили обременение;
- Поменяли категорию земли или вид разрешенного использования.
В основном в обжаловании заинтересованы собственники, которые не хотят переплачивать имущественный налог, а также арендаторы, желающие уменьшить арендные платежи. Однако инициировать изменения может даже орган местного самоуправления, если обнаружит ошибку в документах.
Условия оспаривания
Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка допустимо в следующих случаях:
- Изменены основные характеристики объекта;
- Земельный участок перешел из индивидуальной в долевую собственность;
- Обнаружена ошибка или неточность, внесенных в кадастр данных;
- На участке установлен публичный сервитут;
- Земля утратила полезные свойства.
Подать заявление можно при первичной постановке объекта на кадастровый учет, а также при возникновении условий, повлекших снижение полезности земли. При этом заинтересованное лицо должно предоставить обоснованные доказательства. Так как кадастровая служба каждые 5 лет проводит инвентаризацию и устанавливает новую стоимость объектов, собственник при несогласии с утвержденным показателем, также может подать заявление на пересмотр.
Порядок обращения
Собственники задаются вопросом – как уменьшить кадастровую стоимость земельного участка самостоятельно, без обращения к юристам. Для этого необходимо подать заявление об оспаривании действующего норматива в территориального подразделение Управления Росреестра. К заявлению прилагаются следующие документы:
- Копия паспорта заявителя;
- Выписка из ЕГРН;
- Правоустанавливающий документ;
- Отчет независимого оценщика.
Заявитель должен обратиться к независимым экспертам для составления заключения о несоответствии фактических данных тем, что зафиксированы в кадастре недвижимости. Если предполагаемая стоимость оспариваемого участка превышает 30% от установленной в ГКН, потребуется независимое мнение нескольких оценщиков.
Заявление рассматривается административной комиссией в течение 7 дней, после чего выносится мотивированное решение. Если снижение будет одобрено, то комиссия продолжит работу над внесением изменений в течение месяца.
Сроки вступления в силу положительного решения
Результаты переоценки сразу публикуются на сайте ГКН. Однако фактическое вступление в силу изменений произойдет по истечению 6 месяцев. Этот период предоставлен ревизионной комиссии, чтобы корректно обновить учетную запись.
Для уменьшения налоговой базы можно подать заявление председателю комиссии в двух случаях:
- После предыдущей инвентаризации произошло снижение плодородности почвы в силу объективных причин;
- Вы не были извещены о проведении инвентаризации, а ее итоги не опубликовали.
Причины отказа
Отказ в снижении кадастровой стоимости может быть мотивирован двумя причинами:
- Технические недостатки;
- Необоснованность требований.
В первом случае заявитель может собрать недостающие документы или исправить недочеты и подать заявку заново. Отказ в связи с необоснованностью причин может быть обжалован заинтересованным лицом в течение 10 дней, путем обращения в суд.
Обращение в суд
Исковое заявление подается в мировой суд по месту нахождения ответчика – территориального подразделения Росреестра. Для предпринимателей существует дополнительный способ – обратиться в Арбитражный суд, где дела рассматриваются быстрее. Истец обязан предоставить доказательства неправомерного завышения кадастровой стоимости объекта государственным органом.
К иску обязательно прикладывается пакет документов:
- Паспорт заявителя;
- Правоустанавливающие документы на земельный участок;
- Письменный отказ Росреестра в удовлетворении требований;
- Квитанция об оплате гос.пошлины;
- Копия искового заявления, направляемая заказчику;
- Заключение оценщика о рыночной стоимости участка.
Образец заявления:
Копии указанных документов должны быть заверено нотариально. В исковом заявлении истец должен аргументировать свою позицию, ссылаясь на заключение независимого оценщика и отказ Росреестра от досудебного урегулирования проблемы. Если суд удовлетворяет требования истца, то в результативной части решения прописывается новая стоимость участка, которая подлежит внесению в кадастровый реестр.
Специалисты советуют не затягивать с процедурой оспаривания, если собственник земли обнаружил завышение стоимости объекта по кадастру. Если заявление составлено правильно, то дело будет беспроигрышным, что позволит адекватно рассчитать сумму имущественного налога в текущем году.
isk.guru