Новеллы в законодательстве о регистрации прав на недвижимое имущество. О росреестре закон
Росреестр
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной процедуры. В состав Единого реестра недвижимости вошли сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и реестре прав.
Благодаря созданию Единого реестра недвижимости стала возможной одновременная подача заявления на кадастровый учет и регистрацию прав, что экономит время граждан и делает операции с недвижимостью более удобными (до 2017 года кадастровый учет и регистрация прав были разными процедурами).
Согласно новому закону кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права подтверждаются выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке. Эти изменения никак не повредят гарантии прав на объекты недвижимости. Сведения об объектах недвижимости хранятся в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности обеспечивают максимальный уровень защиты этих сведений.
Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Комплексная система учета и регистрации объектов недвижимости предполагает взаимодействие территориальных подразделений Росреестра, постоянный информационный обмен с офисами МФЦ, региональными органами власти, органами местного самоуправления и различными ведомствами. Все это необходимо для нормального функционирования рынка недвижимости как в стране, так и в регионе. Качественно и быстро предоставить услугу гражданину, предпринимателю, представителю крупной компании или государственного органа – вот конечная цель работы Росреестра. Положения нового закона несомненно будут способствовать ее реализации.»
rosreestr.ru
Росреестр
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть осложнены различными обстоятельствами. Поэтому для обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обратившихся за осуществлением этих действий, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации) предусмотрел возможность приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав. Такое приостановление возможно как по инициативе государственного регистратора прав, так и по инициативе заявителей.
В статье 26 Закона о регистрации содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены по решению государственного регистратора. Данный перечень включает 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем Законе о регистрации, утратившем силу с 01.01.2017 года.
Осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в частности, в случае, если:
– лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;
– с заявлением о кадастровом учете и (или) регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
– имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
– не представлены документы, необходимые для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав;
– представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;
– форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и другие основания.
Основными причинами приостановления являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения регистрации прав, подтверждающих подлинность представленных документов или достоверность приведенных в них сведений.
По решению государственного регистратора осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия приостановления, но не более чем на три месяца, за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления.
Так, в случае приостановления осуществления названных регистрационных действий в связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9 часть 1 статья 26 Закона о регистрации), осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более, чем на один месяц.
Согласно статье 30 Закона о регистрации кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно по инициативе заявителя.
В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, кадастровый учет и (или) регистрация прав приостанавливаются на шесть месяцев.
В случае если регистрационные действия приостановлены по причине не предоставления необходимых для их осуществления документов, запрашиваемых органом регистрации посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить документы по собственной инициативе.
В соответствии со статьёй 27 Закона о регистрации в случае, если в течении срока приостановления не устранены причины (статья 26 Закона о регистрации), препятствующие осуществлению кадастрового учета и (или) регистрации прав, государственный регистратор принимает решение об отказе в осуществлении названных регистрационных действий.
Согласно пункту 9 статьи 26 Закона о регистрации решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в тех случаях, когда Закон допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной регистрации прав) или о приостановлении осуществления кадастрового учета и регистрации прав, принятое в отношении документов, необходимых для осуществления кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 – 10, 19 – 21, 24 – 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 вышеназванной статьи, может быть обжаловано в административном порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", через апелляционную комиссию.
Приостановление кадастрового учета и (или) регистрации прав и (или) отказ в этих действиях могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (пункт 12 статьи 29 Закона о регистрации).
Подводя итог, отметим следующее. Перечисленные в действующем Законе о регистрации основания приостановления определяют пределы правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления или отказа в кадастровом учете и (или) регистрации прав.
Следовательно, в случае отсутствия указанных оснований, кадастровый учет и (или) регистрация прав не могут быть приостановлены.
Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета и (или) регистрации прав увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Но, несмотря на то, что установление более продолжительных сроков приостановления затягивает процедуру осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав, тем не менее, эта ситуация предоставляет заявителю больше времени для устранения недочетов.
Вера Игуминова,
главный специалист-эксперт Омского отдела
Управления Росреестра
по Омской области,
государственный регистратор.
rosreestr.ru
Росреестр
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Срок передачи многофункциональным центром запроса о предоставлении сведений в Росреестра и срок передачи подготовленных Росреестром документов, содержащих сведения ЕГРН, в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня соответственно со дня поступления запроса о предоставлении сведений в многофункциональный центр и со дня передачи такого запроса многофункциональным центром в Росреестр.
В случае, если в ЕГРН отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, Росреестр в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.
Росреестр обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, права на который у него зарегистрированы (за исключением случаев получения таких сведений органами, осуществляющими в установленном федеральным законом порядке оперативно-разыскную деятельность по основаниям, установленным статьей 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), способами и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования; такая информация предоставляется правообладателю в срок не более чем три рабочих дня со дня запроса такой информации.
Запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости вносится в ЕГРН на основании заявления лица, право собственности которого в ЕГРН было зарегистрировано ранее (предшествующего правообладателя), в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.
В силу части 1 статьи 36 Закона № 218-ФЗ при представлении лицом, указанным в ЕГРН в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия (далее – заявление о невозможности регистрации) в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись о заявлении о невозможности регистрации.
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
rosreestr.ru
Росреестр
1 января 2017 года вступит в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данным нормативно-правовым актом вносятся существенные изменения в деятельность регистрирующего органа (Росреестра). С указанного времени орган регистрации прав помимо регистрации прав и сделок с недвижимостью начнет осуществлять их государственный кадастровый учет. Произойдет объединение двух крупнейших баз данных (ЕГРП и ГКН), содержащих сведения о недвижимости, в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Руководитель Управления Росреестра по Чувашской Республике Екатерина Карпеева: «Единый государственный реестр недвижимости будет являться сводом достоверных, систематизированных сведений в текстовой и графической формах, состоящий из реестра объектов недвижимости, реестра прав на недвижимость, реестра сведений о границах, реестровых дел, кадастровых карт и книг учета документов. Новая база позволит регистрирующему органу обладать еще более обширной, точной информацией об объектах недвижимости при возникновении, переходе, прекращении и обременении (ограничении) прав на них».
Изменения в работе Росреестра граждане заметят сразу, так как с 1 января 2017 года государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество будет удостоверяться выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Свидетельства о государственной регистрации прав выдаваться больше не будут.
А вот порядок обращения в регистрирующий орган с заявлениями о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав останется прежним, то есть заявления могут быть поданы при личном обращении, посредством почтового отправления, либо отправлены в электронной форме.
Данный закон предусматривает исчерпывающие требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требования к межевому плану, акту обследования, техническому плану.
Отдельной статьей законодатель предусмотрел основания для возврата документов без рассмотрения, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Например, в случаях, если представленные документы имеет подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные в них исправления, либо заявителем не представлен документ об оплате государственной пошлины и в ГИС о государственных и муниципальных платежах отсутствует по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления информация об уплате государственной пошлины. Возвращают документы без рассмотрения и в том случае, если заявление о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав не подписано заявителем.
На сегодняшний день государственному регистратору предоставлено право (при возникновении у него сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом) приостановить осуществление регистрационных действий сроком до 1 месяца, а в случае не устранения недостатков отказать в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным статьей 20 Закона о регистрации. С вступлением в законную силу Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ порядок принятия решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав изменится. Данным нормативным актом предусмотрено 51 основание по которым государственный регистратор будет принимать решение о приостановлении государственной регистрации прав. Срок для устранения причин, послуживших основанием для принятия такого решения, увеличен до 3 месяцев.
Важным новшеством, является также и то, что заявитель вправе подать заявление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на срок до шести месяцев однократно. При этом, заявитель вправе сам определить срок который будет являться для него достаточным для устранения недостатков в деле, но не белее максимально-допустимого – шести месяцев.
Особое внимание уделено приостановлению государственной регистрации прав, связанной с отчуждением или обременением жилого помещения, если жилье приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа предоставленного другим юридическим лицом, указанное станет возможным только по совместному заявлению сторон сделки с приложением согласия на это кредитора (займодавца). Что это означает? Это означает, что прежде чем сдавать документы на государственную регистрацию необходимо всем ее участникам устранять все возможные недостатки, которые могут послужить основанием для приостановления государственной регистрации до сдачи документов в орган регистрации прав.
Также с 1 января 2017 года будет являться недопустимым приостановление государственной регистрации ипотеки по заявлению одной из сторон сделки.
rosreestr.ru
Росреестр
В соответствии с нововведениями с 15 июля текущего года прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество теперь удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра прав (ЕГРП). Ее можно получить как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При этом свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до 15 июля 2016 года, менять не нужно, и такие свидетельства являются действительными. Эти документы подтверждают факт регистрации возникновения и перехода права на дату, указанную в них.
Управление Росреестра по Мурманской области отмечает, что ничего революционного для заявителей не произошло. Ведь Закон и так предусматривал удостоверение регистрации либо выпиской ЕГРП, либо свидетельством о регистрации. А при совершении любых сделок собственники уже должны были предоставлять выписку из ЕГРП, которую нужно запрашивать дополнительно помимо документа, выданного при регистрации права. То есть, фактически была закреплена уже существующая практика.
Также следует отметить, что с 1 января 2017 года вступает в силу Закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает удостоверение регистрации только выпиской ЕГРП.
Основной же новеллой данного закона является создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В состав Единого реестра недвижимости войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и реестре прав.
Вступление в силу нового закона упростит процесс оформления документов на недвижимость и сэкономит время заявителя. В регистрирующий орган нужно будет подать одно заявление и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней.
Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень защиты сведений. Таким образом, Росреестр укрепит гарантию зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.
Консультацию и помощь специалистов Управления Росреестра по Мурманской области можно получить, позвонив в рабочее время по телефону 8 (8152) 44-11-43.
--------- Опубликовано: журнал "Каталог квартир", сентябрь 2016
rosreestr.ru
Росреестр
05.08.2016
С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. Об этом на пресс-конференции 4 августа рассказали сотрудники Управления Росреестра по Иркутской области. В состав Единого реестра недвижимости войдут сведения, которые в настоящее время содержатся в кадастре недвижимости (ГКН) и реестре прав (ЕГРП). - Новый закон имеет ряд преимуществ, которые упростят оформление прав на недвижимость и сэкономят время граждан, - рассказал и.о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Иркутской области Михаил Жиляев. - В настоящее время кадастровый учет и регистрация прав – это разные процедуры. При этом, нередко граждане совершают операции с недвижимостью, для которых требуются обе процедуры. Создание Единого реестра недвижимости позволит обеспечить одновременное осуществление кадастрового учета и регистрации прав.В регистрирующий орган нужно будет подать одно заявление и одновременно в течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней.Также новый закон сокращает не только сроки регистрации, но предоставление сведений из Единого реестра недвижимости. Если гражданину необходима выписка об объекте недвижимости, то он сможет получить ее в течение трех дней вместо пяти.- С 2017 года гражданам смогут доставить готовые документы в любое удобное место и время, - добавила начальник отдела регистрации прав публичных образований и крупных правообладателей Управления Росреестра по Иркутской области Кристина Подскребкина. - Для этого будет необходимо при подаче заявления указать в нем способ получения «курьерская доставка». Данная услуга будет платной.Согласно новому закону, свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет, регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе о сделке.
rosreestr.ru
Росреестр
Понятие единого недвижимого комплекса введено в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ЕНК, ГК РФ) Федеральным законом от 02.07.2013 № 142-ФЗ, вступившим в силу с 01.10.2013 г.
Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться ЕНК – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К ЕНК применяются правила о неделимых вещах.
При этом до 01.01.2017 Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав) не содержал специальных норм о порядке государственной регистрации прав и сделок в отношении ЕНК. Вместе с тем, Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Правила ведения ЕГРП), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765, позволяли и одновременно устанавливали особенности внесения в ЕГРП записей о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на ЕНК.
Однако кадастровый учет ЕНК до 01.01.2017 не осуществлялся, так как Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ не относил ЕНК к объектам недвижимости, в отношении которых осуществлялся государственный кадастровый учет.
Поскольку иное не было установлено ГК РФ, Законом о регистрации прав государственная регистрация прав на ЕНК и сделок с ним осуществлялась в порядке, установленном Законом о регистрации прав. Указанные правовые акты не содержали норм, препятствующих правообладателю объектов недвижимости, права на которые были зарегистрированы в ЕГРП, объединить данные объекты в ЕНК, причем сделать это могли как физические, так и юридические лица.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в котором особенностям осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении ЕНК посвящена отдельная статья (46).
Данная норма предусматривает возможность осуществления и кадастрового учета, и государственной регистрации права собственности на такой объект.
При этом государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на ЕНК могут осуществляться в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как ЕНК, либо в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК РФ объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника. Порядок ведения ЕГРН утвержден приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, которым в том числе установлены правила внесения записей в кадастр недвижимости в отношении ЕНК.
Однако предположить, какие сложности могут возникнуть в правоприменительной практике в свете нового Закона о регистрации, пока не представляется возможным.
Анжелика Иванова,
заместитель начальника отдела
государственной регистрации
недвижимости
Управления Росреестра
по Омской области,
государственный регистратор.
rosreestr.ru