Понятие социального найма жилья. Что такое социальное жилье
Что такое предоставление жилья по социальному найму?
Многие граждане пользуются жильем на основании договора социального найма. При определенных условиях, у них есть возможность приватизировать такую недвижимость и в дальнейшем распоряжаться жильем по своему усмотрению.
В связи с этим, нанимателей интересуют особенности такого договора, а также сама возможность получения социального жилья.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 550-72-15Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Что означает социальный найм жилья
Договор социального найма означает, что отдельному гражданину или семье орган местного самоуправления предоставляет в пользование жилую недвижимость в виде отдельной квартиры, отдельного дома, комнаты в квартире или комнаты в доме. При этом недвижимость является собственностью муниципалитета.
Главы 7 и 8 Жилищного кодекса Российской Федерации посвящены порядку предоставления и пользования муниципальным жильем.
А требования к гражданам, которые могут претендовать на получение жилья на условиях социального найма, определяются нормами местного и федерального законодательства.
От того, кому принадлежит недвижимость, будет зависеть и принятие решения о выделения жилья. Так, в отношении муниципального жилья, решение о его выделении будет приниматься на уровне органа местного самоуправления, если же жилье принадлежит органам федеральной власти, то и решение о предоставлении жилья из государственного фонда будет приниматься на их уровне.
Жилье на условиях социального найма предоставляется гражданам в порядке наступления очереди. Для того чтобы стать в очередь, граждане должны предоставить необходимый пакет документов.
В дальнейшем, такое жилье разрешается приватизировать его нанимателем на основаниях, которые предусмотрены действующим законодательством.
После приватизации наниматель становится полноправным собственником жилья и приобретает права пользования, владения и распоряжения. А это значит, что приватизированное жилье можно продать, обменять, подарить, сдать в аренду или в наем.
Так как срок действия законодательных актов, разрешающих приватизацию жилья, продлевается, то наниматели жилой недвижимости на условиях социального найма имеют возможность оформить жилье в свою собственность.
Кому предоставляется жилье
Социальное жилье предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и которые признаны в установленном порядке малоимущими.
Законодательством установлены следующие основания для выделения жилья данной категории граждан:
- претендент и члены его семьи, на дату подачи документов, не должны иметь в пользовании жилых помещений, выделенных им по договору социального найма;
- если такое жилье у них есть, то оно по норме меньше, чем предусмотрено законодательством;
- гражданин и члены его семьи проживают в жилье, не соответствующем предъявляемым требованиям, которые установлены действующим законодательством.
Для некоторых категорий граждан социальное жилье предоставляется вне очереди:
- несовершеннолетние, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей;
- граждане, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями. Перечень таких болезней утвержден в законодательном порядке;
- граждане, проживающие в жилых помещениях, которые в установленном порядке признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту.
За счет государственного фонда предоставляются квартиры для граждан, категория которых определена на уровне федерального законодательства:
- лица, признанные в установленном порядке инвалидами первой и второй групп;
- лица, которые получили инвалидность в результате участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- лица, признанные ветеранами Великой Отечественной Войны;
- лица, которые утратили жилье в результате катастроф и природных стихийных бедствий;
- лица из числа военнослужащих, которые получили увечья в результате своей профессиональной деятельности.
Куда обращаться для заключения договора
Граждане, желающие получить жилье на основании договора социального найма, должны стать на учет, подав заявление и необходимый пакет документов в государственный орган власти или орган местного самоуправления.
За рассмотрение поданных документов государственная пошлина не оплачивается, а соответствующее решение должно быть принято в течение одного месяца.
Для того чтобы заключить договор социального найма, необходимо представить в муниципалитет следующие документы:
- справку о составе семьи, которая подтверждается копиями документов на нанимателя и членов его семьи. Такими документами являются национальный паспорт, свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака;
- решение органа местного самоуправления о выделении конкретного жилья;
- заключение о том, что жилая недвижимость, которую ранее занимал наниматель, переведена в нежилую, признана аварийной или непригодной для дальнейшего проживания;
- справку о регистрации нанимателя и членов его семьи или выписку из домовой книги;
- выписку о том, в каком состоянии находится финансовый лицевой счет нанимателя;
- выписки из Единого государственного реестра недвижимости, которая подтверждает, что в собственности нанимателя и членов его семьи нет жилья.
В соответствии с установленным порядком, сдав пакет документов, наниматель получает об этом соответствующую расписку. Ему также сообщают дату и время, когда он должен явиться для подписания договора социального найма.
Как составить договор соцнайма
Следует иметь в виду, что по договору социального найма должно быть предоставлено изолированное жилье: отдельная квартира, отдельный дом, отдельная комната в квартире или доме. Комнаты, которые являются общими или неизолированными, по договору социального найма не предоставляются.
Это требование закреплено в статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилыми помещениями являются:
- индивидуальный жилой дом или часть такого дома;
- отдельная квартира или часть в такой квартире;
- отдельная комната в квартире или в доме.
По условиям договора социального найма, собственник жилой недвижимости на определенных условиях предоставляет нанимателю жилье на определенный или неопределенный срок. При этом наниматель обязан уплачивать плату за пользование жильем.
В качестве сторон, в договоре социального найма жилья участвуют:
- со стороны наймодателя – собственник жилой недвижимости, которым может быть муниципальный или государственный жилищный фонд;
- со стороны нанимателя – гражданин, которому выделено социальное жилье за определенную плату.
При заключении договора, предмет сделки должен быть указан предельно четко, а именно:
- описание жилой недвижимости – отдельная квартира, индивидуальный жилой дом, доля в этом жилье или отдельная комната;
- общая и жилая площадь недвижимости;
- почтовый адрес места нахождения жилья;
- место расположения жилья, если оно находится в многоэтажном жилом доме, то есть указание номера подъезда и этажа;
- характеристика помещения, а также опись имущества, которое передается вместе с жильем.
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок действия договора социального найма не указывается. Это означает, что такой договор считается бессрочным.
Вместе с тем, это не означает, что действие договора социального найма не может быть прекращено. Закон предоставляет право нанимателю в любое время поставить вопрос о расторжении договора социального найма и освободить занимаемое помещение. Для этого достаточно составить и подписать обеими сторонами обоюдное соглашение.
Наймодатель может поставить вопрос о расторжении договора социального найма только при наступлении определенных условий, которыми являются:
- наниматель или члены его семьи постоянно нарушают условия, на которых жилье предоставлялось. Например, используют недвижимость не по ее назначению;
- наниматель или члены его семьи нарушают правила проживания в помещениях, шумят в ночное время, совершают хулиганские действия;
- наниматель не оплачивает плату за пользование жильем в течение 6 месяцев и более;
- наниматель не оплачивает коммунальные услуги в течение 6 месяцев и более.
Отдельными условиями для расторжения договора социального найма является смерть нанимателя или разрушение жилья, которое было предметом сделки и в отношении которого имеется соответствующее заключение о непригодности его для проживания.
В соответствии с условиями договора социального найма, в пользование нанимателю предоставляется жилье, которое должно соответствовать требованиям, указанным в части 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ. При этом норма жилой площади социального жилья определяется уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно требованиям закона, на каждого жильца должна быть выделена площадь не меньше, чем предусмотрено нормативом:
- на одного нанимателя выделяется 33 квадратных метра;
- на семью нанимателя, состоящую из двух человек, выделяется 42 квадратных метра;
- на семью, состоящую из трех и более членов семьи, выделяется по 18 квадратных метров на каждого жильца.
Если в распоряжении муниципалитета нет жилья подходящего размера, то нанимателю и членам его семьи может быть предоставлено жилье на 10% меньше.
Договор социального норма имеет типовую форму, которая установлена нормами действующего законодательства. Однако это не препятствует тому, чтобы в необходимых случаях вносить соответствующие изменения и дополнения в содержание договора.
Главное условие – вносимые изменения и дополнения не должны противоречить нормам действующего законодательства и ухудшать положение нанимателя.
По форме договор должен быть составлен в письменной форме. Основанием для составления текста договора является решение государственного органа или органа местного самоуправления о предоставлении социального жилья.
Ознакомиться с образцом типового договора социального найма жилого помещения можно здесь.
Права и обязанности сторон по договору
В результате заключения договора социального найма, у каждой из сторон сделки возникают определенные права и обязанности.
Статьей 67 Жилищного кодекса РФ предусмотрены обязанности и права нанимателя.
К обязанностям относится:
- использовать жилье по назначению, в соответствии с условиями, которые определены законодательством;
- обеспечивать сохранность нанимаемого помещения, а также имущества, которое было передано вместе с жильем;
- поддерживать жилье в состоянии, которого требуют санитарные нормы;
- проводить текущий ремонт жилого помещения;
- своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование жильем;
- своевременно информировать наймодателя о происходящих изменениях в жизни нанимателя, так как это может инициировать перемену условий договора социального найма.
К правам относится:
- сдавать жилое помещение, полученное по договору социального найма, в аренду или поднаем третьим лицам;
- вселять в нанимаемое жилое помещение других лиц;
- требовать предоставления ему коммунальных услуг, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию жилья;
- требовать проведения капитального ремонта жилого помещения;
- разрешать в установленном порядке проживание в квартире других людей на временной основе;
- обменять занимаемое жилое помещение на другое социальное жилье.
Если будет установлен факт ненадлежащего исполнения условий договора наймодателем, то наниматель может ставить вопрос об уменьшении размера арендной платы или возмещении понесенных расходов и причиненных убытков.
Статьей 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрены обязанности и права наймодателя.
К обязанностям относится:
- передать нанимателю жилую недвижимость, которая свободна и не занята другими нанимателями;
- обеспечить предоставление коммунальных услуг соответствующего качества;
- проводить капитальный ремонт муниципального жилья;
- участвовать в проведении мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего состояния квартиры и дома, в котором она расположена.
К правам относится:
- получение от нанимателя платы за жилье, предоставленное ему в наем;
- предъявление требований к нанимателю жилья о внесении платы за предоставленные коммунальные услуги.
Кроме того, если жилому помещению или имуществу, которое было передано в наем, действиями нанимателя был причинен ущерб, то наймодатель может не только требовать возмещения вреда, но и расторжения договора социального найма.
Закон предоставляет право сторонам договора предусмотреть в тексте и другие права и обязанности, если в этом есть необходимость и они не противоречат требованиям действующего законодательства.
Действия для получения квартиры
Для того чтобы договор социального найма стал реальностью, потенциальный наниматель должен:
- стать на специальный жилищный учет в качестве малоимущего или лица, которое нуждается в улучшении жилищных условий;
- получить от государственного органа или органа местного самоуправления соответствующее решение о предоставлении жилого помещения. Решение представляет собой письменный документ, на основании которого происходит заключение договора;
- собрать и подать необходимый перечень документов, данные которых необходимы для составления договора социального найма;
- подписать договор;
- произвести вселение в полученное социальное жилье.
Следует иметь в виду, что социальное жилье выдается нанимателю в том населенном пункте, где он постоянно проживает.
Плата по договору социального найма
По договору социального найма, наниматель обязан вносить следующие платежи:
- квартирная плата. Однако если семья нанимателя является малоимущей, то возможно освобождение от данного вида платежей;
- коммунальные платежи. Их размер исчисляется, в зависимости от тарифа и показаний измерительных приборов, либо рассчитывается по утвержденным нормативам по каждому виду услуги;
- плата на содержание и ремонт жилья. Данный платеж является накопительным и за счет него покрываются расходы, которые несет управляющая компания при проведении ремонта. Размер платы устанавливается органом местного самоуправления и рассчитывается от размера жилплощади, степени благоустройства жилого дома, места его расположения.
Социальное жилье является хорошим выходом для улучшения жилищных условий гражданам, проживающим в неблагоприятных условиях, а также тем, кто не имеет финансовой возможности купить квартиру или построить индивидуальный жилой дом.
Согласно требованиям закона, договор социального найма жилья выделяется гражданину бессрочно. При этом его размер должен быть не меньше, чем предусмотрено в нормативах.
Единственная финансовая обязанность, которая лежит на нанимателе – это своевременная оплата коммунальных услуг в полном объеме и проведение текущего ремонта жилья за свой счет.
Условия расторжения договора
Статья 91.10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает основания для расторжения договора социального найма жилья:
- соглашение сторон. По данному основанию договор может быть расторгнут в любое время;
- по инициативе нанимателя, с которой согласны остальные члены семьи, выраженной в письменном заявлении, поданном за три месяца до даты расторжения договора.
Отдельным основанием является решение суда, которое принято по иску наймодателя, если:
- наниматель периодически, чаще чем 6 раз в год, не выплачивает квартирную плату или имеет задолженность за три месяца и больше;
- наниматель не оплачивает коммунальные платежи 6 месяцев и более;
- наниматель без согласия наймодателя передал жилье в пользование третьих лиц за плату или бесплатно;
- наниматель или члены его семьи имеют жилье на праве собственности или договора социального найма в той же области или федеральном округе, если общая площадь такого жилья больше, чем предоставлено по данному договору;
- наступление смерти нанимателя, если он проживал один;
- разрушение жилья по вине нанимателя;
- наниматель и члены его семьи длительное время не проживают в предоставленном жилье в связи с выездом или переездом.
Для потенциальных нанимателей, которым отказано в заключении договора социального найма жилья, предлагается следующий видеоролик:
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 550-72-15Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!
o-nedvizhke.ru
Социальный найм жилья – что это такое
Одним из способов обеспечения защиты отдельных слоев населения в РФ является социальный найм жилья – однако далеко не все российские граждане знают, что это такое. Зная, как получить жилье по социальному найму, если его нет, и каковы условия установлены для получения его вне очереди, можно легко исправить бедственное положение. Узнайте все особенности и нюансы социального найма жилья в Российской Федерации.
Социальный найм жилья – что это такое, правовое регулирование
После распада Советского Союза и начала процедуры приватизации большая часть жилья в России находится во владении частных лиц. Но определенная собственность все же осталась у государства. И таковые объекты жилищного фонда могут даваться муниципалитетами и иными органами государственной власти нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам в пользование. Обеспечивается реализация подобных мер поддержки при помощи использования механизмов соцнайма.
Правовое регулирование вопросов, связанных с таковым аспектом взаимоотношений граждан и государства имеет достаточно объемную правовую базу. Так, её основу составляют следующие нормативные акты и документы:
- Раздел III Жилищного кодекса. Все статьи этого раздела ЖК РФ так или иначе связаны с предоставлением гражданам наличествующих жилых объектов по договорам социального найма. Они рассматривают условия выдачи такового жилья, порядок его последующей приватизации, принципы пользования помещениями и множество иных аспектов подобных правоотношений.
- Глава 35 Гражданского кодекса. Так как соцнаём жилья относится к категории договорных взаимоотношений, то ряд вопросов, связанных с его оформлением регламентируется положениями ГК РФ.
- Постановление Правительства РФ №315 от 21.05.2005. Означенным документом устанавливается типовая форма, используемая при заключении договоров социального найма жилых помещений. Её применение обязательно во всех ситуациях, затрагивающих означенные правоотношения.
Положения ГК РФ предусматривают верховенство права, устанавливаемого ЖК РФ в отношении договоров соцнайма соответственно нормативам статьи 672 ГК РФ.
Но что же это такое – социальный найм жилья? Это получение в пользование помещения – квартиры, комнаты, дома либо его части. Во многом такое пользование содержит в себе основные черты владения собственностью и предоставляет достаточно много прав проживающих в рассматриваемом объекте лицам. Однако имеется и ряд ограничений – получатель жилья должен соблюдать правила пользования подобным пространством и не является обладателем права проводить продажу или передачу права использования и владения помещением, так как не является его собственником.
Кто может получить жилье по социальному найму
Правом на получение соцнайма обладают не все лица. Предоставление жилой площади в соцнаём является мерой социального характера, а не всеобщим правом в России. А значит и воспользоваться подобным способом разрешения жилищного вопроса может не любой человек. Так, обязательными ограничениями критериев того, кто может получить жилье по договору социального найма, являются:
- Наличие гражданства. Соцнаём доступен исключительно для российских граждан. Иностранцы, беженцы и апатриды не могут получать подобную поддержку.
- Определенный социальный статус. Действующие нормативы ЖК РФ предполагают сдачу жилых объектов в наём только малоимущим гражданам, каковые нуждаются в улучшении наличествующих условий проживания. Однако в соответствии с иными нормативными актами спектр возможных нанимателей значительно расширяется. Особенно если учесть различные муниципальные и региональные программы.
Таким образом, соцнайм на федеральном уровне могут получить:
- Малоимущие семьи.
- Инвалиды I и II групп.
- Ветераны ВОВ и инвалиды войны.
- Жертвы техногенных катастроф или стихийных бедствий, потерявшие жилье.
- Лица, проживание с которыми других людей совместно недопустимо в связи с их болезнью.
- Жильцы аварийных домов и помещений.
Однако даже если человек входит в любую из вышеозначенных категорий, есть и дополнительные ограничения по получению жилья от государства в соц наём. Так, допускается социальный наём только если:
- У потенциального получателя жилья нет жилых пространств в собственности, и он не снимает их по договору соцнайма.
- У кандидата на социальное жилье есть в собственности жилище или он снимает его по договору социального найма, но его площадь или состояние не соответствуют нормативным требованиям.
Более точные критерии минимальной площади социального жилья и ряда иных показателей, в том числе и категорий граждан, которым полагается подобное жилище, устанавливаются непосредственно муниципалитетами или региональными властями.
Как получить жилье по социальному найму – порядок действий
В целом, пошаговая процедура и порядок действий соцнайма являются достаточно сложными. Так, в общем случае они могут выглядеть следующим образом:
- Получение статуса, позволяющего претендовать на соц наём жилья. Например – оформление статуса малоимущей семьи. В рамках получения означенного статуса также следует оформить и статус человека, нуждающегося в улучшении наличествующих условий проживания.
- Для получения подтверждения наличия условий, каковые необходимо улучшить, следует собрать и предоставить в муниципалитет документы, подтверждающие площадь жилья, количество членов семьи, а также состояние объекта, если основанием для найма является аварийность.
- После постановки в очередь остается ждать. Сроки очереди могут быть различными в зависимости от муниципалитета, количества внеочередников и иных факторов, однако обычно составляют несколько лет для общих категорий граждан, не обладающих правом на внеочередной соцнаём.
- Как только будет получено уведомление о наличии подходящего по требованиям жилья для, следует заново предоставить документацию, подтверждающую статус нанимателя жилья и его наличествующих условий проживания.
- После предоставления означенной документации органы местной власти не позднее месяца заключают договор найма с нанимателем.
Одним из требований в данной ситуации при постановке на учет все равно является проживание на территории одного муниципального образования в течение всего срока нахождения в очереди.
Как получить жилье по социальному найму вне очереди
Ряд лиц может рассчитывать на соцнаём вне общей очереди. В федеральном законодательстве в него входят:
- Дети сироты, не усыновленные и не опекаемые. Для такой категории граждан государством предусмотрена отдельная программа предоставления соц найма по достижению ими совершеннолетия или прохождения через процедуру эмансипации.
- Граждане, проживающие в объектах, подлежащих сносу. В таковой ситуации в соцнаём новое жилье должно предоставляться не позднее, чем будет проведено выселение из старого или его окончательный снос или иная деконструкция.
- Лица, имеющие ряд хронических заболеваний, которые доставляют дискомфорт или угрозу окружающим и нуждаются в отдельных помещениях по причине своих расстройств.
Есть еще один способ получения жилья по социальному найму вне очереди. Так, при выселении какого-либо из жильцов коммунального помещения, все другие жители данной коммуналки будут иметь преимущественное право для найма освободившихся помещений. Однако лишь в тех ситуациях, когда они сами нуждаются в фактическом улучшении условий, например, по причине нехватки свободной площади на каждого из членов семейства.
Выселение из социального жилья по найму – когда оно возможно
Договор соцнайма не может разрываться наймодателем и оформляется исключительно в бессрочной форме. Но в некоторых случаях он может быть прекращен без желания на это нанимателя. Социальный найм возлагает на съемщиков подобного жилья определенную ответственность, которая, в том числе может привести и к расторжению заключенного договора и фактическому выселению съемщика. Так, ситуациями, соответственно каковым может быть проведено расторжение договора, являются:
- Наличие задолженности. При несвоевременном внесении квартплаты, а также при наличии задолженностей по коммунальным услугам, съемщик может быть выселен. Однако фактическое выселение может производиться исключительно в случаях, когда жильцом не совершалось ни одного платеж а в течение шести месяцев по какому-либо виду услуг.
- Жалобы и конфликты. Если жилец нарушает порядок и его поведение противоречит условиям, рассмотренным в статье 35 ЖК РФ, его можно отселить из жилья. Но подобное выселение производится исключительно на основании неоднократных и повторяющихся жалоб.
- Потеря права на соцнайм. Когда у нанимателя появляется в собственности другое жилье, или ранее находившееся во владении начинает иметь подходящие для проживания условия, то договор прекращается.
- Нецелевое использование помещения. Предоставляемое жилье может использоваться исключительно с определенными целями. А именно – для проживания самого съемщика, членов его семьи или иных временных жильцов, а также для сдачи в поднаем. Использование жилой площади для любых иных целей, особенно ведения коммерческой деятельности – недопустимо. Однако надомная или дистанционная работа не является запрещенной в данной ситуации.
- Временное переселение. В случае необходимости проведения капремонта помещения или здания и при обстоятельствах, угрожающих жизни, здоровью и безопасности жильцов, они могут быть принудительно выселены и переселены на новое место жительства на время устранения соответствующих неблагоприятных факторов.
Вне зависимости от оснований для выселения, фактически прекращение договора в данной ситуации возможно исключительно по решению суда. Однако муниципальные органы обязаны попытаться урегулировать данный вопрос во внесудебном порядке. Отсутствие доказательств наличия подобных попыток является основанием для однозначного принятия решения в пользу проживающих в жилье.
Другие нюансы договора социального найма жилого помещения
Соцнаём имеет множество особенностей и нюансов, каковые стоит учитывать тем, кто хочет его получить или уже проживает на данных основаниях. Одной из основных таких особенностей является возможность приватизации муниципального жилья, предусмотренная как минимум после пяти лет проживания в одном объекте.
Кроме этого необходимо помнить, что закон не запрещает сдачу рассматриваемого жилья в поднаём соответственно нормативам ЖК РФ. К правам съемщиков также можно отнести возможность вселения других лиц в помещение. Также, съемщики вправе требовать проведения капремонта жилья за счет муниципального бюджета и силами местных властей, однако сами обязаны проводить регулярный текущий ремонт.
Родственники нанимателя жилья обладают рядом отдельных прав в отношении такового жилого помещения.
delatdelo.com
Социальный найм жилья – что это такое, как его получить, правила составления договора
Далеко не все граждане располагают средствами для покупки собственного жилья, да и оформить аренду той же квартиры достаточно дорого.
Поэтому на законодательном уровне предусмотрена программа предоставления соц.жилья, находящегося в собственности у государства для некоторых категорий населения, которые по ряду причин сами не могут приобрести квартиру либо относятся к льготным категориям.
Законодательное регулирование
По сути, социальным жильем являются помещения, как жилые так и не жилые, принадлежащие государству, то есть России. Представителем РФ на региональном уровне являются органы самоуправления или муниципалитеты, которые собственно и принимают решения на местном уровне о предоставлении того или иного помещения, в порядке определенном законом.
В частности, порядок предоставления социальных квартир в найм регламентируется нормами ЖК РФ, а именно 3-м разделом, где оговорены правила получения жилья, категории граждан, которым квартиры и комнаты полагаются, условия их получения, порядок заключения договоров и иные аспекты пользования жильем из социального жилищного фонда РФ.
И учитывая, что найм соц. жилья возникает на основании договора, порядок оформления жилищных правоотношений регулируется еще и нормами Гражданского законодательства РФ, а именно главой 35, которой определяется порядок заключения договоров о пользовании помещениями, условия пролонгации и расторжения договора в случаях, установленных законом.
Кому и на каких условиях предоставляется такой вид жилплощади
В жилом фонде РФ находятся помещения разного уровня, то есть это могут быть и квартиры, и комнаты в той же коммуналке или общежитии, которые еще в период строительства МКД были переданы в фонд. И именно этими помещениями местные органы власти и могут распоряжаться, предоставляя жилье лицам, которые по той или иной причине были признаны нуждающимися в жилом помещении либо улучшении жилищных условий.
В частности, в порядке ст.91.3 ЖК РФ, нуждающимися в жилье, могут быть признаны лица, которые не имеют средств на приобретение собственной квартиры с учетом совокупного дохода всей семьи.
То есть к учету принимается размер дохода семьи с учетом имеющейся собственности и получаемой зарплаты и стоимость жилья в регионе, которое можно было бы приобрести как за наличный расчет, так и в ипотеку.
Также согласно норм, закрепленных в ст.51 ЖК РФ получить социальную квартиру по найму могут следующие категории:
- граждане не имеющие жилья вовсе и не являющиеся близкими родственниками владельцев собственной жил.площади;
- лица, которые опять же не имеют другого жилья, полученного в порядке соц.найма либо не являются родственниками, которым оговоренное жилье из фонда было предоставлено;
- лица, которые проживают в собственной либо социальной квартире, но с нарушениями учетной нормы метража, что предполагает использование квартирных метров в меньшем размере из расчета на каждого прописанного.
В ст.51 ЖК РФ под близкими родственниками понимаются:
- супруги, которые даже после развода в течение года и при наличии решения суда могут проживать в квартире;
- дети, как несовершеннолетние так и взрослые;
- бабушки, дедушки;
- братья и сестры, независимо от того, являются ли они полнородными или нет.
Кстати, собственник либо наниматель жилья, может вселить в социальную квартиру, по сути, любое лицо, которое признано им близким родственником, но с учетом законодательных норм оговоренных в ст.70 ЖК РФ.
А вот минимальный размер учетной площади на каждого проживающего исчисляется уже в соответствии с нормами, установленными на местном уровне и в порядке определенном ст.50 ЖК РФ.
В целом, по РФ, минимальной площадью проживания считается 18 м2 на человека, а для комнат в общежитии нормой является 6 м2, хотя на местном уровне оговоренные размеры площади могут быть и больше.
То есть условиями предоставления жилья являются:
- минимальный доход;
- отсутствие родственников с собственным либо нанимаемым жильем;
- проживание в квартире с учетным уровнем метров ниже нормы.
Внеочередное предоставление
Как правило, социальная квартира или комната положена в порядке очереди, но только после того, как гражданин признан нуждающемся в жилье и поставлен на учет. Однако в некоторых случаях, лица, относящиеся к льготным категориям, могут получить жилье и вне очереди.
В частности, право на жилье на льготных условиях имеют лица:
- которые даже в социальном жилье совместно проживают с членом семьи, страдающим тяжким заболеванием, к примеру, тем же туберкулезом согласно норм, закрепленных в ч.4 ст.51;
- чьи дома, а значит и квартиры в порядке ст.32 ЖК РФ признаны аварийными;
- которые относятся к льготным категориям, в частности, являются сиротами, которые при достижении совершеннолетия должны быть обеспечены жильем, бывшими военнослужащими, чернобыльцами либо ветеранами ВОВ и инвалидами.
Кстати, список льготных категорий, на местном уровне разрабатывается самостоятельно, следовательно, нуждающимися в жилье во внеочередном порядке могут быть признаны и иные граждане, допустим, те же матери-одиночки или ветераны труда, конечно в зависимости от условий проживания и наличия социальных квартир в соц.фонде города.
Порядок получения
Получить социальное жилье, учитывая его стоимость, достаточно сложно, ведь оплачивать минимальную квартирную плату хотят все, а вот быть признаны малоимущими, могут быть только отдельные категории. То есть первым шагом в получении социального жилья является признание лица нуждающимся в квартире, в виду отсутствия средств на приобретения жилья в собственность в порядке ст.49 ЖК РФ.
Вторым шагом, естественно является постановка на учет на получение жилья и соответственно регистрация в общей очереди. Если граждан относиться к льготной категории, то получить жилье он сможет достаточно быстро, ведь не все помещения, относящиеся к жилищному фонду, заняты, предусмотрен и резерв квадратных метров для экстренных ситуаций. Если же лицо льготами не обладает, но при этом признано нуждающемся в улучшении тех же жилых условий, заветные квадратные метры придется ожидать в порядке очереди при освобождении соц. жилья, к примеру, в случае смерти предыдущего жильца либо его переезда.
Кстати, в порядке ст.53 ЖК РФ, лица, которые преднамеренно ухудшили состояние своего собственного жилья с целью постановки на учет и получения квартиры за счет государства, могут быть признаны нуждающимися только по прошествии 5-ти лет с момента своих действий. Ведь, несмотря на то, что в соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждому дано право на жилье, мошенничество с целью получения социальных гарантий на законодательном уровне не приветствуется.
То есть гражданин, претендующий на социальную жилплощадь, должен прожить в населенном пункте хотя бы десять лет, при этом он обязан поддерживать жилое помещение в порядке пригодном для проживании и не прописывать других лиц, с целью уменьшения учетной нормы квадратных метров на проживающего.
Естественно постановка на учет в качестве нуждающегося осуществляется не со слов претендента, а только при предоставлении определенного пакета документов, которые нужно собрать дважды. В первый раз документы предоставляются для постановки на учет и во второй раз уже при освобождении помещения, относящегося к социальному жилому фонду. Ведь стоять на очереди можно годами, на протяжении которых материальное положение гражданина может и измениться, впрочем, как и состав семьи.
Если лицо подтверждает, что его обстоятельства не изменились, с ним заключается договор найма соц.помещения, который дает право на распоряжение жильем в порядке, определенном законом, но с соблюдением некоторых обязательств, в частности, своевременной оплатой всех коммунальных платежей и поддержанием жилья в надлежащем состоянии, пригодном для проживания.
Перечень и сбор необходимых документов
На местном уровне при органах местного самоуправления существует жилищная комиссия, которая собственно и принимает решение о признании граждан нуждающимися в жилье и постановке их на учет, а также выделении жилья при его наличии на основании пакета документов.
В частности, для оформления договора о социальном найме заветных метров нужно предоставить:
- документы, удостоверяющие личность;
- справку об имеющемся составе семьи;
- документы, подтверждающие родственные связи. То есть тоже свидетельство о браке, свидетельства о рождении и т.д.;
- справку о доходах всех членов семьи за год;
- выписку из Рос. реестра об отсутствии жилья в собственности либо о его наличии на всех членов семьи;
- справку о техническом состоянии квартиры и площади квартиры;
- выписку из домовой книги о количестве прописанных;
- акт о фактическом проживании по определенному адресу;
- документы, подтверждающие отношение к льготной категории, то есть, то же удостоверение ликвидатора ЧАЭС либо ветерана ВОВ.
Все выше оговоренные документы имеют срок годности, который определяется межведомственными актами. В частности, справка о доходах действительна только на протяжении месяца, как собственно и акт о проживании, соответственно этот факт нужно учитывать при сборе пакета документов.
Правила составления договора
Скачать образец договора социального найма жилого помещения.Порядок оформления договора соц. найма определяется нормами ст.672 ГК РФ, согласно с которой сторонами договора являются наниматель, то есть лицо, признанное нуждающемся в жилье и наймодатель, представителем которого является муниципалитет.
Как правило, социальные квартиры предоставляются по мере их высвобождения, о чем гражданину, который состоит на учете и сообщается. При этом гражданин должен подтвердить свой статус нуждающегося в улучшении жилищных условий посредством предоставления вышеописанного пакета документов, в соответствии с которым уже и принимается решение о заключении договора в течение 3-х дней с момента подачи документов и с учетом некоторых обстоятельств.
В частности, к учету принимается количество членов семьи, а значит и общая площадь освободившегося помещения, ведь меньше учетной нормы квадратуры жилья запрещено выдавать. Также важно и расположение социального объекта жилья, ведь предоставить ту же комнату могут только в том населенном пункте, где лицо проживает, причем не менее 10 лет.
То есть, если освободившаяся квартира отвечает вышеописанным параметрам по количеству метров и месту расположения, комиссия принимает решение о разрешении заключения договора найма квартиры и соответственно заключается договор на определенный срок либо бессрочное пользование, который в свою очередь дает право нанимателю на прописку и обязывает содержать жилье в надлежащем состоянии и оплачивать коммунальные услуги.
Порядок оплаты жилья
Несмотря на то, что социальное жилье предоставляется в качестве льготы и социальной поддержки, оплачивать найм оговоренного помещения все-таки требуется в порядке ст.153 ЖК РФ.
В частности, наниматель обязан оплачивать:
- квартирную плату, размер которой устанавливается на местном уровне в зависимости от предоставленных квадратных метров;
- коммунальные услуги, которые нанимателю предоставляются, в частности, за то же потребление электроэнергии, газа, воды, отопления и вывоз мусора.
Оговоренные платежи во исполнение норм ст.155 ЖК РФ должны осуществляться до 10-го числа ежемесячно за уже прошедший месяц на основании платежных документов, предоставляемых в порядке определенном законом. Но учитывая, что владельцем социального жилья, по сути, выступает муниципалитет, наниматели жилья оплачивают услуги найма либо в банк, либо самуму нанимателю в зависимости от условий договора.
Следует отметить еще одну особенность, на основании ст.69 ЖК РФ, члены семьи, которые проживают совместно с ним в социальном жилье и вписанные в договор, имеют такие же обязанности, как и сам наниматель. В частности, они обязаны поддерживать жилье в надлежащем состоянии и оплачивать коммунальные услуги. Ведь наниматель может заболеть либо уехать в длительную командировку, в то время как его жена и дети будут проживать в предоставленном жилье и пользоваться коммунальными услугами, а значит должны будут и их оплачивать.
Приватизация
В большинстве случае квартиры по соц.найму предоставляются пожизненно, но их можно переоформить на другого члена семьи в случае смерти основного квартиросъемщика, при этом право собственности на оговоренную жилую площадь все равно сохраниться за государством, что предопределяет ограничение распоряжения квартирой. Однако РФ дана возможность ответственным квартиросъемщикам приватизировать социальное жилье и таким образом стать полноправными владельцами.
В частности, порядок приватизации социального жилья закреплен в ФЗ №1541-1, в соответствии с которым, гражданам заключившим договор о социальном найме квартиры дано право переоформить жилье в личную собственность с учетом количества прописанных лиц и их возраста. То есть получить квадратные метры на безвозмездной основе в собственность может не только основной квартиросъемщик, но и члены его семьи из расчета равных долей на каждого, в том числе и на малолетних детей.
Для приватизации социального жилья понадобится заявление от каждого члена семьи, а также определенный пакет документов, который будет принят на рассмотрение Департаментом жилищного фонда на местном уровне. Сам процесс приватизации может занять от 2 до 3 месяцев с учетом сбора документов, после чего наниматель социального жилья станет полноправным владельцем части квартиры в зависимости от количества прописанных членов семьи, которые станут совладельцами жилья в равных долях.
Перевод служебного жилья в социальное
Правом предоставления жилья в найм обладают не только государственные органы, но и другие структуры, в частности, те же военные, которые на основании ст.15 ФЗ №76 обязаны предоставлять жилье военнослужащим. Также жилые помещения могут принадлежать заводам, фабрикам и иным предприятиям, которые могут иметь ведомственное или служебное жилье для предоставления своим работникам в качестве меры социальной поддержки.
Но учитывая, что в большинстве случаев, ведомственное жилье предоставляется только на период труда в определенной организации, что подразумевает выселение в случае увольнения. Возникает вопрос, можно ли оговоренный вид жилья перевести в социальный жилищный фонд РФ с правом сохранения проживания?
В порядке ст.92 ЖК РФ служебное и ведомственное жилье может быть переведено в социальный жилищный фонд, но только при наличии решения органов местного самоуправления на основании поданного заявления от организации, которая владеет социальным жильем либо самим квартиросъемщиком опять же по согласованию с владельцем жилого помещения.
О социальной найме жилья смотрите в следующем видеоматериале:
posobie-help.ru
Что такое соц жилье
Социальное жилье как получить? Предоставление социального жилья
Далеко не каждый может рассчитывать на социальное жилье. Как получить его – это второстепенный вопрос. Для начала следует определить, кто может на него претендовать. Во-первых, это те семьи, которые получили статус малоимущих. Для этого нужно предоставить доказательства того, что семья имеет совокупный доход, разделенный на каждого члена, ниже прожиточного минимума. Затем стоит обратиться в администрацию города или района и доказать, что семья либо не имеет жилья в собственности вообще, или его размера не хватает для проживания (об этом ниже).
Что такое соц жилье
Заметим, что все эти граждане имеют преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы. Но не в любые, а только в жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (ст.111 ЖК РФ).
Что представляет собой социальный найм жилья
- Передать помещение свободным от притязаний других лиц, находящееся в нормальном состоянии, позволяющем проживать в нем.
- Содействие в проведении ремонта имущества дома, в котором находится квартира.
- Выполнение основного, капитального ремонта, направленного на улучшение состояния жилья.
- Отслеживание поступления коммунальных услуг (вода, свет и пр.).
Что такое муниципальное (социальное) жилье
В настоящий момент уже в РФ ситуация осталась практически такой же, то есть государство по-прежнему владеет многими квартирами, но уже, к сожалению, в меньшем объеме и, соответственно, предоставляет оговоренные жилые помещения только определенным категориям, которые относятся к социально незащищенным.
Предоставление жилья по социальному найму — что это такое
Среди граждан по-прежнему пользуется популярностью жилье, которое предоставляется в наем. После получения социального жилья многие граждане в дальнейшем могут претендовать на его приватизацию, что делает такую сделку весьма заманчивой. Рассмотрим, что представляет собой социальный найм жилья, а также какие документы нужны для оформления данной сделки.
Условия получения бесплатного социального жилья
Понятное дело, что с принятием ЖК перечень претендующих граждан на муниципальное жилье значительно ограничился. Стоит отметить, что лица, стоящие на учете еще до постановки обновленного законодательства, не должны предъявлять никаких доказательств, что являются малообеспеченными и не в состоянии самостоятельно получить квартиру. За гражданами данной категории равносильно закреплены льготные условия.
Что такое соц найм
Юрий, здравствуйте! Оснований для выселения бывшей супруги из БЫВШЕГО общежития из информации в вопросе не усматривается. Все, кто зарегистрирован в комнате и проживает в ней, имеет право пользования этой комнатой. По договору социального найма. Это ВАМ нужно быть осторожнее и появляться в комнате, оплачивать ЖКУ. Для того, чтобы бывшая супруга не признала ВАС утратившим право пользования ж/п.
Что такое соц жилье
г ) поддерживать в исправном состоянии жилое помещение , санитарно — техническое и иное оборудование , находящееся в нем , обеспечивать их сохранность . При обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно — технического и иного оборудования , находящегося в нем , немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них Наймодателю или в соответствующую управляющую организацию ;
Социальное жилье, или кому государство безвозмездно раздает квартиры
Несмотря на то что, период предоставления государством жилья всем не имеющим такового, к сожалению, ушел в лету, малоимущие граждане все же имеют шанс безвозмездно улучшить свое жилищное положение. Но об этом знают далеко не все нуждающиеся в жилье, чем безнаказанно пользуются недобросовестные представители власти, по службе имеющие доступ к жилью в государственном или муниципальном фонде.
Что такое соц жилье
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
Что такое — социальная ипотека, как ее получить и кто может воспользоваться подобными программами
- они берут на себя проверку юридической чистоты сделки;
- обеспечивают страховую защиту не только недвижимости, но и жизни самого заемщика;
- предоставляют договор, где обязуются не повышать процентные ставки до конца действия соглашения.
Социальное жилье: кто имеет право
До принятия в 2005 году нового ЖК РФ на получение жилья от государства (сегодня в ходу термин «социальное жилье») теоретически имели право все граждане, у которых площадь их жилья не соответствовала установленным нормам. Однако в новом ЖК РФ для получения права на бесплатную квартиру, кроме критерия недостаточности жилплощади, добавился и критерий вхождения в малоимущие слои населения.
onejurist.ru
Социальное жильё - это... Что такое Социальное жильё?
Социальное жилье (social housing) — способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.
В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости, собственниками и/или управляющими которой являются организации (государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации или их комбинация), преследующие некоммерческие цели — как правило, связанные с повышением доступности жилья для всех слоев населения. Для указания на государственную или муниципальную собственность используется более узкий термин «общественное жилье» (Public housing (англ.)).
Тем не менее, как за отсутствием развитого сегмента жилья, принадлежащего некоммерческим организациям, так и благодаря исторически сильному государственному сектору, в России термины «социальное жилье » и «общественное жилье» фактически являются синонимами.
Социальное жилье в различных странах
Австралия
Великобритания
Германия
Россия
Гонконг
В Гонконге государство обеспечивает население социальным жильем путем:
- предоставления в наем квартир по ценам ниже рыночных;
- реализации программы «Home Ownership Scheme» (англ.), в соответствии с которой жилье реализуется покупателям со скидкой.
На сегодняшний день почти половина резидентов Гонконга проживает в «социальных» зданиях и пользуется различного рода жилищными субсидиями. Наем жилья в таких домах дешевле, чем в частном секторе. Кроме того, оно субсидируется из доходов полученных от сдачи в аренду земли и помещений под автостоянки и магазины в самих социальных зданиях и непосредственно вблизи них.
Для реализации программы возводится специальное жилье — «общественная жилая недвижимость» (公共屋邨 (кит.)). Строительство и управление этой недвижимостью ведется, в основном, силами двух организаций: HA (Hong Kong Housing Authority (англ.)) и HKHS (Hong Kong Housing Society (англ.)). Обычно строительство ведется в отдаленных или относительно малодоступных районах. Однако, по мере расширения города, оно оказывается в центрах городских районов. Значительная часть построенной недвижимости представлена высотными зданиями, причем в последние годы (с 2005 года) они достигают высоты в 40 этажей.
История
1950-е годы. Восстановление Shek Kip Mei
Историческое здание в районе Shek Kip Mei Историческое здание в районе Shek Kip MeiПрограмма строительства социального жилья восходит к 1953 и была вызвана необходимостью восстановления северо-западного района Shek Kip Mei (англ.) после пожара, оставившего без крова около 53 тыс.человек, преимущественно — сквоттеров из числа иммигрантов с материкового Китая.
Для решения этой задачи по инициативе губернатора Гонконга Александра Грэнтэма (Alexander Grantham (англ.)) была принята программа, предполагавшая [1] демонтаж большей части зданий (в основном — самостроя), оставшихся после пожара, и возведение на их месте недорогих пожаробезопасных многоэтажек (石硤尾廉租屋邨 (кит.)). Строительство изначально велось силами Департамента общественных работ (Public Works Dept. (англ.)). Впоследствии были сформирован отдельный департамент (Resettlement Dept. (англ.)) для управления строительством, а также первое жилищное агентство (Hong Kong Housing Authority (англ.)) в составе городского управления Гонконга (Urban Council of Hong Kong (англ.)). [2].
Согласно принятым нормам, квартиры были малы — примерно 300 кв.футов (24-28 кв.м.) общей площади. При этом предполагалось, что одна квартира предназначена для 5 человек, из которых на одного взрослого приходилось от 24 кв.футов (2,2 кв.м.), а на одного ребёнка — от 12 кв.футов (1,1 кв.м.) жилой площади. Половина зданий была оборудована только коммунальными санузлами. [3][4]. Тем не менее, эти квартиры часто занимало более одной семьи — как из за катастрофической нехватки жилой площади [5], так и благодаря тому, что плата составляла в диапазоне от HK$10 до HK$14 в месяц. Для сравнения, плата составляла в тот момент порядка HK$100 в месяц. При этом программа не предусматривала никаких ограничений по максимальному доходу для нанимателей.
На втором этапе программы (под управлением HKHA) нормы площади были увеличены до 35 кв.футов на человека (3,3 кв.м.), а санитарные условия существенно улучшены. Всего в этот период было построено 34,8 тыс.квартир, в которых проживало 218,5 тыс.человек. Плата за пользование в последующие годы оставалась низкой и устанавливалась раз в 2 года, исходя из себестоимости обслуживания недвижимости.
В настоящее время район Shek Kip Mei полностью перестроен.
Сингапур
HDB flatsСоциальное жилье в Сингапуре управляется дирекцией по недвижимости (HDB — the Housing and Development Board (англ.)). Дирекция занимается строительством и управлением жильем, называемым «HDB flats».
Большая часть жилья, сдаваемого внаем в Сингапуре имеет государственную форму собственности. В таком жилье проживает около 85% всех нанимателей. «HDB flats» также широко доступны для приобретения в собственность при финансовой поддержке специального фонда — Central Provident Fund Board (англ.). Около 90 % жителей квартир, построенных государственными организациями и за счёт бюджета, являются их собственниками, а не нанимателями.
Эти квартиры расположены в домовладениях, которые организованы в целые пригороды со своими школами, супермаркетами, клиниками, рынками, а также местами для спорта и отдыха. Существует широкое разнообразие типов квартир и and layouts, обычно классифицируемых исходя из количества комнат (выделяются трехкомнатные, черытерхкомнатные, пятикомнатные квартиры, а также «executive»).
Некоторые квартиры имеют дополнительные комнаты, предназначенные для использования в качестве кабинетов, другие могут включать столовые и т. п. Самые большие квартиры (an executive apartment), которые строятся Дирекцией имеют площадь около 150 кв.м. (1’600 кв.футов) и включают три спальни, а также раздельные столовую и гостиную.
Использование социального жилья в Сингапуре само по себе не рассматривается как свидетельство бедности или низкого качества жизни — по сравнению с другими странами (Австралия, Англия и т. д., где плата за пользование социальным жильем существенно ниже, чем частным). Нередко плата для самых маленьких квартир в социальном секторе может превышать аналогичную для частного сектора. Среди людей, занимающих социальное жилье в Сингапуре, лишь очень немногие находятся за чертой бедности.
Доступность социального жилья
Для приобретения социального жилья в Сингапуре покупатель должен удовлетворять следующим условиям:
- Быть гражданином Сингапура. Среди основных членов его семьи должен быть ещё хотя бы один резидент или гражданин Сингапура.
- Достичь возраста в 21 год на момент покупки жилья.
- Удовлетворять ограничению по максимальному доходу семьи.
- Для покупки двухкомнатной квартиры совокупный доход домохозяйства не должен превышать 2 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки 3-комнатной квартиры доход не должен превышать 3 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки квартиры из четырёх и более комнат общий доход домохозяйства не должен превышать 8 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Если покупатель приобретает квартиру совместно с родственниками (кроме непосредственных членов его семьи), их совокупный доход не должен превышать 12 тыс. сингапурских долларов в месяц.
Справка: уровень доходов в Сингапуре
Средний уровень среднемесячного дохода резидентов Сингапура (см. отчет (англ.)) составлял в 2005 году 5’400, а медиана — 3’830 сингапурских долларов соответственно.
Рост медианного среднемесячного дохода в период с 2000 по 2005 года (в сингапурских долларах 2000 года) составил 0,5 %. Соответственно, можно ожидать, что данные числа адекватно характеризуют соотношение средних доходов и существующих ограничений при покупке социального жилья.
Швеция
Панельные кварталы в Tensta (англ.) — пригороде Стокгольма Дома в Hammarkullen — пригород Гётеборга Жилые здания в Tensta.Миллионная программа (англ.) — название амбициозной жилищной программы, реализованной в Швеции между 1965 и 1974 годами правившей Социал-Демократической Партией для предоставления каждому гражданину жилья по доступным ценам. Целью программы было строительство миллиона новых жилищ в течение 10 лет (что и стало источником её названия).[6][7] Одновременно с этим был демонтирован значительный объём старого жилья, не подлежащего модернизации.
В результате реализации программы было построено около 1 006 000 новых жилищ. В итоге, с учётом демонтажа ветхого жилья, жилищный фонд Швеции вырос на 650 000 новых квартир и домов. Кроме того, повысилось общее качество жилья, при всех его эстетических недостатках (см.ниже).
Результаты
На подход к реализации программы сильнейшее влияние оказал опыт развития стокгольмских пригородов, таких как Vällingby (англ.) и Årsta (англ.). Одной из основных целей, лежащей в основе этого подхода было воспитание «хороших граждан демократического общества». Достичь этого предполагалось путем строительства качественного доступного жилья в районах с развитой социальной инфраструктурой, включающей школы, больницы, церкви, общественные здания, библиотеки и клубы для различных групп населения. Главной задачей авторов программы (хотя и совершенно неудавшейся) была интеграция различных социальных групп путем перемешивания арендаторов на одной территории. Большинство квартир относились к типу «стандартная трехкомнатная квартира» (normaltrea (швед.)) площадью 75 кв.м., предназначенной для молодой семьи из двух взрослых с двумя детьми.
Критика
Хотя программа достигла своей цели — строительства миллиона новых жилищ, её исполнение и результаты стали предметом критики.
Наиболее распространен упрек в том, что в рамках программы было возведено множество «мрачных бетонных зданий», разрушивших городской ландшафт. В действительности, лишь в 16 % зданий железобетон использовался как основной строительный материал. При этом почти половина жилья в рамках программы вообще представлена домами на одну семью. Несмотря на это, в общественном мнении программа до сих пор ассоциируется с так называемыми «бетонными окраинами» — пригородами, которые в основном застроены однообразными панельными кварталами. Архитектурный облик этих районов критикуется как «безликий» и сравнивается со зданиями в странах бывшего Восточного блока, таких как ГДР. Три наиболее известных пригорода — Rinkeby (швед.) (пригород Стокгольма), Hammarkullen (англ.) (пригород Гётеборга) и Rosengård (англ.) (пригород Мальмё), построенных в ходе реализации программы, стали подлинными символами своего времени.
Кроме того отмечалось, что окраины, построенные в рамках Miljonprogrammet, стали местом концентрации приезжих из сельских районов. Главным предметом критики стали высокая социальная сегрегация и преступность, усилившиеся вследствие появления целых районов дешевого жилья, заселенных бедными сельскими мигрантами.
Районы
Наиболее известные районы:
См. также
Ссылки
- ↑ Choi, Barry Housing means more than a roof (англ.). South China Morning Post (June 30, 1975).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Hung, Edward 'New' Housing Authority in for bigger responsibility (англ.). The Standard (June 26, 1977).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Wiltshire, Trea Old Hong Kong - Volume Three. Central Hong Kong (англ.). Text Form Asia books Ltd. (1987 (republished & reduced 2003)).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Focus on small flats (англ.). South China Morning Post (October 14, 1978).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Vital task is to satisfy slum dwellers who see luxury on doorstep (англ.). South China Morning Post (August 13, 1973).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Turkington, van Kempen, Wassenberg (eds.) Sweden: High-rise housing for a low-density country, in High-rise housing in Europe: current trends and future prospects (англ.). Delft: Delft University press (Housing and Urban Policy Studies 28) (2004). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Swedish welfare policy with Tensta as a case study (англ.).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
dik.academic.ru
Социальное жильё - это... Что такое Социальное жильё?
Социальное жилье (social housing) — способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.
В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости, собственниками и/или управляющими которой являются организации (государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации или их комбинация), преследующие некоммерческие цели — как правило, связанные с повышением доступности жилья для всех слоев населения. Для указания на государственную или муниципальную собственность используется более узкий термин «общественное жилье» (Public housing (англ.)).
Тем не менее, как за отсутствием развитого сегмента жилья, принадлежащего некоммерческим организациям, так и благодаря исторически сильному государственному сектору, в России термины «социальное жилье » и «общественное жилье» фактически являются синонимами.
Социальное жилье в различных странах
Австралия
Великобритания
Германия
Россия
Гонконг
В Гонконге государство обеспечивает население социальным жильем путем:
- предоставления в наем квартир по ценам ниже рыночных;
- реализации программы «Home Ownership Scheme» (англ.), в соответствии с которой жилье реализуется покупателям со скидкой.
На сегодняшний день почти половина резидентов Гонконга проживает в «социальных» зданиях и пользуется различного рода жилищными субсидиями. Наем жилья в таких домах дешевле, чем в частном секторе. Кроме того, оно субсидируется из доходов полученных от сдачи в аренду земли и помещений под автостоянки и магазины в самих социальных зданиях и непосредственно вблизи них.
Для реализации программы возводится специальное жилье — «общественная жилая недвижимость» (公共屋邨 (кит.)). Строительство и управление этой недвижимостью ведется, в основном, силами двух организаций: HA (Hong Kong Housing Authority (англ.)) и HKHS (Hong Kong Housing Society (англ.)). Обычно строительство ведется в отдаленных или относительно малодоступных районах. Однако, по мере расширения города, оно оказывается в центрах городских районов. Значительная часть построенной недвижимости представлена высотными зданиями, причем в последние годы (с 2005 года) они достигают высоты в 40 этажей.
История
1950-е годы. Восстановление Shek Kip Mei
Историческое здание в районе Shek Kip Mei Историческое здание в районе Shek Kip MeiПрограмма строительства социального жилья восходит к 1953 и была вызвана необходимостью восстановления северо-западного района Shek Kip Mei (англ.) после пожара, оставившего без крова около 53 тыс.человек, преимущественно — сквоттеров из числа иммигрантов с материкового Китая.
Для решения этой задачи по инициативе губернатора Гонконга Александра Грэнтэма (Alexander Grantham (англ.)) была принята программа, предполагавшая [1] демонтаж большей части зданий (в основном — самостроя), оставшихся после пожара, и возведение на их месте недорогих пожаробезопасных многоэтажек (石硤尾廉租屋邨 (кит.)). Строительство изначально велось силами Департамента общественных работ (Public Works Dept. (англ.)). Впоследствии были сформирован отдельный департамент (Resettlement Dept. (англ.)) для управления строительством, а также первое жилищное агентство (Hong Kong Housing Authority (англ.)) в составе городского управления Гонконга (Urban Council of Hong Kong (англ.)). [2].
Согласно принятым нормам, квартиры были малы — примерно 300 кв.футов (24-28 кв.м.) общей площади. При этом предполагалось, что одна квартира предназначена для 5 человек, из которых на одного взрослого приходилось от 24 кв.футов (2,2 кв.м.), а на одного ребёнка — от 12 кв.футов (1,1 кв.м.) жилой площади. Половина зданий была оборудована только коммунальными санузлами. [3][4]. Тем не менее, эти квартиры часто занимало более одной семьи — как из за катастрофической нехватки жилой площади [5], так и благодаря тому, что плата составляла в диапазоне от HK$10 до HK$14 в месяц. Для сравнения, плата составляла в тот момент порядка HK$100 в месяц. При этом программа не предусматривала никаких ограничений по максимальному доходу для нанимателей.
На втором этапе программы (под управлением HKHA) нормы площади были увеличены до 35 кв.футов на человека (3,3 кв.м.), а санитарные условия существенно улучшены. Всего в этот период было построено 34,8 тыс.квартир, в которых проживало 218,5 тыс.человек. Плата за пользование в последующие годы оставалась низкой и устанавливалась раз в 2 года, исходя из себестоимости обслуживания недвижимости.
В настоящее время район Shek Kip Mei полностью перестроен.
Сингапур
HDB flatsСоциальное жилье в Сингапуре управляется дирекцией по недвижимости (HDB — the Housing and Development Board (англ.)). Дирекция занимается строительством и управлением жильем, называемым «HDB flats».
Большая часть жилья, сдаваемого внаем в Сингапуре имеет государственную форму собственности. В таком жилье проживает около 85% всех нанимателей. «HDB flats» также широко доступны для приобретения в собственность при финансовой поддержке специального фонда — Central Provident Fund Board (англ.). Около 90 % жителей квартир, построенных государственными организациями и за счёт бюджета, являются их собственниками, а не нанимателями.
Эти квартиры расположены в домовладениях, которые организованы в целые пригороды со своими школами, супермаркетами, клиниками, рынками, а также местами для спорта и отдыха. Существует широкое разнообразие типов квартир и and layouts, обычно классифицируемых исходя из количества комнат (выделяются трехкомнатные, черытерхкомнатные, пятикомнатные квартиры, а также «executive»).
Некоторые квартиры имеют дополнительные комнаты, предназначенные для использования в качестве кабинетов, другие могут включать столовые и т. п. Самые большие квартиры (an executive apartment), которые строятся Дирекцией имеют площадь около 150 кв.м. (1’600 кв.футов) и включают три спальни, а также раздельные столовую и гостиную.
Использование социального жилья в Сингапуре само по себе не рассматривается как свидетельство бедности или низкого качества жизни — по сравнению с другими странами (Австралия, Англия и т. д., где плата за пользование социальным жильем существенно ниже, чем частным). Нередко плата для самых маленьких квартир в социальном секторе может превышать аналогичную для частного сектора. Среди людей, занимающих социальное жилье в Сингапуре, лишь очень немногие находятся за чертой бедности.
Доступность социального жилья
Для приобретения социального жилья в Сингапуре покупатель должен удовлетворять следующим условиям:
- Быть гражданином Сингапура. Среди основных членов его семьи должен быть ещё хотя бы один резидент или гражданин Сингапура.
- Достичь возраста в 21 год на момент покупки жилья.
- Удовлетворять ограничению по максимальному доходу семьи.
- Для покупки двухкомнатной квартиры совокупный доход домохозяйства не должен превышать 2 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки 3-комнатной квартиры доход не должен превышать 3 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки квартиры из четырёх и более комнат общий доход домохозяйства не должен превышать 8 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Если покупатель приобретает квартиру совместно с родственниками (кроме непосредственных членов его семьи), их совокупный доход не должен превышать 12 тыс. сингапурских долларов в месяц.
Справка: уровень доходов в Сингапуре
Средний уровень среднемесячного дохода резидентов Сингапура (см. отчет (англ.)) составлял в 2005 году 5’400, а медиана — 3’830 сингапурских долларов соответственно.
Рост медианного среднемесячного дохода в период с 2000 по 2005 года (в сингапурских долларах 2000 года) составил 0,5 %. Соответственно, можно ожидать, что данные числа адекватно характеризуют соотношение средних доходов и существующих ограничений при покупке социального жилья.
Швеция
Панельные кварталы в Tensta (англ.) — пригороде Стокгольма Дома в Hammarkullen — пригород Гётеборга Жилые здания в Tensta.Миллионная программа (англ.) — название амбициозной жилищной программы, реализованной в Швеции между 1965 и 1974 годами правившей Социал-Демократической Партией для предоставления каждому гражданину жилья по доступным ценам. Целью программы было строительство миллиона новых жилищ в течение 10 лет (что и стало источником её названия).[6][7] Одновременно с этим был демонтирован значительный объём старого жилья, не подлежащего модернизации.
В результате реализации программы было построено около 1 006 000 новых жилищ. В итоге, с учётом демонтажа ветхого жилья, жилищный фонд Швеции вырос на 650 000 новых квартир и домов. Кроме того, повысилось общее качество жилья, при всех его эстетических недостатках (см.ниже).
Результаты
На подход к реализации программы сильнейшее влияние оказал опыт развития стокгольмских пригородов, таких как Vällingby (англ.) и Årsta (англ.). Одной из основных целей, лежащей в основе этого подхода было воспитание «хороших граждан демократического общества». Достичь этого предполагалось путем строительства качественного доступного жилья в районах с развитой социальной инфраструктурой, включающей школы, больницы, церкви, общественные здания, библиотеки и клубы для различных групп населения. Главной задачей авторов программы (хотя и совершенно неудавшейся) была интеграция различных социальных групп путем перемешивания арендаторов на одной территории. Большинство квартир относились к типу «стандартная трехкомнатная квартира» (normaltrea (швед.)) площадью 75 кв.м., предназначенной для молодой семьи из двух взрослых с двумя детьми.
Критика
Хотя программа достигла своей цели — строительства миллиона новых жилищ, её исполнение и результаты стали предметом критики.
Наиболее распространен упрек в том, что в рамках программы было возведено множество «мрачных бетонных зданий», разрушивших городской ландшафт. В действительности, лишь в 16 % зданий железобетон использовался как основной строительный материал. При этом почти половина жилья в рамках программы вообще представлена домами на одну семью. Несмотря на это, в общественном мнении программа до сих пор ассоциируется с так называемыми «бетонными окраинами» — пригородами, которые в основном застроены однообразными панельными кварталами. Архитектурный облик этих районов критикуется как «безликий» и сравнивается со зданиями в странах бывшего Восточного блока, таких как ГДР. Три наиболее известных пригорода — Rinkeby (швед.) (пригород Стокгольма), Hammarkullen (англ.) (пригород Гётеборга) и Rosengård (англ.) (пригород Мальмё), построенных в ходе реализации программы, стали подлинными символами своего времени.
Кроме того отмечалось, что окраины, построенные в рамках Miljonprogrammet, стали местом концентрации приезжих из сельских районов. Главным предметом критики стали высокая социальная сегрегация и преступность, усилившиеся вследствие появления целых районов дешевого жилья, заселенных бедными сельскими мигрантами.
Районы
Наиболее известные районы:
См. также
Ссылки
- ↑ Choi, Barry Housing means more than a roof (англ.). South China Morning Post (June 30, 1975).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Hung, Edward 'New' Housing Authority in for bigger responsibility (англ.). The Standard (June 26, 1977).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Wiltshire, Trea Old Hong Kong - Volume Three. Central Hong Kong (англ.). Text Form Asia books Ltd. (1987 (republished & reduced 2003)).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Focus on small flats (англ.). South China Morning Post (October 14, 1978).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Vital task is to satisfy slum dwellers who see luxury on doorstep (англ.). South China Morning Post (August 13, 1973).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Turkington, van Kempen, Wassenberg (eds.) Sweden: High-rise housing for a low-density country, in High-rise housing in Europe: current trends and future prospects (англ.). Delft: Delft University press (Housing and Urban Policy Studies 28) (2004). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Swedish welfare policy with Tensta as a case study (англ.).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
3dic.academic.ru
Социальное жильё - это... Что такое Социальное жильё?
Социальное жилье (social housing) — способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.
В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости, собственниками и/или управляющими которой являются организации (государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации или их комбинация), преследующие некоммерческие цели — как правило, связанные с повышением доступности жилья для всех слоев населения. Для указания на государственную или муниципальную собственность используется более узкий термин «общественное жилье» (Public housing (англ.)).
Тем не менее, как за отсутствием развитого сегмента жилья, принадлежащего некоммерческим организациям, так и благодаря исторически сильному государственному сектору, в России термины «социальное жилье » и «общественное жилье» фактически являются синонимами.
Социальное жилье в различных странах
Австралия
Великобритания
Германия
Россия
Гонконг
В Гонконге государство обеспечивает население социальным жильем путем:
- предоставления в наем квартир по ценам ниже рыночных;
- реализации программы «Home Ownership Scheme» (англ.), в соответствии с которой жилье реализуется покупателям со скидкой.
На сегодняшний день почти половина резидентов Гонконга проживает в «социальных» зданиях и пользуется различного рода жилищными субсидиями. Наем жилья в таких домах дешевле, чем в частном секторе. Кроме того, оно субсидируется из доходов полученных от сдачи в аренду земли и помещений под автостоянки и магазины в самих социальных зданиях и непосредственно вблизи них.
Для реализации программы возводится специальное жилье — «общественная жилая недвижимость» (公共屋邨 (кит.)). Строительство и управление этой недвижимостью ведется, в основном, силами двух организаций: HA (Hong Kong Housing Authority (англ.)) и HKHS (Hong Kong Housing Society (англ.)). Обычно строительство ведется в отдаленных или относительно малодоступных районах. Однако, по мере расширения города, оно оказывается в центрах городских районов. Значительная часть построенной недвижимости представлена высотными зданиями, причем в последние годы (с 2005 года) они достигают высоты в 40 этажей.
История
1950-е годы. Восстановление Shek Kip Mei
Историческое здание в районе Shek Kip Mei Историческое здание в районе Shek Kip MeiПрограмма строительства социального жилья восходит к 1953 и была вызвана необходимостью восстановления северо-западного района Shek Kip Mei (англ.) после пожара, оставившего без крова около 53 тыс.человек, преимущественно — сквоттеров из числа иммигрантов с материкового Китая.
Для решения этой задачи по инициативе губернатора Гонконга Александра Грэнтэма (Alexander Grantham (англ.)) была принята программа, предполагавшая [1] демонтаж большей части зданий (в основном — самостроя), оставшихся после пожара, и возведение на их месте недорогих пожаробезопасных многоэтажек (石硤尾廉租屋邨 (кит.)). Строительство изначально велось силами Департамента общественных работ (Public Works Dept. (англ.)). Впоследствии были сформирован отдельный департамент (Resettlement Dept. (англ.)) для управления строительством, а также первое жилищное агентство (Hong Kong Housing Authority (англ.)) в составе городского управления Гонконга (Urban Council of Hong Kong (англ.)). [2].
Согласно принятым нормам, квартиры были малы — примерно 300 кв.футов (24-28 кв.м.) общей площади. При этом предполагалось, что одна квартира предназначена для 5 человек, из которых на одного взрослого приходилось от 24 кв.футов (2,2 кв.м.), а на одного ребёнка — от 12 кв.футов (1,1 кв.м.) жилой площади. Половина зданий была оборудована только коммунальными санузлами. [3][4]. Тем не менее, эти квартиры часто занимало более одной семьи — как из за катастрофической нехватки жилой площади [5], так и благодаря тому, что плата составляла в диапазоне от HK$10 до HK$14 в месяц. Для сравнения, плата составляла в тот момент порядка HK$100 в месяц. При этом программа не предусматривала никаких ограничений по максимальному доходу для нанимателей.
На втором этапе программы (под управлением HKHA) нормы площади были увеличены до 35 кв.футов на человека (3,3 кв.м.), а санитарные условия существенно улучшены. Всего в этот период было построено 34,8 тыс.квартир, в которых проживало 218,5 тыс.человек. Плата за пользование в последующие годы оставалась низкой и устанавливалась раз в 2 года, исходя из себестоимости обслуживания недвижимости.
В настоящее время район Shek Kip Mei полностью перестроен.
Сингапур
HDB flatsСоциальное жилье в Сингапуре управляется дирекцией по недвижимости (HDB — the Housing and Development Board (англ.)). Дирекция занимается строительством и управлением жильем, называемым «HDB flats».
Большая часть жилья, сдаваемого внаем в Сингапуре имеет государственную форму собственности. В таком жилье проживает около 85% всех нанимателей. «HDB flats» также широко доступны для приобретения в собственность при финансовой поддержке специального фонда — Central Provident Fund Board (англ.). Около 90 % жителей квартир, построенных государственными организациями и за счёт бюджета, являются их собственниками, а не нанимателями.
Эти квартиры расположены в домовладениях, которые организованы в целые пригороды со своими школами, супермаркетами, клиниками, рынками, а также местами для спорта и отдыха. Существует широкое разнообразие типов квартир и and layouts, обычно классифицируемых исходя из количества комнат (выделяются трехкомнатные, черытерхкомнатные, пятикомнатные квартиры, а также «executive»).
Некоторые квартиры имеют дополнительные комнаты, предназначенные для использования в качестве кабинетов, другие могут включать столовые и т. п. Самые большие квартиры (an executive apartment), которые строятся Дирекцией имеют площадь около 150 кв.м. (1’600 кв.футов) и включают три спальни, а также раздельные столовую и гостиную.
Использование социального жилья в Сингапуре само по себе не рассматривается как свидетельство бедности или низкого качества жизни — по сравнению с другими странами (Австралия, Англия и т. д., где плата за пользование социальным жильем существенно ниже, чем частным). Нередко плата для самых маленьких квартир в социальном секторе может превышать аналогичную для частного сектора. Среди людей, занимающих социальное жилье в Сингапуре, лишь очень немногие находятся за чертой бедности.
Доступность социального жилья
Для приобретения социального жилья в Сингапуре покупатель должен удовлетворять следующим условиям:
- Быть гражданином Сингапура. Среди основных членов его семьи должен быть ещё хотя бы один резидент или гражданин Сингапура.
- Достичь возраста в 21 год на момент покупки жилья.
- Удовлетворять ограничению по максимальному доходу семьи.
- Для покупки двухкомнатной квартиры совокупный доход домохозяйства не должен превышать 2 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки 3-комнатной квартиры доход не должен превышать 3 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Для покупки квартиры из четырёх и более комнат общий доход домохозяйства не должен превышать 8 тыс. сингапурских долларов в месяц.
- Если покупатель приобретает квартиру совместно с родственниками (кроме непосредственных членов его семьи), их совокупный доход не должен превышать 12 тыс. сингапурских долларов в месяц.
Справка: уровень доходов в Сингапуре
Средний уровень среднемесячного дохода резидентов Сингапура (см. отчет (англ.)) составлял в 2005 году 5’400, а медиана — 3’830 сингапурских долларов соответственно.
Рост медианного среднемесячного дохода в период с 2000 по 2005 года (в сингапурских долларах 2000 года) составил 0,5 %. Соответственно, можно ожидать, что данные числа адекватно характеризуют соотношение средних доходов и существующих ограничений при покупке социального жилья.
Швеция
Панельные кварталы в Tensta (англ.) — пригороде Стокгольма Дома в Hammarkullen — пригород Гётеборга Жилые здания в Tensta.Миллионная программа (англ.) — название амбициозной жилищной программы, реализованной в Швеции между 1965 и 1974 годами правившей Социал-Демократической Партией для предоставления каждому гражданину жилья по доступным ценам. Целью программы было строительство миллиона новых жилищ в течение 10 лет (что и стало источником её названия).[6][7] Одновременно с этим был демонтирован значительный объём старого жилья, не подлежащего модернизации.
В результате реализации программы было построено около 1 006 000 новых жилищ. В итоге, с учётом демонтажа ветхого жилья, жилищный фонд Швеции вырос на 650 000 новых квартир и домов. Кроме того, повысилось общее качество жилья, при всех его эстетических недостатках (см.ниже).
Результаты
На подход к реализации программы сильнейшее влияние оказал опыт развития стокгольмских пригородов, таких как Vällingby (англ.) и Årsta (англ.). Одной из основных целей, лежащей в основе этого подхода было воспитание «хороших граждан демократического общества». Достичь этого предполагалось путем строительства качественного доступного жилья в районах с развитой социальной инфраструктурой, включающей школы, больницы, церкви, общественные здания, библиотеки и клубы для различных групп населения. Главной задачей авторов программы (хотя и совершенно неудавшейся) была интеграция различных социальных групп путем перемешивания арендаторов на одной территории. Большинство квартир относились к типу «стандартная трехкомнатная квартира» (normaltrea (швед.)) площадью 75 кв.м., предназначенной для молодой семьи из двух взрослых с двумя детьми.
Критика
Хотя программа достигла своей цели — строительства миллиона новых жилищ, её исполнение и результаты стали предметом критики.
Наиболее распространен упрек в том, что в рамках программы было возведено множество «мрачных бетонных зданий», разрушивших городской ландшафт. В действительности, лишь в 16 % зданий железобетон использовался как основной строительный материал. При этом почти половина жилья в рамках программы вообще представлена домами на одну семью. Несмотря на это, в общественном мнении программа до сих пор ассоциируется с так называемыми «бетонными окраинами» — пригородами, которые в основном застроены однообразными панельными кварталами. Архитектурный облик этих районов критикуется как «безликий» и сравнивается со зданиями в странах бывшего Восточного блока, таких как ГДР. Три наиболее известных пригорода — Rinkeby (швед.) (пригород Стокгольма), Hammarkullen (англ.) (пригород Гётеборга) и Rosengård (англ.) (пригород Мальмё), построенных в ходе реализации программы, стали подлинными символами своего времени.
Кроме того отмечалось, что окраины, построенные в рамках Miljonprogrammet, стали местом концентрации приезжих из сельских районов. Главным предметом критики стали высокая социальная сегрегация и преступность, усилившиеся вследствие появления целых районов дешевого жилья, заселенных бедными сельскими мигрантами.
Районы
Наиболее известные районы:
См. также
Ссылки
- ↑ Choi, Barry Housing means more than a roof (англ.). South China Morning Post (June 30, 1975).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Hung, Edward 'New' Housing Authority in for bigger responsibility (англ.). The Standard (June 26, 1977).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Wiltshire, Trea Old Hong Kong - Volume Three. Central Hong Kong (англ.). Text Form Asia books Ltd. (1987 (republished & reduced 2003)).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Focus on small flats (англ.). South China Morning Post (October 14, 1978).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Choi, Barry Vital task is to satisfy slum dwellers who see luxury on doorstep (англ.). South China Morning Post (August 13, 1973).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Turkington, van Kempen, Wassenberg (eds.) Sweden: High-rise housing for a low-density country, in High-rise housing in Europe: current trends and future prospects (англ.). Delft: Delft University press (Housing and Urban Policy Studies 28) (2004). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 28 апреля 2008.
- ↑ Swedish welfare policy with Tensta as a case study (англ.).(недоступная ссылка — история) Проверено 28 апреля 2008.
dal.academic.ru