Закон о лесной амнистии принят Госдумой РФ. Закон о лесной амнистии 2018 принят
Госдума приняла закон о "лесной амнистии"
МОСКВА, 21 июл — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в третьем, окончательном чтении закон о "лесной амнистии", позволяющий легализовать участки, в частности дачников, находящиеся на землях лесного фонда, и облегчить процедуру отнесения лесных поселков к категории населенных пунктов.
Общие положения
Три фракции Госдумы просят перенести принятие закона о "лесной амнистии"Документ, внесенный правительством РФ, направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) путем установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории.Это позволит урегулировать проблемы, связанные с пересечениями границ земельных участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, считает кабмин.
Положения о приоритете ЕГРН применяются в том случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Данные общие положения о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Также общие положения не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства.
Кроме того, из-под действия закона выводятся участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия. Если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, данные общие положения не применяются при условии, что после установления таких границ участок будет расположен в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия.
Общие положения применяются к выведенным из-под них участкам, если в течение трех месяцев со дня выявления противоречий между реестрами в орган регистрации прав не поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой участок.
Критерии участка
В ОНФ считают, что законопроект о "лесной амнистии" нужно доработатьЗакон предусматривает дополнительные критерии отнесения участка к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственных назначения в других случаях.Участок относится к таким землям, если в соответствии с ГЛР, лесным планом субъекта РФ, а также сведениями ЕГРН он относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был предоставлен огородническому или дачному некоммерческому объединению для ведения соответствующей деятельности, выделен для строительства и эксплуатации жилого дома, а также предоставлен для личного подсобного хозяйства. Такая норма действует и в случае перехода прав граждан на такой участок после 8 августа 2008 года.
Согласование схемы участка
Депутат рассказала о рисках принятия закона о "лесной амнистии"Закон определяет положения о согласовании региональным исполнительным органом схемы вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в госсобственности. Отказ в согласовании схемы участка уполномоченным органом допускается только в случае пресечения его границ с границами лесного участка или лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения данного участка в границах лесничества, лесопарка.Однако если на таком земельном участке расположен не связанный с использованием лесов объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, то участок должен быть согласован. При таких условиях отказ допускается в случаях, когда площадь образуемого земельного участка превышает установленные законодательством предельные размеры.
Если такие размеры не установлены, то отказ допускается в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.
Согласование схемы для утверждения земельного участка не требуется, если он образуется из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, не связана с использованием лесов и не является смежной с лесничеством, лесопарком.
Также такое согласование не требуется, если участок образуется из земель в границах территории, сведения о границах которой внесены в ЕГРН. Кроме того, участок можно не согласовывать, если он образуется из земель в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки или в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в ЕГРН.
До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, направляет уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения, городского округа, межселенной территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также размещает такую информацию в интернете.
Изменения в градостроительный кодекс
Воробьев заявил, что лесная амнистия позволит развиваться городамГлава профильного комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев ранее на заседании комитета при обсуждении закона в редакции второго чтения упомянул проблему лесных и вахтовых поселков, военных городков и прочих поселений. Он описал возможный риск, когда группа домов, которые составляют поселок, могут "обрасти" большими площадями вокруг, и, таким образом, это приведет к исчезновению лесов.Согласно этим противоречивым положениям документа в первом чтении, сохранившимся во втором и третьем чтениях, при подготовке карты границ поселения или городского округа, включенной в проект генерального плана, в границы таких пунктов включается участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с участками, расположенными в границах населенного пункта, с учетом некоторых ограничений.
Парламентарий рассказал об изменениях, принятых во втором чтении и сохранившихся в третьем чтении, которые направлены на снижение данного риска сокращения лесов. "По каждому поселку должны приниматься уникальные решения, … помимо того, что в эту комиссию, которая принимает эти уникальные решения, будут входить чиновники, будут входить еще и представители общественной палаты региона. … Потому что именно через общественную палату делаются все процедуры по инициации зеленого щита", — рассказал Николаев.
Глава профильного комитета Госдумы также тогда отметил, что, согласно изменениям, принятым во втором чтении и закрепленным в третьем чтении, плотность застройки такого участка около населенного пункта может быть не менее чем 30%. "То есть, соответственно, сделают границу по застройке", — пояснил он. Парламентарий добавил, что нарушение нормы о 30% возможно только по специальным разрешениям главы Рослесхоза по представлению лично губернатора региона.
Тяжелая обстановка
Закон о "лесной амнистии" позволит решить проблемы 200 тысяч собственниковРанее заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров охарактеризовал обстановку с кадастровым учетом лесных участков как "очень тяжелую". Она была вызвана рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс не признавал деления лесов на лесные участки. Кроме того, жестких правил, которые есть в государственном кадастре, в лесном реестре не было.ria.ru
что от нее ждать населению?
Закон о «лесной амнистии»[1] не регулирует какие-то особые, отдельные правоотношения, касающиеся лесной сферы. Он просто-напросто вносит изменения в кодексы и федеральные законы.[2] Но это не умаляет его важности и значимости для россиян. О сути, целях и задачах «лесной амнистии» рассказывает данная статья.
Цели «лесной амнистии»
Реформа «лесного законодательства» преследует две главные задачи. Во-первых, установить верховенство ЕГРН перед лесным реестром. Так, если в ГЛР[3] записано, что участок принадлежит лесфонду, а в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах) указывается, что он является частной собственностью и относится к иному типу земель, то правильной должна считаться информация из ЕГРН. Раньше было наоборот. Суды брали за основу сведения из лесного реестра и лишали граждан и юрлица их собственности. Под действие этих новелл подпадают участки, сформированные до 1 января 2016 года.
Вторая задача, которую решает закон, - вывести из ГЛР площади, которые уже давно фактически не относятся к лесам и не являются таковыми. Здесь речь идет об участках, сформированных до 8 августа 2008 года.
Какие земли подпадают под «лесную амнистию»?
Прежде всего, это земельные владения, сформированные до 08.08.2008 года и официально выделенные дачникам, огородникам и СНТ, а также для личного подсобного хозяйства и строительства частного жилья.[4] При этом не имеет значения, что по данным лесного реестра и по сведениям, находящимся в ЕГРН, они относятся к лесному фонду. С момента вступления закона в силу их можно оформить в качестве земель населенных пунктов либо сельскохозяйственных угодий. Причем данную процедуру смогут провести не только первообладатели надела, но и лица, которые купили землю или получили ее по наследству. Это тоже очень важный момент.
Подпадают под «амнистию» и участки с возведенными на них объектами недвижимости, если, конечно, права субъектов на постройку были зарегистрированы до 1 января 2016 года. Теперь владелец здания сможет поставить землю под ним на учет и внести информацию в единый госреестр в общем порядке, опираясь на чертеж и описание участка на кадастровом плане территории.[5] И даже если его границы пересекаются с лесопарковым или лесным наделом, то это не может воспрепятствовать межеванию и внесению сведений в кадастр.
Далее, исключаются из лесных площадей участки, сформированные до 1 января 2016 года, если по данным лесного реестра они являются лесными территориями, а по сведениям, находящимся в ЕГРН (или в правоустанавливающих бумагах), относятся к иной категории земель.[6] Это могут быть земли ИЖС, личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов и так далее. Главное теперь – то, что записано в ЕГРН.
Ну и наконец, закон разрешил проблему так называемых «подвисших» участков. Нередки ситуации, когда в результате межевания и уточнения границ надел целиком или частично «попадает» (либо «съезжает») в лесопарковую зону. Владельцы подобной земли просто не знали, что делать в таком случае. Теперь же вопрос прояснился. Государство исключает такой надел из лесного фонда, если его разрешенное использование противоречит лесопарковому режиму.
Возврат права собственности на утраченные участки и здания
Очень интересная норма. Пожалуй, даже единственная в своем роде. Её суть заключается в том, что если физлица или компании в результате судебного решения потеряли недвижимость по причине того, что их участок относится к лесной территории, то они теперь могут потребовать признания своих прав на потерянные объекты. Государство признает, что оно было неправо и разрешает вновь обратиться в суд для возврата собственности.
Правда, формулировки этой статьи вызывают вопросы. Так, с одной стороны, законодатель указывает на возможность «обжалования» судебного решения и даже восстанавливает для этого срок - в течении года с момента принятия настоящего закона. А с другой стороны, он уточняет, что защита права осуществляется с помощью нового иска.[7] Но так не бывает. Законодательство не предполагает подобной возможности отмены (или пересмотра) судебного решения. Она (то есть отмена судебного акта) осуществляется в процессуальном порядке, а не с помощью нового искового заявления по тем же основаниям. Остаётся только ждать разъяснений Верховного суда РФ по этому поводу.
Другие новеллы закона
Появление возможности межевания
Все владельцы территорий, подпавших под «амнистию», получили реальную возможность провести межевание, уточнить периметры своих наделов и внести сведения в ЕГРН. До введения данных норм этого сделать было нельзя.
Облегчение перевода земель в иную категорию
Данный процесс осуществляется теперь с учетом информации из ЕГРН и правоустанавливающих бумаг. Если лесной реестр относит надел к лесной территории, а в ЕГРН содержится иной вид землепользования, то верными считаются сведения из ЕГРН. А если в ЕГРН нет указания на тип земли, то на первый план выходят разрешения и правоустанавливающие бумаги.
Предоставив официально полученные правоустанавливающие документы, владелец сможет вывести участок из лесного фонда. Исключения составляют земли особо охраняемых природных и культурных территорий, специального назначения (промышленных, энергетических и других предприятий, сельхознаделы). Речь в данном случае идёт опять же о владениях, права на которые оформлены до 1 января 2016 года.
Включение «окруженных» участков в земли городов и поселений
Ускоренная застройка городов привела к тому, что в их черте, окруженные землями иных категорий, оказались многочисленные лесные площади. Например, в Новой Москве, в Самаре, Новосибирске и других крупных городах России появились целые территории лесных земель, которые со всех сторон граничат с наделами иного вида землепользования. Понятно, что сначала надо было решать вопросы перевода земель, а только потом возводить дома. Но, что сделано, то сделано. Поэтому власть разрешила включить данные территории в городскую черту, уточнив, что их эксплуатация должна осуществляться с ограничениями, предусмотренными для городских лесов.
Значение «лесной амнистии» для российского законодательства
Принятие данного закона вызвало неоднозначные суждения. Экологи разом заговорили об уничтожении лесов. Борцы с коррупцией объявили, что данные нормы позволят чиновникам и олигархам оформить незаконно захваченные участки. Ну, а некоторые коллеги-юристы стали пенять на неудачные формулировки и противоречия в законе.
Все это, конечно, есть: леса уничтожаются, земли захватываются, а в законе есть много белых пятен и туманных определений. Однако при этом как-то забывается, что данная «амнистия» направлена на постепенное урегулирование того хаоса, который возник у нас после 1991 года в области лесного законодательства.
Начну с того, что многие участки, попавшие под «амнистию», давным-давно не имеют вообще никаких зеленых насаждений. Однако они по-прежнему числятся в лесном фонде. Приведу пример. У меня был клиент - гаражный кооператив, состоящий из множества обычных частных гаражей, которые пользовались популярностью в советское время. Исполком выделил ему землю в конце 70-х (!) годов прошлого века. Минуло более 40 лет. Уже нет исполкомов и СССР, а данный участок до недавнего времени находился в лесном реестре. Хотя вокруг нет зеленых насаждений, а до опушки ближайшего леса - 1,5-2 километра.
Далее, в конце 1980-х — начале 1990-х годов местная власть массово раздавала горожанам земли для дач, огородов и ведения личного хозяйства, а в «нулевые» годы еще и для ИЖС. В последние пять-шесть лет государство занялось аудитом лесных ресурсов. Выяснилось, что на месте многих лесов давно располагаются СНТ, огороды, кооперативы и частные застройки. Причем многие участки получены на законных основаниях и сведения о них внесены в ЕГРН. Это вынудило государство де-юре признать сложившуюся ситуацию. Медлить дальше было просто нельзя.
Подводя итоги, скажу, что в основном данные нормы просто приводят сведения из лесного реестра в соответствии с ЕГРН и сложившейся ситуацией. Не более того. Что же касается статьи, позволяющей обжаловать уже принятые судебные решения, то здесь ответы дадут только практика и разъяснения Верховного суда.
[1] Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
[2] Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и другие.
[3] Главный лесной реестр. Сокращенно ГЛР. http://www.goslesreestr.ru
[4] Ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ
[5] Ст.4.7. Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса РФ».
[6] Ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ
[7] Ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ
Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.
Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».
Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова, президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости».
Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции
news.ners.ru
Интерфакс-Недвижимость / Депутаты приняли закон о "лесной амнистии"
21 июля 2017, 13:57
Фото: Интерфакс
Москва. 21 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем чтении закон о "лесной амнистии", направленный на устранение противоречий между Государственным лесным реестром и Единым государственным реестром недвижимости (ЕГРН).
Действующая редакция Земельного кодекса предусматривает, что земли делятся на категории, при этом каждый участок может относиться только к одной категории земель. В пояснительной записке к документу отмечается, что относительно земель лесного фонда данный принцип не соблюдается, так как подавляющее число лесных участков имеют пересечения и спорные вопросы по границам участков.
Одной из причин возникновения неточностей в ЕГРН стало то, что в отношении лесных участков действовал упрощенный порядок учета, позволяющий вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ.
"Общее количество пересечений участков оценивается нами в более чем 1,5 млн случаев", — сообщила при рассмотрении документа в первом чтении замминистра экономического развития Виктория Абрамченко.
Согласно закону, в том случае, если в соответствии с лесным реестром участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами — к иной категории земель, принадлежность участка будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на землю. Эти правила будут применяться в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В случае противоречия между данными о принадлежности участка к определенной категории в ЕГРН и данными, указанными в правоустанавливающих документах, участок по заявлению правообладателя будет отнесен к категории, определенной в правоустанавливающем документе, если он был получен до дня вступления в силу закона.
Документ также предусматривает исключение из лесного реестра сведений о лесных участках, если сведения о них не внесены в ЕГРН, их границы пересекают границы иных лесных или земельных участков и при этом в отношении участков не действует договор аренды.
Росреестр должен будет до 1 января 2023 года устранить противоречия между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков. Региональные власти до 2023 года должны будут привести сведения лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.
В законе также определены основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.
Помимо этого, закон устанавливает приоритет сведений из ЕГРН перед остальными реестрами. Информация о границах лесных участков и правах на них будет вноситься в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Документ принят под названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Положения закона не будут распространяться на земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия, на земли сельхозназначения, которые не используются по назначению.
Депутаты КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" в пятницу выступили за перенос рассмотрения документа на осеннюю сессию Госдумы в связи с тем, что на момент начала пленарного заседания и рассмотрения повестки заседания депутатам не был роздан итоговый текст законопроекта, он также не был размещен в электронной базе документов Госдумы.
В свою очередь в в пресс-релизе Общероссийского народного фронта (ОНФ), поступившем в "Интерфакс" в пятницу, говорится, что недоработки в законопроекте "О лесной амнистии" приведут к амнистированию полученных обманным путем участков лесов.
"Эксперты ОНФ отмечают, что законопроект "О лесной амнистии" содержит много избыточных норм и механизмов, которые могут привести к тому, что полученные мошенническими схемами и обманом участки на особо ценных лесных территориях, будут амнистированы", — говорится в сообщении.
В ОНФ отметили, что эксперты по проблемам экологии и защиты леса предлагают отложить законопроект до осенней сессии.
"Законопроект в его нынешнем виде отдает слепой приоритет ЕГРН, в результате чего любая ошибка в кадастре фактически будет прощена. С учетом того, что у нас около 70% земель лесного фонда до сих пор не размещены в ЕГРН, это приведет к массовым потерям лесов по всей стране", — приводятся в тексте слова координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, зампредседателя комитета Госдумы по природным ресурсам Николая Будуева.
Н.Будуев отмечает, что особенно могут пострадать "четыре миллиона гектаров особо ценных лесов вокруг крупных городов".
"Зеленые легкие" — это здоровье наших граждан, ухудшение экологии в несколько раз повысит нагрузку бюджета на здравоохранение. Поэтому непонятно, как от "лесной амнистии" могут выиграть простые граждане и государство", — сказал Н.Будуев.
Он отметил, что эксперты ОНФ предлагали ряд поправок к законопроекту, которые были вычеркнуты из конечного варианта по требованию правительства РФ.
"Вместе с "бабушками" с шестью сотками не должны были амнистироваться и "дедушки" с гольф-полями. "Лесная амнистия" не должна была распространяться на участки, размер которых превышает установленную в регионе РФ максимальную площадь. Мы считаем, что законопроект не проработан и его необходимо отложить до осенней сессии, чтобы иметь возможность исключить из него всевозможные лазейки для жуликов", — сказал Н.Будуев.
realty.interfax.ru
лесная амнистия закон
Госдума приняла закон о "лесной амнистии", позволяющий легализовать участки, в частности дачников, находящиеся на землях лесного фонда, и облегчить процедуру отнесения лесных поселков к категории населенных пунктов.
Документ, внесенный правительством РФ, направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) путем установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории.
Это позволит урегулировать проблемы, связанные с пересечениями границ земельных участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, считает кабмин.
Общие положения
Положения о приоритете ЕГРН применяются в том случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Данные общие положения о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Также общие положения закона о лесной амнистии не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства.
Кроме того, из-под действия закона выводятся участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия. Если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, данные общие положения не применяются при условии, что после установления таких границ участок будет расположен в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия.
Общие положения применяются к выведенным из-под них участкам, если в течение трех месяцев со дня выявления противоречий между реестрами в орган регистрации прав не поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой участок.
Критерии участка
Закон о лесной амнистии предусматривает дополнительные критерии отнесения участка к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственных назначения в других случаях.
Участок относится к таким землям, если в соответствии с ГЛР, лесным планом субъекта РФ, а также сведениями ЕГРН он относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был предоставлен огородническому или дачному некоммерческому объединению для ведения соответствующей деятельности, выделен для строительства и эксплуатации жилого дома, а также предоставлен для личного подсобного хозяйства. Такая норма действует и в случае перехода прав граждан на такой участок после 8 августа 2008 года.
Согласование схемы участка
Закон определяет положения о согласовании региональным исполнительным органом схемы вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в госсобственности. Отказ в согласовании схемы участка уполномоченным органом допускается только в случае пресечения его границ с границами лесного участка или лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения данного участка в границах лесничества, лесопарка.
Однако если на таком земельном участке расположен не связанный с использованием лесов объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, то участок должен быть согласован. При таких условиях отказ допускается в случаях, когда площадь образуемого земельного участка превышает установленные законодательством предельные размеры.
Если такие размеры не установлены, то отказ допускается в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.
Согласование схемы для утверждения земельного участка не требуется, если он образуется из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, не связана с использованием лесов и не является смежной с лесничеством, лесопарком.
Также такое согласование не требуется, если участок образуется из земель в границах территории, сведения о границах которой внесены в ЕГРН. Кроме того, участок можно не согласовывать, если он образуется из земель в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки или в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в ЕГРН.
До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, направляет уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения, городского округа, межселенной территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также размещает такую информацию в интернете.
Изменения в градостроительный кодекс
Глава профильного комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев ранее на заседании комитета при обсуждении закона в редакции второго чтения упомянул проблему лесных и вахтовых поселков, военных городков и прочих поселений. Он описал возможный риск, когда группа домов, которые составляют поселок, могут "обрасти" большими площадями вокруг, и, таким образом, это приведет к исчезновению лесов.
Согласно этим противоречивым положениям документа в первом чтении, сохранившимся во втором и третьем чтениях, при подготовке карты границ поселения или городского округа, включенной в проект генерального плана, в границы таких пунктов включается участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с участками, расположенными в границах населенного пункта, с учетом некоторых ограничений.
Парламентарий рассказал об изменениях, принятых во втором чтении и сохранившихся в третьем чтении, которые направлены на снижение данного риска сокращения лесов. "По каждому поселку должны приниматься уникальные решения, … помимо того, что в эту комиссию, которая принимает эти уникальные решения, будут входить чиновники, будут входить еще и представители общественной палаты региона. … Потому что именно через общественную палату делаются все процедуры по инициации зеленого щита", — рассказал Николаев.
Глава профильного комитета Госдумы также тогда отметил, что, согласно изменениям, принятым во втором чтении и закрепленным в третьем чтении, плотность застройки такого участка около населенного пункта может быть не менее чем 30%. "То есть, соответственно, сделают границу по застройке", — пояснил он. Парламентарий добавил, что нарушение нормы о 30% возможно только по специальным разрешениям главы Рослесхоза по представлению лично губернатора региона.
Тяжелая обстановка
Ранее заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров охарактеризовал обстановку с кадастровым учетом лесных участков как "очень тяжелую". Она была вызвана рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс не признавал деления лесов на лесные участки. Кроме того, жестких правил, которые есть в государственном кадастре, в лесном реестре не было.
Бочаров напомнил, что лесной реестр начался с "чистого листа", учет лесных участков велся без координатного описания, без проверки на наложение с другими участками, без согласования границ со смежными землепользователями. По его словам, все это привело к наложению не только лесных участков с прочими участками, но и лесных участков с лесными участками. Например, сообщил Бочаров, если сложить всю площадь лесных участков, которая имеется в кадастре, получится в 2,5 раза больше, чем площадь всей страны.
hozyaistvo.com
Практика применения «лесной амнистии» — Первая Кадастровая Компания
Новый закон, касающийся лесных земель, появился в российском законодательстве. Он значительно упрощает приватизацию, а также правила аренды таких участков. Рассмотрим основные положения этого документа и выясним, каким образом нужно действовать собственнику или арендатору лесных участков согласно новым требованиям.
Речь идёт о Федеральном законе № 280-ФЗ, принятом 29 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Как видно из названия документа, он призван привести к общему знаменателю ряд противоречий из разных законодательных сводов и федеральных реестров, в частности Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Государственном лесном реестре (ГЛР). Обнаруженные взаимоисключающие сведения в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории будут устранены путем установления приоритета ЕГРН.
СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ
Почему возникли эти противоречия? Ситуация с лесными землями сложилась довольно сложная, и обусловил её целый ряд причин. Во-первых, исторически сложилось так, что в советское время по решению местных органов самоуправления на лесных землях создавались садоводческие товарищества. Гражданам раздавались наделы и разрешалось вести садово-огороднические работы на выделенных участках и даже строить дачный домик, при этом такие участки оставались числиться в лесном фонде. Таким образом, дачные и лесные земли становились на бумаге разными объектами недвижимости, тогда как фактически являлись одним объектом.
Другая, ещё более веская причина, заключается в том, что Лесной кодекс РФ, действовавший в период до 2007 года, не признавал деления лесов на отдельные участки и, соответственно, не имел каких-либо твёрдо установленных правил и критериев относительно них. Лесной реестр в России, который создавался с 2001 года с нуля, тем самым не учитывал ни конкретного описания координат участков и их границ, ни проверки их наложения с участками других категорий земель, также не проводилось согласование границ с собственниками участков прилегающих территорий. Сведения о лесных участках заносились в кадастр по так называемому упрощённому принципу.
В результате в кадастровом своде числится множество участков, которые накладываются не только со смежными землями прочих категорий, но и друг с другом, создавая совершенно неправильную общую картину и значительно искажая представление о действительности. Так, заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров приводит яркий пример: если сложить площадь всех участков, отражённых в государственном кадастре недвижимости, общая цифра превысит площадь территории всей страны в два с половиной раза. А со временем, в условиях масштабной застройки и расширения городских и пригородных территорий, земли Рослесхоза оказались в границах не только садоводческих товариществ но и внутри населённых пунктов.
По данным Росреестра, спорных участков такого рода имеется 377 тысяч, но этот «официальный» показатель почти в пять раз ниже цифры, которую называют эксперты и которая, судя по всему, намного ближе к реальности. Только в одном лишь Подмосковье, например, насчитывается около 200 тысяч участков, которые, находясь в аренде или личной собственности, попадают на земли лесного фонда (что составляет почти 10 процентов от лесных угодий этого региона).
Разумеется, вследствие этого на практике при работе с лесными участками, когда доходило дело до оформления той или иной сделки с ними либо взятия в аренду, возникало множество сложностей, решить которые зачастую не представлялось возможным. Дачники и те, кто проживает в посёлках, расположенных непосредственно рядом с лесными массивами, фактически лишены возможности что-либо строить на них, поскольку земли остались в Лесном фонде и возводить на них постройки запрещено. А те строения, которые всё же появились, Росреестр не вправе регистрировать, тем самым лишая владельцев их права собственности на законную недвижимость. Да и новые административные постройки или промышленные сооружения требуют в качестве основания для разрешения на строительство документы территориального планирования, а согласовать их с лесным реестром было невозможно, если границы участков пересекались и сами участки накладывались друг на друга.
К слову, в разных регионах страны степень сложности в силу разных причин варьируется. Наиболее остро ситуация сложилась в Ленинградской, Новосибирской и Иркутской областях, где таких участков насчитывается больше всего. Не менее актуальна данная проблема и для Краснодарского края.
И вот теперь, с принятием вышеназванного закона, все эти полтора миллиона «неподъёмных» участков попадают под так называемую лесную амнистию, суть которой сводится к следующему: если участок значится и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости, то его принадлежность будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право собственности лица на землю. Данное правило распространяется на случаи возникновения права на земельный участок в период до 1 января 2016 года.
Что касается арендаторов, то благодаря принятому закону приоритет на аренду получают предприниматели малого и среднего уровня. Это связано с тем, что зачастую небольшой бизнес часто неконкурентоспособен перед крупными компаниями, фирмами-гигантами, и попросту не имеют возможности получить интересующую землю путём аукционов. Данная поправка даёт им реальный шанс на работу с лесными землями, а следовательно, изменится социальная ситуация – появится больше рабочих мест в регионах, отдалённых от центра.
ОТ АНАЛИТИКИ К ПРАКТИКЕ
В настоящее время законодатели ещё дорабатывают документальную базу, подводя под принятый закон целый ряд необходимых подзаконных актов, однако уже сейчас схема действий при регистрации права собственности на участки, входящие наряду с ЕГРН и в лесной реестр, просматривается прозрачно и вполне осуществима.
Чтобы увидеть все несомненные плюсы нововведений, попробуем восстановить алгоритм действий собственника или арендатора земель лесного фонда в самом недавнем прошлом, до момента вступления закона № 280-ФЗ в силу. Задавшись целью выделить участок и оформить его в собственность, гражданин РФ должен был прежде всего обратиться в лесное хозяйство по месту расположения участка, чтобы выяснить, имеется ли факт наложения границ с каким-либо другим участком. Там ему приходилось иметь дело с множеством специфических документов, таких как лесоустроительные карты, схемы, план лесного участка и другие.
Требовалось также заказать выписку из лесного реестра. Ознакомившись со всеми данными, собственник тем не менее вместе с представителями Рослесхоза должен был составить акт осмотра участка, в ходе которого зафиксировать факт пересечения границ участков, указав при этом точные координаты наложения. И только после того необходимо было обратиться к кадастровому инженеру, чтобы тот выдал экспертное заключение о наложении границ. К такому заключению прилагалась схема, на которой отражались и координаты, и общая площадь наложения участков. Также в пакет необходимых документов входили свидетельство о праве собственности (либо, в случае аренды, договор аренды) на участок, кадастровый паспорт и кадастровая выписка, а также постановление местной администрации о предоставлении земельного участка.
И даже если удавалось собрать все перечисленные бумаги, решение о переводе спорного участка в другую категорию из «лесной» принять не могли ни в Рослесхозе, ни в Росреестре. Ни одно из ведомств не имело это права, и подобные ситуации разрешал суд, причём часто не в пользу собственника.
С принятием закона № 280-ФЗ у собственника либо арендатора лесной земли осталось всего три шага:
1 – Заказать межевой план земельного участка у кадастрового инженера.
2 – Собрать пакет документов.
В перечень необходимого, помимо межевого плана, входят:
- свидетельство о праве собственности на земельный участок,
- кадастровый паспорт,
- выписка из государственного кадастра недвижимости,
- документы, по которым изначально земля была выдана собственнику (предоставлена арендатору).
3 – Эти документы следует подать в Росрееестр, обратившись туда с соответствующим заявлением. Если участок прописан и в ЕГРН, и в лесном реестре, то сотки, относящиеся к лесной категории, будут приплюсованы к общей площади вашего участка, тем самым право использования этой земли станет совершенно законным.
ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА
Как уже было сказано, под действие закона № 280-ФЗ подпадают случаи, когда возникновение права собственности на земельный участок произошло в период до 1 января 2016 года.
Однако положение о приоритете Единого государственного реестра недвижимости теряет свою силу, если выявлены следующие обстоятельства, противоречащие основным законам РФ:
- На участках из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
- Участки из земель сельскохозяйственного назначения не используются по целевому назначения или используются с нарушением требований законодательства. Доказать или опровергнуть это позволят сведения уполномоченного органа (Россельхознадзора или Росреестра) о результатах проведения государственного земельного надзора в отношении интересующего участка.
- Если участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия. Однако при этом границы последних должны быть строго установлены. Если же границы ООПТ или ТОКН не установлены, закон предписывает принять такое решение, вследствие которого личный участок пользователя будет расположен вне границ особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия.
Наконец, если выявлены противоречия между реестрами и в орган регистрации прав поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой участок. Если же в течение трех месяцев со дня выявления противоречий они устраняются, общие положения закона № 280-ФЗ применяются к выведенным из-под них участкам.
ЧТОБЫ ЛЕСА НЕ ИСЧЕЗЛИ
При обсуждении закона прозвучала проблема «исчезновения лесов» возле лесных и вахтовых посёлков, военных городков и других подобных поселений – за счёт того, что дома таких поселений могут обрасти значительными площадями, что в разы увеличит зону и плотность застройки лесного массива. Поэтому при подготовке карты границ поселения или городского округа, включенной в проект генерального плана, в границы таких пунктов включается участок из земель лесного фонда, если все его границы являются смежными с участками, расположенными в границах населенного пункта, с учетом некоторых ограничений.
С целью охраны лесных земель будут созданы специальные комиссии, в которые войдут не только чиновники, но и представители общественной палаты региона. И эти комиссии будут принимать индивидуальное решение по каждому такому поселению, поскольку ситуация в каждом случае слишком уникальна, чтобы решать её общими, шаблонными мерами. Так или иначе, плотность застройки такого участка около населенного пункта не должна превышать 30 процентов.
Наконец, последний немаловажный вопрос.
НУЖНО ЛИ СОГЛАСОВЫВАТЬ СХЕМУ УЧАСТКА?
И в каких случаях?
Эта ситуация касается территорий лесничеств и лесопарков. До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения и городского округа, а также разместить такую информацию в интернете.
На основе этих данных стает понятно, требуется ли согласование схемы участка. Так, если участок образуется из земель в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки или в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в ЕГРН, то его можно не согласовывать. Также согласование не требуется, если участок образуется из земель в границах территории, сведения о границах которой внесены в ЕГРН или он образуется из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, не связана с использованием лесов и не является смежной с лесничеством, лесопарком.
Согласование схемы участка предписано законом в отношении вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в госсобственности. Согласовывать схему такого участка должен региональный исполнительный орган власти. Отказ от этого действия возможен только в случае пересечения границ участка с границами лесного участка или лесничества либо лесопарка, сведения о которых содержатся в Государственном лесном реестре, или в случае расположения данного участка в границах лесничества или лесопарка. И тем не менее участок потребует согласования, если на нём оказался объект недвижимости, не связанный непосредственно с использованием лесов (и права на который возникли до 1 января 2016 года).
Отказ от согласования допустим в том случае, когда площадь образуемого земельного участка превышает установленные законодательством предельные размеры. Если такие размеры не установлены, то отказ возможен в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.
1k-k.ru
Госдума приняла закон о «лесной амнистии» - Общество
МОСКВА, 21 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о так называемой лесной амнистии, который позволит, в частности, легализовать участки, находящиеся на землях лесного фонда.
Документ направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории устанавливается приоритет ЕГРН. Эта норма позволит сохранить за собственниками, права которых зарегистрированы в ЕГРН, принадлежащие им земельные участки.
По данным Рослесхоза, выявлено более 263 тыс. пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 млн га. Вместе с тем, опираясь на точные сведения местоположений границ лесных участков ЕГРН, Росреестром зафиксировано 377 тыс. таких пересечений. В результате фактически имеет место "задвоение" правовых режимов, что влечет за собой многочисленные споры о праве собственности, неопределенность режима использования земельных участков, разные подходы при расчете платы за землю и сложности при осуществлении территориального планирования.
Изменения, принятые во втором чтении
Ко второму чтению были одобрены поправки, согласно которым положения о приоритете ЕГРН применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Устанавливаются дополнительные критерии отнесения участка к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственных назначения в других случаях. Участок относится к таким землям, если в соответствии с ГЛР, лесным планом субъекта РФ, а также сведениями ЕГРН он относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен огородническому или дачному некоммерческому объединению для ведения соответствующей деятельности, выделен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома, а также предоставлен для личного подсобного хозяйства. Такая норма действует и в случае перехода прав граждан на такой участок после 8 августа 2008 года.
При образовании земельного участка из земель, находящихся в госсобственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений. В случае, если этим органом выявлено пересечение границ образуемого земельного участка с границами расположенных на землях обороны и безопасности лесничества, лесопарка, схема в течение трех рабочих дней направляется в федеральные органы исполнительной власти, и они в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют субъект о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы. До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, направляет уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения, городского округа, межселенной территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также размещает такую информацию в интернете.
Отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка или лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в ГЛР, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах таких лесничества, лесопарка.
Первоначально к основному чтению планировалось ограничивать площадь земель, подпадающих под лесную амнистию, участками площадью не более 0,25 га (для юрлиц). Однако затем было решено отказаться от этой поправки. Как отметил глава профильного комитета Госдумы Николай Николаев, принято решение "действовать не по признаку площади, а по тому признаку, насколько освоена эта земля". При этом речь идет только о тех участках, которые зарегистрированы в ЕГРН.
В течение 45 дней после обнаружения пересечения Рослесхоз обязан проверить, насколько законно приобретен участок там, где эти пересечния зафиксированы. Затем в течение трех месяцев Рослесхоз обязан подать в суд, чтобы оспорить права на земельные участки, там, где обнаружены нарушения. Только после решения суда данные закрепляются в Росреестре.
Изъятия из закона
Общие положения закона о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы. Также общие положения не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства.
Помимо этого, документ не распространяется на случаи пересечения земель лесного фонда с землями особо охраняемых природных территорий и землями объектов культурного наследия. Если участок относится не только к лесному фонду, но и к особо охраняемым природным территориям, устанавливается приоритет особо охраняемых природных территорий и земля не подпадает под действие закона.
В защиту лесов
Поправки также определяют механизмы защиты лесопарков и лесных насаждений, которые обретают статус городских лесов при включении их в границы населенных пунктов. Что касается распоряжения такими земельными участками, то законопроектом предлагается формировать градостроительные регламенты, которые должны пройти публичные слушания.
Помимо этого, законопроект предусматривает создание компенсационного механизма по восполнению лесных насаждений. Лесной участок, который полностью окружен землями населенного пункта, включается в населенный пункт. Данные лесные участки попадают под режим городских лесов не менее чем на год. Через год возможен пересмотр правил застройки, чтобы общественность могла инициировать создание "зеленого щита".
Также статус населенных пунктов предоставляется лесным поселкам и военным городкам, если плотность их застройки составляет не менее 30%. В комиссию, принимающую решение по каждому поселку, будут входить чиновники и представители общественной палаты регионов. Исключение из этих 30% возможно только по специальному разрешению главы Рослесхоза по представлению главы субъекта Федерации.
tass.ru
Принят закон о «лесной амнистии»
Дума поспешно, «на флажке», приняла закон о «лесной амнистии». Тысячи гектаров лесных территорий перейдут в частную собственность.
Законопроект с длинным названием – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров…» – принимался с приключением. Перед вторым чтением депутатам раздали таблицы поправок (одна из них, к примеру, занимала 43 страницы). Даже привычные ко всему наши парламентарии смутились: принимать важнейший закон, не читая текста, как-то не с руки. В заседании объявили перерыв, в Думу спешно примчался вице-премьер Дмитрий Козак и объяснил колеблющимся: поправки нужные, все будет хорошо.
Как всегда в подобных случаях, договорились до компромиссной формулы: документ несовершенен, но за реализацией его положений депутаты будут следить особенно внимательно. (Первое верно, второе – бесполезно.)
А последствия будут серьезные.
Например. Если спорный участок по данным Государственного лесного реестра относится к землям гослесфонда, а в Едином госреестре недвижимости указана другая категория – приоритет отдается сведениям ЕГРН. И даже если в ЕГРН сведений о категории нет, но у муниципалов или других владельцев есть на руках правоустанавливающие документы (какие – не уточняется) – лесники не в доле.
Другой случай. Если участок в ЕГРН указан как лесной, но до 1 января 2008 года был предоставлен под садоводство, ЛПХ или строительство жилого дома – его обязаны легализовать и включить в земли населенных пунктов. (Кроме ООПТ и наделов, по которым есть судебные решения о «ненадлежащем использовании».)
Легализуются здания и сооружения, построенные в лесопарковых зонах, если права на постройки зарегистрированы до 1 января 2016 года.
Дальше – еще интереснее. Если категория земель не указана в ЕГРН (а для внесения в госреестр лесных участков нужно, как минимум, установить их границы – чего, как правило, не сделано), то право установить категорию передается муниципалитетам или районным властям. (Пункт 11 статьи 14 закона о переводе участков из одной категории в другую.)
Подробный анализ законопроекта NSP проведет в ближайшее время, мы попросим подключиться лучших юристов.
Но некоторые последствия уже очевидны. «Прокурорские» поселки и прочие компактные поселения чиновников на лесных территориях будут легализованы и надежно прикрыты от посягательств активистов-экологов. Резко возрастут расценки на подпись кадастрового инженера. (Особенно задним числом.) Муниципальные власти получают новый и весьма серьезный источник доходов – за счет присоединения лесных земель. Потому что лесникам, судя по всему, просто не дадут деньги на комплексные кадастровые работы…
nsp.ru