Магдагачи. Амурская область магдагачи
Магдагачи - Тишина нам лишь снится..
Есть такой посёлок в Амурской области...В нём я жил десять лет до 1994 года.Как я там оказался будучи родом из Сызрани это история достойная целого рассказа..Но не об этом сейчас речь. |
Не смотря на все невзгоды что упали на судьбу этого посёлка он продолжает жить.И даст бог будет развиваться к лучшему.
Этот посёлок довольно молодой, в этом году исполнилось сто лет.Изначально строился как узловой пункт для железнодорожных нужд.
По той информации что урывками я слышал и читал:
Было построено водохранилище на реке горчеки для нужд локомотивного депо.Воду с него использовали для заливки в паравозы.Так же когда было налажено постоянное движение по окончании строительства транссиба.Была налажена заготовка льда из водохранилища, для морозильных вагонов. Для обеспечения сохранности продуктов возимых дальше в сторону Владивостока и обратно.Заготовка льда была на столько налажена что посёлок обеспечивал льдом нужды трнассиба. Круглый год. Заготавливая лёд на лето в подземных хранилищах.
От себя добавлю. Магдагачи и вообще Амурская область это места с вечной мерзлотой.В низменостях где проходили ледники в поймах рек. В некоторых местах уже на глубине сорока сантиметров начинается вечная мерзлота.Зимой тепло это когда -20 без ветра. В -40 школы с садами закрывают только если замёрзнет канализация или водопровод.На моей памяти за десять лет что я там жил. Нашу 157 школу закрывали один два раза, первый раз из за морозов было около -50. Второй раз промёрзла канализация.Водохранилище промерзало до дна. Чтобы льдом не выдавило люки, их поднимали. Мальчишками мы частенько там играли зимой. Бывало можно было в кристально чистом льде увидеть замёрзших во льду рыбок.
Так же мне моя классная руководительница рассказывала что одно время, платина водохранилища была перестроена в электростанцию, которая работала только летом (зимой всё промерзало). Просуществовала ГЭС до конца 60х готов. Потом видимо с её малой эффективностью и строительством Зейской ГЭС, её демонтировали.
Ещё слышал от старожил что раньше, чтобы водохранилище не заростало водорослями и "плавучей травой", которая с виду выглядит как остров, только без почвы под ней. Ходьба по таким островкам опасна, потому что в некоторых местах толщина очень маленькая а внешне этого не видно и наступив туда ты просто проваливавшийся под неё без каких либо шансов на спасение.Так вот дабы содержать водохранилище в чистоте, его периодически осушали летом. Выпуская всю воду. Чистили дно от ила, водорослей и травы. И вновь перекрывали.Могу предположить что скорее всего это делали во времена когда лёд из водохранилища использовался для морозильных вагонов..
По моим воспоминаниям в единственном местном почти краеведческом музее, музее при депо информации об этом ни какой не было.
Ещё весь посёлок пронизан катакомбами. Большая часть из них идёт вдоль железной дороги в сторону водохранилища в плоть до моста через Горчаки. Обнаруживались отдельные входы в верхнем посёлке. Например во дворе больницы был почти парадный вход в виде кирпичного сооружения с красной звездой над входом, и спуском в низ, правда затопленным то ли грунтовыми водами, то ли специально чтоб никто не лез.Ещё один был рядом с железной дорогой на противоположной стороне от вокзала на стороне нижнего посёлка. На месте остовов бревенчатых домов. Был люк закрытый металлической крышкой и завинченный болтами. Ещё попадались засыпанные входы на сопке у водохранилища.Были ещё места о которых рассказывали местные мальчишки но до которых я по тем или иным причинам добраться не смог.Видимо катакомбы имели отношение к заготовкам льда. Также по некоторым утверждениям местных жителей, катакомбы вдоль железной дороги использовались как часть оборонительной системы во время войны с Японией.Мои попытки выяснить точное происхождение катакомб не увенчались успехом.
Помню огромное "паровозное кладбище" на которое мы периодически пробирались играть. И где на обрыве сопки, я обнаружил заброшенное кладбище..Говорят там были похоронены первые основатели посёлка..
Ещё в посёлке добывают золото, точнее не в самом посёлке а не далеко от него.
Рассказывали что раньше речка Магдагачка была довольно широка и полноводна. Но в её устье мыли золото, и половину источников просто закапали. После чего речка стала столь мелкой что в некоторых местах её можно просто перешагнуть.
Все сточные воды посёлка, в том числе от депо сбрасываются в эту маленькую речушку.Стоки сбрасываются без какой либо очистки, весь мазут от депо попадает в неё. Из за стоков речка не замерзает даже зимой. А мазут остаётся на сухой траве и часто весной от перегрева самовоспламеняется. Речку с живностью жалко. Уже на повороте у сопки где находится действующее кладбище. Речка превращается в речку состоящую из одних стоков. А дальше она сливается с горчаками и впадает в амур..В конце 80х годов в нижнем посёлке была построена станция очистки канализационных вод от военного городка. Закончилось всё тем что со сменой комбрига всё было заброшено. И в конце концов очистные сооружения так и не были пущены в полную работу. В результате чего вся пойма реки обильно орошалась стоками с началом морозов (промерзала труба что вела к очистным).
Природа там столь богата и разнообразна что описать её не хватит слов.Весной словно сакура первым зацветал багульник обильными небольшими алыми цветками.
За ним поспевали первые цветки сон-травы.
А как распускалась вся зелень зацветали королевские саранки и синие ирисы.Таких красивых саранок я больше ни где не видел.
Летом начинались грибы.Таких настоящих, вкусных, ароматных и не червивых грибов больше ни где не водится!Бывало попадались такие белые размером с корзину.Маслят столько что мы бывало приносили их домой по несколько пакетов, потому что в карзины они не помещались и было не удобно носить.Когда их высыпали в ванну что бы перебрать и почистить, они заполняли её полностью.Часто баночки с маринованными и жареными маслятами у нас залёживались по несколько лет (не портясь) от разных урожаев. Мы ими так заелись что, кушали уже когда дома совсем голяк был..
Часто с друзьями, мы ходили собирать гильзы на стрельбище что находилось рядом с железной дорогой в сторону Благовещенска. Бывало что заигрывались там до позднего вечера и домой возвращались уже по темноте.Добраться туда можно было на прямую через магдагачку и мари в её пойме занимало минут сорок, или по дороге часа полтора. Идёшь бывало по тропинке. Луна светит. Мари ещё не заросли травой. Их часто жгут. Остаются торчать холмики. При свете луны выглядит довольно жутко, как будто чьи-то головы торчат.
К августу начиналась голубика.Магдагачинская голубика это что то.. Такой вкусной и крупной голубики я больше ни где не видел.За самой вкусной и крупной мы ходили с мамой на южный полигон. Там были постройки с домиками для летних лагерей во время учений. А за ними начинались поля с той самой крупнейшей и вкуснейшей голубикой.Там же водилось и большое количество тех самых маслят что потом поселялись в виде заготовок на наших полок.Что бы добраться до южного полигона, три дороги.Первая это через автодорогу, часа три пешком.Вторая через "болото" в пойме реки Горчаки, саму речку (глубиной по щиколотку) и пешочком в верх к полигону по разбитой глиняной дороге.Ещё была дорога начинавшаяся сразу за мостом через речку, и идущая опять же на эту разбитую дорогу.Естественно все ходили самым коротким путём через болото.Болото это не совсем точное название, это те же мари. Точнее заросли той самой "плавучей" травы.В тех местах где её совсем протаптывали она гнила и становилась зыбкой. Бывало идёшь по этому ковру а он под тобой колышется, словно идёшь по резиновой лодке. Ходили страшилки что бывали случаи когда люди заплутав или не туда ступив проваливались в глубь...
Рассказывали нам историю про белую бабу. Что любила обитать как раз на южном полигоне и на тех мярях тропинка через которые вела туда.Это привидение, красивой женщины в белом. Она бесшумно ходила среди домиков. Иногда завлекаясь за ней ктонибудь шёл и бесследно исчезал. Ещё она любила раскидывать дрова у домиков..:)
Там же я в первые попробовал и узнал что такое папоротник. И влюбился в это растение на всю жизнь.В посёлке была заготконтора которая принимала папоротник в солёном и сушёном виде. Грибы и ягоду.Из ягоды водилась ещё брусника, её тоже я там в первые попробовал. Иногда нам привозили из тайги лимонник. Это такая чрезвычайно кислая красное ягода с крупными косточками и ароматом лимона.Очень полезная. К сожалению за пределами амурской области больше её я не видел.Местное же население, его научилось высаживать у себя на приусадебных участках..Слышал что у нас в Пскове его тоже некоторые разводят. Но попытки добыть саженцы не увенчались успехом. Когда я уже почти договорился, оказалось что мне хотели предложить не лимонник, а такую декоративную травку-кустарник стелющуюся по земле с запахом лимона.Настоящий же лимонник растёт лианами и даёт те самые вожделенные ягодки ради которых его я и пытался найти, чтобы посадить у бабушки на даче.
Ещё в амурской области (не знаю как сейчас), выращивали сою, она там очень хорошо растёт.Под благовещенском были построены несколько масло перерабатывающих заводов. Которые делали из неё масло. Ещё был один заводик где готовили соевый соус. Интересно его до сих пор делают или перешли теперь на китайский?Этим соевым соусом и соевым не рафинированным маслом были заставлены все полки. Иногда в магазине кроме соевого соуса и морской капусты ничего не было.Там я в первые попробовал и узнал что такое соевый соус. В центре соевый соус был редкостью и диковинкой. И часто мы возили с собой в отпуск для родни в Питере.
Посёлок по немного хорошел.Было два кинотеатра, стадион, два видеосалона (один из которых видео кафе) . Отстроен новый красивый вокзал.Строились какие то промышленные сооружения.
Но потом что то перемкнуло в умах людей и госмашине.Сначала был закрыт местный аэропорт. Который был хорошим подспорьем.Можно был быстро добраться до Благовещенска и других близ лежащих городов и крупных населённых пунктов.Говорили что собираются на месте аэропорта и части посёлка международный терминал для грузовых самолётов.. Верится с трудом. Наверно просто слух для уменьшения возмущений местного населения.Аэропорт так больше не заработал.Сгорела знаменитая столовая "негретянка" которую хоть и обещали восстановить но так и не восстановили..В 1994 году пришёл приказ передислоцировать нашу воздушно десантную бригаду в город Оренбург.Куда мы и переехали. Не спешно трясясь в эшелоне десять не забываемых дней. В вагоне плацкарта с нерабочим титаном.
Одно время было закрыто местное депо, которое на тот момент обеспечивало большую часть посёлка работой. Что привело к большому количеству самоубийств и ещё большему алкоголизму.
Чуть позже пришёл приказ о расформировании вертолётного полка в верхнем городке. Как оказалось позже, приказ был адресован другому полку в другом посёлке. Кто то что то не так понял и..Было уже поздно.
Теперь вся военная инфраструктура была разбазарена и заброшена.Добротный нижний городок, со всей инфраструктурой был просто брошен и разорён местным населением.Там был хороший кинотеатр, общежитие, казармы, штаб, автопарк и склады, и два корпуса госпиталя с новым медицинским оборудованием. Не считая ещё сооружений на полигонах.Единственным что осталось от всего это жилые дома городка где до сих пор живут люди.
Мне больно думать о том во что превратился посёлок в котором прошло моё детство и юность.Надеюсь со временем посёлок выйдет из кризиса и начнёт процветать как раньше.Тем более сейчас для этого есть все возможности.Начали снова добывать золото. Депо заработало.Население пополнилось рядами китайцев и их магазинчиками, на месте офицерской столовой в нижнем городке появился китайский ресторан.Дороги как были разбитыми так и остались, не смотря на то что на место нашей бригады была переведена из Перьми дорожно-строительная часть. Что бы привести в порядок дороги. Дальнейшая судьба этих дорожников мне не известна.Около посёлка провели газовую магистраль, теперь есть шанс что посёлок наконец то газифицируют. Пока же он отапливался углём и мазутом.
В день когда уходил наш эшелон, хоронили ребёнка умершего от клещевого энцефалита. В тех краях он столь сильный что человек умирает за считанные часы.Когда был аэропорт, близ лежащие леса обрабатывали составом от клещей. И случаев нападения клещей почти не было...
Мне часто снится посёлок.Хочу когда нибудь ещё побывать в нём.Я понимаю что те воспоминания о нём не то что есть сейчас. Но это моя вторая родина. Которую я люблю и переживаю за её судьбу.Легенда гласит что место в честь которого посёлок назван, Магда - девушка а гати - болото. На месте посёлка жила семья, когда все близкие умерли, осталась одна девушка. Есть второй вариант легенды, по которой, семья хотела выдать девушку которую звали Магда, за сына богатой семьи но не любимого девушкой. Та узнав что хотят сделать родители, решила сбежать к своему возлюбленному но утонула в болоте.. С тех пор те места и стали называть Магдагати, или болото Магды..В советское время же больше склонялись к версии что Магдагачи, в переводе с эвенкийского, - место, где лежат старые, отмершие деревья. Но не гнушались рассказывать и упомянутые мной легенды.
P.S. Фотографии собраны с просторов инета, часть взята с не официального и единственного сайта о посёлке и его людях (http://magdagachi2007.narod.ru).
Покопаюсь у себя в архивах, выложу немного своих..
areyosi.livejournal.com
Магдагачи — WiKi
Дореволюционный период
В 1908 году начались подготовительные работы в виде постройки грунтовой дороги от Толбузино до Магдагачи протяжённостью 48 верст. Она проходила через три становика и множество топких марей, которые заваливали накатником в несколько рядов, а потом засыпали грунтом. По построенной дороге на лошадях перевозили технику, оборудование, людей, продовольственные товары, фураж.
Амурская область в то время не располагала людскими ресурсами. Для строительства железной дороги привлекали каторжников и контрактных рабочих. Первая партия каторжан в количестве 300 душ весной 1908 г. по рекам Шилке и Амуру на баржах была доставлена в станицу Толбузинскую. Среди каторжан были матрос Куприков А. Т., который отбывал наказание за восстание на крейсере «Очаков», и Кашугин Ф. Я. — матрос с «Потемкина». Также, к строительству привлекались китайцы, корейцы, нанайцы, эвенки и другие малые народности. Эксплуатация была непомерной. Труд ручной, никакой механизации, только лопаты, тачки, лошади. Весной 1910 года началось строительство поселка Магдагачи и одновременно железной дороги в западном и восточном направлениях.
Первый железнодорожный вокзал станции Магдагачи. На фото 1915 год. В течение XX века вокзал несколько раз перестраивался и простоял до 1987 годаК 1913 году в Магдагачах уже было застроено в верхнем и нижнем поселках по три улицы. В нижней части поселка строились только собственные дома, торговые дома компании «Чурин и Ко» и мелкие лавочки. Верхняя часть была застроена четырехквартирными домами, в которых жили служащие и чины охранных ведомств. Улицы носили названия святого Алексея и святого Владимира. На улице св. Владимира, там, где она пересекалась со сквером, была церковь этого же названия. Одновременно с поселком строилось депо. Вначале его сделали из досок и обили цинковым гофрированным железом. В 1913 году — срубили из брусьев и проложили пути отстоя паровозов. В депо были токарный и сверлильный станки, которые приводились в работу через механическую передачу от локомобиля. Сквозного движения поездов не было, так как строительство тоннеля в Уль-Ручьях еще не закончилось. Плечо езды было от Магдагачи до ст. Керак, где располагалось оборотное депо. Доезжая до станции Керак, пассажиры шли шесть километров пешком до станции Ковали. Грузы из вагонов перегружались на подводы и везлись по обводной грунтовой дороге. В 1913 году началось строительство двух каменных корпусов паровозного депо. Материалом служил серый гранит, залежи которого нашли на левой стороне реки Магдагачи. Через два года корпуса был сданы в эксплуатацию[2] В 1917 году на том же месте было построено первое отдельное здание больницы, где разместились стационар на 10 коек и поликлиника. В стационаре работал врач Михайлюк А. В. и санитарка Агапия Краснощекова-Автаева, амбулаторный прием в поликлинике вела медицинская сестра Ткачева Н. М[3].
Установление Советской власти
Храм на станции Магдагачи был построен в 1910–1913 годах. Церковь была частично снесена в 1929 году, окончательно в 1937 году.В апреле 1918 года в поселке была установлена Советская власть, поддержанная рабочими железной дороги и близлежащих приисков. Но уже в сентябре началось наступление японских интервентов и белогвардейцев на Амурскую область. К осени 1918 г. на Дальнем Востоке насчитывалось около 73 тысяч японских солдат и офицеров. В пределах Амурской области были расквартированы две японские дивизии и отряд американцев. Интервенты, чтобы создать видимость невмешательства, позволили сформироваться белогвардейскому правительству во главе с эсером А. Н. Алексеевским, которое сразу же активно взялось за восстановление старых порядков. Однако и это «правительство» не удовлетворило интервентов. Атаман Семенов, который хотел подчинить весь Дальний Восток, направил в Благовещенск воинским начальником полковника Шемелина, прославившегося своей жестокостью[4]. По его приказу в села были направлены карательные отряды. Трудящиеся поселка стали образовывать партизанские отряды и начали вести борьбу против интервентов и врагов Советской власти. Во главе отряда встал бывший учитель Толбузинской станичной школы Железнов Н. М., который упорно вел борьбу с врагом, но в ночь 14 сентября 1919 года, Николай Михайлович и его товарищи были схвачены семёновцами и после зверских пыток расстреляны у Восточного перехода станции Магдагачи, а позднее, сброшены в колодец. На этом месте установлен памятник 22 погибшим партизанам.
Памятник на могиле 22 погибших от рук интервентов партизан на привокзальной площади ст. МагдагачиВ этих реалиях, в 1920 году было принято решение создать Дальневосточную Республику — буферное государство, между РСФСР и странами Антанты и Японией. Интервенты, за неимением правовой основы их пребывания на земле суверенного государства, вынуждены были отступить в Приморье. Белогвардейцы остались один на один с партизанами, преобразовавшимися в части маргинальной Народно-революционной армии ДВР. К 1921 году, поселок и окрестности были очищены от белогвардейских защитников России, а в 1922 году ДВР было упразднено, территория была присоединена к РСФСР.
Советский период
В 1932 году, советским правительством было принято решение об увеличении провозной и пропускной способности Транссибирской железной дороги, в связи с чем, в декабре 1932 года был создан БамЛАГ. В 1933 году, на ст. Магдагачи, в районе сопки Арестантка, развернулось строительство 9-го отделения БамЛАГа и лагерного пункта в районе нынешних очистных сооружений. Заключенные были заняты прокладкой вторых путей Транссиба, заготовкой древесины, постройкой и реконструкцией инженерных сооружений, зданий паровозного и вагонного депо, строительством жилья[5]. В свой пик, в 1936 году, в 9-м отделении, количество заключенных составляло 10 877 чел (РГИА ДВ, ф. Р-3625, оп. 1, д. 35, л. 1-6.). В 1938 году селу Магдагачи был присвоен статус поселка городского типа. В годы Великой Отечественной Войны, сотни магдагачинцев записались добровольцами на фронт, магдагачинские предприятия были переведены на военные рельсы, на предприятиях началось производство военной продукции. После разгрома Квантунской армии в Маньчжурии Красной Армией, в Магдагачинский лагерный пункт начали прибывать японские военнопленные, занятые хозяйственными работами на Магдагачинском узле, пробывшие до 1955 года.
Железнодорожный вокзал станции Магдагачи в 1986 годуВ Послевоенное время, поселок Магдагачи получил быстрое развитие, был открыт гражданский аэропорт, открыты склады снабжения «Якутзолото», произведено расширение магдагачинского железнодорожного узла, получил дальнейшее развитие Магдагачинский лесопункт Сивакского ЛПХ.
Современное состояние
Вид на станцию Магдагачи Центр поселка МагдагачиРазвал СССР негативно сказался на экономическом состоянии поселка, закрылись многие предприятия. В конце 90-х, начале 2000-х происходили большие проблемы в отопительный сезон. Ныне же удалось эту ситуацию переломить. Происходит благоустройство поселка, открываются новые торговые центры и магазины. В 2013 году вновь открылось вагонное депо.
Этимология
Интересно происхождение самого названия поселка. Существуют две версии. Одна из них основана на нанайской легенде (Магда — девушка, гати — болото). По этой легенде будто бы на месте нынешнего поселка жила семья нанайцев. Семья вымерла, и осталась жить среди болота одна девушка. Однако это предположение не изучено и маловероятно. Скорее всего, Магдагачи, в переводе с эвенкийского — место, где лежат старые, отмершие деревья.[6]
ru-wiki.org
Магдагачи - это... Что такое Магдагачи?
Посёлок городского типа Магдагачи |
Магдага́чи — посёлок городского типа в России, административный центр Магдагачинского района Амурской области.
Расположен в северо-западной части области в порядка 550 км к северо-западу от Благовещенска. Железнодорожная станция Магдагачи на Транссибирской железнодорожной магистрали.
Население 10574 тыс. человек (2012 год).
Файл:Ул.Ленина.jpgУл.Ленина
Файл:Ул.Дзержинского.jpgУл.Дзержинского
Файл:Ул.Тургенева.jpgУл.Тургенева, ночь
Файл:OptPrim.jpgДед Оптимуса Прайма
История
В 1905 году начались подготовительные работы в виде постройки грунтовой дороги от Толбузино до Магдагачи. Весной 1910 года начал строиться сам посёлок Магдагачи, а вместе с ним в западном и восточном направлениях развивалась железная дорога. К 1913 году в верхнем и нижнем поселках Магдагачи было уже по три улицы. В этому же году началось строительство паровозного депо.
Статус посёлка городского типа получил с 1938 года.
Климат
- Среднегодовая температура воздуха — −1,5 °C
- Относительная влажность воздуха — 65,2 %
- Средняя скорость ветра — 2,9 м/с
Источник: NASA. База данных RETScreen |
Источник: Магдагачи, Российская федерация. Архив климатических данных. Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. |
Экономика
Локомотивное депо, лесопереработка.
Спорт
В посёлке имеется команда по хоккею с мячом, Локомотив (Магдагачи), в своё время выступавшая в первой лиге чемпионата СССР. Она проводит матчи на домашнем стадионе вместимостью в 500 мест[1].
Известные жители
Нина Максимовна Распопова — летчица, герой Советского Союза. Родилась 31 декабря 1913 года в с. Магдагачи. Во время войны 1941—1945 года старший лейтенант Нина Распопова совершила 805 боевых вылетов и сбросила на позиции врага 11000 тонн бомб[2].
Источники
Примечания
dic.academic.ru
Магдагачинский район (Амурская область)
Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали послужило толчком для хозяйственного освоения приамурских земель. В соответствии с императорским Указом в 1907 году началось сооружение железной дороги от ст. Карымской в сторону Забайкалья до г. Хабаровска.
1910-й год стал годом начала строительства поселка Магдагачи, одновременно началась прокладка железной дороги в западном и восточном направлениях. В том же 1910 году был основан поселок Ушумун. Руководство строительством было возложено на опытного инженера – В. В. Тригубова. Постепенно началось освоение таежных просторов будущего Магдагачинского района, шло активное развитие золотодобычи, земледелия, торговли, транспорта. К началу XX века относится появление первых крупных предприятий на территории района. В 1904 году основывается поселок Тыгда, в 1906 году – поселок Сиваки. В связи с развитием золотодобычи в 1914 году был заложен поселок Пионер, немного позднее – поселок Апрельский.
В период Гражданской войны жители района многое сделали и многим пожертвовали, чтобы отстоять Советскую власть и покончить с разрухой. В годы Великой Отечественной войны труженики района самоотверженно работали и сражались, приближая Победу, в послевоенные годы восстанавливали народное хозяйство страны. Три жителя Магдагачинского района были удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Курбатов Михаил Тихонович, Суворов Василий Иванович, Бояринцев Тимофей Алексеевич. Их именами названы улицы и школы, героям открыты мемориальные доски.
В 1960-х – 1980-х годах активно формировался хозяйственный облик Магдагачинского района. Главными отраслями хозяйственной деятельности являлись лесная и горнодобывающая промышленность, железнодорожный транспорт, строительная сфера и сельскохозяйственное производство. Крупными промышленными предприятиями стали Магдагачинское вагонное и локомотивное депо, Сивакский, Гудачинский и Тыгдинский леспромхозы, трактороремонтный и лесоперерабатывающий заводы в п. Сиваки, Ушумунский шпалопропиточный завод, Чалгановский каолиновый комбинат, Гонжинский завод по розливу воды (сегодня это ЗАО «ТД - Амурская вода - Партнер»), выпускающий более 40 лет «Амурскую воду», известную своими целебными свойствами. Гонжинский минеральный источник был открыт еще в конце XIX века, на его базе работает областная бальнеологическая больница.
Магдагачинский район в современных границах как самостоятельная административно-территориальная единица был образован в 1926 году. С момента своего образования район назывался Тыгдинским и был включен в Зейско-Алданский округ Дальневосточного края, в который вошли и некоторые другие районы бывшей Амурской губернии. Позднее район вошел в состав Читинской области. В 1948 году Амурская область была выделена из Хабаровского края, и район снова оказался в ее составе. С момента образования в районе были созданы органы местной партийной и советской власти, районные учреждения. В 1932 году началось издание районной газеты «Вперед». В 1977 году Тыгдинский район был переименован и получил современное название – Магдагачинский.
www.bankgorodov.ru
Магдагачи (Амурская область)
8 Марта пер.
676124
8 Марта ул.
676124
Амурская ул.
676124
Аэропортовский пер.
676124
Веселая ул.
676124
Вокзальная ул.
676124
Восточная ул.
676124
Высокая ул.
676124
Гагарина ул.
676124
Гражданская ул.
676124
Деповской пер.
676124
Дзержинского ул.
676124
Железнова ул.
676124
Железнодорожная ул.
676124
Заводской пер.
676124
Западная ул.
676124
Заречная ул.
676124
Зейская ул.
676124
Зеленая ул.
676124
Интернациональный пер.
676124
www.bankgorodov.ru
Магдагачи (Магдагачинский район) | Фото Планета
магдагачи
Суд Магдагачинского р-на
Овражный 2, южная сторона
Овражный 5, южная сторона
Поезд
Станция Магдагачи, РЖД
Здание Следственного отдела СУ СКП РФ по Амурской области
Верхний городок, 4 ДОС
Госпиталь, позже штаб полка
Лозунг: Бережливое отношение к технике...
Верхний городок
Верхний городок, 1 ДОС
Станция Магдагачи
На запад
Радиоглаза
Дом
Парк и вокзал
Воинам интернационалистам
Школа №157 (МСОШ № 3)
кафе Камелия
Водонапорная башня, тренировочный городок
1996 год, клуб, стелла, плац, казармы
Церковь
Магдагачи.Вокзал
памятник воинам на площади
Магдагачи
Путепровод
АЗС, колонка, цены
Администрация рп.Магдагачи
Хлебопекарня
Баня
Три дороги в Магдагачи
Товарная
Magdagachi - dusty settlement
ул. Советская, после ремонта)
ШЧ, ТТК, м-н Сказка, д/с Сказка, мкр. Пентагон
ШЧ8
Нижний городок
Воздушная граница на замке
Кинотеатр Космос преобразуется в торговый центр
около Запраки
Белая зима
Бывший роддом, ж/д больница
Магдагачи
Памятник на площади
Маленькое наводнение
Магдагачи Вокзал
Труба на восток...
Игра теней
У жизни на краю
Цивилизация однако!
foto-planeta.com
Магдагачи — Википедия РУ
Дореволюционный период
В 1908 году начались подготовительные работы в виде постройки грунтовой дороги от Толбузино до Магдагачи протяжённостью 48 верст. Она проходила через три становика и множество топких марей, которые заваливали накатником в несколько рядов, а потом засыпали грунтом. По построенной дороге на лошадях перевозили технику, оборудование, людей, продовольственные товары, фураж.
Амурская область в то время не располагала людскими ресурсами. Для строительства железной дороги привлекали каторжников и контрактных рабочих. Первая партия каторжан в количестве 300 душ весной 1908 г. по рекам Шилке и Амуру на баржах была доставлена в станицу Толбузинскую. Среди каторжан были матрос Куприков А. Т., который отбывал наказание за восстание на крейсере «Очаков», и Кашугин Ф. Я. — матрос с «Потемкина». Также, к строительству привлекались китайцы, корейцы, нанайцы, эвенки и другие малые народности. Эксплуатация была непомерной. Труд ручной, никакой механизации, только лопаты, тачки, лошади. Весной 1910 года началось строительство поселка Магдагачи и одновременно железной дороги в западном и восточном направлениях.
Первый железнодорожный вокзал станции Магдагачи. На фото 1915 год. В течение XX века вокзал несколько раз перестраивался и простоял до 1987 годаК 1913 году в Магдагачах уже было застроено в верхнем и нижнем поселках по три улицы. В нижней части поселка строились только собственные дома, торговые дома компании «Чурин и Ко» и мелкие лавочки. Верхняя часть была застроена четырехквартирными домами, в которых жили служащие и чины охранных ведомств. Улицы носили названия святого Алексея и святого Владимира. На улице св. Владимира, там, где она пересекалась со сквером, была церковь этого же названия. Одновременно с поселком строилось депо. Вначале его сделали из досок и обили цинковым гофрированным железом. В 1913 году — срубили из брусьев и проложили пути отстоя паровозов. В депо были токарный и сверлильный станки, которые приводились в работу через механическую передачу от локомобиля. Сквозного движения поездов не было, так как строительство тоннеля в Уль-Ручьях еще не закончилось. Плечо езды было от Магдагачи до ст. Керак, где располагалось оборотное депо. Доезжая до станции Керак, пассажиры шли шесть километров пешком до станции Ковали. Грузы из вагонов перегружались на подводы и везлись по обводной грунтовой дороге. В 1913 году началось строительство двух каменных корпусов паровозного депо. Материалом служил серый гранит, залежи которого нашли на левой стороне реки Магдагачи. Через два года корпуса был сданы в эксплуатацию[2] В 1917 году на том же месте было построено первое отдельное здание больницы, где разместились стационар на 10 коек и поликлиника. В стационаре работал врач Михайлюк А. В. и санитарка Агапия Краснощекова-Автаева, амбулаторный прием в поликлинике вела медицинская сестра Ткачева Н. М[3].
Установление Советской власти
Храм на станции Магдагачи был построен в 1910–1913 годах. Церковь была частично снесена в 1929 году, окончательно в 1937 году.В апреле 1918 года в поселке была установлена Советская власть, поддержанная рабочими железной дороги и близлежащих приисков. Но уже в сентябре началось наступление японских интервентов и белогвардейцев на Амурскую область. К осени 1918 г. на Дальнем Востоке насчитывалось около 73 тысяч японских солдат и офицеров. В пределах Амурской области были расквартированы две японские дивизии и отряд американцев. Интервенты, чтобы создать видимость невмешательства, позволили сформироваться белогвардейскому правительству во главе с эсером А. Н. Алексеевским, которое сразу же активно взялось за восстановление старых порядков. Однако и это «правительство» не удовлетворило интервентов. Атаман Семенов, который хотел подчинить весь Дальний Восток, направил в Благовещенск воинским начальником полковника Шемелина, прославившегося своей жестокостью[4]. По его приказу в села были направлены карательные отряды. Трудящиеся поселка стали образовывать партизанские отряды и начали вести борьбу против интервентов и врагов Советской власти. Во главе отряда встал бывший учитель Толбузинской станичной школы Железнов Н. М., который упорно вел борьбу с врагом, но в ночь 14 сентября 1919 года, Николай Михайлович и его товарищи были схвачены семёновцами и после зверских пыток расстреляны у Восточного перехода станции Магдагачи, а позднее, сброшены в колодец. На этом месте установлен памятник 22 погибшим партизанам.
Памятник на могиле 22 погибших от рук интервентов партизан на привокзальной площади ст. МагдагачиВ этих реалиях, в 1920 году было принято решение создать Дальневосточную Республику — буферное государство, между РСФСР и странами Антанты и Японией. Интервенты, за неимением правовой основы их пребывания на земле суверенного государства, вынуждены были отступить в Приморье. Белогвардейцы остались один на один с партизанами, преобразовавшимися в части маргинальной Народно-революционной армии ДВР. К 1921 году, поселок и окрестности были очищены от белогвардейских защитников России, а в 1922 году ДВР было упразднено, территория была присоединена к РСФСР.
Советский период
В 1932 году, советским правительством было принято решение об увеличении провозной и пропускной способности Транссибирской железной дороги, в связи с чем, в декабре 1932 года был создан БамЛАГ. В 1933 году, на ст. Магдагачи, в районе сопки Арестантка, развернулось строительство 9-го отделения БамЛАГа и лагерного пункта в районе нынешних очистных сооружений. Заключенные были заняты прокладкой вторых путей Транссиба, заготовкой древесины, постройкой и реконструкцией инженерных сооружений, зданий паровозного и вагонного депо, строительством жилья[5]. В свой пик, в 1936 году, в 9-м отделении, количество заключенных составляло 10 877 чел (РГИА ДВ, ф. Р-3625, оп. 1, д. 35, л. 1-6.). В 1938 году селу Магдагачи был присвоен статус поселка городского типа. В годы Великой Отечественной Войны, сотни магдагачинцев записались добровольцами на фронт, магдагачинские предприятия были переведены на военные рельсы, на предприятиях началось производство военной продукции. После разгрома Квантунской армии в Маньчжурии Красной Армией, в Магдагачинский лагерный пункт начали прибывать японские военнопленные, занятые хозяйственными работами на Магдагачинском узле, пробывшие до 1955 года.
Железнодорожный вокзал станции Магдагачи в 1986 годуВ Послевоенное время, поселок Магдагачи получил быстрое развитие, был открыт гражданский аэропорт, открыты склады снабжения «Якутзолото», произведено расширение магдагачинского железнодорожного узла, получил дальнейшее развитие Магдагачинский лесопункт Сивакского ЛПХ.
Современное состояние
Вид на станцию Магдагачи Центр поселка МагдагачиРазвал СССР негативно сказался на экономическом состоянии поселка, закрылись многие предприятия. В конце 90-х, начале 2000-х происходили большие проблемы в отопительный сезон. Ныне же удалось эту ситуацию переломить. Происходит благоустройство поселка, открываются новые торговые центры и магазины. В 2013 году вновь открылось вагонное депо.
Этимология
Интересно происхождение самого названия поселка. Существуют две версии. Одна из них основана на нанайской легенде (Магда — девушка, гати — болото). По этой легенде будто бы на месте нынешнего поселка жила семья нанайцев. Семья вымерла, и осталась жить среди болота одна девушка. Однако это предположение не изучено и маловероятно. Скорее всего, Магдагачи, в переводе с эвенкийского — место, где лежат старые, отмершие деревья.[6]
http-wikipediya.ru