Недвижимость пгт Чупа в районе Лоухском. Лоухский район чупа
Северная Карелия. Посёлок Чупа
Чупá – поселок городского типа в Лоухском районе Карелии. Население – 3419 жителей (2008). Поселок расположен на северо-востоке республики, на берегу Чупинской губы Белого моря, в 4 км к востоку от железнодорожной станции Чупа (на линии Санкт-Петербург – Мурманск). Прямо в черте поселка находится довольно красивый водопад.
Старинное поморское село Чупа впервые упоминается в 1574 году в письменах Соловецкого монастыря, тогда в нем насчитывалось 8 домов. Название предположительно происходит от карельского "чуппу" (угол). Веком спустя Чупа стала центром слюдяного промысла. Близ Чупы расположена Дедовская шахта по добыче слюды глубиной 50 м. Чупа известна самыми старыми в России разработками слюды-мусковита. Здесь также находится месторождение беломорита – "лунного камня". В Советские времена Чупинский горно-обогатительный комбинат "Карелслюда" был известным предприятием, после "перестройки" утратил былую славу.
В XVI – XVII вв. поэтим местам проходил торговый путь между Остерботнией – шведской областью в верховьях Ботнического залива, и русским Поморьем. Чупа, как и остальные карельские поселения района, относятся к числу "рунопевческих деревень", где зародился эпос "Калевала" – памятник мировой культуры. В дер. Кереть находится могила сказочника М.М. Коргуева, в пос. Чупа создан уникальный музей сказки, основанный на его литературных трудах.
Исключительно живописно побережье Белого моря, так называемый Карельский берег, изобилующий островами, заливами, мысами, скальными обнажениями. Здесь находится глубоко вдающаяся в сушу Чупинская губа – самый южный фиорд Баренцево-Беломорского региона. Чупинская губа является удобной гаванью для выхода судов в Белое море и на Соловецкие острова. Прибрежная зона губы является местом залегания и добычи разнообразных полезных ископаемых, что создает хорошие возможности для проведения геологических экскурсий с посещением обнажений горных пород и, при соответствующей организации, небольших шахт и рудников.
Чупинская губа Белого моря – место для морской рыбалки, входит в пределы историко-культурной территории "Карельское Поморье".
К поселку Чупа и Чупинской губе примыкают ряд горняцких поселков и старинное поморское село Кереть, расположенное в устье одноименной реки, богатой семгой и другими видами рыб. В сравнительно недавние времена в этой реке добывали речной жемчуг, славившийся не только по всему Поморью, но и далеко за его пределами.
Поселки Пяозерский и Чупа соединены частично асфальтированной автомобильной дорогой, которая связывает такие крупные населенные пункты, как Кестеньга, Сосновый, Лоухи.
Дорога Суоперя – Пяозерский – Чупа весьма перспективна в туристском плане, так как она дает кратчайший выход многочисленным финским и другим иностранным туристам к Белому морю и Соловецким островам, а также на федеральную трассу Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск.
Таким образом, в Чупинском регионе имеются хорошие предпосылки для развития разнообразных форм познавательного, научного и природного туризма. Ведутся работы по разработке и реализации проекта организации в Чупинской губе центра морской культуры поморов. В 1943 году поселку Чупа был присвоен статус поселка городского типа.
www.aurelia.ru
Поселок Чупа
Чупа в Википедии
Чупа́ (карел. Čuuppu) — посёлок городского типа в Лоухском районе Республики Карелия, административный центр Чупинского городского поселения. Расположен на северо-востоке Республики Карелия, на берегу Чупинской губы Кандалакшского залива Белого моря, в 4 км к востоку от железнодорожной станции Чупа (на линии Санкт-Петербург — Мурманск). Расстояние до районного центра Лоухи составляет 48 км по автодороге. Название происходит от карельского «чу́ппу» — угол, тупик. Старинный поморский Чупинский погост впервые упоминается в 1574 году в письменах Соловецкого монастыря, тогда в нём насчитывалось 7 дворов с населением 10 человек. Век спустя Чупа ...
Подробнее »
Краткая информация о Чупе
Год основания: 1574
Регион: Республика Карелия
Район: Лоухский район
Тип: поселок
GPS координаты: N 66° 16' 12.036" E 33° 3' 17.496"
Телефонный код: 81439 Как позвонить из других стран
Автомобильный код: 10
Почтовый индекс: 186670
Текущее время в: 07:18
Разница во времени с Москвой: 0 ч.
Население: 2409 чел.
Лучшие гостиницы
по типуГостиницы Базы отдыха поиск по названиюКереть-ТурСеверная экспедицияЧупаЧупинский яхт-клуб
Северная экспедицияКереть-ТурЧупаЧупинский яхт-клубРазвернутьсвернуть список
Фотографии Чупы
Добавить фото
Были в Чупе и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Чупы и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из Чупы со смартфонов на сайт!Добавить сувенир
Были в Чупе и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Чупу! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Чупы со смартфонов на сайт будет удобнее!Последние вопросы
Добавить вопрос
Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.
www.komandirovka.ru
Недвижимость пгт Чупа в Лоухском
Единый сайт Мультилистинг су предоставляет базу недвижимости пгт Чупа в районе Лоухском 34 объявления без посредников и от агентств с ценой, фотографиями, точкой на карте.
собственник Вера
Показать телефон
собственник Станислав
Показать телефон
ул. Пионерская д 48А кв 17, р-н Кондопожский, Чупа
собственник Наталия
Показать телефон
ул. Пионерская, д. 65. пом. 77, р-н Кондопожский, Чупа
собственник Cветлана
Показать телефон
собственник Серега
Показать телефон
собственник Людмила
Показать телефон
собственник Владимир
Показать телефон
ул. Пионерская, д. 92, р-н Кондопожский, Чупа
собственник Алексей
Показать телефон
собственник Владимир
Показать телефон
собственник Вера
Показать телефон
собственник Светлана
Показать телефон
собственник Мария Федорова
Показать телефон
собственник Антонина
Показать телефон
собственник Дмитрий
Показать телефон
собственник Александр
Показать телефон
собственник Аркадий
Показать телефон
собственник Владимир
Показать телефон
собственник Наталья
Показать телефон
собственник Игорь
Показать телефон
собственник Сергей
Показать телефон
собственник Татьяна
Показать телефон
собственник Владимир
Показать телефон
собственник Сергей
Показать телефон
собственник Елена Блинова
Показать телефон
собственник Cветлана
Показать телефон
Гостевые дома в северной Карелии: Гостевой комплекс "Аурелия"
На берегу Чупинской губы Кандалакшского залива Белого моря, на окраине поселка Чупа, Вас ждет полностью благоустроенный гостевой дом "Чупа". Схема проезда.
На территории гостевого комплекса имеется автостоянка, место для костра и удобная беседка с небольшим камином для приготовления шашлыков. Круглогодичная рыбалка на близлежащих озерах и губе Чупа; сезонная охота на боровую и водоплавающую дичь. Геологические экскурсии, посещение краеведческого музея имени народного карельского сказочника М. Коргуева. Увлекательная экскурсия к белухам в дайвинг центр в деревне Нильма. Встреча Нового Года и Рождества.
Расположение:
Республика Карелия, Лоухский район, поселок Чупа. Гостевой комплекс расположен на окраине поселка Чупа на берегу Белого моря. Посмотреть на карте
Гостевой комплекс "Аурелия" включает в себя:
Место идеально подходит для отдыха после долгого вояжа по рекам северной Карелии. Здесь Вы сможете отдохнуть, высушить вещи, принять сауну и неспешно дожидаться поезда.
Операторы мобильной связи:
- Мегафон – повсеместно;
- МТС – повсеместно.
Период работы: круглогодично. Правила проживания
На территории гостевого дома можно оставить под присмотром личный автотранспорт.
www.aurelia.ru
Чупа
Чупа - поселок городского типа в Лоухском районе. Расположен на берегу Чупинской губы Кандалакшского залива Белого моря.
Численность населения около 3000 человек (по данным 2010 года).
История поселка Чупа
У топонимистов две версии происхождения названия поселка: некоторые предполагают, что название произошло от карельского čyppа, то есть «угол». По мнению других, происхождение скорее саамское: čuöppöš - «конец залива».
Впервые поселение с таким именем упоминается в Писцовой книге 1563 года: «…в Чупской губе над ручьем волостка Чупа, а в ней погост, на погосте часовня, а у нее дьячек». В 1574 году запись о Чупе встречается в одной из купчих Соловецкого монастыря. В ней некий Иван Маковеев, сын Чукчи, продал земли Логину, сыну Цветнову: «В Керетской же волости погостишко Чупа и Чупской губы над ручьем, а на погостье дворы тяглые. <…> Всего в Чупе 7 дворов, а людей - 10 человек». Территория тогдашней «волостки» относилась к Керети, считаясь её выселками: «Керетцкой волости отхожие дворы».
В 1589 году Чупа была разорена, как и вся волость: «7098, Сентября в 7 день, грех наших ради, приходили немецкие люди рекою Ковдою к морю на поморские места в волость Ковду <…> в волость Кереть и в иные мелкие волости заморские. И те волости повоевали, церкви и дворы пожгли и людей побили, и, воевав, пошли Кемью рекою вверх. А приходило тех немецких людей 700 человек».
В 1590 году, когда в Беломорье вторглось регулярное шведское войско, Керетская волость вновь подверглась разорению, и, судя по всему, на Чупинских выселках просто перестали селиться.
Тот поселок Чупа, который мы знаем сегодня, возник в период между 1916 и 1918 годами, в связи со строительством Мурманской железной дороги, когда России срочно понадобился выход к незамерзающему Кольскому заливу.
Одновременно с прокладкой пути обустраивались порты в узловых пунктах – в Сороке, Кеми, Кандалакше, Чупе и на Мурмане.
Один из строителей Мурманки, П. З. Власов позднее вспоминал: «…Приехали мы в Чупу в 1918 году. В это время строилась железная дорога, обслуживание железной дороги началось в 1916 году, было построено несколько железнодорожных домов. Когда приехали, на месте поселка Чупа был непроходимый лес. Работали на железной дороге. Начальником строительства был Карганов Иван Игнатьевич. На квартире у нас жил мастер финн Римпель. Под его руководством была построена площадка для камней на пристани. На строительстве железной дороги работали китайцы и военнопленные из Германии…». Собственно, создавалось сразу два поселка: Чупа-станция и Чупа-пристань, примерно в четырех километрах один от другого.
В 1922 году заработали Чупинские горные разработки месторождений кварца, полевого шпата и слюды (будущий Чупинский ГОК «Карелслюда»), к 1923 году был организован леспромхоз. Местные жители работали в основном на сплаве леса, на погрузке камня для строительства. Железная дорога и связанные с нею предприятия требовали много рабочих рук, поэтому население Чупы пополнялось переселенцами, среди которых были даже завербованные китайцы и финны, поверившие в возможность создания в Карелии «Красной Финляндии».
В конце 1920-х годов в поселке Чупа-пристань был образован лагерный пункт, находившийся в подчинении УСЛОНа (Управления Соловецкими лагерями особого назначения). Второй расположился у ручья Средний, в конце Чупинской бухты. Позднее оба лагпункта переподчинили Белбалтлагу.
В 1941 году западнее Чупы (на Кестеньгском направлении) было остановлено наступление дивизии СС «Эдельвейс», чьей первоочередной задачей было перерезать Кировскую железную дорогу (бывшую «Мурманку»). Чупа оказалась в прифронтовой полосе. «Неблагонадежные» заключенные из поселковых лагпунктов были вывезены в центральную часть России, население частично эвакуировано в Архангельскую и Вологодскую области. На два года Чупа становится районным центром, а в 1943 году ей присваивается статус поселка городского типа.
На какое-то время работа в шахтах ГОКа была прекращена, но в конце декабря 1941 года вышло постановление о возобновлении горных работ Чупинского рудоуправления, и рудники уже не закрывались. К 1949 году объем добычи забойного сырца превысил довоенный уровень. Тогда же, поэтапно (с 1949 по 1953), местное рудоуправление было передано в ведение МВД. В Чупе вновь организуется лагпункт, благодаря чему, кстати, центральная часть поселка надолго получает весьма говорящее название - «Зона». В это же время одним из градообразующих предприятий Чупы становится образованный в 1923 году леспромхоз.
В 1967 году была введена в эксплуатацию Чупинская помольно-эксплуатационная (помольно-обогатительная) фабрика, которая давала 50 тысяч тонн обогащённого пегматита (полуфабрикат для фарфорово-фаянсовой промышленности) в год.
Вплоть до «перестроечных» времен поселок успешно развивался. На местном рыбозаводе, выросшем из организованного в конце 20-х годов рыбколхоза, коптили и солили горбушу, пикшу, беломорку для всего Союза. К 1985 году население Чупы насчитывало уже около 11 тысяч жителей, в поселке было четыре (!) Дома культуры, четыре детских сада, четыре библиотеки.
ПГТ Чупа: современность
К 1994 году ситуация изменилась. Стране уже стали не нужны ни местная слюда (дешевле оказалось везти из Индии), ни кварц. На Чупинском ГОКе сложилась тяжелая ситуация, шахты требовалось или поддерживать в нормальном состоянии, или консервировать. В результате слюдяные шахты оказались затоплены, а предприятие в 1996 году признано банкротом. К началу 1997 года из более чем 2000 рабочих мест на ГОКе осталось только 850, а к 1999-му число сотрудников комбината сократилось до 140 (занятых в основном на помольно-обогатительной фабрике). Леспромхоз и рыбозавод тоже практически приказали долго жить. На сайте Лоухского района упоминание об этих предприятиях есть (хотя последнее обновление страницы с информацией проходило в 2006 году!), однако ситуация уже на тот момент складывалась достаточно печальная: давая поселку всего-навсего около 300 рабочих мест, рыбозавод полностью работал на привозном сырье (это на берегу Белого моря!). Леспромхоз примерно в то же время проиграл очередной конкурс на продление аренды лесных участков и пошел с молотка. К концу 2006 ситуация в Чупе сложилась очень непростая. На одном из прямых эфиров тогдашний губернатор Сергей Катанандов заявил, что «перспектив у поселка нет и жителям оттуда лучше уезжать». В ответ чупинцы выступили с инициативой: в соответствии ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» провести референдум о выходе поселка из состава Карелии и присоединении к Мурманской области, где «накоплен положительный опыт развития приполярных зон». Никто, конечно, из республики не ушел, однако ситуация с тех пор к лучшему не изменилась. Частично рабочими местами местных жителей обеспечивает помольно-обогатительная фабрика, частично - железнодорожная станция.
Как добраться до п. Чупа: дороги и транспорт
Железнодорожная станция «Чупа» относится к Мурманской ветке Октябрьской железной дороги. Основные направления - Москва, Мурманск, Санкт-Петербург.
Поселок расположен севернее райцентра (ПГТ Лоухи) в 15 км от трассы М-18 «Кола»
Осуществляются ежедневные автобусные рейсы до Петрозаводска.
Достопримечательности п. Чупа
- Мемориально-краеведческий музей сказочника М.Коргуева.
- Своеобразной достопримечательностью поселка может считаться наличие собственного яхт-клуба, что довольно необычно для поселка с практически «убитой» экономической составляющей.
Праздники поселка Чупа
- ежегодный этно-рок фестиваль «Белый шум» или, как его еще называют, - северный фестиваль живой и электронной музыки на Белом море. Обычно организуется в середине-конце июня, проводится на полуострове Медвежка, рядом с поселком.
- регата «Кубок Кандалашского залива». Организуется Чупинским яхт-клубом. Проводится в честь экспедиции русского этнографа С. В. Максимова (1831-1901 г.г.) и издания его книги «Год на Севере», посвященной Беломорью. Маршрут регаты проложен так, чтобы частью пройти по пути, который ученый преодолел на почтовом карбасе из Кеми до Кандалакши в 1857 году. Для дополнительного привлечения туристов дни проведения регаты по возможности совмещаются с музыкальным фестивалем.
vezde.karelia.ru
Поселок Чупа, Лоухский район, Восточная Карелия
Поселок Чупа, Лоухский район, Восточная Карелия
Источники Соловецкого монастыря.
«…. В актах Соловецкого монастыря 1520 года от 12 октября имеется купчая Семёна Андреева, сына Худокуя на угодья по реке Керети, проданные Василию Родионову-Синице. «… в Керети реки промеж волощане куда топор ходил и коса, и с пешьшими и с водяными угодьи. А взял есми у Василия у Синицы на своём посильи сорок алтын денег московским числом». Там же имеется купчая от четвёртого октября 1540 года Ивана Маковеева, сына Чукчи на угодья в Чупе, проданные Логину, сыну Цветнову.«В Керетской же волости погостишко Чупа и Чупской губы над ручьем, а на погостье дворы тяглые (1574г.). Всего в Чупе 7 дворов, а людей -10 человек»….»
По материалам исследования Игумена Митрофана (Боданина) 2007 год, исследователя подвижнечества Преподобного Варлаама Керетского: «…Если посмотреть на современную карту, в двадцати верстах от Керети, в глубине Чупской губе ныне находится поселок Чупа. Однако надо сразу оговориться: «теперешний поселок Чупа — новый, он не связан с древнейшей волосткой Чупой». Современный поселок Чупа возник в 1916 году, в связи со строительством Мурманской железной дороги. Во времена Варлаама здесь были «Керетцкой волости отхожие дворы», то есть выселки, отдельные дворы людей, поселившихся в стороне от основного Керетского поселения. Впоследствии и запись : » Поселка в губе Чупа никакого нет».Та «древнейшая волостка Чупа», скорее всего, находилась ближе к вершине Чупской губы, в районе устья ручья, в настоящее время носящего название Средний. Ясно, что это не историческое название: оно дано ручью недавно, так сказать «на скорую руку». Составители жития преподобного Варлаама, изданного в 1908 году, видимо, имея каие-то нам неизвестные материалы, указывают на, якобы, «впадающую в Чупскую губу реку Чаваньгу ( или Чеваньгу ),вытекающую из Чупского ( или Чуповского ) озера». Но при этом местом нахождения Чупской губы указывают Терский берег Белого моря, что на Кольском полуострове, чем вносят в свое сообщение полную путанницу. Если же отбросить эту последнюю неточность, можно предположить, что упомянутая «Чеваньга» и есть древнее название ручья, у которого расположилась «волостка Чупа в Чупской губе над ручьем». Чудесным образом сохранилось документальное описание этого места пребывания Варлаама в Керетские пределы, была составленна опись этих мест. В Писцовой книге 1563 года сообщается, что «в Чупской губе над ручьем волстка Чупа, а в ней погост, на погосте часовня, а у нее дьячек». Мы не знаем, кто был этот упомянутый при часовне «дьячек». Возможно это и есть Варлаам Керетский, но в таком случае эта информация свидетельствует о лишении Варлаама священного сана, и мы имеем удивительное историческое свидетельство о его жизни в Чупской губе в это время. Во всяком случае, из предания известно, что именно Варлаам «при Чупской губе поставил часовню». «И в той губе, невдалеке от берега избрав место, поставил себе келью малу, и вселился в нее, труждашеся в пустынных озлоблениях, глад и жажду и наготу терпяще, зверьми лютыми и бесовскими страшилищами устрашаем, и терпяще многажды от лопи, коя от зверей ничемже не разнится, приходящей и грозящей блаженному, да бежит от места сего, с тем же прещением и стрелы их, коими хотяху убити его. Он же, терпяще во бдении, и в молитвах, и славословиях день и ночь пребывая, в плаче и слезах, и содрогании сердечнем сотрясаясь по вся часы, во умилении и в страхе, и в памяти смертней».
Спустя еще 12 лет эти места вновь были описаны в «Поморских писцовых книгах 1575 года». «В волости Керети, что на реке Кереть» к тому времени служил уже белый «поп Микула,да черной пономарь старец Парфирей». Что же касается «погостишка Чупы в Чупской губе над ручьем», то дворов и людей там явно поубавилось, а про «часовне на погосте и дьячка» при ней уже неупоминается. Конечно, это не есть свидетельство их отсутствия вообще, — скорее, речь идет об общем запустении этих мест, и соответсвенно, о падении интереса к нему у сборщиков царских податей. Причина такой перемены в жизни вскользь упоминается в том же документе: «а запустели те дворы от Босоргина правежу и от голоду». (Басаргин правеж — опричный погром беломорья) . Всему этому есть достаточно ясное историческое объяснение. Ко времени описываемых событий, к концу 16 века, Керетская волость, это некогда обширное и богатейшее поморское поселение, пришло в крайний упадок. В самих же Чупинских выселках, судя по всему, вообще уже никто не селился. Такая печальная ситуация, наступившая на Поморье в 90-х годах 16 столетия, имеет вполне конкретную причину. «7098, Сентября в 7 день (в 1589 год),грех наших ради, приходили немецкие люди рекою Ковдою к морю на поморские места в волость Ковду, а из Ковды в волость Умбу, а из Умбы в волость Кереть и в иные мелкие волости заморские. И те волости повоевали, церкви и дворы пожгли и людей побили, и, воевав, пошли Кемью рекою вверх. А приходило тех немецких людей 700 человек».Руководил тем походом Пекка Весайнен — историческая личность, весьма популярная в Финляндии. Он хорошо известен каждому финну как борец за независимость и национальный герой. Известно и его второе имя — Юхо (Juho), под которым он описан в посвященном ему романе известного финского историка Сантер Ивало. Пекка родился около 1550 года и жил на хуторе Весала, недалеко от Оулу. Он же возглавлял разбойное войско.Отношение к русским у финских поселенцев Остборнии характеризовалось понятием «vanhanvihan» — застарелая злоба. Не дожидаясь формирования регулярного шведско — финского войска и обьявления войны Весайнен с весны 1589 года начал личные боевые действия — кровавые рейды по селениям Белого моря. Безнаказанно разоряя их. Тогда же были уничтожены и Чупинские выселки, Кандалакшский и Трифоно-Печенгский монастыри.В декабре 1589 года Пекка Весайнен был зарезан одним из пленных русских, а регулярное русское войско вышедшее на защиту Беломорья уничтожило его столицу и родственников.В январе 1590 года уже регулярное шведское войско вторглось в беломорье, разоряя и сжигая все на своем пути. И вновь Керетские пределы были преданы огню и разорению. И по всей видимости Керетский деревенский погост и кладбище были единственным «процветающим местом» среди всеобщего разорения. Разоренные жители вернулись в Кереть. Чупа к сожалению так и не восстановилась до начала 20-го столетия.
Пока в веке 20-м Российская империя не приняла решение о постройке «Мурманской железной дороги». «Северный Ледовитый океан настоятельно нуждается в соединении его рельсовым путем с внутренней Россией. Кроме того, железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути». Тем не менее толчком к строительству дороги послужила Первая мировая война , в которую Россия вступила в1914-м году. Впервые в практике отечественного железнодорожного строительства были разработаны смешанные и поэтапные схемы доставки грузов по принципу «море-река-трасса» с несколькими перегрузками или «море-трасса». Одновременно с прокладкой пути началось обустройство портов в нескольких узловых пунктах – в Сороке, Кеми, Кандалакше, Чупе и на Мурмане.
Железнодорожными ветками были соединены с трассой пункты, узловые с точки зрения доставки грузов: берег Сорокской бухты, Чупа, Княжая, Хибины. Работали на строительстве пленные – 8100 человек, в основном славянского происхождения – из западносибирских концентрационных лагерей военнопленных в начале 1915 года на строительство линии Петрозаводск — Сорокская бухта. Во второй половине лета к ним добавились еще 2100 человек. Содержались они вполне сносно, жили в бараках и палатках, обеспечивались «климатической одеждой». «Полку военнопленных» заметно прибыло после весеннего наступления русских войск в 1916 году – на участок трассы Петрозаводск — Мурман поступил 25-тысячный «контингент» немцев и мадьяр. По мере завершения строительства отдельных участков наемных рабочих и военнопленных заменяли бойцами сводного батальона военного ведомства, состоящего из шести военно-рабочих рот. Они привлекались для обеспечения «срочных перевозок грузов чрезвычайного военного значения». С мая 1916 года трассу стали «обживать» два железнодорожных батальона, в обязанности которых входили уже чисто профессиональные функции – обеспечение службы временного движения, тяги, телеграфной связи, кондукторского надзора и тому подобное.Небезынтересно также и то, что работы на трассе велись круглосуточно, даже в условиях полярной ночи, когда возводимые объекты освещали факелами и кострами.
Годом основания Чупы можно считать 1916-й , Из воспоминаний о поселке Чупа Власова П.
«…Приехали мы в Чупу в 1918 году. В это время строилась железная дорога, обслуживание железной дороги началось в 1916 году, было построено несколько железнодорожных домов. Когда приехали, на месте поселка Чупа был непроходимый лес. Работали на железной дороге. Начальником строительства был Карганов Иван Игнатьевич. На квартире у нас жил мастер фин Римпель. Под его руководством была построена площадка для камней на пристани. На строительстве железной дороги работали китайцы и военнопленные из Германии. В 1918 году были английские войска. Люди даже не верили, как это будет железная дорога и паровозы, С 1920-23 г.г. образовался леспромхоз. Жизнь строителей была очень тяжелой. Разработки камня происходили вручную. Возили в больших лодках на веслах. Разгружали из лодок лебедкой при помощи рукоятки. В 1923 году образовался Карелгранит. 2 мая 1922 г. — В Лоухском районе вступили в строй Чупинские горные разработки месторождений кварца и полевого шпата. С данной даты ведёт свою историю ЗАО «Чупинский ГОК». С поялением железной дороги появились и жители поселка Чупа, которые работали на сплаве, на погрузке камней…»
Тогда и начался новый этап развития старых Чупинских выселок. Поселок у железной дороги получил названия Чупа – станция, поселок у пристани на побережье Белого моря Чупа- пристань, их разделяло 4 км. 1922-й – 1930-й год , годы первого советского строительства. Чупа-станция пополняется различными переселенцами желающими работать на железной дороге и предприятиях спутниках, в этот период в северную Карелию в большом количестве пребывают граждане Финляндии , опрометчиво поверившие в строительство новой жизни в революционной России и создание «Красной Финской республики», украинцы, белорусы, жители центральных областей России, бывшие вербованные строители ж.д. дороги…Уже в конце 20-х годов Чупа становится местом ссылки и заключения, в поселке Чупа – Пристань образуется лагпункт подчиненный, УСЛОН (Управлению Соловецкими лагерями особого назначения). Другой лагерь , как это не парадоксально, находился в конце Чупинского залива у ручья Средний, место нахождения Чупинских выселок (Средневековой Чупы). Рядом с тем местом, где согласно исследованиям игумена Митрофана Боданина , в конце 16-го века, нашел свое последнее земное пристанище покровитель моряков и рыбаков Преподобный Варлаам Керетский.
В последствии причисленный к лику Святых, новомученник Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров), епископ Ковровский пишет в своих воспоминаниях: «….За принадлежность к группе архиереев (арх. Корнилий, арх. Григорий), возглавляемой митрополитом Сергием Старгородским — 3 года Соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма — май 1927 г. Соловецкие лагеря — Разноволока, Чупа Пристань, Попов Остров, г. Кемь. Сторож, счетовод хозчасти, сторож.
Арестован 23 декабря 1929 г. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 г. Возвращен на Попов Остров 1 января 1930 г. Болел сыпным тифом в январе — феврале 1930 г. В Соловецких лагерях по приговору июнь 1927 г. — 2 января 1930 г. Без приговора сверх срока — 2 января — 23 февраля 1930 г.» http://www.patriarchia.ru/
Горькие слова, но именно так начиналась Советская Чупа. «…Кармурлаг или Камурлаг – Карело-мурманские лагеря ОГПУ. Подчинялись СКИТЛ. Организованы в начале 30-х гг. Лесоповал; рыбный промысел. Адм. центр – Кемь. Первые заключенные привезены с Соловецких островов…» А в это же время так же организовывался рыбколхоз, расширился леспромхоз, по лесам ходили партии геологов, разведывая залежи пегматитов и слюды, расширялась железная дорога, появляется школа. Чупа строит социализм и модернизирует железную дорогу.
Весь Чупинский мартитолог составляет более 70-ти человек, Керетский более 50-ти , это только 1937 – 1938 годы, получается что, каждый 15-й житель Чупы был расстрелян , а в последствии реабилитирован. Лагеря продолжали работать, только подчинение было Белбалтлагу, все силы были и энергия брошены на обеспечение работы Беломоро-Балтийского канала и фарфоровой промышленности, стране развивающей энергетику по плану ГОЭЛРО нужны были хорошие электроизоляторы и лес.
1941-й . Наступление на Кестеньгском направлении эсесовской дивизии «Эдельвейс» стремящейся перерезать тонкую нитку теперь уже Кировской железной дороги было остановлено в нескольких километрах от Лоух и Чупы. Все старинные карельские деревни находящиеся между Белым морем и Финской границей были выжжены бегущими частями Красной армии, чтобы лишить врага опорных баз, население эвакуировали в Чупу. В этот период Чупа – Пристань, и Чупа – Станция (тогда еще разные поселки) оказались практически на передовой и жители отдавали все силы на помощь фронту. Мужчины ушли на фронт, а в забои шахт, за руль судов и в рыболовецкие артели встали женщины и дети. С развязыванием войны в Лоухах началась постройка аэродрома. Этот аэродром построен силами детей, стариков и домохозяек. Мужчины на постройке аэродрома участия почти не принимали, т.к. все были мобилизованы на фронт. Но, несмотря на то, что мужских рук было очень мало, работа в поселке не прекращалась. Женщины занимались заготовкой дров для топки паровозов, ловлей рыбы и т.д. Правда, первое время войны не работали шахты и рудники. Рудники начали работать с января 1942 года. В шахтах также работали женщины.
Завершилась война, большая часть мужского населения Чупы не вернулась с фронта и опять женщинам и подросткам пришлось осваивать взрослые мужские профессии проходчиков, шахтеров, рыбаков, бульдозеристов, лесорубов и строителей. Разоренная Чупа начала принимать следующую волну переселенцев из центральных регионов страны, возвращались эвакуированные. Нужен был лес, очень много леса и камня ведь больше половины страны лежало в руинах. На рубеже 40 –х 50-х годов был дан новый старт развития Чупы. Страна стала вкладывать средства в Чупинскую горную промышленность. И как обычно в то время на большие стройки пришли заключенные. С лагпункта «Белречлага» теперь уже центральная часть Чупы получила прозвище — «ЗОНА». Лаготделение в п. Кильдинстрой, п. Чупа закрыт 20.07.53. Вероятно закрытие связано со смертью Сталина. Со смещением Берии закрывается ЗОНА, Чупа начинает становиться развивающимся промышленным центром. Тем временем об обычной жизни 50-х годов в поселке действует рудоуправление, рыбозавод, колхоз «Красная армия», леспромхоз. Организовано шпалопиление. Шпалозавод выпускает 350 шпал в смену. Шпалы идут для широколинейных железных дорог. В 1958 году построена механизированная мастерская с централизованным отоплением. В мастерской установлены различные станки: 2 токарных, строгальный, сверлильный, фрезерный, точильный и др. Построена механизированая кузница, достраивается гараж и другие подсобно-вспомогательные помещения для обслуживания механизмов.
Экономика стала развиваться взрывообразно, и за труд стали платить настоящие деньги. Следующая волна трудовых мигрантов «накрыла Чупу». Шахты стали разрастаться в глубину и ширь, требовалось все больше и больше рабочих рук и …руки нашлись. В течении нескольких лет было буквально уничтожено старинное село Кереть с 600-т летней историей, как бесперспективное , а так же многие сотни поморских сел и деревень на берегах Белого моря в которых еще хранились остатки поморского быта и культуры, только поляны заросшие травами напоминают сейчас о былом величии Восточной Карелии. Шахтам нужны были шахтеры, леспромхозу трактористы и пильщики с вальщиками. И они нашлись. Чупа стала стала как промышленный муравейник. Чупа расцвела, превращаясь в столицу горного и лесного промысла севера Восточной Карелии. Как грибы после дождя возникают новые дома, школы магазины, спутные производства, открывают
slushano.ru
Публичная кадастровая карта 2018 года
Найти участок
Кликните на карте на любой земельный участок или дом, чтобы получить информацию
Загрузка данных...
Пожалуйста, подождите.
Объект по этим координатам не найден
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).
Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет
- межевание не делалось вообще
- межевание сделано давно (до 2006 года)
- межевание сделано недавно (1-2 месяца назад)
- технические ошибки кадастровой карты
Подробнее читайте в нашей статье
Для сайтаДля форумаПрямая ссылкаДинамическая картаСсылка на объектКарта ЯндексКарта GoogleКарта 2GISOpenStreetMapСпутник ЯндексСпутник GoogleСпутник Bingx4x5x6x7x8x9x10x11x12x13x14x15x16x17x18
Чтобы разместить карту на сайте или форуме, cкопируйте и вставьте код полностью и без изменений. А чтобы поделиться картой в социальных сетях — просто поставьте лайк:
На карте показываются только участки, для которых сделано межевание (т.е. измерены точные координаты углов).Поэтому возможны 4 причины, по которым участка на карте нет:
- межевание не делалось вообще
- межевание сделано давно (до 2006 года)
- межевание сделано недавно (1-2 месяца назад)
- технические ошибки при регистрации межевого плана
Карта Карта ЯндексКарта GoogleКарта 2GISOpenStreetMapСпутник ЯндексСпутник GoogleСпутник Bing
Кадастровые границы Без кадастровых границС кадастровыми границами
Тематическая карта
Распечатать
karelia.kdmap.ru