Жилищные права инвалидов: практика споров и анализ изменений законодательства (Яковлев Н.). Судебная практика по установке пандусов управляющими компаниями
Обязана ли управляющая организация за счет платы за ремонт и содержание жилья выполнять установку пандуса?
Человек с ограниченными возможностями проживает на третьем этаже многоквартирного дома. Ранее в доме пандуса не было, собственники помещений многоквартирного дома решения об установке пандуса не принимали. Какими документами это должно быть оформлено?
На вопрос отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Амирова Лариса. Ответ прошел контроль качества
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр), или иного подъемного устройства.
Из содержания приведенной нормы следует, что обязанными лицами по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры являются, наряду с органами публичной власти и органами местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм. Однако, по нашему мнению, соответствующая обязанность у организаций возникает в том случае, если они являются собственниками таких объектов или владеют ими на ином вещном праве. Управляющие организации к таковым не относятся, поскольку общее имущество многоквартирного дома им не принадлежит.
Как следует из положений п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п.п. 2, 5, 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, работы, связанные с воздействием на общее имущество собственников многоквартирного дома, должны производиться по решению и с согласия всех собственников жилого дома. Принятие решений по вопросам реконструкции многоквартирного дома, к которым относится установка пандуса в подъезде, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Причем такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). А потому управляющая компания не вправе самостоятельно, без получения на это согласия собственников, за их счет выполнять такую реконструкцию.
Как сторона по договору управления многоквартирным домом, управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, включая доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Однако обеспечение доступности пользования помещениями не означает, что на управляющую организацию возлагается обязанность по обустройству пандусов за счет денежных средств собственников помещений многоквартирного дома в отсутствие их волеизъявления или за свой счет. Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, фиксируется в договоре управления многоквартирным домом при его заключении (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Соответственно, если собственники не включили в договор управления работы по устройству пандусов, то управляющая организация не обязана их выполнять.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Перечень). В отношении каждого многоквартирного дома перечень работ и услуг определяется с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного в целях обеспечения условий доступности для инвалидов помещений многоквартирного дома (пп. "а" п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290). При этом в Перечне обязанность сооружения пандусов для маломобильных групп населения не предусмотрена. В частности, в п. 29 Перечня установлена лишь обязанность проверки состояния и при необходимости выполнения работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома. То есть управляющая организация должна поддерживать в надлежащем состоянии уже имеющийся пандус, но не обязана сооружать его вновь за свой счет.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм, обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет. Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 13.10.2014 по делу № 33-9155, решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 16.12.2015 по делу № 2-2339/2015, решение Домодедовского городского суда Московской области по делу № 2-552/2015 (Извлечение), решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 09.09.2015 по делу № 12-1255/2015, постановление Куйбышевского районного суда г. Самары от 10.10.2013 (Извлечение), решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23.06.2015 по делу № 2-2897/2015.
Кроме того, Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) была дополнена ч. 5.1, в силу которой с 1 января 2016 года органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. На этом основании мы считаем, что в отсутствие решения собственников многоквартирного дома именно органы публичной власти, местного самоуправления должны изыскивать возможности по созданию условий для реализации гражданами-инвалидами своего права на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. А деятельность управляющей компании связана исключительно с управлением и эксплуатацией многоквартирного дома, управляющая компания действует от имени собственников помещений и лишь в пределах финансирования, собираемого с собственников жилья на строго определенные цели.
В определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
К сведению:
Справедливости ради отметим, что отдельные суды придерживаются иного мнения, полагая, что дополнительные меры социальных гарантий для инвалидов, в том числе право на доступ к жилым помещениям, иным объектам социальной инфраструктуры, прямо предусмотрены законом. Поскольку без обустройства специализированных устройств передвижение такого гражданина невозможно, управляющая организация обязана выполнить соответствующие работы даже в отсутствие решения собрания собственников помещений многоквартирного дома (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 33-17320/2015).
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
ИКК «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ»
Телефон: (812) 320-21-51
garant.spb.ru
konserg.ru
Кто должен устанавливать пандусы в многоквартирных домах для инвалидов?
Новый сервис - Строительные калькуляторы online
Вопрос:
Кто должен устанавливать пандусы в многоквартирных домах для инвалидов? За чей счет?
Ответ:
Согласно СП 59.13330.2012 (Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения) все здания и сооружения, которыми могут пользоваться маломобильные группы населения (МГН), должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Установка пандусов проводится за собственников многоквартирного дома.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать, помимо прочего, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Тот факт, что здание было построено до начала действия СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", и актуализированной редакции данных СНиП - СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", не снимает с управляющей компании ответственности за обеспечение доступности многоквартирного дома для маломобильных групп населения.
Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" гласит: организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны приниматься по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Сложившаяся судебная практика также указывает на обязанность управляющей компании по оборудованию многоквартирного дома пандусом для доступа маломобильных групп населения к занимаемым ими жилым помещениям.
Расходы на установку пандуса управляющая компания в таком случае может возложить на собственников помещений в многоквартирном доме в силу следующего.
Управляющая компаия осуществляет текущий ремонт и содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления (ст. 162 ЖК РФ).
ВАС РФ в Определении от 08.12.2011 г. № ВАС-15415/11 указал, что в плату за ремонт и содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из системного толкования ст. ст. 158, 162 ЖК РФ, п. п. 10, 16, 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, входят только текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги.
Соответственно, собственниками должны быть компенсированы управляющей компанией все прочие работы, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть при определении объема работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома.
Новый сервис - Строительные калькуляторы online
perekos.net
Спор об обязании установить пандус
В нашу компанию обратилась клиентка в интересах несовершеннолетней дочери 2007 года рождения, являющейся инвалидом, и использующей кресло-коляску с жалобой (далее – Истец) на отсутствие пандуса в многоквартирном доме по месту ее проживания.
Истец неоднократно обращалась с начала 2013 года в ТСЖ "Пентагон-2" в г. Саратове, обслуживающее жилой дом, где расположена ее квартира, с заявлениями о проведении собрания собственников жилья и обсуждении вопроса об установке пандуса, на что ей поступали отказы, либо обещания провести собрание, но никаких действий не производилось.
Позднее, 13.05.2013 г. Истцом самостоятельно собраны подписи жильцов подъезда, подтверждающие их согласие на установку пандуса. С данными подписями Истец снова обращалась в ТСЖ, но никаких действий не последовало.
Истец 18.06.2013 г. обратилась в ТСЖ "Пентагон-2" с письменным заявлением об оборудовании пандусом для инвалидной коляски лестницы, ведущей к лифту в подъезде №6. На это заявление последовал отказ.
Так же Истец неоднократно обращалась в Прокуратуру с жалобами на бездействие ТСЖ "Пентагон-2", что подтверждается ответами Прокуратуры Саратовской области от 04.07.2013 г. №712р-2013, от 16.07.2013 г. №1р2013, рассмотрение данного вопроса было перенаправлено в Комитет социальной защиты населения г. Саратова (КСЗН г. Саратова).
КСЗН г. Саратова в своем письме от 08.08.2013 г. №П-1062/12-02-31-05 указал, что проведено обследование, в ходе которого установлено, что объект не отвечает требованиям доступности для инвалидов: крыльцо состоит из одной ступени не оборудованное пандусом, лестничный марш, ведущий к лифту, не оборудован пандусом и поручнями. Так же просит принять меры по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в подъезд жилого дома ТСЖ "Пентагон-2", а позже 18.09.2013 г. №П 1062/12-02-31-05 проинформировали, что ТСЖ "Пентагон-2" проводит подготовку к проведению общего собрания собственников помещений в заочной форме.
Истец обратилась с письменным заявлением в ТСЖ "Пентагон-2", в котором просит в повестку дня собрания внести вопрос об установке пандуса в подъезде №6. Общее собрание состоялось 30 сентября 2013 году. На голосование был вынесен вопрос об оборудовании 6-го подъезда в МКД №44/62 по ул. Соколовой пандусом для инвалидной коляски, за установку пандуса проголосовало 87,10% членов ТСЖ "Пентагон-2" и собственников помещений.
На протяжении всего срока существования проблемы все обращения перенаправляются от одного органа власти в другой, исполнение решения членов ТСЖ не происходит на сегодняшний день, при этом игнорируется важность решения этого вопроса.
Кроме того, Истцом было получено сообщение Директора Саратовского филиала НИИ ВДПО ОПБ исх. №56/п от 22 августа 2013 г. о том, что расположение пандуса для маломобильных групп населения на 1-м этаже здания, не является нарушением требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Юристы Саратовской юридической компании обратились с иском в Волжский районный суд г. Саратова, изложив огромное количество положений нормативных актов, обязывающих ТСЖ и муниципалитеты создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов во все объекты социальной сферы, включая многоквартирные жилые дома.
В суде была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза, которая показала возможность установки соответствующего пандуса.
Суд удовлетворил наши требования в полном объеме, обязав ТСЖ "Пентагон-2" привести подъезд жилого дома по месту жительства Истца адрес: г. Саратов, ул. Соколовая, д. 44/66 в соответствие требованиям доступности для инвалидов: установить пандус на 1 этаже подъезда в соответствии с п. 5.1.9 СП 59.13330.2012, пороги у дверных блоков привести в соответствие п.5.1.4 СП 59.13330.2012, лестничный марш, ведущий к лифту, оборудовать пандусом и поручнями в соответствии с п. 5.2.9, п. 5.2.15 СП 59.13330.2012 в течение 1 месяца с даты вынесения решения суда. Кроме этого с ТСЖ был взыскан моральный вред и расходы на услуги представителя.
Если у Вас схожая ситуация, обращайтесь к нам, мы поможем Вам выиграть дело!
sarjurcomp.ru
Установка пандуса в подъезде - Правовед.RU
Добрый день!
Действительно, согласно Закону г. Москвы от 17.01.2001 N 3«Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» ВЫ в настоящее время относитесь к категории маломобильных граждан.
"… маломобильные граждане — инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак — проводников..."Извлечение из документа:Закон г. Москвы от 17.01.2001 N 3«Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»Согласно СНиП 35-01-2001, часть 4 (ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ):
4.1 Жилые дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая:• доступность квартиры или жилого помещения от входа в здание;• доступность всех общественных помещений здания из квартиры или жилого помещения;• применение оборудования, отвечающего потребностям инвалидов;• обеспечение безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами;• оборудование придомовой территории и собственно здания необходимыми информационными системами.4.2 Многоквартирные жилые дома с квартирами, предназначенными для проживания инвалидов и людей пожилого возраста, следует проектировать не ниже второй степени огнестойкости.4.3 В жилых домах муниципального социального жилищного фонда рекомендуется количество и специализацию квартир по отдельным категориям инвалидов устанавливать заданием на проектирование.При проектировании жилых помещений следует исходить из возможности последующего их дооснащения при необходимости с учетом потребностей отдельных категорий инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно ст. 4 вышеуказанного закона г. Москвы от 17.01.2001 №3 объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
— визуальной и звуковой информацией;- специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;- звуковой сигнализацией у светофоров;- телефонами — автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;- санитарно — гигиеническими помещениями;- пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; — пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;- специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;- пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; — пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей...
Ввиду того, что ГЖИ Вам отказала, советую Вам обратиться в Прокуратуру.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Руководствуясь ст. 27 «О прокуратуреРоссийской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1." прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц».
Что касается общих собраний:
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (судебная практика: Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27. Как указано в резолютивной части Постановления N 6464/10, содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел).
Противоположное толкование законов — «пока общее собрание домовладельцев нужным количеством голосов не проголосует за необходимость какой-либо услуги и она не станет условием договора с соответствующим дополнительным финансированием за счет домовладельцев, управляющая компания такую услугу оказывать не обязана», было признано Президиумом ВАС РФ неверным. Данная правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является общеобязательной. Статья 5 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 года №1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» гласит: «органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту, а также за санитарным состоянием помещений жилищного фонда. Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Желаю удачи!
pravoved.ru
практика споров и анализ изменений законодательства (Яковлев Н.)
Все статьи Жилищные права инвалидов: практика споров и анализ изменений законодательства (Яковлев Н.)
В Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека, и что государство обеспечивает поддержку инвалидов.
Основным законом, в котором отражены конкретные меры такой поддержки, является Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).Существуют и другие федеральные законы, подзаконные акты, которые устанавливают те или иные "дополнительные" права инвалидов, являющиеся мерой их государственной поддержки. Есть такие права и в жилищной сфере.Но, к сожалению, даже права инвалидов нередко нарушаются, и им приходится отстаивать свое право в суде. Встречаются и, напротив, такие случаи, когда сам инвалид злоупотребляет своим положением и необоснованно пытается получить те или иные льготы, меры поддержки, которые не предусмотрены законом. Приведем некоторые типичные примеры и тех, и других случаев и обозначим, какие требования инвалидов законны и обоснованны, а какие не основаны на нормах действующего законодательства.
ТРЕБОВАНИЯ О СКИДКЕ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Согласно статье 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.Как видно из приведенной нормы, обе скидки - скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и скидка в аналогичном размере на оплату коммунальных услуг - предоставляются только тем инвалидам, которые проживают в жилом помещении, входящем в государственный или муниципальный жилой фонд. Если же жилое помещение находится в собственности инвалида, то последнему предоставляется только одна скидка - на оплату коммунальных услуг (и на стоимость топлива в обозначенном выше случае). Требования инвалидов о предоставлении такой скидки удовлетворяются судами (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2014 по делу N 33-10033).А вот на оплату жилого помещения, находящегося в собственности инвалида, требовать скидку оснований нет.Пример из судебной практики. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 16 июля 2014 г. по делу N 33-4405/2014.Истец обратилась в суд с иском к Центру социальной поддержки населения о возложении обязанности предоставить ей, как инвалиду, скидку в размере 50 процентов квартирной платы и произвести перерасчет за предшествующий период.Судом было установлено, что Истец обращалась ранее к Ответчику с целью получения указанной льготы, однако получила ответ о том, что 50-процентная скидка на оплату жилого помещения не предусмотрена, поскольку квартира находится у нее в собственности. Истица же полагала, что льготы должны распространяться на всех инвалидов в равной мере, независимо от того, в ее собственности находится жилое помещение или нет.Суд согласился с доводами Центра социального обслуживания и указал, что "граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50% скидки на оплату жилого помещения не имеют".
ТРЕБОВАНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ
Согласно пункту 5 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.Однако стоит отметить, что такой первоочередный порядок применяется только в отношении инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 года.Это связано с тем, что с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, положения которого не предусматривают принятие инвалидов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке.Но при этом, как указано в части второй статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", "граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма".Поэтому, если по состоянию на 1 марта 2005 года инвалиды или семьи, имеющие детей-инвалидов, состояли на учете в качестве нуждающихся, то право на предоставление жилья вне очереди сохранилось за ними и после вступления в силу Жилищного кодекса РФ. Если говорить о праве на получение жилья семей, имеющих детей-инвалидов, то оно сохраняется до момента получения жилья даже в том случае, если ребенок достиг совершеннолетия. Снятие такой семьи с учета в связи с достижением ребенком-инвалидом совершеннолетия незаконно. Такие действия могут быть обжалованы в суде.Пример из судебной практики. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 08.04.2014.В деле по иску о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма представитель Ответчика (Администрации городского округа) ссылался на то, что семья истца утратила статус семьи, имеющей ребенка-инвалида по достижении последним совершеннолетия. Однако суд указал, что "семья Истца как семья, имеющая ребенка-инвалида, принятая на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, имеет право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, исходя из нормы предоставления".Требования инвалидов, не состоявших на учете до 1 марта 2005 года, о предоставлении жилья во внеочередном порядке неправомерны.Исключение составляют случаи, когда нуждающийся в предоставлении жилого помещения инвалид страдает тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими лицами (пункт 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса РФ).Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378. Если инвалид имеет заболевание, указанное в этом Перечне, то требования по предоставлению жилого помещения вне очереди будут удовлетворены судом. Если заболевание, которым страдает Истец, в Перечне отсутствует, то в удовлетворении исковых требований по указанным основаниям судом будет отказано (см. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 26.03.2015 N 33-3034).
ТРЕБОВАНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ/ЗАМЕНЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ СОГЛАСНО ПРОГРАММЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА
Такие требования законны.Согласно пункту 8 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).Поэтому даже в тех случаях, когда инвалиду по договору социального найма предоставлено жилое помещение, абсолютно пригодное для проживания, если оно не будет соответствовать программе реабилитации инвалида, последний вправе требовать предоставления ему другого жилого помещения.Пример из судебной практики. Апелляционное определение Московского областного суда от 25.09.2012 по делу N 33-15574/2012.Истец-инвалид обратился в суд с иском к Администрации городского округа о замене предоставленной ему квартиры на квартиру, равноценную по площади, соответствующую техническим требованиям для проживания инвалида-колясочника, расположенную на первом этаже.Судом первой инстанции в удовлетворении иска было отказано.Суд апелляционной инстанции установил, что согласно индивидуальной программе реабилитации Истец нуждается в изменении этажности проживания с третьего этажа на первый. И программа реабилитации, содержащая такое предписание, является основанием для переселения инвалида и семьи, имеющей ребенка-инвалида.По этим мотивам суд отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение, которым обязал Администрацию городского округа в двухмесячный срок заменить квартиру Истца на равноценную по площади и соответствующую техническим требованиям квартиру, расположенную на первом этаже.
ТРЕБОВАНИЯ ОБ УСТАНОВКЕ ПАНДУСА
Нормы законодательства, на которых основываются такие требования, неоднозначны. Как следствие, неоднообразна и судебная практика по данному вопросу.Согласно статье 15 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды имеют право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся и жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения), или иного оборудования, к которому относятся специальные подъемные устройства.Однако из норм действующего законодательства четко не следует, кто отвечает за установку пандусов. В связи с этим у многих инвалидов и прокуроров, которые в интересах инвалидов довольно часто обращаются в суды с подобными исками, возникает вопрос о том, к кому предъявлять соответствующие требования. К управляющей организации или в местную администрацию?Часть судов исходит из того, что обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов является публичной обязанностью и, как следствие, обязанность по установке пандусов не может быть возложена на управляющую организацию.Пример из судебной практики. Решение Ачинского городского суда от 23 июня 2015 г. по делу N 2-2897/2015.Истец-инвалид обратился в суд с иском к управляющей организации об установке пандуса и взыскании компенсации морального вреда.Суд отказал в удовлетворении исковых требований, мотивируя это тем, что публичная обязанность по обеспечению инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски, беспрепятственного доступа к объектам социальной структуры, в том числе жилым домам, вытекающая из норм федерального законодательства, не может быть возложена на управляющую организацию, которая, как сторона по договору управления многоквартирным домом, по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.При этом суды часто ссылаются на то, что если расположенные в доме квартиры находятся в частной собственности, то управляющая компания может осуществить установку пандуса только в случае принятия на то решения собственниками жилых помещений и за счет их средств (см. решение Миасского городского суда от 2 сентября 2015 г. по делу N 2-3405/2015).Такой вывод судов основывается на положении части второй статьи 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Из этого часть судов делает вывод о том, что и вопрос установки пандуса должен решаться на общем собрании собственников.Другие суды, напротив, указывают на то, что управляющая компания, заключая договор на управление жилым домом, берет на себя обязательства по обеспечению соответствия жилого дома всем нормативным требованиям, в числе которых и требования по обеспечению доступности жилых помещений для инвалидов. А значит, установка пандуса не требует решения общего собрания собственников, поскольку имеется нормативное требование, исполнить которое обязана управляющая компания.Пример из судебной практики. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 9 ноября 2015 г. по делу N 33-17320/2015.В деле по иску инвалида об установке пандуса суд апелляционной инстанции отметил следующее.Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ. Материалами дела подтверждается, что управляющая компания приняла в управление многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец-инвалид, следовательно, при управлении общим имуществом многоквартирного дома управляющая компания обязана соблюдать в том числе требования законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.И тех, и других примеров решений судебная практика знает немало. Но вне зависимости от того, кто будет ответчиком по иску об установке пандуса, важно понимать, что для установки пандуса необходимо, чтобы была техническая возможность такой установки. Если такой возможности нет, то в удовлетворении требований инвалида об установке пандуса судом будет отказано.Пример из судебной практики. Апелляционное определение Московского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-11633/2015.Истец, являющаяся инвалидом, обратилась в суд с иском к городской администрации об обязании установить пандус в подъезде многоквартирного жилого дома и компенсации морального вреда.В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции было отмечено, что техническая возможность для установки пандуса на лестничном марше второго и первого этажей по месту проживания истца отсутствует. Учитывая, что установка пандуса повлечет нарушение требований безопасности в отношении истца, апелляционный суд подтвердил правильность выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, в том числе о компенсации морального вреда.Стоит заметить, что сложившаяся на сегодняшний день неоднозначная практика по вопросу о том, кто обязан обеспечить установку пандуса в жилом доме инвалида, формировалась на основе норм Федерального закона N 181-ФЗ и Жилищного кодекса РФ в редакциях, действовавших до 1 января 2016 года.Однако с 1 января 2016 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон N 419-ФЗ), который внес изменения в ряд нормативных актов, в числе которых и вышеназванные. В частности, статья 2 Жилищного кодекса РФ была дополнена пунктом 5.1, согласно которому с 1 января 2016 года органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. Однако приведет ли это к тому, что суды в большей степени единообразно будут принимать решения, согласно которым установка пандусов будет признаваться обязанностью государственных и муниципальных органов, покажет практика.Хочется верить, что с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, вступлением в силу Федерального закона N 419-ФЗ и с возможным принятием новых актов, регулирующих вопросы защиты инвалидов, законодательство в этой сфере станет более определенным, а инвалиды, управляющие компании, муниципалитеты и суды перестанут быть заложниками этой правовой неопределенности.
xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai
Установка пандуса. Сбор подписей - Правовед.RU
Здравствуйте. Мы с женой относимся к маломобильной категории граждан в связи с недавним рождением ребенка. Обратились в УК и префектуру с целью установки пандуса. Пришел отказ. Мотивировка: необходим сбор подписей половины собственников, что они не возражают против установки. Однако, я слышал, что в 2013 году в Жилищный Кодекс должны были внести поправки, отменяющие сбор подписей в подобных случаях. Так ли это? Что можно сделать, чтобы соответствующая инстанция установила пандус без сбора подписей собственников? Либо какова процедура сбора подписей? Кто должен их собирать? Кто должен проводить собрание? Можно ли написать запрос в УК, чтобы они инициировали общее собрание собственников с целью сбора подписей? К сожалению, у жены и у меня нет возможности собирать подписи самостоятельно, плюс в доме много неблагополучных квартир, согласие собственников которых получить будет проблематично. Заранее спасибо за консультацию.
Уточнение клиента
Огромное спасибо за ответы.
Уточнение:
Оплату установки пандуса беру на себя в полном объеме.
Это упростит задачу?
Понятно, что необходимо общее собрание.
Какие в данный момент мои действия? Как я могу инициировать процедуру созыва собрания? К кому необходимо обратиться? Старшему(ей) по подъезду или же можно попробовать написать сразу в УК?
16 Января 2017, 11:52
Уточнение клиента
Пандус откидной. Узкие ступеньки.
16 Января 2017, 11:53
Уточнение клиента
И еще уточнение:
достаточно ли будет собрать подписи только в подъезде или же все таки собирать во всем доме?
16 Января 2017, 11:56
pravoved.ru
Установка пандусов в жилых домах правовая основа
Наличие пандуса в жилом доме обусловлено потребностью маломобильных граждан, к которым относятся, в частности, инвалиды и лица с малолетними детьми, использующие детские коляски (ст. 1 Закона г. Москвы от 17.01.2001 N 3).
Поскольку в судебной практике нет единообразия по вопросу порядка установки пандусов в многоквартирных домах, рассмотрим один из способов его установки. Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Проведите общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
Владение и пользование общим имуществом МКД, к которому относятся в том числе лестницы, лестничные площадки и коридоры, осуществляется по соглашению всех участников общей долевой собственности (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 290 ГК РФ; ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
В связи с этим для решения вопроса об установке пандуса необходимо провести общее собрание собственников помещений в МКД (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).
Внеочередное общее собрание может быть созвано, в частности, по инициативе любого из собственников помещений. Оно будет правомочно, только если в нем примут участие собственники или их представители, обладающие более чем 50% общего числа голосов, а в жилищном кооперативе — если присутствуют более 50% членов кооператива (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 117, ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ).
В повестку дня собрания необходимо включить вопрос о необходимости установки пандуса.
Решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам, поставленным на голосование, принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании собственников помещений МКД.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколом и являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 1, 5 ст. 46 ЖК РФ).
Примечание.Поскольку российским законодательством инвалидам гарантируются условия для беспрепятственного их доступа к общему имуществу в МКД, отдельные суды приходят к выводу, что установка в МКД пандуса для инвалида не требует принятия соответствующего решения общим собранием собственников МКД (ч. 1 ст. 15 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. 5.1 ст. 2, ч. 3 ст. 15 ЖК РФ; пп. «б» п. 14, п. 23 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649; Апелляционное определение Мособлсуда от 07.09.2016 N 33-24569/2016).
Шаг 2. Обратитесь с заявлением в организацию, осуществляющую управление вашим МКД
Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в МКД. В свою очередь, надлежащее содержание общего имущества должно обеспечивать в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ч. 1, п. 3 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
В зависимости от способа управления вашим МКД (например, управляющей организацией, ТСЖ, жилищным кооперативом) вам необходимо подготовить и подать в соответствующую организацию на имя руководителя заявление с просьбой установить пандус и указанием подъезда, где это необходимо сделать. К заявлению приложите копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Копию данного заявления желательно также направить в районную управу на имя главы районной управы или главы местной администрации.
По общему правилу срок рассмотрения заявлений граждан составляет 30 дней (ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Шаг 3. Получите ответ на заявление
В письменном ответе на ваше заявление об установке пандуса должно быть указано принятое решение об удовлетворении вашей просьбы и установке пандуса с указанием сроков его установки либо мотивированный отказ в этом (ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Отказ может быть вызван, например, технической невозможностью установки пандуса по причине слишком узкого лестничного пролета.
Все необходимые технические параметры для проектирования и оборудования пандусов в жилых домах регламентированы СНиПом — СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Шаг 4.
Дождитесь установки пандуса или обжалуйте отказ в его установке
За защитой своих прав вы вправе обратиться, в частности, в прокуратуру или суд.
С целью осуществления надзора за соблюдением ваших прав подготовьте письменную жалобу в прокуратуру. Прокурор рассмотрит вашу жалобу и примет меры по пресечению нарушений ваших прав, а также привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон (ст. ст.
Установка пандусов для инвалидных и детских колясок в жилых домах
21, 26, 27 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).
В случае отказа в установке пандуса вы вправе также обратиться в суд с иском, в частности, к организации, осуществляющей управление вашим МКД, об обязании ответчика установить пандус.
Связанные вопросы
Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме? >>>
Какие есть способы управления многоквартирным домом? >>>
Подготовлено на основе материала
адвоката Богаткова С.А.
advokatnasimov.ru