Почему Колывань назвали Колыванью? Нсо колывань
Колывань (Новосибирская область) - это... Что такое Колывань (Новосибирская область)?
Колыва́нь — посёлок городского типа, бывший город, административный центр Колыванского района Новосибирской области.
Население — 10 711 чел. (на 1 января 2009 года)[2].
В 2007 году Колывань по численности населения среди всех посёлков городского типа занимала 170 место в России и 7 место в Новосибирской области[3]. По сравнению с 2002 годом численность населения сократилась на 0,3 тысячи жителей.
Колывань расположена на реке Чаус (бассейн Оби), в 45 км к северу от Новосибирска.
История
Чаусский острог
Колывань ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году для обороны южных границ Российского государства в Западной Сибири от набегов киргизов недалеко от нынешней Колывани на берегу реки Чаус в 6 верстах от её впадения в Обь.
Строительство острога началось 29 июня — 9 июля по новому стилю 1713 года и было закончено 4 (15)сентября того же года. В остроге размещались изба приказчика, ссудная изба, амбары. Первоначальное население острога составляли служивые люди отряда Дмитрия Лаврентьева, вскоре рядом с острогом появилась слобода, население которой росло за счёт крестьян, пришедших с реки Ишим[4].
В 1719 году на территории острога была построена Ильинская деревянная церковь. В 1721 году в слободе, не считая гарнизона и 30 казаков, проживало, по данным Д. Г. Мессершмидта, около 150 человек. В 1737 году в остроге уже насчитывалось 120 беломестных казаков; в 1741 году слобода состояла из 18 дворцов, а во всей Чаусской волости насчитывалось их уже 874. В 1747 году в самом Чаусском остроге проживало 311 разночинцев и 45 крестьян[4].
Острог за всё время своего существования никогда не подвергался нападениям врагов, к тому же граница Российского государства вскоре значительно сместилась к югу, поэтому укрепления Чаусского острога не реконструировались. В связи с этим поселение утратило военные функции, но население в нём продолжало расти. Новый импульс развитию хозяйственной жизни поселения дал Сибирский тракт, который в конце XVIII века прошёл через острог. В поселении стала развиваться собственная торговля. Население, помимо традиционных сельскохозяйственных занятий, стало заниматься извозом, появились ремёсла, связанные с изготовлением предметов, необходимых для транспортных нужд[5].
На рубеже XIX—XX веков
Поступательное развитие города остановилось в самом начале XX века, что связано с сооружением железнодорожного моста через Обь примерно в 50 километрах южнее Колывани. Возле нового моста возник и начал стремительно развиваться Новониколаевск (ныне Новосибирск). Сибирский тракт потерял своё былое значение, а Колывань пришла в упадок.
Согласно легенде, когда в 1890-е годы выбирали маршрут Транссибирской магистрали и место для строительства железнодорожного моста через Обь, колыванские купцы предлагали Гарину-Михайловскому «мешок золота» за то, чтобы трасса прошла через их город. Подготовленный им вариант трассы спрямлял Транссибирскую магистраль примерно на 20 вёрст, но имел ряд существенных недостатков, которые признал и сам автор. (Основная статья: Строительство Транссибирской магистрали в обход Томска)
В начале XX века в городе проживало 12 тысяч человек, функционировало 5 школ, 65 промышленных предприятий с 330 рабочими.
Приостановка в развитии Колывани в конечном итоге отразилась на её статусе. В апреле 1917 года Колывань вошла во вновь образованный Новониколаевский уезд.
После 1917 года
Дальнейшие изменения в жизни города были связаны с драматическими постреволюционными событиями. Люди привыкли жить самостоятельно, имели относительно крепкие крестьянские хозяйства — все это составляло тот капитал, с которым город не хотел расставаться. Тем не менее инерция социальных преобразований первых лет революции оказалась достаточно сильной. В декабре 1919 года в Колывани был организован ревком. Его представителем стал Андрей Предтеченский, а комиссаром — Василий Шубин. В мае 1920 года в Колывани прошли выборы в Советы. 6 июля 1920 года считается чёрной датой в истории Колывани. В тот день недовольство крестьянства, вызванное вводом продразвёрстки, вылилось в бунт против советской власти. Восстание в течение недели было подавлено, а со стороны большевиков последовало перераспределение собственности[6]. За обоюдную жестокость в ходе столкновения, Колыванское восстание вошло в историю страны как «Сибирская Вандея».
Драматические постреволюционные события, разрушение основ городского самоуправления и хозяйственного уклада изменили существовавший в городе порядок. Прежние сложные городские взаимоотношения упростились до классового противостояния, многообразие занятий жителей сменилось ограниченным набором видов кустарного производства и крестьянского труда. Молодые жители в массовом порядке переезжали в Новосибирск. К 1922 году численность населения Колывани уменьшилась в 2 раза по сравнению с 1880 годом и составила 7386 человек[7]. В 1925 году Колывань переведена в разряд сельских поселений, в начале 1940-х годов Колывань представляла собой крупное старинное село с агроучастком и несколькими кустарными предприятиями[7]. Развитие посёлка было осложнено удалённостью от сформировавшейся сети транзитных связей, отсутствием надёжного круглогодичного транспортного сообщения с новым быстрорастущим региональным центром Новосибирском.
После Великой Отечественной войны численность населения в Колывани стала расти, и в 1964 году она снова стала городским поселением, получив статус посёлка городского типа.
Покровский Александро-Невский женский монастырь
В южной части Колывани находится женский Александро-Невский Покровский монастырь, один из двух женских монастырей в Новосибирской области (второй находится в с. Малоирменка). В 2005 году в монастыре было 25 сестёр вместе с послушницами. Настоятельницей была игуменья Надежда (Еремина)[8]. На территории монастыря расположена церковь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского (улица Калинина, 22). При храме действует воскресная школа, в которой обучаются дети прихожан и сироты из местной школы-интерната.
Церковь во имя Святого Благоверного Александра Невского построена в 1887 году на деньги купца 2-й гильдии Кирилла Кривцова в память убиенного 1 марта 1881 года Александра II, освящена 4 декабря 1887 года[8].
В 1968 году были сброшены купола церкви. В дальнейшем она была полностью восстановлена после большого объёма реставрационных работ. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 16 мая 1991 года посетил Колывань и освятил камень, заложенный в фундамент, как первоначально предполагалось, мужского монастыря. Здесь должны были разместиться иконописные мастерские и свечной завод. Возведению монастыря способствовал епископ Новосибирский и Барнаульский Тихон[8].
Территория церкви занимает прямоугольный, отгороженный кирпичным забором участок, кратный размерам кварталов регулярного плана. Церковное здание сложено из красного кирпича. Стены здания, опирающиеся на бутовый фундамент, сложены на известковом растворе и побелены белой известью. Цоколь облицован квадратами известняка местного происхождения. Композиция плана церкви восходит к типу «трапезных». Восьмигранный основной объём церкви и колокольня высотой 27 метров связаны по линии восток-запад в одно здание трапезной[8]. В целом по пластике фасадов и декоративному убранству церковь считают примером эклектики второй половины XIX века, характеризующейся заимствованием форм из архитектуры XVII века, а также византийского и древнерусского зодчества[9].
На территории церкви находится братская могила 22 работников и сторонников советской власти, ставших жертвами крестьянского восстания 6 июля 1920 года[9].
Церковь хорошо видна издалека и является символом современной Колывани.
Достопримечательности
- Краеведческий музей
Население
По данным последней переписи населения в 2002 году в посёлке проживало 10 947 жителей, из них 5220 мужчин, 5727 женщин (91 мужчина на 100 женщин).
Численность населения по годам (тыс. чел.) | ||||||||||
Численность населения | 2,8 | 12,1 | 7,4 | 10,6 | 11,3 | 10,9 | 10,6 | 10,6 | 10,7 | 11,8 |
Транспорт
Расстояние до ближайшей железнодорожной станции — 51 км[13]. Существует автобусный маршрут — «Новосибирск — Колывань».
Известные уроженцы и жители
Примечания
Литература
- Посёлок Колывань // Le Petit Fute: Новосибирская область / Сост. А. Юдин ; Отв. ред. В. Петров. — Paris — Luxembourg — Москва: Michel Strogoff & Ass., City-Guides, Country-Guides, 2000. — С. 152—160. — 192 с. — ISBN 5-86394-104-9
Ссылки
dic.academic.ru
фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ
Среди примечательных объектов Колывани выделяются купеческие дома и старинные здания общественного назначения: дом Губина, являющийся сегодня школой музыки; дом Пастухов; почтово-телеграфное учреждение (оно, кстати, функционирует в априорном ключе и по сей день) с мемориальной доской на фасаде, свидетельствующей о визите в Колывань весной 1890 года Чехова; краеведческий музей, собор Александра Невского.
История поселка уходит корнями к появлению в 1713 году Чаусского острога, призванного оберегать границы Российского государства в пределах Западной Сибири от киргизских народов. К середине 18 столетия границы страны стали южнее и острог перестал быть рубежом, население росло. К концу века здесь проложили Московско-Сибирский тракт, что обусловило дальнейшее развитие острога, начали развиваться торговля и ремесленное дело.
В 1822 году, на заре формирования Сибирской губернии из вышеупомянутого острога «вырос» город Колывань. В 30-х годах 19-ого столетия по Московскому тракту следовали ссыльные и каторжане, таким образом, Колывань обратилась место постоянной ссылки. В конце столетия развитие города достигло апогея – появились мастерские и заводы. Но в начале 20 века прогресс замер, причиной явилась прокладка Транссибирской магистрали, строительства ж/д моста через Обь и семимильное развитие города Новониколаевска, ставшего впоследствии Новосибирском. Весной 1917 года Колывань стала частью недавно появившегося Новониколаевского уезда и разжалована в поселок.
Церковь во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского трудно не заметить, будучи на приличном расстоянии. Это символ нынешней Колывани, расположенный на земле Покровского Александро-Невского женского монастыря. При храме открыта воскресная школа. А появилось сооружение в 1822 году, в честь Александра Второго, умершего 1 марта 1881 года. Освятили церковь в 1887 году. На территории храма есть братская могила с захороненными 22 соратниками советской власти, павшими в ходе крестьянского бунта в июле 1920 года.
Здание построено из красного кирпича и выбелено известью. Представляет собой восьмигранник у основания и колокольню 27 метров в высоту, объекты связаны трапезной, протянувшейся с востока на запад.
Решением советской власти церковь закрыли в 1934 году, спустя 2 года открыли вновь и опять закрыли уже в 1962-ом, через 4 года сбросили купола, а в 1991 году (спустя несколько реставраций) восстановили от и до, освятил «феникса» Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Покровский Александро-Невский Колыванский женский монастырь является действующим, появился на базе монашеской общины, открылся в 1992 году. Появлению обязан епископу Новосибирскому и Барнаульскому Тихону. Здания монастыря находятся правее собора Александра Невского. Комплекс вкупе с собором окружен высокой оградой.
21 просмотр за сентябрь, 233 за август, 14704 всего
turizm.ngs.ru
Почему Колывань назвали Колыванью? | Библиотека сибирского краеведения
Издана книга Александра Верина «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири».
Александр Верин – новосибирский журналист и литератор, автор ряда книг стихов и прозы. Родился в Омске. С 1958 года учился в Колывани, окончил в Омске автодорожный институт. По второму диплому – журналист-политолог, специалист в области государственного и партийного строительства. Работал на ГТРК «Новосибирск», редактором газет, на радио. Кавалер высшего знака Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом». Член правления Новосибирского отделения Союза писателей России. Государственный советник первого класса.
Книга «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири» посвящена истории Чаусского острога – Колывани и приурочена к 300-летию со дня его основания.
По мнению автора, «Родину, пусть даже малую, не выбирают. И любят ее такой, какая она есть. И служат ей до конца». Именно эта любовь «заставила воскресить страницы прошлого Колывани, отдать дань памяти лучшим ее людям. По журналистской профессии я был обязан навести порядок с колыванскими цифрами, а в итоге получилась книга».
Жанр книги – научно-популярное издание-исследование. Помимо исторических сюжетов, Александр Верин рассуждает о духовности, нравственности, политике, культуре русского народа. Великолепно изданная, иллюстрированная рисунками автора, репродукциями картин русских художников, фотографиями, картами, страницами архивных документов, книга будет интересна и взрослым, и детям – всем, кто интересуется историей родного края.
Издание появилось благодаря финансовой и организационной поддержке доктора экономических наук, профессора кафедры конкретной экономики и финансов Российской академии государственной службы при Президенте РФ, члена правления ОАО Банк ВТБ Валерия Васильевича Лукьяненко.
Военный историк Юрий Фабрика (бывший школьный учитель автора книги), к заслугам Александра Верина причисляет семь открытий в этой работе.
Итак, какие же неизвестные страницы в истории освоения Сибири открыл журналист и, что «проглядели» официальные историки? Мы представляем вашему вниманию изложение взглядов автора книги и предлагаем обсудить эту интересную тему.
Александр Верин начинает свой рассказ издалека, с начала освоения Сибири русскими. Уже в первой главе книги « Древние связи России и Сибири» он показывает, что «Московское государство пришло в западную часть Западной Сибири веком раньше строгановских казаков». И, что «освоение Сибири началось с похода Ермака, это один из множества мифов, которые подменяют подлинную российскую историю». Автор рассказывает, основываясь на исследования историков, что в Сибирь задолго до Ермака (XIII-XIV) пришли из причерноморских степей самары и чалдоны. Главными первопроходцами были и выходцы из Северной Руси – поморы.
Верин подробно останавливается на роли таких исторических личностей, как Кучум, Ермак и Иван Грозный, имена которых неразрывно связаны с освоением и заселением русскими Сибири. Особую дань признательности отдает он и ПетруI, при котором политика заселения Сибири была усилена. Кстати, в те времена ссылка рассматривалась правительством не как наказание, а как мера по заселению Сибири.
Ключ к переправе через Обь
Первые русские города в Западной Сибири появились в конце XVI века в северных широтах: Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов, Сургутская, Тарская крепости. В 1604 году появился Томск, в 1618 году заложен Кузнецкий острог. «В последней четверти XVII столетия, – пишет Александр Верин, – близ нынешнего Новосибирска было уже немало русских деревень». Это такие населенные пункты, как Передовой, деревня Анисимова, Малый Оеш, Большой Оеш, заимка Кругликова. В 1703 году на правом берегу Оби появляется первый на территории Новосибирской области Умревинский острог.
«Но это – правый берег Оби, а стратегически важнее было укрепиться на левобережье, где находились пригодные для пахоты земли, уже освоенные русскими крестьянами», – продолжает рассказ автор.
Эти пашни и нужно было защищать от набегов джунгаров. Поэтому томский воевода принимает решение поставить на левом берегу реки Оби крепость. Воеводу звали Траханиотов Роман Александрович. Автор докопался, что это был потомок тех Траханиотов, которые приехали на Русь вместе с византийской принцессой Софьей Палеолог – невестой царя Ивана III (бабушкой царя Ивана Грозного). Один из Траханиотов основал Березовскую крепость, в этой крепости отбывал ссылку последний колыван, (такой литературный псевдоним взял себе Александр Данилович Меньшиков).
– В начале 1713 года Траханиотов предписывает боярскому сыну Дмитрию Ивановичу Лаврентьеву «приискать» место для острога «на устье реки Чаус». Лаврентьев признал целесообразным строить его в «новой поселенной Анисимовой деревне», недалеко от впадения Чауса в Обь.
Нужно отдать должное военному чутью воеводы: новая крепость дала возможность соединить Тару и Томск сухопутной дорогой через Барабинскую степь, а не мучиться на водном Иртышско-Обском пути, лежащем к тому же в Васюганских болотах. И прикрыла собою переправу через Обь (в районе Дубровина), нарушив планы джунгарского властелина подчинив себе томских, кузнецких и красноярских сибирцев.
А вскоре – после открытий чаусскими рудознатцами на Алтае стратегических запасов медных руд, на базе которых были построены знаменитые Колывано-Воскресенские заводы, – Чаусский острог станет ключом не только на дороге в Восточную Сибирь, но и на юг. И трансконтинентальный Сибирский тракт, который уже начал постепенно формироваться, проляжет тоже через Чаусский острог.
Одна из заслуг автора книги, по мнению Юрия Фабрики в том, что он сумел подчеркнуть «закономерный характер выбора места под строительство Чаусского острога». Это и стратегическое значение острога, и экономическое (через него шли торговые пути, военные и научные экспедиции).
Кто открыл руду на Алтае и уголь в Кузбассе?
«Подвиг чаусских рудознатцев» – так называется одна из глав книги. Александр Верин подробно описывает, как в петровские времена на Руси начали активно искать и добывать полезные ископаемые. Только геологов тогда звали рудознатцами. Автор считает, что мы незаслуженно забыли подвиг рудознатцев, вышедших из Чаусского острога: Степана Костылева, Михайло Волкова, Федора Комарова, Ивана Горбунова, Леонтия и Макара Останиных, Матвея Устюжанина-Кудрявцева и других. Когда-то пришли они с Урала и Ишима в Чаусский острог. А оттуда совершили немало походов по Томскому уезду, на Алтай, в район современного Кемерова. На Алтае они совершили главное открытие – нашли богатые рудные запасы, на которых Демидов построил знаменитые Колывано-Воскресенские заводы. А Михайло Волков обнаружил в Кузбассе каменный уголь. Сегодня, в память о его заслугах, единственному из рудознатцев, в Кемерово установлен памятник.
В главе «Открытие Кузбасского угля» Александр Верин спорит с кемеровским ученым, который считает Волкова доносчиком, вором, а первооткрывателем кузбасского угля называет Данцига Даниэль Мессершмидта, нанятого Петром I. Автор документально доказывает, что никто у чаусского рудознатца казака Волкова не отнимет право первооткрывателя.
Аналогичная история случилась и с Костылевым. Александр Верин приводит документ, в котором Василий Никитич Татищев написал императрице Анне Иоанновне, что медные месторождения на Алтае «впервые обнаружили крестьянин Костылев с товарищами, а Демидов не может считаться их первооткрывателем». Главы о рудознатцах читаются как детектив, здесь и взятки, и доносы, и аресты, и расследования, и торжество справедливости. Впору фильм снимать.
Колыван – имя древнего славянского солнечного божества
Название населенного пункта Колывань трактуют по-разному. Одни считают: «Пришел на это место Иван, вбил кол, поэтому и назвали село Колывань». Другие – название пытаются объяснить происхождением из тюркского или из чудского языков. В книге целая глава посвящена этимологии происхождения слова Колывань.
Автор книги доказывает, что слово Колывань – сугубо русское.
– Оно произошло от «коло» – солнышко, колокол, солнце колы, коловращение, коловрат. Вот она русская свастика. Она в культуре всех народов, начиная от славян и кончая мексиканцами, тувинцами и т.д. Но суть одна – это солнечный круг, солнцевращение, борьба света и тьмы. А «ван» – бог и одновременно имя славянского народа. Складываем и получаем: Колыван – это древний славянский солнечный бог, впоследствии богатырь.
Александр Верин показывает, сколько Колываней было в Российской империи и сколько их сейчас. Как имя Колывань попало на Балтику и в Сибирь.
А вот свое новое название Чаусский острог получил от Колывано-Воскресенских заводов на Алтае, построенных на рудных месторождениях, открытых чаусскими рудознатцами.
Сколько лет Колывани?
Считается, что даты основания Чаусского острога и Колывани разные. Александр Верин при помощи документов доказывает, что Колывани – 300 лет, столько же, сколько и Чаусскому острогу. Вернее, Чаусский острог и есть Колывань.
– "Желание назвать Колыванью", - это как раз штамп наших ленивых историков, который не объясняет, почему Чаусский острог назначили столицей. Моя заслуга в том, что я первый нашел в Президентской библиотеке Свод Законов Российской империи и Указ от 22 июля 1822 года (1.В виду особенности управления в Томской губернии объединить должности начальника Колывано-Воскресенских заводов и гражданского губернатора, назначая последнего из горных инженеров - цитирую не дословно. и 2. Для удобства руководства назначить губернским городом Чаусский острог, на реке Оби лежащем, переименовав оный Колыванью". То есть государственную властную мартёшку - губернию и Горный округ поставили под власть государевого человека, а центр управления приблизили в крестьянскому массиву, откуда брали приписных крестьян на 2 месяца на горные работы. Чаусский острог вслед за бердским (Екатерина II ) получил имя по Колыванскому горному округу.
Указом Александра I от 1822 года острог назначен новым губернским центром Томской губернии Западно-Сибирского генерал-губернаторства и переименован в Колывань, чтобы приблизить административный центр к Колывано-Воскресенским заводам. В результате реформы, звания Томского Гражданского Губернатора и начальника Колывано-Воскресенских заводов соединялись в одном лице. Автором реформы был Михаил Сперанский. Но из-за сопротивления томской бюрократии, царь через год отменил назначение Чаусского острога – Колывани губернским центром. Город был назначен окружным. Дабы избежать путаницы с алтайской и бердской, новую Колывань долгие годы продолжали называть Чаусском.
В 1834 году был утвержден генплан перевода Колывани на возвышенность, в результате чего село, оставшееся на старом месте, сохранило историческое название Чаус, а название Колывань закрепилось за вновь построенным городом. В 1846 году город получил официальный герб (первый и единственный, второй от 1867 не утверждался).
Трнссиб через Колывань?
Александр Верин убежден, что размещение крупного (ныне полуторамиллионного города) столичного города на месте Колывани было бы выгоднее с точки зрения логистики и экологии. Во-первых, «сохранился бы сосновый бор на правом берегу Оби, а будущая плотина ГЭС встала бы там, где сама природа подготовила чашу для водохранилища».
Автор не верит, что колыванские купцы давали взятку изыскателям, либо правительственным чиновникам, чтобы Трансссиб прошел через Колывань. Во-первых, скупы, во-вторых, богатые томичи ничего не смогли сделать, что уж говорить про колыванцев. А, вообще-то, они немного и потеряли от этого, – считает Александр Верин. Они просто взяли и переехали в Новониколаевск. Население Колывани сократилось на 3,3 тысячи человек – это четверть тогдашнего населения Колывани. «Поэтому Колывань вполне законно можно назвать предтечей, матерью, – нянькой кормилицей Новониколаевска-Новосибирска». Да и первым главой города горожане выбрали выходца из колыванского купечества Владимира Ипполитовича Жернакова.
«Сибирская Вандея»
Александр Верин рассказывает и о трагической странице из истории Колывани – Колыванском восстании, которое произошло в июле 1920 года.
– Чекисты обвиняли повстанцев в том, что они составили тайную организацию из более 200 вооруженных лиц, имевших связи со многими населенными пунктами. Конечная цель – свержение советской власти и установление «народных прав».
Автора волнует безразличное отношение колыванцев к этой трагедии. Он считает, что «нынешние россияне должны знать и помнить о жертвах классовой ненависти и непримиримости, чтобы не допустить нового взаимного истребления».
7 июля 2010 года на месте боев был установлен закладочный камень, названный колыванцами Камнем памяти и примирения. А в будущем планируется установить памятник всем жертвам братоубийственной Гражданской войны.
Культурно-туристический парк «Колывань – Чаусский острог»
Александр Верин является автором проекта комплексного культурно-туристического парка «Колывань – Чаусский острог». Его концепция утверждена Советом по инвестициям Новосибирской области 8 июля 2011 года.
– Правительство сделало все, чтобы проект двигался вперед, но нет частного инвестора. Брать на себя восстановление Чаусского острога, как Умревинского, правительство не будет, потому что от Чаусского острога не осталось ничего, там просто нечего реставрировать. Он будет ставиться в другом месте – на Колыванском холме.
Здесь будут располагаться памятники жертвам братоубийственной Гражданской войны и основателям Чаусского острога – Колывани, острожные сооружения, выполняющие роль исторических памятников и одновременно ремесленных мастерских Города мастеров, музей сибирского деревянного зодчества и быта, а также культурно-развлекательные и спортивные объекты. С точки зрения современного бизнеса это интересно – открывается широкая пойма. Ниже – на излучине Чауса, появятся пляж и пристань. Можно будет развивать и спортивное направление: склоны можно использовать для занятий сноубордом и санками. Предполагается создать Арт-парк, где будут проводиться выставки мастеров деревянной архитектуры и дизайна. Идей очень много, главное, чтобы они воплотились в жизнь.
По мнению автора, «Так укрепится смысловая связь: Новосибирск – продолжатель древней истории освоения русскими Сибири, а не просто город, возникший на берегах Оби по единоличной воле экономного проектировщика».
По материалам книги Александра Верина «Загадки бога Колывана. Неизвестные страницы освоения Сибири».
Подготовила Людмила Кузменкина.
bsk.nios.ru
Обыденная Колывань Новосибирской - Города и веси России
Ниже отчет из майской поездки в Колывань Новосибирской области. Это райцентр в 40 км от Новосибирска (есть еще другая Колывань, на Алтае, тут не про нее). Население - 12 тысяч жителей, в литературе попадались советские планы на 50 тысяч человек в 2000х, но не получилось. До появления Новосибирска/Новониколаевска – главная точка Сибирского тракта у Оби (южной трассы, более ранняя северная пересекала реку в Нарыме, район Колпашево). Основана Колывань в 1713 году, позже Тобольска, Томска и Красноярска. Написано про нее в силу возраста и близости к центру Сибирского Федерального округа, достаточно много, в том числе в этом сообществе. Но попробую свои силы. Больше про текущий момент и про нынешнюю жизнь райцентра. С частичкой истории местной авиации.
Фото выше: три эпохи.
01. Чтобы все-таки было понятно, что за место – старинная карта и место Колывани на путях дорогах. Позднее Транссиб прошел южнее.
02. Карта района из книги 1955 года с названием «Новосибирская область». Тут по середине еще одна граница – позднее северный Пихтовский район объединили с Колыванским. На севере и востоке – граница с Томской областью.
03. Тоже текст 1955 года. Все-таки история важна
04. И поехали. Стелла на въезде.
05. Примерно там же, у стеллы.
06. Одним из главных мотивов поездки был старый аэропорт Колывани (в СССР здесь была сельско-хозяйственная база самолетов Ан-2). Мы сразу туда и поехали. Правда, не знали, где он точно располагался. Сначала спросили на какой-то пасеке. Там сказали, куда ехать дальше. Поехали, нашли. Сейчас на месте аэродрома остался один радиомаяк, но работает и Росаэронавигация за ним следит. Здания аэровокзала не осталось. Вид от Колывани.
07. Все честно – авиаимущество на месте.
08. Из расписания городского аэропорта Новосибирска начала 1970х годов.
09. Тут небольшой рассказ про советские полеты из Новосибирска - Колывани на север в Пихтовку – Пономаревку. Вот они на современной карте области.
10. Улицы… ГАЗ-66х я насчитал тут более пяти штук.
11. Река Чаус, открытие сезона… Это было начало лета.
12. Тоже Чаус, вид в сторону Оби.
13. Очень современный пешеходный переход. Кажется, он там такой один.
14. А это из нашего недавнего прошлого.
15. Библиотека.
16-17. У здания с поломанной вывеской, на которой можно прочитать «МОТН и РАМТС … России по Новосибирской области» расположена штрафстояка.
…там вот такой опечатанный огнеопасновоз.
18. Из купленной в воскресенье в продуктовом магазине местной газеты…
19. А это редакция газеты.
20. Автовокзал. Про него более подробный рассказ про него тут .
21. Автобусная схема района.
22. Объявление внутри вокзала.
23. Высадка рейса из Новосибирска.
24. В парке лежит какой-то двигатель.
25. Почтовый ящик.
26. Колонка.
27. Позитивная реклама.
28. Монумент в память о Великой Отечественной. Там же Афганистан, Чернобыль и Чечня – отдельные памятники.
29. В окна администрации смотрит Владимир Ильич.
30. Архитектура времен расцвета Колывани. Это как раз на бывшем Сибирском тракте.
31. Буквально на другой стороне улицы – суровая советская архитектура.
32. Вечереет, коровье стадо пересекает автомагистраль.
33. Мороженое… не работает.
29. Сбербанк. Они есть в каждом райцентре страны, я думаю.
30. Вспомнилось ГОЭЛРО. Мощный план, кстати, был.
31. Краеведческий музей. Суббота, воскресенье – выходной.
32. Историческая справка о музее из той же газеты.
33. В 12-15 метрах от входа в музей. Не вру.
34. На выезде в Новосибирск. ВоробЪево. ГАИ рулит. Там наверно так бы не написали.
35. Вечер воскресенья – пробка в Новосибирск. Мы подумали, развернулись и поехали через Северный объезд.
36. И пара слайдов из интернета. У Жюль Верна есть роман про путешествие по Сибири. Я это произведение не читал, но слышал. Оказывается, по нему снято масса фильмов за рубежом.
Чехов тоже тут был проездом на Сахалин. Как рассказывают, Обь разлилась как раз, долго переехать не мог.
37. Панорама Колывани от птиц. Видна Александро-Невская церковь. В 1991 году тут бывал Патриах Алексий II.
Вот такой городок.
Библиография:
1. Есть хорошее издание 1996 года про местную старину, какие купцы в каком доме жили и т.п. Колывань историческая / Л. Л. Матвеева, В. Л. Гусаченко; отв. ред. Тимяшевская Л.В. ; Науч.-произв. центр по сохранению ист.-культ. наследия Администрации Новосиб. обл. - Новосибирск : Наука, 1996. - 117 с.
2. Протопопов Н.Н., Новосибирская область. Экономическо-географическая характеристика. 246 с., Новосибирск, 1955 (тут целых семь страниц библиографии на 1955 год…)
ПС. Исторические здания Колывани можно посмотреть здесь: http://russiantowns.livejournal.com/5171470.html
russiantowns.livejournal.com
КОЛЫВАНЬ: исторический очерк | Культурное наследие НСО
Колывань — центр административного района, рабочий поселок в 11 тыс. человек — находится в 50 км от Новосибирска, на небольшой речке Чаус, впадающей в р. Обь. В окрестностях Колывани расположены отдельные урочища сосновых боров и лиственных лесов, которые перемежаются с открытыми пространствами речных пойм и полей. С восточной окраины Колывани открывается вид на обширную затопляемую пойму р. Оби с многочисленными озерами и старицами.
История Колывани, достигшей пика своего развития в качестве торгово-транспортного узла на Московско-Сибирском тракте, пережившей десятилетия запустения и забвения и включенной, наконец, в 1990 году в перечень исторических поселений России, уже достаточно отражена в литературе.
История начиналась с Чаусского острога, который строился для обороны южной границы Российского государства в Западной Сибири от набегов кочевников. В июне 1713 года томский комендант Р.А. Трахтаниотов предложил местному дворянину Дмитрию Ивановичу Лаврентьеву “приискать место для острога на усть реки Чауса”. Строительство острога на берегу р. Чаус в шести верстах от ее впадения в Обь началось 29 июня 1713 года и продолжалось до 4 сентября того же года. Острог был четырехугольным в плане, рубленый в две стены, с четырьмя башнями по углам. Вокруг острога с трех сторон был выкопан ров, а с четвертой — протекала речка Чаус. Около рва устроены рогатки и поставлены надолбы. В 1719 году здесь была выстроена деревянная Ильинская церковь и поставлены дворы священников. Вскоре за острогом выросла слобода. Поставленный для обороны острог так никогда и не подвергался нападениям неприятелей. После ремонта в 1750 году и исчезновения военной угрозы в связи со смещением на юг границы Российского государства, крепостные укрепления Чаусского острога больше не восстанавливались. Побывавший здесь в 1773 году академик Паллас отметил, что укрепления острога сгнили и разрушились. Служилых людей в остроге уже не было.
Хотя поселение утратило военные функции, но жизнь в нем продолжалась. Через острог в конце XVIII века прошел главный тракт Сибири — Московский. Притрактовое положение Чаусского поселения делало его центром хозяйственной жизни. Здесь стала развиваться собственная торговля, помимо традиционных сельскохозяйственных у населения появились такие занятия, как извоз, стали развиваться ремесла по изготовлению предметов, необходимых для транспортных нужд. На крестьян Чаусского ведомства возлагалась обязанность поставлять по очереди или по подряду подводы для почтовой ямской гоньбы.
В 1799 году был образован приход новой церкви во имя Богоявления Господня. Первоначально деревянная церковь строилась в течение 12 лет. Позднее, в 1814 году, был составлен план на постройку каменной церкви, которая была заложена рядом с деревянной в 1816 году по благословению Амвросия, архиепископа Тобольского.
Поселение в течение всего XVIII и начала XIX века носило название Чаусский острог и неизменно входило в состав Томского уезда, несмотря на неоднократные изменения административных границ сибирских губерний, областей, наместничеств. С началом городской реформы в Сибири (1822 года), проводимой Сперанским М.М. и Батеньковым Г.С., вводилось новое районирование и изменялась система учреждений для управления сибирскими губерниями. Первоначально при образовании Сибирской губернии 22 июля 1822 года был “вновь учрежден город Колывань и назначен он из Чаусского острога”. Город получил герб: щит, поделенный пополам, где в верхней части поля изображена скачущая лошадь, а в нижней части — желтый сноп, рядом с которым лежит серп.
Сибирские реформы 1822 года создали предпосылки для стабильного, хотя и медленного развития экономики и городского хозяйства Колывани. На плане города 1831 года отмечена одна богадельня, две лавки, питейный дом, соляная лавка, окружное казначейство и почтовая контора, присутственные места, полицейское управление, окружной и земский суд, деревянная церковь Святого Богоявления, а рядом с ней строилась такая же каменная.
Реформы 1822 года усилили еще одну функцию, характерную для сибирских поселений — Колывань обслуживала один из отрезков пути следования по Московскому тракту ссыльных и каторжан. Путь следования арестантских партий в Сибири был разбит на 61 этап. На каждом этапе ставились тюрьмы. Они служили для ночевок и дневок ссыльных и каторжан. Колывань стала также местом постоянной ссылки.
В целом, в 30-е годы по уровню развития Колывань мало в чем отставала от таких сибирских городов, как Кузнецк и Каинск. Однако были обстоятельства, которые изменили первоначальные планы по дальнейшему строительству и росту города Колывани на месте бывшего Чаусского острога. Размещаясь в узком пространстве между берегами реки Чаус и озера Подкаменного на территории 96 десятин 1052 кв. саж. (105 га), город не имел достаточного пространства для развития. Кроме того, в силу каких-то особенностей речной гидрологии еще с конца XVIII века Колывань стала подвергаться почти ежегодным наводнениям. К середине века купцы, проезжающие транзитом с караванами, стали на этом участке Московско-Сибирского тракта спрямлять путь по более возвышенной местности, оставляя в стороне лежащий в низине город. Все эти причины обусловили решение о переносе города на гористый коренной берег за восемь километров к югу от первоначального места размещения острога.
Под новый город была отведена территория площадью в 3,5 раза больше, чем в старой Колывани, “расквартированной в селе Чаусском”. И в соответствии с “высочайше утвержденным” в 1834 году планом с 1844 года началось постепенное переселение города на новую площадку. На месте бывшего города в ранге волостного центра осталось село Чаус, численность населения которого сокращалась по мере переселения жителей.
Отвод территории для нового города на сохранившихся чертежах 1830-1831 годов очертил территорию площадью в 331 десятин 116 кв. саж. (361 га). Компактный участок, расположенный на возвышенном месте, ограниченный с востока живописным изгибом и крутым склоном реки Чаус, а с юга, запада и севера — прямыми отрезками линий широтного и меридионального направлений, пересекался по диагонали Московским трактом. В центре отведенного участка по обе стороны тракта в начале 30-х годов находилось несколько строений: полуэтап со службами “для проходящих колодничьих партий”, военный лазарет, соляной магазин и каменная денежная кладовая. В юго-восточной части отвода была расположена деревня Мельникова, “заселенная заводскими крестьянами, мещанами и солдатами, дома коих ветхи и безобразной архитектуры”.
План нового города был “прожектирован” томским архитектором колежским асессором К. Турским 27 марта 1834 г. На подлинном плане рукою российского императора написано: “Быть по сему. Николай. 26 октября 1834 года”. План города, представленный в виде крупной прямоугольной сетки кварталов, ориентированных с юга на север и с запада на восток (с отклонением на 11 градусов), не учитывал направление и характерный изгиб Московско-Сибирского тракта на этом участке и нарезку улиц деревни Мельниковой. По проекту предполагалось сформировать три городские площади: Соборную и две Приходских, квартал под общественные учредения: думу, почту, полицию, присутственные места, училище, а также кварталы с усадебной застройкой, где было намечено нарезать 779 участков.
План 1834 года был сделан с большим запасом, рассчитанным на дальнейшее развитие города. Именно на основе этого плана и была позднее сформирована сохранившаяся до настоящего времени планировочная структура Колывани с четкой прямоугольной сеткой улиц.
Начиная с 1844 года, землемерами Томского губернского управления проводилось межевание территории: отводились места, где “предположено строиться присутственным местам”, а также размечались кварталы “назначенные к застройке частными строениями” с тем, “чтобы всякий, желающий приобрести под постройку дома место, мог предварительно его осмотреть”. К 1858 году уже полностью были перемещены из села Чаусского в Колывань присутственные места, в том числе и колыванская почтовая контора. А в 1859 году на новой площадке было уже 258 домов и проживало 2760 человек. Первые дома новой Колывани строились в южной и юго-восточной части отведенной территории, вблизи деревни Мельниковой, обходя овраги, нисходившие к реке Чаус.
В 1859 году была разрешена к построению в Колывани церковь во имя Святой Живоначальной Троицы “с наименованием Соборною” по ходатайству его преосвященства Парфения, епископа Томского, перед Святейшим синодом. Церковь была заложена 15 августа 1861 года. «Тщанием прихожан» церковь была построена в 1867 году и освящена 1 октября. Собор стал первым каменным зданием в Колывани.
В 60-е годы XIX века город Колывань представлял собой важный опорный узел в сети сибирских поселений, выполнял функции обслуживания транзита по Московскому тракту и нес миссию духовного православного центра в Приобье.
В 1881 году в соответствии с планом города 1834 года в Колывани была заложена еще одна церковь — во имя Святого князя Александра Невского, а 4 декабря 1887 года она освящена епископом Томским Исаакием.
На конец 80-х — середину 90-х годов XIX века приходится пик развития города. Если до середины века Колывань была небольшим придорожным городком, и основой ее благополучия был тракт, то к 70-80 годам XIX века она превратилась в самостоятельный город, развивающийся уже за счет собственных ресурсов. К 1881 году население Колывани насчитывало 12091 человек. Росло количество ремесленников. Появлялись первые небольшие заводы. По данным ведомости “О фабриках и заводах по Томской губернии” за 1881 год, в Колывани к этому времени имелось четыре кирпичных завода, восемь кожевенных, восемь маслобойных, два мыловаренных, три свечно-сальных и три салотопных завода. Развивалась торговля. Наряду с приезжими купцами все большую инициативу брало на себя местное купечество. Главными предметами торговли в это время были сахар, чай, мясо, бакалейные и мануфактурные товары.
Купцы, занимая высокие посты в городском управлении, часто брали на себя расходы по содержанию городских школ, училищ, лечебниц. На средства Кирилла Климовича Кривцова в 1876 году были построены два придела к собору Святой Живоначальной Троицы, а в 1887 году — церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского. Его же усилиями был выстроен и деревянный дом, в котором размещалось открытое в феврале 1872 года приходское училище для девочек. Купец Евграф Александрович Жернаков, являясь попечителем церковно-приходской школы, подарил школе здание при храме Александра Невского. Купец 2-й гильдии почетный гражданин города Колывани Пастухов Гаврила Иванович в 1880 году построил здание городского двухклассного училища для мальчиков, попечителем которого он состоял, а в 1890 году — церковь Покрова Пресвятой Богородицы и дома для священников этой церкви.
Купцы первыми стали строить каменные особняки в Колывани. Центральные улицы города на глазах меняли свой облик. В 1889 году на Покровской улице (ныне Революционный проспект) появился роскошный особняк купца Гаврилы Ивановича Пастухова. В 1895 году на Купеческой улице (современная Советская улица) возведен дом купца Федора Кирилловича Кривцова; чуть позднее, в 1898 году на той же Покровской улице — дом купца Николая Тимофеевича Орлова. Обычно такие дома совмещали жилые и торговые функции. Построенные из хорошо обожженного камня с применением в декоре лекального и тесаного кирпича эти дома до сих пор являются важными градоформирующими элементами, определяющими облик Колывани. До настоящего времени сохранились каменные дома купцов Жернакова, Минина, Губина, Орлова, Кривцова, Карпова...
Однако основой застройки Колывани оставались деревянные рубленые дома. Большинство деревянных жилых домов было декорировано резными деталями. “Особенно большое значение придавалось украшению карнизов, оконных наличников, входов. В сочетании со сквозной резьбой применялась также и глубинная резьба.” Деревянные дома купца Кроткова Ивана Ивановича по ул. Купеческой (Советской), прасола Владимира Ефимовича Паисова по ул. Покровской (Революционный проспект), мясника Дмитрия Михайловича Титова на углу улиц Ивановской (Ленина) и Большой Мещанской, прасола Лапина Афанасия Герасимовича на ул. Озерной (Кирова) стали подлинным украшением Колывани.
К сожалению, начавшийся подъем в развитии города не получил логического завершения. Прокладка Транссибирской магистрали в 50 км южнее Колывани и потеря старым Московским трактом своего значения резко изменили географию центров экономического притяжения всей Сибири. Открытие в 1897 году железнодорожного моста через реку Обь стало началом стремительного роста нового города Новониколаевска. Колывань, имевшая прежде большие потенциальные возможности для развития, осталась в стороне от транзитных связей Востока и Запада. С новым центром сибирского региона — Новониколаевском — ее связывала ненадежная дорога, проходящая по периодически затопляемой пойме Оби, а также протяженный участок Барнаульского тракта, идущий в обход Кудряшовского бора через села Крохалевку, Толмачево и далее на юг. Однако неудобство транспортных связей не мешало будущему Новосибирску буквально “откачивать” жизненные ресурсы Колывани. Разбирались и перевозились в Новониколаевск целые жилые дома. Свертывались некоторые функции: в частности, был переведен в Новониколаевск этап, который обслуживал передвижение заключенных и ссыльных по старому Московскому тракту. В Колывани сокращалась численность населения. За счет переноса колыванских домов и переезда жителей население города снизилось с 14286 в 1894 году до 11711 человек в 1897, а к 1920 году — до 10678 человек.
Время для Колывани как бы замедлило свой ход. Все это, в конечном счете, отразилось и на ее статусе. В апреле 1917 года Колывань вошла во вновь образованный Новониколаевский уезд. В 1925 году постановлением ВЦИК Колывань была преобразована в село и стала административным центром Колыванского района.
Ставший селом город превратился, по выражению М. Никитина, в “музей сибирской старины”. Прошлое на многие десятилетия застыло в старинных особняках, в затейливой вязи наличников, в не по-деревенскому широких улицах, напоминая о былом благополучии. Градостроительная среда Колывани, сохранившая следы взлета купеческого города, но не успевшего набрать той многослойности и плотности среды, которая характерна для более крупных и древних поселений, ранима и легко может быть разрушена. И действительно, следы серии катастроф ясно читаются на теле Колывани. Не имея даже двухвековой истории, она пережила две волны разрушений и сейчас переживает третью.
Первый удар был нанесен борьбой с религией, начавшейся в 1930-е годы, что привело к утрате храмов, главной Соборной площади с общественными зданиями.
От второго удара со стороны проектной культуры 1960-1980-х годов, совпавшего по времени с включением Колывани в Новосибирскую агломерацию, на ее улицах остались дисгармоничные «заплаты» из силикатного кирпича. Попытки сформировать новый административно-торговый центр из типовых зданий привели к серьезным утратам в центральном ядре поселения.
Третий удар Колывань переживает сейчас. Выход страны из кризиса сопровождается усилением инвестиционной и строительной активности. Центральные улицы Колывани привлекают предпринимателей. Растущие как грибы «творения» диких, наспех сколоченных бригад каменщиков разрушают сложившийся образ исторического поселения. В результате всех перипетий больше всего пострадала в Колывани бывшая Купеческая улица (ныне Советская) — въезд в историческое ядро города и дорога к бывшей Соборной площади с перестроенным храмом Святой Живоначальной Троицы. Обилие средовых провалов, незастроенных пустот, наличие ветхих зданий на этой улице вызывает большую тревогу. Если не остановить происходящий процесс, Колывань может потерять важнейший ресурс, который выгодно отличает ее от многих других поселений.
Регулярность планировки, широта улиц, «близость неба» и природы — важные отличительные черты Колывани. Ее архитектурное наследие, восстановленная в 1990 году окраинная церковь св. Александра Невского, каменные купеческие особняки, общественные здания с их неповторимой стилистикой, большое количество деревянных домов с прекрасной архитектурой — все это является национальным достоянием и нуждается в охране.
www.nasledie-nso.ru
Новосибирская область. Колывань с высоты птичьего полета (2010) Part I | [июл. 15, 2009|05:58 pm] Gelio (Степанов Слава) |
Колывань — посёлок городского типа, бывший город, административный центр Колыванского района Новосибирской области. Население — 10 711 чел. Колывань расположена на реке Чаус (бассейн Оби), в 45 км к северу от Новосибирска.Колывань ведёт свою историю от Чаусского острога, который был основан в 1713 году для обороны южных границ Российского государства в Западной Сибири от набегов киргизов недалеко от нынешней Колывани на берегу реки Чаус в 6 верстах от её впадения в Обь.А официальной датой рождения Колывани считается 1797 год. Поступательное развитие города остановилось в самом начале XX века, что связано с сооружением железнодорожного моста через Обь примерно в 50 километрах южнее Колывани. Возле нового моста возник и начал стремительно развиваться Новониколаевск (ныне Новосибирск). Сибирский тракт потерял своё былое значение, а Колывань пришла в упадок. Согласно легенде, когда в 1890-е годы выбирали маршрут Транссибирской магистрали и место для строительства железнодорожного моста через Обь, колыванские купцы предлагали Гарину-Михайловскому «мешок золота» за то, чтобы трасса прошла через их город. Подготовленный им вариант трассы спрямлял Транссибирскую магистраль примерно на 20 вёрст, но имел ряд существенных недостатков, которые признал и сам автор.В южной части Колывани находится женский Александро-Невский Покровский монастырь.Церковь построена в 1887 году на деньги купца 2-й гильдии Кирилла Кривцова в память убиенного 1 марта 1881 года Александра II, освящена 4 декабря 1887 года. В 1968 году были сброшены купола церкви. В дальнейшем она была полностью восстановлена.Территория церкви занимает прямоугольный участок, кратный размерам кварталов регулярного плана. Восьмигранный основной объем церкви и колокольня высотой 27 метров связаны по линии восток-запад в одно здание трапезной.Церковь хорошо видна издалека и является символом современной Колывани. А еще в Колывани выросла Жанна Агузарова ) Река Чаус. Карта съемок Поиск по сайту | |
gelio.livejournal.com
Администрация Колыванского района | Администрация Колыванского района Новосибирской области
-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----
Общественная приемная Главы Колыванского районаАдрес: р.п.Колывань, ул. Ленина, 79, второй этаж, кабинет № 6Режим работы Общественной приемной:Понедельник - четверг: 8.30 – 17.30Пятница – 8.30-16.30Обед: 13.00 – 13.48Выходные: Суббота, ВоскресеньеСправочный телефон: 8 (383-52) 51-153Адрес электронной почты: [email protected]Запись на личный прием к Главе Колыванского района осуществляетспециалист Общественной приемной Главы Колыванского районапо адресу: р.п.Колывань, ул. Ленина, 79, второй этаж, кабинет № 6 или по телефону 8 (383-52) 51-153. Артюхов Евгений Геннадьевич - Глава Колыванского района личный прием проводитеженедельно по пятницам с 10.00 до 13.00Подробнее с информацией о работе с обращениями граждан в Администрацию Колыванского района можно ознакомиться на настоящем сайте в разделе "Работа с обращениями".
-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----
Запросы пользователей информации о деятельности Администрации Колыванского районаПочтовый адрес для направления запросов:633162 Новосибирская область, Колыванский район, р.п. Колывань, ул. Ленина, 79Адрес электронной почты для направления запросов: [email protected] (запросы принимаются по форме)Справочные номера телефонов по запросам граждан: 8 (383 52) 51-153, 8 (383 52) 52-878
-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----
Отдел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и единой дежурно-диспетчерской службыАдминистрации Колыванского района:Сидоров Владимир Владимирович – начальник Отдела гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и единой дежурно-диспетчерской службы Администрации Колыванского района, телефон (круглосуточно) - 8 (383-52) 51-250.-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----//-----
kolivan.nso.ru