Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Спальный район москвы
"Известия": Спальный район - ущербное понятие — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Жилые кварталы "по советскому образцу" в Москве строить больше не будут.
Как ни печально, поводов для "архитектурной" гордости у современной Москвы нет. В этом уверен главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Настоящие визитные карточки у города появились намного раньше. Вместе с тем некоторые из "достижений" прошлых лет требуют серьезной работы над ошибками. Главный зодчий Москвы рассказал "Известиям" о будущем городских окраин и промышленных зон, а также о своем понимании точечной застройки.
Какие задачи вам предстоит решить в этом году? На что будет сделан основной акцент?
Я бы отметил несколько акцентов на ближайшие годы. Во-первых, развитие и корректировка Генерального плана Москвы. Как вы знаете, он был утвержден в 2010 году, еще до присоединения новых территорий. Некоторые прогнозные вещи, которые были там заложены, уже не оправдались, не говоря о прогнозах до 2020 года.
Вторая основная задача – повышение качества проектирования застройки. У людей немало нареканий по поводу того, что было построено в городе за последние 10-15 лет. К сожалению, Москва не стала центром современной архитектуры, несмотря на большой объем инвестиций. Безумно жалко и неприятно, что не случилось и большого количества интересных проектов. Считаю, все это нужно исправлять. В планах – начало работы возрожденного Архсовета, внедрение системы архитектурных конкурсов на городские проекты, привлечение к работе молодых архитекторов, перевод и адаптация западной профессиональной литературы, которая в значительной части не была переведена и осмыслена.
Также намечено движение по таким направлениям, как общественное пространство. Город – это не просто территория, застроенная большими домами. Это определенный стиль жизни, который надо вырабатывать. Вот почему нужно заниматься не только благоустройством, но и формировать новую городскую среду, переосмысливать саму идеологию города как набора соседств или сообществ. Важно не формальное административное деление, а то, насколько людям комфортно и удобно, как они чувствуют свою взаимосвязь друг с другом.
Именно поэтому вы намерены в будущем избавляться от такого стандартного для советского времени формата расселения, как спальные районы?
Безусловно. Вообще «спальный район» – совершенно ущербное для урбанистики понятие. Это неполноценное городское образование, которых быть не должно. Город – смесь функций, а не полигон одной из них. Поэтому любая функция в больших объемах порождает ограниченные возможности. Если слишком развита транспортная, получаем гигантскую парковку, рабочая – большую промзону. Спальный район – полигон для сна, это порождает неизбежный приток-отток людей в маятниковом режиме. Человек должен встать и куда-то поехать, потому что не может найти реализацию других жизненных функций непосредственно рядом с собой. Но жизнь – это не только сон, это еще работа, развлечение, еда, обучение, лечение. Все эти вещи должны быть вокруг горожанина организованы, чтобы ему было удобно.
Поэтому в новом формате проектирования – создание не спальных районов, а полноценной городской ткани. Что касается тех районов, которые уже сложились как спальные, это сложный вопрос, но и он имеет свои решения. По мере старения этот фонд естественным образом будет заменяться на новый, но на других основаниях: должна уплотняться сетка улиц, уменьшаться этажность. Из спального квартала нужно делать город, добавив недостающие функции. Например, открыть там ресторан или развивать локальные культурные центры, которые позволят жителям не чувствовать себя на окраине, как в гетто, откуда необходимо вырваться, чтобы ощутить жизнь. Мы с этой ущербностью будем бороться. Активно агитируем архитекторов предлагать оригинальные решения по типовой жилой застройке, уже много проектов накопилось. Мы привыкли, что спальные районы – это безлико и однобоко. Но я верю, что типовой может быть и красивым, и разнообразным, и удобным.
Какие архитектурные решения должны применяться при строительстве новых объектов, чтобы не нарушить архитектурной гармонии? Насколько возможна качественная и органичная точечная застройка?
Не поверите, но я не знаю расшифровки термина «точечная застройка». Это наше изобретение от непонимания ситуации. Как только где-то появляется одиночный объект, его сразу объявляют точечной застройкой вне зависимости от того, уместен он или нет. Но по этой логике вся застройка в Европе, на которую мы постоянно ссылаемся, точечная, потому что вокруг ничего не строится. При этом особых протестов там это не вызывает. Я – за разъяснение людям понятных, здоровых правил. Если в чистом поле начинается большое строительство, это не значит, что результат будет хорошим, потому что застройка может оказаться сверхплотной или не отвечать необходимым функциям. При этом и появление одиночного объекта не всегда означает, что он безнадежно испортит ландшафт.
Вообще планировать сложнее, когда не читается логика построения пространства, как это часто происходит в Москве. Конечно же, новые дома должны вписываться в уже существующую структуру: недопустимо строить здания значительно выше, длиннее или уже. Это так же, как челюсть у человека: если один зуб вырвали, на замену ищут примерно похожий. Для профессионалов все эти вещи легко читаемы. Есть ландшафтно-визуальный анализ, который мы сейчас пытаемся поставить на более основательную почву. Кроме того, есть аналитика транспортной нагрузки и элементарно – плотности населения. Если пробки существуют уже на данный момент, значит, начав строить, необходимо параллельно развивать и дорожную инфраструктуру.
Любую пустоту, возникшую в городе, нужно использовать для балансировки других частей городской среды. Все зависит от того, что находится вокруг. Когда рядом много жилья, нужно развивать на территории производство, объекты с учетом общественных функций: больницы, кафе, парикмахерские. Или, как в случае с ЗИЛом и Нагатино, где вокруг относительно смешанная застройка, необходимо создавать кусок полноценной городской ткани. Поэтому там появится, во-первых, нормальная транспортная инфраструктура – новые дороги, мосты, красивая набережная. Затем будут строиться офисы, жилье, большой спорткомплекс, объекты культурно-развлекательной инфраструктуры, высокотехнологичное и экологически безвредное производство. В наших планах – создать на территории ЗИЛа прецедент – кусок «идеального города», который может стать примером реновации подобных запущенных территорий.
Вообще по нормативам мы должны до 10% территории освобождать под рекреацию, главное, чтобы при этом территория была удобна для использования. Когда в промзоне проектируется дорога на шесть полос, а вдоль нее засаживается полоса зеленых насаждений, называемая зоной отдыха, – это полный бред. Потому что это не природный комплекс, пользоваться им как рекреационным пространством нельзя. Но тут возникает другая проблема. Освоение промзон – это всегда вопрос экономики, потому что мы имеем дело с чьей-то собственностью. Когда собственник территории готов отдать часть ее под парк, это большая удача. Но, как правило, собственник на такой подвиг не готов. Приходится искать варианты, чтобы удовлетворить и экономические функции, иначе очередная промзона просто окажется заброшенной.
А небоскребы на территориях промзон не вырастут? Нужны ли они вообще столице или лучше ограничиться «Москва-Сити»?
Проблема многослойная. Как архитектурное явление небоскреб – штука интересная и архитекторам по сердцу. Он может быть красивым и знаковым объектом, яркий пример тому – центр Нью-Йорка. Но минусов у небоскреба тоже довольно много. Как показывают социологические исследования, жизнь и работа в высоких зданиях не очень хороша, а конструктивно они и опасны, и сложны.
Есть и еще один важный момент. Небоскреб – это некий участок с завышенной плотностью, а в Москве из-за низкой плотности улиц делать высокоплотную застройку, к сожалению, очень тяжело – погрязнем в транспортных проблемах. Даже Нью-Йорк, где плотность улиц высока и поэтому там хорошая циркуляция транспорта, не лишен их.
У нас же по процентным соотношениям, принятым в урбанистике, все, что находится дальше Третьего кольца, – вообще сельская местность. При такой плотности допустима застройка домами, но не то что о небоскребах – просто о высоких домах речь не идет. Прежде чем возводить высотные здания, надо увеличивать плотность улиц, развивать дорожную сеть.
Мы постоянно ссылаемся на западный опыт. Интересно, а нам самим по части архитектуры есть чем гордиться, чтоб всем на зависть?
Хороший вопрос. Не часто его задают. Боюсь, многие на меня обидятся, но, к сожалению, иностранным архитекторам у наших специалистов, которые сейчас работают в этой сфере, поучиться особенно нечему. Сегодня в массе своей российские архитекторы не владеют навыком делать правильную городскую среду. И это очень заметно, когда работаешь с проектировщиками.
Вообще Москва, как город, богатый яркими объектами, декоративными и орнаментальными практиками, сама по себе интересна, вне всякого сомнения. В плане культурологического и методологического развития пространства это очень хороший пример работы с городом в северном климате. Но с точки зрения достижений в архитектуре последних лет, которые мы могли бы показывать иностранцам как наш собственный уникальный опыт, честно говоря, похвалиться нечем. Даже в метрополитене, который признан достопримечательностью, внимания заслуживают в основном станции, построенные достаточно давно. Но сейчас работаем над тем, чтобы организовать конкурс на архитектурные решения для новых станций метро, пытаемся привлечь лучших архитекторов.
Получается, наши поводы для гордости родом из советского времени?
Не только. Это может для кого-то показаться странным, но с точки зрения урбанизации Москва до революции была одним из передовых городов в мире. Достаточно вспомнить то, как застраивался город, какие действовали правила парцелляции участков (то есть разделения их на более мелкие). Но главное – до 70% людей пользовались арендным жильем, что является очень хорошим показателем. Это дает людям большую свободу, возможность жить рядом с работой, сокращая тем самым время до нее и обратно. У нас же ежедневно сотни тысяч людей утром и вечером по несколько часов едут из дома на службу и обратно, усложняя себе жизнь и создавая транспортные проблемы. В дореволюционной Москве такого не было, поэтому именно в то время мы могли бы с гордостью сказать: «Да, у нас есть чему тут поучиться!» Думаю, надо стараться сейчас эти вещи возвращать. Примеры реновации городов за короткий срок есть. Не боги горшки обжигают, главное – захотеть.
Мария Егорова
Известия
stroi.mos.ru
Спальный район - это... Что такое Спальный район?
Спа́льный райо́н — жилой район города (обычно в крупных мегаполисах или в их пригородах), жители которого вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать (откуда и пошло название).
Как правило, спальные районы городов достаточно удалены от центра, где обычно располагаются офисы и места культурного досуга, но зато и цены на жильё в них существенно ниже, чем на квартиры и дома в престижных центральных районах.
Спальные районы в городах бывшего СССР
Застройка спальных районов обычно шаблонная, заранее проектируется весь район, жилой фонд в своём подавляющем большинстве состоит из типовых многоэтажных панельных домов. В районе предусматривается минимальная инфраструктура для поддержания жизнедеятельности на должном уровне (магазины, школы, детские сады, организации здравоохранения, рекреационные объекты), но для работы и активного отдыха жители района выезжают в другие районы. Иногда инфраструктура магазинов дополняется или заменяется целиком одним или несколькими супермаркетами или гипермаркетами.
Обязательным условием успешного развития и функционирования спального района является наличие развитой системы общественного транспорта, социальной инфраструктуры, школ, поликлиник, больниц, детских площадок, мест культурного досуга и общественного питания.
Спальные районы Москвы и Подмосковья
В конце XX века типичными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлёво, Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки, Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное и Бескудниковский, построенные на месте снесённых сёл и деревень[1], вошедших в состав города в 1960 году и позднее, либо на рекультивированных полях фильтрации, как Марьино. Они были застроены типовыми панельными домами высотой от 9 до 18 этажей. До станций метро жители добирались на автобусах и электричках. Культурно-досуговая инфраструктура, за исключением библиотеки, а в некоторых случаях, кинотеатра, в этих районах практически отсутствовала. За покупками жители районов отправлялись в центр города — в «ГУМ», «ЦУМ», универмаг «Детский мир», гастрономы на Смоленской площади, Лубянке, улице Горького (ныне — Тверская улица). В продовольственных магазинах в самих спальных районах ассортимент был скудный, до начала 90-х годов в продаже зачастую не было даже варёной колбасы. А трикотаж, костюмы и обувь можно было приобрести лишь в магазинах центра города. Из-за депрессивной обстановки и отсутствия возможностей для культурного досуга молодёжи во многих районах развивались преступные группировки, к примеру, Солнцевская, Ореховская или Гольяновская ОПГ[2].
С начала XXI века ситуация изменилась. Теперь жители центра Москвы отправляются за покупками в спальные районы вдоль МКАД, где построены крупнейшие сетевые гипермаркеты, где продукты и промтовары дешевле. В самих спальных районах появились клубы, рестораны и кафе, а в некоторых (Строгино, Митино, Марьино, Отрадное, Бибирево, Бутово) проложены новые линии метро.
С начала XXI века строительство спальных районов в Москве вышло за пределы МКАД. Гигантские спальные районы с многоэтажными панельными домами строятся на пустырях близ подмосковных городов — «Павшинская пойма» в городе Красногорск Московской области[3], где планируется проживание 50 000 жителей, «Новая Трёхгорка», или «Кутузовский» близ Одинцова, где на бывших колхозных полях построено 500 000 кв. м. жилья[4]. Строятся новые крупные спальные районы вблизи Долгопрудного, Балашихи, Химок, Голицына и бывшего совхоза «Московского»[5]. Строительство новых районов массовой застройки планируется на полях фильтрации близ подмосковного города Люберцы[6]. Подавляющее большинство жителей этих новых районов Московской области работает в другом субъекте Российской Федерации — Москве.
Бурный рост строительства многоэтажных жилых домов эконом-класса в районах массовой застройки в московском регионе, наблюдаемый в начале XXI века, порой провоцирует социальные конфликты между новосёлами и жителями сопредельных микрорайонов, которые поселились там ранее, отмечает газета «Известия». Недостатки в планировании и небрежение застройщиками создания необходимой социальной инфраструктуры приводит к серьёзной нехватке пространства для парковки автомобилей, отсутствию детских площадок и мест культурного досуга, большому количеству учеников в классах местных школ и очередям даже в местных платных медицинских центрах. Один из характерных примеров такого конфликта журналист разбирает на ситуации, сложившейся в подмосковном районе Новокуркино и сопредельном ему московском районе Куркино[7].
Жильцы другого подмосковного спального района-новостройки «Павшинская пойма» жалуются на необдуманную планировку микрорайона и так же, как жители Новокуркина, отмечают нехватку парковок — на один дом высотой в 24 этажа, в котором проживают несколько сотен жителей, приходится не более 20 парковочных мест[8] в связи с тем, что данный спальный район начал строиться в 2004 году с учётом СНиП, принятых в 1976 году, согласно которым на 4 семьи просчитывалось лишь одно парковочное место под автомобиль[9]. Инфраструктура за исключением нескольких продуктовых ларьков, отсутствует. В районе с населением в несколько десятков тысяч, нет ни поликлиник, ни больниц, ни учреждений детского досуга, ни отделения милиции[10]. Однако представители управляющей компании уверяют что отделение милиции будет обязательно построено[9].
Спальные районы в США
В США с 1945 по 1954 год 9 млн человек переехали жить из городов в пригороды. К 1976 году в пригородах жило больше американцев, чем в больших городах или в сельской местности. Пригороды застроены одно- и двухэтажными домами на одну семью.
См. также
Примечания
dic.academic.ru
Свободен | 23-02-2008 - 01:27Ехал тут на метро и вдруг начал ломать голову дабы время скоротать, а какие сейчас районы Москвы можно назвать спальными. | ||||||
Anubiss Свободен | 24-02-2008 - 01:14Ну примерно после 3=го кольца ближе ко МКАДу и за ним. Обычно это понятие у меня ассоциируется с массовой застройкой внушительными коробками, где не на чем "глазу отдохнуть" например - Отрадное, Свиблово итп. | ||||||
John Holmes Свободен | 24-02-2008 - 12:40Где с утра в метро не влезишь там и спальный район. И необязательно за кольцом, пример Чертаново. | ||||||
Окула Клопиковна Свободна | 03-12-2008 - 12:23Там где нет предприятий и офисных центров. | ||||||
Вендал Влюблен | 12-12-2008 - 23:25Жулебино, Митино, Марьино, Ясенево, Бабушкино... | ||||||
Slim_Joy Свободна | 13-12-2008 - 14:07
чертаново это точно спальный район. | ||||||
КотБегемот Женат | 14-12-2008 - 00:13Вспоминается анекдот:"Вчера видел девушку с татуировкой на спине - Карта Московского метро!- И что?- Да тввое Южное Бутово там, где оно должно быть!" | ||||||
Канопус Влюблен | 14-12-2008 - 00:39
Те, где основная масса народа живёт, а не работает)) У нас на оба района Солнцево и Новопеределкино всего два пром.предприятия - завод Кока-Колы и Макдональдса))) Ну в Солнцеов есть ещё ДСК-3, но это не считается) | ||||||
+Dragon+ Влюблен | 14-12-2008 - 01:21СТРОГИНО, прекрасный спальный район.Есть куда сходить на пикник, есть где искупаться....Нет толчку уже на транспорт...Нет пром. предприятий...Одним словом прекрасные условия для проживания...Я бы там пожил...... | ||||||
КотБегемот Женат | 14-12-2008 - 01:25Согласен полностью - спальный район - там где не работают.Имидж Москвы - главное что бы внутри МКАДа!Так что похоже вся Москва - спальный (он же деловой) район!Тут же работают, тут же спят. Похоже на спальный район сейчас похоже подмосковье. Хоть Громов и ее развивает, но все равно люди едут в Москву.Так что спальный район - Подмосковье! | ||||||
КотБегемот Женат | 14-12-2008 - 01:34
А когда мы с товарищем взяли пива и решили искупаться в Строгино - это целая история!Сели на берег, открыли пиво, и только собрались окунуться в воду - и тут плывет изделие номер 2 - по русски - презерватив! Купаться не стали, Строгино из списка вычеркнули Это сообщение отредактировал Эскада - 14-12-2008 - 18:37 | ||||||
Sebastian 22 Свободен | 17-12-2008 - 02:02Самое интересное что в москве нету трущоб. | ||||||
Karinka Свободна | 07-05-2009 - 15:27
Живу в крылатском. Действительно спальный район. В полукилометре - небольшая зеленая зона и Москва-река, а за ней Серебрянный Бор. Но купаться летом там не хочется - плывет там разное, хотя и не всегда. | ||||||
Свободен | 10-05-2009 - 15:03Коньково тоже назову Спальным районом. | ||||||
Кусильда Замужем | 23-08-2009 - 15:01уж настоящий спальный район-Некрасовка. Уснуть и не проснуться...в транспорт не запихнешься утром(это я про электричку,про метро вообще молчу), вокруг кроме домов ни-че-го. Правда есть лесок небольшой,но от этого не легче | ||||||
Piriel Свободен | 06-09-2009 - 20:09Самый лучший спальный район-Лианозово ! Кругом лес куча магазинов свой парк и метро под боком !!! | ||||||
Kyigor Женат | 25-11-2009 - 17:16Вообщем Дегунино тоже спальный район( коровинское шоссе ) | ||||||
nona Замужем | 26-11-2009 - 20:52
но мне Ховрино больше нравилось... правда пробочки там пожостче будут | ||||||
Kyigor Женат | 26-11-2009 - 22:23
| ||||||
Gоdzilla Женат | 27-11-2009 - 02:40АЛТУФЬЕВО | ||||||
Свободен | 27-11-2009 - 03:32
| ||||||
ikaki Свободен | 27-11-2009 - 20:58бирюлёвооо...... | ||||||
murmurka Свободна | 27-11-2009 - 22:37Бутово... | ||||||
LeniVa Замужем | 28-11-2009 - 11:31
| ||||||
EVIL one Свободна | 16-12-2009 - 22:20
Это сообщение отредактировал Kyigor - 16-12-2009 - 23:21 | ||||||
Мультяшa Свободна | 23-12-2009 - 12:44Самый спальный район-это наше Западное Дегунино!!!Ни въехать, ни выехать, а только спать. Ни тебе метро, в местный транспорт (маршрутка, автобус, электричка) утром влезть нереально! Зато куча магазинов, рынков, два парка-красотища! | ||||||
Лэс Свободна | 24-12-2009 - 00:49
| ||||||
nona Замужем | 09-01-2010 - 21:24
вот это жеесть... я этого не знала когда покупала квартиру, думаю драпать будем если и второй построят..... а пока вроде дышится нормально.... | ||||||
Adrian Wolf Женат | 20-01-2010 - 21:12
| ||||||
armian Свободен | 01-02-2010 - 02:15МИТИНО!!! | ||||||
maboga Свободен | 15-03-2010 - 09:29Все районы находящиеся в непосредственной близости от МКАД можно назвать спальными. | ||||||
Рабиновичъ Женат | 13-01-2015 - 20:15 (maboga @ 15.03.2010 - время: 09:29)Все районы находящиеся в непосредственной близости от МКАД можно назвать спальными....Неужели?!? А как тогда быть с Рублевкой??? |
www.sxnarod.com
Спальный район — Википедия
Спа́льный райо́н — жилой район города (обычно в крупных мегаполисах или в их пригородах), жители которого вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать (откуда и пошло название).
Как правило, спальные районы городов достаточно удалены от центра, где обычно располагаются офисы и места культурного досуга, но зато и цены на жильё в них существенно ниже, чем на квартиры и дома в престижных центральных районах.
Спальные районы в городах бывшего СССР[править]
Застройка спальных районов обычно шаблонная, заранее проектируется весь район, жилой фонд в своём подавляющем большинстве состоит из типовых многоэтажных панельных домов. В районе предусматривается минимальная инфраструктура для поддержания жизнедеятельности на должном уровне (магазины, школы, детские сады, организации здравоохранения, рекреационные объекты), но для работы и активного отдыха жители района выезжают в другие районы. Иногда инфраструктура магазинов дополняется или заменяется целиком одним или несколькими супермаркетами или гипермаркетами.
Обязательным условием успешного развития и функционирования спального района является наличие развитой системы общественного транспорта, социальной инфраструктуры, школ, поликлиник, больниц, детских площадок, мест культурного досуга и общественного питания.
Спальные районы Москвы и Подмосковья[править]
В конце XX века типичными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлёво, Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки, Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниковский, Черемушки и Ясенево построенные на месте снесённых сёл и деревень[1], вошедших в состав города в 1960 году и позднее, либо на рекультивированных полях фильтрации, как Марьино. Они были застроены типовыми панельными домами высотой от 9 до 22 этажей. До станций метро жители добирались на автобусах и электричках. Культурно-досуговая инфраструктура, за исключением библиотеки, а в некоторых случаях, кинотеатра, в этих районах практически отсутствовала. За покупками жители районов отправлялись в центр города — в «ГУМ», «ЦУМ», универмаг «Детский мир», гастрономы на Смоленской площади, Лубянке, улице Горького (ныне — Тверская улица). В продовольственных магазинах в самих спальных районах ассортимент был скудный, до начала 90-х годов в продаже зачастую не было даже варёной колбасы. А трикотаж, костюмы и обувь можно было приобрести лишь в магазинах центра города. Из-за депрессивной обстановки и отсутствия возможностей для культурного досуга молодёжи во многих районах развивались преступные группировки, к примеру, Солнцевская, Ореховская или Гольяновская ОПГ[2].
С начала XXI века ситуация изменилась. Теперь жители центра Москвы отправляются за покупками в спальные районы вдоль МКАД, где построены крупнейшие сетевые гипермаркеты, где продукты и промтовары дешевле. В самих спальных районах появились клубы, рестораны и кафе, а в некоторых (Строгино, Митино, Марьино, Отрадное, Бибирево, Бутово) проложены новые линии метро.
С начала XXI века строительство спальных районов в Москве вышло за пределы МКАД. Гигантские спальные районы с многоэтажными панельными домами строятся на пустырях близ подмосковных городов — «Павшинская пойма» в городе Красногорск Московской области[3], где планируется проживание 50 000 жителей, «Новая Трёхгорка», или «Кутузовский» близ Одинцова, где на бывших колхозных полях построено 500 000 кв. м. жилья[4]. Строятся новые крупные спальные районы вблизи Долгопрудного, Балашихи, Химок, Голицына и бывшего совхоза «Московского»[5]. Строительство новых районов массовой застройки планируется на полях фильтрации близ подмосковного города Люберцы[6]. Подавляющее большинство жителей этих новых районов Московской области работает в другом субъекте Российской Федерации — Москве.
Спальные районы Санкт-Петербурга[править]
Начиная со второй половины 1960-х годов в Ленинграде массовое жилое строительство окончательно вышло за пределы довоенных границ города. Жилые районы начали возводиться на месте колхозных полей, болот, пустырей, военных полигонов и аэродромов времён ВОВ. Для застройки этого периода характерны более редкая (по сравнению с историческим центром) опорная уличная сеть, прямоугольная форма кварталов и тотальное преобладание типовых проектов среди всех категорий возводимых зданий. В новые районы сразу тянутся линии общественного транспорта. То же касается и метрополитена, но последний заметно отстаёт, и даже сегодня некоторые из возведённых в советский период районов остаются им неохваченными (Полюстрово, Ржевка-Пороховые, Юго-Запад, Ульянка, целиком Красносельский, Петродворцовый, Кронштадтский, Колпинский, Пушкинский, Курортный районы).
В 1965—1973 годах застраиваются Полюстрово, Гражданка, северная часть Купчино, Весёлый Посёлок, Ульянка, Лигово и Сосновая Поляна. Массово возводятся здания типовых серий: панельных (5-этажные 504, 507, 502В; 9-этажные 602В, 600А, 606В) и кирпичных (9-этажные 528КП-40 и 528КП-41).[7]
В начале 1970-х годах было прекращено возведение 5-этажных «хрущёвок», фоновая застройка выросла до 9 этажей (панельные серии 600А, 606М, 504Д, 602У), а здания высотой 12-16 этажей перестали быть редкостью. Качество панели улучшилось, отчасти поэтому и общественные здания начинают возводиться из панели. В 1973—1981 годах строительство велось в районах Комендантский аэродром, Шувалово-Озерки, северной части Невского района, южном Купчино и на Юго-Западе, на намытых территориях в западной части Василеостровского района.
В 1980-е годы получают массовое распространение серии 137, 600.11, 606М, 504Д; ими застраиваются Долгое Озеро, Ржевка-Пороховые, Рыбацкое, продолжается строительство на Юго-Западе, в западной части Шувалово-Озерков и в юго-восточном Купчино.
В 1990-е годы общий кризис затрагивает и строительную отрасль, объёмы вводимого жилья резко падают, некоторые ДСК становятся банкротами. В это время новые кварталы возводятся по инерции, согласно схемам, разработанным в предыдущие годы. Продолжается возведение панельных домов 137, 600.11, 606.11, 504Д2 серий, также получает распространение кирпичные дома (индивидуальный проект). По объёму вводимого жилья лидирует Приморский район, где ведётся застройка Долгого Озера, Северо-Приморской части, Коломяг.
В 2000-е годы наблюдается бурный прогресс в сфере торговли и услуг, уже сформированные кварталы «обрастают» торговыми и торгово-развлекательными комплексами. Получает широкое распространение технология монолитного возведения зданий, высота фоновой застройки в новых кварталах возрастает до 16-25 этажей. Массовое жилое строительство ведётся в Северо-Приморской части Приморского района и на Юго-Западе, начинают застраиваться пригороды, особенно прилегающие к станциям метрополитена — Парнас, Девяткино, а также Шушары, Новогорелово, Славянка и др. Также, в уже существующих спальных районах активно ведётся «уплотнительная застройка».
Спальные районы Краснодара[править]
К ним относятся такие районы, как, например, Пашковский, Северный, Комсомольский, район Гидростроителей, Витаминкомбинат, Энка, Молодёжный, Славянский, Кирпичный, Вавилова, район Рубероидного завода, Российский, Новознаменский, Знаменский, район Демьяна Бедного, Западный Город, Берёзовый, Немецкая Деревня, Калинино.
Спальные районы в США[править]
В США с 1945 по 1954 год 9 млн человек переехали жить из городов в пригороды. К 1976 году в пригородах жило больше американцев, чем в больших городах или в сельской местности. Пригороды застроены одно- и двухэтажными домами на одну семью.
wp.wiki-wiki.ru
Фотографии спальных районов Москвы или другая сторона российской столицы
Так как первая подборка фотографий московских панелек и спальников собрала довольно много плюсов, решил запилить еще одну, теперь не только с жилыми кварталами, но и различными промзонами нашей необъятной столицы
Специализированная стоянка в районе Печатники, ЮВАО
Промышленная зона в Печатниках составляет 67 % территории. На фото виден Южный порт Москвы и цементные элеваторы, вдали виднеется ТЭЦ 8 на Волгоградском проспекте и центр города
Южный порт и Кожуховский затон
Район Новогиреево, впрочем, дома этой серии есть почти в каждом районе Москвы, ВАО
Туманное Ясенево, ЮЗАО
Район Богородское и хрущевки, многие из которых пойдут под снос по программе реновации, ВАО
Главное здание МГУ, прячущееся среди нагромождений типовых домов. Район Академический, ЮЗАО
Чудом сохранившаяся колокольня бывшего Казанского Головинского монастыря на фоне типовых домов, Головинский район, САО
Николо-Перервинский монастырь и моторвагонное депо "Перерва" выглядывают из-за панелек, район Марьино, ЮВАО
Промзоны района Москворечье-Сабурово и трубы ТЭЦ 8 на Волгоградском проспекте
Переплетение жд путей, район Мещанский, ЦАО
Гольяново - один из самых неблагоприятных для жизни районов Москвы, ВАО
Новое и старое: советские панельные дома и современные жилые комплексы, районы Строгино и Щукино
ТЭЦ 11 в Перово на рассвете, ВАО
Чертаново Центральное в сумерках, ЮАО
Братеево и панельки до горизонта, ЮАО
Строгино, СЗАО
ТЭЦ завода имени Лихачева, от которого сейчас практически ничего не осталось, ЮАО
"Фабрика по производству облаков". ТЭЦ 26 в районе Бирюлево Западное, ЮАО
ТЭЦ-23, район Метрогородок, ВАО. Курение убивает.
Линия легкого метро, разрезающая пополам район Южное Бутово в ЮЗАО
Пока все. Пишите, подборка фотографий на какие темы была бы вам еще интересна, обязательно опубликую)
funon.cc
Спальный район — Википедия
Спа́льный райо́н — жилой район города (обычно в крупных мегаполисах или в их пригородах), жители которого вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать (откуда и пошло название).
Как правило, спальные районы городов достаточно удалены от центра, где обычно располагаются офисы и места культурного досуга, но зато и цены на жильё в них существенно ниже, чем на квартиры и дома в престижных центральных районах.
Спальные районы в городах бывшего СССР[править]
Застройка спальных районов обычно шаблонная, заранее проектируется весь район, жилой фонд в своём подавляющем большинстве состоит из типовых многоэтажных панельных домов. В районе предусматривается минимальная инфраструктура для поддержания жизнедеятельности на должном уровне (магазины, школы, детские сады, организации здравоохранения, рекреационные объекты), но для работы и активного отдыха жители района выезжают в другие районы. Иногда инфраструктура магазинов дополняется или заменяется целиком одним или несколькими супермаркетами или гипермаркетами.
Обязательным условием успешного развития и функционирования спального района является наличие развитой системы общественного транспорта, социальной инфраструктуры, школ, поликлиник, больниц, детских площадок, мест культурного досуга и общественного питания.
Спальные районы Москвы и Подмосковья[править]
В конце XX века типичными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлёво, Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки, Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниковский, Черемушки и Ясенево построенные на месте снесённых сёл и деревень[1], вошедших в состав города в 1960 году и позднее, либо на рекультивированных полях фильтрации, как Марьино. Они были застроены типовыми панельными домами высотой от 9 до 22 этажей. До станций метро жители добирались на автобусах и электричках. Культурно-досуговая инфраструктура, за исключением библиотеки, а в некоторых случаях, кинотеатра, в этих районах практически отсутствовала. За покупками жители районов отправлялись в центр города — в «ГУМ», «ЦУМ», универмаг «Детский мир», гастрономы на Смоленской площади, Лубянке, улице Горького (ныне — Тверская улица). В продовольственных магазинах в самих спальных районах ассортимент был скудный, до начала 90-х годов в продаже зачастую не было даже варёной колбасы. А трикотаж, костюмы и обувь можно было приобрести лишь в магазинах центра города. Из-за депрессивной обстановки и отсутствия возможностей для культурного досуга молодёжи во многих районах развивались преступные группировки, к примеру, Солнцевская, Ореховская или Гольяновская ОПГ[2].
С начала XXI века ситуация изменилась. Теперь жители центра Москвы отправляются за покупками в спальные районы вдоль МКАД, где построены крупнейшие сетевые гипермаркеты, где продукты и промтовары дешевле. В самих спальных районах появились клубы, рестораны и кафе, а в некоторых (Строгино, Митино, Марьино, Отрадное, Бибирево, Бутово) проложены новые линии метро.
С начала XXI века строительство спальных районов в Москве вышло за пределы МКАД. Гигантские спальные районы с многоэтажными панельными домами строятся на пустырях близ подмосковных городов — «Павшинская пойма» в городе Красногорск Московской области[3], где планируется проживание 50 000 жителей, «Новая Трёхгорка», или «Кутузовский» близ Одинцова, где на бывших колхозных полях построено 500 000 кв. м. жилья[4]. Строятся новые крупные спальные районы вблизи Долгопрудного, Балашихи, Химок, Голицына и бывшего совхоза «Московского»[5]. Строительство новых районов массовой застройки планируется на полях фильтрации близ подмосковного города Люберцы[6]. Подавляющее большинство жителей этих новых районов Московской области работает в другом субъекте Российской Федерации — Москве.
Спальные районы Санкт-Петербурга[править]
Начиная со второй половины 1960-х годов в Ленинграде массовое жилое строительство окончательно вышло за пределы довоенных границ города. Жилые районы начали возводиться на месте колхозных полей, болот, пустырей, военных полигонов и аэродромов времён ВОВ. Для застройки этого периода характерны более редкая (по сравнению с историческим центром) опорная уличная сеть, прямоугольная форма кварталов и тотальное преобладание типовых проектов среди всех категорий возводимых зданий. В новые районы сразу тянутся линии общественного транспорта. То же касается и метрополитена, но последний заметно отстаёт, и даже сегодня некоторые из возведённых в советский период районов остаются им неохваченными (Полюстрово, Ржевка-Пороховые, Юго-Запад, Ульянка, целиком Красносельский, Петродворцовый, Кронштадтский, Колпинский, Пушкинский, Курортный районы).
В 1965—1973 годах застраиваются Полюстрово, Гражданка, северная часть Купчино, Весёлый Посёлок, Ульянка, Лигово и Сосновая Поляна. Массово возводятся здания типовых серий: панельных (5-этажные 504, 507, 502В; 9-этажные 602В, 600А, 606В) и кирпичных (9-этажные 528КП-40 и 528КП-41).[7]
В начале 1970-х годах было прекращено возведение 5-этажных «хрущёвок», фоновая застройка выросла до 9 этажей (панельные серии 600А, 606М, 504Д, 602У), а здания высотой 12-16 этажей перестали быть редкостью. Качество панели улучшилось, отчасти поэтому и общественные здания начинают возводиться из панели. В 1973—1981 годах строительство велось в районах Комендантский аэродром, Шувалово-Озерки, северной части Невского района, южном Купчино и на Юго-Западе, на намытых территориях в западной части Василеостровского района.
В 1980-е годы получают массовое распространение серии 137, 600.11, 606М, 504Д; ими застраиваются Долгое Озеро, Ржевка-Пороховые, Рыбацкое, продолжается строительство на Юго-Западе, в западной части Шувалово-Озерков и в юго-восточном Купчино.
В 1990-е годы общий кризис затрагивает и строительную отрасль, объёмы вводимого жилья резко падают, некоторые ДСК становятся банкротами. В это время новые кварталы возводятся по инерции, согласно схемам, разработанным в предыдущие годы. Продолжается возведение панельных домов 137, 600.11, 606.11, 504Д2 серий, также получает распространение кирпичные дома (индивидуальный проект). По объёму вводимого жилья лидирует Приморский район, где ведётся застройка Долгого Озера, Северо-Приморской части, Коломяг.
В 2000-е годы наблюдается бурный прогресс в сфере торговли и услуг, уже сформированные кварталы «обрастают» торговыми и торгово-развлекательными комплексами. Получает широкое распространение технология монолитного возведения зданий, высота фоновой застройки в новых кварталах возрастает до 16-25 этажей. Массовое жилое строительство ведётся в Северо-Приморской части Приморского района и на Юго-Западе, начинают застраиваться пригороды, особенно прилегающие к станциям метрополитена — Парнас, Девяткино, а также Шушары, Новогорелово, Славянка и др. Также, в уже существующих спальных районах активно ведётся «уплотнительная застройка».
Спальные районы Краснодара[править]
К ним относятся такие районы, как, например, Пашковский, Северный, Комсомольский, район Гидростроителей, Витаминкомбинат, Энка, Молодёжный, Славянский, Кирпичный, Вавилова, район Рубероидного завода, Российский, Новознаменский, Знаменский, район Демьяна Бедного, Западный Город, Берёзовый, Немецкая Деревня, Калинино.
Спальные районы в США[править]
В США с 1945 по 1954 год 9 млн человек переехали жить из городов в пригороды. К 1976 году в пригородах жило больше американцев, чем в больших городах или в сельской местности. Пригороды застроены одно- и двухэтажными домами на одну семью.
www.wikiznanie.ru
Спальный район Википедия
Спа́льный райо́н — жилой район города (обычно в крупных мегаполисах или в их пригородах), жители которого вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать (откуда и пошло название).
Как правило, спальные районы городов достаточно удалены от центра, где обычно располагаются офисы и места культурного досуга, но зато и цены на жильё в них существенно ниже, чем на квартиры и дома в престижных центральных районах.
Спальные районы в городах бывшего СССР[ | код]
Застройка спальных районов обычно шаблонная, заранее проектируется весь район, жилой фонд в своём подавляющем большинстве состоит из типовых многоэтажных панельных домов. В районе предусматривается минимальная инфраструктура для поддержания жизнедеятельности на должном уровне (магазины, школы, детские сады, организации здравоохранения, рекреационные объекты), но для работы и активного отдыха жители района выезжают в другие районы. Иногда инфраструктура магазинов дополняется или заменяется целиком одним или несколькими супермаркетами или гипермаркетами.
Обязательным условием успешного развития и функционирования спального района является наличие развитой системы общественного транспорта, социальной инфраструктуры, школ, поликлиник, больниц, детских площадок, мест культурного досуга и общественного питания.
Спальные районы Москвы и Подмосковья[ | код]
В конце XX века типичными спальными районами Москвы считались Западное Дегунино, Восточное Дегунино, Бирюлёво, Лианозово, Щукино, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Алтуфьевский, Братеево, Солнцево, Коньково, Вешняки, Раменки, Новогиреево, Орехово-Борисово, Отрадное, Бескудниковский, Черемушки и Ясенево, построенные на месте снесённых сёл и деревень[1], вошедших в состав города в 1960 году и позднее, либо на рекультивированных полях фильтрации, как Марьино. Они были застроены типовыми панельными домами высотой от 9 до 22 этажей. До станций метро жители добирались на автобусах и электричках. Культурно-досуговая инфраструктура, за исключением библиотеки, а в некоторых случаях, кинотеатра, в этих районах практически отсутствовала. За покупками жители районов отправлялись в центр города — в «ГУМ», «ЦУМ», универмаг «Детский мир», гастрономы на Смоленской площади, Лубянке, улице Горького (ныне —
ru-wiki.ru