Безымянка (станция метро). Метро безымянка
Безымянка (станция метро) - это... Что такое Безымянка (станция метро)?
Координаты: 53°12′45.28″ с. ш. 50°14′50.92″ в. д. / 53.212578° с. ш. 50.247478° в. д. (G) (O) (Я)53.212578, 50.247478
«Безымянка» — станция Самарского метрополитена. Расположена на 1-й линии между станциями «Кировская» и «Победа».
Станция открыта 26 декабря 1987 года в составе первого пускового участка Самарского метрополитена «Юнгородок» — «Победа».
История
В 1981 году началась проходка первого тоннеля. В марте 1982 года закончена проходка тоннеля «Безымянка» — «Кировская». В 1985 году станция была готова к отделке.
Вестибюли
«Безымянка» — единственная станция в Самаре, где оба вестибюля работают. Они оборудованы лестницами, выход на улицу осуществляется через подземные переходы.
Архитектура и оформление
Общая гамма черно-белая: белые мраморные полы и боковые стены, черные гранитные пилоны в два ряда по краям платформы. На путевых стенах картины жизни и работы авиационных заводов во время Великой отечественной войны выполненных мраморной мозаикой.
Алексей Григорьевич Моргун, тогда главный архитектор города, распределял задания на проектирование интерьеров всех станций самарского метро, «Безымянку» он сразу оставил себе. Коструировать ее решил лично. В годы Великой Отечественной войны появился поселок Безымянка. Название ему дала маленькая железнодорожная станция, вокруг которой поселок и вырос. Сюда, на эту станцию в 41-ом году 16-летнего парня Алешу Моргуна занесла волна эвакуации. Он начал работать клепальщиком на авиационном заводе. Так из прошлого, возникла идея оформления станции. Образ «Безымянки» должен был вызывать в памяти те незабываемые образы зимы 41-го-42-го. Для него это была не просто архитектурная задача, это была потребность души.
Состояние станции
Состояние станции вполне удовлетворительное. В капитальном ремонте не нуждается.
Ссылки
платформа станции
dic.academic.ru
Безымянка (станция метро, Самара) — Энциклопедия нашего транспорта
Материал из Энциклопедия нашего транспорта
«Безымянка» — промежуточная станция первой линии Самарского метрополитена.
Открыта 26 декабря 1987 года в составе участка «Юнгородок» — «Победа».
Расположена под улицей Победы в месте пересечения её улицей Ново-Вокзальная.
Разработчики проекта
Архитекторы
А. Г. Моргун, Д. А. Моргун.
Художник
А. Ф. Темников.
Художник панно
А. Н. Кузнецов.
Конструкция
Колонная трёхпролётная мелкого заложения.
На станции построены два вестибюля, оборудованные лестницами.
Название
Названа по одноимённому историческому району, который, в свою очередь, был так назван по находившемуся ранее на этом месте посёлку и железнодорожной станции Безымянка.
Выход в город
- На улицы Победы и Ново-Вокзальную.
- К железнодорожной станции Безымянка (700 м от ближайшего схода у дома 93 по улице Победы):
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Техническая информация
Станция без путевого развития.
В 2011 году станция одной из первых в Самарском метрополитене была оснащена инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Художественное оформление
Общая гамма чёрно-белая: белые мраморные полы и боковые стены, чёрные гранитные пилоны в два ряда по краям платформы. На путевых стенах — мраморные мозаики с картинами жизни и работы авиационных заводов во время Великой Отечественной войны, сражений и послевоенной техники.
Когда Алексей Григорьевич Моргун, тогда главный архитектор города, распределял задания на проектирование интерьеров всех станций метрополитена, «Безымянку» он сразу же оставил себе. Он не мог её отдать никому другому. Это была его станция.
— Отозвалось: родное! — говорит Алексей Григорьевич.
«Безымянка» — это острые, почти не стирающиеся временем воспоминания о бурно разраставшемся у него на глазах отдельном городском посёлке. Название ему дала маленькая железнодорожная станция, вокруг которой посёлок и вырос. Сюда, на эту станцию, в этот посёлок, в сорок первом году занесла 16-летнего парня Алёшу Моргуна волна эвакуации.
Здесь, на авиационном заводе, он стал тогда работать клепальщиком. В памяти остались на веки чёрные силуэты на белом снегу — людей, станков, каркасов строящихся зданий, самолётов… Строгая геометрия перспективы цеховых пролётов: лампы висели только над сборочными стендами, чётко высвечивая ряды тёмных металлических колонн… Эти чёрно-белые образы сурового времени расцвечивались в воспоминаниях только редкими красными полосами на закопчённых стенах цеха с лозунгами: «Тыл и фронт — едины!», «Всё — для победы!»
Идея оформления станции родилась сразу: вид его «Безымянки» должен был вызывать в памяти те незабываемые образы зимы сорок первого — сорок второго. Для него это была не только архитектурная задача, это была потребность души.
Фотогалерея
Название станции на путевой стене | ||||
Панно с авиационным заводом | Панно с авиационным заводом | Панно с авиационным заводом | Панно с авиационным заводом | Панно с авиационным заводом |
Панно с авиационным заводом | Панно со строительством завода | Панно со строительством завода | Панно с воздушной атакой на танки | Панно с воздушной атакой на танки |
Панно с обороной Москвы | Панно с обороной Москвы | Панно с салютом Победы | Панно с салютом Победы | Панно с самолётами и парашютистами |
Панно с самолётами и парашютистами | Панно с самолётами и парашютистами | Панно с современной техникой | Панно с современной техникой | Панно с современной техникой |
Взрывозащитный контейнер | Реконструкция павильона | Название станции над лестницей | ||
Плакат «Самарцам о Самаре» |
Ссылки
wiki.nashtransport.ru
Безымянка (станция метро) Википедия
«Безымянка» Первая линия | |
Самарский метрополитен | |
26 декабря 1987 года | |
Советский | |
колонная мелкого заложения | |
~8 | |
1 | |
островная | |
прямая | |
102 | |
10 | |
А. Г. Моргун | |
А. Ф. Темников | |
«Куйбышевметрострой» | |
Ново-Вокзальная улица, Улица Победы | |
Безымянка | |
| |
06:00 | |
00:00 | |
Победа и Кировская | |
«Безымянка» — станция Самарского метрополитена. Расположена на 1-й линии между станциями «Кировская» и «Победа».
Станция расположена на улице Победы, на перекрёстке с улицей Ново-Вокзальной.
История
Строительство
В 1981 году началась проходка первого тоннеля. В марте 1982 года закончена проходка тоннеля «Безымянка» — «Кировская». В 1985 году станция была готова к отделке.
Пуск
Станция открыта 26 декабря 1987 года в составе первого пускового участка Куйбышевского метрополитена «Юнгородок» — «Победа».
Вестибюли и пересадки
Вестибюли оборудованы лестницами, выход на улицу осуществляется через подземные переходы.
Техническая характеристика
Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения ~8 метров).
Привязка общественного транспорта
Автобус
Троллейбус
- Маршрутное такси: № 89, 124, 126с, 126ю, 131, 205, 210, 217, 226, 240, 247, 253, 268, 272, 474, 480,
Архитектура и оформление
Общая гамма черно-белая: белые мраморные полы и боковые стены, черные гранитные пилоны в два ряда по краям платформы. На путевых стенах картины жизни и работы авиационных заводов во время Великой Отечественной войны выполненных мраморной мозаикой.
Алексей Григорьевич Моргун, тогда главный архитектор города, распределял задания на проектирование интерьеров всех станций самарского метро, «Безымянку» он сразу оставил себе. Конструировать её решил лично. В годы Великой Отечественной войны появился посёлок Безымянка. Название ему дала маленькая железнодорожная станция, вокруг которой посёлок и вырос. Сюда, на эту станцию в 41-м году 16-летнего парня Алешу Моргуна занесла волна эвакуации. Он начал работать клепальщиком на авиационном заводе. Так из прошлого, возникла идея оформления станции. Образ «Безымянки» должен был вызывать в памяти те незабываемые образы зимы 41-го-42-го. Для него это была не просто архитектурная задача, это была потребность души.
Состояние станции
Состояние станции вполне удовлетворительное. В капитальном ремонте не нуждается.
Интересные факты
- «Безымянка» — единственная станция в Самаре, где оба вестибюля работают.
В компьютерных играх
Схема станции
Фотографии
-
Платформа станции
-
Поезд прибывает на станцию
-
Вид в сторону выхода
-
Один из вестибюлей станции
-
Вид на подуличный переход станции
-
Вход в подуличный переход
См. также
Ссылки
wikiredia.ru
Безымянка (станция метро) — Википедия
«Безымянка» Первая линия | |
Самарский метрополитен | |
26 декабря 1987 года | |
Безымянка | |
нет | |
Советский | |
колонная, мелкого заложения | |
~8 | |
1 | |
островная | |
прямая | |
102 | |
10 | |
А.Г. Моргун | |
А.Ф. Темников | |
«Куйбышевметрострой» | |
Ново-Вокзальная улица, Улица Победы | |
| |
| |
06:00 | |
00:00 | |
Билайн, Мегафон, СМАРТС | |
«Безымянка» на Викискладе |
«Безымянка» — станция Самарского метрополитена. Расположена на 1-й линии между станциями «Кировская» и «Победа».
Станция расположена на улице Победы, на перекрёстке с улицей Ново-Вокзальной.
Строительство[править]
В 1981 году началась проходка первого тоннеля. В марте 1982 года закончена проходка тоннеля «Безымянка» — «Кировская». В 1985 году станция была готова к отделке.
Пуск[править]
Станция открыта 26 декабря 1987 года в составе первого пускового участка Самарского метрополитена «Юнгородок» — «Победа».
Вестибюли и пересадки[править]
Вестибюли оборудованы лестницами, выход на улицу осуществляется через подземные переходы.
Техническая характеристика[править]
Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения ~8 метров).
Архитектура и оформление[править]
Общая гамма черно-белая: белые мраморные полы и боковые стены, черные гранитные пилоны в два ряда по краям платформы. На путевых стенах картины жизни и работы авиационных заводов во время Великой Отечественной войны выполненных мраморной мозаикой.
Алексей Григорьевич Моргун, тогда главный архитектор города, распределял задания на проектирование интерьеров всех станций самарского метро, «Безымянку» он сразу оставил себе. Коструировать её решил лично. В годы Великой Отечественной войны появился посёлок Безымянка. Название ему дала маленькая железнодорожная станция, вокруг которой посёлок и вырос. Сюда, на эту станцию в 41-м году 16-летнего парня Алешу Моргуна занесла волна эвакуации. Он начал работать клепальщиком на авиационном заводе. Так из прошлого, возникла идея оформления станции. Образ «Безымянки» должен был вызывать в памяти те незабываемые образы зимы 41-го-42-го. Для него это была не просто архитектурная задача, это была потребность души.
Состояние станции[править]
Состояние станции вполне удовлетворительное. В капитальном ремонте не нуждается.
Интересные факты[править]
- «Безымянка» — единственная станция в Самаре, где оба вестибюля работают.
-
Платформа станции
-
Поезд прибывает на станцию
-
Вид в сторону выхода
-
Один из вестибюлей станции
-
Вид на подуличный переход станции
-
Вход в подуличный переход
wp.wiki-wiki.ru
Безымянка (станция) | Метропедия | FANDOM powered by Wikia
«Безымянка»
Открытие
26 декабря 1987 года
Глубина залегания, м
8 м
Статус
Жилая станция
Первое описание:
«Безымянка» — станция Самарского метрополитена, расположенная на Первой линии. В мире «Метро 2033» является частью одноимённой организации и одновременно — её столицей.Станция открыта 26 декабря 1987 года. Расположена на улице Победы, на перекрестке с улицей Ново-Вокзальной.
Название станция получила по историческому району Безымянка, под которым располагается.
Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения.
Общая гамма черно-белая: белые мраморные полы и боковые стены, черные гранитные пилоны в два ряда по краям платформы. На путевых стенах картины жизни и работы авиационных заводов во время Великой Отечественной войны выполненных мраморной мозаикой.
Алексей Григорьевич Моргун, тогда главный архитектор города, распределял задания на проектирование интерьеров всех станций самарского метро, «Безымянку» он сразу оставил себе. Коструировать её решил лично. В годы Великой Отечественной войны появился поселок Безымянка. Название ему дала маленькая железнодорожная станция, вокруг которой поселок и вырос. Сюда, на эту станцию в 41-м году 16-летнего парня Алешу Моргуна занесла волна эвакуации. Он начал работать клепальщиком на авиационном заводе. Так из прошлого, возникла идея оформления станции. Образ «Безымянки» должен был вызывать в памяти те незабываемые образы зимы 41-го-42-го. Для него это была не просто архитектурная задача, это была потребность души.
Описание Править
Станция — столица преступного объединения «Безымянка». Здесь же располагается штаб народного ополчения. Вместе с соседней Кировской отделена от своей основной территории заброшенной станцией Победа.
Население Править
Здесь живут несколько преступных банд, во главе которых стоит авторитет Эрипио. Также на Безымянке, судя по заявлению короля «волчат» Наколки, живёт и его банда. Над станцией располагается одноимённый район, в котором также живут «дикие».
Власть Править
До августа 2033 года главным на Бещымянке был Эрипио — криминальный авторитет и глава народного ополчения. После его смерти, произошли перевыборы главы. Кто им стал — неизвестно.
Роль станции в романе «Безымянка» Править
На станции до августа 2033 жили одни из главных героев романа: Эрипио вместе со своей наложницей Евой. Последняя уходит со станции, чтобы найти лекарство для своей больной матери. Сама Безымянка кучу раз упоминается в сюжете, а после начала новой войны её и Города, в столице начались бунты по поводу смены власти. Туда же в это время прибывают Орис вместе с Евой и Ваксой. Им удаётся выбраться со станции на поверхность и, найдя машину на ходу, уехать в сторону заброшенного санатория.
Возможно именно изоляция от Большого Метро станцией Победа и спасло станцию от её захвата Городом, наёмники которого остановились на Советской.
ru.metro.wikia.com
Безымянка (роман) | Метропедия | FANDOM powered by Wikia
ВНИМАНИЕ! Осторожно, спойлеры! В статье присутствуют серьёзные спойлеры. Если не уверены, что ознакомлены с тем, что здесь предоставлено, читайте на свой страх и риск, либо покиньте страницу. |
«Безымянка»
Дата выхода
Февраль 2011 года
Предыдущая книга
Следующая книга
Переплёт
Мягкий
Количество страниц
352
Формат
70x90/16 (170х215мм)
Основные персонажи
Примечательные события
«Метро 2033: Безымянка» — роман российского писателя Сергея Палия, написанный в рамках «Вселенной Метро 2033». Двенадцатая книга серии.
Пролог Править
Действие романа происходит в Самаре. Город окружён неким «Рубежом», выбраться за пределы которого невозможно. Самарский метрополитен разделён на два лагеря — чистый и благополучный «Город» и бандитская «Безымянка», погрязшая в нищете и разрухе. Тот день, когда между лагерями должен быть заключён мир, становится днём войны.
Главному герою Олегу Исакову, его помощнику Егору Ваксе и подруге Еве предстоит раскрыть политический заговор, пройти через всю Безымянку и добраться до легендарного пульта управления Самарой.
Город Править
Сюжет начинается с того, что Олег Романович Исаков — переговорщик Города по прозвищу «Орис», сидя на наблюдательном пункте близ станции Вокзальная, называемой в народе «Концом Льва Толстого», наблюдает за разрушенным городом. Закончив с этим занятием, он отправляется обратно на станцию, у самого её входа подстрелив мутанта-мэрга. На родной Вокзальной Орис встречается с газетчиком Бристолем и узнаёт от него некоторые события из жизни соседней фракции — Безымянки (диких). После чего, Исаков, вымывшись в душе. находит у своего дома Ваксу — мальчика-подростка, которого приютил Олег, и заходит с ним к себе домой. Через некоторое время к ним приходит сотрудник Центрального Департамента Комель, который от лица руководства требует прибыть на Московскую для завтрашних переговоров с Безымянкой. Орис, взяв с собой Ваксу, вместе с Комелем едет на дрезине через станции Города и добирается до новой Московской, где, узнав задачу от руководства, остаётся на ночь. Пока Вакса спит, Орис, минуя блокпост благодаря взятке таможеннику Сулико, встречается в заброшенном бункере со своей подругой Евой, которая является наложницей безымянского бугра Эрипио. Та рассказывает герою, что на утро, во время завтрашнего торжественного открытия тоннеля между Городом и Безымянкой и обмена ресурсами, начнётся война и пока она не началась, девушка просит Олега достать из архивов Московской бумаги с документами КГБ, в которых по слухам находится секрет управления Рубежом — «щитом», окружающим Самару. Их очень хочет заполучить Эрипио, но Ева говорит, что не отдаст их ему. Договорившись, оба возвращаются на свои территории. При помощи Ваксы, Олег успешно крадёт бумаги.
Война Править
На следующее утро происходит долгожданный обеими государствами обмен ресурсами между фракциями и торжественное открытие тоннеля. На церемонии присутствовали оба главаря: Савва Второй — со стороны Города и Эрипио — со стороны Безымянки, соответственно. После перерезания ленты, со стороны владений диких стреляет снайпер и убивает заместителя Саввы — Натрикса. Среди народа начинается паника и неразбериха. Пользуясь этим, городские наёмники выкатывают на рельсы вагоном излучающий перед собой электроаномалии, сильно давящие на мозг. С его помощью они начинают продвигаются вглубь безымянской территории, на Гагаринскую. Орис с Ваксой, чтобы спастись от вагона, забегают в боковое помещение у тоннеля и встречаются там с Евой и Эрипио. Бугор Безымянки требует отдать ему бумаги, но Орис, ударив его, наотрез отказывается и Эрипио, обещая отомстить уходит. Герои же продолжают путь по межлинейным подземельям. Чудом минуя флуктуацию «Каменная Зоя», троица под видом беженцев с Гагаринской приходят на Спортивную — третью станцию Безымянки, которую ещё не успел захватить Город. Почти в это же время на станцию забредает Роль — огромная тварь, которая, успев убить нескольких солдат, и свалить установленный на платформе обелиск, уходит, благодаря аплодисментам, вызванными Орисом, а позже — подхваченными остальными.
«Победа» Править
За спасение населения, один из наропольцев позволяет героям пройти к Советской. В перегоне между станциями троица сталкивается с бандой «волчат» — подростками-бандитами, которые отводят их к своему королю Наколке. Тот предлагает им еду и даже хорошо общается, пока к ним не прибегает со Спортивной отряд Хлебопашца — «шестёрки» Эрипио, знакомый Орису ещё с их встречи с Евой. Тот сообщает, что городские взяли станцию и вскоре будут на Советской. Увидев знакомые лица, дикий предлагает Наколке сдать их Эрипио, но его прерывает Ева, выстрелив в наропольца из своей «Беретты». Убив второго дикого, но отпустив третьего, Ева понимает, что «волчата» их не отпустят, поэтому бросает в них учебную гранату. Пользуясь тем, что дети рассыпались по укрытиям, она вместе с Орисом и Ваксой достигает Советской и, успешно минуя её, добираются до Победы. Орис поражается её чистоте и великолепию и узнаёт от девушки, что каждое утро станция сгорает и принимает свой первоначальный облик. Чтобы не сгореть, герои устраивают привал в помещении неподалёку. Когда все спят, Вакса по тихому пытается стащить документы, но его засекает Орис и начинает подозревать подростка, несмотря на его уверения в обратном. Отдохнув, все трое добираются до столицы Безымянки, где через КПП выходят на поверхность. Ева ведёт напарников к кирпичному гаражу, в которой стоит её транспорт — жёлтый ВАЗ-2101 по кличке «Цыпа».
Санаторий Править
Усевшись в автомобиль и только отъехав от места, автомобиль героев замечает УРАЛ, в котором сидит Эрипио. Под прикрытием УАЗа, главарь Безымянки начинает преследование троицы, которая собралась ехать туда, куда нужно бугру — в заброшенный санаторий «Волга», где скрывается вход на объект управления Рубежом. Орису, сидевшему на заднем ряду, несмотря на разрушенные дороги и отсутствие ремней безопасности, удаётся ранить пулемётчика на внедорожнике. Однако, несмотря на это, уже почти подъехав к пункту назначения, грузовик таранит машину и та попадает в аварию. Все трое теряют сознание.
Очнувшись, Орис выбирается из-под машины при помощи Ваксы и освобождает Еву. Расправившись с одним из выставленных Эрипио дозорных (второго утаскивают мэрги, друзья спускаются в подвалы санатория, идя по следу оставшихся диких. Уже слыша их голоса, Егор предлагает совершить трюк с гранатой, какой Ева уже проделала с «волчатами», но на этот раз граната оказывается настоящей. Происходит взрыв и, судя по стонам умирающих, Ева с Орисом понимают, что Вакса справился. Однако в темноте уцелевший Эрипио берёт замешкавшегося Ваксу в заложники и тот, понимая, что ему конец, закрывает друзей в тоннеле, ведущий к Вратам жизни, отрезав тем самым самого Эрипио от вожделенной цели.
Врата жизни Править
Оказавшись вдвоём, Олег и Ева находят в тоннеле дрезину, на которой добираются до ворот, при помощи ключей-карт одновременно открыв которые они попадают на другую сторону санатория. Практически тут же появляется надоедливый Эрипио который, вновь вырубив девушку, вступает в рукопашную схватку с Орисом, используя оставшийся у него нож. Находясь на грани смерти, Орис пользуется тем, что бугор Безямянки, будучи «кротом» в солнцезащитных очках, срывает их с него и начинает жмуриться солнечным лучам. Перехватив инициативу, Олег достаёт из нарукавного кармана крестовую отвёртку,которую достал из перевёрнутой «Цыпочки», и убивает главаря Нарополя.
Приведя в чувство Еву и обыскав мёртвое тело бывшего бугра Безымянки, напарники получают доступ к центру управления Рубежом — «Вратам жизни», и отключают часть щита по направлению к городу Тольятти. У Евы появляется желание покинуть город вместе с парнем, но на объекте также обнаруживается огромное количество оружия, боеприпасов, еды и лекарств.
Понимая, что медикаменты спасут жизнь не только всей Безымянки, но и родной матери, Ева предлагает Орису вернуться с этими припасами в Метрополитен и рассказать о складах его жителям. Радуясь этому, Орис понимает, что нашёл свою «Безымянку» — это была его Ева.
Главные герои Править
-
Орис.
Олег Исаков по прозвищу Орис — главный герой, около 28 лет. Работает в Городе переговорщиком. Есть подруга Ева и «сын» Егор.
Второстепенные персонажи Править
Основным местом действия является Самарский метрополитен. В финальной части романа описываются окрестности города Самара, военный санаторий «Волга» и в частности — одноимённая река.
Интересные факты Править
- Первая книга серии, на которой изображён сам автор.
- Первая обложка, сделанная не Ильёй Яцкевичем, а Василием Половцевым.
- Половина Самарского метрополитена, описанная в романе, не была построена к указанной в проекте дате Третьей Мировой войны.
- Первая книга о городе с Метро, сразу описавшая всю подземную систему.
- Фигурируют различные бункеры, в том числе Сталина и Берии.
- Название книги означает больше, чем просто одноимённую станцию Самарского метрополитена.
- Согласно роману, город окружает так называемый Рубеж.
- В романе упоминается, что Волга несколько раз выходила из берегов.
- Ещё один автор, ранее отметившийся в межавторском проекте «S.T.A.L.K.E.R.».
- Предполагалось продолжение, где было бы описано путешествие к Волжской ГЭС.
- Обладательница шуточной премии «Ванилька года» от RadioUniversum.
- «Ржавые Артёмы»: «Лучшая мужская роль второго плана» (Егор «Вакса») — победа; «Лучшее описание мира 2033» (Самара) — победа.
- Существует любительский перевод на польский язык.
ru.metro.wikia.com
Самарский метрополитен | Станция «Безымянка»
Станция — колонная станция неглубокого заложения, расположена на улице Победы, на перекрестке с улицей Ново-Вокзальной. Оба вестибюля, оборудованы лестницами, выход на улицу осуществляется через подземные переходы. Станция вошла в состав первой очереди и была открыта вместе с первым пусковым участком 25 декабря 1987 года.
В 1981 году бригадой А.Павлова началась проходка первого тоннеля на перегоне от Дворца спорта авиазавода к станции «Безымянка» с помощью первого смонтированного проходческого щита ТЩБ-7 (16 июня 1982 года). В декабре 1982 года произошла первая сбойка — бригада В.Саратовкина вывела проходческий щит в котлован станции «Безымянка», завершив проходку 725 метрового тоннеля «Кировская-Безымянка». В марте 1982 года на строительства станции пришли строители, а уже к концу 1985 года станция была готова к отделке.
Когда Алексей Григорьевич Моргун, тогда главный архитектор города, распределял задания на проектирование интерьеров всех станций метро, «Безымянку» он сразу же оставил себе. Он не мог ее отдать никому другому. Это была его станция.
— Отозвалось: родно!- говорит Алексей Григорьевич.
Безымянка — это острые, почти не стирающиеся временем воспоминания о бурно разраставшемся у него на глазах отдельном городском поселке. Название ему дала маленькая железнодорожная станция, вокруг которой поселок и вырос. Сюда, на эту станцию, в этот поселок, в сорок первом занесла Моргуна, тогда 16-летнего паренька волна эвакуации.
Здесь, на авиационном заводе, он стал тогда работать клепальщиком. В памяти остались на веки: черные силуэты на белом снегу — людей, станков, каркасов строящихся зданий, самолетов, строгая геометрия перспективы цеховых пролетов: лампы висели только над сборочными стендами, четко высвечивая ряды темных металлических колонн... Эти черно-белые образы сурового времени расцвечивались в воспоминаниях только редкими красными полосами на закопченных стенах цеха — с лозунгами: «Тыл и фронт — едины!», «Все — для победы!..»
Идея оформления станции родилась сразу: вид его «Безымянки» должен был вызывать в памяти те незабываемые образы зимы сорок первого — сорок второго. Для него это была не только архитектурная задача, это была потребность души.
В первоначальной, исходной документации Самарского метрополитена не было станции с названием «Безымянка». «Должна быть станция нашей памяти. И название у нее должно быть наше, местное, историческое. Старой Безымянки, Безымянки военного времени, уже нет — так пусть станция метро будет ей памятником». Такой разговор состоялся в горисполкоме.
Общие черты архитектурные образа «Безымянки» определились сразу: здесь у Моргуна и второго автора проекта, главного художника города Александра Федоровича Темникова, было полное взаимопонимание. Никакого сверкания, никаких украшений — ни люстр, ни затейливой лепнины. Вообще никакой парадности — во всем строгий стиль мемориала. Освещение скрытое, но не монотонное. Общая гамма черно-белая: белые мраморные полы и боковые стены, черные гранитные пилоны в два ряда по краям платформы. Рассказ о трудовом подвиге самолетостроителей — на фризах, протянувшихся вдоль боковых стен. Рассказ в образах — обобщенных, графических, желательно вырубленных в мраморных блоках: будто зарубки на память...
Моргун и Темников очень хотели как-то уйти от традиционных колонн, предусмотренных типовым проектом, поэтому и спрятали их в широкие поперечные пилоны. Но выяснилось, что пилоны «вылезали» из нормативов безопасности...
Внезапно умер Игорь Борисович Федоров, и эскизы фризов, над которыми он работал с таким вдохновением, оказались незаконченными. Надо было искать другого художника-монументалиста. У Моргуна был такой на примете — москвич, заслуженный художник РСФСР Андрей Николаевич Кузнецов (занимавшийся, кстати, и витражами на станции «Победа»). В сорок первом он тоже был эвакуирован в Самару, и воспоминания об этом времени ему дороги, а тема близка. Именно ему принадлежала идея не вырубать изображения на двух стометровых мраморных фризах, для чего нужно было снять мастеров со всех остальных заказов, а сделать мозаику. Тоже из мрамора.
Третьим соавтором стал сын Алексея Григорьевича, — Дмитрий.
Чтобы напитать Кузнецова образами, Моргун водил его по безымянским заводам, по их музеям, устраивал встречи с теми, кто делал здесь первые куйбышевские «Илы» в те далекие военные годы... Московский художественный фонд для своевременного изготовления панно для станции был вынужден арендовать в Москве подвал жилого дома и из изготовленных в Самаре стендов и стеллажей организовывать в нем цех флорентийской мозаики. И вот наконец предстали перед нами эти — протянувшиеся вдоль всей платформы с обеих ее сторон — мраморные панно на фризах боковых стен. Впервые в городе выполненные в технике мраморной мозаики, а точнее инкрустации, причем так искусно, что трудно различить где рисунок составлен из мраморных плиток, а где в нем использовано многоцветье самого материала. Обобщенные, но не символические, а очень характерные и красноречивые образы притягивают взгляд, заставляют всматриваться в детали изображения. Каждый, кто попадает на «Безымянку» впервые обязательно проходит из конца в конец вдоль обоих развернутых мраморных свитков летописи безымянских заводов.
Повезло архитекторам с работавшими отделочниками-облицовщиками — они оказались не только опытными и искусными мастерами, но и настоящими художниками, способными увлечься красотой и истово служить ей. Однажды облицовщики сами, сознательно, пошли на вынужденный простой, чтобы дождаться когда достанут черный лабрадорит для всего пола. Правда, в нужном количестве его так и не раздобыли (и среднюю часть пришлось выложить темно-серым гранитом), но это уже не их вина.
Особенно благодарен Алексей Григорьевич бригадиру облицовщиков Е.Г. Тарасенко. Характерен для него такой эпизод — Моргун и сейчас рассказывает о нем с неостывшим восторгом. По идее архитекторов, на боковых стенах плитки черного гранита должны быть выложены до самого верха. Один из отделочников при Моргуне подошел к бригадиру:
— Это невозможно! Как туда раствор подавать?
Моргун готов был уже согласиться на отступление, но... вдруг бригадир заявил рабочему:
— Ладно, иди, сам сделаю.
И сделал!
Так родился окончательный, нынешний вид центрального нефа, — центрального пролета станции «Безымянка»: кряжистые, квадратные в сечении беломраморные столбы-колонны с торжественно-строгими вертикальными прочерками из черного лабрадорита; ребро потолочных балок, придававших интерьеру станции неуместный здесь деловито-будничный облик, в каждом шаге пары колонн скрыты за матово-белой штукатуркой на щитах; оставлены открытыми только глубокие поперечные впадины-кессоны между противостоящими друг другу колоннами: скрытые там яркие светильники резко выделяют полированные грани колонн, создавая чеканный световой ритм; он еще сильнее подчеркивается белоснежными квадратами, выделяющими подножия колонн на черном полированном полу.
В час когда на станции «Безымянка» малолюдно и поездов нет, если медленно идти вдоль платформы по ее оси, — ощущение такое, будто движешься меж двух рядов мемориальных обелисков, освященных факелами. Дорога памяти...
Архитектурно-декоративное оформление станции «Безымянка» — это симфония в камне в честь трудового подвига тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. В память тех лет сохранилось и название полустанка, на месте которого вырос крупный индустриальный район областного центра.
Именно на этой станции располагалась пусковая группа, возглавляемая главным инженером «Куйбышевметростроя» И.В.Шаверневым — готовившая метро к пробному пуску движения. В тот день никто из рабочих не ушел домой — все ждали пробного пуска поезда, и усталые и довольные люди встретили свой первый поезд в 23 часа 00 минут 1 ноября 1987 года, а через 4 дня был проведен митинг посвященный этому событию.
В результате большой, кропотливой работы родился окончательный, нынешний вид центрального нефа — продольного пролета — станции: кряжистые, квадратные в сечении беломраморные столбы-колонны с торжественно-строгими вертикальными прочерками из черного лабрадорита. Ребра потолочных балок, придававшие интерьеру станции неуместный здесь деловито-будничный облик, в каждом шаге парных колонн скрыты за матово-белой штукатуркой на щитах. Оставлены открытыми лишь глубокие поперечные впадины-кессоны между противостоящими друг другу колоннами: скрытые там яркие светильники резко выделяют полированные грани колонн, создавая чеканный световой ритм. Он еще сильнее подчеркивается белоснежными квадратами, выделяющими подножия колонн на черном полированном полу.
Станция работает с двумя вестибюлями и имеет 7 сходов для обеспечения входа и выхода на станцию. Выход № 1 и № 2 на улицу Победы к дому № 94; № 3 и № 4 на улицу Победы и Ново-Вокзальная к дому № 95; № 5 на улицу Победы к дому № 92; № 6 и № 7 на улицу Победы и Ново-Вокзальная, к Птичьему рынку и к железнодорожной станции «Безымянка».
Режим работы станции с 6-00 до 24-00, переходы открыты круглосуточно.
metrosamara.ru