Шахунья (Нижегородская область). Шахунья нижегородская область
Шахунья - это... Что такое Шахунья?
Город Шахунья |
Шаху́нья — город районного значения в Нижегородской области России, административный центр Шахунского района[2].
Население 21,3 тыс. жителей (2010). Город расположен в 240 км[3] от Нижнего Новгорода к северу-востоку по шоссе и железной дороге Нижний Новгород — Киров.
Основан в 1921 г. как пристанционный посёлок при строительстве железной дороги Нижний Новгород — Котельнич в 3 км от деревни Шахунья. В 1927 г. построен вокзал, паровозное депо, в 1930-х гг.— электростанция. В 1943 рабочий посёлок преобразован в город. В городе: предприятия деревообработки, пищевой промышленности; художественная фабрика (выпускает швейные, тканые изделия и др.).
В 1927 году построены железнодорожный вокзал, паровозное депо, в 1930-х годах — электростанция. С 1938 года Шахунья становится рабочим посёлком, с 1943 года — городом.
Название получило по существующей до сих пор вблизи города деревне, которая вначале дала имя станции.
Экономика
В городе основное занятие населения — торговля.
Существует Молочный завод, который выпускает все виды молочной продукции, включая йогурты и сыр.
Работает производство мебели «Агат».
История
Шахунья — молодое селение, в списках 1870 года числилось здесь в починке Шихунья всего два двора с 17 жителями. На месте этого починка и расположен современный город Шахунья. «Заселение этого района началось в тридцатых годах ХIХ века. Сюда были переведены государственные крестьяне из ряда мест Костромской губернии» (Тенсина. География населенных пунктов, стр. 183).
Быстрое развитие поселка и всего этого района началось после Октябрьской революции в связи со строительством железной дороги. В 1933 году Шахунья стала рабочим поселком, а в 1943 году рабочий посёлок уже преобразован в город.
Название дано по названию речки Шихунья. Так назывался и первый починок.
Город начал свою жизнь на месте дремучего леса, но быстро обогнал по численности населения Ветлугу и взял на себя роль организационного центра северо-востока Горьковской области, так называемого Заветлужья, выделяясь не только как административный центр и крупный узел на Горьковской железной дороге, но и как организующий межрайонный центр. Этому способствовало положение Шахуньи на полпути между двумя областными центрами — Горький и Киров.
Они росли вместе — станция и город Шахунья. И это наложило отпечаток на историю развития далёкого лесного края, на судьбу людей его преобразующих. В основном жители Шахуньи — это высоко-профессиональные железнодорожники, специалисты лесного и лесохимического комплекса, а также их дети и внуки. Здесь живут влюблённые в свой край люди, которые сохранили и берегут традиции первых поселенцев Шахунской земли, они настойчивы, целеустремлённы, жизнелюбивы и, самое главное, верят в свой край, в его светлое будущее. Шахунский район один из старейших в Нижегородской области. Образовался он при слиянии трёх волостей: Черновской, Хмелевицкой, Большешироковской. Центром Шахунского района до 1930 года являлось село Хмелевицы, и район назывался Хмелевицким. Но ввиду значительной удалённости старинного большого села от железной дороги Нижний Новгород — Котельнич, центр района из Хмелевиц был перенесён на станцию Шахунья, а район стал называться Шахунским.
Возникновение и развитие Шахуньи связано со строительством железной магистрали Нижний Новгород — Котельнич, начавшимся ещё до Октябрьской революции 1917 года. На одном из участков трассы железнодорожная магистраль прошла рядом с деревней Шахуньей, в трёх километрах от которой, согласно проекту, была поставлена станция, названная по наименованию деревни. Так ещё до рождения города возникло его название. Местоположение станции было определено между двумя небольшими речками Чёрной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекала обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.
Строительство железной дороги шло одновременно со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича. В районе Шахуньи сосредоточилось большое количество рабочих — в основном крестьян близлежащих волостей. Строители жили в ближних деревнях — Харламовцах, Мелёшихе, Январях, Шестерикове. Многие проживали прямо на стройке, в лесу, в шалашах, сооружённых из веток и хвойных лап. Условия работы и жизни были очень тяжёлыми. Орудиями труда являлись лопата, носилки, тачки. Улица Коминтерна, тянувшаяся вдоль железной дороги, стала застраиваться типовыми одноэтажными деревянными домами для железнодорожников. Эта улица, за которой ещё долгие годы стоял дремучий лес, стала одной из первых в городе Шахунья. В 1926 году население посёлка выросло до 300 человек.
Большое значение для развития посёлка Шахунья имело строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырёх лет, и в 1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда требовалось много рабочих рук: слесарей, токарей, кузнецов, которые значительно увеличили население посёлка. Одновременно с паровозным депо в Шахунье была выстроена электростанция: в квартирах железнодорожников загорелись лампочки Ильича.
В 30-е годы в Шахунье создаётся ещё множество железнодорожных предприятий и организаций. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге. Быстро растёт и посёлок железнодорожников. В военные годы значение Шахуньи на Горьковской железной дороге возрастает и 21 октября 1943 года посёлку присваивают статус города. В память о тех поколениях железнодорожников, что самоотверженно трудились с начала основания депо, на привокзальной площади станции Шахунья на вечную стоянку установлен паровоз серии «ЛВ» — последнее техническое слово российского паровозостроения. Он напоминает о первых поколениях железнодорожников.
Молодой город в первые послевоенные пятилетки в короткие сроки превратился в крупный промышленный, торговый центр севера области. Ускоряет темпы роста промышленность Шахунского района. Строятся новые промышленные предприятия в Шахунье и районе, наряду с ними продолжают рост и ранее созданные.
Семидесятые годы особенно знамениты для Шахуньи. Она стала городом новостроек. В 1972 году на окраине Шахуньи вырос завод по производству сухого обезжиренного молока с цехом маслоделия и цельномолочной продукции, которая пользуется спросом не только в Горьковской области, но и за её пределами. Продукция завода вышла на мировой рынок и продаётся за рубеж в Голландию, Польшу, Афганистан. В эти годы сильно изменяется облик Шахуньи. В центре строятся пятиэтажные жилые здания, обустраиваются окраины города. В городе выстроены уютные кварталы, широкие зелёные улицы, а сами шахунцы следят за их чистотой и порядком, занимаются дальнейшим благоустройством своего родного города.
География
Климат
Экологическое состояние
Несмотря на загрязнения получаемые от сгорания угля и древесины в городе сохраняется достаточно чистая атмосфера.
Население
Культура
Образцовый ансамбль танца "Родные просторы".Ансамбль народной песни "Добрый день".Этнографический музей.Ткачество
Культовые сооружения
В городе есть церковь. На кладбище в 2007-ом году построена часовня.
Спорт
Местный ФОК позволяет молодёжи посещать ледовую арену, бассейн и тренажерный зал, который в настоящий момент является. Так же теннис, баскетбол и футбол доступны круглый год для посетителей комплекса. Зимой молодёжь обращается в лыжный спорт и берёт на прокат лыжи в физкультурной организации «Надежда» базирующейся в третьей школе, так же зимой там заливается каток.
Управление и политика
Городской бюджет
Образование и наука
В городе в настоящий момент действуют три школы и одна гимназия. МОУ СОШ № 1 им. Дмитрия Е. Комарова находится на улице Советской и в настоящий момент является одной из самых старых школ. Имеет в материальной базе музей выпускников(награды выпускников участвовавших в ВОВ).
СМИ
«Знамя труда» — единственная городская газеты выпускающаяся трижды в неделю и освещающая всё, что происходит в городе, начиная от мероприятий проводимых городом, заканчивая некрологами и поздравлениями. Распространяется через подписку.
«SMS вестник» — газета рекламного характера имеющая в своем содержании гороскоп , полезные статьи. Распространяется бесплатно.
Транспорт
Городской транспорт
Мосты
В данный момент в городе действует перекидной мост через линию железной дороги.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
г. Шахунья - Заповедная Россия
Город районного значения Шахунья является административным центром Шахунского района Нижегородской области. Расположен город в 240 км. к северо–востоку от Нижнего Новгорода по шоссе и железной дороге Нижний Новгород — Киров.
Численность населения более 24 тыс. чел.
Шахунский район знаменит и своей историей, овеянной интересными легендами. В былые времена по его территории проходила дорога от Ветлуги через Тоншаево в сторону Яранска. Местные предания связывают эту дорогу с Казанским походом русского войска в XVI веке. На речке Вая есть село Большая Пристань. Согласно легенде, еще имеющей хождение среди местных старожилов, во время похода на Казань именно здесь переправлялось войско Ивана Грозного. Во время переправы с одного из плотов упал бочонок с золотом. Достать его так и не удалось.
Не обошли стороной шахунские земли и события «бунташного» XVII века. Близ села Верховского находится Соловецкое озеро. Когда-то на его берегах жили разбойники, грабившие купеческие обозы, возвращавшиеся из-за Ветлуги. По берегам озера закопано большое количество награбленного добра. Недалеко от поселка Сява, за деревней Прялкой, есть место, которое именуется Сениной раменью. Некогда здесь обитал атаман Сеня. В озере Круглом прятал он награбленные сокровища. Говорят, что одному счастливчику удалось вырыть котел с золотыми монетами.
Город Шахунья—значительная пассажирская станция, через которую проходят транзитные поезда по направлению Нижний Новгород—Киров и Москва—Омск. В то же время она является конечным пунктом линии местного сообщения Нижний Новгород— Шахунья.
Город основан в 1921 г. как пристанционный посёлок при строительстве железной дороги Нижний Новгород — Котельнич в 3 км от деревни Шахунья.
В 1927 г. построен вокзал, паровозное депо, в 1930-х гг.— электростанция.
В 1943 рабочий посёлок преобразован в город.
Сегодня в городе работают предприятиятия деревообрабатотки, пищевой промышленностисти; художественная фабрика (выпускает швейные, тканые изделия и др.).
Среди грунтовых дорог, сходящихся в Шахунье, наиболее важными являются: Шахунья—Хмелевицы—Ветлуга (идет на запад), Шахунья—Шаранга—Санчурск и Шахунья—Кикнур (идут на юго-восток, в Кировскую область) с продолжением на Яранск.
В Шахунском районе действует одна церковь (в городе Шахунья). Существует несколько старообрядческих общин.
Телефонный код: +7 83152 Сайт администрации города: www.shahunia.ru
Старая Шахунья | Шахунья Онлайн
Счастливое детство. Фото Сенатова. На заднем плане железнодорожная баня и двухэтажное здание молокозавода (молоконки).Паровоз "Комсомольский". Паровоз стоит на угольнике, на месте настоящего ангара-спрортзала локомотивщиков. На заднем плане электростанция. За паровозом и козловым краном, вероятно парит градирня электростанции.АЗС на Яранском шоссе. Мастерской ПАП, по-видимому еще нет.Здание Райисполкома. Сейчас на этом месте ТД "Континент"Здание бывшего райисполкома. Судя по преобладанию людей в платьях над людьми в брюках, это уже Строчевышивальная фабрикаПостройка Райисполкома и почтыНовое здание РИКРИК зимой. И кустики и елочки маленькиеСтарый вокзал. Старый вокзал с мостаВокзал. Вид от статуя.Вокзал с перронаГагарина - Комсомольская. Гостиница и контора ОРСа НОД-2 со швейной мастерскойГагарина - Комсомольская. Хлебный магазин ОРСа НОД-2Гагарина - Комсомольская. Радиоузел.Гагарина - Комсомольская. Вид на ул. Комсомольская. Вдали новая четырехэтажка.Гагарина - Комсомольская. Магазин "Книги"Перестройка центра. Здания Райунивермага, РайПО и новая библиотека. Площади еще нет.Только что разбитая площадь. На заднем плане, рядом с кинотеатром - здание милиции в зарослях деревьев.Центр города.Советская площадь. Елочки уже подросли.Летний кинотеатр. Был в парке, сейчас на его месте храм Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство кинотеатра "Октябрь"Строительство кинотеатра "Октябрь"Строительство кинотеатра "Октябрь"СХТДом Культуры. А кто такой Слава КПСС, я не знаю. Ходили разные слухи...Детский сад на ул. Ленина, напротив Второй школы. Сейчас там почта и городская БиблиотекаДетские ясли на ул. Садовая. Развалился от стихии.Детский сад на ул. Комсомольской, напротив кл. им. Плаксина. Сейчас там дом №40ЭлеваторГосбанк на Советской.Шахунский хотел.Кафе "Молодежное" - "Пельменная" - магазин "Столбово" - магазинСтоловая УПП-ВОС. Кафе Искра. Магазин.КБОКБО на СвердловаЗдание Районной библиотеки. Перекресток Свердлова и Первомайской. На заднем плане КБОМагазин №1. Контора РайПО. Гагарина - РеволюционнаяНовый УнивермагМузыкальная школа.Музыкальная школа. Рядом Контора ПМК-214 и общежитие Гагарина, 10Магазин ОРСа-НОД-2 и строящийся дом Гагарина,1. Слева видно здание бывшей амбулаторииЗакладка парка у клуба им. Плаксина. На переднем плане - статуй Сталина. На заднем плане слева направо - Мордобойка (пивнушка), Нижний Головной буфет, из-за него выглядывает здание вокзала еще без пристроенных крыльев, за вокзалом видно здание литейного цеха Вагонного депо. Рядом с Головным буфетом хлебный ларек и по ул Кооперативной (будущей Гагарина) здание железнодорожной военизированной охраны. Далее жд амбулатория и магазин ОРСа Горьковской жд. Моста еще нет.Клуб им. Плаксина.Клуб им. Плаксина.Статуй Сталина на фоне клуба им. ПлаксинаОткрытие памятника-бюста Герою Советского Союза Д.Е. Комарову. Впоследствии перенесен к школе №1ПочтаРаймаг. Гагарина - Первомайская. На переднем плане киоск "Мороженое", далее "Промтовары", "Скобяной" (Хозмаг), "Продукты". За зданием Раймага - Музыкальная школа, Парикмахерская и ГостиницаАсфальт возле РаймагаРайунивермаг, позже - "Детский мир", СаровБизнесБанк.Колхозный рынокРесторан "Север"ШЧ-4 без надстройки и пристрояСтроительство завода СОММасленица на новом стадионеСтадионВид с Дома Культуры на стадион и окружающие сооруженияАсфаль на ул. Комсомольской (возле Каменного магазина)Асфаль на ул. Комсомольской (возле Каменного магазина)Общий вид ул Гагарина. Справа клуб им. Плаксина, слева за заборчиком -Линейный пункт милиции, садик и РадиоузелПривокзальная площадь. Справа - Головной буфет, прямо - магазин "Хлеб", фургон автолавки. Вдали клуб им. Плаксина. Видны скульптуры Сталина и пионерки (или пионера)Привокзальная площадь. Слева направо - Фургон автолавки, Нижний Головной буфет, Мордобойка, жилой дом по ул. Коминтерна.Редакция газеты "Знамя труда"и типографияСтроительство редакции и типографииСтроительство редакции и типографии
shah-online.ru
Шахунья - Город - Нижегородская область
По-разному возникают города, села, деревни: иногда по политическим и экономическим причинам, иногда около монастырской обители, иногда в результате выгодного географического положения, а иногда случайно. Можно сказать, что так получилось с городом Шахунья, который находится в северо-восточном углу Нижегородской области. Как и на всем севере нашей области, коренным населением здесь были марийцы. Особенно интересных фактов, связанных с этим местом, вплоть до XIX века не сохранилось. Единственно, что привлекательно звучит название «Шахунья». Одно из объяснений: название произошло от др.-русского «шаха» – обман, и получается, что «Шахунья» – обманщица. Но это никак не связано с особенностью местных жительниц – просто река, которая протекала здесь раньше, часто меняла свое русло, т.е. «обманывала».Еще в 1870 году в починке Шахунья было всего два двора и семнадцать жителей. И только в 1913 году, благодаря строительству железной дороги «Нижний Новгород – Котельнич», эти места стали заселяться вновь прибывшими рабочими. Решили бы прокладывать железнодорожные пути чуть дальше – и все города Шахуньи могло бы и не быть сейчас на карте. А так железная дорога стала создавать определенный ритм для этого места: появилось паровозное депо, стали приезжать люди, строиться дома. Уже в 30-ые годы Шахунья – крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге, а в 1943 году она уже стала городом.В память о первых железнодорожниках на привокзальной площади установлен на вечную стоянку паровоз серии «ЛВ».Город молодой, и этим, видимо, объясняется молодость его достопримечательностей: в Шахунье есть храм во имя Покрова Божией Матери, построенный в 1994 году, часовня, построенная в XXI веке.И все-таки, несмотря на удаленность от крупных городов, не самое живописное месторасположение, отсутствие большого количества памятников архитектуры, есть повод приехать в этот небольшой городок – это фабрика «Тканые узоры».Возникновение этого предприятия любопытно. Значительное расстояние от большого города, наверное, не самым лучшим образом сказывается на развития местности, с одной стороны, но, с другой стороны, именно эта заповедность помогает сохранить наши традиции. В 70-ые годы была снаряжена экспедиция НИИ художественной промышленности в поисках утерянной традиции узорного ткачества. Для участников экспедиции Шахунский район оказался «золотой жилой»: ткацкие станы можно было найти почти в каждом доме, и мастерство ткачих поражало. И вот в результате успешных поисков, по народным образцам были изготовлены ручные ткацкие станки, а в 1972 году был оборудован специальный открытый ткацкий цех, что и превратилось впоследствии в фабрику «Тканые узоры». Вплоть до 90-ых годов XX века это было огромное предприятие, единственное в России, которое работало по технике ручного ткачества. Сейчас уникальность этого производства сохраняется: в России никто больше не работает на ручном стане. Но от огромного предприятия остался только один цех. Конечно, легче всего было перейти на более совершенное машинное производство, но тогда бы исчезла особенная энергетика этих вещей, исчезло бы их тепло и индивидуальность. Вот и продолжают шахунские мастерицы творить чудеса. Кстати, стоит посмотреть и на сам процесс: что-то есть в нем от ворожбы. Стоишь и думаешь: что вот так колдовали руки 100, 200, 300 лет назад. Тем более, что и узоры на полотенцах, пледах, скатертях, одежде те же, что тогда. Эти узоры отличаются геометрическим строгим орнаментом, ограниченной цветовой гаммой, что нисколько не делает эти изделия скучными и безликими, а наоборот придает им тонкость и благородство.Будем надеяться, что этот промысел не умрет. Есть в Шахунье профессионалы-энтузиасты, которые мало того, что сохраняют это производство, они пытаются его передать следующему поколению. В «Народно-этнографическом музее» проходят занятия по ткачеству для юного поколения. Вообще музей, как и промысел этого края, тоже уникальный. Здесь представлен полный цикл обработки льна, весь процесс изготовления тканой одежды. Кроме того, интересны этнографические экспонаты: предметы быта, хозяйства – все, что окружало мастериц тех лет. И безусловно, впечатляют сами образцы домотканых изделий: сарафаны, рубахи, брюки, юбки полотенца, половики, дорожки и т.д.Смеем надеяться, что и через многие, многие годы не только в музее можно будет полюбоваться изделиями шахунских мастериц, а можно будет их купить, а звуки ткацких станов также будут ритмично раздаваться, но уже не в одном цеху, а по всей фабрике. Туристический портал Нижегородской области nnwelcome.ru
russianroutes.ru
Шахунский район Нижегородской области
Шахунский район — муниципальное образование в северо-восточной части Нижегородской области России. Административный центр — город Шахунья.
Расположение района
Район граничит с Ветлужским, Тоншаевским, Тонкинским, Уренским районами Нижегородской области, а также с Кировской и Костромской областями.
Площадь района составляет 2594 км².
Экономика района
Промышленность
Промышленность района представлена 24 предприятиями (крупных и средних — 16):
- ЗАО «Сява-лес» — пиломатериал, паркет, тара;
- ООО «Лесозаготовка» — заготовка и вывозка леса;
- ОАО «Карбохим» — уголь древесный, этилацетат, бутилацетат, растворители;
- ОАО «Рослес» — пиломатериалы;
- ЗАО «Тарпол» — пиломатериалы, столярные изделия;
- ОАО «Апис» — колбасные изделия, мясо и субпродукты;
- МП Типография — газета, бланки;
- ОАО «Молоко» — масло животное, сухое молоко, цельномолочная продукция, сыр;
- ООО «Шахунское УПП ВОС» — щетино-щёточные изделия, пластмассовые изделия, металлоизделия;
- ОАО «Шахунский ЛПХ» — пиломатериалы, балансы берёзовые и хвойные, фанерное сырьё;
- ОАО «Тканые узоры» — изделия ручного художественного ткачества;
- ЗАО «Вудтек» — пиломатериалы, детали строганые, автофургоны, древеснонаполненный лист «Полидрев», мебельные щиты, активированный уголь;
- ООО «Шахунский хлебокомбинат» — хлебобулочные изделия;
- ОАО «Шахунский промкомбинат» — пиломатериалы;
- ООО «Телец» — колбасные изделия;
- ООО «Сявский ЭМЗ» — деревообрабатывающее оборудование.
Наиболее удельный вес по объёму выпускаемой продукции в общем объёме промышленного производства Шахунского района имеет ОАО «Молоко» (43,3 %).
Сельское хозяйство
В настоящее время сельское хозяйства района представлено 8 колхозами, 7 товариществами и обществами, 5 коммандитными товариществами, 7 подсобными хозяйствами, 195 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
ООО «Акаты» | д. Акаты |
колхоз «Свобода» | д. Петрово |
СПК «Память Чапаева» | д. Мелешиха |
ТнВ «Русь» | д. Щербаж |
колхоз «Авангард» | д. Туманино |
колхоз им. Фрунзе | д. Фадька |
колхоз «Поломский» | д. Никитиха |
СПК «Новая жизнь» | д. Малиновка |
колхоз «Новый путь» | д. Красногор |
колхоз «Всходы Ильича» | с. Хмелевицы |
колхоз «Земледелец» | д. Лужайки |
СТ «Верховское» | с. Верховское |
СПК «Черновский» | д. Черная |
СПК «Широковский» | с. Б.Широковское |
СПК «Родина» | с. Б.Свеча |
ООО «Январи» | д. Январи |
ТнВ «Смирнов и К» | д. Январи |
СПК «Андриановский» | д. Андрианово |
СПК «Луч» | д. Отлом |
ООО «Поле» | д. Хлыстовка |
п/х ШАПТа | д. Клин |
В районе выращивают рожь, пшеницу, ячмень, овёс, картофель, лён. Основная масса сельскохозяйственных предприятий имеет мясо-молочное направление.
В районе работают 2 элитно-семеноводческих хозяйства: ООО «Родина» и подсобное хозяйство «Черновское», госсортоучасток, колхоз высокой культуры земледелия — «Новый путь».
Ресурсы
Земельные ресурсы
№ п/п | Наименование земель | Всего, га | В % к общей площади |
1. | Пашня | 64276 | 24,77 |
2. | Многолетние насаждения | 289 | 0,11 |
3. | Сенокосы | 7437 | 2,87 |
4. | Пастбища | 10397 | 4,01 |
5. | Итого сельхозугодий | 82413 | 31,76 |
6. | Коллективное и индивидуальное садоводство, огородничество | 1327 | 0,51 |
7. | Земли личных подсобных хозяйств | 382 | 0,15 |
8. | Леса | 163964 | 63,19 |
9. | Кустарники | 1222 | 0,47 |
10. | Болота | 790 | 0,30 |
11. | Под водой | 1187 | 0,46 |
12. | Земли, находящиеся в стадии мелиоративного строительства | 0 | 0,00 |
13. | Площади, улицы, переулки | 4227 | 1,63 |
14. | Под строениями | 3648 | 1,41 |
15. | Нарушенные земли | 158 | 0,06 |
16. | Прочие | 157 | 0,06 |
Всего | 259461 | 100,00 |
Минеральные ресурсы
В Шахунском районе разведано 32 торфяных месторождения, площадью в границах промышленной залежи каждого более 10 гектар. Общая площадь их составляет 4486 гектар, с запасом воздушно-сухого торфа 13 200 000 тонн. К промышленному торфяному фонду относятся торфяные месторождения «Казанское» и «Сибирское», которые в настоящее время не используются.
Торфяное месторождение «Казанское» смешанного типа, площадью промышленной залежи 2288 гектар и геологическим запасом воздушно-сухого торфа 7 900 000 тонн, со средней степенью разложения торфа по месторождению 37 % и зольностью 6,3 %.
Торфяное месторождение «Сибирское», площадью 934 гектар, с геологическим запасом воздушно-сухого торфа 19 000 000 тонн, со средней степенью разложения торфа 70 %, зольностью 10,3 %.
Торфяной фонд сельскохозяйственного назначения состоит из 30 торфяных месторождений низинного типа общей площадью промышленной залежи 1264 гектар, с геологическим запасом торфа в пересчёте на 60 % влажность около 7 000 000 тонн.
Также на территории Шахунского района есть залежи строительной глины.
Лесные ресурсы
Общая площадь лесов в Шахунском районе составляет 163 960 гектар, из них покрыто лесом 150 700 гектар. Лесистость района (отношение площади лесных земель к общей площади территории района) составляет 63 %. Общий запас древесины — 291 604 800 м³, в том числе хвойной древесины — 17 894 300 м³.
Посадка и посев леса — 229,3 гектар;
Содействие естественному возобновлению — 281,0 га.
К предприятиям лесного хозяйства относятся такие предприятия, как
- Шахунский лесхоз,
- Вахтанский лесхоз,
- межхозяйственный лесхоз «Шахунский»,
- Сельский лесхоз.
К лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли промышленности относятся
- ОАО «Крона»,
- ЗАО «Сява-лес»,
- ОАО «Шахунский леспромхоз»,
- ОАО «Рослес»,
- ОАО «Промкомбинат».
Все эти предприятия занимаются заготовкой, вывозкой и переработкой древесины.
В 2000 году освоение лимитов лесосечного фонда по Шахунскому лесхозу составило 77 200 м³ (56,3 %), в том числе хвои — 26 900 м³ (100 %). По Вахтанскому лесхозу освоено лимитов в размере 49 900 м³ (или 77,2 % от выделенных лимитов), в том числе хвои — 10 600 м³ (53 %).
Водные ресурсы
На территории Шахунского района протекает множество мелких рек и ручьёв, таких, как реки Тургуш, Большой Вахтан, Пижма, Рамень, Чернушка, Шара, Черная. К наиболее крупным рекам относятся реки Большая Какша (138 км), Вая (108 км), Малая Какша (91 км).
Также район насчитывает 65 прудов, общей площадью 200 гектар. Самые крупные из них:
- пруд на реке Большая Свеча, размером 50 гектар, средняя глубина — 2,7 метра, средняя длина — 2 километра, запасы воды — 620 000 м³;
- пруд на реке Шара у деревни Большая Полдневая, размером 32 гектара, средняя глубина — 4 метра, средняя длина — 1 километр, запасы воды — 425 000 м³;
- пруд на реке Шара у деревни Большие Кулики, размером 30 гектар, средняя глубина — 2,5 метра, средняя длина — 2 километра, запасы воды — 750 000 м³;
- пруд на реке Шара у деревни Малые Кулики, размером 20 гектар, средняя глубина — 3 метра, средняя длина — 1,3 километра, запасы воды — 603 000 м³.
Транспорт
Культура и образование
На территории Шахунского района расположены 30 дошкольных образовательных учреждений, из них 27 муниципальных, в том числе в городской местности — 13, в сельской местности — 17. 1575 детей посещают ДДУ, из них 1250 в городской местности, 325 в сельской местности, охват ДДУ детей в возрасте 1—6 лет в городской местности составляет 56 %, в сельской местности — 46 %. Количество детей на 100 мест в ДДУ в городской местности составляет 70 человек, в сельской местности — 41 человек.
В Шахунском районе функционирует 28 школ, в том числе 8 начальных, 8 основных, 10 средних, 1 гимназия, 1 специальная (коррекционная) школа-интернат.
В районе функционирует сеть реабилитационных учреждений: Верховский детский дом на 30 воспитанников, Сявская специальная (коррекционная) школа-интернат (93 учащихся) и Хмелевицкий социально-реабилитационный центр. В сложных социально-экономических условиях центр образования молодёжи выполняет функции коррекции, реабилитации и профилактики криминального поведения учащихся.
Возможность получить профессиональное образование предоставляют Шахунский агропромышленный техникум с филиалами в посёлках Сява, Вахтан, Тоншаево (17 специальностей), филиалы Перевозского строительного колледжа («Юриспруденция»), Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (4 факультета, в том числе агрономический и экономический) и Московского открытого университета («Юриспруденция», «Промышленное и гражданское строительство»).
Культура и спорт
Сеть учреждений культуры Шахунского района представлена Шахунским районным дворцом культуры, районным организационно-методическим центром (автоклуб и агиткультбригада), двумя поселковыми домами культуры, семью сельскими клубами, 24 библиотеками, одной детской художественной школой, одной детской школой искусств, тремя музыкальными школами, одним кинотеатром «Октябрь».
Лечебные учреждения
Лечебно-профилактическая сеть района включает в себя: 5 больниц с числом коек на 525 мест, 20 фельдшерских и 5 фельдшерско-акушерских пунктов, поликлинику, отделение профдезинфекции, СЭС. Работают стационары с дневным пребыванием больных.
С 1999 года три лечебно-профилактических учреждения работают в системе ОМС: Шахунская ЦРБ, Сявская участковая больница и Вахтанская участковая больница.
Численность населения и национальный состав
Население района составляет на 1 января 2002 — 48500 человек, в том числе городское — 36600 человек, сельское — 11900 человек.
Национальный состав: свыше 98,9% - русские.
За 2002 год в районе родилось 416 человек, умерло — 1025 человек, естественная убыль — 125 на 10000 жителей.
В 2002 году прибыло в район 827 человек, выехало — 1059 человек Миграционный прирост — 232 человека.
Численность трудоспособного населения — 27100 человек. Демографическая нагрузка (количество человек младше и старше трудоспособного возраста на 1000 лиц трудоспособного возраста) — 789,7 человек.
Религиозный состав населения:
Практически все население Шахунского района является православным. В Шахунском районе действует одна церковь в городе Шахунья. Других конфессий в Шахунском районе не зарегистрировано. Существует несколько старообрядческих общин.
История района
Шахунский район образован в 1926 году из трёх волостей при слиянии Хмелевицкой, Большешироковской, Черновской. В связи с недостаточной обеспеченностью жильём и административными помещениями рабочего посёлка станции Шахунья центром района до 1930 года было село Хмелевицы. Возникновение и развитие сегодняшнего административного центра — города Шахунья — связано со строительством железнодорожной магистрали Нижний Новгород — Киров. В 1912 году прошла первая партия проектировщиков со стороны Нижнего Новгорода, трасса будущей магистрали прошла рядом с деревней Шахунья, в трёх километрах от которой согласно проекту должна быть станция. Небольшая деревушка Шахунья получила своё название от речки Шахунки, впадающей в речку Шара в самом её верховье.
Месторасположение станции Шахунья было предопределено между двумя небольшими речками: Черной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекла обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.
Строительство железной дороги началось в 1913 году одновременно со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича. С началом первой мировой войны строительство железной дороги остановилось, возобновившись только после Октябрьской революции в 1918 году. Стройку железной дороги объявили ударной, и наиболее успешно она шла со стороны Нижнего Новгорода. В 1927 году был выстроен вокзал, который был перестроен в 1998 году. Началось строительство типовых одноэтажных домов для железнодорожников. Росту посёлка при станции способствовала созданная в 1924 году коммуна «Луч Свободы».
В 1926 году население посёлка при станции Шахунья составляло всего около 300 человек. Большое значение в развитии посёлка сыграло строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырёх лет и в 1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда потребовалось много рабочих рук. Далее создавались железнодорожные предприятия: дистанция пути, дистанция связи, прорабский участок по строительству и ремонту железнодорожных сооружений, склад топлива, материальный склад, кондукторский резерв, стрелковая военизированная охрана. Дистанция пути строит механические мастерские, создаётся железнодорожная строительная организация — стройучасток № 7. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге.
С 1938 по 1943 год население Шахуньи увеличилось на пять тысяч человек и к началу 1943 года достигло 18500. человек. 27 октября 1943 года решением Горьковского облисполкома рабочий поселок Шахунья был преобразован в город.
Молодой город в послевоенные пятилетки в короткий срок превратился в крупный промышленный, торговый и культурный центр севера области. На сегодняшний день и на протяжении уже многих лет Шахунский район по уровню социально-экономического развития занимает лидирующее положение среди северных районов области.
mediaknowledge.ru
Шахунья — Энциклопедия Нижнего Новгорода
Народные герои одобряют эту статью Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе |
Город на карте | |
Шахунья — город железнодорожников и лесозаготовителей. Является центром Шахунского района Нижегородской области.
Быстрое развитие поселка и всего этого района началось после Октябрьской революции в связи со строительством железной дороги. В 1933 году Шахунья стала рабочим поселком, а в 1943 году рабочий поселок уже преобразован в город.
Название дано по названию речки Шихунья. Так назывался и первый починок.
Город начал свою жизнь на месте дремучего леса, но быстро обогнал по численности населения Ветлугу и взял на себя роль организационного центра северо-востока Горьковской области, так называемого Заветлужья, выделяясь не только как административный центр и крупный узел на Горьковской железной дороге, но и как организующий межрайонный центр. Этому способствовало положение Шахуньи на полпути между двумя областными центрами – Горький и Киров.
Они росли вместе – станция и город Шахунья. И это наложило отпечаток на историю развития далёкого лесного края, на судьбу людей его преобразующих. В основном жители Шахуньи – это высоко-профессиональные железнодорожники, специалисты лесного и лесохимического комплекса, а также их дети и внуки. Здесь живут влюблённые в свой край люди, которые сохранили и берегут традиции первых поселенцев Шахунской земли, они настойчивы, целеустремлённы, жизнелюбивы и, самое главное, верят в свой край, в его светлое будущее.
Возникновение и развитие Шахуньи связано со строительством железной магистрали Нижний Новгород - Котельнич, начавшимся ещё до Октябрьской революции 1917 года. На одном из участков трассы железнодорожная магистраль прошла рядом с деревней Шахуньей, в трёх километрах от которой, согласно проекту, была поставлена станция, названная по наименованию деревни. Так ещё до рождения города возникло его название. Местоположение станции было определено между двумя небольшими речками Чёрной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекала обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.
Большое значение для развития посёлка Шахунья имело строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырёх лет, и в 1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда требовалось много рабочих рук: слесарей, токарей, кузнецов, которые значительно увеличили население посёлка. Одновременно с паровозным депо в Шахунье была выстроена электростанция: в квартирах железнодорожников загорелись лампочки Ильича.
В 30-е годы в Шахунье создаётся ещё множество железнодорожных предприятий и организаций. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге. Быстро растёт и посёлок железнодорожников. В военные годы значение Шахуньи на Горьковской железной дороге возрастает и 21 октября 1943 года посёлку присваивают статус города.
В память о тех поколениях железнодорожников, что самоотверженно трудились с начала основания депо, на привокзальной площади станции Шахунья на вечную стоянку установлен паровоз серии «ЛВ» - последнее техническое слово российского паровозостроения. Он напоминает о первых поколениях железнодорожников.
Молодой город в первые послевоенные пятилетки в короткие сроки превратился в крупный промышленный, торговый центр севера области. Ускоряет темпы роста промышленность Шахунского района. Строятся новые промышленные предприятия в Шахунье и районе, наряду с ними продолжают рост и ранее созданные.
Семидесятые годы особенно знамениты для Шахуньи. Она стала городом новостроек. В 1972 году на окраине Шахуньи вырос завод по производству сухого обезжиренного молока с цехом маслоделия и цельномолочной продукции, которая пользуется спросом не только в Горьковской области, но и за её пределами. Продукция завода вышла на мировой рынок и продаётся за рубеж в Голландию, Польшу, Афганистан. В эти годы сильно изменяется облик Шахуньи. В центре строятся пятиэтажные жилые здания, обустраиваются окраины города. В городе выстроены уютные кварталы, широкие зелёные улицы, а сами шахунцы следят за их чистотой и порядком, занимаются дальнейшим благоустройством своего родного города.
Смотрите также[править]
www.nnov.ec
Шахунья (Нижегородская область) — Letopisi.ru
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Шахунья (Нижегородская область)
Город у дороги.
У каждого человека на Земле есть Родина, не Родина вообще, а та маленькая частичка на земле, где он родился и вырос.И куда бы ни забросила его судьба, он стремится возвратиться на Родину, к своему родному очагу, некогда его взрастившему, в свой дом, пусть ветхий и старый, но до боли родной. Ведь именно с ним связаны все его воспоминания о прошлом, при которых слёзы выступают на глазах и бегут «мурашки» по всему телу. Любому человеку интересна история своего родного края, его малой Родины. Очень интересна, на мой взгляд, и история моего края, небольшого северного района Нижегородской области. Это - Шахунский район (Нижегородская область) -северная столица области. С ним связана вся моя пока небольшая жизнь.
Мой город - город новый, выросший при советской власти, в годы первых пятилеток. Это - город железнодорожников и лесозаготовителей.
Шахуньтя - молодое селение, в списках 1870 года числилось здесь в починке Шихунья всего два двора с 17 жителями. На месте этого починка и расположен современный город Шахунья. «Заселение этого района началось в тридцатых годах ХIХ века. Сюда были переведены государственные крестьяне из ряда мест Костромской губернии» (Тенсина. География населенных пунктов, стр. 183).
Быстрое развитие поселка и всего этого района началось после Октябрьской революции в связи со строительством железной дороги. В 1933 году Шахунья стала рабочим поселком, а в 1943 году рабочий поселок уже преобразован в город.
Название дано по названию речки Шихунья. Так назывался и первый починок.
Город начал свою жизнь на месте дремучего леса, но быстро обогнал по численности населения Ветлугу и взял на себя роль организационного центра северо-востока Горьковской области, так называемого Заветлужья, выделяясь не только как административный центр и крупный узел на Горьковской железной дороге, но и как организующий межрайонный центр. Этому способствовало положение Шахуньи на полпути между двумя областными центрами – Горький и Киров.
Они росли вместе – станция и город Шахунья. И это наложило отпечаток на историю развития далёкого лесного края, на судьбу людей его преобразующих. В основном жители Шахуньи – это высоко-профессиональные железнодорожники, специалисты лесного и лесохимического комплекса, а также их дети и внуки. Здесь живут влюблённые в свой край люди, которые сохранили и берегут традиции первых поселенцев Шахунской земли, они настойчивы, целеустремлённы, жизнелюбивы и, самое главное, верят в свой край, в его светлое будущее.
Шахунский район один из старейших в Нижегородской области. Образовался он при слиянии трёх волостей: Черновской, Хмелевицкой, Большешироковской. Центром Шахунского района до 1930 года являлось село Хмелевицы, и район назывался Хмелевицким. Но ввиду значительной удалённости старинного большого села от железной дороги Нижний Новгород - Котельнич, центр района из Хмелевиц был перенесён на станцию Шахунья, а район стал называться Шахунским.
Район расположен на северо - востоке Нижегородской области в лиственном Заветлужье. Он граничит с Кировской и Костромской областями. Площадь района составляет 2594 квадратных километра, население - 51тысяча человек: 23 тысячи проживают в самой Шахунье.
Возникновение и развитие Шахуньи связано со строительством железной магистрали Нижний Новгород - Котельнич, начавшимся ещё до Октябрьской революции 1917 года. На одном из участков трассы железнодорожная магистраль прошла рядом с деревней Шахуньей, в трёх километрах от которой, согласно проекту, была поставлена станция, названная по наименованию деревни. Так ещё до рождения города возникло его название. Местоположение станции было определено между двумя небольшими речками Чёрной и Самарихой. Железная дорога перпендикулярно пересекала обе речки. Местность была равнинной, низкой, в некоторых местах заболоченной.
Строительство железной дороги шло одновременно со стороны Нижнего Новгорода и Котельнича. В районе Шахуньи сосредоточилось большое количество рабочих - в основном крестьян близлежащих волостей. Строители жили в ближних деревнях – Харламовцах, Мелёшихе, Январях, Шестерикове. Многие проживали прямо на стройке, в лесу, в шалашах, сооружённых из веток и хвойных лап. Условия работы и жизни были очень тяжёлыми. Орудиями труда являлись лопата, носилки, тачки. Улица Коминтерна, тянувшаяся вдоль железной дороги, стала застраиваться типовыми одноэтажными деревянными домами для железнодорожников. Эта улица, за которой ещё долгие годы стоял дремучий лес, стала одной из первых в городе Шахунья. В 1926 году население посёлка выросло до 300 человек.
Большое значение для развития посёлка Шахунья имело строительство паровозного депо, которое продолжалось около четырёх лет, и в 1927 году было закончено. Это было первое крупное предприятие Шахуньи, куда требовалось много рабочих рук: слесарей, токарей, кузнецов, которые значительно увеличили население посёлка. Одновременно с паровозным депо в Шахунье была выстроена электростанция: в квартирах железнодорожников загорелись лампочки Ильича.
В 30-е годы в Шахунье создаётся ещё множество железнодорожных предприятий и организаций. Шахунья превращается в крупный железнодорожный узел на Горьковской железной дороге. Быстро растёт и посёлок железнодорожников. В военные годы значение Шахуньи на Горьковской железной дороге возрастает и 21 октября 1943 года посёлку присваивают статус города.
В память о тех поколениях железнодорожников, что самоотверженно трудились с начала основания депо, на привокзальной площади станции Шахунья на вечную стоянку установлен паровоз серии «ЛВ» - последнее техническое слово российского паровозостроения. Он напоминает о первых поколениях железнодорожников.
Молодой город в первые послевоенные пятилетки в короткие сроки превратился в крупный промышленный, торговый центр севера области. Ускоряет темпы роста промышленность Шахунского района. Строятся новые промышленные предприятия в Шахунье и районе, наряду с ними продолжают рост и ранее созданные.
Семидесятые годы особенно знамениты для Шахуньи. Она стала городом новостроек. В 1972 году на окраине Шахуньи вырос завод по производству сухого обезжиренного молока с цехом маслоделия и цельномолочной продукции, которая пользуется спросом не только в Горьковской области, но и за её пределами. Продукция завода вышла на мировой рынок и продаётся за рубеж в Голландию, Польшу, Афганистан. В эти годы сильно изменяется облик Шахуньи. В центре строятся пятиэтажные жилые здания, обустраиваются окраины города. В городе выстроены уютные кварталы, широкие зелёные улицы, а сами шахунцы следят за их чистотой и порядком, занимаются дальнейшим благоустройством своего родного города.
В настоящее время Шахунья, как и вся страна, переживает трудности. Но шахунцы верят, что город у дороги будет и дальше процветать и радовать гостей своим гостеприимством.
Интерактивная карта города Шахуньи http://map.hmrltd.ru/
letopisi.org