Изменение правил отнесения объектов к недвижимости. Поправки в Гражданский кодекс РФ в сфере недвижимости. Изменения в недвижимости
Изменения в недвижимости в 2018 году - Недвижимость - Жилищное право - урок права
В сфере недвижимости были приняты новые законы и нововведения все они связаны с активные работой государства в области законотворчества.
Начнем с того что с 2018 года начнут действовать новые правила расчета земельного налога. Сейчас мы с вами платим 40 процентов от расчетной стоимости, а за 2017 год мы в этом году будем платить уже 60 процентов. Таким вот образом идет поэтапное повышение налога.
Кроме того, если на участке будет выявлено неучтенная постройка, то владельцу будет начислен двойной налог, что называется в виде наказания.
А еще уже вовсю на уровне правительства обсуждается вопрос о том чтобы признавать самостроем такие незарегистрированные постройки и все они будут подлежать сносу. соответствующие изменения готовятся внести в градостроительный и гражданские кодексы, так что имейте это ввиду.
Также 1 марта 2018 года заканчивается дачная амнистия, если раньше можно было прийти в Росреестр и предоставить практически любой документ на землю, например, решение какого-то исполкома лохматых годов и ваши права собственности будет зарегистрировано, а для регистрации дачного дома всего лишь заполнить декларацию. То с марта все намного усложнится придется вызывать специалистов которые определяют размеры и координаты. В общем у собственников появится не только лишние заботы, но и финансовый расход.
Хотя стоит отметить что дачной амнистии уже переносилась по срокам и может быть такое случиться еще раз. Тут уже не угадаешь. Тем более, что власти заинтересованы в постановке всех объектов недвижимостью на учет, так как это напрямую влияет на собираемость налогов в стране.
Теперь перейдем от земель и дачь к новостройкам. Наступивший год принес с собой ужесточение требований к застройщикам и изменению процедуры продажи ими квартир. В течение трех лет будет осуществлён полный отказ от практики долевого строительства. Застройщик будет привлекать кредитные средства уполномоченных на то банков, а деньги от реализации квартир получит только после введения дома в эксплуатацию.
При этом покупатели будут уже не дольщиками, а понесут свои деньги в эти же банки, которые после и расплатиться со строителями. Казалось бы что все замечательно такое понятие как обманутые дольщики исчезнет, но за это нам придется расплатиться подорожанием квартир и,может быть, уже этот год станет последним когда квартиру новостройки можно купить за нынешние цены.
В будущем они просто-напросто подорожают. Еще эти изменения приведут к тому, что с рынка уйдут небольшие строительные компании и останутся только крупные игроки, что конечно снизит уровень конкуренции, а это всегда приводит к дополнительному росту цен.
Еще из интересного с 1 июля 2018 года появятся электронные ипотечные закладные. В документе будут ставиться электронной подписи включая подпись государственного регистратора хранится это закладная будет в депозитарии соответственно в виде электронного документа в котором будут все необходимые данные. Это и информация о заемщике, дате и месте заключения договора, сумме кредита сроков уплаты и всего остального.
С интересом ждем что в январе будет опубликован график переселения по программе реновации в Москве. Ранее сообщалось что первые новоселы въедут в новые квартиры уже в феврале этого года. Похоже программы хотят распространить и в других городах. Так, глава Минстроя в свое время заявил что за Москвой могут последовать такие города как Екатеринбург и Сочи.
urokzakona.ru
Изменение правил отнесения объектов к недвижимости. Поправки в Гражданский кодекс РФ в сфере недвижимости
Минэкономразвития подготовило изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в сфере недвижимости. Причем МЭР меняет правила, по которым объекты можно считать недвижимостью – одно из самых фундаментальных понятий, являющихся основой гражданского законодательства.Сегодня, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.Законопроект предлагает изложить понятие недвижимых вещей следующим образом: к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, здания.Таким образом, из законодательства убрали примечание о том, что недвижимость должна быть привязана к земле, и приняли за аксиому, что здание это недвижимость, которая всегда прочно связана с землей, поэтому законодательное закрепление этого факта не требуется; зданию дано определение – это строение, в котором могут быть образованы не менее двух помещений, в том числе признаваемых жилыми в соответствии с жилищным законодательством, и (или) машино-мест.
Такие идеи оставляют за собой вопросы. Чем старые формулировки мешают развитию гражданского оборота недвижимости в России? Почему здание – это строение, в котором именно не менее двух помещений?Вопрос тесной связи с землей оставлен только для такого объекта, как сооружение – оно будет считаться недвижимостью в том случае, если оно прочно связано с землей. При этом перечень видов сооружений, не являющихся недвижимым имуществом, должно определить Правительство Российской Федерации.Также, объекты незавершенного строительства являются недвижимостью, если они отвечают признакам, установленным Правительством Российской Федерации.
Вводится новая глава 17.1 «Право собственности и другие вещные права на здания и сооружения». Глава определяет момент и способ возникновения зданий и сооружений, условия образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.Корректируются правила возникновения права собственности на вновь создаваемую недвижимость, отчуждения недвижимости в связи с изъятием земельного участка для гос. нужд, владения и пользования землей на праве постоянного пользования.При этом поправки не столько полезны, сколько путают правоприменителей. Статья 287.2 ГК РФ говорит о том, что образование объекта недвижимости осуществляется по решению собственника объекта недвижимости и считается завершенным с момента государственной регистрации прав на него, и второй пункт той же статьи говорит о том, что здание и сооружение как недвижимые вещи образуются после завершения их строительства.
Инициативы, предусмотренные законопроектом, подготовлены с целью усовершенствования гражданского оборота недвижимости. По замыслу должен быть уточнен порядок правового регулирования недвижимых вещей, предприятия и недвижимого комплекса. Однако, на наш взгляд, законопроект все еще нуждается в доработке.
Автор: Андрей Пушкин к.э.н., управляющий партнер Tenzor Consulting GroupИсточник: Аналитическое агентство RWAY
www.tenzorconsult.com
Изменения в законодательстве в сфере недвижимости 2018 года:
1. запрещается распоряжаться участком, границы которого не размежеваны.
Обязательным предоставлением стал технический план объекта капительного строительства. Смысл - дачный дом должен стоять в границах контура строения на плане. Это изменения 2017 года. Продолжением этого стал запрет, вступивший в силу с 1 января 2018 года - нельзя распоряжаться земельными участками, данные о которых отсутствуют в егрн. Решение - участок должен пройти процедуру межевания у кадастрового инженера. Чтобы продать или подарить участок недостаточно свидетельства о собственности (изменения внесены на основании федерального закона от 22. 12. 2014. Номер 447-ФЗ "О Внесении Изменений в Федеральный Закон"о государственном кадастре недвижимости".Зачем? Для того, чтобы уточнить границы всех земельных участков. Властям это только в плюс, потому что налогооблагаемая база пополнится, благодаря увеличению числа неузаконенных участков.
2. запрет дачной амнистии.
Заканчивается дачная амнистия для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) (федеральный закон от 30. 06. 2006 N 93-ФЗ.Чтобы зарегистрировать права на жилище с 1 марта 2018 года необходимо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. До указанной даты будет упрощенный порядок - "Дачная Амнистия".Зачем? В настоящее время власти хотят постепенно прекратить упрощенный порядок регистрации земельных участков и ИЖС.
Что касается упрощенного порядка оформления в собственность земельных участков, то этот порядок пока сохраняет свое действие до 2020 года. Дачная амнистия в начале вводилась для того, чтобы уменьшить количество неучтенных строений и участков и увеличить налог. По большей части проект свою задачу выполнил, поэтому власти вводят постепенный отказ от упрощенного подхода к оформлению дачной и садовой недвижимости.
3. требования в долевом строительстве.
С 1 января 2018 года начали вступают в действие новые ужесточенные правила, касающиеся долевого строительства.А финансовая деятельность застройщиков. Компании должны иметь один банковский счет для совершения всего денежного оборота по операциям. Также запрещается совершать сделки, не связанные напрямую с привлечением средств дольщиков. Речь идет об усилении контроля со стороны кредитных организаций над средствами строительных компаний. Размер собственных средств застройщика должен быть не менее 10% от проектной стоимости объекта.
Б увеличение требований к строительной организации и разрешительной документации. Вводится принцип "Одно Разрешение - Одно Строительство".
В застройщик должен иметь строительный стаж многоквартирных домов (общая площадь от 10 000 кв. м) не менее 3 лет.
remont.ru-best.com
2017 стал годом серьезных изменений законов о недвижимости
Елена Никоненкова, директор КФ «Прецедент», рассказала о самых главных новостях в законодательстве, влияющих на рынок новостроек с начала этого года.
– 2017 год стартовал с глобальных изменений в сфере регистрации. Начала функционировать новая база данных по правам на недвижимость, соединившая базы Росреестра и кадастровой палаты. И это уже вылилось в ряд проблем, например, в задержку сроков регистрациии получения документов. Впрочем, есть и хорошие новости. В частности, появилась возможность одновременной сдачи документов на регистрацию объекта недвижимости и постановку на кадастровый учет.
– Более того, если объект недвижимости ставится на кадастровый учет, теперь его надо обязательно зарегистрировать, – уточнила Елена Никоненкова. – Как раньше, оставить данный вопрос висящем в воздухе, «на потом», больше не получится.
В 2017 году также появился новый объект недвижимости – машиноместо. Для застройщиков пока непонятно, как формировать машиноместо, при средней площади 8,5 кв.м, чтобы это было выгодно по планировке. Для собственника несомненным плюсом является то, что он сможет распоряжаться своим машиноместом по личному усмотрению, не уведомляя об этом других владельцев общедолевой собственности (в этом отпала необходимость).
Еще один решенный вопрос – блокированные многоквартирные дома.
– Раньше была небольшая инструкция о том, что любой дом, имеющий в своем составе две квартиры или более, является многоквартирным. Сейчас законодатель пояснил, что под действие 214-ФЗ попадают блокированные дома, содержащие в себе три квартиры или более. Это означает, что если квартир в таком доме две, продаваться он может не по договору долевого участия. Кроме того, блокированная застройка подразумевает уменьшенный размер земельного участка под строительство – 1,5 сотки. Для индивидуальных жилых домов, по-прежнему , 3 сотки.
Изменился и порядок определения кадастровой цены объекта недвижимости. Теперь этим вопросом занимается специальное бюджетное учреждение, которое и будет проводить массовую кадастровую оценку. Сроки ее проведения – до 2020 года. После все объекты будут переоценены. А возможность обжалования кадастровой стоимости в суде сохранится.
Важное и интересное новшество, по словам директора КФ «Прецедент» – введение личного кабинета правообладателя. Елена Никоненкова оценила его как перспективное – на ее взгляд, это очень положительно, когда собственник сможет в режиме он-лайн наблюдать за изменениями в правах на свои объекты недвижимости и получать уведомления, если с ними что-то случается: допустим, накладывается обременение по решению судебных приставов.
Но самыми интересными стали изменения в 214-ФЗ.
– 2017 год начался с печальной статистики. Количество застройщиков, которые применили процедуру банкротства, увеличилось по сравнению с 2016 почти в два раза. На сегодня число банкротящихся застройщиков от общего числа застройщиков в РФ составляет 1,8%. Речь идет о порядка 4,5 млн.кв.м жилья. Поэтому изменения в 214-ФЗ стали своевременными. Во-первых, появился единый реестр застройщиков. Существовал он с 2006 года – был создан в результате постановления правительства Нижегородской области, но им мало кто пользовался.
Теперь реестр стал обязательным. Если застройщик запаздывает с подачей информацией в данный реестр, то будет вынужден заплатить штраф. Или может последовать самая серьезная санкция со стороны министерства строительства – приостановление деятельности застройщика или даже его ликвидация по решению суда. А любое лицо, в свою очередь, сможет заказать выписку из Единого реестра застройщиков бесплатно.
Еще одно новшество – прежде, чем начать принимать средства дольщиков, застройщик обязан получить заключение, что он, как застройщик, и его проектная декларация соответствуют требованиям 214-ФЗ. Такое заключение может быть получено после того, как застройщик сформирует свою проектную декларацию, оформит необходимые документы на земельный участок и получит разрешение на строительство. После этого он должен направить комплект документов в министерство строительства Нижегородской области, которое даст ответ в течение 30 дней.
В случае положительного решения застройщик может заключать первый договор долевого участия. Но в срок не позднее, чем 60 дней с момента получения данного разрешения. Иначе всю процедуру придется проходить заново.
Определил законодатель и состав договора долевого участия и его существенные условия: описание объекта, план объекта, сроки сдачи, цена, гарантийный срок и способы обеспечения, которые применяет застройщик. Если эти сведения не содержатся в ДДУ, по иску участника долевого строительства такой договор может быть признан незаключенным. Если ДДУ содержит сведения, не соответствующие проектной декларации, то такой договор также может быть признан недействительным в судебном порядке. Также при изменении проектной декларации застройщик обязан вносить изменения в ДДУ.
Появилось и новое обеспечение прав дольщиков. Первое уже действует и относится к дольщикам, чьи права уже нарушены: это компенсационный фонд, начавший свою работу с 1 января 2017 года. Сюда застройщики обязаны перечислять 1% от сметной стоимости объекта строительства, в котором продаются объекты долевого участия. Данные средства аккумулирует некоммерческий фонд. И он же распределяет их на нужды дольщиков, чьи права нарушены.
Следующий вид гарантий со стороны застройщика – эскроу счета. Они появятся с 1 июля 2017 года. Хотя пока, по словам Елены Никоненковой, банки и застройщики к данному изменению не совсем готовы,время для исправления ситуации еще есть.
Определен также размер уставного капитала для застройщиков: он привязан теперь к объему возводимых квадратных метров. Данное требование также начнет действовать с 1 июля 2017 года. Если уставного капитала будет недостаточно, придется заключать договор поручительства с организациями, обладающими признаками финансовой устойчивости.
Ключевым моментом является то, что теперь дольщик не может расторгнуть договор ДДУ, пока застройщик не нарушил свои обязательства. А вот по вопросам качества строительства теперь могут быть применены нормы закона «О защите прав потребителей».
И еще один вопрос, который сейчас активно обсуждается – реклама объектов, где продается недвижимость по ДДУ.
– Статья 28 пункт 7 и пункт 8 закона «О рекламе» подверглись изменениям. Теперь рекламировать объект долевого участия застройщик может только после того, как он оформил землю, получил разрешение на строительство и получил заключение от министерства строительства. Это относится только к застройщикам, которые заключают первый договор после 1 января 2017 года, – прокомментировала Елена Никоненкова. – Для застройщиков, которые ранее уже заключили ДДУ, действует единственное ограничение: если фирменное наименование застройщика не указано в проектной декларации, указывать такое фирменное наименование в рекламе нельзя.
Таким образом, на текущий момент любой рекламодатель, как собственник, так и агентство недвижимости, обязаны при рекламировании строящегося объекта указывать сведения:
– о месте размещения проектной декларации, т.е. адрес сайта застройщика.– фирменное наименование застройщика или его индивидуализирующее коммерческое обозначение, указанное в проектной декларации.
Особое внимание стоит уделять коммерческому обозначению, т.е. наименованию жилого комплекса, поскольку оно должно соответствовать проектной декларации, размещённой на сайте застройщика. Данное требование распространяется при рекламе объектов долевого строительства, независимо от момента заключения первого договора долевого участия, до 2017 года или после.
news.ners.ru
Изменения в регистрации недвижимости | Налоги и Право
Правила государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за последнее время претерпели немало поправок.
Не все из них характеризуются последовательностью, как например, изменения в регулировании государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. Напомним, что в соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» обязательная государственная регистрация таких договоров была отменена с 1 марта 2013 года. Однако уже с 4 марта 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации«, который вернул правило об обязательной регистрации в Росреестре договоров аренды недвижимости, заключенных на срок не менее одного года. Таким образом, сведения о договорах аренды недвижимости, вне зависимости от срока их действия, заключенные 2 и 3 марта 2013 года, не подлежали занесению в Единый госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несмотря на то, что эти два дня приходились на выходные дни, эксперты предрекают многочисленные случаи датирования договоров аренды недвижимости именно этими днями, в том числе и «задним числом».
23 июля текущего года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости«. Этот закон вносит изменения и дополнения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон), а также Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре).
Рассмотрим основные нововведения в сфере регистрации прав на недвижимость и сделок с нею. Их можно подразделить на несколько групп.
1. Нововведения, направленные на предотвращение мошенничества. Глава IV Закона была дополнена ст. 28.1, которая закрепила две новые возможности для правообладателей, позволяющие снизить риск возможных незаконных действий в отношении недвижимого имущества.
Первой из них является возможность предшествующего собственника объекта недвижимости подать заявление о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на этот объект недвижимости, то есть права действующего собственника. Напомним, что предшествующие собственники получили такую возможность еще с 1 марта 2013 года в результате вступления в силу поправок в ГК РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации«), но сейчас это правило было конкретизировано и дополнено. Подача заявления о возражении на зарегистрированное право не будет являться препятствием в распоряжении недвижимостью для действующего собственника, а также для приостановления или отказа в государственной регистрации прав на нее. Однако запись о таком возражении заносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), что позволит заинтересованным лицам узнать о существующих притязаниях на недвижимость, к примеру, при принятии решения о ее покупке.
В течение трех месяцев со дня внесения такой записи в ЕГРП зарегистрированное право должно быть оспорено прежним собственником в суде, о чем регистрирующий орган извещается путем направления ему копии судебного определения о принятии заявления к рассмотрению. В противном случае запись о возражении будет исключена из реестра, и повторно обратиться за ее внесением будет уже нельзя. Прежний собственник также вправе требовать внесения в ЕГРП отметки о наличии судебного спора в отношении соответствующего объекта недвижимости.
На наш взгляд, эта мера действительно способна в какой-то степени противодействовать мошенничеству в сфере недвижимости и защитить права бывших собственников в случае незаконного перехода права собственности. Так, если гражданин узнал о том, что его квартира продана незаконно, он будет заинтересован в предотвращении ее последующей продажи действующим собственником — ведь в этом случае следующий собственник уже окажется добросовестным приобретателем. Однако некоторые эксперты опасаются, что нововведение позволит недобросовестным бывшим собственникам подавать немотивированные заявления о возражении на зарегистрированное право собственности.
Возможность оспаривания права предоставлена предшествующему собственнику и тогда, когда объект недвижимости уже прекратил свое существование, но в результате этого из него образовались новые объекты недвижимости, на которые и было зарегистрировано оспариваемое право. Вместе с тем, не совсем ясно, смогут ли воспользоваться этой возможностью и иные заинтересованные лица— например, наследник, если завещание в его пользу было обнаружено уже после регистрации прав законных наследников на недвижимость.
Второй пресекающей мошенничество возможностью стало право собственника объекта недвижимости подать в регистрирующий орган заявление о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на такой объект недвижимости без личного участия собственника, то есть его представителем (за исключением законного представителя), а также другой стороной сделки с недвижимостью. Об этом заносится соответствующая запись в ЕГРП, аннулировать которую можно только по заявлению самого собственника, решению суда, а также после перехода права собственности по решению регистратора. При этом подобная запись не препятствует регистрации права иным, кроме собственника и его законного представителя лицом, если основанием для государственной регистрации является решение суда или требование судебного пристава.
Есть и другие нововведения, нацеленные на профилактику мошенничества с недвижимостью. К примеру, по запросу нотариуса Росреестр, помимо прочих сведений, будет обязан предоставить информацию о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Также уточнены возможности прокуратуры получать в ходе надзора за соблюдением законодательства сведения из ЕГРП закрытого характера (ч. 3 ст. 7 Закона в нов. ред.). Кстати, круг сведений, вносимых в ЕГРП, был расширен — к примеру, если сейчас вносятся сведения о сделках об отчуждении объектов недвижимости, то с вступлением поправок в силу будут указываются сведения и о существенных и иных условиях таких сделок (ч. 6 ст. 12 Закона в нов. ред).
2. Нововведения, направленные на сокращение и (или) уточнение сроков рассмотрения обращений.
Рассмотрим поправки к Закону, которые сократили или просто конкретизировали некоторые сроки выполнения должностными лицами Росреестра своих обязанностей.
Таблица 1. Изменения в сроках реализации отдельных процедур государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Процедура | Старый срок | Новый срок |
Государственная регистрация возникшего до ведения в действие Закона права на недвижимое имущество, перехода права, обременения или сделки в отношении такого недвижимого имущества | Не позднее, чем один месяц со дня подачи заявления и сопутствующих документов (абз. 2 ч. 2 ст. 6 Закона) | Не позднее, чем 18 дней со дня подачи заявления и сопутствующих документов (абз. 2 ч. 2 ст. 6 Закона в нов. ред.) |
Общий срок государственной регистрации прав | В течение 20 дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (абз. 1 ч. 3 ст. 13 Закона) | В течение 18 дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (абз. 1 ч. 3 ст. 13 Законав нов. ред.) |
Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав | Заявитель должен быть уведомлен о приостановлении регистрации прав и основаниях такого уведомления в срок не более чем через пять рабочих дней со дня такого приостановления (ч. 4 ст. 19 Закона) | Уведомление о приостановлении регистрации прав должно быть направлено не позднее рабочего дня, следующего за днем такого приостановления (ч. 5 ст. 19 Закона в нов. ред.) |
Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства | Не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора (абз. 1 ч. 2.1 ст. 25.1 Закона) | В течение 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации договора (абз. 1 ч. 2.1 ст. 25.1 Закона в нов. ред.) |
Кроме того, были конкретизированы и некоторые полномочия регистрационного органа — к примеру, теперь проверка правоустанавливающих документов будет проводиться не на предмет их юридической силы, как сейчас (абз. 11 ч. 1 ст. 17 Закона), а с целью установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав. Действующая редакция давала повод для оценки регистратором законности даже такого документа, как судебное решение. На недопустимость этого был вынужден указать Президиум ВАС РФ, признав незаконным отказ в государственной регистрации права на основании утвержденного третейским судом мирового соглашения сторон и выданного в соответствии с ним исполнительного листа арбитражного суда (постановление Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. № 3004/11). То же касается и оценки утвержденного судом мирового соглашения (постановление Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2011 г. № 5263/11).
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕГРП, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП, исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества (ч. 1 ст. 21 Закона в нов. ред.).Примерная форма заявления об исправлении технической ошибки(скачать)Примерная форма искового заявления о признании права собственности на объект недвижимого имущества и аннулировании записи государственной регистрации (скачать) |
Уточнены и основания для отказа в исправлении технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав. Сейчас принятие решения об исправлении ошибки, описки или опечатки полностью зависит от субъективного усмотрения регистратора, который должен оценить, может ли такое исправление причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи (ч. 1 ст. 21 Закона). Поправки же конкретизировали основания для внесения исправлений технических ошибок — исправление допускается только в том случае, если это не повлечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества. Кроме того, было дано понятие и самой технической ошибке, что может способствовать уменьшению судебных тяжб по поводу того, что имело место в том или ином деле — техническая ошибка или спор о праве (см., например, постановление ФАС МО от 30 января 2012 г. № Ф05-14162/11 по делу № А41-16394/2011).
3. Нововведения, расширяющие использование электронных форм взаимодействия. Одно из самых главных нововведений заключается в возможности направить заявление на государственную регистрацию прав и необходимый комплект документов в электронном виде, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе и через Единый портал госуслуг (дополнения вносятся в ст. 16 Закона).
В настоящее время подать заявление на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в электронном виде можно на официальном сайтеРосреестра путем заполнения онлайн-формы |
Подача заявления будет осуществляться путем заполнения и подписания электронной подписью специальной формы, размещенной как на официальном сайте Росреестра, так и на Едином портале госуслуг.
То же касается направления документов на регистрацию сделки с недвижимым имуществом и иных документов и заявлений (к примеру, заявления об исправлении технической ошибки в ЕГРП, согласно новой редакции ч. 1 ст. 21 Закона, или запроса о предоставлении сведений из ЕГРП (ч. 1 ст. 7 Закона). При этом дистанционно можно будет не только подать документы, но и зарегистрировать сделку с недвижимостью. Новая редакция ст. 14 Закона предусматривает, что в этом случае специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.
Закрепление юридически значимого документооборота проявляет себя и в том, что Росреестр теперь обязан не только принимать документы в электронной форме, но и в некоторых случаях по своей инициативе направлять их. К примеру, это коснется уведомления правообладателя о государственной регистрации обременения права собственности и иных вещных прав на объект недвижимости правами третьих ли, если такое обременение регистрируется не правообладателем (ч. 2 ст. 13 Закона в нов. ред.).
Помимо прочего, после уплаты госпошлины заявитель освобождается от обязанности подавать в регистрационный орган документ, подтверждающий оплату госпошлины, однако может представить его по своей инициативе (ч. 4 ст. 16 Закона в нов. ред.). Правда, это правило действует лишь в том случае, если информация об уплате государственной пошлины содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Напомним, что с 1 января 2013 года банки, Почта России и иные операторы, через которых производится перечисление оплаты за госуслуги, обязаны незамедлительно направлять информацию о такой оплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. При этом органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт уплаты госпошлины (п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. 4 ст. 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Если же отсутствует как документ об оплате пошлины, так и соответствующая информация в Государственной информационной системе, то заявление не принимается к рассмотрению. Поскольку обычный гражданин не может быть признан участником Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, и следовательно, не имеет возможности проверить наличие в ней необходимой информации, мы рекомендуем заявителям все-таки представлять документ об оплате госпошлины либо его копию на случай сбоя в работе информационной системы или халатности должностного лица, ответственного за информационный обмен.
Сейчас правила уведомления о ходе государственной регистрации прав на недвижимость в некоторых случаях содержат обязанность регистратора направить информацию о том или ином событии на адрес электронной почты заявителя, если он указан в заявлении или требовании судебного пристава-исполнителя (например, ч. 5 ст. 19, ч. 6 ст. 20 Закона). Поправками же предусмотрено, что порядок и способы направления уведомления в электронной форме должны быть установлены Минэкономразвития России. Это может сделать невозможным обмен информацией в электронной форме в случае запоздалого, после вступления в силу нововведений (с 1 октября 2013 года), принятия соответствующего приказа.
Поправки коснулись организации взаимодействия не только заявителя и Росреестра, но также и Росреестра с иными государственными органами. Глава III Закона была дополнена ст. 21.1, согласно которой регистрационный орган может вносить в ЕГРП не влекущие перехода, прекращения или ограничения права на объект недвижимости изменения сведений о правообладателе, которые содержатся в базовых государственных информационных ресурсах, о чем правообладатель должен быть уведомлен в пятидневный срок после этого. Такие ресурсы используются в системе межведомственного электронного взаимодействия (постановление Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах«) и включают в себя такие ресурсы, как ЕГРЮЛ, госкадастр недвижимости, единый госреестр налогоплательщиков и т. д. (полный реестр базовых государственных информационных ресурсов размещен на портале Единой системы нормативно-справочной информации).
4. Нововведения, направленные на упрощение процедуры регистрации, сокращение представляемых документов и т.д. Если сейчас проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество могла быть удостоверена только свидетельством о праве собственности, то с вступлением в силу поправок она может быть — по выбору правообладателя — подтверждена также выпиской из ЕГРП. При этом закреплено, что свидетельство о праве собственности оформляется только в бумажной форме (ч. 1 ст. 14 Закона в нов. ред.).
Представителям юридического лица теперь не придется повторно представлять учредительные документы этого юридического лица или их надлежащим образом заверенные копии в случае, если выполнены два условия: во-первых, ранее в регистрационный орган уже были предоставлены учредительные документы и проведена государственная регистрация права этой организации на соответствующий объект недвижимости, а во-вторых, учредительные документы с этого момента не претерпевали изменений (ч. 4 ст. 16 Закона в нов. ред.). Эта возможность была закреплена и ранее, но на уровне подзаконного акта (п. 22 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. приказом Минюста РФ от 1 июля 2002 г. № 184), поэтому не все заявители знали о ней. То же касается и представления правоустанавливающего документа на земельный участок при регистрации права собственности на созданный объект недвижимости в случае, если на основании этого документа ранее было зарегистрировано право заявителя на земельный участок (ч. 1 ст. 25 Закона в нов. ред.).
Заявители смогут облегчить себе жизнь и при регистрации прав на созданный или незавершенный объект недвижимости (ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона в нов. ред.). Так, уточнено, что регистрация такой недвижимости производится на основе правоустанавливающего документа на земельный участок, а также разрешения на ввод в эксплуатацию (либо разрешения на строительство для «незавершенки»). Из текста Закона было исключено указание на представление документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Примечательно, что если представление разрешения на ввод в эксплуатацию или разрешения на строительство все же необходимо, но заявитель не приложил эти документы к заявлению, это не будет являться основанием для возвращения документов. В этом случае регистрирующий орган обязан будет обратиться непосредственно к органу, выдавшему соответствующее разрешение.
Кроме того, дачники и владельцы загородной недвижимости будут освобождены от обязанности представлять кадастровый паспорт при регистрации созданного или незавершенного объекта строительства. Если сейчас документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт и выданное органом местного самоуправления разрешение на ввод в эксплуатацию либо разрешение на строительство (для «незавершенки»), то по новым правилам единственным подтверждающим документом станет соответствующее разрешение. А до 1 марта 2015 года и разрешение на ввод в эксплуатацию не может быть запрошено регистрирующими органами, и единственным основанием для государственной регистрации прав на завершенный объект индивидуального жилищного строительства будет являться правоустанавливающий документ на земельный участок заявителя (ч. 4 ст. 25.3 Закона в нов. ред.).
В Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» также внесены существенные изменения. Так, закреплено, что кадастровый номер объекта недвижимости носит неизменный характер (ч. 1 ст. 5 Закона о кадастре в нов. ред.), перечень форм предоставления информации из госкадастра недвижимости дополняется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 2 ст. 14 Закона о кадастре в нов. ред.), которая предоставляется бесплатно по запросам любых лиц (ч. 13 ст. 14 Закона о кадастре в нов. ред.).
Кроме того, значительно расширен перечень сведений об объекте недвижимости, вносимых в госкадастр недвижимости. К числу таких дополнений относятся степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах, проектируемое назначение объекта незавершенного строительства, сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и т.д. (ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в нов. ред.).
Поправками было также устранено дублирование сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости и ЕГРП. С 1 октября 2013 года сведения о общих характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I ЕГРП (ч. 6 ст. 13 Закона в нов. ред.). Кроме того, закреплено общее правило, согласно которому общедоступные сведения о правах и об ограничениях прав на недвижимое имущество, содержащиеся в ЕГРП, считаются внесенными в госкадастр недвижимости (ст. 7 Закона о кадастре была дополнена частью 3, содержащей указанное правило).
Другим значимым изменением является увеличение сроков действия временного характера сведений госкадастра недвижимости. Напомним, что сейчас образованный объект недвижимости ставится на кадастровый учет, но внесенные в госкадастр недвижимости сведения об этом носят временный характер до момента государственной регистрации прав на это имущество. При этом такие сведения аннулируются из кадастра, если государственная регистрация объекта недвижимости не была осуществлена по истечении одного года (для земельных участков — двух лет) со дня постановки его на учет (ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре). Однако на практике иногда оказывается невозможным завершить оформление прав на недвижимость в эти сроки. В связи с этим срок действия временного характера сведений госкадастра о новых объектах недвижимости был продлен до пяти лет в отношении всех объектов недвижимости.
Из общего правила об обязательности одновременной постановки на кадастровый учет помещения, расположенного в здании или сооружении, и самого здания или сооружения, было сделано исключение. Оно касается квартир в многоквартирных домах — уточнено, что не требуется ставить на учет весь многоквартирный дом, если собственник квартиры желает поставить ее на учет и получить кадастровый паспорт (ч. 4 ст. 25 Закона о кадастре в нов. ред.). В то же время ст. 25 Закона о кадастре была дополнена ст. 4.1, согласно которой орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).
Кроме того, так же, как и в сфере госрегистрации недвижимости, были расширены возможности электронного документооборота, уточнен порядок взаимодействия государственных органов друг с другом, а также сокращены некоторые процедурные сроки. К примеру, согласно новой редакции ч. 1 ст. 17 Закона о кадастре, постановка на учет объекта недвижимости, учет его изменений, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости должны будут произведены в срок не более чем 18 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (сейчас — 20 рабочих дней).
Поправки вступят в силу уже с 1 октября 2013 года, за исключением положений, уточняющих порядок аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера и вводящих новые основания для этого (эти нормы вступят в силу с 1 января 2014 года).
http://www.garant.ru
lawedication.com
Изменение правил отнесения объектов к недвижимости. Поправки в Гражданский кодекс РФ в сфере недвижимости
12.12.2017
Андрей Пушкин,к.э.н., управляющий партнерпрактика «Земля. Недвижимость. Строительство»,юридическая компания Tenzor Consulting Group
Минэкономразвития подготовило изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в сфере недвижимости. Причем МЭР меняет правила, по которым объекты можно считать недвижимостью – одно из самых фундаментальных понятий, являющихся основой гражданского законодательства.
Сегодня, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Законопроект предлагает изложить понятие недвижимых вещей следующим образом: к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, здания.
Таким образом, из законодательства убрали примечание о том, что недвижимость должна быть привязана к земле, и приняли за аксиому, что здание это недвижимость, которая всегда прочно связана с землей, поэтому законодательное закрепление этого факта не требуется; зданию дано определение – это строение, в котором могут быть образованы не менее двух помещений, в том числе признаваемых жилыми в соответствии с жилищным законодательством, и (или) машино-мест.
Такие идеи оставляют за собой вопросы. Чем старые формулировки мешают развитию гражданского оборота недвижимости в России? Почему здание – это строение, в котором именно не менее двух помещений?
Вопрос тесной связи с землей оставлен только для такого объекта, как сооружение – оно будет считаться недвижимостью в том случае, если оно прочно связано с землей. При этом перечень видов сооружений, не являющихся недвижимым имуществом, должно определить Правительство Российской Федерации.
Также, объекты незавершенного строительства являются недвижимостью, если они отвечают признакам, установленным Правительством Российской Федерации.
Вводится новая глава 17.1 «Право собственности и другие вещные права на здания и сооружения». Глава определяет момент и способ возникновения зданий и сооружений, условия образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.
Корректируются правила возникновения права собственности на вновь создаваемую недвижимость, отчуждения недвижимости в связи с изъятием земельного участка для гос. нужд, владения и пользования землей на праве постоянного пользования.
При этом поправки не столько полезны, сколько путают правоприменителей. Статья 287.2 ГК РФ говорит о том, что образование объекта недвижимости осуществляется по решению собственника объекта недвижимости и считается завершенным с момента государственной регистрации прав на него, и второй пункт той же статьи говорит о том, что здание и сооружение как недвижимые вещи образуются после завершения их строительства.
Инициативы, предусмотренные законопроектом, подготовлены с целью усовершенствования гражданского оборота недвижимости. По замыслу должен быть уточнен порядок правового регулирования недвижимых вещей, предприятия и недвижимого комплекса. Однако, на наш взгляд, законопроект все еще нуждается в доработке.
Источник: - Аналитическое агентство RWAY
rway.ru
Изменения в налогообложении недвижимости | Налоги и Право
Об изменениях в порядке налогообложения объектов недвижимости и участков с 1 января 2018 года рассказал налоговый орган в письме от 03.10.2017 N БС-4-21/19836@ «Об изменениях в налогообложении имущества в связи с опубликованием Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
1) Упрощен порядок предоставления налоговых льгот физическим лицам по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц
Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы (в том числе в виде освобождения от уплаты налога, уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, дополнительных налоговых вычетов), установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.
Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.
Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.
Форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) Уточнены особенности определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости), исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;»;3) К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества
4) Установлен новый порядок расчета земельного налога в случае определения кадастровой стоимости земельных участков вследствие изменения их количественных и (или) качественных характеристик
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого земельного участка.
В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 Кодекса.lawedication.com