MosOpen.ru — Электронная Москва. Район хамовники
Район Хамовники описание, карта границ и как добраться
Английское/латинское написание (транслит), почтовая транскрипция - Rajon Xamovniki
Район Хамовники был образован 5 июля 1995 года и входит в состав Центрального административного округа (ЦАО). Муниципальное образование Хамовники было зарегистрировано 15 октября 2003 года. Площадь территории района Хамовники составляет 10,08 км2 и содержит 138 улиц имеющие население в количестве 99,5 тыс. человек.
В районе Хамовники находятся шесть станций метро Фрунзенская, Воробьевы горы, Спортивная, Кропоткинская, Парк культуры (кольцевой линии) и Парк культуры (Сокольнической линии), и две ветки метрополитена Колцевая линия и Сокольническая линия.
Свое название район получил от слова «хам» которое обозначало в XIV веке льняное полотно. На территории района Хамовники, раньше проживали ткачи и называлась эта местность Хамовной слободой. Когда в 20-е годы XVII века в моду вошел русский лен, что привело к увеличению спроса на этот материал, в Хамовную слободу были переселены мастера из Твери. Царь Михаил Федорович дал возможность развития этой отрасли промышленности невысокими налогами и освобождением от некоторых повинностей всех мастеров, но по его указу, мастера не имели права проживать в других местах, кроме Хамовной слободы.
Общая протяжённость границы района Хамовники - примерно 14,39 км.
Многофункциональный центр государственных услуг (МФЦ - «Мои документы») район Хамовники
Город Москва, Смоленский бульвар, дом 24, строение 1
Ближайшие станции метро: «Смоленская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий и «Парк Культуры» Сокольнической линии.
Единый справочный телефон: (495) 587-88-88
Часы работы: ежедневно с 8.00 до 20.00 без выходных
Управа района Хамовники
119034, город Москва, улица Пречистенка, дом 14
Ближайшие станции метро: «Кропоткинская» (Сокольническая линия)
Телефон: (495) 637-22-12
Официальный сайт управы района Хамовники: http://www.uprava-hamovniki.ru
Е-майл: [email protected]
Муниципалитет внутригородского муниципального образования Хамовники
119034, город Москва, улица Пречистенка, дом 14
Ближайшие станции метро: «Кропоткинская» (Сокольническая линия)
Телефон: (499) 766-91-84 — справочная служба
Е-майл: [email protected]
Жилищный отдел района Хамовники
119034, город Москва, улица Тимура Фрунзе, дом 3
Ближайшие станции метро: «Парк культуры» (Сокольническая линия) и «Парк культуры» (Кольцевая линия)
Телефон: (495) 246-92-66
ГУ "ИС района Хамовники" (ЕИРЦ)
119048, город Москва, улица Ефремова, дом 13, строение 2
Ближайшие станции метро: «Спортивная» (Сокольническая линия), «Фрунзенская» (Сокольническая линия)
Паспортный стол: (499) 242-62-81
Абонентский отдел: (499) 766-87-32
Отдел по работе с юридическими лицами: (499) 766-87-32
Служба "одно окно": 8- 499-766-87-32
Адрес электронной почты: [email protected]
Управление социальной защиты населения района Хамовники
119021, город Москва, Комсомольский проспект, дом 5 / 2
Ближайшие станции метро: «Парк культуры» (Сокольническая линия) и «Парк культуры» (Кольцевая линия)
Телефон: (495) 246-01-20 — справочная служба
Отделение по району Хамовники ОУФМС России по городу Москве в ЦАО
119048, город Москва, Усачёва улица, дом 62
Ближайшие станции метро: «Спортивная» (Сокольническая линия)
Телефон: (499) 255-20-40, (499) 245-13-06 — справочная служба
Объединённый военный комиссариат Замоскворецкого района
119034, город Москва, Хилков переулок, дом 2, строение 2
Ближайшие станции метро: «Парк культуры» (Сокольническая линия) и «Парк культуры» (Кольцевая линия)
Телефон: (495) 291-16-70 — дежурный
Отдел внутренних дел по району Хамовники
119048, город Москва, Усачёва улица, дом 62
Ближайшие станции метро: «Спортивная» (Сокольническая линия)
Телефон: (499) 245-21-24, (499) 245-01-04 — дежурная часть
Хамовническая межрайонная прокуратура
119270, город Москва, Фрунзенская набережная, дом 38, строение 1
Ближайшие станции метро: «Фрунзенская» (Сокольническая линия)
Телефон: (499) 242-53-87 — канцелярия
Хамовнический районный суд
119121, город Москва, 7-й Ростовский переулок, дом 21
Ближайшие станции метро: «Киевская» (Филёвская линия), «Киевская» (Арбатско-Покровская линия) и «Киевская» (Кольцевая линия)
Телефон: (499) 248-18-09 — приёмная
Другие районы/муниципальные образования Центрального административного округа (ЦАО)
street-moscow.ru
Улицы района Хамовники (ЦАО) - Электронная Москва
Список улиц
На территории района Хамовники (ЦАО) насчитывается 138 улиц. Также вы можете посмотреть список улиц Центрального административного округа, или перейти к справочнику всех улиц Москвы.
Улицы района Хамовники города Москвы:
- 10-летия Октября, улица
- Абрикосовский переулок
- Андреевский мост
- Архивный 1-й, переулок
- Барыковский переулок
- Бережковский мост
- Большая Пироговская улица
- Большой Афанасьевский переулок
- Большой Власьевский переулок
- Большой Знаменский переулок
- Большой Каменный мост
- Большой Лёвшинский переулок
- Большой Могильцевский переулок
- Большой Саввинский переулок
- Большой Чудов переулок
- Боровицкая площадь
- Бородинский мост
- Бурденко, улица
- Бутиковский переулок
- Волхонка, улица
- Вражский 1-й, переулок
- Вражский 2-й, переулок
- Всеволожский переулок
- Всехсвятский проезд
- Гагаринский переулок
- Глазовский переулок
- Гоголевский бульвар
- Дашков переулок
- Девичьего Поля, проезд
- Денежный переулок
- Доватора, улица
- Еланского, улица
- Еропкинский переулок
- Ефремова, улица
- Зачатьевский 1-й, переулок
- Зачатьевский 2-й, переулок
- Зачатьевский 3-й, переулок
- Земледельческий переулок
- Знаменка, улица
- Зубовская площадь
- Зубовская улица
- Зубовский бульвар
- Зубовский проезд
- Колымажный переулок
- Комсомольский проспект
- Кооперативная улица
- Коробейников переулок
- Кремлёвская набережная
- Кропоткинский переулок
- Крымская площадь
- Крымский мост
- Крымский проезд
- Ксеньинский переулок
- Курсовой переулок
- Лебяжий переулок
- Ленивка, улица
- Лопухинский переулок
- Лужнецкая набережная
- Лужнецкий мост
- Лужнецкий проезд
- Лужники, улица
- Льва Толстого, улица
- Малый Боженинский переулок
- Малый Власьевский переулок
- Малый Знаменский переулок
- Малый Лёвшинский переулок
- Малый Могильцевский переулок
- Малый Саввинский переулок
- Мансуровский переулок
- Молочный переулок
- Нащокинский переулок
- Неопалимовский 1-й, переулок
- Неопалимовский 2-й, переулок
- Неопалимовский 3-й, переулок
- Несвижский переулок
- Новоандреевский мост
- Новодевичий проезд
- Новодевичьего Монастыря, площадь
- Новодевичья набережная
- Новоконюшенный переулок
- Новокрымский проезд
- Новолужнецкий проезд
- Оболенский переулок
- Обыденский 1-й, переулок
- Обыденский 2-й, переулок
- Обыденский 3-й, переулок
- Олсуфьевский переулок
- Остоженка, улица
- Патриарший мост
- Плотников переулок
- Плющиха, улица
- Погодинская улица
- Пожарский переулок
- Померанцев переулок
- Пречистенка, улица
- Пречистенская набережная
- Пречистенские Ворота, площадь
- Пречистенский переулок
- Пуговишников переулок
- Россолимо, улица
- Ростовская набережная
- Ростовский 2-й, переулок
- Ростовский 4-й, переулок
- Ростовский 6-й, переулок
- Ростовский 7-й, переулок
- Ружейный переулок
- Саввинская набережная
- Савельева, улица
- Серпов переулок
- Сеченовский переулок
- Сивцев Вражек, переулок
- Смоленская улица
- Смоленская-Сенная площадь
- Смоленский бульвар
- Соймоновский проезд
- Староконюшенный переулок
- Тимура Фрунзе, улица
- Трубецкая улица
- Тружеников 1-й, переулок
- Тружеников 2-й, переулок
- Тружеников 3-й, переулок
- Турчанинов переулок
- Усачёва улица
- Учебный переулок
- Фрунзенская 1-я, улица
- Фрунзенская 2-я, улица
- Фрунзенская 3-я, улица
- Фрунзенская набережная
- Хамовнический Вал, улица
- Хилков переулок
- Хмельницкого, мост
- Хользунова, переулок
- Хрущёвский переулок
- Чертольский переулок
- Чистый переулок
- Шибаевский 1-й, переулок
- Языковский переулок
Улицы районов Центрального округа Москвы
Районы ЦАО: Арбат, Басманный, Замоскворечье, Красносельский, Мещанский, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники и Якиманка.
Улицы округов Москвы
Смотрите также Улицы Центрального административного округа (ЦАО) города Москвы Улицы Москвы Административные округа и районы Москвыmosopen.ru
История района Хамовники (ЦАО) - Электронная Москва
История
Хамовная слобода
Своё название этот московский район получил от дворцовой Хамовной слободы. Здесь жили ткачи — хамовники.
В XVII в. в Москве широкое распространение получает ткачество — производство различных тканей и тканых изделий, которые находили применение как в одежде, так и в интерьере (скатерти, полотенца, салфетки и т.д.). Тканая продукция в значительном количестве требовалась на нужды царского двора, немало ее уходило и на рынок. Основными поставщиками хамовной (ткацкой) продукции в Москве являлись Кадашевская и Хамовная слободы. В отличие от более многочисленных кадашей, производивших полотно, из которого делалось бельё для государева семейства, хамовники занимались тканьем столового белья для дворцовых нужд, а название их профессии происходит от старинного слова «хамьян», обозначавшего один из сортов недорогой шёлковой ткани.
Возникновение Хамовной слободы относится к концу XVI в., когда сюда, в излучину Москвы-реки, переселили ткачей из деревни Константиновка близ Твери и поэтому первое время их поселение именовалось Тверской Константиновской слободой, а с XVII в. — Хамовной. По своим размерам она была довольно большой: в 1638 г. здесь считалось 38 дворов, а в 1653 г. — уже 90.
Тверские ткачи получали участки земли при условии выполнения хамовного дела на дворец: каждый двор обязан был выработать определенное количество материала пропорционально занимаемому участку. За нормальный участок в 240 кв. саженей полагалась полная норма выработки, или целое «дело», за половинный участок — «полдела» и т.д. Всего в Хамовниках в начале XVII в. считалось 29 «дел», в конце XVII в. — 51,75 «дела». В среднем за год в слободе производилось до 230 кусков полотна. От других повинностей и служб жители слободы были освобождены, а за свой труд получали денежное и хлебное жалованье (в среднем 1 рубль и 6—7 четвертей ржи или овса за одно «дело»). Сама слобода находилась в ведении Царицыной мастерской.
Центром Хамовной слободы стала церковь Николы, что в Хамовниках. Впервые она упоминается как деревянная в 1625 г., а в 1657 г. значится уже каменной. Существующее ныне здание храма было построено несколько позже — его заложили в мае 1679 г., а освятили летом 1682 г. Любопытно, что в 60-х годах XVII в. близ Хамовников, на Девичьем поле пытались бурить скважины для добычи соляного рассола.
Свою производственную направленность слобода сохраняла почти весь XVIII в. При Петре I для нужд армии в Хамовниках был основан казенный Хамовный двор (его прядильное отделение упоминается здесь с 1707 г.). Но работала фабрика с большим убытком для казны и поэтому в 1718 г. была передана в частные руки группе лиц во главе с известным мануфактурщиком того времени Иваном Тамесом, с тем, чтобы на ней производились «полотна, и скатерти, и салфетки, и тики добротой против заморских». Сведений об Иване Павловиче Тамесе сохранилось немного. Судя по имеющимся данным, он был сыном одного из английских мастеров, которых Петр I пригласил в Россию из Западной Европы во время «великого посольства» 1697—1698 гг. Позднее ему удалось выделиться из их среды благодаря своим талантам. Сохранилась характеристика Тамеса, оставленная известным писателем XVIII в. П.И. Рычковым, который в детстве был отдан к нему для обучения языкам, бухгалтерии и коммерции: «Сей господин Тамес был муж великого сведения не только в коммерции, но и во многих других делах, и за его разум и многие полезные проекты к заведению и распространению в России разных мануфактур находился в особливой милости у его величества, высокославные памяти государя императора Петра Великого».
Полотняная фабрика Тамеса долгое время считалась самой крупной в Москве. В 1720 г. на ней трудился 841 рабочий и имелось 443 стана, располагавшихся в разных местах первопрестольной. В Хамовниках же находилось только ее прядильное отделение. Получив управление над мануфактурой, Иван Павлович первым делом приступает к расширению производства, его концентрации в одном месте, и для этих целей он уже в 1720 г. прикупает в Хамовниках несколько соседних участков. К 1725 г. он становится единоличным владельцем мануфактуры.
После смерти И.П. Тамеса в 1729 г. фабрикой стал управлять его сын Иван, который продолжил дело отца. В 40—50-е годы XVIII в. его мануфактура с 300—400 станами являлась по-прежнему крупнейшей в Москве. Под руководством Ивана Тамеса она продолжала действовать вплоть до 70-х годов XVIII в., но в следующем десятилетии вынуждена была под давлением внешних обстоятельств прекратить производство, как и остальные полотняные мануфактуры в первопрестольной. К этому времени Хамовники уже окончательно вошли в состав столицы, и дальнейшая их история неразрывно связана с судьбами города.
Саввинская слобода
По соседству с Хамовниками располагалась Саввинская слобода, память о которой сохранилась в названиях Большого и Малого Саввинских переулков. Слобода была связана с историей небольшого Саввинского монастыря — родового богомолья московских бояр XV в. Добрынских. Впервые эта обитель упоминается в завещании 1454 г. Петра Добрынского: «Се аз… дал есмь в дом пречистыа Богородицы и своему господину Ионе митрополиту киевскому и всеа Руси монастырь святого Савы, на Москве на посаде, и со всем тем, что к тому монастырю потягло». С тех пор обитель стала владением митрополитов, а затем патриархов всея Руси, которые довольно часто бывали здесь и имели патриаршие хоромы. Об их существовании становится известно из одного документа 1637 г., в котором сообщалось, что «киот с деисусы поставлен в Саввинском же монастыре перед патриарши хоромы в сенях».
Для обслуживания патриаршего хозяйства вблизи обители возникает небольшая слобода, первое упоминание которой относится к 1565 г. Сохранилось ее описание XVII в.: «Патриаршая вотчина, Саввинская слобода, на берегу Москвы-реки, Горетова стану, а в ней 32 двора бобыльских, людей в них 68 человек, кормятся на Москве всякою работою». По данным 1638 г. в ней считалось 35 дворов.
В середине XVII в. монастырь, бывший до того мужским, преобразуется в женский под названием «Ново-Саввинский Киевский, что под Девичьим монастырем». Определение «Киевский» было не случайным: первые монахини прибыли сюда из Киева. Но женская обитель не смогла конкурировать с расположенным поблизости Новодевичьим монастырем и просуществовала здесь недолго. Из сообщения 1690 г. выясняется, что к этому времени она прекратила свое существование и была обращена в обычную приходскую церковь. Чуть ранее прекратила свое существование и монастырская слобода, тяглецы которой в середине XVII в. были распределены между черными сотнями Москвы.
Новодевичья слобода
Более известной была история расположившейся по соседству с Саввинской монастырской Новодевичьей слободы, которая самым тесным образом переплелась с историей Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 г. В отличие от Зачатьевского «стародевичьего» монастыря на Остоженке, он стал именоваться Новодевичьим.
С самого начала эта обитель служила важным пунктом в обороне Москвы, защищавшим подступы к столице с запада. Монастырские стены являются сложным фортификационным сооружением, с различными видами боев, а в плане представляют собой неправильный четырехугольник периметром 840 м, с угловыми круглыми башнями, между которыми поставлены еще восемь четырехугольных. Стратегическое значение монастыря особенно было оценено в Смутное время, когда в период осады столицы он переходил несколько раз из рук в руки. И после событий начала XVII в. в нем постоянно размещались ратные люди, для которых около угловых башен специально были выстроены стрелецкие караульни. Часть стрельцов проживала в монастырской слободе, в которой, по данным 1638 г., насчитывалось 132 двора. К 1678 г. их число уменьшилось до 93. Центром слободы являлась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, первые сведения о которой дошли с 1625 г.
Ростовская слобода
В XIV в. земли по соседству с ней, в районе современного Бородинского моста, становятся владением ростовских владык (позже митрополитов), и здесь возникает Ростовская слобода. В 1412 г. ростовский епископ Григорий поставил здесь каменную церковь Благовещения Богородицы. В 1456 г. великий князь Василий Темный провожал досюда чудотворную Смоленскую икону Божьей матери. Ростовские владыки продолжали владеть здешними землями и в XVII в. Документы этого времени фиксируют здесь обширное подворье ростовских владык, окруженное дворами их «работных людей». По описанию 1646 г., в слободе значились 7 крестьянских дворов (20 человек) и 25 бобыльских (51 человек). А «кормятся московскою работою», — уточняет источник. В 1678 г. на подворье стояли два митрополичьих двора, в одном из которых останавливались приезжавшие из Ростова митрополичьи дети боярские, а на другом — крестьяне.
Слободка Чудова монастыря
Но этими слободами монастырские владения в этом районе отнюдь не ограничивались. Неподалеку от Крымского брода в XVII в. существовала слободка Чудова монастыря. Она была очень небольшой по размерам: в 1638 г. в ней насчитывалось всего 8 дворов. Ее возникновение самым непосредственным образом связано с кремлевским Чудовым монастырем, который был основан митрополитом «всея Руси» Алексеем в 1365 г. По преданию, он разместился на месте ханского конюшенного двора, подаренного ханом Джанибеком митрополиту в память чудесного исцеления последним ханши Тайдулы. С самого начала Чудов монастырь, как ставропигиальный, всегда находился в ведении митрополитов, а затем всероссийских патриархов, а в XVI—XVII вв. его именовали иногда даже лаврой.
Будучи придворной обителью, Чудов монастырь являлся крупным землевладельцем. Достаточно сказать, что перед секуляризацией церковных имуществ в 1764 г. ему принадлежало около 18600 душ крепостных. Для ведения хозяйства обители требовалась земля для поселения монастырской обслуги, но выделить ее в Кремле, где монастырь был буквально зажат между стенами и другими зданиями, не представлялось возможным. Поэтому в качестве выхода ему был предложен земельный участок для подворья близ современной Крымской площади с выходом на Москву-реку, по которой можно было сплавлять дрова и другие громоздкие припасы почти непосредственно до обители. Дворовая и огородная земли были отданы монастырю в 1613 г. На этом участке вскоре были построены два каменных и несколько деревянных строений.
Несмотря на то, что монастырская слободка исчезла здесь уже в XVIII в., обитель продолжала владеть участком даже после секуляризации вплоть до 1917 г.
Семчинское
Одним из древнейших московских сел, расположившихся на территории современного района, являлось село Семчинское, находившееся между нынешними Остоженкой и Пречистенкой. Впервые оно упоминается в первой духовной грамоте Ивана Калиты, составленной в 1331 г. На протяжении двух столетий оно обязательно упоминалось в завещаниях московских князей. В XV в. Семчинское являлось одним из ближайших к городу сел и упоминается в московской губной записи середины XV в., более известной как «Запись о душегубстве». По соседству с ним находился Самсонов луг. По духовной грамоте князя Юрия Васильевича, брата Ивана III, умершего в 1472 г., оно отошло к великому князю.
Название села Семчинского встречается и в летописях. При описании московского пожара 21 июня 1547 г. сообщается, что «бысть буря велика, и потече огнь, якоже молниа и пожаръ силенъ, промче въ единъ часъ Занеглимение огнь и до Всполиа Неглимною, и Черториа погоре до Семчинъского селца». Приблизительно в середине XVI в. оно сливается с городом. Свидетельство тому находим у летописца, согласно которому Иван IV распорядился взять его в опричнину, вместе с близлежащими городскими дворами: «Повеле же и на посаде улицы взяти въ опришнину отъ Москвы-реки: Чертолскую улицу и з Семчиньскимъ сельцомъ и до всполья».
Центром села являлась находившаяся на Остоженке церковь Успения Богородицы. Храм документально известен лишь с 1625 г., но, несомненно, существовал значительно раньше. В 1668—1670 гг. он был перестроен в камне. Название сельца Семчинского в известных нам источниках встречается еще в 1625 г., но в середине XVII в. прежние вольности сельчан были уничтожены, и с этого времени здешняя жизнь окончательно сливается с судьбой остальной Москвы. С этого времени здесь упоминается Чертольская четверть сотни у Пречистенских ворот.
Киевцы
Еще одним селом по соседству с Семчинским являлось село Киевцы. О его существовании узнаем из названия церкви Николая Чудотворца, «что в Киевцах», которая когда-то располагалась в районе современной Пречистенской набережной, на берегу Москвы-реки. В литературе, вслед за Н.М. Карамзиным, это село обычно связывают с рассказом родословцев о прибытии в Москву на службу к Ивану Калите боярина Родиона Нестеровича со всем своим двором в 1700 человек. Помимо обширных владений в ближайшем Подмосковье — в районе речки Всходни, ему, очевидно, досталось и это одно из ближайших к городу сел, где им была построена церковь Николая Чудотворца на самом берегу Москвы-реки.
Однако этому предположению противоречат очевидные факты. Храм впервые упоминается в сохранившихся источниках лишь с 1625 г. При этом он носил тогда уточнение «позади Зачатейского монастыря, за Чертольскими вороты». И только с 1657 г. у него появляется определение «что в Киевце, у Москвы-реки, на берегу». Данное обстоятельство позволяет думать, что это определение связано с событиями XVII в. В 1654 г. жители Киева присягнули царю Алексею Михайловичу, после чего разразилась русско-польская война. Именно с этого времени в Москве появляются выходцы с Украины, для поселения которых была выделена земля в этом районе, который стал именоваться Киевцем.
Здешняя церковь была деревянной, а в 1691 г. ее перестроили в камне. Но берег постоянно подмывался водой, и во избежание окончательного разрушения храм был разобран в 1772 г.
Вплоть до XVII в. эти земли, ценные своими заливными лугами, оставались малозастроенными. Об этом свидетельствует уже само название здешней улицы Остоженки, образованное от стогов сена, раскидывавшихся по всполью. Поэтому неудивительно, что здесь возникают слободы, так или иначе связанные с животноводством.
Стадная слобода
Нынешний Кропоткинский переулок ранее назывался Стадным, по Стадной слободе, где жили княжеские пастухи. О ней же напоминает и современный Молочный переулок. Главным храмом слободы являлась церковь святого Власия, издавна считавшегося на Руси покровителем скота. На него были перенесены верования, связанные с языческим богом Белесом. Именно по этому храму получил название соседний Власьевский переулок. Хотя впервые церковь св. Власия, «что на Козьем болоте» впервые упоминается в 1625 г., нет сомнения, что она существовала и ранее.
Конюшенная слобода
Однако главной здесь являлась дворцовая Конюшенная слобода, занимавшая обширную территорию на месте нынешних Гагаринского и Староконюшенного переулков. Слобода дворцовых конюхов образовалась близ Сивцева Вражка в начале царствования Ивана IV, когда царские конюшни были переведены с Кулишек на Чертолье.
Слобода была одной из самых больших в Москве (в 1632 г. в ней значилось 199 дворов, а в 1653 г. — 190 дворов). Ее главной артерией был нынешний Гагаринский переулок, который вплоть до начала XIX в. именовался Старой Конюшенной улицей. Центром слободы являлась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в «Старой» или «Большой» Конюшенной. Собственно говоря, это определение храм получил после того, как в конце XVII в. после одного из частых московских пожаров дворцовую слободу конюхов перевели от Пречистенки за пределы стены Земляного города близ большого поля, получившего название Девичьего, и где она стала известна под названием Новой Конюшенной слободы.
Новая Конюшенная слобода
Перенос Конюшенной слободы во многом объяснялся и тем, что к середине XVII в. конюшенное ведомство достигло громадных размеров. По свидетельству Григория Котошихина, в этот период число царских лошадей вместе с рабочими и стрелецкими, доходило до 44 тыс. На содержание конюхов, число которых в одной Москве достигало 300 человек, кроме денежного жалованья, шли еще особые пошлины за продажу лошадей, их клеймение, сбор с бань в столице и т.п. Всем этим ведал особый Конюшенный приказ. О его значении говорит хотя бы тот факт, что с конца XV в. должность конюшего, бывшая до того сравнительно невысокой, становится одним из высших дворцовых чинов. Достаточно упомянуть то, что в конце XVI в. это звание носил Борис Годунов, что ставило его выше всех прочих бояр. О размахе конюшенного хозяйства можно судить по тому, что в 1573 г. Конюшенный приказ обслуживали 424 человека, среди которых видим конюхов стремянных, повинность которых была «всегда бытии с государем» («у стремени») в походах, конюхов стадных, подковщиков, мастеров седельных и др.
Центром новой слободы стала приходская церковь Неопалимой Купины. Сооружение храма, по преданию, было связано с интересной легендой, согласно которой однажды дворцовый конюх Дмитрий Колошин был обвинен в преступлении и попал в судебные передряги, из которых, казалось, не было выхода. Но помог случай. Бывая в Кремле по делам, конюх имел привычку молиться у иконы Неопалимой Купины, прося Богородицу о помощи во всех своих нуждах. Та не замедлила прийти ему на выручку и явилась во сне царю Федору Алексеевичу, объяснив, что конюх ни в чем не виноват. Государь призвал Дмитрия и объявил о своей милости, а тот в знак благодарности выстроил в слободе храм во имя иконы. Но данное предание является не более чем позднейшей легендой. Из документов конца XVII в. выясняется, что в действительности храм был освящен в 1683 г. «по челобитью приходских людей Конюшенной слободы всяких разных чинов». Тогда в ней значилось 78 дворов «конюшенного чину». Вскоре храм был перестроен в камне и простоял до 1930 г.
Сама же слобода просуществовала до XVIII в., когда ее территория вошла в состав города, а память о ее существовании сохранилась лишь в названии Новоконюшенного переулка.
Стрелецкие слободы
Ближе к городским укреплениям в этом районе находились стрелецкие слободы, о которых напоминает целый ряд названий. Наименования Большого и Малого Лёвшинского переулков происходят от стрелецкого полка Афанасия Ивановича Левшина, расквартированного здесь в XVII в. Центром стрелецкой слободы являлась их приходская церковь Покрова Богородицы, которая так и именовалась: «что в Левшине», здание которой, выстроенное в 1697 г., простояло здесь до начала 1930-х годов.
Названия Зубовского бульвара и площади напоминают еще об одной стрелецкой слободе. Центром ее являлась церковь Троицы в нынешнем Померанцевом переулке, который ранее назывался по храму Троицким. Храм известен с 1642 г., когда здесь стояли стрельцы приказа Ивана Бегичева. Определение «что в Зубове» храм и вся окружающая местность получили от построенной в 1652 г. вместо прежней деревянной церкви тщанием «Дмитриева приказу Зубова пятидесятников и десятников и всех рядовых стрельцов» нового уже каменного Троицкого храма.
Ваганьково
Одним из древнейших следует признать и село Ваганьково, местоположение которого можно определить по церкви Благовещения «на Старом Ваганькове» во дворе Российской государственной библиотеки и Староваганьковскому переулку. В первой половине XV в. здесь находился загородный двор великой княгини Софьи Витовтовны, супруги великого князя Василия I. Летописцем он впервые упоминается под 1446 г.: «приде князь великий на Москву месяца ноября в 17 день и ста на дворе матере своея за городом на Ваганкове».
Относительно происхождения названия «Ваганьково» в литературе высказывались самые разнообразные версии. Одна из них опирается на известный словарь в.И. Даля, где встречается слово «ваганить» (с пометой: вологодское), означающее «баловать, шалить, играть, шутить». На основе этого была выдвинута гипотеза, что здесь якобы находился «государев потешный двор». В ее подтверждение ссылались даже на средневековых вагантов.
Более приемлемым является объяснение этого названия С.К. Романюком — от налога за взвешивание товара, который именовался «ваганным» (от слова вага — вес, тяжесть). Так, в одной из жалованных грамот XV в. на право беспошлинной торговли читаем: «А коли с чем пошлют, с каким товаром или что купят себе, ино им с того товару не надобе мыт… ни померное, ни побережное, ни ваганное».
Долгое время это место находилось в княжеском владении. В 1472 г. князь Юрий Васильевич Дмитровский завещал своему старшему брату Ивану III: «А что мое место Ваганково да и двор на Ваганкове месте, чем мя благословила баба моя, великаа княгиня, а то место и двор господину моему, князю великому».
Приглашенный Василием III итальянский зодчий Алевиз построил в 1519 г. на Ваганькове церковь Благовещения. В летописях Ваганьково встречается под 1514 и 1531 гг. Упоминается оно и в рассказе о событиях 1547 г., когда сразу после опустошительного московского пожара 1547 г. молодой царь Иван IV спасался от разъяренной толпы на своем дворе в Ваганькове, а оттуда бежал в подмосковное село Воробьево.
Именно в Ваганькове располагался знаменитый опричный двор Ивана IV, из-за устройства которого жившие тут дворцовые служители были переведены на окраину тогдашнего города, в район Пресни, где они образовали поселение Новое Ваганьково. На прежнем же месте, которое стало именоваться Старым Ваганьковым, позднее разместились стрельцы, которые воздвигли напротив Боровицких ворот Кремля храм Николая Чудотворца, иначе именовавшийся как «Никола Стрелецкий», стоявший до 1932 г. на углу современных Знаменки и Волхонки. Храм значится здесь с 1623 г., а к 1657 г. он был уже каменным.
По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».
История районов Центрального округа Москвы
Районы ЦАО: Арбат, Басманный, Замоскворечье, Красносельский, Мещанский, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники и Якиманка.
Округа Москвы
Смотрите также Район Хамовники (ЦАО) города Москвы Центральный административный округ (ЦАО) города Москвы Административные округа и районы Москвыmosopen.ru
Район Хамовники в Москве. Здесь жили хамы?
Свое название район «Хамовники» получил от Хамовной слободы, которая возникла на этом месте еще в семнадцатом столетии. Сама слобода находилась в то время за бастионом Земляного города по соседству с Девичьим полем.
Жителями Хамовной слободы были ткачи, которые производили здесь особое льняное полотно белого цвета - хам. Кроме этого, в этих местах выпускали и различные ткацкие изделия.
История и происхождение названия Хамовников
Само слово «хам» появилось в русском языке еще в 14 веке. На новгородщине использовались существительные - производные от него. Так, слово хамунька означало изношенную свитку, хамойка - мочало для мытья утвари.
Хамовники - это не только ткачи, но и полотнянщики со скатерниками.
Первыми жителями Хамовной слободы в Москве были выходцы из Твери (именно поэтому слобода первоначально называлась Тверской Константиновской). Их переселили сюда в 1720-е годы в связи с тем, что в европейских странах значительно вырос спрос на льняное полотно из Руси, и поэтому нужно было срочно увеличивать его производство.
Переселенцев сразу приписывали к Хамовному двору. Трудились они или в Кадашах, или ткали полотно в собственных избах.
Интересно, что само льняное полотно было представлено широким разнообразием, которое удовлетворяло спросам различных категорий граждан. Здесь выпускали посольское широкое полотно, грубое тверское, скатерное, полосатое, гладкое и другое. Помимо полотна, мастера-хамовники выпускали полотенца-убрусы, скатерти, полотна для парусных судов, а также брезент.
Несмотря на то, что мастера из Хамовников имели некоторые привилегии перед остальными жителями первопрестольной (платили невысокие налоги, а также освобождались от ряда повинностей), были у них и ограничения. Так, жителям Хамовной слободы запрещали менять место жительства, а также выдавать девушек замуж за представителей других московских слобод.
Интересен и такой факт, что дозволение на поселение в эту ткацкую слободу требовалось испрашивать у самого государя, для чего отправляли ему челобитную. Нужны были весомые аргументы для того, чтобы просьбу удовлетворили.
Вот такая она история и происхождение названия Хамовников
Район Хамовники в наши дни
В наши дни о процветавшей Хамовной слободе напоминает храм Святителя Николая. Его построили на средства местных ремесленников, считавших Николая Чудотворца своим небесным покровителем, еще во второй половине семнадцатого столетия.Проводя археологические раскопки в этих местах, исследователи добавляют новые факты в историю района Хамовники. В частности, найдено подтверждение тому, что хамовное дело в средние века развивалось и в Хамовной слободе, а не только в Кадашах. Под этим подразумевается то, что здесь не только пряли полотно, но и выпускали готовую продукцию из него, а также занимались сбытом произведенного.
В начале XVIII века, в 1709 году, в здешних местах отстроили первую казенную фабрику по выпуску полотна, а уже через 10 лет создали одну из первых в России полотняных мануфактур.
Сейчас трудно воспринимать тот факт, что нынешний район Хамовники еще перед революцией 1917 года считался окраиной города Москвы. Здесь будет уместно привести цитату из путеводителя той эпохи:
progulkipomoskve.ru
Площадь территории района Хамовники составляет более 1 тыс. га, здесь проживает порядка 105 тыс. человек, из них 64 % - лица трудоспособного возраста (24 % – пенсионеры и 12 % – дети). Это район с давно сложившейся инфраструктурой. За 2013 -2014 гг. на территории района были введены в эксплуатацию пять объектов, общей площадью 103,7 тыс. кв.м, включая 39,4 тыс.кв.м жилой площади и 868 машиномест. В 2014 году запланирован ввод объектов общей площадью 257 тыс.кв. метров ( 94 тыс. «квадратов» составит жилье). Проводится работа по выводу промышленных предприятий за пределы района. За последние годы выведены такие предприятия, как ГУП «5-й троллейбусный парк им. Артамонова», ОАО «РТИ-Каучук», ОАО «Хлебозавод № 6», Автобаза № 24 ГУТП «Мосхлебтранс», фабрика «Красная Роза 1875» и Экспериментальный завод напитков (пивной завод). Освободившиеся земельные участки перепрофилируются под социальные, общественно-деловые и прочие нужды округа. В настоящее время в районе ведется работа по стимулированию переноса за пределы ЦАО еще 3-х предприятий: ОАО «НПО – «Гелиймаш», ОАО «АМТК «Союз», Выставка «РОССТРОЙЭКСПО». В концепцию комплексного развития промышленных зон и производственных территорий, расположенных в Хамовниках, включены 2 объекта: ОАО «МашиноАппарат» (0,8 га) и Второй московский приборостроительный завод (2-й МПЗ), площадью 0,8 и 0,7 га соответственно. На территории района планируется обустроить пешеходные зоны, доступные и в летний, и в зимний период, где будут проходить ярмарки, выставки, развлекательные программы. Планируется благоустройство территорйи, прилегающих к пешеходным зонам, приведение в порядок фасадов зданий, мощение пешеходных пространств, обеспечение условий для беспрепятственного пользования маломобильных групп населения, установка лавок, туристических и информационных стендов и другое. В Хамовниках работают 3 детские музыкальные школы и художественная школа им. И.М. Серова, 6 библиотек и другие учреждения культуры. Здесь функционирует 38 спортивных учреждений, среди которых физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) и 2 плавательных бассейна. Достояниями района являются такие объекты истории и культуры, как Новодевичий монастырь, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей Л.Н. Толстого на Пречистенке и Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Хамовники», музей И.С. Тургенева на Остоженке, общественный музей им. Н.К. Рериха, Дом-музей А.И. Герцена в переулке Сивцев Вражек, храм Христа Спасителя и другие. У жителей района пользуются популярностью такие зоны отдыха, как Сквер Девичьего поля, Детский Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках», Гоголевский бульвар, спортивный комплекс «Лужники», парк Новодевичьи пруды. |
cao.mos.ru
Муниципальный округ Хамовники - это... Что такое Муниципальный округ Хамовники?
Хамо́вники — район Москвы. Расположен в Центральном административном округе, на берегу Москвы-реки. Многие здания представляют историческую ценность.
Слово «хамовники» — от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).
Когда-то на территории нынешних Хамовников была большая Хамовная слобода, где жили ткачи. Их прозвали «хамовниками». Первоначально, в 20-е годы XVII века, когда вырос спрос на русский лен, в слободе жили мастера, переселенные из Твери. Они были у царя Михаила Федоровича на особом положении, облагались невысокими налогами, освобождались от некоторых повинностей, и не имели права жить где-то кроме своей слободы.
В память о ткачах ныне сохранились палаты Хамовного двора, что находятся на улице Льва Толстого, дом № 10, строение № 2.
Так же, о «хамовниках» напоминал нам магазин «Русский Лён», который находился на Комсомольском проспекте в доме № 29, где можно было преобрести всевозможные ткацкие изделия, в том числе – изделия фабрики «Красная Роза». Увы, ни магазина, ни фабрики уже нет.
Слово «хамовники» использовалось в названиях улиц и набережных. Так Большой (Долгий) Хамовнический переулок и Хамовническую набережную в 1925 году переименовали во Фрунзенскую набережную; 1—3-я Хамовнические улицы в 1956 году стали 1—3-й Фрунзенскими улицами; Хамовнический Камер-Коллежский Вал ныне называется просто Хамовническим Валом.
Музей
В 1882 году русский писатель Лев Николаевич Толстой в Долгом Хамовническом переулке купил дом, в котором жил вместе с семьей в зимнее время вплоть до 1901 года. Рассказывают, что Толстой приехал посмотреть усадьбу апрельским вечером. Хозяин с досадой сказал: "Лев Николаевич, Вы ничего не увидите". "Не надо дом, я вижу сад!" - ответил Толстой. Зимой Толстые заливали каток и звали гостей. Последний раз в этом доме писатель был в 1909 году. Здесь он написал роман «Воскресение», пьесы «Плоды просвещения», «Живой труп». В год смерти писателя (1910) этот переулок был переименован в улицу Льва Толстого. В 1921 году дом писателя национализировали и превратили в Государственный музей Л.Н. Толстого.
Достопримечательности района
Достопримечательности района Хамовники. Зелёными звёздочками обозначены основные улицы. Красными кружочками обозначены станции метро. Буквами в квадратиках обозначены достопримечательности. Расшифровка в тексте.
Основные улицы
*) Садовое кольцо, Смоленский и Зубовский бульвары
**) Комсомольский проспект (южнее Садового кольца) и улица Остоженка
***) Третье транспортное кольцо и Московская окружная железная дорога
Станции метро
1) «Парк культуры»
2) «Кропоткинская»
3) «Фрунзенская»
4) «Смоленская»
5) «Киевская»
6) «Спортивная»
7) «Воробьёвы горы»
Достопримечательности
Ссылки
Боровицкая • Зубовская • Крымская • Новодевичьего Монастыря • Пречистинские Ворота • Смоленская-Сенная | ||
Всехсвятский переулок • Малый / Большой Знаменский переулок • Колымажный переулок • Лебяжий переулок • Ленивка | ||
Большой Афанасьевский переулок • Барыковский переулок • Бутиковский переулок • Всеволожский переулок • Малый / Большой Власьевский переулок • Гагаринский переулок • Глазовский переулок • Денежный переулок • Еропкинский переулок • 1-й / 2-й / 3-й Зачатьевский переулок • Коробейников переулок • Кропоткинский переулок • Курсовой переулок • Малый / Большой Левшинский переулок • Лопухинский переулок • Мансуровский переулок • Малый / Большой Могильцевский переулок • Молочный переулок • Нащокинский переулок • Новокрымский проезд • 1-й / 2-й / 3-й Обыденский переулок • Плотников переулок • Пожарский переулок • Пречистинский переулок • Сеченовский переулок • переулок Сивцев Вражек • Староконюшенный переулок • Турчанинов переулок • Хилков переулок • Хрущёвский переулок • Чертольский переулок • Чистый переулок | ||
10-летия Октября • Абрикосовский переулок • 1-й Архивный переулок • Малый Боженинский переулок • Бурденко • 1-й / 2-й Вражский переулок • Дашков переулок • проезд Девичьего Поля • Доватора • Еланского • Ефремова • Земледельческий переулок • Зубовский проезд • Кооперативная • Крымский проезд • Ксеньинский переулок • Лужнецкий проезд • Льва Толстого • 1-й / 2-й / 3-й Неопалимовский переулок • Несвижский переулок • Новодевичий проезд • Новоконюшенный переулок • Оболенский переулок • Олсуфьевский переулок • Малая Пироговская • Погодинская • Плющиха • Пуговишников переулок • Россолимо • 2-й / 4-й / 6-й / 7-й Ростовский переулок • Ружейный переулок • Малый / Большой Саввинский переулок • Савельева • Серпов переулок • Тимура Фрунзе • Трубецкая • 1-й / 2-й Тружеников переулок • Усачёва • Учебный переулок • 1-я / 2-я / 3-я Фрунзенская • переулок Хользунова • Малый / Большой Чудов переулок • 1-й Шибаевский переулок • Языковский переулок | ||
Районы ЦАО: Арбат | Басманный | Замоскворечье | Красносельский | Мещанский | Пресненский | Таганский | Тверской | Хамовники | Якиманка |
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Район Москвы: Центральный округ, Хамовники
Герб района Хамовники
Гербовая эмблема
Серебряное колоколовидное стропило символизирует характерную ландшафтную особенность местности, ограниченной с трех сторон подковообразно изгибающимся руслом Москвы-реки, охваченной каменными набережными. Серебряный Храм Христа Спасителя символизирует уникальное архитектурное сооружение всероссийского уровня, памятник погибшим русским воинам в Отечественной войне 1812 - 1814 годов, восстановленный после разрушения в конце XX века. Скрещенные перо и свиток означают развитую научную, культурную и просветительскую роль муниципального образования, где расположены множество музеев, культурных центров и крупных учебных заведений. Цветок льна указывает на первоначальный промысел местных жителей - ткаческое (хамовное) дело. От имени ткачей- хамовников произошло название местности.
О районе
Хамо́вники — район Москвы. Расположен в Центральном административном округе, на берегу Москвы-реки. Многие здания представляют историческую ценность.
Слово "хамовники" - от слова "хам", которое с ХIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).
Когда-то на территории нынешних Хамовников была большая Хамовная слобода, где жили ткачи. Их прозвали "хамовниками". Первоначально, в 20-е годы XVII века, когда вырос спрос на русский лен, в слободе жили мастера, переселенные из Твери. Они были у царя Михаила Федоровича на особом положении, облагались невысокими налогами, освобождались от некоторых повинностей, и не имели права жить где-то кроме своей слободы.
Слово "хамовники" использовалось в названиях улиц и набережных. Так Большой (Долгий) Хамовнический переулок и Хамовническую набережную в 1925 году переименовали во Фрунзенскую набережную; 1—3-я Хамовнические улицы в 1956 году стали 1—3-й Фрунзенскими улицами; Хамовнический Камер-Коллежский Вал ныне называется просто Хамовническим Валом.
История
Район Хамовники – старинная живописная местность в излучине Москвы-реки, необычайно богатая историческими памятниками и достопримечательностями. В спровочных изданиях по истории Москвы читаем: Часть Хамовницкая. Границы: к северу часть Новинская, к востоку, югу и западу Москва-река, как сказано выше, втекая близ урочища Трех гор, обтекает ее совершенно по пространству своему. Часть сия есть одна из обширнейших. («Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского, 1831, ч. 4).
Территория Хамовников ведет свое название от слова «хам» - «лен», так как уже в двадцатые годы XVII века здесь селились ткачи льняного полотна. В старину на Руси изготовление тканей, полотна, скатертей называли хамовным делом, ткачей, полотнянщиков и скатертников именовали хамовниками, а их изделия – хамовным товаром.
В русском языке XVII века бытовало слово «хамьянъ» – ткань. В Москву же это слово пришло из северных и северо-западных районов, которые были основными поставщиками льна на государев Хамовный двор.
На протяжении XVII века ткацкую слободу на данной местности в Москве называли по-разному: Хамовники Тверские под Девичьим монастырем, Тверская Константиновская Хамовная слобода. Первоначально название «Хамовный» относилось к государственному учреждению – государеву Хамовному двору, который находился в Кадашевской Ткацкой слободе и включал в себя как само ткацкое производство, так и его организацию и сбыт продукции. В настоящее время обнаружены новые материальные свидетельства существования хамовного дела вблизи Новодевичьего монастыря – при археологических раскопках обнаружено значительное количество набойных досок (с помощью этих рельефных форм на ткани вручную наносился цветной узор).
В 1709 году в Хамовниках, в Хамовной слободе, была создана первая казенная полотняная фабрика, а в 1718-1720 годах – одна из первых полотняных мануфактур в России.
Район формировался на протяжении столетий, сохраняя фрагменты древней застройки. (М.М. Богословский. Москва в 1870-1890-х годах). Район «Хамовники» неразрывно связан с такими громкими именами, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, М.П. Погодин, Н.И. Пирогов. В районе расположено множество Храмов, монастырей, музеев, да и сами улицы, переулки, бульвары Хамовников являются историческими памятниками.
Территория этого района Москвы - 950 га, проживает 77,4 тыс. человек.
Музей
В 1882 году русский писатель Лев Николаевич Толстой в Долгом Хамовническом переулке купил дом, в котором жил вместе с семьей в зимнее время вплоть до 1901 года. Рассказывают, что Толстой приехал посмотреть усадьбу апрельским вечером. Хозяин с досадой сказал: "Лев Николаевич, Вы ничего не увидите". "Не надо дом, я вижу сад!" - ответил Толстой. Зимой Толстые заливали каток и звали гостей. Последний раз в этом доме писатель был в 1909 году. Здесь он написал роман «Воскресение», пьесы «Плоды просвещения», «Живой труп». В год смерти писателя (1910) этот переулок был переименован в улицу Льва Толстого. В 1921 году дом писателя национализировали и превратили в Государственный музей Л.Н. Толстого.
Достопримечательности
Станции метро
- «Парк культуры»
- «Кропоткинская»
- «Фрунзенская»
- «Смоленская»
- «Киевская»
- «Спортивная»
- «Воробьёвы горы»
Основные улицы
- *) Садовое кольцо, Смоленский и Зубовский бульвары
- **) Комсомольский проспект (южнее Садового кольца) и улица Остоженка
- ***) Третье транспортное кольцо и Московская окружная железная дорога
Улицы
- улица 10-летия Октября
- Абрикосовский переулок
- 1-й Архивный переулок
- Большой Афанасьевский переулок
- Барыковский переулок
- Малый Боженинский переулок
- Боровицкая площадь
- улица Бурденко
- Бутиковский переулок
- Большой Власьевский переулок
- Малый Власьевский переулок
- улица Волхонка
- 1-й Вражский переулок
- 2-й Вражский переулок
- Всеволожский переулок
- Всехсвятский проезд
- Гагаринский переулок
- Глазовский переулок
- Гоголевский бульвар
- Дашков переулок
- проезд Девичьего Поля
- Денежный переулок
- улица Доватора
- улица Еланского
- Еропкинский переулок
- улица Ефремова
- 1-й Зачатьевский переулок
- 2-й Зачатьевский переулок
- 3-й Зачатьевский переулок
- Земледельческий переулок
- улица Знаменка
- Большой Знаменский переулок
- Малый Знаменский переулок
- Зубовская площадь
- Зубовская улица
- Зубовский бульвар
- Зубовский проезд
- Колымажный переулок
- Комсомольский проспект
- Кооперативная улица
- Коробейников переулок
- Кремлёвская набережная
- Кропоткинский переулок
- Крымская площадь
- Крымский проезд
- Ксеньинский переулок
- Курсовой переулок
- Лебяжий переулок
- улица Ленивка
- Большой Лёвшинский переулок
- Малый Лёвшинский переулок
- Лопухинский переулок
- Лужнецкая набережная
- Лужнецкий проезд
- улица Лужники
- Мансуровский переулок
- Большой Могильцевский переулок
- Малый Могильцевский переулок
- Молочный переулок
- Нащокинский переулок
- 1-й Неопалимовский переулок
- 2-й Неопалимовский переулок
- 3-й Неопалимовский переулок
- Несвижский переулок
- Новодевичий проезд
- площадь Новодевичьего Монастыря
- Новодевичья набережная
- Новоконюшенный переулок
- Новокрымский проезд
- Новолужнецкий проезд
- Оболенский переулок
- 1-й Обыденский переулок
- 2-й Обыденский переулок
- 3-й Обыденский переулок
- Олсуфьевский переулок
- улица Остоженка
- Большая Пироговская улица
- Малая Пироговская улица
- Плотников переулок
- улица Плющиха
- Погодинская улица
- Пожарский переулок
- Померанцев переулок
- улица Пречистенка
- Пречистенская набережная
- площадь Пречистенские Ворота
- Пречистенский переулок
- Пуговишников переулок
- улица Россолимо
- Ростовская набережная
- 2-й Ростовский переулок
- 4-й Ростовский переулок
- 6-й Ростовский переулок
- 7-й Ростовский переулок
- Ружейный переулок
- Саввинская набережная
- Большой Саввинский переулок
- Малый Саввинский переулок
- улица Савельева
- Серпов переулок
- Сеченовский переулок
- переулок Сивцев Вражек
- Смоленская улица
- Смоленская-Сенная площадь
- Смоленский бульвар
- Соймоновский проезд
- Староконюшенный переулок
- улица Льва Толстого
- Трубецкая улица
- 1-й переулок Тружеников
- 2-й переулок Тружеников
- 3-й переулок Тружеников
- Турчанинов переулок
- Усачёва улица
- Учебный переулок
- улица Тимура Фрунзе
- Фрунзенская набережная
- 1-я Фрунзенская улица
- 2-я Фрунзенская улица
- 3-я Фрунзенская улица
- улица Хамовнический Вал
- Хилков переулок
- переулок Хользунова
- Хрущёвский переулок
- Чертольский переулок
- Чистый переулок
- Большой Чудов переулок
- 1-й Шибаевский переулок
- Языковский переулок
Если Вы заметили неточности в нашей информации или хотите помочь дополнить данный раздел. |
www.domastik.ru